Реферат по предмету "Психология"


Психическая травма, её последствия и воздействие на развитие личности

Федеральноеагентство по образованию
Томскийгосударственный университет (ТГУ)
Факультетпсихологии
Кафедрагенетической и клинической психологии
КУРСОВАЯРАБОТА
Психическаятравма, её последствия и воздействие на развитие личности

Руководитель
ст.преподаватель
А.Е.Логунцева
Томск 2009

Оглавление
Введение
1. Определение психической травмы
2. Виды психических травм
3. Механизмы формирования психическихтравм
4. Связь психических травм спсихическими расстройствами
5. Посттравматическое стрессовоерасстройство
6. Профилактические, диагностическиеи реабилитационные процедуры
Заключение
Список использованной литературы
 

 
Введение
Всовременном мире человек постоянно подвергается различным воздействиям изокружающей среды. В нашей жизни имеется много источников психическойтравматизации индивида, и симптомы посттравматического расстройства не редкостьсреди окружающих людей.
Травмирующиежизненные события часто влекут за собой возникновение стрессов, ухудшениепсихического здоровья, а затем и возникновение различных психическихрасстройств и болезней. Поэтому, мы считаем важным рассмотрение темыпсихической травмы.
Цельюнашей работы является исследование психических травм и их влияние на развитиеличности.
Задачи:
1.  проанализировать литературу — датьопределение психической травме, описать её разновидности.
2.  проследить связь психической травмы спсихическим здоровьем человека.
3.  исследовать диагностические,профилактические и реабилитационные процедуры.
Объектнашего исследования – психическая травма.
Предмет– влияние психической травмы на личность человека.

 
1.Определение психической травмы
В литературе существуют различные определения психическойтравмы.
Менделевич В.Д. [7] дает следующее определение: психическойтравмой называется жизненное событие,затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубокимпсихологическим переживаниям. Психическая травма, как событие или ситуация,стоит в ряду иных жизненных ситуаций. Согласно классификации D. Magnusson,существует пять уровней определения ситуации:
1. Стимулы — отдельные объекты или действия.
2. Эпизоды — особые значимые события, имеющие причину иследствие.
3. Ситуации — физические, временные и психологическиепараметры, определяемые внешними условиями.
4. Окружение — обобщающее понятие, характеризующее типыситуаций.
5. Среда — совокупность физических и социальных переменныхвнешнего мира.
При анализе фактора психической травмы выделяются следующиеее характеристики:
• интенсивность
• смысл
• значимость и актуальность
• патогенность
• острота появления (внезапность)
• продолжительность
• повторяемость
• связьс преморбидными личностными особенностями.
УшаковГ.К. [6] говорит о психической травме как о внутреннем психическом конфликте,который, как правило, появляется на соматически ослабленной (измененной) почвев первую очередь у преморбидно расположенных к психогениям лиц. Клинической егоструктуре присущи острота, выраженность болезненных переживаний, яркость,образность последних, болезненно обостренное воображение; усиленная фиксация натолковании измененного самочувствия, внутреннего дискомфорта, разлаженности;охваченность беспокойством за свое будущее; сохранность критики, т. е. пониманиеэтого расстройства как болезненного.
Другиеавторы [4] приводят такое определение: психическая травма представляет собойвесьма сложное явление, в центре которого находится субклиническое реагированиесознания на саму психическую травму, сопровождающееся своеобразной “защитной”перестройкой, происходящей в системе психологических установок в субъективнойиерархии значимого. Эта защитная перестройка обычно нейтрализует патогенноедействие психической травмы, предотвращая тем самым развитие психогеннойболезни. В этих случаях речь идет о “психологической защите”, выступающей каквесьма существенная форма реакции сознания на перенесенную психическую травму.
В другой литературеавторы [2] указывают на то, что понятие травмы, несмотря на его частоеупотребление, определяется в основном в общих словах: событие высокойинтенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания ипревышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут бытьнарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом. По DSM-IV (AmericanPsychiatric Association, 1996), травматическое событие имеетместо тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением иликакой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие можетзатрагивать человека прямо или косвенно — через релевантных лиц. Но иногдатравма возникает и из-за того, что человек становится свидетелем угрожающейкому-то опасности, ранения или смерти совершенно чужого ему человека. Итак,травматический стресс можно определить как специфический класс критическихизменяющих жизнь событий, которым присущи следующие характеристики: онинежелательны; обладают крайне негативным воздействием по причине серьезнойугрозы (собственной) жизни и высокой интенсивностью; их тяжело контролировать,вплоть до полной невозможности контроля; как правило, они превышают возможностисовладания и чаще всего непредсказуемы. Нередко они обладают ярко выраженнойновизной и случаются внезапно и непредвиденно. Энергия для новой адаптациитребуется огромная, так как обычно эти события затрагивают не только самогоиндивида, но и близких ему людей, иногда — еще и материальное имущество, а прислучае — социальное и личное существование в целом (например, ураган, пережитоенасилие). В этом отношении можно сказать, что жертвы травматических событийподвергаются многократным перегрузкам, а нередко — еще и целому ряду следствийэтих перегрузок, включая признание человека «жертвой». Кроме военных травм усолдат и гражданского населения все больше исследуются и «гражданские»травматические стрессы — природные катастрофы (например, землетрясение),технические катастрофы (железнодорожные аварии), насилия (изнасилование, захватзаложников), угрожающие жизни события (тяжелые (дорожные) происшествия).
Итак, под психическойтравмой мы будем понимать жизненно важное событие для индивида, затрагивающеезначимые стороны его существования, которое приводит к глубоким психологическимпереживаниям, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства,связанные со стрессом.
 
2. Видыпсихических травм
Влитературе можно встретить различные классификации психических травм.Представим здесь некоторые из них, предложенные разными авторами.
КлассификацияГ.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского [6]
По мнению этих авторов, психические травмы по интенсивности делятсяна:
1) массивные (катастрофические), внезапные, острые,неожиданные, потрясающие, одноплановые:
а) сверхактуальные для личности, б) неактуальные для личности(например, природные, общественные катастрофы, интактные для данногоиндивидуума);
2) ситуационные острые (подострые), неожиданные, многоплановововлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом длясамоутверждения);
3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условиямногих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия — кумир семьи):
а) осознаваемые и преодолимые,
б) неосознаваемые и непреодолимые;
4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознаннойнеобходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие):
а) вызываемые самим содержанием ситуации,
б) вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности приотсутствии объективных возможностей для достижения в обычном ритмедеятельности.
