Реферат по предмету "Психология"


Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложными нарушениями развития за рубежом

Федеральное агентство по образованию
Омский Государственный Педагогический Университет
Факультет специальной педагогики и психологии
Кафедра специальной психологии
Контрольная работа по учебной дисциплине
«Психология детей со сложными нарушениями»
Психолого-педагогическое сопровождение детей сосложными нарушениями развития за рубежом
Выполниластудентка
234группы
ЖуковаАнна Александровна
Омск-2010

Оглавление
 
Введение
1.Сложное нарушение – что это такое?
2.Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложными нарушениями в развитииза рубежом
2.1Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70-80-е годы)
2.2Организация специальной помощи слепоглухим в Польше
2.3Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложнымсенсорным дефектом
2.4Американскаяпрограмма обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорныминарушениями
Заключение
Списоклитературы

Введение
Впоследние годы многие из наших педагогов и научных сотрудников получили возможностьпознакомиться с зарубежным опытом обучения детей, имеющих отклонения в развитии.Обычными стали поездки в другие страны и посещение там специальных школ, атакже прием зарубежных специалистов у нас. Однако по-прежнему ограниченывозможности знакомства с различными программами обучения аномальных детей в другихстранах. Между тем именно содержание учебных программ может дать представлениеспециалистам о реальном содержании обучения детей, об уровне требований кформируемым знаниям и навыкам учеников. [Д.№1]
Немаловажнуюроль играет знание становления специализированных школ и помощи детям сосложными нарушеними развития за рубежом. Важно учитывать нетолько опыт, но иошибки зарубежных специалистов в работе с такими людьми.
Скаждым годом развитие специально образования не стоит на месте. Появление новыхтехнологий, коммуникаций дает возможность развивать все стороны человеческихпотребностей. Такжет это касается потребностей специализированногопсихолого-педагогического сопровождения.
Былобы нелепо оглядываться назад и пользоваться только отечественным опытом. Поэтому,я считаю, что на сегодняшний день тема психолого-педагогического сопровождениядетей за рубежом очень актуально. Чтобы наша система диагностического икоррекционного сопровождения детей со сложными нарушениями в развитиии былаболее совершенной необходимо перенимать знания и опыт зарубежным специалистов вэтой области.[3]

1. Сложное нарушение развития — что это такое?
Влитературе и практике в настоящее время не установилась единая терминология,одни и те же нарушения могут быть названы и сложными, и комплексными, имножественными. Поэтому мы сначала определим основные понятия, которыми будем вдальнейшем пользоваться.
Нарушениеразвития может быть изолированным (единичным) или сложным (множественным).Единичное нарушение — это нарушение какой-то одной системы организма. Например,это только нарушение зрения или только нарушение слуха. Но изолированноеповреждение слухового анализатора вызывает выпадение слуховой чувствительностии ведет к нарушению формирования речи. Для ребенка с врожденной глухотойразвитие словесной речи становится невозможным без специального обучения иприменения технических средств. В свою очередь, отсутствие словесной речинеизбежно сказывается на развитии мышления ребенка, что выступает в качественедостатков третьего порядка; их следствием выступают другие недостаткипсихического развития. Точно так же могут быть указаны первичные, вторичные идругие недостатки психического развития при повреждении только органов зренияили при органическом* повреждении центральной нервной системы, как это имеетместо при умственной отсталости или при детском церебральном параличе.
Сложное,или множественное, нарушение — это первичное нарушение двух или более системорганизма у одного ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств.Например, слепоглухота, слепота и нарушение речи, слабовидение и двигательныенарушения, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения и слуха и т.д.
Досих пор в нашей стране не существует официального определения сложногонарушения как особого вида детской и взрослой инвалидности. Инвалидность до сихпор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению. Например,слепоглухие люди в нашей стране являются чаще всего инвалидами детства позрению, реже — по движению или по слуху, а иногда и по психическомузаболеванию. Современное определение «слепоглухой» в других странах миразависит от условий обучения слепоглухих и нормативных документов, принятых вконкретном государстве. Например, отнесение ребенка или взрослого инвалида ккатегории слепоглухих в США или Скандинавских странах гарантирует ему место длябесплатного обучения в специальной школе и особое социальное обслуживание(бесплатные перевод, сопровождение, транспортные услуги и т. д.). В этихстранах, стоящих на самых передовых позициях по защите прав инвалидов,категория «слепоглухой» давно включена в государственный реестр инвалидности.Слепоглухота там определяется как комбинация нарушений зрения и слуха, котораясоздает особые трудности общения и требует обеспечения специальныхобразовательных нужд этих детей. [1]

