Реферат по предмету "Психология"


Психологические теории в социальной работе

Психологические теории в социальной работе

План
 
Введение
Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе
Заключение
Список литературы

Введение
 
Эффективность социальной работы обеспечиваетсярядом факторов — экономическими, материальной базой, управленческими, педагогическими,психологическими. Психологическое обеспечение социальной работы — один изважнейших факторов. Психологические средства позволяют сформировать довериелюдей к системе социальной работы. Не меньшее значение имеют социальныеотношения, в которых стержневую роль играют психологические компоненты(интересы, потребности, чувства, установки, идеалы и др.)
Практическая психология занимает одно изважнейших мест в обеспечении социальной работы. Именно она выступает центральнойячейкой социально педагогических приемов, используемых для решения задачсоциальной работы. Например, методы социального научения предполагаютиспользование механизмов социального восприятия, социального мышления.
Психологические основы социальной работыобразуеттеория личности. Социальная работа тесно увязывается стипизацией личностей, и соответственно этому строятся ее стратегия и тактика.На практике хорошо зарекомендовала себя теория акцентуации характеров.Например, выявляются положительные, отрицательные черты характера,конфликтогенные ситуации и соответственно этому подбираются психотехническиеупражнения, даются педагогические рекомендации.
В социальной работе применяются психологическиеметоды. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задачсоциализации, совершенствование социума.
Психологические методы, применяемые всоциальной работе, подразделяются на индивидуальные и групповые.
Существенные результаты в социальной работедают методыпсиходиагностики, решающие многочисленные задачи изучениясоциальнопсихологических характеристик личности, коллективов, воспитательных,экономических отношений.
В социальной работе широко применяетсяпсихологическаяконсультация. К ней прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители,учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т.д. По результатам этой работыстроится их индивидуальная и групповая деятельность.
Через социальную работу психология помогаетчеловеку сделать жизнь осмысленной, значимой, реализовать индивидуальную субъектность,оптимизировать жизненное пространство, развивать жизненные силы. В этой связипоказательно, что среди различных теоретических школ, существующих всовременной психологии, все больше начинают преобладать гуманистическиетенденции, в основе которых заложена вера в человека как высшее создание наЗемле, в его возможности саморазвития, самосовершенствования. И формирующиесяпарадигмы теории и практики социальной работы тесно связаны с психологическимипарадигмами. Поэтому овладение основными категориями социальной работыпредполагает значительную психологическую компетентность и подготовленность.

Основные направления психологоориентированныхподходов в социальной работе
 
Существует огромное множество психологическихподходов в социальной работе, применение которых на практике являетсяэффективным и необходимым для разрешения тех или иных задач. На мой взгляд,выбор психологической теории, в рамках которой будет работать социальныйработник, должен быть обусловлен, прежде всего, спецификой конкретной ситуациии личными предпочтениями и склонностями социального работника.
Первое и наиболее часто применяемоенаправление, которое будет рассмотрено – это психодинамические теории всоциальной работе.
Психодинамические теории явились основой для многих теорий социальнойработы, например, таких как функциональная, проблемно-разрешающая,эго-ориентированная, психосоциальная и др. Поэтому есть смысл познакомитьсяболее подробно с их сущностью. Современные психодинамические теории имеютдовольно широкий спектр различий, но всех их объединяет опора на идеиклассического психоанализа Зигмунда Фрейда. Он с позиций последовательногодетерминизма считал, что все психическое вызывается и определяетсяпредшествующими событиями. Сознание, подсознание, бессознательное — три уровняпсихического. Именно на последнем уровне находятся основные детерминантыличности, психической энергии, побуждений и инстинктов. Этот уровень личностиФрейд назвал Ид. Состоит он преимущественно из либидо (стремление ксексуальному удовлетворению), инстинкта агрессии и стремления к смерти. Высшийуровень личности — Супер-Эго (что-то вроде совести), между ними находитсяуровень Эго — следует инстинктам бессознательного и требованиям морали,отвечает за произвольное поведение и формирование психологических защит. [11,20]
Хотя позиции, выдвигаемые Фрейдом, вызывали идо сих пор вызывают неумолкающие дискуссии, ни у кого не возникает сомнений вих важности. Многочисленные ученики и последователи психоанализа бесконечномодифицируют концепцию Фрейда: Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Хорни,Карл Юнг — весьма известные имена в психологии. Психоанализ стимулировалразвитие новых идей — трансактного анализа (Э. Берн), биоэнергетики (А. Лоувен),гештальт — традиций (Ф. Перлз) и др. Это направление объединяет большое числотеорий и школ, не похожих друг на друга, порой парадоксальных. Спектр ихразличий довольно широк — от ортодоксальных, традиционных (классических) доболее гуманистических, с использованием методов других направлений.