КлассификацияВ.Н. Мясищева [8]
Мясищев делит психические травмы на объективно-значимые иусловно-патогенные, подчеркивая тем самым семантическую роль события. Подобъективно-значимыми понимаются жизненные события (психические травмы),значимость которых можно считать высокой для подавляющего большинства людей —смерть близкого, развод, увольнение и пр. Условно-патогенными называют события,которые становятся психическими травмами, вызывающими переживания в силу особенностейиерархии ценностей человека (к примеру, потеря марки из коллекции филателиста).
Классификация В.В.Ковалева [3]
Ковалёв выделил средипсихотравмирующих факторов:
1) шоковые психическиетравмы (нападение животного, появление чужого, удар грома);
2) психотравмирующиеситуации относительно кратковременные, но психологически очень значимые дляребенка (утрата или болезнь одного из родителей, ссора со сверстниками и т.п.);
3) хронически действующиепсихотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ориентации ребенка (семейныеконфликты, противоречивое и деспотическое воспитание, неуспеваемость и т.п.);
4) факторы эмоциональнойдепривации (недостаток ухода, заботы, ласки и т.п.).
КлассификацияН.Д. Лакосиной, Г.К. Ушакова [4]
Всепсихические травмы, вызывающие психогенное заболевание, можно разделить на тригруппы:
1)психические травмы, называемые условно «эмоциональное лишение». При этомчеловек лишается объекта привязанности или оказывается вне ситуации, вызывающейположительную эмоциональную реакцию (например, вдали от Родины),
2)всевозможные конфликты и
3)психические травмы, представляющие угрозу для жизни (землетрясение, наводнения,крушения и др.).
Мы будем придерживаться классификации, приведённой Г.К. Ушаковыми Б.А. Воскресенским.
3. Механизмы формирования психических травм
Тема психической травмы исследовалась многими авторами, в томчисле и вопрос о механизмах формирования психических травм. В литературе несуществует единого мнения по этому вопросу. Авторы, принадлежащие к различным психологическимнаправлениям, рассматривают этот вопрос по-разному. Мы рассмотрим некоторые изэтих подходов.
Взгляд психоаналитическойшколы
Травматичные события (ихинформационные компоненты интериоризируются нервной системой), производятнеизгладимые впечатления, через длительные и интенсивные переживания, т.е. черезэмоции. Иногда внутренняя переработка травматичной ситуации может быть невыраженной и ее «внешние» проявления могут возникнуть спустя какое-товремя. Нередко тяжелое переживание вытесняет, разрушает известные свойства,необходимые для жизни.
Обычно, затрагивающиепсихику сильные потоки аффекта перерабатываются при помощи процессасимволизации и интегрируются в повествовательные структуры языка. Чаще всегопсихика не в состоянии сразу подвергнуть символизации возникающие невыносимыесобытия. Она прибегает к созданию иллюзии [5], что невыносимые события никогдабольше не повторятся, но в тяжелом случае переживание теряет все своисоставляющие. Травма вызывает вулканический аффект и разрушает связь между ними его образной основой. При воздействии травмы происходит фрагментациясознания, при этом разные «кусочки» организуют себя в соответствии с определеннымипаттернами. Возникают частичные объекты. Переживаемый травматичный опыт непогружается в поток психического процесса, где он мог бы быть переработан вобразы. Вместо этого происходит аффективное и ассоциативное блокирование. Послеэтого человек уже не в состоянии придать какой-либо смысл элементам своеговосприятия. В итоге внутренний мир человека населяется отрывочными иррациональнымиобъектами, безымянными и оторванными, отчужденными от личностного смысла илизначения. К расщеплению психики приводит не сама травматичная ситуация, аустрашающий смысл, который этому событию придает индивид. Травматичное событиепереживается в виде «зафиксированный страх».
Травма вызывается нетолько внешними событиями. Психика переводит внешнюю травму в самотравмирующуювнутреннюю силу, которая вначале является защитной, но затем превращается всамо разрушающую. Травматические защиты отличаются высокой сопротивляемостью кизменениям [1].
Взгляд отечественныхпсихологов
В отечественнойпсихологии и психиатрии понятие психологической защиты рассматривается какважнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму [9]. Приэтом имеется в виду перестройка, происходящая в системах взаимосвязанныхпсихологических установок и отношений, в субъективной иерархии ценностей,которая направлена на редукцию эмоционального патогенного напряжения.
Наиболее распространеннымии важными механизмами психологической защиты от травматизации являются:Вытеснение — недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных ипротиворечивых чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей. Этонаиболее примитивный, как правило, малоэффективный способ защиты, но в той илииной мере он присоединяется к действию всех других защитных механизмов.Вытесняется, забывается обычно то, что снижает чувство собственной ценности какличности. Чаще он проявляется у личностей с незрелым «Я», истерическими чертамихарактера, у детей. Близким к описанному способу защиты является механизмперцептивной защиты (автоматические реакции не восприятия при наличиирасхождения между поступающей и имеющейся информацией). Следующий механизм — этоподавление (сознательное избегание тревожащей информации, отвлечение вниманияот осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов). Блокирование — задержка,торможение, (обычно временное), эмоций, мыслей или действий, вызывающихтревогу. Отрицание непризнание, отрицание ситуаций, конфликтов, игнорированиеболезненной реальности, фактов. Представленную совокупность защитных механизмовобъединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению,подавлению, блокированию или отрицанию.
Вторая группа защитныхмеханизмов связана с преобразованием (искажением) значения содержания мыслей,чувств, поведения. Механизм рационализации проявляется в псевдообъяснениииндивидом собственных неприемлемых желаний, убеждений и поступков,интерпретации по-своему различных своих личностных черт (агрессивности какактивности, безразличия как независимости, скупости как бережливости и т.д.).При защитном механизме по типу интеллектуализации вступает в действие контрольнад эмоциями и импульсами посредством преобладания размышления, рассуждения поих поводу вместо непосредственного переживания. Характерным признаком является«объективное» отношение к ситуации, чрезмерно когнитивный способ представленияи попыток решения, конфликтных тем, без ощущения связанных с ней аффектов.Близким к описанному способу защиты является механизм изоляции, состоящий винтеллектуально-эмоциональной диссоциации, отделении эмоции от конкретногопсихического содержания, в результате чего представление или эмоциявытесняются, или эмоция связывается с другим, менее значимым представлением, итем самым достигается снижение эмоционального напряжения.
Следующий в этой группезащитный механизм реактивного образования характеризуется совладением снеприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными качествами посредством заменыих на противоположные. Механизм смещения проявляется тем, что реальный объект,на который могли быть направлены негативные чувства, заменяется болеебезопасным (например, сдерживаемая агрессия в отношении авторитетного лицаперемещается на других, зависимых людей). В случае защитного механизма проекциипроисходит приписывание не признаваемых собственных мыслей, чувств и мотивовдругим людям. В отличие от предыдущего механизма, при идентификации индивидотождествляет себя с более сильной личностью, в частности, имитируя агрессивнуюили дружелюбную манеру поведения в зависимости от ассоциируемых с этимчеловеком чувств страха или любви.
