Реферат по предмету "Психология"


Психологическая характеристика младенчества

Московскийсоциально-педагогический институт
Факультеткоррекционной педагогики и специальной психологии
Заочноеотделение
Реферат
Психологическаяхарактеристика младенчества
Москва2009
/>/>Оглавление
Введение
1. Проявления психической жизни во младенчестве
2. Период младенчества
3. Содержание психической жизни младенца
4. Необходимые условия для развития личности ребенка
Заключение
Список литературы
/>/>/> 
/>Введение
100 лет назаддоктор Фрейд, наблюдая за взрослыми людьми, имеющими психологические проблемы,сделал открытие: в самом раннем возрасте эти люди не удовлетворили базовыепотребности, необходимые для развития психики – и всю жизнь страдают отразличных комплексов и неврозов.
В 40-х годахпрошлого века ученик Фрейда Бруно Беттельхейм, изучавший аутизм и имевшийуспешный опыт излечения этого заболевания, пришел к выводу, что «аутизмтеснейшим образом связан с тем, что происходит с ребенком и вокруг него смомента рождения; те или иные отклонения в психическом развитии родителей могутстать одним из факторов, обуславливающих возникновение этого страшногозаболевания».(Б. стр.657).
Такимобразом, чрезвычайно важно понимать и удовлетворять психологические потребностимладенца.
Однако напрактике в роддомах и детских поликлиниках мало кто заботится о психологическомкомфорте новорожденного. Бытует мнение, что в первые недели, до миелинизациинервных волокон ребенок вообще не чувствует боли, не говоря уже об эмоциях.Таковы пережитки идеологизированного подхода к психологии в нашей стране.
Д.Б. Эльконинв своей фундаментальной работе «Детская психология», хоть и оговаривается, чтовопрос о наличии и содержании психической жизни новорожденного нельзя считатьокончательно выясненным, однако в целом соглашается с формулировкой И.М. Сеченова:«О сознательном элементе у новорожденного не может быть и речи». (Э.стр.29)
В настоящеевремя представляется необходимым пересмотреть эти постулаты, рассуждать опсихологии младенчества на более гуманной основе, изменить способывзаимодействия с малышом на более щадящие.
В данной работемы попытаемся вкратце ответить на следующие вопросы:
·         Насколькосознателен новорожденный?
·         Какиепроцессы происходят в его психике?
·         Какиефакторы окружающей среды влияют на развитие психики нового человека?
·         Каковынаиболее благоприятные условия для развития в будущем полноценной личности?
Чтобыответить на эти вопросы мы вначале приведем харатеристику психологиимладенчества, данную Д.Б. Элькониным, затем рассмотрим некоторые результатыисследований зарубежных ученых и обратимся к опыту многодетных матерей, ежедневнонаблюдающих своих детей.
Последнийисточник может показаться не вполне научным, но дело в том, что нормальноразвивающиеся дети редко попадают в поле зрения психологов. Научные наблюдениявелись в основном в домах ребенка или в больницах за детьми, лишеннымиважнейшего фактора развития – постоянного общения с матерью и грудноговскармливания.
/>/>/>1. Проявления психическойжизни во младенчестве
Во время утробного развития ребенок неразрывно связан сорганизмом матери. Все его жизненные функции: питание, дыхание, приспособлениек температурным изменениям и т.п. осуществляются через организм матери.Рождение ребенка представляет собой качественный скачок, с которого начинаетсяпереход к новому, социальному типу развития. Ребенок человека рождаетсясовершенно беспомощным, к моменту рождения он обладает лишь некоторыминаследственно закрепленными механизмами [Э, стр.27]
Ребенок рождается совершенно беспомощным. К моментурождения он обладает лишь некоторыми наследственно закрепленными механизмами,безусловными рефлексами, облегчающими приспособление к новым условиям жизни.
В наибольшей степени к рождению складывается системапищевых рефлексов. К этому времени в основном готов механизм сосания иориентировочно-пищевых рефлексов. Во время сосания ребенком материнской грудивсе остальные его движения задерживаются, тормозятся. Это реакция «пищевогососредоточения». Ни зрительного, ни слухового сосредоточения у новорожденногоеще нет, оно образуется несколько позже.
Уход за ребенком со стороны взрослых уже с момента рождениявыступает как решающее условие его жизни. Физиологическая связь плода и материсменяется связью ребенка с ухаживающими и поддерживающими его жизнь взрослыми,только через взрослых удовлетворяются органические потребности ребенка.[Э, стр.28]
В первый период после рождения жизнь ребенка представляетсвоеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробномусуществованию. Прежде всего, это выражается в недифференцированности состоянийсна и бодрствования. Около 80% времени суток ребенок проводит во сне. Сонявляется многофазным и не сконцентрирован в определенные часы. Даже во сненаблюдаются постоянные движения, напоминающие движения во время бодрствования,которые тоже мало чем отличаются от сна: ребенок, бодрствуя, как быдремлет.[Э, стр28]
Постепенно, в течение первого месяца жизни бодрствованиеребенка становится более активным, что связано с возникновением в этот периодслухового и зрительного безусловных ориентировочных рефлексов, или слухового изрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется навторой-третьей неделе жизни и проявляется в том, что при звуке звонка илидетской трубы ребенок замолкает, прекращает движения, он молчит все время, покапродолжается звук. Несколько позднее, на 3-4й неделе появляется рефлекс и наголос разговаривающего с ребенком взрослого: ребенок также замолкает, движенияего тормозятся. В период между тремя и пятью неделями появляется и зрительноесосредоточение. Оно выражается в более или менее длительном фиксированиипредмета глазами и в одновременной задержке движений.
С появлением двигательного и слухового сосредоточенияначинается перестройка двигательной активности ребенка. В первые недели жизниего движения имеют импульсивный и хаотический характер и представляют собойорганические отправления. Фиксирование предмета глазами и поворот головы всторону звука с одновременным торможением хаотических движений являются первымидвигательными актами, носящими характер поведения, т.е. связывающие ребенка свнешней предметной действительностью.[Э.стр.29]
«На третьей неделе жизни появляется первый натуральныйусловный рефлекс на положение ребенка при кормлении, а к концу первого месяцажизни – и первые условные рефлексы на изолированные раздражители».(Э, стр.29)
Д.Б. Эльконин согласен с описанием психической жизниноворожденного, данным И.М. Сеченовым: «О сознательном элементе уноворожденного не может быть и речи, но ничто не говорит против того, чтобывозбуждение чувствующих снарядов не отражалось в его сознании ощущениями всемиосновными дифференциальными характерами их, присущими тому или иномучувствующему снаряду (качественные различия боли, света, звука и проч.);ощущения эти не могут не быть слитными, потому что новорожденный не умеет нисмотреть, ни слушать, ни осязать.»(Э, стр.29)
В конце первого и в начале второго месяца жизни появляютсяспецифические формы реагирования на ухаживающих за ним взрослых, показывающиевыделение им взрослых из окружающей обстановки. Такой специфической формойреагирования является комплекс оживления, заключающийся в улыбке и зрительномсосредоточении на лице человека, наклонившегося над ребенком, с интенсивными ибыстрыми движениями младенца – вскидыванием ручек и перебиранием ножек.
