Реферат по предмету "Психология"


Проблемы семей имеющих подростков

План:
1.  Введение
2.  Возрастные особенности личности иповедения в подростковом  
          возрасте.
          3.Стили родительских отношений, как основнойфактор, влияющий на формирования личности и поведения у подростков.
4.Заключение.
ЛИТЕРАТУРА.
1.   Введение
 
Многие родители с замираниемсердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этотпереход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-тостановится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребеноквдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт сокружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакциюродителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подросткасвоей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самоестрашное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем илипо-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствиеих более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниямипервой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание состороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломатьвсю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка –уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка,чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляютсявторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует насоответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.
     Подростковаясамостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации отвзрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любвии заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными,равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеихсторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося всемье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослостисвоего ребенка.
Послеотносительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурными сложным. Развитие на  этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами,особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй,главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположныечерты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяяпротиворечивость характера и поведения взрослеющего ребенка. В этот сложныйпериод и родителям и ребенку может потребоваться разъяснение ситуации,психологическая помощь, поэтому здесь роль медицинской сестры носитконсультационный характер.
2.   Возрастные особенности личности и поведения вподростковом возрасте.
 
     Важнейшей особенностьюподростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых ксамооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, наосновании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются входе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подросткаявляется сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Главные  мотивационные линииэтого возрастного периода, связанные с активным стремлением  к личностному самосовершенствованию,- это самопознание, самовыражение и самоутверждение.  
     В начале подростковоговозраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших,детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что,форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя ужевзрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. Вто же время, он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости.Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видяпроявления этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражаетим. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того,что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, аболее серьезно и требовательно.
     Самый легкий способдостичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формамнаблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколькораньше), копируют поведения взрослых, которые пользуются авторитетом в ихсреде; сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особыйлексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых,образцами для подражания со стороны подростков могут стать и их  старшиесверстники. Тенденции походить на них, а не на взрослых в подростковой среде свозрастом увеличивается.
     Поведение подросткарегулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения сокружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива,недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть многонемотивированных поступков.
     Однако фактическоесохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт,в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а такжеотсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередкопрепятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем неменее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку внужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка.Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкиймежличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам вличностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение,укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. Врезультате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всегонуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачиваютвозможность оказывать на него влияние.
     Старшему подростку несидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповойжизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем онапроявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности вобщении – аффилиативной потребности.
     Для того чтобы завоеватьдрузей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать всевозможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальныхнорм, на открытый конфликт со взрослыми.
     Подросток во всехотношениях обуреваем жаждой  «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как удругих». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие«норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику исамосознание.
     Резко выраженныепсихологические особенности подросткового возраста получили название«подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения– от безудержного веселья  к унынию и обратно – без достаточных причин, а такжеряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценкепосторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишнейсамонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих.Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненнаязастенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – споказной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами ираспространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственноефантазирование –  сухим мудрствованием.
     В трудах психологов ипедагогов мы находим описание изменений, происходящих в характере ребёнка в этигоды, нарушений психического равновесия и в первую очередь непонятных инепримиримых противоречий. Подростки исключительно эгоистичны, считают себяцентром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же времяни в один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность исамопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так жевнезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизньобщества, а с другой- охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются междуслепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любойвласти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполненывозвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенностьсамого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людямгрубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблетсямежду сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся снеиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
     Реакция эмансипации –специфически – подростковая реакция. Она проявляется стремлением высвободитьсяиз–под опеки, контроля. Покровительства старших – родных, учителей, вообщестаршего поколения. Она может распространяться на установленные старшимипорядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности.Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, засамоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмернойопеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальнойсамостоятельности и свободы, относятся к нему как  к  маленькому ребёнку.
     Проявление реакцииэмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведенииподростка, в желании везде и всегда поступать по-своему, самостоятельно.
     Одна из крайних формпроявления такой реакции – побеги из дома и бродяжничество, обусловленноежеланием «пожить свободной жизнью». 
    Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест вовнутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, что бы егосчитали ребёнком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать этупотребность в серьёзной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюдастремление к «внешней зрелости», которая проявляется в изменении внешнегооблика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемампола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ.
     Следует учесть, чтоповышенное внимание подростка к своей внешности связанно с вполне определённымиособенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентацииподростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечатьтем нормам, которые приняты в их среде.
     У подростков наблюдаетсястремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах,настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполненакакими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно вподростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов,который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес кпсихологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
 
3.   Возрастные особенности личности и поведения вподростковом         возрасте.
 
Основныесложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля заповедением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самыенеблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль приавторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подростококазывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует многопромежуточных вариантов:
—  Родители регулярно указывают детям, что им делать;
—  Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимаярешение, к его голосу не прислушиваются;
—  Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получитьодобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимаярешение;
—  Решение часто принимает сам ребенок;
—  Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
Остановимся на наиболеераспространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенностиотношений подростка с родителями и его личностное развитие.
Демократичныеродители ценят в поведении полростка и самостоятельность, идисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным вкаких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно  требуютвыполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумнойзаботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается кобъяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формированиевзрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
          Авторитарные родителитребуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны емуобъяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферыжизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьяхобычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идетна конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилюсемейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуацияосложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоциональнохолодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеряконтакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети изтаких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении,часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетаниебезразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоженеблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все,что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становитсянеконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются вродителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения,на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека –излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанныйна тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности,несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудностивозникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не всостоянии. С родителями, имеющими  неадекватные ожидания, в подростковомвозрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, чтоему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.
 
 
 
Зависимость отношенийот чувств родителей к ребенку и        
                особенностиконтроля за его поведением
 
 
                                      Свобода
                  (предоставление самостоятельности )
/> 

    устранившийся                                           либеральный
          безразличный                                            помогающий
 
/>   Враждебность                                                          Любовь                                                                                                    
требовательный,                               покровительствующий,
            нетерпимый,                                     чрезмернооберегающий
суровый, властный                                   
 
                                                 Контроль
 
 
 
