Реферат по предмету "Психология"


Предмет зоопсихологии

1. Предмет и задачи. Сравнительная психология изучает филогенез, онтогенез, закономерностии функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает всравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка. Зоопсихологиярассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенноприматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда зоопсихологиявоспринимается как метод, а не самостоятельная наука. Предмет и объектзоопсихологии: Объект — поведение, практическая деятельностьживотных. Предмет — их психическое отражение, т. е. психика. Предмет зоопсихологии: зоопсихология — наука о проявлениях,  закономерностях и эволюциипсихического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- ифилогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предысториичеловеческого сознания. Сравнительная психология — наука озакономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общеми различном в их психической деятельности. Этология — наука изучающаяповедение животных. Психика — это форма отражения реальнойдействительности, позволяющая организму животного адекватно ориентировать своюактивность по отношению к среде. У жив. о психич. реакциях определяют поповедению(совокупность внеш. преимущественно двигательной активности направл. наустановл. жизненно — активной связи со средой. Зоопсихология базируется нафизиологии всех видов, связана также с экологией, антогинезем и др. науками развитиячеловека. Задачи зоопсих.: теоретические(решение задачи о соотношениибытия и сознания, познание психики человека, изучение психпроцессов и функ. нанизших уровнях эвол. развития, на жив — ых можно моделировать определенныеусловия, кот. влияют на психику человека. И прикладные(использование знаний опсихике жив. в хоз. и бытовой деятельности чел — ка, использ. знаний о психикежив. в природоохранной деят. чел., использ. знаний о психике жив. вразвивающих и психотерапевтических целях — анималотерапия).
2. История развития. Ч. Дарвин. Его работы дали начало сравн. и экспериментал. исследованиям«Выражение эмоций у животного и человека» — 1872г. Дарвин использовалобъективным метод изучевиния психики. Опред. проявления эмоций у человека и уживотных схожи. Категории поведения: 1)Инстинкт(комплексы простыхбез/усл рефлексов). 2)Способность к обучению. 3)К рассуждению. Посде Дарвинаученые идут по двум направлениям. Антропомофизм — стремлениепреувеличивать разумность животных и приписывать им человеческиесвойства(сознание, волю, любовь). Это перенисение всех человеческих качеств наживотных. Джон Роменс — ученик Дарвина. «Ум животных»Доказывает, чтоживотные во многих ситуациях осуществляют разумные действия. Механицизм.Жак Леб, Дж. Уотсон, Павлов. Гл. постулат в изучении поведения жив.: «любымвыводам должно предшествовать наблюдение». При изуч. жив — ого необх. отказатьсяот попыток узнать то, что нам знать не дано. Против антропоморфных тенденций Ж.Леб: теория тропизмов. Тропизмы — это генетически фиксированныемеханизмыпространственной ориентации и двигат. активности, животных в сторонублагоприятных или от неблагоприятных условий среды(атомы поведения животных). Лебрезко выступал против теории нервных центров и считал ее научной ошибкой — атомистическийподход. Павлов — рефлексы — атомы поведения животных. Бихевиористы — Уотсон: поведениепостороено из секретных и ышечных реакций организма, которые в своюочередьдетерминированы действующими на животное внешними стимулами. Бих — тыотбрасывали возможность того. ючто существуют какие — то процессы переработкиинформ. в нервной системе — промежуточные переменные. Заслуга: нахождениевысокоточных приемов количественного анализа поведения. Толмен вводитпонятие«промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, кот. называютсянезависимыми стимулами. Отец когнитивного подхода в зоопсих. — Л. Морганобособил обучение в инстинкты научения. Обучение — приобретенные, инстинкты — врожденные.Он пологал, что жив — е в ряде случаев действуют методом проб и ошибок. Тондайк(ученикМоргана)разработал учение о методе проб и ошибок. Морган — закан экономии: нельзяобъяснить поведение жив. наличием разума, т. к. это объясняется наличиеминстинкта. Вагнер — основатель зоопсих. (отечеств. ), кот. занимает небольшую частьсравн. псих. Ладыгина — Коц — зоопсихолог, одна из основателей. Фабри — основатель,автор зоопсих. и сравн. псих.
3. Методы исследования. 1)Метод наблюдения за поведением животного. Требует обязательнойдокументации. Может осуществл. в естеств. или искуств. созданных условиях. 2)Методнаблюдения следов прибывания животных и их расшифровка. 3)Экспериментальныеметоды. а)методпроблемной клетки(садят жив. в клеткуи наблюдают как оно ееоткроет), б)метод лабиринт, в)метод обходного пути(изучить возможности испособности к экстрополяции), г)метод дифференцированной дрессировки(проявляютустойчивость психики), д)«выбор на образец», иначе называется«дай такой же», е)метод проблемного ящика(из ящика достать еду, проверяетсявозможность использовать инструменты), ж)метод неподкрипляемогоманипулирования(для исследования оринтировачно — исследовательского наблюдения),з)ситуационный метод.
4. Потребности и мотивации. 1)Потребность — отражение вформе переживания нужды индивида в том, что необходимо для поддержания егожизнедеятельности. Хар — ка потребности — определенная направленность накомпонент среды или изменение состояния самого субъекта. Потребность выражаетсвязь потребностного состояния с предметом потребности. Предмет потребности — то,что необходимо для обмена вещ — в(внутр. и внешнего(через мембрану клетки)). Припсихической форме отражения субъект начинает действовать до контакта спредметом потребности и для наступления этого контакта. Ключевой хар — койпредмета потребности внешнего обмена является то, что он заключен в объектесреды. 2)Мотивация — родовое понятие для определения совокупностифакторов, механизмов и процессов, обеспечивающих направленность поведения. 3основныхкомпонента: побуждение, направление, наличие у субъекта способа осуществлениянеобх. поведения. Мотивац — й процес — процесс, придания мотивационной ф — цииразличным содержаниям, задействованным в деятельности субъекта поудовлетворениюпотребности. 3)Псих. деятельность — орг — я всейактивности субъекта в единую, целостную систему, напрвленная на удовлетворениепотребности. Постоянство любого челове — ого организма — динамическийгомеостаз(нужно сохранять постоянство параметров внутр. и внеш. среды). Длясохран. гомеостаза нужно затрачивать энергию(для энергии нужно поступлениепитат. вещ — в). Любая двиг. активность явл. мотивом для удовлетвор. потребностей.псих. деятел. будет меняться в зависимости от изменения среды — адаптация(приспособлениевсего организма). Поведенч. реакции возникают в ответ на потребности, вызванныеопредел. мотивацией.
5. Эволюция форм поведения как основа развития психики. Материалистическоерешение проблемы зарождения психики возможнолишь на основе возникн. психики изпервичной реакции живой формы материи, кот. называют раздражительностью.В ответ на действия раздражителя любой организм реагирует изменением обменавеществ. Раздражимость — это реакция на действия раздражителя. Для оценкиреакции раздражимости, путем отбора, возникла новая форма – чувствительность(это способность к ощущениям, это есть элементарное психич. явление). Леонтьев,Выготский: Организм реагирует на раздражитель в силах оценить правильно ли онотреагировал. Таким образом, чувствительность в рез — те позволила организмамрасширить свои «представления» о мире. Эта форма привела к правил. адаптациик условиям существования, т. е. к эволюции психич. деятельности. Таксисы — новая форма движения псих. деятельности. (хено —, термо —, электро —, фото- таксисы). Самой первой формой таксиса явл. кинез(просто движениябеспорядочно). Появилась сле. форма реакций организма на измен. окруж. среды. Появилисьнервные стр — ры — рефлекс. Нет нервных элементов и нет рефлекса. Онстал наследоваться, строился в генетику клетки данного вида жив., данногоорганизма и т. д. Реакции собрались в комплексы, кот. назыв. инстинктами(комплексыпростых без/усл рефлексов). Импринтинг — запечетлевание, конкретноепреспособление к конкр. среде. Научение — это самостоятельная форма: ядолжен, мне надо(способность жив. принужденно изменять свое поведение). Появляетсяэлементарная рассудочная деятельность. На этом заканчивается псих. деят.животных. От элем. формы псих. деят. — чувствительности к возникновениюэлементар. рассуд. деят. у животных.
