Реферат по предмету "Психология"


Программа "Я сам строю свою жизнь"

Центр творчества детей и молодежи «Эврика»
Программа «Я сам строю свою жизнь»
Составила: Мамчур Г.В
Минск

Изменениесамооценки подростка в условиях кружковой работы
Подростковый возраст – остро протекающий переход отдетства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Дляэтого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности,повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности),так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание преждеустановившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления.В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять нафизическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личнуюжизнь.
Однимиз главных моментов является то, что в подростковый период происходит выходчеловека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется иактивно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходитотход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренниекритерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться егосамооценкой.
Самооценка– это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Онаявляется осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условийсреды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет наэффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимостьхарактера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от егоотношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии. Поэтомуотношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств еголичности.
Согласноисследованиям психологов, в частности, И.В. Дубровина, «Вескимхарактерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменениеотношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженноедостаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, чтооднако не уничтожает его действенной роли.»
Такимобразом, формирование самооценки – характерная особенность личности подростка.Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошимкритерием для оценки психологического возраста человека и его психологическихособенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.
Какбыло указано выше, самооценка не только влияет на общественное отношение, но исама опосредуется им. В период становления личности, а также для внушаемыхлюдей общественное мнение может значительно влиять на самооценку. Сказанное,очевидно, касается непосредственно всех подростков. Чем выше степеньсамопринятия, эмпирическим коррелятором которой является уровень самооценки,тем больше подросток верит в свои собственные возможности, в успешный исходпредпринимаемых начинаний и тем больших успехов он в итоге добивается. Однаконеадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностныхпроблем.
Помимопоказателя уровня развития и особенностей личности, самооценка может выступатьпараметром, характеризующим качество образовательной системы: при хорошопоставленном процессе обручения и воспитания наблюдается соответствие Я — концепцииучащихся психологическим особенностям их возраста.
Извсего вышесказанного, очевидно, что самооценка кружковцев является ценнымпоказателем для психолога и руководителя кружка ЦТД и М «Эврика»,позволяющим оценить как темпы психологического развития отдельных кружковцев ивсего учебного коллектива в целом, так и качество процесса образования и егосоответствие возрастным нормам. Помимо этого, самооценка является яркимпоказателем возможных психологических проблем отдельных учащихся ивзаимоотношений в коллективе. Поскольку для подростка в большинстве случаевреферентной группой является коллектив, проблемы в учебной деятельностизачастую вызываются именно проблемами из-за неподходящего статуса подростка вгруппе в совокупности (а также по причине или вследствие) с неадекватнойсамооценкой. Таким образом, правильный анализ уровня самооценки у кружковцев-подростков и ее связь с взаимоотношениями внутри коллектива является важнойдиагностической задачей.
Исходяиз этого, задачей нашей работы было выявить уровень самооценки у кружковцевподросткового возраста (14-15 лет) и сравнить его со статусом подростка вгруппе, а также проследить влияние этой оценки, выставленной референтнойгруппой, на изменение уровня самооценки.
Проведениепсихологической диагностики, коррекционной – развивающей работы и анализполученных результатов
Сцелью проверки гипотезы о взаимовлиянии самооценки и статуса личности в группесверстников. В исследовании принимало участие 25 кружковцев 14-15 лет посещающих ЦТД и М «Эврика», г. Минска. Для удобства обработкирезультатов каждый кружковец получил свой номер и далее на протяжении всехэтапов эксперимента фигурировал под ним. Наша работа проводился в следующейпоследовательности:
Этап №1(диагностика до коррекционной работы):
1.) Тестированиесамооценки при помощи методики С. А. Будасси.
2.) Социометрия.
3.) Оглашениерезультатов социометрии.
Этап№2 (коррекционной – развивающие занятия)
4.) Коррекционное — развивающие занятия.
Этап№3 (диагностика после коррекционной работы)
5.) Тестированиесамооценки при помощи методики Дембо-Рубинштейна.
Этап№4 (Интерпретация полученных данных и выводы)
6.) Оценка корреляцииданных, полученных на стадиях 1, 2 и 5.
7.) Выводы.
Стоит отметить,что исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальнойформе. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание иинструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.
Этап №1(диагностика до коррекционной работы):
1.Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по С.А.Будасси.
Испытуемымраздали карточки с таблицей (рис. 1) и провели инструктаж:Качества личности  идеал реальное «Я» d
d 2 Беспечность Вспыльчивость Застенчивость Жизнерадостность Капризность Медлительность Мнительность Настойчивость Нервозность Нерешительность Осторожность Пассивность Смелость Терпеливость Увлекаемость Упрямство Уступчивость Холодность Энергичность Энтузиазм
Рис.1. Таблица для проведения тестирования по методу С.А. Будасси.

«Сначалавыберите из перечисленных 20 слов наиболее неприятное для Вас. Поставьтенапротив этого слова (в колонке „идеал“) цифру 1. Далее из оставшихся19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этогослова цифру 2. И так далее. Потом из этих же слов выберите качество, наименеехарактерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке»Реальное Я" цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберитенаименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2.И так далее."
Обработка результатов:
Вколонке d записывается разницу между данными колонок 1 и 2 (из большего числавычтите меньшее). В колонке d2 эта разница возводится в квадрат.После этого числа из колонки d2 суммируются. Самооценка определяетсяпо формуле Роджерса (по коэффициенту корреляции рангов):
r=1 — (6 Σ d 2 /(n 3 -n)) ,
гдегде d — разность номеров рангов, n — число рассматриваемых свойств.
Интерпретацияданных:
Меньше0,2 — заниженная самооценка; 0,2 -0,6 — адекватная самооценка; больше 0,6 — завышенная самооценка. Таким образом, чем ближе коэффициент к 1 (от 0.7 до 1),тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствуеткоэффициент от 0.4 до 0.6.Уровни самооценки Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно высокий 0-0,2  0,21-0,3 0,31-0 ,5 0,51-0,65 0,66-0,8 Свыше 0,8
(Коэффициенткорреляции рангов считался исходя из d2по формуле, приведенной в описанной методике. Для 25 выборов эта формулавыглядела следующим образом: r = 0,00075* Σ d 2 .)
Этап№2 (коррекционной – развивающие занятия)
Занятие 1. «Самооценка, её роль в жизни человека» (2 часа)
Цель: Сформировать у кружковцев представления о самооценке, ее важности вразличных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).
Ход занятия.
Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения илиодной лишь хвалы. (Древнеиндийская мудрость)
I. Беседа.
Психолог: Сегодня с вами мы поговорим о самооценке и ее роли в жизничеловека. Скажите, пожалуйста, что такое самооценка? Как вы это понимаете?
Учащиеся: Это когда человек дает себе оценку, оценивает себя.
Психолог: А какой может быть самооценка? Как могут люди себя оценивать?
Учащиеся: Оценка бывает плохой. Человек оценивает себя слишком критично,низко.
Психолог: Мы можем в этом случае сказать, что самооценка у человеканизкая. А как еще оценивают себя люди?
Учащиеся: Слишком хорошо. Считают себя лучше других.
Психолог: В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо,т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке.
Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточноесостояние? Если да, то как можно назвать такую самооценку.
Учащиеся: Нормальная.
Психолог: Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка.Человек оценивает себя реально. Давайте посмотрим, как это выглядит оцениваниелюдьми самих себя на графике.

/>
Психолог: Как вы думаете, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, укоторых одни только «плюсы»?
Учащиеся: Да. Нет. Так не бывает. Я — идеальный человек!
Психолог: А есть ли люди, у которых одни недостатки? Одни «минусы»?
Учащиеся: Да, это преступники. Нет, и у преступников тоже есть хорошиекачества, только мало.
Психолог: Как видим, мнения разделились. А как же происходит формированиесамооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку?
Продолжается работа на доске на графике.
Психолог: Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видитпрежде всего в себе: плюсы или минусы?
Учащиеся: Минусы.
Психолог: А плюсы у него есть?
Учащиеся: Есть.
Психолог: А что ему мешает увидеть в себе плюсы?
Учащиеся: Возможно, отрицательное отношение к себе.
Психолог: Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видитв себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая янекрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д.
Минусы" чертятся на графике и обводятся.
А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек снизкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это?
Учащиеся: Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-тополучилось, то это случайно, повезло.
Психолог: То есть плюсы – достоинства он отвергает. А что видит в себе впервую очередь человек с завышенной самооценкой?
Учащиеся: Плюсы.
Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека сзавышенной самооценкой.
/>
Психолог: А как вы думаете, как он относится к своим минусам,недостаткам?
Учащиеся: Он считает, что их у него нет. Он считает недостатки своимидостоинствами.
Психолог: То есть человек с завышенной самооценкой признает в себеналичие только плюсов, а минусов у него нет.
На доске обводятся плюсы у завышенной самооценки.
Давайте теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной,нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам?
Учащиеся: Он признает в себе положительные качества. Он не страдает оттого, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеетили делает хуже.
Психолог: Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимаетсебя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато яклассно рисую.
На графике психолог обводит мелом все плюсы и минусы адекватнойсамооценки.
Психолог: Ребята! Как вы думаете, каким образом может влиять самооценкана жизнь человека?
Учащиеся: Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогаетпреодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе.
Психолог: Да, верно. Самооценка влияет на жизнь человека достаточносильно, охватывая различные ее стороны: здоровье, общение, выбор и достижениецели. Давайте посмотрим, как же это влияние происходит, в чем проявляется.
II. Работа в группах.
Учащиеся каждого из рядов будут работать с тем или иным видом самооценки(заниженная, адекватная, завышенная). Кроме того, учащиеся одного рядадополнительно делятся еще на три группы, по числу исследуемых позиций(здоровье, общение, выбор цели и ее достижение). В итоге формируется 9 малыхгрупп.
Каждая группа получает для работы карточку. (Приложение 2.)
Для того, чтобы сделать работу ребят более продуктивной, им в качествевспомогательного материала предлагается подборка высказываний, отражающихособенности здоровья, взаимоотношений, успешность в жизни и т.д., людей сразличными самооценками. (Приложение 3)
Порядок работы учащихся в группах.
1) Задание малым группам.
1. В течение 5-7 минут продумать ответы на поставленные вопросы, записатьих в таблицу и сформулировать вывод, записав его также в нижней части таблицы.
2. Каждая малая группа представляет результаты своей работы. Организуетсяобсуждение.
2) Задание группам-рядам.
Ребятам каждого ряда предлагается обобщить работу малых групп с учетомдополнений, сделанных в ходе обсуждения, и составить портрет-характеристику длякаждого вида самооценки, отразив следующие моменты:
— ведущие черты характера;
— отношение к жизни в целом;
— самореализация в жизни.
Время выполнения 10 минут. По окончании зачитываются результаты.
Завершение занятия.
Занятие 2. Самоценность человеческого «Я» (3 часа)
Цели урока:
· Дать понятие осамоценности человеческого «Я»;
· Развитие навыковсамоанализа и самооценки;
· Выработкауверенного поведения и позитивного самовосприятия;
· Закреплениенавыков группового взаимодействия.
Материал: ручки, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, магнитофон,свеча.
Ход урока.
Психолог: Давайте поздороваемся необычными способами. Сейчас вы можетепередвигаться по помещению. По моей команде поздороваетесь как можно с большимколичеством одногрупников предложенным способом. Начали!
Учащиеся: передвигаются хаотично.
Психолог: Поздоровайтесь за руки. Поздоровайтесь плечами, носами, ушами,коленками, ногами.
Разминка. Упражнение «Мамино ожерелье».
Психолог: Представьте, что вы – мамино ожерелье, которое состоит избусинок. Каждый из вас — красивая бусинка. Бусинки переливаются разнымицветами. Давайте возьмемся за руки. Ожерелье крутится вокруг маминой шеи.
Учащиеся: кружатся по кругу в одну сторону, потом в другую.
Психолог: Но вот ниточка порвалась и, ожерелье рассыпалось.
Учащиеся: хаотично бегают по помещению.
Психолог: Выбирается ювелир. Он собирает ожерелье – берет за руку одногочеловека, тот берет за руку другого и т.д. Вот и собрали мамино ожерелье,давайте полюбуемся им.
Упражнение «Зеленая аллея».
Встаньте в две шеренги, друг напротив друга. Получилась зеленая аллея, авы – деревья. Подняли руки вверх – подул ветерок, деревья качают веточками.Каждый по очереди проходит по аллее – деревья ласкают его своими веточками.(Психолог: следит, чтобы прикосновения были легкими).
