Реферат по предмету "Психология"


Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
1.1 Общаяхарактеристика сенсорной депривации
1.2Измененные состояния сознания и сенсорная депривация
ГЛАВА 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЕ У ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ
2.1Изменение восприятия времени
2.2Расстройства произвольного внимания ицеленаправленного мышления
2.3Особенности эмоционального реагирования
2.4Трансформация смысловых систем (феномены изменения значимости)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
/>/>/>/>ВВЕДЕНИЕ
Измененные состояниясознания (altered states of consciousness) возникают при воздействии наличностьчеловека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов:стрессовых, аффектогенных ситуациий; сенсорной депривации или длительнойизоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокойтемпературы и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержкидыхания; острых невротических и психотических заболеваний;когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных формкатегоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме,применение коанов, т. е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом),парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания иприобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС»; вгипнозе и медитации и др.
В исследованиях сознанияв зарубежной (американской, английской и канадской) психологии большое вниманиеуделяется теме измененных состояний сознания (ИСС). При этом попыткиклассификации и упорядочения многообразной феноменологии этих состоянийориентируются преимущественно на способ их продуцирования. Одним из такихспособов считается сенсорная депривация (sensory deprivation — SD). Зарубежныеколлеги трактуют SD как крайне выраженную степень редукции стимуляции,поступающей на органы чувств. В настоящей работе термином SD будут обозначатьсяразличные — от весьма высоких до незначительных — степени упомянутой редукции.Это позволит нам более широко сопоставить данные зарубежных ученых с даннымиотечественных исследователей, изучавших особенности психической деятельностичеловека в условиях монотонии, социальной изоляции, полной тишины,иммобилизации, общего снижения афферентации, ограничения информации и т.д.
Актуальностьисследования: общепринятого определения ИСС насегодняшний день нет. Это связано с тем, что ни в отечественной, ни взарубежной психологии данная проблема не получила достаточной теоретическойразработки. Следовательно, данная тема актуальна.
Цельисследования: изучитьпсихологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации.
Задачи исследования:
·          Дать общуюхарактеристику сенсорной депривации;
·          Рассмотретьизменение времени;
·          Рассмотретьрасстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления;
·          Рассмотретьособенности эмоционального реагирования;
·          Рассмотретьтрансформацию смысловых систем.
Предметисследования:психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации.
Объектисследования:измененные состояния сознания.
Методисследования: теоретическийанализ литературы.
/>/>/>ГЛАВА 1. СЕНСОРНАЯДЕПРИВАЦИЯ
 
1.1 Общаяхарактеристика сенсорной депривации
ДЕПРИВАЦИЯ СЕНСОРНАЯ,СНИЖЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (sensory deprivation) — состояние, характеризующеесязначительным снижением восприятия поступающей сенсорной информации. Длительнаясенсорная депривация может нанести значительный вред здоровью человека, так каксостояние и нормальное функционирование его организма в значительной мерезависят от постоянной реакции на окружающие раздражители. Основными входнымисенсорными каналами, по которым в организм человека поступает различнаяинформация, являются органы чувств. Если эти каналы оказываются блокированными,то человек утрачивает ощущение реальности, перестает ощущать себя во времени ипространстве, у него возникают различные галлюцинации, странные мысли, а иногдаи проявления дисфункции нервной системы. Даже незначительная сенсорнаядепривация, возникающая у ребенка в раннем детстве, может иметь серьезныепоследствия в будущем. Если на несколько месяцев закрыть младенцу один глаз, тоэтот глаз не будет видеть на протяжении всей жизни человека. Ранняя депривациянормального слуха может привести к сильной задержке интеллектуального развитияи значительно затруднить обучение ребенка. Депривация нормального контакта истимулов, которые возникают между матерью и ребенком, может привести ксерьезным отклонениям в развитии личности в более старшем возрасте[25].
Невозможностьосуществления адекватного виду животного импринтинга, приводит к ранней сенсорнойдепривации (депривация — лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей частонеобратимые изменения структурной и функциональной организации центральнойнервной системы и ее анализаторов.
Принято различать тривида условий содержания животных. Обедненные условия содержания (обедненнаясреда) — когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особямисвоего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории сограниченным притоком новых раздражителей). Нормальными или обычными условиями содержания(нормальная среда), называют условия, максимально соответствующие экологическимособенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать. Подобогащенными условиями содержания (обогащенная среда), подразумеваютдополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различныхигровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых испециальных занятий.
Под «синдромомпитомника» понимают целый комплекс качеств, присущих собакам родившимся ивыращенным в условиях питомника — повышенная настороженность, трусливость,резко выраженная ориентировочная реакция к новым и сложным раздражителям. Носейчас и многие владельцы откладывают начало прогулок своего щенка до тоговремени пока не будут сделаны все прививки, срок которых определяется не тольковозрастом, но и сменой зубов, а то и купированием ушей. В результате щенказачастую впервые выводят на улицу в возрасте 5-7 месяцев.
Во время продленногоквартирного содержания, во-первых, ограничивается двигательная активностьщенка, что приводит к гиподинамии, а следовательно к ослаблению защитных силорганизма и экстерьерным нарушениям; во-вторых, происходит социальная изоляция,которая в будущем скажется на общее с себе подобными; а, в-третьих, организмиспытывает ту самую сенсорную депривацию.
Содержание молодыхживотных в обедненной среде, а к ней относится и тесная квартира, вызывает[4]:
— морфологическиеизменения центральной нервной системы, которые выражаются в уменьшении объемасерого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычныхусловиях (у животных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличениетела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростковаксонов и увеличение диаметра капилляров мозга);
— торможение формирования(созревания) анализаторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с ихиспользованием;
— способствует сохранениюрефлекса настороженности, характерного для молодых животных, (если этот рефлексне угашается в раннем детстве, он может сохраниться на всю жизнь);
— приводит к замедлениюугасания ориентировочно-исследовательского поведения и привыкания к новойобстановке;
— вызывает ухудшениесенсорно-моторной координации животных, что в дальнейшем выражается в трудностиосвоения двигательных навыков;
— вызывает активациюнервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животныестремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже засчет отказа от получения положительного;
— снижаетстрессоустойчивость и ухудшает состояние конституционального (естественного)иммунитета.
Комплексное негативноевлияние ранней сенсорной депривации в итоге отрицательно сказывается напроцессе более совершенных форм научения. Так, например, выращивание щенков вусловиях социальной депривации (изолированно) до 9-12 месяцев вызывает у нихзначительные отклонения в пищедобывающей, ориентировочно-исследовательской,агрессивно-оборонительной, половой и социальной формах деятельности. В то жевремя, несложные занятия с собакой (тренировка торможения) на 4-6-й; 8-10-й и16-18-й неделях жизни показали, что в будущем лучше обучаются те животные, укоторых тренировку начинали в более ранний период.
В последние годы частоприходится корректировать поведение собак неуверенно или трусливо ведущих себяв обычных городских условиях, боящихся новых мест и громких звуков.Физиологической основой такого поведения является то, что по мереанатомического и функционального созревания анализаторов определяется не толькопорог их чувствительности и адаптационные возможности, но и складываютсясложнейшие механизмы восприятия и узнавания раздражителей. Замечено, чтовыраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силыи отчасти от неожиданности раздражителя. Считают, что степень новизны обратнопропорциональна следующим факторам: а) частоте появления похожих раздражителей;б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожихраздражителей); в) степени сходства раздражителей[9].
Различают также новизнуабсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную(необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависиттакже от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем,насколько действующих раздражитель отличается от ожидаемого животного.Повторение же раздражителей приводит к снижению степени новизны и угашениюориентировочной реакции.
