Реферат по предмету "Психология"


Программа коррекционно-развивающего занятия по снижению тревожности у детей

Пояснительная записка
 
Каждомуребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можноговорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Донастоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причинывозникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном имладшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительскихотношений.
Авторыкниги “Эмоциональная устойчивость школьника” Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова(1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенкавнутреннего конфликта, который может быть вызван:
1.Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителямии школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-заплохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его запропуск урока в присутствии других детей.
2.Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родителинеоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, немогут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только“пятерки” и не является лучшим учеником класса.
3.Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его взависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Еслиты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что тыподрался”.
Специалистысчитают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики,а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводувзаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоятнасилие и наказание. Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочкипереживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутсяиграть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что ихнакажут взрослые или побьют сверстники.
Тревожностьребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях сдоброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где частовозникают конфликты.
Существуетмнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольномвозрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так изавышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. Внекоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу,в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы,“перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Крометого, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с нимзадания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организмребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учитьсяпропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.
Тревожностьможет быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. Вэтих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Портреттревожного ребенка.
Тревожныедети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерноебеспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия.Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаютсяиграть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокиетребования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такиедети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые,неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Длятревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения,головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Вовремя проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле,слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Критерии определения тревожности уребенка
1.Постоянное беспокойство.
2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3.Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4.Раздражительность.
5.Нарушения сна.
Можнопредположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев,перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Работас тревожным ребенком
Работас тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило,занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работус тревожными детьми в трех направлениях:
1.Повышение самооценки.
2.Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих егоситуациях.
3.Снятие мышечного напряжения.
Рассмотримподробнее каждое из названных направлений.
Повышениесамооценки
Конечноже, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимоежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени,хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии другихдетей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют нафальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любойситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно,чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как“Комплименты”, “Я дарю тебе...”, которые помогут им узнать много приятного осебе от окружающих, взглянуть на себя “глазами других детей”. А чтобы одостижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группедетского сада или в классе можно оформить стенд “Звезда недели”, на котором разв неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Каждыйребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих.
Обучение детей умению управлятьсвоим поведением
Какправило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда дажескрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится,это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего,это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочетпризнаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместномуобсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, обих чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно напримерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это нетот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеетпреодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том,чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу,показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детямосознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которыехарактерны, как им казалось, только для них.
Конечно,все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когдаречь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Крометого, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которыепринуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногдатравмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятиякак спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его жерезультатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем несправился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: “Ваша дочьхуже всех выполнила аппликацию” или “Ваш сын закончил рисунок последним”.
Еслиу ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуетсяпроводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следуетспрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять иторопить их.
Обращаяськ тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с нимконтакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня своихглаз.
Совместноес взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами своютревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою,это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мереуспокоит ребенка.
Обучатьребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно инужно в повседневной работе с ним.
Оченьполезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можнокак знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка(например, ситуация “боюсь воспитателя, учителя” даст ребенку возможностьпоиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация “боюсь войны”позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чегобоится ребенок).
Игры,в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — рольвзрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать многоинтересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно вподвижной эмоциональной игре (война, “казаки-разбойники”) ребенок можетпережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение вреальной жизни./>
Снятиемышечного напряжения
Желательнопри работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Оченьполезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой,массаж и просто растирания тела, тактильный контакт.
Правилаработы с тревожными детьми
1.Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2.Не сравнивать ребенка с окружающими.
3.Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4.Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы онзнал, за что.
5.Чаще обращаться к ребенку по имени.
6.Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.
7.Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
8.Быть последовательным в воспитании ребенка.
9.Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.
10.Использовать наказание лишь в крайних случаях.
11.Не унижать ребенка, наказывая его.

