Реферат по предмету "Психология"


Психологические аспекты и условия развития коммуникативных навыков в тренинге

Федеральноеагентство по образованию
ГОУВПО«Марийский государственный университет»
Педагогическийинститут
Кафедрадошкольной и социальной педагогики
Конспектлекции
на тему: «Психологическиеаспекты и условия развития коммуникативных навыков в тренинге»
Выполнила:
студентка ФПП о/о ДП-53
Е.А.Егошина
Проверила:
к.п.н., ст. преподаватель каф. психологии
развития и образования
Г. В Кравец.
Йошкар-Ола,2010

План лекции
 
1.  Понятие коммуникации
2.  Коммуникативнаякомпетентность личности
3.  Пример тренинга наразвитие коммуникативных способностей «Здравствуйте, а вот и я или готовы ли мык общению»
Глоссарий
Использованная литература

1. Понятие коммуникации
Коммуникацияимеет несколько значений. Во-первых, это путь сообщения, во-вторых, это формасвязи, в-третьих, это процесс сообщения информации с помощью техническихсредств — средств массовой информации, наконец, в-четвертых, коммуникациявыражает акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщениеинформации одним лицом другому.
Определениетермина «коммуникация» начинается с характеристики множественных информационныхсистем передачи человеческой речи, сигналов и изображений. Согласно этомутермин коммуникация — буквально «мера участия (или соучастия) в процессепотребления, обмена и использования информации». Но это означает не простопередавать и получать информацию. В процессе коммуникации образуетсякоммуникативное сообщество. Оно характеризуется отношениями единства,взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания и т. п.
Этоозначает еще некоторые грани коммуникации:
1.     Координация по поводу приема и передачи информации.
2.     Согласование ценностей, оценок и процессов понимания.
3.     Организация процесса связи между индивидами.
Такимобразом, коммуникация как акт общения имеет свои особенности.
В болееузком, социально-психологическом смысле коммуникация — это процесс передачиинформации от отправителя к получателю. Отправитель, цель которого заключаетсяв том, чтобы оказать на получателя определенное воздействие, посылает то илииное сообщение. Оно может быть передано с помощью некоторого кода (системысимволов, значений). Чтобы понять это сообщение, получатель должен егодекодировать, т. е. распознать.
Вструктуре коммуникации следует отличать цель от побудительного мотива. Цель —это ясное, четкое, рационально обоснованное намерение. Побудительный мотив —скрытое намерение. Зачастую оно является скрытым потому, что может быть необщезначимым.
Контекстомкоммуникации является вся система целей и результатов, кодирование ираскодирование скрытых мотивов и личных целей. Для того чтобы процесскоммуникации был прогнозируемым, необходимо отдавать отчет обо всех егоструктурных компонентах.
Выделяютфазы контакта: взаимонаправленность, взаимоотражение, взаимоинформирование,взаимоотключение.
Фазыконтакта практически могут быть реализованы в трех видах коммуникативноговзаимодействия: убеждающем, суггестивном и эмоционально заряжающем.
Убеждающеевоздействиехарактеризуется тем, что в нем происходит интеллектуальное сопереживание впроцессе совместной мыслительной деятельности. Достигается это с помощьюубеждения. Оно является методом воздействия на сознание личности черезобращение к ее собственному критическому мышлению. Убеждение построено такимобразом, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия человека,принимающего информацию. Убеждение рассматривается как такой способ воздействияна личность через общение, результатом которого становится измененное мнение,отношение, поведение того, на кого оказывалось воздействие. Эффективностьубеждения проявляется в том, насколько человек способен самостоятельнообосновать, оценить принятое решение. Оно апеллирует к аналитическому мышлению,где преобладает сила логики, доказательств, научная аргументированность, и этимдостигается правдивость, объективность сообщаемой информации. Убеждениеозначает уверенность личности в истинности какого-либо положения, которое можетбыть реализовано в схеме «Познано, понято, пережито, принято за истину».
Степеньэффективности убеждения в определенной мере зависит от заинтересованности вэтом человека, на которого оно направлено, и тех потребностей, которыестимулируют получение информации. Убеждение как метод действенно в рамках однойпотребности, но с выбором нескольких путей ее удовлетворения, возможно в рамкахнескольких потребностей, но одинаковой силы, а также при малой интенсивностиэмоций и с интеллектуально развитым партнером.
Формированиеубеждения может происходить косвенно за счет уменьшения неуверенности,сомнений, преодоления неведения, субъективной, искаженной концепции партнераили, наоборот, путем построения благоприятной ситуации, т. е. прямо.
Наиболееэффективно убеждение может быть реализовано в дискуссии. В ней есть возможностьповлиять на мнение партнера за счет представления ему различных точек зрения нарешение проблемы, внушения важности этих предложений, разбора разных прогнозови альтернативных вариантов. Убеждение в дискуссии может быть сформированометодом:
— наступления,когда партнеру намеренно создаются условия, чтобы он доказывал свое;
—     концентрациидействий, когдаопровержение позиций партнера происходит его же собственным оружием;
—     фундаментальногоаргументирования, которыйбазируется на использовании фактов и цифровых показателей;
—     противоречия, найденного в высказыванияхсобеседника;
—     сравнения двух противоположных сообщений, когдапоказывается справедливость одного из них;
—     бумеранга, при котором выражения собеседникаиспользуются для обоснования вашего собственного утверждения;
—     кусков, который предполагает, что возражениясобеседника расчленяются на отдельные части и таким образом выясняютсянеточности в аргументации оппонента;
—     видимойподдержки, когдаусиливают аргументацию собеседника, как бы поддерживая ее, а потом доводят доявно неприемлемого заключения;
—     потенциирования, в результате чего смещают акцент дляусиления значимости собственных выводов;
—     выведения, выражающимся в последовательныхдействиях, с помощью которых из разговора выводят то, что мешает нормальномуходу событий.
Существуетопределенный алгоритм общения, направленный на убеждение собеседника. Инициаторобщения определяет, во-первых, проблему, анализируя все возможные аргументысобеседника против излагаемой точки зрения и определяя систему контраргументов,во-вторых, способ решения проблемы, давая анализ возможных аргументовсобеседника и определяя возражения, в-третьих, способ изменения поведения,точки зрения или отношения собеседника, анализируя его позицию и высказываясвои контраргументы.
Уровеньдейственности убеждения находится в прямой зависимости от участников процесса,их индивидуальных особенностей и жизненных позиций,интеллектуально-эмоционального состояния. Играют роль и условия протеканияпроцесса общения, содержание сообщения, формы и способы передачи информации.
Суггестивноевзаимодействие предполагаетпринятие внешнего содержания без достаточной логико-гностической переработки,благодаря коммуникативно-поведенческой тактике воздействующего лица поактивизации потребностей, эмоций, воображения, исключая необходимостькритического анализа сообщения. В основе внушения лежит субъективная готовностьчеловека к внешнему воздействию, обусловленная такими особенностями характера,как доверчивость, робость, тревожность, а также ситуативными факторами,например неполной информированностью или дефицитом времени для принятиярешения. Особенностью внушения является его адресованность не к разуму, а кготовности личности получать распоряжения, инструкции к действию, поэтомупроцесс передачи информации основан на ее некритическом восприятии, чтовыражается в вере человека. Для его трансляции чаще всего используют повеления,указания, распоряжения. В зависимости от источника бывает внушение извне исамовнушение. По состоянию человека, на которого воздействуют, оно разделяетсяна внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипнотическоговоздействия. Виды внушения подразделяются на открытое (прямое,непосредственное) и закрытое (косвенное, опосредованное), если егоклассифицируют исходя из его содержания. В зависимости от наличия илиотсутствия определенных целей говорят о преднамеренном или непреднамеренномвнушении. В специфическом внушении ставится конкретная цель, а неспецифическоенаправлено на внушение чего-либо неконкретного. Результаты проявляются сразуили через какое-то время в непосредственном и отсроченном внушении. При учетеколичественного состава внушаемых и внушающих лиц говорят об индивидуальном,групповом, индивидуально-групповом внушении.
Посоциально-психологическому содержанию с внушением связан феномен заряжения,который в коммуникации проявляется в так называемом эмоциональном заряжении, котороехарактеризует бессознательную, невольную подверженность индивида определеннымпсихическим состояниям. В условиях совместной деятельности происходитвзаимоиндукция, обоюдное усиление общего эмоционального фона, в результате чегокаждый из участников как бы впитывает в себя часть эмоций других. Положительныйэффект эмоционального заряжения проявляется в том, что приподнятое настроениеодного повышает настроение остальных, энтузиазм нескольких повышает энтузиазмвсех. Заряжение носит неперсони-фицированный характер, является результатомтонизации психологического состояния группы в ходе контакта между людьми.
Различаютчетыре типа ограничений, накладываемых на контакт:
1.     Конвенциальныеограничения. В обществесуществует ряд обычаев, согласно которым общение приобретает некую«безликость». Так, например, в автобусе не принято задавать вопросы личногохарактера случайному спутнику или сообщать подробности своей частной жизни,зато приняты безликие коммуникативные стимулы типа «Извините», «Разрешите» и т.д.
2.     Ситуативныеограничения близки посмыслу к первому виду. Существуют моменты, когда личностное участие партнеровлишь мешает порядку. Например, в армии жизнь протекает согласно уставу.
3.     Эмоциональныеограничения заключаютсяв том, что партнеры по общению эмоционально холодны или враждебны друг к другу,но, стремясь предотвратить конфликт, пользуются при контакте исключительно«масками».
4.     Насильственныеограничения сводятся ктому, что один из партнеров готов к общению, а другой пресекает эти попытки,поэтому первый вынужден сделать то же самое, надев определенную «маску». Нашиконтакты с людьми нередко сопровождаются самыми неожиданными явлениями, которыепринято называть феноменами (Л. К. Аверченко):
1.    Феномен«адекватности». Чтобыситуация была «заодно с вами», говорите на ее языке.
2.    Феномен«восполняющих ожиданий». Всловах окружающих, касающихся нас, мы по большей части слышим не то, что ониговорят, а то, что хочется нам от них услышать.
3.    Феномен«доминанты». Всякаядеятельность организма обладает определенной устойчивостью, инерционностью: наслабый побочный стимул организм отвечает компенсирующей реакцией, усиливаяосновную деятельность. Но сильный побочный стимул вызывает срыв и переключениена новую деятельность. Из собственного опыта каждый из нас знает, что слабыйпобочный стимул (небольшой шум, тихая музыка, легкий голод, еле ощущаемаятревога и т. п.) даже способствует нашей основной деятельности, вызываядополнительную ее активизацию, тогда как сильный — отвлекает от нее.
4.    Феномен«вандализма». Почемумногим людям так нравится разрушать? Причем разрушать, так сказать,бескорыстно, не получая от этого никакой утилитарной выгоды. Установлено, что встандартных проявлениях чувство удовольствия тем больше, чем выше эффективностьдействия, т. е. отношение результата к затратам. А разрушительные действиячасто как раз намного эффективнее созидательных. «Ломать — не строить!» — давноизвестная истина.
Но,кроме физической, есть еще и социальная сторона: информационный эффект, асоответственно удовольствие от разрушения тем больше, чем большего числа людейоно коснется, чем заметнее будет ущерб.
Впротивоположность разрушению созидание обычно требует больших затрат, протекаетмедленно, а социальный эффект его нередко приглушен и невыразителен. Люди кудаострее реагируют на неприятное и неожиданное, чем на приятное, но возникающеепостепенно.
5.    Феномен«интервалов памяти». Исследованиезабывания показало, что оно проходит наиболее интенсивно в первые 6 ч послезапоминания. Поэтому, если информацию требуется запечатлеть надолго, еецелесообразно повторять через 15—20 мин, затем через 8—9 ч и через 24 ч.
