Содержание
Введение
1. проблемы психологическойготовности ребенка к обучению в школе
1.1 Понятие психологическойготовности к школе
1.2 Ориентировка в окружающеммире, запас знаний, отношение к школе
1.3 Умственное и речевое развитие. Развитие движений
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПОДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ВШКОЛЕ
2.1 Диагностика психического развития дошкольников,готовности их к школе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложение
Введение
Сегодня дети попадают в школу, какправило, минуя все возможные варианты подготовки. Тогда основная нагрузка поподготовке дошкольника к процессу обучения ложится на педагогов начальных классови школьных психологов.
Тема курсовой работы – «Психологическая готовность детей к обучению в школе».
Цель – особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенкак обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать проблемыпсихологической готовности дошкольников к обучению в школе.
2. Отобрать методики, необходимые длядиагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.
3. Провести опытно-экспериментальнуюработу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.
Предмет исследования – психологическая готовность ребенка кобучению в школе.
Объект исследования – дошкольники.
Гипотеза исследования: если своевременно использоватьдиагностику и коррекцию психологической готовности ребенка к обучению в школе,это способствует развитию психологических умений и навыков, необходимых дляобучения в школе, и в дальнейшем значительно повысит вероятность высокойуспеваемости ребенка.
В работе использованы методыанализа теоретической, методической, практической литературы по даннойпроблеме, метод статистических данных при оценке результатов проведенныхэкспериментов.
База исследования: подготовительная группа «Б» детского сад № 11 г. Павлодара.
Гипотеза исследования: если своевременно провести диагностику иразвитие психологической готовности дошкольников к школе, это значительноповысит их уровень адаптации к школе и способность обучаться.
1 проблемы психологическойготовности ребенка к обучению в школе
1.1 Понятие психологической готовности к школе
Под психологической готовностью к школьному обучению понимаетсянеобходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоенияшкольной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейшихитогов психического развития в период дошкольного детства.
Высокие требования жизни к организациивоспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективныепсихолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения всоответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовностидошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решениемсвязано определение целей и принципов организации обучения и воспитания вдошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешностьпоследующего обучения детей в школе.
Основной целью определения психологическойготовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Дляуспешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, взадачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении поотношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежатьшкольной дезадаптации.
Подготовка детей к школе — задачакомплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность кшколе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяютсяразличные подходы:
- исследования, направленные наформирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,необходимых для обучения в школе;
- исследование новообразований иизменений в психике ребенка;
- исследование генезиса отдельныхкомпонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования;
- изучение умений ребенкасознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнениисловесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладенияобщим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Чтобы ребенок успешно учился он, преждевсего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям,«ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношениеблизких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздоболее значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, самавозможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравнятьсяв положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положениеведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это какцентральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка вцелом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю системуего отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизнишкольника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественнозначимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватныйдля него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «статьвзрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин)
Общее эмоциональное отношение к школеспециально изучалось М.Р.Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальнойметодики. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательнохарактеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный»,«быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельнойкарточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на нихкартинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята,сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:
«Вот это — школьники, они идут в школу; аэто — дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а тыподумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому большеподходят, в ту коробочку и положишь».
Далее экспериментатор зачитывалприлагательное и передавал карточку ребенку, который помещал ее в одну изкоробочек. Прилагательные предлагались в случайном порядке.
По этой методике были обследованы 62 ребенка6-ти лет — воспитанники подготовительной группы детского сада (24 чел.) и двухнулевых классов школы (38 чел.). Эксперимент проводился в конце учебного года.Анализ результатов показал, что 6-ти летние дети, как посещающие д/сад, так иобучающиеся в школе, относятся к школе положительно. И те и другиехарактеризовали школьников положительными прилагательными, а дошкольников — отрицательными. Исключение составили всего трое детей ( один — из д/с, двое — из школы).
С того момента, как в сознании ребенка представлениео школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что еговнутренняя позиция получила новое содержание — стала внутренней позициейшкольника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастнойпериод своего развития — младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьникав самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремленийребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастностьк ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенокрешительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственногоспособа существования и проявляет ярко положительное отношение кшкольно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которыенепосредственно связаны с учением.
Такая положительная направленность ребенкана школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылкаблагополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятиеим соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебныйпроцесс.
Кроме отношения к учебному процессу вцелом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю,сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такаяформа общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение ( поМ.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом дляподражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключенынепосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонниетемы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленныевопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети,готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общенияи адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
Классно-урочная система обученияпредполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфическиеотношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается всамом начале школьного обучения.
Личностная готовность к школе включаеттакже определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельностьпредполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатамработы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Оличностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению нагрупповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специальноразработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методикаН.И.Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание уребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности- прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрелв течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, нона самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчасбольше хочется — дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что приличностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенокпредпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно неготовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекаетигра.