Психодинамический подход в целом фиксируетвнимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в егодетство, который, как правило, не осознается субъектом. Эта идея выражаетсяпонятием «предметные связи». Отсюда центральным понятием является«конфликт» — непознанные («бессознательные») моменты,возникшие в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжающиеся в жизнивзрослого. Такие конфликты — манеры поведения — были заложены как кластерычувств, мыслей и поступков. Они возникли в результате взаимодействия различныхсобытий в индивидуальной истории развития человека.
Считается, что на основе прошлого опытаформируется особая организация (совокупность чувств, мыслей и манер) поведения,оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира. Если она выражается внеадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контекстепрошлого опыта, можно изменить эти «организующие системы»,способствуя тому, чтобы информация и опыт в будущем у личности структурировалсяиначе, став основой нормального психического самочувствия. При его нарушении оттревоги и неуверенности спасает человека своеобразный механизм, названныйпсихологической защитой, который действует на подсознательном уровне.
«Защита» и «сопротивление»— с позиций психодинамики представляются как особые когнитивные способностичеловека, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний,держать их вне своего сознания, обеспечивающие бессознательную компенсациютревоги и стресса. Психологическая защита — один из механизмов, препятствующихизменению личности. В современном психодинамическом подходе описан ряд наиболеераспространенных защитных механизмов: вытеснение, отрицание, подавление,идентификация, рационализация, интеллектуализация, регрессия, сублимация,расщепление, проекция и др.
Примером возможного современного использованияпсиходинамического подхода может служить Эго-психология (egopsychology), разработанная Анной Фрейд. Она изучала проблему основныхфункций и защитных механизмов ego как «регуляторной» структуры.Уже в этой теории проявилась тенденция к целостному осмыслению человека [11].
Еще в большей степени отмеченная тенденцияхарактерна для одной из современных психодинамических теорий, получившейназвание «Я-психология» («self-psychology»). Основнаясущность Я-психологии, созданной X. Кохутом [2], состоит в рассмотрении«Я» как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения исамоотношения.
Тенденция к гуманизации относится и ктеоретическим построениям Э. Берна — трансактному анализу [5, 6]. Рассмотрим ихболее подробно.
Трансактный, или структурный анализ (ТА) развилсовершенно новый оригинальный взгляд на поведение человека, в основе котороголежат неосознаваемые, запрограммированные игры, в которые он играет в течениевсей жизни. Э. Берн в этой связи отмечал тот факт, что каждый человекрасполагает определенным, чаще всего ограниченным, набором психических свойств(систем чувств, поведенческих схем своего «Я»). Репертуар этихсостояний он назвал так: «Родитель» (сходное с образом родителей);«Взрослый» (субъективный реальный опыт) и «Ребенок»(начало, действующее с раннего детства).
Все три составляющие важны для человека:Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости;Взрослый — источник рациональности; Родитель — мудрости. Каждое состояние по-своемуделает жизнь человека полноценной, и все они должны находиться в оптимальномравновесии. Проблемы возникают обычно при неадекватности их сочетаний, чтопроявляется в играх.
Игры — типичная модель невыраженныхкомпромиссов (трансактов), которая постоянно повторяется, превращается встереотипы и способствует созданию дискредитирующих ситуаций. Психологическиеидеи динамического подхода легли в основу целого ряда моделей социальнойработы.
Имевшая большую популярность в последниедесятилетия психосоциальная работа предполагает обычно длительноевзаимодействие с клиентом. Но в социальной работе нередко приходится иметь делос ситуациями, требующими немедленного изменения. Теоретически и технологическиэто обосновывается с позиций кризис-интервентной модели социальной работы.
Сущность этого подхода можно рассмотреть натипичном примере, который широко используется в зарубежной литературе. [1, 19]
N пришел к социальному работнику после смертисвоего отца через неделю в состоянии сильного душевного расстройства. Еслиподойти к этой ситуации поверхностно, то можно полагать, что это состояниевызвано смертью отца. Однако социальный работник, изучая историю жизни N,установил, что он недавно расстался со своей женой, которая уехала в другойгород. N уже находился в стрессовом состоянии, пытался с этим бороться (завелновую подругу, чрезмерно употреблял алкоголь), но не чувствовал себя комфортно.Смерть отца еще сильнее дала почувствовать ему свое одиночество, что и вызвалосостояние сильного душевного расстройства.
