Реферат по предмету "Психология"


Психические особенности принятия образа тела у склонных к полноте людей

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Образ какосознанное отражение действительности
1.1. Понятие образа в психологии
1.2 Образ тела как психологический феномен
1.3 Осознание собственного тела
1.3.1 Ампутированные конечности
1.3.2 Неврологические расстройства
1.3.3 Телесные ощущения и восприятие формытела
1.4 Предварительные замечания о соотношениифизического и психического
1.4.1 Дифференциация тела и души
1.4.2 Связь между телом и душой как предметисследования
1.4.3 Сопряженные проявления физического ипсихического как доступный исследованию факт
2. СООтношениесобственного «Я» и образа тела у белорусских женщин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Во все времена человек находился в поиске идеалакрасоты собственного тела, который, в свою очередь, был нестабильным. Принимаяза него определенные параметры фигуры, он прилагал все усилия, чтобы им соответствовать,но затем взгляды менялись, и человек устремлялся к новому идеалу. В итоге вошелв обиход термин «нормативной неудовлетворенности» собственным телом,характеризующий «обыденность» большего уровня неудовлетворенности собственнымтелом у женщин, чем у мужчин на протяжении всей жизни.
Как и любая ценность, красота человеческого телаявляется таковой только в аспекте принятия ее обществом. При этом общественноемнение формируется и поддерживается средствами массовой информации, семьей,ближайшим окружением: друзьями, коллегами, знакомыми и даже случайными людьми.Неосторожно оброненная фраза по поводу внешности при определенных условияхможет явиться причиной снижения самооценки человека, потери ощущениясобственной уникальности и значимости социальных контактов, нарушения образасобственного тела.
Особенное большое внимание к своим внешним данным, также, как и к мнению о них окружающих, — одно из важнейших свойств подростковогои юношеского периодов, поскольку в период данного возрастного криза происходитформирование личности с ее ценностными установками, переход от сознанияиндивидуального к сознанию общественному, а также определение социальной роли.
Вспомним с Вами постоянное напоминание во всех СМИ оосновных параметрах идеала женской фигуры «90-60-90» в конце ХХ – начале ХIвека и мы сразу поймем насколько сильное психологическое давление оказываетсяна людей, не обладающими данными параметрами тела.
Мы (особенно женщины) постоянно находимся в тесномкольце многочисленной рекламы средств для похудения и тренажеров, мы все чащеслышим про диагноз «куклы Барби», постоянное выступление телезвезд с различнымидиетами, вплоть до удаления нижних ребер.
Согласно результатам последнего опроса, проведенного вВеликобритании, только 3% женщин довольны своим телом, a 73% постоянно думают освоих размерах и объемах. Полученные же в процессе замеров цифры мешаютженщинам спать спокойно и являются причиной плохого настроения.
В исследовании приняло участие более 5000 женщин, 91%из которых признались, что недовольны своими бедрами, 77% — своей талией, 78% опрошенныхженщин страдают, по их мнению, от целлюлита.
2/3 британских леди не считают свою фигурупривлекательной, и недовольны своими формами и весом. Шесть из десятиреспонденток также признались, что причиной их сезонной депрессии может статьих собственное тело, которое уже давно не радует свою хозяйку.
65% опрошенных британским журналом REALпредставительниц прекрасной половины человечества думают, что их жизньналадилась бы в том случае, если бы изменилось мнение о собственной фигуре, чтоподразумевает под собой изменение самой фигуры.
Участницами опроса, сообщает журнал REAL, сталиженщины, средний возраст которых составляет 33 года, а вес половиныреспондентов соответствует норме. Несмотря на это, 84% хотели бы весить меньшеи быть несколько стройней, чем они есть на самом деле.
Редактор журнала REAL мисс Риз заметила, что причинанедовольства своей фигурой кроется в навязывании стереотипов. О том, как должнавыглядеть настоящая женщина, хорошо знают знаменитости, на которых равняетсябольшинство людей, которые не понимают насколько сильно отличается образ жизниэкранных див от образа жизни обычной женщины, которой приходится, по большомусчету, совмещать обязанности бизнес-вумен, няньки и домработницы.
В ходе исследования также выяснилось, что 91% женщиндовольны тем, как выглядят их партнеры.
Поэтому целью данной курсовой работы явилось изучениепринятия образа тела у склонных к полноте людей.
Для реализации заданной цели были сформулированыследующие задачи:
— Анализ научной и психологической литературы поизучаемой проблеме;
— Выявление особенностей понятия «образ тела»;
— Подбор необходимого материала для изучениярассматриваемого аспекта курсовой работы;
— Составление, проведение и анализ диагностическихданных по исследуемой проблеме.
Наше исследование было посвящено проблемесодержания и структуры образов женщины отражаемых их собственным сознанием.
Объектом исследования являлись белорусские женщины ввозрасте 25-45 лет, склонные к полноте.
Предмет исследования: образ тела у склонных к полнотеженщин.
В результате была сформирована следующаягипотеза исследования: женщины, склонные к полноте, в большинстве своем невоспринимают себя адекватно, постоянно чувствуя себя неполноценной в жизни,испытывая подавленное состояние и постоянное неудовлетворение не только своейфигурой, но и жизнью, как личной, так и социальной.
В исследовании принимали участие 20 женщинв возрасте от 25 до 45 лет, имеющие семью и детей.

1. Образ какосознанное отражение действительности
1.1 Понятие образа в психологии
Понятие образа является одним изцентральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективнуюреальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкованияэтого понятия существуют и другие его значения. Так, например, нередко образрассматривают как некий промежуточный или конечный результат познавательнойдеятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения.
На сегодня можно выделить три основныхподхода к пониманию образа: конкретно-перцептивный (образ выступает как некийпромежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продуктвосприятия, памяти, мышления, воображения); расширительно-отражательный (образрассматривается как многомерное психологическое образование А.Н.Леонтьев),субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта,других людей, пространственное окружение и временную последовательностьсобытий); социально-перцептивный (образ понимается как представление осоциальных объектах и явлениях, включающих представление субъекта о самомсебе). Два первых являются наиболее употребительными и достаточно изученными,третий подход становится одним из наиболее интенсивно прогрессирующих впоследнее время. В настоящее время концепция социальных представлений,разработанная С.Московичи в 1961 году и получившая мировое признание в 80-хгодах, становится одним из наиболее влиятельных направлений в психологиисоциального познания в мировой науке [13, с.147].
Экспериментальное изучение восприятия вконце девятнадцатого, начале двадцатого столетий, привело к идее о том, чтосистемная организация целого определяет свойства и функции образующих егочастей. Сложилось целое направление, которое выдвинуло программу изученияпсихики с точки зрения гештальтов (образов), целостных структур, первичных поотношению к своим компонентам. Образ рассматривался как функциональнаяструктура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельныхявлений.
Такое толкование первоначально применялоськ описанию психики, а затем распространилось на область физических,физиологических, социальных и других явлений.
Серьезное внимание анализу влияния образовна поведение человека уделяли создатели теории субъективного бихевиоризмаД.Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Они определяли образ как "… всенакопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в которомон существует..." По их мнению, образ "… включает все, что приобрелорганизм — его оценки наряду с фактами..." [3, с.445].
Важность изучения проблемы образа и еевлияния на практическую деятельность подчеркивал Б.Ф.Ломов: «К числуважнейших проблем психологической науки принадлежит проблема образа. Ееразработка имеет исключительное значение для развития, как общей теориипсихологии, так и теоретической базы специальных психологических дисциплин. Неменее актуальна она и для решения многочисленных практических задач, которыеставятся перед психологией» [21, с.253].
Об этом же говорит и Е.А.Климов: «Одним изфундаментальных понятий психологии является «образ» (как отображение субъектомнекоторой реальности, включая и самого субъекта).… Образы самосознаниячеловека (наряду с образами окружающего мира) — необходимая основацелесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности ивзаимодействия с окружающими людьми» [17, с.125].
Как правило, образ рассматривают вкачестве носителя информации, и в связи с этим исследуется его гносеологическаяфункция, в первую очередь роль образов в зрительном восприятии, образнойпамяти, образном мышлении и воображении.
В то же время, в психологическойлитературе достаточно часто встречается использование понятия «образ»и в несколько иных функциональных значениях, что позволяет сделать вывод нетолько о «многообразности, многокатегориальности и полимодальности»образов", но и об их полифункциональности.
1.2 Образ тела как психологический феномен
Вбольшинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного изважнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., РубинштейнС.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).
Впроцессе развития образ тела органически включается во все звенья структурысамосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическоевремя личности, социальное пространство личности, реализуемое через права иобязанности.
Человекобычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. РасщеплениеЯ и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основепроблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствованиесобственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки.Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явленияпродолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но исознательное понимание личности [5, с.29].
Неуверенностьв своем отождествлении характерна для людей нашей культуры. Отождествление,основанное на образах и ролях, рано или поздно перестает удовлетворять.
Многиепсихотерапевты отмечают, что число пациентов, проявляющих шизоидные черты, неуклоннорастет. Типичное для нашего времени психическое затруднение — не истерия, какво времена Фрейда, а шизоидный тип.
Нестоит забывать о том, что человек ощущает реальность мира только черезсобственное тело (через органы чувств). Поэтому, совершенно очевидно, чтопроблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела. Метаболизмобеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в кровиощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме будетснижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на метаболизм,т.к. именно движение определяет дыхание человека [23, с.87].
Дыханиепроисходит спонтанно и непрерывно, оно дышит нами в течение всей жизни, но в тоже время мы можем направленно влиять на него и формировать его осознанно.Веками был известен тот факт, что с помощью дыхания, регулируемого различнымиспособами, возможно оказывать влияние на состояние сознания. Процедуры, которыеиспользовались в этих целях в древних культурах Востока, варьировались отактивных вмешательств в дыхательный процесс до методов духовных практик. Вомногих случаях работа с дыханием проводилась ради достижения состояния«просветления» или для приближения человека к Богу. В некоторыхпримитивных религиях неофиты переживали ритуальную смерть, задыхаясь от дыма,или в результате перехватывания дыхания при зажатии сонных артерий. Глубокиеизменения в состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частотыдыхания — гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этихприемов. Хорошо разработанные методы такого типа можно найти в древнеиндийскойнауке о дыхании — Пранаяме. Более утонченные методы занимают особое место впрактике буддизма [19, с.246].
Иногдаподобные приемы усиливают релаксацию, причем настолько, что вызываютгаллюцинации. Случаются сильные переживания, связанные с приливом чувства любвико всему человечеству, единение с природой, Богом. Мы не ставим себе цельюрассматривать подобные трансцендентные переживания, но тем не менее не отрицаемобширных возможностей методов холотропного дыхания в работе с шизоидными проявленияминекоторых клиентов как средства, помогающего большей идентификации сознаниячеловека и его тела. Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанностьи полное, легкое, глубокое дыхание. Это основное правило, которымруководствуются представители телесно-ориентированной терапии в целом, несмотряна то, что существуют расхождения во мнениях относительно других методов вразных направлениях этого вида терапии.
Помнению многих исследователей, дыхание соединяет сознание и подсознание.Понимание посреднической природы дыхания также приводит к осознанию того факта,что дыхание не только является регулирующей силой для других систем, но и саморегулируется различными влияниями. Телесно-ориентированная терапия используетразличные методики работы с дыхательной системой организма, и, приводя ее подконтроль сознания, таким образом помогает людям полнее ощутить связь сознания стелом.
Любопытно,что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры,наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, частоназывается и подростковый возраст.
Термин«образ» — это символ и ментальные построения, которые противопоставленыреальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы нереальны, но их реальностьотлична от телесного феномена. Образ обретает реальность, когда объединяется счувством или ощущением. Ментальное здоровье подразумевает, что образ совпадаетс реальностью. В этом случае образ себя согласован с внешним видом тела и счувствами [9, с.213].
Понятиеобраза тела это не совсем наше представление о теле как организме. Это болееширокое понятие — это мир символов, ассимилированный в теле. По мере развития телесности,«окультуривания» тела происходит разделение Я и не-Я обретение ребенком статусаотдельного субъекта, формирование идентичности. Речь идет не о теле, котороеимеешь, как физиологическую систему, а о теле, которым являешься, которое тыесть. Что же подразумевается под “телом”, которым ты являешься, которое тыесть? Здесь имеется в виду человек, весь человек как личность в том виде(образе жизни), в котором он не только познает (испытывает) себя, но и живет.Это есть тело, как чувственно осязаемый образ, в котором я как личностьприсутствую в мире, мое окружение реально воспринимает меня, а я воспринимаюдругих.
В психоаналитической теории и практикеактивно рассматривается феномен телесного образа, формирование Я и четкихграниц Я через освоение и познание тела и его границ, через создание особогопространства «ощущения себя». Это тесное единство телесного опыта и образа Ябыло показано еще Фрейдом З. (1924): «Я выводимо из соматических ощущений впоследней инстанции, прежде всего поступающих с поверхности тела. Следовательно,Я может рассматриваться как психическая проекция поверхности тела наряду с тем,что представляет собой поверхность психического аппарата» [16, с.315].
1.3 Осознаниесобственного тела
Мыосознаем собственное тело как собственное бытие: мы также видим и осязаем его.Тело — это единственная часть мира, которую можно чувствовать изнутри; в то жевремя его поверхность доступна внешнему восприятию. Тело для нас — объект; самимы также являемся этим телом. Конечно, существует различие между ощущением себякак тела и моим восприятием себя как объекта, но оба ощущения неразрывновзаимосвязаны. Восприятие тела как объекта, который строит себя для меня, иощущение состояния собственной «телесности» одинаковы и неразделимы, но ихвозможно различать: чувственные ощущения переходят в осознание физическогосостояния.
