Реферат по предмету "Психология"


Проблемы анималотерапии

Министерствообразования и науки Российской Федерации.
Федеральноеагентство по образованию
ДальневосточныйГосударственный Университет
Институтпсихологии и социальных наук
Курсоваяработа
ПРОБЛЕМЫАНИМАЛОТЕРАПИИ
 
Выполнил:
студент группы 1231-А
Зубков Е.С.
Научный руководитель:
К.П.Н.
Жилина Е.В.
 
Владивосток/>
2008

План:
 
I. Введение
II. Основная часть. Проблемыанималотерапии.
Глава I. История возникновения,основные понятия, виды и применение анималотерапии.
§1. История возникновенияанималотерапии
§2. Основные понятия и видыанималотерапии. Их применение
§3. Функции анималотерапии
Глава II. Проблемы анималотерапии.
§1. Возможные негативные явленияанималотерапии
III. Заключение
IV. Список литературы

I. Введение
Анималотерапия (отлатинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животныхи их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованныйнаучный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапиииспользуются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, атакже настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Анималотерапию частоназывают нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю.Так, в еще только формирующемся первобытном обществе, вера в могуществоживотного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила,регулировала общение и являлась одним из источников благополучия и покоя.Священные амулеты носили на теле, как символ покровительства и успеха;ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после неудачной охотыили, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животномузаклинания и причитания над больным человеком или рожающей женщиной – все этоотчасти прообразы анималотерапевтических приемов.
Подобное отношение людейк животным способствовало расширению возможностей эмоциональногоотреагирования: страхов, агрессивности, чувства беспомощности и одиночества,снимало психическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсыв самих себе, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что животные и ихсимволы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощьчеловеку.[1]
Актуальность же темы курсовойработы связана с тем, что этот метод получил достаточно широкоераспространение. В настоящее время изучением этого вопроса занимаются сотниученых, несмотря на то, что в России специалистов по анималотерапии все-такиочень мало (возможно связано это с тем, что в нашей стране отношение к этомуметоду достаточно несерьезное и саму анималотерапию считают нетрадиционнымметодом).
Но, несмотря на это,курсовая работа строилась, опираясь в основном на работы отечественныхисследователей (Н.Л. Кряжева, И.И. Анцупова, Д.В. Нестерова, Д.Б.Карвасарский идр.).
Также актуальность темысвязана с тем, что в рамках этого метода изучаются и возможные негативныеявления анималотерапии: аллергия, опасность паразитарных заболеваний, а такжепроблемы, связанные непосредственно с применением данного метода.
Объектом исследованияявляются люди, на которых направлена анималотерапия.
Предметом являютсяживотные, как часть терапевтического процесса, а также сама анималотерапия, каквоздействие.
Также были выделены целии задачи курсовой работы, исходя из объекта и предмета.
Цели работы:
• изучить историювозникновения анималотерапии
• изучить виды и областиприменения анималотерапии
• изучить функциианималотерапии
Задачи работы:
• рассмотреть объект ипредмет анималотерапии
• выделить и изучитьосновные проблемы применения, а также возможные негативные явленияанималотерапии
Работа содержит введение,основную часть, заключение и список литературы. Основная часть состоит из двухглав – первая посвящена истории возникновения, основным понятияманималотерапии, её видам. Вторая часть полностью посвящена проблемаманималотерапии.

II.Основная часть. Проблемы анималотерапии
 
Глава I.История возникновения, основные понятия, виды и применение анималотерапии
 
