Реферат по предмету "Психология"


Психокоррекция школьной тревожности

Введение
 
Тема: Психокоррекция школьной тревожности.
Цель: Провести исследование школьнойтревожности в условиях образовательного процесса.
Задачи:
1.Изучить виды деятельности,функциональные и должностные обязанности психолога в общеобразовательномучреждении;
2.Закрепить и углубитьзнания, полученные в процессе изучения теоретических дисциплин;
3.Подобрать методики иразработать задания для проведения практических занятий по теме практики.
4.Провести занятия сиспользованием подобранных заданий.
Место прохожденияпрактики:
Дата прохожденияпрактики: 22.09.10г.– 06.10.10 г.
Перечень основныхработ и заданий, выполненных в процессе практики:
— знакомство с основнымидокументами педагога-психолога функциональными и должностными обязанностямипсихолога в общеобразовательном учреждении;
— анализ учебного планапедагога-психолога;
-посещение занятий,проводимых психологом;
— посещение школьногопедсовета;
— разработка и проведениезанятий по теме практики;
— разработка и проведениезанятий в классе с детьми и учителями;
— выступление народительском собрании в начальных классах.

Основная часть
Средняя школа № 1 была построена в 1985 году. Проектнаянаполняемость — 1200 учащихся. Школа располагает двумя спортивными и актовымзалами, общее количество кабинетов – 57, школьная столовая рассчитана на 250посадочных мест, есть медицинский кабинет, медиатека, кабинет психолога,кабинет логопеда, кабинет ИКТ, компьютерный класс, мастерские: столярная,слесарная, кабинеты домоводства и кулинарии. Библиотека имеет в своем фондеболее 2 тысяч учебников и художественных книг, брошюр и журналов. В 2009-20010учебном году обучается 586 учащихся. Создано 28 классов. На первой ступени – 11классов, в них обучается 197 человек. 1в,2в,3в,4в – классыкоррекционно-развивающего обучения, остальные – общеобразовательные. На второйступени – 14 классов, из них 1 класс коррекционно-развивающего обучения (6в),остальные — общеобразовательные. Всего 335 учащихся. 9-е классы спредпрофильным образованием. На базе Каменского педколледжа обучаются учащиеся9 е класса (педагогического класса). На третьей ступени – 3 класса, в них 53 учащихся.11а– информационно-технологического профиля, остальные –гуманитарные.
Школа работает в две смены по плану 6-дневной учебной недели.Во вторую смену обучаются только 3 класса 1 ступени. Это 14 % от всегоколичества учащихся. В 1-х классах уроки по 35 минут, в остальных по 40 минут.
В классах компенсирующего обучения на первой ступени работаютГПД. За 23 года существования школы 5учеников окончили школу с золотой медалью, 27 учеников – с серебряной медалью.
В школе работает 70 педагогических работников, из них 63учителя. 14 учителей – работают по совместительству. Высшую категорию имеют 16человек, первую квалификационную категорию – 31 учитель, вторую квалификационнуюкатегорию – 8 человек. Награждены знаками «Почетный работник общегообразования» — 7 человек, «Отличник народного просвещения» — 4 человека.
Руководит школой: директор Ляпин Александр Иванович –директором работает с 1989 года, имеет звание «Почетный работник общегообразования»;
Заместители директора по УВР: Рыжкова Людмила Петровна, вдолжности с 1991 года, награждена грамотой Министерства образования РФ;
Пожиданова Ирина Викторовна, в должности с 2003 года,курирует методическую работу;
Позднякова Ольга Александровна, в должности с 1993 года,курирует воспитательную работу.
Школьный психолог Толкачёва Евгения Александровна работает вшколе с 2007г.
В период с 22 сентября по 6 октября 2010 года я проходила научно-исследовательскуюпрактику на базе МОУ «СОШ №1». Школьный психолог Толкачёва ЕвгенияАлександровна подробно познакомила меня с местом своей работы, кабинетомпсихолога, планом педагога-психолога на год, а так же с задачамипсихологической службы, с функциями педагога-психолога и видамипрофессиональной деятельности школьного психолога.
Списокматериально-технической базы кабинета педагога-психолога
 
1. Мебель (шкаф – 1,стулья – 15, столы -2, стол журнальный -1);
2. Магнитофон;
3. Компьютер;
4. Аудиокассеты смузыкой (релаксационные, активизирующие, шум моря, леса, детские песенки ит.д.);
5. Игры (дидактическиеи развивающие);
6. Игрушки;
7. Ковёр, часы,картины -3, цветы – 14.
 
Документацияпедагога-психолога
 
1. Нормативно-правоваяи организационно-методическая документация.
2. Журнал консультацийпедагога-психолога.
