Содержание:
Введение
I. Психика как функция головного мозга
а) проблема соотношенияпсихики и мозга
б) основныеположения системной динамической локализации
высшихпсихических функций (ВПФ)
в)структурно-функциональные принципы работы мозга
II. Характеристика сознания человека:
а) понятие«сознание»;
б) основныехарактеристики сознания
Заключение
Литература
Введение
Наивысшей, свойственнойтолько человеку функцией головного мозга, выражающейся в целенаправленномотражении мира, предварительном построении действий, предвидении ихрезультатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мираявляется сознание. Прежде чем дать характеристику главной функции головногомозга, в данной работе рассмотрим понятия о психике, историю формирования итеории взаимосвязи психики и мозга; структурно-функциональные принципы работымозга;
I. Психика как функция головного мозга
Первоначально раскроемпонятие «психика» в общепсихологическом смысле.
Психика – высшая формавзаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способностиреализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Науровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, чтоего биологическая природа преобразуется социально-культурными факторами,благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, аиндивид становиться личностью[1].
Знание о психике менялосьна протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма(как его телесного субъекта) и в понимании зависимости человека от социальнойсреды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах,служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философскиевопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах егобытия. В течение многих веков психика обозначалась термином «душа», трактовкакоторой, в свою очередь, отразила расхождение в объяснении движущих сил,внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим кАристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилосьнаправление, предсталяющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьбакоторой, согласно различным религиозным вероучениям, зависит от внеземныхначал.
а) Проблемасоотношение психики и мозга
Проблема соотношенияпсихики и мозга принадлежит к числу важнейших проблем естествознания. Долгоевремя мозг считался своеобразным «черным ящиком», а в сознании большинствалюдей принципиальное различие между душой и телом было незыблемо. Но постепенномозг стали рассматривать как материальный субстрат психики, имеющий сложнуюорганизацию. Первые попытки представить психические процессы как функцииопределенных участков мозга предпринимались еще в средние века, когда философыи натуралисты считали возможным такие функции как воображение, мышление,память, в три мозговых желудочка. Но истинное исследование проблемы взаимосвязимозга и психических функций началось в XIX в., и в настоящее время можно выделить четыреосновных подхода, сложившееся в науке, которые по разному отвечали на главныйвопрос: как же связны психические функции с мозгом. Это узкий локализационизм(или психоморфологическая концепция), антилокализационизм (или концепцияэквипотенциальности), эклектическая концепция и теория системной локализациивысших психических функций (ВПФ).
Появление узкоголокализационизма связывают с именем известного австралийского анатома ФренсисаГаля (1758-1828). Заметив, что отдельные заболевания связаны с повреждением техили отдельных участков мозга, он предложил, что «сложные способности человекаинтимно связаны с отдельными, строго ограниченными участками мозга, которые, разрастаясь,образуют соответствующие выпуклости на черепе, позволяющие определитьиндивидуальные различия в способностях человека». Ф.Галль считал, чтосуществуют определенные соотношения между особенностями психического складалюдей и формой их черепа. Эту зависимость он объяснял различиями винтенсивности роста разных областей коры.
Сотрудник Галя Шпурцхеймраспространял данные идеи под названием «френология» и добился их широкогопризнания. В первой четверти XIX в.Френология была популярна не меньше, чем сто лет спустя – психоанализ.
По сути это была перваяпопытка привязать конкретную функцию к строго ограниченному участку мозга, но ксожалению, теория не опиралась на серьезные исследования и подвергласьобоснованной критике.
Коренной перелом висследовании мозга наступил в 1861 г., когда французский анатом Поль Брокаописал больного с грубыми нарушениями моторной речи (больной не мог произнестини одного слова при полной сохранности движения губ, языка, гортани). Сделавпосле смерти больного вскрытие, он предположил, что дефект был вызван опухольюв задней трети лобной извилины левого полушария. Таким образом впервыеклинически была доказана связь психической функции с определенным участкоммозга. В 1873 г. немецкий психиатр Карл Вернике описал случай, когда поражениедругого участка мозга (задней трети верхней височной извилины левого полушария)вызывало четкую картину нарушения понимания слышимой речи. В эти же годы былинайдены «центр понятий», «центр письма», «центр ориентировки в пространстве». В1934 году на материале черепно-мозговых ранений времен первой мировой войныК.Клеймен составил карту локализации психических функций.
Е.Д. Хомская выделяетосновные положения узкого локализационизма:
— функция рассматриваласькак неразложимая на компоненты психическая способность, которая соотносится сопределенным участком мозга;
— мозг, в свою очередь,представляет собой совокупность различных «центров», каждый из которых целикомзаведует определенной функцией;
— под локализациейпонималось непосредственное наложение психического на морфологическое.
К сожалению, представителиданного направления не могли объяснить известные клинические факты: почему припоражении отдельных участков мозга могли нарушаться одновременного несколькопсихических функций и почему одна и та же функция страдала при пораженииразных участков.
Представителями другогонаправления антилокализационизма были физиологи М.Флуранц, К.Гольдштейн, Гольц,К. Лешли и психологи Вюрцбургской школы. Мишель Флуранц утверждал, что мозгнеразделим на отдельные части, кора однородна и равноценна, как любая железа. Имозг продуцирует психику так же как печень – желчь. Они пришли к выводу, чтонарушение функции не зависит от места повреждения («законэквипотенциальности»), но пропорционально величине повреждения («закон действиямассы»). Рассмотрим основные методологические положения антилокализационистов:
— психическая функцияесть неразложимая на компоненты психическая способность;
- локализация функциипредставляет собой непосредственное соотнесение психического иморфологического;
— мозг — это однородное целое,равноценное и равнозначное для всех психических функций во всех отделах;
— психическая функцияравномерно связана со всем мозгом.
Дж. Хьюлингс Джексонвысказывал предположение, что к мозговой организации сложных форм психическихпроцессов следует подходить с позиции уровня их построения, и предположилиерархических подход к строению нервных центров. Эти положения были развитыпозже фон Монаковым, Хэдом, Гольшдтейном. Согласно эклектической концепции локализовать в определенных участках можно лишь относительно элементарныесенсорные или моторные функции, а высшие психические функции связаны со всеммозгом равномерно.
Существовала и откровенноидеалистическая теория, которой придерживались такие крупные физиологи, какГ.Гельмгольц, Ч.Шерингтон, Э.Эдриан, Дж.Экла, отрицавшие саму возможностьсвязать мозг и психику.
Ни одно из рассмотренныхнаправлений исследования не позволяло выявить подлинные механизмы психическойдеятельности человека. Для решения этой задачи необходимо было пересмотретьметодологическую основу изучения взаимосвязи психических функций и мозга.Итогом стало появление теории системной динамической локализации психическихфункций А.Р. Лурия.
Данная концепция основанана понимании психических явлений как системных качеств физиологических функций.Основополагающим является принцип динамической организации психических функций,сформулированный И.П. Павловым и развитый А.Р.Лурия и Л.С. Выготским. Павловвыделил в коре больших полушарий «ядерные зоны анализаторов» и «рассеяннуюпериферию» и совместно с А.А. Ухтомским сформулировал принцип динамическойлокализации функций как сложного взаимодействия возбудительного и тормозногопроцессов на различных элементах системы анализатора, благодаря чему создаетсяответная деятельность организма.
А.Р. Лурия и Л.С.Выготский пересмотрели такие понятия, как «функция», «локализация» и «симптом».Центральное для нейропсихологии понятие «высшие психические функции» быловведено Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурия. «Под высшимипсихическим функциями (ВПФ) понимаются сложные формы сознательной психическойдеятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемыесоответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностямпсихической деятельности»[2].
Благодаря этому подходупсихическую функцию стали рассматривать не как простую способность, не какотправление той или иной ткани мозга, как психологическую систему, обладающуюсложным психическим строением и включающую много психологических компонентов.Такое понимание функции как функциональной системы основывается, во-первых, напредставлении подвижности входящих в ее состав частей (наличие постояннойзадачи, осуществляемой с помощью меняющихся средств) и во-вторых, на том, чтосложный состав функциональной системы всегда включает целый набор афферентных(настраивающихся) и эфферентных (осуществляемых) компонентов.
