Министерство народного образования
УдмуртскийГосударственный Университет
Психолого-педагогическийстатус старшего дошкольника
Ижевск
/>/>/>/>Содержание
Введение… 3
Основные аспектыпсихологической готовности к школе… 4
Интеллектуальнаяготовность… 4
Личностнаяготовность… 6
Нравственнаяготовность… 9
Волеваяготовность… 10
«Фазы кризиса» старшегодошкольного возраста… 12
Психодиагностика готовностиребенка к школе… 13
Психолого-педагогический статусдошкольника… 18
Практическое применение системыпсихолого-педагогической характеристики дошкольников… 22
Приложение… 26
Библиография… 28
Введение
Психолого-педагогический статусребенка представляетсобой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности,поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияниена успешность обучения и развития ребенка в школьной среде. Рассматривая вопросо психолого-педагогическом статусе дошкольника, следует отметить, что основойего составления являются критерии готовности ребенка в школе, т.к. от степениподготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие иуспешность в освоении школьной программы. По мнению И.Ю.Кулагиной,«психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один изважнейших итогов психического развития в период дошкольного детства».
Впоследнее время появилось множество различных работ по подготовке ребенка к школе, и разные авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают разныекритерии оценки степени готовности дошкольника к обучению. Цель данной работы- рассмотрение некоторых из существующих подходов, их систематизация, а такжепрактическая работа с детьми, включающая определение ихпсихолого-педагогического статуса и рекомендации по коррекции имеющихсятрудностей.
/>Основные аспекты психологической готовности к школе.
Основной цельюопределения психологической готовности к школьному обучению являетсяпрофилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели впоследнее время создаются различные классы, в задачу которых входитосуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям какготовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизниребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этойзадачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
· исследования,направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений инавыков, необходимых для обучения в школе;
· исследованиеновообразований и изменений в психике ребенка;
· исследованиегенезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей ихформирования;
· изучениеумений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному припоследовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умениесвязывается со способностью овладения общим способом выполнения словесныхуказаний взрослого.
Определяяпсихологическую готовность к школьному обучению, детский практический психологдолжен четко понимать, для чего он это делает.
Можно выделитьследующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
· пониманиеособенностей психологического развития детей с целью определения индивидуальногоподхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
· выявлениедетей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающейработы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;
· распределениебудущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшегоразвития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для негорежиме;
· отсрочкана один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможнолишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
Поитогам диагностического обследования могут создаваться спецгруппы и классыразвития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематическогообучения в школе.
Выделяютследующие аспекты психологической готовности:/>Интеллектуальнаяготовность
К старшемудошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретныхзнаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешнихсвойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов изакономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же времяи переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя идоступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, ихмышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их«заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогоминтеллектуального развития дошкольника.
Интеллектуальнаяготовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенныхумений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу ипревратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует отпоступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причинызамеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
С.В.Коноваленко,автор пособия «До школы 3 месяца!?» считает, что ребенку в возрасте 6-7 летнеобходимо знать и уметь следующее:
1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно датурождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город (село) и его главныедостопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, ихпрофессию.
7. Времена года (последовательность,месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временахгода).
8. Домашних животных и их детенышей.
9. Диких животных наших лесов, жаркихстран, Севера, их повадки, детенышей.
10. Транспорт наземный, водный,воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головныеуборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русскиенародные сказки.
13. Знать великих русских поэтов иписателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. инекоторые их произведения для детей.
14. Различать и правильно называтьплоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,овал.
15. Свободно ориентироваться впространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.).
16. Уметь полно и последовательнопересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказпо картинке.
17. Запомнить и назвать 6 – 10предметов, картинок, слов.
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощьюхлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
20. Определять количество ипоследовательность звуков в словах типа «мак», «дом»,«суп».
21. Хорошо владеть ножницами (резатьполоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать поконтуру предмет).
22. Владеть карандашом: без линейкипроводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры,животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратнозакрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
23. Свободно считать от 1 до 10 иобратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
24. Уметь внимательно, не отвлекаясь,слушать (30 – 35 минут).
25.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Интеллектуальнаяготовность – важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе.Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятиюновой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг важныхобязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положениев обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, кучебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов ксоциальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений инавыков ему будет трудно в школе./>Личностнаяготовность
Личностнаяготовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позициишкольника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться кновой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Напоявление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как кважной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем иградошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться нановую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию еговнутренней позиции.
Л.И.Божовичхарактеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующееличность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельностьребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе иокружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося вобщественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом,осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечаетсформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять егофункции» (Д.Б.Эльконин)
С того момента,как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образажизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новоесодержание — стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенокпсихологически перешел в новый возрастной период своего развития — младшийшкольный возраст.
Внутренняяпозиция школьника в самом широком смысле можно определить как системупотребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение кшколе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственнаяпотребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьникаобнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового,индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет яркоположительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к темее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Такаяположительная направленность ребенка на школу как на собственно учебноезаведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его вшкольно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьныхтребований и полноценного включения в учебный процесс.
Кроме отношенияк учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношениек учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должнасложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, каквнеситуативно-личностное общение ( по М.И.Лисиной).
Взрослыйстановится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчаетсяобщение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональныеконтакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своимипереживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самомузадавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этомплане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно,подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
Классно-урочнаясистема обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, нои специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстникамискладывается в самом начале школьного обучения.
Личностнаяготовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивнаяучебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своимспособностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развитиясамосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по егоповедению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют испециально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методикаН.И.Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание уребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности- прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрелв течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, нона самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчасбольше хочется — дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что приличностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенокпредпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно неготовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекаетигра.
Определяяличностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развитиясферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется привыполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе пообразцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не толькопри наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощьюспециальных методик.
К концудошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность.Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место впространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношенияхи умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыкисамообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своихжеланиях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшегодостижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Ядолжен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значениеприобретает мотивационная готовность к учению в школе.
К шести годамребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого,расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Активно развивается вэтот период самооценка – важная форма проявления самосознания.
