Реферат по предмету "Психология"


Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека

ПЛАН
Введение
1. История возникновения представлений обессознательном
2. Взгляд мыслителей прошлого на теориюбессознательного
3. Фрейд и его теория бессознательного. Толкованиесновидений
4. Сознание и бессознательное как феномен
Заключение
Библиографический список

Введение
Данная работа посвящена теме бессознательныхпроцессов в поведении человека. Бессознательное — это не только один из центральныхи основных психологических вопросов, но, в гораздо большей степени, вопросметодологический, т.е. лежит в основе построения самой психологической науки. Следовательно,цель настоящей работы – дать характеристику этому сложному явлению каквнутренний модели собственного мира человека.
В 1908г. понятие бессознательного в психологии прировнялипо значению к понятию потенциальной физической энергии в физике. Только свведением этого понятия становится вообще возможна психология каксамостоятельная наука, которая может объединять и координировать факты визвестную систему, подчинённую особым закономерностям.
Своими задачами автор данной работы ставитпрежде всего, указать исторические предпосылки трактовки понятиябессознательного; исследовать структуру предмета через призму философскихвзглядов мыслителей прошлого; попытаться объяснить, в чём состоит феномен этогоявления.
Целые системы и психологические направленияполучают совершенно своеобразное развитие в зависимости от того, как ониобъясняют для себя вопросы психики, сознания и бессознательного. Примерамимогут служить психоанализ, построенный на понятии бессознательного, итрадиционная эмпирическая психология, изучающая исключительно сознательныеявления.
Вопросы психики, сознания и бессознательногоимеют определяющим методологическое значение для всякой психологическойсистемы, т.к. от этого зависит, как решается судьба науки.
Бессознательное, понимаемое как первоначальносвободная, произвольная и не стеснённая никакими ограничениями со сторонычеловека деятельность, кладётся многими философами в основу не только творениямира, но и его познания. Бессознательное – это извечно заданный, неотъемлемыйспутник человеческой жизни, т.к. деятельность сама по себе бесконечна и неимеет каких-либо пределов.
“ Наше нормальное бодрствующее сознание,разумное сознание, как мы его называем, — это не более чем один особый типсознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшейпреградой, лежат потенциальные, совсем иные формы сознания. Мы можем прожитьжизнь, и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул,- и они появятся в мгновение ока во всей полноте: определенные умонастроения,которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены “.[1]
Такова общая структура исследования указаннойтемы.

1. История возникновения представлений о бессознательном
Человек обладает необыкновенным даром: он можетвызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен с предельнымпогружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их.Человеку дано рассуждать, познавать и оценивать, выстраивать стройнуюпоследовательность умозаключений. Кроме инстинктивных действий человеку свойственныещё и сознательные. Иначе говоря, сознание – это высший уровень психическойактивности человека как социального существа. Этот процесс можно представитьсебе как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека всоциуме. Сознание есть результат общения, обучения и трудовой деятельности.
Для осознанного управления своим поведениемчеловек использует сигналы, одновременно поступающие из внешней среды и отвнутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается,хотя они тоже используются для регулирования поведения, но на подсознательномуровне. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называетсябессознательным.
Область бессознательного огромна. Это активныепсихические образования. состояния, процессы, операции и действия человека.Сознание черпает свои силы в бессознательном. Это такое состояние человека, прикотором у него отсутствует сознание, но психика продолжает функционировать.
История бессознательного уходит своими корнямив глубокую древность. Для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийскойфилософии, было характерно признание существования “неразумной души”,“неразумной жизни”, протеекающей таким образом, что человек не властен надсвоими чувствами. В Бхагавадгите наличествует понятие о трояком разделенииразума – знающий, страстный и темный, окутанный мраком. Страсть, вожделение –это основное начало человеческой души, неразумное по своей внутренней природе. Буддийскоеучение также исходит из признания наличия несознательной жизни. Йога допускает,что “кроме сознающего разума имеется бессознательная, но психически активнаяобласть”.[2]
В античной философии также возникли догадки отом, что внутренний мир человека богаче, обширнее сознания. Во многих душевныхсостояниях индивид  не отдает себе отчета, а многие его поступки вообще непродиктованы разумом.