2. Психолого–педагогическое сопровождение детей со сложныминарушениями в развитии за рубежом
2.1Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70-80-е годы)
Историяобучения слепоглухих детей, насчитывающая уже более 150 лет, не раз освещаласьв работах отечественных авторов. Однако эти описания затрагивали опыт толькосравнительно отдаленного периода — с середины прошлого века и до первыхдесятилетий нынешнего[1]. Между тем со времени второй мировой войны в этойобласти произошли большие изменения, о которых в нашей стране публикаций почтинет.
Известно,что первый опыт по обучению слепоглухих детей принадлежит Соединенным ШтатамАмерики. С 1837 г., когда там началось обучение слепоглухой Лауры Бриджмен, и принятоисчислять историю
этойотрасли педагогики. В это же время было создано первое учебное отделение дляслепоглухих при Институте слепых Перкинса, недалеко от г. Бостона. Именно вэтой школе обучалась и знаменитая слепоглухая Эллен Келлер. Отделение этопродолжает существовать и сейчас, недавно оно отметило свое 150-летие. В 1939г. в США было зарегистрировано 69 слепоглухих детей, из которых обучалисьтолько 24: 18 — в Перкинсовской школе слепых в г. Бостоне, остальные — при школахслепых или глухих в других городах Северной Америки [2]. В середине 50-х гг. вСША был проведен новый учет детей с нарушениями зрения и слуха, который выявилуже 252 слепоглухих ребенка. В то время из-за недостатка квалифицированныхпедагогов смогли приступить к обучению только 74. В конце 50-х гг. поинициативе Перкинсовской школы была организована специальная подготовкаучителей для слепоглухих детей при Бостонском университете, который уже к 1964г. выпустил 40 квалифицированных педагогов.
В1963—1965 гг. в результате трагических последствий эпидемии краснухи,затронувшей население многих стран, в США резко возросло число новорожденныхслепоглухих. За эти годы в США было зарегистрировано рождение около 5000 детейс различными дефектами, из которых примерно 2000 имели глубокие нарушениязрения и слуха. В настоящее время в США проживает более 1300 слепоглухих,рождение которых пришлось на упомянутые годы. Потребовались специальныеправительственные меры для оказания помощи этим детям. Указом правительства СШАв 1968 г. было организовано 8 региональных административных центров дляобслуживания слепоглухих на всей территории США, в 1984 г. таких региональныхцентров было уже 10. Их задачей была координация всех имеющихся возможностей повыявлению, диагностическому обследованию, лечению и организации обученияслепоглухих детей. Один из таких центров по обслуживанию слепоглухих в НовойАнглии был открыт при Перкинсовской школе в 1969 г., к 1980 г. в нем обучалисьуже 60 детей. Для слепоглухих детей были созданы специальные программы, по которымидет обучение детей с 5 до 22 лет. Слепоглухие старше 5 лет (дети младше5-летнего возраста обучаются вместе со слепыми сверстниками) учатся попрограммам начального уровня, имеющим целью развитие общения, обучение навыкам первоначальногочтения и математики, самообслуживания и социальной ориентировки. После 12 лет, взависимости от результатов начального обучения, слепоглухих детей разделяют на двегруппы: первая' ориентируется на приобретение навыков повседневной жизни ибытового труда, а вторая продолжает академический курс обучения. В последние годыв школе созданы специальные программы для обучения слепоглухих умственноотсталых детей .
С1969 г. всю работу по выявлению, учету, изучению и предпрофессиональной подготовкеслепоглухих в США координирует Национальный центр им. Эллен Келлер дляслепоглухой молодежи и взрослых, созданный при поддержке правительства СШАФондом для слепых им. Э. Келлер. Этот центр расположен в Нью-Йорке. В 1980 г.количество слепоглухих в возрасте до 21 года уже составляло в США 5998 человек(общее число слепоглухих в США — 40 000чел.), которые обучались при самыхразличных учебных учреждениях США. В специальных частных и государственныхшколах училось 1104 ребенка, в государственных институтах для умственноотсталых детей находилось 2124 слепоглухих, остальные обучались на дому или присамых разных типах дневных школ США. При этом методы оценки уровня развитияслепоглухого ребенка и характер его обучения целиком определяются условиямитого региона США, в котором проживает ребенок. В частных специальных школах(как правило, это школы для слепых или глухих детей) обучение слепоглухихосуществляется индивидуально при соотношении один учитель на группу из двухучеников или один учитель — один ученик. Кроме того, к обслуживанию учебногопроцесса привлекаются врачи, логопеды, психологи, различные научныеконсультанты. Государственные институты умственно отсталых имеют гораздо худшиеусловия для слепоглухих детей: учителя в них работают с большей учебнойнагрузкой при меньшей зарплате, один учитель занимается с пятью слепоглухими .
Внастоящее время 6 высших учебных учреждений США готовят педагогов дляслепоглухих детей. Многие зарубежные страны посылают своих учителей дляобучения и стажировки в такие ведущие американские учебные учреждения, какПеркинсовская школа. США через свои специальные фонды помощи слепым участвует вподготовке педагогов для слепоглухих детей и в Европе.
Хотяистория обучения слепоглухих в Западной Европе имеет не менее раннее начало,чем в США, проследить ее гораздо труднее. Две мировые войны основательноизменили карту Европы, население многих стран очень пострадало. Нарушилисьстарые традиции обучения; под влиянием, идущим из-за океана, возникли новые. Внастоящее время наибольшие достижения в этой области в Западной Европе имеютспециальные учреждения Нидерландов, Великобритании, ФРГ и стран Северной Европы.
Именнона их успехах в деле обучения слепоглухих мы и остановимся подробнее в даннойстатье.
1952годом датируется начало организации специального обучения слепоглухих вВеликобритании. После стажировки в Перкинсовской школе США нескольких педагоговКондоверской школы, одной из старейших школ для слепых в Англии, туда поступилипервые двое слепоглухих детей. В дальнейшем там было организовано специальноеотделение для слепоглухих, где обучаются дети с 6 до 18 лет. Учебную группусоставляют 4 человека. До шестилетнего возраста слепоглухие дети проходятобучение в специальном дошкольном отделении при Кондоверской школе. Если слепоглухойребенок успешно справляется с программой, то он продолжает обучение. Если же порезультатам дошкольного обучения у слепоглухого ребенка устанавливаетсяумственная отсталость, то он направляется в специальную клинику. Долгое времяКондоверская школа была единственным учреждением такого рода в Англии. В 1986г. в ней обучалось 27 слепоглухих детей.
Особуюроль в развитии обучения и обслуживания слепоглухих детей в Великобританиииграют две общественные организации. С 1928 г. там существует Национальная Лигапомощи слепоглухим. Эта организация объединяет всех слепоглухих, живущих встране, и защищает их интересы в обществе. Сейчас она объединяет 8000слепоглухих. В 1955 г. по инициативе нескольких семей, в которых родилисьслепоглухие дети в результате заболевания их матерей в период беременностикраснухой, была создана ассоциация родителей. Роль этой ассоциации возрослапосле эпидемии краснухи в шестидесятые годы. Так, если в 1955 г. она объединялавсего 12 семей, то в 1987 г. число ее членов составило уже 2000. В настоящеевремя в нее входят не только родители, но и учителя и исследователи — все, ктодобровольно хочет участвовать в оказании помощи слепоглухим детям. По ееинициативе началось обучение слепоглухих при других специальных школах страны. (Внастоящее время обучение слепоглухих детей наряду с Кондоверской школойосуществляют еще 6 специальных школ Великобритании.) При ассоциации открытспециальный консультативный центр для родителей, создано отделение дляслепоглухой молодежи, в котором подросткам оказывается помощь в организации ихдосуга и общения, в профессиональной подготовке и социальной адаптации.Ассоциация издает свой журнал, активно участвует в организации симпозиумов попроблемам слепоглухоты как внутри страны, так и за рубежом. Патроном этойассоциации является один из членов королевской семьи.
С1981 г. существует Союз учителей слепоглухих Северных стран, в который входятучителя Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Этот Союз призванкоординировать усилия педагогов пяти стран в деле обучения и обслуживанияслепоглухих детей. Он организует обмен информацией, проводит курсы повышенияквалификации педагогов и т. п. Наиболее старые традиции в деле обученияслепоглухих среди этих стран имеет Швеция. Еще в 1886 г. при приюте для слепыхв г. Венерсборге было открыто отделение для нескольких слепоглухих детей,которые, пройдя там определенный курс обучения, оставались в приюте до концасвоих дней, посильно участвуя в производительном труде в местных мастерских. В1922 г. этот приют был преобразован в Институт для детей со множественнымидефектами. В 1965 г. из него выделилось и было переведено в г. Оребруотделение, которое теперь называется Школой для слепых с множественнымидефектами. Отделение для слепоглухих существует в этой школе по сей день. В1975 г. там обучалось 14 детей, причем причиной дефекта у 13 из них былакраснуха, перенесенная внутриутробно. Все дети, поступающие сюда, обязательнопроходят диагностическое обучение сроком не менее одного года. Если после 1—3лет обучения слепоглухому ребенку ставится диагноз глубокая умственнаяотсталость, то он переводится в учреждение для умственно отсталых детей. Причемпедагоги отделения для слепоглухих не прерывают связи с таким ребенком, следятза его развитием, консультируют его новых воспитателей. В 1972 г.недалеко отшколы построено отдельное здание, в котором созданы условия для проживаниянескольких слепоглухих взрослых выпускников. Общее число слепоглухих в Швециисоставляет 500 человек, из них 151 — младше 16 лет, среди последних многиеимеют умственную отсталость .
