Федеральное агентство по образованию
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии
Кафедра возрастной и прикладной психологии
Дипломная работа
на тему:Возможности рисуночных методикпри работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ.
Тольятти 2006
ПЛАН
Введение
1. Теоретический анализ возможностей рисуночныхметодик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ
1.1 Взгляды отечественных и зарубежныхпсихологов на проблему изучения подросткового возраста
1.2 Понятие зависимость
1.3 Особенности подросткового возрастакак фактор риска развития зависимости от психоактивных веществ
1.4 Рисуночные методики как метод психотерапии
2. Экспериментальное изучение возможностейрисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивныхвеществ
2.1 Возможности рисуночныхметодик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ наранних этапах реабилитации в отделении детоксикаци
2.2 Групповая психотерапевтическаяпрограмма реабилитации зависимых от психоактивных веществ на ранних этапах лечения
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Употребление психоактивныхвеществ в наши дни характеризуется новыми и крайне опасными тенденциями. Преждевсего, это снижение возраста начала употребления наркотиков (до 14 лет). Другойтенденцией является стирание половых различий подростков, употребляющих наркотики.В настоящее время соотношение мальчиков и девочек составляет 3: 1 за счет резкогоувеличения числа подростков женского пола, употребляющих наркотические вещества.Также наблюдается стремительный рост наиболее тяжелой формы наркомании – опиатной(героиновая зависимость). Подростковый возраст с давних пор считается фактором,способствующем развитию алкоголизма и токсикоманий, но в современное время в подростковойсреде отмечается существенный рост так называемого «пивного алкоголизма», когдаобъектом злоупотребления становятся слабые алкогольные напитки. Участились случаисочетания употребления алкоголя и различных наркотиков.
Следует отметить, что эффективностьлечения наркологических заболеваний представляет собой сложную задачу. Так как досих пор не существует лекарственного средства, которое полностью устраняло бы проявлениясамого длительного синдрома при злоупотреблении ПАВ – синдрома психической зависимости.Поэтому в настоящее время наиболее актуальном и значимом является проблема привлеченияк лечению наркологического больного самых разных методов и приемов психотерапии,разработка новых реабилитационных программ. Рисуночные методики являются одним изнаиболее перспективных и развивающихся направлений в психотерапии.
Цель: Изучение возможностей рисуночных методикпри работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ.
Объект исследования: зависимость от психоактивных веществ.
Предмет: возможности рисуночных методик при работес подростками зависимыми от психоактивных веществ.
Гипотезойнашего исследования является предположение о том, что рисуночные методики, как методпсихотерапии являются эффективными при работе с подростками зависимыми от психоактивныхвеществ на ранних этапах реабилитации в отделении детоксикации.
Для подтверждения гипотезыи реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
1. Изучение теоретическогоматериала.
2. Выявитьзадачи ранних этапов реабилитации
3. Составлениегрупповой психотерапевтической программы реабилитации зависимых от психоактивныхвеществ на ранних этапах лечения.
4. Провести анализ получившихсярезультатов.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК ПРИ РАБОТЕ В ГРУППЕ С ПОДРОСТКАМИ ЗАВИСИМЫМИОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
1.1. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблемуизучения подросткового возраста
Особенности подростковоговозраста широко рассматриваются как в зарубежной, так и в отечественной психологии.Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологииразвития, несмотря на одностороннюю, в основном натуралистическую, биологизаторскуютрактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и пониманияновых тенденций в изучении отрочества, которые намечаются в культурно-историческойконцепции Л.С. Выготского и его школы. Мы называем эти тенденции новыми не потому,что они относятся к последнему времени, а потому, что они опираются на новое научноепсихологическое мировоззрение.
В зарубежной психологиишироко известны исследования Э. Эриксона, считавшего подростковый возраст самымважным и наиболее трудным периодом человеческой жизни. Э. Эриксон подчеркивал, чтопсихологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности,зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовнойатмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественнойидеологии.
В другой известнойнаучной концепции — концепции Ж. Пиаже — в подростковом возрасте окончательно формируетсяличность, строится программа жизни. Для создания программы жизни необходимо развитиегипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущейжизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организуетсвой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подросткивступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия состороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются.Только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптациии указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.
В возрасте от11-12 лет и до 14-15 лет возникает новая форма эгоцентризма. Ж. Пиаже назвал ее«наивным идеализмом» подростка, стремящегося к переустройству мира. Достигнувформально-операциональной стадии в развитии мышления, подросток начинает рассуждатьна основе гипотез и предположений не только о том, что есть на самом деле, но ио том, что только может быть. Как следует из сказанного, внимание Ж. Пиаже привлекалакогнитивная сфера в развитии личности подростка.
Исследования широкогокруга проблем из жизни современных подростков, включающих в себя одиночество, образЯ, дружбу, отношения к противоположному полу, детско-родительские отношения, участиев широких социальных группах, показали, что различные проблемы достигают своегопика на разных стадиях подросткового возраста. Так, например, по данным Дж. Коулмена,гетеросексуальные отношения вызывают максимальное чувство тревоги в 11 лет, страхотвержения группой сверстников наиболее велик у 15-летних, а конфликты с родителямидостигают своего максимума в 17 лет. Ко времени окончания школы подростки демонстрируютвсе большую обеспокоенность своим будущим. Таким образом, разнообразные измененияв подростковом возрасте переживаются не одновременно, что позволяет подростку постепеннорешать различные задачи, встающие перед ним на этом этапе жизненного пути./>
Л. С. Выготский отмечал, чтовсе психические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковомвозрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определеннойсистеме, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениямии интересами. Л.С. Выготский считал, что возникновение интересов в большей степенисоставляет содержание социо-культурного развития ребенка, чем его биологическогоформирования. По словам Л.С. Выготского, механизмы поведения подростка начинаютдействовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, в этом возрасте происходитпревращение влечения в интерес.
