Содержание
1. Психология личностинесовершеннолетнего правонарушителя
1.1 Антиобщественное поведениемалолетних
1.2 Мотивации и сдвиги в мотивации
2. Особенностимотивационно-потребностной сферы личности
малолетнего правонарушителя
2.1 Основные формы общениянесовершеннолетних
правонарушителей
2.2 Классификация малолетних преступников
Литература
1. Психология личностинесовершеннолетнего правонарушителя
Социальнаядетерминация поведения личности носит сложный характер. С одной стороны, наличность влияют (и ее формируют) объективные отношения, в которые включаетсячеловек и которые определяют егосубъективное отношение к окружающему, выражающеесяв его стремлениях, склонностях и т.п. Социальный статус и выполняемые личностьюсоциальные роли определяют ее место в обществе. Но так как эти функциималолетних, как и несовершеннолетних в целом, по существу, лишь декларируются вофициальных программах и документах, а на самом деле их социальные роли, мягкоговоря, занижены, то противоречия здесь налицо, а значит, имеются и причинныеявления несогласия, которое может быть выражено в противоправной форме.Известно, что одна и та же социальнаясреда формирует разные человеческие личности. Формирование личности малолетнегос противоправными установками происходит при активном восприятии ею негативныхявлений социальной среды, которая накладывает отпечаток на потребностичеловека, его интересы, мотивы, цели, эмоции и волю. В конечном счете, личностьприобретает отклоняющуюся направленность поведения в виде определенной системыотношений к обществу, социальным и другим нормам.
С другойстороны, важнейшими свойствами человека являются его способность избирательнореагировать на внешние воздействия, преобразовывать их, выступать субъектомсоциальных процессов. Исследования психологов показывают, что даже специальнонаправленные на личность воспитательные и другие воздействия могут бытьэффективными, только если они опосредуются самой личностью. Особенностьюличности малолетних является результат преломления в их сознании сложнойсистемы общественных отношений, в рамках которой проходит их жизнедеятельность.
Длябольшинства психологических подходов характерно, прежде всего, рассмотрениеличности правонарушителя в качестве социального типа, обладающегоопределенной общественной опасностью, реализуемой в криминогенной ситуациисовершением преступления. Общественная опасность личности выявляется в процессе ее социальнойдеятельности. Антиобщественное поведение, как и общественно приемлемое,реализуется в пределах физических и психических возможностей человека. Однакоотличие состоит не в специфических физических и психических возможностяхсубъекта, а в мотивации поведения.
Сталкиваясьс многочисленными случаями антиобщественного поведения малолетних и стремясьобъяснить побудительные мотивы такой активности, криминологи, психологи ипедагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом, прежде всего,возрастных особенностей ее участников. «Кривая возраста» — одна из самыхустойчивых в характеристике преступности и занимает особое место в психологиинесовершеннолетних. Это определяется не только связью наступления уголовнойответственности с достижением определенного возраста, но и существованиемвозрастных этапов нравственного формирования личности и, главное, тем, что длякаждого возрастного периода онтогенеза характерен «свой», набор потребностей,интересов, мотивов, ценностных ориентации.
1.1Антиобщественное поведение малолетних
Антиобщественноеповедение характерно как относительно распространенное явление для малолетних.Основой проведенных исследований этого поведения являлись различные периодывозрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологическивыверенные представления о специфике каждого возрастного этапа. В рамках даннойконцептуальной схемы личность малолетнего целесообразно рассматриватьприменительно к сферам социального функционирования — двух основных группведущих типов деятельности, замыкающих на себе криминогенно значимыеособенности потребностей, интересов, элементов мотивов и ориентации—деятельности, обеспечивающей развитие мотивационно-потребностнойсферы, т.е. деятельности в системе интимно-личностного общения, и деятельности,обеспечивающей преимущественное формирование у малолетнихоперационно-технических возможностей, т.е. в учебной деятельности.
При исследовании личности малолетнего,допускающего антиобщественное поведение, весьма важен анализ личности вовзаимодействии с социальной средой, таккак преступное поведение рождает не сама по себе среда или личность, а именноих взаимодействие. При этом надо учитывать то обстоятельство, что личностьмалолетнего, допускающегоантиобщественное поведение, не просто отражает определенные внешние условия, нои является одной из сторон этого взаимодействия. Длительное время ведутся споры о том, какие факторыявляются ведущими в формировании противоправного поведения: унаследованные неблагоприятные задатки илиотрицательное влияние социума.
