Реферат по предмету "Психология"


Причины подростковой агрессивности

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«Вятский государственный гуманитарныйуниверситет»
Исторический факультет
Кафедра психологии
Курсовая работа по психологии
на тему:
«Причины подростковой агрессивности»
Работувыполнил студент 2 курса
заочной формыобучения
специальности050401.65 История
Ревякин ОлегПетрович
Киров 2009

Оглавление
Введение
1. Понятие агрессивности
2. Причины подростковой агрессивности
3. Методы решения проблемы подростковойагрессивности
3.1 Профилактика агрессивности и сменаприоритетов
3.2 Роль родителей в профилактике агрессивности подростка
3.3 Работа педагогов
Заключение
Список литературы

Введение
Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современности.Проявление данного явления мы можем наблюдать ежедневно и буквально повсюду.Агрессивность подростков неотъемленная черта современного общества. Конец XX начало XXI вв. ознаменовались резким ростом агрессивногоповедения и преступности среди молодёжи. Подростки занимаются рэкетом, входят всостав организованных преступных организованных преступных формирований отуголовной направленности до военно-политической (экстремистской).
Изменение общественно-политического устройства нашего государства,повлекло за собой расслоение населения по имущественному принципу и какследствие раскол общества на два потенциально враждебных лагеря. Открытостьграниц и отмена цензуры в СМИ породили проникновение в массовое сознаниеразличных религиозных учений резко противоположной направленности и порой крайнедеструктивного содержания. Беспрепятственное распространение в конце 80-х, в90-х годах прошлого столетия вполне на первый взгляд безобидных западных культовхиппи и Панков породили рост наркомании, а увлечение оккультными науками ираспространение литературы на эту тему вылилось в появление сатанинских сект снастоящими человеческими жертвоприношениями. Политическая борьба партий так жевызывает взаимную вражду между рядовыми членами общества. Время от временимирные манифестации заканчиваются массовыми беспорядками погромами. Разогретаяалкоголем молодёжь, подстрекаемая «взрослыми дядями» имеющими своикорыстные цели часто ни чего не имеющими общего с народными интересами, идётрасправляться со своими мнимыми врагами: иностранными студентами и уличнымиторговцами. При этом, поддавшись инстинкту толпы не задумываясь о том, что ихнастоящие враги сидят в роскошных апартаментах и ездят на шикарных Авто всопровождении охраны, а порой занимают государственные должности.
Милиция в это время избивает взбесившихся пьяных студентов и садит их вкаталажки, вместо того чтобы искать настоящих виновников всего, что происходитв обществе. Люди, видя несправедливость, ещё больше ожесточаются. Зло порождаетзло.
Но, тем не менее, нельзя утверждать, что феномен агрессивности порождениепоследних десятилетий. Агрессия, как индивидуальная, так и коллективнаясопровождает человечество на протяжении всей его истории. Это семейныеконфликты, и межплеменная, религиозная и национальная рознь. Борьба за ресурсыи жизненное пространство, как между государствами, так и между отдельнымикорпорациями.
По мнению большинства исследователей, способность к агрессии, естьнеотемлимое свойство личности, обеспечивающее реализацию защитных механизмов.Она необходима для защиты индивида в неоднозначных ситуациях. На протяжениивсего существования жизни на земле выживал тот вид живых существ, который былагрессивнее своих конкурентов и умел противостоять враждебным силам.
В то же время проявление агрессии может быть адекватно – как механизм защиты,так и, неадекватно – как средство беспричинного насилия по отношению к другомусубъекту, порой только лишь ради развлечения (свойственно только человеку).
Агрессия является объектом исследования в различных областях знаний:философии, политологии, социологии, психологии, психиатрии и др. До сих пор этапроблема остаётся актуальной и открытой для исследования.
Особенно интересны причины проявления актов неадекватной агрессии. Люди,казалось бы, занимающиеся одним делом и имеющие общие интересы и убежденияпорой готовы уничтожить друг друга. Особенно это заметно в замкнутыхколлективах (армия, места лишения свободы, интернаты). Попытка найти причины иобъяснить агрессивные действия затрудняются их неоднозначным толкованием, как всреде обывателей, так и в профессиональных коллективах. Это мешает выработатьэффективные меры воздействия направленные на ликвидацию агрессивного поведения.
Проблема агрессивности мало изучена теоретически. Ей занимались многие,как отечественные, так и зарубежные учёные, но единого мнения по данномувопросу до сих пор нет. Можно даже больше сказать: количество мнений по данномувопросу равно количеству исследователей. Настолько эта проблема сложна имногогранна. Имеет неоднозначность решений, схем анализа и приоритетовобъяснений.
В центре внимания исследователей лежат также аспекты проблемы, какбиологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы её усвоения изакрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные иполовозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращенияагрессии.
Как уже говорилось выше актуальность проблемы агрессии в современномроссийском (и не только) обществе возрастает. Мы уже привыкли к когда-тошокирующим известиям о массовых убийствах и актах терроризма, бродяжничестве,наркомании и алкоголизме (особенно среди молодёжи).
В 80-х годах прошлого столетия на телеэкранах страны появился итальянскийсериал «Спрут», повествующий о злодействах итальянской мафии. Советскиетелезрители смотрели его как страшную сказку о заграничной жизни. И скажи в товремя кому ни будь из обывателей, что через десять лет на улицах Москвы идругих русских городов будет то же самое, ни кто бы не поверил, а говорившийэто оказался бы пациентом ближайшей психушки. Тем неменее мы наблюдаем воочиюсбывшиеся пророчества этого «психа». Экраны наших телевизоровзаполнили отечественные сериалы, сюжет которых, уже намного круче сюжета саги окомиссаре Корридо Катании. И всё это воспринимается в порядке вещей.