Л.С. Выготский,как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте.Главное в развитии мышления, по Л.С. Выготскому, заключается в овладении подросткомпроцессом образования понятий, что ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности,к новым способам поведения. Глубокие, фундаментальные изменения прежде всего происходятв содержании мышления подростка (понятийное мышление). С образованием понятий подростокначинает лучше понимать и самого себя, свой внутренний мир. Одновременно с этимего внимание во все большей степени начинает направляться на других людей. Измененияв содержании мышления неизбежно ведет к изменению его формы. В подростковом возрастеформируется логическое мышление, которое Л.С. Выготский определяет как «понятиев действии». Психические функции в этом возрасте представляют собой сложнуюиерархическую систему, где центральной или ведущей функцией является функция образованияпонятий, а все остальные функции интеллектуализируются, перестраиваются под влияниеммышления. Мышление в понятиях, по Л.С. Выготскому, связано со свободой и намеренностьюдействий. Согласно Л.С. Выготскому, существенные изменения происходят в подростковомвозрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображениеуходит в сферу фантазии. В подростковом возрасте психические процессы впервые приобретаютличный характер. Теперь, подчеркивает Л.С. Выготский, «человек сам осознаетсебя как известное единство». Формирование личности — одно из самых последнихизменений в подростковом возрасте — Л.С. Выготский связывает с развитием рефлексиии самосознания. Рефлексия, в понимании Л.С. Выготского, — это отражение собственныхпроцессов в сознании подростка. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничиваетсятолько внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подросткастановится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей.Возникновение самосознания, по Л.С. Выготскому, означает переход к новому принципуразвития — к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведенияв целом. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считалЛ.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды. Именно поэтому личность«не есть что-то постоянное, извечное, само собой разумеющееся, но есть историческоеобразование, характерное для известной ступени и формы развития».
В соответствиис теорией деятельности подлинное рождение личности выступает как событие, котороеменяет ход всего последующего психического развития. В подростковом возрасте становлениеличности прямо связано с осознанием себя как личности. А.Н. Леонтьев подчеркивает,что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание- это осознание себя в системе общественных отношений./>/>
В периодизацииД. Б. Эльконина так же, как и в теории Л.С. Выготского, подростковый возраст, каквсякий психологический возраст, связан с появлением нового в развитии. Однако этиновоообразования, по его мнению, возникают из ведущей деятельности предшествующегопериода. Учебная деятельность производит «поворот» ребенка от направленностина мир к направленности на самого себя. В начале подросткового возраста в системеразвивающего обучения (по Эльконину — Давыдову) учебная деятельность переходит нановый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразованиеи самосовершенствование учащихся./> Д.Б. Эльконин подчеркивает,что самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результатеразвития учебной деятельности, и лишь подкрепляется физическими изменениями, которыеделают поворот на себя еще более интимным. Центральное новообразование переходноговозраста — возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подростокначинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергаетсвою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости,зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
/>/>Помимо чувства взрослости и его видов, по мнению Д.Б. Эльконина,у />подростков существует тенденция к взрослости — стремление бытьвзрослым.
Для подростковоговозраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складываетсяновая социальная ситуация развития: подросток — ровесник. Идеальная форма, т.е.то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, — этообласть моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Деятельностьобщения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова.В этой деятельности формируется основное новообразование подросткового возраста- самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. ПоЛ.С. Выготскому, это и есть самосознание. А самосознание — это общественное знание,перенесенное во внутренний план мышления.
Л. И. Божовичтакже отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляютсяновые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную,более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нетвозможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л.И. Божовичсчитала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни,ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса.Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периодаломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себеи развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счетек той жизненной позиции, с которой он начинает свою самостоятельную жизнь.
В переходный периодпроисходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменениякасаются мотивации. Содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение подростков,планы их будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой.Наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций наоснове ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Чтокасается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно,а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения./>
1.2 Понятие зависимость
Аддиктивное поведение(зависимое) характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменениясвоего психического состояния. Уход от реальности путём изменения психического состоянияможет происходить при использовании разных способов. Каждого человеку иногда хочетсяизменить своё психическое состояние. Иногда необходимо избавиться от угнетённости,«сбросить» с себя психическую усталость, отвлечься от неприятных размышлений, заставивсебя по-иному посмотреть на событие, создать у себя необходимую мотивацию, почувствоватьсмысл какого-то явления. Для этого у каждого человека есть свой способ, переходящийв привычку, становящийся стереотипом. Иными словами, элементы аддиктивного поведениясвойственны любому человеку, уходящему от реальности путём изменения своего психическогосостояния. Зависимость (аддикция) в полной мере присутствует тогда, когда стремлениеухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминироватьв сознании, становясь центральной идеей. Это приводит к отрыву от реальности. Человекне только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём развитии.
Развитию аддикцииспособствует то, что человек имеет предрасположенности к аддикциям.
1. Биологическая предрасположенность — этосвоеобразный для каждого человека способ реагирования на различные воздействия,например, на алкоголь. Если алкоголь резко изменяет психическое состояние человека,то такой человек склонен к алкоголизму. Существуют национальные особенности реакциина алкоголь и другие вещества. Известно, что северные народы становятся алкоголикамибыстрее и от меньшего количества алкоголя, чем южные народы.
2. Психологическая предрасположенность —это чаще всего созависимое строение личности, неумение справляться со стрессам ипроблемами, потеря контакта с собственными чувствами и потребностями, низкая самооценка.На языке ТА-терапии, склонные к зависимостям люди имеют в своём сценарии послания«Не живи», «Не вырастай», «Не будь значимым», «Не будь в порядке», «Не будь близким»,«Не думай», «НЕТ».
3. Социальная предрасположенность характеризуетсятем, что семья и окружающее сообщество не показали ребёнку других способов справлятьсяс проблемами и расслабляться, кроме как изменить психическое состояние каким-либоспособом. В семье и в ближайшем окружении поступали именно так. Ребёнок, выросшийв такой среде, не видит для себя возможности изменить эту обстановку, воспринимаяеё как единственно возможный для себя вариант, предложенный жизнью. Он объективноделает всё, для того, чтобы сохранить себя, найти способ существования в этой обстановкеи в дальнейшем повторить её в условиях новой семьи (своей). Механизм ухода от реальностивыглядит следующим образом. Выбранный человеком способ подействовал, понравилсяи зафиксировался в сознании как действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние.Аналогичного состояния можно достичь с помощью получения эмоциональной поддержкиот другого человека. Однако этот другой человек порой бывает непредсказуем и озабоченсвоими собственными проблемами. К тому же человеку не всегда хочется осложнять жизньдругим людям. С этим связан элемент предпочтения, привлекательности и соблазна выбранногоспособа изменения своего состояния, который человек начинает всё более часто повторять.Повторения приводят к снижению стрессоустойчивости и способности справляться с проблемами.В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяетсяприятным уходом от проблемы с переносом её решения «на завтра». Постепенно волевыеусилия снижаются, т.к. зависимость бьёт по волевым функциям, способствуя выборутактики наименьшего сопротивления. Снижение переносимости трудностей, уход от ихпреодоления приводит к накоплению нерешённых проблем. На этом фоне начинается формированиеличностных изменений. Появляется «двойная жизнь», состоящая из прежней «нормальной»жизни и жизни с зависимым поведением (с аддиктивными реализациями).
