Реферат по предмету "Психология"


Психология физической культуры и спорта

Уральскаягосударственная академия физической культуры
Кафедратеории и методики бокса
 
Контрольнаяработа по психологии
физическойкультуры и спорта
 
 
студентки 302группы
Челябинск,2005

Вопрос 1.Отрицательные психические состояния в спортивной деятельности
Одним из факторов, обеспечивающихрезультативность тренировочного процесса, является уровень психическогонапряжения. Механизмы активизации сложны, но принципиальной основой их являетсяэмоционально-волевая регуляция.1Эмоциональная регуляция деятельности обнаруживаетсяпри большом желании достичь высокого спортивного результата либо при сильныхпереживаниях, например под влиянием страха. Часто эмоции вскрывают ресурсы, таксказать, автоматически, неосознанно для спортсмена. В экстраординарныхэмоциональных состояниях возникает мощное психическое напряжение, как быотодвигающее природные ограничители. Таким образом, вскрываются и реализуются вдеятельности резервные возможности организма!
Волевая регуляция — факторысознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных наповышение результативности деятельности. В основе волевой регуляции лежит нетолько желание, но и долженствование, глубокое понимание необходимостипреодоления самого себя ради достижения цели.
Психическое напряжение, сопровождаялюбую продуктивную деятельность, возникает как в тренировке, так и всоревнованиях, но имеет разную направленность. Напряжение в тренировке связаноглавным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все болеевозрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к этомунапряжению добавляется психическое напряжение, определяемое целью достиженияопределенного результата. Условно напряжение в тренировке называютпроцессуальным, а в соревновании—результативным. Обычно эти виды напряженияпроявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей между ними,что процессуальное напряжение возникает непосредственно перед работой, арезультативное может возникать задолго до соревнований. В процессуальномнапряжении «работает» дальняя мотивация, ее результат отставлен в достаточноотдаленное будущее; в результативном напряжении мощно проявляет себя ближняямотивация.
Высокие и продолжительные напряжения,особенно в условиях монотонных тренировочных занятий, могут оказать негативноевлияние на спортсмена. Современная тренировка в спорте высших достиженийиспользует такие высокие физические нагрузки, что нередко спортсмен оказываетсяв состоянии повышенного психического напряжения. Само по себе психическоенапряжение — фактор положительный, отражающий активацию всех функций и системорганизма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высокуюпродуктивность. Однако если напряжение чрезмерно высоко, продолжительно исопровождается страхом перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями сокружающими, недостаточной мотивацией, неуверенностью в себе и т. п., оноперерастает в психическую напряженность, которая рассматривается уже как факторотрицательный, поскольку связана с дисгармонией функций, избыточным и неоправданнымрасходом энергии, в первую очередь нервной.
Психическое напряжение слабой степенине оставляет последствий и исчезает через несколько дней после максимальныхнагрузок. Сильное и длительное перенапряжение может иметь отрицательныепоследствия через недели и даже месяцы. Оно может проявляться в неблагоприятныхотношениях к окружающему и в своеобразных поведенческих актах.
Выделяют три стадии психическогоперенапряжения: нервозность, порочная стеничность и астеничность. Существуютобщие и специфические для каждой стадии признаки психического перенапряжения.
Общие признаки: быстрая утомляемость,снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести ибодрости после сна, эпизодические головные боли.
Специфические признаки характеризуюткаждую стадию в отдельности.
Нервозность. На этой стадиипсихическое перенапряжение проявляется капризностью, неустойчивостьюнастроения, внутренней (сдерживаемой) раздражительностью, возникновениемнеприятных ощущений (мышечных, интероцептивных и др.). Вначале эти признакипроявляются не часто и выражены не ярко. Когда проявляется капризность,спортсмен остается организованным, дисциплинированным, как всегда, качественновыполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство то заданием,то тоном обращения, то бытовыми условиями и т. д. Это проявляется в мимике ижестах, «ворчании». Такого рода капризы можно рассматривать как своеобразнуюадаптацию спортсмена к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Однакооставлять их без внимания нельзя. Тренер должен проявить тонкий педагогическийтакт в общении со спортсменом. Не следует потакать капризам, так как этосоздает условия для их дальнейших проявлений, но и не надо пресекать их резко,поскольку это может привести к конфликтам; умение мягко корректировать капризыпомогает спортсмену сдерживать их, так как он их осознает.
