ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЛУЖСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТимени К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
ИНСТИТУТСОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Курсоваяработа
потеме:
«Проблемазастенчивости в подростковом возрасте»
КАЛУГА 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы феномена «Застенчивость»
1.1.Понятие и природа застенчивости
1.2 Проявление застенчивости и ее влияние на психику человека
1.3 Подростковый возраст и его специфика
1.4 Проблемы застенчивости в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование застенчивостиподростков. Анализ результатов
2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте
2.2. Анализ результатов
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый период – этоэтап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основнойособенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения,затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным извозрастов человека. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половымсозреванием как причиной различных психофизиологических и психическихотклонений. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половыхгормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.Происходящие в этом возрасте изменения тела подростка сопровождаютсясубъективными и объективными трудностями. Изменения, происходящие в образетела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целыйряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает.Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости,стеснительности, застенчивости.
Застенчивость – этоявление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивостьприсуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такогосуждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогдане страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда,которая не дает им жить полноценной жизнью.
Особенно яркозастенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подросткутруднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другимилюдьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хужедругих детей. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляютинициативы, не утверждают и не защищают себя.
Застенчивость – этодействительно, скрытая личная проблема, принимающая размеры настоящей эпидемии.Поэтому важно на более раннем этапе понять, что же такое застенчивость, почемумы застенчивы и как она влияет на психическое состояние подростка.
Несмотря на наличиедостаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носитумозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можноконстатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми.Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другимилюдьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимыедля ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамикав подростковый период. Эти проблемы и были поставлены в центр нашегоисследования, которое проводилось с детьми-подростками.
Единственный человек,который попытался осветить данный вопрос в целом – это Филипп Зимбардо – известныйамериканский психолог, профессор Стэндфордского университета. В дальнейшее надвопросами застенчивости работали Бруно и Д. Бретт. В своих исследованияхпроблемой застенчивости в подростковом возрасте также касались и российскиепедагоги и психологи: Л.И. Божович, И.С. Кон, А.А. Реан и др.
Все перечисленное выше, атакже сложность и многогранность личностных изменений в подростковом возрасте,его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливаетактуальность выбранной темы исследования: «Проблема застенчивости вподростковом возрасте».
Цель исследования:изучение половозрастных комплексов подростков на примере застенчивости.
Объект исследования: психологическиекомплексы подростков
Предмет исследования: психологическийкомплекс застенчивости в подростковом периоде.
Гипотеза исследования:среди подростков преобладающее количество застенчивых будут составлять девочки.
Задачи исследования:
анализпсихолого-педагогической литературы по данной тематике;
анализ понятиязастенчивости, природы ее происхождения;
изучение особенностейпроявления застенчивости и ее влияние на психику человека;
изучение особенностейпроявления застенчивости в подростковом возрасте;
проведение эксперимента ианализ эмпирических данных.
Базой исследованиявыборочно являлись средние школы г. Калуги. Эксперимент проводился по методик:Стенфордский опросник застенчивости. Участникиэксперимента – учащиеся 8-9 классов средних школ г. Калуги.
Настоящая курсовая работасостоит из введения, двух глав, заключения списка литературы из 26наименований, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА«ЗАСТЕНЧИВОСТЬ»
1.1 Понятиеи природа застенчивости
Застенчивость – понятиерастяжимое, существует множество определений застенчивости. В Оксфордскомсловаре английского языка сказано, что первое письменное употребление данногослова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г. н. э.; там оно означало «легкий испуг». Словарь Уэбстера определяет застенчивость,как состояние «стеснения в присутствии других людей». В русском языкеслово «застенчивый» образовано от глагола «застить» итолкуется словарем В. И. Даля как «охотник застесняться, не показываться;неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместноскромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый».[12, c.20-21]
По мнению психологаЗимбардо, быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех людей, которыепо той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев(неизвестно, что от них можно ожидать); начальников (они обладают властью);представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможномсближении). [12,c.18-19]
Бурно М.Е.пишет, застенчивость часто связана с такими свойствами характера, как робость,совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность всвоих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости,мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности. Все этовместе составляет чувство, переживание, комплекс своей неполноценности(по-англ. – inferiority complex), по причине которого человек стремитсяоставаться подалее от ответственных занятий, делового, практического общения слюдьми и одновременно мучается ранимым самолюбием – что так мало успевает всвоей жизни, так незначителен в сравнении с людьми естественными, решительными.[3,c.85-87]
Все же точногоопределения застенчивости нет, потому что разные люди понимают под этим словомразные вещи. Застенчивость – это сложное комплексное состояние, котороепроявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, инеобъяснимый страх, и даже глубокий невроз.
По мнению Д. Бретта,застенчивость – явление, гораздо более распространенное, чем думают многие, вособенности застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40%подростков и взрослых считают себя застенчивыми.[4, c. 94-95]
Порезультатам проведенных исследований Зимбардо сделал вывод: застенчивость –явление повсеместное, распространенное и всеобъемлющее. Более 80% опрошенныхсообщили, что в тот или иной период своей жизни они испытывали застенчивость –либо в настоящем, либо в прошлом, либо всегда. При этом более 40% из нихпризнали себя застенчивыми на момент опроса, а это значит, что в той или инойстепени от стеснительности страдают четыре человека из десяти, или 84 миллионаамериканцев.
Средишкольников застенчивость распространена больше, чем среди взрослых, так какмногим взрослым удается преодолеть свой детский недуг. В подростковом возрасте застенчивостьбольше наблюдается у девочек, нежели мальчиков, вследствие того, что желаниебыть заметным в школе и быть привлекательным для представителейпротивоположного пола с большей силой заложено в наших девушках, чем в юношах.Правда это не говорит, что женщины чаще бывают застенчивы, чем мужчин. Этосоотношение может меняться в зависимости от страны или культурного слояобщества.[12, c.22-23]
Застенчивость существуетв жизни каждого из нас. То, что человек считает своим сокровенным секретом, насамом деле переживает великое множество людей. Составными характеристикамизастенчивости являются:
внешнее поведениечеловека, сигнализирующее другим «Я застенчив»;
физиологические симптомыбеспокойства, например, красное от волнения лицо и т. д.;
внутренние ощущениянеловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства.[10, c.23-24]
Различают внутреннезастенчивого человека и внешне застенчивого человека. Внешне застенчивые людинеобщительны или малообщительны, им не хватает социальных навыков. Это влияетна их взаимоотношения с другими людьми, что в свою очередь, усугубляет болезненнуюсамооценку и ведет к тому, что человек замыкается в себе. Внешне застенчивыелюди часто занимают более низкое положение в обществе, чем этого заслуживают иредко становятся лидерами. По сравнению с внешне застенчивыми интравертамизастенчивые экстраверты оказываются в более выигрышном положении. У них болееразвиты социальные навыки, хорошо заучены навыки общения. Они знают, что нужноделать, дабы угодить другим, быть признанным, продвинуться в своем положении.Если внутренне застенчивые люди талантливы, то они часто делают блестящуюкарьеру. Правда это стоит им больших эмоциональных затрат.[12, c.45-47]
Причины застенчивости.
На причины застенчивостипо-разному смотрели представители разных психологических направлений.
1. Теория врожденнойзастенчивости.
Некий лондонский врачобвинил в происхождении застенчивости гены родителей. Эту теорию подхватилпсихолог Р. Кеттел. В своем 16-факторном личностном опроснике он выделил шкалуН с двумя противоположными свойствами личности – смелость-самоуверенность иробость-чувствительность к угрозе. Низкие оценки по данному факторусвидетельствуют о сверхчувствительной нервной системе, остром реагировании налюбую угрозу, о робости, неуверенности в своем поведении, силах, сдержанностичувств. Люди с такими показателями терзаются чувством собственнойнеполноценности, то есть являются застенчивыми людьми.