Аддиктивная реализациямногими понимается упрощённо как приём вещества или другое аддиктивное действие.На самом деле аддиктивная реализация включает в себя ещё и мысли о состоянии уходаот реальности, о возможностях и способах достижения этого ухода. Реализации уходаот реальности, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большую часть времении энергии зависимой личности. Такое существование двух стилей жизни в одном человекеприводит к изменениям установок, мотиваций и систем ценностей. Аддиктивное поведениеменяет отношения с близкими людьми. Сверхзанятость аддиктивными реализациями мешаетзависимой личности быть задействованным в общих делах и заботах, оказывать поддержкублизким людям, проводить с ними досуг. Зависимый человек с появлением внутри негоновой аддиктивной личности, эмоционально изолирует себя, становится пассивным вовсех сферах жизни, кроме аддиктивной реализации. Внешне человек остаётся таким же(хотя со временем меняется и его внешность), но «внутри» него живёт уже другая аддиктивнаяличность со своей аддиктивной логикой, аддиктивными эмоциями, аддиктивной системойценностей, аддиктивной психологической защитой.
В тонкости психологическихмеханизмов зависимый человек (аддикт) не посвящает не только других, но и сам стараетсяне думать и не анализировать их. Такой человек в своих высказываниях ограничиваетсяобщими словами типа: «Я делаю как все (все так живут)», «Такова жизнь», «Когда-нибудьвсё будет по-другому».
Существуют химическиеи нехимические формы аддикций. Рассмотрим химические аддикции. Химические аддикциисвязаны с использованием различных веществ, изменяющих психическое состояние. Многиеиз этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества,изменяющие психическое состояние, включаются в обмен веществ в организме так, чтозависимый от них человек употребляет их сначала для изменения психического состояния,а затем для поддержания своей жизнедеятельности.
К химическим аддикциямотносятся:
· Алкогольная аддикция(зависимость)
· Наркомания
o опиумная зависимость;
o зависимость от каннабиса(марихуаны, гашиша, анаши и т.д.);
o зависимость от галлюциногенов(ЛСД, псилоцибин (содержится в некоторых видах грибов), мескалин (содержится в кактусепейот), гармин, гармалин, ибогин, заменители амфитаминов);
o кокаиновая зависимость;
o героиновая зависимость;
o зависимость от седативных,снотворных и др. лекарственных препаратов;
o зависимость от стимуляторов(фенамина и веществ, сходных по своему воздействию с фенамином).
o Токсикомания
o Кофеиновая аддикция
o Никотиновая аддикцияНаркология – это наука о медицинских последствиях злоупотреблениявеществами, вызывающими химическую зависимость. Самый распространённый способ, используемыйлюдьми для изменения своего психического состояния — выпить немного алкоголя. Нов последние годы широко распространяется зависимость, вызванная наркотиками, ненаркотическимилекарственными препаратами и другими токсическими субстанциями.1.3. Особенности подросткового возраста как фактор риска развития зависимостиот психоактивных веществ
Подростковый возрастс давних пор считается фактором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании.В подростковом возрасте, в периоде полового созревания, поведение в значительнойстепени определяется характерным для этого периода жизни реакциями: эмансипации,группирования со сверстниками, увлечениями (хобби), имитации и формирующимся сексуальнымвлечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими злоупотреблениюпсихоактивными веществами, так и препятствующими аддиктивному поведению. Поэтомуимеет смысл подробнее остановиться на поведенческих реакциях пубертатного периода.
Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля,руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще,всех старших по возрасту. От установленных ими порядков, правил и законов. Все,что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается. Реакция эмансипацииможет быть направлена как на конкретных взрослых (родители, учителя и т. д.), таки на все взрослое поколение в целом. В последнем случае, когда реакция эмансипациисочетается с реакцией группирования со сверстниками, поведение может становитьсяасоциальным, достигать уровня молодежного бунта.
Реакция увлечения (хобби), в отличии от реакции эмансипации, как правило, препятствуетаддиктивному поведению. Более того, появление стойких интересов и увлечений способствуетрезкому сокращению приема спиртных напитков в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Особенно противодействующимфактором являются интеллектуально-эстетические хобби (увлечения литературой, историй,философией и т. д.). Телесно-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость,достигать высоких спортивных результатов и т. д.) препятствует аддитивному поведению.Однако эти увлечения могут подтолкнуть подростка к употреблению допингов в видеанаболических стероидов и (или) стимуляторов, чтобы добиться максимальных достижений.
Единственное исключениесоставляет особый вид хобби, названный информационно-коммуникативным. Такие подросткивсе время отдают бездумному общению со сверстниками, поглощению и обмену малозначимойи не требующей никакой интеллектуальной переработки информацией. Отсюда следуеттяготение к асоциальным компаниям сверстников. Такое поведение легко сочетаетсясо употреблением алкоголем, знакомством с различными наркотическими и токсическимивеществами. Однако главным побудительным мотивом и фактором способствующим аддиктивномуповедению, является не сама жажда новой информации, а влияние асоциальных компаний,где этой информацией обмениваются.
Реакция имитации, то есть стремление подростка копировать поведение, манеру общатьсяи одеваться, вкусы и пристрастия людей, обычно более старших по возрасту, к которымон испытывает положительные чувства — от уважения до слепого почитания и обожаниякумира. Реакция имитации может как способствовать, так и препятствовать
нарушению поведения.Если объект или объекты имитации ведут образ жизни, связанный с употреблением алкоголяи наркотиков, то и подросток будет следовать их примеру. Наоборот, если «кумир»ратует за здоровый образ жизни, интересные увлечения, занятия спортом, то его поведениебудет играть роль достаточно мощного антинаркотического фактора.