6. Эволюция сенсорных систем. Раздражимость — это физич. действительностьреальных объектов окр. мира. Результаты привели к необходимости оценить самихсебя. Надо изучить псих. сторону отражения. Чувствительность — это началоэлементарной психики. В биологич. объектах возникли специальные системы — сенсорные(чувствительные).Задача сенсорных систем — донести до организма любой сложности всю важную длянего информацию: о внеш. и внутр. мире и о изменениях в мире. В организметакими датчиками явл. анализаторы: слуховые, вкусовые, тактильные, двигательные,зрительные, обонятельные. (Прим. строение анализатора: Получение информац. рецепторами=>преобразование в элект. сигнал=>передача эл. сигналовв центр=>центр переработки информ. =>выработка команд=>звенья передачикоманд=>исполнение команд)Животныевоспринимают объекты, кот. необходимы для выживания, поэтому в совершенстверазвиваюся же анализаторы, кот. обеспечивают им в достаточной мере информ. обобъектах питания или кот. угрожают жизни. эволюция сенсор. систем шла внаправлении обеспечения адекватности организма животных в условиях их выживания.
7. Безусловный рефлекс. Самой первой формой таксиса явл. кинез(просто движениябеспорядочно). А когда спецефический кинез, то это таксис(новая форма движенияпсих. деятельности). Б/усл рефлекс — это ответная реакция организма на раздражительс обязательным участием нервной системы. если нет нервной системы, то таксис, аесли еще ниже, то кинез. Раздражитель — какое — то изменение внеш. среды. Материальнымсубстратом для осуществл. рефлекса явл. рефлекторная дугас обратной связью. Рефлекторнаядуга представлена нервными элементами. (рецептор — центр — орган исполнитель). Б/усл.рефлекс исполняется сразу, без обдумываний, потому что к работе готова рефл. дуга.Рефлекс материален. Дуга — ее можно генетически наследовать. Б/усл. рефлексынаследуемы, принадлежат всем особям данного вида. Комплексами б/усл. рефлексов,предворяющим потребности адаптации к среде новорожденных, вооружаются все особиданного вида. Эти комплексы обеспечивают выживание новорожденного вне организмаматери.
8. Классификация безусловных рефлексов. Классификация: пораздражимости (реакция на действия раздражителя), по анализаторам (слуховые, вкусовые,тактильные, двигательные, зрительные, обонятельные), по значению для организма.Возрастные особенности: существуют в реальном мире: зрелорожденныедетеныши и незрелорожденные. У зрелорожденных все системы связаны с движениемимеютвызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. Унезрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условийпроживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в определ. сроки:половые рефлексы. Видовые особенности: рефлексы направлены на выживание,приспособление к окр. среде, размножение. Все притерто к условиям проживания.
9. Инстинкты, их характеристика и видовые особенности. Истистинкты — этоцель б/усл. рефлексов, построенная таким образом, что конец одного служитначалом другого. Для осущ. инстинкта необходим определенный метабол. илигормональный фон. В трудах античных мыслителей основные проблемы поведениянашли дост. внимание, породили массу обсуждений, очень важна роль в этих проявл.психич. активности животных. Ж. Ламетри подчеркивал биологич. приспособленностьинстинктов. Впервые применил срав. подход к изучению псих. деятельности животных.Инстинкты — естественные потребности. Инстинкты в искуственных случаяхпроигрывают. Инстинкт запрограмирован генетически, нужен для приспособл. кусловиям существования. Функции инстинкта: обеспечение приспособления субъектак постоянным, не изменяющимся в теч. жизни индивида, условиям среды.
10. Концепцияинстинкта и его структура. Инстинктивное поведение складывается из отдел. актов, кот. состоятиз стереотипных движений. Поведение — это совокуп. двигат. функций, кот. ориент.во времени и пространстве. Конкр. инстинкт. движения — реультат длит. эволюционнгопроцесса. Характерные движения — соверш., сенсорные(чувствительные) восприятия,развивается психика. Актповед — инстинктдейств, движ. Истин форма регул деят представл собой генетич фиксир реакцию настимулы. Внутр факторы инстинкт повед:  — саморегуляция, т. е. внутрритмич процессы саморегул — ся для того, чтобы соответств внеш комбинацфакторам среды.  — получая через сенс сист пуск сигналы, нерв сист способна такпостроить физиологич — ие ф — ии, чтобы поддерж гомеостаз; вниманиераздражители, сост — ие в совок пуск ситуацию — ключ раздражители на кот орг — змреагирует видовыми формами повед; — настраив — ие ключевые раздраж, кот понижпорог раздражимости нерв центров, отвеч за порог чувсв — ти. Общее св — во ключраздраж — ей — специфич элемент — е призн жизнен важн компонентов среды (цвет, запах,размер, простр — ое полож). Структура повед акта: 1) поисковая фаза — в инстин- кормовом повед занимает главн место, много вар — ов (голодное жив — е отпр — сяна писк корма). 2) акт поедания — коротк по времени, специфич для кажд вида, единообразнпо рез — ту) — ригидная, стереотипн фаза. Все компон инст повед: СП — ть иметьи сп5ецифич переж сост — ие нужды и удовлетвор потребн — ти отраж и эмоц — нооценивать необходимые двиг реакции в ответ на эти стимулы — обеспеч генетически- вродж пуск мех — ом инст — та — в форме эндогенных ритмов акт — ти, строенсенс — перцепт систем.  — Готовность суб к выполн опред деят — и (наличпотребн) — Появл стимулов из внеш среды — Объект по отнош к кот жив будет осущдеят — ть — Способн жив — о соответств образом реагир — ть на эти стимулы идейст — ть с объектами (внутр и внещ факторы, обусл инст — е поведение.
11. Внутр. и внеш. факторы инстинктивного поведения. Внутрен. факторы:стр- ра, позв. сохр. внутр. среду — представление о гомеостазе(поддерживание опред.параметров). При изменении внеш. среды стр — ра стала устойчивой. Зависимостьот окр. среды — в потребностях. Эти потребности явл. мотив. поведенческихактов.Постепенно для адекватности изменениям среды в организме развиваетсясаморегуляция. Условия среды меняются с опред. периодичностью — организм можетих отслеживать, закреплять их в генетике и предворять эти явления изменениямсвоих потребностей. Внут. ритмы регуляции физиолг. функций — эндогенныебиоритмы, кот. синтезируются с внеш. явлениями. В отд. участках мозга закрепл. определенныедвижение, т. е. послед. движений для достиж. лучшей адаптации к условиям внеш. среды.Инстинктив. действия позволяют ей приспособиться лучше к взращиванию животных. Внеш.факторы: Получал через сенсорные системы пусковые сигналы, нервные стр — рыспособны так построить физиол. ф — ций, чтобы они обеспечив. постоянство внутр.среды. Внеш. раздражители составляющие пусковую ситуацию названы ключевымираздражителями на них жив. реагируют, без предварит. обучения видовымиферментами поведения(двиг. реакции). Настраивающие раздражители, кот. пол. порограздражимости нерв. цент. отвергающих за высоту порога.
12. Пластичность инстинктивного поведения. Инстинкт. поведение- это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешнимивоздействиями. 2 типа приспособления к окружающей среде: 1)Изменениеорганизации(строения и функций животных), совершающееся весьма медленно ипозволяющее приспособиться лишь к постепенным изменениями среды. 2)Измененияповедения животных без изменения их организации на основе высокой пластичностиненаследственных,  индивидуально приобретаемых форм поведения. Эффективноеприспособление к быстрым изменениям среды. В этом случае больший успех будутиметь особи с более развитыми психическими способностями, «изобретатели»новых способов поведения. Ригидное инстинктивное поведение не может выполнятьэту функцию. Но,  подобно изменениям строения тела, может служитьприспособлением к медленным изменениям среды. Значение такого приспособления неменее важно для выживания вида, чем индивидуальное приспособление. Т. о., постоянствоинстинктивных компонентов поведения необходимо для выполнения наиболее важныхфункций независимо от случайных условий среды.  Итог эволюционного пути, пройденноговидом, самое ценное, что приобретено видом для выживания особи и продолжениярода.  Эти передаваемые программы не должны меняться под влиянием случайныхфакторов.  А в экстремальных условиях ещё имеются шансы выживания благодарярезервной пластичности инстинктивного поведения.  В остальном реализацияврождённой программы в конкретных условиях обеспечивается процессами научения, т.е. индивидуального приспособления видотипичного поведения к частным условиямсреды.  Индивидуальное приспособление без утраты накопленного в ходе эволюциитребует основы в виде устойчивой инстинктивной диспозиции, благодаря которойживотное может с выгодой для себя реагировать в любой ситуации.  
