Реферат по предмету "Психология"


Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов вследствие нарушения воспитательной функции

КУРСОВАЯРАБОТА
натему: «Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, вследствиенарушения воспитательной функции»

Введение
Актуальность данной темы «Подростковый суицид как один из вариантоврешения конфликтов, вследствие нарушения воспитательной функции» обусловленарядом причин: во-первых, ускорился темп нашей жизни, в связи с чем не всегдапсихика человека успевает за подобными изменениями (т.е. происходит перегрузкапсихики), во-вторых, по социальным причинам, утратилась взаимосвязь родителей идетей (т. к. большинство родителей вынуждены работать на несколькихработах чтобы обеспечить семью, при этом мало времени уделяя своим детям, такимобразом, нарушая воспитательную функцию семьи), в-третьих, сам подростковыйвозраст как «кризисное состояние», в-четвертых, российское общество не готово,как правило, обращаться за квалифицированной психологической помощью в трудныхжизненных перипетиях. В результате всего этого возникает своеобразныйсуицидальный алгоритм: «Эмоциональная холодность родителей или сверстников →не понимание окружающих → возникновение внутреннего конфликта →возникновение кризисной ситуации → выход из ситуации либоконструктивный (разрешение ситуации), либо деструктивный (алкоголизм,наркомания, игромания, суицид и пр.)». По статистике, пик суицидов приходитьсяна молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. На одного подростка с завершенным суицидомприходится до 100 суицидальных попыток. Суицидальное поведение детей в 80% случаевсвязано с внутрисемейными конфликтами.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малаясоциальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью,моральной и правовой ответственностью. Однако различные науки добавляют в негосвои аспекты и у них появляются свои определения. Например, с точки зренияэкономике определение звучит так: семья – это группа лиц, живущих вместе наодной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношенияхродства, брака или опекунства [Кравченко].
Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами,родителями и детьми, обусловлена общностью бытия, взаимной моральнойответственностью. Необходимость семьи в социальном плане объясняетсяпотребностью общества в физическом воспроизводстве населения [Верб].
Но как, связаны с собой семья и подростковый суицид? На этотвопрос мы попытаемся найти ответ в нашей курсовой работе. Свое хорошо известноефилософскому миру сочинение «Миф о Сизифе» А. Камю начинает со значительноговступления: «Есть лишь одна по-настоящему философская проблема – проблемасуицида» [2]. Без преувеличения можно сказать, что к этому изречениюзнаменитого писателя могли присоединиться такие русские мыслители как Ф. Достоевский,Л. Толстой. Социальная норма числа самоубийств характеризуетсяпостоянством, но политические и экономические перемены, происходящие вобществе, как правило, дают резкие скачки общего показателя самоубийств – какответные реакции на общественные кризисы.
Перемены, которые происходят в России, «ломают» взрослых людей. Ачто же тогда говорить о подростках, которые еще не имеют твердого социальногоположения?…
Каждый год в мире заканчивают жизнь самоубийством 500.000 человек,среди них: 30.000 американцев 25.000 японцев, 20.000 французов. В России в 2000году покончили с собой 56,9 тысячи человек, в 2001 году – 57.2 тысячи. Помнению социологов – официальная статистика самоубийств значительно отличаетсяот реальных цифр (по разным оценкам в 2–4 раза), поскольку в нее попадаюттолько явные случаи[3]. На долю детских и подростковых суицидальных попытокприходится от 17 до 20% всех попыток покончить с собой. Преобладающим способомобычно является самоотравление и самопорезы. Характерно, что у детей до 13 летпреимущественно наблюдаются попытки самоотравления, а в возрасте от 13 до 16присоединяются и другие способы: повешенье, самопорезы и комбинированныеспособы. Риск суицида имеют подростки с различными формами дисгармоничногоразвития (в следствии, нарушения воспитательной функции семьи), со склонностьюк асоциальному поведению, повышенной агрессивностью, так же высок рисксуицидального поведения у подростков, отличающихся высоконравственными устоями,с идеализацией чувства любви и дружбы. Книжное восприятие действительности истолкновение с реальностью приводит таких детей к стрессовым состояниям.