 
Наилучшие взаимоотношениястаршеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда  родителипридерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшейстепени  способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы исоциальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случаепоследовательно  и вместе с тем  гибко и рационально :
          родитель всегда объясняетмотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком ;
          власть используется лишь в меру необходимости ;
          в ребенке ценитьсякак послушание, так и независимость;
          родительустанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает  себянепогрешимым ;
          он прислушивается кмнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
          Крайние типыотношений, все равно, идут  ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детейотчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье.Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают  либопротест  и агрессию, либо привычную  апатию и пассивность. Перегиб в сторонувсетерпимости  вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела.Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметомподражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средствмассовой коммуникации — часто не могут восполнить этот пробел, оставляяребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствуетформированию личности со слабым «Я» . 
          В нашей странесуществуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как отнациональных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целомнаше обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким, чеммы это склонны признать. При анонимном анкетировании детей разного возраста из15 городов страны выяснилось, что 60 процентов родителей используют физическиенаказания; среди них 85 процентов — порка, 9 процентов — стояние в углу (иногдана коленях на горохе, соли или кирпичах ), 5 процентов — удары по голове илицу и т.д.
          Почему так живучиавторитарные методы? Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди частовоспроизводят то, что с ними самими проделывали родители, даже если они помнят,как трудно им приходилось. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесносвязан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражаети подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве ив общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях своислужебные неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненномтранспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры,убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций — сила.
          Но если с маленькимидетьми авторитарность еще « проходит», то теперь она неминуемо порождаетконфликты, причем приходится платить и по старым, давно забытым счетам.
          Как ни велико влияниеродителей на формирование личности, пик его приходится не на переходныйвозраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений сродителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно.
          Чтобы понятьвзаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются свозрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями. В глазахребенка мать и отец выступают в нескольких «ипостасях»:
          как источникэмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует  себябеззащитным и беспомощным;
          как власть,директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
          как образец, примердля подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
          как старший друг исоветчик, которому можно доверить все.
          Соотношение этихфункций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется.
Конфликтывозникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и принепоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание,то взрослая самостоятельность.  Часто источником конфликта становится внешнийвид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные ихребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремитсяничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях можетстать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родителисчитают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого«взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коемслучае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с егомнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидитподростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишнийконтроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равныхобратятся к подростку, воздействуют быстрее.
           В  основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимостьот них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такаязависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не  хватаетродительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том,что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, та и длядевочек. Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождаетустойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютноеродительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый исложный взрослый мир.
          Любящие матери, неспособные мыслить о ребенке отдельно от самих себя, часто не понимают этого. Ноюноша не может повзрослеть, не разорвав «пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои отношения с ними в новую, гораздо более сложнуюсистему  эмоциональных привязанностей, центром которой являются не родители,а он сам. Избыток материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинаютего раздражать не только потому, что вызывают насмешки сверстников, но ипотому, что пробуждают в нем самом чувство зависимости, с которым подростокборется. Чувствуя охлаждение, многие родители думают, что дети их разлюбили,жалуются на их черствость и т. д. Но после того как критический период проходит, эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не испортили, обычновосстанавливается, уже на более высоком, сознательном уровне.
          Ростсамостоятельности ограничивает и функции родительской власти.К старшим классамповеденческая автономия, как правило, уже весьма велика: старшеклассниксамостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д.В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногдавызывает острые конфликты.
          Добиваясь расширениясвоих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенныетребования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети незнают источников семейного бюджета и не заботятся об этом. Почти девять десятыхопрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т Фроловой (1969 ) московских девяти- идесятиклассников надеялись, что их желания иметь определенные вещиосуществятся, причем две трети уверены, что осуществить это желание — делородителей («купят родители»). Поведение и запросы этих старшеклассниковпрактически автономны, поскольку  желания приобрести ту или иную вещьсовпадали с планами родителей только в 10 процентах случаев. Тем не менее детиуверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.
        Степень идентификации сродителями в юности меньше, чем в детстве. Разумеется, хорошие родителиостаются для старшеклассников важным эталоном поведения. На вопрос «Хотели бывы быть таким человеком, как ваши родители?» положительно ответили свыше 70процентов санкт-петербургских старшеклассников, опрошенных Т.Н. Мальковской(1971). На вопрос «Хотели бы походить на родителей кое в чем?» положительноответили 10 процентов опрошенных, ни в чем — 7 процентов и уклонились от ответана вопрос 11 процентов опрошенных.
          Однако родительскийпример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. Устаршеклассников есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок,тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но и изболее широкого круга лиц (общественно-политические деятели, герои кино илитературы). Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старшихвоспринимаются остро и болезненно. Особенно это касается расхождение слова идела. Из трех тысяч старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных социологами,свыше 2/3 отметили, что замечают существенные расхождения между тем, чему учатих родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они сами поступают вповседневной жизни
(С.И. Плаксий, 1987). Это нетолько подрывает авторитет старших, но и является практическим урокомприспособленчества и лицемерия.
          Впсихолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мересравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него неможет быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чемхуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться сосверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но влиянияродителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают ивзаимодополнительными .
          «Значимость» дляюношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разныхсферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации насверстников наблюдается  в сфере досуга, развлечений, свободного общения,потребительских ориентаций.
          Больше всегостаршеклассникам хотелось бы  видеть в родителях друзей и советчиков. При всейих тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опытеи помощи старшим. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать сосверстниками, так как мешает самолюбие. Да и какой совет может дать человек,который прожил так же мало, как и ты? Семья остается тем местом, гдеподросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно. Отвечая навопрос: «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактическипонимает вас этот человек?» — большинство московских мальчиков (с 5 по 11класс), поставили на первое место родителей (ответы девочек болеепротиворечивы).
          Однаковзаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и ихвзаимопонимание оставляет желать лучшего.
          «Мне уже 17 лет,  а смамой мы еще ни разу не говорили по душам… Я бы даже рассказала все, что меняволнует, любой другой женщине».
          «Вечером родителитолько успевают спросить: «Как дела в школе?» А нам на этот вопрос надоелоотвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует… Мы частопоэтому не понимаем родителей, а родители нас...»
          И таких писеммножество.
          При исследованииюношеской дружбы было специально зафиксировано, как оценивают школьники с 7 по11 класс уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и собственнуюоткровенность с ними. Оказалось, что по всем этим показателям родители уступаютдрузьям — сверстникам опрошенных и что степень психологической близости сродителями резко снижается с 7 к 9 классу.
          Причина этогокоренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не желающих замечатьизменение внутреннего мира подростка и юноши.
          Рассуждая абстрактно,хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы ни былодругой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают изо дня в день напротяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком, частосовершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился,а любящие родители все еще видят его таким, каким он бал несколько лет назад,причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями — то, что они знали нас, когда мы были маленькими», — заметил 15 — летниймальчик.
          Понять другогочеловека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некуюавтономную реальность. Самая распространенная (и совершенно справедливая!)жалоба юношей и девушек: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение и нежеланиевыслушать, понять то, что происходит  в сложном юношеском мире, постаратьсявзглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность внепогрешимости своего жизненного опыта — вот что в первую очередь создаетпсихологический барьер между родителями и  растущими детьми.
Существует 4 способа поддержкиконфликтных ситуаций:
1.   Уходот проблемы (чисто деловое общение)
2.   Мирлюбой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глазана отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот –поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
3.   Победалюбой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формыповедения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть вдругом. Эта ситуация бесконечна.)
4.   Продуктивный(компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном ив другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно статьрезультатом совместного решения. 
Сотрудники Института психологииАПН опросили 164 старшеклассника относительно их потребности в разных видахобщения и реальных взаимоотношений с разными партнерами. Общение со взрослыми,включая родителей, оказалось гораздо более формальным и регламентированным,чем общение со сверстниками. Оно вызывает у юношей острую неудовлетворенность.Партнеры Регламентир. общение Нерегламентир. общение Потребность в нем Реальное общение Потребность в нем Реальное общение Родители и близкие родственники 4,7 70,8
 