§1.История возникновения анималотерапии
 
Можно сказать, что однимиз источников развития анималотерапии была натуртерапия. Но надо заметить, чтоцелесообразность выделения лечебного влияния природы в качествесамостоятельного психотерапевтического метода признается не всеми.
Д.Б. Карвасарский в своихработах вообще не упоминает названий «натуртерапия» и «анималотерапия». Он лишьпишет, что каждый психотерапевтический кабинет должен быть оснащенстереофонической аудиосистемой для создания необходимого звукового фона, вкотором в числе прочих должны присутствовать и звуки природы.
Нестерова Д.В. напротив настаиваетна том, что не только натуртерапия, но и анималотерапия может рассматриватьсякак самостоятельный метод, оказывая терапевтическое воздействие.
История анималотерапии –это развитие двух основных направлений: анималотерапии как самостоятельнойтехнологии и анималотерапии как одной из составляющих процесса терапии.
В течение несколькихвеков в других странах Европы использовался успокаивающий и развивающий эффектвзаимодействия с животными пациентов психиатрических клиник и приютов (несмотряна то, что научной обоснованности этот метод в то время еще не получил), послечего на Западе животные стали использоваться для психотерапевтической помощи внекоторых подобных учреждениях.
Н.Л. Кряжева упоминает отом, что еще в царской России во всех учебных заведениях студенты и лицеисты наобязательных условиях работали с животными, что, как она отмечает, было однимиз основных факторов, оказывающих положительное влияние на характер и психику.[2]
После Второй Мировойвойны американские врачи Красного креста заметили, что в госпиталях, гдесобакам не возбраняется гулять по территории, раненые стремились проводить сними как можно больше времени. После проведенного исследования выяснилось, чтои процесс выздоровления в таких учреждениях шел более успешно. Тогда жеживотные начали использоваться в домах престарелых и в тюрьмах. При этомотмечалось, что пожилые люди становились более активными, больше интересовалисьжизнью, а заключенные в тюрьмах проявляли меньшую жестокость и имеливозможность пользоваться большей свободой.[3]
Несмотря на то, что ещево времена Гиппократа было известно, что домашние животные благоприятно влияютна здоровье человека, сам термин «анималотерапия» появился сравнительно недавно– в середине ХХ века.
Так, пионером этогометода считается Борис Левинсон, канадский детский психиатр, который началиспользовать свою собаку в терапевтических целях в 1962 году. Основываясь насобственных наблюдениях за взаимодействием своих пациентов с собакой, он сделалвывод о том, что животное служит связующим звеном между ним и его пациентами,обеспечивает ребенку чувство безопасности и ускоряет терапевтический процесс.Б. Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправданно в работе снеобщительными, скованными, замкнутыми детьми, с детьми, страдающими аутизмом,шизофренией. Он пришел к выводу, что общение с собакой в качестве основногокомпонента психотерапии может помочь аутистам начать контактировать среальностью.[4]
Позже, в 1972 году,исследуя то, как общение с животными влияет на психическое и физическоесостояние людей, пропагандисты анималотерапии в США супруги Корсоновы из Огайо,физиологи высшей нервной деятельности, доказали, что домашние животные, преждевсего собаки и кошки, улучшают когнитивные функции у пожилых людей иположительно влияют на их здоровье.
Несколько позже, в 1978году, доктор Дэвид Натансон начал исследовать эффект дельфинотерапии в лечениидетей-инвалидов в океанариуме Флориды. Он разработал серию экспериментов сучастием дельфинов в обучении детей с синдромом Дауна.
В настоящее времяанималотерапия получила довольно широкое распространение за рубежом. В США,Великобритании, Канаде, Франции появились организации, которые занималисьоказанием психотерапевтической помощи с использованием животных, называя свойметод «терапия с помощью животных» (Animal AssistedTherapy).