3. Журнал заключенийпо результатам проведения психодиагностических исследований.
4. Тематическоепланирование коррекционно-развивающих, профилактических занятий.
5. Журнал учетагрупповых форм работы.
6. Индивидуальныекарты на каждого ребенка.
7. Методики дляобследования детей младшего школьного возраста.
8. Методики дляобследования детей среднего школьного возраста.
9. Методики дляобследования детей старшего школьного возраста.
10.Методики для обследования детейдошкольной подготовительной группы.
11.Методики исследования взаимоотношенийдетей в коллективе.
12.Методики для работы с педагогическимколлективом.
13.Методики для работы с родителями.
14.Методики исследованиядетско-родительских отношений.
15.Методики для диагностики эмоционально-личностнойсферы детей.
Педагогу-психологудля решения стоящих перед ним задач и выполнения возложенных на него функцийпредоставлено право:
— знакомиться сдокументами по вопросам охраны труда,вопросам жизнедеятельностишколы, нормативными документами;
— иметь доступ кдокументам, касающихся несовершеннолетних учащихся.
Педагог-психолог несетответственность за:
— конфиденциальностьинформации, полученной о несовершеннолетнем ученике школы;
— объективностьинформации, качество и своевременность выполнения возложенных на негообязанностей.
В предстоящие две неделипрактики я решила продолжить изучение ранее взятой мною темы по психокоррекциишкольной тревожности.
Прежде, чем приступить кпрактическим действиям, мною была подобрана и изучена необходимая литература потеме практики.
Школьнаятревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьныйпсихолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступаетярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на всесферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе иза пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологическогоблагополучия.
1.Определениетревожности.
Впсихологическом словаре дается следующее определение: тревожность — этоиндивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышеннойсклонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в томчисле и таких, которые к этому не предрасполагают.
Следуетотличать тревогу от тревожности. Тревога – это эпизодическое проявлениеволнения, беспокойства. Тревожность – это устойчивое состояние, проявляющеесяпочти всегда.
2.Возникновение тревожности.
Возникновениеи закрепление тревожности обусловлено неудовлетворением актуальных потребностейребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление иусиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологическогокруга”.
Возникающаяв процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводитк негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые, в своюочередь, подтверждают планомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом,поскольку переживание тревоги является субъективно неблагоприятным состоянием,оно может не осознаваться человеком.
Формированию“замкнутого психологического круга” у ребенка могут способствовать различныефакторы:
-учебныеперегрузки (структура учебного года, 1 выходной и т.д.);
— неспособность справиться с программой;
-неадекватныеожидания со стороны родителей;
-неблагоприятныеотношения с педагогом;
-регулярноповторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.
-сменашкольного коллектива;
-проблемыво взаимоотношениях со сверстниками.
3.Выявление тревожных детей.
Длядиагностики школьной тревожности используются разнообразные методическиеподходы, различающиеся по степени трудоемкости их проведения, обработки иинтерпретации данных; диагностической информативности; возрастному диапазонуприменения.
1)Методнаблюдения. Это очень трудоемкое мероприятие, требующее от психологамаксимальной сосредоточенности.
2)Методэкспертных опросов родителей и педагогов. Достоверность данных напрямую зависитот способности учителей и родителей заметить признаки тревожности в поведенииребенка.
3)Стандартизированныеопросники. Они позволяют получить количественные эквиваленты выраженностиразличных видов школьной тревожности, их легко обрабатывать и интерпретировать,однако некоторые дети могут стремиться продемонстрировать социально желательныеобразцы поведения.
4)Стандартизированныепроективные методики. Они позволяют во многом избежать эффекта социальнойжелательности. Требуют индивидуального общения с каждым ребенком.
5)Рисуночные проективные методы.
Дляпроведения фронтальной диагностики школьной тревожности целесообразноиспользовать методы, не требующие особенных временных затрат, единственнойцелью применения которых является выделение детей “группы риска” по показателямшкольной тревожности. Это, прежде всего, рисуночные тесты и метод экспертногоопроса.
Другиеметоды удобно использовать для уточнения особенностей школьной тревожности удетей “группы риска”.
4.Психопрофилактическая работа.
Психопрофилактическая ипсихокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагаетнесколько взаимосвязанных направлений.
Психологическоепросвещение родителей.
Данное направление работывключает три блока.
Первый блок предполагаетрассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении изакреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку,того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, вкакой форме они это проявляют на формирование у ребенка чувства защищенности иуверенности в себе.
Второй блок: влияниеэмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детейразного возраста.
Третий блок: значениеразвития у детей и подростков чувства уверенности в собственных силах.
Основная задача такойработы – помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль впрофилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им.