Поданным Ассоциации слепоглухих Финляндии, которая существует там с 1981 г., натерритории этой страны зарегистрировано 450 слепоглухих, 70 из них — дети.Обучение слепоглухих детей осуществляется в Малом центре для слепоглухих в г.Ювяскюле .
Поданным специального обследования 1984 г., в Норвегии проживает 228 слепоглухих,из них 25 детей в возрасте до 16 лет. Только 47 человек из 228 имели нарушениязрения и слуха с рождения и находились в школах для детей с множественнымидефектами или в домах для умственно отсталых. 69 человек из 228 имеливрожденную глухоту и более поздние нарушения зрения. 15 были слепыми срождения, потеря слуха шла с возрастом. Остальные 97 человек утратили зрение ислух в старости. Подробное обследование жителей Норвегии, имеющих глубокиенарушения зрения и слуха, проводится там с 1976 г.
Внастоящее время слепоглухие дети в Норвегии обучаются при 3 школах для глухихдетей. С 1981 г. недалеко от Осло открыт Центр для слепоглухой молодежи. Приэтом центре организованы курсы для родителей слепоглухих детей. Родители,имеющие слепоглухих детей, входят в ассоциацию, руководящий комитет которойпостоянно информирует живущие в разных концах страны семьи о последних новостяхи достижениях в области обучения слепоглухих .
Числослепоглухих в Дании составляет 133 человека. Слепоглухие дети обучаются приГосударственной школе для глухих в г. Ольборге. Педагог, впервые организовавшийтам обучение слепоглухих детей в 1965 г., прошел специальный курс вПеркинсовской школе. В 1975 г. в школе обучалось 11 слепоглухих, у 10 ванамнезе отмечена краснуха, перенесенная внутриутробно. Слепоглухие дошкольноговозраста учатся в Дании на дому. Один раз в год родители привозят детей надвухнедельное консультативное обучение в школу. В течение этого временипедагоги наблюдают за ребенком и ведут обучение, составляют для родителей пландальнейшей работы с ним. Специальные курсы для родителей слепоглухих детейорганизуются в школе в течение года .
Первоеотделение для слепоглухих детей было открыто на территории ФРГ в 1965 г. пришколе слепых г. Ганновера. В 1967 г. на основе слияния Союзов слепых рядаобластей Западной Германии было организовано Немецкое общество слепоглухих,которое построило на свои средства в Ганновере Немецкий центр для слепоглухих.В основу проекта этого центра, открытого в 1972 г., был положен опыт созданияподобных учреждений в США, Англии и Голландии. Центр состоит из целогокомплекса зданий, в которых расположены школа-интернат, курсы учителей сгостиницей, здесь же 45-квартирный дом для взрослых слепоглухих,административные здания, спортивные сооружения. Учебная группа состоит из 4детей, с которыми занимаются 1 учитель, 3 воспитателя и 1 няня. Учительслепоглухих детей имеет высокую квалификацию: помимо педагогическогообразования и не менее чем полуторагодового стажа работы в массовой школе, ондолжен после года работы со слепоглухими окончить курс подготовки на факультетеспециальной педагогики Гамбургского университета и пройти стажировку приотделении слепоглухих Института глухих в Голландии .
Обучениеслепоглухих в Нидерландах организовано в 1961 г. при одной из самых старых вЕвропе школ глухих — Институте глухих около г. Хертогенбоса. С самого началаобучением слепоглухих там руководит доктор психологии И. Ван Дайк, создавшийболее чем за 25-летний срок работы с этими детьми свою педагогическую систему,на которую ориентируются сейчас специалисты многих стран мира.
Благодарябольшой просветительской работе телевидения и других средств массовойинформации Голландии сведения об этиологии и особенностях обучения слепоглухихдетей проникли в самую широкую среду медицинских работников этой страны. Врезультате практически все дети с врожденными нарушениями зрения и слухавыявляются, ставятся на учет и обследуются уже в самом раннем возрасте. Всемьи, где есть слепоглухие дети, направляются специально обученные сотрудники— посредники, которые помогают родителям в воспитании их детей, посещая этисемьи почти еженедельно. Раз в шесть недель поведение слепоглухого ребенка вопределенных ситуациях записывается на видеомагнитофон, а затем демонстрируетсяВан Дайку и его сотрудникам. Анализируя и сравнивая эти записи, специалистысудят о продвижении ребенка в развитии и планируют его дальнейшее воспитание. С4 лет слепоглухие дети принимаются в специальное отделение при Институтеглухих. С 1981 г. по решению Министерства образования наполняемость учебныхгрупп в отделении для слепоглухих составляет всего 2 ученика. С ними занимается1 педагог и 2 воспитателя. Руководство отделением считает, что для успешногообучения необходимо не менее 4 часов индивидуальной работы с каждым ребенкомежедневно. Здесь не принято ограничивать обучение каким-то определеннымвозрастом. Оно может продолжаться до 20 и более лет, в зависимости отособенностей слепоглухого. При этом как можно раньше наряду с академическимидисциплинами в учебный план вводится предпрофессиональная подготовка. С 18 летслепоглухой может рассчитывать на пенсию по инвалидности, которая постепенно увеличиваетсяи к 23 годам достигает уровня среднемесячной заработной платы жителя Голландии.Если слепоглухой продолжает жить в специальном учреждении, то большая часть егопенсии идет на оплату его пребывания там. Если слепоглухие дети не в состоянииусвоить программу школьного обучения, то они переводятся в Институт для слепыхдетей со множественными дефектами, где наибольшее внимание педагоги уделяютпривитию этим ученикам навыков самообслуживания, бытового труда и проведениядосуга. По данным Национального комитета по обслуживанию слепоглухих, вГолландии на 1981 г. было зарегистрировано 300 слепоглухих взрослых и 60 детей.35 детей обучались при Институте глухих и 25 в отделении Института для детей сомножественными дефектами. Отделение слепоглухих Института постоянно проводиткурсы по подготовке специалистов. Кроме того, оно осуществляет обучениепедагогов слепоглухих детей других стран мира. Например, в 1968—1970 гг.действовали курсы такой подготовки по инициативе Американского фонда слепых. В1973 и 1975 гг. были проведены курсы уже по инициативе самой Голландии. Запоследнее время только 6 европейцев про шли стажировку по обучению слепоглухихв США и 20 специалистов были подготовлены для разных стран Европы в Голландии.В настоящее время там организуются курсы подготовки специалистов по обучениюслепоглухих для стран третьего мира .
Представлениеоб организации обучения слепоглухих за рубежом не будет полным, если не сказатьо том, что большие достижения в этой области имеет Франция, где более 100 летпроводится обучение слепоглухих в Ларнее, около г. Пуатье. Слепоглухие детиучатся в школах Бельгии, Швейцарии, Италии и Испании. Отделения для слепоглухихоткрыты при специальных учебных учреждениях Канады, Австралии и Японии, в ЮжнойАфрике и Индии. Одно из старейших учреждений для слепоглухих детей и взрослыхнаходится в ГДР — это Немецкий дом для слепоглухих, 100 лет назадорганизованный лютеранской церковью в Бабельсбурге, около Потсдама. В последниегоды при участии специалистов Советского Союза в ГДР открываются группы дляслепоглухих детей в системе государственного специального обучения. Опытобучения слепоглухих детей имеют Польша, Румыния и Югославия.
С1962 г. регулярно проводятся международные конференции по проблемам обучения иобслуживания слепоглухих детей и взрослых. Число стран, участвующих в этихконференциях, увеличивается с каждым годом.
Хотяобучение слепоглухих детей в нашей стране также имеет старые традиции и естьопределенные достижения в этой области, изучение опыта других стран может бытьполезным для наших специалистов. Выявление и учет детей с двойным сенсорнымдефектом, расширение сети учебных учреждений для слепоглухих детей ипреемственность в их работе, объединение родителей и их более ощутимое участиев деле организации помощи детям, создание центров по подготовкеквалифицированных педагогических кадров — все эти задачи только ставятся переднашей тифлосурдопедагогикой и при их решении необходимо учитывать достижениязарубежной науки. [Дефектология 1]
2.2 Организация специальной помощи слепоглухим в Польше
Проблемеобучения и воспитания слепоглухих в польской специальной педагогике началиуделять внимание в 1938 г. В специальной школе-интернате дм слепых в Ляскахтогда обучались двеслепоглухие девочки, 10 и 17 лет. Одна из них стала терятьслух и зрение в возрасте 14 лет. Но подробная информация об этих девочкахбезвозвратно пропала во время Второй мировой войны.
В1953 г. в г. Ляски вблизи Варшавы было начато обучение 14-летней сле-поглухойКристины Хришкевич, которая потеряла слух и зрение в возрасте 15 мес. послеперенесенного менингита. Обучением ее занялась слабовидящая монахиня ЭмануэляЕзерска, разработавшая индивидуальный метод общения с Кристиной «в ладонь» пообразцу алфавита для слепоглухих Лорм. Слепоглухую девочку обучали чтению,письму, основам математики, географии, биологии, речевому общению, физкультуре,самообслуживанию и социально-бытовой ориентировке. После 10-летнего обучения иреабилитации в школе она самостоятельно читала простые тексты, составляла небольшиесочинения, считала, вычитала и складывала в пределах 100, имела представление огеографии Польши, строении человеческого тела и некоторых животных. В этойшколе Кристина оставалась до 24 лет. Затем ее перевели в приют для слепыхженщин в поселке Жилув в Восточной Польше. Этот приют всегда принадлежалкатолической церкви, поэтому в нем работают монахини. Кристина Хришкевич живеттам и сейчас, недавно ей исполнилось 63 года. К сожалению, за годы проживания вприюте она утратила почти все знания и умения, которыми овладела в Лясках, инуждается сейчас в помощи даже при самообслуживании.
Доконца 80-х гг. прошлого столетия о других случаях обучения слепоглухих детей вПольше не было известно.
Внастоящее время в нашей стране нет специальных учебных учреждений дляслепоглухих детей и взрослых. Большинство слепоглухих детей посещаютспециальные школы для умственно отсталых, глухих, тугоухих, слепых илислабовидящих.