Третью группу способовзащитного реагирования составляют механизмы разрядки отрицательногоэмоционального напряжения. К ним относится защитный механизм реализации вдействии (acting-out), при котором аффективная разрядка осуществляетсяпосредством активации экспрессивного поведения. Защитный механизм соматизациитревоги или какого-либо отрицательного аффекта проявляется в конверсионном ипсиховегетативном синдромах, посредством трансформации психоэмоциональногонапряжения сенсорно-моторными актами. Некоторые авторы включают в защитнуюдеятельность личности механизм сублимации (преобразующий энергию инстинктивныхвлечений в социально приемлемую активность).
К четвертой группеотнесены защитные механизмы личности манипулятивного типа. При защитноммеханизме регрессии происходит возвращение к более ранним, инфантильнымличностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости,«детскости» поведения с целью уменьшения тревоги и ухода от требований реальнойдействительности. С помощью механизма фантазирования (в функции манипуляции)индивид, приукрашивая себя и свою жизнь, повышает чувство собственной ценностии контроль над окружением. Известен также защитный механизм ухода в болезнь, вслучае формирования которого больной отказывается от ответственности исамостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность,ищет опоки и признания с помощью роли больного.
Теория информационногоудара. [5]
Психическая травма — этоэнергоинформационный «удар». Так как на психику обрушивается большое количествоинформации, с которым она не может быстро справиться, в результате интегративныемеханизмы психики насильственно прерываются, нарушается ее системность.Энергоинформационный «удар», — создает высокий уровень активации сети нейронов;нарушая целевую и необходимую активность нейронов, изменяет силу связей междуними. Травма искажает, понижает параметры и формирует целый ряд нарушенийфункциональных процессов и их режимов. (Функциональная сопряженность,иерархическая соподчиненность структур способствует (предполагает),множественное поражение. Отклонения являются образующими функциональные сбои).Травма приводит: — к цепной реакции в иерархических структурах; — кразбалансировке энергетических и функциональных режимов; — к нарушениямпараметров информационной проводимости; — к нарушениям функциональныхзависимостей, контролирующих уровни функциональной сопряженности; — кнарушениям на уровне кода. Травма поражает целостность энергетических связей вэнергетических структурах информационного пространства. Приводит к тому, чтофункциональная оптимальность не отвечает целевой функции энергетическихпроцессов. Процессы приходят в состояние аструктурности. Психическаяреальность, подвергшаяся воздействию информационного удара, становитсянеоднородной, лакунарной, прерывистой (имеет дыры, разломы). Возникаютпатологические психические реальности разного свойства и качества. Психическаятравма – деструкция способности символизации, разрушения связей (невозможностьпользоваться словами, чтобы символизировать). Дыра в символическом, котораявлечет отсутствие репрезентаций (сбой символической функции). Регрессии свозникновением структурных изменений в топическом и временном аспекте.
Опознавание травматичногосигнала происходит на предсознательном уровне. Здесь формируетсяиндивидуальное, свойственное только этому человеку реагирование (в том числе иэмоциональное), на сам факт несоответствия ещё до окончательной категоризациисодержания сигнала. Сокращается экстрацептивный объем взаимодействия с внешниммиром. Сигнал о рассогласовании воспринимаемой информации с чувственным опытомиспытуемого, кристаллизованного в сложившейся у него картине мира, имеетэмоциональную форму (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева). Эта эмоциональная формав последующем определяет эмоциональное состояние, являясь его причиной.
4. Связь с психическимирасстройствами
Несмотря на интенсивностьтравматических событий, их экстремальную негативность и мощные затраты,требующиеся на адаптацию, реакции на них очень разные; у большинства людей этисобытия проходят через какое-то время (обычно через четыре-шесть недель) или перерабатываются.Однако, как правило, травмы оставляют после себя ощутимые следы в формепсихических изменений, которые, правда, далеко не всегда развиваются впсихическое расстройство. Следует учитывать, что такого рода расстройства оченьгетерогенны: расстройство может наступить быстрее (через минуты, часы) илимедленнее (через дни, недели или месяцы), иметь среднюю или очень сильнуювыраженность, могут быть затронуты разные психические системы и на разное времяи т. д.
В системах МКБ-10 и DSM-IV содержатся диагностические критерии, которые классифицируютреакции на травматические события. В МКБ-10 стрессовые расстройства и нарушенияадаптации кодируются в группе расстройств F43; среди них различают острые реакции на стресс (F43.0; длительность: часы, дни), расстройстваадаптации (F43.2; длительность: недели,
Интенсивнее всего исследовалосьтак называемое посттравматическое стрессовое расстройство (posttraumatic stress-disorder PTSD; Saigh, 1995; Foa & Meadows,1997). По МКБ-10 и DSM-IV, это расстройство характеризуется, вчастности, следующим образом: повторяющееся переживание травматического опыта(сны, мысли и т. д.), избегание связанных с травмой раздражителей (мыслей,людей, места и т. д.), редукция общей способности к переживанию (сокращениесоциальных контактов, выраженное снижение интенсивности эмоциональных реакций),провалы в воспоминаниях о травме; такие симптомы, как нарушения сна, проблемыконцентрации внимания и т. д. В эмпирическом исследовании выявились довольноотчетливые связи между травматическими событиями — особенно военными, но нетолько — и возникновением PTSD.Что касается течения PTSD,то этот вопрос пока мало исследован, так же как и факторы, определяющиедлительность, течение и исход этого расстройства. [2]
5. Посттравматическоестрессовое расстройство
 
Посттравматическое стрессовое расстройство возникает как отставленная или затяжная реакция настрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофическогохарактера, выходящего за рамки обыденных житейских ситуаций, которые способнывызвать дистресс практически у любого человека. Вначале к таким событиям былиотнесены лишь военные действия (война во Вьетнаме, Афганистане). Характернымдля этого расстройства является его экзогенная природа, отчетливая связь свнешним психотравмирующим воздействием, без которого расстройство не появилосьбы.
Посттравматическое стрессовое расстройство, как правило,обусловливается следующими факторами:
• военными действиями
• природными и искусственными катастрофами
• террористическими актами (в том числе, взятием в заложнии)
• службой в армии
• отбыванием заключения в местах лишения свободы
• насилием и пытками [7]
Возникновение ПТСРнаходится в прямой зависимости от интенсивности психотравмирующего воздействия.Травма, как правило, несет в себе угрозу жизни, и индивид реагирует на нееинтенсивным страхом, ощущением беспомощности и ужаса. Этиопатогенезопределяется сочетанием нескольких аспектов: интенсивность стресса, характерситуации (война, природная катастрофа, изнасилование), личностные особенностижертвы и ее биологическая уязвимость (тип нервной системы).
ПТСР являетсяпсихосоматическим переживанием. Крайне интенсивные, зрительные, слуховые,кинестетические, вкусовые, обонятельные стимулы, действующие одномоментно,первоначально могут вызвать нарушения способности мозга интегрировать их всодержательное переживание. Обычно задействованы все структуры мозга:ствол/гипоталамус, лимбическая система и неокортекс. Выделяется три подтипаразвития ПТСР:
1) острое ПТСР –протекает 1-3 месяца;
2) хронические симптомыПТСР присутствуют более 3-х месяцев;
3) с задержанным началом;симптомы появляются спустя более 6 месяцев после травмы.
Восприимчивость к ПТСРобусловлена предшествующими психическими травмами, характерологическимиособенностями в виде эмоциональной неустойчивости, незрелость личности.
Типичными проявлениямипосттравматического стрессового расстройства являются эпизоды повторногопереживания психической травмы в виде навязчивых воспоминаний, кошмарныхсновидений, отчуждение от окружающего, утрата интереса к жизни, эмоциональнаяпритупленность, уклонение от деятельности. Появление симптомов ПТСР иногдабывает отставленным на разный период времени. Переживание перенесенной травмыстановится центральным в жизни, меняя ее стиль и осложняя социальноефункционирование. Более интенсивным является реакция на человеческий фактор(изнасилование), чем на природную катастрофу.
Критериями диагностикиявляются:
1) кратковременное илидлительное пребывание в чрезвычайно угрожающей или катастрофической ситуации;
2) стойкие непроизвольныеи чрезвычайно живые воспоминания (flash-backs) перенесенного, находящее своеотражение в снах, усиливаются при попадании в ситуации напоминающие стрессовуюили связанную с ней;
3) избегание ситуациймогущих напомнить травматичное событие, при отсутствии такого поведения достресса;
4) один из нижеследующихдвух признаков:
·  частичная или полная амнезия важныхаспектов перенесенного стресса,
·  наличие не менее двух из признаковповышенной сензитивности и возбудимости, отсутствовавших до стресса:
а) нарушение засыпания,поверхностный сон,
б) раздражительность иливспышки гнева,
в) снижениесосредоточения;
г) высокий уровеньбодрствования,
д) повышеннаябоязливость.
Признаки сопутствующиеПТСР:
— чувство вины выжившего;
— нарушения межличностныхотношений;
— нарушена способность,управлять своими чувствами;
— самодеструктивноеповедение;
— импульсивное поведение;
— диссоциативныесимптомы;
— соматические жалобы;
— интенсивное чувствостыда;
— социальнаясамоизоляция.
У детей имеются некоторыеотличия в проявлениях ПТСР. Они восприимчивее и обладают меньшими психическимиресурсами. Реагируют на травму дезорганизацией поведения или ажитацией. Детимладшего возраста склонны к развитию мутизма. Дети старшего возраста используютобсессивную защиту. Испытывают неспецифические ночные кошмары, например, видятмонстров. При рассказах восстанавливают травму в лицах, а в играх выражаютнекоторые темы или аспекты травмы. У детей появляются пессимистические ожиданияв отношении будущего
Когда существует болееодной не разрешившейся травмы, активация одного воспоминания может активироватьдругое. Жертвы ПТСР всегда эмоционально перегружены; они не могут использоватьэмоции как сигналы к руководству во взаимоотношениях или для определения, когдаи какое действие следует предпринимать. [5]
6. Профилактические,диагностические и реабилитационные процедуры ПТСР
Профилактическиепроцедуры ПТСР
Существуют различныепрофилактические процедуры ПТСР. Это различные методики и подходы, которыепозволяют человеку предотвратить ПТСР, помогающие справляться ему сострессовыми травмирующими событиями. Мы приведем некоторые из них.
·  Кризисная интервенция
Кризисная интервенция —это профессиональная психосоциальная помощь, предоставляемая лицам, которыеиспытали продолжительное нарушение психического и социального равновесия по винекакого-то критического жизненного события, не приобретя, однако, в результатеникакого психического расстройства. Критическое изменяющее жизнь событиеприводит к нарушению соответствия между имеющимися психическими и естественнымисоциальными ресурсами и требуемым психическим напряжением. Кризиснаяинтервенция призвана помочь таким людям восстановить душевное и социальноеравновесие, до того как данная проблема «затвердела» и превратилась врасстройство. В этом отношении функцию кризисной интервенции можно назватьпрофилактической, а часто она способствует и дальнейшему развитию, если человекспособен интерпретировать кризис как задачу или шанс для развития, дающиестимул для новой самоорганизации в личной и социальной жизни. Если критическиежизненные события предсказуемы, то с помощью целенаправленных мер можноподготовить соответствующий круг людей (например, находящихся в преддверииухода на пенсию) еще до наступления перегрузки, чтобы реакция на предстоящеесобытие была более компетентной.[2]
·  Подходы самоконтроля
Многие моделисамоконтроля представляют собой расширенную концепцию классической теориинаучения — в той мере, насколько у соответствующего индивида предполагаетсяспособность к управлению собственным поведением. Это особенно хорошо видно напримере концепции саморегуляции; Канфер выделяет в этой модели следующиеступени: самонаблюдение, самооценка с помощью определенных стандартов исамоподкрепление как следствие сравнения стандарта с собственным поведением.
Самоконтроль означаетспецифический случай саморегуляции при наличии специфической конфликтнойситуации: индивид прерывает во многом автоматизированную поведенческую цепочку,чтобы точно проанализировать ситуацию и собственное поведение. В качествеосновы самоконтроля решающую роль играют мотивационные, когнитивные иповеденческие процессы.
К самоконтролю в болееузком смысле этого слова можно отнести следующие методы:
а) Методы самонаблюдения,служащие чаще всего первой ступенью в процессе изменений.
б) Методы контролястимула. Здесь индивид во многом сам управляет собственным поведением за счеттого, что благодаря специальной организации физического или социальногоокружения становится более вероятным — или невероятным — соответствующеецелевое поведение.
в) Методы контроляпоследствий. Индивид в принципе самостоятельно может управлять вероятностьюнаступления собственного поведения путем самоподкрепления, самонаказания илизаключения специальных контрактов.[2]
·  Когнитивная терапия А.Т. Бека
По мнению Бека, причинудепрессивных расстройств в первую очередь следует видеть в нарушении паттернакогнитивной переработки. Депрессивный человек неверно перерабатывает важныйопыт: все определяется тем, что он узнает о самом себе, своем окружении и своембудущем. Различные ошибки мышления Бек относит также к различным категориям(например, избирательная абстракция, произвольные умозаключения, чрезмерныеобобщения и т. д.). Бек тем не менее отмечает, что диагностика проблемногопаттерна мышления у пациента может происходить только на основе индивидуальногоанализа.
Интервенция применяется внескольких плоскостях, что имеет целью наглядно продемонстрировать пациентуошибки в его восприятии и соответственно ошибочные заключения, с тем, чтобы онизменил их; таким образом, анализ и идентификация проблемного паттерна мышления— это только один шаг на пути к более реалистичному взгляду пациента на мир.
Для убеждения пациентаБек обращается также к конкретному опыту, без чего вряд ли удалось быкогнитивное переструктурирование (например, поручение справиться с небольшимизадачами, благодаря чему пациент приобретает опять-таки конкретный опыт, что онв состоянии сформировать и изменить свой окружающий мир).[2]
·  Тренинг решения проблем
Тренингами решенияпроблем для психических расстройств больше всего занимались Д'Зурилла иГолдфрид и Д'Зурилла и Незу. В этом подходе апеллируют к тому факту, чтопациенты с психическими нарушениями обнаруживают меньшую способность к решениюкогнитивных и межличностных проблем. При этом было естественным обратиться крассуждениям, известным из общей и когнитивной психологии, где многоисследовались частные компоненты эффективного решения проблем. Тренинготдельных этапов разрешения проблем — (1) общая ориентация, (2) описаниепроблемы, (3) выдвижение альтернатив, (4) принятие решения, (5) оценка — долженне только помочь клиенту выработать или изменить отдельные способы поведения,но и научить его различным стратегиям, которые были бы применимы для решенияширокой сферы проблем.
Между тем модели решенияпроблем — и как частные компоненты терапевтической программы, и в виде некойметамодели терапевтического процесса — относятся к стандартному репертуарудействий в поведенческой терапии. Правда, правомерность перенесения моделирешения проблем на эмоциональные и психические проблемы тоже подвергаетсякритике в том смысле, что психические расстройства как раз нельзя анализироватьтак же, как академические проблемы. Тренинг решения проблем применяетсяразнопланово: и как составная часть терапии при различных расстройствах, испециально — при межличностных проблемах. В этом смысле оценка тренинга решенияпроблем доказала его высокую эффективность.[2]
·  Тренинг самоинструктирования ипрививки против стресса
Оба метода былиразработаны Д. Мейхенбаумом в начале 70-х гг. В тренинге самоинструктированияфункцию контроля над действиями индивида перенимает (постепенно) язык.Мейхенбаум здесь обращается к психологии развития, согласно которой язык умаленьких детей обладает функцией управления поведением. В ходе развития этосамоинструктирование интернализуется и начинает «скрыто» управлять поведением.В терапевтическом плане эти рассуждения используются в той мере, насколько кязыку обращаются как к поддерживающему элементу при выполнении сложных задач.Тренинг самоинструктирования создает у пациента чувство личного контроля, чтокрайне важно в проблемных ситуациях: через свой собственный язык («внутренниймонолог») клиент приобретает некоторый контроль над различными способамиповедения.
Тренинг прививки противстресса — это одна из терапевтических стратегий для преодоления неприятныхстрессовых ситуаций. Мейхенбаум обращается здесь к так называемой двухфакторнойтеории эмоций Шахтера, согласно которой у эмоций можно выделить, во-первых,компонент неспецифического физиологического возбуждения, а во-вторых, компоненткогнитивной оценки. Эта не бесспорная модель эмоций, эвристически оказываетсятем не менее весьма плодотворной для клинической психологии.
Мейхенбаум обучаетпациентов релевантным для решения задач когнициям в трех фазах:
1) Фаза полученияинформации — анализируется проблема и пациенту сообщается когнитивнаяповеденческо-терапевтическая точка зрения в отношении эмоций и возможностейсовладания с ними.
2) Фаза упражнения —пациент учится обращаться со стрессором в терапевтической ситуации; при этом ондолжен различать стадии конфронтации со стрессором и тренироваться всамовербализациях для преодоления ситуации.
3) Фаза применения, вкоторой пациент отыскивает в повседневной жизни конкретные стрессовые ситуациии для их преодоления апробирует приобретенные стратегии (самовербализации).[2]
Диагностическиепроцедуры ПТСР
В литературе отраженыразнообразные диагностические процедуры ПТСР. Это различные методики,опросники, шкалы и тесты, которые позволяют продиагностировать симптомы ПТСР,их выраженность. Далее представлены некоторые из них.
—   Структурированные диагностическиеинтервью [10]
В клиническихисследованиях существует стандартная практика применения структурированногодиагностического интервью, чтобы убедиться, что детально учтены все симптомыПТСР. Диагностические интервью сочетают преимущества точных рекомендаций повыяснению того или иного диагноза и метода интервью, обладающего конкретнымипсихометрическими свойствами. Далее представлены некоторые диагностическиеинтервью и их психометрические характеристики.
1.  Структурированное клиническоеинтервью для DSM
Структурированноеклиническое интервью для DSM (Structured Clinical Interview for DSM, SCID)– наиболее часто используемое интервью для определения 1 и 2 осей психическихрасстройств. Оно состоит из отдельных модулей для наиболее распространенныхдиагностических категорий. SCIDможет обеспечить получение информации по широкому кругу клинических состояний.При клинической работе с травмами рекомендуется применение моделей тревожногорасстройства, аффективного расстройства, модуль злоупотребления химическимивеществами, а также систематическую проверку наличия признаков шизофрении.
2.  Перечень вопросов для интервью подиагностике тревожных расстройств (пересмотренный)
Перечень вопросов дляинтервью по диагностике тревожных расстройств (Anxiety Disorders Interview Schedule – Revised, ADIS-R) разработан ДиНардо и Барлоу ипредставляет собой структурированное диагностическое интервью, направленное впервую очередь на выявление тревожных и аффективных расстройств. В ADIS-R используется процедура шкалирования Ликерта, и поэтомурезультаты можно анализировать множеством способов, поскольку определяетсястепень наличия или отсутствия симптома.
3.  ПТСР-интервью
ПТСР-интервью Ватсонапредоставляет возможность получить дихотомические, и континуальные оценки.ПТСР-интервью имеет высокие психометрические характеристики. При его проведениипациенты читают шкалу вместе с интервьюером и пациентов просят дать клиницистуответы по шкале Ликерта по каждому из симптомов.