Таким образом, анализ литературы по теме исследования показал,что, несмотря на количество теоретических и прикладных исследований в областиподросткового суицида данная проблема остается до конца не решенной.
Объектом изучения в курсовой работе являются конфликты и нарушениявоспитательной функции в семье.
Предметом – суицид и суицидальные попытки подростка как результатконфликта и нарушения воспитательной функции семьи.
Цель работы: выявить взаимосвязь конфликтов, (влияние) нарушениявоспитательной функции и подросткового суицида. Для этого необходимо решить рядзадач:
1.Анализ литературы по проблеме исследования;
2.Проведение социологического исследования, по данной проблеме;
3.Провести статистическую обработку полученных результатов;
4.Подготовить тренинг по психопрофилактики подросткового суицидальногоповедения;
5.Определить перспективы изучения данного направления.
Гипотеза – чем больше уровень конфликтности в семье, тем выше предрасположенностьк суицидальным действиям.
Курсовая работа состоит из двух глав и шести параграфов. В первойглаве освещается теоретическая база, главный акцент в ней делается на выявлениевзаимосвязи конфликтов, воспитательной функции семьи и суициды подростков, атак же рассмотрены особенности современной семьи, особенности подростковоговозраста и др., что необходимо для данной работы. Во второй главе мырассматриваем практические методы психологической работы с лицами, склонными ксуициду.

1. Современные преставления о нарушениях воспитательной функции всемье и подростковых суицидах
 
1.1 Современные представления о семье
Семья – спасательная гавань в жизненных перипетиях. Когда вобществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах все дорого, наработе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным илюбимым местом на свете.
Кравченко А.И.
Семья – это «ячейка общества», важнейшая форма организации личногои быта, основанного на супружеском союзе и родственных связей. Она считаетсяодним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим емустабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.Современные психологи выделяют следующие функции семьи; воспитательная,хозяйственно – бытовая, эмоциональная, духовного общения, сексуально – эротическая.Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества.Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полоты и точностианализа семейных функций. Убедительный тому пример – классификация,предложенная Мацковским М.С. (табл. 1).
Таблица 1. Классификация функций семьиСфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи. Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия. Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви. Сфера духовного общения Развитие личностей членов семьи. Духовное взаимообщение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза. Сексуально-эротическая Сексуальный контроль. Удовлетворениие сексуально-эротических потребностей.
Навайтис Г. подчеркивает, что часть функций семьиосновывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей.Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи.Действительно, мы чувствуем себя счастливыми, любимыми или защищенными благодарялюдям, составляющим нашу семью. Семья, в отличие от других малых групп,способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органической целостности.Собственно, ради этого люди и объединяются в семейный союз. Отсюда и возникаетчувство незаменимости семьи, а при её распаде – сожаление и горечь утраты.
Нарушения функций (дисгармония), требуют вмешательства психолога,с целью восстановления данных функций, если семья сама не может справитьсясамостоятельно.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одниутрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысилсяуровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейныхотношений (рождение внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.), разводпрестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье[–]. Сточки зрения семейной психологии одним из сложных является вопрос: что естьнорма, а что патология?
Идеальной семьей можно считать ту, где существуют гармоничныеотношения. Гармоничная семейная жизнь – это совокупность гармоничных отношений,отражающих: духовную, физиологическую, интеллектуальную и тонко чувственныесферы. Единственный путь к достижению гармоничных семейных отношений – максимальноразвить свои потенциальные возможности в каждой из этих сфер. Гармоничныеотношения не возникают благодаря случаю и желанию, они результатцеленаправленных усилий, совершенствующих и развивающих физическое,интеллектуальное и духовное как единую сферу.
К основным причинам, приводящим к нарушениям функции семьиотносятся: социальная среда, условия жизни семьи, изменения в личностях членовсемьи. Трудности можно разделить прежде всего по силе и действия ихдлительности: острые и хронические. Острые – смерть близкого человека, известиео супружеской измене, внезапное изменение в семье или социальном статусе, внезапноеили сильное заболевание. Хронические – чрезмерная физическая илипсихологическая нагрузки в быту и на производстве, длительный или устойчивыйконфликт в семье. Чешские ученые (1985 г.) установили и описали двакритических периода в жизни семьи:
-  между 4 и 6 годами
-  между 17 и 25 годами. Вобоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности.
