Реферат по предмету "Психология"


Проблема кризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работах отечественных психологов

Кафедрапсихологии
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине«Психология развития»
Тема «Проблемакризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работахотечественных психологов»

Содержание
1. Введение
2. Кризис3-х лет
2.1 Новообразованияпериода раннего детства
2.2 Умственноеразвитие в раннем возрасте
2.3 Страхираннего возраста
2.4 Базоваяпотребность в раннем детстве
3. Кризис7-и лет кризис ребенок ранний возраст дошкольный
3.1 Общая характеристика дошкольного возраста
3.2 Новообразования дошкольного периода
3.3 Базовая потребность дошкольного периода
3.4 Признаки кризисного периода
4. Заключение
Список литературы

1. ВВЕДЕНИЕ
Психология развития вкачестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени исвязанные с этим факты и явления психической жизни. Время фиксирует все событияв строго заданной последовательности, не позволяя обгонять друг друга. Все этиизменения влекут развитие. Развитие – это процесс необратимый, направленный кзакономерным изменениям. Приводит к возникновению количественных и качественныхструктурных преобразований психики и поведения человека. В развитии ребёнкавыделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формированиявосприятия и мышления и других высших психических функций. Выделяютсякритические периоды и кризисы развития, через смену которых происходитвозрастное развитие психики, подчёркивающее его неравномерность[4]. Переход отодного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения — «скачка»развития [1]. Критичность развития высших психических функций приуроченного копределённому периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасаниивозможностей эффективного развития соответствующих способностей после переходавозрастных границ данного периода [9].Детство — период, продолжающийся от новорожденностидо полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это периодстановления ребенка полноценным членом человеческого общества. Этапы детствачеловека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячилет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления внеразвития человеческого общества и законов, определяющих его развитие.Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальнойи духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не сбиологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, скругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступныхдля него видов и форм деятельности [5].
Есть два критическихпериода в развитии:
-литический; развитиепроисходит плавно
-критический;появляется регулярно, отделяет один период от другого, происходит резкоеизменение в отношениях.

2. КРИЗИС 3-Х ЛЕТ
Ранний возраст – это период от 1 до 3лет. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайноактивен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом годужизни у младенца сформировались начальные формы психических действий,свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила местоего подлинной истории. Следующие два года — период раннего детства — приносятребенку новые принципиальные достижения.
Ребёнокстановиться более самостоятельным в познании окружающего мира и начинаетиспользовать взрослого для познания предметного мира. В конце раннего возрастаребёнок переживает кризис трёх лет. Л.С. Выготский называет следующие симптомыкризиса трёх лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт,симптом обесценивания взрослых, стремление к деспотизму, ревность по отношениюк другим детям в семье, реакции невротического и психопатического характера(страхи, беспокойный ночной сон, резкие затруднения речи). Резко возрастаютвозможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость,возрастает чувство самостоятельности. Родители ограничивают появляющиеся уребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет своисилы. Требования и ограничения родителей создают основу для негативного чувствастыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним сосуждением, и стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам статьневидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глазамира» – стыд за свои ошибки. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования,часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают постояннаянастороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка кнезависимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностьюсотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободойсамовыражения и ее разумным ограничением. Кризис 3 лет – граница между ранним идошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Эторазрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясьот взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокиеотношения.Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности иактивности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если женовые отношения с ребенком не складываются, его, самостоятельность постоянноограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления. [3].
Возрастныеизменения могут, происходить резко, критически, и могут происходить постепенно.Эпохи и стадии времен детской жизни, отделены друг от друга кризисами, болееили менее резкими; фазами — времена детской жизни, отграниченные друг от друга.В этих периодах на протяжении относительно короткого времени сосредоточенырезкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личностиребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертахличности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофическийхарактер, оно напоминает революционное течение событий как по темпупроисходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотныепункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.Особенность, таких периодов состоит в том, что границы, отделяющие начало иконец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы. Кризисвозникает незаметно — трудно определить момент его наступления и окончания.Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этоговозрастного периода. Наличие кульминационной точки, в которой кризис достигаетапогея, характеризует все критические возрасты и резко отличает их отстабильных эпох детского развития. Значительная часть детей, переживающих критическиепериоды развития, обнаруживаемые трудновоспитуемость. В критические возрастыразвитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами сокружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными имучительными переживаниями, с внутренними конфликтами.
Правда,все это встречается далеко не обязательно. У разных детей критические периодыпроходят по-разному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типуразвития, по социальной ситуации детей существует гораздо больше вариаций, чемв стабильные периоды. Влияние внешних и внутренних условий на ход самогокризиса настолько значительны и велики, что дали повод многим авторам поставитьвопрос о том, не являются ли вообще кризисы детского развития продуктомисключительно внешних, неблагоприятных условий и не должны ли поэтомусчитаться, скорее, исключением, чем правилом в истории детского развития.Внешние условия, разумеется, определяют конкретный характер обнаружения ипротекания критических периодов. Несхожие у различных детей, они обусловливаюткрайне пеструю и многообразную картину вариантов критического возраста. Но неналичием или отсутствием каких-либо специфических внешних условий, а внутреннейлогикой самого процесса развития вызвана необходимость критических, переломныхпериодов в жизни ребенка. Воспитание ребенка в предшествующий кризису илиследующий за ним стабильный период со степенью трудновоспитуемости в периодкризиса, то нельзя не увидеть, что всякий ребенок в этом возрасте становитсяотносительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильномвозрасте. Всякий ребенок в период кризиса снижает темп продвижения сравнительнос темпом, характерным для стабильных периодов. Ещё одна важная особенностькритических возрастов, но наиболее неясная и поэтому затрудняющая правильноепонимание природы детского развития в эти периоды является негативный характерразвития. Развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорееразрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное развитие личностиребенка, непрерывное построение нового, которое так отчетливо выступало во всехстабильных возрастах, в периоды кризиса как бы затухает, временноприостанавливается. Ребенок в критические периоды не столько приобретает,сколько теряет из приобретенного прежде. Наступление этих возрастов неотмечается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видовдеятельности, новых форм внутренней жизни. Ребенок, вступающий в периодыкризиса, скорее, характеризуется обратными чертами: он теряет интересы, вчераеще направляющие всю его деятельность, которая поглощала большую часть еговремени и внимания, а теперь как бы замирает; прежде сложившиеся формы внешнихотношений и внутренней жизни как бы запустевают. Возникающие в процессеразвития и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования(развивающаяся и осознаваемая собственная воля; способность к обособлению;рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.Прохождения кризиса формирует у ребёнка определённые новообразования [6].
2.1 Новообразованияпериода раннего детства
Новообразованияхарактеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиямиследует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, тепсихические и социальные изменения, которые впервые возникают на даннойвозрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознаниеребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход егоразвития в данный период. В этом возрасте происходит разделение линийпсихического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущейдеятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируетсяпредметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности-коммуникативная.Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческимипредметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин развитоотвлечённое, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагаетосвоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает болееразвитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявлениякоторого-отношения людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны кэмпатии. К трём годам у детей того и другого пола складываются следующиеновообразования самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. За три годачеловек проходит половину пути своего психического развития. К трём годам –новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребёнок получает возможностьформировать своё представление о себе настоящем. Ребёнок интересуется всемиспособами подтверждения своего Я. Трёхлетний малыш интересуется всем, с нимсвязанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я»,усваивает своё имя, пол.
Половая идентификация:
К трём годам ребёнокуже знает, мальчик он или девочка. Эти знания у детей из наблюдения зародителями, старшими братьями или сёстрами. Это позволяет ребёнку понять, какихформ поведения в соответствии с его половой принадлежность ждут от негоокружающие. Половые различия в поведении детей обусловлены не столькобиологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социальногообщения. Между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий.Различия появляются позже.
Возникновениесамосознания:
К трём годам ребёнокпроявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание состороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, придают импривлекательность в глазах детей, побуждают в детях желание заслужить похвалу,признание.
Усвоение языка:
Словарный запас детей1.5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1.8- 50 слов, в 2 года – примерно 200слов. К трём годам словарный запас составляет уже 900-1000 слов. Установленапрямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении иразвитием речи ребёнка в 3 года. Критическим периодом в развитии детской речиявляется, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1.5 лет. Именно вэто время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы [8].
2.2 Умственное развитиев раннем детстве
Главным стимуломсовершенствования умственной деятельности у детей является их чувственно –двигательная активность. Период умственного развития Пиаже разделил на шестьстадий. Четыре из них ребёнок проходит до года. Пятая стадия – третичныекруговые реакции (1-1.5 лет) – экспериментирование с предметами. Цельэкспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы вновых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит мыслительнаядеятельность: ребёнок ищет новые способы взаимодействия с ранее незнакомымипредметами. Появление символического мышления, то есть способности по запечатлённымв мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот илииной момент. Теперь ребёнок может проделывать операции не с реальными, а сидеальными предметами, Становиться способным решать задачи в уме, не прибегая кметоду проб и ошибок. Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственногоразвития характерен эгоцентризм. Ребёнок 1.5-2 лет осознает своюобособленность, отделённость от других людей и предметов, а так же понимает,что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однакопродолжает считать, что все видят мир так же как и он. Формула восприятиямладенца: " Я центр вселенной", " Весь мир вращается вокруг меня"

2.3 Страхи раннеговозраста
У детей от 1 года дотрёх больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что сразвитием их способностей восприятия, а так же умственных способностейрасширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается всё новая и новаяинформация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения,дети боятся, что и они сами могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводныхтруб, что в ванной, боясь, что вода унесёт их с собой. У некоторых детей можетвозникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать водиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребёнкомболее тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость,гнев родителей могут только усугубить детские страхи и способствовать появлениюу ребёнка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека не избавляетребёнка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение ихк общению с предметами, вызывающими страх.
2.4. Базоваяпотребность в раннем возрасте.
Если в младенческомвозрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируетсяпотребность в любви. Дети в возрасте от одного года до трёх лет всё ещё зависятот родителей. Они постоянно хотят чувствовать близость отца и матери. Ведущаяроль в удовлетворении потребности в любви отдаётся родителю противоположногопола. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребёнок осваивает языкощущений. Если базовая потребность не удовлетворена, человек остается тактильнобесчувственен (например, именно в этом возрасте происходит формированиеэрогенных зон).
На подходе к кризисуприсутствует чёткая когнитивная симптоматика:
— острый интерес ксвоему изображению в зеркале,
-ребёнок озадачиваетсясвоей внешностью, заинтересован в том, как он выглядит в глазах других. Удевочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять свою озабоченностьэффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис трёх летотносится к разряду особо острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость.Поведением почти не поддаётся коррекции. Период труден как для взрослого, так идля самого ребёнка. Симптомы называют семизвездием трёх лет.
1. Негативизм– реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идёт отвзрослых. Стремление сделать наоборот, даже попреки собственному желанию.
2. Упрямство.Ребёнок настаивает на чём то не потому, что хочет, а потому, он этогопотребовал, он связан своим первоначальным решением. Считается, что проявлениеупорства есть упрямство и негативизм, направленные главным образом противблизких взрослых. Действительно негативная форма поведения редко адресуется кдругим взрослым и не касается сверстников. Ребенок бессознательно рассчитываетна то, что проявление упорства и испытание близких не принесет ему серьезногоущерба. Испытание собственной воли и открытый негативизм, и упрямство имеютразные нюансы в поведении. Негативизм и упрямство развиваются внутри отношенийвзрослых и ребенка. Когда ребенок начинает чувствовать себя способнымдействовать самостоятельно достаточно успешно, он стремится сделать «сам».Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений могутпривести к поддержанию негативизма и упрямства. Именно взрослый как болеесоциализированный человек должен в каждом отдельном случае найти выход издетского противостояния, ведущего к чувству глубокого переживания ребенкомсвоего обособления от других. Ведь настаивая на своем, ребенок не толькореализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других,которое провоцирует он сам, своей волей или дурным поведением [2].
3. Строптивость. Онабезлична, направлена против форм воспитания, образа жизни, который сложился дотрёх лет.
4. Своеволие.Стремиться всё сделать сам.
5. Протест-бунт.Ребёнок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
6. Симптом обесцениванияпроявляется в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзыватьродителей.
7. Деспотизм. Ребёнокзаставляет делать родителей, всё что он требует. По отношению к младшим братьями сестрам деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает каккризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребёнка.Появляется позиция «Я сам». Ребёнок познаёт различия между «должен»и «хочу». Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке вразвитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироватьсяволя, (независимость, самостоятельность). Дети перестают нуждаться в опеке состороны взрослых и стремятся сами сделать выбор. Чувство стыда и неуверенностивместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимостиребёнка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Зонаближайшего развития ребёнка состоит в обретении «могу»: он долженнаучиться соотносить своё «хочу» с «должен» и «нельзя»и на этой основе определить своё «могу». Кризис затягивается, есливзрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя»(запреты).

