Министерство образованияМосковской области
Федеральное агентство поОбразованию
Московский государственныйГуманитарный университет
Им. М.А. Шолохова
Кафедра педагогики,психологии и логопедии
Курсовая работа
По дисциплине
“Психодиагностика”
На тему
“Проблема общения впсихологии”
Егорьевск
2008
Содержание
Введение… 3
1. Общение,как научный феномен… 5
1.1Структура, функции и основные понятия общения… 5
1.2 Общение, какпсихологическаяпроблема… 8
2Сравнительная характеристика сторон и видов общения… 15
2.1 Проблемапсихологического влияния… 15
2.2 Проблемабарьеров общения и её изучение… 21
Заключение… 26
Списоклитературы… 27
Введение
Рассматриваяобраз жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в немвыделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами.Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактовхарактеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являютсяживые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот типвнутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Сейчас уже неприходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимоеусловие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ниодной психической функции или психического процесса, ни одного блокапсихических свойств, личности в целом.
Поскольку общение- это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертываетсявзаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения,имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемогоучаствующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностноеобщение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичьего суть, должен рассматриваться как система человек — человек во всеймногоаспектной динамике ее функционирования.
Общениесвойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретаетсамые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.
Содержаниемобщения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая отодного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или оприсутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов,скажем, пиши.
У человекасодержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг сдругом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненноприобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общениемногопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения- это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животныхцелью общения может быть побуждение другого живого существа к определеннымдействиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либодействия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности;одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими воспринятыжизненно важные сигналы.
У человекаколичество целей общений увеличивается. В них помимо перечисленных вышевключаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение ивоспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности,установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Еслиу животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальныхдля них биологических потребностей, то у человека они представляют собойсредство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных,культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностейинтеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
1. Общение, как научный феномен.1.1 Структура, функции иосновные понятия общения.
Общение —взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами:между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом,группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагаетизучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессамиобщения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным,отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируютсяобщественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различныхформах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает какцелый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.
В последниедесятилетия минувшего столетия, заключительного века в ушедшем тысячелетии,проблема общения была “логическим центром” психологической науки. Исследованиеэтой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологическихзакономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования еговнутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизнииндивида.
Концептуальныеосновы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н.Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение какважное условие психического развития человека, его социализации ииндивидуализации, формирования личности.
Психологическийанализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается какважнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногдаи прекращается формирование личности.
Психологиотносят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности.В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствиевзаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служитодновременно и источником формирования данной потребности.
Поскольку человексущество социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другимилюдьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимогоусловия жизнедеятельности.
Эмпирическиеданные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенкавозникает потребность в других людях, которая постепенно развивается ипреобразуется — от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоколичностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способыудовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носятиндивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектовобщения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.
Само общение,его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальнымпредметом многих исследований.
Итак,исходным концептуальным основанием психологического исследования общенияявляется его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферыиндивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами егожизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов,условия возникновения и развития социально-психологических явлений.
Одним изобщепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон илихарактеристик — коммуникативная, интерактивной и перцептивной. Коммуникативнаясторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обменеинформацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается ворганизации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене нетолько знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означаетпроцесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установленияна этой основе взаимопонимания. Функции общения многообразны. Существуют разныеоснования для их классификации. Информационно-коммуникативная функция общения вшироком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информациимежду взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная(интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается врегуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельностилюдей в процессе их взаимодействия. В процессе общения как взаимодействиииндивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, навыполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своегопартнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональнойсферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состоянийчеловека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развиваетсяв условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний,либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Основными механизмамивзаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, какон воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отраженияучастников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, котораяспособствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции ихпонимания особенностей внутреннего мира друг друга. Еще одним механизмомпонимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция — это процессформирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего,результатом чего является формирование межличностных отношений.1.2Общение, как психологическая проблема
Бесценный вклад в развитие проблемы общения внесосновоположник отечественной культурно-исторической психологии — Л.С.Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открываетсяпри исследовании Л.С. Выготским проблем мышления и речи. Культурно-историческийсмысл трансформации общения как аспекта культуры в сознание личности, раскрывающийсяв исследованиях Л.С. Выготского, удивительно точно передаёт В.С. Библер:“Процесс погружения социальных связей в глубь сознания (о котором говоритВыготский, анализируя формирование внутренней речи) есть – в логическом плане –процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных “образовкультуры”, её готовых феноменов и культуру мышления, динамическую и расправленную,конденсированную в “точке” личности. Объективно развитая культура… оказываетсяобращенной и будущее формой творчества новых, еще не существующих, но тольковозможных “образов культуры”… Социальные связи не только погружаются вовнутреннюю речь, они в ней коренным образом преобразуются, получают новый (ещене реализованный) смысл, новое направление во внешнюю деятельность…”[1].