Малолетние,становящиеся впоследствии правонарушителями, уже при поступлении в школу в силуобъективных обстоятельств имеют более низкие «стартовые» возможности, нежелиподростки контрольной группы. Разрыв между системой внешних требований(ожиданий), связанных с учебой, с одной стороны, и объективными возможностями испособностями таких детей обеспечить соответствующий уровень учебнойдеятельности — с другой, образует конфликтную ситуацию, которая может проявлятьдлящийся характер, глубоко переживаться иявляется нередко причиной состояний, могущих привести к общественноотрицательным формам поведения.
Придлительном сохранении аффективного состояния вызванные им формы поведения усваиваютсяребенком и становятся устойчивыми качествами личности, затем в процессеповторения они закрепляются в виде первичных форм поведения. В дальнейшемребенок начинает оправдывать эти отрицательные формы поведения и даже относитсяк ним положительно, в результате чего они становятся устойчивыми качествамиличности.
Кадровыйкризис сегодняшних школ, связанный в первую очередь с состоянием нашейэкономики, отсутствием должного финансирования и многих других составляющих,приводит к тому, что нейтрализовать криминогенное влияние вышеперечисленныхфакторов не всегда представляется возможным, хотя возраст малолетних весьмагибок с точки зрения коррекции.
Отрицательноеотношение к учебе малолетних, допускающих антиобщественное поведение,, объясняется, во-первых, отставанием напредыдущих ступенях школы, во-вторых, ленью, в-третьих, личнойнеорганизованностью. Также следует заметить и развивающуюся в последние годыумственную акселерацию малолетних, которой способствуют современные школьныепрограммы ускоренного обучения, абстрактного восприятия теоретических знаний,не ставящие, однако, задачи формирования личностного начала, не ориентированныена воспитание способности человека к самостоятельным и ответственным решениям ипоступкам, умение правильно выбрать ценностные ориентации. В основеантиобщественного поведения малолетних лежит низкая степень социализированноститого или иного человека, разрушенностьили угнетенность «первичных ценностных систем, которые служат ориентирамиповедения.
1.2Мотивации и сдвиги в мотивации
Умалолетних довольно низок вес мотива, связанного с общественно значимымицелями. Это объясняется тем, что в этом возрасте широкие социальные мотивы, невыходящие за рамки самого учебного процесса и связанные с ними жизненными отношениями, в которые малолетний вступитблагодаря учению впоследствии, еще недостаточно четко осознаются и в силу этогоне являются практически действенными. Возрастающее у малолетних стремление ксамостоятельности, независимости в связи с появлением первых чувств взрослостивызывает у них острую потребность в самоутверждении в коллективе, повышениисвоего престижа. В основе наиболее распространенных форм антиобщественногоповедения малолетних (хулиганство, воровство, токсикомания, насилие, унижениедостоинства личности) лежит удовлетворение потребности личности всамоутверждении и самореализации. Такой способ решения противоречийвзаимоотношения малолетних и среды возникает в тех случаях, когда ведущие видыдеятельности не дают возможности формировать необходимые для развития личностиспособности, знания, навыки. В результате стремление малолетнегосамоутвердиться вне социально значимой самореализации (например, успех в учебе)приводит к неадекватным формам включения в социальную практику. Потребностьдетерминирует деятельность и тем самым непосредственно воздействует насоциальное качество личности.
Другимисловами, потребность в самоутверждении определяет ведущие мотивы поведениямалолетних.
Дляпсихологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что успеваемостьво многом определяет поведение малолетних. Данные многих исследований говорят отом, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе,низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательнымотношением к себе и заниженной самооценкой. Это особенно характерно для детей,живущих в неблагоприятных жизненных условиях, детей, которые учатся хуже своихвозможностей, бросают школу, наконец, для тех из них, кто становится малолетнимправонарушителем.
Этиположения подтверждаются и проведенными исследованиями, которыеэкспериментально доказывают значение потребности в престиже для малолетнего ивлияние возрастных изменений на ее формирование. Существует закономерностьроста потребности в повышении престижа в зависимости от возраста по сравнению сдругими потребностями. Если темп роста потребности в повышении социальногостатуса в 3—4-х классах незначителен и втечение одного года составляет 4%, то в пределах переходного возраста, в 4—5-х классах, — 18,7% (табл. 5.2).
Исследованияпоказывают, что у малолетних, допускающих антиобщественное поведение,потребность престижа теряет свой истинный предмет, меняет свою направленность иперерастает в более низкую разновидность формы потребности самоутверждения,когда индивид удовлетворяется тем, что становится предметом внимания другихлюдей, на что указывает высокая доля мотива самоутверждения в коллективеправонарушителей (47%).
Существеннаяразница между малолетними, допускающими антиобщественное поведение, изаконопослушными детьми — в средствах самоутверждения.
Преждевсего, обращает на себя внимание резко сниженный удельный вес мотивации,заложенной в самом процессе учебной деятельности. Малолетних, допускающихантиобщественное поведение, не побуждает учиться сам процесс приобретениязнаний, поэтому для них, гораздо меньше значима степень усвоения учебногоматериала. Вместе с тем низкая результативность учебного труда, неблагоприятноеположение в классном коллективе порождают у малолетних, переходящих на путьправонарушений, реактивные переживания, связанные с их неблагополучным статусом. Потребность в социальном статусе впереходном возрасте постоянно развивается.Малолетнему доставляет удовольствие сознавать, что окружающие признают его какличность. Переход от детства к состоянию взрослого человека проявляется впотребности быть самостоятельным и свободным.
Сегодняобращает на себя внимание следующая тенденция: до переходного возраста гораздобольшее количество учеников хотят быть старше, чем есть. Так, 64%третьеклассников хотят быть старше, а из шестиклассников такое желание только у32%. То есть в переходном возрасте с меньшей силой проявляется потребность бытьстарше, чем в период детства. В действительности мы имеем дело с двумя разнымитенденциями. Потребность быть взрослым меняет свой характер в переходномвозрасте. Ребенок хочет быть старше по возрасту для того, чтобы быть сильным,подчинить своей власти других. В переходном возрасте содержание этойпотребности меняется по существу: малолетний стремится иметь социальную ценность,с ним должны считаться, и он должен быть признан в той социальной группе, вкоторой живет. Потребность такого рода настолько сильна, что значениефизической силы отходит на второй план.
Примернов 9—10 лет у ребенка постепенно развиваетсявнутренняя вера, что он представляет более весомую социальную ценность, чемпризнают старшие, и что эта социальная весомость соответствует его физическим иинтеллектуальным данным. Содержанием потребности быть взрослым является нежелание быстрее' стать «большим», а уверенность в том, что он уже взрослый.Жизненную трудность малолетнему создает то обстоятельство, что другие не видяти не признают его взрослым. Этим объясняется то явление,что у ребенка желание выглядеть более взрослым гораздо сильнее, чем в переходном возрасте.
Впереходном возрасте малолетнего беспокоитне тот факт, что ему не позволяют поступить определенным образом в данный момент, а то, что он зависит от других и выборпоступка, который он должен сделать,делают другие. Малолетний стремится к независимости и свободе; только внезависимых поступках ощущает свою личность.
Врезультате малолетний иногда отказывается даже от такого поступка, которого онвсей душой желает, только из-за того, что взрослые указывают ему на возможностьтак поступить. И малолетний поступает иначе против собственного желания. Этоттак называемый негативизм выявляется иногда и в поступках, приводящих ксоциально нежелаемым результатам. Такой негативный поступок малолетнийсовершает потому, что хочет ощутить себя независимым, что выбор поступка им сделан самим.
Экспериментальнодоказывается закономерность развития потребности к свободе и независимости впереходном возрасте следующим исследованием. Из шести предложенных суждений(одно из них придавало особую значимость свободе и независимости личности,другое — факту зависимости от другогочеловека, хотя от этого можно было получить определенную выгоду) испытуемыйдолжен был выделить то, которое больше отвечало его характеру и стремлению.
Какпоказали результаты, выбор суждений, которые придавали особую значимостьпотребности независимости и свободы, рос быстрым темпом в переходном возрасте.Из учащихся 4-го класса 12% выбралисуждения, которые указывают на стремление к свободе и независимости, тогда как из такого же числа шестиклассникованалогичный выбор сделали 78%.
Ярковыраженный перелом в темпе роста потребности к свободе и независимостиотмечается между 4-м и 5-м классами. Количественные данные показывают, что ростпотребности в свободе и независимости в 5-м классе на 5,5% больше, чем в 4-мклассе.
