Реферат по предмету "Психология"


Психология коммуникативных связей

Введение
Разработка проблемы психологического времени личности,как представлености в сознании человека временных отношений между событиями вего жизни, важна по причине того, что любая терапия затрагивает темупредставлений человека о своей жизни во времени.
Существующие модели психологического времени, либо болееузко — временной перспективы, утверждают ее детерминантами различныепсихологические явления. Например, в причинно-целевой концепции Головахи Е. И.и Кроника А. А. такими детерминантами являются события в жизни человека(которые авторами понимаются как объективные и субъективные изменения в егожизни) и связи между ними; концепция временной перспективы Нюттена Ж.утверждает тесную связь характеристик мотивации человека со структурой еговременной перспективы.

Психология массовой коммуникации
Многие концепции психологического времени (Головаха Е.И,Кроник А.А, Абульханова К.А., Березина Т.Н., Бюлер Ш.) объединяетпостулирование связи психологического времени с самореализацией человека впроцессе жизни. Таким образом, важными факторами влияния на структуру ихарактеристики временной перспективы должны быть факторы самооценки человекакак представление про свою способность к построению собственной жизнисоответственно некому идеальному ее образу в сознании человека.
С целью определения связи самооценки личности и образа еебудущего было проведено исследование, в котором сопоставлялись представлениячеловека о себе и о своей способности к решению жизненно важных для человеказадач с семантическими характеристиками будущего в его сознании.
Методика исследования. Для исследования образа будущего инастоящего был использован метод семантического дифференциала, шкалы которогобыли разработаны с помощью исследуемой выборки. Для определения самооценкиисследуемых использовалась методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн ссемью шакалами: здоровье, ум, характер, счастье (рекомендованы авторамиметодики как обязательные), удовлетворенность собой, оптимизм (рекомендованыекак обязательные П.В. Яньшиным) и специфическую относительно объектаисследования шкалу способность управлять своей судьбой. Для квалификациисобытия каждый испытуемый должен был в процентах указать, насколько данноесобытие определяет его будущее, насколько вероятным является удовлетворительныйдля него результат данного события, и насколько исход данного события зависитот него лично, его действий.
Результаты исследования. Полученные с помощьюсемантического дифференциала результаты исследуемых были проанализированы спомощью факторного анализа после поворота факторных структур по принципуVarimax. Факторами оценки настоящего являются следующие факторы: Насыщеностьвпечатлениями.
Таким образом, определяющей характеристикойпредставлености будущего в сознании является его реальность. Фактор реальностив характеристиках образа будущего приобретает качественную специфику всравнении с аналогичным фактором в образе настоящего и объясняет наибольшуюдолю вариаций в представлености будущего в сознании.
Найдены значимые корреляции факторов самооценки со шкаламивидения будущего. Наиболее существенным результатом, исходя из гипотезисследования, является корреляция с выделеным в образе будущего фактором.Реальность". Позитивная оценка человеком себя по шкалам самооценки.Оптимизм. (корреляция 0,576 p
По ответам на вопросы о характере события исследуемаявыборка с помощью кластерного анализа была разделена на три группы: группа уверенныхв своих силах и оценивающих событие как значимо определяющее их будущее, группаоценивающих событие как неважное, группа неуверенных в своих силах иоценивающих событие как определяющее будущее. Все испытуемые оценивали своевлияние на исход события как значительное. С помощью однофакторногодисперсионного анализа не было найдено статистически значимой разницы междуобразами будущего у групп исследуемых, что можно объяснить малым количествомпредставителей группы неуверенных в своих силах. Однако, у этой группы былазамечена тенденция оценивать будущее как более негативное по всем шкаламфактора. Реальность. в образе будущего по сравнению с группой уверенных в своихсилах.
Взаимосвязь коммуникативных навыков у подростков
Выявление и развитие одаренных подростков, реализация ихпотенциальных возможностей на сегодняшний день является одной из наиболееприоритетных социальных задач. Для них очень важно психологическоесопровождение, так они имеют ряд специфических особенностей в индивидуальномразвитии, одной из которых являются проблемы с общением.
Цель данной статьи – выявление взаимосвязи междуодаренностью и коммуникативными навыками у подростков.
Гипотеза заключается в том, что высокая степеньодаренности сопровождается низкой степенью развития коммуникативных навыков уподростков.
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующееопределение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяетсяяркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином видедеятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом ктаким достижениям».
Подростковый период — время перехода на качественно новыйуровень самосознания и Я-концепции. Подросток активно ищет себя, сопоставляясебя со взрослыми и сверстниками. Ведущий тип деятельности в этом возрасте —общение со своими сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социальногоповедения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг кдругу. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Какраз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральныхценностей.
В контексте вышесказанного очень важно рассмотретьвзаимосвязь подростковой одаренности с развитием коммуникативных навыков.
В данном исследовании были задействованы для оценкивлияния одаренности на развитие коммуникативных навыков у подростков следующиеметодики: выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей(методика «КОС-1»), В.В.Синявский и В.А.Федорошин; проективная методика закончирисунок; методика «матрица Равена».
В целом, комплекс этих методик помогает выявитьподростковую одаренность и степень ее влияния на развитие коммуникативныхспособностей, что является первоочередной потребностью подросткового возраста.
В исследовании приняли участие 39 человек, в возрасте10-11 лет, учащиеся школы №84, г. Северска. 19 школьников, обучающиеся в классес коррекцией зрения, и 20 школьников, обучающиеся в гимназическом классе, 60%исследуемых составляют девочки и 40% — мальчики.
Обучающиеся в коррекционном классе по зрению отличаютсяповышенной чувствительностью к малейшим раздражителям окружающей среды, в связис чем, необходимо постоянно привлекать внимание к выполнению задания, стараютсявыполнять каждое задание как можно быстрее и ждут похвалы.
