Реферат по предмету "Психология"


Профессиограмма воспитателя. Невербальное общение

Оглавление
1. Профессиограмма воспитателя
2. Невербальное общение
Список использованной литературы
1. Профессиограммавоспитателя
История профессиивоспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнказанимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежностидля его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал отопасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом.Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствиипосле популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.
Социальная значимостьпрофессии в обществе: жизненная позиция человека, его характер, моральныепринципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокаякомпетентность, безупречное образованность и всестороннее развитие личностисамого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретаетособую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентированана формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иногогосударства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнкак труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для егодальнейшего развития.
Массовость и уникальностьпрофессии: Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственнойорганизацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняявсе предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошоразбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым сосновными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания.Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность,терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.
Риски профессии:Положительные стороны профессии заключены в непосредственном общении с детьми.Профессия воспитателя прекрасно подходит женщинам, что ярко отражаетстатистика, однако досадным остаётся недостаток мужского воспитания к детямдошкольного и младшего школьного возрастов, причина которого кроется вневысокой материальной прибыли данной профессии.
Где получить профессию:Получить образование по специальности воспитатель возможно в педагогическихучилищах, а также педагогических или гуманитарных институтах.
Профессиограмма, с однойстороны, представляет нормативные требования профессии к разным видампрофессионального труда; с другой стороны, описывает профессиональнуюдеятельность, качества личности специалиста, необходимые для успешноговыполнения труда. Изучение и описание любой профессии ведётся с определённойцелью и подчинено этой цели. Профессиограмма может составляться с цельюобоснования учебных программ, направленных на подготовку кадров; оздоровлениягигиенических условий труда; в профориентационных целях, в целях отбора иподбора.
Профессиограмма – этодокумент, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определеннойпрофессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований кносителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковыйалгоритм, видеофильм, компьютерная программа.
Появление первыхпрофессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнестик началу ХХ века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда послеанализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочимпришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.
В теории и практикеуправления персоналом профессиограмма расценивается как документ, которыйнаряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подборурабочих особо важных профессий.
Профессиограммавоспитателя детского сада по сути является идеальной моделью его деятельности,определяющей основные функции управления, требования к личностным качествам,знаниям и умениям, необходимым для осуществления этих функций.
Воспитатель занимаетсяобразованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки,занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке,природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление,сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими иэстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождениедетей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимомдня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Работает в помещенияхдетского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории дляпрогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычновремя чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, посколькуна группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро-вечер).Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах,частных детских садах.
Специальность можнополучить в педагогическом колледже, училище, вузе. Обычно за время учебычеловек осваивает не только профессию воспитателя, но и одну дополнительнуюспециализацию на выбор: руководителя изобразительной деятельности, физическоговоспитания, логопеда, детского психолога, преподавателя английского языка длядошкольников и т. д.
Воспитатель должен иметьзнания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности,оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организациидошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметьорганизовывать их познавательную деятельность.
Для успешного овладенияпрофессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым,тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми.Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности.Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошопоставленный голос, умение управлять коллективом.
Также необходимыстрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервнаясистема: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическиминагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоциональногонапряжения. Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психическиезаболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболеваниясердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха,хронические инфекционные кожно-венерические заболевания, вредные привычки.
Спрос на воспитателей нарынке труда в целом имеется, хотя в некоторых регионах России трудоустройствоможет вызывать сложности (это напрямую зависит от демографической ситуации — воспитатели требуются там, где рождается много детей). Зарплата у начинающихработников небольшая, зависит от имеющегося образования (высшее или среднееспециальное), стажа работы, дополнительных профессиональных навыков (скажем,умения преподавать детям иностранные языки). По мере накопления опыта работы иповышения профессионального статуса возрастает и доход, однако он все равно, заредкими исключениями, ниже средней платы в промышленности.
Возможности длякарьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажаработы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение послужебной лестнице. Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садомили стать чиновником органов управления образованием. Можно занятьсяпредпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающийцентр (такой бизнес к высокодоходному не относится, зато обеспечиваетстабильность).
На должность воспитателя дошкольногоучреждения назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное)образование либо среднее специальное педагогическое образование безпредъявления требований к стажу работы.
На должность воспитателядошкольного учреждения II квалификационной категории назначается лицо, имеющеевысшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическоеобразование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения неменее 2 лет.
На должность воспитателядошкольного учреждения I квалификационной категории назначается лицо, имеющеевысшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическоеобразование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения IIквалификационной категории не менее 3 лет.