Осознаниесуществования нашего тела — в норме представляющее собой незаметный,нейтральный фон для сознания и не оказывающее никакого влияния на егодеятельность — в целом подвержено разнообразным необычным изменениям: половоевозбуждение, страх или боль настолько глубоко затрагивают телесную природучеловека, что способны полностью поглотить личность и либо побудить ее кактивным усилиям, либо уничтожить ее.
Наше тело становится для нас объектом, посколькумы осознаем, что оно следует каждому нашему движению не как ясно очерченныйпосторонний предмет. но как наше интуитивное представление о собственной трехмерности.Этот феномен был прояснен Хедом (Head) и Шильдером (Schilder). Согласно Хеду,пространственные впечатления — кинестезические, тактильные, зрительные —конструируют организованные модели нас самих: для обозначения этих моделейпредложен термин схема тела. То, как мы реагируем на физические ощущения, какмы осуществляем движения, поддерживается благодаря связи, существующей междунашими ощущениями и движениями и предшествующими им впечатлениями, неосознанноприсутствующими в схеме нашего тела.
Осознание нашего физического состояния(нашей «телесности») и пространственная «схема тела» вместе составляют целое,которое Вернике обозначил термином соматопсихика [6, с.145]. Осознаниетелесности должно анализироваться с точки зрения физиологии, исходя изспецифических чувственных восприятий, которые составляют его основу. Восознании телесности определенную роль играют все чувства; при этом роль зренияи слуха наименее существенна — за исключением случаев, когда внешнее содержаниесопровождается интенсивными стимулами, порождающими физические ощущения. Вкус иобоняние играют более значительную роль. Еще важнее роль физических ощущений,которые распределяются по следующим трем группам: поверхностные ощущения (ощущениетемпературы, влажности, тактильные ощущения и т. д.), ощущения, относящиеся кдвижению и положению тела в пространстве (кинестезические, вестибулярные), ощущения,указывающие на состояние внутренних органов. Физиологическая основа всех этихощущений кроется в нервных скончаниях, хорошо изученных с гистологической точкизрения. Возможно, приведенный перечень отнюдь не исчерпывает всего многообразиянаших ощущений.
Осознание телесности подлежитфеноменологическому объяснению через связь с нашим переживанием тела какцелого. Тесная связь между телом и сознанием «Я» лучше всего проявляется вопыте мышечной деятельности и движения, несколько хуже — в ощущениях,источником которых служат сердце и система кровообращения, еще хуже — ввегетативных изменениях. Специфическое чувство физического существованияпроистекает из следующих моментов: движение и осанка, форма, легкость иизящество или, наоборот, тяжеловесность и неуклюжесть наших движений,впечатление, которое, как нам кажется, наше физическое присутствие производитна окружающих, наша общая слабость или сила, изменения в состоянии нашихчувств. Все перечисленное — это моменты нашей вита. льной личности. Пределы, вкоторых мы ощущаем свою единственность, равно как и устанавливаем расстояниемежду собой и своим телом, изменчивы. Расстояние достигает максимума примедицинском самонаблюдении, когда мы видим в собственных страданиях толькосимптомы и рассматриваем собственное тело как некий чуждый объект, состоящий изодних только анатомических фактов, или как внешнюю оболочку, совершенноотличную от нас самих — то есть ни в коей мере не идентичную нам, хотя инаходящуюся с нами в неразрывном единстве.
Наше осознание собственного тела необязательно ограничивается его действительными пределами. Мы чувствуем себя накончике палки, с помощью которой продвигаемся в темноте. Наше собственноепространство, то есть пространство нашего анатомического тела, может бытьрасширено благодаря ощущению чего-то находящегося с нами в единстве. Так, мойавтомобиль — если я хороший водитель — становится частью моей телесной схемыили образа и подобен расширенному телу, в которое я вкладываю всю полноту своихощущений. Внешнее пространство начинается там, где я со своими ощущениямисталкиваюсь с исходящими из него объектами.
Наше осознание телесности способноотделять себя от объективного, организованного пространства, то есть отпространственных реалий, в двух направлениях: либо негативно, через потерючувства собственного бытия и уверенности (головокружение), либо позитивно,через обретение чувства собственного бытия и свободы (танец).
С феноменологической точки зрения опытпереживания собственного тела тесно связан с опытом чувств, влечений и сознания«Я».
Феноменологическое описание переживаемойтелесности нужно отличать от обсуждения того, какое значение имеет тело длячеловека с точки зрения действенных и доступных пониманию взаимосвязей в техслучаях, когда на сознание «Я» воздействуют ипохондрические, нарциссические илисимволотворческие тенденции.
1.3.1 Ампутированные конечности
Достойно внимания то обстоятельство, чточеловек может «ощущать» ампутированные конечности: это результат привычки ксхеме тем, которая остается реальностью даже после ампутации. Схема тела — этоне просто свободно плавающее, лишенное определенных границ понятие о собственномтеле, а способ восприятия личностью самой себя, глубоко запечатлевшийся в нейна всю жизнь и объединяющий в себе весь комплекс физических ощущений в каждыймомент времени. Мы ощущаем утраченную конечность как нечто реальное, тем самымзаполняя разрыв, возникший в нашей схеме тела (аналогично, нам кажется, что мыможем видеть слепым пятном сетчатки). Ощущения этого рода должны бытьлокализованы в коре головного мозга. Хед выявил случай исчезновения фантомнойконечности вслед за повреждением определенного участка коры.
Ризе описывает случай здорового человека сампутированной ногой: утраченная нога ощущалась во всех движениях его тела.Когда он вставал, колено распрямлялось; оно снова сгибалось, когда он садился;он мог с наслаждением вытянуть эту ногу — так же, как и любую другую из своих конечностей.Когда его спрашивали, на самом ли деле он верит во все это, он отвечал, чтознает о том, что ноги больше нет, но каким-то образом она все-таки сохраняетдля него реальность.
1.3.2 Неврологические расстройства
Ориентация относительно собственного телаподвергается разнообразным расстройствам при локализованных церебральныхповреждениях. С точки зрения психологии осуществления способностей, например,это может выражаться в полном или частичном исчезновении способностираспознавать раздраженный участок тела или определять положение конечности.Больные больше не могут коснуться рукой носа, рта или глаз; нарушаетсяспособность отличать правую сторону тела от левой; больные не могут определить,к какой именно стороне тела применен раздражающий стимул и т. п. Во всехподобных случаях мы не знаем, как именно меняется осознание собственного телафеноменологический.
Термин головокружение (Schwindel)обозначает: (1) «вертиго», то есть головокружение в собственном смысле(Drehschwindel), (2) ощущение падения (Fallempfindung) или (3) общеенесистематизированное ощущение ненадежности сознания (BewuBtseinsunsicherheit),не сопровождаемое вращением предметов или ощущением падения. Эти триразнородных феномена объединяет общая неуверенность в том, какое положениезанимает тело в пространстве,
Неуверенность, о которой идет речь, внорме появляется в критические моменты перехода из одного состояния в другое —перехода, обусловленного физическим окружением или психологическими причинами.С точки зрения неврологии она вызывается соматическими причинами, связанными, вчастности, с вестибулярным аппаратом. Она может возникнуть невротически, всвязи конфликта. Головокружение — это опыт наличного бытия, которое в целомутратило основу; как таковое, оно служит символом всего, находящегося на грани,но все еще не приведенного к упорядоченной ясности непосредственногосуществования. Вот почему философы смогли использовать термин «головокружение»(Schwindel) для обозначения того исконного переживания, из которого проистекаетфундаментальное прозрение целостности всего сущего.