Неустойчивость настроенияпроявляетсяв быстрой смене, неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурнуюрадость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окружающему.
Внутренняя раздражительность чащевсего выражается в мимике и пантомимике, но не проявляется в поведенческихактах.
Неприятные (иногда болезненные, нобыстро проходящие) ощущения в определенной мере являются оправданием спортсменав случае, когда он отказывается выполнять какие-то задания или неудачновыступает в соревнованиях. Жалобы на эти ощущения надо мягко, но неуклоннопресекать.
Появление этих признаков психическогонапряжения в наиболее нагрузочные периоды тренировки можно считать закономерным.Однако они должны насторожить всех, кто общается со спортсменом, и в первуюочередь тренера. Для нормализации психического состояния спортсмена необходимовыяснить причину повышенного напряжения, возможно, временно изменить задачитренировки и соревнований, целенаправленно организовать досуг, использоватьметоды психорегуляции.
Порочная стеничность. Ее признаки:нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость,повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.
Нарастающая, несдерживаемая, часто неадекватнаяраздражительность выражается в том, что спортсмен все более и более утрачиваетсамообладание, проявляет гневность, направляя ее на товарищей, на тренера, насовершенно случайных людей; какое-то время он еще пытается объяснить причинысвоего гнева, а затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызениесовести по этому поводу; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.
Эмоциональная неустойчивость приводитк резким колебаниям работоспособности, к еще более, чем на первой стадии,выраженной неустойчивости настроения. Даже мелкие жизненные коллизии вызываютповышенную возбудимость и неадекватные реакции. Повышенная возбудимость можетстабилизироваться.
Внутреннее беспокойство и напряженноеожидание неприятностей выражается в том, что спортсмен воспринимает какотклонение от нормы, как сигнал возможного неуспеха то, что казалось раньшеестественным, само собой разумеющимся.
У некоторых спортсменов стадияпорочной стеничности бывает настолько кратковременна и неярко выражена, чтоможно говорить о переходе первой стадии сразу в третью.
Астеничность. Ее признаки:общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах,высокая ранимость, сенситивность. На этой стадии психического перенапряженияставится под сомнение запланированный результат, возможность выигрыша даже услабых противников, предсоревновательные тренировочные результатыинтерпретируются в пессимистических, не предвещающих успеха тонах. Возможнопоявление страхов.
Общий депрессивный фон настроениявыражается в подавленности, угнетенности, заторможенности, ослаблениипроявления привычных желаний, отсутствии бодрости и жизнерадостности, снижениимотивации деятельности.
Тревожность выражается в нарушении внутреннегопсихического комфорта, переживании беспокойства или даже страха в ситуациях,ранее относительно безразличных для спортсмена.
Неуверенность в своих силах являетсяследствием возникновения мыслей о несоответствии своих возможностейпоставленной цели, что в крайних случаях приводит к отказу от достижения цели иуходу из спорта.
Высокая ранимость, сенситивностьвыражается в том, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшеенедоброжелательство в отношениях, на изменение режима тренировочных занятий,задач соревнований. Его могут раздражать резкие звуки, яркое освещение, жесткаяпостель и многое другое, чего раньше он не замечал. В этом случае нужендополнительный отдых, щадящий режим.
Знание признаков психическогоперенапряжения позволяет тренеру вносить коррективы в тренировочный процесссообразно с динамикой психических состояний спортсмена. Спортсмен, в своюочередь, должен понимать необходимость пережить это состояние, так как нередкотолько пройдя через него можно надеяться на улучшение спортивных результатов.
