Реферат по предмету "Психология"


Профессиональная деформация юриста и пути ее преодоления

Содержание
Введение
1. Сущностьи содержание понятия «профессиональная деформация»
2. Пути преодоления профессиональных деформаций
3. Практические рекомендации по сохранению профессиональнойработоспособности
Заключение
Список использованнойлитературы
ВведениеПроблемавоздействия профессии и служебной деятельности на личность постоянно привлекаетк себе внимание исследователей, но по-прежнему остается актуальной. Так, еще вначале века Питирим Сорокин для обозначения влияния профессиональнойдеятельности на человека, прежде всего в негативном аспекте, ввел понятие«профессиональная деформация». В 60 70-е годы к этому понятиюобратились юристы, специалисты в области юридической психологии. А.Р. Ратиновопределил профессиональную деформацию как серьезные нравственно-психологическиеизменения, возникающие у следователей в связи с проблемами и трудностямиследственного труда.Важнейшимоснованием выступило понимание целостности человеческой личности, проявляющейсяв деятельности, общении; процессуальность развития личности; социальныйхарактер ее жизнедеятельности и активности. В рамках этого направления ведущимипонятиями являются «деятельный способ существования» (Л.С. Выготский,П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А. В. Петровский), «общество и культура»(А.И. Арнольдов, B.C. Библер, В.В. Давыдов, М.К. Мамардашвили, М. Мид, С.Л.Рубинштейн, В.П. Зинченко, Э.А.Орлова и др.). Смысл настоящего подхода кизучению проблемы деформации состоит в необходимости рассмотрения человека какцелого, в контексте его жизни и служебной деятельности, связей ивзаимоотношений с другими людьми, в процессе возникновения, становления,функционирования, в ситуациях выбора, кризисов, т.е. в развитии. (П.П.Блонский, А.Р. Лурия, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Э.Фромм и др.), опираясь натеорию подготовки личности к профессиональной деятельности. (Н.К.Бакланова,Е.А.Климов, Л.М.Митина).
Объект исследования:профессиональная деформация.
Предмет исследования:профессиональная деформация юриста и ее преодоление.
Цель исследования:изучить процесс профессиональной деформации юриста и пути ее преодоления.
Задачи исследования:
1.        рассмотретьсущность и содержание понятия «профессиональная деформация».
2.        выявитьособенности профессиональной деформации юристов.
3.        раскрыть способыи пути преодоления профессиональной деформации и разработать практическиерекомендации.

1. Сущностьи содержание понятия «профессиональная деформация»
Профессиональнаядеформация юриста — это негативное социальное явление, предстающее в виде самыхразнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивноевлияние на процесс и результат служебной деятельности. Профессиональнаядеформация выступает как результат негативного воздействия на служащего, егопрофессиональную деятельность, социальных отношений, проблем, зависимостей вслужебной иерархии, которые преломляются в субъектно-объектных характеристикахсреды, ситуации, поведенческих актов сотрудником, а также выступает какрезультат нормативно-объектной и субъектной детерминации личности в конкретныймомент жизнедеятельности. Профессиональная деформация юристов предстает какмногоуровневая система адаптации личности к условиям профессиональнойдеятельности и как способ активного преобразования собственной жизнедеятельностив конкретной ситуации, в соответствии с психологическим опытом личности.
