Содержание
Введение
1 Цель, задачи, методы исследования
2 Исследование уровня тревожности
3 Психокоррекционная программа
Заключение
Список литературы
Введение
Общественная жизньчеловека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов»- тех или иных испытаний, гдеему приходиться доказывать свою социальную состоятельность, впервые сдающих на права,у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседованиек потенциальному работодателю. Классический пример « экзаменационного стресса» можнообнаружить в периоды сессии в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожныемысли, снижение аппетита, учащённый пульс и дрожь в конечностях – вот типичные проявлениястраха перед экзаменом. Проведённые в последние годы исследования показали, чтострах перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др. Недавние исследования учёных из медицинской школы Хьюстона(США) показали, что под влиянием этого страха у части студентов происходит нарушениягенетического аппарата, повышающие вероятность возникновения онкологических заболеваний.По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьниковрегистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно- сосудистойсистемы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления инарушением баланса отделов вегетативной нервной системы.
Как отметил Ю.Щербатых в своей книге « Психология страха», что при возникновении любой мнимойили реальной опасности у различных индивидуумов включается преимущественно «активный»или «пассивный» тип реагирования: у большинства людей в случае опасности происходитучащение пульса и повышение артериального давления, в то время, как у меньшей части– наоборот, пульс замедляется и снижается давление ( у них от страха «замирает сердце»,« перехватывает дыхание», снижается общая активность организма). Согласно его исследованиям,данная картина выявляется и у студентов, испытывающих страх перед предстоящим экзаменом:в то время как у большинства молодых людей состояние нервного напряжения и тревогисопровождалось учащением сердцебиения и повышением артериального давления, у частистудентов наблюдалась иная реакция: замедление ритма сердца, ослабление мышечноготонуса, падение артериального давления. Этот тип реакции на экзамен наблюдался восновном у лиц со слабым типом нервной системы, у людей с меланхолическим темпераментом,не способных выдержать сильных нагрузок. Причём, если перед первым экзаменом у нихещё встречался «нормальный» тип реагирования с общей активацией организма. То ковторому- третьему экзамену у них, как правило, наступало запредельное торможение,сопровождающееся пассивностью и резким упадком сил и настроения. Такие студентысдавали последние экзамены сессии как бы «по инерции» и были готовы принять любуюоценку, лишь бы «это мучение» побыстрее закончилось.
Некоторые зарубежныеи отечественные исследователи, досконально изучавшие эту проблему, вообще пришлик выводу, что с психологических позиций экзамены нежелательны и должны быть отменены.В то же время, существует и другая точка зрения, утверждающая, что экзамены стимулируютдеятельность мозга и повышают познавательную активность. Американский психолог Саразонустановил, что боящиеся экзамена ученики могут заметно улучшить свои достиженияи даже превзойти тех, кто экзаменов не боится.
Интересно, чтов то время как для одних людей проблемой является снизить уровень экзаменационногостресса, для других, наоборот, нужно «как следует разозлиться» или испугаться, чтобыв полной мере мобилизовать свои силы и успешно сдать экзамен. Для каждого человеканужен свой, оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшиерезультаты. В первую очередь, это зависит от типа высшей нервной деятельности илитемперамента: например, для меланхоликов, относящихся к слабому типу нервной системы,желательно снижать излишнее возбуждение, а вот для флегматика с сильным и инертнымтипом высшей нервной деятельности, чтобы лучше ответить, необходимо, наоборот, большепереживать и бояться экзамена.
1 Цель, задачи, методыисследования
Гипотеза: Применение технологий личностногокоучинга может являться условием уменьшения страха перед экзаменом и добавить уверенности.
Объект исследования:Состояниестраха перед экзаменом.
Предмет: Применение технологий личностногокоучинга, как условие уменьшения страха перед экзаменом и повышения уверенностив себе.
Цель: Изучение возможностей применениятехнологий личностного коучинга, как условия уменьшения страха перед экзаменом иповышения уверенности в себе.
Задачи:
1. Изучение психологическогосодержания технологии коучинга.
2. Исследованиеэффективности технологий коучинга в работе с личностью.
3. Разработкапрограммы уменьшения страха перед экзаменом и повышения уверенности в себе с применениемтехнологий коучинга.
Выборка: Учащийся 11 класса.
Теоретико-методологическое основание исследования: концепция НЛП- коучинга Тима Геллви, Томаса Леонорда,Джона Уитмора и многих других последователей. Личностный коучинг.
Методическийаппарат:
1. ОпросникЧ.Д. Спилберга (исследование уровня тревожности личности)
2. Техника НЛП« Волшебный вопрос»
3. Техника НЛП«Формирование подсознательной готовности к достижению цели»
4. Техника НЛП« Якорение ресурсного состояния».
Что такое коучинг?
Коучинг-тренировать, заниматься репетиторствам, подготавливать к экзамену или состязаниям.( Англо- русский словарь Мюллера В.К.)
Коучинг – этоподдерживающее отношение к клиенту, которое ставит основной акцент на то, чтобыклиент достигал своих целей, самостоятельно решая проблемы, стоящие перед ним, добиваясьпри этом наибольшей реализации своих способностей и возможностей. Это система взаимодействияс консультантом, с самим собой, с окружающим миром.
Термин «coaching» был введён в бизнес — терминологиюв начале девяностых годов Джоном Уитмором, английским бизнесменом и консультантом,и сейчас употребляется в кругах западного бизнеса так же часто, как «прибыль». Иозначает он нечто существенно большее и иное, чем простой перевод — «наставлять,тренировать, подготавливать». Это система, которая перемещает вас из зоны проблемыв зону эффективного решения, от туда где вы находитесь сейчас, туда, где вы хотитебыть на самом деле. Это система, которая позволяет увидеть, почувствовать новыеподходы и возможности, позволяет раскрыть ваш потенциал и «навести порядок» во многихобластях вашей жизни.
Коучинг — этовзаимодействие партнёров, несущих равную ответственность за этот процесс. Взаимодействиенаправлено на достижение целей, обозначенных клиентом в начале совместного пути.И коучинг действительно путь, движение к желаемому результату, который клиент иконсультант проходят вместе. Консультант подвигает вас к творческому поиску решенийи поддерживает вашу решимость достигать целей и осуществлять изменения в вашей жизни.
Используя коучинг:
· клиентыопределяют свои важнейшие цели и затем достигают их с наименьшими усилиями;
· клиентыдостигают больших результатов, чем, если бы, они это делали самостоятельно;
· клиентыфокусируются на своих целях для быстрого достижения результатов;
клиенты находяти применяют оптимальную структуру работы, профессиональные методы для достижениябольшей результативности.
Коучинг – не терапия.Консультант не работает с « проблемами», не обращается к прошлому и не выясняетпричин человеческого поведения. Вместо этого консультант помогает им продвигатьсявперёд, устанавливать свои личные и профессиональные цели, которые обеспечат имтакую жизнь, о которой они мечтают. Коучинг направляет наше сознание на настоящееи будущее.
Коучинг не фокусируетсяна прошлом или воздействии событий из прошлого на настоящее. Коучинг используетинформацию из прошлого клиента для прояснения положения клиента в настоящем. Анализпрошлого не влияет на движение клиента вперёд.
В своей работемы будем использовать ситуационный коучинг. Это, как правило, несколько сессийдля решения определённой задачи.
И несомненнымирезультатами коучинга будет являться улучшение продуктивности.
Направление коучингакоторое применяется в данной работе носит название « личностный коучинг».
Личностный коучинг- это обеспечение конкретных результатов в самых различных областях жизнедеятельностичеловека.
Личностный коучинг- в основном работа проходит в виде встреч «один на один». Каждая такая встреча– коучинговая сессия длиться от 60 до 90 минут. На протяжении этой сессии консультантс клиентом определяют и точно формулируют запрос и вырабатывают конкретные шаги- план действий. Работа происходит в форме диалога, где консультант преимущественнозадаёт «необходимые» вопросы, а клиент отвечает.