 
Вопрос 2.Психологические основы общения в спорте
Психологические особенностиспортивного коллектива. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает иподготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивнаякоманда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями,в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Общее понятие о спортивной командекак малой социальной группе и коллективе. Спортивная команда является разновидностью малыхсоциальных групп. Ей присущи все признаки, которыми в социальной психологиихарактеризуют малые группы. К таким признакам относятся: численность,автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность иструктурность Численность. Нижней границей малой группы является два человека,а верхняя не должна превышать 40 человек.
Работы социальных психологовпоказали, что наиболее устойчивыми и эффективными являются группы из 6—7человек. Их можно считать оптимальным для решения целевых задач.
Этим требованиям к численности малойгруппы удовлетворяют все спортивные команды. Так, в состав хоккейной командымастеров высшей лиги входит 30 человек: старший тренер, начальник команды, дваего помощника (тренеры), врач, массажист, игроки. Понятие «игроки» охватываетхоккеистов основного состава (четыре пятерки плюс два вратаря) и 3—5спортсменов из молодежной команды.
По правилам соревнований решениесоревновательной задачи осуществляется частью команды. Например, в хоккее,водном поло, баскетболе и футболе число полевых игроков равно соответственно 5,6, 7 и 11, что удовлетворяет критерию оптимальной численности малой группы.Таким образом, команда разбивается на оптимальные по численности подгруппы.
Автономность. Одной из основныхособенностей спортивной команды является ее сознательная обособленность отокружения, которая достигается благодаря существованию ограничений на числочленов, наличию специфических узкогрупповых целей, внутрикомандной системыценностей, правил, традиций, условностей и т. д.
Общегрупповая цель. Перед спортивнойкомандой, как всякой малой социальной группой, стоят четкие и определенныезадачи, на решение которых направлены усилия всех ее членов и тренеров испортсменов. В наиболее общей формулировке такой общекомандной целью являетсядостижение высоких личных и командных спортивных результатов. Е. П. Ильинуказывает на необходимость различать именно общность, а не одинаковость целидля всех членов команды. Одинаковость целей может порождать соперничество,противоборство, как, например, борьба за победу у участников одного старта, аобщность целей порождает взаимодействие, кооперацию, когда сотрудничествослужит основой внутригрупповых контактов.
Коллективизм. Высшей формой развитияспортивной команды, как всякой малой социальной группы, является коллектив. Вколлективе групповая деятельность определяется и опосредуется социальнозначимыми общественными ценностями. Поэтому коллектив советских спортсменовотличает не только стремление к новым более высоким спортивным достижениям, нои активное участие в общественной
Важнейшими особенностями внутреннейжизни советских спортивных коллективов являются: а) коммунистическаясознательность, идейная целеустремленность и политическая грамотность; б)действенная групповая эмоциональная идентификация, т. е. взаимноеинтерперсональное отождествление, когда члены команды эмоционально реагируют науспехи и неудачи своих товарищей; в) коллективистическоесамоопределение, т. е. принципиальное отношение членов команды к любым событиями информации, восприятие их через призму системы ценностей и целей группы,подчинение своих индивидуальных целей и желаний требованиям групповойдеятельности; г) высокая сплоченность, которая проявляется в единствемнений всех членов коллектива по наиболее важным аспектам жизнедеятельностикоманды. Такое «… ценностное единство является важнейшим фактором включенностигруппы в деятельность всей социальной системы, мерой действительнойколлективности данной социальной общности». Подлинная сплоченность группы имеетместо только при условии совмещения индивидуальных усилий отдельных членовгруппы и детерминированности этих усилий содержанием совместной деятельности.Для развития спортивной команды как коллектива особенно важно, чтобы совместныеусилия ее членов были подчинены высоким общественным идеалам. Успех спортивногоколлектива может быть достигнут лишь при условии подчинения личных иузкогрупповых интересов общественно значимым целям.