Психолог: А теперь, пожалуйста, сядьте на свои места.
(На столе приготовлены тетради, ручки, простые и цветные карандаши).
Упражнение «Сердечко».
Передаем сердечко по кругу и говорим соседу комплименты. «Мненравится в тебе…»
Работа по теме.
Методика «Самооценка».
Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписатьв один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левомукраю, тем ниже самооценка ученика.
Вопросы на повторение:
Психолог: Что такое самооценка? Кто как понимает?
Учащиеся: Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств инедостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характерпредставлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешнимэталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может бытьадекватной, заниженной и завышенной.
Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как своиположительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться кизменяющимся условиям среды.
Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе,принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать итревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, имтрудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они оченьчувствительны.
Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне»,но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложнуюситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признатьчужую правоту.
Дискуссия «Самое важное и ценное».
Подумайте и скажите, что для вас самое важное и самое ценное в жизни?
Учащиеся: каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя– значит признавать право на любовь других людей к себе.
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, чтопоступаешь правильно.
Те, кто не любит себя, не может искренне любить других.
Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилиеи одиночество.
Упражнение «Я люблю тебя таким, какой ты есть ».
Психолог: Давайте вспомним сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Какговорила царевна, глядясь в зеркало:
Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Вот сейчас каждый по очереди возьмет в руки зеркальце, спокойно посмотритв него, глядя себе в глаза, а затем скажет, назвав себя по имени: «Я люблютебя (имя) таким, какой ты есть». Также учащиеся по желанию могут назвать,что именно нравится им в себе (своей внешности или характере).
Дыхательная гимнастика.
Психолог: Давайте проведем с вами звуковую гимнастику. Еще в древнихкитайских трактатах о здоровье говорилось, что каждый звук имеет значение. Звук«Ч» снимает тревогу, врачует душевные переживания, и даже излечиваетбессонницу.
Звук «Я» — гармонизирует работу всего организма и дажеизбавляет от боли. Вдох через нос и на выдохе произносим звук«Ч», «Я».Повторяем упражнение несколько раз.
Упражнение «Ладошки».
Психолог: Сейчас на альбомном листе каждый обводит свою ладонь и пишет наладони имя цветным карандашом, тем цветом, который нравится. Затем передаетелист соседу справа от вас. Каждый должен написать в пальчиках то качество,которое привлекает вас в этом человеке, то есть которое нравится. Затемпсихолог собирает рисунки и зачитывает, а дети угадываю, про кого эти качества.
Упражнение на саморегуляцию «Маяк».
Включается релаксационная музыка.
Психолог: Представьте маленький скалистый остров вдали от материков. Навершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этиммаяком, стоящим на самой вершине острова. Ваши стены такие толстые и прочные,что даже сильные ветры постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Изокон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаетемощный пучок света, который служит ориентиром для судов. Помните о той энергии,которая поддерживает ваш световой луч, скользящего по океану, предупреждающегомореплавателей о мелях. Этот луч является символом безопасности для людей наберегу.
Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света, который никогда негаснет и дает свет и тепло. Полюбуйтесь им.
А теперь откройте глаза.
Рефлексия. Что нового узнали о себе? Могут ли вам пригодиться полученныесегодня знания? У каждого человека есть такое качество как самооценка. Надолюбить себя, верить в себя.
Завершения занятия.
Пожелания на завтрашний день. Мы хорошо поработали с вами. Давайте сейчасбудем передавать воображаемую зажженную свечу и говорить теплые пожелания назавтрашний день. (Я желаю тебе здоровья, счастья, уверенности, хороших отметок,веселого настроения и т.д.).
Занятие№3. «Я сам строю свою жизнь» ( 2 часа)
(проводитсяпосле тестирования по методике Демдо – Рубинштейна)
Цель:закрепление достигнутогоуровня изменений и завершение всех мероприятий, прощание.
Упражнение 1: «Ритуал приветствия»
Назначение: приветствие всех участников тренинга.
Инструкция: воспроизводится приветствие,характеризующее группу, как коллектив.
Упражнение 2: «Скажу откровенно...»
Назначение: рефлексия проведения занятий.
Инструкция: каждый высказывается, что понравилось взанятиях и что он ожидает от этого занятия.
Упражнение 3: «Пожелания»
Назначение: умение посоветовать, помочь, выработкадоброго отношения к людям.
Инструкция: в кругу, передавая друг другу мяч, каждыйговорит свое пожелание друг другу, чего бы он хотел после того, как закончатсязанятия.
Упражнение 4: «Благодарность»
Назначение: умение быть признательным, закреплениеактивной позиции в общении.
Инструкция: в кругу каждый встает, кланяется и говорит«всем спасибо за...»
Упражнение 5: «Маяк»
Назначение: закрепление отсутствия тревожности,комфортное ощущение самопринятия.
Инструкция: вообразите себе скалистый остров и маяк навершине, представьте, что маяк — это Вы. У Вас есть внутренний источник света,который никогда не погаснет.
Упражнение 6: «Самый-самый»
Назначение: выделение особенностей окружающих.
Инструкция: каждый в своей команде (по 4 человека)обсуждают положительные качества друг друга, в которых они могут соперничать сдругими, т.е. «он самый-самый веселый» и т.п., затем, совместноеобсуждение-конкурс между командами.
Упражнение 7: «Записки»
Назначение: выявить динамику изменений и успехи впроцессе тренинга.
Инструкция: вскрываются записки, которые были написанына 3-м занятии.
Упражнение 8: «Подарки»Назначение: оставить добрую память иукрепить самомнение.
Инструкция: все дарят заготовленные подарки на памятьдруг другу со словами: «Это тебе от меня, чтобы ты помнил, что...»
Упражнение 9: «Ритуал прощания»
Назначение: прощание всех участников занятия.
Этап№3 (диагностика после коррекционной работы)
Методика изучениясамооценки качеств личности (Т. Дембо — С. Рубинштейн).
Цельюданной методики является выявление уровня самооценки кружковцев по заранеезаданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловленцелями исследования.
Внашем случае для каждого испытуемого выбирались те пять качеств, которые оноценил ниже всего в шкале «реальное Я» в тесте С.А. Будасси.
/>
Рис.7. Шкалы для выявления уровня самооценки по методике Дембо — Рубинштейна.
Материаломдля исследования служит ряд шкал высотой 100 мм, условно обозначающихпроявление различных качеств личности (рис. 7. Цифры 1 – 5 заменяютсяоцениваемыми параметрами, выбираемыми для каждого учащегося индивидуально).
Инструкция:необходимо обозначить свое место на каждой из шкал, так как Вы оцениваете себяили свое положение в той или иной области. Вверху, где находится знак"+" — максимальная успешность, внизу где знак "-" — минимальная успешность.
Проводилсяследующий инструктаж (на примере качества «здоровье»):«Представьте, что на этой линии расположились все люди мира в порядкеповышения их состояния здоровья: внизу – самые больные люди, вверху – самыездоровые (те, которые никогда не болеют). Покажите, где Ваше место среди всехлюдей мира по состоянию здоровья?».
Высотасамооценки определялась с помощью условного разбиения шкал на отрезки всоответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале равняется0,5 балла. Исходя из этого подсчитывался средний балл самооценки.«Нормальной», «Средней» самооценкой принято считатьсамооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «Высокой» – со среднимбаллом 4–5; «Низкой» – со средним баллом 0-2,5.
Литература
1. Агафонов А.Ю. Исследование Я — концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценкиобразовательных систем.//Автореф. дис. канд. психологич. наук. Казань – 2000.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка,отметка. — М.: Знание, 1980.
3. Анастази А. Психологическоетестирование. Т. 1. – М.: Педагогика, 1982.
4. Байярд Р.Т. Ваш беспокойныйподросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63 с.
5. Басина  Е.З. Становлениесамооценки и образа Я. // Особенности психического развития детей 6 — 7 — летнего возраста под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Педагогика,1988. С. 56 — 65.
6. Бернс Р. Развитие Я — концепции ивоспитание. — М., 1986
7. Боцманова М.Л., Захарова А.В., ЧанЧи То Оань. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьномвозрасте // Новые исследования в психологии. — 1988. — №2. — стр. 27 — 30
8. Берн Э. Игры, в которые играютлюди. — М., 1988.
9. Берне Р. Развитие «Я — концепции и воспитание. — М., 1986.
10. Божович Л.И. Проблемыформирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352 с.
11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999 г. – 528 с.
12. Будасси С.А.Защитные механизмы личности. М., 1998.
13. Гайда  В.К.,Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ,1982.
14. ГрановскаяР.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.
15. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение,1967. – 156 с.
16. Давыдов В. В., Драгунова Т. В.,Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология:учебник для студентов пед институтов. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
17. Дубровина И.В., Лисина М.И.Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
18. Доценко Е.Л. Манипуляция:психологическое определение понятия/ Психологический журнал. 1993. №4. с. 132-139.
19. Елисеев О.П. Практикум попсихологии личности. – СПб, Питер, 2000. – 554 с.
20. Журбин В.И. Понятиепсихологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросыпсихологии. 1990. №4.
21. Захарова А.В. Психология формированиясамооценки. — Минск, 1993.
22. КарпенкоЛ.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. — М.: Просвещение,1981. – 195 с.
23. Кле  М. Психология подростка. — М., 1989.
24. Кон И.С. Психология юношескоговозраста. — М., Просвещение, 1989.
25. Куницына В.Н. Восприятиеподростками других людей и себя. — Л., 1972.
26. Крылов А.А. Практикум по общей иэкспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета,1987. – 256 с.
27. Кондратьева С.В. Практическаяпсихология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
28. Кузьмин Е.С. Методы социальнойпсихологии. — Л.: ЛГУ, 1977. – 168 с.
29. Кондратьева О.Г., Латышенко О.Н.Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся. – Иркутск:Центр образования д. Владимировка, 2004.
30. Клайн, П.Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд., 1994
31. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977, 304 с.
32. Липкина А.И. Самооценкашкольника. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
33. Литвинова Е.Ю. Возможностиучителя в плане повышения социальной адаптированностистаршеклассников/Организация взаимодействия школьного психолога спедагогическим коллективом. — Ульяновск, 1997.
34. Мадорский Л.Р. Глазамиподростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
35. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т.Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. Гл.4.
36. Мудрик А.В. Роль социальногоокружения в формировании личности подростка. — М., Знание, 1979.
37. Научно-практический центр „Коррекция“.Специализированный кабинет детского психолога. Блок 4. Материалы для проведенияпсихологического обследования учащихся средней школы. — М., 1995 г.
38. Овчарова Р.В. Справочная книгашкольного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.
39. Петровский А.В. Личность.Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179 с.
40. Психологическая диагностика:проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981.
41. Психология подростка.Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. МГУ РПА, 1997.
42. Реан А.А. Психология человека отрождения до смерти. Серия „Психологическая энциклопедия“.Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.
43. Ремшмидт X. Подростковый июношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., Мир, 1994.
44. Рогов Е. И. Настольная книгапрактического психолога в образовании: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1996. -529с .
45. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. В 2 т. — М.: Педагогика, 1989, 703 с.
46. Селихов С. Пол, возраст иконфликт//»Журнал практического психолога", №2, февраль 1999.
47. Столин В.В. Самосознаниеличности.- М., 1983.
48. Столяренко Л.Д. Основыпсихологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214 с.
49. Словарь-справочник попсихологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б.Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989.
50. Трубицына Л. В. Методикапроведения занятий с подростками по программе позитивной профилактикинаркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. — М., 1993.
51. Фельдштейн Д.И. Психологияразвития личности в онтогенезе. — М., Педагогика, 1989.
52. Фельдштейн Д.И. Психологиясовременного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114 с.
53. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю.Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.- 161 с.
54. Хорни К. Самосознание. М., 1996.
55. Шванцара Й. Диагностикапсихического развития. – Прага: медицинское изд-во «Авиценум», 1978.
56. Шевандрин Н.И. Психодиагностика,коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998. -508 с.
57. Ярцев Д.В. Особенностиформирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей// Прикладнаяпсихология №4, 1999.

Приложение1.
Карточка 1. Низкая самооценка и здоровьеВопросы Ответ
Эмоции (какие, перечислите)
Отношение к себе
Уверенность в себе
Вывод:
Каково состояние здоровья?
Карточка 2. Низкая самооценка и общение.Вопросы Ответ
Отношение к другим людям
Наличие друзей
Вывод:
Каков человек в общении?