Приверженцы данной теорииполагают, что, поскольку застенчивость является врожденным качеством, то ничтоне в состоянии изменить положение дел. Теория весьма пессимистична и в целомнелогична.
2. Теория бихевиоризма.
В противовес упомянутойвыше она довольно оптимистична. Бихевиористы исходят из того, что психикачеловека влияет на формы поведения, а поведение – это реакция на стимулывнешней среды. Они считают, что застенчивость возникает тогда, когда людисумели овладеть социальными навыками общения. Но если за таких людей взятьсякак следует, создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить.По мнению бихевиористов, застенчивость – это реакция страха на социальныестимулы. Стоит изменить формы общения, сделать их «правильными», иисчезнет всякая зажатость.
3. Психоаналитическаятеория.
Застенчивостьрасценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта.Она связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушениягармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, которыйохраняет моральные нормы.
Кроме того застенчивость– это внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта.Психоаналитические рассуждения базируются на примерах патологическойзастенчивости, которую действительно необходимо лечить.
4. Концепция А.Адлера.
А. Адлер – представительиндивидуальной психологии. И именно он ввел термин «комплекснеполноценности». Психолог считал, что все дети испытывают комплекснеполноценности из-за физического несовершенства, недостатка возможностей исил. Это может затруднить их развитие. Каждый ребенок выбирает свой жизненный стильв силу имеющегося у него характера и своих представлений о себе и мире в целом.Адлер полагал, что человек никогда не станет невротиком, если он сотрудничает слюдьми. А те, кто способен к сотрудничеству, оказываются одинокими существами инеудачниками. Дети могут стать таковыми по разным причинам органическая неполноценность,частые болезни, что позволяет им соревноваться с другими. Такая участь можетбыть уготована избалованным детям, которым не хватает уверенности в своихсилах, поскольку все сделают за них, и, наконец, в эту компанию попадаютотверженные дети, у которых нет опыта сотрудничества, так как они не наблюдалиэтого явления в собственной семье. Эти три категории детей замыкаются в себе,не взаимодействуют с обществом, а потому обречены на поражение. Адлер ввелпонятие «неуверенное поведение», обусловленное страхом критики,страхом сказать «нет», страхом контакта, страхом настоять на своем,осторожностью. Дети с «неуверенным поведением» зависимы,несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы.
5. Причинные факторы.
В последнее времязастенчивость стали обозначать как «высокую реактивность». Часто увысокореактивных детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение,направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этомвозможны два варианта инстинктивного поведения. Первый – ребенок, чем-тонеудовлетворенный, избирает «стратегию избегания» (видпсихологической защиты) и становится застенчивым. Второй – ребенок включается всоперничество и становится самоуверенным.
Принято выделятьприродные и социальные факторы, формирующие застенчивость.
– Природный фактор.
Это темперамент,обусловленный типом нервной системы. На первый взгляд может показаться, чтозастенчивость – приоритет интровертов – людей, направленных на свой внутренниймир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающихуединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики. Думается, что средиэтой категории детей застенчивых действительно больше. И это внешне застенчивыеличности. Но как ни странно существуют и застенчивые экстраверты – люди, «вывернутыенаизнанку», стремящиеся к общению и многочисленным контактам. Это холерикии сангвиники. Среди них встречаются внутренне застенчивые. В силу черт своеготемперамента (настойчивость, решительность, смелость, оптимизм) им удаетсябороться с внутренней застенчивостью. А даже если не удается, то внешне онивыглядят весьма раскованными.
– Социальный фактор.
Существует очень теснаясвязь между типом воспитания ребенка и особенностями психического развития.Наиболее типичные проявления неправильного воспитания.
Непрятие. Междуродителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, адушой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными –ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок- помехакарьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно выраститьлибо агрессивного ребенка, либо забитого, либо робкого.
Гиперопека. Родителичересчур «правильно» воспитывают ребенка, программируют каждый егошаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. И сноваполучаем два варианта – ребенок, протестующий против такого положения, чтовыливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся – такой становится замкнутым,отгороженным, а в итоге застенчивым.
Тревожно-мнительный типвоспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Надребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развитиянерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.
Кумир семьи (эгоцетрик).Ребенку внушают, что он – смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастетнахал, а не застенчивый.
В результате искажениясемейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениямиполярных типов – агрессивные и застенчивые. [26]
Таким образом, можносказать, что застенчивость – очень распространенное и разностороннее качестволичности человека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большойпроблемой, а может быть и очарованием юности или совершенством характера.Застенчивость – это часть личного опыта, но ее влияние на себе ощущает всеобщество
Причины застенчивоститакже разнообразны, как и ее определение. Главный источник застенчивости –страх перед людьми. А именно в первую очередь незнакомцы (особеннопротивоположного пола) и начальство. Застенчивость также могут вызвать иродственники, и даже родители. Фундамент застенчивости, конечно же,закладывается в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитанияродителей, учебных заведений и социальной среды. Правда есть и такие люди,которые, будучи незастенчивыми, вдруг под влиянием каких-либо событийстановятся застенчивыми. Значит застенчивость – это «инфекция»,которая может заразить многих.
1.2 Проявлениезастенчивости и ее влияние на психику человека
Проявляется застенчивостьпо-разному. Очень много общего в проявлении застенчивости с проявлениемрастерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу,называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности [7, c.11-13].
Любые эмоциональные(рожденные эмоцией) нарушения деятельности могут более отчетливо проявлятьсялибо в психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сфере.Нарушение этих сфер и определяет три основных вида проявления застенчивости; такиекак:
внешнее поведениечеловека, сигнализирующее о застенчивости;
физиологические симптомы;
внутренние ощущения иранимость интеллектуальных функций.
Основными признаками,характеризующими поведение человека, как сигнализирующее о застенчивостиявляется: нежелание вступать в беседу, затруднителен или даже невозможенконтакт глаз, свой голос оценивает как слишком мягкий, избегание людей,непроявление инициативы. Такое поведение затрудняет социальное общение имежличностные контакты, необходимые всем людям без исключения. Из-за того, чтозастенчивым людям раз за разом не удается выразить себя, они менее другихспособны создать свой собственный внутренний мир. Все это ведет к замкнутостичеловека. Замкнутость – это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя кэтому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Нозамкнутость – это не просто желание избегать разговоров, а более общая иглубокая проблема. Это не просто проблема отсутствия навыков общения, норезультат неверного представления о природе человеческих взаимоотношений.Поступки замкнутого человека подобны поступкам недоверчивого вкладчика вусловиях быстро меняющегося рынка: надежды на возможную прибыль перевешиваютсяопасениями потерять свои деньги.
На физиологическом уровнезастенчивые люди испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьетсясердце, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты. Однако подобныереакции мы испытываем при любом сильном эмоциональном потрясении. Отличительнымфизическим симптомом застенчивости служит покраснение на лице, котороеневозможно скрыть. Но опять-таки все мы время от времени краснеем, сильнеебьется сердце или сводит живот. Правда, незастенчивые люди к этим реакциямотносятся как к мягкому неудобству, а застенчивые склонны сосредотачиватьвнимание на своих физических ощущениях. Иногда они даже не ждут, пока окажутсяв ситуации, чреватой для них неловкостью или смущением. Они переживают этисимптомы загодя и, думая только о плохом, решают не вступать в разговор, неучиться танцам и т. д.