Ведущую роль в случаях первого кризиса приобретает фрустрирующие измененияэмоционального взаимоотношения и как результат увеличения числа конфликтныхситуаций, рост напряжений как отражение бытовых и других проблем. В случаевторого кризиса связанное с отделением детей от семьи, нарастание соматическихжалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни.
Эйдимиллер семью так же рассматривал как источник психологическойтравмы, ведущей к определенным кризисным состояниям. Психологическая травма – этопсихологическое переживание в центре, которого находится определенноеэмоциональное состояние человека. В основе переживания лежит взаимоотношениечеловека с различными сторонами окружающего мира. Важное место в учение опсихологической травме занимает понятие о патогенной ситуации. Ведущая роль всемье в возникновении патологических ситуаций определяется рядом обстоятельств:
– Семья – самая важная социальная группа, в которую включенчеловек. Происходящие события в семье воспринимаются гораздо в большой степении «близко к сердцу», чем аналогичные события происходящие в сфере определеннойдеятельности.
– Сфера домашнего хозяйства, эмоциональные исексуально-эротические взаимоотношения теснейшим образом взаимосвязаны ипопытки внести в любую другую из них внесет ценную реакцию во все другиефункции.
– В семье индивид более доступен к воздействию со стороныдругих членов семьи. Слабость и недостаточность проявляется наиболее явно.
Травмирующее семейное состояние могут быть четырех видов:
1. Состояниеглобальной семейной неудовлетворенности
2. Семейнаятревога – это состояние тревоги у одного из супругов или у обоих членов семьи,нередко плохо осознаваемая и плохо локализирована (т.е. вызывается вопределенном случае).
3. Нервно-психическоеи физиологическое напряжение создается в семье несколькими способами:
3.1.1.  Создавая для индивидаситуацию постоянного психического давления, трудного или даже безвыходногоположения. Например, алкоголик давит на жену.
3.1.2.  Создавая препятствия дляпроявления членами семьи важных для них чувств.
3.1.3.  Создание или поддерживаниевнутреннего конфликта. Например, жена обвиняет мужа в том, что он не помогает,а потом обвиняет в том, что плохо помог.
4. Чувствовины – индивид в этом случае чувствует себя помехой для окружающих, виновникомвсех семейных неудач, склонен воспринимать поведение другого члена семьи какобвиняющее.
Таким образом, проанализировав многочисленную литературу и сравнивтрадиционную семью с современной можно выделит несколько основных отличительныхмоментов:
– крах экономики отразился и на семейном бюджете.
-  нарушена связь с Землей,большинство семей живет в городах, лишь для пенсионеров стали в нашей странеподспорьем дачные огороды и сады;
-  главную роль при созданиисемьи стали играть не обычаи и рекомендации старших, а индивидуальный выборлюдей;
-  практически исчезлимногопоколенные семьи, осталась нуклеарная семья, состоящая из родителей и ихдетей;
-  исчезла многодетность,чаще всего растят одного – двух детей;
-  распространеннопрерывание беременности;
-  количественно растутразводы;
-  усилились отрицательныепроявления внутри семьи, такие как алкоголизм и наркомания;
-  резко выросло числонеполных семей как следствие развода или рождение внебрачных детей;
-  многие семьи не признаютрелигию.
суицид подросток воспитательный
1.2 Нарушения воспитательной функции в семье и их последствия
Рождение детей в семье – самый важный период, когда супругов объединяютобщая любовь и забота о них. Однако дело не только в том, чтобы кормить иодевать ребенка. У Ф.М. Достоевского есть очень точная и глубокая мысль:«Нет в жизни человека ничего важнее, ничего нужнее и полезнее, чем вынесенноеиз детства светлое и теплое воспоминание, такое ясное и доброе. Онозакладывается в семье и в тяжелые минуты помогает». Только дружная семья можетоказать благотворное влияние на личность ребенка. В основном влияние родителейна формирование личности ребенка приходится на первые годы его жизни. Кподростковому возрасту, как правило, закладывается стиль взаимоотношений детейс родителями: покровительственный или дружественный, основанный на доверии илина постоянном контроле.