1.3.3 Телесные ощущения и восприятие формытела
Названные феномены классифицируютсяследующим образом.
1) Галлюцинации телесных чувств.Различаются термические галлюцинации (пол под ногами раскален, невыносимоеощущение жара) и тактильные галлюцинации (дует холодный ветер, под кожейползают черви и насекомые, больного кусают и жалят). В пределах последнейкатегории выделяются галлюцинации, относящиеся к восприятию влажности (илисухости). Интересны галлюцинации мышечного чувства (Крамер): пол поднимается иопускается, кровать поднимается, больные куда-то погружаются, летают, чувствуютсебя легкими как перышко, предмет в руках кажется очень легким или очень тяжелым,больным кажется, что они совершают движения, тогда как в действительности онинеподвижны, или они думают, что говорят, тогда как в действительности онимолчат (галлюцинации речевого аппарата). Иногда «голоса» можно трактоватьименно как галлюцинации этого рода; часть их, однако, следует трактовать какгаллюцинации вестибулярного аппарата.
2) Витальные ощущения. Имеются в видучувства, благодаря которым мы осознаем наше витальное физическое состояние.Сообщения больных об их физических ощущениях неисчерпаемы в своем разнообразии.Им кажется, что они окаменели, высохли, сморщились, устали, что они опустошеныили, наоборот, переполнены. Подобные ощущения могут только исказить чувствофизического бытия. Больной чувствует себя мыльным пузырем, или ему кажется, чтоего конечности сделаны из стекла, или он дает своим чувствам какое-либо иное избесконечного множества описаний. Нам известно огромное количество сообщений обэтих загадочных ощущениях, причем большая их часть исходит от больныхшизофренией. Ощущения, действительно пережитые на опыте, бывает трудно отличитьот иллюзорных интерпретаций, а в последнем случае — выявить лежащие в их основесобытия чувственной жизни.
3) Переживание «сделанности» телесныхощущений. Физические ощущения могут сопровождаться ярко выраженным чувством ихвнешнего происхождения. В подобных случаях больные не просто дают разнообразныманомальным органическим ощущениям ту или иную интерпретацию. но еще инепосредственно воспринимают их как нечто внешнее. Мы наблюдаем, как больныеправильно воспринимают боль и другие ощущения, обусловленные физическиминедомоганиями (такими, как ангина, ревматоидный артрит); но ощущения«сделанности» они переживают так, как если бы те приходили извне. Больныешизофренией чувствуют себя приведенными в состояние полового возбуждения, изнасилованнымии совершившими половой акт в отсутствие кого бы то ни было рядом с ними. Имможет казаться, что их волосы и пальцы на ногах опутаны проводами и т. п.
4) Ощущение искажений (деформации)собственного тела. Тело расширяется, становится более сильным, тяжеловесным инеуклюжим. и одновременно с этим подушка и кровать увеличиваются в размерах.Голова и конечности разбухают, части тела перекручиваются, конечности тоудлиняются, то укорачиваются.
Перечисленные феномены разнообразны, но ихдальнейшая систематизация представляет большие трудности. В большинстве случаевтакие аномальные переживания схемы тела не имеют аналогов среди формнормального переживания тела. Витальные ощущения, переживания символическогосмысла, неврологические расстройства проникают одно в другое: сознаниесобственного «Я» позволяет представить одно через другое.
1.4 Предварительные замечания осоотношении физического и психического
В любом человеке мы усматриваем единствотела и души как живую целостность. Отдельный человек, как единство, для насесть тело, которое либо одновременно есть душа, либо имеет душу. либопродуцирует душевные проявления. С другой стороны, это безусловноетелесно-душевное единство само по себе не является распознаваемым объектом.Все. что мы видим, о чем мыслим, что постигаем, уже выделено из этого единства,односторонне, частично; и перед нами встает проблема обнаружения егодействительной связи с целым. Следовательно, если мы будем относиться кпсихологическому или соматическому анализу с недоверием, любой разговор отелесно-душевном единстве будет не просто бесплоден, но и окажет парализующеевоздействие на наше мышление. Единство тела и души истинно только как идея,предотвращающая абсолютизацию нашего анализа, способствующая развитию нашегоотношения к выявленным данным как к относительному знанию и выдвигающая вопросо том, как соотносится все со всем в соматической и психической жизни. Само этоединство как объект познания остается смутным и непонятным либо недоступным: номы должны мыслить о нем как о единственной идее, способной придать должнуюнаправленность нашему познанию жизни, которое всегда есть только познаниечастностей и способно на достижение лишь относительной уверенности очастностях.
1.4.1 Дифференциация тела и души
То, что тело отличается от души, кажетсясовершенно ясным и очевидным, не требующим объяснения; но всегда остаетсявопрос: что есть тело и что есть душа?
Например: душа — это прямое внутреннеепереживание (материал для феноменологии); все то, что дает начало осмысленным(значащим) или экспрессивным проявлениям: единство «Я»,фундаментальная психическая субстанция и т. п.
Телом, в свою очередь, могут называтьсяморфологический гештальт живого. видимые осмысленные движения, совокупностьхимических, физических, биологических процессов, локализация центров в мозгу ит. п.
Отождествляя целое с душой, мы не приходимк более ясному эмпирическому пониманию психической целостности; аналогично, мыничего не приобретаем. называя «телом» всю ту трудно определимуюсовокупность, которая охватывает события, происходящие в физическомпространстве. Мы «нащупаем» эмпирический объект только при условии,что, исходя из целого, придем к достаточно четкой формулировке, которая небудет ни всецело телом, ни всецело душой.
Если даже нам удастся каким-то образомдифференцировать телесное и душевное, это не приведет к снятию проблемы ихвзаимоотношения. О плодотворных подходах к данной проблеме можно будет говоритьтолько при условии. что она приобретет форму чего-то такого, что доступнообъективному тестированию. Будучи поставлена в общей или принципиальной форме,она неизбежно приведет нас к абсурду. Рассмотрим эти два противоположныхподхода.

1.4.2 Связь между телом и душой какпредмет исследования
Взаимоотношение физического (телесного,соматического) и психического (душевного) укоренено во множестве фактическихданных, которые в общем плане, исходя из все еще не вполне отчетливогопонимания тела и души, могут быть сформулированы следующим образом.
Физическое (например, яды, болезни,мозговые поражения) воздействует на Душу.
Психическое воздействует на тело как васпекте осуществления намерений (двигательная активность), так и на уровненепроизвольных соматических феноменов (сердцебиение, кровяное давление,метаболизм и т. п.).
Представляется, что психическое может бытьпонято через физические явления (так, душа человека проявляет себя в его осанкеи движениях).