Филиалы этих ассоциацийрасположены во многих городах. Их все объединяет то, что они используютодомашненных животных – чаще всего собак, кошек, кроликов и птиц – кактерапевтический прием для помощи людям с физическими или психическимипроблемами. В программе принимают участие терапевты, медики, социальныеработники, психологи. Работа подобных организаций в немалой степени содействуетпопуляризации анималотерапии, в том числе и в России.[5]
Также наибольшее развитиев этот период получила иппотерапия. С конца пятидесятых годов иппотерапиюначали применять при психических и неврологических заболеваниях, а сейчас в 45странах Европы и Северной Америки созданы центры лечебной верховой езды,например, программа в лагере Верака в Вашингтоне предлагает иппотерапию дляклиентов всех возрастов с различными заболеваниями как физической, так икогнитивной сферы.
В Финляндии с 1992 годаосуществляется подготовка иппотерапевтов, в ходе которой можно получить второевысшее образование. На курс иппотерапии могут поступить только люди, имеющиеобразование физиотерапевта, врача, психолога, психиатра, социального педагога ине менее 2 лет работавшие по специальности.
В СССР иппотерапиюпервыми начали применять грузинские врачи в начале 1970-х годов. Нопотребовалось около двадцати лет, чтобы этот метод пришел в Россию. Сейчас появилисьтакие центры и в России в большинстве крупных городов. Что касается стран СНГ,то этот метод широко применяется в Беларуси, Кыргызстане и Казахстане.[6]
Р. Фридман в 1983 годуобнаружил снижение артериального давления у детей, когда собака присутствовалаво время выполнения стрессового задания. Позже Р. Уэллс выявил, что присутствиесобаки во время потенциально болезненных медицинских процедур снижает физиологическийи психологический уровни дистресса у хронически больных детей. Такие жеисследования проводились и с взрослыми. А. Катчер выявил снижение артериальногодавления во время наблюдения за аквариумными рыбками. Другие отмечаютположительное воздействие животных в медицинских учреждениях, домах престарелыхи реабилитационных центрах, так же как и в психиатрических клиниках. Так,пациенты в психиатрических клиниках демонстрировали более быстрое улучшение,когда в клинике присутствовали певчие птицы, а пациенты с болезнью Альцгеймералучше проходят процесс социализации, если в терапии участвует собака.
Животные также помогаютпреодолеть негативные последствия изоляции, одиночества и депрессии, какпоказало исследование 1999 года, в котором изучались пожилые, одинокие люди,заключенные тюрем и люди с различными органическими заболеваниями, в том числеи больные СПИДом. Результаты этого исследования позволили создать программу«Исцеляющие друзья» (“Healing friends”),участники которой работали с подобными людьми. Элизабет Ормерод, котораязанимается разработкой программ для заключенных, считает, что животные могутоказаться «чудодейственным средством кардинальных изменений в их образе мыслейи стиле поведения».
А. Катчер и Ф. Уилкинсобнаружили, что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями врезультате анималотерапии были более спокойны, менее возбудимы и агрессивны,лучше сотрудничали с терапевтом, начинали лучше учиться и были способныуправлять своим поведением.
Некоторые психологипредлагают использовать животных в школах, и в некоторых учебных заведениях СШАэто находит применение. Наиболее популярные животные в классе – это черепахи,хомяки, кролики, попугаи, рыбки, ящерицы.
Исследование, проведенноеМинистерством образования в 1997 году, выделило список аргументов «за» и«против» содержания животных в школе, составленный с помощью учителей. В пользуэтой программы говорило то, что животные являются великолепным источникомудовольствия и вдохновения, усиливают мотивацию детей, помогают развиватьчувство ответственности, способствуют сотрудничеству детей с учителем и друг сдругом, и тем самым помогают укреплять социальные связи, уменьшают напряжение вклассе, способствуют эмоциональной стабильности детей. Аргументом «против»выступало то, что содержание животных может требовать дополнительных затратвремени и денег.
В 1999 году Вашингтонскийуниверситет исследовал возможности взаимодействия с собаками для оказанияпомощи детям, страдающим аутизмом, и разработал практическую терапевтическуюпрограмму, больница Св. Петра в Олимпии, Вашингтон, разработала программувнедрения анималотерапии в медицинские учреждения. В 2000 году была разработанапрограмма использования собак в реабилитации пациентов психиатрических клиник.В 2001 году организация «Eden Alternative»внедрила программу анималотерапии для использования в домах престарелых,университет Вашингтона применил на практике программу терапии с использованиемаквариумов для снижения уровня стресса и фрустрации в больницах у пациентов сболезнью Альцгеймера, медицинский центр ULCA исследовал психологический и физический эффектвзаимодействия с животными пациентов отделения интенсивной терапии, пережившихсердечный приступ, а госпиталь в Атланте разработал программу анималотерапиидля детей с особенностями развития, низким уровнем интеллекта и с повышеннойтревожностью.
Есть и в России некоторыйопыт анималотерапии.
Детский психоневрологБ.З. Драпкин в руководимом им психиатрическом стационаре устроил целый зоопарк,в котором был даже ослик. Драпкин заметил, что радость постоянного общения сживотными значительно повышает психотерапевтический и сугубо лечебный эффекты.
Н.Л. Кряжевой была разработанапрограмма «Ребята и зверята», предназначенная для работы с детьми, которые испытываюттрудности в общении и социальной адаптации, проблемы которых – страхи,замкнутость, чувство одиночества, агрессивность. Экспериментальная проверкаэффективности программы проводилась в детских садах и школах г. Ярославля.Работа заключалась в том, что на занятия в группы детей 4 – 10 лет приводилисобаку и кошку. Дети наблюдали за их поведением, способами ознакомления снезнакомым местом и людьми, отмечали элементы привыкания и установленияконтактов, учились самостоятельности, отрабатывали механизмы поведения. Своимиестественными повадками животные, кроме того, помогали снимать эмоциональноенапряжение. Н.Л. Кряжева пишет, что кошка помогла детям понять, что страхи естьу всех, осторожность и осмотрительность необходимы для ощущения безопасности,что одиночество и право заниматься тем, что тебе самому хочется, — не всегдаотчуждение и, «гуляя сам по себе», можно чувствовать себя свободным иуверенным, но друзья и их поддержка, общение – необходимы, это вызывает чувствопривязанности и любви. Наблюдая за собакой, общаясь с ней, дети учились бытьоткрытыми и смелыми, доброжелательными, активно вступать в контакт, если имэтого хотелось, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования,сдерживая импульсивные желания, овладевали механизмами саморегуляции, развиваливолю.[7]
Как мы видим, наибольшееразвитие и распространение анималотерапия получила в Европе и США, несмотря нато, что и в России есть люди, всерьёз занимающиеся этим методом, а такжесуществуют специальные программы, использующие животных и предназначенные дляработы с детьми. Конечно, программы работают не на таком высоком уровне, как уиностранных специалистов и не так широко используются. Думаю, что связано это, преждевсего, с недостаточно серьезным отношением с отдельным видам анималотерапии, атакже и к самой анималотерапии в целом (о чем было написано выше).
§2. Основные понятия ивиды анималотерапии. Их применение
Сперва определимся, чтосуществует ненаправленная анималотерапия (взаимодействие с животными вдомашних условиях без осознания или целенаправленного понимания ихтерапевтического значения) и направленная анималотерапия(целенаправленное использование животных и (или) их символов по специальноразработанным терапевтическим программам).
Последний виданималотерапии использует специально обученных животных. Направленнаяанималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того,какие именно животные используются — иппотерапия, дельфинотерапия,канистерапия, фелинотерапия, и др.