Дифференцированность и структурность. Взаимодействие в процессе решениястоящих перед командой задач порождает дифференциацию между ее членами как повыполняемым функциям и обязанностям, так ипо личным контактам, т. е. внутри одной команды возникают формальные(официальные) и неформальные (дружественные) группировки. Однако групповаядифференциация еще не создает структуру. Структуру создают связи и отношениямежду спортсменами и подгруппами спортсменов внутри команды.
Формальная структура спортивнойкоманды. В процессесовместной спортивной деятельности происходит дифференциация ролей и функциймежду членами команды и формирование определенной устойчивости систем деловыхотношений между спортсменами, выполняющими различные функции. Без «разделениятруда» и согласования, кооперирования различных функций групповая деятельностьне может быть успешной. Эту простую истину спортсмены иногда забывают, и нетолько по своей вине; во многом этому способствует соперник, разрушающийнаигранные связи. В этом случае каждый член команды стремится взять на себяведущую роль в атаке, защитники начинают играть «на отбой», забывая, что атаканачинается с их точного паса. И тогда о матчах футболистов, например, пишут,что на поле было 11 игроков, но не было команды. Чтобы такие ситуациивозникали как можно реже, права и обязанности каждого члена команды закрепляютсяв правилах, приказах, распоряжениях и других официальных документах, которыерегламентируют процессы взаимодействия спортсменов. В совокупности этидокументы определяют формальную (или официальную) структуру спортивной команды.
Формальная структура спортивнойкоманды разделяетсяна горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная структура отражаетраспределение ролей (амплуа) в команде. Например, команда гандболистов имеетследующую горизонтальную структуру: вратарь, правый и левый, полусредний, разыгрывающий,линейный, правый и левый крайний. Это игровые амплуа. В условиях тренировок исоревнований взаимоотношения спортсменов регламентируются их амплуа,определяющими частоту, плотность и характер контактов.
Вертикальная структура определяетсяналичием субординационных отношений внутри команды: начальник команды-старшийтренер--второй тренер —>-капитан команды-основные игроки —>-запасныеигроки. Вертикальная структура задает порядок соподчинения и зависимости.Нарушение вертикальной структуры имеет своим следствием снижение дисциплины,личной ответственности, качества выполнения спортсменами своих функций.
Психологические особенностидеятельности и личности тренера. Управление деятельностью и поведением спортсменов на уровнеформальной структуры осуществляет тренер. Он является тем человеком, в рукахкоторого сосредоточено официальное руководство спортивным коллективом.Деятельность тренера как официального руководителя команды довольномногогранна. Анализ этой деятельности позволяет выделить следующие основныефункции тренера.
Информационная функция. Тренер выступает перед спортсменамикак специалист, источник необходимых знаний по спорту и смежным дисциплинам. Всвязи с этим он должен обладать большим запасом знаний по истории спорта,теории и методике спортивной тренировки и т. д. Очень важно, чтобы знаниятренера постоянно обновлялись и не отставали от современного уровня развитияспортивной науки.
Обучающая функция. Тренер осуществляетцеленаправленный педагогический процесс. Под руководством тренера спортсменысовершенствуют свои двигательные навыки, умения и физические качества,разучивают технико-тактические комбинации.
По сравнению с другимипедагогическими профессиями деятельность тренера осложняется тем, что ему частоприходится обучать спортсменов таким действиям, которые они сами в настоящиймомент не в состоянии выполнить на требуемом уровне.
Воспитательная функция. Тренер оказывает целенаправленноевлияние на развитие личности спортсменов, формирование у них высокойсознательности и патриотизма. В связи с этим очень важно, чтобы тренер самобладал социально-положительными чертами. Ведь воспитание в значительной мерепроисходит стихийно, в силу подражания учеников своему воспитателю. Как писалК. Д. Ушинский, «… главнейшее всегда будет зависеть от личностинепосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияниеличности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которуюнельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказанийи поощрений»*.