Потребностьбыть взрослым в переходном возрасте, приобретая социальное содержание, играет решающее значение в определениинаправления активности малолетнего. Эта потребность дифференцируется в формахсоциального статуса ив потребностисвободы и независимости; малолетний стремится к удовлетворению этой потребностив любом поступке.
Результатыизучения специфики потребности в свободе и независимости у малолетнихправонарушителей дают возможность заключить, что потребность в свободе и самостоятельностивыражена сильнее, чем у законопослушных малолетних того же возраста и чем унарушителей в возрасте 16—17 лет. Также можно сделать вывод, что малолетнийособую ценность придает свободе и самостоятельности. 80% малолетних,допускающих антиобщественное поведение, выбирают ситуации, где ярко выраженапотребность в свободе исамостоятельности.
Особообращает на себя внимание тот факт, что еслипотребность в свободе и самостоятельности у малолетних с отклоняющимсяповедением наступает в возрасте 12—13 лет, то у законопослушных детей — в 17—18 лет, т.е. у изучаемого нами возрастанесовершеннолетних наблюдается преждевременное созревание этой потребности,причем она развита сильнее, чем у законопослушных малолетних. Если у учениковобщеобразовательной школы потребность в свободе и самостоятельности в переходном возрасте растет быстрым темпом и достигаетмаксимума уже в 15 лет, то у малолетних правонарушителей эта потребность не испытывает возрастных изменений идостигает максимума к 12—13 годам.
Такимобразом, малолетние, допускающие антиобщественное поведение, характеризуются искаженной,сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Это один из факторов, определяющихантиобщественное поведение.
Причины,приводящие к сдвигам в мотивации, могут бытьзаложены как в воспитательном воздействиимикросреды, так и в самом процессе учебной деятельности. Поскольку единствужизни соответствует единствомотивационной сферы личности, поэтому мотивы не могут развиваться поизолированным, не связанным друг с другом линиям. Речь должна идти о задачахвоспитания мотивов учения в связи с развитием жизни, с развитием содержаниядействительных жизненных отношений ребенка. То есть с включением ребенка всистему школьного воспитания в процесс учебно-познавательной деятельностипоявляются оптимальные предпосылки переключения его интересов в область полезныхдля нравственного развития дел. Создается возможность воспитания нравственногоиммунитета против неблагоприятных внешнихвоздействий. Другими словами, коррекция личности, в том числе и еемотивационной сферы, должна проходить присоответствующей коррекции среды.
Другаягруппа причин, приводящая к сдвигам в мотивации учения, заложена в самомпроцессе учения с его динамическими изменениями входе этого процесса (длительность и устойчивость неудач в процессе учебныхзанятий, уровень колебания в удачах и неудачах).Влияя на уровень самооценки, направленность интересов, избирательностьотношения к различным видам учебной деятельности, они, в конечном счете,приводят к отрицательным сдвигам в мотивации. По мере ускорения утраты интересак
учебеэтот фактор по принципу обратной, связиоказывает все большее влияние на избирательность ихарактер действий малолетнего. Отклонение от нормальных процессов формированияличности чревато возможностью переключения ее на социально-негативные видыдеятельности. Значимость обнаруженных сдвигов в механизме противоправногоповедения позволяет сделать вывод о необходимости концентрации, внимания уже на уровне малолетних на работепо изменению мотивации учебной деятельности.В конечном итоге должно быть достигнуто изменение к ведущей деятельности и, какследствие, повышение ее результативности, превращение ее в побудительную силуповедения.
2.Особенности мотивационно-потребностной сферы личности малолетнегоправонарушителя
Визучении личности малолетних, допускающихантиобщественное поведение, принятой программной методической посылкой являетсявыделение особенностей, отличающихправонарушителей от сверстников с устойчиво положительным поведением. Однакореализация этого положения во многих конкретных психологическихисследованиях приняла несколько односторонний характер. Поиск отличий идет,прежде всего, всоциально-демографической, культурно-образовательной и в меньшей степени — вхарактерологической сфере. Уделяется внимание также системе потребностей,интересов, ценностных ориентации,мотивов, но как бы взятых у изолированного малолетнего или совокупностиизолированных малолетних для получения типичных характеристик.
Вместе стем для характеристики личности малолетнего, допускающего антиобщественноеповедение, особую значимость имеет тщательное изучение сферы его общения,которая тесно связана со становлением мотивационно-потребностной сферыличности.