Иппотерапия – это вид анималотерапии,использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду.Иппотерапия — это эффективная лечебная физкультура. Иппотерапию используют принарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговыхтравмах, полиомиелите, сколиозе, умственной отсталости.
Верховая езда требуетпостоянной работы крупных мышц тела, и это позволяет применять иппотерапию вреабилитации и лечении пациентов, страдающих детским церебральным параличом(ДЦП).
На лошади человекполучает возможность активно двигаться в положении сидя, и это делает верховуюезду незаменимой для людей с больными ногами, а также для тех, кто страдаетизбыточным весом.
Лошадь — это уникальныйживой тренажёр, она подстраивает свои движения под всадника, согревает имассирует его мышцы, нормализует мышечный тонус. Ритмичные движения лошади нашагу способствуют восстановлению собственных ритмов всадника, а это очень важнопри лечении речевых расстройств у детей.
Дельфинотерапия — дельфины очень часто используютсяв медицине и психотерапии. Общение с дельфинами помогает стабилизироватьпсихоэмоциональное состояние человека, снять психологическое напряжение.Дельфинотерапия – это прекрасная психологическая реабилитация для людей,попавших в экстремальные условия, переживших землетрясения, ураганы, аварии илюбой другой сильный стресс.
Дельфинотерапияиспользуется во всем мире для помощи людям с различными диагнозами. Наиболеераспространенные из них – это церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм,здесь она дает наиболее ценные результаты, но в программах участвуют люди и сдругими нарушениями, такими как депрессия, синдром хронической усталости(астенический синдром), мышечная астения, посттравматический синдром, задержкаумственного развития.
Дельфинотерапия проходитследующим образом. В результате консультаций с родителями (если пациент — ребенок) терапевт разрабатывает индивидуальный план для каждого ребенка. Обычнотерапия фокусируется на развитии речи, моторики, социального взаимодействия,исправлении поведения, развитии доверия. В то время как команда профессионаловработает с каждым ребенком, родители работают по своей программе.
Канистерапия — вид анималотерапии с использованиемсобак. Собака — прекрасное «лекарство» против гиподинамии, вызванноймалоподвижным образом жизни. Собака удовлетворяет дефицит человека в общении,повышает самооценку хозяина, улучшает его общительность, разрешает конфликты всемье.
Собака всегда радаобщению с человеком. Ей не важно, какая у него внешность и сколько денег, ееприводит в восторг сам факт его существования и возможность находиться рядом сним. Это выгодно отличает собаку от отношения людей, которые всегда оцениваютдруг друга. Ее тяга к человеку независима от политических и религиозныхубеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже ототношения к ней самой. И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети,испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлениюэмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, вней видится только то, что хочется видеть, — сопереживание. Кроме того, собакииспользуются в терапии чаще других животных, так как они легко обучаютсявербальным командам и охотно им подчиняются.
Канистерапиярекомендуется при неврастении, истерии, психастении и неврозах. «Хвостатыйдоктор» может быть любой породы – ротвейлером, колли, бульдогом,карликовым пинчером и обыкновенной дворнягой. К работе с пациентами допускаютсяне все собаки, а только спокойные, не агрессивные, со стабильной психикой.
Фелинотерапия — терапевтическое воздействие кошек.Большинство российских ученых считают, что кошкотерапия является эффективнымметодом лечения многих болезней. Так, залуженный деятель наук, доктормедицинских наук, профессор Борис Шеврыгин уверен, что «это цивилизованный,научный метод лечения и профилактики серьезных болезней». «Я думаю, — пишетпрофессор, — всем известно, что люди, имеющие домашних животных, болеют меньшеи живут дольше, а их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем уостальных»[8]
