Реферат по предмету "Психология"


Психотерапия. Гештальт-терапия

ПсихотерапияГештальт-терапия

1.   Идеологиягештальт-терапии
Цель гештальт-терапии заключается в том, чтобыпомочь человеку обрести самого себя, стать аутентичным. При этом понятие аутентичностиявляется скорее не строгим научным концептом, а некоей метафорой, что приводитк трудностям его точного определения. Поэтому следует не рассуждать, что естьаутентичность, а пребывать в процессе движения к ней. Вместе с тем существуютнекоторые ключевые состояния, определяющие аутентичность, — подлинность,уникальность, способность быть самим собой и жить полной жизнью, стремление ксвоему неповторимому стилю жизни, который не копирует какие-либо авторитетныефигуры и не подражает им, и т. п. Метафора «аутентичности» перекликается сметафорой «чистого Я», существующего в психосинтезе и обозначающегосамосознание собственной личности, независимой от всего внешнего. Этиопределения можно бесконечно множить, и это свидетельствует о том, что«аутентичность» не является научным понятием, отвечающим канонампозитивистского знания, а представляет собой высшую экзистенциальную ценность,мировоззренческую категорию, стилевую характеристику жизни, характеристикуособой субъективности. Поэтому передать «дух» гештальт-терапии так же трудно,как и определить, какого цвета ветер. Стремление к индивидуальности,целостности, к собственной неповторимости, уникальности личности составляетглавную особенность гештальт-терапии, отличающую ее от другихпсихотерапевтических направлений.
Если вслушаться в слова так называемой «молитвыгештальт-терапевтов», кроме уверенности в себе и ответственности за себя можноуслышать одиночество и обреченность. Вот эта «молитва»: «Я это Я, а ты это ты.Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобысоответствовать твоим ожиданиям, а ты живешь в этом мире не для того, чтобысоответствовать моим. Я есть Я, а Ты есть Ты. И если нам случится найти другдруга — это прекрасно. Если нет, этому нельзя помочь».
Это девиз сильного человека, отказавшегося от Богаи, пожалуй, даже ставшего на его место. Фриц Перлз сказал «нет» духовной,моральной, финансовой помощи из любых источников, отказался от религии,философии и идеологии, стал свободным, ответственным за свою жизнь и…одиноким. Никто не обязан помогать, человек берет свою судьбу в собственныеруки. В этом и состоит идея ответственности, основополагающая в творчествеПерлза.
Перлз характеризует психотерапевтический процесс какпревращение «бумажных», «неживых» людей в реальных. Такой «бумажный»,«ненастоящий» человек является продуктом западноевропейской цивилизации: онизлишне озабочен поддержанием социального статуса, занят фантазиями о будущем ивоспоминаниями о прошлом и не живет в настоящем, он чрезмерно рационален. Емутрудно «найти себя», свою самость, так как он «утонул» в гордыне и тщеславии,страхе, стыде и чувстве вины. Выход из такого положения вещей Перлз видел втом, чтобы довериться собственным чувствам, «прорваться» через блокадуограничений и запретов, налагаемых на личность обществом, и обрестиаутентичность.
Гештальт-терапия дает клиенту возможность уйти отсоциально-нормированных и социально-контролируемых чувств к подлинным,отказаться от стереотипов и клише, открыться новому опыту. Основная задачагештальт-терапевта состоит в том, чтобы «выбить» клиента из привычной жизненнойпозиции, которая позволяет ему спрятаться от реальности, помочь ему увидеть всемногообразие жизненных выборов и стать свободным и ответственным за свою жизнь.В гештальт-терапии нет слова «должен», оно заменяется «хочу». Это негедонистическая вседозволенность, а шаг в направлении ответственности. Нельзяпонимать гештальт-терапевтическое «хочу» как призыв к реализации любоговозникающего желания, в данном случае затрагивается совсем другая проблематика.В гештальт-терапии под словом «хочу» понимается осознание действия какпринадлежащего, аутентичного индивиду, не индуцированного извне, впротивоположность понятию «должен», обозначающему действие вынужденное,неаутентичное, связанное с внешними обстоятельствами.