В период появления ориентировочных рефлексов на зрительныеи слуховые раздражители никакого различия в реакциях на человека и другиепредметы нет. Эту реакцию можно считать начальной формой специфической связимежду ребенком и взрослым. Появление этой связи знаменует конец периодановорожденности и начало младенчества.[Э.стр.30]
Д.Б. Эльконин пишет, что «Природа этой реакции выяснена ещенедостаточно. Возможно, она является особым эмоциональным состоянием,возникающим на основе того, что общение ребенка со взрослым часто подкрепляетсяпищей, прием которой вызывает положительные эмоции.»(Э, стр.30)
Однако ниже он приводит данные М.Ю. Кистяковской о том, чтоположительные эмоциональные реакции непосредственно не связаны судовлетворением органических потребностей. Устранение утомления сном, голода –пищей только снимает отрицательные эмоциональные реакции и тем самым создаетпредпосылки для возникновения положительных реакций, но само по себе их непорождает. Наоборот, у ребенка, находящегося вследствие неудовлетворения этихпотребностей в отрицательном эмоциональном состоянии, можно на некоторое времявызвать положительную реакцию на основе общения с ним. Положительноеэмоциональное реагирование, проявляющееся в улыбке и оживленных движениях, апозднее в гулении и смехе, связано не с удовлетворением органическихпотребностей, а является показателем новой социальной потребности – потребностив общении.[Э, стр.31]/>/>/>/>/>2. Период младенчества/>/>/> Условия развития младенца.Младенец и взрослый
Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых.Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразныезрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка сдействительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит кглазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой,впервые кладет в ручку ребенка предмет для хватания. Нет почти ни однойпотребности, которую ребенок мог бы удовлетворить, минуя взрослого.
Д.Б. Эльконин приводит слова Л.С. Выготского из статьи«Младенческий возраст»: «Эта зависимость младенца от взрослых создаетсовершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и ксамому себе), выражающийся в том, что эти отношения всегда оказываютсяопосредованными через других, всегда преломляются через призму отношений сдругим человеком. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальнымсуществом».(Э.стр32)
Взрослый выступает перед ребенком как центральный элементокружающей действительности, как центр всякой ситуации.
С. Фаянс предлагала младенцам привлекательную игрушку наблизком расстоянии – 9см, и ребенок тянулся к ней; затем она постепенноотодвигала игрушку – реакция ребенка ослабевала, и, наконец, на расстоянии100см ребенок переставал тянуться к игрушке. Когда же рядом с игрушкой,находящейся в отдалении появлялся взрослый, она вновь вызывала живейшуюреакцию. А.В. Ярмоленко изучала сравнительную привлекательность различныхпредметов для младенцев первого полугодия жизни. Полученные данные приведены втаблице. Из них видно, что ребенок все более и более выделяет взрослого издругих предметов.
Социальные реакции на протяжении первого года жизнинарастают. Во втором полугодии эти реакции достигают максимальной частоты. Нашестом месяце простая фиксация (без дополнительных жестов) лиц других людейзанимает 50%; на седьмом месяце число таких реакций снижается до 26%, а числореакций с жестами возрастает до 41%. Между седьмым и двенадцатым месяцамижесты, направленные на других людей, встречаются в 4 раза чаще, чем в первоеполугодие и превосходит на одну треть число жестов, имеющихся у детей на второмгоду жизни.
Времявнимания ребенка к различным объектам в секундах.
 Ме
сяц Время Предметы Человек зрительные слуховые неподвижные двигающиеся не-подви-жные
пере-
мещающиеся
не-
подви-жный
двигаю
щийся
неподвижный+
звук
двигающийся+
звук 4-й
Среднее
Макси-мальное
26
65
41
300
18
81
28
128
34
81
49
300
52
258
62
390 5-й
Среднее
Макси-мальное
27
67
47
197
35
116
46
186
51
280
108
360
72
430
138
505 6-й
Среднее
Макси-мальное
37
125
78
420
104
150
86
249
111
242
186
780
148
690
320
1140
В возрасте 3-6 месяцев возникает избирательное отношение квзрослым. Трехмесячный ребенок выделяет мать из окружающих, шестимесячный отличаетчужих от своих. В то время, как 3-4 месячные дети улыбаются и оживляются наобращенный к ним разговор любого взрослого, 5-6 месячные, если к ним подойдетчужой человек, сначала долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем могутулыбнуться, или отвернуться, или расплакаться.
Во втором полугодии привязанность к близким взрослым продолжаетнарастать. Ребенок может наблюдать за детьми и взрослыми, находящимися в егополе зрения. В 8-9 месяцев возникают первые игры ребенка со взрослыми. Радостьребенка связана с участием в этих играх взрослого, и только потом начинаетдоставлять удовольствие сама игра. В последние месяцы первого года дети нетолько внимательно следят за действиями взрослых, когда те заняты работой, нопостепенно обращаются к ним за участием и помощью.
До года улыбка появляется у ребенка почти исключительно начеловеческое лицо или голос. Гуление вызывается тем же. Поворачивание на звукпрежде всего возникает на человеческий голос, потом уже на другие раздражители.Подражает ребенок только человеку.(Э, стр.33,34)Развитие рецепторной идвигательной сферы младенца
В течение ужепервых двух месяцев жизни у ребенка интенсивно развиваются движения глаз, в товремя как дифференцированные движения рук еще отсутствуют. Акт смотренияразвивается таким путем: в 2-3 недели появляется конвергенция глаз, но взорребенка на предмете остановить еще очень трудно; в 3-5 недель возникаетзадержка взора на предмете, хотя и очень незначительная; в 4-5 недель ребенокуже умеет следить за предметом на расстоянии 1-1,5м; в 2 мес. он научаетсяследить за предметом, находящимся на расстоянии 2-4м, а в 3 мес. – нарасстоянии 4-7м; в период с 6 до 10 недель ребенок уже следит за движущимся покругу предметом. К четырем месяцам жизни акт смотрения уже достаточно сформирован.
Умениенаправлять движения ручек к предмету и его ощупывание возникают только начетвертом месяце, а хватание предмета возникает только между пятым и шестыммесяцами.
Такимобразом, развитие руки – и как органа действия, и как органа осязания – запаздываетпо сравнению с развитием зрения. Сидение, стояние, ползание и ходьбаформируются еще позже, во вторую половину первого года жизни.[Э, стр.35]
Д.Б. Эльконинцитирует работу Н.М. Щелованова «Воспитание детей раннего возраста в детскихучреждениях»(М., 1955): «В самом ходе развития движений младенца отмечаютсяособенности, резко отличающие его от детенышей животных. На втором месяценачинает функционировать кора полушарий мозга, о чем свидетельствуют фактыобразования условных рефлексов со всех воспринимающих органов, включаязрительный и слуховой. В то же время движения двухмесячного младенца еще крайненесовершенны. У большинства животных движения или уже организованы к моментурождения, или оформляются прежде, чем могут быть образованы какие-либо условныерефлексы с высших воспринимающих органов или анализаторов, т.е. с глаза илиуха. Таким образом, у младенца сначала оформляются высшие анализаторы,зрительный и слуховой, — вплоть до их кортикальных отделов, и только послеэтого начинают развиваться движения.
Неодинаковозначение различных анализаторов в развитии движений. У младенца преобладающуюроль играют внешние анализаторы – частично кожные, а главным образом –зрительные и слуховые. Внутренние анализаторы – мышечно-суставный ивестибулярный – у младенца обычно работают под преобладающим влиянием внешних»(Э, стр.36).
Таким образом,общий принцип развития детей – раннее включение коры полушарий мозга в процессобразования всех основных форм поведения ребенка. Порядок развития движенийнаследственно не фиксирован, а зависит от воспитательных воздействий. У одногоребенка раньше может появиться сидение, а потом стояние, у другого женаоборот(то же относится к ползанию и ходьбе).
Развитие глазк четвертому месяцу жизни позволяет ребенку лишь следить за движущимсяобъектом. Нет еще ни движения самих глаз по предмету(рассматривания), низрительного поиска предмета.
Развитие рукикак анализатора начинается с появления у ребенка ощупывающих движений на четвертоммесяце жизни. Вначале он ощупывает свои ручки, потом появляется ощупываниепеленок и одеяла. Принципиальное содержание этой реакции заключается в том, чторука движется не за предметом, а по предмету.