Руководящая функция. Эта функция является центральной втренерской работе. В ней наиболее полно выражаются профессионализм и мастерствотренера. Как руководитель команды тренер несет ответственность за всю еевнутреннюю жизнь, от формирования до достижения высоких спортивных результатов.
Административная функция. Тренер выполняет рядадминистративно-хозяйственных обязанностей: организовывает сборы исоревнования, арендует помещения и спортивные сооружения, снабжает спортсменовинвентарем, спортивной формой и т. п.
В процессе многолетней работы укаждого тренера формируется индивидуальный стиль руководства командой и общениясо спортсменами. Принято выделять три основных типа руководства: авторитарный,демократический и либеральный.
Авторитарный, или директивный, стильработы тренера характеризуется высокой централизацией руководства, полным единоначалием,большой требовательностью, жестким контролем, стремлением оставить за собойправо принимать решения. Все руководящие указания авторитарный тренер облекаетв форму приказов, ультимативных требований и распоряжений. Малейшие отклоненияот его указаний вызывают гнев, возмущение и следующие за ними жесткие административныесанкции: выговоры, взыскания, лишения льгот и т. п. Авторитарный тренер стремитсяк абсолютной власти, только за собой он признает право на самостоятельноемнение, от спортсменов требует исполнительности и подчинения, любое проявлениесамостоятельности и инициативы рассматривает как грубое нарушение субординациии дисциплины. Такой тренер не любит самостоятельных спортсменов, не уживается сними, с симпатией относится к тем, кто ему ни в чем не перечит и поддерживаетвсе его предложения.
Авторитарный стиль руководствавстречается довольно часто, особенно в женских спортивных командах.
Демократический, или коллегиальныйстиль руководства характеризуется распределением полномочий и функций междутренером, его помощниками и спортсменами, опорой на общественные организации,объективностью и справедливостью, чутким, внимательным отношением кспортсменам.
Коллегиальный руководитель стараетсятак управлять командой, чтобы каждый спортсмен чувствовал себя активнымучастником общего дела, проявлял самостоятельность и инициативу. В своихрешениях он часто ориентируется на мнение команды, считается с пожеланиямиспортсменов (например, при составлении плана тренировок, выборе тактическогорешения, формировании команды и т. п.). Мнения и желания спортсменов егодействительно интересуют, и поэтому спортсмены чувствует себя с ним свободно,охотно общаются, доверяют свои личные заботы и проблемы. Тренер сдемократическим стилем руководства всегда хорошо осведомлен о внутренней жизникоманды, знает все основные заботы и тревоги своих воспитанников. Мягкость,тактичность и коллегиальность—вот главные достоинства тренера такого стиляруководства.
Либеральный, или попустительский,стиль руководства отличается незначительным участием тренера в управлениикомандой. Такой тренер старается как можно меньше вмешиваться в ее дела,предоставляет спортсменам слишком большую свободу действий и поведения.Контроль за деятельностью спортсменов он осуществляет эпизодически,непоследователен в своих требованиях, основной своей функцией считает снабжениеспортсменов информацией и советами, но и это делает преимущественно в техслучаях, когда спортсмены сами обращаются к нему за помощью и какими-либосведениями. Его замечания, порицания, похвала в большинстве случаев носятформальный характер; любые объяснения по поводу невыполненных заданий илинарушений дисциплины он принимает на веру, без критического к ним отношения. Вкоманде, которой руководит либеральный тренер, спортсмены в основномпредоставлены сами себе. Поэтому ожидать высоких результатов можно только оточень самостоятельных и волевых спортсменов.
В спорте редко встречаются тренеры,деятельность которых характеризуется одним определенным стилем управлениякомандой. Обычно в работе каждого тренера просматриваются все три стиляруководства, но интенсивность и частота их применения у разных тренеровразлична. Устойчивое сочетание стилей руководства определяет индивидуальныйстиль работы тренера.