Известно, что животныепредпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных,новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляетсянеуверенность, робость и даже реакция избегания — нежелание животногонаходиться в данной обстановке, неповиновение, побег.
Чувствовать себя одинокимможно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым… Это чувствозависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а прежде всегоот структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрироватьна примере так называемых интроверта и экстраверта. Конечно, это довольноупрощенная шкала, но в принципе можно сказать так: интроверт – это вещь в себе,он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится бытьна людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Так вот.Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстравертбыстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворитдовольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает снезнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомитьсяна улице – потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Емуважна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди – от одиночества онстрадать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводитьразговор – достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!
А вот интроверту важноиметь одного-двух «верных друзей», желательно таких же по характеру,как он. У таких «приятелей» сам процесс общения иногда проходитдовольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов проводав телефонную трубку) – и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполнехватает – им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важнознать, что есть сама возможность другу позвонить – а собственно звонить и необязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими,когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга – а новогознакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообщене получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, гдеесть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно[12].
Но как известно, чистыхэкстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени «смешанные».Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущалисвое одиночество…
Но одиночество – невсегда зло. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) простонеобходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говоритьтогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию – иными словами,когда от одиночества человек начинает страдать. В психологии есть понятие «сенсорнаядепривация» (или эмоционально-информационный голод). Если человек лишеннеобходимого ему по структуре личности количества общения, необходимыхжизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, ипсихиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самымнатуральным образом голодает по общению, по информации.
И страдание отодиночества – не что иное, как проявление сенсорной депривации в том или иномвиде (проще говоря – нехватка того или иного вида информации или впечатлений).Каких угодно – зрительных, вербальных (словесных) и даже тактильных(прикосновений). И здесь мы подошли к ответу на вопрос, как избавиться отодиночества: вначале следует точно определить, КАКОЙ именно информации, КАКИХименно впечатлений вам не хватает, и именно этот недостаток восполнять. Именнопоэтому бесполезно одинокому человеку советовать пойти в какой-нибудь клуб илизавести новую подружку. Важно правильно определить и удовлетворить именно тотканал сенсорной депривации, по которому ощущается нехватка впечатлений – потомучто действие в неверном направлении может еще усилить неприятные чувства ипривести к еще более плачевным последствиям[16].
Бывает, что сам человекне в состоянии с ходу определить, чего именно в жизни ему не хватает. Вот самыйраспространенный пример: жалоба на одиночество, обусловленная отсутствиемсексуального партнера (причем неважно, от мужчины она исходит или от женщины).Вроде бы можно подумать, что человеку нужно удовлетворить свои физиологическиепотребности. А если копнуть глубже – поиск сексуального партнера может бытьобусловлен и недостатком обычных прикосновений, и потребностью в чувствезащищенности, и страхом спать одному, и жаждой ярких любовных эмоций – нотолько не сексом в его физиологическом смысле. Скажем, часто мужчина, которомутребуются тактильные впечатления (таких в детстве, как говорят, «маманедотискала»), тащит в постель чуть ли не каждую встречную даму, слыветдонжуаном и распутником – а ему всего-то нужны ласки и объятия (кстати, ссексуальной функцией при этом у него могут возникнуть проблемы — только потомучто секс в чистом виде ему не так уж и нужен). В итоге дамы начинают от негошарахаться – мол, распутник, да еще и любовник неважный… В результате мужчинаначинает комплексовать, а избавления от одиночества ему его бурная личнаяжизнь, естественно, не приносит.
Вообще, когда человекищет совсем не то, чего ему не хватает, пытается заполнить в жизни совсем не тунишу – неудивительно, что его поиски не дают ему желаемого результата. Ичувство одиночества становится еще сильнее. А всего-то нужно – пойти по верномупути и найти адекватные способы решения «проблемы одиночества».Скажем, если у вас тактильный голод – можно, к примеру, устроиться в кружоктанцев или пройти курсы массажа (где курсанты практически в обязательномпорядке практикуются друг на друге). Чувство безопасности можно приобрести,установив надежную дверь и решетки на окна, а еще лучше – завести собаку. Есливам не хватает ярких, сильных переживаний – может быть, просто нужно почащеходить в театр или кино (не смотреть видеокассету или спектакль по телевизору,а наблюдать за действием именно вместе с другими – так ваши переживания станутеще ярче). Но это только примерные рекомендации: каждый отдельный случай нужноразбирать подробнее.
Лучше не запускатьсостояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь взапущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинаетпроявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлениюмежличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным иприобретает тяжелый характер). У людей, страдающих от сенсорной депривации,часто возникают проблемы в бизнесе только потому, что он с деловым партнеромговорит о чем угодно, только не о деле. Бизнесмены, которые заключают сделку вресторане в сопровождении спиртного, как правило, оба испытывают трудности вобщении – как говорится, встретились два одиночества. Они, если не выпьют,вообще не смогут ни о чем говорить… Кстати, нередко люди вообще начинают пить,чтобы «залить» свое чувство одиночества. Или влиться на правахравного в какую-нибудь теплую пьяную компашку[20].
Поэтому важно правильноопределить, если хотите, ОТ КАКОГО ИМЕННО ОДИНОЧЕСТВА, от дефицита какихвпечатлений вам нужно избавиться. И неверно думать, что лучшее спасение отодиночества – знакомиться на улице или ходить в дискотеку. Более того, преждечем обзаводиться любыми новыми знакомствами, важно утолить существующий «психологическийголод» – иначе все прочее общение будет этому голоду подчинено.
Проблемы социальнойизоляции и />сенсорной />депривации имеют очень большоезначение в связи с их ролью в развитии психических расстройств, вплоть досуицидальных. Целью настоящего исследования явилось изучение влияния />сенсорной/>депривации и социальной изоляции на психику здоровых взрослых идетей. В соответствии с поставленной целью нами был произведен анализлитературы по этой проблеме за период с 1960 по 1989 гг., а также случаи изпрактики (собственные наблюдения автора). В результате анализа литературныхданных было выявлено, что последствия />сенсорной/>депрвацией и социальной изоляции могут быть самыми разными: от нарушенияформирования личности до глубоких психотических расстройств. />Сенсорная/>депривация в детском возрасте замедляет становление нервно — психических функций: мышления, эмоцианально — волевой сферы (Кузнецов О. Н.,1964). При длительной географической изоляции в условиях замкнутых малых групп(моряки длительного плавания, космонавты) возникают эмоциональные нарушения засчет однообразия сенсорных и эмоциональных раздражителей (Bombart A., 1960;Richards M., 1989). В условиях полной изоляции (спелеологи, полярники ияхтсмены – одиночки, заключенные одиночных камер) возникают расстройстваразличной степени выраженности: от компенсаторных реактивных расстройствпсихики (иллюзии, галлюцинации и другие) до глубоких пролонгированныхпсихотических расстройств (галлюцинозов, психозов, суицидов) (Mayer М. I.,1984). Подобные состояния в экспериментальных условиях искусственной />сенсорной />депривации описаны и у здоровых людей. Водиночных сурдокамерах у космонавтов также были выявлены компенсаторныерасстройства восприятия, отмечены бредовые идеи, феномен«клаустроксенофобии» (Лебедев В. И., 1976). Особый интереспредставляет социальная изоляция и её самодеструктивные последствия – алкоголизация,наркотизация, суициды (Mayer M. I., 1984). Таким образом, как />сенсорная/>депривация, так и социальная изоляции оказывают существенноевлияние на психическое развитие и функционирование индивидуума[21].