Обучающиеся в гимназическом классе очень внимательны,задают уточняющие вопросы по ходу задания, никуда не торопятся. Сосредоточенновыполняют задания, ни на что не отвлекаются.
Полученные данные были обработаны программой statistics иподвергнуты корреляционному анализу. Оценивалось 2 параметра: проявлениетворческой направленности и интеллектуальные показатели и их корреляция стретьим параметром: коммуникативная компетентность.
По параметру творчество (методика закончи рисунок)среднее значение составило 20,4 с дисперсией 5,68; по параметру интеллект(методика матрица равена) среднее значение составило 3,54 и дисперсией 2,01 ипо параметру коммуникативные навыки (методика КОС-1) среднее значение пометодикам составило 3,44 и дисперсией 1,48.
Анализ выявленных корреляций между параметрамиинтеллекта, творческой активности и коммуникативной компетентности у подростковпоказал следующие результаты:
1. Корреляции параметра творчество с коммуникативныминавыками не выявлено (r=0,027, p=0,871).
2. Корреляции параметра интеллект с коммуникативныминавыками также не обнаружено (r=-0,081, p=0,625).
3. Далее испытуемые были поделены на две группы (с учетомверхнего и нижнего квартилей), и в каждой из этих групп был проведенкорреляционный анализ параметров интеллекта и творчества с коммуникативнойкомпетентностью. Корреляции у группы, имеющей верхние границы параметровинтеллекта и творчества с коммуникативными навыками, не обнаружены. Однаковыявлено наличие корреляций в группе, характеризующейся низкими значениямипоказателей по параметру «интеллект». Причем наблюдалась обратнаякорреляционная связь между параметром интеллекта и коммуникативной компетентностью(r=-0,559, p=0,038).
Виртуальная коммуникация: функциональный аспект
Современные, телекоммуникационные технологии и, в первуюочередь, — глобальная компьютерная сеть Интернет, являются одним из наиболееважных факторов в развитии мирового сообщества, оказывающим решающеевоздействие на общественную, политическую, экономическую и социокультурнуюсферы.
Процесс виртуализации, возникший из-за внедрения новыхвиртуальных технологий, породил киберпространство, которое изменило самуреальность, раздвоив ее на объективную реальность, ограниченную многимифакторами и, виртуальную, неограниченную ничем, кроме несовершенства технологийили собственного воображения.
Под «виртуальной реальностью» подразумевается реальность,отличная от действительного, материального мира, основой которой являютсянематериальные понятия — информация, мысли и образы. Основное выражение,определяющее весь смысл виртуальной реальности — это «ощущение присутствия» ввиртуальном мире. Определяя виртуальную реальность таким образом, можно будетотказаться от привязанности к компьютерным технологиям и остановиться нарассмотрении самого человека.
Виртуальной коммуникации присущи такие характеристики,как опосредованность, интерактивность, дистантность, глобальныйкросс-культурный характер, в большинстве случаев — анонимность участников,широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности,отсутствие статусной иерархии, внеинституциональность, неразвитость инеопределенность социальных норм (в том числе — правовых и нравственных),маргинализация и карнавализация коммуникационных процессов.
Коммуникационные виртуальные технологии выполняютнесколько функций.
Прежде всего, это удовлетворение потребностей винформации, потому, что Всемирная Сеть, это, прежде всего, огромноеинформационное пространство, в котором осуществляется поиск, хранение, передачаинформации; функция коммуникации — Виртуальные компьютерные технологиипозволяют сегодня общаться на больших расстояниях, в реальном времени и сотсрочкой во времени; репрезентативная — позволяет представлять результатыкакой-либо своей работы и мыслительной деятельности; саморепрезентативная — дает возможность создавать свои личные профили, помещать там свои личныефотографии, комментарии, вести личный дневник, рассказывать о себе; аффективная- общение по средствам удаленной коммуникации, несмотря на некоторуюупрощенность, по сравнению с межличностным общением, так же окрашеноэмоционально и, также влияет на эмоциональный фон коммуникантов.Предполагается, что каждая предыдущая функция входит в состав каждойпоследующей, занимая соответствующее место в иерархии функций.
Кроме того, общение в Виртуальном пространстве, так какобщение происходит по средствам считывания печатных знаков с экрана,сопровождается постоянным диалогом с самим собой – считываемая информацияинтериорезируется внутренней речью и проговаривается, анализируется, а затемэкстериорезируется по средствам тех же печатных символов.
Также, в процесс виртуальной коммуникации включенсоциально-психологический контекст. Всемирная сеть Интернет предоставляет рядуникальных сервисов, таких как: голосовое общение (Skype), текстовое общение(клиенты мгновенных сообщений, электронная почта), а также возможнорепрезентировать свою личность в сети («Одноклассники», «В Контакте», «MySpace»). Последний способ не только позволяет рассказывать о себе, измененияхсвоего, например, социального, профессионального статусов, заводить новыезнакомства, которые могут не ограничиваются пределом одного города. Поиск можетбыть ограничен лишь фантазией ищущего и ограниченностью тех языков, которыми онвладеет.
Считываемая информация интериорезируется внутренней речьюи проговаривается, анализируется, а затем экстериорезируется по средствам техже печатных символов.
Несмотря на то, что процесс виртуальной коммуникацииможет быть ограничен текстом, звуком, заменителями невербальной коммуникации –смайликами (эматиконами), реже когда видео конференцией, популярностьпредоставляемых услуг все равно увеличивается. Справедливо утверждение о том,что использование репрезентативных виртуальных сервисов может быть продиктованоне только потребностью в общении, но и сопровождаться такимисоциально-психологическими характеристиками как «мода», «поднятие своегостатуса в глазах других», «быть замеченным или даже знаменитым» в кругу своихприятелей.
У некоторых пользователей наблюдается зависимость оттого, сколько и как им образом прокомментировали те фотографии, которые ониразместили на своей странице.
Таким образом, компьютеры и киберпространство в каком-тосмысле можно рассматривать как тип «промежуточного пространства» (transitionalspace), расширяющего внутренний психический мир человека. Это состояние можетнастолько захватывать, что временами происходит растворение собственного «Я»4.Можно также предположить, что использование электронного квазиобщения, несмотряна свою мобильность и возможность постоянного доступа, подразумевает под собойнекоторую отчужденность самих субъектов по общению. Получается несколькопарадоксальная ситуация – чем ближе мы становимся благодаря новейшимтелекоммуникационным разработкам в общении, тем дальше нам приходится быть вовнутриличностном аспекте.