Программакоррекционного занятия
 
Цельзанятия: понизить уровень школьной, самооценочной имежличностной тревожности учащихся.
Задачи:
1)        Создатьусловия для комфортной и безопасной работы детей;
2)        Познакомитьдетей с групповой работой и способствовать созданию благоприятной обстановки;
3)        Способствоватьпреодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка;
4)        Способствоватьснятию психологического и мышечного напряжения;
5)        Способствоватьповышению самооценки детей;
6)        Способствоватьформированию навыков управления собственным состоянием и поведением;
 
Занятие №1 «Знакомство. Подготовка кпутешествию»
 
Материалы:сюрпризки, плакат с кораблем, наши законы, картапутешествия, распечатка текста игры «Водопад», заготовки для оформлениябортового журнала, (свой журнал для примера).
Психолог:Здравствуйте,ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут Инна, я капитан волшебного корабля.Скажите-ка мне, вы любите путешествовать? ……… Сегодня мы с вами отправимся вувлекательное плавание. Вот на этом корабле. Нравится? ………. Это будет не простоепутешествие! Его особенность будет заключаться в том, что мы будемстранствовать с помощью воображения и фантазии! Вы знаете, что это?
Прежде,чем нам отправиться, мы должны стать одной командой! Иначе, мы не сможемотплыть от берегов вашей школы. Для начала надо создать дружную атмосферу нанашем корабле. Для этого я предложу вам сыграть в игру «Комплименты».
v  «Комплименты»
Цель:созданиеблагоприятного настроя, раскрепощение детей.
«Сейчасмы внимательно-внимательно друг на друга посмотрим. А теперь каждый из нас поочереди сделает по одному комплименту каждому члену нашей команды. Ну-ка,сколько каждый получит комплиментов? ………. (сколько участников в игре). Давайтепо кругу, я начну».
Психолог:   Атеперь нам надо сделать еще одно важное дело! Нам надо обязательно решить, какмы будем себя вести, отправляясь в путешествия. Вы знаете, что такое правилаповедения? ………. У меня есть волшебный свиток для правил. На нем мы напишем то,как мы будем себя вести во время нашего плавания. Это будут наши законы, которыммы будем следовать. Согласны? ………… Итак, закон первый:
/>        МЫКОМАНДА ОТВАЖНЫХ МОРЕХОДОВ – И МЫ УВАЖАЕМ ДРУГ ДРУГА!
/>        МЫСЛУШАЕМ, КОГДА КТО-ТО ГОВОРИТ, И НЕ ПЕРЕБИВАЕМ, ПОТОМУ ЧТО ЭТОТКТО-ТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ ЧТО-НИБУДЬ ВАЖНОЕ!
/>        МЫПОМОГАЕМ ДРУГ ДРУГУ И ПОДДЕРЖИВАЕМ, ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!
/>        МЫНЕ ССОРИМСЯ И НЕ РУГАЕМСЯ – ВЕДЬ ЭТО МОЖЕТ ИСПОРТИТЬ НАШЕПУТЕШЕСТВИЕ!
/>        МЫНЕ БОИМСЯ ГОВОРИТЬ ТО, ЧТО ДУМАЕМ – ВЕДЬ ЭТО МОЖЕТ ПОМОЧЬКОМАНДЕ!
Итак,правила у нас есть! Теперь нам надо потренировать наше воображение.
v  «Водопад»
Цель:эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
«Сядьтепоудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьтесебе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместоводы в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этимводопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашейголове,… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, какрасслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогаетим стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вызамечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой ирасслабленной.
Асвет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и высами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяетвам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пустьсвет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как рукии ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам,спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятсямягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вычувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохомвы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд).
Теперьпоблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил…Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
Психолог:Теперьосталось взглянуть на карту и наполнить наши паруса ветром. Итак, вот нашакарта. У нас есть 7 дней. За это время мы с вами побываем в разных странах ипосмотрим, как там обстоят дела. Как видите, страны это не простые. Что они вамнапоминают? ………… (школьные предметы). Верно, но мы с вами с помощью нашеговоображения посмотрим на них с другой стороны. А теперь давайте-ка научимсяразгонять наш корабль, чтобы плыть на нем в эти страны.
v  “Корабль и ветер”
Цель:настроить группу на рабочий лад.
“Представьтесебе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайтепоможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втянитещеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волюветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумитветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.
Психолог:У нас отлично получилось! Теперь мы готовы к путешествию, и в следующий разотправимся в наше первое плавание. Но прежде чем попрощаться, мы поиграем водну очень хорошую игру.
v  «Мне понравилось, как ты сегодня…»
Цель:дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придатьуверенность в себе.
«Сейчаскаждый из вас по кругу, немного подумав, скажет своему соседу справа, что емупонравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Давайте я покажу(психолог дает обратную связь каждому ребенку).
Домашнеезадание.
Психолог:Доследующего занятия вы дома оформите свой бортовой журнал, для того, чтобызаписывать в нем отчет о своем путешествии (раздать заготовки для оформления иобъяснить на примере). Вам надо завести тетрадь на 18 листов и сделать из неенастоящий бортовой журнал. Эти тетради предназначены только для вас, их небудут проверять и оценивать.
Психолог:Итак,наша подготовка к путешествию завершена. Мне осталось только посвятить вас вчлены своей команды. Для путешествия вам понадобится смелость. Я как капитан,хочу вам сказать, что смелый человек – это не тот, кто ничего не боится(таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Я хочуподарить вам вот эти амулеты смелости. Пусть они помогают вам справляться слюбыми страхами и тревогами (раздать сюрпризки). Берите их с тобой в каждоепутешествие! И не только в этом кабинете. Уверена, они вам во многом помогут.
Доследующей встречи! (прощальный ритуал)
 
Занятие №2 «Страна Рисовандия»
 
Материалы:плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия,ватманы 4шт., краски, кисточки 10шт., музыка, листы А4, цветные карандаши.
Психолог:Добрыйдень, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля!Сегодня мы совершим наше первое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодняотправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мыэто делали?
/>        “Корабль и ветер”
Цель:настроить группу на рабочий лад.
«Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните черезрот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайтепопробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можноповторить 3 раза.
Психолог:Атеперь разомнем наше воображение. Нам предстоит длинное путешествие.
/>        “Воздушный шарик”
Цель:снять напряжение, успокоить детей.
Всеиграющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе,что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднеситевоображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губынадувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше ибольше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представилаваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажитеих друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза. Можно попросить каждогоребенка описать свой шар.
Психолог:Итак,сегодня мы в стране Рисовандия. Как вы думаете, чем обычно занимаются жителиэтой страны? ……… Вот и мы в этой стране будем рисовать.
/>        “Танцующие руки”
Цель:дает возможность детям прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
«Разложитеватманы на полу. Возьмите каждый по 2 кисточки. Выберите для каждой рукипонравившийся вам цвет. Садитесь напротив своего ватмана. Закройте глаза, и,когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайтеруками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты).Игра проводится под музыку. Когда рисунки закончены, можно спросить у детей, начто они похожи.
Психолог:Увас получились прекрасные рисунки. Мы оставим их жителям Рисовандии, ведь у нихсейчас не легкие времена. У них есть некоторые трудности и им надо помочь. Высогласны? ..........
/>        Индивидуальный диагностический рисунок «Почему детибояться ходить в школу…»
Цель:дает возможность детям проанализировать свои страхи, прояснить свои чувства ипроговорить это, а также снять напряжение, вызванное переживанием труднойситуации.
Жителиэтой страны боятся ходить в школу, у каждого есть свои причины. Вам надонемного подумать, почему дети могут бояться ходить в школу. А потом надо будетнарисовать эту ситуацию на листочке бумаги. Дети рисуют 5-7 минут цв.карандашами.
Последетей просят рассказать, что изображено на рисунке, описать ситуацию, чточувствуют нарисованные герои, чего бояться, что хотят сделать.
2часть: А теперь я предлагаю вам протянуть им свои рукипомощи! Берем ватман, кладем его на пол или стол, красим обе ладошки детейкраской. Пусть они хаотично оставляют свои отпечатки на нем по очереди.
Психолог:Ядумаю, вы прекрасно справились с заданием! Вы не только сделали хорошиерисунки, но и объяснили жителям Рисовандии, почему же дети могут бояться ходитьв школу. Кроме того, вы протянули им свои руки помощи, как настоящие друзья.Уверена, они вам очень благодарны. Теперь давайте сыграем в игру, в которую ужеиграли на прошлом занятии.
/>        «Мне понравилось, как ты сегодня…»
Цель:дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придатьуверенность в себе.
«Сейчаскаждый из вас по кругу, немного подумав, скажет своему соседу справа, что емупонравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну».
Итог:«Итак,мы проделали большой путь, давайте оценим наше путешествие. Но оценивать будуне я вас, а вы наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три»нужное количество пальцев одной руки». Далее идет более детальное обсуждениезанятия. Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывалитрудности?»
Доследующей встречи! (прощальный ритуал)
 
Занятие №3 «Физкультурия»
 
Материалы:плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия,мячик.
Психолог:Добрыйдень, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля!Сегодня мы совершим наше второе путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодняотправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мыэто делали?