Кошка просто ласкается кчеловеку, трётся об него, лижет руки и лицо, играет с ним, мурлычет. Этопомогает пациенту расслабиться, получать удовольствие от процесса. Кошки могутработать как в группе, так и с одним человеком. Если у больного, например,нарушена чувствительность конечностей вследствие перенесённого инсульта, кошкабудет тереться об руку, терпеливо и очень тщательно вылизывать больное место, ичасто с первых сеансов идёт значительное улучшение состояния.[9]
Апитерапия — лечение пчелиным ядом. Пчелаявляется несомненным лидером в лечебной фауне. За 50 миллионов летсуществования пчел как биологического вида, эти насекомые приспосабливались кжизни в самых разных климатических условиях, что привело к созданию уникальногопчелиного яда. Чудо пчелиного яда в том, что это мощнейший катализаторфизиологических процессов. Одна капля содержит белковые вещества, 18 из 20обязательных аминокислот, неорганические кислоты, почти всю таблицу Менделееваи множество витаминов.
Гирудотерапия — лечение медицинскими пиявками.Пиявка за много тысячелетий «присосалась» практически ко всемобластям медицины. Она дает потрясающие результаты в кардиологии,офтальмологии, дерматологии, хирургии, гинекологии, урологии, неврологии.Гирудотерапия является эффективным средством лечения варикозного расширениявен, тромбофлебитов, гипертонии, стенокардии, гинекологических многих другихзаболеваний. В последнее время при помощи пиявок лечат целлюлит, худеют и даже омолаживаются.Секрет лечебного действия пиявок в способности их слюны проникать глубоко вткани организма и воздействовать на болезнь на клеточном уровне.
Использование другихживотных
Все живые существа могутоказать человеку эффективную психологическую помощь. В анималотерапиииспользуются и другие животные, но гораздо реже, так как прямой терапевтическийэффект в этих случаях несколько ниже. Так, например, американскоеанималотерапевтическое общество «Дельта» использует в своей работеболее 2 000 различных животных, в том числе морских свинок, кроликов, кур, лам,коз, попугаев и других одомашненных животных.
Работа с образамиживотных
Работа с образамиживотных включена во многие виды психотерапии.
Используются образыживотных и в сказкотерапии. В русских народных сказках, использующих образыживотных, представлен ценнейший опыт общения и взаимодействия, опыт разрешениятруднейших загадок, которые порой ставит перед человеком жизнь. В них явнопрослеживается включение знаний о животном мире в систему образных средствхарактеристики человека, расширение и углубление знаний о самом человекепосредством сравнения и сопоставления. В основе сравнения и сопоставления лежатпризнаки сходства по общему впечатлению, а также по психологическимособенностям.
Сказки о животных хорошитем, что в них отсутствуют прямые нравоучения, назидания, их герои – не люди,что исключает построение прямых аналогий, а в метафорической форме показываютсяситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек, позволяетрасширить картину видения мира и увидеть такие решения проблемы, о которыхчеловек, возможно, и не подозревал, вселить в него веру в благополучный исход.[10]
Образы животных могутиспользоваться и для проработки страхов у детей. Так, А.И.Захаров говорит отом, что в два года страх может вызывать образ Волка, способного причинитьболь. Однако знакомство с этим образом необходимо и полезно. Он можетпознакомить детей с негативными сторонами взаимоотношений людей, с жестокостью,бездушием и опасностью вообще. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, вкоторых добро побеждает зло, дает возможность показать ребенку, как можнопреодолеть возникающие трудности и опасности. Вскоре после того, как появляетсяобраз Волка, начинается борьба с ним, как одна из форм подчеркнутого в этомвозрасте утверждения своего «Я». Своего апогея она достигает в игре, когдаохотник убивает Волка. К трем годам Волк побежден.
 
