Реферат по предмету "Психология"


Психологические основы оперативно–розыскной деятельности

Содержание
Введение
1.        Правовые основы оперативно–розыскной деятельности
2.        Психологический контакт
3.        Использование психологии в получении информации
4.        Психологическое воздействие на личность
Список использованной литературы

Введение
Длятого, что бы понять любое поведение, преступное в том числе, необходимы знанияпсихологии личности, психологических механизмов и мотивов,социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случаене могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, приигнорировании «живого» преступника со всеми его страстями и нуждами, с егосложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификойиндивидуального облика.
Знаниепсихических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскнойдеятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника,помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми,глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность,правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскнойи следственной деятельности.
Всебольше осознается, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решениютонких и сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено вобразовании всякого культурного специалиста. Практически нет вида деятельностичеловека, где вмешательство психологической науки не привело бы к егооблегчению и упорядочению.
Беззнания психических закономерностей нельзя руководить людьми. Поэтому срединаук, оказывающих помощь правоохранительной деятельности в стране, немаловажноеместо занимает и психологическая наука. Она вскрывает закономерности, знаниекоторых необходимо каждому, кто призван воздействовать на людей, направлять ихусилия, воспитывать их и т. д.

1.Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
ФедеральныйЗакон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года в статье первойопределяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельностиуполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно вцелях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступныхпосягательств. Закон указывает, что этот специфический вид деятельности винтересах борьбы с преступностью осуществляется в двух взаимодополняющих формах— гласно и негласно.
Вседействия оперативного работника должны отвечать требованиям Федерального Закона«Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствовать положениямморально-этического кодекса оперативного работника. В федеральных законах,подзаконных актах невозможно учесть все нюансы личных взаимоотношенийоперативного сотрудника, на первый взгляд не касающихся его служебнойдеятельности, в частности, связанные с взаимоотношениями оперативного работникас руководством отдела, с прокурором, судьей, следователем, сослуживцами. Такженевозможно детально регламентировать взаимоотношения с агентами, резидентами,доверенными лицами. И практически не поддается всеобъемлющему правовомурегулированию весь спектр взаимоотношений с гражданами, вовлекаемыми в сферудеятельности оперативного сотрудника.
/>Общепризнанно, что принципами оперативно-розыскнойдеятельности являются законность, конспирация, сочетание гласных и негласныхметодов и средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Поэтомуодно из непременных условий оперативно-розыскной тактики производство всехдействий, мероприятий, комбинаций, операций и т.п. на основе строжайшегособлюдения требований закона. Принцип законности наряду с другими общеправовымипринципами (уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина) тесноувязывается со специальными принципами (конспирации и сочетания гласных инегласных методов и средств достижения цели).
/>/>/>/>Согласно ст. 6Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», коперативно-розыскным мероприятиям относятся:
·          опрос граждан;
·          наведение справок;
·          изъятие образцов для сравнительного исследования;
·          проверочная закупка;
·          исследование предметов и документов;
·          наблюдение;
·          отождествление личности;
·          обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности итранспортных средств;
·          контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
·          прослушивание телефонных переговоров;
·          съем информации с технических каналов связи;
·          оперативное внедрение;
·          контролируемая поставка;
·          оперативный эксперимент.
Этотперечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путемпринятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь ввиду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило,проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопросвсесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиваниемтелефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов длясравнительного исследования и т.п.
/>/>По тем же основаниям, указанным в ст. 7Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проводятсяоперативно — розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющихоперативно-розыскную деятельность на основании следующих правовых актов:
·          Закон Российской Федерации " О федеральных органахгосударственной безопасности'';
·          Закон Российской Федерации " Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы ";
·          Закон Российской Федерации " О внешней разведке ";
·          Закон Российской Федерации " О государственной границеРоссийской Федерации '';
·          Закон Российской Федерации " О государственной охране высшихорганов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц";
·          Закон Российской Федерации " О частной детективной и охраннойдеятельности в Российской Федерации ";
·          Закон Российской Федерации " О Федеральных органах налоговойполиции ".
2.        Психологический контакт
Психологическийконтакт — это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихсялиц.[1]Развитие контакта между людьми, как правило, происходит в три стадии: взаимноеоценивание, взаимная заинтересованность, обособление в диаду.
Процессобщения, как правило, начинается со знакомства.
Успешноезнакомство обеспечивается тщательным планированием данного процесса. Припланировании учитываются индивидуально-психологические особенности объекта,заинтересованность его, психологический и социальный тип, а также мотивацияповедения.
Первоевпечатление о вступающем в контакт сотруднике играет очень большую роль вустановлении и развитии контакта с объектом. Первое впечатление, как показываютисследования, складывается на основе восприятия: а) внешнего вида человека; б)его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки); в) голоса, речи.Психологические особенности интересующего лица, безусловно, накладывает свойотпечаток на этот процесс. Внешний вид: рост, телосложение, пол, цвет кожи —вот те признаки, которые лежат в основе первого впечатления о человеке. Вформировании первого впечатления большую роль играет привычный для объектастереотип внешнего облика. Несмотря на тот факт, что, в конечном счете, вдействие вступает аналитико-синтетическая деятельность людей, стереотипы все жедают знать о себе очень сильно. Нужно научиться подходить под эти стереотипы,исходя из особенностей культуры, реальной обстановки и психологии объектанашего интереса.
Проявлениеинтереса к конкретному человеку связано с явлениями симпатии и антипатии,которые складываются между общающимися обычно на подсознательном уровне.Развитие контакта продолжается только при наличии положительного отношения другк другу, т. е. когда имеет место взаимная симпатия.
Людивсегда тяготеют к тому, кто рассматривает их как положительную личность,наделенную определенными ценными качествами. Когда один человек искренне хочетпонять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своихпереживаний и симпатизирует ему.
Симпатияобъекта к сотруднику возникает на основе действия закона реципроксности[2];в частности, действие одного человека порождает ответную реакцию другого. Вданном случае ответная реакция выступает в виде сложного, психологическогообразования. Интенсивность этой реакции во многом зависит от личности того, накого она направлена, то есть от конкретного сотрудника.
Довериеи доброжелательность со стороны объекта — это самые существенные условия вразвитии отношений. В связи с этим формирование доверительности идоброжелательности как фазы общения должно быть предметом особого вниманиясотрудника. Практически доверительность начинает формироваться с заведениязнакомства и устанавливается при обособлении объекта и данного сотрудника вдиаду.
3.        Использованиепсихологии в получении информации
Общепсихологическойосновой, на базе которой возможно получение интересующих сведений, являетсятеория бессознательного. Термин «бессознательное» употребляется для обозначениятаких явлений, которые протекают в психике человека, но не осознаются им. Смыслполучения информации путем выведывания заключается в том, чтобы, опираясь наобщие закономерности психической деятельности субъекта нашего интереса,побудить его к передаче информации в той или иной форме сотруднику. Посколькуэтот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, егонеобходимо побудить к неосознанной ее передаче.
Исходяиз общих теоретических положений и практического опыта, выработанногочеловечеством можно выделить два основных способа получения необходимойинформации.
Первый- это побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющихинтерес для сотрудников.
Второй- побуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивнымдействиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способоввыделяется ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получениенеобходимой правоохранительным органам информации.
Демонстрацияконкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица,соответствующие образы и побуждающих его непроизвольным высказываниям.
Использованиесмежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность вестицеленаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов.
Использованиечувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранитьи повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можнодобиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется повопросу, представляющему интерес для сотрудника.
Обращениек чувству собственного достоинства. Этот прием предполагает похвалу, лесть,подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания поотношению к собеседнику. Прием особенно эффективен при общении с тщеславными ичестолюбивыми людьми.
Проявлениеравнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большоежелание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговореизвестную лишь только ему новость, которой он придает большое значение.Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации,пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказываниюдополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.
Использованиеэмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимаетсясостояние психического напряжения.
Постановканеожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановкинеожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличитьего в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознаватьнамерений собеседника, во втором — эти намерения им осознаются.
Неточноеили ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясьпо какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнитьили дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении сэмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводитиз равновесия.
Сообщение«важных» сведений. Использование сведений, которые могут изменить настроениечеловека, помогает направить беседу в нужное русло и получить интересующуюсотрудника информацию.
Подбрасываниеложных доказательств. Давно известно, что человек гораздо больше доверяетидеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносятему другие люди. Поэтому опытные в профессиональном плане оперативники повозможности стараются избегать прямого давления на объекта, а предпочитаюткосвенное воздействие на ее образ мыслей. Для этого они как бы ненарокомподбрасывают ему определенную информацию, выводы из которой он должен сделатьсам.
Созданиеобраза «простака». Суть этого приема заключается в том, что оперативныйсотрудник, нарочито принижая собственные умственные способности, стараетсясоздать у объекта ощущение интеллектуального превосходства. В результате объекттеряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подвоха от «простака», скоторым он общается.
Кприемам, с помощью которых реализуется второй способ получения информации,следует отнести следующие:
1.Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностьюсубъекта. Данный прием заключается в как бы нечаянном демонстрированиипредметов, связанных с преступлением и наблюдении за реакцией наблюдаемого.
2.Создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций. Такимиситуациями могут быть как естественно сложившиеся, так и искусственносозданные.
Итак,психологические способы и выделенные в них приемы получения интересующейинформации основываются на общих закономерностях бессознательных психическихявлений, которые внешне проявляются в виде непреднамеренной речевой репродукциисведений и экспрессивных и физических действий субъекта.
Предварительноеизучение собеседника, безусловно, представляет собой одну из важнейших задачметодики получения информации. Сотрудники правоохранительных органов должнытщательно изучать биографии, образ жизни, семейное положение, профессиональнуюдеятельность, связи и привычки, а также политические, религиозные взгляды иубеждения интересующего лица, что поможет определить основы для установления сним контакта. Важно учитывать и другие стороны интересующего нас субъекта, вчастности, нормы поведения при общении. В практическом плане следует учитыватьте нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в процессе общенияи существенно влияют на процесс получения информации. Некоторые из этих нормопределяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и чертыхарактера интересующего нас лица. Сотрудник должен правильно представлять себе,какие черты характера интересующего лица могут облегчить, а какие затруднитьполучение информации в беседе.
Интересующаяинформация, добываемая с помощью психологических способов, носит в основномориентирующий характер, она способствует повышению оперативности действий правоохранительныхорганов и, главное, придает им действительно предупредительную направленность.
4.        Психологическое воздействие на личность
Деятельностьсотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием напсихологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применениесамые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания иследствия — воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц,которые могут совершить преступление, — достигается различными методами, в томчисле и методами психологического воздействия. Сущность их заключается впобуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать своеповедение в нужном для правоохранительных органов направлении. Цели подобноговоздействия всегда направлены на воспитание, на перевоспитание личности уже всфере оперативно-розыскной деятельности.
Установлениеистины через субъективные восприятия других лиц является весьма сложнымпроцессом, так как это восприятие может быть неполным, а иногда простоискаженным и неверным. Для того чтобы свидетели могли наиболее полновоспроизвести объективно существующие факты, им всегда необходимо оказыватьопределенную помощь. Эта помощь, безусловно, не может быть чем-то иным, кромеопределенного психологического воздействия.
Припомощи психологических методов воздействия в процессе оперативно-розыскнойдеятельности, дознания и следствия выполняется воспитательная функция,устанавливается истина, реализуется коммуникативная деятельность и т. д.Подводя итог, можно сказать, что разработка методов психологическоговоздействия производится с целью обеспечения:
1)полного установления истины в процессе оперативно-розыскной деятельности,дознания, а затем и расследования фактов совершенного преступления;
2)изменения отношения подозреваемого к своему поведению, определенным фактам,лицам;
3)воспитания и возможного перевоспитания лиц, у которых выявляются отрицательныепривычки, навыки, наклонности, могущие явиться причиной совершения имипреступлений;
4)активизация действий всех лиц, принимающих участие в оперативно-розыскнойдеятельности, дознании и следствии.
Существуетнесколько методов психологического воздействия на личность воперативно-розыскной деятельности: метод передачи информации, метод убеждения, методпринуждения, запрещения, категорического требования, предупреждения, угрозы,метод внушения, метод постановки и варьирования мыслительных задач. Каждый изметодов может применяться как в отдельности, так и в совокупности, что будетприносить в определенных случаях желаемый результат при работе воперативно-розыскной деятельности.

Списокиспользованной литературы
1.        Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12августа 1995 г. (с изм.).
2.        Ю.В.Чуфаровский, Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности, Изд.Проспект, Москва 2006
3.        Ю.В.Чуфаровский, Юридическая психология, Изд. Проспект, 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.