В такой обстановке растут и воспитываются наши дети. Некоторыесовременные дети не знают кто такой Чебурашка и Кот Матроскин, зато им хорошознакомы Ботмэн и Ниндзя-черепашки.
Мы спрашиваем себя, почему в обществе растёт насилие? И в то же времявключаем детям мультфильмы с подобными персонажами. Традиционные формы работысемьи, школы, правоохранительных органов, общественных организаций попредупреждению правонарушений среди подростков не дают желаемых результатов. Апочему? Да потому вероятно, что они сами основаны на насилии (особенно это касаетсянаших правоохранительных органов).
Чтобы найти решение проблемы агрессивности нам необходимо всестороннеизучить и понять все существующие её аспекты и причины.
В данной работе мы рассмотрим проблему подростковой агрессивности,причины её возникновения, проявление, виды и факторы их провоцирования. А такжепостараемся найти пути борьбы с этой проблемой.
Объектом исследования являются подростки. Предмет – проявление агрессии вповедении подростков среднего и старшего возраста. Проблема – увеличение проявленийподростковой агрессии и отсутствие целенаправленной профилактики её снижения.Цель – выявление причин и фактов, влияющих на проявление и увеличениеподростковой агрессии. Способы выявления агрессивных подростков.
Задачи:
– анализ понятия подростковой агрессивности;
– дать характеристику подростковой агрессивности, как возрастной ипсихолого-педагогической проблемы;
– найти способы профилактики агрессивного поведения подростка;
– найти на основе анализа уровня агрессивности особенные и типичные чертыповедения агрессивного подростка;
Методы: анализ теоретических источников.

1. Понятие агрессивности
Что же такое агрессия и агрессивность? Для начала разберёмся, что жеозначают данные понятия.
Агрессия происходит от латинского слова «aqqressio» – нападение. В толковомсловаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова агрессии даётся два определения:
1.  «Незаконное, с точки зрениямеждународного права, применение силы одним государством против суверенитета,территориальной неприкасаемости или политической независимости другогогосударства».
2.  «Открытая неприязнь, вызывающаявраждебность».
В этом же словаре даётся определение слову агрессивный:
1. Наступательно-захватнический.
2. Враждебный и вызывающий.
3. Оказывающий вредное воздействие.
В психологическом словаре под редакцией Зипченко В.П. и Мещеряковой Б.Г.даётся определение:
Агрессия – это любая форма поведения нацеленного на оскорбление илипричинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
В словаре по социальной педагогике Л.В. Морданаева используетсяопределение агрессии, как поведения, связанного с нанесением физической иморальной травмы другому человеку или угрозой таковой, разрушительноевоздействие на группу.
Агрессивность – устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивномповедении, противоречащем нормам и правилам сосуществования людей в обществе.Агрессивность может причинить окружающим людям физический вред или вызвать уних отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности.Уровни агрессивности обусловлены негативной социализацией, приобретениемнегативного жизненного опыта в социальной среде.
Как черта личности агрессивность бывает импульсивная, аффективная,экспрессивная и целенаправленная.
Аффективная – краткосрочная возникшая в результате сильного душевногопереживания вызванного резким изменением важных для субъекта жизненныхобстоятельств. Проявляется в критических опасных для субъекта условиях приневозможности им найти другой адъективный выход.
Даже самый миролюбивый человек, если его поставят в определённые условия(будут на его глазах терзать его ребёнка) способен на применение насилия вплотьдо убийства.
Импульсивная – агрессия, возникающая без достаточного сознательногоконтроля, возникающая под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональныхпереживаний. В детстве появляется под воздействием страхов и кратковременныхдепрессивных эпизодов.
Экспрессивная – ярко выраженная. Всем своим видом субъект подчеркиваетсвоё агрессивное отношение к окружающим.
Целенаправленная – агрессия, направленная на определённый объект радидостижения определённой цели. Проявляется даже в детском возрасте, когда одинребёнок стремиться силой завладеть игрушкой другого.
Целенаправленная – осознанная агрессия, направленная на достижениеопределённого результата. Например подросток проявляет агрессию по отношению кодноклассникам стремясь занять лидирующее положение в классе.
У подростков с тяжелыми формами агрессии (сверхценно-бредовой иимпульсивной) с детства отмечаются страхи, носящие беспредметный либо бредовойхарактер. Такие страхи возникают внезапно, без причины. Характереннемотивированный страх темноты. Появляется ощущение «угрозы», страхсмерти. Могут возникать иллюзии, рудиментарные галлюцинации: так, подросток,проявляющий садистскую агрессию к родителям и бабушке (угрожал их«зарезать», «запрещал» матери дышать и т. д.), в болеераннем возрасте испытывал страх темноты, стоявший в комнате стул принимал за«маньяка». (Журнал практической психологии и психоанализа #1 март2006 г. // Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии.)
Агрессивное поведение – специфическая форма действий человека,характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы поотношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект определитьсяпричинить ущерб.
Может иметь различные проявления от демонстрации неприязни до словесныхоскорблений и применения физической силы. (Краткий психологический словарь. Подред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского)
Агрессивные действия – деструктивные действия выступающие, как средстводостижения какой либо цели; способ психической разрядки, удовлетворенияблокированной потребности личности и переключения деятельности; формасамореализации и самоутверждения.
Формы проявления агрессивных действий:
Физическая – нанесение телесных повреждений;
Вербальная – словесное проявление агрессивности.
Прямая и косвенная аутоагрессивная – самообвинение, самоунижение,самоубийство.
Враждебная – причинение вреда.
Инструментальная – использование агрессии для достижения какой либо цели.
Существует ряд теорий агрессии.
1.Теория инстинкта (З.Фрейд) – в основе лежит врождённая способность кагрессии.
2. Теория побуждения – подразумевает, что для осуществления агрессивногоповедения необходим внешний стимул.
3. Теория смещённой агрессии утверждает, что для реализации агрессиивыбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессиипроецируя её вовне, например если вас обидел сильный, то проще отыграться наслабом, чем вступить в борьбу с обидчиком (под данную теорию попадает проблемаармейской дедовщины).
Когнитионая (познавательная) теория – предполагает наличиекогнитивно-аффективного маховика. Характер интепритации (толкования) человеком,чьих либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение.Например, в общественном транспорте в «час пик» мужчина очень тесноиз-за давки прижался к женщине, она может отнестись к этому неадекватно,посчитать его за маньяка и оказать сопротивление расцарапать лицо или ударитьпо голове сумочкой.
Теория социального научения рассматривает агрессивное поведение, каксовокупность ранее усвоенных моделей поведения. Например вплоть до XIX века среди дворянства бытоваломнение, что их честь находится на кончике шпаги и находились субъекты, которыедаже в невинной шутке усматривали оскорбление и дело кончалось дуэлью. Илидругой пример ребёнок будучи ещё совсем маленьким понимает, что дракой легчедобиться своих прав или навязать своё мнение сверстникам. Данная теориясоциального научения рассматривает агрессивное поведение, как реакцию насоответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменениесоциальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения,возможно устраняя его целиком.
По мнению Э. Фрмма существует два вида агрессии:
1.        Злокачественная,представляющая собой жестокое и детруктивное поведение и бывает спонтанной исвязанной со структурой личности.
2.        Доброкачественная– появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как толькоопасность минует, доброкачественная агрессия затухает.
В данной главе мы рассмотрели понятие агрессии и агрессивности, а так жевыделили несколько теорий агрессивности. По мнению большинства специалистов «теориясоциального научения» даёт больше шансов возможности предотвратить иконтролировать человеческую агрессию.
Агрессивные действия могут выступать в качестве.
– средства достижения значимой цели;
– способа психологической разрядки, как в форме атаки на «козлаотпущения» так и в виде собственного участия или наблюдения заагрессивными фильмами и играми;
– способы удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

2. Причины подростковой агрессивности
Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков ивыработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влияниемкаких факторов она возникает. Так сказать найти причины данного явления.
Поиски причин подростковой агрессивности и будет посвящена данная главанашего исследования.
Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым илитрусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которойразвивается личность. В процессе развития личности возникают те или иныекачества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социальновредными.
В каждом возрастном этапе развития человек занимает определённоеположение в системе общественных отношений. Каждый возрастной этапхарактеризуется своими требованиями к человеку, определяет круг его прав иобязанностей. Для каждого возраста характерна своя «социальная ситуацияразвития», т.е. определённое соотношение условий социальной среды ивнутренних условий формирования личности.
В подростковом возрасте в период с 11-ти до 15-ти лет человек переживаетряд изменений биологических – половое созревание и психологических – появлениебольшого количества новообразований касающихся самосознания и эмоциональнойсферы.
Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себявзрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У неговозникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой,желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностьюфактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится креализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта поройсталкивается с суровой правдой жизни. На пути к достижению своих целей,поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения,но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствияпреодоление, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себяответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, какфизического, так и морально-психологического развития.
В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковомвозрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся,как в семье, так и школе.
Подростка характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная инервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослыхи несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё этовызывает беспокойство родителей и педагогов.
Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе стем отождествление себя с взрослыми важная психологическая особенность молодыхлюдей в данный период жизни.
Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своейбудущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь вомногом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностнозащищает их. Родители, учителя или просто знакомые для подростка взрослые. Идаже более «продвинутые» сверстники с высоты своего жизненного опытапытаются наставить подростка «на путь истинный» и навязатьсобственное, по их мнению, правильное мнение. Но при этом они часто забывают,что сами были такими, не учитывают возрастные способности подростка и еголичное мнение. Этим они не только не решают проблему, но ещё более усугубляютположение. «Поучения» взрослых вызывают реакцию протеста со стороныподростка. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Междувзрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезаетвзаимопонимание.
Подросток переживает кризис заключающийся в преодолении пути вхожденияребёнка в взрослое общество. От того насколько ребёнок усвоил правила иморальные ценности общества, насколько его личные моральные ценности близки кобщественным зависит сложность преодоления им этого пути. К стати сказать,данный кризис может быть усугублён ещё тем, что ребёнок воспитываясь в однойсоциальной среде во время подросткового возраста попадает в иную социальнуюсреду с другими моральными ценностями. В этом случае внутренний конфликтличности может ещё больше углубиться и привести к неадекватным последствиям. Всвязи с этим хотелось бы сказать, немного забегая вперёд, что наша современнаясистема воспитания, как пережиток тоталитарного общества, всё ещё основана нанасилии, страхе и подавлении личности. Хотя и наблюдаются некоторыеположительные изменения. Мы не говорим о детских садах, школах, средних ивысших учебных заведениях, где в последнее время наблюдается наоборот излишнийлиберализм. Мы хотим коснуться так называемых исправительно-трудовыхучреждений, которые даже с натяжкой таковыми назвать сложно. Ответьте, кто, изподростков попав в детскую воспитательную колонию, вышел от туда с неискалеченной душой в той или иной мере? Раз, попав в «лапы» уголовноисполнительной системы подросток вряд ли уже когда-либо станет нормальнойгармоничной личностью, разве только внешне он будет соблюдать общественныенормы. Но внутренний протест будет сохраняться всю жизнь. И только отособенностей характера личности зависит, вырвется ли этот протест наружу.
Многое в становлении личности подростка зависит от обстановки в семье –той социальной сферы в которой он живёт и воспитывается.
Так называемая «неблагополучная» семья, ведущая асоциальныйобраз жизни воспитывает соответственным образом новую личность – своегоребёнка. Не видя родительской ласки, находясь в вечном полуголодном состоянии вокружении похмельных взрослых и при этом, испытывая предвзятое отношение состороны более «благополучных» сверстников и даже некоторых морально иинтеллектуально ограниченных взрослых, такой ребёнок неизбежно придёт кпониманию того, что он окружён врагами. Как следствие, достигнув подростковоговозраста, почувствовав силу, он направит свою агрессию на «чистеньких ибеленьких» сверстников из благополучных семей, видя во всех без исключениясвоих былых обидчиков. И, по сути, этот подросток не виноват, а виноватасоциальная среда, в которой он рос. Голодным, засыпая на грязной постели подаккомпонимент пьяных воплей родителей, испытывая на себе насмешливые взглядыодноклассников из-за того, что его одежда не из модного магазина, к тому жечасто не первой свежести. Такой ребёнок вначале переживает чувство горькойобиды и зависти к своим более успешным сверстникам, а затем это чувство сбольшей долей вероятности переродится в чувство ненависти.
Агрессия, как защитное средство, вот объяснение того, что группаподростков – оборванцев избивает прилично одетого молодого человека,покупающего в ларьке дорогие сигареты. Они не могут позволить себе этой роскошии компенсируют унижением того, кто имеет такую возможность.
Но выше изложенное не значит, что агрессивное поведение порождениесоциальных низов. Подростки из вполне благополучных и даже зажиточных семей впоследнее время всё более и более бывают замечены в актах агрессии. При этомони в отличии от подростков из низов общества делают это не из чувства обидыили голода, а ради развлечения, что ещё более усугубляет проблему. Например,среди «золотой молодёжи» стало модно устраивать охоту на бомжей,которая нередко заканчивается реальным убийством. Это явление также имеет своипсихологические корни. В народе про таких молодчиков говорят: «С жирубесятся». Но в реальности корни лежат глубже, как правило, в состоятельныхсемьях, принадлежащих элите общества родители пытаются держать своих чад вжестоких рамках, строго регламентируют их жизнь: устраивают в престижныеучебные заведения, указывают каким спортом заниматься или с кем дружить. Приэтом мнение ребёнка не учитывается – он должен соответствовать своемуобщественному положению, социальному статусу. Под воздействием этих ограниченийу ребёнка зарождается протест против тех условий, в которых он живёт. Онстремится к свободе. В результате в подростковом возрасте этот протествырывается наружу, и подростки выходят из-под влияния родителей объединяются внеформальные группировки, где находят для себя психологически комфортнуюобстановку. Хорошо если эти объединения носят позитивный характер и приносятреальную пользу если не обществу, то хотя бы самим членам объединения,например, волонтёрские отряды по сбору средств голодающим Африки, спортивные команды,музыкальные группы и т.п. Но бывают деструктивные объединения от вполнебезобидных, пришедших на смену панкам и хиппи конца прошлого столетия, Эму иГотов наших дней, до крайне агрессивного настроенных борцов за чистоту расыскинхэдов и охотников на бомжей.
Подросток в силу своих возрастных качеств стремится почти всегда ксовершению подвига. Поэтому то насколько агрессивно будут вести себя членымолодёжных объединений, во многом зависит от позиции лидера данной группы. Какправило, лидер объединения бывает чуть старше основного контингента и обладаетопределённым жизненным опытом и убеждениями. Имеет авторитет среди остальных,он может вдохновить своих последователей, как к озеленению улиц, так и кистреблению алкашей, бомжей, азиатов. И в том и в другом он может внушить своимпоследователям, что от их работы воздух в городе станет чище. И в том и другомслучае они с воодушевлением примутся за дело. Только вот разница в том, что впервом случае души подростков станут чище и сами они добрее и принесут пользуне только себе, но и другим людям, а во втором один злодей под благовиднымпредлогом породит ещё десяток другой себе подобных.
Кроме приведённых выше примеров влияния на личность ребёнка оказывают исредства массовой информации, видеофильмы и компьютерные игры. Влияниепоследних остро ощущается последнее время. Подросток, садясь за компьютер изапуская очередную «стрелялку» погружается в виртуальную реальность,насквозь пропитанную агрессией. Его неокрепшая психика подвергаетсяколоссальной атаке, меняется мировосприятие. Доходит до того, что у человека «съезжаеткрыша» и он перестаёт различать настоящую и виртуальную реальность. Думая,что у него, как у компьютерного героя несколько жизней, а окружающие его людимонстры из виртуального мира, он совершает такие поступки, что, придя в себяужасается тому, что сотворил, не веря в реальность происходящего. Те жепоследствия могут произойти и под влиянием боевиков, фильмов-ужастиков ипостоянных сливов в массовое сознание информации о терактах и прочих актахнасилия посредством теленовостей.
Говоря о подростковой агрессии, следует сказать, что агрессивностьмальчиков и девочек старшего школьного возраста отличается по некоторымкорневым основам. Как правило, эти основы такие же, как и у взрослыхпредставителей определённого пола.
Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношенияхкак учёба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения.
Девочки-подростки более бурно реагируют на не дооценивание их внешних идуховных данных, неблагодарность, психологическое ущемление
Физическое само восприятие мальчиков-подростков обострённее, им труднеескрыть видимые физические недостатки, которые и могут стать причиной агрессии.
Хотелось бы обратить внимание на такой важный фактор служащий одной изпричин воспитания агрессии в подростках. Это домашнее насилие. Данный виднасилия стал привлекать к себе внимание общества лишь последние 30-35 лет. Несмотря на то, что данное явление является с давних лет скрытой эпидемией.Данные статистики говорят о том, что треть всех совершённых убийств совершаютсяродственниками потерпевших.
Домашнее насилие, как средство контроля одного члена семьи над остальными– болезнь семей с самым разным социальным статусом и материальным положением.
Существует несколько видов домашнего насилия.
Физическое – использование силы для нанесения телесных поврежденийразличной тяжести вплоть до убийства. Сюда относится и пресловутое повсеместнораспространённое наказание ребёнка ремнём. Даже существует распространённоеубеждение, что если человек не воспитанный то его мало «пороли» вдетстве.
Вербальное – ссора, ругань, проклятия, оскорбления и угрозы.
Психическое – использование чувств (безразличие), унижение, оскорблениеунижений, имеющих для жертвы ценность, срыв злобы на более слабых членах семьи(чаще всего детях) причиной которой является проблемы на работе, в коллективе,ссора с другим членом семьи.
Сексуальное – принуждение человека к самым разным сексуальным отношениямпомимо его воли.
Экономическое – лишение экономической независимости.
Каждый вид насилия способен одинаково причинять боль жертве, поэтомуневозможно их разделить по силе воздействия.
Родители и другие авторитетные взрослые являются примером для растущейличности.
Традиционно считается, что больше всего от домашнего насилия страдаютженщины. Существует ряд программ, как у нас в стране, так и за рубежомнаправленных на помощь женщинам. Однако исследования, проведённыеспециалистами, показали, что главные жертвы насилия – дети. Агрессивныеотношения между супругами неизбежно скажутся на их детях.
Ребёнок видевший, как отец избивает мать (или ещё хуже наоборот)неизбежно получает психологическую травму. В последствии он легко сможетвоспроизвести подобные действия в своей семье, не испытывая при этом ни какихугрызений совести. То же самое, если при воспитании ребёнка применялисьнасильственные методы по поводу и без повода. Это отразится на его будущихдетях.
В связи с этим необходимо помнить, что попытки устранить нежелательноеповедение ребёнка с помощью физического наказания могут дать противоположныйрезультат:
Во-первых, наказывающие таким образом родители становятся примеромагрессивного поведения.
Во-вторых, дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегатьродителей или оказывать сопротивление.
В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает, дети могутвытеснить из памяти причину наказания и бессознательно сопротивляться усвоениюправил приемлемого в обществе поведения. (Хотя, существует мнение, чтоприменение розг ещё в начале XX века давалоположительный воспитательный эффект).
Страх наказания может привести детей к мысли, что агрессивное поведениеможно проявлять в недоступных для взрослых местах, так чтобы об этом не сталоизвестно. Это внешнее скрытие отрицательного поведения на деле лишь усугубляетпроблему.
С другой стороны во время процесса воспитания не возможно полностьюотказаться от применения наказания. Но оно должно быть умеренным и адекватнымсовершённому проступку.
Ребёнок, которому уделяется слишком мало внимания, родительской любви иматеринской ласки. Которому предоставлено слишком много свободы и для котороговведено мало ограничений на проявление негативного, агрессивного поведения,скорее всего, вырастет агрессивным.
Подводя итоги сказанному, отметим, что основные черты личности подростка:
– эмоциональная неустойчивость;
– застенчивость;
– юношеский максимализм;
– отсутствие чувства объективной реальности;
– повышенная тревожность;
– стремление к самостоятельности не подкреплённое физическими и психическимиспособностями;
– повышенная чувствительность;
– плаксивость (в основном у девочек);
– противоречивость в мыслях и поступках;
– бунтарский дух поведения
кроме того, могут, в той или иной мере, породить ещё одну черту – подростковуюагрессивность.
Агрессивность как личнаяособенность связана с комплексом психологических качеств и свойств подростков:
1. В это время уподростка происходит становление самооценки. Но часто происходит расхождениемежду стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка,школьника, зависимого то воли взрослого, вызывает углубление кризисасамооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от ихправоты.
2. Неудовлетворенностьпотребностями находит отражение в частности в тяге подростков к интимно–личностномуи стихийно–групповому общению со сверстниками. В процессе стихийно–групповогообщения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость и прочее(отношения в случайной группе не так важны и агрессивность в группе это способудовлетворения во взрослости).
3. В подростковомвозрасте ведущей деятельностью становится общение. Одно из важнейших проявленийкоммуникативного поведения подростков это желание выделиться, отличиться любойценой, выражающееся часто в агрессии.
4. Половое созревание –гормональный взрыв (не синхронное развитие организма), влияет на психику(становится неустойчивой) и самосознание.
Итак, рассмотревнекоторые особенности подросткового возраста, резюмируем, что недостаточноеумение приспосабливаться к внешним условиям, различным конфликтам иэкстремальным ситуациям, доверчивость и повышенная внушаемость, а такжеуязвимость, недостаточная избираемость поведения могут приводить к становлениюнасильственного поведения (агрессивности и т.д.).
Кроме того, наформирование личности детей и подростков влияет ряд внешних факторов: семья,телевидение, сверстники и др. И если это влияние негативно, то агрессияобостряется.
Если в семье принятоагрессивное поведение, то это, как правило, подкрепляет агрессивное поведениеребенка в отношениях со сверстниками. Дети и подростки могут научитьсяагрессивному поведению и у сверстников. Есть точка зрения, что телевидение однаиз очень серьезных причин влияющих на агрессивное поведение: наблюдение насилияпровоцирует общее возбуждение и заряжает отрицательной энергией поведениечеловека, снимает запреты на агрессивное поведение и др.
Агрессивность вличностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протестапротив непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением вобществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместес тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенностиего темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующиеформированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность,неумение сдерживать себя. Один из выходов агрессии подростков этопреступления. Поэтому профилактика агрессивного поведения у подростковактуальна и определяется личными особенностями этого возраста. В связи с чем впоследнее время стали появляться работы психологов о работе со школьниками сдевиантным поведением и детьми группы риска.

3. Методы решения проблемы подростковой агрессивности
3.1 Профилактика агрессивности и смена приоритетов
Проблема насилия в обществе, и в частности агрессивного поведения вподростковой среде настолько сильно проникла в нашу повседневную жизнь, что мыпорой даже не замечаем её. А тем временем статистика показывает, что количествоправонарушений среди подростков, в том числе с применением насилия год от годаувеличивается. Ситуация требует немедленного решения.
Между тем государство и общество продолжают действовать по стандартнойлогике, согласно старой формуле «ответим на рост правонарушенийнесовершеннолетних ростом исправительных учреждений». Наше отношение куголовно-исполнительной системе мы выказали ещё в начале второй главы даннойработы. Ещё раз подчеркнём, колония не только не исправит человека, она ещёбольше его искалечит!!!
Государство вкладывает огромные средства в организацию и содержание местлишения свободы. А проблема не исчезает. Среди молодёжи стало модно состоять научёте в милиции или «отмотать» срок на «малолетке». Так чтогоспода юристы вы своими запрещениями, ограничениями и лишениями только хужевсем делаете.
Проблема агрессии и правонарушений вообще, в наши дни становится нетолько юридической, психолого-педагогической, но и морально-этической. Пока вобществе будет мода на асоциальное поведение, пока с нашего молчаливогосогласия девушка с сигаретой в зубах будет относиться спокойно к потокамнецензурной брани из пропахшего перегаром рта её молодого человека. Пока будетжив принцип «бьёт, значит любит». Какие бы законы не принимались,какие бы остроги не строились проблему не изжить.
Но с чего же начать? Какие профилактические меры принять?
Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленныхна сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.
3.2 Роль родителей в профилактике агрессивности подростка
Воспитание человека начинается с семьи. Данного аспекта мы так же ужекасались во второй главе. От стиля воспитания в семье во многом зависит степеньагрессивности ребёнка. Исследователями отмечено, что если родителиснисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны импотакать, то дети становятся ещё агрессивнее. В то же время дети,подвергавшиеся очень строгим наказаниям, так же отличаются большейагрессивностью. Авторитарный стиль воспитания, выражающийся в физическомподавлении и психическом унижении личности ребёнка, неизбежно его травмирует.Ребёнок становится агрессивным или наоборот тревожным и заискивающим передокружающими. Нарушается доверительный контакт между родителями и ребёнком.Атмосфера агрессии и отвержения выталкивает ребёнка из семьи.
По данным социологов большинство родителей (85%) отрицательно относятся кжестоким методам воспитания. Но это не мешает некоторым из них применять ихдостаточно регулярно. Родители, проявляющие жестокость в отношении детейсоставляют 40%. Чем же вызван такой большой процент агрессивности родителей?
Можно предположить, что родители воспринимают подобные свои действия впозитивном свете, или объясняют их целесообразностью, или же не находят в себесил поступить иначе. Жестокость родителей можно разделить на враждебнуюагрессию, инструментальную агрессию и невротическую конфликтность.
Враждебная (деструктивная) агрессия встречается чаще всего в семьяхалкоголиков и других моральных уродов. Выражается в самой грубой и неприкрытойформе. Ребёнок в таких семьях подвергается непрерывному рукоприкладству(наказаниям ремнём, подзатыльникам, дёрганью за ухо и др.). Словесныеоскорбления и унижения в такой семье в порядке вещей. Агрессия являетсясамоцелью. Ребёнок вызывает раздражение. Во время запоев ребёнок для родителейне существует, с похмелья же досаждает. Не редки акты лицемерия, когда припосторонних родители показывают свою «любовь» к ребёнку ирассказывают, как у них всё хорошо, а, оставшись наедине, проявляют к немунеприкрытую негативность и злобу. Ещё ситуация пьяный отец приходя домойначинает процесс воспитания – бьёт ребёнка за полученную в школе низкую оценку.При этом не задумывается в силу присутствия в голове единственной извилины отом, что в данной проблеме виноват в первую очередь он, а не ребёнок. Гораздолучше бы было, если бы, вместо того чтобы «тусоваться» у пивнушкивместе с такими же «синяками», как сам, он трезвый встретил ребёнкапосле школы и помог ему разобраться в том учебном материале, в котором ребёнокиспытывает затруднение. От этого был бы гораздо более положительныйвоспитательный эффект. А так у ребёнка появляются все шансы пойти по стопамродителей и в дальнейшем вести себя точно так же. Хорошо если у ребёнка изподобной семьи найдётся старший товарищ, ведущий нормальный образ жизни и скоторого бы он смог взять пример.
Инструментальная агрессия. Появляется, как средство воспитания. Носитзавуалированную форму. В общественных группах представляет собой социальнуюнорму поведения.
Родители считают, что для достижения «благой цели», и открытияребёнку «правды жизни» не жестокие, а строгие меры воспитания. Втаких семьях родители живут чаще всего без любви. Воспитание основано назапугивании и наказаниях. Это чаще всего представители неквалифицированныхнизкооплачиваемых профессий с низким уровнем интеллекта. Их отличает «потребительскаялюбовь» по отношению к своему ребёнку. Если ребёнок соответствует ихстандарту «хорошего» сына или дочери они относятся к нему хорошо, аесли не соответствует, то, по их мнению, требуется проявить строгость дляприведения его в норму.
Такие родители в силу своего низкого интеллекта и постояннойпрофессиональной загруженности не способны организовать совместный с детьмидосуг, так чтобы и самим отдохнуть и детям польза была. Обычно всё ограничиваетсямероприятиями типа шашлыков по выходным или отец на рыбалку (в Баню), мать кподружкам (салон красоты), а дети лишние.
Невротическая конфликтность.
Вызвана «раздражительной слабостью» родителей. Их личностьнаходится в плену постоянных страхов из-за чувственности, тревожности и мнительности.Для таких людей характерен внутриличностный конфликт между «я реальным»и «я желаемым». Человек не может в силу тех или иных обстоятельстврешить свои жизненные проблемы. Из-за переутомления на работе, неприятностей вбыту в душе человека накапливается раздражение. Родители срывают своёраздражение на детях, затем мучаются угрызением совести из-за своегонесправедливого отношения к ребёнку, извиняются перед ним, а через некотороевремя всё вновь повторяется.
Данный вид агрессии особенно проявляется в наши дни в связи снеобуржуазной реальностью, когда родители в погоне за добычей средствсуществования совсем не оставляют себе времени для полноценного отдыха иобщения с детьми. При этом они чувствуют вину перед ними, но не в состоянии чтолибо исправить. Возникает порочный круг.
Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковойсреде, только лишь тогда, когда их ребёнок оказывается в роли жертвы. Если жеребёнок избегает неприятных ситуаций или сам является агрессором, проблемапроходит мимо их внимания. Или на ней не заостряют внимание.
Нередко сами родители провоцируют конфликты среди подростков. Такнекоторые запрещают своим чадам дружить с теми или иными детьми, мотивируя этотем, что «у них родители алкоголики» или «они не нашего круга»– другого общественного положения или другой национальности. Но детство незнает границ. Дети из разных слоёв общества и разных национальностей, гораздолучше взрослых находят общий язык. Может быть, многие социальные имежнациональные конфликты удалось бы, предотвратить не будь со стороны взрослыхнаставлений типа «с тем дружи, а с тем не дружи».
Хотелось бы коснуться ещё одного интересного аспекта. Многие педагоги ипсихологи не одобряют, когда родители учат своих детей «давать сдачу»обидчику, защищать свои права и если надо драться. По их мнению, это косвенноеодобрение агрессивного поведения. Мы не совсем согласимся с таким подходом кделу. За себя постоять должен уметь любой человек. Но вот в чём суть. Родителидолжны научить своего ребёнка не просто «махать кулаками», аадекватно применять силу в зависимости от ситуации. Если конфликт можнопогасить без драки, тогда конечно руки распускать ни к чему. Даже мастеравосточных единоборств говорят: «Высшее мастерство в том, чтобы победить,не вступая в схватку». Но если драки не избежать, то пусть уж ребёнокдерётся, чем подвергается унижению. Задача родителей состоит в том, чтобынаучить ребёнка адекватно реагировать на возникшую ситуацию. А то ведь можетполучиться так, что подросток терпит-терпит унижения со стороны сверстников, апотом его терпение лопается, он берёт в руки оружие и начинает расправу сосвоими обидчиками. При этом «под раздачу» попадают ни в чём неповинные люди. Это ярко иллюстрирует ряд кровавых событий в школах Западной Европыи Америки, а так же случаи расстрела военнослужащими ВС РФ своих сослуживцев.
Что же могут сделать родители в сфере профилактики подростковой агрессии.
Во-первых, больше внимания уделять своему ребёнку. Помогать ему в учёбе,организовывать совместный интересный и полезный досуг (турпоходы, совместнаяработа по дому и на даче (в саду), посещение театров, аттракционов, музеев идр.).
Во-вторых, своим поведением показывать подростку, что все проблемы можнорешить без проявления насилия, учить находить адекватные решения жизненныхситуаций без применения силы.
В-третьих, при воспитании детей предпочтение отдавать методам убеждениянад методом насилия.
3.3 Работа педагога
Большинство педагогов ежедневно сталкиваются с проявлениями агрессивногоповедения подростков. При этом, некоторые не которые из них, отрицаютсуществование данной проблемы в целом или в тех подростковых коллективах скоторыми им приходится работать.
В педагогической среде существует ряд типичных заблуждений в отношенииподростковой агрессивности.
1.Подростковаяагрессия неизбежна.
Агрессияприсуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, чтовсоциально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характериболее сложные формы, поэтому отрекаться отпрофилактики подростковой агрессиинелепо.
2.Подростковаяагрессия— следствие психической патологии.
Этодалеко невсегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психическихрасстройств неявляется. Исследования показали, что наиболее опасные формы(насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает вкачествеизвращенных реакций адаптации всреде.
Механизмразвития аномальных адаптационных реакций можно представить ввиде следующейсхемы: совокупность психотравмирующих факторов напряжение адаптационныхресурсов прорыв барьера психической адаптации (термин предложенЮ.А.Александровским) дистресс смещение компенсаторных механизмов из«социальной»в«витальную, жизненную» плоскость аномальное реагирование,направленное науничтожение травмирующего фактора.
3.Внашейшколе (нашем классе, отряде) этой проблемы несуществует. Унас дети дружные!
Дажесамые благополучные коллективы немогут избежать межличностных конфликтов,врамках которых формируется иерархия организованной группы. Втакой группевсегда появляются лидеры иаутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение,вторые— исправить свое. Как правило, бóльшая часть коллектива (что,кстати, иесть показатель дружного класса или отряда) следует залидерами,врезультате чего аутсайдеры оказываются визоляции. Это являетсяпсихотравмирующим фактором, провоцирующим ихагрессивное поведение. Вролиаутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети снарушением развитияидети-инвалиды, дети изнеблагополучных семей.
4.Проблемадетской агрессии— проблема родителей, это недостаток воспитания. Конечно, естьразные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивное поведение,врамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родителиудивляются, читая вдневниках записи оповедении своих детей вшколе, посколькувдомашних условиях они никогда так себя неведут.
5.Подростковаяагрессия— результат влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажамфильмов икниг. Это отчасти верно, нодалеко невсегда подтверждается масштабнымиисследованиями. Опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансыподростка совершить акт агрессии действительно выше, чем уего сверстников,ночерез 2—3ч. готовность кагрессии сравнивается сосредними возрастнымипоказателями.
Такимобразом, педагогам необходимо своевременно выявлять учащихся склонных кпроявлению агрессии. Большая роль в этой работе отводится психологам,социальным педагогам, классным руководителям. Используя в своей деятельностиразличные методики, рисуночные тесты, наблюдение можно во время выявлять агрессивныхучащихся ещё на младшей ступени и выстраивать коррекционную и профилактическую работу.
Методикипозволяющие своевременно выявить подростков склонных к агрессии будутпредставлены нами в приложении к данной работе.

Заключение
В результате изучения имеющихся в нашем распоряжении источников иопираясь на собственный жизненный опыт, мы выявили основные причины,порождающие подростковую агрессивность. Как сказал один из классиков: «Всемы родом из детства». Подростковый период в жизни человека являетсямостиком, ведущим из детства во взрослую жизнь. Многие проблемы, не имеющиезначения в детстве и являющиеся второстепенными для большинства взрослых, дляподростка являются особенно актуальными. Задача взрослых, особенно близкихподростку людей (родителей, учителей, старших товарищей), помочь ему справитьсяс этими проблемами, и не просто помочь преодолеть их, но и научить его решать прблемысамостоятельно. Только подготовленный к преодолению трудностей человекчувствует себя уверенно, обладает внутренним спокойствием и поэтому внаименьшей степени склонен к агрессии.

Список литературы
1.Возрастная и педагогическаяпсихология: Учебник для студентов пед. университетов. [Текст] / Давыдов В.В.,Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др… – 2изд., испр. И доп. – М.: Просвещение,1979. – 288с., ил.
2. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн.Для учителей и родителей. [Текст]. М.: Просвещение, 1991. – 223с. –(Психологический практикум).
3. Аникеева Н.П. Психологическийклимат в коллективе. [Текст]. – М.: Просвещение, 1989. – 224с. – (Б – ка зам.дир. шк. По учебно-воспит. работе).
4. Макаренко А.С. Избранныепедагогические сочинения. [Текст]. В 2-х т. Т.1. Под ред. И.А. Капрова. – М.:Педагогика, 1977
5. Буянов М.И. Беседы о детскойпсихиатрии: Кн. для учителя. [Текст]. – М.: Просвещение, 1989. – 208с.
6. Психология современного подростка.[Текст]. Под ред. Д.И. Фельдштейна; Научно-исследовательский ин-т общей ипедагогической психологии. Академия пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1987. –240с., ил.
7. Крупенин А.Л., Крохина И.М.Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. [Текст]. – Ростовн/Д.: Феникс, 1995, 480.
8. Волков К.Н. Психологи опедагогических проблемах: Кн. для учителя. [Текст] / Под ред. А. А. Бодалева –М.: Просвещение, 1981. – 128с.
9. Краткий психологический словарь.[Текст] / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Яротевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.
10. Журнал практической психологии ипсихоанализа #1 март 2006 г. // Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии.
11. Е. Перепелицына. Этот агрессивный, агрессивный,агрессивный подросток! http// gestalt.hut.ru
12. Зимелёва З. А. Статья Агрессивное поведение подростков иличность родителей. Журнал«Психологическая наука и образование» 2004.
13.Профилактика агрессивныхи террористических проявлений уподростков. Методическое пособие под ред. И. Соковни.
14.Журналпрактической психологии и психоанализа #1 март 2006 г. // М Можгинский Ю.Б.Эмоциональные основы агрессии.
15.Табунова Н.В. Профилактика подростковой агрессивности – http:\\ kedrovy.ru\ files\profilakt_aqres.dok


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Современное меню: американский, французский и испанские подходы
Реферат Внешнеэкономическая деятельность 5
Реферат Балобан в волго-уральском регионе и на прилегающих территориях
Реферат Стратегії розвитку підприємств в ринкових умовах господарювання
Реферат Митна політика України на сучасному етапі
Реферат Функциональный генератор мод 45890 фирмы МТС
Реферат Виникнення фотографії
Реферат Предмет методология и задачи курса "Экология и экономика природопользования"
Реферат Система наказаний, её развитие и уголовно правовое значение
Реферат Модемы и протоколы коммуникации
Реферат Таможенный режим 3
Реферат Державний борг України
Реферат Выбор и реализация стратегии на примере кулинарного производства СМ "Элит Центр" ТС Rainford
Реферат Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ
Реферат Формирование финансовых результатов банка