Определяя личностную готовность ребенка кшколе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности.Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований,конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтомуособенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении заребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальныхметодик.
Достаточно широко известный ориентационныйтест школьной зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памятимужской фигуры, два задания — срисовывания письменных букв и срисовываниягруппы точек, т.е. работу по образцу. Аналогична этим заданиям методикаН.И.Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик,составленный из элементов прописных букв. Также существуют более простыеметодические приемы.
Задания А.Л.Венгера «Дорисуй мышкамхвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков». И мышиные хвосты и ручки такжепредставляют собой элементы букв.
Нельзя не упомянуть еще две методикиД.Б.Эльконина — А.Л.Венгера: графический диктант и «образец и правило».
Выполняя первое задание, ребенок на листкев клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуяуказаниям психолога. Психолог диктует группе детей, в какую сторону и насколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовыватьполучившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктантпозволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требованиявзрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнятьзадания зрительного воспринимаемому образцу.
Более сложная методика «Образец и правило»предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается заданиенарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура)и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковымиточками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник стреугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру,похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться толькона правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образомметодика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
1.2 Ориентировка в окружающем мире, запас знаний,отношение к школе
К шести-семи годам относительносформированы все анализаторы коры мозга, на основе которых развиваются разныевиды чувствительности. К этому возрасту улучшается острота зрения, точность итонкость цветоразличения. Ребенок знает основные цвета и их оттенки. Повышаетсязвуковысотная различительная чувствительность, ребенок правильнее можетразличать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов.
К началу школьного обучения у ребенкасформированы пространственные отношения. Он может правильно определитьположение предмета в пространстве: ниже — выше, впереди — сзади, слева — справа, над — под. Наиболее сложными для усвоения являются пространственныеотношения «слева — справа». Сначала дети устанавливают связь междунаправлением и частями своего тела. Они различают правую и левую руку, парныеорганы и стороны своего тела в целом. Ребенок определяет расположение чего-тосправа или слева только от себя. Затем, уже в младшем школьном возрасте, детипереходят к восприятию относительности направлений и возможности переноса ихопределения на другие объекты. Связано это с тем, что дети могут мысленноучитывать поворот на 180 градусов и понимать, что значит справа или слева от другихобъектов.
Задачи на глазомер дети хорошо решают вслучае больших различий между предметами, могут выделить такие отношения, как«шире — уже», «больше — меньше», «короче — длиннее». Дошкольник может правильно разложить палочки, ориентируясь на ихдлину: найти самую длинную, самую короткую, расположить палочки по меревозрастания или убывания их длины.
Восприятие времени старшего дошкольника еще значительно отличается отвосприятия взрослого. Дети понимают, что время нельзя остановить, вернуть,ускорить или замедлить, что оно не зависит от желания и воли человека. Вовременном пространстве ребенок старшего дошкольного возраста ориентирован нанастоящее «здесь и теперь». Дальнейшее развитие связано с интересом кпрошлому и будущему. В семь-восемь лет дети начинают интересоваться тем, чтобыло «до них», историей родителей. В восемь-девять лет они«строят планы» на будущее («я буду врачом», «яженюсь» и др.).
Восприятие тесно связано с содержаниемвоспринимаемого объекта. Знакомый объект (предмет, явление, изображение)ребенок воспринимает как единое целое, а незнакомый — как состоящий из деталей.Дети шести-семи лет предпочитают картинки с занимательными, находчивыми,веселыми персонажами, они способны уловить юмор, иронию, дать эстетическуюоценку изображенного на картине сюжета, определить настроение.
Воспринимая форму предметов,ребенок старается ее опредметить. Например, глядя на овал, он может сказать,что это часы, огурец, тарелка и т. п. Ребенок сначала ориентируется на цвет, азатем на форму. Если ребенку дано задание разложить по группам фигуры:треугольники, прямоугольники, квадраты, овалы, круги разных цветов, то он будетобъединять их на основе цвета (например, в одну группу войдут треугольник икруг зеленого цвета). Но если фигуры опредметить, например, дать изображенныена картинках стол, стул, яблоко, огурец, то независимо от цвета ребенок будетобъединять картинки по группам на основе формы. То есть все огурцы независимоот цвета (красный, желтый, зеленый) окажутся в одной группе.
К началу школьного обучения у ребенкаразвит кругозор. Он владеет многими представлениями, связанными сокружающим миром. От единичных понятий переходит к более общим, выделяя приэтом как существенные, так и несущественные признаки. Если двухлетний ребенокна вопрос о том, что такое ложка, ответит: «Ложка — это вот!» — ипокажет на конкретную ложку, то старший дошкольник скажет, что ложка — это то,с помощью чего едят суп или кашу, то есть выделит функцию предмета.
Систематическое школьное обучение приводитк постепенному овладению ребенком абстрактными понятиями, усвоению родо-видовыхотношений между предметами. Однако и некоторые дошкольники могут относительнотой же ложки сказать, что это предмет (или кухонная посуда), то есть выделитьродовой признак понятия. Помимо существенных признаков, таких какфункциональное назначение (для еды), старший дошкольник может определить инесущественные (красного цвета, с рисунком медвежонка, круглая, большая и др.).
Ребенок использует пример как основнуюформу доказательства на первых этапах обучения в дошкольном детстве и начальнойшколе. При объяснении чего-либо все сводится к знакомому, частному, известному.
В мышлении дошкольника можновыделить следующие особенности. Во-первых, для детей характерен анимизм(одушевление неживой природы, небесных тел, мифических существ). Во-вторых,синкретизм (нечувствительность к противоречиям, связывание всего со всем,неумение отделить причину и следствие). В-третьих, эгоцентризм (неумениепосмотреть на себя со стороны). В-четвертых, феноменальность (склонностьопираться не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиесяотношения).
Особенность мышления детей — одухотворятьприроду, приписывать неодушевленным вещам способность мыслить, чувствовать,делать — Жан Пиаже назвал анимизмом (от лат. animus — душа). Откуда жевозникает это удивительное свойство мышления дошкольника — видеть живое там,где, с точки зрения взрослого человека, его не может быть? Многие находилипричину детского анимизма в том уникальном видении мира, которое складывается уребенка к началу дошкольного возраста.
Для взрослого весь мир упорядочен. Всознании взрослого существует четкая грань между живыми и неживыми, активными ипассивными объектами. Для ребенка таких строгих границ нет. Ребенок исходит изтого, что живое — это все, что движется. Речка живая, так как она движется, иоблака живые — по той же причине. Гора неживая, так как она стоит.
Дошкольник с момента своего рожденияслышал направленную к нему речь взрослого, насыщенную анимистическимиконструкциями: «Кукла хочет кушать», «Мишка пошел спать» ит. д. Помимо этого, он слышит такие выражения, как «Дождь идет»,«Солнце взошло». Метафорический контекст нашей речи скрыт от ребенка- отсюда анимизм мышления дошкольника.
В особом, одушевленном мире дошкольник легкои просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Игра исказка, в которых даже камень дышит и разговаривает, — это особый способосвоения мира, позволяющий дошкольнику в специфической форме усвоить, понять ипо-своему систематизировать тот поток информации, который обрушивается на него.
Следующая особенность детского мышлениясвязана с установлением естественной причинности между событиями, которыепроисходят в окружающем мире, или синкретизмом.
Синкретизм — подмена объективных причинно-следственныхсвязей субъективными, существующими в восприятии. Ж. Пиаже в своих опытахзадавал детям вопросы относительно причинных зависимостей в окружающем мире.«Почему солнце не падает? Почему луна не падает?» В своих ответахдети указывали различные свойства предмета: величину, расположение, функции ит. П., связанные в восприятии в одно целое. «Солнце не падает, потому чтобольшое. Луна не падает, потому что звезды. Солнце не падает, потому чтосветит. Ветер — потому что деревья качаются». Приведем пример синкретизмав рассказе ребенка шести лет. «Идет Красная Шапочка по лесу, навстречу ейлисичка: „Чего ты плачешь, Красная Шапочка?“ А та отвечает. „Какже мне не плакать?! Меня волк съел!“»
Следующая особенность детского мышлениязаключается в неумении ребенка посмотреть на объект с позиции другого иназывается эгоцентризм. Ребенок не попадает в сферу своего собственногоотражения (не видит себя со стороны), замкнут на своей точке зрения.
Феноменальность детского мышления проявляется в том, что детиопираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле.
Так, дошкольнику кажется, что молока ввысоком и узком стакане много, а если его перелить в низкий, но широкий стакан,то станет меньше. У него нет понятия сохранения количества вещества, то естьпонимания того, что количество молока остается одинаковым, несмотря наизменение формы сосуда. В процессе школьного обучения и по мере овладениясчетом, развития умения устанавливать взаимно однозначные соответствия междуобъектами внешнего мира ребенок начинает понимать, что определеннаятрансформация не изменяет основных качеств предметов.
С первого дня школы от детей ожидаютусвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе.Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении баланса междусотрудничеством и соперничеством, отношения с учителем состоят из компромиссамежду независимостью и послушанием. В связи с этим уже в дошкольном возрастеначинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых наиболееважны следующие: сделать приятное, нужное людям, принести пользу, сохранитьположительные взаимоотношения с взрослыми, детьми, а также познавательныеинтересы, в том числе к новым видам деятельности.
1.3 Умственное и речевое развитие.Развитие движений
К семи годамдостаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателейк мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90процентов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможностьусвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению болеетрудных интеллектуальных задач.
К началушкольного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особеннолобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей заразвитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей. В ней резкоувеличивается количество обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пятилет, как назвать одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать,что некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется многовремени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее слово(«фрукты»).
К семи годамдостаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребенка«левеет», что находит свое отражение в познавательной деятельности:она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детейпоявляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менееэмоциональной.