В1989 г. в специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в г.Быдгощ была организована первая группа слепоглухих детей, а год спустя открытавторая. С 1992 г. существуют три группы слепоглухих детей разного уровняразвития. Реабилитацией отдельных слепоглухих детей продолжает заниматьсяшкола-интернат для слепых в Лясках.
В1996 г. Министерство народного образования Польши издало постановление № 9 обучебных планах начальных, профессиональных и средних школ. В постановлениипредставлен впервые учебный план обучения слепоглухих детей, где былоопределено количество учебных часов в неделю для младших (I—IVклассы) и старших школьников (V—VIIIклассы). По этому плану обучение младших слепоглухих школьников по всемпредметам должно проводиться одним учителем, а в старших классах вводитсяобучение разными учителями. В учебном плане для слепоглухих выделеныдополнительные занятия по индивидуальной реабилитации (общеразвивающие,коррекцион-но-компенсаторные, физиотерапевтические, логопедические и др.),которые организуются школой в зависимости от потребностей учеников. Директорушколы была предоставлена возможность утверждать индивидуальные иэкспериментальные планы обучения детей (раньше все учебные планы утверждалисьтолько воеводскими управлениями по народному образованию). В начальной школе (I—IVклассы) сле-поглухие дети должны изучать польский язык, обществоведение,природоведение, математику, техническое обучение, изобразительное искусство,физкультуру, пространственную ориентировку и передвижение. На них отводилось 22ч в I—IIклассах, 25 ч в III классе и 26 ч вIV классе. На индивидуальные занятиябыло отведено в I—IVклассах по 10 ч еженедельно.
Встарших классах (V—VIII)слепоглухие ученики должны изучать: польский язык, историю, математику,профессиональную подготовку, изобразительное искусство, физкультуру,обществоведение. На перечисленные предметы еженедельно отводилось в V—VIклассах — 26 ч, в VII — 31 ч, в VIII— 33 ч. Индивидуальные занятия занимают по этому плану еженедельно в V—VIклассах — 8 ч, в VII—VIIIклассах — 6 ч (указанное в учебном плане количество часов на индивидуальнуюработу относится ко всему классу).
В1999/00 уч. г. в Польше приступили к внедрению школьной реформы. Она основанана введении 6-летней начальной школы, 3-летней гимназии и 3-летней средней илипрофессиональной школы. В связи с реформой внесены коррективы учебных плановдля слепоглухих детей. Постановление министра народного образования «О способахперехода начальных школ к новой школьной системе, о создании гимназий и учебныхпланах» издано 15 февраля 1999 г. В постановлении дана возможность продления каждогоэтапа обучения на год и больше. В I—IVклассах никаких изменений в учебном плане не произошло, но пока не установленучебный план для слепоглухих, обучающихся в гимназии. В настоящее время вПольше созданы учебные планы для учеников гимназии, которые имеют сложныйдефект или аутизм без интеллектуальных нарушений.
Напрактике обучение слепоглухих, детей, несмотря на тип школы, осуществляется поиндивидуальным программам. Такие программы учитывают индивидуальные возможностислепоглухого ребенка, а также уровень его актуального развития.
Некотороечисло детей с патологией органов слуха и зрения обучаются массовых илиинтеграционных школах. Там их обучение, как правило, носит частичноиндивидуальный, частично групповой характер. Это означает, что ребенок участвуетв групповых занятиях по изобразительному искусству, музыке, физкультуре, труду,которые проводит классный руководитель со всем классом. Другие предметы(математику, польский язык, обществоведение) изучает индивидуально соспециальным тифло- или сурдопедагогом. Согласно постановлению министерства, наподобное индивидуальное обучение слепоглухого ребенка в массовой школевыделяется от 6 до 8 ч еженедельно. Слепоглухие дети, обучающиеся в массовыхили интеграционных школах, занимаются по индивидуальным программам обучения илипо общепринятой специальной программе, рекомендуемой психолого-педагогическимиконсультационными пунктами (например, по программе школы для умственно отсталыхдетей, школы глухих или слепых). В массовой школе слепоглухой ребенок имеетвозможность налаживать отношения с нормально развивающимися сверстниками,воспитываться в открытой общественной среде. Это положительно влияет на егосоциализацию и подготовку к будущей жизни в обществе, обогащает индивидуальныйопыт ребенка. При этом нормально развивающиеся сверстники знакомятся сособенностями контакта ровесниками, имеющими сенсорные нарушения, учатсяпонимать и уважать их проблемы, совершенствуют положительные черты характера, атакже овладевают навыками оказания помощи таким детям.
Встречаются,но достаточно редко в случаи обучения слепоглухих детей в массовой школе пообщей программе. Массовое обучение, как правило, касается слабослышащих детей сполноценными возможностями интеллектуального развития. Обучение в массовыхшколах требует огромного труда и усилий со стороны ребенка и его семьи. Многоезависит также от положительного отношения к ребенку со стороны учителя иодноклассников. Такие отношения не всегда складываются и многие слепоглухиедети из массовых или интеграционных школ через некоторое время все-такипопадают в специальные школы.
Заинтересованностьв обучении слепоглухих проявляют также Польское общество слепых (ПОС), Польскоеобщество глухих (ПОГ) и Общество помощи слепоглухим (ОПС).
ОПСсоздано в Польше 15 октября 1991 г. Цель общества — всесторонняя помощь всемслепоглухим, проживающим в Польше, особенно слепоглухим детям и их родителям.Главной задачей управления ОПС является распространение информации ослепоглухих, их проблемах в средствах массовой информации и созданиесоответствующих условий для развития и реабилитации слепоглухих.
В1992 г. в ОПС, благодаря усилиям слепоглухого специалиста по информационнымтехнологиям Гжегожа Козловского (создателя польской модификации английскогомануального алфавита), был организован банк данных о количестве слепоглухих вПольше. В результате этого удалось официально зарегистрировать 1193 человека сглубокими нарушениями зрения и слуха, в том числе ПО детей. Но, принимая вовнимание американские статистические данные, число слепоглухих в Польше должнобыть значительно большим им, примерно соответствовать популяции в 7000-8000человек. По инициативе ОПС в 1992 г. в Варшаве был создан клуб слепоглухих,который организует их культурный досуг (занятия скульптурой, живописью), занимаетсяиздательской деятельностью. ОПС стало организатором первых в Польше курсов дляслепоглухих детей, (г. Быдгощ). В данном курсе участвовали дети в возрасте от 4до 17 лет. Программа состояла из групповых занятий (игр) и индивидуальныхлогопедических, психолого-педагогических занятий по коррекции остаточногозрения и социально-бытовой ориентировке. На курсе кроме польскихпреподавателей, работали специалисты из Института слепых Перкинса (США)
Следующийкурс состоялся в 1994 г. в г. Цехоцинке. Одной из задач было создание секцииродителей слепоглухих детей при ОПС. В организации и проведении этого курсатакже активно участвовали представители Международного благотворительного фондаХилтон—Перкинс из США.
Главнойцелью впервые организованной секции родителей слепоглухих детей являетсяорганизация всесторонней помощи семьям в:
—обучении ребенка в домашней среде;
—ликвидации барьера в общении;
—преодолении общественной изоляции;
—реабилитации;
—координации усилий родителей и специалистов по обучению и воспитанию.
Секцияреализует свои цели следующими путями:
—поиск семей, имеющих слепоглухих детей;
—определение социально-бытовых и реабилитационных потребностей семей слепоглухихдетей, а также предоставления таким семьям активной помощи;
—распространение форм сотрудничества родителей, способствующих обмену опыта вобласти реабилитации детей;
—демонстрация проблем слепоглухих детей через доступные средства массовойинформации;
—оказание психологической помощи родителям и слепоглухим детям;
—организация учебных курсов для родителей и слепоглухих детей;
—организация специализированной тифло- и сурдопомощи;
—представление и защита интересов слепоглухих детей и их родителей передгосударственными органами и общественными организациями;
—поиск средств на организационную деятельность секции;
—установление сотрудничества с другими общественными организациями.
Членысекции подразделяются на действительных и почетных. Действительным членом можетбыть любой член семьи слепоглухого ребенка. Почетным членом может бытьфизическое лицо, которое внесет особо большой вклад в деятельность секции.
Вышеуказанныенаправления деятельности секции родителей в настоящее время постепеннореализуются по мере поступления средств на ее деятельность.
Донастоящего времени в Польше не существуют системы ранней реабилитации детей содновременным повреждением слуха и зрения. Но в последние годы Центром пореабилитации слепых и слабовидящих в г. Познань были сделаны первые попыткикомплексной реабилитации слепоглухих детей раннего возраста по месту ихжительства.
Большинствослепоглухих детей в Польше живет в маленьких городах, их семьи не всегдасвоевременно ориентируются в возможностях реабилитации ребенка, не знают, вкаких именно учреждениях можно найти помощь. Более 80% человек, записывающихсяна консультации и реабилитацию ОПС, — это взрослые слепоглухие, те, которые немогут найти общего языка с окружающим миром, не знакомы ни с какой системойобщения и никогда ранее не проходили никакой реабилитации.
Значительнаячасть слепоглухих детей или совершенно лишены ранней реабилитации, илипользуются услугами центров по реабилитации глухих и тугоухих детей и молодежиПОГ, что совершенно недостаточно.
ВПольше нет специализированных детских садов или отдельных групп для детей сосложным сенсорным нарушением в массовых или интеграционных детских садах.Однако существуют некоторые возможности получения помощи, консультации,специализированной реабилитации в различных государственных учреждениях,подведомственных Министерству здравоохранения, Министерству народногообразования. Министерству труда, зарплаты и социальной политики, а такженекоторым неправительственным организациям Польши.