1. Под профессиональной деформациейличности юриста понимается негативное социально-психологическое проявление,которое направлено на деструктивное взаимодействие и взаимоотношениесотрудников. Одним из моментов профессиональной деформации юриста является то,что целью воздействия может быть патологическая редукция одного из егоэлементов. Речь, прежде всего, идет о редукции, инициирующей некую ошибочнуюсхему, хотя и продуктивную в своей отправной точке — продуктивную в томпонимании, что она позволяет личности юриста действовать только для своегоблага, и позволяет ей развиваться соразмерно собственной позиции. Личность юристас профессиональной деформацией нацелена на изменение рациональности партнера повзаимодействию до типологии собственной личности и, по существу, направлена наразвитие негативных аспектов его психического опыта.2.Психологическим механизмом профессиональной деформации юриста выступаютнегативные изменения психологического опыта личности под влиянием служебнойдеятельности. Психологический опыт — это не только нечто, что человек долженосвоить, чтобы включиться в структуру социума, культуры, но и модельопределенных адаптационно-компенсаторных возможностей юриста. Это формапотенций человека, это процесс интеграции общества в личности. Изменениепсихологического опыта в сторону снижения роли в служебной деятельностинравственных регуляторов гуманистической ориентации и доминирование жесткихуправленческих, административных норм, связано с формированием устойчивойэгоцентрической позиции с отсутствием четких нравственных доминант приповышении роли гедонистских мотивов. Данные негативные измененияпсихологического опыта под влиянием служебной деятельности определяютвозникновение профессиональной деформации, ее особенности, структуру, динамикупроявлений.3.Процесс преодоления профессиональной деформации юриста возможен прежде всегокак опосредованный (прямо или косвенно) личностью другого человека процессвозвращения личности к глубинной самобытности собственного миропонимания; отказот системы навязанных и принятых ею жестких управленческих стереотиповслужебного поведения, собственных систем подавления других людей;переосмысления оснований, этико-психологических парадигм собственногопсихологического опыта с его последующей переструктурализацией. 2. Пути преодоленияпрофессиональных деформацийВ данномпараграфе мы рассмотрели пути преодоления профессиональной деформации, такиекак саморегуляция, самоконтроль профессиональной деятельности, профессиональнаякомпенсация.
1. Саморегуляция профессиональной деятельности. Саморегуляцияпредполагает осуществление целенаправленной деятельности, предварительноепсихологическое программирование действий и их регуляцию в ходе самойдеятельности.
Другим важным звеном в процессе саморегуляции являетсяпсихологическая настройка на работу в определенных условиях. Настройки,адекватные представлению человека о задачах и условиях предстоящейдеятельности, являются необходимыми компонентами общей структуры процессовпрограммирования и регуляции деятельности.
Для обеспечения нормального функционирования организма ицеленаправленной деятельности процессы саморегуляции осуществляются набиологическом, психофизиологическом и психологическом (неосознанном иосознанном) уровнях. Функция саморегуляции заключается в том, что субъект «наоснове представлений (по прошлому опыту) о собственной надежности оцениваетстепень неопределенности возникшей задачи и, исходя из этого, так организует ееинформационную базу или доводит обобщение образа до такого уровня, которыйпозволяет ему снять эту неопределенность и решить задачу» (Емельянов А.М.,Котик М.А.). В экспериментальных исследованиях было установлено, что с ростомуровня обобщения образа задачи возрастает надежность ее разрешения.
Таким образом, сложность и субъективная значимостьзадачи интенсифицирует информационные процессы и мобилизует процессыэнергетического обеспечения деятельности. Состояние напряженности, тревогисопровождается эмоциональными переживаниями, которые, как правило (приопределенной степени напряженности), активизируют профессионально значимыепсихические процессы, способствуют познавательной активности специалиста.Необходимо лишь отметить, что по такому «сценарию» влияние процессовсаморегуляции на надежность субъекта развивается лишь при наличии у негопотенциальной возможности преодолеть информационные трудности и стеническомхарактере эмоций – в противном случае подобные условия сопровождаются ростомошибочных действий и иногда отказом в работе системы.
2. Самоконтроль профессиональной деятельности. Однимиз ведущих механизмов обеспечения надежности субъекта деятельности, отражающимстепень его профессиональной пригодности, является самоконтроль за своимидействиями по управлению и регулированию трудового процесса, а также зарезультатами деятельности.
Самоконтроль выступает как функция компенсации вероятныхошибок, нарушений в деятельности и осуществляется путем проверки субъектомсвоих действий, их дублирования, усиления значимости гностических движений,углубленной оценки ожидаемого результата и использования этой оценки помеханизму обратной связи для коррекции конкретных управляющих воздействий.