Важной особенностьюкоучинга является то, что клиент может решать свои проблемы, не углубляясь в обсуждениес консультантом их конкретного содержания, и сохраняя, тем самым, необходимый уровеньконфиденциальности. На протяжении всех сессий консультант создаёт креативную (творческую)атмосферу, находясь в которой, клиент генерирует идеи, находит массу возможностейдля реализации своих целей.
Консультант помогаетвыбрать реальные, безопасные, вдохновляющие, придающие энергию, вселяющие веру всобственные силы, пути, методы, способы, наметить конкретные шаги. Таким образом,итогом каждой сессии является план конкретных действий с обозначенными сроками.Шаги подбираются таким образом, чтобы возродить или укрепить в человеке веру в себя,в свои возможности.
2 Исследование уровня тревожности
Опросник Ч.Д Спилберга( методика адаптирована Ю.Л. Ханиным )
Теоретическиесведения:
Под тревожностьюпонимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающеесяв повышенной эмоциональной напряжённости, сопровождающейся страхами, беспокойствами,опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. В отличиеот страха, как реакции на конкретную, реальную опасность, тревожность –переживание неопределённой, диффузной, безобъективной угрозы.
На физиологическомуровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличенииминутного объёма циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастанииобщей возбудимости, снижения порога чувствительности. На психологическом уровнетревожность ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство грозящейнеудачи, невозможность принять решение и др.
Природа тревоги.Виды тревожности. ( Неофрейдизм, К. Хорни)
В отличие от ЗигмундаФрейда, Карен Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психикечеловека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствиячувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, всё точто в отношениях с родителями разрушает отношение безопасности у ребёнка, приводитк базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следуетискать в нарушенных отношениях между ребёнком и родителями. Если ребёнок ощущаетлюбовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиватьсянормально. С другой стороны, если он не чувствует себя в безопасности, у него развиваетсявраждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшисьв базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженнаябазальная тревога у ребёнка ведёт к трансформированию невроза у взрослого. Тревога,возникает в ситуации неопределённости опасности и проявляется в ожидании неблагоприятногоразвития события. Каким бы ни были проявления тревоги неизменно присутствуют двафактора: непреодолимая опасность и беззащитность перед ней.
Четыре вида тревожности:
1. Опасность ощущаетсякак проистекающая от собственных побуждений и угрожающая «Я» ( примером может служитьфобия, связанная с побуждением прыгнуть вниз с высоты).
2. опасность ощущаетсякак проистекающая от собственных побуждений и угрожающая другим ( страх нанестикому- либо увечье )
3. Опасность ощущаетсякак идущая извне и угрожающая «Я» ( страх грозы)
4. Опасность воспринимаетсякак приходящая извне и угрожающая другим ( тревожность сверхзаботливых матерей поповоду опасностей, угрожающим их детям).
Тревожность– важноеличностное качество человека, достаточно устойчивое. Доказано существование двухкачественных различных разновидностей тревожности: личностной и ситуативной (Р. Кеттел, Ч. Спилберг, Ю. Л. Ханин).
Под личностнойтревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенностьк эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие всебе угрозу для его «Я» ( самооценка, уровня притязаний, отношение к себе и т.д. ) Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать наподобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства ( личностное свойство).
Ситуативная,реактивная тревожность ( психическое состояние ) определяется как временная, устойчиваятолько в определённых жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такимиситуациями и, как правило, не возникающая в иных ситуациях. Это состояние возникаеткак привычное эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации.Ими, например, могут быть переговоры по телефону, экзаменационные испытания, общениес незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста.
Вывод ирекомендации: Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так какэто свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определённый уровень тревожностиестественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждогочеловека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это такназываемая полезная тревожность.
В данном случае,ученик имеет нормальный, умеренный уровень личностной тревожности ( 1,85 баллов.Приложение № 1 )
Уровень ситуативнойтревожности несколько повышен ( 2,4 балла. Приложение № 1 ), это говорит о том этосостояние напряжения вызвано надвигающимися экзаменами. Замер был произведен 28мая.
В соответствиис результатом нами была разработана программа, которая поможет снизить уровень ситуативнойтревожности.
