Реферат по предмету "Психология"


Проблемы одиночества и самооценки у подростков

--PAGE_BREAK--
1.3 Особенности самооценки и проблемы одиночества в старшем школьном возрасте
Остановимся на более детальном рассмотрении особенностей самооценки и проблемы одиночества в подростковый период, так как это непосредственно относится к нашему исследованию.

Подростковый период — это период значительных эмоциональных, интеллектуальных, морально-нравственных и волевых изменений, обусловленных появлением множества важных новообразований в сфере индивидуального сознания личности. Свое сознание и познание старшеклассники обращают вовнутрь и учатся понимать самих себя, правильно воспринимать и оценивать свои собственные качества и отношения с другими людьми [15; 124].

Именно в этот период решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения, которое крайне затруднительно и даже невозможно без такой важной части самосознания как самооценка [4], [15].

Ведь именно самооценка личности, являющаяся ядром индивидуальности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему его оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику, направленность развития субъекта. Кроме того, самооценка является показателем определенного уровня психологического развития, выступает как «зеркало» личностных качеств человека, как уровень самоопределения. И то, какими особенностями самооценки будет обладать старшеклассник, во многом определит его дальнейшую судьбу [23], [28].

Исходя из сказанного ранее, можно заключить, что основными особенностями самооценки в старшем школьном возрасте являются:

1) Рост ее объективности и адекватности, то есть общее развитие;

2) Увеличение ее автономности от оценок окружающих;

3) Общее повышение уровня самооценки в сравнении с прошлыми возрастными периодами.

Все это можно объяснить растущей самостоятельностью подростков, связанной с большим опытом социального взаимодействия, собственной деятельности, а также теми возрастными изменениями, которые характерны для этого периода.

Несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны  — осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе — необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания.

Подростковый возраст, признанный всеми исследователями периодом становления самосознания, непременно сталкивается и с феноменом одиночества.

Возникновение самосознания – результат осознания старшеклассником заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания.

Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

Уединение помогает проигрывать различные роли, которые недоступны в реальной жизни, моделирование различных ситуаций, в том числе трудных и критических. «Чувство одиночества… — нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни» — пишет И. С. Кон [11; 62].

Но индивидуализация, как и все процессы старшего школьного возраста, имеет и обратную сторону. «Человек, однажды достигнув уровня индивидуального самосознания и установив своё уникальное личностное тождество, неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством…. В этом заключается человеческая дилемма: человек должен стремиться к отделению своего «я»… но, однажды достигнув такого отделения, он затем сталкивается с мыслью, что больше не «сопричастен» целому. И человек пускается в самоотверженный и безнадёжный путь назад к «абсолютному бытию» и единству, или, по крайней мере, время от времени пытается это сделать» [12; 70 — 71].

Так и подросток, стремясь к обособлению своей личности, защищая границы своего «я»,  стремится к уединению, а, добившись своего, узнав себя, он осознаёт, и своё одиночество и стремится уже избавиться, освободиться от него.

Адекватное принятие на себя той или иной роли – показатель адаптированности личности. Но есть и отрицательная сторона явления. Организуя своё поведение постоянно с точки зрения его социальной желательности, в меньшей мере сообразуясь со своими личными потребностями и чувствами, личность попадает в ловушку своих социальных ролей. «У закрытого, замаскированного человека нарастает уверенность, что не только близкие, но и вообще никто никогда не сможет его по-настоящему понять, принять участие в его внутренней жизни. И он прячет её ещё глубже» [26; 19]. Закрытость человека, наряду с зацикленностью на себе, неуверенность в своих силах, своей привлекательности, робостью,                 Г. В. Старшенбаум назвал частой причиной одиночества.

Говоря о социальных ролях, следует заметить, что существуют собственно три уровня значимых ролей для человека:

— уровень межличностного взаимодействия, где необходимо понимание и признание от близкого человека. Выражается в поиске друга;

— уровень группового взаимодействия. Наличие положительной групповой оценки оправдывает даже неудачи в межличностном общении;

— уровень культурно-исторической значимости – только общество в целом, во всех своих социальных проявлениях может дать человеку эту значимость.

Для подростка актуальными можно признать только первый и второй уровни. Причём значимость первого уровня с возрастом увеличивается. Это связано с тем, что данный возраст «характеризуется несомненным развитием эмоциональной сферы. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается значительнее и устойчивее» [14; 76 — 77]. В то же время потребность в межличностном общении уже не может найти своё удовлетворение в семье, как для младшего школьника.

Таким образом, референтной группой для подростков по большей мере становится компания сверстников. Более того, подросток стремится к установлению доверительных отношений с одним из своих сверстников. Главная причина стремления к поиску alter ego – желание найти того, кто тебя понимает. Многие исследователи отмечают, что именно отсутствие понимания, понимающего человека субъекта, как причину возникновения чувства одиночества. «Любые описания переживания одиночества как психологического феномена обязательно содержат в себе указания на сочетание субъективной потребности и объективной невозможности понимания человека человеком. Мы говорим: «меня понимают» только в том случае, если другой человек не только знает мотивы моих переживаний, но и принимает их как некоторую, причём безусловную, ценность» [21; 38].

Это верно и в отношении подростков, однако и здесь не обошлось без противоречий. Подросток и стремится к установлению близких дружеских отношений, и, одновременно, боится потерять себя в другом человеке, поскольку его собственное «Я» ещё неопределённо, полностью им не осознанно и имеет размытые границы. «Придумать» другого легче, чем понять его» — справедливо заметил И. С. Кон [10; 55]. Эта боязнь, вкупе с «обученной непонимаемостью» (Э. Рутман), когда подросток после нескольких неудач в общении убеждает себя, что все попытки найти понимание, бесполезны, собственно и ведут к тому, что подросток выбирает одиночество (или одиночество выбирает его).

Возможен и другой путь: «понимание другим человеком – это как подтверждение моего собственного существования» [18; 16]. Найдя друга, подростки реализуют не только потребность в понимании, но и потребность в собеседнике, самораскрытии. Само становление подростка становится, таким образом, продуктивным.

Одиночество может являться следствием не реализации второго уровня значимых ролей – уровня группового взаимодействия личности. Принадлежность к группе даёт подростку несколько выгодных приобретений.

«Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и даёт ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости» [7; 128 — 129].

 «Если по какой-то причине человек отрывается от группы, он рискует утратить контакт с её концепцией реальности. Ему становится труднее проверять свои гипотезы, и значения теряют опору, которую они получали в другом случае. Поневоле ему придётся действовать, руководствуясь своими частными значениями» [25; 145]. Идущие вопреки установкам группы, либо отверженные, ею, неизменно сталкиваются с состоянием одиночества. В случае, если подросток не имеет друга, который бы его понял, он становится вдвойне одинок. В данном случае определение одиночества Л. Симеоновой как нельзя лучше отражает положение вещей: «Одиночество – это не просто сложившаяся ситуация, когда ты проводишь время один. Это – чувство, что у тебя нет близкого человека, который смог бы тебя понять… это ощущение, что в твоих социальных связях что-то разрушилось или никогда не существовало» [25; 14].

Учитывая всё вышесказанное, нужно заметить, что одиночество подростков всё же является естественным состоянием человека в этом возрасте. «Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками» [7; 128 — 129].

Существует несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них – отрицание самого факта наличия подросткового одиночества как особенности возраста: «Изображение подростка как одинокого существа… -  это романтическое видение» [2; 36]. Романтическое – значит не реальное, а надуманное, несуществующее в действительности. С этой точкой зрения трудно согласиться.

Следующий взгляд на одиночество признаёт подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное, несерьёзное по природе: «Максимализм в оценке отношений друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни».               

Третья точка зрения, принадлежит И. С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: «Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении» [10; 62]. А также: «… в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность»  [7; 129].

Итак, признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует. И это восприятие связано с образом собственного «Я». Продуктивное использование этого состояния снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, то есть путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, эмпатии, милосердия, сострадания, то есть путь к людям.