 
3. КРИЗИС СЕМИЛЕТ
3.1 Общаяхарактеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет)является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Этопериод овладения социальным пространством человеческих отношений через общениес близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения сосверстниками, а так же приносит ребенку новые принципиальные достижения. Вдошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладеваяупотреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению ииспытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлениемоткрывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом онуясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природурукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительностьэтого постоянства. В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра. Характеригры меняется вместе с развитием ребёнка, она тоже проходит этапы. В среднемдошкольном возрасте дошкольном возрасте преобладает ролевая игра. Смысл игрызаключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, чтоявляется для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрастепоявляется игра по правилам.
Игра-критерий нормальности ребёнка,по тому как он играет, о нём можно многое узнать. Имеет важное значение дляэмоционального развития. Она помогает справиться со страхами, порождённымитравмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание вбольнице). Главное, что ребёнок получает в игре-возможность взять на себя роль[8].
На границе дошкольногои младшего школьного возраста ребенок проходит через очередной возрастнойкризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8годам. Причина кризиса состоит в том, что ребенок перерос ту системуотношений, в которую он включен. Кризис 3 лет был связан с осознанием себякак активного субъекта в мире предметов. Произнося «я сам», ребенокстремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознаниюсвоего места в мире общественных отношений. Он открывает для себязначение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнениемвысоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующейвнутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. Как считаетЛ.И.Божович, кризис 7 лет-это период рождения социального «я»ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, чтобыло значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряютсвою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение кучебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, чтосвязано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, ноигра перестает быть основным содержанием его жизни. В кризисный период происходятглубокие изменения эмоциональной сферы ребенка, подготовленные всем ходомличностного развития в дошкольном возрасте. Отдельные эмоции и чувства, которыеиспытывал ребенок четырех лет, были мимолетными, ситуативными, не оставлялизаметного следа в его памяти. То, что он периодически сталкивался с неудачами вкаких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности ииспытывал по этому поводу огорчение, не влияло на становление его личности.Лишь немногие дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и заниженныепредставления о себе; чтобы это произошло, в семье должна быть особая атмосферанедовольства и высокой требовательности. И, наоборот, в обстановке захваливанияи восхищения вырастают дети с непомерно высокой даже для дошкольного возрастасамооценкой; их тоже мало. Все эти случаи – результат усвоения постоянноповторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения собственногоэмоционального опыта. В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготскийназывает обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении),каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированиюустойчивого эффективного чувства-чувства неполноценности, унижения,оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности,исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могутизменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторыеиз них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироватьсяв структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровняпритязаний.Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновениювнутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешниесобытия составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются всознании. Важной стороной внутренней жизнистановитсясмысловаяарентировка в собственных действиях. Это интеллектуальное звено в цепи действийребенка, позволяющее ему адекватно оценить будущий поступок с точки зрения егорезультатов и более отдаленных последствий. Оно исключает импульсивность инепосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачиваетсядетская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать,начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим,что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя напротяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мересохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близкихвзрослых, сделать то, что сильно хочется. На данной стадии, совпадающей сдошкольнымвозрастом ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношениявзрослых, быстро учится всему, приобретает новые обязанности. К самостоятельностидобавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным,инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образомзакладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственностьза свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совестьребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибкивызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием затайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенокосваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую [3]. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет,он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Ребенок приходит косознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себязначение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнениемвысоко ценимой взрослыми учебной работы. Происходит переоценка ценностей. То,что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки),оказывается ценным, то, что связано с игрой – менее важным. Ребенок начинаетутрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другаялогика мышления. В этотпериод развития собственная активность ребёнка определяется самим малышом,детерменированная его внутренними состояниями. Ребёнок в этом процессевыступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящийеё цели, ищущий пути и способы их достижения. Ребёнок здесь выступает каксвободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Онпонимает и осознает разницу идущую от него самого( " Я сам") иактивностью идущей от взрослого, направляющего и регулирующего его деятельность[7].