Практикапоказывает, что родители слепоглухих детей сначала обращаются в медицинскиеучреждения, т.е. педиатрические, офтальмологические, отоларингологические, неврологическиеи психиатрические центры. В этих центрах даются первичные диагностическиезаключения и рекомендации отношении дальнейших реабилитационных мероприятий.Далее ребенка направляют в центры по реабилитаций глухих, тугоухих детей имолодежи ПОГ и в небольшом проценте — в центры по реабилитации слепых ислабовидящих. После психологических, педагогических и логопедическихобследований ребенку рекомендуют индивидуальные коррекционные занятия по определенномуплану. Такие занятия, в лучшем случае, проходят один раз в неделю, что явнонедостаточно.
Большуюроль в диагностике, отборе и определении форм обучения и воспитания слепоглухихдетей играют психолого-педагогические консультационные пункты, подведомственныеМинистерству просвещения Польши. В Постановлении министра просвещения от И июня1993 г. «Об организации и правилах работы психолого-педагогических и другихспециализированных консультационных пунктов» указывается, что их цельюявляется:
—осуществление всесторонней помощи в развитии и обучении детей и молодежи;
—помощь в выборе профессии;
—оказание детям и молодежи, их родителям и опекунам, учителям и воспитателям специализированнойпсихологической, педагогической, логопедической и реабилитационной помощи.
Пунктыосуществляют свои задачи путем диагностической, консультативной, коррекционнойи профилактической деятельности в своих помещениях, а также при школах и надому.
Ксожалению, на практике данные указания не всегда осуществляются, что обусловленорядом причин организационного, экономического и неформального характера.
Впоследнее время в Польше заметно растет заинтересованность государственныхорганизаций, союзов инвалидов и частных лиц вопросами обучения, воспитания иреабилитации слепоглухих разного возраста. Это проявляется в появлении новыхнаучных исследований по этой тематике, а также в попытках разработки системыспециальной помощи слепоглухим и их семьям в различные периоды их жизни. [Дефектология2]
2.3Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложнымсенсорным дефектом
Нетак давно мы получили возможность познакомиться с содержанием курсов попривитию навыков повседневной жизни, основам научных знаний и жестовому языкудля обучечения слепоглухих детей, которые разработаны в знаменитом Институтеслепых Перкинса (г. Ватертаун, Массачусетс, США), имеющем самые давние втрадиции обучения слепоглухих. Эти программы по нашей просьбе прислал директор отделениядля слепоглухих М. Коллинз.
Неимея возможности опубликовать эти программы полностью, мы хотим с любезногоразрешения М. Коллинза познакомить наших читателей с основным их содержанием.Мы надеемся, что программа «Навыки повседневной жизни” представит интересдля самого широкого круга наших специалистов, и прежде всего будет полезнадефектологам, работающим во вспомогательных классах школ для детей с нарушеннымслухом и зрением, во вспомогательных школах и учреждениях социальной защитынаселения, в консультативных группах для детей со множественными и сложныминарушениями.
Учебныйкурс „Навыки повседневной жизни“ (Curruculumfor dailyliving) разработан в концесемидесятых годов коллективом авторов под руководством и при непосредственномучастии Г. Стенквист и Н. Роббинса и издан отдельной книжкой, содержащей 192страницы текста1.
Этапрограмма обучения разрабатывалась для слабовидящих глухих детей и слепоглухихс остаточным зрением, которые составляют в настоящее время большую частьвоспитанников учебных учреждений для слепоглухих. Она рассчитана на самый широкийвозрастной диапазон: от детей в младенческом возрасте до взрослых.
Программасостоит из 5 разделов:
1.Навыки самообслуживания.
2.Культура поведения.
3.Домоводство.
4.Досуг и отдых.
5.Передвижение в ближайшем пространстве.
Раздел»Навыки самообслуживания" состоит из 5 более конкретных: 1)«Режим питания»; 2) «Навыки, связанные с приемом пищи»; 3)«Навыки одевания»; 4) «Навыки личной гигиены»; 5)«Туалет».
Вразделе «Режим питания» ставится задача формирования следующих навыков:умение пить из детской бутылочки с соской, координировать сосание и глотание;есть различные виды протертой пищи; удерживать в руке твердые куски пищи;откусывать и, прожевав, глотать; есть разнообразную жидкую пищу; приучитьребенка есть три раза в день в определенное время, не бояться пробовать новуюпищу, есть бутерброды, жевать мясо, сырые овощи; употреблять разнообразнуюпищу, необходимую для полноценного питания.
Вразделе «Навыки, связанные с приемом пищи» сформулированы следующиезадачи:
-научитьребенка есть с ложки; пить из чашки; держать ложку при еде; естьсамостоятельно; держать чашку одной рукой во время питья; есть ложкойсамостоятельно без лишних манипуляций с ней; научить отличать съедобное отнесъедобного; наливать жидкость из кувшина в чашку; вытирать пролитую на столжидкость; пить из питьевого фонтанчика и пользоваться соломкой для питья; научитьотделять кусочки еды с помощью вилки; пользоваться столовым ножом длянамазывания масла на хлеб и др.
Раздел«Навыки одевания” предполагает воспитание следующих умений: ожидатьпроцедуру одевания и пассивно в ней участвовать; продолжать действия взрослого прираздевании; полностью самостоятельно раздеваться; активно участвовать водевании; расстегивать и застегивать пуговицы; выбирать верхнюю одежду по погоде,полностью самостоятельно одеваться; выбирать одежду по ситуации, правильно ееназывать, надевать, застегивать, обуваться, завязывать пояс, фартук, шарф,бант, снять одежду.
Раздел“”Навыки личной гигиены” предполагает воспитание умения участвовать в процессе умываниявытирания своего лица и рук, активно участвовать в процедуре чистки зубов, подражатьдействиям причесывания — водить расческой по волосам; мыть и вытирать руки самостоятельно;умываться и чистить зубы при небольшом контроле со стороны взрослого; Девочкидолжны уметь самостоятельно ухаживать за собой в период менструаций; периодическимыться; пользоваться маникюрными принадлежностями при уходе за ногтями;причесываться в нужное время и в соответствующем месте; понимать необходимостьвовремя постричь волосы, привести в порядок ногти; полностью самостоятельно ухаживатьза телом и др.
Вразделе „Туалет“ ставится задача упорядочить время отправлений, приучитьреагировать на мокрые и грязные штаны, стараться быть сухим весь день,реагировать на мокрую постель ночью, мочиться только на горшок (унитаз); мальчикамуметь мочиться стоя; пользоваться туалетом с минимальной посторонней помощью;пользоваться туалетом самостоятельно днем и ночью.
»Правилаповедения за столом"; 2) «Уход за одеждой»; 3) «Правила поведенияв других ситуациях».
Раздел«Правила поведения за столом» включает формирование следующихнавыков: уметь сидеть на стуле за столом; знать свой стол, свое место за столом(находить свой стул и садиться); воздерживаться от криков за столом; пить иесть аккуратно; воздерживаться от начала еды без разрешения взрослого, сидетьза столом в правильной позе и др.
Раздел«Уход за одеждой»: уметь вешать пальто на вешалку; участвовать вместесо взрослым в складывании и убирании своей одежды; беречь одежду от грязи;убирать одежду в определенное место вечером и утром; помогать взрослому вручной стирке своей одежды и др.
Раздел«Правила поведения в других ситуациях» предполагает воспитание уменийвести себя правильно в больнице, поликлинике, магазине, в гостях; уважать правособственности — знать, что вещи принадлежат тому или иному лицу; правильновести себя, когда кашляешь, чихаешь или сморкаешься; правильно вести себя приобщении — смотреть в лицо собеседника, привлекать его внимание легкимприкосновением и т. д., не быть фамильярным, не залезать в чужие сумки икошельки, не вскрывать чужие подарки и т. д.
Раздел«Домоводство» состоит из трех следующих: 1) «Приготовлениепищи»; 2) «Домашний труд»; 3) «Покупки для себя».
Раздел«Приготовление пищи» содержит описание необходимых навыков длясамостоятельного приготовления десяти самых распространенных и простых блюд.
Раздел«Домашний труд» предполагает воспитание следующих умений:
помогатьв переносе и расстановке мебели в квартире; выполнять простые бытовые порученияучителя, связанные с выходом за пределы комнаты, школы; помогать взросломунакрывать на стол, убираться в комнате, мыть и вытирать посуду, мыть окна,поливать цветы, кормить домашних животных; самостоятельно убирать со стола ивыбрасывать мусор; убираться в комнате; участвовать в разбирании постели попросьбе взрослого и помогать ему застилать свою постель; помогать взрослымпротирать и полировать мебель, подметать и пылесосить пол и др.
Раздел«Покупки для себя»: уметь осторожно принести сумку с покупками измагазина; правильно вести себя в магазине (не отходить далеко от взрослого, нетолкаться, удерживаться от криков и резких движений, не трогать вещи); уметьвыбрать нужный предмет в магазине самообслуживания и отнести его к кассе;носить аккуратно сразу несколько сумок или пакетов; выбирая с полки предмет поинструкции взрослого; класть предмет в тележку и отвозить тележку с товаром вкассу; аккуратно примерять одежду вместе и взрослым.
Раздел«Досуг и отдых» состоит из (двух разделов: 1) «Индивидуальныйдосуг»; 2) «Групповые игры и развлечения». Раздел снабженприложением, включающим в себя списки игрушек для нормально развивающихся детейот 6 мес до 12 лет; список дидактических игр и пособий для детей разныхвозрастных групп от 5 до 12 лет; список оборудования для самостоятельныхзанятий подростков и юношей; перечень возможных спортивных игр и «течений(хобби) для организации доcyraодного-двух детей; перечень форм группового досуга, в которых могли бы принятьучастие воспитанники школы.
Раздел«Передвижение в окружающем пространстве состоит из следующих: 1)»Ориентировка в интернате"; 2) «Основные движения впространстве». [Дефектология 3]