Отдельно следуетсказать о так называемой отрицательной реакции имитации, когда подростки из асоциальныхсемей строят свой образ жизни исходя из противоположного тому, что видели в родительскихсемьях. Такие подростки становятся абсолютными трезвенниками и категорически осуждаютупотребление любых психоактивных веществ, прилежно учатся, достигают карьерногороста, строят благополучные семьи. К сожалению, это случается гораздо реже, чемобратное: влияние неблагополучной семьи является достаточно мощным фактором, способствующимаддиктивному поведению.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, в определенной мере могут влиять навыбор психоактивных веществ и даже способствовать наркотизации.
Реакция группирования со сверстниками является ведущим социопсихологическимфактором, способствующим наркотизации. Группа сверстников для подростка служит,во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых;во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которой подросток познает окружающихи самого себя; в-третьих, группа предоставляет новый вид эмоциональных контактов,невозможных в семье.
В социальной психологииподростковые группы разделяют на: «просоциальные», «асоциальные» и «антисоциальные».Такое разделение подростковых групп само по себе еще не определяет их связь со злоупотреблениемпсихоактивными веществами.
В «просоциальной»группе, объединившейся, например, в силу интереса и занятий каким-либо видом спорта,вполне поощряемым старшими и обществом в целом, может распространиться употреблениене только допингов, но и наркотиков. Из самодеятельного кружка или спортивной командыможет родиться группа наркоманов. С другой стороны, некоторые антисоциальные подростковыегруппировки в силу господствующих в них фанатических убеждений могут активно препятствоватьнаркотизации и алкоголизации своих членов. Иное разделение подростковых групп нажестко регламентированные и свободные также само по себе ничего не говорит об ихотношении к наркотикам.
Жестко регламентированнаягруппа отличается постоянным составом, безраздельной властью вожака, «своей» территорией,твердо установленными взаимоотношениями между членами группы, иерархией подчинениямежду ними, борьбой с соперничающими группами. Но жестко регламентированной можетбыть и упомянутая антисоциальная группа, с ненавистью и презрением относящаяся кнаркоманам и алкоголикам и отвергающая употребление всех дурманящих веществ. В тоже время не менее жестко регламентированной может быть группа наркоманов, в которойгосподствуют суровые неписаные законы и абсолютная власть вожака. Свободная подростковаягруппа характеризуется непостоянным составом (одни приходят, другие уходят), нечеткимраспределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Подобными группами могут бытьтерриториальные (дворовые) компании, сборища около дискотек и т. п. В этих группахупотребление психоактивных веществ зависит от множества факторов. Но нередко, еслиодин подросток «заносит» какое-либо вещество, то может «заражать» его употреблениеммногих членов компании.
В современномпоколении подростков в нашей стране можно увидеть следующие типы групп, большаяиз которых и их отношение к аддиктивому поведению были описаны В. С. Битенским идр.
Территориальные группы — объединяют сверстников по месту учебы или жительства- в одном большом доме (дворовые компании), городском микрорайоне, одном поселкеи т. п. Внутри одной территории возможно возникновение разных групп, тогда подросткиделятся еще по какому-либо принципу — от учебы в одной школе до национального признака.
Делинквентные и криминальные группы отличаются друг от друга условно — лишьпо тому, подвергаются ли совершаемые группой поступки наказанию, согласно Уголовномукодексу, или нет. Делинквентным поведением принято называть не наказуемые, согласноУголовному кодексу поступки, проступки и правонарушения — обычно это мелкое хулиганствои мелкое воровство, драки без нанесения тяжких повреждений, уклонение от учебы итруда и т. п. Криминальное поведение включает уголовно наказуемые действия. Злоупотреблениеалкоголем и другими токсическими веществами, как правило, ограничивается отдельнымиэпизодами. Зависимости развивается далеко не у всех членов подобных групп.
Наркоманические группы обычно состоят из наркоманов, то есть из тех, у кого ужесформировалась зависимости от наркотика. Но члены такой группы стараются привлечьи удержать склонных к употреблению психоактивных веществ новичков. Их соблазняюти поначалу могут бесплатно снабжать наркотиками с тем, чтобы предъявить «счет»,когда у тех разовьется зависимость. Различают первичные и вторичные наркоманическиегруппы. В первичных группах наркотик с самого начала был фактором, собравшим группу.Вторичные группы сперва объединялись по какой-либо иной причине (например, территориальныеили делинквентные группы, спортивные «фанаты», реже «металлисты»), а затем в группеостались лишь те, кто пристрастился к наркотикам.
Наркоманическиегруппы обычно немногочисленны. Их объединяет добыча наркотиков, при надобности ихизготовление, переработка сырья, которая может быть налажена по конвейеру, совместноеупотребление, а иногда и торговля наркотиками. Группы, как правило, являются жесткорегламентированными. Лидером нередко бывает молодой совершеннолетний, обладающийкриминальным и наркоманическим опытом. Опытный лидер-наркоман следит также за тем,чтобы избежать случаев передозировки наркотика.
Итак, именно реакциягруппирования со сверстниками является основным фактором риска вовлечения подросткав употребление психоактивных веществ. Следует отметить, что в разные периоды подростковоговозраста происходят изменение отношения к наркотикам. Г. В. Латышев с сотрудникамина базе Центра профилактики наркомании, г.Санкт-Петербурга провели исследование,как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируетсяотношение к ним.
14-16 лет. Поотношению к наркотикам формируются три группы:
1. Употребляющиеи сочувствующие — интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблениибез наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости.Среди членов этой группы много лидеров.
2. Радикальныепротивники — «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этойгруппы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
3. Не определившиесвоего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление подвлиянием друзей.
16 — 18 лет. Группысохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняетсясодержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.
В группе употребляющихи сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальныепоследствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Средирадикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий,направленных на изменение ситуации.
1.4 Рисуночныеметодики как метод психотерапии
Теоретическая база рисуночныхметодик первоначально была весьма слабой и в течение нескольких десятилетий формироваласькак эмпирическая область деятельности. Психодинамическое направление в целом обогатилотеоретический арсенал данного подхода ряда фундаментальных понятий и позволило разработатьважные теоретические представления, касающиеся природы художественного творчестваи эстетического опыта, а так же восприятие продуктов творческой деятельности самимавтором и другими людьми. Принципиально важно и то, что психоаналитическая модельпсихотерапевтических отношений была взята за основу при разработке разных видовработы с рисуночными методиками с различными группами пациентов.
