Реферат по предмету "Психология"


Примеры психологического тестирования

Введение
 
Исследованияроссийских (Андреева Г.М., Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А.и др.) и зарубежных (У.Джемс, Ч.Кули, Г.Мид, Э.Эриксон, А.Тэшфел и др.) ученыхпоказали, что существуют сложные и многозначные отношения между личностной исоциальной идентичностью, а их содержание во многом определяется содержанием испецификой знаковых систем, одной из которых выступает язык.
Наосновании этого, нами была выдвинута следующая гипотеза: свободное владениеиностранным языком обеспечивает не только скорость переключения с одногоязыкового кода на другой, но и обуславливает более широкий выбор терминологиидля самоопределения и расширяет группы самоидентификации.

Наше исследование
 
Общаявыборка испытуемыхсоставила 138 юношей и девушек в возрасте от 17-21 года – студенты 2 и 3 курсоввысших учебных заведений г. Москвы (МОСУ и МГИМО). Экспериментальная частьисследования представлена следующими направлениями и методиками. Идентичностьиспытуемых юношеского возраста исследовалась с помощью модифицированного тестаМ. Куна и Т. МакПартлэнда «Кто я?», характер и содержание их представлений особственном будущем — посредством качественного анализа написанных имисочинений на тему «Моё будущее». Проверка выдвинутой гипотезы обусловиланеобходимость осуществления анализа языковой компетентности испытуемых с цельюопределения уровня владения иностранным языком, в результате чего они былиподразделены на 3 группы: 1) не владеющие иностранным языком, 2) плоховладеющие иностранным языком и 3) свободно владеющие иностранным языком.
Сравнительный анализпорядка ответов студентов всех трех групп на вопрос «Кто Я?» подтвердил общуютенденцию возрастного развития содержания самоидентификации: в большинствеслучаев они склонны первоначально называть объективные характеристики (определенныесоциальным статусом и группой), а затем и субъективные (оценка себя иличностных качеств, интересы, увлечения, желания и т.п.).
Языковые детерминанты личности
Всеиспытуемые в среднем дают 11-12 высказываний субъективного и объективногохарактера относительно своего «Я». В их содержание входят параметры, которыеможно подразделить на основные категориальные группы: социальные параметры (социальныйи семейный статус, место проживания), возрастные параметры (возраст), гендерные(пол), отнесение себя к определенному роду или национальности (человеческийрод, национальность, гражданство, зодиакальный знак, вероисповедание, категория«живое существо»), физические признаки (внешность, здоровье), интеллектуальныекачества и личные (имя, интересы и увлечения, личностные оценки, чувства иотношения), параметры, касающиеся признаков непостоянства и будущих профессий,категории идеального (философские и мифологические), растения и явленияприроды.
В целомразличия самоидентификации связаны с качественными особенностямисамоопределений, самой многочисленной среди которых оказалась группа личностныхкачеств, с явным доминированием личностных оценок. Среди них не толькодобрый/злой, хороший/плохой, но и упорный/ленивый, оптимистичный, креативный,преданный. А также часто упоминается самоопределение типа самоотдача, «опора –надежда своей семьи, помощь» и т.п. Существенное различие было выявлено вкатегории «отнесение себя к определенному роду или национальности», чащеиспользуемой для самоопределения испытуемыми, владеющими иностранным языком.Так они чаще определяют себя по национальному признаку (1,3% против 0,3%),гражданству и проявлению патриотизма (1,6% против отсутствия таковых уиспытуемых, не владеющих иностранным языком), не смотря на то, что именно они вбольшей степени представляют себя в будущем работающими или живущими заграницей или много путешествующими (29% против 19%). Они же обозначиливероисповедание как параметр самоидентификации (0,5%). Тогда как испытуемые, невладеющие иностранным языком, доминируют по самоопределениям посредствомгендерных и физических признаков, будущих профессий. Процентное соотношениекатегориальных групп самоидентификации испытуемых с разным уровнем владенияиностранным языком представлено в гистограмме.
Чтокасается субъективных характеристик, то было выявлено появление абсолютно новыхкатегорий у юношей и девушек, свободно владеющих иностранным языком, таких как:растения, животные, философские параметры. Что ранее не было характерно дляроссийских испытуемых. Так они дают такие самоопределения, как цветок, дерево,вишня, природа, лёд, звезда, свет, стекло, ветер; утверждение, поиски,стремление, возрождение, потеря, движение, дело, слова, бесконечность, свежаяидея, мечтательная птица, охотник за крыльями; часть истории, история, жизнь,богиня, мир, лицо, судья и т.д. Кроме того, появляются и определения типа:благодетель, основатель фонда помощи голодающим детям Африки, будущее Земли ит.п. Что также нашло отражение в сочинениях «Мое будущее», т.к. именновладеющие иностранным языком испытуемые писали о планах альтруистическогохарактера: улучшение жизни в стране и мире своими усилиями посредствоммеценатства, благотворительности, участия в различных общественных движениях,помощи детским домам, фондам (18% против 6,3% у не владеющих языкомиспытуемых).
Такжеони доминируют в видении своего будущего только в контексте карьеры, карьерногороста (32% против 12,5%) и получения второго высшего образования,преимущественно у студентов 2 курса МГИМО (4,2%). Однако в целом по данномупараметру в количественном соотношении они уступают испытуемым, не владеющиминостранным языком, у которых он составил 19%. Можно также отметить идостаточно высокую степень уверенности в себе и своем будущем у испытуемых,владеющих иностранным языком. Что коррелирует со степенью активности и уверенностив том, что они в будущем сами все устроят, все зависит от них самих и т.п. Оничаще пишут о будущем как об уже свершившемся, т.е. в настоящем времени. Крометого, им свойственно расширение круга общения, в том числе отношение к друзьями родителям (близким). Не только в контексте самоописаний, но и впредставлениях о своем будущем.

Особенностиречевого поведения и структуры характера у инвалидов
Висследованиях инвалидов по зрению показана значительная роль речи в их жизни. Вработах предшественников основной акцент делался на значении речи длявосприятия незрячими окружающего мира. Отражение в речевой продукции лиц,лишившихся зрения, процессов совладания с этой психотравмирующей ситуацией неизучалось. Не обнаружено также исследований по выявлению взаимосвязей междуособенностями речевого поведения незрячих и структурой их темперамента ихарактера. Знание этих взаимосвязей будет способствовать более углубленному иполному пониманию процессов адаптации у инвалидов по зрению. Это знание можетспособствовать повышению эффективности реабилитационной работы с ними.
Всего висследовании приняло участие 102 человека, 57 мужчин и 45 женщин. В даннойработе применялся метод контент-анализа автобиографической речевой продукцииинвалидов по зрению. Так же применялся опросник структуры характера итемперамента Клонинджера (TCI -140) адаптированный на русской выборке. Незрячимдавалась инструкция рассказать о самом запомнившемся событии в их жизни. Всерассказы записывались на диктофон, затем, транскрибировались. Далее проводилсяконтент-анализ автобиографических текстов. Регистрировались речевые единицыупоминания о травме. Испытуемые были разделены на четыре группы по критериям:наличие или отсутствие упоминания о травме; тотально слепые или с остаточнымзрением; потерявшие зрение с рождения или потерявшие его в процессе жизни.Подсчет частоты упоминаний делался с учетом объема текстов по формуле Л. Готтшалкаи Г. Глезер.
Полученпсихологический портрет инвалида по зрению. Это, в основном, сентиментальныелюди, не стесняющиеся проявлять свои эмоции, эмпатичны и часто воспринимаютчужие переживания, как свои собственные. Им свойственно обостренное чувствоединства со вселенной и всем, что ее составляет: природой, людьми.
Люди,потерявшие зрение в процессе жизни, легче адаптируются к окружающей среде,нежели люди, не видящие с рождения. У них сильнее выражены такие качества каксамостоятельность, собранность, уверенность в себе. Они с большей готовностьюставят перед собой цели и добиваются их.
Тотальнослепые, в отличие от незрячих с остаточным зрением, более тревожны, неинициативны, пассивны, с трудом приспосабливаются к новым условиям, неуверенныев себе люди. Они застенчивы и стеснительны, с осторожностью идут на контакт сдругими людьми. Субъективно воспринимают себя, как хрупкая и слабая личность.Те, у кого остаточное зрение, наоборот, обладают более низким уровнемтревожности. Им присущи такие черты, как практичность и твердость. Эмоциональноустойчивы.
Незрячим,находящимся в процессе совладания со стрессовыми последствиями своей травмы иеще не справившимся с ними, свойственно в своих рассказах упоминать о травме.Уход в поглощающую деятельность выступает у них в качестве компенсаторногомеханизма, который помогает им справиться с тяжелыми переживаниями, вызваннымипотерей зрения. Незрячие, не упоминающие в своих рассказах о травме, — люди,которые уже прошли процесс адаптации и справились со стрессом, вызваннымпотерей зрения.
 
Влияниедетско-родительских отношений на личностные характеристики сиблингов
Сиблинговыеисследования являются одним из самых информативных методов изучения влияниясредовых компонент на вариативность личностных характеристик в генетикеповедения. Показано, что особо мощное воздействие на вариативность личностныхчерт оказывает индивидуальная среда. При этом общая среда играет незначительнуюроль в детерминации изменчивости характеристик личностной сферы.
Вкачестве составляющих уникального индивидуального опыта можно рассматриватьтакие факторы, как различия в детско-родительских отношениях, субъективноевосприятие сиблинговых отношений, внесемейные факторы, и т.д.
Основнойцелью данного исследования является анализ связей между показателями личностнойсферы сиблингов и характеристиками детско-родительских отношений. Данная работаявляется частью Московского сиблингового исследования; проводится при поддержкегранта РГНФ 06-06-00227а.
1.Значимых внутрипарных корреляций между сиблингами по таким личностнымхарактеристикам, как экстраверсия, невротизм и уровень субъективного контроля,обнаружено не было. Были получены значимые внутрипарные корреляции между сиблингамипо шкале поиска ощущений.
2. Былавыявлена связь между показателями отцовского невротизма и невротизма старшегосиблинга, а также между материнским уровнем субъективного контроля и уровнемсубъективного контроля старшего сиблинга. В то время как значимых корреляциймежду родительскими личностными показателями и показателями младшего сиблингаобнаружено не было.
3. Шкала«Принятие – отвержение» в материнской версии ВРР значимо коррелирует споказателями невротизма у обоих сиблингов. Более высокий уровень принятияребенка матерью связан с низким уровнем показателей по шкале невротизма у обоихсиблингов. Уровень экстраверсии старшего сиблинга связан с материнской шкалой «Строгость-мягкость».Чем более мать строга по отношению к старшему сиблингу, тем легче он включаетсяв социальные отношения. Показатели материнского контроля значимо коррелируют суровнем невротизма младшего сиблинга. Уровень субъективного контроля младшегосиблинга тесно связан со шкалами «Принятие-отвержение»,«Согласие-несогласие» и «Сотрудничество-отсутствиесотрудничества» в материнской версии ВРР. В то время как уровеньсубъективного контроля старшего сиблинга испытывает на себе влияние лишьматеринской шкалы «Последовательность-непоследовательность». Уровеньневротизма младшего сиблинга связан с отцовской требовательностью, в то времякак уровень невротизма старшего сиблинга значимо коррелирует с показателемотцовского контроля. В целом, личностные характеристики обоих сиблинговиспытывают на себе меньшее влияние показателей отцовского стиля взаимодействияс ребенком по сравнению с показателями материнского стиля.
Влияниеличностных особенностей испытуемых на восприятие результатов тестирования
 
В ходенашего исследования 183 испытуемых прошли тест «Стиль вождения» и по 8критериям оценили качество компьютерной тестовой интерпретации (далее ТИ),которую они получили по окончании тестирования. Результаты тестированияпредставляли собой профиль по 4 шкалам (стилям вождения) – агрессивный стиль,суетливый стиль, надежный стиль и тревожный стиль. Данные стили мыинтерпретировали как проявление более «широких» личностных стилей илиустойчивых паттернов поведения (например, личностных черт Большой пятерки). Так,мы считаем, что агрессивный и надежный стили связаны с таким качеством каксогласие/независимость, суетливый стиль – с самоконтролем/импульсивностью,тревожный стиль – с эмоциональной стабильностью/тревожностью.
Полученныенами экспериментальные данные показали, что существуют статистически значимыеразличия между оценками качества ТИ, проставленными людьми, характеризующимисяразличными индивидуальными стилями. (1) Импульсивные (гибкие, легкоадаптирующие) испытуемые оценили простоту и структурированность ТИ выше, чемиспытуемые с сильным самоконтролем (рациональные, ригидные). (2)Дисциплинированные (надежные) испытуемые оценили полезность и новизну ТИ выше,чем недисциплинированные. Обращает на себя внимание то, что простота иструктурированность – формальные характеристики ТИ, а полезность и новизна –содержательные, причем определяющие субъективную значимость и принятие ТИреспондентом.
Выявленныеразличия можно интерпретировать следующим образом. (1) Импульсивным людям легкоудается адаптироваться к происходящим вокруг них изменениям, людям болееорганизованным, рациональным и ригидным на это требуется больше времени.Вероятно, форма представления данных была непривычна для респондентов, редкоили практически никогда не имеющих дела с тестированием (а предположительноименно «неискушенными испытуемыми» и являлось большинство участниковэксперимента). В этой ситуации импульсивные респонденты смогли приспособиться кновой форме представления информации быстрее, чем ригидные испытуемые, ивосприняли ее как более простую и хорошо структурированную. С этим объяснениемв целом согласуются полученные нами данные о том, что импульсивные респондентыоценили структурированность ТИ выше, чем испытуемые с низкой агрессией, апростоту ТИ – выше, чем испытуемые, которым свойственна высокая надежность.
Людиответственные, дисциплинированные и аккуратные (надежный стиль) болеевнимательно и, вероятно, вдумчиво относятся к поступающей извне информации, онискорее готовы принять ее на веру и следовать ей. Недисциплинированные субъектысклонны к отрицанию общепризнанных и общепринятых правил, а также всего того,что придумали не они сами, отсюда более низкие оценки полезности и новизныполученной ТИ. С этим объяснением достаточно хорошо согласуются полученные намиданные о том, что недисциплинированные респонденты оценивают полезность ТИтакже ниже, чем респонденты с низким уровнем агрессии и испытуемые с низкимуровнем импульсивности, а новизну ТИ – ниже, чем респонденты с низким уровнемагрессии.
Помимоуже обсужденных, мы получили данные о том, что испытуемые с низким уровнемагрессии оценивают полезность обратной связи значимо выше, чем испытуемые снизкой надежностью и низкой тревожностью, а новизну – значимо выше, чемиспытуемые с низкой надежностью. Можно предположить, что для испытуемых снизким уровнем агрессии характерно в целом весьма позитивное отношение кпоступающей извне информации (и в частности к обратной связи по результатамтестирования), поэтому они демонстрируют к ТИ отношение, несколько менее выраженное,но в целом сходное с дисциплинированными респондентами.
Вообще вмировой психологической литературе существует сравнительно мало исследований,посвященных изучению восприятия ТИ. Ретроспективные литературные обзорызарубежных авторов Р. Гуд’йиа, Х. Тинсли и С. Чу, У. Хэнсона и Ч. Клэйборнанасчитывают, начиная с 50-х годов ХХ века, соответственно по 44, 65 и 75исследований, посвященных представлению результатов тестирования. К сожалению,за исключением собственных, нам неизвестно ни одного исследования, проведенногопо данной тематике российскими авторами. Это означает, что хотя данный вопростребует дальнейшего изучения, однако уже полученные нами результаты могут иметьпрактическое значение и применение в психотерапии и психологической консультации.Зная об индивидуальных различиях в восприятии обратной связи, консультант можетбыть лучше подготовлен к тому, чтобы помочь клиенту понять и осознать обратнуюсвязь, которую он не готов воспринять.

Заключение
 
Такимобразом, психологическое тестирование широко используется сегодня в самыхразличных сферах – психологическом консультировании детей и взрослых,профориентации, оценке персонала при приеме на работу, аттестации, формированиикадрового резерва и т.д. Помимо оценочной составляющей (принятие решение о том,какую учебную программу выбрать школьнику, какого сотрудника повысить вдолжности), тесты имеют большой развивающий потенциал. Но для того, чтобырезультаты теста были восприняты максимально правильно и адекватно,консультанты, предоставляющие клиентам обратную связь, а, возможно, испециалисты, разрабатывающие компьютерные тестовые интерпретации, должныучитывать личностные особенности испытуемых. Ведь восприятиепсиходиагностической (равно как и любой другой) информации субъективно изависит от личностных особенностей человека, прошедшего тестирования.

Списоклитературы
 
1.        Hanson W.E., Claiborn C.D. (2008). Effectsof Test Interpretation Style and Favorability in the Counseling Process //Journal of Counseling and Development. Vol. 84. 349–357.
2.        Tinsley H.E.A., Chu S. (2009). Research on test and interestinventory interpretation outcomes // In Savickas M. L., Spokane R.A. (Eds.),Vocational interests: Meaning, measurement, and counseling use. Palo Alto, CA: Davies-Black.257–276.
3.        НауменкоА.С. (2006). Влияние формы тестовых интерпретаций на принятие решенийспециалистами по подбору персонала. Психология. Журнал Высшей школы экономики.№3.
4.        АлмаевН.А. Элементы психологической теории значения. М. Изд-во. ИП РАН, 2006.
5.        АлмаевН. А., Островская Л. Д. «Апробация краткой версии Опросника структуры характераи темперамента Клонинжера (TCI-140) на русскоязычной выборке // Психологическийжурнал №6 2005.
6.        БарашБ.А., Демьянов Ю.Г., Головина Т.П., Сорокин В.М. Шалагина Т.С. Трудности вобщении инвалидов по зрению и пути их устранения ». Москва, 2008.
7.        ЕрмаковВ.П ,. Якунин Г.А. «Основы тифлопедагогики», 2007.
8.        КондратовА.М. «Проблемы социальной реабилитации слепых». — Москва, 2005.
9.        ЛибманЕ.С., Мелкумянц Т.А. «Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудоваяреабилитация инвалидов с патологией органа зрения». — Москва, 2007.
10.      ОстровскаяЛ.Д., Алмаев Н.А. Апробация и эмпирическая валидизация сокращенной версииОпросника структуры характера и темперамента Клонинжера // Вестник МосковскогоУниверситета. Серия 14 психология, 2005. — №3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности рынка недвижимости
Реферат Александер, Уильям, граф Стерлинг
Реферат Обучение персонала организации
Реферат Общая характеристика пептидгидролаз нервной ткани нелизосомальной 2
Реферат Консорциальные синдицированные кредиты
Реферат Парламентская Скупщина Боснии и Герцеговины
Реферат Аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности предприя
Реферат Примитивные культуры и верования
Реферат Сражение на реке Булл-Ран (сражение при Манассасе)
Реферат The Rise And Fall Of Prohibition In
Реферат Экономические показатели работы УП Минский вагоноремонтный завод
Реферат Внешнеполитические цели политики перестройки.
Реферат Postgraduate Diploma Университета Манчестера (Великобритания) по специальности "Cultural Management". Стоимость обучения: Полная программа
Реферат Екологія та ландшафтна екологія
Реферат No Privacy Essay Research Paper Each time