Подводя итоги сказанному выше, необходимо отметить следующее.
Самооценка, выступая как важный, можно сказать, системообразующий элемент личности индивида имеет свои особенности развития в каждом возрастном периоде.

Для учащихся подросткового возраста характерны такие ее особенности, как рост объективности и адекватности, то есть общее развитие, увеличение автономности от оценок окружающих, общее повышение уровня самооценки в сравнении с прошлыми возрастными периодами.

Развитие и формирование самооценки, ее уровень, непосредственным образом связаны с таким состоянием личности как одиночество. Без правильного самооценивания не возможно достичь поставленных целей, определить свой профессиональный выбор. И то, какими особенностями самооценки будет обладать старшеклассник, во многом определит его дальнейшую судьбу.

Как показал анализ теоретических источников по проблеме исследования, подростки, имеющие различные уровни самооценки имеют и различные личностные качества. При чем для тех из них, у кого уровень самооценки высокий или средний характерны такие качества как общительность, адекватное восприятие действительности, активность дружелюбие, продуктивное использование состояния одиночества. Ребята с низкой самооценкой, как правило, неуверенны в себе, испытывают трудности в общении и учебе, замкнуты, одиноки. У старшеклассников с завышенной самооценкой наблюдаются такие черты, как эгоцентричность, некритичность, тенденциозность.
2 Эмпирическое изучение взаимосвязи одиночества и самооценки подростков
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
Целью эмпирического исследования было выявление взаимосвязи одиночества и самооценки подростков.

Эмпирическое исследование проводилось в МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1». В исследовании приняли участие 60 учащихся 10 классов в возрасте 15 — 16 лет.

Для достижения цели эмпирического исследования были поставлены следующие задачи:

1.                            Подбор комплекса методик, направленных на изучение одиночества и самооценки подростков.

2.                            Выявление уровня одиночества и самооценки учащихся подросткового возраста.

3.                            Изучение взаимосвязи между одиночеством и самооценкой подростков.

Для изучения был использован «Опросник модифицированной шкалы одиночества UCLA», предложенный в 1980 году Д. Расселом.

Модифицированная шкала одиночества UCLA состоит из 20 пунктов, из них 10 — позитивно сформулированных и 10 — негативно сформулированных утверждений.

Цель данной методики: определение наличия одиночества учащихся подросткового возраста.

Каждого тестируемого просили оценить, как часто он испытывает описанное состояние, пользуясь шкалой, включающей 4 пункта — от «никогда» до «часто». Тестируемого просили обвести кружком наиболее соответствующий ему балл по каждому пункту.

Обработка результатов: общий балл шкалы складывается из суммы всех двадцати пунктов. В пунктах, отмеченных звездочкой, прежде чем подсчитать баллы, следует произвести перестановку в обратном порядке (то есть 1 = 4 балла, 2 = 3 балла, 3 = 2 балла, 4 = 1 балл).

В результате полученный общий балл соотносится с уровнем проявления одиночества:

Ниже 38 баллов — низкий уровень.

От 38 до 56 баллов — средний уровень.

Выше 56 баллов — высокий уровень.

«Опросник модифицированной шкалы одиночества UCLA» Д. Рассела относительно краток, удобен в применении и является обоснованным как при определении одиночества, так и при различении одиночества и других, связанных с ним, конструктов (приложение А).

Для определения уровня самооценки нами были использованы две методики: « Опросник на изучение общей самооценки» Казанцевой Г. Н. (приложение Б); тест «Ваша самооценка» (приложение В).

Целью опросника на изучение общей самооценки Казанцевой Г. Н. было выявить уровень общей самооценки подростков. Испытуемым дали листок бумаги, ручку, им бала предложена следующая инструкция: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него — один из вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Обработка результатов проводилась следующим образом: подсчитывалось количество согласий («да») под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитался второй. Конечный результат должен был находиться в интервале от -10 до +10. Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке. Результат от -3 до +3 о средней самооценке. Результат от +4 до +10 о высокой самооценке.

Целью теста «Ваша самооценка» было выявление уровня самооценки подростков. Учащимся были даны листок бумаги и карандаш, а так же была предложена следующая инструкция: «Вам будут предложены 32 суждения, по поводу которых возможны пять вариантов ответов: очень часто, часто, иногда, редко, никогда. Вам нужно записать номер суждения и против него — один из пяти вариантов ответов. Отвечайте быстро, не задумываясь».

Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо было сложить баллы по всем 32 суждениям. Ответы кодировались баллами по схеме. Очень часто — 4 балла; часто — 3 балла; иногда — 2 балла; редко — 1 балл; никогда — 0 баллов.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 46 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнение других.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

Для подтверждения полученных данных и для доказательства гипотезы мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs).

Рассмотрим этот метод подробнее:

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:

1)     два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;

2)     две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков;

3)     две групповые иерархии признаков;

4)     индивидуальная и групповая иерархии признаков.

Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.

Рассмотрим случай 1 (два признака). Здесь ранжируются индивидуальные значения   по   первому   признаку,   полученные   разными   испытуемыми,   а   затеминдивидуальные значения по второму признаку.

Если два признака связаны положительно, то испытуемые, имеющие низкие ранги по одному из них, будут иметь низкие ранги и по другому, а испытуемые, имеющие высокие ранги по одному из признаков, будут иметь по другому признаку также высокие ранги. Для подсчета r, необходимо определить разности (d) между рангами, полученными данным испытуемым по обоим признакам.  Затем эти показатели dопределенным образом преобразуются и вычитаются из 1. Чем меньше разности между рангами, тем больше будет rs, тем ближе он будет к +1.

Если корреляция отсутствует, то все ранги будут перемешаны и между ними не будет никакого соответствия. Формула составлена так, что в этом случае r, окажется близким к 0.

В случае отрицательной корреляции низким рангам испытуемых по одному признаку будут соответствовать высокие ранги по другому признаку, и наоборот.

Чем больше несовпадение между рангами испытуемых по двумя переменным, тем ближе rsк  -1.

Рассмотрим случай 2 (два индивидуальных профиля). Здесь ранжируются индивидуальные значения, полученные каждым из 2-х испытуемым по определенному (одинаковому для них обоих) набору признаков. Первый ранг получит признак с самым низким значением; второй ранг — признак с более высоким значением и т.д. Очевидно, что все признаки должны быть измерены в одних и тех же единицах, иначе ранжирование невозможно. Например, невозможно проранжировать показатели по личностному опроснику Кеттелла (16РР), если они выражены в «сырых» баллах, поскольку по разным факторам диапазоны значений различны: от 0 до 13, от 0 до 20 и от 0 до 26. Мы не можем сказать, какой из факторов будет занимать первое место по выраженности, пока не приведем все значения к единой шкале (чаще всего это шкала стенов).

Если индивидуальные иерархии двух испытуемых связаны положительно, то признаки, имеющие низкие ранги у одного из них, будут иметь низкие ранги и у другого, и наоборот. Например, если у одного испытуемого фактор Е (доминантность) имеет самый низкий ранг, то и у другого испытуемого он должен иметь низкий ранг, если у одного испытуемого фактор С (эмоциональная устойчивость) имеет высший ранг, то и другой испытуемый должен иметь по этому фактору высокий ранг и т.д.

Рассмотрим случай 3 (два групповых профиля). Здесь ранжируются среднегрупповые значения, полученные в 2-х группах испытуемых по определенному, одинаковому для двух групп, набору признаков. В дальнейшем линия рассуждений такая же, как и в предыдущих двух случаях.

Рассмотрим случай 4 (индивидуальный и групповой профили). Здесь ранжируются отдельно индивидуальные значения испытуемого и среднегрупповые значения по тому же набору признаков, которые получены, как правило, при исключении этого отдельного испытуемого — он не участвует в среднегрупповом профиле, с которым будет сопоставляться его индивидуальный профиль. Ранговая корреляция позволит проверить, насколько согласованы индивидуальный и групповой профили.

Во всех четырех случаях значимость полученного коэффициента корреляции определяется по количеству ранжированных значений N. В первом случае это количество будет совпадать с объемом выборки n. Во втором случае количеством наблюдений будет количество признаков, составляющих иерархию. В третьем и четвертом случае N — это также количество сопоставляемых признаков, а не количество испытуемых в группах. Подробные пояснения даны в примерах.

Если абсолютная величина rsдостигает критического значения или превышает его, корреляция достоверна.

Гипотезы: Возможны два варианта гипотез. Первый относится к случаю 1, второй— к трем остальным случаям.

Первый вариант гипотез

Н0: Корреляция между переменными А и Б не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между переменными А и Б достоверно отличается от нуля.

 Второй вариант гипотез

Н0:Корреляция между иерархиями А и Б не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между иерархиями А и Б достоверно отличается от нуля.

Графическое представление метода ранговой корреляции

Чаще всего корреляционную связь представляют графически в виде облака точек илив виде линий, отражающих общую тенденцию размещения точек в пространстве двух осей: оси признака А и признака Б (см. Рис. 1.2).

Попробуем изобразить ранговую  корреляцию в виде двух рядов ранжированных значений, которые попарно соединены линиями (Рис. 1.3). Если ранги по признаку А и по признаку Б совпадают, то между ними оказывается горизонтальная линия, если ранги  не совпадают,  то линия становится наклонной.  Чем  больше несовпадение рангов, тем более наклонной становится линия. Слева на Рис. 1.3 отображена максимально высокая положительная корреляция (гs=+1,0) — практически это «лестница». В центре отображена нулевая корреляция — плетенка с неправильными переплетениями. Все ранги здесь перепутаны. Справа отображена максимально высокая отрицательная корреляция (гs=-1,0) — паутина с правильным переплетением линий.



 
Ограничения коэффициента ранговой корреляции

1. По каждой переменной должно быть представлено не менее 5 наблюдений. Верхняя граница выборки определяется имеющимися таблицами критических значений (Приложения ж), а именно N

2. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена rsпри большом количестве одинаковых рангов по одной или обеим сопоставляемым переменным дает огрубленные значения. В идеале оба коррелируемых ряда должны представлять собой две последовательности несовпадающих значений. В случае, если это условие не соблюдается, необходимо вносить поправку на одинаковые ранги.

Для получения коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs) необходимо произвести расчет по следующему алгоритму:

1.                                  Определить два признака, одиночество и самооценка, как переменные А и Б.

2.                                  Проранжировать значения переменной А (одиночество). Занести ранги в первый столбец таблицы.

3.                                  Проранжировать значения переменной Б (самооценка). Занести ранги во второй столбец таблицы.

4.                                  Подсчитать разность d между рангами А и Б по каждой строке и занести в третий столбец таблицы.

5.                                  Возвести каждую разность в квадрат (d2). Занести в четвертый  столбец таблицы.

6.                                  Подсчитать сумму квадратов разности.

7.                                  При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки

Та = Σ (а3 — а)  ;                            Тb= Σ
(
b
3

b
)

12                                                                                                              12

где а — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А (одиночество), b — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду Б (самооценка).

8.                                  Полученные в результате подсчетов данные (Шаг 1-7) подставить в формулу и рассчитать коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs):

I.                 При отсутствии одинаковых рангов:

rs = 1 — 6 •         Σ d2


                    N (N2 — 1)

II.       При наличии одинаковых рангов:

rs = 1 — 6 •Σ d2 + Ta + Tb

                                                          N (N2 — 1)

где Та и Тb— поправки.

Для определения корреляции нами была использована общая классификация корреляционных связей по их силе:

1.     сильная связь — 0,7 r 1;

2.     средняя связь — 0,5 r 0,69;

3.     умеренная связь — 0,3 r 0,49;

4.     слабая связь — 0,2 r 0,29;

5.     очень слабая связь — r 0,19.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.