/>        “Корабль и ветер”
Цель:настроить группу на рабочий лад.
«Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните черезрот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайтепопробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можноповторить 3 раза.
Психолог:Отлично!Мы достигли берегов Физкультурии. Как вы думаете, что больше всего любят жителиэтой страны? ……… Верно! заниматься физкультурой и играть в разные интересныеигры. Благодаря этому жители этой страны всегда здоровы, бодры и хорошо себячувствуют! Давайте поиграем в игру, которая называется          “Штанга”.
/>        “Штанга”
Вариант1
Цель:расслабить мышцы спины.
“Сейчасмы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежиттяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках,приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните.Попробуем еще раз”.
Вариант2
Цель:расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себяуспешным.
“Атеперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох,подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу.Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы всечемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз,как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.
Психолог:Атеперь мы с вами как настоящие спортсмены отправимся в горы. Мы будемскалолазами. Знаете кто это? ……… Верно! Это очень опасно и нужно быть оченьсмелым, чтобы лазать по скалам. Но мы с вами уже знаем, что смелый человек –это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеетпреодолеть свой страх. Попробуем?
/>        «Скалолаз»
Цель:развитие доверия друг к другу, тесный тактильный контакт.
Поставитьдетей в линию плечом к плечу (они изображают скалу), ноги по одной линии (этокрай скалы). В скале могут быть выступы (вытянутые руки), которые мешаютдвижению. Один из детей будет скалолазом. Ему необходимо пройти по краю скалы,преодолевая все препятствия, от начала до конца. Дети из линии не должныпомогать ему, поддерживать, но он может держаться за них. Пройдя через всюскалу, он становится крайним и превращается в скалу, а скалолазом становитсяследующий ребенок. Скалолазами должны побывать все.
(Послеупражнения необходимо проговорить ощущения детей, обсудить их).
Психолог:Выотличные скалолазы и умеете преодолевать трудности. А сейчас мы немногорасслабимся после такого сложного лазания по скалам. Поиграем в игру «Насос имяч».
/>        “Насос и мяч”
Цель:расслабить максимальное количество мышц тела.
“Ребята,разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надуваетэтот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шеярасслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполненвоздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая это действие движением«вверх-вниз» вытянутых вертикально полу рук (они качают воздух) звуком “с”. Скаждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, онвдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго“с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, послечетвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насосперестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча ссилой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходноеположение”. Затем играющие меняются ролями.
Психолог:Вымолодцы! Выглядели как настоящие мячики, как этот (взять небольшой мяч в руки).Сейчас мы с вами поиграем в нашу игру «Мне понравилось, как ты сегодня…», новнесем в нее некоторые изменения, т.к. мы находимся в стране Фискультурия.Давайте встанем в круг.
/>        «Мне понравилось, как ты сегодня…»
Цель:дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придатьуверенность в себе.
«Сейчаскаждый из вас, немного подумав, бросит мяч человеку напротив и скажет нам, чтоему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну».
Итог:«Давайтеоценим наше занятие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьтесвою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки».
Далееидет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Чтопонравилось? Какие испытывали трудности?
Доследующей встречи! (прощальный ритуал)
 
Занятие №4 «Литературия»
 
Материалы:плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия,корона, трон, листочки со словами (кол-во комплектов по количеству детей вгруппе), истории об именах ребят из группы, распечатка с домашним заданием.
Психолог:Добрыйдень, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля!Сегодня мы совершим наше третье путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодняотправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мыэто делали?

/>        “Корабль и ветер”
Цель:настроить группу на рабочий лад.
«Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните черезрот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайтепопробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можноповторить 3 раза.
Психолог:Отлично!Мы с вами у берегов Литературии. Жители этой страны обожают читать, писатьстихи и рассказы, узнавать новые слова и ставить спектакли. А вам нравятсятакие занятия? ……… Сейчас мы тоже попробуем поставить маленький спектакль.
/>        “Шалтай-Болтай”
Цель:расслабить мышцы рук, спины и груди.
“Давайтепоставим маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сиделна стене.
Шалтай-Болтай
Свалилсяво сне. (С. Маршак)
Сначалабудем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, каку тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус телавниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. (Закончить выступлениеаплодисментами).
Психолог:Авы оказывается великолепные актеры! Ваш миниспектакль прошел на ура! Уверена,он очень понравился жителям Литературии. А вы знаете, в какую игру обожаютиграть они? Я вам сейчас расскажу! Жители Литературии знают очень многоинтересных историй особенно про свои имена. Каждый день они выбирают новогокороля и рассказывают ему эти истории. Хотите попробовать сыграть в такую игру?

/>        “Волшебный стул”
Цель:способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений междудетьми.
Вэту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени.Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка – егопроисхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и«Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводитнебольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будетрассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, прочье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об егоимени он сидит на троне в короне.
Вконце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные,ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Психолог:Великолепно!Вам понравилось? ……… Узнали что-нибудь новое о себе? ……… А сейчас я вампредложу еще одну из любимых игр жителей Литературии. Каждое утро они ходят вгости к своим друзьям и знакомым и дарят им бумажки. Но бумажки эти не простые– на них написаны слова, и эти слова рассказывают людям об их характере.
/>        «Список слов»
Цель:сформировать у детей позитивное отношение к себе, повысить самооценку.
Каждомуребенку дается комплект слов. Он дожжен разделить карточки на равное количествомежду ребятами из группы на свое усмотрение. Если у его товарища присутствуеттакое качество – он дает ему карточку. В конце упражнения каждый ребенокзачитывает слова с карточек, врученных ему. Можно посчитать количествосовпадений слов у каждого ребенка. Психологу необходимо подвести итог покарточкам для каждого ребенка и выразить свое положительное отношение.
Комплектслов для группы из 4 человек: симпатичный, приятный,справедливый, трудолюбивый, умный, смелый, терпеливый, надежный, хороший,здоровый, вежливый, честный, добрый, нежный, сильный, сообразительный,дружелюбный, способный, ответственный, хороший.
Психолог:Вымолодцы! Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о себе. Теперь давайтевстанем в круг.
/>        «Мне понравилось, как ты сегодня…»
Цель:дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придатьуверенность в себе.
«Сейчаскаждый из вас, немного подумав, бросит мяч человеку напротив и скажет нам, чтоему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну».
Итог:«Давайтеоценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужноеколичество пальцев одной руки». Далее идет более детальное обсуждение занятия.Дети отвечают на вопросы: «Что понравилось? Какие испытывали трудности?
Домашнеезадание.
Психолог:сегодняя дам вам домашнее задание. Его нужно будет выполнить в ваших бортовыхжурналах. Задание очень интересное – вам надо будет помочь жителям Литературиии сочинить небольшую сказку про школьные тревоги. Наверняка у вас есть любимыйсказочный герой. Придумайте сказку о том, как он учится в школе. С какимитрудностями сталкивается, чего боится. Напишите, что он чувствует и думает втакие моменты. Подумайте, кто или что может помочь ему преодолеть эти трудностии как это может произойти. Фантазируйте!
Доследующей встречи! (прощальный ритуал)

Занятие №5 «Музыкандия»
 
Материалы:плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия,музыка, магнитофон, повязки на глаза.
Психолог:Добрыйдень, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля!Сегодня мы совершим нашечетвертое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодняотправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мыэто делали?
/>      “Корабль и ветер”
Цель:настроить группу на рабочий лад.
«Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните черезрот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайтепопробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можноповторить 3 раза.
Психолог:Атеперь разомнем наше воображение. Нам предстоит длинное путешествие.
/>      “Дудочка”
Цель:расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайтепоиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам.Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку.Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!» (можно во времяэтого упражнения тихо включить подходящую музыку)
Психолог:Хочувам сказать, что в стране Музыкандии жители очень любят танцевать. Хотитеузнать их любимый танец? Давайте я вам объясню.
/>      «Слепой танец»
Цель:развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
“Разбейтесьна пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется“зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте другс другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогитепартнеру завязать повязку”.
Вкачестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить ихвзяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок сзавязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрытьглаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
(Послеупражнения необходимо обсудить с детьми их ощущения; если возникли трудности,то выяснить причины).
Психолог:Увас все прекрасно получается! А давайте пофантазируем как танцуют учителя иребята в вашей школе (при формулировке необходимо руководствоватьсяактуальной пугающей ситуацией детей, которая выясняется из предыдущих занятий).
/>      ролевая игра «Слепой танец»
Цель:вернуться в школьную ситуацию, проиграть пугающие роли в необычной ситуации (втанце).
Правилааналогичны правилам предыдущей игры. Возможна импровизация. Суть в том, чтобыдети примерили на себя пугающие роли и попробовали потанцевать сами и друг сдругом из этих ролей.
(Послеупражнения необходимо обсудить с детьми их ощущения; если возникли трудности,то выяснить причины).
Психолог:Выотлично двигаетесь и хорошо рассказываете о своих ощущениях во время танца. Мнеэто очень нравится. Теперь давайте сыграем в нашу игру «Мне понравилось, как тысегодня…».
/>        «Мне понравилось, как ты сегодня…»
Цель:дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придатьуверенность в себе.
«Сейчаскаждый из вас по кругу, немного подумав, скажет своему соседу справа, что емупонравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну».
Итог:«Давайтеоценим наше занятие. Но оценивать буду не я вас, а вы наше занятие. Поставьтесвою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки». Далееидет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Чтопонравилось? Какие испытывали трудности?
!!!Собратьбортовые журналы со сказками.
Доследующей встречи! (прощальный ритуал)
 
Занятие №6 «Природоведия»
 
Материалы:плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия,воздушные шары по кол-ву детей в группе, фотоаппарат, яркие картинки с животными,насекомыми, растениями, ноутбук или другая техника для просмотра сделанных вовремя занятия фотографий.
!!!(Вовремя всех упражнений психолог фотографирует детей с их предварительногосогласия. В конце занятии все вместе их смотрят, желательно на большом экране).
Психолог:Добрыйдень, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля!Сегодня мы совершим наше пятое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодняотправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мыэто делали?
/>      “Корабль и ветер”
Цель:настроить группу на рабочий лад.
«Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните черезрот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайтепопробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можноповторить 3 раза.
Психолог:Прекрасно!Мы добрались до берегов Природоведии. Жители этой страны обожают природу иразных животных. Они любят их фотографировать. Это их фотографии (показатьфото). Раз мы у них в гостях, я предлагаю и нам сегодня пофотографироваться и вконце путешествия посмотреть наши фотографии. Вы согласны?
/>      “Сосулька”
Цель:расслабить мышцы рук.
“Ребята,я хочу загадать вам загадку:
Унас под крышей
Белыйгвоздь висит,
Солнцевзойдет,
Гвоздьупадет.
Правильно,это сосулька. Давайте представим, что мы с вами сосульки. Когда я прочитаюпервые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью,четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперьвыступаем. Здорово получилось!”
Психолог:Увас отлично получилось! А сейчас мы объединимся и станем одной большойгусеницей.
/>      “Гусеница”
Цель:игра учит доверию, почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успехпродвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия сдействиями остальных участников.
“Ребята,сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигатьсяпо этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего.Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар.Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочкеучастник держит свой шар на вытянутых руках.
Такимобразом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенномумаршруту. Маршрут буду говорить я (дети идут вперед, психолог говорит влево иливправо поворачивать; шарики не должны выпадать, разговаривать детям во времядвижения нельзя).
Психолог:Прекрасно!Вы справились с заданием! Сейчас я хочу вам предложить игру, которая называется“Зайки и слоники”.
/>      “Зайки и слоники”
Цель:дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствоватьповышению самооценки.
Сначаламы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность,что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весьсжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки еготрясутся” и т.д. Дети показывают. “Покажите, что делают зайки, если слышат шагичеловека?” Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. “А что делаютзайки, если видят волка?...” Педагог играет с детьми в течение несколькихминут. “А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите,как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делаютслоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда еговидят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делаютслоны, когда видят тигра… ” Дети в течение нескольких минут изображаютбесстрашного слона.
Послепроведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им большепонравилось быть и почему.
Психолог:Выотлично изображаете животных и особенно слона! Мне очень понравилось. Теперьдавайте сыграем в нашу игру «Мне понравилось, как ты сегодня…».
/>        «Мне понравилось, как ты сегодня…»
Цель:дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придатьуверенность в себе.
«Сейчаскаждый из вас по кругу, немного подумав, скажет своему соседу справа, что емупонравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну».
Итог:«Давайтеоценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужноеколичество пальцев одной руки».
Далееидет более детальное обсуждение занятия. Дети отвечают на вопросы: «Чтопонравилось? Какие испытывали трудности?
Доследующей встречи! (прощальный ритуал)
 
Занятие №7 «Рефлексия»
 
Материалы:плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия,рисунки детей со 2го занятия, сочиненные ими сказки, листы А4, фломастеры.
Психолог:Добрыйдень, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля!Сегодня мы совершим наше последнее путешествие и вернемся домой. Давайтенаполним наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?
/>      “Корабль и ветер”
Цель:настроить группу на рабочий лад.
«Вдохнитев себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через ротвоздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуемеще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.
/>      Беседа с детьми
Психолог:Сейчася хочу попросить вас вспомнить все наши с вами путешествия. Расскажите, что вамбольше всего понравилось и запомнилось……… А мне очень понравились ваши рисунки!
— Обсудить с детьми их индивидуальные диагностические рисунки (занятие№2).Попросить провести аналогию со своей сложной ситуацией в школе. Дать ребенкувыговорить свои переживания. Придумать с группой выход из подобной ситуации.Проиграть его.
Психолог:Авы помните в какие игры мы с вами играли? Какая вам понравилась больше всего?……… (сыграть в одну из расслабляющих игр).
/>      Беседа с детьми
Авы помните, как вы придумывали дома сказки? Сегодня я хотела бы о нихвспомнить. Я с удовольствием прочитала их. Они очень интересные! И мне хотелосьбы задать вам несколько вопросов.
— Обсудить с детьми придуманные ими сказки про трудности в школе. Попроситьпровести аналогию со своей сложной ситуацией в школе. Дать ребенку выговоритьсвои переживания. Придумать с группой выход из подобной ситуации. Проигратьего.
Психолог:Ядумаю, наше путешествие удалось! Теперь вы знаете что нужно делать для того,чтобы не переживать и не волноваться. И вы сами придумали, как это сделать! Мнекажется, вы стали намного умнее и увереннее в себе после наших путешествий.
/>      Мнебы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали мне свое настроение и подписали свойрисунок на память для меня. Я буду хранить их в своем бортовом журнале и когдамне будет трудно – вспоминать о наших путешествиях (дети рассуют на А4фломастерами 2-3 минуты).
Спасибовам большое! До свидания! Желаю вам удачи!
(прощальныйритуал)

Списоклитературы
 
1.        Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
2.        ЗахаровА.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
3.        КлюеваН.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
4.        ЛютоваЕ.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа сгиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.
5.        ЧистяковаМ. И. Психогимнастика. М., 1990.

Приложение1
 
Содержание страниц твоегобортового журнала
Каждое занятие тебе надозаписать в твой журнал. Используй для этого выделенные жирным шрифтомзаголовки.
Занятие первое;дата занятия, день недели.
Сегодня мне понравилось (написать то, что тебе запомнилось ипонравилось)
Сегодня мне непонравилось(написать то, что тебе сегодня не понравилось)
Я думаю (здесь ты можешь записать интересныемысли, которые к тебе пришли во время занятия или после него)
Домашнее задание (выполняй здесь те задания, которыеполучаешь)
Ты можешь оформлятьсвой бортовой журнал, как тебе нравится. Можешь наклеивать картинки, рисовать,раскрашивать.

 
Приложение2 «Наши законы»
 
/>
 
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.