На должность воспитателядошкольного учреждения высшей квалификационной категории назначается лицо, имеющеевысшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальноепедагогическое образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учрежденияI квалификационной категории не менее 3 лет.
В своей деятельностивоспитатель дошкольного учреждения руководствуется:
·          законодательнымии нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;
·          методическимиматериалами, касающимися вопросов его деятельности;
·          уставомучреждения;
·          приказамируководителя учреждения (непосредственного руководителя);
·          правилами инормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
·          должностнойинструкцией.
Воспитатель дошкольногоучреждения должен знать:
·          нормативныеправовые акты и другие программно-методические документы по вопросамдошкольного образования, правам ребенка;
·          педагогику иметодику дошкольного воспитания;
·          детскую, возрастную,педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
·          основыдефектологии, детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
·          достиженияпедагогической науки и практики по дошкольному воспитанию;
·          правила охраныжизни и здоровья детей;
·          основы доврачебнойпомощи;
·          основы трудовогозаконодательства;
·          правила и нормыохраны труда и пожарной безопасности.
Во время отсутствиявоспитателя дошкольного учреждения его обязанности выполняет в установленномпорядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за ихнадлежащее исполнение.
На воспитателядошкольного учреждения возлагаются следующие функции:
Планирование, организацияи проведение воспитательно-образовательной работы.
Обеспечение охраны иукрепления здоровья детей.
Приобщение детей к национальнойкультуре и традициям.
Координация деятельностипомощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательногопроцесса.
Для выполнениявозложенных на него функций воспитатель дошкольного учреждения обязан:
Планировать,организовывать и проводить воспитательно-образовательную и оздоровительнуюработу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей наоснове изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Организовывать выполнениедетьми режима дня.
Обеспечивать охрану иукрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.
Осуществлять дифференцированныйподход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формировать еговысокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностныеотношения.
Способствовать созданию вгруппе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчестваи способностей воспитанников.
Приобщать детей кнациональной культуре, ее традициям.
Использовать в практикеновейшие научно-методические материалы в области воспитания.
Осуществлятьпедагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей,специалистами дошкольного учреждения и школы.
Координироватьдеятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единогообразовательного процесса.
Участвовать в работе педсоветов,общих собраний, методических объединений и выполнять их решения.
Работать над повышениемсвоего профессионального и культурного уровня.
2. Невербальное общение
Общение играет оченьважную роль в нашей жизни. Общение — это, прежде всего процесс, которым мыпользуемся и ощущаем ежедневно.
Общение — обменсведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение– это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессеобщения между участниками коммуникации происходит обмен разного родаинформацией.
Параллельно со словамиидет обмен информацией и невербально. Имеется несколько способов обменаневербальной информацией:
·          оптико-кинетическиеспособы передачи информации (жесты, мимика, пантомимика, вазомоторные реакции,конвенциальные и идиосинкразические жесты.)
·          паралингвистические(качество голоса, его диапазон, тональность, конвенциально-наполнениетембра-дрожь, приглушенность (подавленность произношения))
·          экстралингвистические(паузы, смех, плач, темп речи, ритмика речи ( очень важно при подстройке))
·          пространственно-временные(взаиморасположение партнеров, позы по отношению друг к другу, временныезадержки начала общения, внезапные жесты направленные на разрыв шаблонов)
Все перечисленное — этокомпоненты гораздо более древней сигнальной системы чем вербальная, язык тела,это язык мимики, жестов и телодвижений человека унаследованный нами в большойчасти от приматов.
Психологи утверждалираньше, что вербалика колеблется в пределах 15 %, теперь же говорят, что наневербальное общение подает 93% всей информации, и только 7 % на вербальное.
Словами можно передатьтолько фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов бываетнедостаточно. Пропадает эмоциональное наполнение фразы или полиэмоциональныйколорит и люди не уверены «- А сказал ли тот кто сказал именно то, что онсказал».
Знание невербальногоязыка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Такое общение, как правило,спонтанно, и проявляется бессознательно.
Невербальное общение – этонеречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальныйконтакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональноесодержание.
Язык невербальныхкомпонентов общения
·          первичные языкиневербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых,пантомима, мимика и т.д.
·          вторичные языкиневербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.
Невербальный язык — вид общения,когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая частьобщения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем спомощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пизутверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств(включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы(невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не чтоговориться, а как это говорится.
