СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
1.1 Клиническое интервьюирование
1.2 Информирование клиента
1.3 Обучение навыкам саморегуляции
2. МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Однойиз наиболее значимых проблем клинической психологии является оказаниепсихологической помощи клиентам с разнообразными житейскими проблемами,находящимся в кризисных ситуациях, а также пациентам с соматическими ипсихическими заболеваниями, имеющим невротические, психосоматическиерасстройства, характерологические девиации и личностные аномалии.
Подпсихологической помощьюпонимается предоставление человеку информации оего психическом состоянии, причинах и механизмах появлении психологическихфеноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленноепсихологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психическойжизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологическойсимптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационнойтолерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.
Психологическаяпомощь является практической реализацией теоретических изысканий клиническогопсихолога на основе научного анализа психического статуса ииндивидуально-психологических особенностей человека, типов его реагирования наразличные фрустрирующие события, в первую очередь болезни и конфликтныеситуации.
Традиционновыделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование,психокоррекцию и психотерапию. Они представляют собой воздействие наразличные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применятьсяраздельно и в сочетании.
Основнойцелью психологического консультирования является формирование личностнойпозиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные инепринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархииценностей.
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Психологическоеконсультирование– этопроведение анализапсихического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологическойдиагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением емуобъективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должныспособствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем,формированию новых представлений о различных подходах к решению психологическихпроблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты икомпенсации, а также расширению его психологической культуры и личностномуросту.
Консультированиев процессе оказания психологической помощи подразумевает совместное обсуждениеврача, клинического психолога, с одной стороны, и пациента или клиента, сдругой, возникших у человека проблем, возможных вариантов их преодоления ипрофилактики, а также информирование индивида о егоиндивидуально-психологических качествах, специфических типах реагирования,методах саморегуляции. Консультирование направлено на выработку активнойпозиции человека по отношению к психологическим проблемам, фрустрациям истрессам с целью обучения способам восстановления или сохранения эмоциональногокомфорта в критических жизненных ситуациях.
Диагностическийпроцесс в структуре психологического консультирования включает клиническоеинтервьюирование и использование батареи экспериментально-психологических методикдля определения особенностей функционирования психических процессов ипараметров индивидуальности. Существенным при консультировании в практическомотношении является процесс информирования человека об объективных параметрахего психической деятельности и свойствах индивидуальности, а также обучениеспособам психической саморегуляции.
1.1Клиническое интервьюирование
Основнымицелями клинического интервьюирования являются оценка инвидуально-психологическихособенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей покачеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или кпсихопатологическим симптомам.
Клиническоеинтервью — это метод получения информации об индивидуально-психологическихсвойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах исиндромах, внутренней картине болезни пациента и структуре проблемы клиента, атакже способ психологического воздействия на человека, производимыйнепосредственно на основании личного контакта психолога и клиента.
Интервьюотличается от обычного расспроса тем, что нацелено не только на активнопредъявляемые человеком жалобы, но и на выявление скрытых мотивов поведениячеловека и оказание ему помощи в осознании истинных (внутренних) оснований дляизмененного психического состояния. Существенным для интервью считается такжепсихологическая поддержка клиента (пациента).
Функциямиинтервью в клинической психологии являются: диагностическая итерапевтическая. Они должны осуществляться параллельно, поскольку только ихсочетание может привести к желаемому для психолога результату — выздоровлению иреабилитации пациента. В этом отношении практикующийся клинический расспрос,игнорирующий психотерапевтическую функцию, превращает врача или психолога встатиста, чью роль мог бы с успехом выполнять и компьютер.
Клиентыи пациенты зачастую не могут точно описать свое состояние и сформулироватьжалобы и проблемы. Именно поэтому способность выслушать изложение проблемчеловека — это лишь часть интервью, вторая — способность тактично помочь емусформулировать его проблему, дать ему понять истоки психологическогодискомфорта — кристаллизовать проблему. «Речь дана человеку для того, чтобылучше понимать себя», — писал Л. Выготский, и это понимание через вербализациюв процессе клинического интервью может считаться существенным и принципиальным[1].
