Вятский Государственный Гуманитарный Университет
Контрольная работа по возрастной психологии на тему:
«Психологические вопросы готовности к обучению вшколе»
Работу выполнила студентка
заочной формы обучения
группы ПП — 23
специальность «Педагогикаи психология»
Сенникова Наталья Леонидовна.
г. Киров, 2009
Содержание
Введение
1 Проблема обучения детейс 6 лет
2 Показатели готовности кшколе в современных условиях
3 Определениепсихологической готовности детей к школьному обучению
3.1 Личностнаяготовность
3.2 Интеллектуальнаяготовность
3.3 Социально – психологическаяготовность
3.4 Эмоционально –волевая готовность
4 Заключение
Список литературы
Введение
Старшийдошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно вэтом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная отсовершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложныхличностных новообразований.
Всфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видовчувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль вразвитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход отиспользования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятымпредставлениям об основных видах каждого свойства.
Вдошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояниеповышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональнымотношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений,обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяется.
Памятьв старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучшезапоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшиевпечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяетсяэмоциональным отношением к данному предмету или явлению. В старшем дошкольномвозрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления черездостаточно длительный срок.
Однимиз основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольногозапоминания.
Такимобразом, к 6 — 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения,связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания иприпоминания.
Большойскачок в развитии воображения обеспечивает игра, необходимым условием которогоявляется наличие замещающей деятельности и предметов — заместителей. В старшемдошкольном возрасте замещение становится чисто символичным и постепенноначинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формированиевоображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии свнешней средой, способствует ее освоению, служит с мышлением средством познаниядействительности.
Н. Н.Поддъяков показал, что в возрасте 4 — 6 лет происходит интенсивное формированиеи развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды,анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения. Наглядно — действенное мышление способствует накоплению фактов, сведений об окружающеммире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессенаглядно — действенного мышления появляется предпосылка для формирования болеесложной формы мышления — наглядно — образного мышления. К концу дошкольногопериода преобладает высшая форма наглядно — образного мышления — наглядно — схематическое мышление.
Наглядно- схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешнейсреды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различныхпредметов и явлений. Данная форма мышления является основой для образованиялогического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.Таким образом, к 6 — 7 годам ребенок может подходить к решению проблемнойситуации тремя способами: используя наглядно — действенное, наглядно — образноеи логическое мышления. Старший дошкольный возраст стоит рассматривать толькокак период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления,как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития.
Кмоменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивноеразвитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенкаснижается, в то же время он становится более активным в поиске новойинформации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлениюположительного отношения окружающих.
Основойпервоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Дляшестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка.
Обобщаянаиболее важные достижения психического развития ребенка 6 — 7 лет, можнозаключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнемумственного развития, включающим высокое восприятие, обобщенные нормы мышления,смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний инавыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления,воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, запоминать,анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками,участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя своидействия с общественными нормами поведения. Его собственное поведениехарактеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннегоплана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатовсобственной деятельности и своих возможностей.
1 Проблема обучения детей с 6 лет
Всепсихологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому жевыводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развитияостается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольномувозрасту, у него преобладает непроизвольная память, специфика внимания такова,что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10 –15 минут.
Особенностиличности шестилетних детей создает дополнительные трудности в процессеобучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы иситуативны, поэтому во время занятий у большинства детей, они появляются и поддерживаютсяблагодаря усилиям учителя. Завышенная самооценка, характерная также длябольшинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критериипедагогической оценки. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоциональногосостояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективнойработой детей на уроке.
Детей6 лет обучать трудно и такое обучение должно строиться с учетом специфики ихразвития. В мировой педагогической практике накоплен большой опыт обучения с6лет и даже с более раннего возраста.
Комплексноеисследование разных сторон развития шестилетних детей показало, что оничувствуют себя спокойнее и увереннее – психологически комфортно – при обучениив подготовительной группе детского сада по сравнению с первоклассниками.
Психологии педагоги приводят много доводов «за» и «против» школьного обучения с 6 лет.Наиболее серьезные возражения против школьного обучения приводил в свое времяД. Б. Эльконин. Он писал, что переход на следующий, более высокий этап развитиядетей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколькосозрели те внутренние противоречия, которые могут разрушится путем такогоперехода. Если же он будет совершен до того, как эти противоречия созрели, — искусственно форсирован без учета объективных факторов, — то существеннопострадает формирование личности ребенка. Сокращение дошкольного детства наодин год может разрушить сложившийся процесс развития ребенка и не принестипользы. Д. Б. Эльконин считал, что вместо организации школьного обучения с 6лет целесообразно расширить сеть подготовительных групп детского сада, вкоторых удобнее готовить детей к школе, поскольку детям в детском саду лучше,они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее издоровее, чем их сверстники – школьники.
Гдебы ребенок не обучался в свои 6 лет, учитель и воспитатель должны учитывать еговозрастные возможности.
2 Показатели готовности к школе в современных условиях
Готовностьк школе – понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения.Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четкофиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами иединообразными методами обучения. Это побуждало учителей искать общие критерииготовности ребенка к школе. Сейчас при высоком разнообразии подходов кобучению, такие общие критерии не возможны. Школы различны между собой и попрограммам, и по методам обучения. Что еще важнее – это различный возрастначала обучения (одни школы принимают детей с шестилетнего возраста, другие – ссемилетнего, а некоторые даже с восьмилетнего) .
