Реферат по предмету "Психология"


Профессиональное мышление юриста

Профессиональное мышление юриста
Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных связей действительности. Для познания закономерностей явлений, выявления связей и отношений между вещами необходима мыслительная деятельность, ибо ни одна закономерность окружающего мира не может быть познана органами чувств человека. Деятельность человека разумна благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, поскольку использует полученные ранее обобщения в новой конкретной ситуации.
Профессиональное мышление юриста есть обобщенная ориентация в конкретных профессионально-правовых ситуациях действительности, или иначе — система информационно-правовой насыщенности, сложившаяся благодаря установкам профессионального назначения.
В профессиональном мышлении юриста устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос юридических знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Умение юридически мыслить — это значит правильно, целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи. Мышление судьи, адвоката, следователя- это практическое мышление, оно на каждом своем этапе связано с определенными практическими проявлениями. Умственная деятельность юриста-теоретика (ученого) осуществляется на пути перехода от практики к абстракции, теории. Умственная деятельность практика осуществляется на пути перехода от абстракции к живой действительности, практике.
Осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Такое опосредованное отражение возможно на основе обобщения, на основе знаний.
Сущность профессионального мышления юриста может быть выражена через такие его составляющие:
1. установление всеобщих взаимосвязей в профессионально-правовой сфере;
2. обобщение свойств однородной группы правовых явлений;
3. понимание сущности конкретного правового явления как разновидности определенной группы правовых явлений.
Формы мышления:
1. суждение;
2. умозаключение;
3. понятие.
Суждение — форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между предметами. Суждение юриста должно иметь твердую нормативность, точность, формализованность выводов. Суждение специально обосновывается ранее проверенными фактами, закономерностями, системой умозаключений.
Умозаключение — вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Умозаключение юриста не должно выходить за рамки норм, установленных в законах.
Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов или явлений. Применяя понятие, мы отвечаем на вопрос: Что это такое? Давая квалификацию тому или другому явлению через понятие (кража, подлог, покушение на убийство и др.) юрист-практик подводит итог творческой мыслительной деятельности, ориентируясь на закрепленное в законе понятие.
Итак, в мышлении юриста моделируются объективные основные свойства и взаимосвязи между правовыми явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий. Весь процесс мышления базируется на соотнесении ситуативной информации с обобщенной информацией, хранящейся в памяти индивида.
Динамика (процесс) правового мышления может быть представлена через три этапа:
выявление, создание и формулирование ситуации, связанной с определенным объектом мышления, получение его фактической и правовой характеристики, формулирование задачи;
анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом последствий и существующих ограничений;
выбор оптимального варианта решения, определение возможных результатов и негативных последствий.
Профессиональное мышление юриста связано с выполнением общественных и государственных задач с помощью юридических средств и способов, действий и операций, вынесенных решений и актов их реализации, придания конкретным общественным отношениям и ситуациям правовой формы. Мышление юриста прагматично по своему характеру, т.к. для него важен прежде всего процесс практического осуществления принятых решений, их законности, соответствие компетенции и задачам органа, который он представляет.
Содержание профессионального мышления юриста составляют профессиональные установки на:
— высокую нормативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;
— обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценивать поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям в отношении коллег и клиентов;
— общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях. Так, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных;
— приоритетность прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности, обеспечении режима благоприятствования честному и добросовестному человеку и исключения безнаказанности правонарушителя. Ст.62 Конституции Украины гласит: “Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу”.
Мышление юриста (следователя, прокурора и др.) должно основываться на принципе презумпции порядочности (невиновности) каждого подследственного, пока его вина не будет доказана в судебном порядке. Это положение мы читаем в первой части ст.62 Конституции Украины: «Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда».
К сожалению, в судах Украины имеют место ограничения подсудимого в осуществлении его права на защиту, что является показателем недостаточного осмысления судьями принципа приоритетности прав человека как главного принципа в их профессиональной деятельности. Нарушение в суде уголовно-процессуального закона о праве подсудимого на защитительную речь при отсутствии адвоката, обязано повлечь за собой протест прокурора, в котором он вправе поставить вопрос об отмене приговора. Судебная коллегия Верховного суда Украины обязана удовлетворить протест прокурора на этом основании.