Психологическоепросвещение педагогов.
Здесь, прежде всего,значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказатьтревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность егодеятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередкоучителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность,обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивость и т.п.
Педагоги должныобъективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых(предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюденииосновного принципа – общего уважения к ребенку как личности) в профилактике ипреодолении тревожности.
Особое внимание педагоговследует обратить на формирование правильного отношения учащихся к ошибкам.Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляетсяотношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – однаиз основных форм школьной и тестовой тревожности. На психолого-педагогическихконсилиумах обсуждаются и разрабатываются рекомендации по работе с тревожнымидетьми, примером которых могут служить следующие:
серьезные, эмоциональнозатратные разговоры с ребенком проводить наедине, а не публично;
не тревожиться самому, непередавать личную тревогу обучающимся;
учить детей адекватномувосприятию действительности, нивелировать тревогу по поводу событий, ещё неслучившихся;
уметь аргументироватьоценку и отметку;
уметь самому признаватьправо на ошибку;
учить детей рефлексии;
обучение родителейконкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощидетям в овладении средствами преодоления тревожности (индивидуальное илигрупповое консультирование).
Непосредственная работа сдетьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе,собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях,ситуациях неуспеха.
При проведениипсихопрофилактики эта работа должна быть ориентирована прежде всего наоптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности длякаждого периода; при психокоррекции, помимо этого, работа должна бытьориентирована на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка илиподростка. Важным элементом работы является выработка индивидуальныхэффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях.
Необходимы подготовкадетей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуацийпосредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями,обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения.Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимыхситуаций, например репетицию экзамена.
Психолого-профилактическимиаспектами решения проблемы школьной тревожности предусматривается:
1. Выявление учащихся,составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождениетаких учащихся от экзаменов и выполнения наиболее трудных заданий;
2. Участие школьногопсихолога в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленныхна психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологическойустойчивости к стрессогенным воздействиям;
3. Помощь психологаучителям в реализации той части коррекционных программ для учащихся группыриска, которая может быть обеспечена в стенах школы;
Воспитательные иучебно-информационные аспекты проблемы школьной тревожности связаны с решениемследующих задач:
1. Воспитание у учащихсятолерантности в коммуникативных ситуациях, формирование установок насотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам;
2. Воспитание у нихпривычки заботиться о своём психофизическом состоянии в процессе подготовки кответу, при самом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;
3. Формирование ушкольников потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состояниикак во время отдыха, так и при выполнении любой работы;
4. Формирование уучащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение(деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильноразрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативнойситуации;
5. Развитие у школьниковсамообладания, а также умений и навыков психофизической саморегуляции, которыедадут возможность ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю,выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;
6. Обучениепсихологическим навыкам эффективного преодоления деструктивных состояний –дистресса, депрессии, дисфории.
Обеспечениеиндивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящегорежима и требует от педагога проявления особого педагогического такта поотношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышеннымуровнем невротизации, тревожности.
Психокоррекционнойработой, безусловно, должен заниматься психолог. Однако учитель с успехом можетв своей работе использовать различные упражнения, направленные на профилактикушкольной тревожности.
Впериод прохождения практики мною были сделаны следующие виды работ:
С 22.09.10 – 24.09.10 — Знакомство сучебным планом работы школьного педагога-психолога на период, совпадающий спериодом практики. — Разработкасовместно с руководителем практики плана работы.— Определение теми форм занятий, которые будут проводиться.— Посещениезанятий школьного психолога и знакомство с методикой его работы.— Наблюдение заучащимися на занятиях.
— Экспериментальное исследованиетревожности у детей младшего школьного возраста с помощью теста,предназначенного для определения тревожности у детей: измерение уровнятревожности по Тейлору и методики определения школьной тревожности Филлипса;— Разработка планапрограммы занятий «Взаимодействие с тревожными детьми» (Смотрите Приложение А).
С 27.09.10 – 01.10.10
1.Реализацияплана программы с учителями начальных классов:
— Мини-лекция «Что такое тревожность».
— Мини-лекция «Как выявить тревожного ребёнка».
— Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».
С04.10.10 – 06.10.10
2.Реализация плана программы с детьми:
Занятие 1. Цель: создание положительногоэмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
Занятие 2.Цель: развитие способности слаженноработать в группе, сплочение группы.
Занятие3. Цель:Снятие напряжения среди участников, осознание себя. Упражнения на релаксацию.
Занятие4. Цель:Развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи.
Занятие5. Цель:Развитие представлений о ценности другого человека и способности выражать своеэмоциональное состояние.
Занятие 6. Цель: Развитие коммуникативныхнавыков, осознание различных черт характера и чувств.
