Введение
Сокончанием школы перед старшеклассником встает вопрос о его дальнейшемопределении. Многие продолжают образование, кто-то создает свою семью,некоторые сразу идут работать и т.п. Существует еще много вариантов, которыеиспользуют подростки. Иногда выбор осуществляется родителями, которыенаправляют своего ребенка в «нужном» направлении, но чаще юноши делают выборсамостоятельно в соответствии со своей жизненной позицией.
Профессиональноеобразование призвано создать условия для максимальной реализациипрофессионально-психологического потенциала личности. В основе современногопрофессионального высшего образования стоит важнейшая задача — формированиесубъекта профессиональной деятельности.
Системаориентаций старшеклассников
Кюношескому возрасту выстраивается определенная система ценностей, на основаниикоторых они начинают более или менее реально оценивать свои жизненныеперспективы. В ориентациях на те или иные ценности находят выражение основныежизненные принципы человека, мировоззренческая и нравственная направленностьего интересов, помыслов, побуждений.
Ценностинепосредственным образом связаны с основополагающими представлениями человека осмысле жизни и ее цели. От его системы ценностей по существу зависит — какиесредства будут избраны им для достижения общих и частных целей. Ценностиобразуют и систему отсчета для самооценки человеком своих действий, поступков,намерений, выбора способов самореализации личности.
Появлениенаправленности в будущее обусловлено в первую очередь ситуацией скорогоокончания школы, когда юноша впервые становится перед сознательным выборомжизненного пути. С другой стороны этот возраст характеризуется бурным развитиемпроцессов самосознания и самоопределения, становлением целостного образа «Я»,который включает в себя составляющую «Я в будущем». Возможно, различия в построенииподростками систем ценностей, зависит от направленности личности, от типамотивации, смысловой оценки происходящего.
Возникаетзадача экспериментального исследования ведущей мотивации и ценностно-смысловойориентации с учетом важности и доступности для подростка различного типаценностей.
Цель:выявить взаимосвязь ведущей мотивации учебной деятельности с характеромосознания ценностей как желаемых и доступных.
Выборка:ученики 10-11 классов в возрасте 16-17 лет. Всего в исследовании приняли участие67 человек, из них 35 мальчиков и 32 девушки.
Методики:методика Семантического дифференциала Ч.Осгуда (в адаптации В.Ф.Петренко,М.Рокич (в адаптации Е.Б.Фанталовой), методика неоконченных предложенийА.Д.Андреевой.
Результаты:В результате исследования выяснилось, что в целом значимость такихобщечеловеческих ценностей, как «Здоровье», «Счастливая семейная жизнь»,«Любовь», оценивается подростками выше, чем учебных («Глубокие и прочныезнания», «Самосовершенствование в учебе»). Большинство подростков, независимоот типа мотивации, испытывают внутренний вакуум в сферах «Активная жизнь»,«Интересный разговор», «Красота природы и искусства», «Творчество» и «Получениеудовольствия». Особый интерес вызывает сфера учебной деятельности и ценности сней связанные, так как, с нашей точки зрения, это является важным показателемдальнейшего благополучного или неблагополучного развития личностистаршеклассника.
Наиболееблагополучным с точки зрения развития личности старшеклассника является типмотивации, связанный с достижением (потребность в самосовершенствовании ипреодолении препятствий). Подростки данного типа имеют наименьшее количествовнутренних конфликтов и вакуумов, что указывает на согласованность значимых идоступных сфер жизни. Также там отсутствует противоречие между ценностью идоступностью важных в настоящий момент для учеников сфер жизни, связанных сучебно-познавательной деятельностью, что является фактом, способствующимблагополучному развитию личности.
Длягруппы с учебно-познавательной мотивацией наивысшие места по рангам занимаютценности «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей»,«здоровье», «любовь» с выраженным конфликтом. Ценности «глубокие и прочныезнания», «успешная учеба», «уверенность в себе» занимают средние позиции ихорошо согласованы.
Вдругих группах сфера познавательной деятельности имеет незначительную разницумежду оценкой ее ценности и доступности, но рассогласование имеет место.
Тревогу,внутренний конфликт вызывают у большинства подростков, независимо от типатекущей мотивации, такие сферы жизни, как «Здоровье» и «Счастливая семейнаяжизнь». Эти сферы никогда не культивировались, не обозначались в школьнойжизни, они не использовались для мотивации в учебно-воспитательном процессе,хотя, как видно, они достаточно сильно беспокоят современных подростков.
Обнаружено,что для группы учащихся с мотивацией достижения и учебно-познавательноймотивацией, ценности учебной деятельности занимают средние позиции и достаточнохорошо согласованы, в то время как для группы учащихся с мотивацией аффилиации,престижа и конкурентной мотивацией, эти ценности менее значимы и плохосогласованы, в этой сфере чаще имеются личностные конфликты и вакуумы.
Развитиестудентов вуза
Изменениятребований к профессиональной подготовке специалиста в вузе обусловлены рядомобъективных причин: необходимостью освоения современных технологий, повышениемроли интеллектуальной составляющей и усложнением труда, что влечет за собойбольшую свободу в профессиональной деятельности, самостоятельностью припринятии решений и выработки ответственности за свои действия. Современноеобщество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладаютболее высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуютпостоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. Поэтому подготовкаконкурентоспособных специалистов, ориентированных на социальные ценности, испособных эффективно выполнять профессиональную деятельность закономернотребует развития креативного поведения еще в студенческий период. На фоневнедрения личностно-ориентированного подхода к обучению, моделей развивающихпсихолого-педагогических технологий, использования достижений в области новыхинформационных технологий, компьютерного обучения в подготовке профессионалов становитсячрезвычайно актуальным формирование креативного поведения. Меняются цели,содержание, методы образовательного процесса. На передний план выходят проблемыподготовки специалистов в соответствии с новыми образовательными стандартами.Данные проблемы требуют анализа психологического сопровождения развитиякреативного поведения студентов, определения методов и технологий ориентациистудента на успешность в выполнении им учебно-профессиональных задач.
Креативность– способность продуцировать принципиально новые идеи, отклоняться оттрадиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации, чувствительностьк проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при ихрешении.
Исследованиебыло проведено в 2005-2007 учебных годах на базе Пятигорского государственноголингвистического университета. Испытуемыми были студенты 1 и 2 курсовфакультета французского языка и факультета психологии, всего в экспериментеприняли участие 150 человек (из них 45 юношей и 105 девушек).
Спомощью методик невербальной креативности Торренса и вербальной креативностиС.Медника в адаптации А.Н.Воронина испытуемые были разделены на группы свысоким и низким уровнем развития креативности. Группу с высоким уровнемкреативности мы обозначили как эталонную. Группу с низким уровнем креативностимы разделили на контрольную и экспериментальную. В основу исследованияпсихологического портрета студентов с различным уровнем развития креативностиположено раскрытие взаимосвязей свойств нервной системы, темперамента, личностии социально-психологических свойств. Разноуровневые свойства индивидуальностистудентов были диагностированы с помощью методики А.И.Щебетенко (свойстванервной системы), методики В.М.Русалова (свойства темперамента), методики САТЭ.Шострома в модификации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз(свойства личности), методики диагностики межличностных отношений Т. Лири(социально-психологические свойства).
Мыисследовали развитие индивидуальности студентов с различным уровнемкреативности и обосновали необходимость психологического сопровождения развитияиндивидуальности студентов с низким уровнем креативного поведения. В условияхпсихологического сопровождения индивидуальности студентов с низким уровнемкреативного поведения подвергаются качественной трансформации. Психологическоесопровождение развития индивидуальности студентов с низким уровнем креативногоповедения эффективно только в том случае, если студент осознает необходимостьповышения креативности своего поведения, а также если в основе психологическогосопровождения лежит научно-обоснованная теоретическая модель развитиякреативного поведения студента с единством концептуальных положений,методологических принципов и психотехнологий, направленных на изменениемировоззренческих и психологических установок студента; на содействие процессамличнoстнoгo развития и реализации творческого потенциала студентов. Послепроведения формирующего эксперимента сравнительный анализ структуриндивидуальности экспериментальной, контрольной и эталонной групп студентовпродемонстрировал качественную трансформацию экспериментальной группы,глубинные различия между экспериментальной и контрольной группами и сближениепо уровню развития экспериментальной и эталонной групп.
Исследованиепотребностей студентов вуза
Потребностиявляются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп иобщества в целом. Их изучение актуально как в научно-теоретическом, так и впрактическом смысле. Новые требования к личности в условиях информационнойэпохи превращают проблему исследования потребностей в одну из наиболееактуальных, поскольку их структура и характер являются индикатором уровняготовности личности и общества к важным социальным трансформациям.
Бесспорно,актуальным является исследование потребностей студентов высшей школы.Собственно потребности именно этой социальной общности являются показателемпутей дальнейшего развития образования, социально-экономической исоциокультурной сфер общества. Исследование потребностей в процессе обучения ввузе позволяет проанализировать субъективные факторы, обусловливающиедеятельность личности студента, описать характер ее образовательной активности,отследить формирование механизмов, регулирующих процессы функционирования иразвития личности студента, как в сфере образования, так и за ее пределами.
Методологическойбазой анализа указанной проблемы является теория потребностей, котораяразработана и представлена в трудах таких авторов как Б. Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Иванчук, Н.С.Кузнецов, Н.Н. Михайлов, А.В. Маргулис, А. Маслоу и др. Изучение потребностей всфере образования предполагает анализ общетеоретических проблем образования,которые раскрываются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.А. Беляевой, Б.М.Бим-Бада, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Б.С. Гершунского, С.И. Гессена, А.С.Запесоцкого, Г.П. Зинченко, И.С. Кона, В.С. Леднева, В.Д. Семенова и др.
Всвязи с актуальностью изучения указанной проблемы, одно из направлений нашегокомплексного исследования было посвящено выявлению доминирующих потребностейстудентов вуза. В исследовании, которое проводилось в середине второго семестраучебного года (2007 г.), приняли участие 263 студента 1 (84 чел.), 3 (85 чел.)и 5 (94 чел.) курсов Северо-Осетинского государственного университета.