Уровень профессионального мышления юриста — показатель его компетентности и квалификации как специалиста.
Профессия, специальность и квалификация юриста
Профессионально – квалификационное разделение труда юриста (в его основе находится технологическое разделение труда) позволяет выделить профессию, специальность и квалификацию.
Профессия — широкая область профессионально-трудовой деятельности, требующая знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы в сфере социальных услуг.
Профессия юриста раскрывается через понятия:
деятельность, взятую как определенную реальность;
профессионализм как качество деятельности;
юридический характер как особая сфера деятельности – в отличие от экономической, управленческой и др.
Профессия юриста — широкая область трудовой деятельности, требующая юридических знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы в правовой сфере социальных услуг. Она определяется специфическими условиями деятельности данной сферы и выражается в высокой правовой культуре юридического работника этой сферы.
Общие черты профессии юриста:
юрист служит гражданскому обществу и государству: его деятельность имеет, прежде всего, общественный и государственный характер;
юрист имеет дело, как правило, с социальными аномалиями, «болезнями» в обществе;
юрист имеет официальный статус должностного лица: при занятии должности он нередко присягает на верность своему профессиональному долгу;
юрист своим трудом не принимает прямого участия в создании материальных и духовных благ: он обладает определенными властными полномочиями, которые содержат в себе управленческие начала (но не обязательно являются исключительно управленческими). Так, труд прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и др. предполагает наличие у них особых властных полномочий, наличие права и обязанности применять власть от имени закона;
юрист действует автономно: его работа полностью не совпадает с деятельностью учреждения, ведомства, работником которых он является;
юрист призван действовать творчески: он находится в постоянном поиске истины, у него нет стандартов, поскольку он решает конкретные дела конкретного лица или случая;
юрист — служитель закона: в своей деятельности он всегда ограничен рамками закона.
Профессионализм — это хорошее владение своей профессией. Свойство профессионализма отражает специфику работы юриста, отграничивает ее от правового сознания, правовой культуры всех субъектов права (не юристов).
Действовать профессионально (а недилетантские) означает:
осуществлять деятельность по правилам, выработанным и закрепленным в установленном порядке, т.е. действовать в соответствии с особым уровнем принимаемых на себя задач;
соблюдать требования нормативно-правового, психологического, политического, этического и эстетического характера, которые предъявляются к процессу деятельности и ее результатам; руководствоваться морально-правовым долгом (а не соображениями корысти или выгоды) при ее выполнении;
быть подконтрольным деятельности соответствующих государственных органов и (или) объединениям специалистов, свободным от непрофессионального (в том числе партийного) вмешательства;--PAGE_BREAK--
получать надлежащую оплату за квалифицированный труд;
гарантировать осуществление работы – обеспечивать непрерывность деятельности на надлежащем (практическом и теоретическом) уровне в соответствии с поставленными задачами либо запросами.
Профессия, как правило, включает в себя целый ряд специальностей. Напр., профессия — учитель включает специальности – учитель математики, химии, биологии, истории, основ правоведения и др. Развитие науки и техники, изменения в экономической и политической сферах жизни страны вызывают появление новых и ликвидацию отживших профессий и специальностей. В Государственном реестре насчитываются тысячи профессий и специальностей, которые постоянно обновляются.
Специальность — это узкая сфера профессионально-трудовой деятельности с четко обозначенными полномочиями, требующая конкретных правовых знаний и навыков, необходимого уровня профессионально-правового мышления и поведения (деятельности). В профессии юриста имеются специальности следователя (следователь уголовного розыска и др.), прокурора (помощника прокурора и др.), адвоката, нотариуса, судьи (судья арбитражного суда и др.) и т.д.
Юридические кадры, т.е. специалисты юридической практики, имеют соответствующий своей должности уровень правовой культуры и квалификацию.
Квалификация зависит от уровня специальных правовых знаний и практических навыков и характеризует степень сложности выполняемого конкретного вида юридической работы. Для отдельных юридических специальностей важное значение имеет профессиональная пригодность: соответствие способностей, физических и психических свойств человека, избравшего профессию юриста.
Юристы имеют разную подготовленность, неодинаковые способности. Каждый из них преследует свои личные интересы на ряду с общественными. Все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, которая влияет на качество жизни людей и их правовую культуру, поэтому они должны обладать рядом специфических качеств.