Занятие 7. Цель: Формирование положительныхстратегий взаимодействия.
Занятие8. Цель:Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека,осознание проблем в отношениях с людьми. Упражнения на повышение самооценки.
Занятие 9. Цель: Осознание проблем в отношенияхс людьми, активизация самосознания. Упражнения на отработку навыка уверенногоповедения в конкретных ситуациях.
Занятие 10. Цель: Осознание мотивов межличностныхотношений, завершение группы.
3.Реализацияплана программы с родителями:
— Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка».
— Практическое задание «Работа с родителями тревожного ребенка».
4.Совместнаяработа детей, родителей и учителей:
— Игра «Щепки на реке».
— Психологический практикум.
— Обратная связь (Смотрите Приложение Б).

Заключение
Завремя прохождения практики были реализованы следующие практические задачи:
1) изучение,обработка и анализ научных источников по теме практики;
2) анализ проблемы ипричины школьной тревожности;
3) экспериментальноеисследование тревожности у детей младшего школьного возраста с помощью теста,предназначенного для определения тревожности у детей: измерение уровнятревожности по Тейлору и методики определения школьной тревожности Филлипса;
4) разработка планапрограммы «Взаимодействие с тревожными детьми»;
5) обучение учителейначальных классов приёмам работы с тревожными детьми;
6) составлениерекомендаций для родителей и учителей по воспитанию и общению с тревожнымидетьми;
7) проведение профилактическойи психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности.
База исследования: учащиесяначальных классов МОУ «СОШ№1» города Камень — на — Оби.
Во время прохожденияпрактики мною были выполнены все задачи и задания согласно программезапланированного.
Во время практики яполучила практический опыт проведения исследования в группах, обработки результатов,составлении рекомендаций. Улучшила навык подготовки психологического портретаучащегося, получила опыт анализа педагогической деятельности.
За время прохождения практики изучила основные направления исодержание деятельности школьной психологической службы: психологическоепросвещение, психологическая профилактика, диагностика, консультативнаядеятельность. Проанализировала план работы психолога, другую обязательнуюдокументацию, была ознакомлена с рабочим графиком психолога и распределениемего рабочего времени.
Прежде, чем приступить ксамостоятельной работе, наблюдала за работой школьного психолога с учащимися ипедагогами школы, а именно: групповые и индивидуальные занятия с учащимися; участиев подготовке педсовета учителей школы.
Самостоятельноразработала и провела групповые и индивидуальные занятия, направленные нареализацию темы практики.
За время прохождения научно-исследовательскойпрактики закрепила теоретические знания, полученные при изучении общихпсихологических и специальных дисциплин, научилась применять их в работе с детьмимладшего школьного возраста.
Отработала умениенаблюдать, конспектировать и анализировать психологические занятия, проводитьтестирование и обработку полученной информации. Овладела навыками планированияпсихологической работы.
За время прохождения практикипочувствовала уверенность в своих силах, в роли школьного психолога. В этомвижу положительное значение практики.

Приложение1
 
План программы занятий«Взаимодействие с тревожными детьми».
1.Реализация плана программы с учителями начальных классов:
— Мини-лекция «Что такое тревожность».
— Мини-лекция «Как выявить тревожного ребёнка».
— Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».
2.Реализация плана программы с детьми:
Занятие 1. Цель: создание положительногоэмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
Занятие 2. Цель: развитие способности слаженноработать в группе, сплочение группы.
Занятие3. Цель:Снятие напряжения среди участников, осознание себя. Упражнения на релаксацию.
Занятие4. Цель:Развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи.Занятие 5. Цель: Развитие представлений о ценности другого человека испособности выражать свое эмоциональное состояние.
Занятие 6. Цель: Развитие коммуникативныхнавыков, осознание различных черт характера и чувств.
Занятие 7. Цель: Формирование положительныхстратегий взаимодействия.
Занятие8. Цель:Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека,осознание проблем в отношениях с людьми. Упражнения на повышение самооценки.
Занятие 9. Цель: Осознание проблем в отношенияхс людьми, активизация самосознания. Упражнения на отработку навыка уверенногоповедения в конкретных ситуациях.
Занятие 10. Цель: Осознание мотивов межличностныхотношений, завершение группы.
3.Реализация плана программы с родителями:
— Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка».
— Практическое задание «Работа с родителями тревожного ребёнка».
4.Совместная работа детей, родителей и учителей:
— Игра «Щепки на реке».
— Психологический практикум.
— Обратная связь.

Приложение2
 
Содержаниепрограммы занятий «Взаимодействие с тревожными детьми».
1.Реализация плана программы с учителями начальных классов:
Мини-лекция«Что такое тревожность».