13. Психический компонент инстинктивного поведения. Все начинается сактуализации потребности — влечения, драйва, кот. регулируются эндогеннымифакторами и сформированна в эволюции для того чтобы«заставить»субъекта выполнить основные задачи жизнедеятельности. Драйв- инстинктивное побуждение, врожденное, присуще данному виду животных. Предметпотребности заключен в объекте деятел — ти, и для удовлетворения потребностисубъект должен с этим объектом взаимодействовать — это суть психич. деят — ти исамо ее содержание. Удовлетворение потребности — форма фзаимодействия собъектом, в процесс кот. субъект испытывает состояние, кот. для него есть то, кчему он стремился. Инстинкт. форма как регуляция деят — ти, охватывает 1 и 3части деят — ти. Середина же, т. е. сам процесс деятел — ти строитсяприжизненно на основе других механизмов. Таким обр., психич. компонент инстин- о поведения заключает в себе стремление, влечение к переживаниям определенныхсостояний, кот. можно достичь с определенными объектами.
14. 16. Импринтинг и его роль. Импринтинг— запечетлевание. Имеетзначение последствия. Существ. критические периоды, кот. может замыкаться насвою мать, особей другого вида. Существ. опред. время, в течении кот. осуществ.этот процесс. У ребенка растягивается до 2 — 3лет. Критические периоды длязапечатления — периоды открытых систем. Дальше у незрелорожденных(больше 3суток запечат. )По времени созревания периодич. и центральных стр — р. Можнозапечетлевать температуру, степень солености воды. В опред. период у особейпроисходит запечетлевание особей своего вида — время 4 — 10недель. Объектызапечатления — родительские особи, братья и сёстры, будущие половые партнёры, внешниепризнаки потенциальных врагов. Запечатление изучено на зрелорождающихся, хотяоно свойственно и незрелорождающимся. Оно чаще происходит сразу после рожденияв течение короткого периода при первой встрече с объектом запечатления. Половоезапечатление. Самцы запечатлевают своих матерей как образец самки своего вида. Усерого гуся и белолобого гуся. Если показать птенцу чужую маму, будет ухаживатьза чужими самками. Если птенцам дикой утки показывать самца — альбиноса, половоеповедение самок впоследствии будет направлено на селезней — альбиносов. Если непоказывать взрослых особей, половое поведение будет направлено на особей такогоокраса, как у братьев\сестёр. У млекопитающих половое запечатление — у копытныхи грызунов.  
15. Критические периоды для запечатлевания. 2 — 4мес. жив. должноприобретать навыки общения. Долговременный импринтинг — долгое присутствиезапечатлевания.
17. Общая хар — ка процесса научения. Научение как однаиз форм регуляции деят — ти основано на образовании временных связей междустимуляцией и эмоц — ой и двигат. рекциями субъекта. Ф — ция научения: принужденногоизменения имеющихся форм поведения в ответ на прижизненно же возникающие, но втеченее длит. времени сохраняющиеся изменения. Поведение субъекта для своегоизменения требует повторяющегося совпадения: стимуляции, эмоц — ой двигат — ойреакции субъекта, получаемого рез — та — подкрепления. "Натуральный"усл. рефлекс(классич. )явился основной эксперим — й моделью исследованиямеханизмов научения в раб. Равлова. Сначала возникает индифферентный стимул, накот. у жив. есть ориентировочная реакция, по кот. не связан ни с какими формамиповедения. Сразу после этого стимула, частично перекрываясь с ним во время, появляетсястимул, на кот. у жив — ого уже есть определенная ответная реакция. «Натур.»усл. рефлекс явл — ся отдельным компонентом всего процесса научения иобъясняет механизм образования временной связи. Такое научение стало основойдрессировки как процесса, организуемого чел — ом, кот. подбирает необходимыестимулы, подкрепление и создает условия для выполнения жив — м необходимойответ — й реакции. Интструментальный усл. рефлекс — сложное научение ужив — ых, при кот. жив — ые сами проявляют активность во взаимодействии сосредой и устанавливают связи между компонентами научения.  — Мотивированноеповедение животных, когда субъекту необходимо было сам — но вычленить стимулы, реакцияна кот. приведет к получению подкрепления.  — Жив — ое сначало совершает ряддвижений(проб), большинство из кот. не ведут к получениюподкрепления(ошибки). Приинст — ом рефлексе обычно жив — ое имеет достаточную свободу в выборе ответныхреакций, с помощью кот. достигается подкрепление.
18. Навык и тренировка как формы научения. Навык — форманаучения, кот. проявляется на разных ступенял эвол — ого развития, важнейшаяформа факультативного научения, проявляется на опред — ом уровне филогенеза. Врез — те его формирования примен — я врожденная двигательная координация — реакцияповеденческая, но в новой ситуации. Сигналы старые, а реакции новые. 1)необходимостьподкрепления реакции и навыка, т. е. нужна тренировка. 2)тренировочный процесс,чем он лучше тем лучше рез — т. 3)Для примитивных навыков достаточноустойчивого стереотипа. Стереотип — станд — ый ответ на станд — ый комплексраздражителей. Оперантное научение — выборка способов поведения. Дрессировка — коррекцияповедения жив — ого с целью комфортного проживания с ним. Гердт создала теориюо тренировках дрессировки и выделила 3 стадии дрессировки: 1)стадиянаталкивания (простое, сложное, непосредственное)2)ст. обработки навыка 3)ст. упрочненияотработанного навыка.
19.Подражание. Имитационноенаучение: групповые птицы наблюдают за поведением друг друга, и если одна особьнаучилась делать что — то новое и полезное, остальные получают опыт черезподражание. Способность к ситуационному звукоподражанию (особенно развита ускворцов Майна и попугаев). Птицы способны связывать звуки с обстановкой и вдальнейшем издавать эти звуки в подобной ситуации. Научение путем подражаниязаключается в индивидуальном формировании новых форм поведения, но путем одноголишь непосредственного восприятия действий других животных. Аллеломиметическоеповедение: подражание без научения. Стимуляция видоспецифических действий(или действий, которым животное уже обучено). Эмоциональное заражение при бегетабуна, общее зевание стада, одновременный отдых, собирание пищи. Выполнениевидотипичных действий одними животными является побуждающим фактором для других.Взаимопоощрение видотипичной деятельности. Имитационное научение — обучениеневидоспецифическим формам поведения. Обучение на основе общения.
20.Ассоциативный тип научения. Инсайт. Приассоциативном научении образуется ассоциативная связь между двумяпсихическими явлениями. (Жив устан соотнош между всеми 3 компон проц научения: стимулом,ответн реак и подкрепл. Жив либо примен имеющ — я реакции в нов сигн ситуац, либоизмен имеющ — ся реакц)Инсайт — высшая форма научения, основывается наопыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах. Присущ толькоптицам и млекопитающим, обладающим интеллектом. Оказавшись в проблемнойситуации, животное остается неподвижным и только оценивает обстановку, несовершая никаких действий, после чего начинает действовать с учетом реальносуществующих связей между компонентами среды. Инсайт (озарение): а) собственноинсайт (“улавливание отношений”); б) подражание типа социального облегчения; в)истинное подражание (“копир повед актов”).
21.Дрессировка.  -коррекция поведения жив с целью комфортного проживания с ним. Герд выдел 3стадии дрессир: 1. наталкивания (простое (косвенное); сложное; непосредств(находка в поведении) 2 обработка навыка 3 упрочения отработанного навыка.