Самооценка6-летнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценкив других. В оценке своих достижений, например в рисовании, он может оцениватьсебя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, в пении – недооцениватьсебя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степенизависят от педагога.
Обнаруженазависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников отвоспитательной работы. Дети прежде всего осознают те качества и особенностиповедения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых,следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Это связано свозрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка квзаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой иотношением взрослого.
Дети с высокойсамооценкой чувствуют себя в классе увереннее, смелее, активнее проявляют своиинтересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто припрочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другаякрайность – чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновениювысокомерия, агрессивности.
Популярностьребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха,которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным шестилеткам, не пользующимсязначительной популярностью среди детей, это может привести к изменению ихпозиции и стать эффективным средством нормализации их отношений сосверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.
Познание себясамого наряду с познанием окружающего мира – необходимое условие для развитияребенка. Центральная регулирующая функция самопознания – это осознание своегожелания и действия как способа осуществления этого желания, что связано сформулированием ребенком цели своего поступка, способностью сохранить эту цельи практически реализовать ее.
Представление6-летнего ребенка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу.Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений: ценностность1) отношения к себе окружающих; 2) общения; 3) деятельности; 4) нормативногоотношения к действительности; 5) реально-практического функционирования.
Наиболее низкийуровень осознания себя проявляют дети с ценностью реально-практическогофункционирования (любящие помогать кому-либо, выполнять поручения, дежурить ит. д.).
Особенностисамооценки тесно связаны с характером представления ребенка о себе. Дети,выделяющие себя, свое «Я» через сферу деятельности, резко завышают своюсамооценку. У детей же, выделяющих себя через сферу отношений, самооценкаоказывается либо заниженной, либо (что редко) адекватной.
Важноспособствовать осознанию ребенком собственных потребностей, побуждений инамерений, отучать его от привычного функционирования, приучать контролироватьсоответствие выбранных средств реализуемому намерению.
По сравнению сдошкольниками 6-летний ребенок лучше осознает свои поступки: зачем и почему оних совершает, лучше осознает и свое отношение к окружающему миру. У негопоявляются новые мотивы. Какие же мотивы оказывают существенное влияние наповедение 6-летнего ребенка?
Это прежде всегомотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением бытьпохожим на них. Дети интересуются новыми для них видами деятельности – играми,конструированием, трудом и др. Познавательная потребность – одна из наиболеезначимых, заметных в этом возрасте. Однако она развивается и проявляется ушестилеток по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую»направленность, у других – «практическую».
Еще одна важнаягруппа мотивов – установление и сохранение положительных взаимоотношений совзрослыми в семье и школе. Это делает шестилетку особенно чувствительным коценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила,устанавливаемые ими. Кроме того, дети стремятся завоевать и благосклонность,симпатию детей, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе.
Мотивомдеятельности 6-летних детей нередко выступают и мотивы личных достижений,самолюбие, самоутверждение. Они проявляются в притязаниях ребенка на главныероли в играх, на роль отличника в школе, в обидах ребенка или его радости придостижении успеха в нелегком деле, признании его достоинств, а порой и вприписывании себе не существующих пока положительных качеств, в капризах. Наоснове стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив– выиграть, победить, быть лучше других.
В школепритязания на признание реализуются главным образом через успеваемость. Поэтомувсе другие успехи, создающие статус ребенка в глазах других и его собственныхглазах, уже не имеют такого значения, как школьная оценка.
У ребенка шестилет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяютдруг друга. Особенность их в том, что они переживаются как неотложное хотение.Однако дело этим не ограничивается: неотложное хотение так сильно, чтозаставляет малыша сразу же приступать к его удовлетворению, действовать, неподумав предварительно о том, что за этим может последовать.
Актуальныепотребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т. е. спереходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Она побуждает иассоциативную речь ребенка. Ребенок не в состоянии сдерживать возникающую мысльи спешит сказать обо всем, что только всплывает в его памяти, стремитсяподелиться впечатлениями. Утомление, повышающее эмоциональную возбудимость,усиливает импульсивную активность шестилеток, а скудный социально-нравственныйопыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.
Личностная исоциально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детейтаких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителем.Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действоватьсовместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других.Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Дети,предпочитающие играть со взрослым или общаться с ним по поводу конкретныхвещей, не способны долго слушать учителя, часто отвлекаются на посторонниераздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют ихсвоей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детейкрайне низкая. И напротив, дети, которые в свободном обращении могутотвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более или менееобщие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают заданиявзрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детейзначительно выше. />Нравственнаяготовность
Нравственноеформирование дошкольника тесно связано с изменением характера еговзаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственныхпредставлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическимиинстанциями.
Д.Б.Эльконинсвязывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений междувзрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие отраннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую,характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
В раннем детстведеятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве совзрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельноудовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместнаядеятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает инепосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослыхлюдей.
Однако взрослыепродолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которогостроится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизнивзрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не тольковоспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формамего деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, — словом, всему образу жизни взрослых людей. В условиях повседневного поведения иобщения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольникаформируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще доконца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными иотрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанциипредставляют собой пока еще относительно простые системные образования,являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшемформируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
Нравственныеинстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могутбыть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в томчисле и элементарные потребности.
А.Н.Леонтьев наосновании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками,выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервыевозникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и чтоименно поэтому его следует считать, как он выражается «периодомпервоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивовначинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Этоположение дополнено данными последующих психологических исследований. У детейдошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, аотносительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающейиерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. Удошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, ихвзаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующихнравственных инстанциях.
Возникновение уребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархическойструктуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо,обладающее известным внутренним единством и организованностью, способноеруководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоеннымиим социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, котораяпозволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального,фактического, склада личности»./>Волеваяготовность
Уже в дошкольномвозрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающихтрудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому,что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними ивнешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля.Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют сдействиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влияниемситуативных чувств и желаний.
Л.С.Выготскийсчитал волевое поведение социальным, а источник развития детской волиусматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущуюроль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению совзрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадиюовладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью словарегулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требованийвзрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать своеповедение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития.После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средствомобщения, но и средством организации поведения.