Поняв ситуацию с N, социальный работник помогему поверить, что на него не свалилась серия разных несчастий, а что всенеприятности сплетались в одно целое. Это не только облегчило страдания N поповоду смерти отца, и он смог освободиться от страха, вызванного одиночествомпосле ухода жены, но и изучить самые простые способы установления отношений сокружающими и нормализовать их [1].
На этом примере видно, что для оказания помощиклиенту N необходимо было специальное вмешательство социального работника и,прежде всего — стремление понять истинную причину его острой эмоциональнойнапряженности. Согласно такой позиции кризисное вмешательство (четкорегламентированное, базирующееся на методах психологического воздействия)является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушениюнормальной жизни людей. Поэтому кризисное краткосрочное вмешательстворассматривается как общая теория решения проблем клиентов.
Видный представитель этого направления всоциальной работе Голан разработала и описала основные теоретические положениякризисного краткосрочного вмешательства. При этом важное внимание, какпрактически в любой теории психодинамического подхода, уделяется изучениюистории кризиса и происхождению переживаний. Основанная на психодинамическихидеях кризис интервентная модель социальной работы наиболее эффективноприменима для помощи людям, пережившим несчастье, снова приспособиться к жизни,совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться струдностями.[1]
Однако многие специалисты в области социальнойработы не вполне удовлетворены методологией и теорией психоаналитического ибазирующегося на нем психодинамического подхода в связи с его известнойограниченностью, что создаст определенные сложности на практике [19]. В связи сэтим возникает необходимость в использовании других теоретических оснований,практикуемых в современной психологии, что также требует предметногоознакомления.Следующеенаправление, которое будет рассмотрено — />бихевиористская и когнитивная психология в контекстепроблем социальной работы.
Бихевиористский подход был первым большим наступлением напсиходинамические теории и их использование в социальной работе. Понятьосновную психологическую сущность этого направления важно потому, чтометодолого-теоретические подходы в социальной работе прямо преломляютпсихологические идеи.
Бихевиористское направление в психологии беретначало от работ Д. Уотсона.[8] Центральной конструкцией его системы являетсявозможность показать влияние окружения на поведение человека. В этой связибихевиоризм склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека впротивоположность психодинамическому подходу. Здесь не уделяется особоговнимания и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, чтоимеет существенное значение для экзистенциализма и гуманистических теорий. Длябихевиоризма важны мысли и поступки личности, их мотивы.
Основная идея — поведение человека — определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путемразличного рода стимуляций. В теории и практике социальной работыосновополагающими являются положения об ответной и оперантной обусловленностиповедения индивидов и социального обучения как одного из способов формированияи реализации поведенческих реакций,
Социальная работа, используя бихевиористскийподход, может быть довольно эффективной в силу своей четкости в постановкецелей и их достижений. Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе прирешении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методовпоощрения и наказания. Полезна бихевиоральная модель и в работе с группами.
В социальной работе, однако, в большей степенииспользуются идеи психологии бихевиоризма, связанные с социальным обучением(моделированием). Но, этот подход не нашел широкого применения в социальнойработе по этическим соображениям, поскольку методы бихевиоризма в большейстепени позволяют манипулировать поведением клиентов, чем контролировать его. Аэто не вписывается в стиль социальной работы, противоречит ее гуманистическойсоставляющей.
В связи с идеями бихевиоризма, но в то же времяи достаточно независимо, сформировалась когнитивная психология. Особопрочные позиции в теории социальной работы это направление заняло в 80-е годы.В то время теория и практика социальной работы, стесненная рамкамипсиходинамического подхода и не нашедшая основного ключа в бихевиористскихконцепциях, открыла широкие возможности для применения психологическихкогнитивных моделей [14, 17]. При этом стала все более очевидной их близость ксоциальной психологии и социологии, комплексным подходам.
Представители когнитивного направления считаютважным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей,принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности.Эти положения являются основой рационально-эмоциональных построений (А. Эллис),когнитивной терапии (А. Бек), психологического взаимодействия (Д. Крамбольц,Глассер). Общее, что объединяет различные когнитивно-бихевиористские подходы, —опора в большей степени на мысли и поступки индивидов [14].