3.2 Новообразованиядошкольного возраста
К 7 годамвозникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудностиповедения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны оттрудностей дошкольного возраста. Такие новообразования, как самолюбие,самооценка, остаются, а симптомы кризиса: манерничанье, кривлянье — преходящи.В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего ивнешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и остраяборьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты — побольшеили послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется.Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становитсявозможна только теперь. Этот кризис саморегуляции, напоминает кризис 1 года.Ребёнок начинает регулировать своё поведение правилами. Раньше покладистый, онвдруг начинает предъявлять претензии, на внимание к себе, поведение становитьсявызывающим. В поведении появляется демонстративная наивность, котораяокружающими воспринимается как неискренность, кажется излишне взрослым,предъявляет к окружающим претензии. Для ребёнка распадается единство аффекта иинтеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения.Ребёнок не владеет своими чувствами; не может сдерживать, но и не умеетуправлять ими. Утратив одни формы, он не приобрёл ещё другие. Новообразованиемкризиса 7 лет является возникновение личного сознания и конкретной самооценки, комплексы готовности к школьному обучению:
1. Коммуникативная готовность. Заключается в том, что ребёнок можетнормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годысоциализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся болеевнимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольникиумеют «вчувствоваться» в состояние окружающих. Они начинают понимать,что их сверстники и взрослые чувствуют и переживают не всегда так, как они. К6-7 годам для ребёнка происходит расслаивание сферы человеческихвзаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводудеятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, вних нормы ставятся под индивидуальный контроль. Дошкольник путает эти двесферы, для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.
2. Когнитивная готовность. Уровень развития познавательныхпроцессов: внимания. Мышления, памяти, воображения. Ребёнок начинаетформировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить еёописание. Делает он это с помощью сказки. Сказка – это такая знаковая система,с помощью которой ребёнок интерпретирует окружающую действительность. Затем этосказочное мышление разрушается («Это не по правде!»). когда ребёнокначинает различать быль и не быль, сказка превращается в миф. К возрасту 5-7лет ребёнок пытается ребёнок пытается осмыслить такие явления как смерть.Мышлению ребёнка этого возраста свойственен анимизм – стремление приписатьнеодушевлённым предметам или животным человеческие черты. Желание взрослыхизбежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна.Уклончивая или искажённая информация может помешать детям проанализировать своичувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Так же важно не давать детямту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справитьсяэмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямыеответы на их вопросы.
3. Уровень эмоционального развития. Ребёнок должен научитьсяпреодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этомунаучиться игра. Дети старшего дошкольного возраста должны так же научитьсясправляться с агрессивностью. Есть определённая закономерность в развитиидетской агрессивности. Пик её приходиться на 4,5 года, а затем постепенноубывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваиваютнормы поведения, которые способствуют снижению агрессивности. Родители могутускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируючувствительность к переживаниям других.
4. Технологическая оснащённость. Имеется в виду минимум знаний,умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Под ЗУН понимается умениечитать, писать, считать. Психологи считают, что важнее иметь развитоевоображение. Воображение – это действие в смысловом поле, оно являетсяпредтечей мышления.
5. Личная готовность. Личная готовность проявляется всамоактуализации. Это значит, что он открывает себя с радостью, что он такой, чтоон есть, а главное — с любовью и восторгом. Для девочек самоакуализация ещё враннем детстве выступает в виде привлекательности, а для мальчиков – в видеэффективности.
Подвлиянием этих двух факторов у дошкольника складываются основные структуры личности:
1. Притязание личности (эффективность и привлекательность). Уровеньпритязаний формируется путём успехов и неудач. Если ребёнок найдёт свою сферудеятельности или общения, то страх компенсируется уверенностью в себе, в своихсилах. Позиция уверенности: «Всё зависит от меня, от моих способностей».Позиция неуверенности: " От меня ничего не зависит, всё под влиянием рока".
2. Формирование Я — концепции. Я-концепция включает в себя 3аспекта:
а)оценочный: ребёнок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость,но он их знает.
б)когнитивный- -способность составить описание самого себя.
в)эмоциональный. Восприятие связано с типом переживаний. Если взрослый помнитсебя ребёнком, то ведущую роль играет эмоциональный фон (удивление, страх,угроза). Ребёнка можно понять через рисунки.
3. Перспективыличности у ребёнка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослостиприсоединён к обучению, то он будет удовлетворять ребёнка, и наоборот.Перспектива – это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Безосознания перспективы нет деятельности.
4. Формированиеиерархии побуждений, иерархии мотивов. К 5-6 годам складывается механизмсмысловой коррекции побуждения к действию. Действие становиться поступком, иребёнок выбирает, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.
3.3 Базоваяпотребность в дошкольном периоде
Базоваяпотребность – уважение. Любой младший школьник выказывает претензию науважение, на отношение к нему как к взрослому. Если потребность в уважении небудет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком наоснове понимания. " Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают".Затруднения в усвоении новых форм и правил поведения могут вызватьнеоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Дети учатсяудовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми дляних самих и тех, с кем они общаются. Важно в этот период не оказывать давлениена ребёнка, а позволить ему самому решать определённые задачи, не давать готовыхответов, а осторожно направлять в действии, помогать ему самому найти решение[8].