2. Взгляд мыслителей прошлого на теориюбессознательного
В философии XVII-XVIII столетий на передний план выдвинулись вопросы,связанные с пониманием природы психики, определением места и роли сознания вчеловеческой жизни, раскрытием значения чувственного и рационального в процессепознания, выявлением связей между внешним и внутренним миром человека.Основным, занимающим философов, вопросом, было то, следует ли рассматриватьчеловеческую психику как наделенную исключительно сознанием, можно ли допуститьв ней наличие чего-то такого, что не обладает свойствами сознательности, или жечасть процессов, происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно,следует вынести за пределы психической жизни человека?
Мыслители XVIII столетия полагали, что сознание человека предельно прозрачно, апроцесс мышления реализуется без всяких помех. Иными словами, нет такогосодержания сознания, которое не было бы ясным и обозримым. Никто изпросветителей и помыслить не мог о том, что человек может поступать безотчетно,не осознавая своего разума.
Представление о бессознательном каксовокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных всознании субъекта, в философии было сформулировано  в XVIII в. немцем Г.В. Лейбницем. По его мнению, бессознательное  лежит запорогом осознанных представлений и является низшей формой душевнойдеятельности.
Разумеется, история возникновения представленийо бессознательном не ограничивается сферой философии. Она распространяется такжена область физиологии и медицины. Уже доказано, что задолго до Фрейда идеи обессознательном были высказаны рядом ученых-естествоиспытателей, физиологов, психологови психиатров. Во второй половине XIX столетия идеи обессознательной человеческой деятельности носились в воздухе. В период с 1872по 1880 г.г. на нескольких языках было опубликовано по меньшей мере шесть книг,в названии которых стоял термин “бессознательное”. К моменту создания психоаналитическогоучения представления о бессознательном имели широкое хождение как средифилософов, так и среди медиков.
За два минувших столетия взгляд на природусознания радикально изменился. Оказалось, что сознание реализует себя, преодолеваявнутренние коллизии разума. Однако представления о сознании стали гораздо болеедраматичными после того, как был открыт феномен бессознательного, претворяемогомножеством более ранних интуитивных прозрений.
Против абсолютизации власти разумного начала вчеловеке выступил Спиноза (1632-1677), считавший, что “люди скорее следуютруководству слепого желания, чем разума”.[3] Он выдвинулположение, согласно которому влечение есть сама сущность человека. В дальнейшемэти представления о соотношении разума и страстей, сознания и влечения человеканашли свое отражение в работах ряда философов.
Английский философ Локк (1632-1704) ставилвопрос о существовании ощущений, представлений и идей, лишенных свойствасознательности и разумности. Согласно взглядам Лейбница (1646-1716), труднообъяснить возникновение сознательных представлений и идей, если не допуститьсуществование чего-то такого, что не характеризуется свойством сознательности,но тем не менее, дремлет в человеческой душе. Целью мыслителей того временибыло по-своему разрешить проблему непрерывности процессов познания. Исходилиэти рассуждения фактически из признания наличия бессознательного в душечеловека.
Юм (1711-1776) предпринял попытку доказать, чтосам по себе разум не может служить мотивом волевого акта и препятствоватьпротеканию аффектов. При этом Юм полагал, что нет никакой необходимостиговорить о какой-либо борьбе между разумом и аффектами.
Проблема бессознательного, облаченная в формурассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит своеотражение в философии Канта (172401804). Он не только не сомневается в наличииу человека бессознательных представлений, но и всячески подчеркивает, что сфераэтих представлений довольно обширна, в то время как доступные сознанию “ясные”представления не столь многочисленны.
Бессознательное, понимаемое как первоначальносвободная, произвольная и не стесненная никакими ограничениями со сторонычеловека деятельность, кладется в основу не только творения мира, но и познанияего. Такая трактовка бессознательного имела место в философии немецкогофилософа Фихте (1762-1814). Он всячески стремился показать путь становлениячеловека от бессознательной свободы через сознательное ограничение. Основной постулатфилософии Фихте – деятельность есть бессознательное стремление ксаморазвертыванию, активное по своей природе и свободное в своих проявлениях.Такой точки зрения придерживались и другие философы. Бессознательное не столькоизымается из человеческого бытия, сколько возносится над ним. Оно пронизываетсобой всю деятельность человеческого существа – своего рода “бессознательныйдух”. В процессе саморазвертывания этого духа происходит становление сознания исамосознания человека.
Размышления о проблеме бессознательного заняливажное место во многих философских работах того времени. В XIX в. осуществляется переворот от рационализма эпохи Просвещения крационалистическому пониманию бытия человека в мире. На передний план выходитнемецкая классическая философия. Шопенгауэр в своем труде “Мир как воля ипредставление” (1819) выдвинул теорию, согласно которой первоначалом являетсябессознательная воля как исходный принцип творения мира. В ней находитсяисточник спонтанного развития, поскольку, по мнению Шопенгауэра, “ воля, самапо себе и в своем изначальном виде, бессознательна и слепа”.[4]Таким образом, разум способен постичь только явления, а не суть происходящего. Воля– это реальное и сущность, а все остальное только обусловлено ею.
Аналогичных взглядов придерживался и Ницше(1844-1900), но, в отличие от однозначной трактовки бессознательной волиШопенгауэром, Ницше интерпретировал это понятие как первоначальную движущуюсилу, стремящуюся вырваться наружу.
Многие идеи этих философов в значительнойстепени предопределили различные психоаналитические концепции и представления обессознательном.
Проблематика бессознательного неоднократно обсуждаласьи русскими философами, включая П.Л. Лаврова, К.Д. Кавелина, М.М. Троицкого,И.Ф. Федорова и др. Многие из них пришли к выводу, что область бессознательноговесьма обширна, а мотивами человеческих действий являются желания, чувства истрасти, а не воля и рассудок.
Таким образом, к началу XX в. сложилось представление о сознательном и бессознательном,сформированное не только западноевропейской, но и русской философской мыслью, аих изучение получило развитие в отдельных направлениях психологии.
3. Фрейд и его теория бессознательного. Толкованиесновидений
Многие теоретики психоаналитической ориентациидолгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферубессознательного, совершив тем самым переворот в науке. Однако такиепредставление далеки от истинного положения вещей. Фрейд ввел представление обуровнях строения психики; им было впервые рассмотрено соотношение сознания ибессознательного. Этот ученый является основателем психоанализа. По мнениюмногих, достижения в этой области поставили его в один ряд с такимимыслителями, как Дарвин, Маркс и Эйнштейн. Фрейд во многом перевернул существовавшеедо него представление о человеке.
К моменту создания психоаналитического ученияпредставления о бессознательном имели широкое хождение как среди философов, таки среди медиков. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Фрейд обратился космыслению этой проблемы, поставив её в центр своего психоаналитическогоучения.
Фрейд показал, что наша психика в процессеэволюции приобрела драгоценный дар – способность вытеснять из сознаниянеприятные переживания в другие её участки. Безусловно, мы просто не выдержалибы такого напряжения сознания, если бы все наши жизненные катастрофы собиралисьна одном этом участке. Психические травмы вытесняются в те участки психики,которые и называются бессознательным.
Мы перестаем их осознавать, но они продолжаютдействовать и зачастую определяют содержание сознания. Основатель психоанализаговорит о том, что подавленное и вытесненное в бессознательное желание человека“продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным…”.[5]
Для Фрейда бессознательное – это вместилищеинстинктов, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. Фрейдовскиепредставления о человеческой психике как состоящей из Оно (бессознательное), Я(сознание) и Сверх-Я (совесть) известны. Отношение между бессознательным исознанием, где оно сравнивается с лошадью, а Я – с всадником, сидящим налошади, но практически подчиненным её необузданным порывам, представления оСверх-Я – все это часто воспринимается как новое слово в истории науки ифилософии, впервые сказанное Фрейдом. Однако в истории философии имеются болееранние аналоги подобных взглядов на человеческую психику. Прежде всего, Фрейдисходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательноми только затем может оказаться в сфере сознания, причем далеко не всепсихические акты становятся сознательными. Бессознательное представлено уФрейда в качестве унаследованного глубинного слоя, в недрах которого копошатсяскрытые душевные движения, выражающие различные безотчетные влечения человека. Сознаниевыступает как посредник между бессознательным и внешним миром, предназначенныйдля содействия в деле оказания влияния этого мира на бессознательнуюдеятельность индивида.
В психоаналитической философии бессознательноепредстает в качестве двух самостоятельных  психических процессов: скрытое, носпособное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не можетстать сознательным. Зачастую это приводит к двусмысленному пониманиюбессознательного. Психоаналитическая философия основывалась на раскрытиисодержания вытесненного бессознательного, хотя это — только часть понятия иполностью не покрывает его.
Итак, Фрейд совершил революцию в нашемпредставлении о субъекте. Он стремился показать, что сознательная жизньявляется только малой частью всего психического существования человека. Еслисравнить нашу психику с айсбергом, то надводная часть – это все то, чтоявляется сознательным, а бессознательное будет ассоциироваться с гораздобольшей невидимой массой льда, которая находится под водой. Именно этаневидимая масса определяет как центр тяжести, так и курс движения айсберга.бессознательное – это ядро нашей индивидуальности.
Исследовать подсознание можно разнымиспособами. У самого Фрейда центральное место заняло толкование сновидений. “Толкование сновидений есть via Regia (дорога в царские чертоги) к познанию бессознательного, самоеопределенное основание психоанализа и та область, в который всякий исследовательприобретет свою убежденность и образование”.[6]
Проблема сновидений не является новымоткровением для философии, напротив, именно философы дали Фрейду пищу дляразмышлений.
Чтобы понять сновидение, необходимо различатьего явное содержание и скрытое бессознательное содержание. Первое – это то, чтомы более или менее успешно можем вспомнить после пробуждения. Второе находитсяна уровне подсознания. Сновидение, как мы его вспоминаем (явное содержание)является, таким образом, искаженной реализацией вытесненных желаний. Фрейдназывал этот процесс “работой сновидения”. Кроме того, существует и вторичнаяработа сновидения – подсознание использует “артистические” средства; в нашихсновидениях мы все становимся актерами. Работа сновидения трансформируетскрытые мысли сновидения в его явное содержание. Сновидение, как мы еговспоминаем, содержит скрытое сообщение, которое контрабандой допускается в нашесознание. Мы смотрим на явное содержание сна, как на ребус, который должен бытьразгадан.
Таким образом, попытка расшифровки сновиденийведет Фрейда к пониманию того, как подсознание функционирует в соответствии снекоторыми “грамматическими” правилами. Если следовать соображениям Фрейда, тоза нашими сновидениями, неадекватными реакциями, шутками и невротическими симптомамискрываются бессознательные мотивы. Возникает подозрение, что вещи, которыеявляются осмысленными в свете сознательных намерений и мотивов субъекта, могутприобрести новый смысл с помощью психоаналитического исслелованиябессознательного. То, что на первый взгляд кажется нам непонятным ибессмысленным, получает новый смысловой оттенок, если рассматривать это каквыражение бессознательных мотивов и намерений.
Открытие Фрейда разрушило традиционноепредставление о человеке. Со времен греческих мыслителей европейская тра-
диция рассматривала человека как единственноесущество, на-
деленное способностью автономного разума. Разумописывался
как важнейшее свойство, присущее толькочеловеку и отличаю-
щее его от других существ. Но, как выяснилось,в душе челове-
ка происходят неосознаваемые им, не подвластныеосмыслению
процессы, которые могут влиять на сознательные,рассудочные представления, действия, решения и определять их, и это разрушилотрадиционный образ человека.
4. Сознание и бессознательное как феномен
Чего в человеке больше – разума илинеразумного? В нем есть и то, и другое. В течение многих тысячелетий человеквообще был неразумным существом. Бессознательное и сегодня во многом определяетпоступки и мысли человека, но он наделен рассудком, и в этом своеобразнаяэксцентрика человека как живого существа.
Любое проявление бессознательного представляетсобой ценный акт человеческой психики, наделенный определенным смыслом, хотя ине осознаваемый индивидом. Феномен человеческой психики состоит и в том, чтомозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное,присущее всему человечеству.
Коллективное бессознательное (термин ввелшвейцарский психоаналитик К. Г. Юнг) состоит из общечеловеческих первообразов –архетипов. Это структурные элементы коллективного бессознательного не толькоиндивидов, но и предшествующих поколений. Согласно Юнгу, эти образы живут внашей психике, а “берутся” они из общечеловеческого опыта, а не из нашего собственного.
В древности люди представляли себе жизнь какчереду бесконечно сменяющихся событий, которые движутся по кругу. Круг какнельзя лучше символизировал неизбежность событий. Проходит жизнь, века сменяютдруг друга, но время вечно, и ничто не в силах замедлить или остановить егоход.
Современному человеку эти прообразы могутпоказаться очень далекими. Но это не так. “ Юнг открыл, что в культурномтворчестве, в мифах, сказках, легендах, эпосе, в литературе, живописи и даже всновидениях, в искажениях сознательного поведения, повсеместно и во все временаобнаруживаются некие устойчивые мотивы”.[7] Это и естьархетипы.
Бессознательное – это такое же исключительноепроявление человека, как сознание; оно определяется общественными условиямисуществования человека. В нашем бессознательном можно обнаружить некиестандарты, позволяющие сопоставить потоки видений. У каждого типа видений своисобственные истоки и своя особая природа.
Первый тип видений – это эстетический опыт. Когдабессознательное вырывается из-под контроля сознания, человек видит необычныецветовые пятна, форма и тон которых постепенно меняются; рождаются картины сфантастическими ландшафтами. Это свидетельствует о том, что психологическиесостояния человека воплощаются в эстетических образах.
Второй тип видений основан на конкретномбиографическом опыте. Их образы рождаются из индивидуального бессознательного.Человек как бы заново проживает некоторые события своей жизни. Наше прошлое невыстраивается в памяти в виде череды конкретных и последовательных эпизодов,поэтому природа распорядилась так, что вспышки памяти озаряют неожиданно. То,что происходит с человеком, не растворяется и не исчезает, а уходит в глубиныподсознания.
Третий тип видений – своего рода сенсация,основанная на неизгладимом и разносторонним феномене рождения ребенка.Психологи считают, что при рождении ребенок испытывает сильнейший стресс. Врезультате в психике плода происходят глубочайшие изменения. Культурологисчитают, что вся мировая мифология  рождена именно психическим опытом младенца.
Подсознание человека способно вынести наповерхность то, что близко и понятно индивиду. Но в глубинах психики возникаютобразы, выходящие за пределы той культуры, в которой живет конкретный человек,например, Китай, Япония, Индия, Египет и др. Совершенно очевидно, что в егоиндивидуальной памяти эти воспоминания не могут быть подкреплены конкретностьювидений, но впечатления довольно яркие. Казалось бы, все это можно объяснитькак коллективное бессознательное, однако данный опыт ученые склонны называть трансперсональным,т.е. относящимся к совокупному общечеловеческому достоянию. Это последний,четвертый тип видений.