 
1.2 Измененные состояния сознания и сенсорная депривация
Когда мы рассматриваемфеномены SD, возникает вопрос: всегда ли депривационные условия вызываютизменения в состоянии сознания? Некоторые авторы (например, П. Сьюдфельд и Р.Борри) отмечают возможность исключительно количественных изменений психическогофункционирования, «без решительных качественных сдвигов, обозначаемых какИСС» [9, с. 227]. Возможно ли в принципе появление ИСС в ситуациидепривации? Доказать существование подобной возможности — задача нашегоисследования. Ее решение прежде всего связано с проблемой определения ИСС.
А. Людвиг [4],проанализировавший данные по различным состояниям (в том числе вызваннымгипнозом, ЛСД-25 и их комбинацией), отнес к общим чертам ИСС изменениямышления, чувства времени, выражения эмоций, образа тела, значимости различныхявлений, а также потерю контроля, перцептивные расстройства, чувство«чего-то невыразимого», ощущения возрождения, восстановления сил игиперсуггестивность./>/>/>
Р. Могар, сопоставившийсостояния человека во время сновидений, психоделических и гипнотическихсостояний, определенных фаз творческого процесса, депривации сновидений и SD,выделил в качестве основных следующие характеристики ИСС: изменения в восприятии,преобладание ощущений и образов над вербальным мышлением, ослабление границэго, изменения в ощущении своего тела, приостановку «конвенциональнойориентации» в пространстве, времени и в себе [7].
Ф. Соломон и его коллегипри идентификации состояний, вызванных SD, использовали такие показателиналичия ИСС, как появление галлюцинаций (преимущественно зрительноймодальности), трудности различения состояний сна и бодрствования, снижение«рациональности» мыслей и эмоций и усиление их «примитивности»,нарушение константности восприятия положения и формы объектов, изменения в ощущениисобственного тела [9].
Позднее В. Фазинг обобщилсписки из работ А. Людвига [4] и Ч. Тарта [5] и получил набор параметров (безкритериев), по которым меняется психическое функционирование в ИСС. В этотнабор входят изменения:
1) внимания, 2)восприятия, 3) системы образов и фантазий, 4) внутренней речи, 5) памяти, 6)процессов принятия решений и разрешения проблем, 7) значения или значимости, 8)восприятия времени, 9) переживания и выражения эмоций, 10) уровня возбуждения,11) самоконтроля, 12) внушаемости, 13) образа тела, 14) ощущения самоидентичности[17, с. 208]. Стремясь подчеркнуть значимость субъективных методов дляисследования ИСС, Фазинг утверждал, что по этим параметрам меняется не самопсихическое функционирование, а его переживание субъектом, т.е. форма данностипсихического явления субъекту.
В дальнейшем, решаяпроблему идентификации состояний, обусловленных депривацией, мы будеманализировать феномены SD с точки зрения всех этих характеристик. Подобноесопоставление поможет нам выделить специфику того или иного состояния посравнению с другими ИСС.
Феноменология ИСС,вызванных депривацией, многообразна. В литературе описываются состояния,возникающие в связи с длительным пребыванием на море, в Арктике и Антарктике, впустынях и подземных пещерах, в ситуации одиночного тюремного заключения и др.;клинические феномены, сопровождающие билатеральную операцию катаракты,абсолютную иммобилизацию или длительное ограничение подвижности, состояниябольных полиомиелитом, помещенных в специальный респиратор, и больных сполиневритом, при котором притупляются ощущения и парализуется моторнаяактивность. По всей вероятности, сюда же можно отнести состояния излечения иоткровения во время «инкубации» или «храмовых снов»,практиковавшихся древними египтянами и греками.
В многочисленныхэкспериментах целенаправленно создавались условия, формирующие у испытуемыхтакие виды SD, как: 1) снижение абсолютного уровня сенсорных входов (путем заключенияв звуконепроницаемую камеру или погружения в воду), 2) редукцияпаттернированности поступающих сигналов (например, с помощью полупрозрачныхочков, пропускающих рассеянный свет без форм), 3) снижение вариабельностистимуляции без редукции паттернированности (например, в ситуации монотонии).
Выраженность эффектов SDпрямо связана со степенью депривации. В ранних экспериментах, проведенных в1950-х гг. в Университете Мак-Гилла сотрудниками Дональда Хебба — В.Г.Бекстоном, В. Героном, Т.Г. Скотом, Б.К. Доаном и др., — редукция сенсорнойстимуляции достигала весьма высокой степени: добровольцы неподвижно лежали накровати в небольшой звуконепроницаемой камере, на глазах — полупрозрачныесветорассеивающие очки, руки покрыты от локтей до кончиков пальцев картоннымимуфтами, уши закрыты резиновой подушкой при постоянном легком звуке вентилятора[3]. Использовался и аппарат «железные легкие» (респиратор,применяемый при бульбарных полиомиелитах) с открытыми кранами и монотонногудящим мотором. Человек, помещенный в такой респиратор, мог видеть небольшуючасть потолка, цилиндрические муфты препятствовали тактильным и кинестетическимощущениям, движения также сильно ограничивались [19, с. 237]. Еще одна техника,предполагающая высокую степень депривации, — «изоляционная ванна» Дж.Лилли. Испытуемых, снаряженных дыхательным аппаратом с непрозрачной маской,полностью погружали в резервуар с теплой, медленно протекающей водой, где онинаходились в свободном, «невесомом» состоянии, стараясь, согласноинструкции, двигаться как можно меньше.
При проведенииисследований были получены впечатляющие и зачастую драматичные результаты: уучастников были галлюцинации, выраженные нарушения познавательной деятельности,стрессовые реакции (многие бросали эксперимент раньше намеченного срока), онистановились более податливыми к убеждениям, воспринятым в условиях изоляции. Вболее поздних опытах снижалась степень депривации и/или сокращалось времяпребывания в экспериментальных условиях (чтобы развивающиеся нарушения неуспели достигнуть крайне высоких степеней выраженности). В связи с этим сейчасиспользуется термин «техника ограничения стимуляции от окружающейсреды» (КЕSТ).
В отечественной изарубежной психологии (авиационной, космической, инженерной, социальной)техники редукции стимуляции используются для исследования адаптации человека к непривычнымили экстремальным условиям труда и обитания (таким, как монотонная деятельность,длительное пребывание в ограниченном пространстве, малая подвижность, сенсорнообедненная среда и т.д.). Проводятся испытания в сурдокамерах(звуконепроницаемое помещение) и гермокамерах (звуко- и теплоизолированноепомещение), опыты в условиях гипокинезии (уменьшения двигательной активности),гиподинамии (уменьшения силовой нагрузки на скелетную мускулатуру), строгогопостельного режима или погружения в иммерсионную среду. Также осуществляетсянаблюдение за участниками полярных экспедиций, сотрудниками арктических иантарктических станций. В большинстве подобных лабораторных и естественныхэкспериментов степень депривации невысока, во-первых, из-за строгого распорядкадня и большого объема работ, предписанных испытуемым [3], во-вторых, из-за наличияу них возможности читать, слушать радио, смотреть телевизор и т.д. [5].
Многие исследователисходятся во мнении, что эффекты SD не зависят от различий экспериментальныхпроцедур (техник). Это, в частности, подтвердил анализ почти всех исследованийдо 1969 г., проведенный М. Цукерманом. Другим подтверждением служат феноменыпереноса эффектов SD из одной модальности в другую. Например, зрительнаядепривация усиливает тактильные, болевые, вкусовые и слуховые различения;иммобилизация без иных форм депривации вызывает эффекты, обычно возникающие приобщей SD. Возможен перенос не только между сенсорными модальностями, но и междумозговыми полушариями: уменьшение «входов» от одной стороны телаповышает сензитивность рецепторов той же модальности другой стороны тела; призакрытии одного глаза (монокулярной депривации) эффекты SD обнаруживаются вфункционировании второго, открытого глаза [9]. Более того, М. Цукерман и егоколлеги показали, что при разных типах самой депривации (сравнивались условияSD, социальной депривации — невозможности общения с другими людьми,«заключения» — вынужденного нахождения в ограниченном пространстве иневозможности соприкосновения с окружающей средой) общий паттерн психическогореагирования остается одинаковым, а меняется лишь выраженность изменений (приSD она максимальна) [1]. Тем не менее, данная проблема еще далека отокончательного решения.