1.2Информирование клиента
Информированиеклиентапредставляет довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает нетолько беспристрастное преподнесение фактов, но и учет возможных реакцийчеловека на информацию о себе. Существует несколько стратегий информирования,принципиально различающихся степенью использования оценочных категорий, фокусировкойи используемой терминологией.
Учитываятот факт, что клинический психолог или врач получает в процессе обследованияклиента (пациента) достаточно большое количество объективных данных, возможнаразличная фокусировка при информировании. Можно фиксировать внимание на:а) явных отклонениях функционирования организма и психики; б) всех имеющихсяотклонениях; в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить; г)всем спектре проявлений — и нормальных и аномальных; д) нормативных признаках ипроявлениях. Известны три подхода при фокусировке внимания и информированиичеловека: оптимистическая, пессимистическая и нейтральная. Одна и та жеинформация может быть воспринята как положительная, отрицательная илииндифферентная. Классическим примером может служить информирование о количествежидкости в стакане воды: 1) стакан наполовину полон; 2) наполовину пуст или 3)жидкость в стакане занимает половину объема. Возможен выбор различных объектовфокусировки внимания человека в процессе оказания психологической помощи. Этомогут быть отдельные функции или деятельность всего организма и личности («УВас качественно нарушен процесс мотивационного опосредования деятельности иизменена иерархия ценностей» или «У Вас отмечаются существенные отклонения вповедении вследствие акцентуаций характера и нарушения волевой регуляциидеятельности»).
Впроцессе информирования отмечается различный подход не только к фокусировке, нои к описанию и оценке выявляемых в процессе интервьюирования и диагностикиклинических феноменов. Возможны оценочный или описательный подходы. Впервом случае информирование включает оценочные категории(адекватный—неадекватный, нормальный—патологический, здоровый—больной,дефектный и т.д.). Во втором — психолог или врач при информировании старается избегатьоценочных категорий и ориентируется лишь на описание клинических феноменов,предоставляя в случае необходимости многовариантность истолкования полученныхфактов.
Существеннымв процессе информирования является также используемая клиницистом (психологомили врачом) терминология. Он может применять специфическую научнуютерминологию и даже жаргон («разноплановость мышления», «использованиекаузальной атрибуции» и пр.), непонятные обследованному, или, учитывая языковыеи иные параметры клиента, делать заключение на обыденном языке.
1.3Обучение навыкам саморегуляции
Обучениенавыкам саморегуляциив процессе психологического консультированияосуществляется различными способами с ориентацией на приоритетностьпредоставления клиенту или пациенту максимально возможной информации о способахи методах психологической защиты и компенсации, сано- и патогенетическихпаттернах мышления и прогнозировании закономерностях развития, этапах и исходахмежличностных и внутриличностных конфликтов. Индивид в процессе консультированияобучается навыкам рефлексивного стиля мышления, здравомыслию и адаптивнымформам реагирования исключительно с помощью информирования, посколькутренинговый способ входит в структуру иного вида психологической по мощи —психокоррекции.
Впервую очередь, клиент или пациент приобретают знания способов психологическойзащиты.Сутью их является сохранение баланса между внешними силами,действующими на человека, и внутренними ресурсами. Выделяй и следующие вариантыпсихологических защитных механизмов: рационализация, проекция, вытеснение,идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, фантазирование, доминирующиеидеи.
Рационализация— стремлениек самооправданию, поиск причин и мотивов своих поступков во внешней среде.Обвинение, например, окружающий людей в возникновении болезни илипсихологической проблемы. Больной при этом старается найти максимальноубедительные и правдоподобные доказательства внешней обусловленности егоболезненных высказываний и неадекватных поступков, стремясь сознательно или подсознательноуйти от признания тягостного факта развития у него болезни.
Проекция—приписывание другим своих неблагоприятных черт характера, Такой механизмличностной защиты наиболее часто отмечается у пациентов с пограничнойпсихической патологией (при личностных расстройствах и неврозах). Больнойосознанно или неосознанно старается создать у врача впечатление, что егоболезненный срыв является следствием отрицательных черт характера близких емулюдей.
Вытеснение—проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведенияили симптомов болезни вплоть до полного ее непризнания. Наиболее ярковытеснение проявляется при истерических расстройствах — пациент часто не помнитнаиболее неприятные и тяжелые для него события.
Идентификация—достижение внутреннего психического успокоения путем сопоставления,идентификации себя с кем-либо другим (например, со своими детьми — желание,чтобы они достигли в жизни того, чего он не достиг сам).
Компенсацияоснованана стремлении к достижению успеха в какой-то области и, таким образом, ккомпенсации неудач в другой области, вызванных, например, недостаточнымифизическими способностями, отсутствием дарований, дефектом речи (например,усиленные занятия музыкой, чтобы чем-то отличаться от кого-то и привлечь к себевнимание).
Гиперкомпенсация— стремлениек достижению успеха и чувства значимости именно в той области, которая до сихпор была наиболее трудной (физически слабый с помощью интенсивных тренировокстарается быть самым сильным в каком-либо виде спорта, робкий и трусливыйчеловек прикрывается напускной развязностью и грубостью, лживый человекстремится убедить других и отчасти даже сам убежден в своей исключительнойчестности).
Фантазированиепроявляетсяв виде воображения исполнения неосуществимых желаний или успешного разрешениякакой-то тягостной ситуации, в идентификации себя с каким-то литературным илибылинным героем. Оно способствует снижению тягостного внутрипсихическогонапряжения, вызванного жизненной неудачей или болезнью.
Доминирующиеили сверхценные идеи — убеждения с сильным эмоциональнымзарядом, которые принимаются за самые важные в жизни и служат мотивационнымстимулом к достижению какой-то определенной цели, несмотря на возникающиетрудности. При этом собственные неудобства и наносимые окружающим обиды непринимаются в расчет.
Основныезащитные механизмы личности имеют как преимущества, так и недостатки, о чемважно информировать клиента в процессе психологического консультирования дляформирования у него осознанного или неосознанного отношения к психологическимпроблемам, связанным с жизненными сложностями или внутриличностным конфликтом(см. табл.1).
Таблица1
Преимуществаи недостатки методов психологической защиты
Преимущества
Недостатки
Рационализация Подыскиваются обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению самоуважения и самоутверждения против внешней критики Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше
Проекция Можно «не видеть бревна в собственном глазу» и критиковать его «в глазу другого». Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой Затрудняются самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима личностью, это лишает ее реалистичности
Вытеснение Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, что приносит моментальное освобождение Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это становится угрозой психическому здоровью
Идентификация Благодаря интроекции происходит формирование Сверх-Я, перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов Контролер (Сверх-Я) становится внутренним тираном, а человек — рабом интроецированных норм и поэтому несвободным. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то делаю другим я
Сублимация Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и др. Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации
Образование реакций Маскировка уже имевшихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека, и окружающих его людей
Бегство Человек избегает критики и благодаря этому фрустрации Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией
Оглушение Благодаря алкоголю или наркотическому веществу устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности Зависимость от алкоголя и наркотиков. Изменение органических структур, болезнь
Экранированность Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний
Толкование бессилием «Я ничего не могу сделать — таковы обстоятельства» — таким образом человек избегает решения проблем Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций
Разыгрывание ролей Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности Неспособность найти себя за надетой, запрограммированной маской
Окаменение, притупление чувств Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата Межличностные контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мышцы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, тот становится больным телесно и психически
Усвоениеиндивидом знаний о механизмах психологической защиты способно сформироватьновый взгляд на собственную психику, закономерности и особенности психическогореагирования в стрессовых ситуациях; изменить эти представления, если ониоказываются неприемлемыми после соответствующего анализа. Таким образом, впроцессе консультирования и получения информации о методах психологическойзащиты сам человек сможет выбрать из предлагаемых вариантов подходящие ему. Приконсультировании не происходит навязывание клиенту или пациенту единственноверного пути решения межличностных или внутриличностных проблем, а даетсямноговариантный обзор возможного поведения. В отличие от психокоррекции ипсихотерапии выбор способа разрешения проблем или личностной трансформацииостается за индивидом.