Наличие взаимосвязи — общеизвестныйэмпирический факт, очевидный для каждого. Эта констатация приводит нас копределенному видению того, что в каждый момент следует считать телом, а что — душой. Но то, как возможна взаимосвязь и каким образом она осуществляется,ускользает от нашего наблюдения. Например, когда я пишу. я знаю. каковы моинамерения, и моя рука повинуется мне — так же, как и все тело. Мы можемчастично показать, как это происходит, в терминах неврологии и физиологии: нопоследний, окончательный акт преобразования психической интенции в физическоедействие все еще остается таким же недоступным и непостижимым, как магия — хотяв данном случае следует говорить о магии факта, а не иллюзии. То же относится клюбым психофизическим взаимосвязям.
1.4.3 Сопряженные проявления физического ипсихического как доступныйисследованию факт
Каждый человек внутренне переживает этусопряженность собственных тела и души. Это переживание, в форме физическихощущений, обеспечивает нас материалом для феноменологии и соматопсихологии. Мывидим ту роль, которую играет физическое ощущение в восприятии наших телесныхпроявлений, равно как и в наших чувствах, инстинктах и страданиях. Переживание,о котором идет речь, не может служить универсальным источником знания опсихофизическом единстве: но оно становится объектом познания пои исследованиивзаимоотношений между психическим и физическим.
Душа и тело едины для нас в аспектеэкспрессивных проявлений. Видя счастливое человеческое лицо, мы не разделяемфизическое и психическое и не рассматриваем их как две связанные друг с другом,но по существу разные субстанции; нам непосредственно дается целое, которое мылишь вторично делим на физические проявления и нечто внутреннее, относящееся ксфере психического То. что мы видим внешнее выражение психической жизни другогочеловека, _ это первичный феномен нашего понимания мира. Этот факт сам по себехарактеризуется бесконечным богатством: он по существу загадочен, но всегдаосязаем и реален. Если мы хотим говорить о совместных проявлениях телесного идушевного как о факте, доступном исследованию, мы должны воспринимать их толькос этой точки зрения. Дифференцируя тело и душу, мы навсегда утрачиваем то, чтоеще до начала нашей рефлексии присутствовало в качестве среды и одновременнопредмета какой-то специфической («психологически понятной»)реальности.
Как бы мы ни дифференцировали физическую ипсихическую жизнь, вслед за разделением мы наверняка сможем обнаружить какие-тоэмпирические отношения; но мы никогда не станем мыслить тело и душу как совпадающиеили идентичные субстанции — если только собственными глазами не убедимся в ихтождестве.
Поддаваясь стремлению вписать психическиеструктуры в соматические структуры и утвердить их идентичность, мы становимсязаложниками чисто теоретических представлений, ни с чем не соотнесенных вобъективной действительности и при ближайшем рассмотрении доказывающих своюнелепость: например, будто образы памяти локализуются в ганглиозных клетках, апсихические ассоциации — в нервных волокнах, или будто психические конфигурацииимеют ту же природу, что и физические конфигурации в мозгу, и укоренены в них,или будто основа свободы заключается в статистических отклонениях на уровнеатомов. Предположение, что физическое и психическое совмещаются где-то в мозгу,- это чистая фантазия, которая навсегда так и останется не поддающейся проверкегипотезой, ведущей свое происхождение от декартовской идеи о шишковидном телекак «седалище души» (на котором она «восседает», подобновсаднику). То, что душа привязана к телу, — это крайне обобщенная истина; новсе, что касается способов и места осуществления этой связи, распадается намножество возможностей, каждая из которых нуждается во внимательномрассмотрении. Несомненно, верна негативная точка зрения, согласно которойпсихическая реальность не локализована в одном-единственном месте: существуетнабор разнообразнейших связей и отношений между тем, что принадлежит сферепсихического, и тем, что служит для нее необходимыми соматическими детерминантами.Конечно, в нервной системе есть отдельные, весьма четко отграниченные области,разрушение которых приводит к немедленной или очень скорой смерти: поражениенекоторых других областей вызывает потерю сознания или сон, а повреждения,затрагивающие еще ряд областей, чреваты расстройствами или утратой отдельныхфункций (например, речи). Существуют также связи иного рода, имеющие отношениек функционированию нейрогормональной эндокринной системы: например, гормонывоздействуют на душевный настрой или на инстинкты, а события психической жизнимогут вызывать внутреннюю секрецию отдельных гормонов, оказывающих влияние какна тело, так и на душу. Существуют и другие типы психосоматических взаимосвязей.Но не следует искать никакого «седалища души» — ни в смысле простойлокализации, ни в гормональном или атомном смысле, ни на уровнеультрамикроскопических данных.
Ныне все еще сохраняет свою ценностьинтуиция Лейбница, касающаяся нашего механического знания о телесном: если бымогли войти в машину мозга как в рукотворный механизм и имели бы возможностьнаблюдать там за мельчайшими, неделимыми событиями, мы не обнаружили бы ничего,кроме активно контактирующих друг с другом физических частичек; нам не удалосьбы заметить ни какого-либо подобия восприятия, ни чего-либо такого, что моглобы помочь нам понять его сущность. Обобщая, можно сказать, что сопряженность (втом числе и тот ее ограниченный вид, который проявляется в доступных пониманиюформах) существует только в той точке, где в нас возникает первичное видение ипереживание душевного в телесном и телесного в душевном. Разделяя тело и душу иисследуя их взаимосвязь, мы не обнаруживаем никакой сопряженности.

2. СООтношениесобственного «Я» и образа тела у белорусских женщин
Целью нашей практической части сталовсестороннее изучение личности белорусских женщин, склонных к полноте, ихмировосприятие и самовосприятие, их понимание мира вокруг себя и своего места вэтом мире.
В результате была сформирована следующаягипотеза исследования: женщины, склонные к полноте, в большинстве своем невоспринимают себя адекватно, постоянно чувствуя себя неполноценной в жизни,испытывая подавленное состояние и постоянное неудовлетворение не только своейфигурой, но и жизнью, как личной, так и социальной.
В исследовании принимали участие 20 женщинв возрасте от 25 до 45 лет, имеющие семью и детей.
С целью изучения данного аспекта были использованыследующие методы психологического исследования:
— Анкетирование (Приложение 1),
— Методика «Проективный рисунок человека».
В результате обработки анкетныхданных (Приложение 2) и составлении сводной таблицы результатов (Приложение 3)было выведено процентное отношение и построены диаграммы, в результате которыхмы легко можем понять общую картину отношения женщин, склонных к полноте, к своемутелу (Приложение 4).
Интерпретация результатовисследования
Анализ данных, полученных с помощьюметодики «проективный рисунок человека» позволил выделить несколько основныхнаправлений в описании образа тела испытуемых. При интерпретации данныхучитывались структурные, формальные, и содержательные характеристики рисунка, втом числе и анализ вербальных ассоциаций при составлении истории к рисунку.Данные, полученные при анализе структурных и формальных характеристик рисунка, отраженыв Приложении 5.
Анализ структурных и формальныххарактеристик рисунка позволил выявить следующие особенности. У испытуемыхвыявлены следующие особенности. У 39 % преобладает низкое самоуважение, эго-слабость,низкая самооценка, выраженные тенденции к регрессии и зависимости. Несмотря нато, что в все испытуемые имели интеллектуальные показатели среднего и вышесреднего уровня развития, у 42 % обследуемых, выражена непропорциональность,нецелостность фигуры. Это, как правило, является признаком неглубокойэмоциональности, недостатка осознания, указывает на низкие мыслительныехарактеристики, органические нарушения, но в данном случае мы можемпредположить отсутствие контакта с внутренним миром и собственной эмоциональнойжизнью, и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний имежличностных отношений.
Недостаток осознания, неоправданныйоптимизм, отсутствие надежной опоры, «витание в облаках» выражено у 26 %испытуемых.
Большинство (58%) женщин, показаливыраженное нарушение симметрии, что говорит о переживании телесной неуклюжести,рассогласованности, чувстве нескоординированности, общей физическойнеадекватности.
Чрезмерное подчеркивание среднейлинии выражено в 45% рисунков женщин. Это опять же говорит о ряде проблем,связанных с интеграцией образа тела, отмечается озабоченность телеснымипроблемами, чувство телесного несовершенства, эмоциональная незрелость изависимость от матери. Многие рисунки (45%) детей с БА нечеткие, линии рисункаслабые, паутинообразные, что можно интерпретировать как недостатокэнергетического тонуса, переживание неуверенности, робости и незащищенности. Вконтрольной группе подобных рисунков всего 7%, большинство рисунков здоровыхдетей (68%) нарисованы четко, ярко, линия толстая и жирная, что говорит о значимостиличностных границ, энергетичности, переживании безопасности. Кроме этого восновной группе в 42% рисунков отмечается неровный, нестабильный нажим, где-тоболее сильный, а в каких-то местах совсем слабый, что подчеркиваетциклотимичность, импульсивность и нестабильность эмоционального состояниядетей, страдающих астмой.
Стоит отметить, что в рисунках детейстрадающих БА, в меньшей степени, чем в контрольной группе, выражены штриховкаи стирания. В группе здоровых детей 75 % использовали ластик и несколько разстирали. Стирания считаются выражением тревоги, но эта тревога связана свыраженной неудовлетворенностью рисунком, и сознательным желанием что-тоулучшить. Можно сказать, что стирания – это сознательный контроль надконфликтом, связанным с неудовлетворенностью изображением человека, как желаниедополнять и улучшать «образ тела» через рисунок. Женщины использовали ластиктолько в 23% случаев. Возможно, это связано с низким уровнем сознательногоконтроля над конфликтом неудовлетворенности и недостаточным уровнем рефлексиирепрезентации образа тела. Во многих рисунках (77 %), тема не обозначена,фигуры недифференцированы, изображение аморфное, схематичное, что еще разподтверждает уклонение от телесных проблем, незрелость, акцентирует переживаниедезинтеграции образа тела.
Данные анализа содержательныххарактеристик рисунка представлены в Приложении 6, интерпретация которых,позволяет сделать более полную характеристику образа тела детей, страдающихбронхиальной астмой.
Анализ содержательных характеристик рисунка позволилвыявить следующие особенности. В 42% случаев, нарисована большая голова, чтоговорит о преувеличении значения интеллекта в отношениях, ментализации опытапереживаний, чрезмерном контроле телесных функций.
Значимые отличия видны в прорисовке глаз. 65% женщинвыбрали способы рисования глаз, связанные с той или иной степенью отчуждения отблизкого контакта с окружающим миром. На 32% рисунков они изображают глаза как«невидящие», «пустые», это можно интерпретировать как эмоциональную незрелость,эгоцентризм, враждебность, для ребенка мир представляется какнедифференцированная стимульная масса. Поглощенность собственными переживаниямидемонстрируют 35 % женщин.
Прямое желание отгородиться от мира, телесныйнарциссизм, отражают рисунки, где глаза закрыты. Таких рисунков 10%.
Большой процент (48%) женщин изображают руки длиннымии слабыми, «как веревочки», что говорит о зависимости, потребности в опеке,недостатке мотивации достижения.
36% женщин, изображают руки прижатыми к туловищу, чтоотражает напряжение, трудности в социальных контактах, страх перед агрессивнымидействиями.
 Также 61 % рисуют несоразмерно мелкие ступни, чтоопять же отражает скованность в межличностных отношениях, сильную зависимостьот среды.
На многих рисунках (55 %) женщин, видна выраженнаярассогласованность головы, туловища, ног. Это можно интерпретировать какхроническое нарушение координации главных измерений образа тела: целостности,пластичности, явно выражена неадекватность личностной интеграции.
Анализ рассказов составленных к рисунку и анкет показалчто, в описании характера нарисованных персонажей женщины затрудняются назватьотрицательные черты характера, в основном, говорят о положительных, но и этиассоциации, как правило, бедные, невыразительные, безэмоциональные. Нужноотметить, что ассоциации эти часто повторяются и являются стандартнымиобщеупотребимыми фразами. Например, для описания позитивных черт характера, онииспользуют следующие определения: доброжелательный, умный, добрый, средний,общительный, нормальный, внимательный, волевой, веселый, счастливый и т.д.Причем каждый для описания положительных черт использует только 1-2определения, а отрицательные черты вообще не всегда указываются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной курсовой работы перед нами былапоставлена цель: изучение принятия образа тела у склонных к полноте людей.
Для реализации заданной цели в соответствии споставленными задачами был проведен анализ научной и психологической литературыпо изучаемой проблеме. Затем мы выявили особенности понятия «образ тела» и подобралинеобходимый материал для изучения рассматриваемого аспекта курсовой работы. Составление,проведение и анализ диагностических данных по исследуемой проблеме являлосьрешением последней поставленной нами задачей. Таким образом, необходимосказать, что цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены.
Наше исследование было посвящено проблемесодержания и структуры образов женщины отражаемых их собственным сознанием. Объектом исследования являлись белорусские женщины ввозрасте 25-45 лет, склонные к полноте.
В результате изучения и анализа научной литературыможно сделать следующие выводы.
Анализ данных, полученных с помощью методики«проективный рисунок человека» позволил выделить несколько основных направленийв описании образа тела испытуемых. При интерпретации данных учитывалисьструктурные, формальные, и содержательные характеристики рисунка, в том числе ианализ вербальных ассоциаций при составлении истории к рисунку.
В поиске идеала красоты собственного тела, который, всвою очередь, был нестабильным, человек находится постоянно. Принимая за негоопределенные параметры фигуры, он прилагал все усилия, чтобы имсоответствовать, но затем взгляды менялись, и человек устремлялся к новомуидеалу. В итоге вошел в обиход термин «нормативной неудовлетворенности» собственнымтелом, характеризующий «обыденность» большего уровня неудовлетворенностисобственным телом у женщин, чем у мужчин на протяжении всей жизни.
Как и любая ценность, красота человеческого телаявляется таковой только в аспекте принятия ее обществом. При этом общественноемнение формируется и поддерживается средствами массовой информации, семьей,ближайшим окружением: друзьями, коллегами, знакомыми и даже случайными людьми.Неосторожно оброненная фраза по поводу внешности при определенных условияхможет явиться причиной снижения самооценки человека, потери ощущениясобственной уникальности и значимости социальных контактов, нарушения образасобственного тела.
В результате изучения теоретических данных и постановкигипотезы, была проведена экпериментально-исследовательская работа с женщинами,склонными к полноте, и выявлены следующие особенности образа тела у данногоконтингента респондентов:
Во-первых, ярко выражены нарушения симметрии и границобраза тела, это характеризуется переживанием телесной рассогласованности, нескоординированностии неадекватности, слабостью личностных границ, недостаточностью энергетическоготонуса.
Во-вторых, отмечается хроническое нарушениекоординации главных измерений образа тела, неадекватность личностнойинтеграции. Нарушено переживание целостности и связанности внутреннегопсихического и телесного опыта.
В-третьих, выражена отчужденность, отсутствиеличностно-значимо го и зрелого контакта с окружением.
В-четвертых, обнаружено отсутствие контакта свнутренним миром и собственной эмоциональной жизнью, и недостаток осознания ирефлексии собственных переживаний и межличностных отношений. Мышление лишеноэмоциональной компоненты, выхолощено, чрезмерно конкретизировано.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностьюподтвердилась: женщины,склонные к полноте, в большинстве своем не воспринимают себя адекватно,постоянно чувствуя себя неполноценной в жизни, испытывая подавленное состояниеи постоянное неудовлетворение не только своей фигурой, но и жизнью, как личной,так и социальной.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.        Аммон Г. Психосоматическаятерапия. С-П.: Речь, 2000 г.
2.        Александер Ф.Психосоматическая медицина. М.: Эксмо-Пресс, 2002г.
3.        Арина Г.А.Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека:междисциплинарные исследования. М., 1991г.
4.        Балинт М. Базисныйдефект. М.: Когито-центр, 2002г.
5.        Винникотт Д.В.Переходные объекты и переходные явления: исследования первого «не-я» предмета.Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000г.
6.        Винникотт Д.В. Игра иреальность. М., 2002
7.        Дольто Ф. На сторонеребенка. М.,1997г.
8.        Дюркхайм К. Одвойственном происхождении человека. С-П., 1992г.
9.        Исаев Д.Н. Психологиябольного ребенка. Лекции. С-Птб., 1993
10.     Исаев Д.Н. Психологиябольного ребенка в семье. // Как вырастить здорового ребенка. Под ред… В.П.Алферова. Л., 1991г.
11.     Есаян Н. Ф.: Психосоматика детского возраста и психоанализ,Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, № 3-4, с. 71-76
12.     Колоскова М.В.Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я — не-Я. //Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с. 70-80
13.     КоростелинаА.В. Образ тела как психологический феномен.
14.     Личко А.Е.//Шизофрения у подростков. Л.: Медицина, 1989 – 216 с.
15.     Морковкина И.В.//Журн. невропатол. и психиатрии., 1983, т.83, №1, с.86 – 93.
16.     Любан-Плоцца Б.,Пелдингер В., Крегер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства вобщей медицинской практике. С-П.: 2000г.
17.     МакДугал Д. Театр души. Иллюзия иправда на психоаналитической сцене. С-П., 2002
18.      Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 2000
19.     Николаева В.В. О психологическойприроде алекситимии. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.,1991
20.     Обухов Я.Л. Сборник попсихосоматике. М.:1998 г.
21.     Тхостов А.Ш. Психологиятелесности. М., 2002
22.     Смулевич А.Б.//Малопрогредиентная шизофрения и пограничные состояния/АМН СССР. – М., Медицина,1987 – 240 с.
23.     ЦуцульковскаяМ.Я.//Руководство по психиатрии. Т.1/Под. ред. Тиганова А.С. – М.: Медицина,1999. – С. 446 – 457.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
1. Вы любитесвое тело таким, каким оно есть?
2. Какие эмоцииу Вас возникают, видя себя в зеркале?
3. Что вВашем теле Вам больше всего нравится?
4. Что вВашем теле Вам больше всего не нравится?
5. Что бы Выхотели изменить в своем теле?
6. На что Выспособны, чтобы улучшить свое тело?
7. Вашеотношение к полным женщинам.
8. Вашеотношение к полным мужчинам.
9. Для Васимеет значение полнота Вашего избранника?
10. Припомощи чего Вы бы хотели изменить свое тело?

Приложение 2
Обработка анкетных данных
1. Вы любите свое тело таким, каким оно есть?
Очень – 1, да – 12, не совсем – 3, нет – 4.
2. Какие эмоции у Вас возникают, видя себя в зеркале?
Люблю свое тело – 3, положительные, нормальные – 12,нейтральные — 2 отрицательные – 3.
3. Что в Вашем теле Вам больше всего нравится?
Все — 2, ноги — 6, грудь — 5, бедра — 1, другое – 6.
4. Что в Вашем теле Вам больше всего не нравится?
Грудь — 2, живот — 10, бедра — 4, другое — 4
5. Что бы Вы хотели изменить в своем теле?
Сбросить общий лишний вес – 7, живот – 4, бедра — 4,ничего — 3, другое – 2.
6. На что Вы способны, чтобы улучшить свое тело?
Заниматься спортом — 4, соблюдать диету — 2, ни на что– 3, на многое – 5, затрудняюсь ответить – 3, другое — 3.
7. Ваше отношение к полным женщинам.
Положительное — 9, нормальное, адекватное — 7,отрицательное — 2, другое – 2.
8. Ваше отношение к полным мужчинам.
Нормальное, спокойное — 8, не симпатизируют,отрицательное — 10, другое – 2.
9. Для Вас имеет значение полнота Вашего избранника?
Да — 10, нет — 6, другое — 4.
10. При помощи чего Вы бы хотели изменить свое тело?
Спорт — 10, диета — 3, массаж — 5, ничего — 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обработка полученных анкетных данных
в % (процентном) соотношении
1.        Вы любите свое тело таким, какимоно есть?
/>
2.        Какие эмоции у Вас возникают, видясебя в зеркале?
/>
3.        Что в Вашем теле Вам больше всегонравится?
/>
4.        Что в Вашем теле Вам больше всегоне нравится?
/>

5.        Что бы Вы хотели изменить в своемтеле?
/>
6.        На что Вы способны, чтобы улучшитьсвое тело?
/>
7.        Ваше отношение к полным женщинам.
/>
8.        Ваше отношение к полным мужчинам.
/>

9.        Для Вас имеет значение полнотаВашего избранника?
/>
10.     При помощи чего Вы бы хотелиизменить свое тело?