К началушкольного обучения у ребенка достаточно развиты тормозные реакции, которыепомогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственныеусилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся болееуравновешенными и подвижными.
Костно-мышечныйаппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотяи медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыковписьма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам.Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток,поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.
В этомвозрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенканедостаточно ловки, точны и координированны.
Всеперечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяютребенку участвовать в школьном обучении.
Дальнейшеепсихофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованиеманатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес,рост и т. п.), совершенствованием двигательной сферы, развитием условныхрефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.
2 Экспериментальная работа подиагностике и коррекции психологической готовности дошкольников к обучению вшколе
2.1 Диагностика психического развития дошкольников,готовности их к школе
Диагностика сформированности предпосылокучебной деятельности направлена на определение готовности школьника к новой длянего деятельности – учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеетряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат,произвольность и обязательность.
Большая часть учебных заданий, с которымисталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторыхтребований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к такназываемым предпосылкам учебной деятельности, то есть к тем, которые еще неявляются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ееусвоения.
Для диагностики предпосылок учебнойдеятельности можно использовать комплекс методик, состоящий из диагностикиумения ориентироваться на систему требований – методика «Бусы»,умения ориентироваться на образец – методика «Домик», умениядействовать по правилу – методика «Узор», уровня развитияпроизвольности – методика «Графический диктант».
Методика «Бусы»
Цель:выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процесседеятельности при восприятии задания на слух.
Оборудование: не менее шести фломастеровили карандашей разного цвета, лист с рисунком кривой, изображающей нитку (см.Приложение А1).
Работа состоит из двух частей:
I часть (основная) — выполнение задания(рисование бус),
II часть — проверка работы и, в случаенеобходимости, перерисовывание бус.
Инструкция к I части: на изображенной нитке нарисовать пять круглых бусиноктак, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны бытьразного цвета, средняя бусина должна быть синяя.
Инструкция ко II части задания. Повтор задания для самостоятельной проверки рисунковдетьми. В случае ошибки рядом создается рисунок.
Оценка выполнения задания:
отличный уровень — задание выполненоправильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, ихколичество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет среднейбусины.
хороший уровень — при выполнении заданияучтены 3-4 условия.
средний уровень — при выполнении заданияучтено 2 условия.
низкий уровень — при выполнении заданияучтено не более одного условия.
Методика «Домик»
Цель: выявить умение ориентироваться наобразец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания,сформированность пространственного восприятия.
Содержание: как можно точнее срисоватьизображение домика (см. Приложение А2). После окончания работы проверить, всели верно. Неточности можно исправить.
Точное воспроизведение оценивается 0баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
а) неправильно изображенный элемент;правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим или отсутствиеэлемента;
в) разрывы между линиями в тех местах, гдеони должны быть соединены;
г) сильный перекос рисунка.
Оценка методики:
отличный уровень – 0 ошибок;
хороший уровень – 1 ошибка;
средний уровень – 2-3 ошибки;
низкий уровень – 4-5 ошибок.
Методика «Узор»
Цель: проверить умение действовать поправилу.
Содержание: слушая задание, соединятьтреугольники и квадраты, чтобы получился узор.
Три правила:
1. два треугольника, два квадрата иликвадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
2. линия нашего узора должна идти тольковперед;
3. каждое новое соединение надо начинать стой фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и вузоре не получится промежутков.
Предваряя эксперимент, детям объясняюобразец (см. Приложение А 3).
Далее предлагается стимульный материал длявыполнения методики «Узор» и начинается диктант.
Содержание диктанта:
«Соедините треугольник с квадратом,квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, дваквадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата,квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник сквадратом».
Оценка результатов.
Каждое правильное соединение засчитываетсяза два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту.Штрафные очки (по одному) начисляются:
1) за лишние соединения, непредусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, то естьпредваряющих диктант и следующих за ним);
2) за «разрывы» — пропуски«зон» соединения – между правильными соединениями.
Все остальные возможные виды ошибок неучитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количествоначисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счетразницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафныхочков (из первых вычитают вторые).
Максимально возможное количество очков вкаждой серии – 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков завыполнение всего задания — 72.
Интерпретация полученных результатов.
отличный уровень – 60-72 очка — достаточновысокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитыватьнесколько правил в работе;
хороший уровень – 48-59 очков — умениедействовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работеориентацию только на одно правило;
средний уровень – 36-47 очков — низкийуровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило,хотя и старается на него ориентироваться;
низкий уровень – менее 36 очков — умениедействовать по правилу не сформировано.
Методика «Графическийдиктант»
Цель: определить уровень развитияпроизвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в областиперцептивной и моторной организации пространства.
Содержание: проводить линию карандашомсогласно инструкции: «поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание!Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь однаклеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз.Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз.Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".
На самостоятельное выполнение каждогоузора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляетоколо 15 минут.
Анализ результатов.