К пятимесяцам формируется акт хватания. В начале формирования этого акта самогохватания, собственно еще нет, ибо ребенок тянется к предмету без типичногоположения кисти для схватывания и не удерживает предмета.
Акт хватания:
·         связанс образованием зрительно-двигательных координаций;
·         представляетсобой первое направленное действие;
·         являетсяважным условием развития самых разнообразных манипуляций с предметом.
Развитиезрительно-двигательных координаций связано также с тем, что к шестому месяцужизни ребенок может уже самостоятельно садиться. К семи месяцам связь междувосприятием предмета и движением для его захватывания устанавливается почтимгновенно: увидев предмет на доступном расстоянии. Ребенок сразу направляет кнему ручки и захватывает его. Сам акт хватания при этом совершается спротивостоянием большого пальца всем остальным. На протяжении второго полугодияжизни особенно развиваются ручные движения.
Ориентировочныйрефлекс приобретает характер особенно сильной реакции на новое.Экспериментаторы предлагали ребенку какой-либо новый предмет (куб, цилиндр –разной величины и разного цвета). Предмет вызывал у ребенка сильныйориентировочный рефлекс. После того, как предмет находился у ребенка 15-25минут, он отбирался и затем давался уже в комбинации с другим предметом,отличавшимся цветом или формой. Было установлено, что при таком повторном предъявлении«старого» предмета совместно с «новым», ребенок преимущественно реагирует на«новый».
Побуждающийхарактер «новизны» для деятельности ребенка этого возраста позволяет понятьмеханизм повторных и цепных действий, включая сюда и активное рассматривание,связанное с манипулированием предметом. Такое рассматривание заключается в том,что ребенок ставит предмет во все новые и новые положения до тех пор, пока небудет исчерпана «новизна» предмета и не угаснет ориентировочный рефлекс нанего.
В процессеформирования повторных и цепных действий, у ребенка складываются определенныепредставления о свойствах предметов и возможном результате действия с ними. Вдальнейшем ребенок научается манипулировать двумя предметами одновременно, унего появляются первые функциональные действия с этими предметами. Почти досамого конца младенчества подражание и другие формы обучения не имеют особогозначения в приобретении ребенком новых действий.
В концепервого года жизни ребенка трудно научить какому-либо действию по подражанию.
Собразованием предметных действий последние приобретают решающее значение вразвитии познавательной сферы. Непосредственный, практический контакт спредметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойствпредметов и отношений между ними.
К концупервого года жизни особое значение имеет также и развитие локомоций ребенка,его передвижения в пространстве. К концу первого полугодия ребенок уже можетсамостоятельно сидеть.Последовательность образования конкретных форм действий и их общая характеристика Свойства предметов, отражаемые ребенком при формировании действий Этап «преддействий» Появление простых движений руки, направленных на непосредственный контакт с объектом. Притягивание к себе случайно задетого предмета; движение рук по направлению к предмету; ощупывание и рассматривание своих рук. Единичное взмахивание рукой без зрительного контроля, повторное размахивание рукой без зрительного контроля. Ощупывание и рассматривание случайно задетого предмета; отдельное похлопывание рукой без зрительного контроля, повторное похлопывание рукой без зрительного контроля Возникновение ощущений, отражающих появление и исчезновение предметов. Возникновение предметной отнесенности этих ощущений. Появление ощущения непроницаемости, тяжести как предметно отнесенных, объективных качеств. Отнесение разных, но одновременно воспринимаемых свойств (оптических, звуковых и др.) к одному и тому же объекту. Выделение единого предмета как комплекса принадлежащих ему свойств Этап простого «результативного» действия Активное обнаружение скрытых свойств объекта; характерные действия, воспроизводящие движения предмета. Повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим его рассматриванием, ощупыванием, обсасыванием; повторное схватывание и отбрасывание висящего предмета; отбрасывание одного и последующее схватывание другого предмета; отбрасывание предмета в определенное место; нарочитое отбрасывание предмета на пол, чтобы вызвать звук. Повторное похлопывание предметом при зрительном контроле; повторное отталкивание висящего предмета; удар; похлопывание предметом для вызывания звука; повторное постукивание всяких предметов; нацеливание в определенное место. Возможность отделения предмета от фона. Воспроизведение и восприятие движения предмета при его приближении и удалении, появлении и исчезновении. Связь звучания с падением предметов, вызванная их отбрасыванием. Движение предметов как следствие их притягивания, отталкивания. Выделение формы предметов в соответствии с возможностями их схватывания и перемещения. Константность знакомых свойств предмета, находящегося в различных конкретных положениях Последовательность образования конкретных форм действий и их общая характеристика Свойства предметов, отражаемые ребенком при формировании действий Повторное размахивание рукой при зрительном контроле; повторное размахивание предметом при зрительном контроле; размахивание погремушкой, чтобы вызнать звучание; раскачивание предмета с перекатыванием в нем другого; выделение частей в знакомом предмете; нахождение отверстия в предмете; стягивание одного предмета с другого Этап «соотносящего» действия
Соотнесение предмета с определенным местом в пространстве; соотнесение части с целым предметом и соотнесение знакомых предметов; появление двухактного действия.
Вкладывание и вынимание предметов; укладывание на определенное место; придание предмету устойчивости; всовывание, нанизывание предметов; перемещение предмета толчками в определенном направлении; отталкивание для доставания другого предмета; захлопывание крышки; воспроизведение вращения предмета ударом по нему; активный выбор одного предмета из двух похожих; воспроизведение звука специальным постукиванием с употреблением орудия Связь предмета с определенным местом; связь предметов между собой со стороны их формы и объема. Дифференцирование частей в предмете и места предмета в пространстве — освоение в связи с этим таких свойств, как разъединение и соединение, возможности предмета быть полым и наполненным. Возможность направления движения предметов в определенную сторону; возможность различных пространственных соотношений предметов (в, на, под, за, над). Дифференцирование предметов по их частям
Во второмполугодии формируется умение стоять сначала с опорой на предмет. А затем и безопоры. Наконец, к концу первого года жизни появляется ходьба, что имеетисключительно важное значение для всего последующего развития ребенка.Приобретение вертикального положения тела значительно расширяет диапазонвосприятия ребенком окружающей действительности и возможности активногосопротивления с предметами, ранее бывшими недосягаемыми.
Появлениеумения переворачиваться с одного бока на другой, умения видеть, стоять,зачатков ходьбы расширяет возможности активной ориентировочной деятельностиребенка по отношению к предметам внешнего мира.Развитие форм общения.Понимание речи и возникновение первых слов
Необходимостьсвязи младенца со взрослыми приводит к появлению особых, неречевых форм ихобщения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка навзрослого. Эмоциональные реакции на взрослого развиваются у ребенка в техотношениях: во-первых, из «местной» реакции в виде улыбки онистановятся выражением полной «радости»% ребенок как бы всем теломтянется к взрослому – смотрит на него, протягивает руки; во-вторых, ониначинают вызываться не только всем комплексом раздражителей, идущих отвзрослого, но и отдельными компонентами – лицом, голосом; в-третьих, онистановятся избирательными, начинают вызываться только определенными взрослыми.
Первоначальноэмоциональная реакция возникает на всякого взрослого. С 4-5- мес. Возникаетдифференциация «своих» и «чужих».
В дальнейшемэмоциональные реакции еще более дифференцируются – уже в пределах«своих» – в зависимости от характера и частоты общения с ними.
Положительнаяэмоциональная реакция переносится на предметы, в силу чего предметы,находящиеся в руках у взрослого человека, приобретают для ребенка особопритягательный характер и начинают сами вызывать реакцию оживления.