С этой точки зрениялокализация ВПФ представляет собой системный процесс на основемногокомпонентного состава функциональной системы. ВПФ, как сложныефункциональные системы, должны охватывать сложные функциональные системысовместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад восуществление сложных психических процессов. Системное представление олокализации ВПФ отличается следующими особенностями:
— ВПФ имеютопосредованный характер (опираются исторически сложившиеся вспомогательныевнешние средства, которые оказываются существенными факторами установленияфункциональной связи между отдельными участками мозга, объединяющимися в единуюфункциональную систему);
— локализация ВПФ неявляется устойчивой, меняясь как в процессе развития ребенка, так и напоследовательных этапах упражнения.
А.Р.Лурия и Л.С.Выготскийсформулировали концепцию системной динамической локализации ВПФ, согласнокоторой любая психическая деятельность человека является сложнойфункциональной системой, обеспечиваемой целым комплексом совместно работающихаппаратов мозга. Эти функциональные системы формируются в онтогенезе и могутдинамически перестраиваться в зависимости от конкретной задачи. Они имеютдвойной принцип строения – вертикальный и горизонтальный. Таким образомпсихическая функция любой сложности осуществляется при участии целого рядакорковых зон, подкорки, активизирующей системы мозга и, следовательно, не можетбыть локализована в каком-то одном участке коры. Один и тот же аппарат можетперестраиваться для обеспечения разных видов деятельности.
б) Основные положения системнойдинамической локализации высших психических функций:
-каждая психическаяфункция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечиваетсямозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свойспецифический вклад в реализацию этой функции;
— различные элементыфункциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от другаучастках мозга и при необходимости замещают друг друга;
-при поврежденииопределенного участка мозга возникает «первичный» дефект – нарушениеопределенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговойструктуре;
— как результат пораженияобщего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать«вторичные» дефекты.
В настоящеевремя теория системной динамической локализации ВПФ является основной теорией,объясняющей взаимосвязь психики и мозга.
в) Структурно-функциональныепринципы работы мозга
Кора головного мозгапредставляет собой поверхностный слой, покрывающий полушария головного мозга иобразованный преимущественно вертикально ориентированными нервными клетками,их отростками, пучками афферентных и эфферентных нервных волокон и клетокнейроглии.
Шестой слой (афферентный)состоит из мелкозернистых клеток, связан с органами чувств. Пятый слой (эфферентный)включает в себя гигантские пирамидные клетки, генерирующие импульсы к клеткам.В четвертый слой коры приходят волокна, несущие импульсы, возникающие впериферических рецепторах. Эти три слоя образуют первичные или проекционныезоны коры. Поверхность полушарий изрезана глубокими щелями и бороздами, которыеразделяют ее на доли: лобную, теменную, затылочную, височную. Соответственновыделяют теменную (общечувствительную), затылочную (зрительную), височную(слуховую) первичные зоны коры. Их основная функция – прием и анализвозбуждения, поступающего от периферических рецепторов. Нормальный доношенныйребенок рождается с уже сформированными первичными зонами коры большихполушарий.
Над каждой первичнойзоной коры надстраивается система вторичных зон, в которых преобладают болеесложные по своему строению второй и третий слои коры. Они состоят из клеток скороткими аксонами, поэтому возбуждение не выходит за их пределы, а циркулируетвнутри слоя, обеспечивая, таким образом, ассоциативные функции, т.е. способностьк установлению ассоциаций (синтезу возбуждения). Третий слой состоит измелкозернистых клеток с короткими аксонами, а второй – из пирамидных клеток скороткими аксонами. Выделяют вторичные теменные (общечувствительные),затылочные (зрительные) и височные (слуховые) зоны коры. Вторичные зонысозревают к 2-3 годам.