Тревожность— это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается вповышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненныхситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожностьбывает ситуативная и общая. Желательно объяснить соотношение понятий «тревога»и «тревожность», «боязнь» и «страх». Кроме того, необходимо познакомитьучастников с периодизацией возникновения страхов у детей. Страхи могут бытьвозрастные, которые присущи большинству здоровых детей данного возраста, и индивидуальные,свойственные только конкретному ребенку. Далее ведущий знакомит слушателей сперечнем страхов, наиболее характерных для здоровых детей дошкольного имладшего школьного возраста.
Раскрываяпричины возникновения тревожности, ведущему следует обратить особое внимание нато, что очень часто появление данного свойства личности связано с нарушениемдетско-родительских отношений.
Мини-лекция«Как выявить тревожного ребёнка».
Однойиз отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство.Причем, иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия. Иногда уребенка существуют совершенно конкретные страхи: страх темноты, высоты,одиночества и т. д. Далее ведущий обращает внимание участников группы на то,что тревожные дети требовательны к себе, часто имеют заниженную самооценку.
Затемведущий знакомит участников группы с критериями определения тревожности уребенка, разработанными американскими психолога. Кроме этого можно использоватьанкету на выявление тревожности, которая заимствована из пособия «Практическаяпсихология для воспитателя».
Мини-лекция«Как помочь тревожному ребёнку».
Работус тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:
1)повышение самооценки;
2)обучение умению снимать мышечное напряжение;
3)отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях. Состояниетревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в областилица, шеи, рук, живота и т. д. По этому, при работе с тревожным ребенкомособенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно изнаправлений работы с тревожными детьми).
2.Реализация плана программы с детьми:
Содержание программы:
I этап: — ориентировочный (2 занятия)
Занятие 1.
Цель: созданиеположительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правилповедения на занятиях.
1.  “Здравствуйте, я рад познакомиться”.
Ход упражнения. В течение3 минут каждый учащийся выбирает себе имя, на карточке – визитке пишетфломастером и закрепляет на самом видном месте. Затем в течение 10 минут каждыйпо кругу должен сказать фразу: “Здравствуйте, я рад с вами познакомиться!”.Далее нужно сказать свое имя и несколько слов о себе. Во время знакомстванеобходимо подчеркнуть свою индивидуальность, чтобы о вас запомнили.Рекомендации ведущему: чтобы в группе не было два одинаковых имени, во времязнакомства каждый может говорить с места, обсуждение ведется по кругу.Психологический комментарий. Это упражнение тренинга должно настроитьучастников на серьезное отношение к делу. Даже простейшее знакомство дает многоинформации о человеке, необходимо учиться запоминать информацию о человеке,проявление внимания не только к внешнему виду, но и улавливая смысл его слов.
2.  Выработка правил поведения назанятиях.
Ход занятия: Ведущийпредлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила вравной степени относятся и к нему, и к участникам:
1. Доверительныйстиль общения. Для того, наша группа работала с наибольшей отдачей, чтобы мы свами больше доверяли друг другу, нужно обращаться на “ты”.
2. Не существуютправильных или неправильных ответов.
Правильный ответ – тот,который на самом деле выражает твое мнение.
3. Анонимностьрассказываемых ситуаций, случаев из жизни. Нельзя превращать занятия в классныйчас по разбору поведения кого-либо.
4. Искренность вобщении. Во время работы в группе мы говорим только то, что чествуем по поводупроисходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне иоткровенно, то мы молчим. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь.
5. Нельзя даватьоценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит. Приобсуждения происходящего в группе мы оцениваем не участников, а только ихдействие и поведение. Мы не используем высказывание “Ты мне не нравишься”, азаменяем на “Ты совершил плохой поступок”, “Мне не нравится твоя манера”.
6. Нельзя внезанятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях, и то, как разныеребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остатьсянашей общей тайной.
7. Уважениеговорящего. Когда кто-либо из участников высказывается, нельзя перебивать его,обращаясь к кому-либо из участников нужно смотреть на него.
8. Активное участиев происходящем, это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуты мыреально включение в работу группу. мы активно смотрим, чувствуем, слушаем себя,партнера и группу в целом. мы не замыкаемся в себе что-то неприятное. Мы недумаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время вгруппе, внимательны к другим.
9. Постоянный составгруппы. Никто не должен опаздывать на занятие. Рекомендации ведущему подробнообъяснить участникам эти правила, ответить на вопросы. Затем обсудитьпредложения от участников. Дается возможность высказываться всем участникам.
Ритуал принятия правил.Ведущий “торжественно обещает” следовать этим правилам и предлагает участникамсделать тоже самое. Предлагается придумать ритуал начала и окончания занятия,напоминая участникам об их обещании.
3.  Игра “Ветры дуют на …”
Ход игры: Со словами “Ветры дуют на …”ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге,вопросы могут быть следующими: “Ветер дует на того, у кого светлые волосы” –все светловолосые собираются в одну кучку.
“Ветер дует на того, у кого … есть сестра”,“кто любит животных”, “кто много плачет”, “у кого есть друзья” и т.д.
Ведущего необходимоменять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
4.  Игра “Хоровод”
Ход игры: Предложить детям встать в круг,взять друг друга за руки и смотреть друг другу в глаза, улыбаются.
Занятие 2.
Цель: развитиеспособности слаженно работать в группе, сплочение группы.
1.  Игра “Печатная машинка”
Ход игры: “Давайте проверим, можем ли мыслаженно работать в группе. Попытаемся воспроизвести процесс печатания намашинке отрывок от хорошо известной вам песни или стихотворения. Например, “Влесу родилась елочка”. Каждый по очереди производит по одной букве слова (“ В –л – е – с – у …”). В конце слова – все встают, на знак препинания — топаютногой, в конце строки – хлопают в ладоши. Есть одно условие игры: кто ошибется– выходит из игры, покидает круг. Итак, первый участник произносит первуюбукву, второй – вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. Начали. Ну, асейчас можно оценить, кто у нас вышел в победители. Спасибо, на этом игразакончена.
2.  Игра “Сочиним историю”
Ход игры: Ведущий “Начинаем историю:“Жили-были …””, следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когдаочередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его,делает более осмысленным, и игра продолжается. В конце проводится обсуждение,трудно ли было выполнять задание, следить за ходом сочинения истории.
3.  Игра “Хоровод”
Ход игры: Участникивстают в круг, берут друг друга за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
II этап – реконструктивный (6 занятий)
Занятие 3.
Цель: Снятие напряжениясреди участников, осознание себя.
1.  Игра “Волшебное слово”
Ход игры: Ведущий напоминает участникам оважности некоторых “волшебных слов” и выражений типа: спасибо, пожалуйста,будте любезны, вы так любезны, вы такой замечательный. Участники по кругудолжны приветствовать друг друга, используя те “волшебные слова”, которые онивспомнили. Время 4-5 минут.
2.  Части моего “Я”
Материалы: Бумага, фломастеры.
Ведущий предлагает детямвспомнить, какими они были в разных случаях, в зависимости от обстоятельств(порой настолько непохожи на себя самих, будто это разные люди) как они,случается, внутренний диалог с собой и попытаться нарисовать эти разные чертысвоего “Я”. Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.
После выполнения заданияучастники в том числе, ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе,рассказывают, что на их изображено. Дети обмениваются впечатлениями, трудно либыло выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. Ведущий собираютрисунки с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей.
3.  Игра “Паровозик”
Ход игры: Дети строятся друг за другом,держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различныепрепятствия.
4.  “Хоровод”
Ход игры: Участники встают в круг, берутсяза руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 4
Цель: Развитие внимания к поведению другогои способности к получению обратной связи.
1.  Игра – тренинг “Таможня”
Ход игры: Ведущий: “Предлагаюпопрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другогочеловека, умении понять его душевное состояние. Итак, наша группа – пассажиры,идущие на рейс самолета. Один из них – контрабандист. Он пытается вывезти из страныуникальное ювелирное изделие (в качестве “предмета контрабанды” используетсяреальный маленький предмет – булавка) “Итак, кто хочет быть таможенником?”
Взявший на себя эту рольвыходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя булавку, послечего впускают “таможенника”. Мимо него по одному проходят “пассажиры”, онпытается определить “Кто из них, привозит контрабанду”. Чтобы облегчить задачу,ему представляют две или три попытки. После того, как в роли “таможенника”побывали двое – трое участников, ведущий просит их рассказать, на что ониориентировались, определяя “контрабандиста”.
2.  Игра “Ассоциации”
Ход игры: Водящий (участники группывызываются на эту роль добровольно) выходит, остальные участники группызагадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того,кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросыводящего должны быть однотипны, – на что или на кого похож тот, кого загадали:
- на какое времясуток,
- на какое времягода,
- на какую погоду,
- на какой деньнедели,
- на какой цветрадуги и т.д.
Следует особо напомнить, что задание нужновыполнять так, чтобы не задеть самолюбие, не оскорбить того, кто был задан.
3.  “Хоровод”
Ход игры: Участники встают в круг, берутсяза руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 5.
Цель: развитие представлений о ценностидругого человека и способности выражать свое эмоциональное состояние.
1.  Игра “Значимые люди”
Ход игры: Ведущий просит участников игрырассказать о тех самых значимых для них людях. Это могут быть не обязательноте, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значитдля него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для негодороже всех. Ведущий также рассказывает о значимых для него людях.
Ведущий просит участников группы строитьрассказ по следующей схеме:
- ктоони,
- чемзначимы для вас, чем дороги,
- также ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом,
- хотелибы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас(например, есть невыраженное чувство благодарности)
Если кому-то из участников группыдействительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можноиспользовать практикуемую в гештальптерапии технику “пустого стула”.
2. Игра “Приветствие”
Ход игры: “Обменприветствиями – это обмен человеческим теплом. Встречая человека, мы, преждевсего, встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы радысуществованию этого человека, рады, что он есть среди нас. Конечно, так происходит,если мы искренни в выражении своих чувств, если мы искрении в своем поведении.Давайте попробуем разные формы. Для этого каждый участник поприветствует всехприсутствующих. Ведущий подходит к каждому участнику, и они обмениваютсяразными приветствиями. Это могут быть рукопожатия, объятия, похлопывание,восторженные восклицания, тихие многозначительные взгляды и др. “Подумайте, каклучше приветствовать нового партнера, что подходит именно для этого человека”.
Затем проводитсяобсуждение того, как каждый участник чувствовал себя, легко ли былоприветствовать, какие чувства он вкладывал в свое приветствие.
3.  Игра “Список чувств”
Материалы: бумага,ручки.
Ход игры: Ведущий: “Вжизни все мы испытываем различные чувства – положительные, отрицательные. Вспомнитеих названия. Запишите их в два столбика: слева – положительные, справа –отрицательные”.
На выполнение заданиядается 5 минут.
После этого ведущийпросит подчеркнуть название самого приятного чувства среди первых и самогонеприятного – среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительных, исколько – отрицательных.
Данноезадание имеет диагностическое значение. Благополучным признаком являетсяпреобладание количества названных положительных эмоций названо больше, ребенкутребуется больше поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опытмежличностных отношений. В таких случаях можно спросить, в какой ситуациивозникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а в какой – самоеприятное.
4.Хоровод. Ход игры: Участники вступают в круг, берутся за руки, смотрят другдругу в глаза, улыбаются.
Занятие6. Цель: развитиекоммуникативных навыков, осознание различных черт характера и чувств.
1.Игра “Спина к спине”
Ход игры: Ведущий говорито том, что в группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный вповседневной жизни.
Двое участников группысадятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течении 3-5минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.
Ведущий задаетвопросы:
- было ли этопохоже на знакомые житейские ситуации (например, телефонный разговор), в чемотличия;
- легко ли быловести разговор;
- какой получаетсябеседа – более откровенной или нет.
2. Игра“Монстр”
Ход игры: Ведущий: “Всемы признаем за собой разные недостатки. Представим себе, что в центре нашегокруга стоит чучело – несимпатичное такое, вроде как ставят на огородахотпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считаем своиминедостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, онговорит: “Чучело какое-то” – и называет этот недостаток. Затем каждый из насскажет, чем, вообще-то, неплохи те качества, которые были названы, но не про текачества, которые назвал сам, а про те, которые назвали у вашего чучела другие.
Ведущий записывает, чтоназвали участники, сам называет одну или несколько черт чучела. После того, каквсе участники высказались, ведущий показывает, что записал, а дети говорят,какие плюсы имеет то или иное качество.
3. Хоровод
Ход игры:Участники вступают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза,улыбаются.
Занятие 7.
Цель: Формированиеположительных стратегий взаимодействия.
1.  Игра “За что мы любим”
Ход игры: вступая вовзаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся илине нравятся. Как правило, эту оценку связываем с внутренними качествамичеловека. Давайте попробуем оценить, какие качества в людях мы ценим,принимаем. Задание будет выполнено письменно. Выберите в группе человека,который по многим своим проявлениям очень нравится вам. Укажите пять качеств,которые вам особенно в этом человеке нравятся. И так, не указывая самогочеловека, укажите, пять качеств, которые вам особенно в нем нравятся. Начали!Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашухарактеристику, а мы попробуем определить, к какому человеку относится вашахарактеристика. Пожалуйста, кто начинает?