Первичныеэмоциональные реакции на взрослого можно условно назвать пассивными реакциямиобщения – они вызываются самими взрослыми. Во втором полугодии первого годажизни возникает первая обратная реакция, заключающаяся в том, что ребенокделает попытки привлечь к себе взрослого, «заигрывает» с ним, онтянет ручки к подошедшему взрослому, кричит или хнычет, если его не берут наруки. Появление этих требований является показателем все возрастающейпотребности в общении со взрослым. С этого момента общение начинает носитьдвусторонний характер.
Превращениепервичного эмоционально-выразительного движения по отношению к взрослому впрямую просьбу или требование происходит в результате подкрепления этогодвижения общением со взрослым.
Ребеноктянется к привлекательному предмету, но не может его достать и хнычет; взрослыйподходит и подает ребенку предмет. В следующий раз движение ребенка будетнаправлено на предмет. Впоследствии само движении ребенка к предмету, напримерв виде указательного жеста, становится актом его общения со взрослым. По мереусложнения жизни ребенка эти доречевые формы оказываются недостаточными.
Во второмполугодии интенсивно развивается понимание речи взрослых. Речь взрослых ужебыла включена в уход за ребенком: в процесс кормления, укладывание спать и вдругие процедуры – и являлась своеобразным сопровождением тех действий, которыевзрослый производит с ребенком. Значение такой речи очень велико, ибо ребенокприслушивается к ней, начинает понимать и выделять в ней и отдельные слова.
В ситуацииудовлетворения потребностей ребенка можно обиться понимании слов, относящихся кдействиям с предметами, но невозможно организовать понимание названийпредметов. Ситуацией, наиболее способствующей развитию понимания названийпредметов, является зрительное восприятие и рассматривание этим предметов.
Ориентировочнаяреакция на зрительный раздражитель является значительно более стойкой, чем наслуховой.
Главнымипредпосылками возникновения понимания речи являются: а) выделение предмета изобстановки, б) сосредоточение на предмете, в) наличие у ребенка ярко выраженнойэмоциональной реакции на обстановку. То понимание раньше всего появляется навопрос: «Где то-то?» («Где часы? », «Где кукла?»). Взрослый вызывает у ребенкаориентировочную реакцию на определенный предмет. В результате многократного повторениявозникает связь произносимого взрослым слова с воспринимаемым предметом. Такимобразом, здесь имеется связь слова не столько с предметом, сколько с местом,где он находится, и с направлением движения по его поиску. На этом этапеосновное значение в речи взрослых обычно имеет интонация вопроса, а не егопредметное содержание. Наконец, возникает дифференцированная связь междуобозначением предмета и самим предметом, которая возникает у ребенка около 10мес.
Реакции ребенка, на обращенную к нему речь взрослого:1) поворачивание к предмету в ответ на произнесение взрослым его названия (7—8мес.); 2) выполнение заученных движений при назывании их взрослым (7—8 мес.);3) выполнение поручений (конечно, элементарных) по словесной инструкциивзрослого (9—10 мес.); 4) выбор предмета по словесному указанию (10 – 11 мес.);5) прекращение действия под влиянием словесного запрещения: «Нельзя» (12 мес.).
Усложнение условнорефлекторной реакции насловесные раздражители заключается в изменении ее двигательного компонента.Двигательная реакция в данном случае не тождественна ориентировочному рефлексу.Основным содержанием двигательного компонента ответной реакции теперь ужеявляется не установка анализатора по направлению раздражителя. Движение теперьимеет целью не обеспечение лучшего восприятия предмета, а установление связеймежду ребенком и взрослым. Взрослый спрашивает: «Где предмет?» — и ребеноквступает во взаимодействие уже не с самим предметом, а со взрослым:поворачиваясь к предмету или указывая на него, ребенок отвечает взрослому.
Как показывают приведенные факты, на этом этаперазвития понимания существует своеобразное отношение между зрительнымвосприятием и речью.
К концупервого года жизни количество таких слов, понимаемых ребенком, еще невелико иограничивается 10—20. В самом конце первого года жизни возникает и первое словосамого ребенка — в виде называния найденного предмета. Как правило, это словоотносится к предмету, название которого ребенок уже понимает.
Самоесущественное приобретение заключается в том, что на первом году жизни у ребенкавозникла основная социальная потребность» — потребность в общении со взрослыми.Развитие ребенка уже в этот наиболее ранний период идет на основе общения совзрослыми Удовлетворение органических потребностей само по себе не приводит ник новым действиям, ни к пониманию речи, ни к ходьбе. Все эти приобретениявозникают у ребенка в связи с потребностью в общении и на основе связанных сним форм познания и действий с предметами./>/>/>/>/>«Напротяжении всего нашего века мы постоянно получали известия о неслыханномуровне смертности среди младенцев, содержавшихся в больницах или медицинскихучреждениях в совершенно «стерильных» условиях. Американские исследователиДюрфи и Вульф(Durfe & Wolf,1933) впервые выдвинули гипотезу о том, какое радикальноевоздействиеэто может оказать на интеллектуальное развитие младенцев. Ониобнаружили, что, хотя интеллект малышей, находившихся в плохих условиях до трехмесяцев, по-видимому, не пострадал, те, кто провел в стенах таких учрежденийболее восьми месяцев, утрачивают способность адекватно реагировать».(Б.стр.663)Эмоциональноеразвитие младенца
Доктор Фрейд писал, что младенцы могут выражать лишь своинегативные эмоции, и делают они это при помощи плача. Однако, кроме того новорожденныемогут улыбаться.
«Начиная с открытия сновидений у сильно недоношенных детей,мы получили доказательства того, что доношенные дети могут улыбаться за двамесяца до рождения. Ранние улыбки являются частичными улыбками, вовлекающимирот в щеки, но не случайные; они могут отражать недостаточное развитие мышцточно так же, как и недостаток энтузиазма. Можно полагать, что полные,осознанные и управляемые улыбки появляются в сорок шесть недель от зачатия(через шесть недель после рождения доношенного ребенка). Эти улыбки могутрассматриваться уже как социальные.
ПсихологИвонна Брекбилл провела эксперимент в группе четырехмесячных младенцев.Половину из них поднимали и одаривали улыбкой всякий раз, когда они улыбались.Улыбки другой половины игнорировались. Улыбающиеся дети, которых оченьпоощряли, увеличили число улыбок по сравнению с теми, кого игнорировали.Обнаружив это, экспериментаторы переключились от поддержки улыбающихся кунынию. На начальной стадии эксперимента младенцы с пристальным вниманиемсмотрели на лица, ранее улыбавшиеся; когда экспериментаторы переставалиулыбаться, улыбающиеся дети также резко прекращали улыбаться. После сериистолкновений с неулыбчивыми лицами, младенцы даже отворачивались и прекращалисмотреть на лицо экспериментатора.
Чтобы недопустить отворачивания, головки детей фиксировались скатанными одеялами. Не имеявозможности отвернуться, младенцы направляли свои глаза к потолку; ониотказывались обмениваться взглядами».(Ч., стр.76)
Фотографии вкниге Ж.В. Цареградской показывают широкий спектр эмоциональных состояниймладенцев.