Психоанализ с самого началасвоего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Это связанос представлением о том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражатьнеосознаваемые содержания психической жизни. Согласно Фрейду, изобразительное творчествоимеет много общего с фантазиями и сновидениями, так как, подобно им, выполняеткомпенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающие при фрустрацииинстинктивных потребностей. Он является компромиссной формой их удовлетворения,осуществляющего не в прямом, а в опосредованном виде, а потому рассматривается Фрейдомкак вариант невроза и связывается им с регрессией к инфантильным состояниям сознания.
Теория Фрейда, предложив новыеконцептуальные возможности для объяснения психологии изобразительного искусствас позиции представлений о бессознательном и сублимации, оказалась малопродуктивнойдля объяснения его положительных моментов.
Последователи Фрейда неоднократнопытались разобраться в природе изобразительного творчества, используя новые способыдля его анализа.
Е. Крис предположил, что естьнекоторые общие особенности, характеризующие творческое воображение. Они включаютограничение функций сознания, высокую эмоциональную заряженность образов, а также наличие механизмов для разрешения проблем на визуальном уровне.
А.Фрейд проводит параллельмежду изобразительным творчеством и психоаналитической работой. И для того, и длядругого свойственен стадийный характер.
Теория Юнга, хотя и связаннаяс психоанализом фундаментальным понятием бессознательного, существенно отличаетсяот него. Юнг в отличии от Фрейда, рассматривал изобразительное творчество как чрезвычайноважный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. Творчествосвязывается им не столько с личным бессознательным, сколько с коллективным бессознательным.Творчество выступает и как инструмент самоисцеления и как важный фактор в достижениивсеобщей гармонии и духовного баланса той или иной эпохи. Другое важное отличиеЮнга от Фрейда касается различного понимания ими символов и их роли в изобразительномтворчестве.
Краткий обзор психоаналитическойлитературы показывает большое разнообразие взглядов на природу изобразительноготворчества и их постепенное изменение на протяжении нескольких последних десятилетий.
Гуманистическая психологияи психотерапия также внесли определённый вклад в развитии рисуночных методик. Длягуманистического подхода наиболее важным представляется поиск новых форм опыта,ведущих к развитию личности и изменения качества сознания с влиянием гуманистическогоподхода. Благодаря гуманистическому подходу стали не редки группы однократных встреч,группы с «погружением» рассчитанные на несколько дней интенсивного тренинга с применениемрисуночных методик, а так же тематически ориентированные группы.
С влиянием гуманистическогоподхода связывают распространение креативестических представлений, в которых однимиз центральных является понятие творчество, обозначающие реализацию потенциала личностиразличных видов деятельности.
Хотя гуманистический подходпережил пик своей популярности в 60-70 гг., он до сих пор продолжает определённоевлияние на работу с рисуночными методиками.
Наряду с решающей ролью психодинамическогои гуманистического подходов в теоретическом обосновании применения рисуночных методик,можно говорить и об определенном влиянии трансперсональной методологии. Использованиетрансперсонального метода более характерно для американской психологии, котораясочетает в себе жестко-директивный подход, имеющую в основном диагностическую направленность,и весьма либеральные течения, эксплуатирующие понятие духовного опыта, особых состоянийсознания. Трансперсональная методология расширяет возможности психотерапии в целом.Если говорить о вкладе трансперсональой методологии, то стоит отметить прежде всегоее влияние на расширение диапазона тех состояний, которые признаются в качестве«нормальных» или «допустимых». В трансперсональной методологии имеются приемы использованияизобразительных техник для изменения состояния сознания человека, для того чтобыпробудить в нем спонтанность и способствовать выходу бессознательного.
Таким образом, рисуночныеметодики могут применяться в рамках различных направлений: психодинамического, гуманистического,трансперсонального. Содержание и формы рисуночных методик могут различаться в зависимостиот той или иной группы клиентов.
ГЛАВА 2: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙАНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК ПРИ РАБОТЕ В ГРУППЕ С ПОДРОСТКАМИ ЗАВИСИМЫМИОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
2.1 Возможности рисуночных методик при работе в группе с подросткамизависимыми от психоактивных веществ на ранних этапах реабилитации в отделении детоксикации
Экспериментальнойбазой нашего исследования являлся МУЗ «Наркологический диспансер» отделение № 4.Испытуемыми в нашем исследовании являлись пациенты данного медицинского учрежденияв возрасте 14-16 лет. Обращение в данное отделение за помощью в проведении детоксикациине означает наличия у обращающегося добровольного, осознанного, глубоко личностногожелания отказаться от употребления ПАВ и изменить свой образ жизни. Обязательныйкурс лечения составляет 21 день, при желании, пациент может остаться в отделениина более длительный срок и пройти курс реабилитации (51 день).
Немаловажныммоментом является заключение с больным и его родственниками договора, в которомоговариваются сроки и условия госпитализации, правила внутрибольничного режима,условия выписки, в том числе и за нарушения режима. Со стороны медицинского персоналанеобходимо неукоснительное следование установленным правилам. Для уменьшения вероятностипроникновения в отделение наркотика больные полностью изолируются на все время госпитализации.Этой же цели служит полный осмотр больного и его вещей перед поступлением. Организацияпорядка и строгой дисциплины в отделении оказывает также и психотерапевтическоевоздействие, способствуя формированию новых стереотипов поведения.
В курсреабилитации входят: психотерапевтические группы, группы с применением рисуночныхметодик, индивидуальная и семейная психотерапия, видиолекции, трудотерапия, спорттерапия,а также группы, проводимые консультантами АН и АА .
Времяпроведения группы строго регламентировано и составляет 1 час 30 минут.
Особенностигруппы в отделении детоксикаци:
— группаявляется открытой;
— количествопациентов в ней не постоянно.
Лечениебольного наркоманией начинается с купирования явлений абстиненции и связанных сней соматических и нервно-психических нарушений.
Психотерапевтическаяработа с больным начинается уже в момент поступления в стационар. Заведующий отделением,беседуя перед госпитализацией с пациентом и его родственниками, рассказывает о ролипсихотерапии в лечении наркомании, информирует о психотерапевтической программе,организованной в отделении.
Далееориентация больного на участие в программе проводится лечащим врачом.
При стабилизациифизического состояния, на 5-7 день госпитализации, больному назначается обязательнаяконсультация психолога (проводится мотивационное интервью). После чего ему предлагаетсяпринять участие в психотерапевтической программе отделения.
Участиев групповой психотерапевтической программе отделения может принять любой пациент,даже открыто заявляющий о том, что собирается продолжать употребление наркотиков.Единственный критерий, который мы выдвигаем при отборе в программу, — это удовлетворительноефизическое состояние, позволяющее воспринимать подаваемый материал.
Причины,по которым пациент посещает сеансы, могут быть различными: стремление выздороветь,справиться с тягой, любопытство, желание чем-то занять время и т.д. Мы использовалисамые разнообразные стимулы для привлечения пациентов в программу.
Сеансыпроводятся два раза в день. В первой половине дня разбирается одна из тем программы.Во второй половине дня проводится психотерапевтическая группа с применением рисуночныхметодик, завершающаяся обсуждением состояния и чувств пациентов.
Длительностьучастия каждого пациента в программе определяется временем его нахождения в стационаре.Естественно, мы рекомендуем пройти более длительный курс психотерапии, но считаем,в большинстве случаев, нецелесообразным связывать время выписки из отделения с окончаниемкурса психотерапии, т.к. пациенты, стремясь добиться досрочной выписки, могут поэтой причине отказываться от участия в группе.
Для проведенияпсихотерапевтических сеансов в отделении имеется специальное помещение, оснащенноеаудиоаппаратурой, соответствующей мебелью, художественными материалами и т.п.
Контингент,поступающих в отделение больных, довольно неоднороден — это люди (мужчины и женщины)различных возрастов (от 14 до 45-50 лет) и с различным уровнем мотивации (значительнаячасть пациентов имеет низкую мотивацию к отказу от ПАВ и склонна к манипулятивномуповедению). Большинство наркозависимых социально не адаптировано, некоторые из нихсудимы или стоят на учете в милиции.
По уровнюмотивации пациентов можно разделит:
— «Безразличные»(немотивированные) пациенты по разным причинам в данный момент не собираются отказыватьсяот употребления наркотиков. Немотивированные пациенты почти на 100% выпадает изреабилитационного процесса.
— Пациентыс внешней мотивацией проявляют вынужденное согласие на отказ от ПАВ под действиемвнешних побудительных причин. Если действие этих внешних факторов прекращается,то пациенты с внешней мотивацией склонны возвращаться к употреблению.
— Пациентыс амбивалентной мотивацией испытывают противоположные чувства в отношении употребления,они осознают как положительные, так и отрицательные моменты продолжения прежнегообраза жизни, находятся на стадии размышления и еще не приняли окончательного внутреннегорешения. Такие пациенты легче дают согласие на более длительные сроки госпитализации,хотя в период обострения тяги могут настаивать на выписке или нарушать режим отделения.В силу того, что «амбивалентные» пациенты еще не приняли окончательного решения,программы, направленные на полный отказ от ПАВ вызывают у них сильное сопротивление.Однако, такие больные проявляют интерес к проблеме, открыты для ее обсуждения инуждаются в дополнительной помощи для принятия решения.
— Пациентыс интегрированной внутренней мотивацией отказываются от употребления наркотиковисходя из собственного осознанного желания. Именно они готовы к изменению своегоповедения и наиболее восприимчивы к психотерапевтической помощи в достижении полногоотказа от ПАВ и дальнейшем развитии личности. Однако, даже «мотивированные» пациентыдовольно часто отказываются от участия в длительных реабилитационных программах.Это может происходить по разным причинам: отсутствие полной информации о механизмахвыздоровления и предлагаемых психотерапевтических программах; надежда на то, чтоудастся справиться с болезнью самостоятельно; скептическое отношение наркозависимых.
Мотивацияк отказу от ПАВ является динамическим континуумом. В зависимости от действия различныхвнешних и внутренних факторов пациенты могут двигаться по континууму мотивации,как в ту, так и в другую сторону. Как правило, мотивация наркомана неустойчива ичувствительна к изменению внешних и внутренних условий поэтому при проведении группойпсихотерапевтической работы мы также должны учитывать специфические особенностикаждой группы пациентов и подбирать направления и методы наиболее благоприятныедля их возраста. Мы полагаем, что для данного возраста одной из наиболее благоприятныхформ работы будут являться психотерапевтические группы с применением рисуночныхметодик.
При работес подростками нами отмечались следующие особенности:
— Дляподростков характерна повышенная уязвимость в ситуациях социальных конфликтов иболезненное реагирование на критику и попытки окружающих ограничить их самостоятельность(это может быть связано с еще недостаточно устойчивой и хрупкой психологическойидентичностью).
— В условияхгруппы многие подростки испытывают повышенную потребность в обозначении и поддержаниисвоих личных границ, что проявлялось в повышенной тревожности и в стремлении сохранитьсвою автономность, а также в изобразительной продукции, идентифицируясь с которойони очень болезненно воспринимают любые посягательства на нее со стороны окружающих.
В силуэтих же причин можно предполагать, что подростки будут болезненно реагировать надирективный стиль ведения группы, а их психологическая хрупкость в ситуациях межличностногообщения и стремление к автономии будут оказывать определенное влияние на групповуюдинамику.
— Дляпациентов подросткового возраста характерно стремление подчеркнуть свои гендерныехарактеристики и признаки принадлежности к определенной социокультурной группе.Для их рисунков характерны различные надписи (названия любимых групп, нецензурныевыражения и т. д.), изображение татуировок и иной «атрибутики» молодежнойкультуры (см. приложения).
— Характернойособенностью подростковой группы также является внутренняя противоречивость, проявлениевзаимоисключающих потребностей и тенденций, часто невозможность найти компромисси конструктивно решать внутренние и внешние противоречия.
Такимобразом с учетом этих особенностей мы можем сделать вывод о том, что подростки будутстремиться реализовать имеющиеся в групповой работе возможности для того, чтобыутвердить и осознать посредством изобразительной работы свою психологическую идентичность.Большую ценность при этом может иметь репрезентирование своей идентичности посредствомизобразительных образов обеспечивающих целостное восприятие своего «Я»,и в то же время связанная с этим возможность от него дистанцироваться. Но особенноважно то, что это предоставляет возможность осознание своей болезни, преимуществи недостатков, которые возникают при употреблении психоактивных веществ. А следовательнотакой вид групп может помочь формированию мотивации к отказу от психоактивных веществи продолжению прохождения реабилитационной программы, которая, в отличие от лечения,не может быть принудительной.
2.2 Групповая психотерапевтическая программа реабилитации зависимыхот психоактивных веществ на ранних этапах лечения
Как показываетпрактика, лишь незначительная часть пациентов отделения детоксикации, соглашаетсяна дальнейшее участие в длительных реабилитационных программах и пациенты, не обладаянеобходимыми знаниями и навыками для поддержания трезвости и чистоты от наркотиков,даже при наличии мотивации обычно через некоторое время вновь возвращаются к употреблениюПАВ. Поэтому основной психотерапевтической задачей раннего этапа реабилитации являетсяусвоение и когнитивная проработка информации о характере течения болезни и об особенностяхпроцесса выздоровления с целью мотивации к участию в длительном реабилитационномпроцессе.
Успехлечения в наркологии во многом зависит от желания пациента отказаться от употреблениянаркотиков и изменить свой образ жизни. Если желание измениться у пациента отсутствует,то усилия специалистов, направленных на достижение ремиссии, могут быть растраченывпустую.
Желание,которое побуждает человека стремиться к его реализации, приходит изнутри, а не извне.
Для стимуляцииизменений в мотивации пациента мы использовали следующие стратегии:
1) предоставлениеи когнитивная проработка информации (здесь решающее значение имеет способ подачиинформации);
2) оценкасубъективно воспринимаемых выгод приема наркотика и проблем, связанных с его употреблением;
3) оценкавозможных сложностей и преимуществ, связанных с отказом от наркотика;
4) анализпротиворечий между желанием продолжать употребление и желанием выздоравливать;
5) будущееи настоящее — выявление контраста между сегодняшним поведением пациента и его планамина будущее;
6) размышлениенад возможными будущими переменами.
Следуетотметить, что простого предоставления информации недостаточно. В силу выраженнойтенденции к отрицанию болезни и сформировавшейся в процессе употребления ПАВ системыпсихологических защит, наркозависимые склонны к вытеснению или искажению получаемойинформации. Поэтому уже на этом этапе необходимо проводить целенаправленную психотерапевтическуюработу по снятию психологических защит. Реализацию данных целей могут обеспечиватьпсихотерапевтические группы с применением рисуночных методик.
Поэтомунами была разработана специальная групповая психотерапевтическая программа с применениемрисуночных методик. Содержание предлагаемой программы определяется задачами раннихэтапов реабилитации. При ее составлении мы учитывали также то, что больные, поступающиев отделение детоксикации, различаются по уровням мотивации, и лишь немногие пациентыимеют интегрированную внутреннюю мотивацию к отказу от ПАВ. Поэтому мы включилив программу рассмотрение задач долечебного периода.
Каждыйсеанс строился с учетом необходимости выполнения нескольких психотерапевтическихзадач:
• побуждениек размышлениям об отказе от употребления наркотиков и изменении своего образа жизни(для маломотивированных пациентов);
• помощьв принятии решения (для амбивалентных пациентов);
• осознаниеболезни и необходимости участия в длительном реабилитационном процессе для достиженияустойчивой ремиссии (для мотивированных пациентов).
Психотерапевтическиетехники, применяемые для осуществления мотивационных стратегий и работы над осознаниемболезни, могут варьироваться в зависимости от возникающих проблем и решаемых задач.
Нами применялисьследующие психотерапевтические техники:
· Разъяснительная психотерапия— предоставление необходимой информации в наиболее простой и доступной для усвоенияформе с использованием примеров, схем и рисунков и максимальным вовлечением пациентовв ее обсуждение.
· Рисуночные методикипомогают преодолеть сопротивление пациента и на уровне художественных метафор выявитьпсихологические защиты и проработать отрицание болезни.
· Гештальт-терапия,предназначенная для преодоления анозогнозии и углубления осознания болезни и связанныхс ней проблем, а также для отработки необходимых навыков профилактики срыва.
Применяемыетехники не являются неизменным набором средств, могут применяться в произвольномпорядке, а также видоизменяться специалистами при условии их соответствия основнымцелям психотерапии. Так как пациенты подключаются к работе в группе по мере стабилизациифизического состояния. темы занятий подобраны таким образом, чтобы пациент мог начатьработать в группе в любой день без потери им смысловых связей между сеансами. Дляэтой же цели нами было разработано насколько вариантов упражнений для разбора однойтемы.
При оценкеэффективности прохождения групповой психотерапии мы используем принцип последовательногоформирования изменений. Результаты, которые мы ожидаем получить в процессе групповойпсихотерапии, отличаются для пациентов с различными уровнями мотивации к отказуот ПАВ. Для мотивированных пациентов — это интеграция в длительные реабилитационныепрограммы. Для маломотивированных — это позитивные сдвиги в мотивации.
Основныетемы и упражнения, рекомендуемые для сеансов групповой психотерапии на ранних этапахреабилитации:
Тема I. Диагностическая презентация (подробноеописание смотри в приложении 1).
Упражнения:
1) Проективныйрисунок на тему «Я и моя болезнь». Объяснение и интерпретация рисунков участникамигруппы.
2) Проективныйрисунок на тему «Я и мое выздоровление». Подробное описание смотри в приложении1.
3) Обобщенныйпортрет наркомана.
4) Проективныйрисунок «Состояние группы»
Тема П.Мотивационный тренинг (подробное описание смотри в приложении 2).
Упражнения:
1) «Длякого ты отказываешься от наркотиков».
2) Проективныерисунки на общем листе на темы: «Что мне нравилось в употреблении наркотиков?» «Чтомне не нравилось в употреблении?»
3) «Будущее,настоящее, прошлое».
Тема Ш.Общие темы (подробное описание смотри в приложении 3).
Упражнения:
1) «Метафорическийавтопортрет» или «Гербы и символы моей души».
2) «Линияжизни».
3) «Работас чувствами» (страх, злость и т. д.).
Так жерекомендуется использование техники направленной визуализации.
Выборконкретного упражнения определяется психотерапевтическими целями сеанса, индивидуальнымипредпочтениями ведущих и особенностями сопротивления и мотивации пациента.