Л.С.Выготский иС.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующимразвитием произвольного поведения дошкольника. В современных научныхисследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Однипсихологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятиюрешения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие егоисполнительской частью.
А.В.Запорожецсчитает наиболее существенным для психологии воли превращение известныхсоциальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивыи качества личности, определяющей ее поступки.
Одним изцентральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности техконкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разныепериоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральныхосновах волевой регуляции дошкольника. На протяжении дошкольного детстваусложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес вобщей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающемстремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесносвязано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Появлениеопределенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов,которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, чторуководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добиваетсяпоставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладеваетумением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от целидействия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляетсяуровень целенаправленности, типичный для дошкольника. Вместе с тем, что хотя вдошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и ихместо в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследованияпоказывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевымусилиям.
К шести годампроисходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способенпоставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его,проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценитьрезультат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия ещенедостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны,удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.
Первостепенноезначение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели.Формирование у детей небоязни трудностей (принятия их), стремления не пасоватьперед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновениис препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощипреодолеть трудности, которые возникнут у него в 1-м классе.
Психологиразличают несколько уровней саморегуляции старших дошкольников. Первый (высший)уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет все его компоненты доконца занятия, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковомтемпе на протяжении всего занятия. Работает в основном точно, если допускает ошибки,то при проверке замечает и устраняет их. Не спешит сдать работу, а еще разпроверяет написанное, делает все возможное, чтобы работа была выполнена нетолько правильно, но и аккуратно.
Второй уровень.Ребенок принимает задание полностью, удерживает его до конца занятий, по ходуработы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечаети самостоятельно их не устраняет. Не устраняет ошибки и при специальнойпроверке в конце занятий, ограничивается беглым просмотром написанного. Качествооформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хорошийрезультат у него имеется.
Третий уровень.Ребенок принимает лишь часть задания, до конца занятий не может ее сохранить вовсем объеме. В результате несохранения инструкции в сознании пишет заданныесистемы знаков в беспорядке. В процессе работы допускает ошибки не только поневнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их.Свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия.Не проявляет желания улучшить качество работы, к полученному результатуравнодушен.
Четвертыйуровень. Ребенок принимает очень небольшую часть инструкции, но почти сразу жетеряет и ее. Пишет палочки и черточки в случайном порядке, ошибки не замечает ине исправляет. После сигнала об окончании сразу же оставляет работу безвнимания. К качеству выполненной работы равнодушен.
Пятый уровень(самый низкий). Ребенок совсем не принимает задания по содержанию, часто онвообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача. В лучшем случаеон улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом ибумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, непризнавая при этом ни полей, ни строчек на листе. />«Фазы кризиса» старшего дошкольного возраста.
Принято выделятьнесколько так называемых «фаз кризиса» старшего дошкольного возраста.
У дошкольников,запаздывающих с переходом в школу.
1. Докритическаяфаза, Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходитьна второй план. Он пытается модифицировать игру, тянется к продуктивной,значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает формироватьсясубъективное желание стать школьником.
2. Критическаяфаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу к учебной деятельности,но формальный переход к учению запаздывает. Он не удовлетворен своим положениемдошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведениипоявляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.
3.Посткритическая фаза. Ребенок приходит в школу, где постепенновосстанавливается его внутренний комфорт, исчезает негативная симптоматика.
Упервоклассников, рано пришедших в школу.
1-я фаза.Ребенок вполне удовлетворен игрой. В процессе одинаковой для всех детейподготовки к школе у ребенка даже может сформироваться субъективное стремлениек школе, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы.
2-я фаза. Ребенокприходит в 1-й класс с несформированными предпосылками перехода от игровой кучебной деятельности, получает первые дисциплинарные замечания, переживаетнеуспех в учебной деятельности и по-прежнему тянется к игре. Ребенок испытываетнеудовлетворенность своим общественным положением, переживаетэмоционально-личностный дискомфорт. В поведении появляется негативнаясимптоматика, направленная на родителей и учителя.
3-я фаза.Ребенок вынужден осуществлять параллельно обязательную учебную и желаемуюигровую деятельность на равных условиях. В этих условиях восстанавливаетсяэмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативная симптоматика.
Однакоотставание, начавшееся в 1-м классе, может накапливаться, обусловливаянеуспеваемость ребенка в школе.
Дляпрофилактики кризисных явлений в поведении детей воспитателю (или родителю)можно рекомендовать наблюдение за игрой ребенка в группе сверстников, чтобысвоевременно выделить детей, которые начинают утрачивать интерес к игре, и тех,которые продолжают играть на примитивном уровне. Первых следует больше заниматьпродуктивными видами деятельности (рисование, лепка, конструирование),предлагать игры-задачи, учебные задачи. Вторых следует стимулировать на игрывысокого уровня (театральные представления, подготовка к таким представлениям ит.д.). Следует постепенно включать в игры продуктивные действия (изготовлениеаппликаций, игрушек и т. д.), а также стимулировать общение детей со взрослымина равных, обсуждая их мнения, рассказывать о школьной жизни./>Психодиагностика готовности ребенка к школе
Поступлениеребенка в школу и весь период его начального обучения – это одна из самыхсерьезных ступеней в развитии человека. В это время формируются не толькобазовые академические знания, но и протекает интенсивное личностное развитие,ребенок учится учиться, в результате чего у него создается стойкое отношение нетолько к обучению, но и к самому себе. К сожалению, часто приходитсясталкиваться с разочарованием и нереализованными желаниями. До школы ребенокактивно развивался, был общительным и любознательным, а к концу начальной школыситуация в корне изменилась. Безусловно, причин может быть много, и одна из них– это несвоевременное обучение. Наблюдения специалистов показали, что некоторыедети, соответствующие возрастному цензу, в силу развития своих индивидуальныхпсихофизиологических особенностей трудно адаптируются к школьным условиям, апорой и вовсе не справляются с режимом работы и академической нагрузкой в школе.
Если дошкольникумеет читать, знает основы элементарного математического счета и развитинтеллектуально по возрасту, то это не значит, что он готов к обучению в школе.