Итак, анализ специальнойлитературы показывает, что данные, полученные в исследованиях SD, весьмаразнородны. Но эта разнородность не объясняется полностью ни различием техник,степеней и типов депривации, ни спецификой выборок: данные факторыобусловливают не столько качество, сколько степень выраженности изменений искорость их появления. Существенно то, что у испытуемых имеются различныеимплицитные «модели ИСС», конкретизирующиеся в соответствующихпредставлениях, мотивах, целях, установках, ожиданиях. Именно они содержательноформируют феномены SD, т.е. определяют, какое по структуре, функциям исодержанию ИСС разовьется у человека, как изменится его психическое функционирование,будет ли он стремиться «выйти» за рамки обычного состояния сознания(ОСС) или, наоборот, «остаться». При стремлении «остаться» феноменологическаякартина определяется борьбой двух противоположных тенденций — к развитию ИСС ик развитию адаптационных процессов, стабилизирующих ОСС. В случае преобладанияпервой тенденции будут развиваться состояния, представляющие собойнецеленаправленные, случайные изменения сознания и характеризующиеся хаосом,дезорганизацией прежней психической жизни, а следовательно, и резким снижениемее продуктивности. Перечисленные выше факторы (связанные с ИСС установки, опыт,ожидания, цели и мотивы испытуемых, их восприятие происходящего) в большинствеизвестных нам опытов не контролировались (подробнее о «моделях» ИСС,видах ИСС и влиянии установок, опыта, ожиданий испытуемых на феномены SD [8]).
Несомненная связь междудлительностью пребывания в ситуации депривации и выраженностью соответствующихэффектов может быть обнаружена только при достаточно высоких степенях SD,препятствующих развитию адаптационных процессов. При не очень высокой степенидепривации может произойти адаптация, а может развиться измененное состояние[42], подобное тому, что может произойти при приеме малой дозы психоактивноговещества или даже без него [8].
Учитывая разнородностьсостояний, возникающих при SD, попробуем все же найти в них нечто общее, т.е.выделить некие базовые характеристики ИСС. В зависимости от вида ИСС (исоответственно мотивов, установок, опыта, ценностей и т.п.) меняются как егосодержание и эмоциональная окрашенность возникающих образов, так и функции [8].Но меняются ли его характеристики? Ответ на этот вопрос мы можем дать, детальнорассмотрев эффекты сенсорной депривации.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЕ У ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ
Для сбора и анализаматериала об эффектах SD мы использовали классификацию последствий SD,предложенную М. Цукерманом. Автор включил в нее следующие типы феноменов:
1) расстройствоориентации во времени;
2) нарушениянаправленности мышления и способности сосредоточения;
3) «захват»мышления фантазиями и мечтаниями;
4) беспокойство ипотребность в активности;
5) неприятныесоматические ощущения, головные боли, боли в спине, затылке, глазах;
6) бредовые идеи,подобные параноидным;
7) иллюзии и обманывосприятия;
8) галлюцинации;
9) тревога и страх;
10) сосредоточениевнимания на резидуальных стимулах;
11) целый ряд другихреакций, включая жалобы на клаустрофобию, скуку, особые физические потребности[19, с. 237].
Однако для некоторыхтипов феноменов из классификации М. Цукермана мы не смогли подобратьэмпирические факты и разработали несколько иной способ группировки данных. Мыосознаем предварительный характер предлагаемой классификации, но присуществующем положении в области теории ИСС это пока неизбежно.
2.1 Изменение восприятия времени
Одним из феноменовискажения восприятия времени в условиях SD является субъективное переживание«ускорения течения времени». М. Сифр сообщал о появлении такогоощущения у французских спелеологов в ходе длительного одиночного пребывания вподземной пещере, без каких-либо временных ориентиров — «вне времени»[3, с. 56, 64]. Аналогичные ощущения описывали революционер П.С. Поливанов,перенесший длительное одиночное заключение [6, с. 389], и один из космонавтов,проведший вместе с товарищем 45 дней в гермокамере: «Время летит быстро,как бы проваливается в пропасть, не помню, что было, — оно простоисчезает» [5, с. 101]., Следует отметить, что, в отличие от спелеологов,проводивших эксперименты «вне времени», заключенные имелиопределенные временные ориентиры (моменты приема пищи, появление света в окнекамеры утром и т.п.), а отечественные эксперименты по SD вообще предполагаличеткий распорядок дня и наличие плана предписанных испытуемым работ.Следовательно, можно констатировать относительную независимость чувства«ускорения времени» от наличия/отсутствия внешних временныхориентиров.
Другой (метрический)аспект изучения восприятия времени в условиях SD связан с исследованием того,как человек оценивает различные отрезки времени — большие (месяцы, недели, дни,часы) и малые (минуты, секунды). Во всех исследованиях больших интерваловобнаружена их недооценка. В ходе первого эксперимента «вне времени»М. Сифр в общей оценке прошедшего времени «отстал» на 25 суток запериод в 59 дней, а в ходе второго — на 25 из 180 (он уже знал о возможныхискажениях восприятия времени и корректировал свои оценки). Ж.-П. Марете«отстал» на 88 суток за период в 181 день, Ж. Шабер — на 25 из 130дней (он читал о возможных нарушениях оценки времени в данных условиях и вэксперименте осуществлял необходимые коррекции) [3]. В похожих опытах (правда,под землей пребывал не один, а 8 человек) венгерских ученых (1967 г.) участники экспедиции за один месяц «отстали» на 4 суток [5, с. 180]. Дж.Мендельсон и его коллеги описали случай недооценки на 1 час 8-часовогоинтервала, проведенного испытуемым в респираторе (жесткая депривация) [5, с.101].
В исследованиях восприятиямалых интервалов времени получены противоречивые данные. Недооценка реальногоинтервала была обнаружена после 0.5—11-суточной иммобилизации в специальномкресле и в водной среде: воспроизводимые интервалы были в основном большезаданных [6]. Аналогичное увеличение длительности «индивидуальнойминуты» наблюдалось у А. Сенни в 125-дневном эксперименте «вневремени»: отсчет вслух до 120 для оценки интервала в 2 минуты занимал 3—4минуты реального времени [12, с. 111].
В условиях гипокинезии[12] обнаружена зависимость характера нарушения оценивания интервала от видапараллельно выполняемой испытуемым работы, Если он воспроизводил заданные углыв коленных и локтевых суставах, то наблюдалась значительная переоценка отрезкавремени (за 10-секунд-ные принимались интервалы в 9, 8 и 7 с), то же самоепроисходило и во время выполнения проб на определение мышечно-суставнойчувствительности обеих рук, слухового, вестибулярного, вкусового иобонятельного анализаторов. Однако при выполнении некоторых психологическихзаданий (корректурной пробы, решения простых и сложных задач, чтения вслух,запоминания десяти слов, отыскивания чисел в таблице Шульте), а также заданийдля зрительного анализатора наблюдался обратный эффект — недооценка реальногоинтервала.
В опытах Б.А. Душкова идр. у испытуемых, пребывающих в сурдокамере, отмечалась недооценка 10-секундныхинтервалов, но сразу же после выхода из сурдокамеры — переоценка. В серии сгермокамерой наблюдалась сложная динамика: в положении сидя испытуемые в первыесутки переоценивали заданный интервал, к 28-м суткам их показатели постепеннодостигали фоновых значений, после чего продолжали расти, и к 30-му днюотмечалась незначительная недооценка; в положении лежа недооценка реальногоинтервала в первые дни увеличивалась, затем начинала уменьшаться, и на 21-есутки испытуемые отмеривали время почти правильно, в последующие днификсировалась незначительная переоценка.
Вопрос о согласованностиразных аспектов восприятия времени специально не исследовался. В некоторых израссмотренных экспериментов эта связь очевидна: в первом опыте Сифра ощущение«ускорения времени» соответствует недооценке больших временныхинтервалов; в опыте Сенни недооценка касается как больших, так и малыхинтервалов. Однако в других опытах недооценка больших интервалов сочетается и снедооценкой и с переоценкой малых. Между тем вопрос о согласованности разныхаспектов восприятия времени имеет прямое отношение к проблеме механизмов оценкивремени и коррекции этой оценки в измененных условиях существования (длядостижения адаптации к ним). Например, прямое и непосредственное влияниеощущения «замедления времени» может привести к переоценке временногоинтервала, а учет возможности переоценки — к недооценке.
Возможно, динамикаизменения оценок времени, выявленная в гермокамерных экспериментах Б.А. Душковаи его коллег, отражает развитие адаптационного процесса за счет все болееуспешной работой корригирующих механизмов.
Один из механизмов оценкиинтервалов времени — обращение к собственным физиологическим процессам,подчиняющимся, в частности, циркадным ритмам.
Однако факты нарушенияданных ритмов в условиях SD отмечены во многих работах, среди которых:наблюдения американских медиков и психологов за зимовщиками в Антарктиде [5, с.413]; опыты «вне времени» французских спелеологов [10], отечественныхмедиков и спелеологов [2, с. 48—50]; опыты психологов, медиков, физиологовРоссии, Японии, Канады, Германии, Франции и других стран в совместном проекте5РГМС55-99 — эксперименте с длительной изоляцией, моделирующем условия полетана Международной космической станции [6]. Исследователи обнаружили, что приисключении всех внешних временных ориентиров физиологические процессы сначалапродолжают следовать обычному суточному ритму. Затем 24-часовой цикл сна ибодрствования, свойственный здоровым, неастенизированным людям, становитсянерегулярным. Физиологические процессы рассогласовываются (например, период снаперестает сопровождаться падением температуры тела, снижением общей активности,уменьшением частоты сердечных сокращений и т.д.) и перестают подчинятьсяестественному циркадному ритму. Иногда человек переходит к 48-часовому(«спелеологические сутки») или 28-часовому ритму, однако эти«спонтанные сутки» также отличаются нерегулярностью [2; 30; 35]. У людейпоявляется потребность в дневном сне; у тех, кто спал днем и до опыта, продолжительностьсна значимо возрастает [16].
Если внешние ориентирызадают не 24-часовой, а какой-либо иной цикл, физиологические процессыприспосабливаются к нему с трудом, а при значительном отклонении отестественного суточного цикла не приспосабливаются вообще [2, с. 48—49; 30].Значение внешних ориентиров для поддержания физиологических циркадных ритмовбыло продемонстрировано в экспериментах с длительной гермокамерной изоляцией. Вгруппе, где испытуемые сами распределяли время работы и отдыха, наблюдаласьочень высокая нестабильность фаз сна/бодрствования по сравнению с группойиспытуемых, которые должны были соблюдать строгий распорядок дня [16].Значимость внешних временных ориентиров для поддержания циркадного ритма былатакже показана в опытах по «спрессовыванию» и «растягиванию»времени: испытуемые лишались всех внешних временных ориентиров, кромеспециально отрегулированных часов, которые спешили или отставали (но об этомиспытуемые не знали). Оказалось, что если сутки сокращались или растягивались небольше чем на три часа, люди этого изменения не замечали [5, с. 181]. Можно сказать,что «внутренние биологические часы» идеально синхронизированы с правильноидущими «внешними часами». Если «внешних часов» нет,«внутренние часы» разлаживаются, и по ним уже нельзя правильно«определить время».
Таким образом, восприятиеи оценка времени — это сложная функциональная система, правильная работакоторой возможна при успешной и слаженной работе всех ее подсистем ифункциональных блоков, таких как оценка на основе внешних ориентиров, оценка повнутренним ориентирам (например, физиологическим показателям), оценка пособытийной насыщенности временного интервала и т.д. В опытах по SD внешниепоказатели времени нередко отсутствуют, а такие внутренние ориентиры, какфизиологические процессы, рассогласовываются и перестают соответствоватьестественному циркадному ритму. Однако здесь могут вступить в действиекорригирующие механизмы, значительный вклад в работу которых вносят знания обискажениях оценки времени, происходящих в ситуации SD. Чтобы определить влияниеданных знаний на результирующую оценку и проследить работу механизмоввосприятия времени без подключения корригирующего звена, необходимо строго контролироватьстепень психологической подготовленности испытуемого к предстоящим экспериментам(его знания о действии условий депривации на психику вообще и на восприятиевремени в частности).
С. Фишкин и Б. Джонс [8]считают нарушение восприятия времени показателем глубоких изменений в состояниисознания. Р. Могар [7] также рассматривает происходящее при SD расстройствоориентации во времени как показатель ИСС.
А. Людвиг [4] в качествеодной из характеристик ИСС выделяет нарушение чувства времени (т.е. отмечаетлишь один аспект изменений в восприятии времени) — появление ощущенийбезвременья, остановки, ускорения или замедления времени.
В. Фазинг признает однойиз характерных особенностей ИСС изменение переживания протяженности времени —оно становится нелинейным (по выражению Р. Орнштейна). Он же отмечает инарушение процессов оценки временной протяженности при ИСС [7, с. 210—211]. Всеподобные феномены наблюдаются и при SD.

2.2 Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления
В отечественнойпсихологии труда давно известно, что такой вид SD, как монотония, приводит кзначительным трудностям концентрации и переключения внимания, снижениюбдительности [9; 20], например, у экипажа самолета, управляемого с помощью автопилота.
В сурдокамерныхэкспериментах [11; 20, с. 170] и в опытах с длительной гипокинезией [1; 6; 14;21] было обнаружено ослабление внимания и целенаправленности мышления. Почтивсе испытуемые в той или иной степени отмечали быструю утомляемость при смысловомвосприятии, жаловались на неспособность к последовательному обдумыванию разныхнесложных и ранее приятных ситуаций, в самоотчетах указывали, что«невозможно на чем-либо сосредоточиться», «мысли путаются»,становятся «короткими, перебивают друг друга, часто разбегаются» [6;11; 20, с. 170]. О трудностях удержания хода рассуждения, доведения мысли доконца, о наличии периодов «умственной пустоты» сообщали испытуемые вопытах Г. Ханта и К. Чефурки с кратковременной (10-минутной) SD [2, с. 871].Нарушения произвольного внимания (по результатам выполнения разных вариантовкорректурной пробы и таблиц Шульте, которые соответствовали данным самоотчетов)наблюдались и в гермокамерных экспериментах [11; 23].
После сурдокамерныхэкспериментов также наблюдались нарушения целенаправленности мышления и«перескакивающее» внимание: каждое новое впечатление вызывалозабывание предшествующего и переключало внимание на новый объект, в разговоречеловек постоянно перескакивал с одной мысли на другую, увлекаясь поверхностнымиассоциациями, отмечалось снижение логичности и систематичности отчетов. О.Н.Кузнецов и В.И. Лебедев рассматривали это снижение как следствие эмоциональныхнарушений (гипоманиакального синдрома), наступающих при выходе человека изэкстремальных условий и начале его адаптации к обычным условиям [20, с.267—270].