Эффективное использование когнитивнойпсихологии в социальной работе характерно для X. Гольдштейна. В его работахпрослеживается мысль о том, что неадекватность, ошибки восприятия ведут кформированию неверного взгляда на жизнь, нередко выражающегося в различныхконструкциях. Отсюда, по мнению Гольдштейна, поведение включает 3 части:моральный код или социальную философию, теорию личности и методы воздействия [21].
Своеобразие теории Гольдштейна состоит в том,что он пытается объединить психологический и социальный аспекты в единое целое.Выделяя в личности три главные переменные: самопонимание (существование),восприятие себя (знание) и интенциональность, работы являются гуманными и,во-вторых, эти подходы дают возможности для понимания человека как целостнойличности, находящейся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждыйиз названных подходов в отдельности.
Голдштейн считает обязательным для личностногокомфорта гармоничные отношения между всеми частями личностного «Я».Рассогласование между ними ведет к различного рода конфликтам. Тут и возникаетширокое поле деятельности для психологов, психотерапевтов, социальныхработников. Основная цель их — помочь индивидууму адаптироваться к социальнойситуации. В социальной работе это становится возможным путем использованияразных видов социального обучения (стратегического, тактического, адаптивного,дискриминационного, проблеморазрешающего и др.) [21].
В целом, когнитивную психологию можнорассматривать как теоретико-методологическую основу для многих теорийсоциальной работы, в том числе и комплексно-ориентированных/>.
Еще одно довольно распространенное направлениев психологии – это гуманистическое. Рассмотрим возможности его использования всоциальной работе.
К гуманистическому направлению относятконцепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), ВиктораФранкла (экзистенциональный подход), Ф. Перлза (гештальт-традиции).
Важность рассмотрения вкладов в социальнуюработу указанных психологических подходов трудно переоценить по важной причине:в своей основе он отражает сущность, содержание и методы социальной работы. Ведь,основная сущность гуманистической психологии по К. Роджерсу — акцентированныйна личности подход, в котором личность является контролирующим центром дляпринятия решений. В основе такого подхода — человек, его предназначение жить идействовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевыхпонятий «интенциональности», необходимости для нормальногосуществования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По глубокомуубеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека — конструктивны и,если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития.Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могутпробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная,индивидуальная субъектность [15].
Решающую роль в жизни и развитии человека сточки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе —«Я» — концепция, центральным звеном которой является понятие«самоценности».
Через всю психологическую теорию личности у К.Роджерса красной нитью проходит идея — каждый человек обладает внутреннейсобственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полнойреализацией своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели«личностного роста», основанной на стремлении человека к повышениюсамоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальнойработе.
К. Роджерсу удалось выделить три условия,которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностьюили с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность — искренность),безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманиюдругого, сопереживание. Он оценивал возможности личностного роста какнеисчерпаемые, и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек.
У К. Роджерса много последователей исторонников. Его идеи широко используются психологами и в теоретических, и впрактических построениях. Близки ему «по духу» и идеи А. Маслоу.
А. Маслоу разработал концепцию иерархиипотребностей: первый (низший) уровень соответствует естественным, биологическимпотребностям человека, над ним последовательно надстраиваются потребности вбезопасности, опеке, знании, самоуважении. Вершина иерархии — потребность всамоактуализации, становлении, росте личности. Этому способствует принятие человекомопределенных ценностей: творчества, альтруизма, любви и др. Определяясамоактуализирующуюся личность, А. Маслоу постоянно подчеркивает мысль о том,что характерно для нее не отсутствие проблем, а умение находить пути и способыих решения. [9, 10]
Экзистенциональная психология дает возможностьв социальной работе с клиентами научить их планировать и развивать отношения сдругими людьми, которые бы обеспечивали ему определенное существование. С этихпозиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутриотдельных систем, так и межсистемных связей. Примером могут служитьтеоретические построения и практика В. Франкла. Важнейшим стремлением личностиВ. Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не можетреализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию (или экзистенциальныйвакуум). Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса,профессии, религиозных убеждений и т.д. несет ответственность за реализациюсвоего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегдаможно осознать. [23]
В концепции личности В. Франкла доминируетположение о том, что для человека важно не то, что с ним случилось, гораздозначимее его отношение к случившемуся. Психологическую работу с людьми авторназвал логотерапией, понимая ее как способ анализа ситуаций и какметод консультирования. Это прямо включается в контекст проблем социальнойработы.
Основная задача логотерапии — помочь найтисмысл и цель жизни индивида, понять, как человек конструирует свой мир. Приэтом особое место занимает формирование представлений личности о своем будущемкак «запускающем» поведение механизме, основе становления жизненныхстратегий.