Из внутренних ощущенийзастенчивого человека можно выделить смущение и неловкость. Часто люди краснеютот смущения – кратковременной острой потери уважения к себе, которую время отвремени приходится переживать. В смущение приводит всеобщее внимание ккаким-либо случаям из частной жизни, когда кто-то сообщает о нас другим людям,неожиданная похвала, когда застают за занятием, не предназначенным дляпосторонних глаз. Состояние смущения вызывается сознанием собственной несостоятельности.Большинство застенчивых людей приучаются избегать ситуаций, в которых они могутиспытывать смущение, и таким образом все больше и больше отделяют себя отдругих, сосредотачиваясь на своих недостатках.
Есть люди, которыестесняются, даже оставаясь в одиночестве. Они краснеют и смущаются, зановопереживая свои предыдущие ошибки, или беспокоятся, как будут вести себя вбудущем.[10, c.45-46]
Самое примечательноесвойство застенчивого человека – неловкость. Неловкость – это внешнеепроявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием [22, c.345-346]. Самопознание, стремление кпостижению самого себя лежат в основе многих теорий гармоничного развитияличности. Неловкость может проявляться как на публике, так и наедине с самимсобой. Неловкость на публике отражается в беспокойстве человека о произведенномна других впечатлении. Его часто беспокоит: «Нравлюсь ли я им», «Чтоони думают обо мне» и т. д. Неловкость перед самим собой – это мозг, обращенныйпротив себя. Это не просто сосредоточенность внимания на себе, а негативноокрашенный эгоцентризм: «Я дурак», «Я ничтожество» и т. д.Каждая собственная мысль подвергается исследованиям под мощным аналитическим микроскопом.
Застенчивость имеетотрицательные последствия не только в социальном плане, но и негативновоздействует на мыслительные процессы. Застенчивость повергает человека в такоесостояние, которое характеризуется обострением самосознания и специфическимичертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным,эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Застенчивостьсопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередкоощущением неудачи, поражения. В какой-то степени можно сказать, что человексходит с ума. После того, как включается самоконтроль и повышается тревожность,застенчивые все меньше внимания уделяют поступающей информации. Агониязастенчивости убивает память, искажается восприятие. Таким образом,застенчивость лишает человека не только дара речи, но так же памяти и ясноговосприятия.
Аффективное расстройство,как депрессия – это результат «неразряженной застенчивости».Застенчивые люди всю агрессию, не нашедшую выхода, направляют внутрь на самогосебя, отсюда появляется ощущение своей неполноценности, ненужности иникчемности. Все это ведет к депрессии. И как финальный шаг на путисамоунижения – самоубийство.
То есть застенчивостьможет в такой же степени искалечить психику, в какой самый тяжелый физическийнедуг может изувечить тело, а ее последствия могут стать поистинеразрушительными:
застенчивость создаеттрудности при встречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляет радости отпотенциально положительных переживаний;
она не позволяет заявлятьо своих правах, высказывать свои мнения и суждения;
застенчивостьограничивает возможность положительной оценки личных качеств другими людьми;
она способствует развитиюзамкнутости и чрезмерной озабоченности собственными реакциями;
застенчивостьпрепятствует ясности мысли и эффективности общения;
застенчивость обычносопровождается такими чувствами, как депрессия, беспокойство и ощущениеодиночества.[12, c.54-58]
На первый взгляд,застенчивость имеет для индивида только отрицательные последствия. Однако болеепристальное изучение показывает, что такая поверхностная оценка значениязастенчивости не совсем точна. Застенчивость выполняет некоторые жизненноважные функции для индивида, такие как:
Застенчивость фокусируетвнимание на личности или на определенном аспекте личности и делает их предметомоценки;
Застенчивостьспособствует мысленному «проигрыванию» трудных ситуаций, что приводитк усилению «Я» и уменьшению уязвимости личности;
Тот факт, чтозастенчивость, в общем, вызывается словами и действиями других, гарантируетопределенную степень сензитивности в отношении чувств и оценок окружающих,особенно тех, с которыми у нас есть эмоциональный контакт и чьим мнением мы дорожим;
Застенчивость вызываетбольшее, чем другие эмоции, осознание собственного тела. Возникающая призастенчивости чувствительность к себе и к своему телу может выполнятьопределенные полезные функции, как биологические, так и психологические посвоей природе; она может выразиться в более тщательной выполнении правилгигиены, в действиях, направленных на улучшение внешности, что способствуетповышению общительности и т. д.;
Застенчивость усиливаетсамокритику и временное ощущение бессилия. Это способствует формированию болееадекватной «Я» – концепции. Объективно осознающий себя человекстановится более самокритичным, фиксация внимания на себе заставляет индивидаосознать собственные внутренние противоречия. Кроме того, человек начинаетлучше понимать, как он выглядит в глазах других;
Усиленное противоборствопереживанию застенчивости может облегчить развитие самостоятельности,индивидуальности и взаимную любовь.[12, c.69-73]
Из вышеуказанного можносделать следующий вывод, что проявление застенчивости очень разнообразно: отфизиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительныхпроцессов. Поведение застенчивого человека лишает его самого главного инеобходимого в жизни – это социального и межличностного общения. А это ведет кзамкнутости и одиночеству. Что в свою очередь повышает самоконтроль самоанализ.Правда в основном это не просто сосредоточенность на себе, а негативно окрашенныйэгоцентризм, т. е. снижение его самооценки. Как правило, это происходит из-занесовпадения внутренних образов «Я» и «Я — идеального».Застенчивость – явление не только чреватое проблемами, но для некоторых людейона является вполне подходящим жизненным стилем.
1.3 Подростковыйвозраст и его специфика
Подростковый период – этопереходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Определимвозрастные рамки этой стадии, т.к.
терминология в областивзросления несколько запутана, например, в толковом словаре В.И. Даля подростокопределяете как «дитя на подросте» – 14-15 лет, Л.С. Выготскийопределял границы подросткового возраста с 14 до 18 лет, Б.Г.Ананьев – с 11 до15 лет. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулисьвниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с10-11 до 14-15 лет. Такие педагоги психологи, как Фридман Л.М., Божович Л.И.говорят о проблемности подростков.
Подростковый возрасттрадиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В.связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различныхпсихофизиологических и психических отклонений.[25, c.76-77]
В ходе бурного роста ифизиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувствотревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общихособенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональнаянеустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму.Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Центральнымпсихологическим новообразованием в подростковом возрасте становитсяформирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективногопереживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание даетподростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье неменяется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности,что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результатевозникает кризис подросткового возраста.
По мнению А.Е. Личко,суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковыеповеденческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакциягруппирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).
Реакция эмансипации. Этареакция представляет собой тип поведения, посредством которого подростокстарается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства.Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, заутверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполненияобщепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовныхидеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением,наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковыйконфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и издома, бродяжничество.
Реакция группирования сосверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, кгруппированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыкисоциального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умениезавоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников болееэффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников,предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.
Реакция увлечения. Дляподросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характернуюособенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к.благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальныеспособности подростков.
Они делятся на следующиевиды:
интеллектуально-эстетическиеувлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
накопительные увлечения(коллекционирование марок, пластинок, открыток).
эксцентрические (желаниеподростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).[17,c. 112-115]
В подростковом возрастевесьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательныепроцессы. Становится возможным научение подростка самым различным видампрактической и умственной деятельности.
Главная новая черта,появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьноговозраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себякак личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляетглавный итог переходного возраста.
Подросток начинает всматриватьсяв самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познатьсильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, ккачествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другимилюдьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых уподростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особойдеятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнениюЛ.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми:взрослыми, сверстниками.[17, c.120-121]
Поведение подросткарегулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения сокружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстникасвязана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, спотребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, которыйближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом,на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, склассным коллективом.
Как правило, общественнаяоценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителейили родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллективатоварищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается наразвитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – одиниз путей формирования личности подростка.
Представители различныхтеоретических направлений рассматривают подростковый возраст как периодстрессов и психологических проблем, обусловленных среди всего прочегопсихосексуалъным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевымиконфликтами, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностейподростка.
Сухомлинский В.А.обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностнымичертами подростка являются следующие:
1. Непримиримость к злу,эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумениемразобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
2. Подросток хочет бытьхорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейновоспитывают.
3. Подростку хочется бытьличностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. Приналичии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще незнает, как этого можно добиться.
4. У подростка выраженопротиворечие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюдамножественность и непостоянство увлечений.
Подросток боитсяобнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрыватьсяпоказной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
5. В подростке оченьсочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой ихроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческиечувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчурчувствительным, и прикрывается грубостью.[5, c.27-32]
Влияние изменения образатела на психику подростка.
У подростков изменениеобраза тела, связанное с пубертатными процессами, является важным факторомразвития. Ощущение собственной ценности подростком во многом зависит от того,насколько соответствующим норме представляется ему изменение его тела.
Обычно изменениямподросткового периода предшествует увеличение жировых отложений в организме;некоторые дети этого возраста заметно поправляются. У мальчиков и девочекпоявляются жировые отложения в области груди. У девочек они сохранятся, а умальчиков являются преходящей фазой развития. Вслед за этим в начале отрочествасильно увеличивается скорость роста. Происходит увеличение размеров костей имышц. Во время этого скачка роста мальчики обычно теряют большую часть лишнегожира, который они накопили к его началу. Однако у девочек новые жировыеотложения, как правило, сохраняются, хотя и перераспределяются по различнымучасткам тела. В период отрочества разные части тела развиваются с различнойскоростью. Обычно к этому времени голова уже перестает увеличиваться вразмерах; в основном ее рост завершается в течение первых десяти лет жизни.Вслед за ней достигают взрослых размеров кисти рук и стопы; затем увеличиваетсядлина ног и рук. В результате многие подростки становятся неуклюжими, от чегоони испытывают смущение. За ростом конечностей следует рост тела в ширину; впоследнюю очередь происходит полное развитие плеч.
Еще одним изменениемявляется увеличение размеров и активности сальных желез кожи, в результате чеголицо подростка часто покрывается угрями. В коже развивается также новый видпотовых желез, что ведет к усилению запаха тела. Рассмотрим физиологические иполовые изменения, которые происходят в отрочестве.
Неприятие своего теламожет проявляться в мышечной зажатости, неловкости, скованности, неадекватностив поведении.[7, c.6-9]
Скорость развития умальчиков и девочек различна. В среднем у девочек скачок роста и другиебиологические изменения данного периода происходят примерно на 2 года раньше,чем у мальчиков. Но существуют очень большие индивидуальные различия в скоростиразвития представителей одного пола. Поздно созревающий мальчик или девочкаможет выглядеть все еще ребенком, в то время как другой мальчик или девочкатого же хронологического возраста может иметь внешность вполне зрелого мужчиныили женщины.
Можно увидеть, что периодотрочества совпадает с рядом физиологических изменений, в результате которыхтело ребенка превращается в тело взрослого человека. Эти изменения происходятрезко и часто довольно внезапно, поэтому подросткам приходится быстроадаптироваться к новому образу, говорящему о том, что детство осталось позади.Процесс роста не всегда обладает внутренней гармоничностью. Развитие половыхпризнаков зачастую отстает от общего физического развития, поэтому подростковыйвозраст часто называют периодом диспропорций в развитии. Это все имеет определенныепсихологические последствия, связанные с трудностями личной адаптации, которыеявляются тем более сильными, чем явственнее выступают диспропорции в развитии.
Изменения, происходящие вобразе тела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собойцелый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто егоокружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе,замкнутости, стеснительности, застенчивости.[19, c.65-66]
Специалист по детской психологииМихаил Буянов предупреждает, что подростки часто даже ненавидят собственныйвнешний облик. Свое тело они считают безобразным, смотрят на себя в зеркало сотвращением, уверены, что все вокруг смеются над их «уродством».
Что же именно тревожитподростков?
У мальчиков – этонедостаточный рост, физическое развитие. У девочек – кожа, полнота, оволосение.Подростки думают о внешности из чувства тревоги. Яркие наряды нужны им какподтверждение, что их опасения напрасны, что они могут нравиться. Позже на первоеместо выйдут другие качества – ум, умение общаться, надежность, доброта, но вэтом возрасте важнее образ физического «Я». Подростки начинают вестисебя раскованно, вызывающе. Встречают друг друга «по одежке», котораятеперь является для них «визитной карточкой», выражающейпринадлежность к той или иной группе сверстников. Поэтому часто носятодинаковые джинсы, юбки, туфли. Ребята в этом возрасте оценивают себяположительно только тогда, когда у них нет видимых недостатков. Вот почемуподростки с «дефектами» внешности чаще всего страдают от чувстванеполноценности.
«Жирный», «Прыщ»– обычно ребята с такими прозвищами подвергаются насмешкам сверстников. Онитвердят: «Я – урод, тощий, лопоухий. Меня никто не любит». Этопричина развития застенчивости, ранимости, неумения общаться, неуверенности всвоих силах.
Эти переживания могутдовести подростка до депрессии. Страдающие от своего мнимого уродства,стеснительные, застенчивые, с заниженной самооценкой, но отличающиесяповышенной чувствительностью и уязвимостью, – такие дети, по мнению Буянова,втайне жаждут, чтобы их разубедили в этом, растолковали и заставили поверить,что их лица и фигуры не уродливы, а очень даже привлекательны.
Неприятие собственноготела доводит подростков до патологического стремления к недостижимому идеалукрасоты и стройности. Они месяцами морят себя голодом. Стремление приблизитьсяк идеалу превращается в навязчивую идею, может привести к полному истощению,угрожающему самой жизни подростка.
Результатыпсихологического исследования подростковой самооценки говорят сами за себя:недооценивают, не любят себя, мучаются своей некрасивостью 87% ребят. [22, c.455-457]
1.4Проблема застенчивости в подростковом возрасте
Застенчивость – явлениегораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивыелюди. Исследования показывают, что почти половина молодых людей страдает отзастенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет стеснительными являются 50процентов мальчиков и 60 процентов девочек.[12, c.47-48]
Рассказызастенчивых мальчиков и девочек о себе являют унылую картину. Мальчикичувствуют, что они слишком высокие, слишком толстые, слишком слабые, оченьнекрасивые и, вообще, менее симпатичные, чем их незастенчивые одноклассники.Аналогично застенчивые девочки описывают себя как тощих, непривлекательных именее умных, чем их подруги. Все это определяет наиболее важный аспектсамоощущения этих детей: они воспринимают себя как «менеепопулярных», чем их незастенчивые товарищи. А это ужасно, особенно длямальчиков. Ни один из них не считает себя «популярным», а тричетверти из них утверждают, что они «непопулярны».
В обществе застенчивыедети часто избегают контакта с другими. Они постоянно испытывают какое-тобеспокойство и считают себя хуже других детей. Они часто колеблются в принятиирешений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Нередко онинеадекватно преподносят себя; их навыки общения бедны, а «телесный язык»слишком смиренен.[9, c.15-17]
Таким образом,застенчивый ребенок часто попадает в порочную ловушку «само исполняющегосяпророчества». Его манеры и поведение указывают на неприятие другими, что,по существу, как раз делает это неприятие более вероятным. Чем больше онсторонится других или отвергается ими, тем большая вероятность того, что оностанется застенчивым вследствие недостаточности практики или положительнойобратной связи.
Застенчивость частосвязана с такими свойствами характера, как робость, совестливость,нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах,тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости, мнительности,стеснительность, переживание своей неестественности. Все это вместе составляетчувство, переживание, комплекс своей неполноценности, по причине которогочеловек стремится оставаться подальше от ответственных занятий, делового,практического общения с людьми. Застенчивому подростку труднее, чеместественному, смелому человеку, выступать перед слушателями (например,отвечать при всех у доски урок), труднее познакомиться с людьми, включитьсявместе с ними в какую-то игру. Трудно ему спросить незнакомых, как кудапроехать, попросить учителя объяснить непонятный вопрос, трудно вообще очем-нибудь просить, кого-то в чем-то затруднять, трудно потребовать в магазинесдачу, даже если она значительна.
Все застенчивые людипохожи друг на друга (и дети в том числе). Они испытывают одни и те же чувствав общении с другими людьми: скованность, неловкость, боязнь начать илиподдержать разговор. Эти чувства особенно усиливаются, если они попадают внеожиданную ситуацию общения, в незнакомое общество или в большую компанию.
Нередко застенчивый,разговаривая с малознакомым человеком, навязчиво представляет себе в это время,как он сам при этом выглядит – как двигает ртом, выговаривая слова, как киваетголовой, как неловко перебирает что-то руками, представляет, что собеседникуего все это может показаться странным, ненормальным. От этих цепких тревог самеще более напрягается, краснеет, потеет, не знает, куда деваться – и еще болеетеперь пугается, что будут думать о нем Бог знает что. Только с близкимизастенчивый способен по-настоящему смягчиться душевно и телесно и может дажеобижать близких своей раздражительностью, командовать ими.[10, c.23-24]
Особенно часто вотрочестве застенчивый человек незрело бунтует (осознанно, а чащебессознательно), ненавидя свою застенчивость, несмелость, рабскую готовностьподчиняться тому, кто сильнее. Это выражается во всплесках отчаянной храбростис зажмуренными глазами, даже агрессивности и нахальства (так называемаясверхкомпенсация застенчивости, или «нахалы от застенчивости»).Подражая своим отважным, бесстрашным, нахальным, сверхуверенным сверстникам,перед которыми нередко преклоняется, застенчивый, бывает, шумно «нахамит»преподавателю или даже девочке, девушке, которая ему нравится, и потом долгомучается этим своим поступком.
Он постоянно стыдитсясвоей несмелости, желая от нее избавиться, мучается от сомнений,нерешительности и тоскует, что родился таким трусоватым. Однако, когданаступает действительная опасность (бой, драка или хоть экзамен), узастенчивого, как правило, срабатывает душевная защита таким образом, что он,ясно понимая, что происходит вокруг, не способен в это время страшиться, егоспособность бояться как бы выключается душевным приятным одеревенением. И благодаряэтому он в опасности нередко ведет себя продуманно-храбро.[25, c.36-38]
Застенчивость частомаскируется механизмом спонтанной психологической компенсации игиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, дажесклонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать болеесвободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки,где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативнаялексика. Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться,мутировать в наглость, девиантное поведение.
Важно отличатьзастенчивого ребенка от ребенка, который просто менее экстравертирован ипредпочитает уединение. Поведение некоторых подростков внешне напоминаетповедение застенчивых, но сами они таковыми не являются.
– Есть детималообщительные, но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполнесамодостаточны, им не требуется помощь окружающих.
– Бывает, что зазастенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию средидругих детей. А подходящих качеств для этого пока и не хватает. Встретившись спроблемами, такой ребенок может отказаться от контактов («Мне это ненужно, неинтересно»).
– У некоторых детей отказот общения – это средство самоутверждения, стремления показать свою власть наддругими. «Хочу – разговариваю, не захочу – не буду!» Понятно, что втаком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а избавлять его отвысокомерия и капризности.
– Трудности в общениимогут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления; ему труднопознакомиться, поддерживать разговор и т. п.
Эти самодостаточные детимогут быть вполне довольны своей жизнью в отличие от застенчивых детей, которыевоспринимают себя как людей «по ту сторону». Они рады были бы вкуситьрадости дружбы и общественной деятельности, но боязливость и недостаточнаяуверенность в себе мешают им.
По мнению многихисследователей в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается удевочек нежели у мальчиков. Так например, Зимбардо приводит данные, которыесвидетельствуют о том, что в подростковом возрасте застенчивости подверженыбольше девочки, чем мальчики. Среди учеников четвертых-шестых классовколичество тех, кто в настоящий момент является застенчивым, составляет 42%.Мальчики и девочки склонны оценивать себя примерно одинаково. А вот средиучащихся седьмых и восьмых классов этот показатель возрастает до 54%,преимущественно за счет девочек. Вероятно, потребность быть популярным средисверстников и высоко оцениваться по параметру физической (сексуальной)привлекательности более жестко запрограммирована у девочек-подростков, чем умальчиков. Одна 14-летняя девочка рассказывает о своих переживаниях: «Когдая сильно нервничаю, у меня начинает чесаться голова, и я постоянно чешусь».Я не знаю, как вести себя на людях. Я по-разному себя веду в школе и дома. Я иодеться-то не могу, как мне хочется".
А вот что пишет о своихстраданиях девочка-подросток, которая чувствует, что слишком сильно отличаетсяот своих подруг: «Я надеюсь, что вы не выбросите это письмо только потому,что оно от нескладного подростка. Мне, правда, очень скверно, и я прошу опомощи. Моя главная проблема в том, что я сама себе не нравлюсь – и я стараюсьбыть очень дружелюбной, чтобы скрыть свою застенчивость, а в результате ведусебя слишком шумно. Я в восторге от некоторых девочек и хотела бы походить наних, но ничего у меня не получается. Я не такая как все.»[12, c.55-56]
Следует также заметить,что нет ничего аномального в том, что на определенных этапах подросткипереживают периоды застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, преходяща,в отличие от застенчивого ребенка, у которого застенчивость – устойчивая чертахарактера.
Вследствие того, чтозастенчивые дети редко причиняют неприятности другим и обычно портят жизньтолько себе, их часто не замечают. Стоит обратить внимание на проявлениенеудовлетворенности, печали и нереализованных возможностей, которые могутсопутствовать застенчивости. Необходимо уделять побольше времени подростку иприложить дополнительные усилия, чтобы помочь ему обрести уверенность, котораянеобходима для нормального участия в различных общественных ситуацияхповседневной жизни.
Выводы поглаве I
Обобщая вышеизложенныйматериал, можно охарактеризовать застенчивость как черту характера, проявляющаясяв смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванныхмыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Проявление застенчивостиразнообразно: подросток чувствует себя неуверенно, стесняется проявить своюнеумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.Кроме того, такой подросток не умеет и не решается вступать в контакты сдругими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми желюдьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивыйшкольник теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (скрытьсвоё лицо).
Дляпредотвращения застенчивости необходимо создать определённыеорганизационно-педагогические условия в его воспитании. Главным образом,условий целенаправленного формирования навыков общения и умения действоватьсовместно с другими людьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая частьответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность –мощный фактор развития личности (функция воспитывающего взрослого – приобщение ккультуре, общественному опыту поколений), его роль – наглядно демонстрироватьмодели поведения, социальные нормы, ценности.
Обобщаяпсихолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания застенчивыхшкольников-подростков, выявлены следующие критерии застенчивости детей:
Эмоциональный дискомфортпри встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и с постороннимивзрослыми;
Боязнь любых публичныхвыступлениях, в том числе и на занятиях; боязнь ответственных поступков;
Избирательность вконтакте с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомымивзрослыми.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕЧИВОСТИПОДРОСТКОВ. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1 Методикаизучения застенчивости в подростковом возрасте
Застенчивость – явлениеочень распространенное, особенно в подростковом возрасте. Это связано сфизиологическим изменениями, происходящими в этом возрасте, особенностямиформирования личности, становления «Я-концепции», динамики самооценки.
По мнению многихисследователей в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается удевочек нежели у мальчиков. Так например, Зимбардо приводит данные, которыесвидетельствуют о том, что в подростковом возрасте застенчивости подверженыбольше девочки, чем мальчики. Среди учеников четвертых-шестых классовколичество тех, кто в настоящий момент является застенчивым, составляет 42%.Мальчики и девочки склонны оценивать себя примерно одинаково. А вот средиучащихся седьмых и восьмых классов этот показатель возрастает до 54%,преимущественно за счет девочек.
Цель нашего исследованияустановить кому больше свойственна застенчивость в подростковом возрасте:девочкам или мальчикам, а так же изучение особенностей протекания этого явленияу подростков обоих полов.
Для изучениязастенчивости в подростковом возрасте была выбрана Стенфордский опросникзастенчивости. Методика приведена в книге: ЗимбардоФ. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб: Питер Пресс,1996. Экспериментальную выборку составили учащиеся 8-9 классов средних школгорода Калуги.
Экспериментальная выборкасоставила 48 человек: 26 девочек и 22 мальчика.
Опросник состоит из 44вопросов, с определенными вариантами ответов. Опросник состоит из такихвопросов как, «считаете ли вы себя застенчивым человеком?», «всегда ли вы былитакими?», «был такой период, когда вы считали себя застенчивым?», «насколькосильна ваша застенчивость?», «какие причины вашей застенчивости?», «в какихситуациях проявляется застенчивость?», «какие физиологические реакциихарактерны для вас?», «какие люди влияют на вашу застенчивость в большейстепени» и др.[приложение 1]
Вопросы данной методикидают возможность наиболее полно изучить проявление застенчивости девочек имальчиков, типы людей, вызывающие застенчивость у подростков, причинызастенчивости.
2.2 Анализрезультатов
В исследовании принялоучастие 48 учащихся (26 девочек и 22 мальчика) 8-9 классов средних школг.Калуги. В результате обработки 2 анкеты были отнесены к разрядунеинформационных. Среди всех учащихся считают себя застенчивыми 18 человек(39%), 26 человек (57%) считают себя незастенчивыми, 2 человека (4%) затруднилисьответить на этот вопрос.
Из всех учащихся, которыесчитают себя незастенчивыми все 26 человек признались, что было такое время илиситуация в их жизни, когда они были застенчивыми. Из всех застенчивых учащихся18% считают себя застенчивыми в такой же степени как и окружающие их люди.
Значительных различий вфизиологических реакциях в ситуации застенчивости у девочек и мальчиковобнаружено не было. В качестве основных реакций были выделены: сильноесердцебиение, учащение пульса, дрожание рук, повышенная потливость, покраснениелица и слабость. Если оценить силу застенчивости, то было выяснено, что людьмичаще владеет легкое смущение. Результаты показали, что у большинства не всегдаполучается это скрывать. Застенчивость проявляется в таких действиях какмолчание, избежание, что-либо делать, неспособность смотреть в глаза. Такжесуществуют ситуации и виды деятельности, вызывающие застенчивость. Для девочекэто ситуации общения наедине с представителем другого пола, а для мальчиковкогда их оценивают. В качестве основных мыслей характерных для переживаниязастенчивости чаще вызываются мысли о том: «как меня оценивают другие»,«какое я произвожу впечатление», негативные мысли о себе и о своемповедении.
Типы людей, вызывающиезастенчивость у подростков: для девочек это незнакомцы и группа представителейдругого пола, а для мальчиков это авторитетные лица и так же незнакомцы.
В ходе исследования былавыделена категория людей, которые по мнению учащихся считают их застенчивыми –это одноклассники, преподаватели и руководители. Обнаружилось различие ввыделении этих групп среди девочек и мальчиков. По мнению девочек чаще всего ихсчитают застенчивыми их друг или подруга. А мальчики указали, что такимчеловеком является их мать. В качестве причины застенчивости выступает опасениенегативной оценки и недостаточная уверенность в себе.
На вопрос о том, можно липреодолеть застенчивость 78% опрошенных дали положительный ответ, 22% неуверены в этом. Готовность к серьезной работе над собой чтобы избавиться отзастенчивости изъявили в основном все учащиеся, даже те, которые в первомвопросе не признали себя застенчивыми, что говорит о необходимости работы попреодолению застенчивости в данной возрастной группе.
Гипотеза о том, чтозастенчивость свойственна больше девочкам, в нашем исследовании подтвердилась.Процентное соотношение у девочек и у мальчиков равно 67.5 %.
Проблема застенчивостиактуальна. В данной возрастной категории большое число застенчивых людей.
Выводы поглаве II
В целомпроведенные исследования позволили уточнить феноменологию застенчивости ушкольников-подростков; выделить наиболее значимые для ребенка области, вкоторых она проявляется; выявить структуру образа себя у застенчивых детей. Наоснове полученных данных можно описать обобщенный портрет застенчивого ребенка.
Застенчивыйребенок – это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится кдругим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлятьсвои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности вовзаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентномхарактере отношения застенчивого ребенка к самому себе.
Он имеетвысокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое времясомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенностьзастенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюсяу него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мереудовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.
Отношение ксебе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлективности,фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивыйребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, чтоон делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающийсомнению высокую ценность его личности. Различий по этому параметру узастенчивых и незастенчивых детей не зафиксировано. Нередко застенчивые детигораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ровесники.
Тревога освоем «Я» часто заслоняет содержание и совместной деятельности, иобщения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационнойсферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняяи познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения,адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характеротношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит втень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируязащитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногдав принятии «маски равнодушия».
Мучительноепереживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает емувозможности проявить под час очень хорошие способности, выразить свои переживания.Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытыми общительным, как и его незастенчивые ровесники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работепроизводилось исследование психологической проблемы застенчивости у детей-подростков.
В исследовательскойработе была произведена характеристика возрастных особенностей подростковоговозраста, выявлены «правила» воспитания школьников, охарактеризованыобщие причины появления у подростков застенчивого поведения. В рамках даннойработы были охарактеризованы понятия застенчивости с точки зрения психоанализа,психологии, социологии и др. течений исследования проблемы человека, наосновании которых было выделено определение застенчивости как черты характера,проявляющейся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении,вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себесобеседников.
Изучив психолого-педагогическуюлитературу по проблеме воспитания застенчивых детей, были выявлены критериизастенчивости детей подросткового возраста.
Для решения проблемызастенчивости детей было произведено обобщение всех известных методовликвидации застенчивости у детей школьного возраста. Роль взрослых в процессевоспитания застенчивых детей.
В ходе практической работыс детьми, обучающимися в школе, был выявлен общий процент застенчивых детей поопределённым критериям застенчивости путём применения методики: Стенфордскийопросник застенчивости.
Результаты опросапоказали – в исследуемом классе доля застенчивых детей составляет около 39%,при этом родители и учитель, непосредственно контактирующий с учениками, непридают застенчивости детей должного внимания; напротив, считают застенчивостьпроявлением хорошего воспитания ребёнка.
В данной курсовой работебыли выработаны рекомендации учителю и родителям по воспитанию застенчивыхдетей.
Исходя из результатовисследования, были сделаны следующие выводы:
подготовку к общению надопонимать как формирование у подростков интеллектуальной, психической исоциальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способовпрактической реализации этой готовности;
обучение общениюшкольников, испытывающие особые трудности в этой сфере, должно осуществляться спомощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей вобщении и выявления их причин;
организовыватьспециальные групповые занятия по раскрепощению детей с использованием игровыхприемов, круглых столов, где бы шел обмен информацией между учащимися;
учить детей-подростковсоздавать ситуацию общения с конкретными детьми;
учить детей входить вналичествующую ситуацию общения, находить темы для общения в каждом изназванных случаев;
создавать ситуациюуспеха, постоянно хвалить, подбадривать учеников.
И рекомендации родителямпо совершенствованию процесса воспитания общительности у застенчивых детей:
не ставитьярлыков на ребёнка (не надо обращать внимание на застенчивость ребёнка);
интересоватьсяего чувствами;
организовыватьвстречи ребенка, не являющиеся источником беспокойства;
родителямпроявлять общественную активность;
поощрятьребенка, чтобы он разговаривал дома;
следовать за ребенком, не заставлятьребенка попадать в неудобные ситуации;
добавитьостроту разнообразия;
заручитьсяподдержкой учителя;
проводитьгенеральные репетиции незнакомых ситуаций;
оставаться вовсех случаях спокойным, уравновешенным и невозмутимым;
делитьсясвоим опытом с ребёнком;
не требовать от ребёнкасовершенства.
Исходя из вышеизложенногоматериала, можно сделать вывод о том, что данная курсовая работа доказалаактуальность поставленной проблемы, в ней были разработаны важные методическиерекомендации по воспитанию общительности у застенчивых детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М.М,Ефимова С.П. Ребёнок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие длястудентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. – М.:Издательский центр «Академия», 1996. – 240 с.
2. Божович Л.И.Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979, №4. С23-24.
3. Большойпсихолого-педагогический словарь. – Ростов — на Дону/ «Феникс», 1999.– 576 с.
4. Бретт Д.Застенчивость // Жила-была девочка. М., 1996.- С.94-95
5. В мире подростка/ Под ред. А.А. Бодалева. М.,1980.
6. Волкова Е.М.Трудные дети или трудные родители? — М.: Профиздат, 1992. – 96 с
7. Гаспарова Е.Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. Издательство«Просвещение» – 1989.– №3.
8. Галигузова Л.Н.Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. – 2000 – № 4.– с. 116-120.
9. Гаврилова Т.А.Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросыпсихологии, 1972, №2. С.25-37.
10.Галигузова Л.Н. Психологический анализ феноменазастенчивости / Вопросы психологии. – 2000. – №5.
11.Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости//Педагогический калейдоскоп –1998 — №5.
12.Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с нейсправляться). – СПб: Питер Пресс, 1996. – 256 с.
13.Игры в школе / Для млад. шк. возраста. – Мн.:Харвест, М.: Издательство АСТ", 2000, – 144 с.
14.Карпенко В. Застенчивость// Воспитание школьников-1995 — №2.
15.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. педагогическийсловарь: Для студентов высших и средних пед. учеб. заведений.– М.: Издательскийцентр «Академия», 2000.– 176 с.
16.Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемыформирования личности). – Учебное пособие для студентов пединститутов. – М.:Просвещение, 1979. – 175 с.
17.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнкаот рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180 с.
18.Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость//Воспитание школьников – 2001. – №9.
19.Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник длястудентов высших учебных заведений.– М.: Издательский центр «Академия».–432 с.
20.Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.Высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС,2001. – Кн.2: Психология образования. – 608 с.
21.Психология воспитания: Пособие для методистовдошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов./Грибанова А.Д., Калиненко В.К., Кларина Л.М. и др.; Под ред. Петровского В.А. –2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 152 с.;
22.Психология подростка: учебник / Под ред. А.А. Реана.СПб.,2003. – 456 с.
23.Реан А.А, Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка кшколе. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 160 с.: ил.
24.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.:Мысль, 1987г. 352 с.
25.Формирование личности в переходный период: Отподросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М.,1987.
26.www.vernadsky.dnttm.ru/raboty2002/raboty/h3/w02199.htm – Кленкина В.Ю., Халявина.О.В.«Застенчивость, как проблема юношеского возраста» – Конкурс юношескихисследовательских работ им. В.И.Вернадского 2001-2002 гг.;
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Стэнфордскийопросник застенчивости
Методикаприведена в книге:Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб: ПитерПресс, 1996.
Инструкция. Перед вами опросник.Заполните его в быстром темпе, а затем еще раз вдумчиво прочитайте, чтобыпонять, насколько застенчивость действительно определяет вашу жизнь.
1. Считаетели вы себя застенчивым человеком?
1 — да, 2 —нет.
2. Если да,то всегда ли вы были таким (т. е. были застенчивы прежде и остаетесь теперь)?
1 — да, 2 —нет.
3. Если напервый вопрос вы ответили отрицательно, то было ли такое время в вашей жизни,когда вы были застенчивы?
1 — да, 2 —нет.
Если нет, тодалее можно не отвечать. Спасибо.
Если выответили «да» хотя бы на один из трех вопросов, продолжайте дальше.
4. Когда вамивладеет застенчивость, насколько она сильна?
1 —чрезвычайно сильна;
2 — очень сильна;
3 — весьмасильна;
4 — умеренносильна;
5 — это нечтовроде смущения;
6 — мноювладеет лишь легкое смущение.
5. Как частовы испытываете (испытывали) ощущение застенчивости?
1 — каждыйдень;
2 — почтикаждый день;
3 — часто,почти через день;
4 — один илидва раза в неделю;
5 — иногда —реже, чем раз в неделю;
6 — редко —один раз в месяц или еще реже.
6. Всравнении с людьми вашего круга, пола и возраста, насколько вы застенчивы?
1 — гораздоболее застенчив;
2 — болеезастенчив;
3 — примерностоль же застенчив;
4 — менеезастенчив;
5 —значительно менее застенчив.
7. Насколькожелательно для вас быть застенчивым?
1 — весьманежелательно;
2 —нежелательно;
3 —безразлично;
4 —желательно;
5 — оченьжелательно.
8. Являетсяли (являлась ли) застенчивость для вас личной проблемой?
1 — да,часто;
2 — да,иногда;
3 — да,изредка;
4 — редко;
5 — никогда.
9. Испытываязастенчивость, можете ли вы это скрывать, так чтобы другие не считали васзастенчивым?
1 — да,всегда;
2 — иногдаполучается, иногда нет;
3 — нет,обычно мне этого скрыть не удается.
10. Считаетели вы себя интровертом или экстравертом?
1 —выраженный интроверт;
2 — умеренныйинтроверт;
3 — слегкаинтровертированный;
4 —нейтральный;
5 — слегкаэкстравертированный;
6 — умеренныйэкстраверт;
7 — выраженныйэкстраверт.
11-19. Что изперечисленного может быть причиной вашей застенчивости? Отметьте то, чтокасается вас.
11. Опасение,что меня негативно оценят.
12. Страхбыть отвергнутым.
13.Недостаточная уверенность в себе.
14.Недостаток социальных навыков, а именно
15. Боязньблизких отношений.
16.Склонность к уединению.
17.Асоциальные интересы, увлечения и т. п.
18.Собственное несовершенство, недостатки, а именно
19. Другое, аименно
20—27.Восприятие застенчивости. Считают ли названные ниже люди, что вы застенчивы?Как вы полагаете, насколько застенчивым они вас считают?
Отвечайте,пользуясь следующими баллами:
1 — крайнезастенчивый;
2 — оченьзастенчивый;
3 — весьмазастенчивый;
4 — умереннозастенчивый;
5 — донекоторой степени застенчивый;
6 — слегказастенчивый;
7 —незастенчивый;
8 — они незнают;
9 — я не знаюих мнения.
20. Вашамать?
21. Ваш отец?
22. Вашибратья и сестры?
23. Близкиедрузья?
24. Вашсупруг (или интимный друг, подруга)?
25. Вашиодноклассники?
26. Вашнынешний сосед?
27. Преподавателиили руководители, коллеги, которые хорошо вас знают?
28. Принимаярешение назвать себя застенчивым, чем вы руководствовались?
1 — Вызастенчивы (или были застенчивы) всегда и при любых обстоятельствах.
2 — Вызастенчивы (или бывали застенчивы) более чем в 50 % ситуаций, т. е. чаще, чемнезастенчивы.
3 — Вызастенчивы (или бывали застенчивы) лишь иногда, но в достаточно важных для васситуациях, так что вас поэтому можно считать застенчивым.
29. Случалосьли, что вашу застенчивость принимали за какую-то иную черту, напримербезразличие, холодность, нерешительность?
1 — да, аименно 2 — нет.
30. Случаетсяли вам испытывать застенчивость в одиночестве?
1 — да, 2 —нет.
31. Случаетсяли вам испытывать, смущение в одиночестве?
1 — да, 2 —нет.
32. Если да,то укажите, когда, как и почему
33-36. Чтоповергает вас в застенчивость?
33. Если выиспытываете сейчас или испытывали в прошлом ощущение застенчивости, укажите,какие ситуации, виды деятельности или типы людей их вызывают (отметьте так илииначе все пункты).
Ситуации ивиды деятельности, которые повергают меня в застенчивость:
• любыеситуации общения;
• большиегруппы людей;
• малыегруппы, выполняющие совместную деятельность;
• малыегруппы общающихся людей;
• общениеодин на один с представителем своего пола;
• общениеодин на один с представителем другого пола;
• ситуации, вкоторых я уязвим (например, когда прошу о помощи);
• ситуации, вкоторых я занимаю приниженное положение по сравнению с другими (например, когдаобращаюсь к начальству);
• ситуации,требующие отстаивания своих прав (например, когда приходится жаловаться наплохое обслуживание или низкое качество товара);
• ситуации,когда я нахожусь в центре внимания малой группы людей (например, когда менякому-то представляют или спрашивают мое мнение);
• ситуации,когда меня оценивают или сравнивают с другими;
• любые новыесоциальные контакты;
• вероятностьсексуальной близости.
34. Теперьвернитесь к предыдущему вопросу и по поводу каждой ситуации отметьте, вызывалали она у вас застенчивость на протяжении последнего месяца:
0 — нет, нораньше бывало;
1 — да, взначительной степени;
2 — да, внемалой степени;
3 — вообщеда;
4 — толькослегка;
5 —безусловно, нет.
35. Типылюдей, вызывающие у меня застенчивость:
• моиродители;
• мои братьяи сестры;
• другиеродственники;
• друзья;
• незнакомцы;
• иностранцы;
•авторитетные лица (в силу их положения — преподаватели, начальники и т. п.);
•авторитетные лица (в силу их превосходства — специалисты, интеллектуалы);
• пожилыелюди;
• дети (значительномладше меня);
• группапредставителей другого пола;
• группапредставителей моего пола;
•представитель другого пола один на один;
•представитель моего пола один на один.
36. Теперьвернитесь к предыдущему вопросу и отметьте, возникала ли у вас на протяжениипоследнего месяца застенчивость при встрече с этими категориями людей:
0 — нет, нопрежде бывало;
1 — да, взначительной степени;
2 — да, внемалой степени;
3 — вообщеда;
4 — лишьслегка.
37-40. Реакции, связанные с застенчивостью.
37. На основаниичего вы заключаете, что испытываете застенчивость?
1 — наосновании мыслей, переживаний и тому подобных внутренних симптомов;
2 — наосновании своих действий в данной ситуации;
3 — наосновании как внутренних ощущений, так и внешних реакций.
38. Если выиспытываете или испытывали застенчивость, какие из физических реакцийхарактерны для этого состояния? Поставьте 0 против тех, которые не существенны,остальные проранжируйте от 1 (наиболее типичные, часто возникающие, сильные) ивыше (2 — менее частые и сильные и т. д.).
Физические реакции:
• покраснениелица;
• учащениепульса;
• урчание вживоте;
• звон вушах;
• сильноесердцебиение;
• сухость ворту;
• дрожаниерук;
• повышеннаяпотливость;
• слабость;
• другое(укажите, что именно)
39. Какиеособые мысли и чувства характерны для вашего переживания застенчивости?Поставьте 0 против тех, которые вам не свойственны остальные проранжируйте от 1(наиболее типичные, частые и сильные) и выше (менее типичные). Одним и тем жебаллом можно отметить несколько пунктов.
Мысли и чувства:
•положительные мысли (например, удовлетворенность собой);
• никакихособых мыслей (например, пустые грезы, размышления «ни о чем»);
•самососредоточенность (например, крайняя озабоченность собственной персоной,каждым своим шагом);
• мысли,сконцентрированные на неприятных сторонах ситуации (например, мысль о том, чтомое положение ужасно, что хотелось бы оказаться вне его);
• мысли,ориентрованные на отвлечение (например, о чем-то другом, чем можно было бызаняться, о том, что неприятная ситуация скоро кончится);
• негативныемысли о себе (например, что я глупый);
• мысли отом, как меня оценивают окружающие, что они обо мне думают;
• мысли освоем поведении (какое впечатление я произвожу и как его улучшить);
• мысли озастенчивости вообще (например, о том, насколько распространена застенчивость икаковы ее последствия); другое, а именно
40. Если выиспытываете или испытывали застенчивость, то в каких внешних действиях этопроявляется, так что окружающие могут понять, что вы застенчивы? Поставьте 0против тех действий, которые вам не свойственны, а остальные проранжируйте от 1и выше как в предыдущих случаях. Одним и тем же баллом можно отметить несколькопунктов.
Действия:
• я говорюочень тихо;
• избегаюлюдей;
• не способенсмотреть в глаза;
• я молчу (немогу говорить);
• заикаюсь;
• болтаючепуху;
• замираю;
• избегаючто-либо делать;
• стараюсьскрыться;
• другое, аименно
Последствия застенчивости
41. Каковынегативные последствия застенчивости? (Отметьте то, что касается вас.)
• Никаких.
• Возникаютсоциальные проблемы; трудно знакомиться с людьми и заводить друзей,наслаждаться общением.
• Возникаютотрицательные эмоции — ощущение изоляции, одиночества, депрессия.
•Застенчивость препятствует тому, чтобы другие меня положительно оценили(например, из-за застенчивости мои достижения остаются незамеченными).
•Затруднительно добиваться своего, выражать собственное мнение, использоватьпредоставляющиеся возможности.
• Моязастенчивость побуждает других негативно меня оценивать (например, менянесправедливо считают недружелюбным, высокомерным).
• Возникаюттрудности во взаимопонимании (например, на людях я не могу ясно мыслить ивыражать свои чувства).
Застенчивостьпровоцирует чрезмерное углубление в себя.
42. Каковыположительные последствия застенчивости? (Отметьте то, что касается вас.)
• Никаких.
• Появляетсявозможность производить впечатление скромного человека, погруженного в себя.
• Позволяетизбегать конфликтов.
• Удобнаяформа самозащиты.
• Появляетсявозможность смотреть на других со стороны, вести себя взвешенно и разумно.
• Исключаютсянегативные оценки со стороны других (например, застенчивого не считаютнавязчивым, агрессивным, претенциозным).
• Позволяетвыбрать среди вероятных партнеров по общению тех, кто мне более симпатичен.
• Удаетсяуединиться и насладиться одиночеством.
• Вмежличностных отношениях застенчивость удерживает от того, чтобы унизить илиобидеть другого человека.
43. Считаетели вы, что вашу застенчивость можно преодолеть?
1 — да, 2 —нет, 3 — не уверен.
44. Готовы ливы к серьезной работе над собой, чтобы избавиться от застенчивости?
1 — да,безусловно; 2 — пожалуй, да; 3 — еще не уверен; 4 — нет.