По мнению Г.С. Никифорова, самоконтроль представляетсобой одно из звеньев замкнутого контура самоуправления или саморегуляции,функциональным назначением которого является установление степенирассогласования между эталонным (или заданным) и контролируемым значением техили иных параметров (технических, психологических, физиологических).
Важно отметить, что функция самоконтроля подверженацеленаправленному развитию в процессе профессионализации личности. В производственнойдеятельности формы самоконтроля довольно разнообразны и зависят от этапатехнологического прогресса, от характера выполняемых действий, от модальностииспользуемых каналов восприятия и т. д.
Реализация самоконтроля обуславливается особенностямиего структуры, в которую включают эталонные и контролируемые компоненты, атакже каналы прямой и обратной связи. Функция самоконтроля, а, следовательно, инадежность субъекта деятельности зависит от уровня развития, полнотыиспользования каждого из ее элементов. Речь идет об адекватности и полнотеэталона ситуации, о функционировании канала обратной связи с точки зрениясвоевременности представления информации и т. д.
Реализация самоконтроля зависит от содержательности ипобудительной силы мотивов трудовой деятельности, особенно в экстремальныхусловиях, когда нарушение этой функции может повлечь существенное ухудшениепрофессиональной надежности. Нарушение самоконтроля возможно и в связи сухудшением психического состояния человека, которое отражается на обеспечивающихэту функцию когнитивных процессах, волевых усилиях и т. д.
Уровень самоконтроля, степень его выраженности зависятот сложности профессиональной деятельности. При осложнении деятельности,возникновении аварийной ситуации могут произойти либо временная блокировка этойфункции, либо ее гиперактивация (повторный контроль или многократнаяперепроверка), что снижает надежность деятельности. Важно отметить, чтоухудшение самоконтроля, снижение его активности возможно и в простых условияхработы, это объясняется недостаточной общей активацией личности, низким уровнемпрофессиональной ответственности, развитием состояния преждевременнойпсихической демобилизации.
В проявлениях функции самоконтроля существенную рольиграют индивидуально-психологические особенности личности. Можно предположить,что роль многих психологических характеристик субъекта деятельности вобеспечении ее надежности проявляется, в частности, и через механизмыреализации самоконтроля.
Подводя итог проведенному изучению проблемы регуляциипроцессов формирования профессиональной пригодности и обеспечения надежностидеятельности субъекта деятельности, следует сказать, что этот механизм являетсявесьма сложным и непрерывно развивающимся явлением.
Регуляция профессиональной пригодности определяетсяособенностями содержания трудовой деятельности, ее целевыми ориентирами и,соответственно, мотивами их реализации, а также субъективной значимостьюконкретных трудовых процессов в достижении основных критериев эффективности инадежности деятельности. В обеспечении пригодности, помимо состоянияпсихологической функциональной системы деятельности, существенную роль играютпрофессиональные характеристики субъекта, его подготовленность, опыт,индивидуальные стратегии и способы решения трудовых задач. Представляет интерессоотношение функциональных и профессиональных характеристик, факторовобеспечения пригодности к конкретной деятельности, их взаимной компенсации,активации и проявления в различных формах рабочего поведения — эти вопросытребуют специального изучения.
3. Профессиональная компенсация. Преодоление негативныхявлений в профессиональном становлении человека (деформаций, последствийкризисов) осуществляется путем компенсации и реабилитации. Компенсация – этоуравновешивание, выравнивание наступивших в психике нарушений путем развитиязамещающих функций, это возмещение недоразвитых или нарушенных психическихфункций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенныхфункций.