Подобные нарушениявнимания и мышления были показаны уже в ранних экспериментах по SD, проведенныхДж. Мендельсоном и Фоули [19, с. 237], П. Сьюдфельдом и Р. Борри [19], В.Героном (40, с. 16—17], С. Фридманом, Г.Грюнебаумом и М. Гринблаттом [39, с.66], Дж. Мендельсоном, Ф. Кубзанским, Г. Лейдерманом и др. [45, с. 111].Испытуемые отмечали, что им было трудно сосредоточиться на чем-либо, их разум«блуждал», мысли вливались в неконтролируемый поток сознания,затруднялось их выражение логически непротиворечивым образом. Содержаниесамоотчетов соответствовало объективным показателям: так, Герон обнаружилзначительное снижение продуктивности в заданиях на перемножение в уме двух- итрехзначных чисел, продолжение серий чисел, «схватывание»арифметической проблемы, создание новых слов из букв заданного слова,анаграммы, росло количество ошибок, испытуемые не удерживали инструкцию [10].
В самоотчетах испытуемыечасто упоминали о «вторжении непрошеных мыслей» [21, с. 89], пугающихсвоей силой и неинтенциональным характером [49]. Этот феномен«непрошеных» (т.е. не контролируемых самим субъектом) мыслей часто встречаетсяв дневниках людей, переживших длительное одиночное заключение [26, с. 342].
Причина наблюдаемогоснижения продуктивности мышления — разрушение организованной и целенаправленнойпознавательной деятельности. Сьюдфельд, проанализировав данные более 80исследований, обнаружил зависимость между снижением результатов когнитивнойдеятельности при SD и степенью сложности предъявляемой задачи: при относительносложных задачах (с «открытым концом» — например, придумывание историйи решение творческих проблем) ухудшение выполнения было более вероятным, чемпри более простых (запоминание вращений или арифметические операции в уме) [17,с. 192).
С нашей точки зрения, воснове дезорганизации мыслительной деятельности при SD лежатмотивационно-смысловьге трансформации (что не исключает, разумеется, измененийв операционально-технической стороне деятельности). Это подтверждается фактами,обнаруженными М.А. Гердом и Н.Е. Панферовой в исследовании влияния иммобилизациина когнитивные функции:
а) испытуемый с трудоммог заставить себя выполнить работу, требующую интеллектуального напряжения; б)ухудшению интеллектуальной деятельности соответствовало понижение настроения;в) изменениям познавательных функций предшествовало появление эмоциональныхсдвигов; г) обнаруженные защитные реакции были направлены на поддержаниеположительного эмоционального состояния, а их исчезновение приводило к глубокимнарушениям мышления, внимания, восприятия, памяти [6].
Итак, при SD нарушаетсяорганизация познавательной деятельности, и соответственно могут разрушитьсястабильные формы такой организации — ВПФ (словесно-логическое мышление,опосредованное запоминание, произвольное внимание, осмысленная речь). Например,Мерриен представил сведения о снижении уровня абстрагирования (наряду соснижениями речевой функции, сужением интересов, ослаблением памяти) у моряков,находившихся на необитаемых островах в одиночестве несколько лет [21, с.39—40]. П.С. Поливанов вспоминает о заключенных, которые после нескольких летполного одиночества разучились говорить или говорили с большим затруднением изабывали многие слова [16, с. 384].
Герд и Панфероваобнаружили, что при иммобилизации речевые реакции становятся примитивнее [6].
Характеризуя ИСС, В.Фазинг [17] подчеркивал изменения внимания, внутренней речи, «мыслительныхпроцессов высшего уровня». Он отмечал, что возможна смена направленностивнимания (на внешний мир или на себя самого) и усиление его концентрации накаком-либо одном объекте, что, разумеется, ухудшает переключаемость внимания изатрудняет его фиксацию на чем-либо еще. (Нарушения произвольного внимания,обнаруживаемые в опытах по SD, Фазингом не упоминаются.) Удельный весвнутренней речи уменьшается, ухудшается ее связность, соответствие действиямчеловека и текущей ситуации, в содержании внутренней речи увеличивается доляфантазий. (Для ситуаций SD, а особенно длительной изоляции, мы располагаем лишьотрывочными сведениями о нарушении связности внешней речи.)
Что касается«мыслительных процессов высшего уровня» — процессов творческого мышленияи принятия решений, — то, с одной стороны, их осуществление затруднено из-занарушений кратковременной памяти и критики, с другой — известны случаи появлениядействительно творческих решений именно в ИСС [17, с. 209]. (В ситуации SDдействительно обнаруживаются трудности решения сложных мыслительных задач, носвязь с нарушениями памяти не установлена из-за почти полного отсутствия исследованиймнестической деятельности при SD.)
А. Людвиг полагает, что вИСС начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблениемтак называемой проверки реальности, нечеткостью различий между причиной иследствием, амбивалентностью мышления, сосуществованием противоположностей (безпереживания какого-либо конфликта), снижением чувствительности к логическимпротиворечиям [14]. Этот феномен практически отсутствует в материалахотечественных исследователей SD, что может быть обусловлено как инымикатегориальными установками советских ученых, так и трудностями его выявленияиз-за не очень высокого уровня депривации. Тем не менее следует вспомнить идеиЛ.С. Выготского, что генетически более ранние типы сознания (по сравнению ссознанием, единицей которого является понятие) сохраняются у человека вкачестве подстройки, в «снятом» виде в ведущих формах [3, с. 18] имогут выходить на первый план как при распаде ведущих форм мышления (например,при шизофрении), так и в состоянии бодрствования (в периферическом восприятии)[3, с. 168; 4, с. 188].
2.3 Особенности эмоционального реагирования
Многие исследованияубедительно показывают, что депривация различных видов (сенсорная, когнитивная,эмоциональная, социальная) ведет к развитию депрессии, тревоги, страхов. Такая картинанаблюдалась в условиях Крайнего Севера (по данным Л.Е. Панина, у 43% обследованныхполярников) [20, с. 11,24, с. 117; 35, с. 412; 46]; у людей, работающих в затемненныхпомещениях на кинофабриках, в крупных фотоателье и в полиграфическойпромышленности (данные К.К. Яхтина [20, с. 11]); у путешественников,переплывавших в одиночку океан (Д. Слокам, У. Уиллис, А. Бомбар, Дж. Риджуэй)[21, с. 40; 32, с. 347]; у работников гидрометеорологических станций [15, с.412]; у лиц, длительно находящихся в одиночном тюремном заключении [21, с. 40;26], в изоляции на отдаленной антарктической базе в течение шести месяцев вусловиях полярной ночи, подобно Ричарду Бирду [21, с. 42] или М. Сифру придлительном одиночном пребывании в подземной пещере; у испытуемых вэкспериментах с гипокинезией в условиях длительного постельного режима [6; 20,с. 249—250; 22; 33, с. 94] и в исследованиях действия фактора «заключения»[10, с. 404]. Кроме того, своеобразные расстройства (так называемая «болезнькаяка») с симптомами тревоги и страха описывались у рыбаков Гренландии во времяпутины при хорошей погоде (неподвижное море и чистое небо без облаков), особеннокогда они длительно сохраняли одну и ту же позу, стараясь фиксировать взор напоплавке [21, с. 40].
В опытах с ограничениемдвигательной активности, гермокамерных и сурдокамерных экспериментах, а также вусловиях космических полетов, арктических и антарктических станций, полярныхэкспедиций у человека также очень часто появляется повышеннаяраздражительность, плаксивость, несдержанность с элементами неадекватногоповедения; легко возникают бурные эмоциональные реакции, межличностныеконфликты; усиливаются проявления враждебности; увеличивается «амплитудаэмоций»; в течение дня наблюдаются резкие колебания настроения; окружающиесобытия воспринимаются крайне обостренно в связи с резким снижениемтолерантности к стрессогенньм воздействиям [14]. Это свидетельствует обусилении в депривационных условиях эмоциональной лабильности при общемпонижении эмоционального фона и наличии определенной тенденции к усилениюагрессии, о повышении эмоциональной чувствительности и возрастанииинтенсивностиаффективных переживаний, что сочетается с трудностями их контроля.