Основную задачу психологии и психотерапии Перлзвидел не в том, чтобы объяснить, почему возникла та или иная проблема, ав том, чтобы ответить на вопрос, как она переживается, какое влияниеоказывает и т. п. Для ощущения полноты жизни человеку необходимо осознавание(не «осознание» как понимание, а «осознавание» как переживание, чувствование)настоящего во всех его измерениях.
Терапевтические сессии в гештальт-терапии отличаютсяэмоциональностью. Терапевт поощряет свободные выражения клиентомзаблокированных чувств, причем как положительных, так и отрицательных. Вместе стем этот вид психотерапии не может быть сведен к необходимости вызыватьэкстремальные эмоциональные переживания. Известный гештальт-терапевт РобертРезник в одном из своих интервью сказал, что «гештальт-терапия без осознания,ассимиляции и интеграции, состоящая только из отреагирования эмоций, является«жаром без света», бесполезной тратой времени».
Таким образом, к расширению осознавания себя иокружающего мира «здесь и сейчас» приводят не вербальные конструкции, невыяснение инфантильных проблем и травм, а путешествие «в глубь себя», в глубинусвоих чувств, переживаний, ощущений тела, внутренних образов. Это путешествиене тождественно созерцанию и медитации, а предполагает активные действияклиента, в том числе экспериментирование с собой и со своей жизнью. Понятие«здесь и сейчас» означает, что акцепт в терапии делается на настоящем, наактуальном процессе. Но в то же время этот процесс включает в себя и прошлое, ибудущее.
В гештальт-терапии нет жестких критериев того, какимдолжен быть человек. Гештальт-терапевты придерживаются теории парадоксальныхизменений: человек начинает меняться тогда, когда он начинает принимать себя таким,каков он есть, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является.
В результате гештальт-терапии клиент учится бытьответственным за себя и свой выбор, за свои контакты с окружающими, становитсяаутентичной личностью — целостной, осознающей свои потребности, возможности играницы, открытой всему новому, полагающейся на собственные чувства, способнойк творческому приспособлению к окружающей среде. Снимаются табу наэмоциональность и ее проявления, наложенные обществом.
Важнейшим принципом гештальт-терапии является то,что ответственность за изменения лежит на клиенте, а терапевт лишь помогает емурасширить зону осознавания, хотя при этом и используются активные интервенции,фрустрации, экспериментирование и т. п.
Гештальт-терапия имеет достаточно широкую сферуприменения. Ее используют при работе с невротическими и психосоматическимирасстройствами, при работе с детьми, в организационном и семейномконсультировании. Некоторые гештальт-терапевты считают, что такая терапия можетбыть использована даже при лечении психотических расстройств на стадии ремиссиии повысить социальную адаптивность таких пациентов.
2.   Теория
Теоретическими истоками гештальт-терапевтическогонаправления считаются психоанализ, экзистенциальная философия,гештальт-психология и дзэн-буддизм. При этом необходимо отметить, что строгойфилософской гештальт-терапевтической концепции просто не существует.
Перлз ввел в свою теорию термин, взятый изгештальт-психологии и давший название всему психотерапевтическому направлению —гештальт. Это понятие, относящееся к законам восприятия и обозначающеецелостность и структурность, переносится на мотивационную сферу человека.Возникновение и удовлетворение потребности рассматривается как процессвозникновения и завершения гештальта. Каждая потребность стремится к своемуудовлетворению-завершению, и если этого не происходит, нарушается весь процессобразования новых потребностей, так как неудовлетворенная потребность илинезавершенный гештальт забирает энергию у организма, снова и снова пытаясь бытьзавершенным.
Кроме термина «гештальт» из гештальт-психологии быловзято и представление об организме/поле окружающей среды. Психологическиеявления существуют только на границе контакта человека и окружающей его среды.Только из внешней среды человек может получить удовлетворение собственныхфизиологических и духовных потребностей. При взаимодействии с полем окружающейсреды организм осуществляет цикл контакта, включающий в себя следующие стадии:предконтакт, контакт, финальный контакт и постконтакт. На стадии предконтактавозникает потребность, на стадии контакта организм выбирает из среды объект,который может удовлетворить потребность, во время финального контакта исчезаетграница между объектом и субъектом. В постконтакте организм отделяется отсреды, ассимилирует приобретенный опыт, и, таким образом, цикл контактазавершается.