Такимобразом, особенности социализации личности малолетнего, допускающегоантиобщественное поведение, в конкретный период влияют на возникновение ипротекание подросткового кризиса. Кроме того, этот возраст выступаетпереходным периодом, который может закончиться его разрушением или, наоборот,укреплением и дальнейшим развитием.
2.1Основные формы общения несовершеннолетних правонарушителей
Длятого, чтобы определить предмет и методику изучения личности малолетнего под данным углом зрения, необходимо выделить основные формы общения. К числутаких можно отнести:
а) взаимодействиемалолетних в процессе учебной деятельности (в ходе учебной деятельностималолетний удовлетворяет свою потребность в общении в двух направлениях: впроцессе общения в классном и школьном коллективах и в процессе общения спедагогами);
б) взаимодействиемалолетних в практике их поведения во внеучебное время (во внеучебное времяобщение происходит в основном по трем направлениям: в семье, в группахсвободного общения и в группахорганизованного общения — различные секции, кружкии т.д.).
При этомс интересами в сфере учебной деятельности структура общения связана какпрямыми, так и обратными связями. Общение находится в зависимости от иерархииуспеваемости, углубления негативного отношения к учебе. С другой стороны,процесс углубления негативного отношенияболее интенсивно идет под давлением системы ценностей «своей» микросреды.Представляется, что определенные отклонения и, следовательно, источникикриминогенного влияния могут быть обнаружены у малолетних в любой из сферобщения. Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что значимость каждой сферыобщения на различных возрастных этапах формирования личности неодинакова, вчастности, этот возраст характеризуется заметным снижением уровняобщения школьников в семье.
На этапепервичной и промежуточной социализации, охватывающей детство и подростковыйпериод, направляющая и ведущая роль принадлежит воздействию среды, точнееговоря, микросреды — семьи и ближайшего окружения.
Сувеличением возраста ребенка влияние семьи, как показывают проведенные намиисследования, заметно уменьшается. Далее срабатывает одна из следующихтенденций: происходит усиление влияния со стороны школы либо неформальнойгруппы сверстников, т.е. повышается значимость взаимоотношений с товарищами. Умалолетних, допускающих антиобщественное поведение, имеет место нарушениенормального соотношения сфер общения, которое заключается в доминирующей ролисферы свободного общения. Это объясняется прежде всего неблагоприятнойпсихологической атмосферой в семьях этих несовершеннолетних (проведенныеисследования показывают, что неблагоприятную обстановку в семье имеют 72%малолетних, допускающих антиобщественное поведение), что затрудняет социальнополезное общение ребенка и создает у него чувствонеудовлетворенности общением в семье.
Малолетние,допускающие антиобщественное поведение, в большинстве случаев вовлечены всистему неблагоприятных обстоятельств длящегося действия. Неблагоприятнаяобстановка в семье с раннего детства формирует у них отрицательные качества,которые впоследствии затрудняют их вхождение в формальные коллективы. Состояниепсихологической изоляции в классном коллективе (по нашим данным, от 75 до 91,2%трудновоспитуемых малолетних находились в коллективе класса в/изолированномположении), неудовлетворенность общением в семье, невысокая вовлеченность вгруппы организованного общения применительно к проведению досуга (порезультатам нашего исследования, до 80% малолетних, допускающихантиобщественное поведение, не вовлекались в организованные формы досуга),способствуют формированию у малолетних комплекса неудовлетворенных социальныхпотребностей, компенсация которого в силу психологического отторжениямалолетнего от формальных групп возможна только в сфере свободного общения.
Бесспорно,сама по себе доминирующая роль сферы свободного общения не влечет снеизбежностью формирования асоциальных отношений. Но вероятность возникновениятаковых гораздо выше у тех школьников, которые испытывают неудовлетворенностьобщением в других сферах. Это обстоятельство объясняется, по всей вероятности,не только наличием неудовлетворенности, поскольку компенсация ее можетосуществляться по целому ряду направлений, но и наличием личностных деформаций,являющихся результатом предшествующего этапа развития, которые существенноосложняют выбор направления компенсации. Причем взаимодействие (подкрепление)этих факторов влечет их дальнейшее прогрессирующее развитие. Оно реализуется вобщении с малолетними с асоциальной направленностью, не предъявляющими высокихтребований к нравственному и интеллектуальному потенциалу лиц, вступающих вконтакт, что дает возможность малолетним обрести эмоциональное благополучие иудовлетворить свою потребность в самоутверждении. К 11—12 годам у малолетних, не занятых общественно полезнойдеятельностью или не удовлетворенных своей позицией в ней, центрорганизаторской активности перемещается в сферу неформальных отношений.