Психофизиологическойготовностью можно считать его зрелость в физиологическом и социальномотношении, он должен достичь определенного уровня умственного иэмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями– уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметьпланировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно развитиешкольной мотивации, способности к саморегуляции поведения и проявлению волевыхусилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевогообщения, а также развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательнаякоординация. Таким образом, «готовность ребенка к школе» – это комплексное имногогранное понятие.
Возрастныепсихологи отмечают, что развитие человека идет не плавно, а скачкообразно иперед каждым таким рывком он испытывает внутренний дискомфорт, которыйопределяется как кризис развития. Подобное внутреннее противоречие формируетсяк шести-семи годам жизни, когда условия жизни и развития дошкольника перестаютсоответствовать возможностям ребенка и становятся препятствием для его дальнейшейсамореализации и формирования познавательных процессов. У ребенка возникаетновая внутренняя жизнь, жизнь внутренних переживаний, он становится болеезамкнутым, скрытным, лучше контролирует свои эмоции. Теперь ориентацияповедения будет осуществляться внутри этой жизни, на его внутреннем плане.Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует новых социальныхотношений. Внешне это выражается в активном желании пойти в школу исоответствовать ее требованиям. Формирование кризисной ситуации, подкрепленноепсихофизиологической готовностью и интеллектуальным развитием, позволяет споступлением в школу решить внутренние противоречия и дает ребенку возможностьактивного саморазвития на уже новом, более сложном этапе. Новые условия жизнион воспринимает как естественные условия взросления, а не как тягостныешкольные оковы.
Определить,когда ребенок достаточно развит во всех отношениях и может перейти на следующуюступень своего развития, очень сложно, так как требует заключения целого рядаспециалистов. Школьный психолог обобщает мнение медицинской комиссии, логопеда,анализирует характеристику воспитателя детского сада, беседует с родителями ипроводит собственное тестирование, в результате чего он может дать рекомендацииили посоветовать коррекционную работу с данным ребенком. В связи с этимцелесообразно проводить консультации о поступлении дошкольников в первые классыне позднее марта, чтобы осталось время для необходимой коррекционной работы иповторного тестирования. Родителям будущего первоклассника можно предложитьзаполнить анкету, которая поможет в определении готовности ребенка к школе (см.приложение). Учитывая важность данной проблемы и влияние своевременностипоступления на дальнейшее обучение, целесообразно по всем вопросам, которые могутвызвать сомнение у школьного психолога, порекомендовать дополнительноеобследование ребенка в специализированных психодиагностических центрах.
Речеваяготовность
В основеобучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессовявляется мышление и речь. Речь – это форма мышления. И глухие, и слепые, инемые мыслят при помощи слов, но это или письменная речь, или мимика, знаки.Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению вшколе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно припомощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее учениковладеет чтением и письмом.
В этой связиродителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевомразвитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:
1) правильностьпроизношения звуков;
2) умениеразличать звуки речи на слух;
3) владениеэлементарными навыками звукового анализа слов;
4) словарныйзапас;
5) связнуюречь.
Для проверкиправильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные поартикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуковдолжен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затрудненияребенка при произношении.
Например(названия картинок):
с Сахар, миска,соус.
сь Сироп,кисель.
з Забор, роза.
зь Зефир, козел.
ц Цветок,блюдце, огурец.
ш Шоколад,шишка, душ.
ж Желудь, ножик.
ч Чашка, ручка,ключ.
щ Щенок, ящик,борщ.
р Ранец,кровать, костер.
рь Редиска,грибы, букварь.
л Лампа,половик, стул.
ль Люстра,малина, соль.
й Яйцо, майка,сарай.
Для проверкипарных звонких и глухих (з – с) коза – коса, (б – п) бочки – почки,
(р – л) рожки –ложки.
Убедить малыша вважности каждого звука в слове могут веселые стихи А.Шибаева «Одна буква». Вних есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какойзвук нужно заменить и какое слово должно получиться.
Говорят, одинрыбак
В речке выловилбашмак.
Но зато емупотом
На крючокпопался дом (сом).
Куклу выронив изрук,
Маша мчится кмаме:
— Тамползет зеленый лук (жук)
- Сдлинными усами.
Врач напомнилдяде Мите:
- Незабудьте об одном:
– Обязательнопримите
– Десять цапель(капель) перед сном.
Жучка будку(булку) не доела:
Неохота.Надоело.
На пожелтевшуютраву
Роняет лев (лес)свою листву.
Забодал менякотел (козел),
На него я оченьзол.
Чтение веселыхстихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слухвсе звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой.
Запись любогослова предполагает умение определить каждый звук и обозначить егосоответствующей буквой. Если же ребенок не может различить звуки, при письмевозникают неизбежные затруднения.
Исследованиеслуховой дифференциации также проводится по специально подобранным картинкам.Например, мышка – мишка, мишка – миска… Картинки называет теперь взрослый, аребенок лишь молча показывает на называемый предмет. Наиболее часто на слух неразличаются звуки р – л – й.
Примеры:
(з – с) роза –роса
(с – т) санки –танки
(с – ш) мишка –миска
(р – л) рожки –ложки, корка – колко
(ш – щ) чаша –чаща
(ч – с) чайка –сайка
(рь – ль) Марина– малина
(к – г) корка –горка
(ль – й) лямка –ямка
При неразличенииз – ж – ш можно изображать жужжание жука, писк комара, шуршание листвы,подбирать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, определять местозвука в начале, середине, конце.
Родителямнеобходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста долженбыть не менее 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи,обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи...).
Для исследованиясловарного запаса применяются следующие приемы:
1) названиепредметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы,деревья, виды транспорта...;
2) нахождениеобщих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце –посуда), можно показать картинки, ребенок перечисляет предметы и называет общееслово;
3) подборпризнаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон);
4) подбордействий к предмету (птица ..., уж ..., собака ...);
кто чемзанимается: повар ..., ученик ...;
5) подборпредметов к действию: лает ..., мяукает ...;
6) подбор слов,близких по значению: храбрый – смелый, хороший – приятный;
7) подбор словпротивоположного значения: белый – черный, хороший – плохой;
8) можнопроверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняютсязначения выражений:
золотое сердце
злой язык
короткаяпамять…
Родителямполезно знать, что грамматической системой словоизменения ребенок обычноовладевает к четырем годам (сад, саду, сады...), а системой словообразования –к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик,садовник, посадки, посадил, саженцы). Сроки условны.