/>

Приложение 4
Структурные и формальные характеристики рисункаДеталь рисунка Интерпретация признака Частота встречаемости в %
 
  Меньше трети листа Эго-слабость, низкое самоуважение, регрессия, низкий энергетический уровень, низкая самооценка. 39
  1/2 — 2/3 листа Адекватная самооценка, акцент на эго. 13
  Весь лист, большая целостная фигура Агрессивные тенденции, сопротивление среде, завышенная самооценка 6
  Большая нецелостная, непропорциональная фигура Неглубокая эмоциональность, недостаток осознания, низкие мыслительные характеристики, органические нарушения. 42
 
  Тенденция к верхнему краю листа, фигура среднего размера Высокая самооценка, тенденция к самоутверждению, недовольство своим положением в социуме и недостаточное признание со стороны окружающих. 10 Верхний край листа, фигура маленького размера зависшая в воздухе, «парящая» Недостаток осознания, неоправданный оптимизм, низкий энергетический уровень, недостаток надежной опоры, «витание в облаках» 26 Нижний край листа Тяготение к депрессии, пессимистический настрой, зависимость. 23 Центр листа Эгоцентричность, хорошая адаптивность, умение направлять свой жизненный путь 3 Фигура смещена вправо Фантазии о будущем, ориентированность вовне 13 Фигура смещена влево Значимость переживаний связанных с прошлым опытом, ориентированность на себя 45
  Излишняя симметрия Эффект ригидности, механистические признаки, стремление к совершенству, скованность, эмоциональная холодность, неустойчивость. 3 Выраженное нарушение симметрии Телесная неуклюжесть, чувство нескоординированности, общей физической неадекватности 58 Чрезмерное подчеркивание средней линии Озабоченность телесными проблемами, чувство телесного несовершенства, эмоциональная незрелость и зависимость от матери. 45
  Нечеткая, паутинообразная линия Неуверенность, робость, незащищенность 45
  Толстая, жирная линия. Значимость личностных границ, энергетичность, безопасность. 3
  Линии неодинаковой яркости Напряжение
  Разрыв контура Сфера конфликтов* 16
  Подчеркнутая линия Тревога, незащищенность, сфера конфликтов, регрессия. 23
  Сильный нажим, прорывание бумаги Повышенная напряженность, тревога 10
  Неровный, неодинаковый нажим Циклотимичность, импульсивность, нестабильность 42
  Стирания Тревога, выраженная неудовлетворенность, беспокойство, конфликт. 23
  Штриховка Тревога, выход агрессии 16
 
  Фигура изображена в профиль Интеллектуальная зрелость, интравертированноть. Фигура изображена в анфас Эгоцентрированность, тенденции к демонстративному поведению 100 Голова в профиль, туловище в анфас Социальная напряженность, чувство вины в связи с социальными контактами, возможно определенной степени нечестности.
  Тема не обозначена, фигуры недифференцированы, аморфное, схематическое изображение Уклонение от телесных проблем, незрелость, переживание дезинтеграции образа тела 77
  Изображение полное, детализированное, имеет определенную тему Аутоидентификация с рисунком, образ тела интегрирован, поиск адаптации 23
 

Приложение 5
Интерпретация содержательных характеристик рисункаДеталь рисунка Интерпретация признака
 частота встречаемости
в % Социальные черты — части лица Большая голова Рационализм, преувеличение значения интеллекта в отношениях, агрессивность, чрезмерный контроль телесных функций 42
  Маленькая голова Переживание чувства социальной и интеллектуальной неадекватности. 19
  Лицо затемнено, затушевано Неуверенность, значимость социального принятия 6
  Чрезмерно выделенные черты лица Компенсация в фантазии неадекватности и слабости самоутверждения, образ социально доминантного индивида. 19
  Рот слишком большой, выделенный Оральный эротизм, речевая несдержанность 10
  Изогнутый, чувственный рот Инфантильность, зависимость 13
  Рот изображен резкой, грубой линией (щель) Вербальная агрессия, сверхкритичность, садистические черты. 13
  Большие, подчеркнутые глаза Выраженная любознательность, подозрительность, экстравертированность. 32
  Маленькие глаза Поглощенность собственными переживаниями. 35
  Закрытые глаза Стремление отгородиться от мира, телесный нарциссизм 10
  «Невидящие», «пустые» глаза Мир представляется как недиференцированная стимульная масса, эмоциональная незрелость, эгоцентризм, враждебность 32
  Уши подчеркнуты Значимость мнения окружающих, зависимость от внешней среды 26
  Волосы сильно заштрихованы Повышенная тревожность 19
  Нос с прорисованными ноздрями Агрессивность, склонность к сексуальной агрессии 6
  Нос – «пуговка» инфантильность 13
  Шея толстая, короткая Уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса 10
  Шея «отрезана» от тела жирной горизонтальной линией Разделение между телом (импульсы) и головой (функция контроля). 52
  Шея тонкая, длинная Плохой контроль над телесными импульсами, телесная слабость. 32
  Отсутствие шеи Незрелость, регрессивные тенденции, отсутствие способности к произвольной регуляции побуждений 10
  Контактные черты Кисти рук затемнены, имеют расплывчатые очертания Недостаточная компетентность в социальных контактах, недостаточная продуктивность. 13
  Кисти сильно заштрихованы Чувство вины по отношению к агрессивным импульсам или мастурбаторной активности. 3
  Руки прижаты к туловищу Напряжение, трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными действиями 36
  Руки за спиной Чувство вины, неуверенность в себе, желание контролировать злость, нежелание межперсональных контактов 23
  Руки длинные, слабые Зависимость, потребность в опеке, недостаток мотивации достижения 48
  Руки слишком крупные Сильная потребность в социальных контактах, переживание чувства неадекватности, склонность к импульсивному поведению. 10
  Короткие руки Недостаток амбиций 10
  Сильно заштрихованные пальцы Чувство вины, возможно воровство или мастурбационная активность 3
  Пальцы – «шипы», обведены петлей, «обрублены» Подавленная агрессия, враждебность. 10
  Ноги широко расставлены Откровенное пренебрежение, неподчинение или игнорирование 6
  Ноги акцентированы Грубость, черствость 6
  Ноги прорисованы слабо Неустойчивость, отсутствие чувства безопасности 29
  Ступни мелкие Скованность в межличностных отношениях, сильная зависимость от среды 61
  Различные части тела Туловище чрезмерно крупное Наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей 19
  Плечи чрезмерно широкие угловатые Озабоченность силой и властью, переживание чувства вины, чрезмерная защитная позиция, враждебность в отношении окружающих 3
  Подчеркнутая линия талии Напряжение, связанное с контролем телесных импульсов, блокирование переживаний области сексуальности 32
  Талия, сильно стянутая поясом Ненадежность контроля, опасность аффективных вспышек. 3
  Рассогласованность головы, туловища, ног Хроническое нарушение координации главных измерений образа тела, неадекватность личностной интеграции. 55
  Одежда Неадекватное выделение пуговиц Зависимость от матери, инфантильность 23
  Неадекватное выделение карманов Зависимость, инфантильность 10
  Хронологические характеристики Возраст нарисованного человека соответствует реальному Проекция образа себя на рисунок. 26
  Возраст нарисованного человека младше реального Эмоциональная фиксация на более младшем возрасте 39
  Возраст нарисованного человека старше реального Идентификация с образом родителя (своего пола) 35


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.