Повышенныйудельный вес внеучебных интересов вструктуре интересов малолетних, допускающих антиобщественное поведение,объясняется негативным отношением этой категории несовершеннолетних к учебнойдеятельности и смещением ведущего вида деятельности от учебной в сторонусуррогатных видов деятельности.
Применительнок контингенту правонарушителей при распределении предметов по степенизначимости первое место занимают предметы, не требующие большого умственногонапряжения. В частности, на первое место у них и их друзей смещен такойпредмет, как физкультура. Преобладание интересов, связанных с развлечениями ифизическими занятиями, отмечается и у молодых преступников. Узость и односторонность интересов ипотребностей характеризует и отношение правонарушителей к труду. Снесформированностью интереса к трудовой деятельности связано смещение напоследнее место для малолетних, допускающих антиобщественное поведение, и ихдрузей такого предмета, как труд. Несформированность интереса к трудовойдеятельности констатируется и у малолетних нарушителей по отношению квнеучебному времени. В частности, среди малолетних нарушителей только 6—8% имели постоянные обязанности по дому, тогдакак в контрольной группе таких малолетних — 51%.
Дляуточнения вопроса о характере и объеме общения имеют существенное значениеданные о «каналах» накопления интеллектуального потенциала во внеучебное время.Обобщение полученных результатов позволило сделать вывод, что у малолетнихнарушителей, во-первых, существенно сужен круг источников, фактическииспользуемых для получения культурно-эстетической информации, во-вторых,несколько искажена их ранжировка по значимости для малолетнего. Для малолетних,допускающих антиобщественное поведение, весьма характерно слабое использованиетаких «каналов», как книги и театр.
Малолетние,допускающие антиобщественное поведение, предпочитают развлекательные формыпроведения досуга, не требующие серьезной интеллектуальной нагрузки. Вполнеувязываются с приведенными данными одеформации интересов обобщенные результаты общения малолетних нарушителей всфере общественной деятельности. Только6% этих детей принимали участие в общественной жизни класса, школы. Хотя совсемнегативно и категорично к общественной работе, каким-то общественнымпоручениям, высказались только 14% малолетних.
Внастоящее время малолетние не спешат создавать близкие и доверительныеотношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему необязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общениисохраняется, не находя своего удовлетворения. Наличие друзей, у которых общаядеформация личности зафиксирована по тем же направлениям, что и у малолетних,допускающих антиобщественное поведение, существенно сужает поток получаемой имипозитивной информации, способствует более углубленному развитию уже имеющихсяличностных деформаций и появлению новых, затрудняет возможность коррекцииличности этих малолетних по линии семьи и школы.
Усовременного малолетнего затруднено формирование таких ценностных ориентаций,которые способствовали бы его безболезненному вхождению в системусоциально-экономических отношений. Причиной тому служит изменившаясясоциально-экономическая ситуация. В системе сформированных потребностей умалолетних нарушителей слабо выраженными оказались необходимые для социальнойадаптации потребности в учебной и трудовой деятельности, положительном контактесо сверстниками, авторитете и уважении окружающих. Не выявляются у них ипотребности в различных видах интеллектуальной (помимо учебной), трудовой,спортивной и общественной деятельности, что не дает оснований предположитьвозможность стабильной положительной социальной адаптации для большинствамалолетних, допускающих антиобщественное поведение, в будущем.
Криминогеннаядеформация личности друзей малолетних нарушителейнаходит свое выражение в совершении не только антиобщественных, но и аморальныхпоступков: 42% из них употребляли спиртные напитки, 18% — наркотики, 14% — допускали половую распущенность, 38%относились в школе к числу активных дезорганизаторов.
Отклоняющеесяповедение друзей не могло не оказать влияния на совершение общественно опасныхдеяний малолетними. Не случайно малолетние, состоящие на учете в подразделенияхпо делам несовершеннолетних, в 88% случаев совершали общественно опасные деяниясовместно с друзьями.
Результатыизучения сферы общения прямо выводят в ряд важных проблем оздоровлениемикросреды и системы отношений. Точно так же, как ребенку для освоения языканеобходимо постоянно «купаться» в океане человеческой речи, для восприятияазбуки и грамматики социального поведенияему требуется пребывать в потоках разнообразных жизненных образцов, ролей,знаков человеческого мира, которые ему дает прежде всего микросреда.