Несмотряна различия в подходах к обучению, по – прежнему остаются неизменными тепараметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе.Меняются лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определяетпсихологические качества, но не сами эти качества. К ним относятся:
1. Развитие наглядно– образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развитиялогического мышления, овладения учебным материалом.
2. Развитиепроизвольности и организации действий, умение ориентироваться на системуусловий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.
3. Умениеориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способностьвнимательно слушать и точно выполнять эти указания.
Любойквалифицированный учитель при построении обучения в той или иной мереориентируется на средний уровень своих учеников. Небольшое отклонение вниз отэтого уровня не должно служить серьезным препятствием для обучения. Дляребенка же, чьи результаты ниже средних, учеба почти наверняка окажется весьматрудной.
3 Определение психологической готовности детей к школьномуобучению
Успешноерешение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения,благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем,насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьномуобучению. В современной психологии пока не существует единого и четкогоопределения понятия «готовности» или «школьной зрелости».
А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как « овладение умениями, знаниями,способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровняусвоения школьной программы «поведенческими характеристиками».
ВыготскийЛ. С. указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать идифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степенив развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьномобучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцаравыделяет умственные, социальные и эмоциональные компоненты.
А.И.Запорожец также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательнойи аналитико – синтетической деятельности и степень сформированности механизмовволевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьномуобучению.
Я.Л.Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как«целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие имсистемы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для негодеятельностью и новыми социальными ролями.
Л.И.Божович еще в 60 – е годы указывала, что готовность к обучению в школескладывается из определенного уровня развития мыслительной деятельностипознавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своейпознавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичныевзгляды развивал А. И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе«представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности,включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико –синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевойрегуляции действий и так далее».
Насегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению– многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологическихисследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующиекомпоненты:
3.1Личностная готовность
Включаетформирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции –положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностнаяготовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности,учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровеньразвития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок,которого школа привлекает не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), авозможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательныхинтересов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.Личностная готовность также предполагает определенный уровень развитияэмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна бытьдостигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой ивозможно развитие и протекание учебной деятельности. Очень важный аспектличностной готовности ребенка к обучению в школе связан с его взаимоотношениямисо взрослыми. Общаясь и взаимодействуя со взрослыми, к концу дошкольноговозраста он начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуативныеотношения с ними, но и на определенные нормы и правила. Теперь дети испытываютпотребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различатьфункции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения.
3.2 Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Данныйкомпонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запасаконкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененнымвосприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу,обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловымзапоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование уребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умениевыделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
· Дифференцированноевосприятие
· Аналитическоемышление
· Рациональныйподход к действительности
· Логическоезапоминание
· Интерес кзнаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий
· Овладение на слухразговорной речью и способностью к пониманию и применению символов
· Развитие движенийруки зрительно – двигательной координации.
Важнейшимпоказателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является овладение имсвязной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не толькопонимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для своихмыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходныезвукосочетания.
3.3 Социально – психологическая (коммуникативная) готовностьк школьному обучению
Этоткомпонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодарякоторым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит вшколу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточногибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти вдетское общество, действовать совместно с другими детьми, уметь уступать изащищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребностив общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиесяспособности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Помнению ряда исследователей, в структуре социально – психологического компоненташкольной готовности можно выделить следующие подструктуры:
1. коммуникативнуюкомпетентность
2. социальнуюкомпетентность
3. языковуюкомпетентность
Социальнаякомпетентность – это знание норм и правил поведения, принятых в определеннойсоциально – культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний напрактике. Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевогоразвития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использоватьсвои знания о языке. Эти два вида компетентности можно рассматривать какэлементы коммуникативной, или более широко – компетентность в общении, котораявключает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умениевступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
Коммуникативная,социальная и речевая компетентность, формирующиеся в процессе социализации ивоспитания ребенка, к окончанию дошкольного детства имеют определенный уровеньразвития, который и отражает уровень социально – психологической готовностиребенка к школьному обучению.
3.4 Эмоционально– волевая готовность
Имеетсяв виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровеньпритязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должнадоминировать над боязнью неудачи. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, ауровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся уребенка.
Вэмоционально – волевую готовность также входит развитие «эмоциональногопредвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своейдеятельности), эмоциональная устойчивость, сформированность небоязнитрудностей, умение ограничивать эмоциональные порывы, умение систематическивыполнять задания.
Заключение
Впознавательном плане ребенка к поступлению в школу уже достигает весьмавысокого уровня развития, обеспечивающее свободное усвоение школьной учебнойпрограммы. Однако психологическая готовность к школе только этим неограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания,воображения, памяти, мышления и речи, — в нее входят сформированные личностныеособенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка,а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. Кпоступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль,трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Длятого, чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знанийнеобходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.
Таким образом, психологическая подготовка детей к систематическому обучению вшколе занимает одно из важнейших мест. Показатели такой готовности должныявляться целевыми установками в организации воспитательно – образовательногопроцесса в ДОУ.
Список литературы
1. Белкина В.Н.,Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям иродителям. – Ярославль: Академия развития, 2001 – 256 с.
2. Венгер А.Л.,Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос –Пресс, 2001 – 160 с.
3. Истратова О.Н.Боьшая книга детского психолога./ О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В.Эксакусто.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008 – 568 с.
4. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Юрайт, 2002 – 464с.
5. Немов Р.С.Психология образования. Учебник для студентов педагогических учебных заведений:книга 2 – М.: Владос, 2000 – 608 с.
6. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.:Владос, 1995 – 529 с.