Картина человеческой психики сложна имногогранна. Представления о бессознательном носят пока фрагментарный характер,поскольку это очень сложная структура, имеющая свои ярусы. В процессеисследования психики обнаружились такие грани бессознательного и глубинныепротиворечия сознания, что ученые и мыслители уже выражают сомнение в том, чторазум может успешно вести человечество за собой. Но разум способен перевестибессознательное в сознание, которое является, в свою очередь, ценным средствомвозвышения человечества.

Заключение
Человеческая психика не является чем-то лежащимпо ту сторону природы или государством в государстве; она является частью самойприроды, непосредственно связанной с функциями высшей организованной материиголовного мозга человека. Как и вся остальная природа, она не была создана, авозникла в процессе развития. Традиционно считается, что жизнь зародилась впервозданном океане в результате беспорядочных химических реакций. Точно так жеклеточная организация материи и эволюция от низших форм жизни к высшим возниклибез участия разума, в итоге непредвиденных генетических реакций и естественногоотбора.
И все-таки, каким образом произошлонеобъяснимое на современном уровне науки событие – как бессознательная и инертнаяматерия стала осознавать себя и окружающий мир? Сознание присуще только живыморганизмам и оно требует высокоразвитой центральной нервной системы.Следовательно, оно рассматривается как продукт высокоорганизованной материи.
Современная психология нацелена на объяснениепричин и механизмов сознания и бессознательного. В её рамках уровни строенияпсихики представлены как уровни переработки информации. Это позволилоприблизиться к пониманию структуры и механизмов действия бессознательного, атакже к глубинному пониманию взаимоотношений между сознанием и бессознательным.
Фрейд, обращаясь к феноменологиибессознательного, стремился понять механизм перехода психических актов из сферыбессознательного в систему сознания, раскрыть содержание бессознательныхпроцессов.
Поэтому и сегодня, в отличие от традиционныхфилософских систем с их акцентом на изучении внешних причин, оказывающихвоздействие на человека, психология и психоаналитическая философияориентируются на исследование внутренних причин, направленных на выявлениесмысла бессознательных актов и внутренних связей, существующих междубессознательными процессами.
Объектом исследования становятся все, пустьдаже на первый взгляд неприметные явления, бессознательные проявления,раскрытие смысла и значение которых представляются важными с точки зрениятеории познания. Ранее такие явления не вызывали какого-либо серьезногоинтереса у исследователей в силу непривлекательности или незначительностипротекания процессов, осмысление которых не представлялось ценным для пониманиябытия человека в мире.
Однако выявление подлинного смыслабессознательных актов, влечений и побуждений человека, скрытых от его сознанияи совершенно непонятных в силу символического языка самого бессознательного, немыслимобез обращения самого пристального внимания на обыденность человеческогосущества. Это осуществляется путем трудоемкого и скрупулёзного расчленениясамых незначительных скромных проявлений, с тем, чтобы постепенно добраться допервооснов бытия человека с его исторически сложившимися структурами.Бессознательное громогласно заявляет о себе, хотя  сознание человека не слышитего голоса, т.к. они говорят на разном наречии. Поэтому сегодня усилияисследователей сосредоточены на расшифровке языка бессознательного.

Библиографический список:
         Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков и др.Основы психологии и педагогики. Учебн. пособие. – М.: Новое знание, 2004.
         Л.С. Выготский. Психология. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС,2000.
         П.С. Гуревич. Основы философии. Учебн.пособие. – М.: Гардарики, 2000.
         У. Джеймс. Многообразие религиозногоопыта. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
         В.Н. Дружинина. Психология. Учебн. длягуманит. вузов. – СПб.: Питер, 2001.
         В.М. Лейбин. Фрейд. Психоанализ исовременная западная философия. – М.: Издат-во политической литературы, 1990.
         Г. Скирбекк, Н. Гилье. Историяфилософии. Учебн. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Пер. с англ. В.И.Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
         А. Шопенгауэр. Мир как воля ипредставление. – М.: Диадема-Пресс, 2001.
         З. Фрейд. Психоанализ. Психологиябессознательного. – М.: Издат-во политической литературы, 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.