Малолетнийдолжен постоянно ощущать сопротивление реального жизненного материала: видеть,что его поступок одобряется илиосуждается, страдать и блаженствовать, переживать горе и радость. Без этого онне приобретает умения слышать и понимать других людей, сочувствовать им. Азбукуи грамматику социального поведения невозможно объяснить, преподать, как таблицуумножения или физический закон. Знания сами по себе не делают законопослушнойличности. Воспитание вообще не может осуществляться вне системы личностных,неформальных доверительных отношений.Именно эти отношения поддерживают малолетнего, воспитывают его иперевоспитывают, адаптируют к тем или иным условиям, формируют в нем установкии ценности. Для малолетних эти отношение микросреды необычайно важны и дажесудьбоносны. Кроме того, малолетним необходимы разнообразные жизненные образцы и роли взрослого мира, т.е. контакты сблизкими людьми разного пола и возраста. Это гораздо важнее для нормальнойсоциальной адаптации малолетнего, чем даже образование, бытовые условия,достаток или бедность. Работники детских домов (точно так же, как и сотрудникиспецшкол) любят говорить о том, что здесь их воспитанникамобеспечены условия, которых они в своей прежней жизни не имели. Но подавляющеебольшинство жителей казенных приютов — люди с отклоняющимся поведением, срединих невероятно высока доля самоубийц и правонарушителей. Решение сложных задачпрофилактической работы с малолетними требует их психолого-педагогическойклассификации, т.е. разработки типологии как инструмента дифференцированногоподхода к личности.
2.2Классификация малолетних преступников
Малолетних,допускающих антиобщественное поведение, можно разделить на три типа.
1. Случайный— к ним в первую очередь относятсямалолетние, которые совершили правонарушения под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств(50%).
2. Неустойчивый— к этой группе малолетних относятся те, которые совершают проступки подвлиянием взрослых или своих сверстников (27%).
3. Злостный— для этой группы характерны крайние формы пренебрежения нравственнымиоценками, общественным мнением, активная деятельность по созданию конфликтныхситуаций (23%).
Указанныетипы малолетних, допускающих антиобщественное поведение, носят условныйхарактер, поэтому можно встретить и смешанные, промежуточные типы, которымприсущи черты иных типов. Другими словами, не каждый малолетний, совершившийпроступок, может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу.Таким образом, можно сделать ряд выводов.
1. Длямалолетних, вставших на противоправный путь поведения, выбор вариантаантиобщественного поведения непосредственно связан с личностными деформациями, проявившимися в искажениях их потребностно-мотивационнойсферы, «узости» и неразвитости форм личностной деятельности, бессмысленногопроведения досуга. Это нельзя, конечно, рассматривать как некое «отставание»малолетних правонарушителей от развития своих законопослушных сверстников. Речьдолжна идти не столько об отставании в нравственно-психологическом развитии(инфантильности), сколько о его деформации, «пробельности» потребностей иинтересов, взглядов. Наличие всего этогоприводит детей в неформальные группы с антиобщественной направленностью.
2. Средиличностных качеств, способствующих антиобщественному поведению малолетних, накоторые следует обращать внимание при проведении профилактической работы особовыделяем несформированность механизмов внутреннего контроля личности (контроляв ситуации действия и на этапе построения целеполаганияи т.п.). Преобладание же внешних механизмов контроля над внутренними порождает неуверенность в себе, внутреннююнеудовлетворенность собой, приводит к росту напряженности и тревожности.
3. Типмикросреды способен в известных пределахопределить тип личностной деформации. Это тип среды может служить основаниемдля диагностики поведения малолетнего.
4. Типдеформации поведения малолетнего может служить серьезным основанием для прогнозатяжести проступка, который он может совершить в будущем, находясь подвоздействием неблагоприятного ближайшего окружения).
Литература
1. ГурьеваВ.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатологияподросткового возраста. — Томск, 2004. — 310 с.
2. ЕникеевМ.И. Основыобщей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 2006.
3. ЛичкоА.Е.Подростковаяпсихиатрия. — М., 2005. — 416 с.
4. ПлатоновК.К. Структураи развитие личности. — М., 2006. — 256 с.
5. ПожарЛ. Психологияаномальных детей и подростков. — М., Воронеж, 1996. — 128 с.
6. Юридическаяпсихология: учебник для студентов вузов; под ред. В. Я. Кикотя. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.