3Психокоррекционная программа
Цельпрограммы: Провести комплекс коррекционных мероприятий способствующих снижению тревожностиперед экзаменом, обретению уверенности в себе.
Данная программапредусматривает 2 встречи в среднем по 50 минут.
Занятие №1
Цель: Сформировать психологическуюготовность к достижению цели.
Ход занятия:
1. Установлениерапорта.
Это исходное ибазовое условие хорошей коммуникации и сотрудничества, что позволяет сделать любоеобщение экологичным и результативным. При этом, по мнению специалистов, по нейролингвистическомупрограммированию, именно установление глубокого раппорта с клиентом является основным( и едва ли не главным) условием осуществления эффективной психокоррекции.
По мнению М. Гриндера(« Исправление школьного конвеера, или НЛП в педагогике»), для полного рапорта достаточноотражать ( по отдельности, а не все сразу) поведенческие характеристики партнёра(клиента) в указанных пропорциях:
Тело (поза) — 50% движений и положений тел
Дыхание — 100%темпа и ритма дыхания
Жесты — 100% основныхжестов
Лицо и глаза– 70% направлений взгляда и выражений лица
Язык (голос)-100% темпа и тона речи
Формы и виды раппорта:
Согласно Г. Олдери Б. Хаузер (« НЛП – полное практическое руководство»), вы можете устанавливатьраппорт, добиваясь подстройки по следующим параметрам.
· Физиология:поза и телодвижения.
· Голос:тон, темп речи и прочие характеристики.
· Язык иобраз мышления ( точнее, его характер): используемый словарь и соответствующая системапредставления.
· Убежденияи ценности: то, во что люди верят и считают важным.
· Личныйопыт: поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах.
· Дыхание:утончённое, но очень мощное средство подстройки.
Итак, более подробно:
Подстройкак физиологии соответственно партнёру:
Сидит или стоитв той же позе, изменяет осанку или повторяет за партнёром основные изменения позы,жесты.
Подстройкак голосу
· Громкость
· Темп
· Ритм
· Высота
· Тембр
· Интонация
· Произношение,какие-либо характерные слова и выражения.
Подстройкак языку и характеру мышления
«Предикативностьречи» — с подстройкой к предикатам партнёра
Подстройкак убеждениям и ценностям
Во что человекверит и в чём убеждён ваш партнёр по общению и что человек действительно ценит всебе и мире.
Подстройкак личному опыту
Даже весьма отдалённоесходство личного опыта или условное единство целей помогает установить хороший раппорт.
Подстройкак дыханию
В процессе слова-внушения — произносятся коучем строго в такт дыхания клиента: на его выдохе.
Для полного раппортадостаточно отражать (по отдельности, а не все сразу) поведенческие характеристикипартнёра ( клиента) в указанных пропорциях ( смотри выше )
2. Калибровка
Начинается и выполняется вначале беседы, может уточняться всё время общения и должна быть закончена до конкретныхдействий с клиентом.
· Ведущая
· Репрезентативная
· Референтнаямодальности
· Положительноесостояние
· Нейтральноесостояние
· Отрицательноесостояние
· Проблемноесостояние
· Состояниедостижения результата
· Состояниеаптайм ( полной осознанности)
· Состояниедаунтайм ( трансовое состояние)
· (ГСД, предикаты, стратегии ГСД)
3. Следование
Осуществляет проверочныедействия, по определению степени достаточности подстройки для перехода к ведению.
4. Ведение
5.Применение техник
И использованиеключевых навыков:
· Слушание(концентрация, пассивное слушание);
· Активноеслушание (выяснение, уточнение чувств, постановка вопросов для повышения осознания,одобрение, поддержка, перефразирование, резюме, отражение состояния клиентов, понимающееслушание);
· Коммуникативныйцикл (инициация, ответ, уведомление, повышение осознанности, визуализация);
· Задаваниевопросов (для определения интереса, для прояснения, для определения обязательств).
В данном случае,мы использовали технику «Волшебный вопрос».