Специфические качества (черты) юриста-профессионала как личности (о них мы уже говорили, повторим их в несколько ином обобщении):
— профессионально-деловые: глубокое уважение законов, работоспособность, ответственность за судьбу людей, любовь к своей профессии, способность самокритично оценивать свою деятельность, дисциплинированность и пунктуальность в работе;
— морально-этические: твердость моральных устоев, высокие этические взгляды, совесть, принципиальность, ответственность за выполняемое дело, способность брать ответственность на себя, гуманность, нетерпимость к нарушениям законов;
— интеллектуальные: умение отличать существенное от несущественного, главное от не основного, эрудиция, глубина и логичность мышления, независимость мышления, здравый смысл, рассудительность, гибкость мышления (умение рассматривать вопрос со всех сторон), конструктивность и прогностический характер мышления, наблюдательность, продуктивная память;
— эмоционально — волевые: умение в сложных условиях оставаться терпимым, рассудительным, уважительным, выдержанным, уравновешенным;
— организационные: умение организовать собственную эффективную работу, работу коллег и всего коллектива.
Юрист как должностное лицо. Основные стили руководства
Юрист как должностное лицо — специалист по управлению в юридической сфере, занимающий юридическую должность в государственном органе, предприятии, учреждении, коммерческой организации, который постоянно или временно исполняет организационно-распорядительные и другие функции, связанные с властным влиянием на подчиненных данной сферы и с осуществлением юридически значимых действий, направленных на порождение, изменение или прекращение правоотношений.
Как уже указывалось, началами юридической деятельности являются управленческие. Будучи должностным лицом, осуществляя руководство коллективом (группой), юрист выступает как управленец. Здесь линия взаимоотношений: «руководитель — подчиненный».
Эффективное руководство юриста как должностного лица зависит от подбора и расстановки кадров, умении работать с людьми. Оно предполагает:
распределение функций между работниками, делегировании им полномочий;
способы включения работников в данную организационную систему с учётом их коммуникабельности, темперамента;
3. выработку у работников чувства ответственности за порученное дело.
Иначе всё это можно назвать комплектованием личного состава. Ошибки в комплектовании личного состава приводят к снижению эффективности решения юридического дела, его результативности.
Руководитель организует деятельность коллектива, направляет его на выполнение законов в соответствии со служебными полномочиями, принимает управленческие решения, контролирует их выполнение, имеет собственные обязанности и права, несет персональную ответственность заведение юридического дела и др. При этом он сам должен отвечать конкретным требованиям, брать на себя функции управления, иметь определенный стиль управления. Руководитель взаимодействует с рабочей (формальной) группой, т.е. с лицами, объединенными внутри данной организации на определенной формальной основе (соответственно официальному положению).
Результаты работы такой группы зависят прежде всего от методов руководства группой со стороны руководителя, от совокупности практических приемов его поведения и отношений с подчиненными в процессе руководства (управления), которые определяют стиль руководства.
От стиля управления руководителя зависит психологический и деловой климат в коллективе. Взаимоотношения руководителя и сотрудников (подчиненных) должны быть построены на доверии. Если сотрудники почувствуют полное доверие и готовность руководителя добросовестно ценить их помощь, они отдадут в распоряжение руководителя все свои способности. «Взаимное доверие — это общая основа передачи части своих полномочий», — говорится в американском «Курсе для высшего управленческого персонала».
Стиль руководства — это определенная система постоянно применяемых методов руководства, рабочих приемов поведения руководителя и его отношений с подчиненными в процессе управления (разработке, принятии решений, организации их выполнения и контроля).
Различают:
1.индивидуальный стиль работы руководителя;
2.общий стиль работы руководителей и их аппаратов.
Разумеется, сколько руководителей, столько и индивидуальных стилей руководства. Однако существует общий стиль руководства — деятельность руководителя и его аппарата, когда «управленческий» почерк отдельного руководителя становится определяющим для его аппарата и всей группы. Исходя из этого проводится классификация общих стилей руководства и самих групп.
Различают три основные общие стили руководства (или группы трёх основных видов руководства):
авторитарный (директивный, автократический);
демократический;
либеральный.