Психологическоеконсультирование используется при любых психологических проблемах человека какначальный этап терапии и «реконструкции личности». Нередко его использованиесочетается с применением психокоррекции и психотерапии. Специфической мишеньюконсультирования являются психологические феномены, обусловленные кризисамиидентичности и иными мировоззренческими проблемами, а также коммуникационныенарушения. В сфере анализа и оценки мировоззренческих кризисов,экзистенциальных проблем применение психокоррекции или психотерапии считаетсянеобоснованным и малоэффективным. Единственной возможностью оказать действеннуюпсихологическую помощь человеку в период экзистенциального кризиса, несопровождающегося выраженными психопатологическими проявлениями, являетсяиспользование психологического консультирования — совместный (клиента ипсихолога) поиск истины, рассмотрение философских вопросов бытия, жизни исмерти с различных позиций и точек зрения, а также эмоциональная поддержкачеловека. При этом следует учитывать, что выбор способа действия в такихусловиях остается за индивидом.
Классическимпримером столкновения различных видов психологического воздействия являютсясуицидальные намерения индивида, обусловленные межличностным иливнутриличностным конфликтом. После исключения психопатологических (неосознанныхили болезненных) мотивов стремления человека к совершению суицида клиническийпсихолог, как правило, может выбрать три известных пути психологическоговоздействия на человека: «путь консультирования», «путь психокоррекции» и«психотерапевтический путь». Его выбор будет основываться, в первую очередь, натеоретических предпочтениях и понимании механизмов суицидального поведения,тогда как индивидуально-психологические особенности потенциального суицидентамогут вообще не рассматриваться.
Всилу теоретических (мировоззренческих и профессиональных) воззрений психологможет выбрать либо консультирование с использованием совместного обсужденияэкзистенциальных вопросов и переноса ответственности за принятие решения насамого клиента; либо психокоррекцию, в условиях которой станет заниматьсятренингом, направленным на поддержание нацеленности на сохранение жизни спомощью системы искоренения «неправильного мировоззренческого настроя» насмерть; либо психотерапию, при которой будет рассматривать суицидальные мысли инамерения как патологию, требующую купирования, например, суггестией.
Мишеньюдля психологического консультирования являются также меж личностные конфликты:развод, измена, увольнение, наказание и другие, которые рассматриваются индивидомсквозь призму мировоззренческим и нравственных проблем. Внешниепсихотравмирующие события трактуются человеком как безнравственные и вызывают кжизни принципиальные вопросы бытия — справедливости, верности, доверия и др.Следовательно, и в этих случаях наиболее адекватным следует признать применениепсихологического консультирования и отдать ему предпочтение по сравнению сдругими методами психологического воздействия. Сходный процесс происходит и припоявлении у человека соматического заболевания. Он также требует не коррекцииили терапии, но, в первую очередь, консультирования.
2.МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Наиболееизвестными методиками, которые относятся к способам психологическогоконсультирования, являются:
1. патогенетическаяпсихотерапия
2. рациональнаяпсихотерапия
3. логотерапия
4. психологиясамореализации
5. позитивнаяпсихотерапия
6. когнитивнаятерапия
7. рационально-эмотивнаяпсихотерапия
8. психотерапия«здравым смыслом».
Несмотряна то, что в названии методик присутствует термин психотерапия, фактическиданные методики следует признать консультативными. Это связано, во-первых, стем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния намировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информированияклиента и, в-третьих, из-за «терапевтической мишени», которой в данном случаеявляется мировоззрение и миропонимание человека и вторично психологическиепроблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следуетпричислить к консультативным, в первую очередь, относится так называемая патогенетическаяпсихотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н.Мясищева.
Основнойзадачей патогенетической психотерапии является информирование пациентаили клиента с целью:
•осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональныхи поведенческих реакций;
•осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных иповеденческих стереотипов;
•осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими(психосоматическими) расстройствами;
•осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных ипсихотравмирующих ситуаций;
•осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования,коренящихся в детстве, а также условий формирования своей системы отношений;
•научения понимания и вербализации своих чувств;
•обучения саморегуляции.