22.23. 24. Пренатальный Период. Эмбриогенез. Эмбриональное повед имеет преадаптационное знач.В проц эмбри — за идёт ускор созр — ие отдельных нервных волокон, которыеопределяют жизненные функции новорожденного (например, сосательные движения). Внутриутробныедвижения влияют на координацию физиологических процессов, связанных с мышечнойдеятельностью, и тем самым способствуют подготовке поведения новорожденного. Новорожденныеягнята и козлята способны, не утомляясь, бегать до двух часов подряд. Но приэтом надо учитывать, что эмбрион находится в обеднённой среде, ему “нечегоотражать”, так что психика находится в процессе становления, это подготовка кактивному взаимодействию с внешней средой. На этом этапе — только зачаточныеформы элементов психики. Подготовка морфофункциональной основы психическогоотражения. Куо одним из первых показал, что в ходе эмбриогенеза происходитразвитие двигательных функций. Отработка клевательных движений. Зародышиголовоногих моллюсков вращаются внутри яйца вокруг своей оси со скоростью 1об\час. У эмбриона дафнии антенны для плавания на середине срока начинаютдвигаться, а перед завершением поднимаются и принимают нужное для плаванияположение. У зародышей костистых рыб: дрожание, подёргивание отдельных частейтела, вращение, змеевидное изгибание. У земноводных — плавательные движения, движенияконечностей. Все эти движения проявляются под влиянием эндогенно обусловленногосозревания внутренних функциональных структур, а не из — за внешних влияний. Млекопитающихтруднее изучать, т. к. они в утробе матери. Опыты на крысе, в рот детёнышейкоторой вставили конюли и капали поочерёдно то обыкновенной водой, то горькой: формированиеусловного рефлекса. Попытки выплёвывания конюли изо рта и дёргание головойпосле нормальной воды в предчувствии горькой. Гормонами, вводимыми матери, можноповлиять на половое поведение детёнышей.
22.25. Вродженное и приобр Ранний постнатальный период. Рожд — е — поворотный пункт. Этастадия развития протекает по — разному у разных животных и отличаетсяспецифическими закономерностями. У большинства беспозвоночных личинки не похожина взрослые особи и у них совсем другая жизнедеятельность. У высших позвоночных- зрело — и незрелорождающиеся. Феномены — врождённое узнавание, раннийопыт, импринтинг. Установление контакта с матерью и братьями как первое общение.Три типа сензитивных периодов в этом периоде: для процессов научения,стимуляции физиологических процессов и формирования общения. Если во времяпериода для общения детёныш ни с кем не пообщается, у него потом будутсложности с общением и воспроизведением. Формирование первичных коммуникативныхсвязей — запечатление. Если запечатлят холодный макет матери, будутпредпочитать его обогреваемому макету. Существование “обратного запечатления” — родители запечатлевают своих детей. Мальки цихлид тоже запечатлевают. У ящериц- анолисов кивание головой с одновременным вытягиванием ног (важный компонентобщения) наблюдается уже через 5 минут после вылупления. Исследовательскоеповедение тоже характерно для этого периода. Элементарные ориентировочныереакции — рано даже у незрелорождающихся. Щенки, лисята на 1 — 2 день совершаютпоисковые маятникообразные движения головой (поиск соска матери). Обезьяны ужев первые дни двигают ушными раковинами. 28) Изолированные от материпроявляют большую исследовательскую и манипулятивную активность. Раннееманипулирование: преимущественно с помощью передних конечностей и другихэффекторов: хобота, хвоста, челюстного аппарата, щупалец, клешней. Манипулирование- ведущий фактор развития сенсомоторных функций, т. к. в ходе него — наиболеетесный контакт со средой. Манипуляционная активность — высшая формаориентировочно — исследовательской деятельности животных. Врождённоеузнавание. Быстрая и верная ориентация по отношению к жизненно важнымкомпонентам среды, особенно важная для зрелорождающихся. Врождённое узнаваниепроявляется во врождённом, не зависящем от индивидуального опытавидоспецифическом избирательном отношении животных к определённым компонентамокружающей среды, признакам объектов, ситуациям, в способности животныхбиологически адекватно реагировать на некоторые признаки ещё незнакомых имобъектов и ситуаций. Ранний опыт. Врождённое узнавание дополняется икорректируется благодаря раннему опыту. Птенцы куриных, одинаково реагирующиена всё подвижное, скоро научаются различать безопасные объекты путём привыкания.Запечатление (импринтинг). Форма облигатного научения, отличаетсяисключительной прочностью. Объекты запечатления — родительские особи, братья исёстры, будущие пол партнёры, внеш признаки потенциальных врагов. Всё этораннее научение — облигатное научение (может осуществляться только во времясензитивных периодов).
27. Значение родительской заботы о потомстве в формир. психики узрело — и незрелорожд. жив. Существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши инезрелорожденные. У зрелорожденных все системы связаны с движениемимеютвызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. Унезрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условийпроживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в определ. сроки:половые рефлексы. Любоеповед треб прижизн доводки, даже врожд. Детёныши позвоночных рождаются наразных стадиях зрелости. Крайнее незрелорождение — кенгурёнок. Незрелорождённые- большинство млекопитающих. А птенцы ряда птиц и детёныши копытных — зрелорождающиеся(почти сразу способны выполнять основные жизненные функции — опорно — локомоторные,пищедобывательные и др. )Зрелорожд — ся детёныши начи подвергаться воздействиюсреды в уже почти сформированном состоянии и сравнительно мало подверженывредным влияниям среды, но при этом чрезвычайно ограничены возможностидальнейшего прогрессивного развития поведения: имеют место лишь отдельныедополнительные надстройки усл — рефл — ой деят. Незрелорож — ся, хотя имприходится труднее и они не могут жить без родит — ой помощи, находятся всё жев более выгодном положении: развитие нервной системы у них ещё не вполнезакончено и они могут подставить свои развивающиеся врождённые формы поведенияпод влияние внешней среды. В рез — те врожд формы повед значительномодифицируются. (по Орбели). Т. о. незрелорождающиеся более прогрессивны.Психически наиболее развитые жив относ к незрелорож — ся. Наследст формы поведобрабат — ся прижизн — о. Но это не единс — ое, что опред психич развитие — гусии лошади обнаруживают высокий уровень.
28.32. Манипулирование в формир психики у жив. Манипуляц акт — ть может производиться как спомощью конечностей, так и с помощью ротового аппарата и других эффекторов. Манипулируя,животные получают информацию о свойствах предметов. Манипулир с биологическинейтральными объектами даёт знания, кот впоследствии помогут выжить в трудныхусловиях, и таким образом наличие манипул — ой акт — ти обеспечиваетвыживаемость вида. У молодых обезьян (у низших обезьян — в возрасте 2 — 5 лет)наблюд другие манипуля игры, игры высшего типа. Сложн формы манипул при малойобщей акт — ти. Подверж предмета разнообр, преимущ деструктивным возд — ям;возд им на другие объекты. Преимущ такой игры: совершенствуютсявысокодифференц и тонкие эффекторные способности (прежде всего пальцев) иразвивается комплекс кожно — мышечной чувствительности и зрения.  Животноеуглублённо знакомится со свойствами предметных компонентов среды и исследует ихвнутреннее строение. Получение большого запаса потенциально полезных знаний. Такиеигры в ювенильном периоде также готовят обезьян к взрослому поведению в сферепитания, т. к. движения пальцев важны при обработке плодов.