6.    Феномен«мнемоники». Наша памятьустроена так, что самый короткий путь к ней — запоминать нечто вместе собстоятельствами запоминания.
7.    Феномен «личнойреальности». Информация,сопричастная человеку, пронизанная одушевлением и согретая заботой о людях,воспринимается быстрее, полнее и предпочтительнее, чем информация безличная,безразличная, бесстрастная.
8.    Феномен«перегорания». Если намудается чем-то заинтересовать партнера, то следует иметь в виду, что «времяжизни» его интереса не бесконечно и даже не продолжительно. У разных индивидовпо-разному, но в среднем оно где-то от двух до шести дней. Делайте все, чтобыуложиться в эти сроки.
9.    Феномен«сберегания традиций». Выражается этот вид феномена в том, что мы как быустанавливаем определенную традицию, ритуал контакта. Многие студенты берут накаждый экзамен «талисман», так как думают, что в предыдущий раз именно онповлиял на благоприятный исход контакта с преподавателем.
10.    Феномен«сопротивления навязыванию». Нам следует избегать силового давления начеловека, которого мы хотим убедить в том, что правы мы, а не он. Попытки любойценой навязать свое мнение приводят обычно к противоположному результату.
11. Феномен«темных сил». Помехи, или так называемые темные силы, активизируются именнотогда, когда человек приближается к завершению важного дела или к победе. Действуютони, как правило, через близких к данному человеку людей, а также черезслабости и вредные привычки человека.
Эффективностьнаших разнообразных контактов определяется знаниями, умениями, навыками,которые составляют основу коммуникативной профессией рамы. Специалист в областитеории и практики общения должен:
59

—    знать речевойэтикет и уметь его использовать;
—    правильноформулировать цели и задачи делового общения;
—    организовыватьобщение и управлять им;
—    анализироватьпредмет общения, жалобы, заявления;
—    ставить вопросы иконкретно отвечать на них;
—    владеть навыкамии приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
—    уметь вестибеседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог,дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру,переговоры;
—    анализироватьконфликты, кризисные ситуации, конфронтации и уметь разрешать их;
—    иметь навыкидоказательства и обоснования, аргументирования и убеждения, критики иопровержения, достижения соглашений и решений, компромиссов и конвенций, уметьделать оценки и предложения;
—    владеть техникойречи, риторическими фигурами и приемами, уметь правильно строить речь и другиепубличные выступления;
—    уметь с помощьюслова осуществлять психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать партнерапо общению к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.
 
2. Коммуникативнаякомпетентность личности
Подкоммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать иподдерживать необходимые, вытекающие из стоящих задач и определяемые имиконтакты с другими людьми. Она определяет уровень владения человека общениемкак многоуровневым процессом.
В составкомпетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков,которые обеспечивают эффективное протекание процесса общения. Коммуникативныезнания представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознаниилюдей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях. Коммуникативныеумения — это комплекс действий, основанных на высокой теоретической ипрактической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использоватькоммуникативные знания. Коммуникативные навыки можно рассматривать какавтоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому иточному отражению коммуникативных ситуаций.
В основекоммуникативной компетентности лежит не просто владение языком и другими кодамиобщения, а особенности личности индивида в целом, в единстве его чувств, мыслейи действий, которые развертываются в конкретном социальном контексте.
Косновным источникам приобретения человеком коммуникативной компетентности можноотнести жизненный опыт, искусство, общую эрудицию и специальные научные методы.Все эти источники имеют для каждого из нас различную субъективную значимость.
Совершенствованиекоммуникативного опыта индивида должно фокусироваться на осознании своегоповедения в различных ситуациях и оптимальном использовании существующихличностных ресурсов. Оптимизируя свой опыт, индивид не должен сосредоточиватьсяна присущих ему недостатках. Следует, наоборот, сконцентрироваться надостоинствах, представляющих ту единую реальную силу, которая помогаетразрешать жизненные проблемы.
Процесссовершенствования коммуникативной компетентности неправомерно отрывать отобщего развития личности. Средства регуляции коммуникативных актов —неотъемлемая часть человеческой культуры, и их присвоение и обогащениепроисходит по тем же законам, что и освоение и приумножение культурногонаследия в целом.
По формеи содержанию коммуникативная компетентность индивида непосредственносоотносится с особенностями выполняемых им социальных ролей. Человексосредоточивает внимание не на всей совокупной культуре общества, а только наполезной ему в повседневной и профессиональной практике.
Длялюдей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:
—    быстрая,своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;
—    стремление понятьдругого человека в контексте требований конкретной ситуации;
—    установка вконтакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательноеотношение к нему, учет его состояния и возможностей;
—    уверенность всебе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию;
—    владениеситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать еепартнеру;
—    большаяудовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессекоммуникации;
—    умение эффективнообщаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживаятребуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимсяотношениям;
—    высокий статус ипопулярность в том или ином коллективе;
—    умениеорганизовать дружную совместную работу, добиваться высокого результатадеятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;
—    способностьсоздавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава.
Реализациявсех компонентов коммуникативной компетентности происходит черезкоммуникативный стиль.
Коммуникативныйстиль личности — совокупность привычных для нее способов и средств установленияи поддержания контактов с окружающими в различных формах взаимодействия:беседах, переговорах, дискуссиях, спорах, а также в различных ситуациях общения— в выработке идей, принятии и формулировке решений, преодолении конфликтов.
Коммуникативныйстиль личности вызывает либо комфортное, либо неопределенное (нейтральное),либо дискомфортное состояние в зависимости от того, какое энергетическоевлияние оказывает и в какой мере способствует возникновению атмосферыплодотворного сотрудничества. Различают три коммуникативных стиля:синергический, нонсинергический и антисинергический (В.В. Бойко).
Стильсинергический (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество) отличается тем, чтоличность своей манерой взаимодействия с партнерами (партнером) способствуетобъединению и увеличению эффективности совместной деятельности. Это становитсявозможным, во-первых, благодаря беспрепятственному информационному обмену междуучастниками отношений и, во-вторых, в результате синхронизации их энергий,слаженности их деятельности.
Стильнонсинергический (отлат. поп — не, нет) характеризуется тем, что личность не может или не хочетсодействовать успеху совместного труда. Она занимает позицию отстраненногонаблюдателя, воздерживается проявлять инициативу, не демонстрирует соучастие исопереживание в рабочем процессе.
Стильантисинергический (отгреч. anti — против) выражается в активных деструктивных формахповедения личности при взаимодействии с партнерами. Личность наносит вредпроцессу и результатам совместной деятельности тем, что обычно демонстративнопротивопоставляет себя большинству, либо конфликтует сама, либо провоцируетконфликты между партнерами. Своими настроениями определяет хаотичность вэмоциональных связях взаимодействующих сторон.
Выражениемсинергического стиля являются такие характеристики:
—    соблюдениенорм субъектных отношений.
Личностьведет себя так, чтобы партнеры чувствовали внимание к себе, поддержку иодобрение, находили соучастие и сопереживание;
—    поддержаниесвободного обмена идеями и оценками. Человек активно высказывает свое мнение иуважительно от носится к позициям партнеров;
—    конструктивнаяи доброжелательная критика.
Даетвозможность личности совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки;
—    стимулированиеинициативы партнеров.
Личностьзамечает и одобряет новации своих партнеров, самостоятельность. При этомоцениваются прежде всего идеи и переживания, а не особенности партнера илиформа высказываний. Преобладают интересы дела над личными интересами. Энергиярасходуется прежде всего на дело;
—    соблюдениенорм партнерской этики.
Замечанияв адрес коллег, оценки проделанной работы делаются в корректной форме, чтобы незадевать честь и достоинство других;
—      устранениеили смягчение своей некоммуникабельности. Например, плохих черт характера,неприятных для окружающих привычек, склонностей к аффектам и др.;
—   положительноевосприятие, умение открыто радоваться успехам партнеров и общим достижениям.
Доброжелательность,сочувствие, сопереживание, «флюидное излучение» помогают установлениюпозитивных контактов и стимулируют сотрудничество;
—   способность«играть в команде», не противопоставлять себя групповому разуму и воле.
Отношениястроятся по принципу «один за всех и все за одного»;
—     демонстрациявысокого уровня коммуникативной толерантности.
Коммуникативнаятолерантность — этохарактеристика отношения личности к людям, показывающая степень терпимости кнеприятным или неприемлемым, по ее мнению, психическим состояниям, качествам и поступкампартнеров по взаимодействию.
Коммуникативнаятолерантность — одно из важнейших качеств человека, необходимых ему в процессепередачи и приема информации. На ее проявление влияют воспитание, опыт общения,культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент,привычки, особенности мышления, эмоциональность и тип поведения личности.
Коммуникативнаятолерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особыхразличий между подструктурами своей и чужой личности, либо не испытываетнегативных переживаний по поводу различий.
Основныеподструктуры личности, обусловливающие коммуникативную толерантность:
1. Интеллектуальная— передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельностиконкретного человека, т. е. принципы его понимания действительности, привычныедля него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений. Известно, чтокаждый думает по-своему: один склонен к обобщению, другой преимущественноанализирует события и факты; некоторые личности мыслят глубоко и всесторонне, аиные скользят по поверхности явлений; то, что одни находят важным, другиесчитают второстепенным; кто-то рассуждает последовательно и доказательно, акто-то не в ладах с элементарной логикой. При этом, когда партнеры обнаруживаютсвои различия в области интеллекта, каждая из сторон считает себя правой идемонстрирует ту или иную степень нетерпимости к интеллектуальному своеобразиюдругой. Демонстрация низкого уровня коммуникативной толерантности выступаетпоказателем негибкости или лености ума и мешает выходу из затруднительныхситуаций. Поэтому в общении не следует показывать нетерпимость к умственномупотенциалу партнера, заявляя: «Ты рассуждаешь примитивно», «Твоя логика выводитменя из равновесия», «У тебя не все дома». Не стоит сетовать по какому-либоконкретному адресу: «У начальника заскок», «Свекровь выжила из ума».
2.    Ценностно-ориентационная— вбирает в себя основные ми ровоззренческие идеалы конкретного человека, егоближайшие и отдаленные жизненные цели, интересы, оценки происходящего.
Каждыйиз нас имеет своеобразные взгляды и мнения. Они могут касаться представлений осмысле жизни и счастье, понимания значимости семейных ролей и служебныхобязанностей, намеченных планов и свершившихся достижений. Если взглядыпартнеров во многом совпадают, тогда легче найти согласие и взаимопонимание. Ноесли каждый подходит к событиям и фактам со своей меркой, то появляются тренияи возникает повод проявить коммуникативную нетерпимость, т. е. осуждение,раздражение или неприятие ценностей другого.
3.    Эстетическая— охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятиячеловеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического итрагического. Здесь определяется, кто, что и почему нравится или не нравится личности.
Эстетическоеначало проявляется постоянно и во всем, доказательством чему служиттруднопреодолимая привычка судить обо всем и вся. Каждый из нас с большимжеланием дает оценки событиям и окружающим предметам и обстоятельствам, приэтом преобладает субъективизм. Чтобы хоть как-то ограничить его, в арсеналесредств, пресекающих эстетический произвол, появилась аксиома, умиротворяющаяособенно нетерпимых к чужим эстетическим воззрениям: «О вкусах не спорят!»
4.     Эмоциональная — демонстрирует преобладающий спектрчувств, в котором чаще всего пребывает данный человек: радость или печаль,оптимизм или пессимизм, возбуждение или спокойствие, подъем или подавленность,беззаботность или тревожность, миролюбие или агрессивность. У каждого из насесть свой «дежурный» эмоциональный фон, который влияет на общение с партнерами.Даже кратковременное пребывание в чуждом для себя эмоциональном состоянии можетвызвать неприятное ощущение и негатив по отношению к партнеру.
5.     Сенсорная(чувственная) — включаетособенности чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового,обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений. В данном случаеимеется в виду индивидуальная сенсорная организация конкретного человека,которая определяется по ведущему каналу восприятия. В жизни мы нередкосталкиваемся с различиями в сенсорной организации партнеров и, случается,проявляем сниженную толерантность к ним.
6.     Этическая — выражает нравственные нормы, которыхпридерживается человек. Партнеры, имеющие разные представления о возможностиреализации той или иной нравственной нормы, обычно трудносовместимы. Этоотражается на уровне их терпимости: со временем обе или одна извзаимодействующих сторон начинают испытывать неприятные чувства.
Показателемкоммуникативной компетентности и толерантности личности является еенравственный статус, определяемый как степень готовности следовать морали.Нравственный статус — достаточно устойчивая характеристика личности. Человеквоспринимает, принимает и реализует на практике определенные нравственныекатегории (добро, зло, совесть, справедливость) в диапазоне эмоциональноокрашенных качеств: доброжелательности, равнодушия, зловредности. Эти качестване только формируются под влиянием действующих норм морали или традиций, т. е.социальных факторов, но также они обусловлены и индивидуальными факторами:внутренними биохимическими и психофизиологическими процессами, эмоциональнымстереотипом поведения, соматическим и психическим здоровьем. Доброжелательностьхарактеризуется направленностью на хорошие отношения с окружающими,отзывчивостью, жертвенностью, уважением к другой личности, сочувствием исопереживанием ей. В любой ситуации общения человек стремится к установлениюдружеских контактов, к компромиссу, сотрудничеству. Равнодушие как нравственныйстатус личности выражается в том, что ценности, которые декларирует личность,не содержат указаний на гуманизм, они противоречивы. В общении с партнераминаблюдается и стремление к сотрудничеству, и обособленность, стремлениедоказать свое превосходство. Зловредность — такой нравственный статус личности,в соответствии с которым человек осознанно и бессознательно стремится причинитьнеприятность партнеру, проявляет неуважительное, пренебрежительное отношение кдругим людям. Недоброжелательность выступает как основа личностных позиций.

3. Пример тренинга на развитие коммуникативныхспособностей «Здравствуйте, а вот и я или готовы ли мы к общению»
Цель: освоение приемов позитивногоналаживания контактов и поиска активного стиля общения. Выявление степениготовности участников тренинга к взаимодействию в ситуации общения.
Планзанятия:
1.    Приветствие «Моипожелания».
2.    Упражнения:«Здравствуйте, а вот и я», «Нарисуй свое имя», «Правило нашей группы»,«Качество, которое я ценю в людях», «Пожелание друга», «Кто для меня самыйчужой», «Кто кого напоминает».
3.    Рефлексия занятия: «Разноцветные листы».
4.    Домашнее задание:наблюдение и подбор характеристик литературных персонажей по типамсобеседников.
5.    Задание длясамостоятельной работы: «Конкурс на лучшее оформление правил группы».
6.    Анализзанятия: дискуссия «Готовы ли мы к общению». Вступление: люди проявляют свою социальнуюсущность в общении. Общение — многогранный процесс взаимодействия между людьми.В процессе взаимодействия человек создает своеобразный «банк» позитивныхспособов, приемов, идей, дающих ему возможность устанавливать положительныеотношения с другими людьми. Чтобы установить контакт, не всегда бываетдостаточно лишь интуиции, нужны и коммуникативные знания, умения, навыки, иразвитая способность человека к рефлексии, децентра-ции личности, которые можносовершенствовать в процессе тренинга.
Напервом занятии перед ведущим и участниками стоит задача осознания необходимоститренинга для каждого участника, для группы в целом и готовность квзаимодействию в процессе общения. Начинаем занятие с рассаживания. Мы будемработать по принципу беседы за круглым столом.
Приветствие «Мои пожелания»
Цель: создание настроя на предстоящуюработу, снятие барьеров общения.
Задание:приветствие участниковтренинга оформить в виде пожелания.
Инструкция:сегодняшнее занятиеначнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны бытькраткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мыбудем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому изучастников и при этом говорить пожелание. Следим, чтобы мяч побывал у всех, аможно передавать мяч по кругу, и тогда ваше приветствие будет относитьсяк соседу.
Анализ упражнения:
1.     Расскажите, чтовы чувствовали, когда высказывали пожелание.
2.     Какие состоянияпоявлялись у вас, когда к вам обращались с пожеланиями на день?
3.     Какие трудностивозникли у вас во время выполнения задания?
Упражнение1. «Здравствуйте, а воти я»
Цель: развитие навыков самопрезентации,налаживания позитивного настроя на предстоящее общение.
Задание:заявить о себе, показатьсвою индивидуальность, неповторимость, желание работать и общаться совместно сдругими участниками тренинга.
Инструкция:во время налаживанияконтактов немаловажную роль играет взаимонаправленность, взаимовосприятиепартнеров по общению, поэтому бывает очень важным момент подачи себя. Покажисебя, заяви о себе. Способы самопрезентации могут быть самые разные: реклама,объявление в газете, рассказ о себе, песня, афоризм. В общем, все, что поможетокружающим лучше представить вас. Пусть девизом вашего выступления будут слова:«Смотрите, кто пришел!»
Анализупражнения:
1.     Презентация когоиз участников вам понравилась больше всего, почему?
2.     Что нового обучастнике тренинга вы узнали?
3.     Почувствовали ливы в процессе выступления, что человек настроен на доброжелательное, открытоеобщение?
Упражнение2. «Нарисуй свое имя»
Цель: преодоление барьеров контакта.
Задание:изобразить своетренинговое или настоящее имя, которым будут пользоваться участники напротяжении всех занятий.