66,6 29,2 Учителя 8,3 95,7 10,9 4,3 Другие взрослые 2,6 98,6 6,5 1,4 Близкие друг-сверстники 68,2 56,2 Другие сверстники 4,6 68,4 24,3 31,6
          Как видно изтаблицы, потребность в неформальном общении с родителями удовлетворяется меньшечем наполовину. В ходе дополнительного интервью выяснилось, что общением сматерью удовлетворены только 31,1 процента, а с отцом — всего 9,1 процентаопрошенных. А ведь этот вид общения психологически очень важен. Средишкольников, имеющих доверительные отношения с родителями, устойчивойсамооценкой обладают 79,1 процента опрошенных, а среди тех, у кого общение сродителями жестко регламентировано, — только 25 процентов. Неадекватнуюсамооценку в первой  группе имеют 8,3 процента, а во второй  — 87,9 процентаобследованных.
          В другом исследованииотношения старшеклассников с родителями изучались с точки зрениядоверительности общения со стороны старшеклассников, информационногосодержания общения, внимания, проявляемого детьми к делам и жизни родителей, иавторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было опрошено  140ленинградских семей, причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось,что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели сотцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней.Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет ополитике и спортивных событиях.
          Бросается в глазатакже резко выраженная асимметричность интересов детей  и родителей: родителипроявляют внимание ко всем сторонам жизни детей, тогда как дети  малоинтересуются жизнью и трудом родителей. Особенно отчетливо это проявляется вобщении с отцами: дети редко расспрашивают их о служебных делах, годах детстваи юности и т.д.
          Отношения детей иродителей асимметричны, неравноправны. Многие родители, привыкнувраспоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Крометого, действуют определенные культурные запреты. Например, у нас не принятообсуждать сексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, этоделается только со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимныхпереживаний подростка из общения с родителями «изымается». При опросе 402 пармолодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, 85 процентов невести 80 процентов женихов сказали, что никогда не обсуждали с отцами проблемы бракаи семьи. Чрезвычайно важные для переходного возраста и ранней юности темы — «этапы полового созревания» и «интимные отношения» — занимают последние места вразговорах с родителями.
          Но если о том, чтобольше всего волнует, говорить невозможно, общение   неизбежно принимаетформальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между нимибарьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители«нажимают»  на поведение, успеваемость и прочие формально- ролевые аспектыжизни детей, тем суше, казеннее, регламентированнее  становятся ихвзаимоотношения.
          Вот типичное письмостаршеклассника: « Моему другу повезло с родителями, потому что они считаютсвоего сына за человека. Я целые дни провожу в их доме. Его отец любитотгадывать кроссворды, заводить радиолу; нашу музыку называет «шум», норазрешает слушать… Мои родители, наоборот, думают только о моих уроках. Чтоя человек, у меня могут быть дела — это им даже в голову не приходит.Кандидаты наук, а к телефону не зовут. Разговаривают со мной как будто всегда собидой, хотя бы я даже все выучил. В доме у нас зеленая тоска...»
          Юноши, в своюочередь, невнимательны к родителям в следствии своего возрастного эгоцентризма.Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных иподчас не самых привлекательных ипостасях, разбить которые может только новаяинформация, высвечивающая привычный образ «предка» с какой-то неожиданнойстороны. А родители ждут от выросших детей тепла и понимания и вместе с темсмертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давноизвестны.
          В любящих душахродителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том же качестве, что ив раннем детстве. Идеальный воспитанник Эмиль, женившись и готовясь статьотцом, говорит своему идеальному воспитателю: «Советуйте, руководите нами, мыбудем послушны; пока я буду жив, я буду наждаться в вас» Растроганныйсобственной утопией, Руссо не замечает, что послушание и потребность вруководстве — не самые ценные качества взрослого человека, что существуютдругие формы любви  и человеческих взаимоотношений. Так приятно для самолюбиявсегда и во всех ситуациях оставаться для своих детей и учеников мудрымнаставником и учителем жизни! Но в этой установке — источник постоянных конфликтов.
          И здесь особеннотрудно приходится отцам. Сегодня отцовская роль стала особенно сложной ипроблематичной. Не говоря уже о том, что во многих семьях отцы вообщеотсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. Помнению опрошенных уфимских школьников,  свыше трети их отцов практически незанимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям вучебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач. Отвечая на вопрос: «Скем ты делишься своими секретами?» — дети, начиная с 5 класса, ставят на первоеместо друзей, затем идут матери, бабушки и на предпоследнем месте, опережаятолько братьев и сестер, — отцы. В некоторых семьях единственная формаотцовского общения с детьми — совместный просмотр телепередач, после чегосемейство отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическаяблизость с отцами.
          Дело, по-видимому,не в том, что современные мужчины уделяют меньше внимания семье и детям, а втом, что подорвано их традиционное положение в семье, а новые роли усваиваютсямедленно. Отец перестал быть единственным кормильцем и дисциплинирующимфактором. Труд, который всегда был и остается главной сферой  самоутверждениямужчины, в наши дни пространственно отделен от семейного быта. Как работает отец,ребенок не видит. Что же касается внутрисемейных функций, роль матери здесьвыглядит гораздо более важной и значимой, чем роль отца. Кроме того,взаимоотношения отцов с детьми ( мы видели выше, что старшеклассники чащеощущают близость с матерью и откровеннее с ней, чем с отцом) осложняетсяменьшей экспрессивностью мужчин, их частым неумением выражать сравнительнотонкие чувства и психологические переживания. Эти качества, столь ценимые внаши дни, не входили в традиционный стереотип мужчины.
          Отцовские чувства иотцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. В старом,патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще ориентируемся, учитьсяотцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающем мужчиной вобществе, и все остальное — благоустроенный дом, уважение окружающих,послушная жена и дети — появится автоматически. Возится с детьми и разводить«нежности телячьи» — не мужское дело. Такова была господствующая  установка, и,хотя очень  многие  мужчины чувствовали себя в этом мире неуютно и испытывалидефицит эмоционального тепла и интимности, это не воспринималось как социальнаяпроблема.