/>Горе иотчаяние
/>Удивление, любопытство
/>Жалоба
/>Обида
/> Положительныеэмоции
 />Терпение.Малыш ждет, когда мама придет на его зов./>/>/>/>/> 3. Содержание психической жизни младенца
Итак, хотясоветские исследователи, следуя материалистической идеологии, должны былиговорить, что ни о каком сознании новорожденного не может быть и речи, ониотмечали, что ребенок реагирует на действия и эмоции окружающих людей, оннаблюдает за ними и накапливает необходимый опыт для дальнейшего развития. Л.С.Выготский пишет: « Младенец с самого начала сталкивается только с такимиситуациями, в которых все его поведение вплетено и воткано в социальность. Егопуть к вещам и к удовлетворению собственной потребности пролегает всегда черезотношения к другому человеку. Именно поэтому социальные отношенияноворожденного еще не могут быть дифференцированы и выделены из общей слитойситуации, в которую они вплетены. Почти вся личная активность младенцавливается в русло его социальных отношений. Его отношение к внешнему миру естьвсегда отношение через другого человека».(В.301-302) «Психика младенца спервого момента его жизни включена в общее бытие с другими людьми. Ребенокпервоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих его людей.Ребенок первоначально реагирует не на раздражения как таковые, а на выражениелиц людей, сталкивающихся с ним. Ребенок находится не столько в контакте смиром безжизненных внешних раздражителей, сколько сквозь и через него в гораздоболее внутренней, хотя и примитивной общности с окружающими еголичностями».(В.стр.309)
Зарубежныеисследователи, начиная с Фрейда, всегда отмечали необыкновенную важность первыхвпечатлений новорожденного на дальнейшую жизнь человека. Доктор Беттельхеймпишет: «Недавние исследования обнаружили всестороннее влияние эмоциональныхустановок матери на протекание родов и состояние новорожденного младенца(Ferreira 1960, Davids,Devault & Talmadge,1961).Эти авторы не затрагиваютвопрос о долговременных эффектах материнских переживаний, тогда как Зонтаг(Sontag) убежден, что длительныйэмоциональный стресс в период беременности может иметь долговременныепоследствия для ее ребенка».(Б.стр.665)
Американскийпсихотерапевт и создатель Ассоциации пре- и перинатальной психологии ДэвидЧемберлен доказал, что люди помнят обстоятельства своего рождения и первых днейжизни всю жизнь. Он пишет:
«Новорожденныезнают больше, чем предполагалось. После своего рождения младенцу достаточнонескольких минут созерцания лица матери, чтобы он мог выбрать ее из сериифотографий. Новорожденные распознают пол других младенцев, даже когда они одетыи их как-то перемещают, тогда, как взрослые этого сделать не могут.
Период жизнидо рождения также оказался хорошо описанным. С помощью ультразвуковогоизображения, других приборов мы теперь имеем многоплановую картину физическогоразвития ребенка до рождения.
Чувство вкусаначинает проявляться с четырнадцатой недели от момента зачатия, а слух —приблизительно с двадцатой недели. Начиная с восьми недель беременности, припоглаживании щек младенца тонким волосом обнаруживается осязательнаячувствительность. В течение беременности все органы чувств развиты, чтопозволяет новорожденному ощущать запахи так же, как любому взрослому. Подобноеразвитие касается и органа зрения, что было обнаружено во время многочисленныхэкспериментов.
Множествонаучных открытий содержит надежное подтверждение того, что хорошо зналиродители и родители родителей: новорожденные — действительно личности.Современные научные открытия подтвердили, что младенцы – социальные существа,которые могут формировать тесные взаимоотношения, выражать себя самостоятельно.Они способны к интеграции сложной информации из многих источников и, при небольшойподсказке со стороны близких, начинают приспосабливаться к окружающей среде иокружающую среду — к себе.
В 1975 годупублично отстаивали миф о том, что младенцы действительно не чувствуют и нетревожатся. Истина состоит в том, что новорожденные младенцы обладают всемивидами чувствительности. Их крики от боли подлинны.
Ссылаясь наданные анатомии мозга при рождении, ученые заключили, что он«примитивный» и слабо развит, неспособен к выполнению«высших» функций мышления, узнавания, памяти. Без мышления дети немогут обладать никаким опытом, накапливать знания. Рассуждали так: нет мышления— нет личности. Дискутируя по поводу миелинизации нервных волокон, заявляли,что такие воспоминания невозможны, так как миелинизация нервных путей к моментурождения является неполной и, следовательно, сигналы не могли должным образомпроходить через нервную систему. Но правда состоит в том, что миелинизацияначинается в некоторых местах уже через несколько недель после зачатия, но незавершается до зрелого возраста. Кора мозга формируется в последнюю очередь.Было сделано ложное заключение, что кора не работает, пока не закончено ееформирование. До завершения формирования коры головного мозга интегральныесистемы регуляции дыхания, сна, пробуждения, пространственной ориентации идвижения уже функционируют. Говорят, что умственная деятельность младенцев досимволичная,дорепрезентативная, дорефлекторная. Иначе говоря, дети не владеют словами и немогут думать. Недавние исследования показали, что дети много размышляют, спомощью языка или без него.
Пиаже учил,что новорожденному потребуется до 18 месяцев на то, чтобы выйти из состояния«эгоцентричности» и осознать себя одним из объектов среди других. Еслибы дети затерялись в своем собственном мире, они не смогли бы так хорошоанализировать звуки и реагировать на них. Они прекращают принимать пищу, дажеесли очень голодны, чтобы послушать что-то интересное. Если они слышат плачдругих детей, то обычно присоединяются к их плачу. Если они услышат записьсвоего плача, они могут неожиданно прекратить плакать — свидетельство того, чтоони узнают себя.
Полагали, чтосамосознание появляется после двух-трехлетнего возраста. Один авторитетныйпсихолог пишет, что дети обнаруживают разум уже возрасте 9 месяцев. Детскийпсихолог Келвин Тревартен (Colwyn Trevarthen) из университета Эдинбурга полагает, чтовзаимодействие между людьми — врожденное человеческое качество и его можноустановить у новорожденных». (Ч., стр.18)
ДокторЧемберлен говорит, что обычно в возрасте между двумя и тремя годами, когда детиначинают говорить, они рассказывают о своем рождении, и эти рассказы могут бытьдостаточно достоверными.
«Мать одногомальчика, энергичная исполнительница народных песен, на поздних срокахбеременности заметила, что когда она громко пела нижние ноты, младенецстановился более активным. Тогда она интерпретировала это как знакудовольствия. Однако в рассказе, ее сына, когда он купался в ванночке,заключалась жалоба, что громкие нижние ноты причиняли ему боль.
Мужчина изСан-Диего рассказал мне историю своей дочери. Когда девочке было два года, онспросил ее, помнит ли она себя до рождения. Она ответила: «Это было воттак...» — и приняла точно такое же положение, какое он сам помнил нарентгеновском снимке, сделанном как раз до ее рождения.
Другойребенок двух с половиной лет, родившийся с помощью щипцов, на вопрос матери,больно ли было малышке при рождении, ответила: «Да!.. Как головная боль»».(Ч., стр.111)Д.Чемберлен в своей книге приводит множество подобных рассказов.
Кроме того,он исследовал воспоминания людей об их рождении, погружая их для этого вгипноз. Он пишет: «Для установления достоверности того, что люди помнят подгипнозом, я работал с парами — матерями их взрослыми детьми. Условиямиисследования были способность к гипермнезии (живой и полной памяти), детидолжны были быть достаточно взрослыми для разговора о многих деталях рождения.
Чтобы свестифантазии к минимуму, вопросы в гипнозе были консервативными, исключалисьнаводящие вопросы, и я позволял испытуемым говорить свободно.Совпаденияи различия в 10 парах мать-ребенокПара 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Совпадения 12 12 9 9 16 19 8 13 24 15 Различия 1 1 1 1 4 1
Две дочеридали точное описание причесок своих матерей в то время. Одна мать описала себякак «пьяную» и дезориентированную после анестетиков во время родов, иее ребенок сказал: «Моя мама была где-то далеко… словно спала, но соткрытыми глазами». Мальчик, мать которого сказала, что его положили вколыбель с пластиковыми стенками, жаловался на «блестящие пластиковые илистеклянные стены вокруг меня. Все выглядело смутно, искаженно»Ошибки иправда. В этих рассказах встречались ошибки разноготипа, большие и маленькие. Например, мать сказала, что роды проходили вБлумингтоне, а ребенок назвал Уилмигтон; мать сказала, что ребенка завернули вхлопок, а ребенок сказал, что в бумагу. Тетя была ошибочно принята за бабушку,отец — за врача (в это время отец ребенка был интерном).
В паре № 1ребенок ассоциирует кормление грудью с родильной комнатой, а мать жаловалась,что это событие было отложено персоналом больницы на целых 12 часов.
В паре № 10ребенок сказал, что ее кормили грудью, когда отец был в больничной палате. Онадаже описала его одежду, очки, волосы и сказала: «Мама позволяет емуподержать меня». Однако, по словам матери, отцов не допускали в палаты вовремя кормления.
Фантазии.Наиболее убедительным доказательством фантазии из всех случаев я считаю 4несоответствия в паре № 8. Согласно рассказу ребенка, ее отец присутствовал природах, это было традиционным и нормальным, а мать сказала, что он былшизофреником и не принимал в этом никакого участия. Любимые бабушки и дедушкитакже были включены в рассказ ребенка, хотя в реальности они были за 3000 мильот больницы. Но, несмотря на эти грубые противоречия, представляющие собойдетские фантазии, рассказы матери и ребенка совпали в 13 пунктах.
Тереза. Кто-тоувозит ее (маму). Я не понимаю, почему они это делают, я чувствую, что остаюсьсовсем одна с ними в большой комнате.
Они былидружелюбны, но не стали проводить со мной много времени. Пять или шестьмедсестер долго суетились около одного малыша. А на меня они просто не обращаютвнимания.
Дия. Менякладут в маленькую кроватку. У меня ощущение, будто меня оставили одну… Мнеплохо, потому что никто не держит меня, и я сама по себе. Все кажется такимбольшим. Я чувствую себя такой маленькой, Я сама по себе...
Сьюзен негодует. Они принесли меня к моей маме.Она била действительно рада. Она подняла меня и взяла на руки. Мне было хорошо,но я злилась на нее. Она была действительно счастлива, но меня это больше неволновало. Она бросила меня. Я была сердита на нее».(Ч., стр.136)
Таким образом, психическая жизнь новорожденных существует.События, происходящие непосредственно после рождения производят на человекабольшее впечатление, чем вся оставшаяся жизнь. То, что встречает младенец,определяет его отношение к жизни. (Л., стр.48) И надо понять, как создатьнаиболее благоприятные условия для новорожденного./>/>/>/>/> 4. Необходимые условия для развития личности ребенка
Американскийпсихотерапевт Жан Ледлофф ввела термин «врожденные ожидания». Она пишет:
«Рождаясь, человек уже содержит в себе некоторые ожидания иготов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этиможиданиям. Ожидания проявляются в самом строении человеческого тела. Можносказать, что легкие ожидают кислорода, глаза – это ожидание света, уши – ожиданиезвуковых волн, включая голоса других людей, а голос – ожидание того, что ушидругих людей действуют также, как его собственные.(Л., стр.33)
Условия выживания каждого вида определяютсяобстоятельствами, к которым уже приспособились его предки. Поэтому, чтобыпонять, чем являются врожденные ожидания человека нет смысла изучатьсравнительно новое направление развития – цивилизацию. Допустимо сравнитьчеловека с высшими млекопитающими.(Л., стр.35)
Ожидания человека касаются не только его физическихпотребностей. У человека есть и ожидание соответствующей социальной среды.
В период новорожденности и младенчества ожидания болеежесткие – ребенок ожидает конкретных, определенных вещей. С развитием ожиданиясмягчаются, для человека становятся приемлемыми более разнообразные вариантыотношений, поведения окружающих.(Л, стр.38)
Если человек недополучил чего-то из ожидаемых событий, онлишится какой-то части благополучия. Некоторые исследования доказали, чтоотсутствие во младенчестве опыта ползания на четвереньках в дальнейшемоказывает негативное влияние на развитие речевых способностей».
К моменту рождения ребенок уже готов оставить безопасноематеринское чрево. Природа позаботилась о том, чтобы травма рождения не быласлишком сильной. Высокий уровень гаммаглобулина в крови защищает ребенка отинфекции и постепенно снижается по мере развития иммунной системы. Зрениеобретает остроту только после того, как шок рождения остается в прошлом. Еще дорождения у ребенка заработали рефлексы, система кровообращения, слух. Теперьзапускается программа, по которой ребенок будет развиваться в течение первыхдней, недель и месяцев после рождения и которая поэтапно включит отделыголовного мозга.(Л., стр.42)
Ж. Ледлофф наблюдала за жизнью первобытных племен вджунглях Венесуэлы и Бразилии. Она обнаружила, что люди этих племен удивительногармоничны и счастливы. Они уверены в себе, всегда спокойны, трудятся судовольствием, никогда не ссорятся между собой. Их дети не плачут, не требуют ксебе повышенного внимания, всегда послушны. Все люди постоянно в хорошемнастроении, много шутят и смеются. Ж. Ледлофф пришла к выводу, что это вомногом зависит от методов взращивания детей с первых часов жизни.
Неродившийся ребенок сегодня слышит почти то же, что имиллион лет назад: сердцебиение матери, урчание кишечника, смех. Все этосовершенно не беспокоит дитя, так как в течение миллионов лет его предкислышали эти громкие и внезапные звуки и привыкли к ним.(Л., стр.41)
Индейские матери постоянно носят своих детей на руках, покаони не начнут ползать, и дают им грудь по первому требованию.
С рождения дети постоянно присутствуют при любойдеятельности своих родителей. Ему нужен именно такой опыт. Малыш ощущает этуправильность и поэтому лишь изредка извещает родителей о своих потребностяхплачем. Деятельность ребенка в основном ограничивается сосанием груди матери иопорожнением кишечника. Когда возникает такое желание, его реализациядоставляет маленькому человечку глубокое удовлетворение. (Л., стр.64) (Невозникает оральных и анальных комплексов, лечением которых занимался Фрейд, иизлечиванием которых доктор Баттельхейм побеждал аутизм — И.И.) У ребенка естьеще одна нелегкая задача: удержание в равновесии головы и тела (для того, чтобынаблюдать, принимать пищу и опорожняться). (Л., стр.64)
Психолог-перинатологЖ.В.Цареградская, вырастившая восемь своих и сотни чужих детей пишет: «Послепоявления на свет ребенок ожидает, что сначала он отдохнет от трудов рождения,а все последующие события развернутся так, как это было в древние времена. Оножидает, что его мама будет рядом с ним, что она погладит его и приложит кгруди, когда он будет к этому готов. В первые минуты жизни для него очень важнытелесные ощущения и запахи. Все должно быть почти как в утробе и пахнуть мамой,только вместо матки теперь малыша должны обнимать материнские руки, аисточником жизни для него теперь будет материнская грудь, а не пуповина. Есливрожденные ожидания оправдываются, они навсегда останутся в его памяти какблагоприятные, вселяющие веру в надежность матери.Новорожденный ожидает, что онбудет постоянно согрет материнским теплом, что его будут носить на руках икачать в ритме материнских шагов. Он ожидает, что он будет спать под грудью уматери и если что-то испугает его или вдруг он почувствует дискомфорт, товсегда сможет успокоиться, приложившись к материнской груди.
Итак, самымважным ожиданием младенца является продолжение физического контакта с мамой игрудное вскармливание».(Ц.стр.13).