Неформальная структура спортивнойкоманды. Если членыкоманды взаимодействуют только на основе формальных предписаний,согласованность их действий будет минимальна. Настоящее взаимодействиевозникает лишь в том случае, когда официальные связи между спортсменаминаполняются эмоциональным личностным содержанием, т. е. становятся субъективнозначимыми, иными словами, когда над формальной системой отношенийнадстраивается другая, неформальная система связей, характер отношенийпредписывается формальной структурой, однако все отношения, в том числе иделовые, протекают как личностные реакции.
Исследования, проведенные в разныхвидах спорта со спортсменами разной квалификации, показали, что с ростомспортивного мастерства происходит конвергенция, сближение обеих структур придоминирующей роли формальной структуры. Чем более зрелой и развитой становитсяспортивная команда, тем более значительную роль приобретает формальнаяструктура и тем большее влияние она оказывает на неформальное межличностноеобщение.
Неформальная структура команды, как иформальная, делится на горизонтальную и вертикальную. По горизонталинеформальная структура команды распадается на две подструктуры: деловую и эмоциональную.
Деловая подструктура возникает врезультате кооперативно-деятельностной интеграции спортсменов. Она взначительной степени определяется внешними целями команды и закономерноменяется вместе с ними (например, при переходе от подготовительного периода ксоревновательному).
Эмоциональная подструктура отражаетнепосредственные аффективные связи (симпатии, антипатии и безразличия) междучленами команды. Она как бы дополняет деловую подструктуру, сглаживаядезинтегративные тенденции, являющиеся следствием функционального расслоения(каждый спортсмен отвечает за отдельный порученный ему участок). Эмоциональныеотношения неизбежно возникают в любой команде как результат взаимных оценокповедения и поступков в процессе взаимодействия.
Выделение деловой и эмоциональнойподструктур носит условный характер. В спорте эмоциональные отношенияформируются в процессе совместной деятельности, в зависимости от того,насколько успешно выполняются общекомандные цели. Кроме того, в связи с высокойзначимостью для спортсменов успешности спортивной деятельности деловыеотношения между ними всегда сопровождаются сильными эмоциями, способствуютактивному формированию субъективности в их межличностных отношениях.
Вертикальная организация неформальнойструктуры команды отражает характер распределения отношений руководства иподчинения между спортсменами. Каждый спортсмен имеет в команде определенныйранг, соответствующий его статусу власти: чем выше ранг спортсмена, тем большейвластью и авторитетом он пользуется внутри команды. Следовательно, вертикальнаяорганизация может рассматриваться как ранговая зависимость между спортсменами внеформальной иерархии команды.
Проблема лидерства в спорте.Максимальный ранг в неформальной иерархии команды определяет статус ее лидера.Естественно, лидер располагает в команде наибольшей властью и авторитетом, чтопозволяет ему осуществлять руководство командой, аналогичное тому, котороеосуществляет тренер. Разница заключается в том, что тренер является лидером вформальной структуре команды и в своей руководящей деятельности пользуетсяофициальными санкциями: поощрениями, взысканиями, материальными стимулами и т.п.; лидер же обладает неформальной властью, он не вправе использоватьофициальный аппарат власти, его власть опирается на нормы, ритуалы, неписаныеправила и традиции команды. Кроме того, тренер может эффективно выполнять своифункции только в условиях учебно-тренировочного сбора, где его властьпрактически неограничена. На соревнованиях тренер не может непосредственновмешиваться в деятельность спортсменов, и поэтому его возможность руководитькомандой резко уменьшается. В это время управление командой почти полностьюпереходит к лидеру. Именно он должен организовать команду для реализациинамеченных тактических замыслов, направить ее усилия на достижение победы.
Анализ руководящих действий лидерапозволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства:организационную, информационную и воспитательную.