          Сегодня положениерезко изменилось. Раскрепощение женщин и другие процессы лишили мужчин ихпривилегированного положения. Чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет всемье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которыеникогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, — чуткостью,внимательностью, отзывчивостью  и т.д. Их недостаток болезненно сказывается напсихике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществесверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы«женские» качества, а став взрослым, обнаруживает, что не в состоянии выразитьволнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядкесамозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не можетосвободиться. В том, что касается выражения эмоций, «настоящий мужчина»напоминает порой собаку из поговорки: все понимает, а сказать не может. Поуровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и этоостро проявляется  в семье и отношениях с детьми. Поэтому, вовлекая отцов вдело воспитания, школа должна одновременно оказывать им необходимуюпсихологическую помощь.
Для достижениявоспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствамвоздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом.В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить,сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все жевозникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказанияпо возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком.Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказаниеможет вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно втом случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любоефизическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможетдействовать силой, когда его что-то не устроит.
         В подростковом периодеродителям необходимо  постепенно готовиться к роли советников, консультантов,чтобы в будущем с этих позиций руководить ребенком, направлять его  и лишь всамых крайних случаях прибегать к авторитарным указаниям или запретам. Если жеотношения складываются плохо, то причины коренятся в первую очередь внеправильном отношении к ребенку в данное время или касаются предыдущихпериодов его развития.
С появлениемвторого ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются.Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевыватьродительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младшихдетей.
Специфические условия для воспитанияскладываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один изродителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие всемье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.  
          Распад семьи отрицательновлияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями исыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевногоравновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшимипроблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви иподдержке.
          После разводародителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль,проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведенияособенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годампосле него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженнымиотрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после разводародителей.
         Стабильность семейнойсреды является важным фактором для эмоционального равновесия и психическогоздоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживаниемродителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочнуюобиду, которую можно лишь смягчить. Это явление – существеннаяобщественно-воспитательная проблема.
         Разлука с одним изродителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессию и ряддругих симптомов невроза.
        Атмосфера напряженностии конфликтных семейных ситуации действует на ребенка резко отрицательно. Домперестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тотисточник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связьродителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушениетакой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно вподростковом  и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состояниидети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннегонапряжения.
        При этом надо помнить,что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательноевлияние на ребенка.
        К тяжелым последствиямотклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальныйпаразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственнуюнедоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления,источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка всемье.
        В подростковом возрастеочень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь –то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.
        Снятию межличностногоконфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между нимидоверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию такихотношений помогает обращение к подростку, с какими – то либо серьезнымипроблемами в разных делах. В это время отношения с родителями и учителями остаютсянеравноправными. Поскольку общение со сверстниками начинает приносить подросткубольше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, онотходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить стоварищами.                    Для нормального развития человека любоговозраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональнойоснове, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Длядетей это – взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь толькос их помощью  подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы,волнующие его в переходный период.
     Кризис подростковоговозраста, переживаемый в период от 13 до 15 лет, — один из самых болезненных иострых. Наряду с внутренними драмами, которые нередко оказываются сложнеевнешних конфликтов, молодой человек переживает мощную эндокринную перестройкуорганизма, когда тело выходит из-под контроля. Работоспособность падает,обучение затрудняется, интересы угасают, негативизм по отношению к старшим незнает границ. Преобладание негативного новообразования в виде ролевойспутанности предполагает регрессию на более инфантильный уровень развития,враждебность к нормативным предписаниям, рост тревожности, страха передобщением, особенно противоположного пола.
     Способы разрешенияподросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут бытьсамыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в ихпредупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случаеродители или учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи болееразумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношенииподростков более гибко и осмысленно.
     Вызывающее общественноеповедение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые средивзрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическимследствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняетсясознание.
4.Заключение.
 