Представление о границе контакта определяетспецифику взаимоотношений терапевта и клиента в гештальт-терапии. Здесь ихвстреча — это не встреча всезнающего и великого гуру с неопытным учеником, этоэкзистенциальная встреча двух людей. В связи с этим особое значение имеет то,что каждая из личностей выносит на границу контакта. Личность психотерапевта,его спонтанные реакции и действия становятся важнейшим элементом терапии. Вгештальт-терапии терапевт имеет право говорить о своих чувствах, выносить награницу контакта любые эмоции, возникающие при взаимодействии с клиентом, болеетого, его чувства становятся одним из инструментов терапии.
То, что происходит на границе контакта междутерапевтом и клиентом, имеет особую важность еще и потому, чтонеотреагированные эмоции, неразрешенные конфликты не остаются в прошлом, аживут в психике клиента «здесь и сейчас» в виде незавершенных гештальтов.Незавершенные ситуации повторяются и стремятся к завершению во всех «здесь исейчас» ситуациях пациента, а, следовательно, и в актуальной терапевтическойситуации. Например, человек, болезненно стремящийся к самоутверждению, будетпытаться доказать собственную значимость и на сеансе психотерапии. В такомслучае ответная реакция терапевта на попытку манипуляции может помочь клиентуобратить внимание на то, какая потребность требует своего удовлетворения и чтоименно он выносит на границу контакта с окружающими его людьми, в том числе и стерапевтом.
Основной акцент гештальт-терапевтического процессасмещен на диалог клиента и терапевта, на происходящее «здесь и сейчас».Соглашаясь с психоаналитическими представлениями о том, что корни проблемпациента находятся в прошлом, в его детстве, основатель гештальт-терапии несчитал необходимой интеллектуальную реконструкцию детской проблемы. Этапроблема живет в настоящем клиента, поэтому доступ к ней может произойти «здесьи сейчас». Важно не то, что когда-то произошло, а то, как те или иные прошлыепереживания сказываются в данный момент.
В гештальт-терапии нет усредненных критериевпсихологического здоровья. Человек, достигший аутентичности, обретает свободувыбора и становится лучшим экспертом для собственной личности. Перлз говорит оналичии так называемой мудрости тела, которая способствует поддержаниюравновесия-гомеостаза и возникновению все новых и новых потребностей, создающихусловия для личностного развития. «Мудрость тела» — это идеализированноеметафорическое понятие, означающее стремление человека к наилучшему для себясостоянию, к принятию самого правильного решения.
Организм существует в динамической сменегомеостатического (равновесного) состояния, когда потребности удовлетворены иорганизм не нуждается в контакте, и неустойчивого, стремящегося к изменениюсостояния, когда какая-либо потребность актуализируется и возникаетнеобходимость вступления в контакт с окружающей средой.
Для поддержания гомеостаза человеку необходимоосуществлять постоянный обмен с окружающей его средой: брать необходимое иотдавать избыточное. Чтобы удовлетворить возникающую потребность, ее необходимоосознать, построить четкую фигуру, на которой все остальные, прошлые и будущие,потребности станут фоном, и вынести ее на контактную границу. Например, дляматери грудного ребенка весь смысл существования связан с уходом за ним, адругие потребности — в отдыхе, профессиональном росте, общении с друзьями и т.п. — уходят в фон.
Процесс формирования фигуры и фона являетсядинамическим, так как для нормального, полноценного функционирования организманеобходима постоянная смена потребностей. Если гештальт не завершен ипотребность не удовлетворена, то возникает опасность, что фигура станетригидной, и в различных неадекватных ситуациях человек будет пытаться удовлетворитьодну и ту же потребность.
Следующим важнейшим принципом гештальт-терапиислужит идея холизма, идея единства психической и телесной жизни человека (body-mindsplit).Проблемудихотомии души и тела Перлз разрешает следующим образом: он говорит, что умственнаядеятельность человека — это точно такая же деятельность, как и физическая,только происходит она с меньшими затратами энергии. Путем перевода активностииз физической в умственную организм экономит энергию для того, чтобыиспользовать ее более рационально и в более подходящих условиях. Следовательно,психическая и физическая деятельность являются проявлением одной и той жереальности — человеческого бытия. В психике нет ничего такого, что не имело быотражения в теле человека. Поэтому работа с телом является одной из важныхсоставляющих гештальт-терапии.