Эта техника поможетнам отвернуть человека от проблемы, и повернуть его лицом к её решению, котороескорее всего находиться за пределами известной ему «карты» ( а также приступитьк анализу параметров желаемого состояния).
«Предположим,что однажды утром случилось чудо, и проблема, мучившая вас, исчезла. По какимпризнакам вы узнали бы об этом? Что изменилось в вас и в мире? Что заметили бы ввас окружающие?
Как показываетпрактика, само по себе переформулирование проблемы в её решение обладает реальными значительным терапевтическим эффектом.
Рекомендуетсясклонить клиента формулировать свои цели в ясных категориях:
Как часто ( частота)?
Когда (дата, период,конечный срок),
Где и как долго( период).
Мы считаем, чтодля того, чтобы над целью можно было работать, она должна быть принята пациентоми психотерапевтом.
Чтобы убедиться,знают ли все стороны, когда считать цель достигнутой, мы помогаем клиенту перевеституманные слова, не основанные на чувственных указаниях, на язык действия. Клиентдолжен уметь представить себе цель, как если бы её можно было видеть и слышать навидеозаписи.
Далее необходимосформировать готовность к достижению цели – по сути, включения «автопилота» бессознательногоклиента, а также снабжения его энергией уверенности и убеждённости. В этом нам поможеттехника «формирования готовности к достижению цели». Смотри приложение №2.
6. Экологическаяпроверка и протяжка в будущее.
( чёткое и зримое представлениео том, что хочет клиент получить в будущем).
И создание некогоплана действий:
Как вы собираетесьдобраться до своей цели?
Каков будетваш первый шаг?...
Занятие №2
Цель: Приобретение ресурсного состояния,которое поможет справиться с тревогой перед экзаменом и повысить уверенность в себе.
Ход занятия:
Пункты 1,2,3,4,6из занятия№1 являются необходимым условием успешной психокоррекционной работы длякаждой коучинговой сессии.
Что касается пункта№5,то на данном занятии мы использовали технику
« якорение ресурсов».
Якорем называетсянекий стимул, который связан с физиологическим состоянием и запускает его.
У каждого из насесть личная история, богатая различными эмоциональными состояниями. Чтобы воспроизвестиих, нам необходим триггер, некая ассоциация в настоящем, чтобы извлечь исходноепереживание. Наш мозг естественным образом связывает переживания, это тот способ,которым мы придаём смысл всему, что делаем. Иногда эти ассоциации оказываются оченьприятными, например, любимая музыкальная пьеса, которая навевает нежные воспоминания.И каждый раз, когда вы слышите эту особенную музыку, у вас возникают нежные ощущения.И всякий раз, когда это происходит, ассоциация усиливается.
Другие примерыестественно действующих положительных якорей — это любимые фотографии, запахи, вызывающиевоспоминания, особенные слова любимого человека или тон его голоса.
Якоря обычно являютсявнешними. Звенит звонок будильника, и наступает время вставать. Школьный звоноксигнализирует о конце перемены. Это аудиальные якоря. Красный сигнал светофора означает«стой». Кивок головы означает «да». Это визуальные якоря. А запах свежего гудронаможет, как по мановению волшебной палочки, отбросить вас в далёкое детство, когдавы в первый раз почувствовали этот запах. Это кинестетический якорь. Слово «тест»является для многих школьников якорем, они чувствуют себя взволнованными и теряютспособность показывать лучшие результаты.
Мы можем выбиратьассоциации, которые хотим усвоить, Вы можете взять какое-нибудь событие своей жизни,которое кажется вам наиболее трудным или наиболее озадачивающим, и решить заранее,какое физиологическое состояние хотели бы иметь во время этого события. Для любойнеприятной ситуации вы можете создать новую ассоциацию, а, следовательно, новуюреакцию с использованием якоря.
Это делается вдва этапа. Сначала вы выбираете желаемое эмоциональное состояние, затем вы ассоциируетеего со стимулом или якорем, так, чтобы вы могли по желанию вызвать его в любой момент.
Якоря должны:
— по времени совпадатьс пиком интенсивности состояния;
— быть уникальнымии различимыми, быть легко воспроизводимыми;
— Быть связаннымис тем состоянием, которое отчётливо и легко переживается.