Заключение
Таким образом, несмотря на предполагаемую гипотезу,сформулированную на основе анализа научной литературы, о наличии взаимосвязимежду показателями интеллекта, творческой направленности и коммуникативнойкомпетентности, данная корреляция не была выявлена в нашем исследовании. Уодаренных подростков не наблюдается взаимосвязи между их одаренностью и возможнымипроблемами в коммуникативной сфере. Возможно, наличие подобной корреляцийосновывалось на представлении, что одаренные подростки обладают таким личнымкачеством как социальная автономность, которое может оказывать негативноевлияние на формирование коммуникативных навыков, однако это не нашлоподтверждения в данной научно-исследовательской работе.
Однако были получены интересные результаты,свидетельствующие о том, что в группе подростков, имеющих среднестатистическиепоказатели по параметрам интеллекта, творческой активности и коммуникативнойкомпетентности, выявлена корреляция между уровнем интеллекта и уровнемкоммуникативных способностей. Чем более высокий уровень развития интеллектанаблюдался у подростков, тем менее были развиты коммуникативные навыки(r=-0,559, p=0,038). Эти данные могут послужить поводом для дальнейшегоисследования в данной области.

Список литературы
1.        Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. — СПб.:Алетейя, 2008.
2.        Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев.2004.
3.        Рубинштейн С. Л. Человек и Мир. – М.: Наука, 2007.
4.        Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. идругие… Одаренность. Рабочая концепция.., 2006.
5.        Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формированияличности. — М.: Международная педагогическая академия, 2005. — 212с.
6.        Панов В.И. Если одаренность — явление, то одаренные дети — это проблема// Начальная школа: плюс — минус. — 2008. — № 3. — С. 3-11.
7.        Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.:Международная педагогическая академия, 2005. — 368 с.
8.        Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред.Д.Б.Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 2007. — С. 243-264.
9.        Говорухина М.Ю. (2004) Виртуализация современного мира: раздвоениереальности, www.ict.edu.ru/ft/004097/govor.pdf
10.     Дмитрий Репкин. Виртуальная Реальность www.really.ru/vr.html
11.     Малькова Е.Ю. Этические проблемы виртуальной коммуникации: авторефератдис. … кандидата философских наук: 09.00.05 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И.Герцена
12.     John Suler (2009) The Psychology of Cyberspace.www.rider.edu/suler/psycyber/psycyber.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.