29.30. 3133. Хар — ка игры и т. д. Оювенильном (игровом) периоде можно говорить только относительно детёнышейвысших животных. У других животных индивидуальное развитие поведенияограничивается созреванием врождённых форм поведения, облигатного ифакультативного научения, и элементарными формами исследовательского поведения.Игровая активность, осуществляясь на врождённой, инстинктивной основе, самаслужит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержитэлементы как облигатного, так и факультативного научения. Играть тоже нужнонаучиться. Каждый вид поведения проходит в онтогенезе игровой период. Главное вигре — научиться устанавливать связи, неважно, между кем и чем (то же — уЭльконина). Главный признак игры — субституция (замещение). В игровойактивности завершается процесс формирования элементов поведения, берущий своёначало от эмбриональных координаций. Важная познавательная роль игры: накоплениеиндивидуального опыта. Совершенствование двигательной активности в играхживотных происходит через манипуляционные игры. Манипуляции могут производитьсяконечностями (медведи, еноты, кошки) или преимущественно ротовым аппаратом(псовые). В совместных играх (2 или более участников) формируетсяобщение. Совместные игры — только у животных, у которых развитые формыгруппового поведения. Проводятся и без предметов, и с предметами (молодыехорьки ищут твёрдые предметы, чтобы с шумом сбрасывать их в умывальник). Впроцессе игры строится иерархия. Игровая сигнализация: “приглашение” кигре у разных видов разное, сигналы, предотвращающие “серьёзный” исход игры — тоже,они соответствуют позам “умиротворения” у взрослых. Играми высшего типаФабри называют такие, при которых наблюдаются сложные формы обращения спредметами при незначительной подвижности животного (сидит и манипулирует). Притаких играх развивается чувствительность пальцев и зрение. Объектамиманипулирования чаще являются биологически нейтральные объекты. Такие игры — водиночку.  В ходе игры животное приобретает информацию о качествах предметов иокружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнятьвидовой опыт применительно к условиям жизни особи. Лоренц подчёркивал важностьигры для выживания вида: в ходе игры животное относится к каждому предмету какк потенциально биологически значимому и так выискивает в разных условияхвозможности для существования. Особенно это относится к “любопытствующимсуществам”, как врановые и крысы, которые благодаря этому преуспели в урбанизированнойсреде. Келер указывал на то, что игра — “практически непрестанный поиск проб иошибок”, в результате чего животное научается важным для него вещам. Не всякаяориентировочная деятельность является игрой. Но манипулирование биологически“нейтральными” объектами вне их адекватного применения — это всегда игра, и этовысшая форма исследовательской деятельности.  Игровое манипулированиестимулируется появлением новых объектов. В наименьшей степени исследовательскийкомпонент представлен в играх, служащих только “физическими упражнениями”, внаибольшей степени — где имеет место активное воздействие на объект игры, т. е.в манипуляционных играх. Игру можно рассматривать как латентное научение, т. к.в процессе игры приобретается информация о качествах предметов и среды, чтосоставляет личный “багаж” каждого животного, который оно впоследствии можетиспользовать.
34. Низший уровень элементарной сенсорной психики. На этом уровнеразвития находится довольно большая группа животных. Это и стоящие междурастительным и животным миром жгутиковые, и сравнительно сложно устроенные одно- и многоклеточные животные. На низшем уровне поведение выступает в довольноразнообразных формах,  но всё же мы имеем дело лишь с примитивными проявлениямипсихической активности. Простейшие активно реагируют на биологически незначимыесвойства компонентов среды как на сигналы о появлении жизненно важных условий. Т.о. простейшим свойственна элементарная форма психического отражения — ощущение,т. е. чувствительность. Это самый низший уровень психического отражения, доэтого было только допсихическое отражение растений. У низших животных психиканаправлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятныхвоздействий(при этом они отклоняются или обползают препятствия). Локомоцияпростейших осуществляется в виде кинезов — элементарных инстинктивных движений. Таксисы — генетически фиксированные механизмы пространственной ориентациидвигательной активности животных в сторону благоприятных(положительные таксисы)или неприятных(отрицательные)условий среды. Термотаксисы,  клинотаксисы(изменение траектории при встрече с преградой, например), геотаксисы, хемотаксисы(вответ на химическое раздражение), фототаксисы(изменение освещения).
35.36. Элементарная сенсорная психика перех стадия к перц псих. Элементарную сенсорнуюпсихику Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных«отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (илисовокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства стеми воздействиями, от которых зависит осуществление, основных биологическихфункций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с такимстроением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующимсвойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения». Стадияже перцептивной психики, по Леонтьеву, «характеризуется способностьюотражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельныхэлементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, нов форме отражения вещей». Деятельность животного определяется на этойстадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предметвоздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. Этосодержание уже не связывается с тем, что побуждает деят — ть в целом, ноотвечает специальным воздействиям, которые его вызывают". Сенсорнаяпсихика. На уровне отражения проявляются только отдельные свойствапредметов.  Преобладание инстинктивных форм поведения.  Беспозвоночные и рыбы. Помере развития деятельности происходит развитие образа и осуществляется переходна новую стадию. Перцептивная психика. Деятельность животных отражаетотношения между предметами. В образе мира животных — отражение только отдельныхпредметов. Появление игровой деятельности. Медленно формируются прижизненныенавыки.
К перех фазе можно отнестимоллюсков, кольч червей, ранн хордовых (оболочников, бесчерепных)Передвиг — ползанием(плаванием), очень прост строен и образ жизни, многие ведут неподв образ жизниили явл паразитами. Манипуляц осущ ротовым аппаратом. Светоощущ как черезсветочувств клетки, так и через спец органы зрен (кот не позволяют опред объект,но интенсивность света определ — т). Нет акт — х жищ — ов, питаются органич вещ- вами раствор в воде, общен примитивное, огранич террит — м, пол — ым общ — ем,нет заботы о потомстве.
37. Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики. Общаяхарактеристика: 1)Ориентация поведения по отдельным свойствам предметов, но непо предметам как таковым. 2)Выраженный активный поиск положительныхраздражителей, т. е. выражено положительное таксисное поведение. 3)Ригидные, “запрограммированные”элементы преобладают, но при этом есть и накопление индивидуального опыта(только в определённых функциональных сферах). 4)Новые категории инстинктивногоповедения: групповое поведение, общение, ритуализация, агрессивность, территориальноеповедение. 5)Способность к элементарному абстрагированию(узнавание треугольникавне зависимости от размера). Ограниченность: только при еде у пчёл, только влабиринте у муравьёв. 6)Облигатное научение(обязательно для каждой особи этоговида,  доводка видоспецифического поведения). Аллело — миметическоеповедение(подражание без научения, стимуляция видоспецифических действий). 7)Заботао потомстве по видоспецифическим программам. 8)Орудийные действия(выравниваниевхода в норку камешком у роющих ос, употребление листиков и комочков земли дляпереноса найденной еды у муравьёв).  Членистоногие и головоногие моллюскиспособны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостнуюситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы. Эта способностьопределяется в эксперименте(дифференцировочная дрессировка). Территориальныевиды членистоногих и головоногих хорошо знают свою территорию и замечаютперемены, при этом первых план выходит ориентировочная деятельность.
38. Общая характеристика высшего уровня перцептивной психики. В эту группувходят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные. Особенностиживотных на этой стадии: 1)Локомоция: разнообразная, а у животных на суше всвязи со сложностью двигательных задач более совершенная. 2)Манипулирование: познавательноезначение. По мере специализации часть функций передних конечностей передаётсяротовому аппарату. Мультифункциональность передних конечностей. 3)Комфортноеповедение есть уже у членистоногих(муха чистит себя лапками), но здесь оногораздо более разнообразно и индивидуально. 4)Способность к зрительномуобобщению, восприятие и узнавание формы. Выраженность различна у низших и увысших позвоночных. 5)Общение: разнообразие и дифференцированность. Оптическоеобщение: «диалоги» поз. Акустическое общение: голос, свист крыльевпри полёте, постукивание по стволу.  Индивидуализированность общения.  — — Хрящевыерыбы: акулы могут ориентироваться по отдельным свойствам объекта: чувствуютзапах крови на расстоянии нескольких километров. Существует два вида акул — катраныи кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по обучаемости. Рептилииболее подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий — мозг освобождается отнепосредственной связи с рецепторами, сигналы переключаются через происходитобобщение информации, поступающей в мозг от разны органов чувств — более полноевзаимодействие со средой. Взаимодействие со средой: в пищевом поведениинаблюдаются более cложные формызаботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичностьповедения. В основном изучались черепахи. Они различают форму, вертикальные игоризонтальные полосы, но задачи на выявление абстрактного признака«неодинаковое» (3 изображение: 2 одинаковых, 1 — отличное)решать неспособны. Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная остротаорганов чувств, способность к различению минимальных концентраций химическихвеществ, способность к тончайшей зрительной дифференцировке. Обоняние: собакииспользуются для распознания(обнаружения)преступников по запаху, но способны ик более тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого волоса(до 5см), концентрированного на абсорбенте, отличить преступника, могут различитьоднояйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни (шизофрения) у человека,различают индивидуальный запах холоднокровных животных. Зрительные анализаторы:Цариф и умный Ганс — лошади, демонстрировавшие способность разговаривать ирешать сложные математические задачи. Выяснилось, что лошади могут научитьсянаблюдать за малейшими непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова),его мимикой, и связывать эти движения с решениями задач, которые ставитживотному человек. Взаимосвязи со средой очень разнообразны.