Этот формат имеет многообщего с опросниками для самозаполнения, но отличается от другихдиагностических шкал тем, что не позволяет клиницисту самому производитьоценку, опираясь на свои знания и опыт.
4.  Структурированное интервью для ПТСР
Структурированноеинтервью для ПТСР (Structured Interview for PTSD, SI-PTSD) было разработано Девидсоном, Смитоми Кудлером. SI-PTSD позволяет получить и дихотомичные, и континуальныеизмерения симптомов ПТСР. Это интервью является полезным инструментом длядиагностирования ПТСР и определения тяжести симптомов.
Симптомы ранжируютсяврачом по шкале Ликерта из пяти пунктов, и клиницист отмечает тяжесть каждогосимптома. Интервью включает начальные пробные вопросы и дополнительныепоследующие вопросы для обеспечения более глубокого понимания симптомовпациента.
5.  Клиническая шкала для диагностикиПТСР
Клиническая шкала длядиагностики ПТСР (Clinical-Administrated PTSD Scale, CAPS)разработанная Национальным Центром ПТСР в Бостоне. CAPS состоит из 30 пунктов и оценивает все 17 симптомовПТСР, а также набор дополнительных характеристик, часто наблюдаемых при этомрасстройстве. В CAPS такжесодержится оценка социальной и профессиональной жизнедеятельности и оценкавалидности ответов пациента. CAPSпредоставляет возможность получить и дихотомичные, и континуальные результаты.Уникальной особенностью CAPSявляется то, что она содержит отдельные оценки частоты и интенсивности каждогосимптома и обладает уже сформулированными вариантами вопросов о поведениичеловека и шкалами оценки. Интервьюером рекомендуют задавать собственныевопросы и использовать собственные клинические заключения для установленияболее точной оценки.
6.  Интервью по диагностике ПТСР
Разработанное Фоа PSS-I (PTSD Symptom Scale Interview) обладает многими достоинствами. PSS-I состоит из 17 вопросов, направленных на диагностикусимптомов ПТСР по DSM, и используетшкалу Ликерта для оценки каждого из симптомов. Преимуществами PSS-I являются его относительная краткость, многообещающиепсихометрические свойства и использование шкалы Ликерта, которое обеспечивает инепрерывную, и дихотомическую процедуру подсчета. Кроме того, оно разработано ивалидизировано на людях, переживших сексуальное насилие, что представляетбольшую значимость.
—   Самоотчеты или тестовые методики [10]
Несколько методиксамоотчета были разработаны в качестве экономичного по времени и эффективногометода для получения информации по симптоматике ПТСР. Эти методики получилиширокое применение и признание благодаря простоте использования и подсчета, онихорошо дополняют структурированные диагностические инструменты.
1.  Шкала оценки влияния травматическогособытия (переработанная, IE5-R)
IES (Impact of Event Scale) была первоначально разработана Горовицем, а затемпереработана Вейссом и Мариаром, которые добавили субшкалу гипервозбуждения.Первоначальный вариант опросника, содержавший только субшкалы вторжения иизбегания/оцепенения, нуждался в обновлении для более полного соответствиядиагностической картине.
2.  Миссисипская шкала ПТСР для участниковбоевых действий
Миссисипская шкала ПТСРдля участников боевых действий (Missisippi Scale for Combat-Related PTSD) состоит из35 пунктов и разработана для измерения ПТСР. Эти пункты были выбраны из 200пунктов первоначального набора, разработанного экспертами в соответствии скритериями расстройства по DSM-3.Миссисипская шкала имеет отличные психометрические характеристики, обладаетвысокой сензитивностью и специфичностью.
3.  Шкала ПТСР Кина MMPI-2
Первоначально выведеннаяиз Минесотского многофакторного личностного опросника (MMPI), шкала Кина для ПТСР сейчас содержит 46 пунктов,эмпирически выведенных из MMPI-2.Имеет высокую тестовую согласованность и тест-ретестовую надежность.
4.  Пенсильванский опросникпосттравматического стресса
Пенсильванский опросник (Penn Inventory for Posttraumatic Stress) был разработан Хэммербергом и содержит 26 пунктов.Психометрические характеристики проверялись на людях, переживших множественныетравмы, и его специфичность сравнима со специфичностью Миссисипской шкалы, асензитивность немного ниже.
5.  Шкала посттравматической диагностики
Опросник (Posttraumatic Diagnostic Scale, PTSD),разработанный Фоа, основан на определении симптомов ПТСР по DSM-4 и содержит 17 вопросов. PTSD предваряют 12 вопросов, направленныхна прояснение типа травматических событий, пережитых индивидом. Затем пациентовспрашивают, какое из пережитых событий за последний месяц их больше беспокоило.Далее пациенты дают оценки своим реакциям на событие в то время, когда онопроизошло. Затем пациенты отмечают по 4-значной шкале частоту проявлениякаждого из 17 симптомов ПТСР за последние 30 дней. В последнем разделе шкалыпациента просят самому оценить ухудшения в девяти областях жизнедеятельности.
6.  Опросник симптомов ПТСР
PCL (PTSD Checklist) был также разработанисследователями Национального Центра ПТСР в Бостоне; он существует в двухверсиях: одна из гражданских лиц, другая для военных. Шкала содержит 17пунктов, содержащих диагностические критерии по DSM, оцениваемые по 5-бальной шкале Ликерта.
Реабилитационныепроцедуры ПТСР
Психологическая,психотерапевтическая, психиатрическая помощь лицам переживающих и пережившихпсихическую травму осуществляется в двух основных направлениях:
—   экстренная психологическая,психотерапевтическая, психиатрическая помощь при острой травме;
—   длительное сопровождение в процессеиндивидуального и группового консультирования, лечения.
Экстренная помощь жертветравмы организационно осуществляется в форме: индивидуальной консультации,психотерапевтического сеанса, стационирования, предоставление убежища.Основными задачами экстренной помощи является принятие мер по обеспечениюнормализации психического состояния жертвы, принятие мер по обеспечениюпсихофизической безопасности, предотвращение опасных действий жертвы, если онанаходится в психотическом состоянии. При существующей необходимости направлениепострадавшего в медицинские и правоохранительные органы.
Оказание экстреннойпомощи при психической травме строится на основе недирективной психотерапии, вкоторой большее внимание уделяется эмоциональному состоянию, чувствампострадавшего, чем когнитивным и поведенческим.
Психологическое,психотерапевтическое сопровождение пострадавшего с глубокими личностнымипереживаниями требует от оказывающего помощь и поддержку серьезнойпрофессиональной подготовки в области психологического консультирования,психотерапии и психиатрии. Компетентность рассматривается как важнейшее условиеэффективности оказания помощи жертвам психической травматизации.