       Таким образом,для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательноевлияние семьи на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейныепсихологические факторы, имеющие воспитательное значение:
ü Принимать активное участие вжизни семьи;
ü Всегда находить время, чтобыпоговорить с ребенком;
ü Интересоваться проблемамиребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развиватьсвои умения и таланты;
ü Не оказывать на ребенка никакогонажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
ü Иметь представление о различныхэтапах в жизни ребенка;
ü Уважать право ребенка насобственное мнение;
ü Уметь сдерживать собственническиеинстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который простопока что обладает меньшим жизненным опытом;
ü С уважением относиться кстремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Когда родители дарят ребенкуразумное доверие, воспитывают в нем  свободную личность, тогда он можетпрекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным,в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.
Литература:

1.      Абрамова Г.С. Возрастнаяпсихология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
2.      Земска М.  Семья и личность: Пер.с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
3.      Нартова-Бочавер С. Психологияличности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
4.      Немов Р.С. Психология: Учеб. длястуд. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000. – Кн. 2: Психология образования.
5.      Немов Р.С. Психология: Учеб. длястуд. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики.
6.      Психология личности:Словарь-справочник / Под редакцией
        П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута,2001.
7.      Популярная психология дляродителей / Под ред.Спиваковской А.С. -            
СПб.: СОЮЗ, 1997.
8.      Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
9.      Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологическийсправочник учителя//Практическая психология в образовании – М.: Изд-во«Совершенство», 1998.
10.    Нартова-Бочавер С.: «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. Психол.журнал 1997. №5
11.    Шихи Г. Возрастные кризисы.Ступени личностного роста: пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гра, як провідний метод у роботі гуртка образотворчого мистецтва для першокласників
Реферат Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации
Реферат Сочинение по картине К.П.Брюллова Всадница.
Реферат Заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания
Реферат Торнов, Василий Иванович
Реферат Охорона і раціональне використання земельних ресурсів
Реферат Default in Russia in 1998
Реферат Предпринимательские риски 4
Реферат 15. Методичні прийоми документального контролю
Реферат Высшие финансово-экономические вычисления и статистический анализ информации
Реферат Литература - Патофизиология (ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ)
Реферат Гилберт Райл
Реферат The political thinking of Hobbes Locke and Rousseau decisively shaped the western intellectual tradition
Реферат 4. миф о сизифе боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. Уних были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и без надежный труд
Реферат Простое товарищество