Важно, чтобыребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясновыражать мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можнопредложить следующие задания:
1) назови один(глаза, уши, ...);
2) назови много(нос, лоб, ухо, ...);
3) закончисловосочетания:
три помидора,пять ...,
одна конфета,шесть ...,
три медведя,пять ...,
одно зеркало,семь…
Для проверкиграмматической системы словообразования предлагаются следующие задания:
а) Подбериподходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький ...,
маленькаякуколка, а большая…
б) Закончипредложения:
Весной картошкусажают, а осенью…
Воду наливают, асоль…
в) Назовидетишек: у медведицы –
у коровы –
у слонихи –
у кошки –
у собаки –
г) Образуйприлагательные:
кораблик избумаги
шуба из меха
у лисы хвостлисий
у зайца хвост…
С целью проверкисостояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит накартинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полныйответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказывать, расспрашиватьо важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказпутем вопросов по содержанию.
Прослеживаниюпоследовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов посерии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планомрассказа и не дает уклониться в сторону.
Для упражнений врассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым,пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составлениерассказа по концу.
Все приведенныездесь способы проверки речи доступны для неспециалиста, но они помогут избежатьмногих проблем при обучении грамотности.
Математическаяготовность
Одна изважнейших задач родителей и педагогов – выявить имеющиеся у ребенкаэлементарные математические знания и подготовить его к изучению математики.
Дошкольникидолжны:
1) считать впределах 10;
2) правильнопользоваться количественными и порядковыми числительными;
3) сравниватьчисла в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать числопредметов;
4) сравнивать подлине, высоте, ширине;
5) размещатьпредметы в порядке возрастания, убывания; ~ 6) различать форму предметов;
7)ориентироваться на листе бумаги;
8) различатьгеометрические фигуры.
Предлагаютсянекоторые задания и игры, позволяющие расширить кругозор ребенка в областиматематики.
1) Ориентировка впространстве:
а) Где тыживешь?
б) Твой доммаленький или большой?
в) Сколькоэтажей в твоем доме? (Можно нарисовать.)
г) Сколькоэтажей над (под) твоей квартирой?
д) Какойтранспорт останавливается рядом с твоим домом?
е) Магазиннаходится далеко или близко от дома?
ж) Магазин вышеили ниже твоего дома?
2) Соревнование:как быстрее и лучше дойти до аптеки, до магазина?
3)Ориентирование по словесному описанию. Накрываем стол. Положи справа, слева, вцентре…
4) Во времяпрогулки найти определенное дерево, цветок. (Пройди прямо 10 шагов, повернись:направо, налево, назад...)
5) Умениесравнивать: большой – маленький, короткий – длинный, высокий – низкий, широкий –узкий.
Необходимопроследить, чтобы одно понятие не заменялось другим (вместо «высокий» иногдаговорят «длинный», вместо «тонкий» – «узкий»...).
Знания опризнаках закрепляются во время прогулок.
6) Различие потяжести.
Сравнить, чтотяжелее: 1 кг песка или вес пустого ведра и 1 кг пуха.
7) Развитиеколичественных представлений начинайте с уточнения понятий: много, мало,несколько.
8) Вводите вактивный словарь (иллюстрируя) слова: было, взяли, осталось, стало, всего,вместо, столько же, поровну, одинаково.
9) Для развитиянавыка счета нужно считать предметы в группе, называть цифру, обозначающую ихколичество.
10) Счет от 1 до10, от заданного числа до заданного.
11) Нужнонаучить ребенка сравнивать числа. Игры в «классы», «лестницу», когда на ступенькукладут цифру, помогают освоить счет от 1 до 10 и обратно. Используйте любуюбытовую ситуацию для счета: поставь 2 чашки, посчитай, сколько нас, сколько ещенужно поставить… можно прыгать и считать, хлопать и считать.
Для проверкипредставлений детей о числах могут быть предложены следующие задания:
1. Счетпредметов в группе.
2. Счетоднородных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке.
3. Счет от 1 идалее, сколько ребенок сможет.
4. Счет отзаданного числа до заданного.
Замечание:
При счетеназвания числительных должны совпадать с показом предметов. Исподволь обратитьвнимание на изменение порядковых числительных по родам:
Группа одна.Яблоко одно. Огурец один.
Мальчик первый,второй. Девочка первая, вторая. Окно первое, второе.
После того какдети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с цифрами.
Цифры можнообводить, вылепить из теста на пирожках, выложить из камешков, написать наснегу, песке.
Полезно выучитьстихотворение С. Я. Маршака «Давайте познакомимся».
Можно, играя,раскрашивая, познакомить дошкольника с геометрическим материалом. При этомдети отвечают на вопросы: сколько нарисовано кружков, квадратиков,треугольников, прямоугольников; на сколько каких фигур больше, меньше, какихпоровну?
С ребенком можновыучить веселые стихи о геометрических фигурах:
Узнаешь сразуты, кто я,
На нас тыпосмотри.
У нас всего, унас всего,
У нас всего потри.
Три стороны итри угла
И столько жевершин.
Мы треугольниковсемья.
Узнал теперь,кто я?
Каждый угол внем прямой,
Он давнознакомый мой.
Все четырестороны
Одинаковойдлины.
Начертить его ярад.
Получаетсяквадрат.
Задачи дляребенка придумываются в любой обстановке – дома, на прогулке, в транспорте.
На предметах, врисунках он может показать, как решал задачу.
Например:
Нарисуй столькокружков, сколько машин было в гараже…
Положи к двумкарандашам столько же. Посчитай, сколько стало.
Отними одинкарандаш, посмотри, сколько осталось.
При проведенииподобных занятий речь идет не об освоении школьной программы, а о закладкефундамента, который обеспечит успешную учебную деятельность. Психолого-педагогическийстатус дошкольника
Прежде всегонеобходимо помнить о психологических особенностях детей шести-семи лет, о томобщем и особенном, что отличает дошкольника от школьника. Итак,психолого-педагогический статус дошкольника.Дошкольник Младший школьник
Общее:
Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность и запечатлеваемость, устойчивое бодрое и радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, неустойчивость, непроизвольность внимания.