Карточка 3. Низкая самооценка и выбор цели.Вопросы Ответ
Как оценивает свои возможности в достижении цели
С помощью чего или кого пытается достичь цели
Достигает ли цели
Вывод:
Как ведет себя человек в ситуации достижения цели?
Карточка 4. Завышенная самооценка и здоровье.Вопросы Ответ
Эмоции (какие, перечислите)
Отношение к себе
Уверенность в себе
Вывод:
Каково состояние здоровья?

Карточка 5. Завышенная самооценка и общение.Вопросы Ответ
Отношение к другим людям Наличие друзей
Вывод:
Каков человек в общении?
Карточка 6. Завышенная самооценка и выбор цели.Вопросы Ответ
Как оценивает свои возможности в достижении цели
С помощью чего или кого пытается достичь цели
Достигает ли цели
Вывод:
Как ведет себя человек в ситуации достижения цели?
Карточка 7. Адекватная самооценка и здоровье.Вопросы Ответ
Эмоции (какие, перечислите)
Отношение к себе
Уверенность в себе
Вывод:
Каково состояние здоровья?
Карточка 8. Адекватная самооценка и общение.Вопросы Ответ
Отношение к другим людям Наличие друзей
Вывод:
Каков человек в общении?
Карточка 9. Адекватная самооценка и выбор цели.Вопросы Ответ
Как оценивает свои возможности в достижении цели
С помощью чего или кого пытается достичь цели
Достигает ли цели
Вывод:
Как ведет себя человек в ситуации достижения цели?

Приложение 2
Вспомогательныйматериал для работы в малых группах
I. Самооценка и здоровье.
Кроткоесердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
Соломон.
Счастлив нетот, кто таким кому-то кажется, а тот, кто таким себя чувствует.
Публий Сир.
Завистливыйчеловек причиняет огорчения самому себе, словно своему врагу.
Демокрит.
Кто уверен всебе, тому чуждо чувство страха.
Цицерон.
Зависть –враг счастливых.
Эпиктет.
Несчастныйтот, кто отторгнут от самого себя.
С. Кьеркегор.
Злой человеки самого себя ненавидит.
Удмурдскаяпословица.
Быть хорошим– значит жить в согласии с самим собой.
О. Уайльд.
Никто небывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
Б. Спиноза.
Ненависть –гнев слабых.
А. Доде.
Надо бытьосторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличиваетсяуязвимость, болезненность.
Л.Н. Толстой.
Доброта души– то же, что здоровье для тела.
Л.Н. Толстой.
Ненавистноечестолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.
Эзоп.
Завистливыйпо чужому счастью сохнет.
Русскаяпословица.
Некоторыесчитают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы.
М.Эбнер-Эшенбах.
II.Самооценка и общение.
Ктонасмехается над другими, сам боится насмешек других.
АкутагаваРюноскэ.
Насмешка –детище удовлетворенного презрения.
А. Вовенарг.
Склонность космеянию говорит порой о скудости ума.
Ж. Лабрюйер.
Те, кто боитсяшутки, не доверяют собственным силам.
П. Валери.
У каждого изнас есть мелкие недостатки, которые мы охотно позволяем порицать и дажевысмеивать; именно такие недостатки должны мы избирать у других в качествемишени для шуток.
Ж. Лабрюйер.
Умеет смеятьсяпо-человечески тот, кто по-настоящему любит людей.
В.А.Сухомлинский.
Насколько ктосам себя ценит, настолько и друзья его ценят.
Цицерон.
Глупостисвойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать.
Цицерон.
Нетерпимостьи угрюмость тяжелы во всяком возрасте.
Цицерон.
Между добрымилюдьми – все доброе.
Цицерон.
Кто на тебяклевещет, тот друг тебе.
Энний.
Ничтожен тот,кто способен говорить о чужих недостатках или о своих добродетелях. Ни о чужихнедостатках, ни о своих добродетелях не говорит истинно достойный.
Забвениесобственных прегрешений порождает бесстыдство.
Демокрит.
Чтобысохранить друзей, нужно прощать.
Древнеегипетскаяпоговорка.
Радости полонмир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения.
Древнеиндийскаямудрость.
Поборов гордость,человек становится приятным.