39.Переходная фаза от низш к высш уровню Перцептивн стадии. Сравнить вопр 37 и 38. Пояляютсяконечности, некоторая похожесть на заботу о потомстве, гнезда, норы, внутреннееоплодотворение. Довольно разв локомоторн и манипулятивная акт — ть
40. Дайте общую хар — ку переходной фазы от стадии развитияперцептивной психики к стадии интеллектуальной. Переходная стадияот перцепт — ой к интеллектуальной: Живот с зачатками коры ГМ. Демонстрируютзачатки интел — ой деят — ти, т. е. структкрированно, с выделением действий. — заботао детенышах, — проявление у детенышей игровой ф — ции,  — возможностьсвоеобразной формы общения с человеком, друг с другом и животными др вида.
41. Общая характеристика стадий развития интеллктуальной психики. Жив — ые: группаптиц, плацентарные млекопитающие. Сущ. 2 уровня этой стадии:  — низший Птицы:куриные. ю стайные Копытные: овцы.  — установление связей и отношений объектов,в большей степени локомоторный способ общения на основе локомоторного опыта.  — отражением объектов, их простр — х связей,  — предвидят изменение положениясубъектов только тогда, когда они движутся,  — экстраполяция дв — я объектов.  -высший жив — е, устанавливающие связи с объектами, на основеманипулятивного взаимодействия с ними,  — опыт расположения объектовотносительно себя и относительно друг друга. Содержание их отражения:  — постро- е, динам — е связи,  — отн — я объектов не только отн — о друг друга, но иотносительно самого себя.  — представленыспособы действия субъекта по изменениюположения объекта. Приматы, кроме пангид., ластоногие, китообразные, хоботные - теплокровность,  — развитая кора гм. Образ жизни: требуют высокоразвитыхповеденческих реакций; 1 — усовершенствовалось пищевое поведение; — усложнилсяпоиск корма; усложнилась обработка и переработка пищи,  — функция запасаниякорма. 2 — изменение комфортной среды жилья; капитаьные норы и гнезда. 3 — усовершенствованиерепродуктивной сферы:  — забота о потомстве; — удолетворение детенышей вконтактной, пищевой сферах; — запечатлевание поведния взрослых особей.
42.Переходня фаза к стадии сознания. Смотрвопр 40) и 42) Появление средств отражения действ, готовых сп — ов действий. Формирактивный процесс речи. Деятельность приобр совместную форму. Инстинкт формаповед очень слабо выражена. Научение большинством способов. Деят регулирвербально. Мышление. Всегда связ с социализ и другими людьми. Огромная рольродительских функций.
43. Характкризуйте раннююю стадию сознания.  - Развитиепсихики в онтогенезе требует вкючение др. субъектов не только для формированиянового опыта и структуры действия, но и для новых ср — в отражение и овладенияготовыми способами действиями.  — речевые зоны мозга форимров — ия в онтогенезе,только при участии носитилей языка, организующих прцесс усвоения речевыхсредств с ребенком,  — в структуре деят — ти преобраз. происходяториентировачно — исслед — й деят — ти, она трансформ — ся в познавательную спотребностями в познании не только окруж — го мира, но и самого себя. причем иэта форма деят — ти становится совместной и стротся в онтогенезе.  — инстинкт — я форма регуляции деят — и присутствует у человека, она набл — я на начальныхстадиях онтогенеза, но потом они начинают управляться.  — инстинкт — я форма входе воспитания, развития личности стан — ся зависимой, подчиненной влиянию др.субъектов.  — научение дополняется сознт — ой формой деят.  — интел — ая формарегуляции деят — ти преобраз — ся искуственными знаковыми средствами иприобретает новую форму — вербальную.  — функионирование сознанияобеспечивается специалным психическим прцессом — мышлением, его физиологич — моснованием служит в коре гм и представлено функцион — ой системой, объединяющейречевые зоны и ассоциативные зоны соматомоторные интеллекта.  — меняетсяпотребностно — моитв — я сфера, они опосредованны знаковыми сред — и исовместной деят — ю с др. дюдьми.  — человек осознает предмет потребгости иможет прижизненно формировать.  — Сознание — форма регуляц. деят — и, основаннаяна использовании искуственных знаковых средств и осущ — я посредством спец — гопсих — о прцесса. ю т. е мышление преобразует все стороны психики и ее развитиев онтогенезе.
44.Комунникация у животных. Коммуникациябывает визуальной, химической и тактильной. Танцы пчел: через движения наповерхности сот пчелы сообщают о том, насколько далеко богатое пищей место. Умуравьев — химическая коммуникация (мечение территорий) и антеннальный код(муравьи при встрече друг с другом, часто соприкасаясь усиками, обмениваютсяинформацией о том, где добыть пищу). Все это — врожденное инстинктивноеповедение, но это большой шаг в развитии психики. А также общение, т. евоспринятие субъектами инфо др от друга. На интеллект стадии партнёры пообщению воспр друг др как участников обмена инфо и учит сост и намерения др др- а в постр — ии своей деят — ти. На созн стад коммун стан аспектом постр отношсо средой.
46. Общая хар — ка стадии развития интеллектуальной психики. Ближевсего к «уму» в человеческом понимании стоит элементарная рассудочнаядеятельность — способность животных, столкнувшись с новой для себя ситуацией, спервой попытки строить правильную модель поведения. В её основе лежит умениеживотных выявлять простейшие эмпирические законы*, связывающие предметы иявления окружающего мира, и оперировать ими для решения своих задач. Элементарнуюрассудочную деятельность изучал Л. В. Крушинский и представители его школы. Вчастности, они проводили опыты по экстраполяции — «опережению», т. е. умениюживотных проследить за движущимся объектом, исчезнувшем из поля зрения, ипостроить как бы мысленную траекторию его движения. Для рыб и лягушек, например,скрывшейся из поля зрения приманки более не существует — они тут же забывают оней. Пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие способны к экстраполяции. Хищныезвери, к которым относятся и кошки, решают подобные задачи прекрасно.
47. Экстраполяционные способности животных. Экстраполяция — перенесениенавыка с одного на другой. Экстрополяционный уровень, инстинктивный. Способностьк экстраполяции является врожденной и, чем выше уровень филогенетическогоразвития, тем большей способностью к экстраполяции обладает животное. Экстраполяционный рефлекс(введенныйКру — шинским ) — термин,дляобозначения элементарной единицы рассудочной деятельности. Стимулом Э. р. служитдвижущаяся приманка, скрывающаяся за преградой; ответным действием на стимулявляется движение животного к другой стороне преграды. Т. о., термин«Э. р. »указываетна способность животного прогнозировать события на основе улавливанияособенностей хода текущих событий. При изучении условий образования Э. р. оказалось,что у тех групп животных, у кот.высока доля правильных решений задач, часто развивается ряд неадекватныхформ поведения: появляются фобии экспериментальной обстановки, наблюдаютсясимптомы резкого возбуждения животных или, наоборот, их «застывание» наместе; животные начинают систематически избегать выбирать тот путь, которыйприводит к получению награды. Все эти формы неадекватного поведения могутисчезнуть после перерыва в опытах или после введения транквилизаторов. Образование Э. р. представляеттрудную для мозга животных деятельность, часто приводящую к развитиюневротических состояний. Экстраполяционноеповедение, или, проще сказать, действия на основе анализа ситуации: воронаоценивает ее и делает вывод, как повести себя. Способность принимать решениеисходя из окружающей обстановки именно у ворон развита лучше, чем у всех другихптиц. Это ли не доказательство ума?
49. Интеллект животных. Предпосылкой и основой развития интеллекта животных являетсяманипулирование, причём прежде всего с биологически “нейтральными” объектами. Входе манипулирования происходит наиболее глубокое и всестороннее ознакомление сновыми предметами или новыми свойствами уже известных животному объектов, формируютсяобобщённые знания о предметных компонентах окружающей среды. «Бескорыстнаялюбознательность». Отличительная особенность интеллекта животных состоит втом, что в дополнение к отражению отдельных вещей возникает отражение ихотношений и связей. По мере развития интеллектуальных форм поведения фазырешения задачи приобретают разнокачественность:  прежде слитая в единый процессдеятельность дифференцируется на фазу подготовления и фазу осуществления. Трикритерия интеллектуального поведения животного: 1. Когда движения органовсменяются движениями орудий и становятся опосредованными. 2. Употреблениеорудий, предполагающее понимание объективных свойств вещей. 3. Структурный(целостный,оформленный характер всей операции. Операция шимпанзе не возникает из отдельныхэлементов, как при дрессировке крыс; интеллектуальная операция возникает сразукак целое, которое определяет свойства и функциональные значения своихсоставных частей.