Специализированноевмешательство предполагает изменение дезадаптивного и разрешениепатологического состояния через создание условий для выражения пострадавшимсильных аффектов и эмоций и приобретение им контроля над собой.
Относительно длительногосопровождения (2), посттравматическая интервенция направлена на то, чтобысделать возможной проработкой проблем, а не обязательно решить их (не всякаяпроблема может быть трансформирована в соответствии с ожиданиями, желаниями ипотребностями индивида). Оптимальным будет такое вмешательство, котороеприведет к возможным максимальным результатам в короткие строки, предотвращаянеобратимые личностные изменения, запуск тяжелых психических нарушений.
Большое значение дляпсихотерапевтической работы с лицами, пережившими внутрисемейное насилие, являетсяработа с семьей как целостной системой. При этом используется весь арсеналсемейной психотерапии для дисфункциональной семьи.
Следует отметитьследующее обстоятельство – эпидемиологических исследований психотравматизациипсихиатры не проводят. Оказание помощи происходит «по обращаемости», т.е. темдетям, которых привели на прием к психиатру или в ходе ретроспективного анализаанамнеза взрослого пациента. Отсюда следует, что первоочередная задача передпсихотравматологией есть выявление «проблемного контингента», проведениепрофилактики и лечения. [5]
Варианты терапии травмы:
·  Психоаналитическая терапия. [5]
Терапия травм случившихсяв детстве. Цель — переработка, переосмысление и закрытие эмоциональных травм,преодоление запрограммированности поведения и жизненных выборов. Подход кдостижению целей предусматривает проведение когнитивных и поведенческих методикс учетом стадий терапии. На начальной стадии раскрытие подавленныхтравматических воспоминаний, проработка травматических переживаний, абреакцийсопровождается ухудшением состояния, углублением регрессии и дисфункций. Обэтом надо знать и принять необходимые меры по смягчению состояний. Взависимости от силы Эго пациента на проведение первой стадии лечения можетпотребоваться от нескольких месяцев до 2-3 лет. Многие пациенты удовлетворяютсяпроводимым лечением, если наступает улучшение в аффективном и когнитивномфункционировании. На средней стадии лечении, цели включают: — обсуждение травм,если пациент способен облечь в слова травматический опыт; способность пониматьсмысл того, что с ним произошло и коррекция когнитивных нарушений. Пациентуоказывается помощь в создании интегрированного воспоминания о том, что с нимпроизошло, и что пережитые им чувства означали в действительности. Необходимо стремитьсяк тому, чтобы пациент смог осознать: — травма случилась много лет назад; — онвыжил благодаря силе своей нервной системе; — сегодня ничего подобного изпрошлого с ним не происходит. Снять, если имеется, чувство его вины впроисшедшем с ним. Затем пациенту показывается, что травма не разрушила егосамооценку. Если пациент не может облечь в слова травматические переживания,используются невербальные методики. Они включают: десенсетизации,реструктуризации, дезактуализации чувств, применение методики движения глазныхяблок, телесноориентированные методики, танцевальная терапия. Взаимодействуя сврачом, пациент учиться тому, что он может и должен переносить связанную спереживаниями боль. Посредством контролируемого и координируемого переживанияинтенсивных аффектов связанных с травмой, пациент сможет уменьшитьинтенсивность своих страхов, боли. В дальнейшем врач может помочь пациентунайти необходимые слова для описания своих переживаний и придать им смысл.Только посредством взаимоотношений с врачом пациент может сталкиваться своспоминаниями контролируемым образом, путем построения прочных, доверительных,гарантирующих безопасность взаимоотношений с ним.
До терапии у пациентоввосприятие заполнено неверными идеями и искажениями в отношения себя самого иокружающего его мира. Они могут касаться идентичности, компетентности, веры,силы и контроля, автономии и системы ценностей. Врач подводит пациента кпереоценке предшествующего понимания того, каким образом существует реальныймир. Средняя фаза лечения может занять 1-3 года.
Цели заключительнойстадии лечения: — пережить, простить, позволить уйти прошлому; — установить иподдерживать более здоровые взаимоотношения; — укрепление идентичности; — завершить терапию и пережить «утрату» врача.
·  Техники арт-терапии.
Творчество оживляет сферучувств, заблокированных в результате травмы, способствует их выражению,позволяет восстанавливать границы «Я». Существенные результаты дает групповаяарт-терапия.
Многообразные виды иуровни активности субъекта образуют целостную систему внутренних условий, которыепредставляют собой сложные интегративные образования, через которые только идействуют лечебные влияния. Воздействуя с помощью «личностно-ориентированной»(реконструктивная), психотерапии достигаются позитивные личностные изменения ввиде реконструкции и гармонизации нарушенной системы отношений за счеткоррекции неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов.[11]
Лечение предусматриваетпрохождение нескольких стадий:
1) стадия отработкиспособности к регрессии к травматичным воспоминаниям;
2)стадия проработкитравмы и разрешения диссоциативных механизмов защиты; в этой фазе занимающейцентральное место в лечении, больному необходимо решить несколько задач, в томчисле обратиться к воспоминаниям и разобраться в них, восстановить связисостояниями идентичности; принять болезненные воспоминания, которые ранееизбегались, отвергались;
3) стадия интеграциипроработанных травматичных состояний с состояниями приобретенной адаптивности;4)стадия постинтеграционной терапии: восстановление и компенсация дефектов,оставленных годами псевдоприспособления, достигнутого посредствомдиссоциативных стратегий. [5]
·  Онтогенетически-ориентированныйподход [5]
Одно из важнейшихположений для лечения больных — это положение о самоорганизации и саморегуляциипсихической деятельности. При наличии достаточного числа сложновзаимодействующих элементов в результате данного взаимодействия на месте хаосасамопроизвольно рождается порядок. Преодоление патологического состояния через егодестабилизацию (путем депривации сна, шоковая терапия). Применение методовнаправленных на дестабилизацию, на «расшатывание» и редукции патологическойсистемы приводят к ее подавлению и исчезновению. Лечение психическихзаболеваний это регрессия, открытие патологических структур и ихреструктурализация. Идет обращение к прошлому больного, в котором были особенноститого или иного этапа онтогенеза, с учетом «критических» точек:пребывание в детском саду, поступление в школу, рождение собственного ребенка,заключение или распад брака и т.д. В работе с настоящим и прошлым пациента врачв своих мероприятиях использует, таким образом, онтогенетически-ориентированныйподход. При этом идет сочетание двух разнонаправленных процесса: оживлениеонтогенетически ранних форм коммуникации, мышления, аффектов и активноевключение их в процесс адаптивной перестройки психики с использованием ранее неиспользованных ее резервов и одновременная стимуляция освоение больным болеезрелых индивидуальных психосоциальных механизмов функционирования, которыенаходятся в «зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Добитьсяотреагирования — разрешение психологического конфликта с помощью преобразованиявызывающих тревогу импульсов (иногда отреагирование носит характер сопротивления).