2.4 Американская программа обучения основам научныхзнаний для детей со сложными сенсорными нарушениями
Этоткурс разработан в 1971-1977 гг. группой педагогов под руководством Н. Роббинсав отделении для слепоглухих Школы слепых Перкинса и предназначен дляслабовидящих глухих учеников. Содержание программы может представлять интepecдля специалистов, работающих глухими детьми, имеющими и другие нарушения, атакже для преподавателейприродоведения, естествознания в иных типахспециальных школ. В отличие от программы обучения навыкам самообслуживания, с которойуже познакомили читателя, настоящий курс обучения рекомендуется начинать с такназываемого II уровня обучения глухихслабовидящих детей, когда дети, уже владеющие жестовым языком, приступают ковладению словесной речью. Главной целью обучения по этой программе является развитиемыслительной деятельности детей, умения устанавливать и анализироватьпричинно-следственные связи между событиями и явлениями. Программа разделена на4 уровня обучения (начиная со II).Каждая часть начинается с характеристики развития детей, которые могут приступитьк обучению по программе данного уровня, и описания основных задач этой частипрограммы.
Основнымиразделами всей программы в целом (всех уровней обучения) являются следующие:
1.Живая природа.
2.Силы и изменения.
3.Земля и вселенная.
4.Материалы и их характеристики.
5.Связи между полученными знаниями.
Вдва последних уровня программы введен дополнительный раздел «Фантазия иреальность».
Пуровень программы
Какмы говорили выше, учебный курс начинается со IIуровня знаний. В преамбуле говорится, что уровень умственного развития детей,готовых к усвоению этой части программы, приблизительно соответствует уровнюразвития 2—4-летних нормально развивающихся детей или предоперациональ-нойстадии психического развития по Пиаже.
Целиобучения по программе этого уровня следующие:
1.Накопление у детей словаря, связанного с окружающей действительностью.
2.Развитие внимания к происходящему рядом.
3.Формирование стремления называть окружающие предметы и комментироватьпроисходящие рядом события.
4.Развитие способностей обнаруживать связи между окружающими предметами, учитываяих расположение, форму и характер передвижения.
Развитиеумения рассказывать о происходящем, отвечая на вопросы: Что это? Что делает? Изчего сделан?
3Уровень программы
Вкратком введении говорится, что общение детей, приступающих к изучению
этойчасти курса, должно включать в себя вопросы и ответы, адресуемые детьми другдругу, построенные с помощью слов, не связанных пока грамматически между собой.Способность к чтению у учащихся еще недостаточно сформирована.
Целиучебного курса этого уровня следующие:
1.Улучшение наблюдательности детей и умения описывать события.
2.Воспитание стремления и умения спрашивать о причинах случившегося, желанияобъяснить это самому.
3.Формирование умения классифицировать предметы по их функциональному назначению.
4.Развитие способности следить за последовательностью событий и запоминать этупоследовательность.
5.Развитие языковых возможностей через умение ответить на вопросы типа:«Представь то-то и то-то: что получится?», «Представь, с тобой произошлото-то и то-то: что ты сделаешь?». «Для чего это? Как этимпользоваться?
6.Формирование способности описывать происшедшие события, употребляя выражениятипа: потому что, превратилось в… .
4уровень программы
Учащиеся,приступающие к овладению этой частью программы, должны владеть знаниями инавыками предыдущего уровня. Они уже не должны воспринимать вещи какнаходящиеся в неизменном состоянии. У них есть представления о том, что спредметами могут происходить изменения, они уже знают, почему происходят этиизменения, и способны их мысленно представить. Им знакомы выражения можетбыть и будет. Дети способны думать о результате своих действий,прежде чем что-то предпринять, способны устанавливать связи и отношения междупредметами. Могут пользоваться союзом и в речи.
Целиобучения по этому разделу программы следующие:
1.Развитие способности определять причину происходящих вокруг событий.
2.Развитие способности делать умозаключения, пользуясь опытом повседневной жизни.
3.Формирование возможности пользоваться предложениями с союзом потому что.
4.Развитие умения более детально объяснять причины происходящих с предметамиизменений.
V уровень программы
Ребенок,приступающий к обучению по этой части программы, должен владеть всеми умениямии навыками предыдущего (IV)уровня программы. Он должен владеть представлениями о форме и числе, уметьмысленно представить количество. Учащийся уже способен описывать событие,рассказывать о причинах, его вызвавших, и возможных изменениях ситуации в будущем.Он владеет временными и пространственными мерами, умеет извлекать информацию изкниг при чтении.
Целиобучения по программе 5 Уровня:
1.Научить думать о том, „что случится, если...“: „Если обстоятельстватакие-то, то что может случится?“ Если ты хочешь сделать то-то и то-то,какты должен поступить?» «Что ты будешь делать, еслислучиться то-то и то-то?”
2.Формировать абстрактное мышление; умение предсказывать возможное развитиенекоторых явлений.
3.Дать знания (научить задавать вопросы) о причинах, функциях и
связяхявлений.
Научитьребенка видеть признаки сходства предметов и их отличия.
Научитьобъяснять все, что происходит вокруг.
6.Использовать учебную (»научную") информацию, касающуюся повседневнойжизни.
7.Видеть проблемы в повседневной жизни: задавать вопрос «Почему такпроисходит? а почему не так?»
8.Обдумывать объяснение событий. [Дефектология 4]
Итак, даже такое краткое изложение основногосодержания 2 американских программ дает возможность оценить усилия ее авторовпо созданию единого курса обучения всем навыкам, удовлетворяющим нуждповседневной жизни человека — навыков самообслуживания и бытового труда доумения развлечь себя в часы досуга и обучению научных знаний. В программе по обучениюнавыкам повседневной жизниособое внимание при этомуделяется формированию умения вести себя в обществе, при этом даютсяпредставления не только о том, как нужно поступать в определенных социальнобытовых ситуациях, но и о том, как поступать нельзя. А в программе по обучениюнаучных знаний основное внимание уделяется развитию мыслительной деятельности детей,умению устанавливать и анализировать причинно-следственные связи междусобытиями и явлениями.

Заключение
Повышенноевнимание к этой (относительно небольшой) категории аномальных детей в последниегоды можно объяснить дальнейшим расширением дифференцированного подхода кобучению и воспитанию аномальных детей, а также тенденцией к количественномуувеличению этой категории.
Процессобучения значительно усложняется, когда дело касается ребёнка со сложнымдефектом. Сложный дефект – это не просто сумма двух (а иногда и более)дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличнуюот составляющих сложный дефект аномалии.
Обследованиелюбого аномального ребёнка, обследование ребёнка со сложным дефектом носиткомплексный характер и является клинико-психолого-педагогическим обследованием.В нем принимают участие дефектологи, психологи, физиологи, психиатры,врачи-специалисты. [2]
Самойизученной и обеспеченной (с точки зрения научно-педагогического обоснованиявоспитания и обучения) является только одна группа детей со сложным дефектом —слепоглухие дети. Известно, что первый опыт по обучению слепоглухих детейпринадлежит Соединенным Штатам Америки.
ВСША и странах Западной Европы таких детей пытаются обучать с помощью специальнооборудованных компьютеров. Например, для слабовидящего глухого ребенка сдетским церебральным параличом оборудуется специальная приставка кперсональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплееопределенными сохранными движениями. В более тяжелых случаях, когда нарушеннымявляется не только слух, зрение и двигательная сфера, но и интеллектуальноеразвитие ребенка, используются так называемые коммуникативные доски, на которыхнаклеены копии реальных предметов или их простые изображения, и ребенок можетлюбым доступным ему движением показать взрослому, что он хочет.
Внастоящее время 6 высших учебных учреждений США готовят педагогов дляслепоглухих детей. Многие зарубежные страны посылают своих учителей дляобучения и стажировки в такие ведущие американские учебные учреждения, какПеркинсовская школа. США через свои специальные фонды помощи слепым участвует вподготовке педагогов для слепоглухих детей и в Европе.
Внастоящее время наибольшие достижения в психолого — педагогическомсопровождении в Западной Европе имеют специальные учреждения Нидерландов,Великобритании, ФРГ и стран Северной Европы.
С1991 г. В Польше организована всесторонняя помощь всем слепоглухим, особеннослепоглухим детям и их родителям.
Перспективыбудущей жизни детей со сложными нарушениями могут быть разными в зависимости отсоциально-психологических условий их воспитания, от тяжести и характера теченияимеющихся у этих детей расстройств. В настоящее время в нашей стране толькоскладываются условия для их специального обучения. Российские специалисты вобласти коррекционной педагогики и дефектологии на сегодняшний день все большеуделяют внимание усовершенствованию образовательных и коррекционных программ сдетьми со сложными и множественными дефектами. И этому способствуют опытзарубежных специалистов.

Списоклитературы
 
1. Басилова,Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей /Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
2. http://psyhological.ucoz.ua/publ/58-1-0-209psychological help
3. Новыетехнологии социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях интернатныхучреждений (методическое пособие для дистанционного обучения воспитателей ипедагогов домов-интернатов). Материалы аналитического научно-методическогоцентра «Развитие и коррекция». Москва, 2002 г.
4. Специальнаяпедагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 400 с.

Приложение
 
Журналдефектология
 
 
 
 
 
  1. Басилова Т.А Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70-80-е годы) 1988 № 5 С 65 — 70 2. Заорска Маженна Организация специальной помощи слепоглухим в Польше 2002 № 3 С 89– 93 3. Т.А. Басилова Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом 1994 № 4 С 91-96 4. Т. А. Басилова
Американская программа обучения основам
научных знаний для детей
со сложными сенсорными нарушениями 1994 № 5 С 79-88
Картотекастатей из журналов дефектология с 1995 г.-2010 г.№ авторы название статьи год журнала

журнала Стр. 1. Заречнова Е.А. Формирование повествовательной речи у слепоглухих учащихся старших классов 1995 № 2 С 57-61 2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Сложный дефект интеллекта и зрения у ребенка с псевдопорэнцефалией 1995 № 3 С 11-13 3. Саломатина И.В. Обогащение социального опыта слепоглухих подростков и юношей в экскурсионных поездках 1995 №4 С 50-54 4. Басилова Т.А. Использование игровой и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентировки слепоглухих школьников 1995 № 6 С 38-47 5. Саломатина И.В. Социально-сексуальное воспитание слепоглухих школьников 1996 № 1 С 78-82 6. Басилова Т.Л. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением 1996 № 3 С 47-55 7. Саломатина И.В. Синдром Ушера – чья это проблема? 1996 № 3 С 75-79 8. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Ранняя диагностика некоторых синдромальных форм сложного дефекта, включающего психическое и речевое недоразвитие и специфические особенности поведения 1996 № 4 С 7-9 9. Саломатина И.В. Заочное обучение слепоглухих школьников, страдающих синдромом Ушера 1996 № 6 С 51-55 10. Линас В. Синдром Ушера и обучение 1997 № 1 С 81-87 11. Будникова Л.Г. Из опыта обучения детей с синдромом Дауна 1997 № 6 С 19-20 12. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей 1997 № 6 С 81-86 13. Бертынь Г.П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом 1998 № 6 С 9-17 14. Басилова Т.А. Международные встречи по проблемам слепоглухоты и синдрома Ушера 1998 № 6 С 74-75 15. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи 1999 № 2 С 57-60 16. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих детей в России 1999 № 2 С 61-63 17. Гуровец Г.В., Давидович Л.З . К вопросу изучения болезни Дауна 1999 № 6 С 9-13 18 Басилова Т.А. Полвека международной организации помощи слепоглухим 1999 № 6 С 57-59 19. Саломатина И.В. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению 2000 № 1 С 75-81 20. Браун Дэвид Тенденции изменения популяции детей со сложной структурой нарушения 2000 № 1 С 82-85 21. Шапошникова Н.Д. Жизнь и подвиг Елены Келлер (к 120-летию со дня рождения), 2000 № 5 С 61-65 22. Басилова Т.А., Саломатина И.В. Слепоглухой человек и мир вокруг (семинар, посвященный 100-летию со дня рождения А.В.Ярмоленко) 2000 № 5 С 82-85 23. Филина № 1 Особенности индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложными нарушениями 2001 № 1 С 52-55 24. Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями 2002 № 1 С 3-13 25. З.Маженна Организация специальной помощи слепоглухим в Польше 2002 № 3 С 89-93 26. Григорьева Л.П. Проблемы психофизиологического развития познавательных процессов у детей со сложными нарушениями 2002 № 4 С 3-14 27. Басилова Т.А. Проблемы психического здоровья детей потерявших слух и зрение в подростковом возрасте 2002 № 4 С 23-27 28 Маженна Заорска Положение слепоглухих детей и их семей в Польше 2002 № 6 С 85-93 29. Официальные материалы Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект 2003 № 4 С 93-94 30. Григорьева А.П. и др Психофизиологическое исследование развития детей со сложными нарушениями 2004 № 4 С 3-7 31. Саломатина И.В. Синдром Ушера: исследовательские и социальные проекты представленные на международном семинаре в Канаде 2004 № 4 С 77-80 32. Басилова Т.А Анализ результатов изучения слепых детей со сложными нарушениями развития за тридцать лет 2006 № 2 С 3-13 33. Зальцман И.Н. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта 2006 № 2 С 31-36 34. Александрова М.А. Результаты клинико-психологического изучения группы детей со сложными сенсорными нарушениями 2008 № 6 С 29-37 35. И.С. Константинова К вопросу о вкладе музыкальной терапии в помощь детям со сложными нарушениями развития 2009 № 2 С 3-11 36. А.В. Кроткова Особенности психического развития дошкольников с церебральным параличом, имеющих нарушения слуха 2010 № 1 С 38-46 37. Е.А. Заречнова Организация бытовой среды, способствующей реализации потенциальных возможностей детей с множественными нарушениями развития 2010 №3 С 38-46


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Антропонимы в художественных текстах д. Хармса: структурно-семантический аспект 10. 02. 01 русский язык
Реферат Employee Assistance Programs Essay Research Paper Employee
Реферат Breast Cancer Essay Research Paper Mon Nov
Реферат Творческая история комедии Горе от ума
Реферат Nuclear Fusion Essay Research Paper Fusion reactions
Реферат Методы продвижения туристического продукта на рынке тур услуг
Реферат Учебно-ознакомительная практика по психологии
Реферат Финансы предприятий
Реферат Оптимизация сетевой модели комплекса производственных работ 3
Реферат Шукшин В. М.
Реферат Использование корпоративных информационных систем в управлении организацией: необходимость, проблемы, перспективы
Реферат Щит Енея уривок з Енеїди
Реферат Педагогическая деятельность по предупреждению рисков социализации посредством работы с лидерами малых групп
Реферат Инфекционный - хеликобактерный - гастрит у детей - первый шаг к язвенной болезни
Реферат Бёрбедж, Ричард