50. Сравнительная психология, предмет, задачи. — сравнительноеизучение психики на разных уровнях ее развития. Психика— этоформа отражения реальной действительности, позволяющая организму животногоадекватно ориентировать свою активность по отношению к среде. Сравнению могутподвергаться в целом эволюционные уровни развития психики, отдельные психич. процессына разных стадиях эволюционного или онтогенетического(индивидуального)развития,системные образования психики(напр., интеллект, игровая деятельность, общение),а также закономерности развития (индивидуального и видового)на разных эволюц. уровнях.Одной из областей сравн. психологии явл. сравнительное изучение психикиживотных и человека, поэтому и назыв. — сравнительная псих.
51. Генетическое родство и качественные различия психики чел — каи жив. Келеру удалось показать, что человекообразные обезьяныобнаруживают интеллектуальное поведение того типа и рода, которое являетсяспецифическим отличием человека, а именно: что высшие обезьяны способны кизобретению и употреблению орудий. По Кёлеру, отсутствие языка и ограниченностьпредставлений — причины тому, что шимпанзе не свойственны задатки культурногоразвития.  У шимпанзе очень ограничены рамки прошлого и будущего, оно живёт вналичной ситуации.  По причине этого шимпанзе не заготавливают орудия, что тожеявляется барьером для культурного развития.  Речь шимпанзе — это звуки, выражающиеих эмоциональное состояние, имеющие субъективное значение и никогда необозначающие ничего объективного, не употребляющиеся в качестве знака.  Т. о. речьне является человекоподобной.  Любоерефлекторное движение у обезьян можно закрепить с 1 — 2 сочетаний.  “Изобретение”средств: видит корм, старые движения не действуют, тогда обезьяна начинаетвыдумывать что — то своё, и каждый раз надо выдумать что — то новое.  Так можновыработать жест у обезяны. Показано, что их язык — открытая система,  использующаяограниченное количество языковых единиц и они комбинируются. Различия встроении левого и правого полушарий найдены только у человека ичеловекообразных обезьян. Перемещаемость (возможность передавать информацию особытиях будущего и прошлого) Особенностигруппового поведения у человекообразных обезьян есть возможность прижизненной сменыролей (здесь разумно привести пример с канистрами, которыми стучалсубдоминантный самец, чтобы завоевать авторитет, и как свергнутый таким образомдоминантный самец выкрал эти канистры и путём такого же грохотания вернул себебылую славу).  Дружеские связи играют важную роль в определении доминантности.  Ритуализированнаяагрессия: причина появления мимики у обезьян.  Пристальный взгляд — первоемимическое выражение.  Формы сотрудничества в стаде обезьян: Взаимноеобслуживание.  Взаимопомощь и сотрудничество на базе инстинкта самосохранения. Активноепобуждение. Направленность. Способность к двойственным поступкам.
52. Сравнительное изучение развития психики у детенышей животных иу детей(на прим. человекообразных обезьян). Локомоторные движения у шимпанзеразвиваются быстрее, чем у ребёнка, но в той же последовательности (подниманиеголовы 3мес/3мес; самостоятельное хождение 64мес/25 мес). Но при этом ребёноквыхаживается родителями, а шимпанзе рождается в стае. Важно воспитывать: наследникаодного из немецких князей Каспара Хаузера с детства до 17 лет держали в темницеи с ним никто не разговаривал; в результате на свободе он с трудом ходил и сумелсказать только 1 фразу. Были проведены эксперименты по воспитанию шимпанзе вдомашних условиях. Супруги Келлог воспитывали шимпанзе Гуа совместно с сыном. Детивместе играли. Шимпанзе хуже научалась подражать ранее неизвестным движениям. Детидружили. Гуа любила играть с детьми, но не любила, когда на неё показывалипальцем и смеялись(проявляла агрессию). Смех — с 8 месяцев. Эмоциональныевыражения радости, облегчения. Кашель, смех, храп ночью. Гуа неспособнапроизнести «папа». Вначале Гуа лучше понимала слова, потомДональд(сын)перегнал её. Научили носить одежду, чистить зубы, включать свет, сидетьна стуле. Ладыгина — Котс взяла на 2 года полуторагодовалого шимпанзе Иони. Игры,в основном деструктивного характера. Экспериментальные игры(с водой). Собираниепредметов и объединение их по разным признакам. Разглядывание мира черезцветную клеёнку. Мучил маленьких животных, не любил детей, тараканов давилрукой через тряпку. Когда рядом никого не было, практически не играл — нужнакомпания. Тоже эмоции радости.  Ладыгина — Котс позже наблюдала за своим сыноми отметила сходство изменений мимики. Иони понимал ряд предложений типа “иди вклетку”, “иди ко мне”, “горячо”.  Воспитание шимпанзе сводится к выработкеусловных рефлексов и навыков. Подражание.  Рисование на бумаге не продвигаетсядальше линий.
53. Предметная деятельность высших обезьян как предпосылказарождения трудовой деятельности человека. Исследования, проведенныерядом советских зоопсихологов(Ладыгина — Котс, Фабрии др. ), показали, что как низшие, так ивысшие(человекообразные)обезьяны осуществляют в ходе манипулированияпрактический анализ объекта(расчленение, разбор его, выделение и обследованиеотдельных деталей и т. п. ). Однако у человекообразных обезьян значительносильнее, чем у низших, выраженысинтетические(«конструктивные»)действия, т. е. воссоздание из частей,целого путем сближения, соединения, наслаивания предметов, их скручивания, завертывания,переплетения и т. д. Конструктивные действия встречаются в природных условиях ушимпанзе при гнездостроении. Впротивоположность гнездостроительной внегнездовая конструктивная деятельностьвстречается редко и развита весьма слабо. Проявляется она в условиях неволи взапутывании, обматывании или переплетений, напр., прутиков или веревок или в скатывании шариков из глины. При этомпоказательно, что такое манипулирование не направлено на получениеопределенного рез — тадеят — ти, наоборот,чаще всего переходит в деконструирование, т. е. разрушение рез — тадеятельности(расплетение, раскручивание, расчленение и т. д. ). Минимальное развитие ушимпанзе орудийной деятельности, т. е.употребление предмета как вспомогательного средства для достижения какой- либо биологически значимой цели, Ладыгина — Котс объясняет тем, что и вестеств. условияхтакая форма обращения с предметами встречается крайне редко. Действительно, несмотряна интенсивное изучение поведения человекообразных обезьян в естест. условиях, осуществленноерядом исследователей за последние годы, известны лишь отдельные случаиорудийных действий. К таким наблюдениям относятся описанные Лавик — Гудоллслучаи извлечения термитов из их построек с помощью веточек или соломинок илисобирания влаги из углублений в стволе дерева с помощью жеваного комка листьев.В действиях светочками наибольший интерес представляет то обстоятельство, что прежде чемпользоваться ими как орудиями, шимпанзе(как в описанных ранее опытах Ладыгиной- Котс)отламывают мешающие листья и боковые побеги.  
54. Эволюция соц. отношений жив — ых и ее роль в формирования соц- ых отношений в чел — ком обществе. Начнем с социальных вопросов. Вживотном мире жизнь семьей и стаей с достаточно сложными иерархическимиотношениями распространена. Разделение функций при совместной охоте в стаехищников — обычное дело. Даже возможно сотрудничество разных видов. В дикойприроде в зачаточной форме присутствует и понятие частной собственности. Животныеимеют личное жилье, гарем, делят территорию обитания. Это означает, что такиеотношения естественным образом возникают, и животные признают правособственности за другими. В дикой природе возможна и добровольная передачасвоей собственности. При выкармливании потомства это повсеместно распространено,но в некоторых случаях это носит и гораздо более сложный характер, необъяснимыйна основе примитивных моделей вроде врожденного инстинкта. К примеру, унекоторых видов самец кормит и самку, постоянно находящуюся с новорожденными. Многоеиз этого арсенала свойственно и человеку, но вот чего нет у животных, так этоболее сложного разделения труда, когда особи заняты не одним общим делом, аразными делами, не связанными одно с другим технологически. Такое разделениеможет быть реализовано двумя способами. Либо дальнейшее взаимодействиепроисходит на основе обмена, либо за счет организованного кем — то разделенияфункций в рамках сообщества. Последнее, безусловно, сложнее, и являетсяпродуктом усложнения социальных отношений. Обмен первичен, и именно его мывыберем в качестве первичного свойства, которое соответствует уже человеку.
55.Язык животных. Общениеживотных качественно отличается от человеческого. Человеческое общение имеетвербальный канал. Звуки животных относятся только к текущей ситуации. Языкживотных — система знаков (сигналов, звуков), которые передают информацию.
Тактильнаяинформация доминирует у беспозвоночных. Напр., в колониях термитов существуютслепые термиты — рабочие, у которых развит тактильный канал коммуникации. Имеетзначение у млекопитающих. Тактильный контакт с раннего детства служит у высшихприматов основой представления о себе. Химический Особенно развит у насекомых имлекопитающих. Напр. когда животные метят территорию, издают сигналы тревоги. Связьпри помощи зрительных сигналов характерна для позвоночных животных иголовоногих моллюсков, что связано с развитостью органов зрения. Большую роль ввизуальной коммуникации играют движения. Наиболее совершенная коммуникационнаядвигательная система существует у пчёл. Танцы пчёл изучались немецкимфизиологом Карлом Фришем (получил за свои исследования нобелевскую премию). Звуковыесигналы имеют ряд преимуществ: звуки более дифференцированы, чем запахи, имогут гораздо точнее отражать состояние животного. Аудиальная коммуникация — наиболееуниверсальный тип коммуникации, наиболее распространённый, присущий практическивсем животным. У горбатых китов звуковая коммуникация происходит в форме песен,они могут слышать их на расстоянии нескольких сотен километров. У земноводных ипресмыкающихся данный канал развит гораздо меньше, чем у других животных. Инфоне имеет конкр адресата. Важным аспектом явл язык запахов. Сигналы жив оченьопределённы о какой то конкр ситуации (Опасность, пища и т. д. )Для общения челс жив использ языки посредники, кот путём жестов (у обезьян) например передаютинфо друг другу. (язык «Амслен»). Языки — поср могут усваивать попугаи, дельфиныи челобразн обезъяны.
56. Сравнительно — психологичекий анализ роли игры в формированиивзрослого поведения у животных и человека. Для многих видов жив. доказано, что еслидетенышей лишить возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфераобщения окажется заметно ущемленной или даже искаженной. У морских свинок этовыражается в сохранении инфантильного поведения, даже после полного половогосозревания, и в ненормальных реакциях на сородичей и других животных. Самцы крыс нуждаютсядля выполнения воспроизводительной ф- ции в раннем игровом общении с другими крысятами. В этих играхсодержатся основные двигательные элементы взрослого самцового поведения. Унорок самцы научаются нормальному общению с брачным партнером в ходе совместныхигр начиная с 10 — недельного возраста; щенки койота, выращенные без игровогообщения, обнаруживали повышенную агрессивность и т. д. Особенно отчетливозначение совместных игр детенышей для дальнейшей жизни особи проявляется уобезьян. Как и у других животных, обусловленные этим нарушения обнаруживаются увзрослых особей прежде всего в их неспособности к нормальному общению с себеподобными, особенно с половыми партнерами, а также в материнском поведении. Молодыеобезьяны учатся общаться друг с другом в «игровых группах», т. е. группах совместноиграющих детенышей, где они, по Уощберн и де Воре, практикуют умения и формыповедения взрослой жизни. Важно отметить, что ф- цию партнера по игре с успехом может осуществлять другое животное илидаже, человек. Об этом свидетельствует, напр., то обстоятельство, что при изолированном выращивании детенышей обезьян,имевших возможность играть только с людьми, формирование полноценных формобщения происходит без помех. Аналогично обстоит дело и у детенышей хищныхмлекопитающих, в частности медвежат и волчат, когда воспитывающий их человекили другие животные(например, собака)заменяют естественных игровых партнеров. Всеэти животные в дальнейшем оказываются вполне способными к нормальному общению ссородичами.
57. Значение импринтинга для формирования здоровой психикичеловека. Родовая травма- это травма психическая, обусловленная событиями и условиями существования вперинатальном периоде. Поэтому правильнее было бы говорить о травме перинатальногопериода. Родовая травмавозможна вследствие действия механизма импринтинга, т. е. раннегозапечатлевания, кот. возможноне только у маленького ребенка, но и у плода. Благодаря явлению импринтинга, например,во время первичного контакта матери и ребенка сразу после рождения между нимиобразуется сильная психоэмоциональная связь, основа их будущих взаимоотношений,«включается»способность матери непосредственно ощущать потребностимладенца и чувствовать его состояние. Ребенок запечатлевает принявший его мир вформе первичных внеутробных ощущений, и эти ощущения — основа еговзаимоотношений с этим миром, фон, на кот.будет строиться его сознательное отношение к миру. Будет ли этоматеринское тепло или агрессивная среда в виде резиновых перчаток, шлепающих поягодицам для выжимания громкого крикаи т. д. — все это несомненно имеет огромное значение. Каждый видимпринтинга имеет свое критическое время. Вот почему важен контакт ребенка иматери в первые же минуты после рождения. Хорошо известен факт, что еслидетенышей млекопитающего жив- го разделить с матерью сразу после рождения, то по истечениидостаточно короткого промежутка времени мать может их не признать и даже съесть.Человеческая мать интеллектом понимает, что это«ее ребенок», но приизначальном разделении теряется то, что называется бондингом, т. е. та тонкаясвязь, позволяющая матери и ребенку быть нераздельным целым, позволяющая материпонимать язык ребенка и чувствовать его как себя. Благодаря явлению импринтингапроисходит формирование бессознательных структур, являющихся основамиличностных характеристик, в конечном итоге влияющих на мировоззренческиеустановки и творческий потенциал человека. Первичные условия жизни ребенка — этомодель мира и жизни, которые он бессознательно усваивает. Естественноепротекание перинатального периода создает ребенку тот«психическийбагаж», который позволяет ему жить в мире так же естественно, т. е. вгармоничных с ним отношениях. Нарушение естественных процессов ведет котрицательным запечатлеваниям, имеющим следствием как серьезные психологическиепроблемы, так и проблемы с физическим здоровьем. Здесь мы и можем говорить оРодовой травме.
59.Наблюдение. Метнаблюд — послед фиксац всех повед проявл акт — ти об наблюд. Принцыпы: объ — ть,сист — ть, точность фикс данн, обесп естеств повед испыт с ситуац наблюд. Правила:постан цели, выбор методик, неоднократ провед, Виды: сплошное, выборочн, включен.Способы фиксац: сплошн протоколирование (с пом техн средств или ручная);выборочн проток — ие, повременный прот, граф схемы, кодирован инфо.
60.Эксперамент. МетЭксперимента — проверка науч гип — зы с помощ конторл усл — ий деят испыт — го.Принцыпы: контроль усл и повед испыт — го; наличие спец разраб проц проведэкспер и фикс получ данн; возм повтор — ия с теми же или др усл; объе — ть. Правила:исп наблюд и его даннпри анализе; обеспеч мотив — ии испыт, адекв гипот исслед;выбор экспер мет — ик, адекв выдвин гип и пс особ испыт — го. Виды экспер:а) Лабор экс: лабиринтная мет — ка; проблемн клетка и проблемн ящик; обходнпуть (Келер). Типы методик: локомоторн (передвиж жив); манипулятивн (передвприманки); комбин. Б) естествен экс: мет — ка откр поля (откр огран простр вкот выпуск — ся жив) — исслед страт освоен нов простр; Использ модифиц лаб мет- ик в ест ср обит жив; моделир ест деят в условиях неволи. в) Формирующ экспер- моделир и изуч проц формир нов формы повед: классич обуславл — ие — выраб — каусл рефлекса (Павлов); оперантное обусл — науч — ие путём проб и Ош — ок(Скиннер); Дрессировка(наталк — ие, отработка навыка, упрочение, пошаг подкрепл.); диффернц науч — ие (абстрагир признака, переделка навыка, выбор на об — ец);науч — ие по подраж; исп — ие и изгот орудий; обуч исполь искусств знак — ыхсредств; изуч зачатков самосозн.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.