Якорение ресурсныхсостояний.
1. Идентифицируйтеситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.
2. Идентифицируйтенеобходимый вам особенный ресурс, например, уверенность.
3. Убедитесь втом, что ресурс действительно является подходящим, задав вопрос: «Если бы у менябыл этот ресурс сейчас, воспользовался бы я им в действительности или нет?» Еслида, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2.
4. Вспомните случайв своей жизни, когда у вас был этот ресурс.
5. Выберите якоря,которые вы собираетесь использовать в каждой из трёх основных репрезентативных систем,- то, что вы видите, слышите и ощущаете.
6. Перейдите надругое место и в своём воображении вернитесь полностью в переживание ресурсногосостояния. Переживите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, изменитесостояние и выйдите из него.
7. Переживитесвоё ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет пика, присоединитетри якоря. Продержите это состояние столько времени, сколько вы хотите, затем изменитесостояние.
8. Испытайте ассоциацию,включив якоря и убедившись, что вы действительно входите в это состояние. Если вынеудовлетворенны, повторите шаг 7.
9. Идентифицируйтетот сигнал, который даёт вам знать, что вы попали в проблемную ситуацию, в которойвы хотите воспользоваться якорем.
Теперь вы можетеиспользовать для того, чтобы вызывать своё ресурсное состояние тогда, когда захотите.
После проведённыхнами занятий мы предложили клиенту ответить на вопросы опросника Ч. Д.Спилберга. (смотри приложение №3 ).
Результат повторногоисследования: Уровень ситуативной тревожности немного снизился и на данный моментсоставляет 1,9.
На основании проведённогонами исследования можно сделать следующий вывод: гипотеза является достоверной (применениетехнологий НЛП — коучинга в работе с личностью может являться условием уменьшениястраха перед экзаменом и повышения уверенности в себе).
Заключение
В нашей работепроводилось исследование эффективности применения психотехнологий НЛП –коучинга в работе с личностью как условия уменьшения страха перед экзаменом и повышенияуверенности в себе.
Выводы:
1. В результатепроведённого нами анализа по проблеме, страх перед экзаменом затрагивает все системыорганизма человека: нервную, сердечно- сосудистую, иммунную и другие. В период экзаменационнойсессии у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно– сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериальногодавления, что в свою очередь, отрицательно влияет на результат сдачи экзамена. Икоучинг, в этом плане, может являтся прекрасным условием для снижения страха передэкзаменом, так как, само понятие «коучинг» означает — тренировать, заниматься репетиторством,подготавливать к экзамену или состязаниям.
2. Для проведенияпсиходиагностического исследования нами была проведена методика- опрсник Ч.Д. Спилберга« Исследование уровня тревожности личности».
На основании полученныхданных психологического исследования можно сделать следующий вывод: Ученик 11 классаимеет повышенный уровень ситуативной тревожности, который вызван надвигающимисяэкзаменами.
3. По результатампроведённого исследования нами была разработана программа, которая поможет снизитьуровень тревожности. Она состоит из 2 встреч по 50 минут.
После проведениязанятий нами был произведён повторный замер уровня тревожности, который показалснижение уровня тревожности.
Таким образом,гипотеза нашего исследования подтверждается.
Применение психотехнологийНЛП – коучинга в работе с личностью является эффективным условием уменьшения страхаперед экзаменом и повышения уверенности в себе.
Списоклитературы
1. Беляев А.Г. Практическое пособие « НЛП –коучинг, как стиль мененджмента и управления персоналом».
2. Беляев А.Г. Психотерапевтический контракт.
3. Бендлер Р. Гриндер Д. Паттерны гипнотических техникМилтона Эриксона.
4. Горин С.А. А вы пробовали Гипноз?
5. Джозеф О Коннор Джон Сеймор Введение в НЛП.
6. Ковалёв С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологииличностной эффективности.
7. Опросник Ч.Д. Спилберга Исследование уровня тревожности.
8. Осипова А.А. Общая психокоррекция.
9. Щербатых Ю. Психология страха.
10. Интернет.