Поборов гнев,он становится веселым.
Поборовстрасть, он становится преуспевающим.
Поборовалчность (жадность), он становится счастливым.
Древнеиндийскаямудрость.
Если хочешьжить для себя, живи для других.
Сенека.
Любовь клюдям содержит и любовь к себе, ибо любовь к людям распространяется на самогочеловека, любящего людей. Нужно одинаково любить себя и других.
Мо-цзы.
Нельзя любитьни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится.
Цицерон.
Мудрыйчеловек требует всего только от себя, ничтожный же человек требует всего отдругих.
Китайскаямудрость.
Мудрый ценитвсех, ибо в каждом замечает хорошее.
Б. Грасиан.
Люди мелкогоума чувствительны к мелким обидам, люди большого ума все замечают и ни на чтоне обижаются.
Ф. Ларошфуко.
Благоразумиесостоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради егосамого.
Гегель.
Кто сам себяне любит, того никто не любит.
Демокрит.
Высокомериескладывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.
М. Монтень.
Надменность –это высокое мнение о себе самом ни на чем не основанное.
Р. Декарт.
Великодушномувесь мир родня.
Бенгальскаяпословица.
Честолюбиеесть чрезмерное желание славы.
Б. Спиноза.
Тщеславие –это низменное стремление к почету.
Теофраст.
Тщеславие –свойство натур слабых и порочных, тогда как разумное самолюбие присуще людямвполне порядочным.
Ф. Ницше.
Тщеславиелишает людей естественности.
Л. Вовенарг.
Простота –признак истины.
Античныйафоризм.
Простота естьсознание своего человеческого достоинства.
П. Буаст.
Простотавсегда бывает следствием возвышенности.
Д’ Аламбер.
Чем умнеечеловек, тем он скромнее.
Античныйафоризм.
Скромен нетот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.
Жан Поль.
Чем человекумнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н. Толстой.
От злобы, тонацелена в людей,
Как правило,страдает сам злодей.
Фирдоусп.
Нет качестваболее редкого, чем истинная доброта: большинство людей, считающих себя добрыми,только снисходительны или слабы.
Ф. Ларошфуко.
У кого друзья– у того богатство.
Пакувий.
Не ждиблагодеяний тот, кто сам их не оказывает.
Публий Сир.
Завистьполагает начало разделу среди людей.
Демокрит.
Вышевысокомерия нет гнуснее порока.
Менандр.
Оказанноедоверие обычно вызывает ответную верность.
Ливий.
III. Самооценка и достижение цели.
Раз начатоене может быть остановлено.
Цицерон.
Чтоневозможно, то невозможно, что возможно, то возможно. Повозка не движется поводе, корабль не плывет по суше.
Древнеиндийскаямудрость.
Не катитсяколесница на одном колесе, не совершается судьба без людских усилий.
Древнеиндийскаямудрость.
Не приносятпользы мудрые наставления тому, кто страшится действия, что проку отсветильника в руках слепого.
Древнеиндийскаямудрость.
Избегай дел,зависящих от других; стремись лишь к тому, что заставит от тебя самого.
Древнеиндийскаямудрость.
Не следуйнеумеренным желаниям, но не подавляй всех желаний.
Древнеиндийскаямудрость.
Трусость ифальш – отличительный признак слабого характера, который боится и бежит правды,а в лучшем случае скрывает ее от себя.
Р. Роллан.
Трусость очень вредна, потому что она удерживает волю от полезныхдействий. психологический самооценка подростоккоррекция
Р. Декарт.
Трусостьпроисходит только от отсутствия определенной надежды или желания.
Р. Декарт.
Мужествообнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.
Аристотель.
Добродетель втом и состоит, чтобы поступать правильно, пренебрегая ближайшей выгодой.
П. Шелли.
Самомнение –помеха успеху.
Бион.
Излишняяуверенность обыкновенно ведет к беде.
Непот.
Другим прощаймногое – себе ничего.
Публий Сир.
Когда человекне знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будетпопутным.
Сенека.
Мы на многоене отваживаемся не потому, что оно трудно; оно трудно именно потому, что мы нанего не отваживаемся.
Сенека.
Есть люди,которые живут без всякой цели, проходят в жизни, точно былинка в реке; они неидут, их несет.
Сенека.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.