Реферат по предмету "Психология"


Психология групп и типы межличностных конфликтов

Контрольная работа
 
«Психология групп итипы межличностных конфликтов»
 
 

1. Видыгрупп и их функции
Каждый из насзначительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, наработе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, средидорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группах ведутсемейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают вопределенные контакты с другими людьми, так или иначе, взаимодействуют с ними –помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживаютодни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на ихдеятельность.
Различногорода группы в течение длительного времени являются объектомсоциально-психологического анализа. Необходимо отметить, что далеко не всякуюсовокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина.Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиямикакого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, аагрегацию. В данном случае это соединение людей, случайно оказавшихся здесь вданный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия,через минуту-другую они разойдутся навсегда, и ничто не будет их объединять. Вто же время, если эти люди начнут предпринимать совместные действия для помощипострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткоевремя группой. Таким образом, для того чтобы какая-либо совокупность индивидовсчиталась группой_в социально-психологическом смысле, необходимо, как вдраматических произведениях классицизма, прежде всего наличие трех единств – места,времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Важнотакже, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такаяидентификация (отождествление) каждого из них со своей группой приводит в итогек формированию чувства «мы» в противоположность «им» – другим группам. Итак,группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другомдля достижения обших целей и осознающих свою принадлежностъ к даннойсовокупности.
Нередкотермин «группа» употребляется в ином, расширительном смысле. Это характерно длясоциально-демографических исследований и решения задач социального управления.В данных случаях постоянно возникает необходимость выделения различных условныхгрупп населения, например, таких, как студенты вузов, безработные, инвалидытруда и т.д. Однако подобные группы уместнее называть социальными категориями.Мы будем далее рассматривать группу в социально-психологическом значенииданного термина. Это не исключает того, что принадлежность ряда членовкакой-либо группы к определенной категории может влиять на функционированиеданной группы в целом.
Всеразнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить, прежде всего, напервичные и вторичные группы, как это сделал в начале века американскийпсихолог Ч. Кули. Первичные – это контактные группы, в которыхвзаимодействие осуществляется, как говорится, «лицом к лицу» и их члены объединеныэмоциональной близостью. Первичной группой Ч. Кули назвал семью, потомучто это первая для любого человека группа, в которую он попадает. Семья играетпервостепенную роль и в социализации личности ^Позднее психологи сталиназывать первичными группами все те, которые характеризуются межличностнымвзаимодействием и солидарностью. В качестве примеров подобных групп можноназвать также компанию друзей или узкий круг коллег по работе. Принадлежность ктем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов ине преследует никаких других целей.
Вторичныегруппы характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловленотеми или иными официальными организационными отношениями. Такие группыпротивоположны по своей сути первичным. Значимость членов вторичных групп другдля друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствиеумений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы,прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических илииных выгод. Примерами таких групп являются производственная организация,профсоюз, политическая партия. -^^ Правда, иной раз случается так, что личностьнаходит во вторичной группе именно то, чем она была обделена в первичной группе.На основе своих наблюдений американский психолог С. Верба заключает, что обращениеличности к активному участию в деятельности какой-либо политической партииможет быть своеобразным «ответом» личности на ослабление привязанности междучленами своей семьи. При этом силы, побуждавшие индивида к такому участию,являются не столько политическими, сколько психологическими.
Нередкогруппы подразделяются на формальные и неформальные. В основу такого делениякладется характер структуры группы. Под структурой группы имеется в видусуществующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений.Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами.Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группыили какого-то лица извне. Внешняя регламентация определяет формальную(официальную) структуру группы. В соответствии с такой регламентацией членыгруппы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным имобразом. Если взять, например, производственную бригаду, то характервзаимодействия в ней обусловлен как особенностями технологического процесса,так и административно-правовыми предписаниями. Это зафиксировано в официальныхинструкциях, приказах и других нормативных актах. Формальная структурасоздается для того, чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач.Если из нее выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимаетдругой – такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальнуюструктуру, безличны. Итак, группа, основанная на подобных связях, называетсяформальной.
Еслиформальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная,наоборот, – внутренними. Неформальная структура является следствием личногостремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью посравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другомдля того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности – в общении,объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении ит.д. Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того, какиндивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуютсянеформальные группы, например, компания друзей или единомышленников. В таких группахлюди совместно проводят время, играют, устраивают вечеринки, занимаютсяспортом, рыбной ловлей, охотой.
Возникновениюнеформальных групп может способствовать пространственная близость индивидов.Так, подростки, живущие в одном дворе или близлежащих домах, могут составитьнеформальную группу, потому что имеют общие интересы и проблемы. Принадлежностьиндивидов к одним и тем же формальным группам облегчает неформальные контактымежду ними и также способствует образованию неформальных групп. Рабочие, выполняющиеодни и те же операции в одном и том же цехе, чувствуют психологическуюблизость, потому что имеют много общего. Это приводит к зарождению солидарностии соответствующих неформальных взаимосвязей.
Почему людиобразуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно, чтогруппы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом икаждого из его членов в отдельности.
Американскийсоциолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:
1)социализации;
2)инструментальную;
3)экспрессивную;
4)поддерживающую.
Рольразличных групп, в процессе социализации личности уже рассматривалась ранее.Человек, подобно другим высокоорганизованным приматам, только в группе можетобеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе,прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений инавыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу еговключения в систему более широких социальных связей.
Инструментальнаяфункция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельностилюдей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада,футбольная команда, отряд спасателей, хореографический ансамбль – все этопримеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Кроме того, участие втаких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства кжизни, предоставляет ему возможности самореализации.
Экспрессивнаяроль групп состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении идоверии. Эту роль выполняют часто, первичные и неформальные группы. Будучи ихчленом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими емулюдьми.
Поддерживающаяфункция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудныхдля них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабитьнеприятные чувства. Ярким примером этого могут служить экспериментыамериканского психолога С. Шахтера. Сначала испытуемых, в качестве которыхвыступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членампервой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному ударуэлектрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий,похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавалсявопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместес другими его участниками? Обнаружилось, что примерно две трети испытуемыхпервой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе,наоборот, примерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, какожидать начала эксперимента, – в одиночку или с другими. Итак, когда индивидывстречаются с каким-либо угрожающим фактором, то группа может предоставить имощущение психологической поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер.Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.Не случайно возникла поговорка, что на миру и смерть красна.
 
2.Основные типы межличностных конфликтов и их развитие
Межличностныеконфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми.Они характеризуются теми же признаками, что и любые конфликты: наличие значимыхдля сторон противоречий; необходимость их разрешения для нормализации отношенийсторон и их эффективного взаимодействия; действия сторон, направленные напреодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов и т.д.
Такимобразом, межличностный конфликт – это ситуация, в основе которой лежитпротиворечие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, покрайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующаясвоего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодолениевозникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной изсторон.
Аналогичнотому, как личностные конфликты различаются тем, какие именно проблемызатрагиваются возникшим противоречием, можно выделить следующие основные типы межличностныхконфликтов.
Ценностныеконфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участникамисвязаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями,имеющими для них особенно значимый характер. Система ценностей человекаотражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностногосмысла, смыслообразующим. Например, если речь идет о работе, ценностью будетто, в чем человек видит для себя основной смысл работы (является ли она длянего источником средств существования, возможностью самореализации и др.);ценностями семейных отношений будет то, в чем супруги видят для себя смыслсуществования семьи и какой соответственно она должна быть, и т.д. Наконец, всистему основных ценностей человека могут входить его мировоззренческие,религиозные, нравственные и иные значимые для него представления.
Различия вценностях, однако, не обязательно ведут к конфликтам, и ' люди разныхубеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно работать вместе ииметь хорошие отношения. Конфликт ценностей возникает тогда, когда эти различияоказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают «посягать» наценности друг друга. Доминантные ценности выполняют регулятивную функцию,направляя действия людей и создавая тем самым определенные модели их поведенияво взаимодействии. Если в основе поведения участников взаимодействия разныедоминирующие ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом ипорождать конфликты. Наконец, люди нередко склонны переубеждать друг друга,навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения и т.д., что также может вести кконфликтам.
Конфликтыинтересов –это ситуации, затрагивающие интересы участников (их цели, планы, устремления,мотивы и т.д.), которые оказываются несовместимыми или противоречащими другдругу. Например, у супругов оказываются разные планы по поводу проведенияпредстоящего отпуска, начальник намеревается послать в командировкуподчиненного, который никак не собирайся отлучаться из города до конца месяца, ит.д. Их интересы противоречат друг другу, но, возможно, им удастся найтивариант их совмещения. Другая разновидность конфликта интересов касаетсяслучаев, где они оказываются несовместимыми. Такие ситуации часто называютсяресурсными конфликтами, поскольку их участники претендуют на один и тот жересурс – материальный предмет, финансы, одну и ту же должность и т.д. Каждаясторона заинтересована в получении нужного ей ресурса или более выгодной (сточки зрения количества и / или качества) части общего ресурса. Онистремятся к одному и тому же, у них одинаковые цели, но в силу единичности илиограниченности ресурсов их интересы противоречат друг другу. К этому видуконфликтов относятся все конфликтные ситуации, затрагивающие проблемыраспределения (ресурса, который может быть поделен) или возникающие на почвесоперничества за обладание чем-то (ресурсом, который является неделимым,например, одна должность, на которую претендуют двое). С проблемами такого родамы постоянно сталкиваемся и в нашей повседневной жизни: например, имеющиеся усемьи финансовые средства – это делимый ресурс, ставящий проблему распределениясредств, а единственный телевизор – это неделимый ресурс, и поэтому в споре отом, какую программу смотреть, предпочтение можно отдать только одному.