Особенность гештальт-терапии состоит еще и в том,что ответственность за результаты терапии лежит не только на терапевте,отвечающем за компетентность и профессионализм выполняемой работы, но и на самомклиенте. Как уже было отмечено, принятие ответственности за свою жизнь, засобственный выбор служит ключевым моментом становления личности вгештальт-терапии. Эта идея была заимствована из экзистенциональной философии,провозгласившей самоопределение и осознание одиночества единственным способомбытия в мире. На социальном уровне человек может быть вместе с другими людьми —иметь друзей, семью, родных, но на экзистенциальном уровне, перед лицом смертии бессмысленности он обречен на одиночество, принятие которого является важнойзадачей, решаемой каждым из нас.Генезис невроза.
Чтобы описать формирование невротических механизмов,Перлз использует метафору — популярную детскую сказку о голом короле. Какизвестно, все придворные и взрослые жители сказочной страны восхищались платьемкороля, придумывали детали несуществующего наряда, подробно расхваливали егопокрой и цвет. И только маленький мальчик, единственный в этом королевстве, ктодоверял своим чувствам, воскликнул: «А король-то голый!» Перлз продолжает этусказку следующим образом. Взрослые набросились на ребенка и принялись убеждатьего, что платье на самом деле существует. Мальчик испугался и, чтобы нерасстраивать и не злить взрослых, подчинился их мнению, перестал верить собственнымчувствам, отказался от них. Важно то, что нежелание выражать себя и своичувства становится настолько привычным, что срабатывает даже тогда, когдаисчезает внешний запрет на выражение чувств.
Такая история происходит в жизни каждого человека.Ребенок приходит в этот мир с открытым сердцем и подлинными чувствами. Однакообщество, его стандарты и правила отучают человека доверять своим чувствам,полагаться на свое мнение. Отказываясь от собственных чувств, подчиняясьобщественным требованиям, мы нарушаем контакт с внешним миром. Это происходитпотому, что для того, чтобы вступать в контакт с внешним миром, необходимочетко осознавать границы между собой и миром, так как если нет границ, то нет иконтакта.
Другая метафора, описывающая основные гештальт-терапевтическиепредставления, — метафора капкана. Подобно тому, как свободное дикое животноепопадает в капкан, поставленный охотниками, человек попадает под запреты иограничения со стороны общества. Чтобы освободиться из капкана, животноеотгрызает себе лапу, а человек отказывается от тех чувств и эмоций, от техчастей собственной личности, которые не приемлются социумом: гнева, любви,секса, радости и т. п. И так же как животное, лишенное лапы, становитсяизраненным и покалеченным, так и человек, потерявший часть личности, становитсяограниченным в своих проявлениях и не может жить полной жизнью, быть самимсобой.
В гештальт-терапии выделяются следующиеневротические механизмы (механизмы сопротивления, механизмы прерыванияконтакта, которые, по сути, являются психологическими защитами). Необходимоотметить, что каждый из них первоначально служит вполне здоровым способомприспособления к окружающей среде, и только становясь привычными,стереотипными, они превращаются в дисфункциональные, невротические реакции.
Слияние (конфлюэнция).При включении механизма слияния человек перестает разграничивать «я» и «не-я»,он находится в слиянии с окружающим миром. В такой ситуации невозможноопределить, где собственные чувства и желания, а где чувства и желания другого,где я, а где ты.
Непатологическое слияние: грудной ребенок находитсяв симбиозе-слиянии с матерью, влюбленный человек — в слиянии со своимвозлюбленным, творец — с создаваемым им произведением и т. д. Если же этотмеханизм становится стилевым, устойчивым способом поведения, то человекпостоянно находится в ситуации отсутствия границ между собой и окружающиммиром. Узнать такого человека можно по часто используемому местоимению «мы».Слияние в «мы» — это бегство от ответственности, от необходимости принятиясобственных решений. Основная психотерапевтическая работа связана с построениемличных границ с окружающим миром с помощью процесса сепарации и индивидуации. Всвязи с этим пациент в гештальт-терапии обязан высказываться только от первоголица.