Инструкция:выбор имени имеет длячеловека первостепенное значение, а для тренинговых занятий это важно потому,что имя дает возможность лучше понять человека. Задание выполняется просто:нужно нарисовать свое имя, а затем написать его крупно на приготовленнойзаранее визитке.
Анализупражнения заключается вобсуждении вопроса: «Почему участник тренинга оставил себе свое имя или взялтренин-говое?»
Упражнение3. «Правило нашей группы»
Цель: фиксация правил группы как основыработы в тренинге.
Задание: обсудить и принять основныеправила группы.
Инструкция:правила регламентируютформы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбратькакие-то для своей группы. Участникам дается право добавить новые. Все правилазаписываются на большом листе ватмана. Важно или принять правила, илиотвергнуть, или найти компромисс. Каждый делает свой выбор. Участникампредлагается закончить предложения: «В этой группе нежелательно...», «В этойгруппе опасно...», «В этой группе можно...», «Из этой группы может бытьисключен тот, кто...».
Примерныеправила:
1.     Каждый изприсутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какойдругой причине.
2.     Для каждогопонятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, какоценивает происходящее.
3.     Наша первая цель— установить позитивные контакты друг с другом.
4.     Мы должны бытьчестными, искренне выражать свое отношение к происходящему.
5.     Мы должны прислушиватьсяк другим.
6.     Необходимо, чтобыв принятии группового решения участвовали все.
7.     Новые участникистановятся членами нашей группы просто потому, что они садятся в общий круг иостаются.
Анализупражнения:
1.     В какой степени предложенные правила ясны участникам?
2.     Какие из новыхправил оказались полезными, а какие обременительными?
3.     Стоит липринимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?
Упражнение4. «Качество, которое я ценю влюдях»
Цель: создание условий для лучшеговосприятия друг друга в процессе общения, развитие творческого воображения.
Задание:выделить качество,которое каждый из участников тренинга больше всего ценит в людях.
Инструкция:подумайте, какоекачество вы больше всего цените в людях. Придумайте или вспомните рассказ,историю, притчу, сказку, которые бы содержали информацию об этом качестве.Желающие представляют свой рассказ, все остальные должны догадаться, о чем идетречь.
Анализупражнения:
1.     О каком качествешла речь?
2.     По каким признакамвы об этом догадались?
3.     Совпадает лимнение рассказчика с вашим?
4.     Помогла ли вамформа представления качества вникнуть в смысл того, что говорит собеседник?
Упражнение5. «Пожелание друга»
Цель: осознание участником необходимостипребывания в данной тренинговой группе.
Задание:необходимо сосредоточитьсвое внимание на целях пребывания в тренинге.
Инструкция:закройте глаза… Пустьвам вспомнится тот, кто желает вам добра и искренне заинтересован в вашихуспехах. Теперь представьте, что он говорит о том, чему вы научитесь натренинге. Выберите из его пожеланий два, наиболее важные для вас.
Анализупражнения:
1.     Какие целизанятий являются приоритетными?
2.     Каково количествосовпадений этих целей у участников?
3.     Насколько широкдиапазон ожиданий в вашей группе?
4.     В какой мереожидаемые результаты каждого участника совпадают с целями тренинга вообще?
Упражнение6. «Кто для меня самый чужой»
Цель: устранение страха, неловкости,негативизма во время общения с отдельными членами группы.
Задание:задуматься и ответить навопросы:
—     Кто из участниковтренинга кажется вам в данный момент чужим?
—     Почему возможнотакое ощущение?
Инструкция:в работе любойтренинговой группы некоторые участники чувствуют себя несколько скованно,поэтому не хотят отвечать на вопросы, не принимают задания и т. д. Чтобы снятьтакое напряжение, следует уяснить для себя причину дискомфорта. Оглянитесьвокруг и постарайтесь ответить на вопрос: «Кто из участников в данный моменткажется вам чужим?» Нарисуйте портрет этого человека, выберите карандаши,которые по цвету отражают ваше отношение к нему. Подпишите портрет, поставьтедату, отдайте его тому, кого нарисовали.
Анализ упражнения:
1.    Каковы критерии чуждости?
2.    Насколько широкдиапазон определений чуждости?
3.    Чувствует ликонкретный участник облегчение после выполнения задания?
4.    Кто получил портреты, каковы ваши ощущения?
Упражнение7. «Кто кого напоминает»
Цель: установление позитивного контактамежду участниками тренинга путем восстановления ассоциативных связей.
Задание:для установленияположительных отношений восстановить в памяти образы, вызывающие позитивныечувства, и перенести их на участников тренинга.
Инструкция:чтобы наладить контакты,попытаемся перенести на какого-либо члена группы позитивные воспоминания. Втечение 3 мин подумайте, есть ли среди членов группы тот, кто напоминает вамзнакомых людей: родителей, брата, сестру, друга, подругу и т. д. Запишите накарточке имя того члена группы, который вызывает ассоциации. Укажите, какиечувства (лучше положительные) порождает в вас это воспоминание, чем оновызвано. Передайте карточку члену группы.
Анализупражнения:
1.     Кто и сколькокарточек получил?
2.     Как он к этомуотносится?
3.     Как чувствуют себя те, кто заполнял карточки?
Рефлексиязанятия. Упражнение «Разноцветные листы»
Цель: увязывание собственных целей с целямиостальных участников группы.
Задание:определение целей работыв группе; формирование ожиданий от работы в тренинге; соотнесение личныхпозиций с общественными.
Инструкция:впечатления отсегодняшнего занятия, представление о стиле, способах работы группы, атмосферетренингового занятия попытайтесь выразить с помощью своих образов. На большомлисте ватмана участникам дается право изобразить одно из своих представленийрисунком, словом, символом. Каждый может выходить сколько угодно раз, но приэтом изображать только что-то одно. По желанию участнику предоставляется правовыбора рефлексии.
Участникамможет быть предложен еще один вариант задания.
Участникивыбирают себе партнеров и объединяются в четверки. Общие пожелания, не болеечетырех, должны быть записаны на листе фломастером одного цвета, расставлены впорядке значимости. После этого каждая микрогруппа показывает материал дляобсуждения.
Домашнее задание
1.     Провестинаблюдение за своими собеседниками в учебной аудитории, дома с цельюопределения типа собеседника (визуального, аудиального, кинестетического).Сделать небольшие записи.
2.     Подобратьлитературных героев перечисленных выше типов. Записать примеры на отдельныекарточки.
Заданиедля самостоятельной работы «Конкурс на лучшее оформление правил группы»
Цель: определение отношения каждогоучастника к совместной работе в тренинге.
Задание:представить разнымивариантами правила, утвержденные как основные для тренинговых занятий.Поощряется творческий подход к их оформлению.
Анализзанятия. Дискуссия «Готовы ли мы к общению»
Виддискуссии: дискуссия потехнике аквариума. Форма организации работы участников: фронтальная. Вопросыдля обсуждения:
1.     По какимпризнакам можно определить готовность каждого ивсей группы к общению?
2.     Как развивалсяпроцесс лабиализации?
3.     Нужно ли в группепостоянного и хорошо знакомого друг сдругом состава давать упражненияна знакомство?
4.     Что меньше всегопонравилось в занятии?
5.    Каковыпозитивные моменты методики его проведения? Инструкция по проведению дискуссии:работа организуется в двух
концентрическихкругах. Меньший, внутренний, состоит из шести стульев. Сначала во внутреннийкруг садятся четыре участника, ведущий тоже располагается во внутреннем круге.Начинается обсуждение темы. Дискуссия регламентируется тремя правилами:
1.    В процессе всегообсуждения во внутреннем круге должно оставаться одно свободное место.
2.    Участник имеетправо говорить, только если он сидит во внутреннем круге.
3.    В любой моментобсуждения участник, сидящий во внутреннем круге, может пересесть во внешнийкруг.
Участникиимеют право решать, когда им участвовать в обсуждении, когда нет. Импредоставляется право чередования роли активного участника или пассивногонаблюдателя.
Комментарии к занятию
Привыполнении приветствия может быть выдвинута идея, очень важная для тренингаобщения: партнерское взаимодействие начинается там, где создана атмосферадоброжелательности, ведь доброе слово и кошке приятно. Вопросы для анализаупражнений занятия несут в себе двоякую функцию: с одной стороны, снимаютэмоциональное напряжение, с другой — помогают участникам осознать свойсобственный опыт и расширить его за счет мнения других, понять, что помогает, ачто мешает людям быть открытыми, искренними в общении.
Вопросы к аудитории:
1.    Дайте определениепонятию «коммуникация».
2.    Что являетсяконтекстом коммуникации?
3.    Назовите фазыконтакта.
4.    Какие видыкоммуникативного взаимодействия существуют?
5.    Как происходитпроцесс убеждения?
6.    Чем отличаютсясуггестивное и убеждающее взаимодействие?
7.    Что такое феномензаряжения?
8.    Определите типыограничений контакта.
9.    Какиминеожиданными явлениями сопровождаются наши контакты?
10.    Выделитесодержательные аспекты коммуникативной профессиограммы.
Тест потеме
1.        Специфическаяформа взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, это? 1)Общение;2) Коммуникация; 3) Коммуникативная толерантность.
2.        Коммуникация это? 1) процесс двустороннего обменаинформацией, ведущей к взаимному пониманию; 2) специфическая формавзаимодействия человека с другими людьми как членами общества; 3) принятиевнешнего содержания без достаточной логико-гностической переработки.
3.        интеллектуальноесопереживание в процессе совместной мыслительной деятельности, это? 1)Убеждающеевоздействие; 2) Суггестивное взаимодействие 3) Коммуникативная толерантность..
4.        Принятие внешнегосодержания без достаточной логико-гностической переработки, благодарякоммуникативно-поведенческой тактике воздействующего лица по активизациипотребностей, эмоций, воображения, исключая необходимость критического анализасообщения, это? 1)Убеждающее воздействие; 2) Суггестивное взаимодействие; 3)Коммуникативная толерантность.
5.        Коммуникативныезнания — это? 1) обобщенныйопыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в ихпричинно-следственных связях; 2) это комплекс действий, основанных на высокойтеоретической и практической подготовленности личности; 3) автоматизированныекомпоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражениюкоммуникативных ситуаций.
6.        Коммуникативныеумения – это? 1)обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативныхситуаций в их причинно-следственных связях; 2) это комплекс действий,основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности; 3)автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому иточному отражению коммуникативных ситуаций.
7.        Коммуникативныенавыки – это? 1) обобщенныйопыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в ихпричинно-следственных связях; 2) это комплекс действий, основанных на высокойтеоретической и практической подготовленности личности; 3) автоматизированныекомпоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражениюкоммуникативных ситуаций.
8.        Коммуникативномустилю личности не относиться? 1) синергический;2) нонсинергический; 3)квазисинергический.
9.        К определениюстиля не относиться? 1)отличается тем, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами(партнером) способствует объединению и увеличению эффективности совместнойдеятельности; 2) характеризуется тем, что личность не может или не хочетсодействовать успеху совместного труда. Она занимает позицию отстраненногонаблюдателя, воздерживается проявлять инициативу, не демонстрирует соучастие исопереживание в рабочем процессе; 3) выражается в активных деструктивных формахповедения личности при взаимодействии с партнерами. Личность наносит вред процессуи результатам совместной деятельности тем, что обычно демонстративнопротивопоставляет себя большинству, либо конфликтует сама, либо провоцируетконфликты между партнерами. Своими настроениями определяет хаотичность вэмоциональных связях взаимодействующих сторон.
10.     характеристикаотношения личности к людям, показывающая степень терпимости к неприятным илинеприемлемым, по ее мнению, психическим состояниям, качествам и поступкампартнеров по взаимодействию. 1)Общение; 2) Коммуникация; 3) Коммуникативнаятолерантность.
11.     Какой фазыконтакта не существует? 1) взаимонаправленность; 2)взаимоотражжение; 3)взаимоподключение.
12.     К структурамкоммуникативной толерантности не относится. 1) ценностно-ориентационная;2)эстетическая; 3)отраженная.
13.     Доброжелательность- это? 1)направленностьна хорошие отношения с окружающими; 2)ценности не содержат указаний нагуманизм, они противоречивы; 3)нравственный статус личности, в соответствии скоторым человек осознанно и бессознательно стремится причинить неприятностьпартнеру, проявляет неуважительное, пренебрежительное отношение к другим людям.
14.     Равнодушие – это? 1)направленность на хорошиеотношения с окружающими; 2)ценности не содержат указаний на гуманизм, онипротиворечивы; 3)нравственный статус личности, в соответствии с которым человекосознанно и бессознательно стремится причинить неприятность партнеру, проявляетнеуважительное, пренебрежительное отношение к другим людям.
15.     Зловредность –это? 1)направленность нахорошие отношения с окружающими; 2)ценности не содержат указаний на гуманизм,они противоречивы; 3)нравственный статус личности, в соответствии с которымчеловек осознанно и бессознательно стремится причинить неприятность партнеру,проявляет неуважительное, пренебрежительное отношение к другим людям. №п.п. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Правильный
ответ 1 1 1 2 1 2 3 1 3 3 3 3 1 2 3

Глоссарий
 
Общение – специфическая форма взаимодействиячеловека с другими людьми как членами общества; в общении реализуютсясоциальные отношения людей.
Коммуникация – процесс двустороннего обменаинформацией, ведущей ко взаимному пониманию.
Убеждающеевоздействие — интеллектуальное сопереживание впроцессе совместной мыслительной деятельности.
Суггестивноевзаимодействие — принятие внешнего содержания бездостаточной логико-гностической переработки, благодарякоммуникативно-поведенческой тактике воздействующего лица по активизациипотребностей, эмоций, воображения, исключая необходимость критического анализасообщения.
Коммуникативныезнания — обобщенныйопыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в ихпричинно-следственных связях.
Коммуникативныеумения — это комплекс действий, основанныхна высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющихей творчески использовать коммуникативные знания.
Коммуникативныенавыки — автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому иточному отражению коммуникативных ситуаций.
Стильсинергический (от греч. synergeia — сотрудничество, содружество) отличается тем, чтоличность своей манерой взаимодействия с партнерами (партнером) способствуетобъединению и увеличению эффективности совместной деятельности. Это становитсявозможным, во-первых, благодаря беспрепятственному информационному обмену междуучастниками отношений и, во-вторых, в результате синхронизации их энергий,слаженности их деятельности.
Стильнонсинергический (от лат. поп — не, нет)характеризуется тем, что личность не может или не хочет содействовать успехусовместного труда. Она занимает позицию отстраненного наблюдателя,воздерживается проявлять инициативу, не демонстрирует соучастие и сопереживаниев рабочем процессе.
Стильантисинергический (от греч. anti — против) выражается в активных деструктивных формах поведения личности привзаимодействии с партнерами. Личность наносит вред процессу и результатамсовместной деятельности тем, что обычно демонстративно противопоставляет себябольшинству, либо конфликтует сама, либо провоцирует конфликты междупартнерами. Своими настроениями определяет хаотичность в эмоциональных связяхвзаимодействующих сторон.
Коммуникативнаятолерантность — этохарактеристика отношения личности к людям, показывающая степень терпимости кнеприятным или неприемлемым, по ее мнению, психическим состояниям, качествам и поступкампартнеров по взаимодействию.

Используемая литература
1.    Бойко В. В. Энергияэмоций в общении: Взгляд на себя и на других.- М., 1996.
2.    Бронюс А. Психологияобщения: (Схемы, рисунки, таблицы).-М., 1996.
3.    Вишнякова Н. ф. Конфликт- это творчество?: Тренинговый практикум по конфликтологии.- Минск, 1996.Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н. Введение в общую теорию конфликтов.- М., 1998.
4.    До цен ко М. А. Не будьпопугаем, или Как защититься от психологического нападения.- Тюмень, 1994.
5.    Зарайский Д. А.Управление чужим поведением: Технология личного психологического влияния.-Дубна, 1997. Ключников С. Ю. Мастер жизни: Психологическая защита в социуме.-М., 2001.
6.    Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть можеткаждый. -М. 1992.
7.    Курбатов В. И. Стратегияделового успеха.- Ростов на Дону, 1995.
8.    Ликсон Ч. Конфликт — семьшагов к миру.- СПб., 1997. Любимов А. Ю. Мастерство коммуникации.- М., 1999.Михайлов Л. А., Соломин В. П., Губин В. А. Введение в психологию общения(невербальные средства общения).-СПб., 1999.
9.    Никитина Г. Н., СоломатинА. М. Педагогическое общение.- Омск, 1995.
10.  Панкратов В. Н.Манипуляции в общении и их нейтрализация.- М., 2001.
11.  Панкратов В. Н.Психотехнология управления собой.- М., 1998.
12.  Поведение и саморегуляцияв условиях конфликта/Авт.-сост. Ю. А. Макаров.- Пенза, 1999.
13.  Р ю кл е X. Ваше тайное оружие вобщении: Мимика, жест, движение.- М., 1996.
14.  Словарь практическогопсихолога/Сост. С. Ю. Головин.- Минск, 1997.
15.  Станкин М. И. Психологияобщения.- М.; Воронеж, 2000. Трофимова Г.С. Основы педагогическойкоммуникативной компетентности.- Ижевск, 1994.
16.  Хайруллин Г. Т.Технология и техника взаимодействия.— Ал-маты, 1999.
17.  Щуркова Н. Е. Практикумпо педагогической технологии.-М., 1998.
18.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.