Еще один видраспространенных межличностных конфликтов – это конфликты, возникающие из-занарушения норм и правил взаимодействия. Нормы и правила совместноговзаимодействия являются его неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляцииэтого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь имплицитный(скрытый, подразумеваемый) характер (например, соблюдение норм этикета, о чемнеобязательно договариваться, следование им считается само собой разумеющимся)или быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных (например,оговоренный вклад каждого из участников в общее трудовое взаимодействие), но влюбом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий,взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия.
Причинынарушений норм и правил могут иметь разный характер. Кто-то может невольнонарушить принятые в коллективе правила просто потому, что как новичок он их ещене знает. Сознательное нарушение норм или правил коллектива или семейной жизнисвязано с желанием их пересмотра (например, подросток приходит домой позжеобозначенного родителями времени и ведет с ними дискуссию о том, что он ужевзрослый и не должен соблюдать эти правила, как ребенок).
Различатьхарактер конфликта – связан ли он с ценностями людей, их интересами илиправилами взаимодействия – считается важным, так как это во многом определяет ихарактер их разрешения. Как мы видели, эти типы конфликта отличаются тем, какиеименно аспекты межличностных отношений или межличностного взаимодействиязатронуты конфликтом. При этом одни и те же причины могут порождать разные типыконфликтов. Например, такая конфликтная повседневная ситуация, как ссоры отца сдочерью из-за того, что она не убирает за собой, не содержит в порядке своивещи и т.д., может иметь разный характер – нарушения норм и правил взаимодействия(«ты не выполняешь свои обязанности по дому, о которых мы договаривались»),противоречия интересов («я вынужден иногда встречаться со своими коллегамидома, и я не хочу каждый раз заниматься уборкой или краснеть за беспорядок внашем доме») или ценностных расхождений («если у человека в комнате беспорядок,он и в своих делах не сможет добиться порядка»).
Такимобразом, характер конфликта (конфликт ценностей, или интересов, или норм иправил взаимодействия) определяется характером проблемы, порождающейпротиворечия между участниками ситуации, а причина его возникновения – конкретнымиобстоятельствами их взаимодействия. Наряду с этими факторами возникновенияконфликта (проблема и причина) целесообразно упомянуть также поводвозникновения конфликта, представляющий собой конкретное событие, переводящеескрытые трудности в пласт открытого конфликтного взаимодействия. Повод нередкоприсутствует в тех ситуациях, где конфликт развивается постепенно, иногда вформе нарастающего скрытого напряжения, и переходит в открытое столкновение подвлиянием события, которое как «последняя капля переполняет чашу, терпения» илинамеренно используется как предлог для «нападения» на партнера.
Помимо этихпараметров, для описания конфликта существенной является такая его характеристика,как острота, которая проявляется в жесткости противостояния сторон.
Остротаконфликта зависитот ряда факторов, среди которых можно отметить наиболее существенные. К нимотносится, прежде всего уже упоминавшийся характер проблем, затронутых конфликтом.Любой конфликт имеет в своей основе существенные для людей проблемы, но степеньих значимости может быть различной. Чем более значимы для человека проблемы,затронутые конфликтом, тем менее он склонен к уступкам и компромиссам.
Далее, важнуюроль играет степень эмоциональной вовлечённости человека в конфликт. Она, всвою очередь, зависит от значимости затронутых проблем, но определяется иличностными особенностями участников конфликта, а также историей их отношений.Настроенность на «борьбу», на «победу» в конфликтном противостоянии может бытьследствием индивидуальной склонности человека к доминированию, к конкурентнымотношениям, к соперничеству; в повседневном общении, сталкиваясь иногда сподобными проявлениями, мы называем таких людей конфликтными за их склонность к«борьбе». На поведение человека в конфликте может повлиять и опыт его прежнихотношений с противостоящим ему участником конфликтной ситуации. Так, если этимлюдям уже неоднократно приходилось оказываться в ситуации разногласий, и междуними прежде возникали конфликты, то новая конфликтная ситуация, возможно,вызовет у них более острую эмоциональную реакцию.
Длительнонакапливавшееся напряжение, враждебность, неблагоприятный опыт прежнего общенияучастников ситуации могут приводить к тому, что конфликты из способа решенияпроблем, существующих между людьми, фактически становятся средством выражениявраждебности, неприязни, негативных эмоций участников конфликта. Их антагонизм,открытое выражение негативных чувств по отношению друг к другу, эмоциональные «удары»,наносимые и получаемые ими, отодвигают на второй план проблему, из-за которойвозник конфликт: Конфликты, в которых целью их участников становится открытоевыражение накопившихся эмоций и враждебности, называются нереалистическими.Когда же конфликт направлен на преследование целей, связанных с предметомразногласий, он имеет реалистический характер.
Такимобразом, остроту конфликта можно уменьшить и тем самым облегчить процесс егоразрешения, если удается снизить значимость затронутых в конфликте проблем(например, за счет создания альтернатив или компромиссных вариантов), снизитьили по возможности исключить эмоциональный накал обсуждения проблемы идержаться в рамках реалистического подхода к решению проблемы, не допуская ' переходаконфликта в нереалистический план.
Современноепонимание конфликта отвергает тот однозначно негативный взгляд на конфликты какна явление патологическое и деструктивное, который был характерен в прошлом прианализе человеческих отношений (независимо от того, шла ли речьо взшмодействиив коллективе или об отношениях в обществе). Межличностный конфликт как фактразногласий, разных позиций, разных интересов людей сам по себе ни плох, нихорош. Как и кризис, он содержит в себе риск, опасность ухудшения илиразрушения отношений людей, но и возможность их прояснения, снятия напряжения иприхода к взаимопониманию. Более того, специалистами развиваются представленияо позитивных потенциальных функциях конфликта, который является сигналомнеблагополучия, сигналом к изменению. Общая формула возможного позитивногоэффекта конфликта может быть сформулирована следующим образом: конфликт ведет кизменениям, изменения – к адаптации, адаптация – к выживанию. Применительно кобласти человеческих отношений это означает, что если мы воспринимаем конфликтне как угрозу или опасность, но как необходимость изменений в нашемвзаимодействии, то благодаря этому мы адаптируемся к новой ситуации,обстоятельствам, позиции друг друга (тому, что потребовало изменений), и этопозволяет нам сохранить наши отношения. Например, часто конфликты подростка сродителями являются отражением его растущей потребности в самостоятельности,появляющегося у него чувства «взрослости». Если родители понимают это и отдаютсебе отчет в необходимости каких-то изменений в своих отношениях с сыном,перестраивают свои требования к нему с учетом его меняющихся возможностей,происходит их новая адаптация друг к другу, возникает новый уровень ихотношений, которые продолжают быть близкими и хорошими. Однако превращениеконфликта из угрозы разрушения наших отношений в фактор их обновления исохранения требует от нас, прежде всего конструктивного поведения в ситуацияхмежличностных конфликтов.
 
3.Раскрыть содержание понятий: конфабуляция, восприятие, мышление, конформность,суггестия
Суггестия(англ.-внушение) – воздействие наличность, приводящее к появлению учеловека, помимо его воли и сознания, какого-либо состояния, чувства, отношения,действия.
Конформность(лат – подобный) – свойство «быть как другие», попадать в жесткую зависимостьот группы.
Лабильность(лат. – неустойчивый) – максимальное число импульсов, которое нервнаяклетка может передать в единицу времени без искажения, скорость нервныхпроцессов.
Восприятие – этопсихический процесс отражения предметов и явлений действительности всовокупности их свойств и частей, и связанный с пониманием целостностиотражаемого. В отличие от процесса ощущения при восприятии человек познает неотдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира вцелом.
Мышление – процесспсихической познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным иопосредованным отражением действительности. Т.е. мышление – наиболее обобщеннаяи опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи иотношения между познавательными объектами.

Литература
1.   Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, – 1988.-486 с.
2.   Столяренко Л.Д. Основыпсихологии. – Ростов н/Д: «Феникс», 1996. – 736 с.
3.   Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г, Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.