На границах междукорковыми представительствами отдельных чувствительных зон коры большихрасположены клетки первого слоя (клетки с короткими аксонами). Этот слойобразует третичные или ассоциативные зоны коры, основной функцией которыхявляется вторичный синтез возбуждения. В коре головного мозга можно выделитьдве группы третичных зон: задняя или височно-теменно-затылочная и передняя.Третичные зоны коры обеспечивают совместную работу корковых звеньев отдельныханализаторов – наиболее сложные интегративные функции коры головного мозга.Задние третичные созревают к 6-7 годам, а передние – к 14-15 годам.
Все эти системы мозгаработают в тесном взаимодействии друг с другом. А.Р. Лурия подчеркивает, чтоотдельные слои коры неравномерно распределены в топографически различныхучастках коры головного мозга. Число исходных клеток невелико, однако характеробъединения нейронов, их связи друг с другом, их расположение позволяетбесчисленное количество вариантов связей.
Е.Д. Хомская, опираясь насовременные представления об основных принципах организации мозга как субстратапсихики, обосновывает два основных принципа теории локализации высшихпсихических функций:
-принцип системнойлокализации функций (каждая психическая функция опирается на сложныевзаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга);
— принцип динамическойлокализации функций (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивуюмозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни).
А.Р.Лурия предложилструктурно-функциональную модель мозга как субстрата психической деятельности. Согласно этой модели, весь мозг можноразделить на три структурно-функциональных блока:
— энергетический блок;
— блок приема,переработки и хранения экстероцептивной информации;
— блок программирования,регуляции и контроля сложных форм деятельности.
Любая ВПФ осуществляетсяпри обязательном участии всех трех блоков. Каждый блок характеризуетсяособенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе егоработы, и той ролью, которую он играет в обеспечении психических функций.
Первый блок – это блокрегуляции энергетического тонуса и бодрствования. Только в условияхоптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать иперерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные системы связей,программировать деятельность, осуществлять контроль над ней. Аппараты,регулирующие и обеспечивающие тонус коры, находятся не в самой коре, а влежащих ниже стволовых и корковых отделах мозга: ретикулярная формация стволамозга, неспецифические структуры среднего мозга, лимбическая система, областьгиппокампа.
Е.Д.Хомская говорит, чтофункциональное значение первого блока в обеспечении психических функций заключаетсяв следующем:
— в регуляции процессовактивности, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психическойдеятельности (активирующая функция);
— в передачерегулирующего влияния мозговой коры на нижележащие стволовые образования (модулирующаяфункция).
За счет нисходящихволокон ретикулярной формации высшие отделы коры управляют работой нижележащихаппаратов, модулируя их работу и обеспечивая сложные формы сознательнойдеятельности. При поражении ретикулярной формации снижается продуктивность ВПФ,в первую очередь – непроизвольного внимания и памяти, нарушается активность,сон. В случае массивных поражений стирается грань между сном и бодрствованием,человек находиться в полусонном состоянии, у него страдает ориентировка вовремени и месте.
Первый блок мозга участвует в обеспечениипсихической деятельности, в первую очередь в организации внимания, памяти,эмоционального состояния в целом;
участвует в регуляцииэмоциональных (страх, гнев, боль, удовольствие) и мотивационных состояний;
воспринимает иперерабатывает разнообразную интероцептивную информацию о состоянии внутреннихорганов и регулирует эти состояния.
Второй блок – блок приема, переработки ихранения информации расположен в наружных отделах новой коры (неокортекс) изанимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты затылочной, височнойи теменной коры. Она включает:
— первичные зоны(обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации),
— вторичные зоны(выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора),
— третичные зоны(основной задачей которых является комплексный синтез информации).
Третий функциональныйблок мозга – блокпрограммирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Он связан сорганизацией целенаправленной, сознательной психической активности, котораявключает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели,выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученногорезультата. Обеспечению этих задач и служит третий блок мозга. Аппараты третьегоблока расположены кпереди от центральной лобной извилины и включают в свойсостав моторные, премоторные, префронтальные отделы коры лобных долей мозга.Этот блок оказывает модулирующее влияние на первый и на второй блоки, чтоприводит к активности коры головного мозга, так и к изменению порогов ощущенияи восприятия.