Итак, культурно-историческая психология побуждает нас впоисках механизмов преобразования общения в индивидуальный мир личности ипорождения в процессе развития личности мира общения обратиться к проблемамязыкознания. И это не случайно: человеческий резонанс исторической икультурной эволюции сконцентрирован прежде всего в языке того или иногонарода, в его особенностях общения.
В самом общем смысле язык определяется как система знаков,служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языкаосуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности.Язык является специфическим социальным средством хранения и передачиинформации, а также управления человеческим поведением. Язык – средствопередачи социального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществляетсяпреёмственность различных поколений и исторических эпох.
История языка неотделима, от истории народа Первоначальныеродоплеменные языки по мере слияния племен и образования народностейтрансформировались в язык народностей, а в дальнейшем, с образованием наций, — в язык наций.
Звуковой язык совместно с языком тела составляетестественную систему знаков в отличие от искусственных языков, специальносоздаваемых в науке (например, в логике, математике, искусстве и т.п.).
Язык всегда играл важную знаковую роль, указывая на уровеньжизни и развитии народа. Так, от употребления некоторых слов благородное сословие воздерживалось,ибо они считались знаками низкого социального положения. Такая же судьбапостигла и язык тела. Индустриальная система побудила человека к большейдисциплине в выражении своих чувств. В Европе, начиная с XVI в.,прививается чувство стыда по отношению к телесным контактам. И если в средекрестьянства и городского плебса язык телодвижений использовался для выраженияподавленных импульсов, то в привилегированных сословиях формировались привычкиподавлять невербальные эмоциональные проявления, что впоследствиираспространилось на общество в целом. Так бюрократическое государство оказывалодавление на индивидуальное поведение человека. В XX в. Это стало причинойпроблем в общении и многих психосоматических заболеваний.
Психологам известен феномен “непрозрачности”, характерныйдля любой социальной реальности: общество пытается “маскироваться”.Оказывается, что “замести следы” для себя самого и для внешнего мира важно длявыживания как отдельного человека, так и для человечества в целом. Поэтомуспециалисты знают: открытые заявления общества о себе не всегда отражаютистину. То же явление известно и в психотерапии: подлинная проблема человекачасто лежит отнюдь не там, где человек её ищет. Эта важная особенностьчеловеческого поведения зафиксирована в языке: в феномене поверхностной иглубинной языковой структуры.
Формирование культуры и общественного сознания – отзарождения идей до их общественного утверждения – происходит через социальнуюкоммуникацию.
Уточним смысл понятия коммуникация, латинский корень которогоозначает “совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающийобмен знаниями и ценностями”. Сегодня во многих психологических,социологических и философских работах коммуникация рассматривается как факторсовместной деятельности людей, предполагающий активность его участников. Приэтом ученые принимают во внимание достижения семиотики и лингвистики,занимающихся анализом коммуникации.
Задача семиотики (науки о знаковых системах) – выявлениезакономерностей известных знаковых систем, их структурной организации,функционирования и развития. Ядром общей семиотики является лингвосемиотика –наука об общественном обращении знаков естественного языка.
Задача лингвистики (науки о естественном языке) – выявлениезакономерностей становления, развития и функционирования естественного языка.Специфическая особенность человеческого языка – его членораздельность,внутренняя расчлененность высказывания на единицы разных уровней(словосочетания, слова, морфемы, фонемы). В центре внимания лингвистики –внутренняя структура естественного языка, связи и сочетания его элементов. Вструктурной лингвистике вычленяют филологический, морфологический, лексическийи синтаксический уровни. При этом исследуются национальные особенности языка вразные периоды его развития. Вместе с тем лингвистика изучает вопросы происхожденияи развития языка, его связи с обществом. Изучение проблем коммуникации, анализконкретного речевого поведения позволяют понять природу и сущность язы_и,принципы и закономерности его исторического развития.
Сегодня существуют смежные области знания о языке:этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика, социопсихолингвистика идр. В центре их внимания один объект – язык как система знаков и как единыйпринцип, лежащий в основе речи, диктующий ей свои правила. Сегодня в науке все,что связано с речью и языком, с одной стороны, изучают лингвисты, а с другой –исследователи коммуникации: философы, психологи, социологи. Однако первымипроблемы языка изучали всё-такиязыковеды.
Структурная лингвистика, семиология (наука о знаках), семантика(наука о значениях) оказали существенное влияние на культурную антропологию. В60-е гг. явления культуры начали рассматриваться по аналогии с феноменамиязыка (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида).
В XX столетии в лингвистике была открыта универсальная грамматика,которая стоит за синтаксическим разнообразием языков. Это открытие побудилоантропологов перенести акценты с уникальности культур на поиск универсальныхспособов организаций культур.