§3.Функции анималотерапии
С.Д. Деребо и В.А. Ясвинвыделили следующие функции анималотерапии:
1)Психофизиологическая функция.
Взаимодействие сживотными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психикив целом. Например, американским врачом А.Кэтчером измерялось давление крови у владельцевсобак, когда они читали неинтересный текст и когда играли, возились, беседовалисо своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление). Но вовтором случае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня бывала иногдадовольно бурной.[11]
2)Психотерапевтическая функция
Взаимодействие людей сживотными может существенным образом способствовать гармонизации ихмежличностных отношений. Так, латвийским психологом Е.В. Антоновой с помощьюметодики «Рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных навосприятие ребенком психологического климата в семье. Эта методика позволяетдиагностировать пять так называемых симптомокомплексов: 1) «благоприятнаясемейная ситуация», 2) «конфликтность», 3)«тревожность», 4) «чувство неполноценности», 5)«враждебность».
В экспериментесравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка,хомяк, попугай и т.д.), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что впервой группе двое из каждых трех протестированных десятилетних подростковвоспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время, практическивсе их сверстники (98%) из второй группы как неблагоприятную. Тревожность и конфликтностьв семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем всемьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей сотносительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебностиоказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат.[12]
3) Реабилитационнаяфункция.
Контакты с животными ирастениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности сокружающим миром, который может способствовать как психической, так исоциальной ее реабилитации.
Показательно, чтостремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей,подвергнутых тому или иному виду депривации. Исследование, проведенноеамериканским ученым М.Робином и его сотрудниками, в котором принимали участиеоколо 500 подростков, как из благополучных семей, так и находящихся висправительных заведениях и психиатрических лечебницах, показало, что средишкольников 29% называют свое любимое животное «единственным существом,которое можно любить». В то же время среди подростков из исправительныхзаведений таких оказалось 47%, а среди пациентов психиатрических больниц 61%.Двум из трех подростков с психическими отклонениями животные дают то, что немогут дать люди.[13]
4) Функциясамореализации.
Как показали исследованияпсихологов А.Маслоу, А.В.Петровского и других, одной из важнейших потребностейчеловека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала,потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в ихличности. Невозможность самореализации приводит к глубочайшему личностномукризису.
Взаимодействие с природойпозволяет опосредованно удовлетворить эту потребность в квазиформе. Когдаребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например,устраивает аквариум, он выступает в роли творца, «вершителя судеб»,определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить ит.п., ребенок создает «свой мир», мир, в котором он сам обладаетабсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальномвзаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире».
5) Функция общения.
Одной из важнейшихфункций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессевзаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.
В исследовании,проведенном шведским психиатром Л.Торкеллсоном, в котором опрашивалось более 4тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованныхдоверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60%признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками илиисповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90%владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает,счастлив ли хозяин в этот момент или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60%людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второйхранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своеголюбимца на стене.[14]
Как можно увидеть изописанных выше примеров, взаимодействие с животными и животным миромдействительно может выполнять такие важные функции, как напримерсамореализация, реабилитация и общение. Причем, как правило, от пациента нетребуется никаких дополнительных знаний о животном – его задача простонаблюдать (если имеются в виду аквариумные рыбки), слушать (канарейки ипопугаи), гладить (кошка) или активно взаимодействовать (собака, лошадь,дельфины).
Но также и стоитдобавить, что анималотерапия это не панацея от всех болезней. Существуют ипротивопоказания, хотя их перечень незначителен и касается, в основном, острогопериода течения любого заболевания. Абсолютными противопоказаниями являютсягемофилия, ломкость костей и заболевания почек (это что касается конкретноиппотерапии).