Каждая формасознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой иосуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый изкоторых вносит вклад в обеспечение всего психического процесса в целом.
Первый блок участвует в формировании мотивов любой сознательной деятельности, второй – обеспечиваетоперациональную сторону деятельности, а третий – отвечает за формированиецелей и программ деятельности. Нарушение работы каждого из блоков обязательноприводит к дезинтеграции психической деятельности в целом, но каждый разпо-разному, так как приводит к нарушению соответствующих стадий деятельности.
В организации любойпсихической функции принимает участие как левое, так и правое полушарие, но приэтом каждое из них вносит свой специфический вклад. Под функциональнойасимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участиелевого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций.Клинические наблюдения показали, что речевые нарушения возникаютпреимущественно при поражении левого полушария, в то время как поражениеправого приводит к появлению своеобразного симптомокомплекса, включающегонарушение схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственнойориентировки.
II. Характеристика сознаниячеловека.
а) Сознание – высший уровень психическогоотражения и саморегуляции, присущей только человеку какобщественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает какнепрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов,непосредственно предстоящих перед субъектом в его «внутреннем опыте» ипредвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучаетпроисхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознаниехарактеризуется: активностью, интенциональностью (направленность на предмет),направленность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания),мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности.Сознание любого индивида уникально, оно обуславливается внешними пол отношениюк сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами тойсоциально системы, в которой существует индивид)[3].
б) А.В.Петровский в структуресознания выделяет следующие основные характеристики:
Сознание естьсовокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят важнейшиепознавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает своизнания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия,память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий принепосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознаниискладывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку вданный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого,воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей,но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путемиспользования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже ополном распаде любого из указанных психических познавательных процессов,неизбежно становятся расстройством сознания.
Закрепление в сознании различийсубъекта и объекта. Человек, впервые в истории органического мира выделившийсяиз него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своемсознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существспособен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность наисследование самого себя.
Третья характеристикасознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функциисознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ивзвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнениядействий и вносятся в него необходимые коррективы. Всякое нарушение врезультате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлятьцелеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматриваетсякак нарушение сознания.
Четвертая характеристикасознания — включение в его состав определенного отношения. В сознание человеканеизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и преждевсего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человекапредставлены эмоциональные оценки межличностных отношений.
Обязательным условиемформирования и проявления всех указанных качеств сознания является язык. Язык –это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-историческийопыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, языкстановиться реальным сознанием этого человека.
Низший уровень психикиобразует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психическихпроцессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которыхчеловек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятиепсихики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”), бессознательноепредставляет собой такую форму отражения действительности, при которойутрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушаетсяречевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличии от сознания,невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые онсовершает, невозможна и оценка их результата. К бессознательным явлениямотносятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больногочеловека: бред, галлюцинации и т. д. Бессознательное — это столь жеспецифически человеческое психическое проявление, как и сознание, онодетерминировано общественными условиями существования человека, выступая какчастичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
Сознание — наивысшая,свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся вцеленаправленном отражении мира, предварительном построении действий,предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой ипознании мира[4].
Заключение
Психика – высшая формавзаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способностиреализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
На уровне человека психикаприобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическаяприрода преобразуется социально-культурными факторами, благодаря которымвозникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становитьсяличностью. В работе рассмотрели проблемы взаимоотношения психики и мозга. Сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всехпсихических функций человека.
Литература:
Введение в психологию /Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.– 496 с.
Краткий психологическийсловарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г,Ярошевского. -2 изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 512 с.
Марютина Т.М., ЕрмолаевО.Ю. Ведение в психофизиологию. — М.: Московский психолого-социальный институт:Флинта, 2004. - 400 с.
Общая психология / Сост.Рогов Е.И. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.
Репина Н.В., ВоронцовД.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. –480 с.