2.  Игра “Слепец и поводырь”
Ход игры: “Как важно вжизни доверять людям! Как часто этого не достает, и как много порой мы от этоготеряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разныестороны в течении нескольких минут. Так, хорошо. Теперь произвольно разбейтесьна пары. Один из вас закройте глаза, и другой водит его по комнате, даетвозможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения сдругими парами, дает соответствующие пояснения по поводу их передвижения и т.п.Итак, один с открытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутойруки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами.Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь поменяйтесь ролями. Каждый должен пройтишколу “доверия”. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь сядьте в круг, подумайтеи скажите, кто чувствовал себя уверенно, надежно, у кого было желание полностьюдовериться партнеру? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку снужным количеством пальцев, – оцениваем по пятибалльной системе. Ведомыйподымает столько пальцев, сколько он считает нужным дать своему поводырю.Пожалуйста, продумайте вашу оценку, а ведущий оценит лучших поводырей.
3.  “Хоровод”
Ход игры: Участники встают в круг, берутсяза руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 8.
Цель: Повышениепредставления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознаниепроблем в отношениях с людьми.
1.  Игра “Я не такой, как все, и все мыразные”
Ход игры: Детямпредлагается в течение пяти минут с помощью цветных карандашей нарисовать, чтотакое радость. Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным,каким угодно. После выполнения задания участники, в том числе ведущий, поочереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено.Дети обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно лирассказать, что изобразили. Ведущий просит ребят обратить внимание на различиев понимании и представлении понимания понятия “радости”. Делается вывод о том,что каждый человек – особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим,и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.
2.  Игра “Мой портрет в лучах солнца”
Ход игры: ведущий проситответить на вопрос: “Почему я заслуживаю уважение?” – следующим образом:нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдольлучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете.Постарайтесь, что бы было как можно больше лучей. После выполнения заданияучастники по очереди, показывая свои рисунки, рассказывают о своихдостоинствах.
3.  “Хоровод”
Ход игры: Участники встают в круг, берутсяза руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
III этап закрепляющий (2 занятия)
Занятие 9.
Цель: Осознание проблем вотношениях с людьми, активизация самосознания.
1.  Игра “Продолжить”
Ход игры: “Детямпредлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того,какие, по их мнению, их видят окружающие:
Мне хорошо, когда …
Мне грустно, когда …
Я сержусь, когда …
Я боюсь, когда …
Я чувствую себя смелым,когда …
Затем по кругу детизачитывают свои предложения, и ведется обсуждение, исходя из ответов, в какихситуациях дети чаще чувствуют себя хорошо, им грустно и т.д.
2.  Игра “Благодарность без слов”
Ход игры: участникиразбиваются на пары по желанию. Пары выходят в центр круга, сначала один, апотом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затемпары делятся впечатлениями, о том:
- что чувствовал,выполняя это упражнение;
- искренно илинаиграно выглядело изображение благодарности партнером;
- Понятно ли было,какое чувство изображал партнер.
3.  “Хоровод”
Ход игры: Участники встают в круг, берутсяза руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 10.
Цель: осознание мотивовмежличностных отношений, завершение группы.
1.  Завершение группы.
Каждый участникрассказывает, что ему дала работа в группе, что нового он узнал о себе и одругих.
2.  Заключительное слово ведущего.
Ведущий говорит о том,что эти занятия показали, что у всех нас много возможностей, много того, чтоделает каждого из нас уникальным, неповторимым, и то, что для всех нас общее.Потому мы нужны друг другу, каждый человек может добиться в жизни успеха исделать так, что другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить. Досвидания. Спасибо за работу.
3.Реализация плана программы с родителями:
Мини-лекция«Работа с родителями тревожного ребёнка».
Какпоказывает практика, родители тревожных детей зачастую предъявляют к нимповышенные требования, которые ребенок не в состоянии выполнить. И это можетбыть одной из причин возникновения тревожности, о которой следует говорить сродителями в индивидуальных и групповых беседах. Родителям тревожного ребенкаследует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях. Ни вкоем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Неменее важно выработать единодушный подход к ребенку воспитателей и родителей.Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детейрекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его,обнимать и т. д. Родители должны помнить, что тревогу ребенка могут вызыватьлюбые резкие перемены в его жизни: переезды, смена воспитателей, дажеперестановка мебели. Если родители не в состоянии помочь ребенку сами, онимогут обратиться за помощью к специалистам. В настоящее время существуетмножество психологических центров, в которых работают тренинговые группы,специалисты по игровой терапии, сказкотерапии.
Практическоезадание «Работа с родителями тревожного ребёнка».
Участники,работая в подгруппах, составляют список рекомендаций по работе с тревожнымидетьми для оформления уголка для родителей. Затем проводится совместноеобсуждение в группе.
4.Совместная работа детей, родителей и учителей:
Игра«Щепки на реке».
Цель:Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.
Содержание:Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки.Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчаспоплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, какбудет двигаться: быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогаютруками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь:она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачиватьназад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встаетрядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнениеможно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самихЩепок). Обсуждение: Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них вовремя «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасалисьласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.