Глава II.Проблемы анималотерапии
 
§1.Возможные негативные явления анималотерапии
 
Сперва отметим сами этинегативные явления. Сюда относятся: проявление агрессивности животными, аллергия,опасность паразитарных заболеваний.
Анцупова пишет, что,несмотря на то, что влияние кошек на нервную систему и психологическоесостояние людей очевидно, некоторые интернаты, дома престарелых,наркологические лечебницы все-таки отказываются от таких обитателей. Связаноэто, прежде всего с непредсказуемостью кошек, их некоторой отчужденностью(«гуляет сама по себе»). Также отмечались случаи агрессивного отношения кошекпо отношению к людям (думаю, что такие случаи единичны, да и к тому же здесьмы, несомненно, имеем дело с ненаправленным видом анималотерапии).
В случае с направленнымвидом мы имеем особым образом отобранных животных, прошедших специальнуюподготовку и дрессировку.
К.Э. Фабри далопределение этому понятию. Дрессировка осуществляется путем систематическойтренировки животного, при которой подкрепляются требуемые двигательные реакциии их сочетания и упраздняются нежелательные движения. В результате дрессировки,как правило, вырабатываются прочные и четко скоординированные двигательныеакты, достигающие подчас большой сложности. Выполняются они животным всегда вответ на подаваемые человеком сигналы. Дрессировка находит также широкое практическоеприменение во многих сферах хозяйственной и военной деятельности человека(служебное и охотничье собаководство).[15]
То есть, если мы имеемдело с дрессированным животным, то вероятность нападения его на человекапрактически сводится к нулю.
Более серьезный повод длябеспокойства представляет угроза аллергических реакций людей на животных. Поэтомузадачей терапевта будет выяснение у пациента (или у его родителей) наличия унего аллергической реакции на конкретное животное. И если все-таки аллергияприсутствует, то стоит либо отказаться от терапии, либо продолжить, но уже сиспользованием образов (изображений, звуков).
Кстати Русскиймедицинский журнал отмечает, что контакт с домашними животными в раннем детскомвозрасте может являться защитным фактором против развития аллергическойсенсибилизации и детских аллергических заболеваний. В исследованиях былопоказано, что в семьях фермеров в домашней пыли и постелях детей обнаруживаютсяболее высокие концентрации эндотоксина по сравнению с семьями, не связанными сживотноводством. Эндотоксины и другие микробные составляющие могут регулироватьтакие процессы иммунной системы, как продукция интерлейкина-12 и интерферона-, что в свою очередь приводит кразвитию неатопического иммунного ответа в раннем детском возрасте. Задачейследующего исследования явилась проверка гипотезы о влиянии повышеннойэкспозиции к микробным эндотоксинам домашних животных в раннем детском возрастена созревание иммунной системы у детей и уменьшение у них риска развитияаллергических болезней.[16]
В дальнейшем былоустановлено, что постоянныйдлительный контакт с домашними животными детей в возрасте до 5 лет былассоциирован с наименьшей частотой встречаемости бронхиальной астмы (0,8%),сенной лихорадки (0,8%) и атопической сенсибилизации (8,2%). Более того, удетей, употреблявших свежее молоко в возрасте до 1 года и имевших контакт сдомашними животными, по сравнению с теми, кто контактировал с ними в возрастеот 1 до 5 лет, был меньше риск развития бронхиальной астмы (1% против 11%),сенной лихорадки (3% против 13%) и атопической сенсибилизации (12% против 29%).Защита от развития бронхиальной астмы была фактором, независимым от эффекта вотношении атопической сенсибилизации.[17]
Еще один аспект –опасность паразитарных заболеваний. В принципе если мы имеем дело с направленнымвидом анималотерапии, то поводов для беспокойства немного – все используемые животныеобязательно привиты и регулярно проходят ветеринарный осмотр. Однаковероятность заражения животных остается. Например, построенная на территорииинтерната (дома престарелых и т.д.) голубятня, где здоровые голуби имеютвозможность контактировать с зараженными животными из окружающей среды.
Вообще, что касаетсяптиц, то многие реабилитационные центры, интернаты и пр. стараются вообще неиспользовать в своей работе птиц по вышеописанной причине. Или же ихиспользование сводится к минимуму – устанавливается одна-две клетки с попугаямиили канарейками.[18]
Итак, можно увидеть, чтопри направленном использовании анималотерапии и правильной работе терапевта негативныепоследствия можно практически исключить. Так, как животное – неотъемлемая частьэтого метода психотерапии, то следует уделять ему огромную долю внимания –особый уход и специальные условия содержания.

III. Заключение
Таким образом, исходя извсего написанного выше, можно сделать вывод, что анималотерапию действительноможно рассматривать как самостоятельный и серьёзный метод психотерапии,использующийся давно и получивший довольно широкое применение (особенно в США).Под анималотерапией понимается множество терапевтических методик, характеризующихсяиспользованием множества различных животных (их образов) и направленных напрофилактику и лечение конкретных патологий. Это делает анималотерапию оченьуниверсальным и доступным методом.
Успех терапии зависит впервую очередь от профессионализма самого терапевта, от используемого животного(качества его подготовки) и от отношения пациента к конкретному животному.
Не стоит такжеигнорировать ненаправленный вид анималотерапии – очень часто можно увидеть, какв больницах, интернатах живет кошка (собака, рыбки и др.), но как уже былосказано выше – терапевтический эффект в этом случае носит неожиданный характер.

IV. Списоклитературы
 
1. Нестерова Д.В. Кошкотерапия:пушистое лекарство. – М.: РИПОЛ классик, 2006
2. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат напомощь. Анималотерапия для детей. — Академия Развития, Академия И К°, 2000
3. Анцупова И.И. Анималотерапия — Москва, «Вокруг света»: журнал «Вокруг света» N12 (2795)декабрь, 2006
4. Анцупова И.И. Иппотерапия. — Полиграф-экспресс: журнал «Педиатрия для родителей» N4 (2006)
5. С.Д. Деребо, В.А. Ясвин.Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону, 1996
6. Б.Д. Карвасарский.Психотерапевтическая энциклопедия. — Питер, 2000
7. Б.Д. Карвасарский. Психотерапия. — Питер, 2007
8. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М.: Российское психологическое общество, 1999
9. Русский медицинский журнал, Том 10№ 5, 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.