Безошибочное воспроизведение узора — 4балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок — 2 балла. Еслиошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участковнет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (одинтренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровнивыполнения:
10-12 баллов — высокий;
6-9 баллов — хороший;
3-5 баллов — средний;
0-2 балла — низкий.
Изучение сформированности предпосылокучебной деятельности дошкольников осуществлено на базе подготовительной группы«Б» детского сада № 11.
В группе 21 человек: 11 мальчиков и 10девочек.
Выбранная нами диагностика позволилаоценить сформированность предпосылок учебной деятельности. Получены следующиерезультаты.
Методика «Бусы».
Таблица 1 – Результаты проведения методики«Бусы»Уровни Кол-во детей % Высокий 3 14 Хороший 12 58 Средний 3 14 Низкий 3 14
Прохождение методики, предполагающейвыявить количество условий, которые может удержать ребенок в процесседеятельности при восприятии задания на слух, показало, что больше половиныгруппы справляется с данным заданием на хорошем уровне, и примерно третьиспытывает затруднения при его выполнении.
Методика «Домик».
Таблица 2 – Результаты проведения методики«Домик»Уровни Кол-во детей % Высокий 2 10 Хороший 9 43 Средний 5 23,5 Низкий 5 23,5
Умение ориентироваться на образец, точноскопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированностьпространственного восприятия в достаточной степени развиты у 53 процентовдетей. 47 процентам дошкольников требуется коррекция и развитие данных умений.
Методика «Узор».
Таблица 3 – Результаты проведения методики«Узор»Уровни Кол-во детей % Отличный 6 29 Хороший 10 48 Средний 3 14 Низкий 2 9
6 человек (29%) показали достаточновысокий уровень умения действовать по правилам, то есть в работе одновременноучитывали несколько правил. У 10 человек (48%) умение действовать по правиламсформировано не до конца, могут удерживать при работе ориентацию только на одноправило. 3 (14%) человека обнаружили низкий уровень умения действовать поправилу, постоянно сбивались и нарушали правило, хотя и старались на негоориентироваться. У двух человек (9%) умение действовать по правилу несформировано.
Методика «Графический диктант».
Таблица 4 – Результаты проведения методики«Графический диктант»Уровни Кол-во детей % Высокий 5 24 Хороший 11 52 Средний 3 14 Низкий 2 10
Определяя уровень развития произвольнойсферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторнойорганизации пространства, мы выявили, что 5 человек (24%) обладают высокимуровнем развития, 11 человек (52%) – хорошим, 3 человека (14%) – средним, 2человека (10%) – низким.
2.2 Формирующий эксперимент
Диагностика сформированности предпосылокучебной деятельности младших школьников выявила необходимость в коррекции иразвитии.
Для коррекционных и развивающих занятий мыпоставили следующие задачи:
1) развить способность самоконтроля вобучающей деятельности;
2) развивать творческие способности ивоображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес кпознавательной деятельности;
3) развивать интеллектуальныеспособности.
Развитие самоконтроля
Самоконтроль является составной частьюлюбого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных илиобнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтролячеловек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре,учебе и труде.
Одним из существенных отличий впознавательной деятельности «успешных» и «неуспешных»учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляциюсвоих действий. «Неуспешные» школьники даже при знании и пониманииправила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельномвыполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнитьряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитиеспособности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрастеи происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных«игр с правилами».
Также умение сличить свою работу собразцом и сделать выводы, обнаружить ошибку или убедиться в правильностивыполнения задания, — важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.
Для развития навыков самоконтроля у детеймы использовали следующие упражнения.
Ученику дается карточка с нарисованнымицветными кольцами и с учетом их размеров:
/>
Ребенок должен надеть кольца всоответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету былокольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.
Это же задание усложняется. Каждомуученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.
/>
Ученики должны их закрасить, ориентируясьна образец:
5 – красный
4 – синий
3 – желтый
2 – коричневый
1 – черный
Выполнив работу, ученики самостоятельнопроверяют ее по образцу.
2. Игра «Сохрани слово всекрете».
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я будуназывать тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни ободном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместоэтого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз владоши.
Примерный список слов:
окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо,шкаф, василёк, книга и т. д.
Основная задача упражнений на развитиепроизвольности и саморегуляции — научить ребенка длительное времяруководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать»его. При этом безразлично, какое именно правило выбрано — подойдет любое.
Варианты:
1. нельзя повторять слова,начинающиеся на звук [р];
2. нельзя повторять слова,начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названияживотных;
4. нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящиеиз 2-х слогов, и т. д.
Когда ребенок станет хорошо и постоянноудерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двухправил.
Например:
1. нельзя повторять названия птиц,надо отмечать их одним хлопком;
2. нельзя повторять названияпредметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумяхлопками.
Можно ввести элемент соревнования и закаждую ошибку начислять одно штрафное очко. Результат игры записывать и каждыйпоследующий сравнивать с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем большеон играет, учитывая правила, тем лучше у него получается.
3. Как превратить «о» в«и».
Ученик доброй феи говорил: «Я неволшебник, я только учусь». Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делатьсерьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу.Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когдавстречается звук [о], меняй его на [и].
Столбики со слогами:
/>
1. пропускать (не читать) все слоги, начинающиесяна звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово«лишний»;
2. менять в слогах звук [п] на звук [с];
3. слоги, оканчивающиеся на гласный,читать наоборот.
4. Помоги пчёлке собрать урожай.
Настоящая пчела — очень трудолюбивоенасекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одногоцветка к другому.
Наша пчела тоже трудолюбивая, но летаетона не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы.Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.
Если ты будешь четко следить за моимикомандами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в концепутешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждуюкоманду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она неумеет.
Эту игру можно использовать много раз.Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водяпальцем по полю.
Задание: Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи занаправлением полета и остановками.
Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз,остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какоеслово получилось?
Формирование интереса к познавательнойдеятельности
Для формирования интереса к познавательнойдеятельности мы прибегли к развитию воображения, творческих способностей.
На бытовом уровне воображением илифантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности ипотому не имеет никакого практического значения. В научном пониманиивоображение – это способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Основой воображения являются образы.Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются отних. Образы памяти — это неизменные, по возможности правильные образы прошлого.Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать вреальности.
Воображение имеет несколько степенейактивности. Самая низкая степень проявляется во сне, когда мы воспринимаемкакие-либо картины или образы независимо от своего желания.
Приемы развития воображения разнообразны.Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещиныстен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценныерекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянскийписатель Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусствопридумывания историй». В частности, он предлагает развивать словесное творчестворебенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседствокоторых было бы необычным. Например, Золушка — пароход, трава — сосульки и т.п.
Дошкольникам мы предложили такиеупражнения для развития воображения.
Нарисуй, как ты себе представляешьживотное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.
Я назову тебе любую известную детскуюсказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было «наоборот» (заяцохотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка — с гору и т. п.).
Представь себе, что на люстре в комнатесидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.
Соедини в связный рассказ эти двапредложения: «Далеко на острове произошло извержение вулкана...» — "… поэтому сегодня наша кошка осталась голодной"; «По улицепроехал грузовик...» — "… поэтому у Деда Мороза была зеленаяборода"; «Мама купила в магазине рыбу...» — "… поэтомувечером пришлось зажигать свечи".
Вообрази, что ты превратился в тигра,который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королевуФранции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончилисьчернила. Изобрази все это в движении.
Воображение играет очень важную роль вжизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурюэмоций, а с другой — способ постижения мира, который снимает временные ипространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлоеи будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Эторасширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.
Развитие интеллектуальных способностей.
«Сходствои различие»
Предложитеребенку указать сходство и различие следующих пар слов:
Книга — тетрадь День – ночь
Лошадь — корова Дерево – куст
Телефон — радио Помидор – огурец
Самолет — ракета Стол – стул
«Поискпротивоположного объекта»
Называякакой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других,противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции«съедобное — несъедобное», «полезное — вредное» и др., попризнаку (размеру, форме, состоянию) и др.
«Поисканалогов».
Называетсякакое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше«аналогов», т.е. других предметов, сходных с ним по разнымсущественным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)
«Аналогиипо признакам».
Выпишите встолбик признаки заданного предмета, например, портфель, и предложите ребенкуназвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность,устройство для переноски и др.).
«Составитьпредложение из трех слов».
Берутся трислова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно большепредложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи ииспользовать аналоги слов).
Назвать однимсловом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом.Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.
Предложитеребенку назвать одним словом:
— стол, стул,шкаф — это...
— собака,кошка, корова — это...
— чашка,блюдце, тарелка — это...
— василек,ромашка, тюльпан — это...
Неумениеобобщать — слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметамипо внешнему признаку — цвету, форме.
— Ложка ишарик похожи: они оба из пластилина.
В школепользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщенийстроится умение рассуждать, мыслить.
«Нахождениевозможных причин»
Сформулироватькакую-либо ситуацию: «Мальчик упал и расшиб колено». Ребенок долженназвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся окамень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме идр.
«Социализацияречи»
Говорить так,чтобы другие понимали, — одно из важнейших школьных требований.
К 7 годамдети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием,а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено врассказе. «Этот ему как даст. И побежал… Бах — трах! Ноги из ямы. Аглаза-то!»
Если невидишь сам, что происходит, то ничего не поймешь.
«Испорченныйтелефон»
Игра помогаетпреодолеть ребенку речевое несовершенство. Два ребенка сидят за столом лицомдруг к другу, между ними непрозрачная ширма. В руках одного — фигурка(картинка). Его задача — описать приятелю, как изготовить этот образец. Неназывая, что перед ним, перечисляет последовательность действий, цвет, размер,форму.
Другой долженвоспроизвести копию из любого конструкционного материала (пластилин, мозаика ит.д.).
При полнойиллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Черезнекоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятнаокружающим.
2.3Контрольный эксперимент
Послепроведения коррекции и развития вновь провели диагностику, используя те жезадания и вариантный материал к ним и получили следующие результаты.
Методика «Бусы».
Таблица 5 – Результаты проведения методики«Бусы»
эксперимент
уровни Констатирующий Формирующий Кол-во % Кол-во % Высокий 3 14 4 19 Хороший 12 58 13 62 Средний 3 14 3 14 Низкий 3 14 1 5
/>
Рисунок 1 – Результаты проведения методики«Бусы»
В формирующем эксперименте нескольковыросли показатели высокого и хорошего уровней, и соответственно, снизилисьнизкого, среднего остались без изменения. В целом отмечен прирост качества на 9процентов.
Методика «Домик».
Таблица 11 – Результаты проведенияметодики «Домик»
эксперимент
уровни Констатирующий Формирующий Кол-во % Кол-во % Высокий 2 10 5 23,5 Хороший 9 43 10 48 Средний 5 23,5 4 19 Низкий 5 23,5 2 9,5
/>
Рисунок 2 – Результаты проведения методики«Домик»
Показатель умения ориентироваться наобразец, точно скопировать его, степень развития произвольного внимания,сформированность пространственного восприятия в достаточной степени с 53 % детейувеличился до 71,5 %. Прирост качества составил 18,5 %.
Методика «Узор».
Таблица 7 – Результаты проведения методики«Узор»
эксперимент
уровни Констатирующий Формирующий Кол-во % Кол-во % Высокий 6 29 9 43 Хороший 10 48 11 52 Средний 3 14 1 5 Низкий 2 9
/>
Рисунок 3 – Результаты проведения методики«Узор»
Вместо шести девять человек (43%) показалидостаточно высокий уровень умения действовать по правилам, то есть в работеодновременно учитывали несколько правил. В результате формирующего экспериментанет ни одного ребенка в группе, у которого умение действовать по правилу небыло бы сформировано. Качественный прирост составил 18 процентов.
Методика «Графический диктант».
Таблица 8 – Результаты проведения методики«Графический диктант»
эксперимент
уровни Констатирующий Формирующий Кол-во % Кол-во % Высокий 5 24 9 43 Хороший 11 52 9 43 Средний 3 14 3 14 Низкий 2 10
/>
Рисунок 4 – Результаты проведения методики«Графический диктант»
Определяя уровень развития произвольнойсферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторнойорганизации пространства, мы выявили, что 9 человек (43%) обладают высокимуровнем развития, что на 4 человека (19%) больше по сравнению с констатирующимэкспериментом. Низкий уровень не зафиксирован. Прирост качества составляет 29%.
Таким образом, в результате проведенногоэксперимента мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целикомподтвердилась и эксперимент проведен успешно.
Заключение
Несмотря на наличиеразнообразных отечественных систем развивающегообучения в начальной школе, доминирование воспроизводящей деятельности учащихсянад творческой остается, а количество неуспешных и проблемных детей возрастаетиз года в год. Причин здесь много: неэффективная служба родовспоможения, врезультате чего значительное количество детей рождается с задержкойпсихического развития: отсутствие серьезной социальной защиты детства и семьисо стороны государства привело к снижению материального положения и ростунеблагополучных семей; слабый медицинский контроль за здоровьем детей увеличилзаболеваемость детей и ослабление их организма. Недостатки в организацииучебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий вобучении и развитии детей, тревожность и закомплексованность учащихся, слабаямотивация учения, несформированность рациональных способов в работе с учебнымматериалом, слабое развитие приемов логического мышления, способовсистематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и другиепричины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность узначительной части младших школьников.
Основной стратегиейсовременного общего образования является повышение его качества. Имеется ввиду, прежде всего, совершенствование ведущего вида деятельности в начальнойшколе – учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель привыполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чемуон научился при выполнении этого задания; какие практические и умственныедействия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтрольи попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы задать учителювопрос и убедиться, правильно ли он выбрал способ их преодоления. Несомненно,все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учащимися. Учительдолжен не только вести ребенка к успеху в учении, но и давать каждому ученикуправо на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, темсамым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.
Отбирая знания дляизучения новой темы, учителю целесообразно подумать о качественныххарактеристиках усвоения этих знаний: их полноте (в объеме, предусмотренномучебной программой), действенности и гибкости (умении использовать их внестандартных ситуациях), системности (умении устанавливать связи междуизучаемыми объектами, например, между фактами по природоведению или в рассказахпо истории, усвоении знаний в структурированной форме), прочности (умениесохранять знания в памяти и актуализировать их в нужный момент).
Важную роль в повышенииэффективности учебно-познавательной деятельности дошкольников играет усилениекоммуникативной стороны процесса обучения, то есть использование диалоговыхформ в организации занятия. Этот прием позволяет обеспечить активную позициюкаждого будущего школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнениизаданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку иэлементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и суверенностью обсуждать правильность выполнения работы.