Специфическая особенность человеческого языка – наличие внем высказываний о самом языке, т.е. язык способен к самоописанию(языкознание). Одна из главных проблем языкознания – происхождение языка.Здесь противоборствуют два старых воззрения – о сознательном изобретении словалюдьми и о непосредственном создании его Богом.
Теория сознательно-намеренного изобретения языкаутверждает: язык создан человеком силою его разума и воли: “Язык и слово вобширнейшем смысле, есть способность выражать понятия членораздельными звуками;язык, в теснейшем смысле, есть содержание… собрание всех тех членораздельныхзвуков, которые какой-либо народ, по общему согласию, употребляет для взаимногосообщения, понятий”[2]. При этом дар слова дан человеку как “естественный инеобходимый”, а вот язык “есть нечто искусственное, произвольное, зависящее отлюдей”; “следствие договора, заключенного членами общества для сохраненияобщего единогласия ”[3].
В начале XIX в. ученые-языковеды подчеркивали роль грамматическихправил языка, сохраняющих ею чистоту и точность, краткость и силу. Более того,правила призваны были сохранить самостоятельность и народность языка, когда онстал обретать черты, свойственные языку татар, литовцев, поляков. “Каждыйязык, доколе не имеет своих собственных правил, известных, извлеченных из еговнутренней природы, дотоле подвержен бывает частым изменениям от влияния нанего других соседственных или даже отдаленных языков”[4].
Теория о непосредственном создании языка Богом, о“божественном создании языка в неразвитой форме” появилась, по свидетельствуА.А. Потебни, задолго до теории намеренного изобретения языка, но и в XIX-XX вв.продолжает оставаться достаточно актуальной и влиятельной. Откровение языкапонимают двояко: или Бог в образе человеческом был учителем первых людей, “илиже язык открылся первым людям посредством собственной их природы”[5]. Такили иначе первозданный язык был дан человеку, все остальные языки произошлипозднее.
Сторонники теории божественного создания языка считаютпервозданный язык совершенным по форме и содержанию. “Тот язык, — говорит К.Аксаков, — которым Адам в раю назвал весь мир, был один настоящий для человека;но человек не сохранил первоначального блаженного единства первоначальной чистоты,для того необходимой. Падшее человечество, утратив первобытное и стремясь кновому высшему единству, пошло блуждать разными путями: сознание, одно и общее,облеклось различными призматическими туманами, различно преломляющими егосветлые лучи, и стало различно проявляться”[6]. А.А. Потебня не совсем разделяет мнение К. Аксакова:человечество утратило мудрость, дарованную ему изначально, а вместе с ней идостоинства первозданного языка. “История языка должна быть историею его падения.По-видимому, это подтверждается фактами: чем древнее флектирующий язык, тем онпоэтичнее, богаче звуками и грамматическими формами; но это падение толькомнимое, потому что сущность языка, связанная с ним мысль растет и преуспевает.Прогресс в языке есть явление… несомненное…”[7] Кроме того, “раздробление языков, с точки зрения историиязыка, не может быть названо падением; оно не гибельно, а полезно, потому что…дает разносторонность общечеловеческой мысли”[8].
Приведённые теории, противоречивые по своей сущности, лежату истоков языкознания. Они, по сути,не раскрывают вопроса о происхождении языка, поскольку рассматривают его какявление изначально заданное, а поэтому статичное, неразвивающееся. Эти ошибкипопытался снять В. Гумбольт, который определяет язык как работу духа.
“Язык, — говорил Гумбольт, — есть не дело, не мертвоепроизведение, а деятельность, т.е. самый процесс производства. Поэтому егоистинное определение может быть только генетическое: язык есть вечноповторяющееся усилие (работа) духа сделать членораздельный звук выражениеммысли. Это – определение не языка, а речи, как она каждый раз произносится; но,собственно говоря, только совокупность таких актов речи есть язык… В языкеобразуется запас слов и система правил, посредством коих он в течение тысячелетийстановится самостоятельной силой”[9]. Гумбольт не только улавливает двойственную сущностьязыка, считая его “столько же деятельностью, сколько и произведением”, он даётновое направление языкознанию, указывая на связь языка и мышления: “Язык естьорган, образующий мысль”[10].
Таким образом, ученые приступают к исследованиюобразующегося посредством слова понятия, без которого невозможно истинноемышление. При этом понятие рассматривается как индивидуальный акт отдельноголица. Вместе с тем указывается, что язык развивается только в обществе, потомучто человек есть всегда часть целого, к которому принадлежит, — племени,народа, человечества.
2 Сравнительная характеристика сторон ивидов общения2.1 Проблемапсихологического влияния.