Авторитарный (автократический) стиль руководства характеризуется чётким проявлением личности руководителя, концентрирующим власть в одних руках, и формальными отношениями между ним и сотрудниками (подчиненными). Он проявляется в том, что руководитель:
вмешивается в решение большинства вопросов;
проявляет личную активность и самостоятельность в решении вопросов;
даёт указания и императивным (повелительным) тоном, тоном команд, запрашивает нужную информацию;
не принимает во внимание личность сотрудника и его мнение; подавляет активность сотрудника, и если считается с чужим мнением, то лишь настолько, насколько удаётся его убедить;
осуществляет всеохватывающий контроль и мелочную регламентацию.
Такое поведение руководителя ведёт к неустойчивости группы, тайному несогласию или безразличию с решением руководителя, неудовлетворенности своим положением в связи с невостребованностью способностей, сокрытию информации, необходимой для качественного выполнения работы. При наличии позитивных элементов (глубокое знание дела руководителем, его умение прогнозировать возможные последствия принятых решений, строгая субординация, чёткая дисциплина, ответственность) при авторитарном стиле руководства превалируют названные негативные элементы, превращающие человека в винтик административной машины и подавляющие его профессионально-правовую инициативу. Все это отрицательно сказывается на результатах юридического дела.
Нельзя не отметить, что в некоторых экстремальных ситуациях, ориентированных на выполнение глобальной задачи, авторитарный (особенно благосклонно-авторитарный, применяемый у высокообразованных подчиненных) стиль руководства может сыграть положительную роль (задержание вооруженного преступника, погашение пожара и др.), но его нецелесообразно применять постоянно и повсеместно.
Важно помнить, что руководитель, как правило, вынужден применять авторитарный стиль руководства в двух случаях:
когда его профессионализм ниже общей и профессиональной культуры руководимой им группы (тогда он не в состоянии глубоко постичь дело и прогнозировать возможные последствия принятых решений, но желает «подавить» подчиненных своей властью и мешает делу, провоцирует конфликты в группе);
когда руководимая им группа (подчиненные) имеет низкую общую и профессиональную культуру, лишена профессионализма и целеустремленности (тогда его профессионализм, безукоризненная справедливость и предвидение последствий принятых решений «вытаскивают» работу всего коллектива, но порождают иждивенчество его членов).
И в первом, и во втором случаях авторитарный стиль руководства является следствием плохой расстановки кадров.
Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется наименьшей степенью проявления власти и личного влияния руководителя, основывается на полном доверии к исполнителям, на их самостоятельных действиях в пределах их полномочий, невмешательстве в дела подчиненных, вплоть до заигрывания с ними.
Либеральный стиль руководства заключается в том, что руководитель:
1. считает подчиненных равными партнерами в процессе подготовки и принятия решений по наиболее важным вопросам;
2. доверяет своим подчиненным, может принять решение, предложенное группой, даже если оно не совпадает с его собственным;
3. не демонстрирует своей власти в процессе рассмотрения юридического дела, предпочитает не рисковать, отойти от выполнения сложного дела, действовать от случая к случаю или когда на него оказывают давление либо сверху либо снизу;    продолжение
--PAGE_BREAK--
4. способствует развитию широких контактов в группе, что дает возможность полного использования способностей каждого члена группы, предоставляет подчиненных самим себе;
5. не является координатором действий группы, общение с подчиненными ведет конфиденциальным тоном, действует уговорами и налаживание мличных контактов, что снижает сплоченность группы и развивает индивидуализм;
6. дает возможность неформальным лидерам сильно влиять на решение вопросов и развиться неформальным отношениям в поведении группы, что ослабляет его личную позицию и провоцирует конфликты;
7. не контролирует деятельность подчиненных, потакает им, что ведет к нагромождению ошибок и нерешенных проблем.
Разумеется, либеральный стиль руководства имеет положительные черты, однако в конечном итоге он приводит к нездоровому соперничеству в группе и к неэффективности работы — ожиданию указаний сверху, избежание инициатив. Либеральный стиль руководства в чистом виде встречается редко. Таких руководителей специально не готовят, они — плод слабости волевых качеств личности как руководителя. Группы, руководимые такими руководителями, как правило, быстро расформировываются и руководство ими передаётся руководителю, стиль руководства которого — авторитарный либо демократический.
Демократический (коллегиальный) стиль руководства — наиболее распространенный, поскольку он способствует формированию более совершенной формы организации юридической деятельности, где руководитель и коллектив строят свои отношения на доверии, сотрудничестве и сопереживании за порученное дело, где учитываются возможности подчиненных и имеет место терпеливое отношение к их недостаткам.
Положение демократического стиля среди видов стилей руководства (авторитарного и либерального) является промежуточным: он вбирает позитивные качества и того и другого, отбрасывая негативные. В коллективе с демократическим стилем руководства устанавливается атмосфера взаимопонимания, здоровый психологический климат.
Руководитель:
1. считается с мнением подчиненных и обеспечивает их участие(не индивидуальное, а коллективное — совместное) в принятии решений, вплоть до права вето, когда речь идёт о ключевых вопросах рассматриваемого юридического дела;
2. проводит совещания с участием всех членов группы с целью решения наиболее важных вопросов, кающихся всех или большинства участников дела; регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам;
3. привлекает членов группы к обсуждению, обмену мнениями и информацией, имеющейся в их распоряжении (обмен мнениями становится основной формой рабочих взаимоотношений); стимулирует инициативу со стороны подчиненных — выдвижение новых альтернативных решений дела;
4. принимает решение единолично и несёт полную ответственность за него, даже если оно основывалось на неудачных советах подчиненных;
5. обладает широким кругозором в специальной области знаний, умением работать с людьми и практическими профессиональными навыками (точная передача распоряжений, официальной информации, умение отвечать на вопросы коллег, обеспечивать и защищать интересы группы), что позволяет ему завоевать авторитет и добиваться эффективности при решении сложных юридических дел.
При наличии целого ряда позитивных моментов, их преобладании, демократический стиль руководства не лишен недостатков. К числу основных недостатков можно отнести следующие:
1) низкая оперативность обмена информацией и принятия решений, поскольку тратится немало времени на коллегиальное обсуждение вопроса;
2) стремление ряда руководителей уйти от ответственности и переложить ее на коллектив (особенно при решении вопросов, связанных с риском).
Имеется классификация стилей руководства по наклонности руководителя либо к юридической работе либо к работе коллектива:
руководитель учитывает прежде всего интересы юридической деятельности и сосредоточивается на работе и предстоящих задачах;
руководитель отдаёт приоритет работе с коллективом, интересам подчиненных при учете выполнения задач и целей юридической деятельности.
Возникает вопрос, какому из двух вариантов следует отдать предпочтение. Ответ не может быть простым, поскольку он зависит от положения дел в юридической практике и в коллективе, от профессионализма кадров, от степени их ответственности и др. Постоянной зависимости между стилем руководства и производительностью труда не существует.
Ни один из приведенных стилей руководства (авторитарный, либеральный, демократический) не может быть универсальным на все случаи. В том и состоит мудрость руководителя, что он анализирует и учитывает ситуацию, чтобы определить соответствующий курс действия. Наиболее оптимальный — «адаптивный» стиль руководства. Он проявляется в сочетании всех стилей, максимально подходящих для данной ситуации, для решения конкретного юридического дела. Адаптивный стиль руководства позволяет руководителю повысить эффективность руководства и психологическую совместимость с коллективом следующими путями:
1. переформировать группы;
2. перепроектировать задачи, чтобы сделать группу более структурированной;
модифицировать должностные полномочия со стороны вышестоящего руководства


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Герольд
Реферат Пути улучшения финансового состояния предприятия
Реферат Логическое и функциональное программирование
Реферат Действие финансово-правовой нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц
Реферат Приёмы и методы запоминания
Реферат Кислород химическая характеристика
Реферат 8 Международное сотрудничество Сотрудничество с международными и региональными организациями
Реферат О работе КМаркса и ФЭнгельса Происхождение семьи частной собственности и государства
Реферат Город в изображении Н А Некрасова
Реферат Айонних заходів управління освіти адміністрації Орджонікідзевського району Харківської міської ради на виконання комплексного проекту освіти «Обдарована молодь»
Реферат Методичні вказівки до виконання розрахунко роботи дослідження за допомогою еом коливань системи
Реферат Ядовитые вещества общетоксического действия
Реферат Гражданская лирика А Ахматовой
Реферат Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест)
Реферат Анализ ассортимента, определение уровня качества карамели и коммерческая работа по организации хозяйственных связей с поставщиками кондитерских товаров