Помочь пациентупрояснить, исследовать и понять механизм влияния на его поведение, состояниенереалистических чувств, установок и побуждений. Врач указывает на искаженияреальности, что его поведение необычно и требует рациональной оценки. Обращает еговнимание на то, что его «чувствующее Я» полностью доминирует иотсутствует работа «наблюдающего Я». Помочь понять пациенту, как ипочему, он склонен, искаженно воспринимать отношения к нему других людей.Позитивный регресс к ранним уровням функционирования: вербальной и невербальнойэкспрессивности, ситуативно-личностной коммуникации, наглядно-действенногомышления, онтогенетически ранних механизмов регуляции поведения включаеткатарсическое отреагирование тех или иных конфликтов, травм, психогений и восполняет,гармонизирует ущербный опыт больного в плане социального функционирования.Процесс регресса, возвращение к онтогенетическим ранним формам психическогофункционирования является необходимым условием исправления дефектов адаптивно — развитийных систем, возникших от травм, психогений, депривации на предыдущихэтапах онтогенеза. Известно — то, что пропущено, не сформировано в соответствующийпериод развития при столкновении с определенными факторами среды проявит своюнедостаточность. Пропущенное не компенсируется автоматически в старшемвозрасте, оно требует сложных, специальных воздействий.
Хорошим достижением влечении будет — освоение больным навыков самоконтроля, самонаблюдения, новоговзгляда на себя со способностью анализировать свое прошлое и настоящее с цельюболее эффективного поведения в будущем. Лечебно-восстановительные мероприятиярасширяются за счет оптимизации созревания психических функций и структурличности в соответствии с возрастными закономерностями онтогенеза.Соответственно актуальные проблемы пациента решаются как за счет рассмотренияих причин в прошлом, в данный момент с вовлечением больного в процесс развития.Воздействие направляется на мотивационные системы, аффективные,конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, на механизм вероятностногопрогнозирования и антиципации, самосознание с его установками и смыслами,организацию поведения.
·  Гештальт — подход. [5]
При необходимостивоздействия на эмоциональную сферу применим гештальт подход, когда больномупредставляется методика переживания своего состояния «здесь исейчас», чтобы осознать свои эмоции и возможность ими управлять,возможность модифицировать способ своего переживания. При воздействии наповеденческий аспект, могут быть использованы сеансы поведенческой психотерапии(7-10 сеансов). На первом из них в состоянии глубокой релаксации пациентвызывает у себя представление о ситуациях, в которых он испытывает напряжение,чувство страха, затем посредством углубления релаксации — снимает возникшуютревогу. Представления ситуаций в воображении осуществляется от самых легких,до самых трудных; прорабатывается постепенно от сеанса к сеансу.

Заключение
Проблема психическойтравмы исследовалась многими авторами и разными психологическими направлениями.Существует различная литература и взгляды на эту тему. В нашей работе мыпопытались проанализировать данную литературу, обобщить некоторые мнения ивзгляды по теме психической травмы, её последствий и воздействия на личностьчеловека.
В ходе нашей работы мывыяснили что, психическая травма – это жизненно важное событие для индивида,затрагивающее значимые стороны его существования, которое приводит к глубокимпсихологическим переживаниям. Существуют различные классификации и взгляды намеханизмы формирования психических травм. Мы также проследили связь междупсихической травмой и психическим здоровьем человека: в результате психическойтравматизации могут возникать ухудшения психического здоровья человека, а такжепсихические расстройства и болезни. Мы рассмотрели посттравматическоестрессовое расстройство как один из вариантов реагирования на психическуютравматизацию. В своей работе мы исследовали различные вариантыдиагностических, профилактических и реабилитационных процедур.

Список использованнойлитературы
 
1.  Калшед Д. Внутренний мир травмы:Архетипические защиты личностного духа: Пер. с англ.— М.: Академический Проект,2001.— 368 с.— («Концепции»)
2.  Клиническая психология. / Под ред. М.Перре, У. Бауманна. – СПб. 2003. – 1312 с.
3.  Ковалев В.В. Ситуационные реакции,проявляющиеся в нарушениях поведения, как форма психогенных (реактивных)расстройств у детей и подростков. //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова 1979. N 10. С. 1386-1391.
4.  Коркина М.В., Лакосина Н.Д., ЛичкоА.Е. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1995. — 608 с.; ил. — [Учеб. лит. Длястудентов мед. вузов]
5.  Кровяков В.М. Психотравматология –М., 2005
6.  Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К.Медицинская психология.—2-е и перераб. и доп.— М.: Медицина, 1984, 272с, ил.
7.  Менделевич В.Д. Клиническая(медицинская) психология: Учебник. – М.: Медицина, 1995. — 581 с.
8.  Мясищев В.Н. Избранные труды. М.,1995.
9.  Руководство по психотерапии. Под ред.В.Е. Рожнова. -2-е изд., — Т.: 1979. – 620 с.
10.  Фоа Э.Б., Кин Т.М., Фридман Дж. М.Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства. М., 2005.
11.  Шевченко Ю.С. Онтогенетически ориентированная(реконструктивно-кондуктивная) психотерапия. //Социальная и клиническаяпсихиатрия. 3., 1999. С. 63-69.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структурный анализ рычажного механизма
Реферат "Двенадцать стульев" из "Зойкиной квартиры"
Реферат Конфликт в Магрибе
Реферат Billy Budd
Реферат Сравнительный анализ моделей обратимого электрорастворения серебра с поверхности твердого электрода
Реферат Андреева Светлана Николаевна совершенствование документиРования, использования и хранения конфиденциальной информации в коммерческих организациях (на примере ОАО «Альфа-Банк») курсовая
Реферат Эстрадный номер
Реферат Everything Flows Essay Research Paper Everything flows
Реферат «Становлення української національно-освітньої традиції в діяльності першої слов'яно-греко-латинської школи»
Реферат Технологія та структура лінії пакування гипсокартоних аркушів
Реферат Краткое содержание Необычайные приключения Тартарена из Тараскона Альфонс Доде
Реферат Тема любви в романе Толстого Война и мир
Реферат Синтез закона управления и настройка промышленного регулятора для стабилизации температуры в
Реферат История хохломской росписи
Реферат Карамзин Бедная Лиза