Разнообразие коммуникациии последовательность включения в них учащихся открывает обучаемых к контакту,преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения,позволяет высказать догадку, то есть приводит к взаимообогащению каждого.
Констатирующий этап проведенного намиэксперимента позволил установить пробелы в психологической готовности ребенка кшколе. В процессе формирующего этапа мы имели возможность развиватьотсутствующие или недостаточно развитые умения дошкольников, необходимые ему вшкольном обучении. По результатам контрольного этапа мы можем заключить, чтогипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведенуспешно.
Список использованных источников
1 Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностныйподход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 1998
2 Асеев В.Г.Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 1989.
3 Балин В.Д.Теория и методология психологического исследования. – М – 1988.
4 Баскакова И.Л. Изучение вниманияшкольников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987
5 Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6 Выготский Л. С. Избранныепсихологические исследования. М., 1956
7 Гуревич К.М.Что такое психодиагностика. — М., 1985.
8 Мухина В.С.Детская психология. – М., 1985.
9 Немов Р.С.Психология. Книга 2. – М., 2001.
10 Общаяпсиходиагностика / под ред. Д.А.Бодалева, В.В.Столина. – М., 1987.
11 Орлов Р.Б.Методы современной возрастной и педагогической психлогии. – М., 1982.
12 Практикум повозрастной психологии / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – Санкт-Петербург.– 2002.
13 Проблемыдошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М., 1987.
14 ПроскураЕ.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1985.
15 УрунтаеваГ.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1995.
16 УрунтаеваГ.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие. – М., 1995.
17 Усова А.В. Проблемы теории ипрактики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2000
18 Шадриков В.Д. Способностичеловека. М.: Воронеж, 1997
19 ЭльконинД.Б. Детская психология. – М., 1960.
20 Эльконин Д.Б. Психологическоеразвитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001
21 Эльконин Л.Б. Избранные педагогические труды. М.: Междунар. пед.академия, 1995
Приложение А
Картапроведения диагностики
1. «Бусы»/> /> /> /> /> /> />
2. «Домик»
/>
3. «Узор»
Образец:
/>
/>
/>/>
4. «Графический диктант»● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●
Приложение Б
Результаты трех диктантов методики «Узор»
№
п/п Ф.И. ребенка Диктант Уровень 1 2 3 ∑ 1 Абдрахманов К. 12 18 17 47 Средний 2 Базанов Н. 20 18 21 59 Хороший 3 Бастемиева А. 10 14 12 36 Средний 4 Брюханова Д. 21 20 20 61 Отличный 5 Гилязова Р. 15 20 18 53 Хороший 6 Жандосов Р. 14 19 12 45 Средний 7 Зеленский Г. 24 24 24 72 Отличный 8 Кабылбеков С. 18 19 18 55 Хороший 9 Куприянова А. 20 18 22 60 Отличный 10 Мамонтов Л. 20 15 21 56 Хороший 11 Мамыров Д. 10 9 12 31 Низкий 12 Оспанова А. 12 17 19 48 Хороший 13 Осташкина Л. 20 18 18 56 Хороший 14 Папрыкин В. 5 7 9 21 Низкий 15 Полубатонова О. 24 22 22 68 Отличный 16 Рахметов И. 20 18 19 57 Хороший 17 Светленький Д. 18 19 22 59 Хороший 18 Солнцева Ж. 24 22 23 69 Отличный 19 Султанова К. 18 19 22 59 Хороший 20 Фендрик Т. 16 16 20 52 Хороший 21 Чистякова А. 20 18 22 60 Отличный
Приложение В
Результаты воспроизведения трех узоров вметодике «Графический диктант»
№
п/п Ф.И. ребенка Диктант Уровень 1 2 3 ∑ 1 Абдрахманов К. 2 1 2 5 Средний 2 Базанов Н. 3 3 3 9 Хороший 3 Бастемиева А. 2 3 3 8 Средний 4 Брюханова Д. 3 3 4 10 Отличный 5 Гилязова Р. 2 2 3 7 Хороший 6 Жандосов Р. 1 1 2 4 Средний 7 Зеленский Г. 3 4 4 11 Отличный 8 Кабылбеков С. 2 2 3 7 Хороший 9 Куприянова А. 4 3 4 11 Отличный 10 Мамонтов Л. 3 3 3 9 Хороший 11 Мамыров Д. 1 1 Низкий 12 Оспанова А. 2 3 3 8 Хороший 13 Осташкина Л. 2 3 4 9 Хороший 14 Папрыкин В. 1 1 2 Низкий 15 Полубатонова О. 2 3 3 8 Хороший 16 Рахметов И. 3 2 3 8 Хороший 17 Светленький Д. 3 3 3 9 Хороший 18 Солнцева Ж. 3 3 4 10 Отличный 19 Султанова К. 3 3 3 9 Хороший 20 Фендрик Т. 2 3 3 8 Хороший 21 Чистякова А. 3 4 3 10 Отличный