3.4 Признакикризисного периода семи лет
На основевозникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основные признаки кризисасеми лет:
1) потерянепосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того,какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
2)манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душазакрыта);
3) симптом«горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать.Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становитсянеуправляемым;
4)переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит),благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе, которые былиневозможны до обобщения переживаний.
5) ккризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективноеобобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагупереживают неудачи, проигрывают. У ребенка школьного возраста возникаетобобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, унего возникает аффективное образование, характер которого так же относится кединичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятиюили воспоминанию.
В основеэтих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняяжизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается навнешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на неевлияет. Возникновение внутренней жизни — чрезвычайно важный факт, теперьориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризистребует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержанияотношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностьюлюдей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественнополезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлениискорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенокдостигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьномуобучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, чтоготовности к обучению в школе у многих детей еще нет [4].

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис трех лет возникает врезультате определенных достижений в личностном развитии ребенка иневозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другимилюдьми. Следует предоставить ребёнку сферу деятельности, где бы он мог проявлятьсамостоятельность. Эта сфера деятельности — в игре. Игра с её особыми правиламии нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребёнка тем «безопаснымостровом, где он может развивать и апробировать свою независимость,самостоятельность».Главный вопрос, на которыйребенок отвечает себе в критический период – вопрос «кто я?». Второйвопрос любого кризиса «Что могу?». Способности, умения и возможностидетей возрастают непрерывно. Кризис 3-летнего возраста, называют фазойстроптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежуткомвремени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенокстановится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм,капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весьпериод развития. Кризис 3 лет — переход от раннего детства к дошкольномувозрасту.
Кризис 7 лет являетсясоединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Общение совзрослыми играет важную роль в жизни ребёнка. От того, как взрослые организуютэтот процесс, во многом зависит познавательное и личностное развитие ребёнка. Родителям важно сформировать у детей готовность к сотрудничествусо взрослыми и быть готовыми самим к такому сотрудничеству. В период кризиса семи лет, ребёнок вдруг становитьсянеузнаваемым: из послушного, он вдруг начинает предъявлять претензии навнимание к себе, поведение становиться вызывающим. У него в поведениипоявляется демонстративная наивность, которая раздражает, и родителям иокружающим кажется неискренней. Отсюда возникает непонимание и, в результатеконфликт, который разрушает отношения. Дети учатся удовлетворять свои физическиеи духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем ониобщаются. Стремятся найти такие формы поведения, которые помогут им ввести своижелания и интересы в приемлемые для них рамки. И если я, как родитель илипедагог, поощряю самастоятельность ребёнка – это способствует развитиюинтеллекта и инициативы. Если же проявлением независимости часто сопутствуютнеудачи или детей излишне строго наказывают за какие то проступки, это можетпривести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением ксамостоятельности и ответственности. Кризис возникаетнезаметно — трудно определить момент его наступления и окончания. Характернорезкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастногопериода. Внешние условия определяют конкретный характер обнаружения ипротекания критических периодов. Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывноепостроение нового, которое так отчетливо выступало во всех стабильныхвозрастах, в периоды кризиса как бы затухает, временно приостанавливается.Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет изприобретенного прежде. Наступление этих возрастов не отмечается появлениемновых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых формвнутренней жизни. Ребенок, вступающий в периоды кризиса, скорее,характеризуется обратными чертами: он теряет интересы, вчера еще направляющиевсю его деятельность, которая поглощала большую часть его времени и внимания, атеперь как бы замирает; прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутреннейжизни как бы запустевают. Негативным содержанием исчерпывается весь смыслразвития в критические периоды. Это убеждение закреплено в названияхкритических возрастов; иной такой возраст называют негативной фазой, иной — фазой строптивости. Негативное содержание этого возраста проявляется в первуюочередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения.Задача родителей сформировать в ребёнке уверенность в своихсилах, а не способности. Из-за незнания данной информации, мы, как родителистараемся сформировать в своих детях способности к тому, что не смоглиреализовать сами, тем самым не помогаем ребёнку утвердиться в своих силах иуверенности. Общение со взрослыми играет важную роль в жизниребёнка. От того, как взрослые организуют этот процесс, во многом зависитпознавательное и личностное развитие ребёнка. Родителямважно сформировать у детей готовность к сотрудничеству со взрослыми и бытьготовыми самим к такому сотрудничеству.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.