Физическийконтакт с мамой – ее прикосновения, ношение на руках, укачивание, совместныйсон и кормление грудью – первое и самое важное условие мягкой адаптацииноворожденного к новым условиям внеутробной жизни и гарантии полноценногоразвития его нервной системы. С утробы новорожденный сохраняет память оматеринских запахах, вкусах, звуках, прикосновениях. Они поддерживают егоположительные эмоции и чувство полной безопасности. После рождения ребенокнуждается в сохранение прежних ориентиров, что может быть достигнуто лишь засчет постоянного присутствия рядом с ним матери.(Ц.стр.20)
На протяжении миллионов поколений происходил мгновенныйпереход от полностью живой среды тела матери к частично живому окружению внеее. Тело матери согревает младенца, ее руки обнимают его. Он ожидает, чтоокажется на руках у матери. На руках у матери ребенок чувствует, что все так,как должно быть. себе он ничего не знает кроме ощущения своей правильности,привлекательности и желанности. (Л., стр.46)
Совместныйсон с мамой, как днем, так и ночью, необходим новорожденному для полноценногоразвития нервной системы. Обеспечивая привычный внутриутробный комфорт, ондарит малышу чувство безопасности и постоянного присутствия мамы, без которойон не в состоянии выжить. Грудное вскармливание – это контакт с мамой,привычные запахи и вкусы, телесный комфорт, удовлетворение рефлекса сосания,чувство безопасности, источник пищи и жизни, отлаживание всех функцийорганизма, становление и развитие иммунной, нервной и эндокриннойсистем.(Ц.стр.22)
Чрезвычайноважны первые дни жизни малыша. При естественном развитии событий они проходяттак:
1.        Первыйчас жизни. Первый час жизни чрезвычайно важен для матери и ребенка. Именно вэто время мать запоминает свое дитя, чтобы впоследствии заботиться о нем изащищать его. Новорожденному тоже очень важно запомнить свою мать. Его главнаязадача — запечатлеть материнскую грудь и запомнить, как именно надо еезахватывать и сосать.
2.        Первыетри дня жизни. Первые три дня жизни после рождения мимика младенца выражает еговпечатления от пережитых родов. Чем тяжелее были роды с его точки зрения, темпечальнее и серьезнее будет выражение его лица.
Если родыбыли легкими, то такое напряженное обдумывание заканчивается сравнительнобыстро, уже через несколько часов. Об этом свидетельствует появлениебессознательной улыбки во время сна и блуждающей улыбки в состояниибодрствования.
3.        Третий– двадцатый день. На 5-7-е сутки малыша перестают беспокоить воспоминания орождении, и прекращается его безутешный плач. Лишь иногда во сне появляетсягримаса плача и всхлипывание. Периоды его бодрствования пока еще очень коротки.В моменты пробуждений его интересует только мама.
4.        Развитиеребенка к седьмой неделе жизни.При хорошем психоэмоциональном контакте сматерью у младенца расширяется арсенал способов коммуникации и передачиинформации. Он способен звать маму с помощью определенного звукового сигнала,не крича, а делая это довольно тихо. Если мама не отреагировала на его призыв,то после 2-3 попыток ее позвать малыш может разразиться плачем.
Ребенокпроявляет огромный интерес к окружающей обстановке: он просит, чтобы его носилина руках «столбиком» для обзора, и изучает место, где он находится.
Ребенок, воспитанный так, спокоен и счастлив. Ж. Ледлоффпишет: «Однажды я увидела в племени екуана ребенка, что сосал палец, напрягалсявсем телом и истошно кричал, ну совсем как его цивилизованный сверстник. Новыяснилось, что вскоре после рождения миссионер возил его в больницу в Каракос,где ребенок пробыл 8 месяцев до тех пор, пока его не вылечили и не возвратилисемье».(Л., стр.29) Ребенок, проведший первые месяцы жизни, лежа в одиночестве вбольничной кроватке, не может развиваться нормально.
Через что проходит ребенок цивилизованного общества?Западный малыш ничем не отличается от своего дикого собрата. Несколько тысячлет, приведшие к возникновению цивилизации очень коротки по сравнению смиллионами лет эволюции. За это время природа человека не могла сколько-нибудьзначимо измениться. Поэтому человеческие ожидания одинаковы как для ребенка,рождающегося естественным путем, так и для детей, чье рождение медикаментознымпутем преждевременно вызвал акушер, спешащий на встречу с друзьями.(Л., стр.71)
В роддомах врачи отдают ребенка матери не сразу, а черезнесколько минут, или даже часов.
Новорожденного ребенка заворачивают в сухую безжизненнуюматерию. Его кладут в ящик, служащий кроваткой, и оставляют одного, в слезах ирыданиях в совершенно неподвижном заточении.
Пребывание во чреве матери стало первым и последнимпериодом его жизни, который можно было бы назвать состоянием непрерывногоблагополучия. Природа заложила в человеке ожидание, что в таком состоянии онпроведет всю свою жизнь. Однако это могло произойти лишь при том условии, чтомать правильно обращается со своим ребенком. (Л., стр.77)
Младенец не ощущает течения времени. Когда он находится вматке, а после рождения – на руках у матери, отсутствие времени его совсем неволнует, он чувствует, что все в порядке. Если же ребенок не на руках у матери,- он страдает, и не может облегчить свое страдание надеждой, ведь чувствонадежды зависит от ощущения времени. Поэтому вначале, хотя малыш и подаетплачем сигнал о помощи, он не вкладывает в этот плач никакой надежды. Черезнедели и месяцы у ребенка возникнет смутное чувство надежды. Но едва лизарождающееся чувство времени облегчит ребенку многочасовые ожидания. Дляребенка существует только «сейчас». Если его держат на руках – он бесконечносчастлив, если нет – переживает состояние тоски, бесконечной пустоты и уныния.(Л., стр.43)
Когда мать оставляет его в одиночестве, малыш не можетчувствовать, что она «скоро вернется». Когда его оставляют, он безутешен. Втакой ситуации он не может расти, развиваться и удовлетворять свои потребностив опыте. Для развития необходим ожидаемый опыт.(Л., стр.46)
Самое ужасное проявление несоответствия врожденных ожиданийи действительности – необратимое смирение с условиями жизни, не подходящимичеловеческой природе.(Л., стр.44) В крайнем проявлении такое смирение и являетсяаутизмом.
Сейчас в моде оставлять ребенка плакать, пока он не устанети, заглушив криком свои страдания, станет «хорошим мальчиком». Матери берутмалышей на руки когда им вздумается, от нечего делать.(И не разрешают нянямдержать детей на руках – И.И.) Они подозрительно изучают мотивы плача илидругих действий ребенка. На плач не следует обращать никакого внимания, дабыпоказать младенцу, кто здесь главный, а отношения с ним строить так, чтобылюбыми способами заставить малыша подчиниться желаниям матери. Всем известно,что потакая желаниям ребенка мы «портим» его. (Л., стр.48)
Сначала матери тяжело бывает класть ребенка после кормленияобратно в кровать, особенно потому, что он так отчаянно кричит. Но онаубеждена, что это делать необходимо, если поддаться ребенку сейчас, потом онвырастет испорченным и избалованным. (Л., стр.79) Его ведь только что покормилии сменили пеленку. Она уверена, что на самом деле он ни в чем не нуждается, апоэтому пусть плачет, пока не устанет.
Истошные вопли ребенка – не преувеличение, они отражают еговнутреннее состояние.(Л., стр.79)
Этот стресс крайне негативно сказывается на развитии мозгаребенка. Основная задача первого года жизни – развитие полноценного головногомозга ребенка. Вес мозга новорожденного ребенка составляет 30% от веса мозгавзрослого человека. В течение первого года жизни головной мозг развивается на60%.Поскольку основную массу мозг набирает в течение первого года жизниребенка, то именно этот период становится решающим для его развития. Если наэтапе формирования каждой из зон в нее не будут заложены необходимые«семена», доступ в нее будет закрыт, и наверстать упущенное неудастся никогда.
Например,если в первый час жизни младенца не приложить к материнской груди илиперерезать пуповину до окончания ее пульсации, очень важные «семена»уже не будут посажены.
Помешатьпроцессу развития может стресс. Для младенца стрессом будет являться любоенесоответствие между ожидаемой и реальной ситуацией.
Стрессоваяреакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем выражаясь вчрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса – кортизола икортизона. В результате замедляется процесс развития различных органов исистем. Особенно это отражается на головном мозге и нервной системе. Всестрессы, переживаемые ребенком на первом году жизни, приводят к отставанию, авпоследствии к нарушению в его развитии.(Ц., стр.15)
Какой же опыт получает ребенок, воспитанный«цивилизованным» способом? Вечное разглядывание поручней и стены перемежаетсявечным разглядыванием поручней и потолка. На прогулке он может видеть белыйпластиковый угол внутри коляски и иногда высотные дома, проплывающие мимо негона расстоянии. Иногда люди смотрят на него и разговаривают, в основном междусобой и изредка с ним. Они частенько трясут перед ребенком гремящим предметом.Его невыносимое желание движения, опыта, который получали его предки в первые месяцыжизни, сводится лишь к потряхиванию коляски. На коляску и кроватку также вешаютгремящие и бряцающие игрушки, чтобы было на что смотреть, кроме стены ипотолка. Ребенок по крупицам собирает необходимый для развития опыт.
Он должен получить необходимый минимум опыта каждого вида,который используется как фундамент для новой стадии восприятия опыта. Если женеобходимый минимум не достигнут, то события новой стадии не будутвосприниматься ребенком и способствовать формированию его личности. (Л., стр.85)
По мере взросления и развития познавательных способностей,ребенок замечает, что мать бывает им недовольна. К его радости, что за нимухаживают, примешивается смущение, предвестник страха и вины. Ребенок в раннемвозрасте никак не может распознать неадекватную мать, не способную растить своедитя. Случаи ее недовольства учащаются, так как ребенок может совершать большеразличных действий, как то: хватать мать за волосы, слюнявить ее одежду,опрокидывать тарелку с едой, нечаянно сбить ногой чашку с чаем. Ребенку трудносвязать свои действия с ее реакцией. Он не замечает, что чашка упала, что онобслюнявил какую-то вещь…(Л., стр.85)
Если жизнь человека началась таким образом, отсутствиеопыта «ручного периода», постоянная неуверенность в себе, чувство одиночества иотчуждения будут оставлять свой автограф на всех поступках этого человека. Выявленпорочный круг: отчаявшиеся люди порождают детей, которых они не умеют любить,которые становятся отражением своих родителей, ненавидящие себя и всех вокруг,неспособные отдавать, обреченные на вечные терзания и жажду.(Л., стр.90)/>/>/>/> 
Заключение
Малыши вынуждены быть чрезвычайно привлекательными. Ведьони маленькие, слабые, беззащитные, зависимые от старших.(Л., стр.47) Когда нашипредшественники ходили на четвереньках и носили густую шерсть, за которую можнобыло держаться, связь между ребенком и матерью поддерживали дети. От этогозависела их жизнь. Когда мы потеряли шерсть, встали на ноги и освободили руки,мать приняла ответственность за поддержание связи с младенцем. (Л., стр.49)
Каксвидетельствуют научные исследования Е. Науменко и других авторов, «дажеотносительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологическихповреждений. Могут привести к длительным, а иногда и постояннымнарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этихнарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные ипсихические расстройства.
Этиисследования доказывают важность хорошего ухода в первые месяцы жизни ребенка ивсецело возлагают на родителей ответственность за его здоровье.(Ц., стр.15)
Основойуспешного воспитания грудного ребенка является впечатление о надежности матери.Впечатление о надежности матери складывается у ребенка, если ее действиясовпадают с его генетическими ожиданиями и возрастными особенностями.(Ц., стр.84)
Будущей маменеобходимо учиться правильному обращению со своим малышом, не надеясь лишь насвой материнский инстинкт. Материнский инстинкт без сформированногоматеринского поведения почти бесполезен.
Бесполезностьматеринского инстинкта при отсутствии материнского поведения хорошо видна напримере самок шимпанзе, выросших в неволе и никогда не наблюдавших заповедением матерей в природной стае. После родов такая самка берет своегодетеныша и носится с ним по вольеру, не догадываясь даже о том, что давно пораперегрызть пуповину и отделить послед. Ни кормить грудью, ни обращаться смладенцем она не может, но ревностно его защищает. Ее инстинкт говорит только отом, что детеныша надо защищать, а что с ним делать, она не знает. Работникамзоопарка приходится усыплять самку, чтобы забрать детеныша и спасти его отсобственной мамаши.(Ц., стр.17)
Однако сегоднянеобходимость передачи материнского опыта почти забыта. С развитием цивилизациив среде знати возникла мода передавать детей кормилицам-мамкам, которыедействительно заменяли родную мать. Был создан прецедент показывающий, чторебенка может вырастить не только биологическая мать, но и другая женщина.Именно этот прецедент послужил основой для далеко идущего вывода. Мать можнозаменить. Причем не только живой женщиной, но и какой-либо обманкой. Такпоявилась идея неживой матери-няньки, олицетворением которой стали пустышки,бутылочки с соской и колыбельки-коляски. Следующей шла идея отселения ребенка вотдельную кроватку и в отдельную комнату, которая успешно сочеталась с идеейискусственного вскармливания из бутылочки. Именно так, незаметно, человечествопришло к идее воспитания ребенка без матери.(Ц., стр.19)
В наших учебниках возрастной психологии в главах,посвященных младенчеству, очень редко встречается слово «мать», чаще говоритсяо «взрослом». Культура взращивания детей утрачена. Люди задумываются о данныхвопросах, лишь когда ребенок подрос и возникшие проблемы заставляют обращатьсяк психологу и к специальной литературе, в то время как многое уже упущено иисправить ситуацию крайне трудно. «Ребенок в раннем возрасте никак не можетраспознать неадекватную мать, неспособную растить свое дитя. Освободиться оттравмы, нанесенной матерью, невозможно. Потребность в ее внимании так иостанется с человеком на всю жизнь».(Л., стр.90)
Поэтому нам представляется крайне важным распространение ипопуляризация данной информации. Духовные учителя говорят: «Преступностьисчезнет, когда будут улучшены условия жизни детей, когда в ранний период жизнибалансу нервной и эндокринной системы будет уделяться такое же внимание, как исостоянию зубов, ушей, зрению, правильной осанке и здоровомупитанию».(А.Бейли, стр.197) Потому мы стараемся, где только возможно,рассказывать о гуманных методах обращения с младенцами.
/>/>/>/>/>Списоклитературы
1.        БаттельхеймБ. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/ Пер. с англ. –М.: Академический проект: Традиция,2004. -784с.
2.        БейлиА.А. Эзотерическая астрология. – М.: Издательство «Навна-3», 2005. – 608 с.
3.        ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т.4. Детская психология под ред.Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика,1984. — 432с.
4.        Ледлофф.Ж.Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. – 4-е изд., стер. –М.: Генезис,2007. – 207с.
5.        ЦареградскаяЖ.В. Новорожденный. Уход и воспитание. – М.: Издательство «Рожана», 2005. – 128с.
6.        ЧемберленД. Разум вашего новорожденного ребенка/ Перевод с английского. – М.:Независимая фирма «Класс», 2005. – 224 с.
7.        ЭльконинД.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Д.Б.Эльконин; ред. – сост. Б.Д.Эльконин. – 5-е изд. стер. – М.: Издательство«Академия», 2008, — 384 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.