Реферат по предмету "Психология"


Психические процессы и их содержание

Психические процессы и ихсодержание

Содержание
 
Введение
1. Общее понятие обощущениях
2. Восприятие
3. Процесс мышления
4. Воображение
5. Понятие памяти и ееклассификация
Заключение
Список литературы

Введение
Психикавозникла и формировалась как способность живых организмов активновзаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологическогокодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, какспособность адаптации организмов к среде.
Психикачеловека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное еговзаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью взависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, чтоудовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности:внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Психикачеловека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественнымспособом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущностипсихики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированныепсихические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), иобширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Основныеявления психики — психические процессы формирования идеальных (психических)образов и процессы психической регуляции деятельности.
Психическиеявления неразрывно взаимосвязаны между собой, но традиционно их подразделяют натри группы: психические процессы, психические состояния и и психическиесвойства личности.
Подробнее мырассмотрим познавательные психические процессы, которые являются базовымиявлениями. К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление,воображение и память.
Говоря опсихических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные иможем также говорить о волевых процессах. Однако, различая мыслительные, илиинтеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этимникакого дизъюнктивного деления, аналогично тому, как это делала психология,которая делила психику, или сознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тотже процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, иэмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительностиникогда не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности; он всегдавключает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, нои интеллектуальные моменты,— так же как интеллектуальный процесс мышлениявключает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к«чистой», т. е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь длянас идет не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с мышлениемили мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психическийпроцесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция —единством эмоционального и интеллектуального.
Такимобразом, когда мы анализируем последовательно интеллектуальные, или познавательные,эмоциональные и волевые процессы, речь идет о характеристике единых и в то жевремя многообразных психических процессов по преобладающему в каждом такомпроцессе интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту. Каждыйпсихический процесс может быть охарактеризован по отношению к каждому из них.Мы характеризуем его как интеллектуальный, эмоциональный или волевой по томупреобладающему в нем компоненту, который накладывает в данном случае свойопределяющий отпечаток на процесс в целом.
Психическиепроцессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизическиефункции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности,внутри которых и в зависимости от которых они формируются. Так, психологияможет и должна изучать процесс мышления в общих закономерностях его протекания,отличающих мыслительный процесс, например, от элементарного ассоциативногопроцесса. Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходекакой-то конкретной деятельности — практической трудовой деятельности,разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя,рационализирующего этот производственный процесс, в теоретической работеученого, разрешающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося,усваивающего в процессе учения добытые уже наукою знания. Осуществляясь реальнов различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же иформируются. И только изучая их в реальном контексте этой деятельности, можновскрыть не только более частные, но и самые общие закономерностипсихических процессов как действительно содержательные закономерности.
Смыслтрадиционной функциональной психологии, трактующей все сложные психическиепроцессы как функции, заключался в том, чтобы представить их как проявления,зависящие исключительно от внутренних условий, от имманентных особенностейорганизма, духа, личности. Принципиальными предпосылками — осознанными илинеосознанными — такой функциональной психологии являются биологизаторскиепредставления о том, что все психические функции являются продуктомимманентного созревания организма, или идеалистические теории, согласно которымразличные, все более высокие проявления психики являются результатомсаморазвития духа. В действительности протекание психических процессов и ихспецифические особенности зависят от конкретных материальных условий, в которыхони протекают. Поэтому подлинное преодоление основных пороков функциональнойпсихологии достигается не оговорками о таком или ином понимании функций,неправомерно пытающимися отожествить их с тем, что уже ни в каком смысле неявляется функцией, и не разговорами о межфункциональных связях, а лишьвключением в план психологического исследования деятельности, в которой реальноформируется психика и специфические особенности различных психических функций ипроцессов.
 

1. Общеепонятие об ощущениях
 
Ощущение — психический процесснепосредственного, чувственного отражения элементарных (физических ихимических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека ксенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человекабазируется на ощущениях.
Ощущениеявляется элементарным, но базовым психическим процессом. Это не пассивныйотпечаток физических свойств действительности, а активный психический процессвзаимодействия человека с миром.
Психическиепроцессы — это процессы деятельностного овладения миром. Ощущения человекаопосредованы его знаниями, то есть общественно-историческим опытомчеловечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный»,«холодный»), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства.
В ощущенияхотражаются не только специфические свойства предметов и явлений, но и ихинтенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущенийобъективизируются.
Ощущениячеловека взаимосвязаны, ассоциированы, так же как связаны между собой иразличные свойства действительности. Ощущение — это канал чувственной связиорганизма с действительностью.
Жизнедеятельностьчеловека основана на непрерывном приеме и анализе информации офизико-химических характеристиках внешней среды и внутренних состоянияхорганизма. Этот процесс осуществляется посредством функционированияспециализированных нейрофизиологичес-
кихмеханизмов — анализаторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственныхвоздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (отлат. sensus — чувство), а процесс ее приема и первичной переработки —сенсорной деятельностью.