Организационная функция заключается ввыработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членовкоманды для достижения поставленных целей. В игровой ситуации эта функцияпроявляется главным образом в указаниях, направляющих, ускоряющих илизакрепляющих определенные действия товарищей по команде: «Бросок!», «Блок!»,«Стоять!», «Быстрей!», «На меня!» и т. п. Часто лидер сознательно временноуступает свои функции одному из спортсменов, находящемуся в более благоприятныхусловиях, или принуждает, навязывает своим партнерам определенные действия.Этими способами лидер организует и направляет усилия членов команды наосуществление тактической комбинации.
Информационная функция предполагает,что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщаетспортсменам информацию о текущих задачах команды, способах их решения,распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках и т. п. В игровойситуации эта функция сводится к налаживанию и поддержанию на оптимальном уровнеобмена информацией между спортсменами исходя из тактического замысла ивыполняемой комбинации. Лидер сообщает сведения о заменах и перемещениях всвоей команде и в команде соперников, информирует о времени, текущем счете,ожидаемых действиях противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» ит. п.
Воспитательная функция предполагаетусилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личнойответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности,собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения.Эта функция осуществляется лидером главным образом не на соревнованиях, а вусловиях тренировочных занятий и отдыха. В соревновательной обстановкевоспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Правильно!»,«Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т. п. Их содержание иэмоциональная окраска служат эффективным средством закрепления правильных формспортивного поведения и устранения ошибок. Интенсивность использованиялидерских функций в значительной степени зависит от характера задач, стоящихперед командой, складывающейся спортивной ситуации и напряженностидеятельности. Существует, по-видимому, соответствие между степенью успешностидеятельности команды в напряженной ситуации и интенсивностью осуществлениялидерских функций.
Интенсивность использования различныхлидерских функций (организационной, информационной и воспитательной) зависит оттипа лидера и главным образом от того, в какой подструктуре (деловой илиэмоциональной) он является лидером. Спортсмен, имеющий максимальный статусныйранг в деловой подструктуре, является деловым лидером команды, вэмоциональной—эмоциональным. Таким образом, в каждой команде имеется по крайнеймере два лидера: деловой и эмоциональный.
Деловой лидер ориентирован наспортивные достижения, заботится о совершенствовании мастерства спортсменов,выступает инициатором в поисках более эффективных и современных методов
Эмоциональный лидер ориентирован намежличностные отношения в команде, поддержание благоприятного психологическогоклимата, профилактику межличностных конфликтов, воспитание у спортсменоввысоких нравственных и патриотических чувств.
В действительности разделение наделовых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерскиефункции выполняет один спортсмен. Причем такое совмещение наблюдается тем чаще,чем выше ранг спортивной команды. Специалисты объясняют это влиянием уровнятребований на концентрацию власти в команде. Чем выше требования к результату ичем напряженнее спортивная деятельность, тем выше должна быть концентрациявласти. Спортивная команда функционирует эффективнее, если распределение властив команде соответствует характеру спортивной деятельности. Когда командаориентирована просто на участие в соревнованиях, а не на определенныйрезультат, более эффективным является распределенное лидерство, а когда командаориентирована на достижение высоких результатов—интеграция лидерства. Поэтомупри ориентации спортивной команды на рекорды (ведомственные, мировые,олимпийские и др.) она функционирует более эффективно, если лидерские функциисовмещены. Когда в команде имеется несколько лидеров, между ними может,возникнуть соперничество за абсолютное лидерство. В этом случае, они сами немогут успешно выступать в одной команде и вызывают раскол ее на конкурирующиегруппировки, что, конечно, отрицательно сказывается на спортивных достиженияхкоманды.

Списоклитературы
1.  Психология: Учебн. для ин-тов физ.Культ./Под ред. В. М. Мельникова.- М.: физкультура и спорт, 1987.
2.  История психологии / М. Г. Ярошенко — М.: Мысль. 1976.
3.  Психология Словарь справочник / М. И.Дьченко, Л. А. Кандыбович — Мн.: Хэлсон. 1998.
4.  Основы психологии / Л. Д. Столяренко– Ростов – на Дону. 1997.
5.  Психология / Р. С. Немов. М: 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.