К современным психологическим теориямгуманистического направления следует отнести и гештальт-психологию.Основные тенденции возникновения и развития гештальт-психологии как научногонаправления связаны с изучением процесса восприятия. Однако идеи гештальт-психологии— целостности, константности, структурности, осмысленности психики былираспространены и на психологию личности, социальную психологию. В этой связиособый интерес представляют идеи, развиваемые в исследованиях К. Левина и егопоследователей.
К. Левин сосредоточивает свое внимание наисследовании проблем человеческих побуждений (мотивов). Он, в частности,считает, что мотивами могут быть объекты — различные районы «жизненногопространства» индивида, испытывающего в них потребность.
Современные подходы в гештальт-психологии,которые с большой вероятностью важны в социальной работе, связаны сосвоеобразным пониманием личности и ее опыта. Основоположником этого направлениясчитается Ф. Перлз.
Основу своего подхода Ф. Перлз прежде всегосвязывал с непосредственными чувствами и переживаниями его актуального опыта.«Гештальт» с точки зрения этого направления — это принцип целостностиили фигура, действующая либо внутри контекста, либо на определенном фоне.
Согласно взглядам Ф. Перлза, личность состоитиз множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человекиспытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложностьокружающего мира создает трудности в понимании. Многовариантность мираусиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единуюличность. [24] Все это определяет вполне специфические стратегии и технологиюсоциальной работы.
Гештальт-психологи справедливо полагают, чтожизненная ситуация это и есть гештальт, поэтому теряет смысл фрагментарнаяработа с отдельными частями личности. Только личность сама может выстроить новый,более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место в гештальте отводитсяцелеполаганию, которое и задает его структуру.
Гуманистическое начало в гештальт-теориисвязано с положением о том, что изменения в личности происходят только тогда,когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Ниот решения «быть лучше», ни от просьб, ни от требований других людейактивных внутренних изменений, как правило, не происходит,
В русле гештальт-традиций было созданомножество интересных техник психологического влияния, которые могут бытьиспользованы как в рамках данного, так и в рамках других подходов.
Все изложенные подходы дают много ценного длясоциальной работы. Основная задача психолого-ориентированной социальной работы— войти во внутренний мир личности и помочь ей избрать оптимальное направлениеразвития, опирающееся на адекватное понимание собственного «Я» иокружающего мира./>Ниже,рассмотрим в качестве концептуальных основ социальной работы психологическиетеории, основанные набиоэнергетике и телесной ориентации.
В последние годы среди ученых и практиковзначительно усилился интерес к теоретическим построениям, связанным с единствомпсихической и биологической природы человека. Возникло специальное направление— психотроника как комплекс наук, изучающих биополе, сверхчувственноевосприятие человека. Она исследует проблемы биоэнергетики, экстрасенсорики,биолокации, ясновидения, различные виды транса и др. Ведущим положением психотроникиявляется мысль о том, что человек занимает в пространстве гораздо большийобъем, чем его тело, обладает собственным биополем, биоэнергетикой. Человекрассматривается как частица единого «космического разума», целостногокосмоса, неотъемлемая принадлежность общего психоэнергетического поляВселенной.
Многие понятия психотроники дискуссионны, в томчисле и понятие «биополе». Оно используется обычно для обозначениясуммы всех известных и неизвестных энергий, излучаемых или отражаемых живыморганизмом. Конечно, психотроника только делает свои первые шаги. Здесь покаеще больше проблем, чем их решений. Но тем не менее разработано уже довольномного теоретических положений, завоевавших широкую популярность, например психомануальнаятерапия (различные виды биомассажа, в том числе и бесконтактный массаж,кодирование и др.).
Одним из примеров биоэнергетических конструкцийявляется медитация. Медитация как один из методов работы человека со своейпсихикой возникла в восточных теориях совершенствования личности: буддизма ийоги.
Медитация приводит к такому состоянию сознания,когда все духовные силы находятся в равновесии, что ведет к озарению,просветлению, «инсайту». Во время медитации происходит развитиеличности, ее различных аспектов, возникает совершенно новый опыт.
В восточных учениях медитация — один изосновных инструментов самосовершенствования личности, балансирование еепсихоэнергетики. При этом различаются уровни медитации. С наиболееповерхностным уровнем знаком каждый человек, не отдавая себе в этом отчета. Этопроисходит тогда, когда мы задумываемся, уходим в себя, отвлекаемся отокружающего мира… и тогда вдруг приходит какой-то вариант решения проблемы,отсутствовавший ранее. От поверхностных стадий медитация может перейти к болееуглубленным и достичь того уровня, когда человек может сам себе внушатьнеобходимые состояния.
Другим видом концепций рассматриваемогонаправления является телесно-ориентированный подход [26]. Этот подход активноразвивается в последнее десятилетие и включает много направлений, техник итехнологий:
— работа над структурой тела: биоэнергетическаятелесная терапия А. Лоувена, структурная интеграция (рольфинг), техникаАлександера, метод Фальденкрайза, первичная терапия Артура Якова;
— система, направленная на улучшение функционированиятела: чувственное сознание и релаксация чувств;
— восточные учения, ориентированные на тело:хатха-йога, тай-чен, айкидо, цигун и др.
Различные теории, связанные с психологией иориентацией на тело, развивались независимо в разных местах земного шара, ноимеют много общего. Прежде всего они базируются на идее «недеяния»,т.е. предоставление телу возможностей действовать естественно и легко. Все онипредпочитают релаксированные действия напряженным. Наконец, все онирассматривают тело и ум как единое целое.
Телесно-ориентированные системы стремятсянаучить человека быть более релаксированным, естественным как во время отдыха,так и в действии: не напрягаться, не тянуть, не стараться. Они помогаютотучиться от дурных привычек и вернуться к естественной мудрости, координации иравновесию тела. Телесно-ориентированное воздействие широко используется как виндивидуальной, так и групповой форме.
Использование психологических биоэнергетическихи телесно-ориентированных концепций в социальной работе в настоящее время нетоснований назвать очень активным. Тем не менее различные элементы их нашлидовольно широкий спектр приложения. Например, импонирует для социальной работысам подход: в человеке есть единство психического и биологического: только в совместномвзаимодействии он может стать, по известному выражению Олпорта, «хозяиномсвоих функций». Этот подход важно учитывать, особенно при работе сопределенной категорией людей (склонностью к суициду, депрессии, социальнойнежелательности и др.). Рассматриваемое направление взаимодействия психологии исоциальной работы весьма близко примыкает к одной из комплексно-ориентированныхконцепций социальной работы — виталистской. В сочетании с ней оно даетсовременному ученому и практику целый ряд новых возможностей усиления защитныхпотенций человека, сочетая его биофизиологические, психические и социальныевозможности./>Также, следуетобратить внимание на возможности применения дианетической концепции личности всоциальной работе.
Дианетика — наука о разуме, душевном здоровье описана Л. Хаббардом [25].Она основывается на специфических философских и психологических представленияхо человеке, его сущности, эмоциях и разуме. С позиций дианетики единственныйпринцип и общий знаменатель всей жизни — это стремление к выживанию какистинного значения «жизненной силы», которую Р. Хаббард назвал центромсознания «Я», т.е. сам человек. Но имеется в виду не его тело илиимя, не его разум, а то, что он осознает, самосознание. А это и есть личность.
Абсолютной целью выживания постулируетсябессмертие или бесконечное выживание. Человек стремится выжить как организм,продолжить себя в детях, в группе, членом которой он является, во всемчеловечестве и других симбиотах. Наградой за действия, способствующиевыживанию, является удовольствие, ощущение психологического комфорта.Наказанием за разрушительные действия становятся смерть и боль.
Центральное понятие дианетики «клир».Клир— это человек, личность в оптимальном состоянии:отсутствии любых заболеваний, с высоким уровнем интеллекта, живущий энергично ис удовольствием, с полнотой всех ощущений. Р. Хаббарт дает полнуюхарактеристику человека-клира: его восприятия, памяти, эмоций, мышления. Именноклир воспринимает, перерабатывает и интерпретирует окружающий мир наиболееадекватно, а не аберрированно, т.е. искаженно. Для иллюстрации автор приводитпример: если попросить клиров и неклиров подумать о розе, то будутсоответственно разные результаты. Неклиры обычно могут либо представлять, либочувствовать запах, но не видеть цветок, затрудняются одновременно видетьразличные цвета роз, оттенки… Клир же «видит» розу во всеммногообразии се свойств и оттенков. [25]
Подобные свойства клиров проявляются и в другихпсихических процессах, что важно для разума, прогнозирования и планированияцелей и будущей жизни. Исследования клиров и неклиров, проведенные основателемдианетики, показало, что основные цели разума, как и человеческой натуры,направлены на созидание и постоянное благо. Изменяются они лишь под влияниемтого, что он видит и в зависимости от его образования и взглядов.
Р. Хаббарт доказывает, что клир является цельюдианетической терапии. Той целью, которую можно достичь при помощи некотороготерпения, умения и труда. Любой человек может стать клиром, если он не потерялчасти мозга в результате операции или несчастного случая или не был рожден сдефектом нервной системы.
При неоднозначности отношений к дианетикеразличных ученых и практиков тем не менее можно признать, что ее идеи весьмаполезны для психологии и социальной работы. Ведь одна из конечных целей и социальнойработы и дианетики совпадает — помочь человеку жить в состояниипсихологического комфорта, поднять его личные возможности и самосознание,освободить от трудностей, омрачающих его существование, помочь обрестисредство, помогающее решать жизненные проблемы./>Такженемаловажен взгляд на индивида с позиций соционического подхода кличности, группе в социальной работе.
Соционическое направление в понимании личностивозникло в 80-е годы, когда достаточно широко распространились работы А.Агустинавичюте. В настоящее время соционика переживает бурное становление:уточняются понятия, рождаются концепции, накапливается исследовательский опыт,новые технологии влияния на психику людей.
В основе соционического подхода к личностилежит убеждение, что различные отношения между людьми, находящимися в одних итех же социальных условиях, могут объясняться лишь своеобразием психологическихструктур индивидов [21]. Соционика описывает 16 типов личностей, которыеотличаются друг от друга следующими параметрами: особенностями восприятия ипереработки информации, ее обмена, структурирования.
При этом соционика демонстрирует и характеринтертипных отношений, устанавливающихся внутри каждой пары типов (диад).Основой психологических разработок по соционике явилась теория Юнга, модельиндивидуальности которого строилась на концепции четырех психологическихфункций: интуиция, сенсорика, мышление (логика), эмоции (этика), находящихся вэкстравертированной и интравертированной установках.
Эти функции психического мира личности всоционике были определенным образом подвергнуты классификации, в результатечего и появились 16 типов личности. Каждому из типов был подобран условныйпсевдоним, названный именем исторического или литературного героя. Например,интуитивно-логический экстраверт («Дон-Кихот») и логико-интуитивныйэкстраверт («Д. Лондон») или интуитивно-логический интроверт(«Бальзак») и интуитивно-этический интроверт («Есенин») и др.
В процессе взаимодействия люди вступают вразличного рода отношения между собой, которые могут развиваться гармонично,создавая общающимся состояние психологического комфорта (дуальные пары).Отношения в парах оказывают положительные влияния, которые выражаются какотношения тождества, зеркальные, родственные, деловые, активизирующие,полудополнения и др. Эти взаимоотношения могут носить иррелевантный иликонфликтный характер (миражные, конфликтные, отношения погашения, квазитождества,супер-эго и др.)
Все 16 типов личностей составляют социон какструктурно-функциональную единицу человеческого разума. В соционе принятовыделять 4 квадры, т.е. такое сочетание соционических типов личности, которыемогут вместе работать активно и плодотворно. Причем каждая квадра состоит издуальных пар и наиболее эффективно может выполнять определенную работу.Очевидно, что эта область психологического знания имеет прямое отношение крешению проблем социальной работы, к эффективности взаимодействия клиента исоционома.
В последние годы возникает методологическая,теоретическая и технологическая необходимость сочетания различныхпсихологических подходов. Это особенно важно для социальной работы. Такоесоединение возможно двумя путями: эклектическим и конструктивным. В первомслучае выбираются наиболее понравившиеся специалисту положения того или иногоподхода и механически объединяются между собой. Такой путь возможен, чтонередко и происходит. Второй путь более трудоемок. Использование различныхподходов в нем связано с формированием иных принципиальных положений,отсутствующих в каждом из них в отдельности. В психологии такое направлениеполучило название психосинтеза, которое возникло совсем недавно.
Современный психосинтез требует сочетания различныхметодологических, теоретических и технологических воззрений в целом и новогометода для каждого клиента в отдельности. Один из вариантов психосинтеза описанР. Асаджиоли [3]. В центре описанного им подхода — построение новой концепциичеловека, его личности. Автор отмечает, что для психосинтеза важно использоватькак различные психологические модели личности (психоанализ, динамическуюпсихологию, экзистенциальную психологию), так и хорошо изученные факты издругих областей (психосоматической медицины, психологии религии, исследованийсверхсознательного, парапсихологического, восточной психологии, холодинамики,социальной психологии, психиатрии, антропологической психологии, активныхметодов воздействия на личность и др.).
Согласно рассматриваемому подходу, все элементыличностной структуры сфокусированы в высшем «Я», которое приводит кединому видению и познанию различных эмпирических данных. Именнорассогласование в высшем «Я» и личном «Я» препятствуют впонимании индивидом и себя, и других людей, что делает его тревожным идезадаптированным. В этой связи следует помочь человеку в осознании(самоанализе) внутреннего высшего «Я», путем создания «идеальноймодели Я», т.е. «нового центра Я», вокруг которого и начинаетсяпсихосинтез — построение новой концепции личности с помощью специальных техники технологий.
Психосинтез постулирует целостную концепциюпсихологической жизни как постоянного взаимодействия и конфликта междумножеством различных и противоположных сил и объединенным центром (высшее«Я»), который всегда стремится координировать, гармонизировать иобъединять их. Очевидно, что это дает весьма гибкий инструмент в рукисоциального работника в его взаимодействии с клиентом.
Психосинтез используется в различных сферахдеятельности: психологическом консультировании, психотерапии,самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использованиепсихосинтеза в социальной работе является перспективным при оказании личностипомощи и поддержке в решении внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов.Возможно использование психосинтеза в разрешении и профилактике национальных,социальных, экономических, научных и религиозных противоречий. И в этом смыслепсихосинтез примыкает к комплексно-ориентированным концепциям социальнойработы.

Заключение
Социальная работа в современном психологическомпонимании представляет собой неразрывную связь с психологией, а также широкоеиспользование психологических процедур.
Будучи объектом социального действия, индивидзанимает пассивную общественную и личностную позицию. Психологически этопроявляется как стремление к детерминированности своих жизненных стратегий,исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладаниюповеденческих стереотипов, ригидности мышления, экстернальности. Подлиннуюактивность, возможности к саморазвитию, самоактуализации, интернальности,целенаправленности, креативности может проявить личность только в качествесубъекта социальных действий.
Ослабление личностной, индивидуальнойсубъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает егоспособности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанныхс возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей ипсихологии, и социальной работы — создание условий для проявления жизненных сили социальной субъектности, оказания помощи человеку, желающему измениться,решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями.И к этим путям относится то многообразие методов, которые дает психология социальнойработе.

Литература
 
1. Андреева Г.М. Социальная психология.— М.: Аспект Пресс, 2004.
2. Айви Е., Айви М.Б., Саймен Л.Д. Консультирование и психотерапия:Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992.
3. Асаджиоли Р. Психосинтез. М., 1993.
4. Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы: Нейро-лингвистическоепрограммирование — Новосибирск, 1992.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Екатеринбург:ЛИТУР, 2002. — 576 с.
6. Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии. – Екатеринбург: ЛИТУР,2003. – 272 с.
7. Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Психология и социальная работа. Барнаул,1991.
8. Джайтис М., Джюнгвард М. Рожденные выигрывать: (Трансактный анализ сгештальт-экспериментами). М., 1993.
9. Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности: Тексты. М., 1982.
10. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татылбаевой А.М.Вступительная статья Чубарь Н.Н. – СПб.: Евразия, 2001. – 478 с.
11. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. сангл. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 539 с.
12. Необычная психотерапия: (Психотерапевтические техники МилтонаЭриксона). — М., 1986.
13. Общая психодиагностика / Ред. А.А. Бодалев и др., М, 1986.
14. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.:ИНФРА-М, 1997. — 368 с.
15. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ.Т.Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-воЭКСМО-Пресс, 2002. – 512 с. (Серия «Психологическая коллекция»).
16. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы к групповойработе с людьми. — СПб., 1992.
17. Социальная работа: Теоретические основы подготовки социальныхработников. — М., 1992.
18. Тобин С. А. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированнойтерапии К. Роджерса // Иностр. психология. — М., 1993. Т. 1, №1.
19. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт.М.: Тула, 1993. Т. 1,2.
20. Теории личности/ Л.Хьелл, Д.Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2003. –608 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
21. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие для высшихучебных заведений. Под ред. Проф. С.И. Григорьева, Изд-во «Наука»1994.
22. Теория и методология социальной работы. — М., 1994.
23. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
24. Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин Практикум по гештальт-терапии. –Пер. с англ. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
25. Xaббapд Л.Р. Дианетика. — М.: Издательская группа Нью Эра, 1995.
26. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотронике. — М., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.