Интроекция. Для иллюстрациимеханизма интроекции Перлз проводит аналогию с процессом пищеварения. Человекунеобходимо получать из внешней среды пищу, которую он пережевывает,переваривает, усваивает то, что ему необходимо, и отторгает ненужное иизбыточное. Усвоенная пища становится частью организма. Если же кусок пищипроглочен без пережевывания и без желания есть, то нарушается весь процесспищеварения.
Процесс психологической ассимиляции сходен с этимфизиологическим процессом. Общественные нормы, моральные ценности, правилаповедения, как и пища, являются частью внешнего мира, которую человек принимаетв свой организм. И точно так же как непереваренная пища не может быть усвоенаорганизмом, некритично воспринятые мысли и установки, «проглоченные целиком»(только потому, что это сказал авторитет, или это модно, или в это веритбольшинство), откладываются в клиенте тяжелым грузом. Такие установки будутжить внутри человека и управлять им, однако не будут ассимилированы иинтегрированы в личность. Безоценочное принятие чужих чувств, установок, мыслейназывается интроекцией.
В определенных жизненных ситуациях интроекция, как идругие защитные механизмы, может быть адаптивной формой поведения. Например,маленькому ребенку необходимо усвоить, что нельзя разговаривать с незнакомымивзрослыми на улице, что нельзя трогать оголенные провода и т. п.
 Так же как слияние, интроекция не позволяетосуществляться нормальному циклу контакта. Если при слиянии нет границы междуорганизмом и средой, то при интроекции эта граница проходит внутри самогоорганизма и им не осознается.
Часто с интроекцией связано и употребление глагола«должен» (например, «я всегда и во всем должен быть первым»). Возникает вопрос— кому должен, почему должен и т. п. Вообще, работа с интроекцией прежде всегонаправлена на осознание собственных желаний, отделение их от ожиданий, желанийи чувств других людей, принятие ответственности за собственный выбор и т. п.Интроецированными могут быть мысли, мнения, представления, образы значимыхфигур.
Проекция. Механизм проекциипротивоположен интроекции. Если при интроекции субъект переносит внутрь себянечто принадлежащее внешнему миру и не может отделить это нечто от самого себя,то при проекции нечто внутреннее, принадлежащее субъекту переносится на внешниймир. Человек приписывает окружающим свои собственные мысли и чувства. Этотпроцесс можно сравнить с кинопроектором, который проецирует изображение набелый экран. Мы видим изображение, хотя, по сути, экран остается белым и на немнет ничего такого, чего нет на пленке, находящейся внутри кинопроектора. То жесамое происходит и в процессе психологической проекции. Человек не видит вокругничего такого, чего нет в его голове, в его представлениях об окружающем мире.Проецируя, человек нарушает границу между собой и полем окружающей среды такимобразом, что вступает в контакт не с внешним миром, а с самим собой.
Человек проецирует те мысли и эмоции, которые покаким-либо причинам не может принять в себе самом: например, истероиднаяженщина, считающая неприемлемым наличие у себя сексуальных желаний, любыепоступки окружающих рассматривает в аспекте сексуальных отношений, неуверенномув себе человеку кажется, что все замечают его ошибки, ленивый отец борется сленью своего ребенка.
Ретрофлексия. При ретрофлексиичеловек выходит на контакт с окружающей средой, но затем возвращает самому себето, что было направлено вовне. Эмоции, реакции, действия, предназначенныедругим людям, меняют направление и обращаются к субъекту. Например, человекбьет себя кулаком по колену, когда гневается, или гладит по волосам, когда емухочется принятия и ласки. Ретрофлексия возникает тогда, когда по каким-либопричинам человек не может отреагировать накопившиеся у него эмоции вовне.Например, ребенок, которого обидели родители, не может проявить свой гнев, онвынужден подавить его. Однако энергия гнева не исчезает, а только меняет своюнаправленность, превращаясь в аутоагрессию, а затем и в чувство вины. Высшейформой ретрофлексии является самоубийство, когда человек убивает себя, вместотого чтобы отомстить людям, которые заставили его страдать. Считается, чтомногие психосоматические болезни становятся результатом ретрофлексии.
Психотерапия ретрофлексии связана с возвращением кистинной задержанной эмоции. Так, работая с чувством вины, клиенту помогаютвыразить это чувство, затем восстановить агрессивный компонент чувства, послечего возникает аутоагрессия, и лишь затем разворачивают направление агрессии,которая становится гетероагрессией. Человек гневается на кого-то из родителей,выражая свой гнев вовне. Это непростой и длительный процесс.
Дефлексия. Под дефлексиейподразумевается уход от реального контакта, когда сохраняются только внешниеатрибуты взаимодействия при отсутствии внутреннего содержания. Этот механизмприменяется для снятия эмоционального накала, который сопровождает любойреальный контакт. Обычной формой дефлексии становятся светские разговоры,чрезмерная болтливость, ритуалы, избегания прямого взгляда в глаза собеседникуи т. п. Психотерапия дефлексии направлена на стимулирование спонтанныхпроявлений клиента, выявления ухода от контакта. При этом необходимо отметить,что в поведении того или иного человека обычно можно наблюдать несколькомеханизмов прерывания контакта, но для каждого индивида один из них болеепривычен и является стилевой характеристикой поведения. 3. Методы.
Действие невротических механизмов приводит к тому,что человек теряет индивидуальность, целостность, расщепляется на фрагменты, нато, что в психосинтезе Р. Ассаджиоли называется «субличностями», зачастуюпротивоположными друг другу, например уверенность — робость, мужское — женское,чувствительность — рациональность и т. п. Психотерапевтическое воздействиесвязано с возвращением клиента путем интеграции к своей сути, к Самости. Впроцессе гештальт-терапии клиент научается доверять собственным чувствам исобственной организменной мудрости. Терапевтический процесс включает в себяпрохождение нескольких уровней.
Первый уровень — это уровень обмена клише. На этомуровне проходит жизнь большинства людей, это ритуальные отношения. К нимотносятся разговоры о погоде, политике, звездах, моде. На этом уровне вопрос:«Как дела?» предполагает единственно возможный ответ: «Все в порядке». Наданном этапе задача терапевта — обратить внимание клиента на бессмысленностьвремяпрепровождения, при котором нет реального взаимодействия между людьми.
Второй уровень — это маски, роли, которые мы играемв обыденной жизни. Это та концепция себя, которую мы строим специально длятого, чтобы демонстрировать ее другим. Такими масками могут быть маска«рубахи-парня», «неудачника», «женщины, приятной во всех отношениях»,«правдолюбца», «жертвы» и т. и. Выполнение определенной роли — это стереотипноенеосознаваемое действие, которое клиент поначалу выполняет и на сеансепсихотерапии. Естественно, что для психотерапевта, обладающего более широкимспектром осознавания, поведение клиента несет много информации. На данном этапетерапевт должен стать «увеличительным зеркалом», в котором клиент может увидетьсебя. Вопросы терапевта прервут привычное поведение клиента, а, следовательно,приведут к фрустрации, но помогут осознать наличие маски или роли. На этомуровне работа психотерапевта направлена на реализацию принципа «здесь и сейчас»и связана с увеличением сферы осознаваемого у клиента. Иногда терапевтпровоцирует полное разворачивание процесса прерывания контакта или манипуляцийи только потом направляет внимание клиента на истинную суть данного действия.После прохождения этого уровня клиент начинает понимать, как с помощью ролей,масок и манипуляций он убегает от реальной жизни.
Следующий, третий уровень — это взрыв, направленныйвовнутрь (имплозия). Этот уровень наступает после максимальной фрустрации,когда клиент понимает, что привычное поведение неискренне, манипулятивно и отнего необходимо избавиться. Но в этот момент клиент чувствует пустоту ибеспомощность, ощущение, что нет выхода. Это неприятное переживание можетповлечь за собой выход из процесса осознавания и возвращение к привычным формамповедения. На данном этане терапевт должен показать, что выбор существует иклиент вправе оставаться в привычном положении и не меняться, но человек долженпринять ответственность за любой свой выбор. При этом терапевт не долженторопить клиента, так как возникающая пауза заполнена внутреннимипереживаниями.
Следующий уровень — тупик и взрыв, направленныйвовне (эксплозия). Ощущение внутреннего смятения и отчаяния на этом этане можетпереживаться как смерть или страх смерти. Гештальт-терапия объясняет этуситуацию вовлечением больших энергетических объемов, связанных с разрушениемстарого и рождением нового. Терапевт может предложить различные пути длявысвобождения этой энергии, связанные с экспериментированием. Например, онможет предложить клиенту в рамках терапевтической сессии выразить свою обиду,которую он долгие годы испытывал по отношению к матери, или попытатьсяпопросить помощи у другого человека, на что клиент никогда не мог решиться.
Другая задача гештальт-терапевта связана с тем, чтона уровне тупика клиент не чувствует своих ресурсов и возможностей. Необходимопомочь клиенту осознать не только свои ограничения, но и свой потенциал,поскольку страх препятствует внешнему взрыву.
Пятый уровень — аутентичность (подлинность)достигается при осознании человеком своей сути, собственной Самости. Личностьинтегрирует прежде заблокированные собственные части и начинает ощущать своиистинные желания и потребности. Патогенные гештальты завершаются, и человекстановится открытым новому опыту, заново обретает себя и свои чувства.Техника психотерапии.
Гештальт-терапия обладает большим количествомразнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видовпсихотерапии, например из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии.Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любойтехники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента иусиливающей процессы осознавания.
Гештальт-терапия может осуществляться в форме какиндивидуальных, так и групповых сессий. При этом групповая работа в рамкахгештальттерапии имеет свою специфику: в гештальт-группах акцент делается не нагрупповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальнойработе с одним членом группы, заявившим свою проблему. Таким образом, группаздесь является резонатором, хором, на фоне которого выступает солист.
Первым техническим приемом, используемым в процессегештальт-терапии, служит заключение контракта. Как уже отмечалось, в этомнаправлении психотерапии терапевт и клиент являются равноправными партнерами иклиент несет собственную ответственность за результаты терапии. При заключенииконтракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставитперед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, этаситуация является проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадиизаключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и зато, что с ним происходит.
В гештальт-терапии принято разделение техник на двегруппы: техники диалога и проективные техники. Техника диалога — это работа,осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевтотслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания,как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник— это так называемые проективные техники, которые используются для работы собразами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п.Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, впрактической же работе они тесно взаимосвязаны.
Одной из наиболее известных техник является техника«горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» — этоместо, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме.При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, аостальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями ивключаются во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессиичлены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участникиговорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека,сидящего на «горячем стуле».
Еще одной оригинальной гештальт терапевтическойтехникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должнопроисходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу),внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Клиент,придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает вданный момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Ячувствую напряжение и замешательство. Я слышу, как сильно стучит мое сердце».Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить,обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда послеиспользования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них сталреальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, спомощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания илифантазии о будущем). В-третьих, монолог-осознавание является ценным материаломдля терапии.
Техника экспериментального усиления заключается втом, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальныхили невербальных проявлений.
Следующая техника — техника челнока — направлена нарасширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевтнамеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента.
Челночное движение может осуществляться не только изразных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот.
Использование группы в качестве безопасной моделиокружающего мира является характерной чертой гештальт-терапии.
Наконец, к основным гештальт-терапевтическимтехникам относится техника «пустого стула». «Пустой стул» используется длянескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которымклиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек,например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых,«пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности.Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевтпредлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиесямежду собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликтычасто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» — долга, требованийобщества, совести, и «собаки снизу» — желаний, эмоций, спонтанности.Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.
Техника «пустого стула» используется как дляинтеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами.
Для работы с частями личности используется и техникадиалога с частями тела.
Еще одной интегрирующей техникой является техника работыс полярностями. Как указывалось выше, в гештальт-терапии существуетпредставление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности,полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представитьсвою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми какуверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалогмежду собственной уверенностью и неуверенностью.
Техника совершения кругов применяется в групповойпсихотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования проситопределенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант— сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы.Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.
Оригинальна гештальт-терапевтическая техника работысо сновидениями, существенно отличающаяся от такой работы в другихпсихотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как частиличности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобыприсвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы,рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени.
Как уже говорилось, в гештальт-терапии используютсятехники других психотерапевтических направлений, но это делается для достиженияспецифической цели — обретения так называемой мудрости тела.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.