Особенное:
Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой.
Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям.
Образование «детского общества»
Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения.
Правдивость, открытость.
Преобладание неустойчивого внимания.
Преобладание непроизвольности психических процессов.
Неустойчивость интересов и желаний.
Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств.
Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.
Образование детского коллектива, формирование общественной направленности.
Наибольшая значимость и ориентация на мнение учителя.
Внутренняя позиция школьника.
Формирование произвольности.
Глобальность интересов.
Дифференциация способностей.
Хорошая работоспособность.
Приятие норм и требований поведения.
Преобладание познавательной активности над игровой.
Готовность детейк школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль,мотивация, уровень развития интеллекта.Параметры Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Планирование (умение организовы-вать свою деятель-ность в соответствии с ее целью) Полностью соответствует Частично соответствует Не соответствует цели 2. Контроль (умение сопоставить резуль-таты своих действий с поставленной целью) Может самостоятель-но сопоставить результаты своей деятельности с целью Частичное соответствие Полное несоответ-ствие, сам ребенок этого не видит 3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, законо-мерности) Стремится к анализу и общению, хочет учиться Стремится ориенти-роваться на некото-рые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет 4. Уровень развития интеллекта Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий Неумение слушать другого человека, сравнение и обоб-щение в форме сло-весных операций вы-полняет, а абстрак-цию, конкретизацию, анализ и синтез – допускает ошибки. Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.
Краткая характеристикаготовности к обучению в школе
Не готов Готов Не умеет планировать и контролировать свои действия, низкая мобилизация учения (ориентация только на органы чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий. Умеет планировать и контролировать свои действия (стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.
Диагностируя готовность ребенка к обучению в школе, надо прежде всего обратить внимание, как ониграет, подчиняется ли правилам игры, берет ли на себя роли и долго лиих удерживает, какая у него моторика, как проявляется его отношение к другим участникамигры. Для усвоения научных понятий важно,чтобы ребенок понимал, что его точказрения не единственна, он должен видеть в предмете его различные стороны,параметры, которые и составляют содержание того или иного предметанауки.
Карта-характеристикаготовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшегодошкольника)
Параметры Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком) 1. желание учиться в школе да не знает нет 2. учебная мотивация осознает важность и необходимость учения привлекает внеш-няя сторона учения цели учения не осознаются 3. умение вести себя адекватно легко вступает в контакт, правильно воспринимает си-туацию, ведет себя адекватно контакт и общение затруднены плохо вступает в контакт, плохо по-нимает ситуацию 4. отношения со взрослым может обратиться с просьбой к взрос-лому, прислушива-ется к замечаниям, старается их выпол-нить контакт со взрос-лыми затруднен трудности в обще-нии со взрослыми, не реагирует на замечания 5. конфликтность не провоцирует конфликты, не бьет первым провоцирует конфликты очень конфликтен 6. самоконтроль поддерживает оп-рятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции трудности с самоконтролем не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения Параметры Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 7. организованность поведения да недостаточно нет
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций* 8. фонематический слух говорит без оши-бок, понимает сложные речевые конструкции есть нарушения в звукопроизношении (обследование лого-педа) косноязычие (логопедические коррекционные занятия) 9. мелкие мышцы рук легко переписы-вает, копирует не-знакомый текст скопированный текст может прочи-тать, но его написа-ние вызывает серь-езные трудности не может скопи-ровать текст 10. пространствен-ная ориентация, координация движений подвижен, ловок недостаточно ловок неуклюж 11. координация в системе глаз — рука правильно пере-носит простейший графический образ незначительные искажения грубые искажения 12. объем зрительного восприятия норма ниже средних пока-зателей возрастной группы намного ниже сред-них показателей
Развитие познавательной деятельности (беседа)* 13. кругозор развернутые и конкретные пред-ставления о мире (время года, страна, свой город и т.д.) знания ограничены непосредственно окружением знания ограничены и бессистемны 14. развитие речи речь содержатель-на, выразительна, грамматически правильна затруднения в поиске слов для выражения мыслей односложные ответы, в речи много ошибок 15. развитие познавательной активности любознателен, активен, не нужда-ется в дополнитель-ных стимулах узкий круг интересующих вопросов низкий уровень активности, требу-ется постоянная стимуляция 16. сформирован-ность интеллек-туальных умений (анализа, сравнения, обобщения) понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает при выполнении требуется помощь учителя требуется обучающая помощь учителя 17. произвольность деятельности удерживает цель, намечает план удерживает цель, намечает план, но много отвлекается хаотичен, не дово-дит дело до конца 18. контроль и темы деятельности много успевает, видит ошибки
мало успевает, исправляет ошибки
не видит своих ошибок, мало успевает 19. кратковремен-ная память (зри-тельная, слуховая) более 50% 50% менее 50% Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий Практическоеприменение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников
Составлениепсихолого-педагогического статуса помогает психологу систематизироватьинформацию о ребенке, о психологических характеристиках важнейших видов егодеятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающихсущественное влияние на успешность обучения и развития.
Нами былопроведено обследование двух детей: мальчика 6,5 лет и девочки 7 лет с цельюопределения уровня их готовности к школе. Для этого использовались следующиеметодики:
· «Ориентационныйтест школьной зрелости» Керна-Йирасека
· методика«Домик» Н.И.Гуткиной
· графическийдиктант Д.Б.Эльконина
· «образеци правило» А.Л.Венгера
· «Общаяориентация детей в окружающем мире» и «Отношение ребенка к обучению в школе»
· различныезадания из альбома «Нейропсихология детского возраста»
Результатыисследования
Маша С. Растет вполной семье, родители прилагают все усилия для того, чтобы дать ей хорошееобразование. С 6 лет занимается английским языком (с репетитором), посещаетмузыкальную школу. Проблемы с артикуляцией буквы «Р», поэтому занимается слогопедом. Собирается поступать в первый класс гуманитарно-педагогическоголицея. Родители обратились с просьбой протестировать ребенка и подготовитьдевочку к обучению в школе. Результаты исследования представлены в виде таблицы:Параметры Уровень развития 1. желание учиться в школе средний 2. учебная мотивация средний 3. умение вести себя адекватно высокий 4. отношения со взрослым средний 5. конфликтность высокий 6. самоконтроль средний 7. организованность поведения средний 8. фонематический слух средний 9. мелкие мышцы рук средний 10. пространственная ориентация, координация движений высокий 11. координация в системе глаз — рука высокий 12. объем зрительного восприятия высокий 13. кругозор средний 14. развитие речи средний 15. развитие познавательной активности средний 16. сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения) средний 17. произвольность деятельности средний 18. контроль и темы деятельности средний 19. кратковременная память (зрительная, слуховая) высокий
Также быловыявлено, что имеются проблемы в сфере внимания (отвлекаемость, труднососредоточиться на некоторых заданиях), кроме того, девочка несколько ленива,если задание кажется ей трудным, уклоняется от его выполнения.