Компенсации предшествует декомпенсация, то есть нарушениеравновесия, для восстановления которого и требуется приспособление.Компенсаторное приспособление – это восстановление равновесия междутребованиями профессии и психическими функциями человека. Компенсаторноеприспособление может быть сознательным, когда, например, человек применяетприборы и записи при слабой памяти, или неосознаваемым самим человеком. Втечение профессиональной жизни возможно несколько «волн»компенсаторного приспособления. Замечено, что в усложняющихся условияхдеятельности (профессиональное старение, экстремальные ситуации и др.)компенсаторные возможности человека возрастают. В литературе отмечается, чтоявления компенсаторного приспособления возникают не только при наличии явновыраженных дефектов, но и в процессе временного ухудшения или застоя вразвитии. Между процессом профессионализации и жизнедеятельностью человека вцелом также могут сложиться отношения компенсации: при невозможности добитьсясамореализации в одной сфере человек стремится компенсировать это в другой.
Профессиональная компенсация, как показываютисследования психологов, это заменяемость недостаточного уровня развития одногопрофессионально-важного качества более высоким уровнем развития другого (илидругих ПВК). Общими механизмами компенсации являются взаимозаменяемость,замещение недостающих психических качеств другими, более развитыми, болеесохранными или перестраивание частично пригодных качеств, порой повышенноеразвитие выравнивающих качеств, (например, тактильная чувствительность услепых), вовлечение новых психических качеств, ранее не участвующих вдеятельности. Кроме того, распространено выравнивание в профессиональнойдеятельности за счет выработки индивидуального стиля, то есть компенсациянедостаточно выраженных способностей и качеств определенными способамидеятельности.
Описаны внутрисистемная компенсация за счет другихпрофессиональных способностей и межсистемная компенсация за счет общихспособностей. Например, при слабости и инертности нервных процессов возникаюткомпенсаторно высокая ориентировка, стремление к предвосхищению критическихситуаций, гибкость.
Различают (Айзенк Г.Ю.) социальную и деятельностнуюкомпенсацию. В первом случае речь идет о том, что люди с разными (но достаточновыраженными способностями) могут добиться социально равных достижений,приобретая одинаково высокий статус, но в разных видах деятельности. Этакомпенсация дает основание говорить, что нет вообще неспособных людей и чтокаждый способен по-своему, хотя и в разной степени. Деятельностная компенсациявозникает, когда люди имеют одинаковую эффективность в одном и том же видедеятельности. Здесь возможны следующие виды компенсации: недостатокспособностей компенсируется приобретаемыми знаниями и умениями, формированиемтипического стиля деятельности, другой способностью, более развитой. Еслидеятельность предъявляет жесткие требования, то полная компенсация, по мыслитого же автора, вряд ли возможна, а если требования к деятельности человека неочень жесткие, то компенсация может быть достаточно полной, и тогда люди с разнымиспособностями могут одинаково успешно (на среднем I уровне)выполнять одну и ту же деятельность, хотя отсутствие некоторых способностейделает деятельность менее гибкой.
В каждой профессии есть мало компенсируемые (ядерные, стержневые)психологические качества и более легко компенсируемые. Например, для учителянеобходимым и с трудом компенсируемым качеством является гуманистическаяориентация на развитие личности взрослеющего человека (ученика), апедагогические способности, педагогические технологии могут при их отсутствиикомпенсироваться.
Компенсация может иметь бессознательный характер иразличаться в зависимости от типа профессионала. Вопросы компенсации достаточноостро стоят при наличии профессиональных заболеваний. Профессиональнаязаболеваемость не прямо связана, с условиями труда, а существенно зависит откачеств психики человека. Профессиональные заболевания бывают вызваны нэ толькообъективными причинами – профессиональными вредностями, напряженными условиямипрофессиональной деятельности, но и слабой психической устойчивостью, низкойсопротивляемостью, плохой интегриро-ванностью психики человека, участвующего втруде и просто состоянием его здоровья, иммунной системы и т.д.
 

3. Практические рекомендации посохранению профессиональной работоспособности
В своем исследовании мы разработалинекоторые практические рекомендации по преодолению профессиональной деформациии сохранению работоспособности.