Проблемаиндивидуального психологического влияния особенно актуальна именно теперь,когда отношения людей даже в деловой обстановке уже не столь формальнорегламентированы. Каждый человек становится мишенью влияния множества другихлюдей, ранее не имевших возможности на кого-либо влиять вследствие отсутствия уних соответствующего статуса и полномочий. С другой стороны, расширилисьвозможности не только влияния, но и противостояния чужому влиянию, поэтомууспех влияния стал в гораздо большей степени зависеть от индивидуальныхпсихологических возможностей тех, кто влияет, и тех, кто испытывает влияние.
Какпоказывает опыт практической работы, и прежде всего группового психологическоготренинга, для многих людей становится привычно безнадежным мучением поискпсихологически корректных способов воздействия на других людей — будь тособственные дети, родители, подчиненные, начальники, деловые партнеры и т. п.Характерно, что для большинства актуальной проблемой является не столько то,как влиять на других людей, сколько то, как противостоять их влиянию.Субъективно гораздо большее психологическое страдание вызывает ощущениебезнадежности собственных попыток преодолеть чужое влияние или отстраниться отнего психологически оправданным образом. Собственная неспособность влиять надругих людей переживается гораздо менее остро. Иными словами, большинству людейкажется, что методами влияния они владеют в достаточной для них степени, а вотметодами противостояния чужому влиянию — явно не в достаточной.
Между темметоды влияния, осознанно или неосознанно используемые участниками групповоготренинга, также далеко не всегда являются оправданными с морально-этическойточки зрения, психологически безошибочными и эффективными. Трудностиусугубляются еще и тем, что эти три характеристики относительно независимы другот друга и могут встречаться в разных сочетаниях. Влияние может быть«неправедным» с морально-этической точки зрения, но в то же время,весьма искусным и сиюминутно эффективным, как, например, манипуляция. С другойстороны, оно может быть «праведным», но совершенно безграмотно, спсихологической точки зрения, построенным и неэффективным.
В то же времяпсихологическая «грамотность» построения влияния и его эффективностьотнюдь не всегда оказываются на одном полюсе. Это объясняется, во-первых, тем,что сами критерии эффективности влияния являются спорными. Например, оченьчасто понятие сиюминутной эффективности влияния не совпадает с понятием егопсихологической конструктивности, т. е. его эффективности в долгосрочнойперспективе. Во-вторых, психологическая грамотность означает лишь, чтовыполняются психологические правила. Однако грамотно написанный текст — это ещене художественное произведение, того чтобы влияние произвело требуемый эффект,оно должно быть просто грамотным, а искусным, виртуозным, артистичным.
Влияние можетсовершаться и тогда, когда его специально не оказывают, и оно выступает какнеосознаваемый и субъективно неуправляемый феномен. Самое присутствиеопределенного человека зачастую приводит к тому, что на других людей начинаютдействовать его обаяние, его способность неосознанно заражать других своимсостоянием или побуждать их к подражанию.
Все этивопросы нуждаются в прояснении. Рассмотрим их в последовательности, котораяотражает логику практической заинтересованности людей в этом предмете.
1 Понятиепсихологического влияния.
2 Видывлияния и противостояния влиянию.
3 Истинныецели влияния.
4 Понятиепсихологически конструктивного влияния.
5 «Технические»средства влияния и противостояния влиянию.
Психологическоевлияние — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступкидругих людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных,паралингвистических или невербальных. Ссылки на возможность применениясоциальных санкций или физических средств воздействия также должны считатьсяпсихологическими средствами, по крайней мере, до тех пор, пока эти угрозы неприводятся в действие. Угроза увольнения или побоев — это психологическиесредства, факт увольнения или побоев — уже нет, это уже социальные и физическиевоздействия. Они, несомненно, имеют психологический эффект, но самипсихологическими средствами не являются. Характерным для психологическоговлияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, естьвозможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, емупредоставлено право ответить и время для этого ответа.
В реальнойжизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может бытьприведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многиевиды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себепсихологические, социальные, а иногда и физические средства. Однако такиеметоды влияния и противостояния им должны рассматриваться уже в контекстесоциального противостояния, социальной борьбы или физической самообороны.
Психологическоевлияние — прерогатива более цивилизованных человеческих отношений. Здесьвзаимодействие принимает характер психологического соприкосновения двухдушевных миров. Всякие внешние средства слишком грубы для его тонкой ткани.
В табл. 1даны определения различных видов влияния, в табл. 2 — различных видовпротивостояния влиянию. При составлении таблиц использованы работыотечественных и зарубежных авторов
Таблица 1. Виды психологического влиянияВид влияния Определение 1. Убеждение Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения 2. Самопродвижение Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др. 3. Внушение Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям 4. Заражение Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться — также непроизвольно или произвольно 5. Пробуждение импульса к подражанию Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным 6. Формирование благосклонности Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги 7. Просьба Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия 8. Принуждение Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств»