Оглавление
Введение
I. Адаптация в обществе
1.1 Знакомство с новым коллективом
1.2 Контакт с преподавателями
II. Адаптация к процессу учебы
III. Адаптация к новым условиям жизни
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Каждый человек за свою жизньпереживает несколько периодов адаптации. Адаптация — это процесс, при котором организмприспосабливается к условиям внешней среды. Необходимо отметить, что адаптация нетолько даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформироватьновые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности,которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствованияопыта. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях,благодаря ней создаются возможности оптимального функционирования личности в новойобстановке. Если же адаптация не наступает, личность испытывает дополнительные затрудненияв освоении предмета и условий деятельности.
Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затемв первом классе школы. Следующий «переломный» момент — это переход отначальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.
В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника означаетспособность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способностьразвиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности,не приходя с этой средой в противоречие.
Любое обучение, особенно вузовское, является делом не из легких. Одной из важнейшихпредпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременнаяадаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включенияих в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента,а может привести к различным деформациям в поведении, общении и обучении. Именнона первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональнойдеятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично окончившиесреднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Перваянеудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.От успешности адаптации зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.
Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключаетсяне только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения,возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многихтождественно нахождению смысла жизни.
Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализациейв вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядомтрудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями,проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях(для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университетаи возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.
При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлениисамооценки, самосознания и формировании образа — «Я».
Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость,сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровнятревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениямидисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствиемотивации учебной деятельности. От того, как долго по времени происходит процессадаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.
I. Адаптация в обществе1.1 Знакомство с новым коллективом
Одним из немаловажных этапов, которого не избежать,учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом. Процессадаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, отее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасночувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищамии педагогами.
Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых,он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов,кураторов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, учебный коллектив- это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особымсоциально — психологическим закономерностям.
Особенность студенческой группы первого курса заключаетсяв том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихсяправил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждогочлена группы. Если в школе учащегося знали много лет и он уже занимал определённыйстатус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в ВУЗ унего есть возможность получиться совершенно новый статус и позицию в коллективе.
Каждый член группы принимает участие в установленииправил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. У всех членовнового студенческого коллектива есть возможность проявить себя с самых разных сторон,найти «своё место под солнцем», завоевать авторитет и уважение однокурсников.Существует множество различных критериев проявления личности, такие как: одежда,поведение, поступки, стиль общения, творческие способности, профессиональные способностии т.д.
В процессе социализации студентов в вузе имеет местои влияние старших студентов, как референтной группы. Студенты определённого факультетапредставляют собой группу с определёнными чертами, которые не так выражены в остальномобществе. Когда первокурсники попадают в эту группу, они, пытаясь стать полноправнымичленами, бессознательно перенимают у старших студентов её характерные черты. Ужев первые недели жизни студентов в вузе можно заметить, что у них появляются ранеене свойственные привычки, манера мышления и даже слова: «лабы» — лабораторныеработы, «матан» — математический анализ и т.д.
В процессе становления студенческой группы, учащиесяпытаются выявить рождающиеся у них на глазах небольшие подгруппы. Большую роль длякаждого студента играет то, к какой категории он относиться, в какую группу егоможно мысленно отнести: к бедным, богатым, трудолюбивым, разгильдяям и т.д.
На первом организационном этапе учебной группы организаторомеё жизни и деятельности является куратор. Он помогает студентам, адаптироватьсяк новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе,который формируется постепенно в течении всей «совместной жизни» учащихсяв вузе. С этой целью куратором, психологом и социальным педагогом проводится адаптационныетренинги, совместные выезды куда-либо, массовые мероприятия, такие как день первокурсника,КВН, различные концерты и т.д.
Как правило, такая работа, если она проводилась педагогическимколлективом в тесном взаимодействии и с пониманием важности этих мероприятий, приноситзаметные результаты, и уже к концу первого полугодия тревожность учащихся первогокурса заметно снижается и появляются первые признаки здоровых, успешных коллективовгрупп.
1.2 Контакт с преподавателями
Помимо освоения в новом коллективе, первокурснику предстоитзнакомство с новыми преподавателями, а это процесс не из легких. Ведь к каждомупреподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношениек студентам.
В школе каждый учитель преподает свой предмет на протяжениимногих лет и за этот период времени у него складываются свои индивидуальные отношенияс каждым учеником, а в сфере высшего образования преобладает установка одинаковогоподхода ко всем студентам.
Контакт преподавателя со студентами бывает логический,психологический и нравственный. Логический контакт — это контакт мысли преподавателяи студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточенности внимания студентовв восприятии и понимании ими указанного материала, а также во внутренней мыслительнойи эмоциональной активности в ответ на действия преподавателя и поступающую от негоинформацию. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов.При отсутствии этого контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесслибо затруднен, либо вовсе невозможен.
II. Адаптация к процессу учебы
Переход вчерашних школьников от классно-урочной системыобучения к преимущественно самостоятельным занятиям нередко происходит довольнобольно, а зачастую и с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолениемэтих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы.
Вузовское обучение имеет ряд существенных отличий посравнению со школьным. Более того, некоторые школьные стереотипы учебной деятельностине подходят для вузовского обучения и в, некоторых случаях, являются для него препятствием.В этом случае проявляется известное в психологии явление интерференции, когда ранееусвоенные умения и навыки препятствуют успешному осуществлению последующей деятельностии требуют определенной перестройки.
Какие же стереотипы познавательной деятельности студентов, сформированные в школе,затрудняют обучение в вузе и нуждаются в существенной перестройке?
1. Эти трудности проявляются уже в процессе восприятия и осмысления студентамиматериала, который изучается. В школе основная работа по осмыслению новых знанийпроисходит на уроке под руководством учителя с использованием разнообразных методов,облегчающих процесс обучения. А домашняя работа учащихся сводилась главным образомк повторению и заучиванию материала.
Школьнику, что выработал стереотип режима учебной деятельности на уроке, приходитсяс первых дней преодолевать его в вузе. Это приводит к тому, что большинство первокурсниковслабо владеют логическими операциями по осмыслению изучаемого материала, и учебныйпроцесс в вузе вынужден в значительной мере опираться на репродуктивное мышлениепервокурсников, что не дает возможности принимать оптимальные решения в нестандартныхситуациях и легко адаптироваться в условиях деятельности. Усвоение знаний у нихсводится преимущественно к чтению материала по учебнику или конспектом лекции. Приэтом студенты стараются не столько понять материал, сколько запомнить его.
В этой связи работа по обучению студентов технологии учебной деятельности должнасодержать раскрытия закономерностей и методических приемов восприятия и осмысленияизучаемого материала.
2. Влияние стереотипов школьного обучения в значительной мере проявляется в организацииучебной работы с повторения и закрепления материала. Система школьного обученияпостроена таким образом, что объяснения нового материала и его закрепления объединяютсяв единое целое самой структурой урока. В вузе же синхронность между сообщением новыхзнаний и их закреплением в большей степени отсутствует. Кроме того, изложение материалаво время лекции и его закрепления на практических или семинарских занятиях часторазделены длительным промежутком времени. Поэтому в вузе работа по осмысления иусвоения теоретического материала, который преподается в лекции, должна синхронизироватьсяс процессом самостоятельной внеаудиторной работы и сопровождаться его глубоким осмыслениеми самоконтролем. От того, насколько правильно организуется эта работа, зависит глубинаи прочность знаний студентов.
3. Специфика вузовского обучения во многом обусловлена отсутствием систематическоготекущего контроля над качеством усвоения знаний. В средней школе, как известно,контроль над учебной работой и усвоением изучаемого материала осуществляется накаждом уроке.
В вузе же, где нет ежедневной проверки знаний, выпускники школ получают в этомотношении большую свободу действий. Происходит резкое изменение, а точнее разрушения,тех стереотипов отношений с преподавателями, которые годами складывались в среднейшколе.
Чувствуя себя достаточно свободными от педагогического контроля, многие из первокурсниковподменяют регулярную работу по усвоению знаний эпизодическими, бессистемными занятиями,что ведет к отставанию. Появляется искушение ничего не делать или делать все в последнийдень, не успевая. Такая система учебной работы не обеспечивает должной подготовкистудентов.
4. Чрезвычайно важное значение для успешного обучения в вузе имеет правильнаяорганизация самостоятельной работы студентов по расширению и углубления своих знаний.
Учебные занятия в вузе, в том числе лекции, имеют по отношению к процессу усвоениязнаний только учредительный, ориентирующий характер. Лекция играет роль фактора,который направляет самостоятельную творческую деятельность студентов, и ее нельзярассматривать как главный источник знаний. Студентам необходимо самим активно приобретатьзнания различными путями: работать с учебником, дополнительной литературой, научнымипервоисточниками и т.п. Однако этих навыков будущие студенты в школе не получают.Дополнительная литература, которая изучается школьниками, состоит только из небольшогоколичества первоисточников. Именно этим можно объяснить неумение большинства выпускниковсамостоятельно работать над углублением и расширением своих знаний. Безусловно,было бы неправильно считать, будто первокурсник совсем не готов к вузовскому обучению.Однако того, что он знает и что умеет, как правило, очень мало для успешного обученияв вузе. Первокурсника необходимо учить учиться — это бесспорная истина.
Профессиональная адаптация в условиях вуза является процессом формирования устудентов интереса к избранной профессии, стремление в совершенстве овладеть ею.Такая адаптация предусматривает овладение полным объемом знаний, умений и навыковпо профессии, методике и логике науки. Профессиональное формирования студента успешноосуществляется в том случае, если оно основывается на интересе, наклонностях и способностяхмолодого человека к определенной профессии.
Ещё одно немаловажное отличие вузовского обучения заключается в том, что в концекаждого семестра наступает момент, которого так боятся подавляющее большинство студентов- экзаменационная сессия.
Первая сессия для студента первокурсника это практическивсегда шок. В начале сентября она кажется какой-то далекой и почти ненастоящей.Многие студенты первокурсники прилежно посещают первую неделю учебное учреждение,но потом начинают: бездельничать, играть в крестики нолики во время пар и даже прогуливать.Само собой это не катастрофа, так как один, два дня большой роли не сыграют, новремя летит незаметно и начинающий прогульщик вдруг обнаруживает, что уже декабрь,зима и скоро Новый год, а значит скоро зачетная неделя и хуже того — сессия! И воттогда появляются проблемы, начинается лихорадочный поиск конспектов, контрольных,рефератов и шпаргалок.
Каждый студент переживал первую сессию, и это чувствовсем знакомо. Любой экзамен — стресс для человека, а тем более, если ты студентпервого курса. Волнения и переживания учащихся вполне оправданы, ведь в случае неудачнойсдачи сессии, студенты лишаются стипендии и могут быть отчислены. К тому же, еслив успешной сдаче школьных экзаменов заинтересованы и сами преподаватели, которыевсегда помогут сдать экзамен и в крайне редких случаях отправят учащегося на пересдачу,то в сдаче экзаменов во время сессии заинтересован только сам студент.
III. Адаптация к новым условиям жизни
При поступлении студента в вуз, происходят значительныеизменения в условиях его жизни. Сформированный за 11 лет привычный уклад учебногопроцессакардинально меняется и возникает необходимость мириться с произошедшимиизменениями и привыкать к ним. К каким же условиям приходиться адаптироваться первокурсникам?
Во-первых, новый маршрут до места учебы. Если школачаще всего находиться недалеко от места проживания учащегося и до неё можно дойтипешком, то до вуза, как правило, приходиться преодолевать более тяжелый путь. Этотпуть может включать в себя поездки на автобусах, метро, электричках и снова автобусах,а ещё и пешком пройтись придется. К тому же, время, затрачиваемое на преодолениемаршрута до вуза, значительно отличается от времени затрачиваемого на прогулку дошколы. А ведь после окончания пар придется опять повторять весь пройденный маршрут,только в обратном порядке. И так каждый раз. Кроме того, не избежать и дополнительныхфинансовых затрат на проездные.
Во-вторых, расписание и продолжительность пар. За 11лет учащийся привык к тому, что уроки начинаются с самого утра, т.е. с первого урока,далее проходит установленное количество уроков и во второй половине дня он свободен.А поступив в вуз, студент сталкивается с непривычной для него расстановкой пар.Ведь учебный день может начинаться как с первой пары, так и с третьей или четвертой,и заканчиваться они могут как в 12 часов утра, так и в 5-7 часов вечера. Привычныеуроки по 40 минут тоже остаются в прошлом. На смену им приходят пары по полторачаса (1,25минут). А это в два раза длинней, чем обычный школьный урок. И к такойсмене привычного уклада учебного дня тоже нелегко привыкнуть.
Но тяжелее всего приходиться иногородним студентам,которым не только приходиться адаптироваться ко всем стандартным изменениям в условияхих жизни, связанных с поступлением в вуз, так ещё перед ними возникает непростаяпроблема проживания в студенческом общежитии или в снимаемой квартире (комнате).
С момента поселения студента в общежитие у него начинается«испытание свободой». Уехав от родителей, студент получает полную свободу,практически безграничную, можно делать что угодно: иди, куда хочешь, гуляй, гдеи с кем хочешь, и за твоей учебной деятельностью тоже следить никто не будет — такаявольность опьяняет. Но ведь свобода — это и самостоятельность. Самостоятельностькак обязанность самому о себе позаботиться.
Здесь человек учится самостоятельности в широком пониманииэтого слова. Ведь рядом нет ни родителей, ни привычной обстановки. И не остаетсядругого выхода, как самому принимать решения по тому или иному случаю и быть ответственнымза эти решения. Самому отвечать за поступки, слова и действия. Самому выстраиватьотношения с новыми людьми: как правило, комнаты комплектуют без учета личностныхкачеств человека, без учета его темперамента и характера. Надо жить в одной комнатес людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с нимиконтакт, выстраивать отношения. Не зря говорят: общение — это одно, а жизнь пододной крышей — совершенно другое. Ведь все мы разные, каждый создает свой микроклимат,у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личнойжизни, по-своему готовит, убирает и все остальное.
А когда заканчиваются припасы еды, привезенные из дома, да иденьги, потраченные на ветер, появляется паника: ведь поддержки ждать неоткуда.Родители далеко, и не сможешь просто зайти домой и съесть то, что приготовила мама.Тут начинается бремя испытаний. Оно включает в себя и подсчет денег, и первые утомительные(с непривычки) стирки, и первые муки на кухне, когда уже живот начинает болеть оттого, что не ел давно, а у тебя ничего не получается. Такая ситуация очень сильнодавит на нервы. Но со временем ко всему приспосабливаешься и привыкаешь. А когда,после тяжелых трудовых будней тесная компания собирается вечером в комнате с гитаройи все весело общаются все проблемы отходят на второй план.
Заключение
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтомууспешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в ВУЗе является залогом дальнейшегоразвития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебноезаведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы,которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новыйколлектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться«свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другоеприводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении ссокурсниками, преподавателями.
Проходит немало времени, прежде чем студент приспособитсяк требованиям обучения в ВУЗе. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюдазачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах,при обучении одного и того же человека в школе и в ВУЗе. Отсюда и низкая успеваемостьна первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований ВУЗа.
Итак, адаптироваться нужно:
Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Междупреподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения вшколах и ВУЗах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способыусвоения материала.
Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем, завоеватьавторитет и уважение однокурсников иногда любой ценой»:
одеждой (экстравагантной);
неординарным поведением («взрослым»: сигарета, мат);
смелостью «непослушания» и т.д.
В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободноговремени.
В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепеннонезависимой личностью.
Причины трудностей адаптационного периода:
отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовкак ней;
неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности,усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов;
поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работатьс книгой;
слабая база знаний из школьной программы.
Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоениев новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характери связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.
Если студент еще до поступления в ВУЗ твердо решил вопрос о выборе им профессии,осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которыеона выдвигает, то обучение в ВУЗе будет целенаправленным и продуктивным, то адаптациябудет осуществляться без особых затруднений.
Список используемой литературы
1. http://www.ecsocman.edu.ru
2. http://www.rusnauka.com
3. http://www.lib.ua-ru.net
4. Просецкий П.А. Психологические особенности адаптации студентов новогоприёма к условиям обучения в вузе
5. Посmoвалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способностьчеловека.
6. Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов Социология.