Так,для студентов 1, 3 и 5 курсов в количестве 19%, 20% и 25,5% соответственнодоминирующей является «материальная потребность». На этапе окончанияпрофессионального обучения студентам 5 курса особенно важно быть финансово независимымии самостоятельно обеспечивать себя.
Устудентов указанных курсов в количестве 10,7%, 15,3% и 13,8% соответственнодоминирует «потребность в безопасности». Как видим, данная потребность наиболееактуальна для студентов 3 и 5 курсов. Это может быть связано: с переживаниемкризиса в связи с выбором специализации и переоценкой выбранногопрофессионального пути у студентов 3 курса; с переживанием кризиса, когдапоявляются сомнения в своей профессиональной готовности, в неопределенностипрофессионального поля реализации себя, страх перед новой ролью у студентов 5курса. В целом же по выборке такие показатели можно объяснить озабоченностьювопросами будущего в профессиональном и личностном отношении, в связи с труднымсоциально-экономическим положением в республике, а так же с неспокойнойситуацией в регионе, что приводит к неопределенности, отсутствию уверенности взавтрашнем дне.
Потребностьв межличностных связях доминирует у 11,9%, 11,8% и 4,3% студентов указанныхкурсов соответственно. Такое соотношение может объясняться большейнаправленностью студентов 1 и 3 курсов на регуляцию общения и межличностныхотношений на факультете по сравнению со студентами 5 курса, которые на этапевыхода из вуза больше заботятся о профессиональной готовности, усовершенствованииполученных знаний и умений, обеспечении успешной профессиональной реализации.
Потребностьв уважении со стороны является доминирующей для 21,4%, 17,6%, 26,6% студентов1, 3 и 5 курсов соответственно. Актуальность данной потребности для студентов 1курса предположительно связана с прохождением процесса адаптации в вузе,сложными межличностными отношениями в студенческих группах на начальных этапахвзаимодействия и общением с преподавателями в новых условиях обучения; длястудентов же 5 курса. с прохождением периода окончания профессиональногообучения, с желанием самоутвердиться в новом статусе специалиста.
Потребностьв самореализации доминирует у 31%, 23,5% и 19,1% студентов указанных курсовсоответственно. Что свидетельствует о большем стремлении студентов 1 курса кприобретению знаний, любознательности, более полному выявлению и использованиюсвоих личностных возможностей для получения профессиональных знаний, умений инавыков процессе учебной деятельности; они еще пребывают в состоянии «эйфории»поступления в вуз и отличаются живым интересом ко всему происходящему. Студентыже старших курсов уже адаптировались к особенностям учебной деятельности изнают, что им необходимо для успешного освоения профессиональных знаний.
Такимобразом, самыми востребованными оказались «материальная потребность» и«потребность в уважении со стороны» для студентов 5 курса (25,5% и 26,6%), а«потребность в самореализации» для студентов 1 курса (31%). Студенты указанныхкурсов в количестве 6%, 11,8% и 10,6% соответственно, по результатам выбранныхутверждений, ни один из видов потребностей не выделили в качестве доминирующей.
Результаты,полученные по методике «Иерархия потребностей», позволили сделать вывод о том,что соотношение потребностей и возможностей их удовлетворения представляетцелостную систему мотивационной сферы с иерархической структурой ее построения,выстраивание которой определяется этапами развития личности в онтогенезе иэтапами профессионального становления. Полученные в работе данные можно использоватьв профилактической и консультационной работе психологической службы высшегопедагогического образования. Результаты исследования могут быть учтены впланировании учебного процесса в СОГУ. Выявленные особенности мотивациистудентов позволяют осуществить дифференцированный подход в процессе подготовкик предстоящей профессиональной деятельности.
Заключение
Такимобразом, данное исследование продолжает серию исследований, посвященныхизучению построения подростками жизненной перспективы. Подростковый возрастявляется очень сложным периодом в процессе развития человека. Старшеклассникистоят на пороге взрослой жизни, они представляют собственное будущее, котороестроится на основе уже построенной системы ценностей. Работа школы и школьныхпсихологов сводится к помощи подросткам решить проблемы профессиональнойориентации, трудностей взаимодействия со сверстниками и т.п. Но совершенно неуделяется внимание сферам, которые, как оказалось, волнуют старшеклассниковбольше, сферам здоровья, будущей семьи и оценки своей возможности обеспечитьсебя материально.
Списоклитературы
1. Белоус В.В. (2008) Введение впсихологию полиморфной индивидуальности. Москва-Пятигорск
2. Кашапов М.М. (2006) Психологиятворческого мышления профессионала.- Монография. М.: ПЕР СЭ.
3. Мерлин В.С. (2006) Психологияиндивидуальности. Изб. психол. труды / Под ред. Е.А.Климова. Москва-Воронеж
4. Guilford J. P. Creativity. Americanpsychology. — N.Y., 2009.
5. Torrance E.P. Guiding Creative Talent– Englewoodcliffs. N. Y.: Prentice-Hall, 2008.