В невербальнойкоммуникации выделяют следующие типы:
·          паралингвистика(наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон,интонация);
·          кинесика (наука ожестах);
·          мимика;
·          окулесика (наукао языке глаз и визуальном поведении людей);
·          проксемика (наукао пространстве коммуникации);
·          гаптика (наука оязыке касаний и тактильной коммуникации);
·          хронемика (наукао времени коммуникации);
·          одорика (наука озапахах тела и используемой человеком косметики);
·          аускультация(наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей);
·          гастика (наука ознаковых функциях пищи и напитков);
·          системология(наука о предметах, которыми люди окружают свой мир);
·          актоника (наука опоступках как знаках);
·          просодика(акцентуационно-ритмическое оформление речи — фразовое ударение,синтагматическое ударение, логическое ударение, отличие от словесногоударения);
·          экстралингвистика(это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека:плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.).
Невербальное общение играетбольшую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в томчисле между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают,что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается именно с помощьюсистемы невербалики.
Её составляют: тонголоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристикиневербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашеголица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, вашапоходка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки имотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во времябеседы, рукопожатия и объятия, поведение.
А так же действия:уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие.Мимика — подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личногопространства собеседника
С одной стороны, во времяобщения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственныедвижения, собственное поведение и мимику, с другой стороны — уметь считыватьинформацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому языкневербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном ирезультативном проведении переговоров, бесед.
Однако «считываниеинформации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бываетоднозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этомупроцессу. Поэтому попытки составить словари приемов невербального общения и их«считывания», также не приносят ничего хорошего.
В процессе общениянеобходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой иатмосферу. Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первыесекунды знакомства. В момент знакомства не было еще произнесено ни одногослова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считыванияинформации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, вашобщий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общенияизменить будет весьма проблематично. Американские исследователи Л. Зунин и Н.Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которыхскладывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежутоквремени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, иосновой в этом будет как раз невербалика.
Первое — это необходимопоказывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность ксотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следуетобращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемыневербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным,не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха.
При общении с собеседникомне следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению иагрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти,сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Ненадевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если вэтом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видяглаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, таккак значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человекначинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может бытьнарушена атмосфера прямого общения.
Основными невербальнымисредствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы,жесты-регуляторы, жесты адапторы.
Жесты-символы — оченьограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самымипростыми приемами невербального общения.
Жесты-иллюстраторы — используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являютсяпростыми приемами невербального общения.
Жесты-регуляторы — играютважную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов — рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жестыявляются более сложными приемами невербального общения.
Жесты-адапторы — сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции ипроявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признакамипереживаний — нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.
Невербальное общениеиграет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными,в том числе между человеком и дрессированными животными.
Информация, посланнаяотправителем без использования слов как системы кодирования, образуетневербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнеевремя эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает вниманиеученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создаетсяневербальной информацией. Особенно это проявляется в тех случаях, когдасловесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получательбольше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.
Список использованнойлитературы
1.     Воеводина Н.А.,Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. – М.: Омега-Л,2010.
2.     Данилова И.А.,Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. Краткий курс. – М.:Окей-книга, 2010.
3.     Коджаспирова Г.М.Педагогика. – М.: Гардарики, 2009.
4.     Нэпп М., Холл Д. Невербальноеобщение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство поневербальному общению. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.
5.     Оналбаева А.Т.Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарныхнаук. — 2007. — № 5. — С. 128-129.
6.     Подласый И.П.Педагогика. – М.: Юрайт, 2009.
7.     Ремизов А.А.,Таранин А.Б. Профессии XXI века. – М.: Октопус, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ЗАО "РОСТЭМ", его характеристика и анализ производственно-хозяйственной деятельности
Реферат Ценообразование и его координация с другими инструментами маркетинга
Реферат Антиномия ада и рая в творчестве Л Петрушевской
Реферат Операция по борьбе с коррупцией "Чистые руки" в Италии (1992–2002)
Реферат Организационно-экономическое обоснование производственной структуры внутрихозяйственного подразд
Реферат Управление финансовыми рисками 6
Реферат 1 определение объема доходов населения от предпринимательской деятельности 8 общие положения
Реферат Форма выражения авторской позиции М. Зощенко
Реферат Международно-правовое сотрудничество по профилактике наркомании и наркопреступности Оперативно-розыскная характеристика
Реферат Организация обмена информацией между микроконтроллером семейства MCS-51 фирмы Intel и персональным компьютером
Реферат Установление факторов оказавших влияние на изменение финансовых результатов ООО Ассорти
Реферат Harvey Play Essay Research Paper The play
Реферат Бережливое производство как средство повышения эффективности производства
Реферат Сельское хозяйство как источник химического загрязнения биосферы
Реферат Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации