СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Этапы развития иструктура сознания
1.1 Труд как этап развития сознания
1.2 Язык как этап развития сознания
2. Точки зрения осознании
3. Функции исвойства сознания
4. Стадиипсихологического развития сознания человека
Заключение
Список используемой литературы
Введение
По мереусложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейшихорганизмов, а также растений сформировалась способность «отвечать» навоздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды(пример — насекомоядные растения). Эта форма отражения называетсяраздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Прошлимногие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощьюкоторого уже более высокоорганизованное живое существо на основесформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрелоспособность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру,мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появилсяспециальный аппарат — нервная система, который позволяет активизировать ихотношения с окружающей средой. Высшей формой отражения на уровне животногоцарства является восприятие, которое позволяет охватить объект в егоцелостности и полноте. Психика, как результат взаимодействия мозга с внешниммиром, и психическая деятельность позволили животным не толькоприспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннююактивность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики уживотных означает появление нематериальных процессов. Как показалиисследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условныерефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологическойпредпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, «впечатлений»,«переживаний», наличие элементарного (конкретного, «предметного»)мышления есть основа возникновения человеческого сознания.
1. Этапыразвития и структура сознания
Возникновениеи развитие сознания человека является одной из самых сложных проблем,встававших перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы.
Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям исвязанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленномотражении действительности, в предварительном мысленном построении действий ипредвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролированииповедения человека. «Ядром» сознания, способом его существованияявляется знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающемумиру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир,те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризоватькак субъективный образ объективного мира.
Сознание — это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды иосознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вненачинающего сознавать себя индивида; в то же время оно — осознание природы.
Человекотличается от животного тем, что с переходом к общественно-историческомусуществованию, к труду и к связанным с ними формам общественной жизнирадикально меняются все основные категории человека.
Выделение всознании человека отражаемой реальности, как объективной, с другой сторонывыделяет внутренний мир человека, его переживания и возможность развития наэтой почве самонаблюдения.
1.1 Труд какэтап развития сознания
Причиной,лежащей в основе очеловечивания животноподобных предков человека, являетсявозникновение труда и образование на его основе человеческого общества. «Трудсоздал самого человека, — говорит Энгельс, — и его сознание».
Возникновениеи развитие труда привело к изменению и очеловечиванию мозга, органов еговнешней деятельности и органов чувств. «Сначала труд, а затем вместе с ними членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влияниемкоторых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который привсем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит по величине и совершенству»,- пишет Энгельс (Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486). Человеческая рукатак же смогла достигнуть своего совершенства благодаря труду.
Под влияниемтруда и в связи с развитием мозга совершенствовались органы чувств человека.Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьяни черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышаетмозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза(600 см3 и 1400 см3).
Еще резчевыступает различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним еговес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга — 350 г, мозг человека весит 1400г.
Мозг человекапо сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздоболее развитым строением.
Уже унеандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутреннейповерхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированныеу человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человекадостигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (поБродману) цифрами 44, 45, 46, — в лобной доле коры, поля 39 и 40 — в теменнойее доле, 41 и 42-- в височной доле.
Уточнилосьосязание, глаз человека стал замечать больше, чем глаз самой дальнозоркойптицы. Развивался слух, который стал способен воспринимать и различать звукичленораздельной человеческой речи.
Развитиемозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, давая толчкик дальнейшему их развитию.
Все этопривело к изменению анатомо-физиологических характеристик человека: появиласьвертикальная походка, формирование подвижных и приспособленных к захватуверхних конечностей. Это способствовало возможности производить сложныетрудовые операции.
Возникновениетруда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переходк вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у нынесуществующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особоподвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, всеболее освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, которыйвели животные предки человека, — все это создавало физические предпосылки длявозможности производить сложные трудовые операции.
Труд — этопроцесс, который связывает человека с природой, процесс воздействия человека наприроду. Для него характерны две взаимосвязанные черты: употребление иизготовление орудий труда, а также это совместная трудовая деятельность.Поэтому, человек вступает во взаимодействие не только с природой, но и вопределенные отношения с другими людьми — членами данного общества. Черезотношения к другим людям человек относится и к самой природе.
Зачаткиорудийной деятельности в форме употребления внешних средств имеются и унекоторых животных, например, употребление палки у человекообразных обезьян. Ихразличие с человеческими не может сводить только к их внешней форме или тому,что животные используют свои «орудия труда» реже, чем первобытныелюди. Эти внешние средства труда отличаются от истинных орудий труда человекакачественно. Раскрыть эти различия можно, лишь, рассмотрев деятельность, вкоторую они включены.
«Орудийная»деятельность животных не совершается коллективно и не определяет отношениеобщения осуществляющих ее индивидов. Общение никогда не строится на основе ихпроизводственной деятельности, не зависит от нее и не опосредовано ею.
Человеческийтруд изначально является общественной деятельностью, основанной насотрудничестве индивидов, предполагающих разделение трудовых функций. Трудсвязывает участников трудовой деятельности между собой, опосредует их общение.Это имеет большое значение для развития человеческой психики.
Уже на раннихстадиях развития человеческого общества возникает разделение процессадеятельности между отдельными ее участниками. Например, на долю одних выпадаетподдержание огня и обработка на нем пищи, а на других — добывание этой пищи.
Участникиколлективной охоты делятся на преследователей дичи и поджидающих ее в осаде инападении. Происходит решительное изменение строения деятельности индивидов, ееучастников.
Каждый членколлектива отвечает за определенный участок деятельности. Например,деятельность загонщика, который участвует в коллективной первобытной охоте,побуждается потребностью в пище или одежде, которой служит для него шкураживотного. Результат деятельности загонщика: это вспугивание и направлениестада в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. На этом деятельностьданного охотника прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Самопо себе вспугивание дичи не приводит и не приведет к удовлетворениюпотребностей загонщика, так как его деятельность направлена на другойрезультат. Получается, что предмет действия и мотив здесь не совпадают.
Процессы,предмет и мотив которых не совпадают, называются деятельностью. Деятельностьюзагонщика является охота, а спугивание дичи — это его действие.
Разделениедеятельности на действия возможно только в условиях совместного коллективногопроцесса воздействия на природу. Продукт этого совместного коллективноговоздействия на природу приводит к удовлетворению потребностей как отдельногоиндивида, так и всего первобытного племени. Разделение предмета и мотивадеятельности является результатом вычленения из сложной многофазнойдеятельности отдельных операций.
Разделениепредмета деятельности и ее мотивов возможно только в условиях совместногоколлективного процесса воздействия на природу. Это результат происходящеговычленения из сложной и многофазовой, но единой деятельности отдельныхопераций. Эти отдельные операции превращаются в самостоятельное для индивидадействие, хотя по отношению к коллективному процессу они остаются одним из егочастных действий.
Благодарятому, что охота представляет собой процесс, состоящий из нескольких действий,человек, который вспугивает дичь для того, чтобы ее смогли поймать другие членыэтого коллектива, получает свою долю добычи из их рук — часть продуктасовместной трудовой деятельности. Поэтому деятельность других людей составляетоснову специфического строения деятельности человеческого индивида. Из этогоможно сделать вывод, что по способу своего возникновения, связь мотива спредметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи.Действия загонщика возможны лишь при условии отражения связи между ожидаемымрезультатом совершенного им действия и конечным результатом всего процессаохоты — нападением из засады на убегающее животное, его умерщвлением ипотреблением. Эта связь выступает перед человеком в форме реальных действийдругих участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действиязагонщика. Также, действия загонщика оправдывают действия охотников,поджидающих дичь в засаде.
Вместе срождением действия возникает разумный смысл для человека того, на чтонаправлена его активность.
Деятельностьлюдей отделяется теперь для их сознания от предметов. Соответственно и сама природавыделяется для них и выступает в своем отношении к потребностям коллектива, ких деятельности. Пища воспринимается как предмет определенной деятельности:поиска, охоты, приготовления. Следовательно, она может выделяться не толькоблагодаря определенным потребностям, но и «теоретически», может бытьудержана в сознании и становится идеей.
1.2 Язык какэтап развития сознания
Вторымрешающим фактором, определяющим развитие сознания и деятельности человека,является возникнов7ение языка.
«Язык также древен,как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других и лишь темсамым существующее также и для меня самого, действительное сознание…»,(Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.3, с. 29).
В процессе общественноразделенного труда у людей появилась необходимость тесного общения, обозначениятой трудовой ситуации, в которой они участвуют, что и привело к возникновениюязыка. «Люди, — говорит Маркс, — фактически начали с того, что присваивалисебе предметы внешнего мира как средства для удовлетворения своих потребностейи т. д. и т. п.; позднее они приходят к тому, что и словесно обозначают их каксредства удовлетворения своих потребностей, — каковыми они уже служат для них впрактическом опыте, — как предметы, которые их „удовлетворяют“
У людей появиласьнеобходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган — соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.Физиологический механизм образования речи — условно-рефлекторный: произносимыев той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу ссоответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениямисознания.
Рождение языка привелок тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначалипредметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметови действий и их отношения и, наконец, образовались сложные синтаксические кодыцелых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказываний.
Основным элементомязыка является слово. Оно объединяет объекты в известные системы, или кодируетчеловеческий опыт.
Существует множествотеорий, которые пытаются объяснить происхождение слова. Возможно, что слово,как знак, обозначающий предмет, появилось в процессе совместного труда. Напервых этапах своего появления оно было вплетено в практику. Например, когдачеловек совершал какой-то элементарный трудовой акт совместно с другими людьми,слово вплеталось в этот акт. Значение этого слова менялось в зависимости отситуации и становилось понятным только из жеста, из интонации и всей ситуации.Постепенно произошло формирование языка в таком виде, когда он стал заключать всебе все необходимые средства для обозначения предметов и выражения мысли.Произошел отрыв слова от практической операции, стало возможным вызывать образпредмета при его отсутствии, что имело большое значение в организациивосприятия, внимания и памяти человека.
Затем слово стало нетолько замещать явление или признак, но и выделять в них существенный признак,давая возможность его анализировать, классифицировать.
Второй единицей языкаявляется фраза или предложение. Информация, переданная с помощью предложения,расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом видесообщения о событиях или отношениях. Передача, переданная с помощью предложений,расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде такиесообщения о событиях, которые человек не смог бы передать при помощи отдельныхслов.
Сущность языкавыявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудиеммышления. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаютсясочетания звуков, имеющих для людей определенное смысловое значение.
Сознание и языкобразуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга каквнутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнююматериальную форму. Язык – это непосредственная действительность мысли,сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственнаяоснова или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощьюязыка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Ихнельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.
Посредством языкапроисходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процессоперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства иблагодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как отдельно от неголежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек более отчетливоуясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своихслов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной являетсясознание, мышление: будучи отражением действительности, оно „лепит“формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практикуструктура языка, в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде,структуру бытия. Но единство — это не тождество. Обе стороны этого единстваотличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначаетее и выражает в мысли.
Язык и сознаниеобразуют также противоречивое единство. Язык влияет на сознание: егоисторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том жеобъекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость сознания от языка неявляется абсолютной. Сознание детерминируется главным образом своими связями сдействительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стильмышления.
В результатечеловеческой истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодарякоторому человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки,сформулировать известные обобщения и категории. Если бы у человека не былотруда и языка, у него не было бы и отвлеченного „категориального“мышления.
Процесс общения людейпосредством языка называется речью, которая не идентична языку и является еговторичным образованием. Речь – это способ использования языка.
2. Точкизрения о сознании
Попредставлениям, возникшим еще в глубокой древности и сохранившимся до нашего временив религиозных верованиях, в организме человека действует какая-то особаясверхъестественная сила — душа, которая является причиной его мыслей, чувств,желаний. В первобытном обществе, когда предметы и явления природы по аналогии счеловеком и животными воспринимались как живые и одушевленные силы, еще не былочеткой дифференциации „души“ и тела. С возникновением анимизма каждаявещь начинает осмысливаться человеком как обладающая отдельной от вещи душой.Это касалось и частей тела человека. Например, у гомеровского человекаумственные и эмоциональные свойства локализуются в отдельном органе: вдиафрагме — умственная деятельность, в сердце — эмоции, в крови — душа, впечени — жизнь.
Гераклиттрактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь — одухотворяющее, мудрое иблагородное начало, а вода — низменное. Душу, где больше огня, он называет „сухой“.»Сухое сияние — психея мудрейшая и наилучшая" Возвращаясь во влажное состояние,психея гибнет, а увлажняясь — слабеет. Дух представлялся Гераклиту в виде пламени,горящего тем ярче и сильнее, чем интенсивнее духовная, умственная жизньчеловека. Гераклит отмечал руководящую роль разума, теоретического мышления длячувственного уровня познания.
Согласноатомистической теории душа состоит из мелких и крупных атомов. Душа есть то,что доставляет живым существам движение. Демокрит объясняет зрение человека припомощи истечений, исходящих от видимых предметов и сохраняющих их образы,которые через глаза проникают в тело человека. В бодрствующем состоянии людивоспринимают наиболее энергичные образы, а во сне, когда поры человека закрыты,когда психическое начало слабее, ими овладевают слабые образы отдаленных вещей.
Типичным дляэтого времени было безличное понимание души. Душа была лишена неповторимости ииндивидуальности человеческой личности. По мере развития социальных отношений икультуры, сопровождаемого осознанием ценности личности, формируется потребностьв субъективном самоуглублении. Эта новая тенденция проявилась у Сократа. ЗаСократом и Платон выделяет понятие души как противоположность материальному.Душа для него — вечная «идея», бессмертная сущность, отделенная оттела. Им осуществляется разделение души на несколько частей: разумной,обращенной к идеям, аффективно-волевой и чувственной, обращенной к вожделению.Психические явления делятся на интеллект и на мир чувств. В свою очередьчувственный мир делится на ощущения и восприятия, а интеллект на «ум»и «рассудок».
ДляАристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя. Тело — это организм, поскольку оно является совокупностью органов или орудий души;душа — сущность тела. Поэтому учение о душе Аристотеля — это общее учение ожизни и ее функциях, включающее органические ее отправления так же, как исознательную жизнь. Он различает три вида души — растительную, животную иразумную. Первая специфична для растений, вторая для животных, третья длячеловека, обладающего познающим и деятельным разумом. Однако все эти три душисоединяются в человеке и связаны с различными функциями его души — питательной,чувственной и рассудочной. Трактат Аристотеля «О душе» можно считатьитогом того, что дала в области философских проблем психологии античность.
Особенностьантичной трактовки психики заключается в рассмотрении ее по материалу и поспособу организации как отражение жизни космоса. Что бы человек ни думал и нечувствовал, над его умом и сердцем властвуют боги, действия которых в своюочередь подчинены судьбе. У атомистов сознание толковалось, как подчиненноеобщим законам физического движения. Возможность выбора в волевом действии,предпочтения одного действия другому или одной мысли другой понималась какреализация общих законов космоса.
В средниевека разум рассматривается как надмировое начало, которое существует до природыи творит ее из ничего по собственному произволу. Содержание рассуждений осознании и личности сводилось к «выведению» того и другого из этойвысшей реальности. Душа превращалась в носителя самосознания, что вело кпротивопоставлению психики человека всем другим формам жизнедеятельности,представлению ее в виде самостоятельной сущности.
В периодзарождения буржуазного общества в европейской философии происходит переход отпонятия души к категории сознания.
Существуетдве позиции по поводу объяснения перехода сознания от наглядного опыта котвлеченному, от чувственного к рациональному.
Психологи-идеалисты(Дильтей, Шпрангер и др.) признавали фундаментальный факт перехода отчувственного к рациональному и считали, что уровень отвлеченного сознания — этопроявление особых духовных способностей, заложенных в психике человека.Возможность выйти за пределы чувственного опыта и оперировать отвлеченнымикатегориями — это свойство духовного мира и оно тоже налицо только у человека,и этого нет у животных. Это основное положение различных дуалистическихконцепций, одним из ярких представителей которых был Декарт.
Декартсчитал, что животные действуют по закону механики и их поведение можнообъяснить строго детерминистически. Человек, в отличие от животного, обладаетдуховным миром, благодаря которому возникает возможность отвлеченного мышления,сознательного поведения; но не может быть выведен из материальных явлений,корни поведения уходят в свойства духа, которые нельзя объяснитьматериалистически.
На этихпозициях стоял и Кант. По его словам, суть человеческого сознания заключается втом, что оно может выходить за пределы наглядного опыта. Процесс перехода отнаглядного к внутренним сущностям заключается в существе человеческого духа.
Немецкийфилософ Кассирер писал, что человек тем и отличается от животного, что оноказывается в состоянии мыслить и организовывать свое поведение в пределахсимволических форм (проявляются в знаках, в языке, отвлеченных понятиях), а нетолько в пределах наглядного опыта.
По мнениюфилософов-идеалистов, эти принципы можно только описывать, но нельзя объяснить.На этой же позиции находятся и психологи-идеалисты.
ВильгельмВундт, крупнейший психолог XIX века, разделял эту позицию. По его мнению,существуют элементарные процессы ощущения, восприятия, внимания и памяти — ониподчиняются элементарным естественным законам и доступны для научного(физиологического) объяснения. В психических же процессах проявляются законы «апперцепции»,которые проявляются в активном познании человеком окружающего благодаряактивным установкам или воле. Эти процессы активного отвлеченного познаниявыходят за пределы чувственного опыта, и их можно описать, но нельзя объяснить,так как в них проявляются основные категории человеческого духа. Этимнаправлением в психологии занималась Вюрцбургская школа. Последователи этогонаправления посвятили свои интересы анализу законов, лежащих в основе сложныхформ мышления и сознания. В результате они пришли к выводу, что сознание имышление нельзя рассматривать как формы чувственного опыта, мышление протекаетбез участия наглядных образов или слов и представляет собой специальнуюкатегорию психических процессов. Мышление проходит без образа, внечувственно,имеет свои закономерности, которые нельзя связывать с непосредственным опытом.
Психологи-механицистыутверждали, что человеческая психика — это tabula rasa, на который опытзаписывает свои заметки. Утверждая, что без опыта в психике ничего не можетвозникнуть, они считали, что для понимания законов мышления достаточно иметьдва элементарных процесса — предчувствие, или чувственный образ и ассоциацию, имышление — это не что иное, как ассоциация чувственных представлений. Этонаправление психологии полностью отвергало специфичность и независимостьсложнейших форм отвлеченного мышления. Механистический подходпсихологов-ассоционистов, пытавшихся свести свою задачу к сложнейшим явлениям исоставляющим их элементам, был продолжен психологами-бихевиористами.
Длябихевиористов предметом изучения психологии было поведение, которое понималоськак нечто состоящее из реакций на стимулы, то есть процесс, строящийся поэлементарной схеме условного рефлекса. Они ограничивались анализом внешнейфеноменологии поведения, трактуемой упрощенно, и пытались подойти к поведениючеловека как к поведению животного, трактуя его как образование навыков.Бихевиоризм, распространяясь по всему миру, принимает различные формыфилософско-психологического позитивизма (операционализм — у Ж. Пиаже, теориядеятельности — у А.Л. Леонтьева и др.). Теория деятельности, по сей деньзанимающая ведущее место в психологической науке, является формой развитиябихевиоризма.
Деятельныйподход к психике и ее развитию и объективный метод психологическогоисследования, противопоставленный субъективным методам, прежде всего — критикаметода интроспекции, самонаблюдения, вытесняют изучение сознания впсихологической науке. Сознание подменяется понятием «умственные действия»,которые отождествляются с внешними предметными действиями, характеризующимисяотсутствием в них признаков «внешнее», «развернутое», «предметное».
Исходя ихпредпосылки, что сознание невозможно раскрыть научными средствами, К.Г. Юнгполагал, что сознание лучше не определять, а описывать с помощью картин иметафор. Юнг представлял себе сознание приметно так: прожектор вниманияосвещает сознательный сектор внешнего и внутреннего мира и этим подбираетопределенное психическое содержание; актуальные психические переживания такимпутем задерживаются, ограничиваются и отрываются от несознательной темнотыфизиологических и потенциальных психических процессов.
Положительныму психологов этого направления было то, что они пытались не только описать, нои объяснить явления психической жизни. Главный недостаток этого направлениязаключался в редукционизме, то есть в сведении высших форм психических процессовсо всей их сложностью к элементарным процессам, отказе от признания сложностисознательного категориального поведения.
Пристолкновении этих двух направлений в психологии возник кризис психологическойнауки. Психология как наука распалась на «описательную психологию» и «объяснительную».«Описательная психология» — признание высших, сложных формпсихической жизни и отрицание возможности их объяснения, только описание.Представители этой школы рассматривали сознание и как теоретический предметпсихологии и как пространство психологического исследования. Эмпирическимметодом исследования сознания являлась интроспекция, самонаблюдение запротеканием своего процесса сознания. Особое внимание при этом обращалось навзаимосвязь явлений сознания. С одной стороны указывалось, что природа этойвзаимосвязи неизвестна, с другой стороны, утверждалось, что она имеет духовнуюоснову. «Объяснительная психология» или естественнонаучная — построение научно-обоснованной психологии, которая ограничивалась объяснениемэлементарных психических процессов, оказываясь от объяснения сложнейших формпсихической жизни.
Для выхода изкризиса необходимо было оставить неприкосновенным предмет психологии человекакак учения о сложных формах сознательной деятельности, и, не описывая этисложные формы, попытаться их объяснить.
Решение этогосложного вопроса было дано Л.С. Выготским, который предопределил развитиепсихологии на последующие десятилетия.
Онозаключается в следующем: для того, чтобы объяснить сложнейшие формысознательной деятельности человека, необходимо выйти за пределы организма,искать источники этой сознательной деятельности и «категориального»поведения не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условияхжизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, всоциально-исторических формах существования человека.
Л.С.Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций,которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные высшимипсихическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенноназванный сознанием. Они формируются в ходе социального общения. Выготскийписал, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменениеотношений субъекта со средой. На протяжении своей жизни животные,видоизменяясь, приспосабливались к условиям среды. Человек, наоборот, действуетна природу и видоизменяет ее посредством создания орудий труда, развитиемматериального производства.
Овладениеприродой не прошло бесследно для человека. Он научился овладевать собственнойпсихикой, появились высшие психические функции, выражающиеся в формахпроизвольной деятельности. Это возможность заставить себя запомнить некоторыйматериал, обратить внимание на какой-нибудь объект, организовать своюумственную деятельность. Появились знаки-символы, при помощи которых человексмог вспоминать то, что ему надо сделать. Эти знаки-символы (зарубки на дереве,узелки) выступают в качестве психологических орудий. Они имеют культурноепроисхождение, а универсальной и наиболее типичной системой знаков являетсяречь. Человек научился управлять своим поведением.
По мнениюЛ.С. Выготского, в онтогенезе наблюдается то же самое. Сначала взрослыйдействует на ребенка словом, побуждая его что-то делать. Потом, начинаяразговаривать, ребенок перенимает способ общения и начинает словомвоздействовать на взрослого. Затем, ребенок начинает словом воздействовать насамого себя.
В настоящеевремя единой теории сознания нет. Существуют различные подходы к егорассмотрению. Биологически ориентированные ученые пытаются объяснить понятия изаконы психологии на языке их биологических понятий. Такая попытка сводится ксведению психологических понятий к биологическим и получила названиередукционизм. Однако, психические явления, особенно сознание человека,невозможно объяснить лишь биологическими механизмами.
3. Функции исвойства сознания
Понятие «сознание»не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическоеотражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется- биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют ввиду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение кматерии без выявления специфики его структурной организации.
В более узкоми специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическоесостояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности.Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему,состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерныхотношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего,такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенноеотношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание,и каким нечто существует для него, это — знание. Развитие сознания предполагаетпрежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самомчеловеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубинупроникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное,философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный ирациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурнойполноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектовнаходится в фокусе сознания.
Воздействующиена нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли,идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать,волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание итворчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Безчеловеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческогоискания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личностивключает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешнимвоздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональноесамочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние ит. п.).
В силуопределенного отношения к объекту познания знания получают различную значимостьдля личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: онипроникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особойценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Чувства,эмоции — это компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагиваетвсе стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю.Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так ичувства.
Сознаниючеловека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Аони формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды.Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитыхпредставителей животного мира. Самосознание направлено на познание человекомсамого себя — самопознание.
Обратнойстороной сознания является бессознательное. Фрейд открыл, что за покровомсознания скрыт глубинный «кипящий» пласт не осознаваемых личностьюмогущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, онстолкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания могут серьезно отягощатьжизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направилоего на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, чтоговорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Такродился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Следуетзаметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формамдвижения материи (механической, физической, химической), отражение в живойприроде — биологической форме, а сознание — социальной форме движения материи.
Познание неограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание),эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиямволи. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а ихгармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.
Существуетнесколько психологических характеристик сознания. Это ощущение себя познающимсубъектом, то есть отделение человеком себя от остального мира и готовность кего изучению и познанию.
Мысленноевоображение реальности — характеристика, тесно связанная с волей. Сознательноеуправление воображением дало миру произведения литературы и живописи, научно-техническиеизобретения. Осмысленность осознаваемого, наделенность определенным смыслом,вытекающим из особенностей человеческой культуры и цивилизации.
Способность ккоммуникации, которая выражается в возможности передавать индивидуальный опыт идостижения цивилизации с помощью языка и других знаковых систем.
Способностьвидеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Этопереработка и хранение информации об окружающем мире и самом себе. Этологические операции, понятия, правила используемые людьми для отбораклассификации и категоризации имеющейся у них информации.
Можновыделить следующие свойства сознания:
1. Ясностьсознания — способность четко выделять объекты внешнего мира их взаимосвязь,способность запечатлевать новое и воспроизводить имеющийся запас знаний,способность осуществлять целенаправленную деятельность.
2. Объемзнаний — это количество связей, возникающих в сознании в данной конкретнойситуации, то есть объем переживаемых в данный момент переживаний и окружающейобстановки.
3. Содержаниесознания, которое выражается в характере ассоциаций, являющихся результатомотражения объективной реальности и взаимосвязи с прошлым опытом.
4.Непрерывность сознания — способность осознавать связи между прошлым, настоящими будущим.
Источникиабстрактного мышления и «категориального» поведения, вызывающиескачок от чувственного к рациональному, надо искать не внутри человеческогосознания, а в общественных формах исторического существования человека. Толькотаким путем можно объяснить возникновении сложных специфических формсознательного поведения.
Человекотражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической,преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражениемира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное,творческое преобразование действительности. Содержание сознания обязательно,так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характерзамысла, или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но ипланирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное напрактическую реализацию. Творческая деятельность сознания тесно связана спрактической деятельностью человека и с потребностями, возникающими подвлиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретаютхарактер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребностьчеловека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной формекоторого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются наоснове всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своегопроявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность кцелеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальнуюхарактеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быльлишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей всоответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношенияцеленаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простомусовпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежитнеудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порожденыобщественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но человеческаямысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрыватьсяот него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками иформами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «я» и образуя неменее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливомцарстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческаямысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль идвижется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы.Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества. Признаниеактивного, творческого характера сознания является необходимым требованиемпонимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь сдействительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди,практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека иотражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствиемвоздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь,выступает в роли производной причины: сознание через практику оказываетобратное влияние на породившую его действительность.
4. Стадии психологическогоразвития сознания человека
От рождениядо зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существуетбольшое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотримхарактеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.
Стадияноворожденности, которая длится до 2-х месяцев ребенка. Образ жизни ребенкамало отличается от внутриутробного периода: сон занимает 4/5 всего времени,внешняя активность сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище,ручные и переместительные движения отсутствуют. Однако уже на этой стадииначинается формирование поведения в виде простейших актов, а также формированиесферы ощущений. Развиваются ощущения со стороны губ, рта, щек; происходитразвитие ориентировочных реакций (затихание при шепоте мамы). В 3-4 неделипоявляется реакция в виде оживления, которая проявляется в улыбке ребенка наразговор человека. У ребенка начинают появляться первые признаки предметноговосприятия.
В раннеммладенческом возрасте (2 — 6 месяцев) ребенок начинает оперировать предметами,начиная с попыток все схватить, ощупать с одновременной зрительной фиксацией — происходит формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основепредметного восприятия. Ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развиваетсязрительное сосредоточение и зрительное ожидание.
Поздниймладенческий возраст (6 — 14 месяцев) характеризуется первым осмысливаниемпредметов. В ходе установленного «предметного» контакта начинаетформироваться речь ребенка. Он все чаще начинает отвечать действием на слововзрослого. Позже появляются жесты, обращенные к взрослому, чаще действияребенка сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное. Появляетсяподражание взрослому. У ребенка появляется возможность овладения общественновыработанными способами действий. Большой палец руки при операцияхпротивопоставляется остальным, что характерно только для человека. К концупериода ребенок начинает самостоятельно передвигаться.
Преддошкольныйпериод характеризуется возникновением и первоначальным развитием человеческой,общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человекаформой сознательного отражения действительности. Малыш овладевает человеческимотношением к непосредственно окружающему его миру предметов. В процессе игры уребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению.Продолжается подражание взрослым и начинается формирование основных функциймышления.
Дошкольныйвозраст (3 — 7 лет) характеризуется появлением сюжетных игр, способствующиховладению социальными взаимоотношениями мира людей. Происходит формированиетворческого воображения и способность произвольно управлять своим поведением.
Младшийшкольный возраст (7 — 12 лет) — это новый этап развития психики ребенка.Система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениямисо взрослыми, но со сверстниками. Появились обязанности перед обществом, откоторых зависит его будущее, его место в социуме. Особенно интенсивнопроисходит развитие мышления, речи. В процессе обучения начинается развитиеличности. Исключительно важную роль играет коллектив. Происходит разделениедеятельности на «мужскую» и «женскую».
Подростковыйвозраст и начало юности (13-14 до 17-18 лет) — дальнейшее развитие познавательныхпсихических процессов и формирование личности. Ребенок все больше включается вжизнь общества, начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
В последующийпериод жизни у человека происходит целенаправленное развитие определенныхпсихических функций, которые являются более значимыми для основного видадеятельности конкретного человека. Это возможно в связи с тем, что эти функциинаходятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционныхпреобразований.
В процессеэтого развития благодаря разнообразным формам деятельности, в том числеманипулированию предметами на ранних этапах развития и детским играм,происходит формирование сознания будущего члена человеческого общества.
Заключение
На протяжении многихлет формировалось сознание. При появлении живых простейших организмовсформировалось только форма раздражимости, то есть приспосабливаться кокружающей среде. Прошло много миллионов лет, прежде чем появилось ощущениеокружающего мира при помощи органов чувств. С помощью, которого уже болеевысокоорганизованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств(слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельныесвойства объектов — цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Этостало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат — нервнаясистема, который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.
Сознание — высшая формаотражения действительного мира, свойственная только человеку. Сознание связанос членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Этофункция сложнейшей материальной, физиологической системы — человеческого мозга.
«Ядром»сознания, способом его существования является знание.
Одним из важнейшихэтапов формирования сознания является приспособления человека к труду. Так каксамым главным способом существования сознания является – знания, а знаниядобываются при помощи труда и стремления человека к приспособлению к окружающейсреде. Труд связывает участников трудовой деятельности между собой, опосредуяих общение. Этот имеет большое значение для развития сознания.
Необходимость труда впроцессе общения вызвала появление языка. Человек отличается от животногоналичием языка как системы кодов, обозначающих предметы и их отношения, спомощью которых предметы вводятся в известные системы или категории. Этасистемы кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию «категориального»мышления. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческогосознания.
Язык и речь нетождественны. Речь является вторичным образованием языка. Это – способиспользования языка.
Еще с древних временученые пытались описать, что такое сознание и чем руководствуется человек. Стех времен и до нашего времени сформировалось большое количество мнений итеорий. В настоящее время единой теории сознания нет. Существуют различныеподходы к его рассмотрению. Биологически ориентированные ученые пытаютсяобъяснить понятия и законы психологии на языке их биологических понятий. Такаяпопытка сводится к сведению психологических понятий к биологическим и получиланазвание редукционизм. Однако, психические явления, особенно сознание человека,невозможно объяснить лишь биологическими механизмами.
Даже в настоящее время,время технологического прогресса, сознание не изучено полностью. Можно лишьсказать, что в сознании с древних времен до нашего времени изменилось многое.Появились эмоции, чувства, так же самосознания, самоконтроль, самоанализ. Также психологи смогли выделить свойства сознания: обьем знаний, Ясность сознания,Содержание сознания и непрерывность сознания. И что человек проходит сложныйпуть психологического развития:
До 2-х месяцев — стадияноворожденности;
2-6 месяцев – раннеемладеннечество;
6 – 14 месяцев –поздний младенческий возраст;
3 – 7 лет – дошкольныйвозрост;
7 – 12 – младшийшкольный возрост;
13- 18 – подростковыйвозраст и начало юности.
Список литературы
1. Введениев психологию. Под ред. Проф. Петровского А.В. – Москва: «Академия»,1995.
2. Психология:Учебник для вузов/ Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер,2004.
3. Психодиагностикаличности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. СпиркинА.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат,1972.
5. Общаяпсихология; Учебник для вузов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.
6. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981.
7. ЛурияА.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской, 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
8. ГлейтманГ. И др. Основы психологии: Пер. с англ./ Под ред. Большакова В.Ю., ДружининаВ.Н. – СПб.: Речь, 2001.
9. КочемировскаяЕ.А., Жидко М.Е. Введение в общую психологию. Х. «ХАИ», 2002.
10. ДаниловаН.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: «Феникс»,1999.
11. НемовР.С. Психология: В 3 кн. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1.
12. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии – СПб., 2001
13. ФрейдЗ. Психология бессознательного: сборник произведений / Сост., науч. ред., авт.вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990.
14. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977.
15. СолсоР. Когнитивная психология. – СПб, 2002.
16. ЖидкоМ.Е., Кочемировская Е.А. Основы прикладной и экспериментальной психологии. – Х.,2002.
17. Практикумпо экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. / Под ред. А.А.Крылова. – СПб., 2002.
18. БурлачукЛ.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: «Питер»,2000.
19. Психофизиология.Учебник для вузов. – СПб., 2001.
20. СмирновА.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М., 2002.