1)        пересматривайте устаревшие убеждения, работайте над своими мыслями, помните,что вы несете стопроцентную ответственность за все события своей жизни;
2)        выражайте свои желания только в позитивной форме (я умею, я могу), причемв настоящем времени;
3)        ведите дневник, осмысливайте пережитый опыт, чтобы не упустить своинаходки; описывайте свою профессиональную биографию, выражая отношение к еесобытиям; записывая тревожащий Вас эпизод, перепишите эту историю так, как быВы хотели, чтобы она произошла;
4)        развивайте у себя не только способность думать, но и способность не думать,успокаивать разум, достигать время от времени тишины ума, состояниясовершенного покоя; контролируйте течение мысли и отгоняйте нежелательныемысли, рисующие негативное развитие событий;
5)        усиливайте свой жизненный потенциал, жизнестойкость, добивайтесь высокойпрофессиональной квалификации, рассматривая ее как источник независимости;
6)        готовьте себя к резким поворотам судьбы и к построению новых моделейповедения;
7)        больше доверяйте внутреннему голосу, не осуществляйте самотиранию исамодиверсию, подчеркивая «я должен, я обязан» (К. Сиссон), невнушайте себе неизбежности трудности, не откладывайте приятные дела до тех пор,пока не будут сделаны все неприятные, экономьте положительную энергию и др.
Каждому человеку совершенно необходимо и вполне реальнопостроить свою индивидуальную программу профессионального развития исамосохранения, стремясь постоянно приближаться к решению поставленных задач вразной степени в зависимости от зрелости своей личности. Результатом ипоказателем эффективности программы самосохранения являются физическое, а такжепрофессиональное творческое долголетие человека.

Заключение
Профессиональнаядеформация юриста — это негативное социальное явление, предстающее в виде самыхразнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивноевлияние на процесс и результат служебной деятельности. Профессиональнаядеформация юристов предстает как многоуровневая система адаптации личности кусловиям профессиональной деятельности и как способ активного преобразованиясобственной жизнедеятельности в конкретной ситуации, в соответствии спсихологическим опытом личности.
Процесс преодоленияпрофессиональной деформации юриста возможен прежде всего как опосредованный(прямо или косвенно) личностью другого человека процесс возвращения личности кглубинной самобытности собственного миропонимания; отказ от системы навязанныхи принятых ею жестких управленческих стереотипов служебного поведения,собственных систем подавления других людей; переосмысления оснований,этико-психологических парадигм собственного психологического опыта с егопоследующей переструктурализацией.
В данной работе мырассмотрели пути преодоления профессиональной деформации, такие каксаморегуляция, самоконтроль профессиональной деятельности, профессиональнаякомпенсация.
Саморегуляция профессиональной деятельности предполагаетосуществление целенаправленной деятельности, предварительное психологическоепрограммирование действий и их регуляцию в ходе самой деятельности.
Одним из ведущих механизмов обеспечения надежностисубъекта деятельности, отражающим степень его профессиональной пригодности,является самоконтроль за своими действиями по управлению и регулированиютрудового процесса, а также за результатами деятельности.
Профессиональнаякомпенсация. Преодоление негативных явлений в профессиональном становлениичеловека (деформаций, последствий кризисов) осуществляется путем компенсации иреабилитации.
Каждомучеловеку совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программупрофессионального развития и самосохранения, стремясь постоянно приближаться крешению поставленных задач в разной степени в зависимости от зрелости своейличности.

Список использованной литературы
1.        Абульханова-СлавскаяК.А. Стратегия жизни. М., 1991.
2.        Абрумова Л.Н. Анализ состояния психологического кризиса и их динамика //Психологический журнал, 1985. № 6.
3.        Артамонова В.Г., Шаталов Н.Н. Профессиональные болезни. М., 1988.
4.        Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
5.        Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности / Психологическоеобеспечение профессиональной деятельности // Под ред. Г.С. Никифорова. СПб,1991.
6.        Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.-1998
7.        Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: СпбУ,1996.
8.        Розенблат В.В. Проблема утомления. М., 1975
9.        Степанова Л.П., Рождественская В.И. Особенности работоспособности вусловиях монотонной деятельности // Вопросы психологии, 1986. № 3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.