Однако влияние депривациина эмоциональную сферу человека не ведет однозначно к появлению отрицательныхэмоций. Так, непосредственно перед окончанием эксперимента [6] или сразу послевыхода из ситуации депривации [20] у большинства испытуемых отмечалась эйфория[6], ослабление контроля над речью и поведением; испытуемые становилисьнесдержанными, говорливыми, дурашливыми: навязчиво стремились вступить вразговор с окружающими, часто шутили (не всегда в подходящей обстановке) и самисмеялись над своими остротами [6; 20]. Как уже было отмечено, подобноесостояние к этой ситуации, которое она сравнила с наркотическим состоянием ирелигиозным трансом [20, с. 31].
При анализе измененийэмоционального реагирования как показателя наличия ИСС А. Людвиг [4], делаяакцент не на собственно эмоциях, а на особенностях их выражения, выделил двапротивоположных паттерна изменений эмоциональной экспрессии. Один из них связанс появлением крайнего выражения более интенсивных и примитивных эмоций, чем вобычном состоянии сознания, для него характерна частая смена эмоциональныхкрайностей от экстаза до глубочайших страхов и депрессии. Этот паттерн явнопрослеживается в рассмотренных нами данных. При другом паттерне человекстановится бесстрастным, невовлеченным или рассказывает о своих сильныхпереживаниях без какого-либо эмоционального выражения.
В. Фазинг [7, с. 211]указывает на изменения в переживании и выражении эмоций как на одну изхарактеристик ИСС, а также выделяет два паттерна изменений. Первый — повышениеэмоциональной реактивности (люди начинают эмоционально реагировать на события,на которые в обычном состоянии сознания не реагировали).
Данный феномен описаннами выше. Второй (обратный) — люди перестают реагировать на события, преждеэмоционально значимые. Кроме того, Фазинг отмечает возможность утраты в ИССконтроля над внешним выражением эмоций, что также наблюдается в ситуациях SD.
В качестве отдельнойхарактеристики ИСС Фазинг выделяет изменения уровня активации, который может исильно понизиться (мы рассмотрим подобные феномены при анализе континуумасна/бодрствования в условиях SD), и сильно возрасти (случаи переживания экстазапри SD).
Ф. Соломон и др. [9]одним из показателей ИСС считали «уменьшение рациональности эмоций»,за которое, вероятно, можно принять видимую беспричинность: появления эмоций(из-за повышения эмоциональной чувствительности) и неадекватную интенсивностьих выраженности (связанную со снижением контроля над непосредственнымвыражением эмоций).
 
2.4 Трансформация смысловых систем (феномены изменения значимости)
 
1. Паранойяльные идеи. Случаи возникновения у ряда людейпаранойяльных страхов, идей отношения вплоть до развитиягаллюцинаторно-параноидных психозов наблюдались во время зимовок на арктическихи антарктических станциях [20, с. 165—166; 35], в условиях одиночного тюремногозаключения [20, с. 165—166; 26, с. 399], а также во многих экспериментах с разнымуровнем депривации (в ранних опытах по SD [19, с. 64; 45, с. 105—106], в отечественныхисследованиях длительной гипокинезии [22, с. 39]). В тех случаях, когдаконтролировался фактор личностных особенностей испытуемых, установлена выраженнаязакономерность появления данных нарушений у испытуемых с соответствующимипреморбидными особенностями [22, с. 39; 45, с. 105—106]; кроме того, общаятенденция к «заострению», акцентированию у испытуемых присущих им личностныхособенностей была выявлена в недавних экспериментах с длительной гермокамернойизоляцией [16; 43, с. 221].
2. Чувство«гениального открытия». Зачастую в ситуациях SD люди должны были проводитьсоответствующие психологические и физиологические пробы, эксперименты, а иногдаи осуществлять свою обычную работу (при исследовании деятельности пилотов,космонавтов, метеорологов, полярников). В группу данных феноменов мы отнеслислучаи появления в этих условиях у людей ощущений особой ценности определенныхидей, результатов или направлений исследования. Так, В.И. Лебедев описываетпример появления у испытуемого сверхценной идеи: за время пребывания всурдокамере в ущерб своим основным обязанностям тот создал огромный«научный» труд, посвященный вопросу пыли (поводом для проведеннойработы послужил ворс, выпадавший из ковровой дорожки, находившейся в камере,испытуемый исследовал количество, пути распространения, циркуляцию, кругооборотпыли, зависимость ее наличия от времени суток, работы вентилятора и другихфакторов). Хотя этот «труд» представлял собой лишь набор наивныхобобщений и нелогичных выводов, его создатель был убежден в высокой ценности,объективности и нужности проделанной им работы [20, с. 150]. У ряда другихиспытуемых в их отчетах после длительного одиночества также встречалось неадекватноепреувеличение значения того или иного обстоятельства, близкое к чувству«гениального открытия» [там же]. Появление подобных идей Лебедев объясняетобусловленным изоляцией ограничением круга интересов и отсутствием социальныхкоррекций. Очевидно, что в основе появления ощущения «гениального открытия»и «паранойяльной идеи» лежат «изменения значимости» (потерминологии А. Людвига), характерные для всех ИСС. Согласно Людвигу, человекиспытывает нечто аналогичное переживанию «Эврики», в течение котороговозникают ощущения глубокого инсайта, озарения, истины, слабо связанные приэтом с объективной истиной [4].
3. Феномены ослаблениязначимости. Сюдаследует отнести явления снижения интереса к прежде важным для человека вещам.Так, в опытах с длительной гипокинезией испытуемые постепенно прекращализаниматься своими любимыми делами (например, чтением художественной литературы,рисованием), слушать радио, смотреть телевизор, слушать чтение вслухзаинтересовавших их ранее книг апатия и утрата интереса к прежним увлечениямовладела, по свидетельству Р.
Пристли, участниками егоэкспедиции во время зимовки в Антарктиде. Они, люди обычно очень активные иэнергичные, проводили время абсолютно бездеятельно: лежа в мешках, не читая идаже не разговаривая, они целыми днями дремали или предавались своим мыслям [21,с. 261]. Пристли отмечает интересный феномен — положительную эмоциональнуюокрашенность этого состояния апатии [22, с. 261—263]. Участники арктических иантарктических экспедиций отмечают появление, несмотря на большую занятость,чувства скуки, падение интереса к работе, к самообразованию, даже кразвлечениям [16, с. 192]. О возникновении безразличия и вялости под влияниеминдивидуальной изоляции сообщали мореплаватели-одиночки, спелеологи, полярники.Утрату интереса к жизни и апатию во время одиночного заключения переживал иреволюционер П.С. Поливанов [6, с. 393].
Исследования состояний,развивающихся в условиях монотонии, показывают, что для них характерныпереживания скуки, апатии [9; 17, с. 308], безразличия к работе [17, с. 308],что, по мнению ряда авторов, предполагает изменения, прежде всего, ваффективно-мотивационной сфере.
Таким образом, при SDможет происходить обессмысливание прежде значимых объектов (занятий, людей,вещей) — утрата ими своего прежнего значения.
4. Появление новыхсмыслов. Новыеинтересы, пристрастия, увлечения (кажущиеся порой довольно странными инеобычными) в ситуации SD возникают достаточно часто. Например, во время такназываемых «гонок столетия» 1968 г. (безостановочного одиночного кругосветного рейса) Б. Муатесье имел огромные шансы получить награду за самый скорыйпроход трассы, но прямо перед самым финишем вдруг повернул обратно, решивпродолжить плавание. Оказалось, что под впечатлением книги об учении йогов,взятой Муатесье перед стартом у одного из друзей, он стал во время рейсаразмышлять о смысле жизни, в письме к жене он утверждал, что обрел внутреннийпокой и чувствует себя в море, как дома [12, с. 349—350].
Во время своего второгоэксперимента М. Сифр на фоне общей апатии пережил глубокое психологическоепотрясение, что чуть не сорвало эксперимент. Поводом к нему стала одна фраза изкниги коллеги-спелеолога, заставившая Сифра задуматься о быстротечности времении о том, что, продолжая свои психологические эксперименты «вневремени», он доживет до 45 лет, так и не отдав максимума сил изучению подземнойгеологии (Сифр по основному роду своей деятельности был спелеологом).
Это потрясение было стольвелико, что он в течение нескольких дней не вел научных записей. Вернуться кпрежней деятельности он смог лишь тогда, когда у него появилась идеяорганизовать после данного эксперимента комплексную спелеологическую экспедициюв район известняков [15, с. 161—162]. Еще одним примером смены интересов вситуации SD может послужить неожиданно возникшее в условиях сурдокамеры уодного из испытуемых В.И. Лебедева желание изучать проблему пыли.
Одним из вариантовсмысловых трансформаций является «обращение» значимости: то, чтораньше вызывало положительное отношение, теперь начинает вызывать обратное,вплоть до отвращения. Е.П. Ильин обнаружил данное явление при изучении монотонии[17]. В экспериментах по иммобилизации также наблюдалась смена преждепозитивного отношения к определенным объектам на противоположное: людейначинала раздражать любимая музыка, цветы, они отказывались от встреч сдрузьями, причем данный феномен обладал определенной инерционностью [6].
/>/>/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, эти многообразные ине всегда поддающиеся строгой классификации феномены демонстрируют, какимобразом может меняться значение объектов (явлений, событий, людей, занятий) вситуациях SD. Многие авторы признают подобное «изменение значимости»характерной особенностью ИСС. У А. Людвига данное изменение конкретизируетсятолько через явления возросшей значимости событий, идей, ощущений. В. Фазингтакже выделяет изменения значения или значимости какого-либо содержаниядушевной жизни как важную характеристику ИСС. По его мнению, при ИСС оченьраспространено чувство, что определенные мысли и события глубоко важны,исполнены огромного творческого или мистического значения (при возвращении вобычное состояние эти мысли кажутся скучными или в лучшем случае забавными). Воснове феноменов изменения значимости лежит трансформация мотивационно-смысловыхсистем.
Таким образом, в даннойкурсовой работе был осуществлен теоретический анализ по теме курсовой работы, аименно «Психологическиеизменения у человека в условиях сенсорной депривации»; сделаны соответствующиевыводы.
Исходя из выше сказанного,можно заключить, что задачи и цель курсовой работы, поставленные в её начале,были успешно достигнуты.
/>/>/>/>СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Ананьев Б.Г. Опроблемах современного человекознания., Гл 2. Сенсорно-перцептивная организациячеловека. М., 1977.
2.        Богаченко В.П.Состояние психической деятельности у испытуемых при длительном сохранениипостельного режима // Проблемы космической биологии. Т. 13. Длительноеограничение подвижности и его влияние на организм человека / Под ред. В.Н.Черниговского. М., 1969.
3.        Герд М.А.,Панферова Н.Е. К вопросу об изменении некоторых психических функций человека всвязи с ограничением мышечной деятельности // Вопр. психол. 1966. № 5.
4.        Гордеева О.В.Измененные состояния сознания в условиях сенсорной депривации. МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 1994. Деп. в ВИНИТИ 18.04.1994г. № 915-В94.
5.        Гордеева О.В.Культурно-историческая теория Л.С. Выготского как методологическая основаизучения измененных состояний сознания // Учен. зап. Кафедры общей психологииМГУ. Вып. 1. М., 2002.
6.        Гримак Л.П.Монотония // Психические состояния / Под ред. Л.В. Куликова. СПб., 2000.
7.        Гримак Л.П.Одиночество // Психические состояния / Под ред. Л.В. Куликова. СПб., 2000.
8.        Душков Б.А.,Золотухин А. Н., Калибердин Г.В., Космолинский Ф.П., Финогенов А.М.Реактивность организма человека в зависимости от степени сенсорной изоляции в30-суточных экспериментах // Проблемы сенсорной изоляции / Под ред. А.А.Смирнова, Б.Ф.Ломова, В.Д. Небылицына. М., 1970.
9.        Душков Б.А.,Ломов Б.Ф. Изменение ориентировки человека в пространстве и времени пригипокинезии и сенсорной изоляции // Проблемы сенсорной изоляции / Под ред. А.А.Смирнова, Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына. М., 1970.
10.      Душков Б.А;Золотухин А.Н., Логунов Н.И., Ломов Б. Ф., Космалинский Ф.П., Небылицын В.Д.,Поленов А.А. Изучение эмоционального напряжения оператора в условиях умереннойгипокинезии и относительной сенсорной изоляции // Проблемы сенсорной изоляции /Под ред. А.А. Смирнова, Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына. М., 1970.
11.      Дюндина В.С.Психическая работоспособность человека в условиях гиподинамии при применениикомплекса профилактических средств // Актуальные проблемы космической биологиии медицины Т. 1. М., 1977.
12.      Ефименко Г.Д.Изменения в деятельности центральной нервной системы при длительном ограничениидвигательной активности // Проблемы сенсорной изоляции / Под ред. А.А.Смирнова, Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына. М., 1970.
13.      Зараковский Г.М.,Рысакова С.Л. Активный отдых в длительных космических полетах какпсихологическая проблема // Проблемы космической биологии. Т. 34. М., 1977.
14.      Ильин Е.П.Общность механизмов развития и состояний монотонии и психического пресыщенияпри разных видах деятельности // Психические состояния / Под ред. Л.В.Куликова. СПб., 2000.
15.      Кромби А. Ранниепредставления об органах чувств и сознании.// Восприятие./ Сб. ст. под ред.Н.Ю. Алексеенко. М., 1974.
16.      Крутова Е.М.Изменения умственной работоспособности в условиях относительной сенсорнойизоляции // Проблемы сенсорной изоляции / Под ред. А.А. Смирнова, Б.Ф. Ломова,В.Д. Небылицына. М,, 1970.
17.      Лангмейер И.,Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
18.      Лебедев В.И.Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
19.      Левинстайн В.Биологические датчики.// Восприятие./ Сб. ст. под ред. Н.Ю. Алексеенко. М.,1974.
20.      Лобзин В.С.,Михайленко А.А., Панов А.Г. Клиническая нейрофизиология и патологиягипокинезии. Л., 1979.
21.      Маслов И.А.Влияние фактора изоляции на психическое состояние // Проблемы сенсорнойизоляции / Под ред. А.А. Смирнова, Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына. М., 1970.
22.      Мясников В.И.Оценка состояния и психофизиологический анализ нарушений сна у человека вусловиях экспериментальной гипокинезии // Саморегуляция процесса сна / Под ред.Н.И. Моисеевой. Л., 1977.
23.      Панов А.Г.,Лобзин В.С., Белянкин В.И. Изменение функций нервной и мышечной систем подвлиянием длительной гиподинамии // Проблемы космической биологии. Т. 13.Длительное ограничение подвижности и его влияние на организм человека / Подред. В.Н. Черниговского. М., 1969.
24.      Психология сознания/ Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 480 с.: ил. —(Серия «Хрестоматия по психологии»).
25.      Психология.Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 – е изд., испр.и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.