2. Восприятие
Познаваяокружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметныммиром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.
Восприятие —непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде врезультате осознания их опознавательных признаков.
Образывосприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся кпростой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием,осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории посоответствующим признакам, основаниям.
Тольковключив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующимпонятием, мы можем правильно интерпретировать его.
Являясьчувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеетмотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.
Будучисвязанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения,соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Впроцессе онтогенеза происходит перцептивное научение.
Людиизбирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объектывоспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые — структурноразвернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигаетсягипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации,номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.
Психическоеразвитие человека связано с развитием культуры восприятия — образованный,эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой извуковой гармонией окружающей среды.
Процессвосприятия — перцептивное действие. Его результативность зависит оттого, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходныхопорных элементов.
Важнейшейсоставной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы(движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета,движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).
 
3. Процессмышления
Познавая ипреобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи междуявлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознанииопосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признакивнутренних, устойчивых взаимосвязей.
Замечая связимежду явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человекдеятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним.Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемойобстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ходпрошедших событий, а астроному — заглядывать не только в прошлое, но и вдалекое будущее.
Не только внауке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельностичеловек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенныесхемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений,находит разумный выход из разнообразных проблемных ситуаций, решает возникающиеперед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительнуюдеятельность — обобщенную ориентацию в мире.
Мышление — психический процессобобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств иотношений действительности, существенных для решения познавательных проблем,схематической ориентации в конкретных ситуациях.
Мышлениеформирует структуру индивидуального сознания, его семантическое (понятийное)поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.
Системаличностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значениемявлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидностиопределенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется ужепри узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо— значит включить новое в систему имеющихся связей.
 
4. Воображение
 
Воображение—образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинацииобразов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулируетсвое поведение, творчески преобразует действительность.
Воображение —специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся втрудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительногоосознания цели, то есть формирования психической модели будущего результатадеятельности. Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности,при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.
Воображениепозволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации,формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях.Воображение — способность человека реконструировать действительность,генерировать аутообразы — создавать образы от себя.
Онообеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческоеконструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративнойсущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, рациональная имнемическая сферы психики человека.
Образы,возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека,мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредствомвоображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышлениявключает в себя воображение. Только благодаря ему становится возможнойабстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленныйэксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободногоотношения сознания к элементам действительности.
Воображениеобеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека вбескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекогопрошлого.
Способностьчеловека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации —основа его нравственного поведения.
Окружающаясреда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которогоневозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человекузнаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражениядействительности.
 
5. Понятиепамяти и ее классификация
Впечатления,которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след,сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся.Этипроцессы называются памятью. «Без памяти, — писал C. Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво длябудущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы впрошлом».
Память лежитв основе способностей человека, является условием научения, приобретениязнаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальноефункционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти еесовершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, накоторых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества безпостоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можноопределить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненногоопыта. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных,чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Перваясвязана с широким волевым контролем запоминания, вторая—с употреблением логики,третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частьюпредставленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно истрого, чем это сделано выше, память человека можно определить какпсихофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания,сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются дляпамяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным ирезультатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди,которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят идовольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды сразвитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив,быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У нихболее сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
Классификациявидов памяти по характеру психологической активности включает в себя:двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Заключение
Психическиепроцессы — отдельные проявления психической деятельности человека, (условно)вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждыйпсихический процесс имеет общий объект отражения и единуюотражательно-регуляционную специфику.
Психическиепроцессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процесседеятельности центральной нервной системы и выступают в качестве первичныхрегуляторов поведения.
Кпознавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанныес восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение,восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и осебе.
Психическиепроцессы выражаются в специфическом содержании: функция чувствительности – вощущениях, процессы памяти — в воспроизведенных образах представления.Элементарное содержание, связанное с функциями, образует как бы составпсихической жизни; более сложные образования, возникающие в психическихпроцессах – образы восприятия, представления и т. п.,— составляют еекачественно новое содержание. Все психические процессы, как и функции,рассматриваются нами в единстве с их специфическим содержанием.
Психическиепроцессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека.Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладаютопределенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относятпараметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. Наоснове психических процессов формируются определенные состояния, происходитформирование знаний, умений и навыков.
Списоклитературы
1.   ВыготскийЛ.С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1987.
2.   ГромоваЕ.А. Эмоциональная память и её механизмы.- М. Просвещение, 1980.
3.    Немов Р.С. Общаяпсихология: Учебник для студентов вузов. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
4.    Общая, социальная июридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2007.
5.   Психология.Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2002.
6.    Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии: В 2 томах. Т.1. –М.: Педагогика, 1989.
7.   СмирновА.А. Проблемы психологии памяти.- М.: Просвещение. 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.