Такимобразом, на начальном этапе психотерапии необходимо произвести всестороннюю оценкумотивации пациента, а затем стимулировать изменения в мотивации посредством психотерапевтическихгрупп с применением рисуночных методик, так как данный метод обеспечивает подросткамбольшую безопасность и психологическую защищенность благодаря невербальным коммуникациям,в том числе с опорой на визуальные образы. В оптимальном случае период ранней реабилитациизаканчивается интеграцией пациента в длительные реабилитационные программы, например,в психотерапевтическую группу, работающую с применением программы «12 шагов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатампроведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что психотерапия с применениемрисуночных методик является эффективным методом при работе с группой подростковзависимых от психоактивных веществ. Так как нами выявлены следующие преимуществапсихотерапевтических групп с применением рисуночных методик: группы обеспечиваютподросткам возможность взаимной поддержки в период их дистанцирования от семьи ипсихологического самоопределения, а так же группы дают подросткам ощущение большейавтономности и тем самым удовлетворяют потребность в независимости и сохраненииграниц своего личного «пространства»; большое значение имеет и то, что данный методобеспечивает подросткам большую безопасность и психологическую защищенность благодаряневербальным коммуникациям, в том числе с опорой на визуальные образы. Большую ценностьпри работе в группе так же может иметь репрезентирование своей идентичности посредствомизобразительных образов обеспечивающих целостное восприятие своего «Я»,и в то же время связанная с этим возможность от него дистанцироваться. Но особенноважно то, что психотерапия с применением рисуночных методик предоставляет возможностьосознания своей болезни, преимуществ и недостатков, которые возникают при употреблениипсихоактивных веществ. А следовательно такой вид групп может помочь формированиюмотивации к отказу от психоактивных веществ и продолжению прохождения реабилитационнойпрограммы, которая, в отличие от лечения, не может быть принудительной. Для реализациюданных целей мы создали программу психотерапевтической группы с применением рисуночныхметодик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Содержаниепредлагаемой программы определяется задачами ранних этапов реабилитации. При еесоставлении мы учитывали также то, что больные, поступающие в отделение детоксикации,различаются по уровням мотивации, и лишь немногие пациенты имеют интегрированнуювнутреннюю мотивацию к отказу от ПАВ. Поэтому мы включили в программу рассмотрениезадач долечебного периода.
Анализируярезультаты полученные при проведении групповой психотерапии с применением рисуночныхметодик с подростками зависимыми от психоактивных веществ на ранних этапах реабилитациимы выявили качественные позитивные изменения мотивации и мышления пациентов в динамикепрохождения группы, которые прослеживаются достаточно четко. Конечно, далеко некаждому удается сразу пройти все стадии изменений. Но мы считаем цель психотерапиидостигнутой, если пациент переместился на следующую стадию изменений в мотивации.
Программагрупповой психотерапии с применением рисуночных методик при работе с подросткамизависимыми от психоактивных веществ проводилась в качестве подготовительного этапаперед включением в психотерапевтическую группу реабилитационных центров с болеедлительными сроками лечения, работающих с применением программы «12 шагов». Ведущиепсихотерапевтических групп по программе «12 шагов» отмечали, что пациенты, прошедшиепсихотерапию с применением рисуночных методик в отделении детоксикации быстрее включаютсяв групповой процесс, имеют более высокую мотивацию к лечению, лучше усваивают предлагаемуюпрограмму, нам также удалось достичь эмоциональной проработки проблем, связанныхс употреблением наркотиков.
Такимобразом, опыт проведения групповой психотерапии с применением рисуночных методикпри работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ в условиях закрытогостационара показал возможность организации подобных программ в отделениях детоксикациии целесообразность их применения на ранних этапах реабилитации.
СПИСОКЛИТРАТУРЫ
1. Анохина И. П. Биологтическиемеханизмы зависимости от психоактивных веществ // Лекции по наркологии. 2-е издание/ Под ред. Н. Н. Иванца. М., 2000.
2. Бабаян Э. А., ГонопольскийМ. Х. Наркология. — М.: Медицина, 1987.
3. Битенский В. С., ХерсонскийБ. Г., Дворяк С. В. и др. Наркомания у подростков – Киев: Здоровье, 1988. – 216с.
4. Божович Л.И. Личностьи ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5. Бурно М. Е. Терапиятворческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
6. Бурно М. Е. Клиническаяпсихотерапия. М.: Академический проект, 2000.
7. Возрастная и педагогическаяпсихология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
8. Выготский Л. С. Собр.соч. в 6 т. М., 1982-1984.
9. Грузчиков Б. М., ВдовоченкоА. А., Иванов Н. Я. Выявление контингента подростков с риском злоупотребления наркотическимии другими токсическими веществами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии.1993.
10. Егоров А. Ю. Основынаркологии: Учеб. Пособие. – СПб.: ИСПИП, 2000.
11. Карвасарский Б. Д.Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.
12. Кле М. Психологияподростка. М., 1991.
13. Копытин А. И. Основыарт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
14. Копытин А. И. Арт-терапия:хрестоматия. СПб.: Питер, 2001а.
15. Копытин А. И. Практикумпо арт-терапии. СПб.: Питер, 2000.
16. Леонтьев А. Н. Формированиеличности // Психология личности. Тексты. М., 1982.
17. Личко А. Е. Психопатиии акцентуации характера у подростков. – 2.е изд. – Л.: Медицина, 1983.
18. Личко А. Е., БитенскийВ. С. Подростковая наркология. – Л.: Медицина, 1991.
19. Лукомский И. И. Лечениехронического алкоголизма. – М.: Медгиз, 1963. – 451 с.
20. Макаров В. В. Лекциипо психотерапии. М: Академический проект, 2000.
21. Маркова А.К. Формированиемотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
22. Пиаже Ж. Эгоцентрическаяречь // Психология мышления. Тексты. М., 1981.
23. Прихожан А.М., ТолстыхН.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
24. Рутан Дж. И СтоунУ. Психодинамическая групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2002.
25. Сидоров П. И., МитюхляевА. В. Ранний алкоголизм. – Архаегельск: АГМА, 1999.
26. Хайкин Р. Б. Художественноетворчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.
27. Чепмен А. И. и Чепмен-СантанаМ. Проблемно ориентированная психотерапия. СПб.: Питер, 2001.
28. Шабанов П. Д. Руководствопо наркологии. 2-е изд. – СПб.: Лань, 1999.
29. Штакельберг О. Ю.Социально- психологическая реабилитация больных наркоманиями. – СПб.: СПбМАПО, 1999.– 50 с.
30. Ялом И. Теория практикагрупповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.