Послеобследования проводились занятия , способствующие развитиюпознавательных процессов и улучшению результатов.
Упражнения дляразвития и коррекции внимания
Упражнение наразвитие концентрации внимания
Для проведениязанятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий;несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; нескольконаполовину раскрашенных картинок. В первом задании ребенка просят сравнитькартинки в предложенной паре и назвать все их различия.
Во второмзадании ребенку показывают последовательно неоконченные картинки и простоназвать, что не дорисовано, или же подбирают картинки нелепого содержания ипросят найти несоответствия.
В третьемзадании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашенапервая половина.
Упражнение наразвитие устойчивости внимания
Для развитияустойчивости внимания ребенку необходимо дать небольшой текст (газетный,журнальный) и предложить, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либобукву (например, «а»). Ежедневно нужно отмечать результаты на графике ианализировать, как изменяется результативность.
Упражнение наразвитие произвольного внимания
Ребенку даютлист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников.Когда эта работа завершена, его предупреждают о необходимости бытьвнимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будьвнимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятыйтреугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, — ответить, чтопусть он делает так, как понял. Если малыш справился с первым заданием, можнопродолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
Упражнения длякоррекции и развития восприятия
Упражнение«Определи звуки»
Предназначенодля развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат воснове успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам. Ребенкупредлагают картинки с изображением различных предметов. Произносится какое-тослово и ребенка просят показать тот предмет, название которого начинается стого же звука. Например, говорят слово «молоко», и ребенок показывает нарисунок морковки.
Упражнение наразвитие точности восприятия «Дорисуй фигуры»
Ребенкупоказывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрическиефигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.
Упражнение наразвитие наблюдательности
Предложитеребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых естькруг, окружность». Ребенок называет предметы: часы, выключатель, ваза, столик иеще многое другое. Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто большеназовет таких предметов?»
Упражнения длякоррекции и развития мышления
Упражнение наразвитие мыслительной операции «Сравнение предметов»
Для сравненияпредложите ребенку следующие пары слов:
Муха и бабочка
Дом и избушка ит.д.
Ребенок 6-7 летдолжен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и чертыразличия.
Упражнение наразвитие скорости мышления «Оканчивание слов»
Предложитеребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог,а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» — так вы начинаетеигру.
Всегопредлагается 10 слогов: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо. Можно придумыватьпо нескольку слов на один слог.
Упражнение«Четвертый лишний»
Подберите сериюрисунков или слов. Каждая из которых состоит из четырех слов или рисунков. 3 изних являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а1 отличается и должно быть исключено.
Храбрый, злой,смелый, отважный
Яблоко, слива,огурец, груша
Час, минута,лето, секунда
Упражнения длякоррекции и развития памяти
Упражнение наразвитие зрительной памяти
Разложите настоле перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру(домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательнона эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попроситеповторить, сложить такую же.
Упражнение назапоминание цифр, букв, слов
Покажите ребенкуцифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той жепоследовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру.
Упражнения длякоррекции и развития произвольной сферы
Упражнение«Раскрась фигуры»
Ребенкупоказывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закраситьцветным карандашом каждую из них. предупредите ребенка, что он должен делатьэто очень аккуратно, время не имеет значения.
Упражнение«Рисование узоров»
Ребенок долженрисовать узоры, следуя инструкции.
Асхат З. Очень живой иподвижный ребенок. В течение года занимался в «Школе дошкольника», отношение кобучению нейтральное. Основная проблема в том, что мальчик практически не умеетчитать. Родители обратились с просьбой научить его читать и подготовить кшколе. Результаты обследования:Параметры Уровень развития 1. желание учиться в школе средний 2. учебная мотивация низкий 3. умение вести себя адекватно высокий 4. отношения со взрослым средний 5. конфликтность низкий 6. самоконтроль средний 7. организованность поведения средний 8. фонематический слух средний 9. мелкие мышцы рук средний 10. пространственная ориентация, координация движений высокий 11. координация в системе глаз — рука средний 12. объем зрительного восприятия средний 13. кругозор средний 14. развитие речи средний 15. развитие познавательной активности средний 16. сформированность интеллектуальных умений средний 17. произвольность деятельности средний 18. контроль и темы деятельности низкий 19. кратковременная память (зрительная, слуховая) средний
Занятияпроводились по различным пособиям, посвященным обучению чтению («Учись читать»,«Веселая азбука для малышей», «Звукарик» и др.). На первом этапе внимание былонаправлено на изучение алфавита, звуков, соответствующих разным буквам, иразвитию фонематического слуха. Затем ребенок изучал слоги и способы ихсоставления. Для этого использовался набор кубиков с наклейками-буквами икарточки со слогами.
Для развитияречи проводились пальчиковые игры, предложенные Л.Савиной. Все фигурыпросты для выполнения, их регулярное повторение способствует развитию внимания,мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рукстановятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешноовладеть навыками письма. Упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.Например, упражнение «Цветок»:
Набухай скорей,бутон,
Распусти цветок– пион!
Подушечкипальцев обеих рук сомкнуть, ладошки немного округлые. Получается «бутон».Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругуи немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».
Такжеиспользовались примеры пальчиковых игр, описанных А.Белой , а именно «Выкладываниебукв». Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Онотребует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия позаданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослыйвыкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка.Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап – когдадошкольник с помощью взрослого простые слова, учится их читать. Для занятийможно использовать мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги,веточки, счетные палочки, толстые нитки. Иногда ребенку предлагается самомунаходить материал для подобных заданий.
Интересны такжеразличные игры с пластилином, с бумагой и со счетными палочками. Особоевнимание хотелось бы уделить играм с карандашом, крупой, бусами и т.д. ребенкупредлагается регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытымиглазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочереднопальцами обеих рук, стараясь при этом делать вращательные движения. Ребенкатакже учится перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка,пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все этооказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Проведенные занятия,по утверждению родителей Маши и Асхата, были очень полезны для детей и помоглиим при прохождении школьного собеседования. Таким образом описанные упражнениямогут быть рекомендованы для подготовки детей к обучению и повышению ихуспешности в овладении учебной программой. Можно предположить, что это такжепослужит адаптации ребенка к школьной среде и облегчит вхождение в новуюсоциальную роль – роль младшего школьника.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯРОДИТЕЛЕЙ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?
Инструкция: Отнеситесьсерьезно к заполнению этой анкеты. Она поможет вам ответить на вопросы педагогаи психолога во время проведения собеседования при зачислении ребенка в школу. Сее помощью вы будете следить за развитием вашего маленького школьника, в случаенеобходимости – корректировать этот процесс. Вы сможете также сравнить своепредставление о ребенке с мнением его учителя – только тогда ваши совместныеусилия по обучению и воспитанию первоклассника достигнут цели.
1. Сведения оребенке
1.1. ФИО ребенка
1.2. Дата рождения
2. Сведения осостоянии здоровья
2.1. Часто ли болеет?
2.2. Хроническиезаболевания?
2.3. Особенности:
2.3.1. быстроутомляется;
2.3.2. утомляется последлительной нагрузки;
2.3.3. неутомим;
2.3.4. быстро переходитот радости к грусти;
2.3.5. стабилен впроявлении настроения;
2.3.6. преобладаетвозбуждение;
2.3.7. возбуждение иторможение уравновешены;
2.3.8. преобладаетторможение
3. Личностныекачества ребенка
3.1. Направленностьинтересов:
3.1.1. на учебнуюдеятельность;
3.1.2. на трудовуюдеятельность;
3.1.3. нахудожественно-эстетическую деятельность;
3.1.4. на достижения вспорте;
3.1.5. на отношениямежду детьми
3.2. Трудолюбие:
3.2.1. любую работувсегда выполняет охотно;
3.2.2. охотно беретсяза работу, старается выполнить ее хорошо;
3.2.3. редко охотноберется за работу;
3.2.4. чаще всегостарается уклониться от любой работы;
3.2.5. всегдауклоняется от выполнения любого дела
3.3. Ответственность:
3.3.1. всегда и хорошовыполняет любое поручение;
3.3.2. редко выполняетпорученное ему дело;
3.3.3. никогда недоводит до конца порученное ему дело.
3.4. Инициативность:
3.4.1. часто выступаетзачинателем любого нового дела;
3.4.2. редко самначинает новое дело;
3.4.3. никогда невыступает зачинателем какого- либо дела.
3.5. Любознательность:
3.5.1. активно узнаетчто-то новое в окружающем его мире;
3.5.2. редко стремитсяузнать что-то новое, как правило, интересуется одной проблемой;
3.5.3. равнодушен ковсякого рода новым знаниям.
3.6. Аккуратность:
3.6.1. всегда содержитсвои вещи в идеальном порядке. Всегда опрятен, подтянут;
3.6.2. не проявляетбольшого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда бывает неопрятен,неряшливо одетым;
3.6.3. часто незаботится о своем внешнем виде, состоянии своих вещей;
3.6.4. совершенно незаботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем виде. Всегда неопрятен.
4. Отношение клюдям
4.1. Коллективизм:
4.1.1. всегда проявляетзаботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается оказать помощь;
4.1.2. склоненпроявлять заботу о незнакомых людях;
4.1.3. нередкопроявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично;
4.1.4. считает излишнимпроявлять заботу о незнакомых людях
4.2. Честность,правдивость:
4.2.1. всегда правдивпо отношению к своим родителям, воспитателям, товарищам, говорит правду;
4.2.2. почти всегдаправдив по отношению к родителям, товарищам;
4.2.3. часто говоритнеправду ради собственной выгоды;
4.2.4. склонен всегдаговорить неправду
4.3. Общительность:
4.3.1. всегда охотновступает в контакт с людьми;
4.3.2. стремитсяобщаться с ограниченным кругом детей;
4.3.3. предпочитаетработать и играть один;
4.3.4. замкнут,необщителен
5. Отношение ксебе
5.1. Скромность:
5.1.1. никогда невыставляет напоказ свои достоинства;
5.1.2. иногда попросьбе товарищей рассказывает о своих достижениях;
5.1.3. часто хвастаетсяеще не сделанным;
5.1.4. хвастается даженезначительными достижениями, преувеличивает
5.2. Уверенность всебе:
5.2.1. все задания,поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости;
5.2.2. порой, выполняятрудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;
5.2.3. часто привыполнении заданий, поручений просит помощи;
5.2.4. постоянно, дажев простых делах, нуждается в ободрении и помощи других
5.3. Стремление куспеху, первенству:
5.3.1. всегда и во всемстремится быть первым, настойчив;
5.3.2. стремится вчем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха;
5.3.3. очень редкостремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением«середняка»;
5.3.4. никогда нестремится в чем-либо быть первым
5.4. Настойчивость:
5.4.1. всегдадобивается выполнения намеченного, не отступает перед трудностями;
5.4.2. доводит до концазадуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуюткратковременных усилий;
5.4.3. очень редкодоводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительнымитрудностями;
5.4.4. столкнувшись струдностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
Библиография
1. Готовимсяк школе: Книга для родителей будущих первоклассников. – М.: Олимп, 1999. –160с.
2. КоноваленкоС.В.
Дошколы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000. – 64с.
3. КулагинаИ.Ю.
Возрастнаяпсихология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.:Изд-во РОУ, 1996. – 180с.
4. НемовР.С.
Психология:Кн.3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 632с.
5. 150тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М.: «Издательство АСТ»,2000. – 128с.
6. Альбом«Нейропсихология детского возраста». – М., 1998.