Патогенетическаяпсихотерапия осуществляется в четыре этапа. На первом происходит преодоление неправильныхпредставлений пациента о его болезни; на втором — осознание психологическихпричин имеханизмов болезни; на третьем — решение конфликта и начетвертом — реконструкция системы отношений личности.
Врамках психологии самореализации упор делается на выработкупсихологической стратегии максимально использовать в жизни собственныйличностный потенциал, который включает:
1.Внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде основныхпотребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей.
2.Потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализациякоторых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей,окружением, образованием и т.п.).
3.Аутентичность — способность познать истинные собственные потребности ивозможности.
4.Способность принимать себя.
5.Потребность в любви.
A.Маслоу признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-ценности) иценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности).
Кценностям бытия относятся такие, как:
1)целостность — единство, интеграция, стремление к однородности,взаимосвязанность;
2)совершенство — необходимость, естественность, уместность;
3)завершенность — конечность;
4)справедливость — законность, долженствование;
5)жизненность — спонтанность, саморегуляция;
6)полнота — дифференцированность, сложность;
7)простота — искренность, сущностность;
8)красота — правильность;
9)праведность — правота, желанность;
10)уникальность — неповторимость, индивидуальность, несравненность;
11)непринужденность — легкость, отсутствие напряженности, изящество;
12)игра — веселье, радость, удовольствие;
13)истинность — честность, реальность;
14)самодостаточность — автономность, независимость, умение быть самим собой без участиядругих людей.
Позитивнаяпсихотерапия исходит из принципа обладания человекомспособностей к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивнойпсихотерапии являются:
•изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях;
•познание традиционных для него, его семьи и субкультуры механизмом переработкиконфликтов;
•расширение целей его жизни, выявление резервов и новых возможностей дляпреодоления конфликтных ситуаций и болезней[2].
Дляэтих целей используется транскультуральный подход к оценке тех или иныхпсихологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается впредоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к имеющимся у негопсихологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иныхкультурах. Например, при патологической эмоциональной реакции индивида навыявляемую у него алопецию (облысение) ему приводят пример отношения коблысению в некоторые африканских племенах, где эталоном красоты считается негустая шевелюра, а лысая голова. Такие культуральные сравнения направлены навыработку у клиента понимания относительности жизненных ценностей. Еще однимспособом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любыхпроблем и симптомов (например, импотенция трактуется как способность избегатьконфликтов в сексуальной сфере, фригидность — как способность телом сказать«нет», анорексия — как способность обходиться минимумом пищи и т.д.).
Особоевнимание в позитивной психотерапии уделяется формированию личностной ихарактерологической гармоничности с помощью предоставления информации отрадиционных транскультуральных способах переработки конфликтов и формированияценностей.
Когнитивнаятерапия рассматривает механизмы возникновения различныхэмоциональных феноменов в связи с имеющимися у пациента отклонениями в оценкереальной действительности в виде «систематических предубеждений». Считается,что эмоциональные расстройства возникают из-за «когнитивной уязвимости» —предрасположенности к стрессу в силу использования при анализе внешних событийжестко заданных иррациональных заблуждений («когнитивных искажений»). Среди нихвыделяются:
•сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основании единичного случая);
•катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий);
•произвольность умозаключений (бездоказательность и противоречивость привынесении умозаключений);
•персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личныхзначений);
•дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышлении крайностей);
•выборочность абстрагирования (концептуализация ситуации на основе детали,извлеченной из контекста).
Цельюкогнитивной терапии являются исправление ошибочной переработки информации имодификация убеждений в сторону ее рационализации и выработки жизненнойстратегии здравого смысла.
Близкойпо смыслу к когнитивной терапии считается рационально-эмотивная терапия, нацеливающаяна искоренение когнитивных искажений и так называемых «иррациональных установоки мыслей». A.Ellisописал двенадцать основных иррациональных идей, которые в процессеконсультирования должны быть исправлены:
1.Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг былпривлекателен для окружающих.
2.Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.
3.Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
4.Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
5.Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
6.Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
7.Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущаетв себе.
8.Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.
9.То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.
10.На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все,чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
11.Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
12.Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.
Всоответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со стороны клиента илипациента должен произойти «отказ от требований» к действительности и самомусебе, основанных на иррациональных идеях (установках), которые делятся начетыре группы: установка долженствования («люди должны быть честными»,«супруг должен быть верным»); катастрофическая установка («все ужасно инепоправимо»); установка обязательной реализации своих потребностей («ядолжен быть счастлив»); оценочная установка.[3] Основнымспособом терапии является сократовский диалог — когнитивный диспут сиспользованием законов логики.
Налогическом переубеждении клиента или пациента основан также метод рациональнойпсихотерапии, направленный на обучение человека правильному мышлению,умению избежать логических ошибок и заблуждений с целью предотвращенияпоявления невротических симптомов.
Психотерапия«здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементамирациональной психотерапии, т.е. переубеждения человека на основании логическойаргументации и формирования правильного мышления, основанного наопределенности, последовательности и доказательности, становлениемноговариантного способа осмысления действительности[4].Он противопоставляется одновариантному (ригидному), являющемуся частьюпатологического мыслительного паттерна при так называемой каузальной атрибуции.Базой личностной позиции при психотерапии «здравым смыслом» считается«антиципационная состоятельность» — способность человека предвосхищать ходсобытий, строить процесс прогнозирования на многовариантной гибкой основе,исполним прошлый жизненный опыт. Считается, что гармоничные характерологическиечерты и свойства личности, а также неврозоустойчивость способны формироватьсялишь в случае использования таких принципов, как:
а)отказ от претензий («мне никто ничего не должен»);
б)отказ от однозначности (при истолковании происходящих событий — «этоможет значить все, что угодно»);
в)отказ от фатальности (при истолковании будущих событий — «всевозможно»);
г)выработка стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали»взамен «предвосхищающей радости».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическоеконсультирование– этопроведение анализапсихического состояния клиента или пациента с использованием различных методовпсихологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) спредоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов,которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейскихпроблем, формированию новых представлений о различных подходах к решениюпсихологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологическойзащиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры иличностному росту.
Такимобразом, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс испособствует определению нормального или аномального развития человека, наличияили отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процессинформирования индивида о структуре его психической деятельности ииндивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциальнопатогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкампсихологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственногоэмоционального состояния.
Наиболееизвестными методиками, которые относятся к способам психологическогоконсультирования, являются: патогенетическая психотерапия, рациональнаяпсихотерапия, логотерапия, психология самореализации, позитивная психотерапия, когнитивнаятерапия, рационально-эмотивная психотерапия, психотерапия «здравым смыслом».
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. АбрамоваГ.С. Практическаяпсихология. — М., 2007. — 368 с.
2. АлександровА.А. Современнаяпсихотерапия. — М., 2001. — 335 с.
3. БернЭ. Игры,в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.-400 с.
4. ВыготскийЛ. С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1990.
5. КарвасарскийБ.Д. Психотерапия.— М., 1985. — 304 с.
6. КондратенкоВ.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. — Минск, 2005. -464с.
7. МенделевичВ.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В Д Менделевич. — 5-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 432 с.
8. МенделевичВ.Д., Авдеев Д.А., Киселев СВ. Психотерапия «здравым смыслом». — Чебоксары, 2002. — 76 с.
9. ПезешкианН. Психотерапияповседневной жизни. — М., 2005. — 336 с.
10. УоленС, ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия.-М., 1997. — 257 с.
11. ФранклВ. Человекв поисках смысла. — М., 1990. — 368 с.
12. ШевченкоЮ.С. Психокоррекция:теория и практика. — М., 2004. — 224 с.
13. ЭйдемиллерЭ.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 1990. -192с.
14. ЮнгК. Психологическиетипы. — М., 1995. — 616 с.