Московский психолого-социальныйинститут
Марийскийфилиал
Курсовая работа
Тема: Профилактика конфликтов в классном коллективе
Выполнила:
студентка 5 курса
группы 02ПП/4
Радкова Л.Е.
Проверил:
Сокольникова В.А.
Йошкар-Ола
2007
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы
1.1 Понятие конфликта и егосоциальная роль
1.2 Психологическая характеристика и особенностимежличностных взаимоотношений детей подросткового возраста
1.3 Особенности конфликтов в классныхколлективах
1.4 Возможные психопрофилактическиемероприятия предупреждения и устранения межличностных конфликтов в классе
Глава II. Практическое применение форм и методов в эксперименте
2.1 Диагностика взаимоотношенийклассного коллектива
2.2 Тренинговые упражнения,помогающие преодолеть конфликтные ситуации в условиях классного коллектива
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Актуальность
Конфликтные процессы малокто одобряет, но почти все в них участвуют.
Конфликты между детьми иподростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личнойнеприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.
Межличностные имежгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессахжизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как насамих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложилсянеблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваиваютпрограммный материал, простая обида может, в конечном счете, привести кпроявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Заниматься своевременнойдиагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайненеобходимо.
Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно,будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителястанут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами,а на свою основную деятельность.
Во-вторых, конфликты оказывают заметноеотрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих.Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезныхзаболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительновлиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
В-третьих, именно в школе у ребенка, подросткаформируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии,которые случаются в жизни каждого человека {7, 5}.
В данной работепланируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказатьреальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательнойшколы, создание вобщеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшиткачество воспитательного процесса.
Цельюработы является изучение влияния конфликтов намежличностные отношений в классном коллективе.
Объектом исследования являются учащиеся 6класса общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются межличностные отношения в коллективеподростков.
В ходе исследованияставились следующие задачи:
· теоретическиобосновать необходимость работы по профилактике конфликтов в школе;
· проведениедиагностического исследования межличностных отношений в классном коллективе;
· подбортренинговых упражнений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций.
В ходе исследованияиспользовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературыпо психологии, конфликтологии и социологии, проведена опытно-экспериментальнаяработа по данной проблеме.
Методическая базавключает в себя широкий круг литературы. Прежде всего, это учебные иметодические пособия, периодические издания, монографии. Среди монографическихизданий хочется выделить работу А.Я. Анцупова «Профилактика конфликтов в школьном коллективе»(М.,2003);«Социальная психология»под редакцией А.Л. Журавлёва (М.,2002г.). Большим достоинством этих работ является то, что в них отводитсязначительное место исследованию причин возникновения конфликтных ситуаций вшколе, а также их профилактике. Кроме того, данной проблеме посвящали своиработы отечественные и зарубежные авторы: Гришина Н.В., Корнелиус Х., Дубовская Е.М., Петровская Л.А., Петровский А.В.,Журавлев В.И., Козырев Г.И..
Гипотеза — психопрофилактика конфликтовпомогает поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку вклассном коллективе.
Экспериментально –исследовательская работа проводилась на базе СОШ № 9 города Волжска РеспубликиМарий Эл.
Для изучениявзаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:
1.Социометрия
2. Диагностикамежличностных отношений Т. Лири
3. Стратегия поведения вконфликтной ситуации К. Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной).
Структура работы состоитиз введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Понятие конфликтаи его социальная роль
Я не могу припомнить ниодного аспекта межличностного взаимодействия, о котором человек не был быприучен тревожиться.
Гарри СтакСалливан.
В своей жизни я испыталмножество неприятностей. Некоторые из них произошли на самом деле.
Марк Твен.
Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение)– это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут бытьконкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята былаеё точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают оконфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами,враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегданежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения,дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив илипроблем. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Подконфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми илигруппами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства,мобилизуемые каждой из сторон” {47, 39}. Наиболее ярко эта позиция представленав работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американскогосоциолога Л. Козера. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключаетсяв том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляетсобой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны испособствующую стабилизации общества. Л. Козер в своей классической работе “Функциисоциальных конфликтов” подчеркивал, что конфликт несет в себе не толькодеструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивныйпотенциал {46, 79}.
Но один из создателейсовременной конфликтологии, западногерманский социолог Р. Дарендорф, в основусоциальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть,престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любомсообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные.Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его последователей, является стремлениек доминированию {46, 86}. П. А. Сорокин указывал на связь конфликта судовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит вподавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он неможет существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье,самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе. Вместе с тем, онподчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства ихудовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловленсоциальной организацией общества {43, 74}.
Если конфликтыспособствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то ихназывают конструктивными.
Конфликты, препятствующиеэффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.
80% конфликтов возникаетпомимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики итого, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль ввозникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.
Конфликтогены – это слова, действия (илибездействия), могущие привести к конфликту.
Большая опасностьпроистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалацииконфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мыстараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильнымсреди всех возможных.
Очень важно знать формулуконфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:
КОНФЛИКТ= КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
Конфликт – это открытое противостояние какследствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия,содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств,являющихся поводом для конфликта.
Из формулы видно, чтоконфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из нихне является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт –значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, чтопервое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике вбольшинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но частотакже мы используем прием — подавление — уход от реализации целей под воздействиемвнешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой моментвыйти наружу в форме агрессии{26,16}.
Агрессия может бытьнаправлена на другого человека или группу людей, если они являются причинойфрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождаетсясостояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызываютответную агрессивную реакцию, и с этого момента начинается социальный конфликт.
Причины конфликтов.
У всех конфликтов естьнесколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых онсам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:
— достаётся за то, за чтоты не несешь ответственности;
— тебя не спрашивают прирешении вопросов, в которых ты компетентен;
— награды за то, чтосделал ты, достаются другим. Что происходит? Как отстоять себя?
— тебя считаютнеспособным что-то сделать самостоятельно. Задание достается другому. И он, другой,становится свидетелем того, как низко тебя ценят. Как реагировать на унижениесобственного достоинства?
— ты выдвигаешь идеи ипредложения, кто-то выдает их за свои собственные. Как выйти из этой роли?
— перед тобой рисуютзаманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда тысоглашаешься, выясняется, работа выглядит совсем иначе. Появляется чувстводосады, которое является почвой для недовольства и сопротивления.
— за свою готовностьвыполнить несвойственную или дополнительную работу тебе тоже приходитьсярасплачиваться.
Подобные примеры можнопродолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги, и рушитсявзаимное доверие, этому подвержен практически каждый {49,162}.
Таким образом, для возникновения социальногоконфликта необходимо:
во-первых, чтобы причиной фрустрации былоповедение других людей;
во-вторых, чтобы на агрессивное социальноедействие возникла ответная реакция.
1.2 Психологическаяхарактеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подростковоговозраста
Межличностные отношенияребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеютотчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики.
Фаза индивидуализации,характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе –формированием образа «Я». По сравнению с начальной школой у детейинтенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками.Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивныхсекций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевыхотношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений,которые с этого времени приобретают особо важное значение {10, 213}.
Взаимоотношения сосверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранениивысоко ценимых свойств «хорошего товарища» повышается рольнравственного компонента во взаимооценках. Морально – волевые характеристикипартнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности болеевсего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высокооцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошимтоварищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущихоснований межличностного выбора.
Выявлено, что«предпочитаемые» и «отверженные» подростки в классеотличаются разными системами ориентаций. «Предпочитаемые» в большейстепени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозуутраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельностьприобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом навзаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучномуположению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсеразорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группахсверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкимисостояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причинойневрозов.
Как популярные, так инепопулярные школьники отличаются по уровню социального развития личности.Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируютситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстранённо.Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтнойситуации{43,162}. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутныйрезультат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий. Обостреннаяпотребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценкахокружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать своюиндивидуальность, может осложнять процессы группового развития.«Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была быодновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого {5, 74}.
Уровень развитияколлективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. Вклассах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи,ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы,встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащеннойоказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость вотказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнемколлективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета ихнравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательныйфактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобнымтипом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счетдеиндивидуализации других.
Каждый подростокпсихологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу,дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат другдругу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальныхусловиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка впозицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными ивнутриличностными конфликтами.
Из множества сфер общенияподростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой онсчитается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях{36,253}.
Потребность в общении сосверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень ранои с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстниковотрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей исамосознания. Поведение же подростков по своей сути являетсяколлективно-групповым.
Во-первых, общениесверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многиенеобходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые,например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает отсверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальноеразвитие или придать ему нездоровый характер{10, 258}.
При сходстве внешнихконтуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношескойпотребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществесверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности.Другому, важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой.Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертыйудовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью этимотивы и переплетения не осознаются.
Следует отметить, чтокоммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Этокасается и уровня общительности и характера аффиляции.
На первый взгляд мальчикиво всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнеедевочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д.чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастовзначительнее важнее, чем для женщин.
Однако различия междуполами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные.Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиковбольше, чем наличие симпатии к другим участникам игры.
С ранних возрастовмальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению;мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всехчеловеческих обществах, с одной стороны – создают и воспроизводятпсихологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественныхразличиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественныхразличиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности{10,155}.
Юношеские группыудовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированномвзрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, носредство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которыхпостепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое.
Разные виды общения могутсуществовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастомменяется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чащевсего двор или своя улица. Разные формы и места общения не только сменяютсядруг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.
Если компании формируютсяглавным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них,будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качествосовместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего.
Кроме того, особоезначение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеютопределенные и индивидуально-психологические особенности личности подростка.Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаютсякачествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качествапредставляют собой следующие группы, которые обусловлены:
— природно-генотипическимисвойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);
— характерологическимиособенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость,напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);
— семейной ориентацией поотношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основеплохо развитой рефлексии).
Обычно конфликтнаяситуация становится поводом для того, чтобы учителя обратили внимание накакие-то нарушения в межличностном взаимодействии в классном коллективе. Навиду оказывается даже не сам конфликт, который очень часто выходит за пределыпедагогического анализа, а способ реагирования на него, особенно если он носитне пассивный, а агрессивный характер. Между тем агрессивное реагирование всеголишь защитная реакция подростка на коммуникативно-сложную для него ситуацию,цель которой сберечь самооценку на принятом уровне.
Таким образом, подростковые группы и ихсоперничество – всеобщий факт человеческой истории. Явление это многоуровневое.Самый глубинный, универсальный его пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» потерриториальному принципу – существуют практически везде.
1.3 Особенности конфликтов в классныхколлективах
Именно вобщеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем впредконфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикойконфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают,развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности ипричины.
Как для любогосоциального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты.Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель –передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение имиэтого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятныесоциально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу,ученику и родителям.
В общеобразовательномучреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик,учитель, родители, администратор. В зависимости от того, какие субъектывступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на такие виды: ученик — ученик; ученик — учитель; ученик — родители; ученик – администратор; учитель –учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители — родители;родители – администратор; администратор – администратор {7,33}.
Особенностиконфликтов между школьниками
Рассмотрим один изнаиболее распространенных в учебной деятельности – конфликт между учениками.
Конфликты в подростковойсреде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н.Помяловского или описанная Р.Киплингом аристократическая школа XIX века, или группа мальчиков,оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух»английского писателя У. Голдинга.
Как отмечается в обзорешкольных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым {7, 34}, наиболеераспространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьбадвух – трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классахчасто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначитьсяконфликт трех – четырех подростков с целым классом или противостояние одногошкольника и класса. По наблюдениям психологов {30, 14}, путь к лидерству,особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма,жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один изпарадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени,чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированнойжестокости т травле себе подобных.
Генезис агрессивногоповедения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаруженаположительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников ичастотой их наказания, применяемого родителями {31,49}. Кроме того, было подтверждено,что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшимипо отношению к ним физическое насилие {43, 23}. Поэтому ряд исследователейсчитают наказание моделью конфликтного поведения личности {46, 52}.
На ранних этапах социализацииагрессивность может возникать и случайно, но при успешном достижении целиагрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию длявыхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностнойосновы важной становиться не агрессия как способ достижения, а агрессия каксамоцель, она становиться самостоятельным мотивом поведения, обуславливаявраждебность по отношению к другим на более низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликтыподростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста –формированием морально – этических критериев оценки сверстника и связанных сэтим требований к его поведению {5, 74}.
Необходимо отметить, чтоконфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами ипредставителями других наук явно недостаточно, поэтому нет и целостногопредставления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что покапрактически нет работ, предназначенных для учителей, директоров, в которых бысодержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению иконструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того,чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначалаосновательно их изучить.
В педагогической конфликтологии{4,219},специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтовмежду учениками.
Во-первых, специфика конфликтов междушкольниками определяется возрастной психологией. Возраст ученика оказываетзначительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и наособенности их развития и способы завершения. Мы знаем, что на время обучения вшколе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватываетзначительную часть детства. И здесь основным фактором, определяющим особенностиконфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся.Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активноговоспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении идеятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычнойжизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогическоговоздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации ушкольников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающимиребенок, подросток осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению ксверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов междушкольниками определяются характером их деятельности в школе, основнымсодержанием которой является учеба.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимисяв современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями всоциально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальномобеспечении семьи{7, 37}.
Нарушениемежличностных отношений с одноклассниками.
Возраст – определеннаякачественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида.Именно в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает огромноезначение. Отношения с товарищами находятся в самом центре личной жизниподростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения идеятельности, в том числе и учебной {10, 124}.
Для подростков важно нетолько общаться со сверстниками в школе, а занять удовлетворяющее их положениесреди одноклассников. Это положение, способно удовлетворить стремлениеподростка к самоуважению, является разным каждого школьника. Одни стремятсязанять в группе положение лидера, другие – получить признание и уважение оттоварищей, третьи – стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле и т.п. Влюбом случае потребность в определенном положении среди сверстников становитсядоминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается нарезультативности и эффективности процесса обучения.
Исследованиясоциометрической структуры классных коллективов, проведенные среди подростков{46, 19}, показывают, что многие ученики (16,3%) стремятся занять лидирующиепозиции в классе. Причем лидеров-девочек – больше (58,7%) по сравнению слидерами-мальчиками (41,3%).
Занять лидерскоеположение в классе подростку помогают его психологические особенности: высокаяпотребность в освоении окружающей действительности, стремление к умственномунапряжению и физическому труду, разнообразным формам деятельности.
Лидеры оценивают себя какболее активных, общительных, смелых и решительных, выше отзываются о своихорганизаторских способностях и умении ладить с людьми, считают себявлиятельными, с высоким уровнем развития силы воли и чувства юмора. Самооценкаподростков-нелидеров не столь высока. Они не так уверены в своих силах ипрактически не мотивированы на соперничество. Однако отсутствие напористости иактивности во взаимоотношениях с одноклассниками, абсолютно не означает, чтокто-нибудь из подростков-нелидеров не хочет занять более высокое положение вклассе.
Неумение илиневозможность добиться с силу каких-либо обстоятельств удовлетворяющегоподростка положения приводит к различным нарушениям в учебной деятельности,снижению успеваемости, проявлению недисциплинированности, вплоть до совершенияправонарушений. Такое влияние социометрического статуса подростка в классе наего школьную жизнь определяется, прежде всего, особенностями личного развития вэтот возрастной период, которое сопровождается повышенной конформностью ребенкапо отношению к сверстникам {7, 94}.
Сформированностькоммуникативных умений.
Исследование основныхтрудностей общения у школьников средних классов выявило, что наиболее частонарушения в межличностных отношениях среди одноклассников вызваны отсутствием уних коммуникативных умений {42, 57}. Подростки используют неадекватные способыубеждения (давление, протест, противопоставление и т.п.), стремятся кнепосредственному «натуральному» общению, недооценивая его технический аспект,связанный с умением слушать, ориентироваться в ситуациях, использоватьразличные вербальные и невербальные способы общения.
Индивидуально — психологические особенности личности подростка
Кроме того, особоезначение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеютопределенные и индивидуально-психологические особенности личности подростка.Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаютсякачествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качествапредставляют собой следующие группы, которые обусловлены:
— природно-генотипическимисвойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);
— характерологическимиособенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость,напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);
— семейной ориентацией поотношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основеплохо развитой рефлексии).
Обычно конфликтнаяситуация становится поводом для того, чтобы учителя обратили внимание накакие-то нарушения в межличностном взаимодействии в классном коллективе. Навиду оказывается даже не сам конфликт, который очень часто выходит за пределыпедагогического анализа, а способ реагирования на него, особенно если он носитне пассивный, а агрессивный характер. Между тем агрессивное реагирование всеголишь защитная реакция подростка на коммуникативно-сложную для него ситуацию,цель которой сберечь самооценку на принятом уровне.
Исследование, проведенноепод руководством В.И.Журавлева [7,64] в школах Московской области, позволиловыявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений вовзаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик-ученик»возникают, по его мнению, в таких ситуациях:
· из-заоскорблений, сплетен, зависти, доносов – 11%;
· из-за отсутствиявзаимопонимания – 7%;
· в связи с борьбойза лидерство – 7%;
· из-запротивопоставления личности ученика коллективу – 7%;
· в связи собщественной работой – 6%;
· у девочек из-запарня – 5%.
Считают, что конфликтов уученика не было – 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам — 61%школьников.
Эти данныесвидетельствуют о том, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не всеблагополучно.
Основные причиныненависти к сверстникам:
· подлость ипредательство – 30%;
· подхалимство,существование «липовых отличников и любимчиков учителей – 27%;
· личная обида –15%;
· ложь ивысокомерие – 12%;
· соперничествомежду одноклассниками – 9%.
На конфликтность учениковзаметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в классе агрессивныхучеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них– между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинахагрессии и возникновения конфликтов таковы:
· причина агрессии:желание выделится среди сверстников – 12%;
· источникагрессии: бессердечие и жестокость взрослых – 11%;
· все зависит отвзаимоотношений в классе – 9,5%;
· в агрессивностиученика виновата семья – 8%;
· агрессивныешкольники, дети с психическими отклонениями – 4%;
· агрессивность — явлениевозрастное, связанное с избытком энергии – 1%;
· агрессивность — плохая черта характера – 1%;
· в классе всегдабыли агрессивные ученики – 12%;
· в классе нет агрессивныхучеников – 34, 5 %.
Конфликты между ученикамив школе возникают, в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм вповедении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересахвсех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение доминимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило,приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов являетсяосновой для конфликта. Школьники по их собственному мнению, чаще всегодопускают следующие нарушения норм поведения в школе:
· курение – 50%;
· употребление спиртныхнапитков – 44%;
· грубость, хамствов общении – 31%;
· употребление вречи нецензурных выражений – 26,5%;
· ложь – 15%;
· неуважениеучеников друг к другу – 13%;
· распущенность вполовой жизни – 10%;
· мелкие кражи –10%;
· драки – 10%;
· хулиганство –10%;
· наркомания – 6%;
· издевательстванад младшими, слабыми – 6%;
· азартные игры (наденьги) – 3%.
Таким образом, особенности конфликтов междуучениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологиидетей, подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметноевлияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация вконкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим наконфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующаясоциально-экономическая ситуация.
1.4 Возможныепсихопрофилактические мероприятия предупреждения и устранения межличностныхконфликтов в классе
Профилактика конфликтов –это их предупреждение.
Цель профилактикиконфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которыеприводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Предупредить конфликтгораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов,несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени ипредупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеетлюбой конструктивно разрешенный конфликт{7, 94-97}.
Деятельность попредупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководителишкол и органы управления ими, школьные психологи. Работа может проводиться почетырем основным направлениям:
· создание объективныхусловий, препятствующих возникновению и деструктивному развитиюпредконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношениек своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников,личный пример педагогов и родителей). Данная модель будет работать, если работабудет выстроена как с педагогами, так и с родителями, например – тренинг«Толерантности» — его можно проводить и с учителями и с родителями и сучащимися.
· оптимизацияорганизационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласноераспределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупитьсяна похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание«ситуации успеха».
· устранениесоциально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапеможно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов,создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могутобращаться дети, их родители и учителя.
· блокированиеличностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов,циклов классных часов, методических объединений учителей: «Тренинг общения», «Всецвета, кроме черного» {26, 34}, «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой средисвоих» и т.д.
Профилактика большинствавидов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно повсем направлениям.
Несколько правил, которыеможно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми:
ÞУделяйте внимание неречевымсвидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами.Выносите это противоречие на открытое обсуждение.
ÞСледите за тем, чтобы у вас или удругого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайтеих открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.
ÞСтарайтесь делать общение открытым.Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете.
ÞСпросите самого себя, соответствуетсказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует,то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.
ÞНе оставляйте неясностей.Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщениепонято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобыубедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первогораза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняетедостоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делатьправильно с самого начала
ÞНаучитесь слушать другого. Для этогопридерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предметеразговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делаяоценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что егодействительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены;используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайтеголовой, смотрите в глаза).
Таким образом, предупреждение конфликтов являетсяодной из важнейших задач педагогического коллектива школы, предупредитьконфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его.
Подводя итогитеоретического исследования по обоснованию необходимости работы по профилактикеконфликтов в школе, можно сделать следующие выводы:
— специфика конфликтов междушкольниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводитьдиагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностныхособенностей и строить психопрофилактическую работу, опираясь на результатыдиагностики.
— межличностные имежгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессахжизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации,фрустрация и т.д.
— профилактикабольшинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестисьодновременно по всем направлениям.
— создание таких условийдеятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитиювозникающих противоречий.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ ИМЕТОДОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
2.1 Диагностикавзаимоотношений классного коллектива
Своевременная диагностикамежличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение для их профилактики,так и для конструктивного разрешения.
Экспериментально–исследовательскаяработа проводилась на базе СОШ № 9 города Волжска Республики Марий Эл.
В эксперименте принималиучастие 26 учеников 6 «А» класса. Для изучения взаимоотношений в классном коллективебыли использованы следующие методики:
1.Социометрия
2. Диагностикамежличностных отношений Т.Лири
3. Стратегия поведения вконфликтной ситуации К.Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной)
Методика 1. «Социометрическийметод»
Методика: Социометрический метод – это методопроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксациивзаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебномколлективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы наних и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрияпроводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы){41,90}.
Цель: выявить сплоченность группы, а также“лидеров” и “отверженных”.
Процедура: каждому давался заранее приготовленныйлист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделанывыводы (см. ниже).
Инструкция: Возьмите, пожалуйста, небольшой листбумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперьзадание: “У вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. Скем из присутствующихв классе вы бы хотели пойти на праздник?” Напишитепоследовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему,то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затемпод цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь.Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне.Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можноуверенно говорить о положительных результатах исследования. СПАСИБО!
Обработка результатов:
Взаимный выбор: числовзаимных выборов: 20 ( Таблица 1)