Демократичные родители ценят в поведении подростка исамостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему правобыть самостоятельным в определенных областях жизни; не ущемляя его прав, одновременнотребуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах иразумной заботе, не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается кобъяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формированиевзрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчиненияи не считают необходимым объяснять ему причины своих указаний и запретов. Онижестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполнекорректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, а их отношения с родителямистановятся менее близкими. Ситуация осложняется, если высокая требовательностьи контроль сочетаются с эмоционально-холодным, отстраненным отношением кребенку. В таких случаях неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжеласудьба детей, у кого равнодушные и жестокие родители. Они редко относятся клюдям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотяиспытывают потребность в любви.
Подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителяхкак в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, накоторый можно было бы ориентироваться.
Родительская любовь – совершенно необходимое, но недостаточное условиеблагополучного развития подростка. Например, излишняя забота о ребенке,чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональномконтакте, – приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общениисо сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающиеребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения,складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятсятормозом на пути личностного роста обоих – и подростка, и его мать. Трудностидругого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которыеребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успеховв школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкийдля матери человек должен посвятить ей все свое свободное время и др. Сродителями, имеющими неадекватные ожидания, подростки обычно утрачивают былуюблизость, потому что сами хотят решать, что им нужно, и бунтуют, отвергаянавязываемые извне требования.
Степень психологической близости с родителями резко снижается от 7к 9 классу, особенно это относится к легкости общения, откровенности, пониманиюсо стороны родителей. Чувствуя охлаждение со стороны детей, родители думают,что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и т.д.
Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощикоторого он хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым нановый, специфический для общения взрослых людей. Иначе говоря, в началеподросткового периода в связи с появлением у подростка представления о себе какуже не о ребенке, и потребностью в признании его взрослости окружающимивозникает совершенно новая проблема – проблема прав взрослого и подростка вотношениях друг с другом, проблема равноправия. И после прохождениякритического периода эмоциональный контакт, если родители сами не умудрилисьего испортить, как правило, возобновляется, но уже на качественно иной основе:общение на платформе «взрослый – взрослый».
Превосходство воспитателя определяется его зрелостью, а ненасилием и подавлением личности воспитуемого. Обладать авторитетом значитпритягивать силой и обаянием своей личности. В переходном возрасте дифференциацияавторитетов становится все более заметной. Взрослеющий ребенок, как правило,ценит и принимает жизненный опыт родителей. В то же время его способностьзавязывать новые отношения, стремление к автономии, эмоциональная солидарностьсо сверстниками, созревание познавательных функций приводят к вполнезакономерной попытке ослабить «гнет» родительской власти и родительскогоавторитета.
С подростковым возрастом связано также понятие «психологические кризисы»,то есть особые исключительные состояния, когда отказывают механизмы нормальнойпсихологической защиты и преодоления и наступает как бы паралич воли, – человекв эти моменты не в состоянии помочь себе.
В некоторых случаях подростки оказываются один на один снеразрешимой, как им кажется, ситуацией, выхода из которой они не видят. У нихпоявляется намерение лишить себя жизни. Самоубийство (суицидальное поведение,или суицид) – это покушение на свою жизнь человека, оказавшегося в тяжеломдушевном состоянии, не находящего выхода из трудной жизненной коллизии. Один,находясь в тяжелейшей кризисной ситуации, сжимает зубы и борется собстоятельствами, а другой запутывается, как в трех соснах, теряя силу и веру всебя. Острые кризисные состояния испытывают человека на прочность. Душевнаяглухота окружающих – частая причина развития подавленного состояния, душевногобеспокойства (психологического кризиса), из которого молодые люди не находятвыхода. Подростки, по-взрослому ориентирующиеся в бытовых вопросах, увы, еще неумеют найти выход из сложных ситуаций. Они не могут пока соизмерять последствиясвоего поступка, и их психоэмоциональное состояние представляет угрозу дляжизни. В таких случаях они нуждаются в совете и помощи со стороны. Ее можетоказать кто-нибудь из родителей, друзей, родственников, однако помощь этадолжна быть деликатной, щадящей самолюбие, адекватной.
1.3 Подростковый возраст и его особенности
Переходный период между детством и взрослостью называетсяподростковым или маргинальным и варьируется в зависимости от конкретнойкультуры. В некоторых культурах освоить взрослые умения легко: более широкаяобщина остро нуждается в новых членах и быстро пополняется ими.
Из работ антропологов (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) быливычленены знания о том, что существует два типа перехода от детства квзрослости: непрерывный и дискретный (с наличием разрыва между тем, чемуребенок учится в детстве и теми способами и представлениями которые необходимыдля осуществления роли взрослого).
Первый тип перехода существует в условиях сходства наиболеезначимых норм и требований к детям и взрослым. В этих случаях развитиепротекает плавно, так как ребенок не рывком, а постепенно учится способамвзрослого поведения, выполнению сценариев взрослого (статусного) поведения.
При втором типе перехода ребенок оказывается неподготовленным квыполнению роли взрослого при достижении формальной зрелости.
В западной культуре успешный переход к статусу взрослого, особеннов профессиональном плане, требует длительной подготовки. Практически 10 лет.
С одной стороны, этот затянувшийся переходный период неоднократнопредоставляет молодому человеку возможность экспериментировать с различнымиобразами взрослой жизни, не связывая себя окончательными решениями. С другой – эти10 лет порождают свои собственные сложности и конфликты, например потребностьвыглядеть независимыми и искушенными в житейских делах, оставаясь при этомэкономически зависимыми от родителей.
Маргинальность положения подростков (т.е. одновременная принадлежностьк двум сообществам, к миру взрослых и детей) приводит к появлению маргинальнойличности; эмоционально неустойчивой и напряженной, чувствительной, агрессивной,застенчивой, конфликтной, склонной к крайним суждениям и оценкам.
Подростковый возраст может принести как субъективные трудности, вызванныенеобходимостью быстрой переориентации на нормы поведения взрослого сообщества,так и затруднения для воспитывающих взрослых, среди которых разные формы егонепослушания, сопротивления, протеста, упрямства, грубости, негативизма,строптивости, замкнутости и т.д.
Сами подростки, а так же родители и педагоги чаще всего бывают неготовы принять и выдержать их агрессивные и фрустрирующие проявления. Между темдоказано, что подростки особо нуждаются в психологической поддержке со стороныблизкого окружения: родителей, учителей, друзей.
К. Левин считал, что в подростковый период возникаетсвоеобразный когнитивный «дисбаланс», обусловленный изменением групповойпринадлежности, т.е. перемещением из сообщества детей в сообщество взрослых, вту «когнитивно – неструктурированную» область жизненного пространства, котораяполна новизны и неясности и не дифференцируется ими. И потому движениеподростка к цели (войти в сообщество взрослых) чревато неожиданностями иошибками, которые им слабо рефлексируются.
Отсюда становится понятным неустойчивость поведения подростков ивозникновение различных форм девиантности. Чем меньше был ориентирован в социальномокружении подросток на предыдущих этапах своей жизни, тем труднее решается имзадача трансформации и расширения жизненного пространства.
К числу существенных новообразований подросткового периодаотносится изменение временного измерения, появление «будущего» как психологическойдетерминанты личности. Временная перспектива напрямую связывается с жизненнойперспективой. Меняется масштаб восприятия мира и себя в нем, дифференциациябудущих реальных и идеальных целей, уточняются понятия и представления обудущей профессии формируется план жизни.
Каждый период жизни ставит перед человеком сложные задачиразвития, требующие для своего решения новых навыков и иного отношения.Большинство психологов согласны, что подрастающее поколение неизбежно сталкиваетсяс двумя главными задачами:
1.Достижение некоторой автономии и независимости от родителей.
2.Формированием идентичности, созданием целостного Я, гармонично сочетающегоразличные элементы личности.
А. Фрейд использовала для характеристики эмоциональногосостояния подростков название «буря и натиск». Быть нормальным в периодотрочества – само по себе не нормально». Фрейдисты утверждают, что началобиологического созревания и усиливающееся сексуальное влечение вызываютконфликты между подростками и родителями, и сверстниками и с собой.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувствовзрослости и реакция эмансипации от родителей.
Подростки начинают понимать, что они уже не дети и стремятсясовершать поступки, которые характеризовали их как взрослых. Подростковая взрослостьпри этом характеризуется избеганием ответственности за свои поступки. Многоправ и мало обязанностей.
Подросткам свойственно отделяться от родителей, противоречить имне принимать давление с их стороны, т. к. считают себя взрослыми. Реакцияпротеста. Однако исследования показали, что отделение не обязательно ведет кбунту или непринятию родительских ценностей. Тем не менее, это отделениенеобходимо для формирования своего мировоззрения и ответственности за своюжизнь. Что особенно важно в юношеском возрасте, т. к. делаются жизненноважные выборы (чему учиться, на ком жениться и т.п.). Важно, чтобы эти выборы человекделал сам, а не родители.
Конфликты и бунты возникают тогда, когда родители не принимаютвзрослость подростка, препятствуют расширению его самостоятельности и не даютдостаточно поддержки (подросткам она крайне необходима). В процессе развитияподростки учатся сочетать независимость, способность делать что-то самому свзаимозависимостью – выполнением обязательств перед другими.
Из перечисленного видно: в значительной степени психологические конфликтыподростка – это конфликты не только с самим собой, но практически всегда снепосредственным окружением. В этот период отмечается повышенная утомляемостьподростка, при этом не благоприятно влияет на психическое здоровье не сама посебе умственная нагрузка, а не правильно организованный учебно-образовательныйпроцесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободноговремени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разныхуровнях в период обучения.
Именно в этом возрасте появляется первый пик суицидальнойактивности, возникает риск негативных зависимостей, связанных с осознанием ипереживанием психологического кризиса.
1.4 Понятие «суицид». Влияние семейных конфликтов на подростковыйсуицид и суицидальные попытки
З. Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» – иначе он немог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек.Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если всеживое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческиеиндивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортитьсебе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание:только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение ксмерти – никакому другому живому существу это не свойственно. Россия в депрессии:страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то исовсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя втаком цветущем возрасте?
Термин «суицид» сейчас активно обсуждается в психиатрии ипсихотерапии. Авторы вслед за 3. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинктсмерти, саморазрушения. К «саморазрушительному поведению» относятся осознанныеакты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущиечеловека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики,самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведениедостаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения ипрактически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.
В последнее время растет число детей и подростков, имеющихтенденцию к саморазрушению личности. Помочь им можно, лишь только хорошопонимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. (Аверин В.А. Психологиядетей и подростков. – С.-П., 1994.).
Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействиемострых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человекасмысл. Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность,направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностикевнутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет вплан внешнего поведения.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
-  суицидальные мысли:фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудьслучилось, и я бы умер»);
-  суицидальные замыслы:продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
-  суицидальные намерения: кзамыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
-  суицидальные попытки – целенаправленныеакты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
-  завершенный суицид:действия заканчиваются гибелью человека.
Причины, предпосылки и условия проявления суицида. Общей причиной суицидаявляется социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влияниемострых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ееближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальныенарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Считается, что суицидом личность пытается изменить своиобстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующихусловий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечьвнимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувствоммести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологическогоупрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когдаличности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять наситуацию.
Предпосылкой саморазрушительного поведения и суицида в частности являетсяапатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и жизненнойактивности в результате психической травмы,
Однако наличие психотравмирующеи ситуации – недостаточное условиедля проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности человека,совершающего самоубийство. Многие авторы обнаруживают ряд особенностейличности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и темсамым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят:
1) напряжение потребностей и желаний;
2) неумение найти способы их удовлетворения;
3)отказ от поиска выхода из сложных ситуаций;
4)низкий уровень самоконтроля;
5)неумение ослабить нервно-психическое напряжение;
6)эмоциональная нестабильность;
7)импульсивность;
8)повышенная внушаемость;
9)бескомпромиссность;
10)отсутствие жизненного опыта.
В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% отдругих возрастных групп. Однако у подростков много так называемых парасуицидальныхпоступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти,суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действияподростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенныхсоциальных отношений.
У подростков склонных к суициду есть отягощенное социальноеокружение: 1) неблагополучная семья, 2) одиночество и заброшенность, 3) отсутствиеопоры на взрослого.
Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету,обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п. Суицидальнаяготовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующихпереживаний. У подростка нарастает агрессивность, обнаруживается неумениепротивостоять житейским трудностям.
Психологический смысл подросткового суицида – конфликт, крик о помощи,стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет,представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется ввиде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иноймир, так же она видится средством наказать обидчиков. Характерные чертыподросткового суицида. Суицид подростков имеет следующие черты:
-  суициду предшествуюткратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (всемье, школе, группе);
-  конфликт воспринимаетсякак крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизациюсобытий;
-  суицидальный поступоквоспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительноедействие, как мужественное решение и т.п.
-  суицидное поведениедемонстративно, в нем есть признаки игры на публику;
-  суицидальное поведениерегулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности,точного просчета;
-  средства самоубийствавыбраны неумело (прыжок с балкона 2–3 этажа, малотоксические вещества, тонкаяверевка и т.п.).
Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка– это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье,то зачем жить? Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяныйотец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог.Для него самоубийство казалось возможным единственным выходом из создавшейсяситуации. Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядитвполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать,воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по еемнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все времяпереводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кромепостоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что толькоона успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянноенапряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие беседы спсихиатром. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативныепереживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частыенаказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старшихи взрослых.
Согласно данным этого исследования главный источник негативныхпереживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек изгруппы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47%и 18% соответственно. Важная причина подростковых переживаний – частыенаказания детей. В группе «трудных» – эту причину указали 35% опрошенных, тогдакак среди «благополучных» 21% мальчиков и 2%
девочек. Частые наказания провоцируют развитие лживости каксредства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63%девочек из группы «трудных» подростков. Досаждает подросткам и неумелое морализаторствородителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек (Арнольд О. Дарредчайший, дар бесценный // Vita. – 1999, №3 – с. 22–24).
В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакцияслабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более,романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своейжизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми идобровольно покидать их не может и не должен.

2. Методы предотвращения и психопрофилактики суицидальных действийу подростков
 
2.1 Методы консультирования лиц с суицидальными намерениями
Человек в состоянии депрессии часто представляет опасность длясамого себя, потому что склонен к саморазрушению в явной и скрытой формах.Когда мы встречаемся с депрессивными клиентами, нельзя забывать, что слабовыраженнаядепрессия может перерасти в острую с суицидными намерениями.
Самоубийство считается ужасным, постыдным делом, и некоторыеконсультанты, работая с депрессивными клиентами, невольно пренебрегают такойвозможностью и полагают, что их клиенты не могут даже подумать об этом. Есликонсультант проявляет такого рода слепоту, возникает большая опасность дляблагополучия и даже жизни клиента. Проблема состоит, как правило, не в сокрытиисамоубийцей своих намерений, а в том, что он не будет услышан, когда говорит оних.
Обычно различают попытку самоубийства (парасуицид) и реализованноесамоубийство. По данным Davis (1968: цит. по: Kennedy, 1977), женщины в четырераза чаще, чем мужчины, пытаются покончить жизнь самоубийством, а мужчины вчетыре раза чаще кончают жизнь самоубийством. Иногда утверждается, чтонеудавшаяся попытка самоубийства означает, что намерение было несерьезным. Этодовольно опасное заблуждение, ибо немало людей, пытавшихся совершитьсамоубийство, повторяют попытку. По данным Shocket (1970; цит. по: Kennedy, 1977), в 12% случаяхповторная попытка предпринимается в течение трех лет.
Важен вопрос, кто именно и в каких ситуациях чаще совершаетсамоубийство. Уже упоминалось, что не все люди в состоянии депрессиинамереваются совершить самоубийство, но вне депрессии самоубийство совершаетсяочень редко. Предпринимаются попытки дать более полную характеристику группепотенциальных самоубийц. Kennedy (1977) указывает несколько критериев риска:
1.       Одинокие мужчины (разведенные и не имеющие близких друзей)старше 40 лет.
2.Лица, живущие одни.
3.Алкоголики.
4.Люди, перенесшие большую утрату.
5.Люди преклонного возраста, имеющие соматические заболевания.
Pretzel (1972) отмечает два условия, способствующие попыткамсамоубийства. Первое – увеличение стресса до трудно переносимого индивидомуровня. Второе – неспособность преодолеть стресс ни в одиночку, ни с помощьюдругих. Обычно решение о самоубийстве не возникает внезапно. Часто ему предшествуетсерия попыток поделиться своими намерениями с другими людьми. Наибольшаявероятность попытки самоубийства приходится на вершину экзистенциальногокризиса. Coleman (1972) отмечает три фактора, сильно повышающие риск припредрасположенности к самоубийству: межличностные кризисы, падение уровнясамооценки, утрата смысла жизни и перспективы. Shneidman (1969) указывает четыреусловия, способствующие возможности самоубийства:
1.Депрессия.
2.Дезориентация с галлюцинациями и бредом.
3.Стремление вернуть себе контроль за окружением в определенныхобстоятельствах, например: неизлечимо больной человек может пытаться совершитьсамоубийство в целях взять под контроль время своей смерти.
4.Зависимость от других и большая неудовлетворенность таким положением.
Очень важная черта потенциального самоубийцы – амбивалентность.Она затрудняет распознание действительных намерений. Поэтому о пытавшихсясовершить самоубийство иногда можно услышать: «Не похоже на депрессию. Вчеравечером у него было хорошее настроение».
Консультант, встречающийся с клиентами, имеющими суицидные намерения,прежде всего обязан проанализировать собственные установки и чувства по отношениюк самоубийству, знать их заранее. В работе никогда не следует скрывать своиподлинные чувства. Хороший контакт с консультантом может быть крепчайшей нитью,связывающей потерявшего надежду человека с жизнью.
Иногда полагают, что обсуждение с клиентами возможности самоубийстватолько усиливает их намерения. Однако, как правило, беседа о чувствах,подталкивающих к самоубийству, уменьшает вероятность реализации побуждений.Поэтому консультант не должен уклоняться от обсуждения с депрессивнымиклиентами проблемы самоубийства. Тем самым он показывает клиенту, что мысли осамоубийстве могут быть восприняты и поняты другим человеком.
Рассматривая очень серьезно любое намерение самоубийства, все женельзя забывать о возможности манипулятивной угрозы с целью убедить консультантав важности своей проблемы и претендовать на максимум его времени. Большинствосимулянтов являются истерическими личностями. Некоторые клиенты говорят о самоубийствеиз желания отомстить тем, кто якобы их недостаточно любит. Вообще элементвраждебности присутствует почти в каждом самоубийстве.
Встретившись в консультировании с депрессивным клиентом, высказывающимсуицидные намерения, очень важно оценить риск их реализации. От правильногопрогноза может зависеть жизнь клиента. По мнению Pretzel (1972), «замыселсамоубийства имеет три составляющих: выбор средства, убийственная мощь средстваи его доступность. Если человек уже выбрал способ самоубийства, навернякаобеспечивающий смерть, и средство легко доступно, риск становится оченьбольшим.
Степень вероятности самоубийства консультант может выяснить, задаваяклиенту косвенные вопросы (Bird, 1973). Прямо спрашивать: «Не намереваетесь лиВы совершить самоубийство?» – неприемлемо, потому что такой вопрос побуждаетклиента к отрицанию. Эффективна тактика «постепенного» расспроса:
Консультант: Как идут дела?
Клиент: (пожимает плечами).
Консультант: Не все хорошо?
Клиент: (трясет головой).
Консультант: Грустно?
Клиент: (кивает головой).
Консультант: Все кажется безнадежным?
Клиент: Да.
Консультант: Жизнь иногда кажется бессмысленной?
Клиент: Иногда.
Консультант: Часто ли Вы думаете, что хотели бы умереть?
Клиент: Большую часть времени.
Консультант: Возникает желание покончить с жизнью?
Клиент: Иногда.
Консультант: Обсуждали ли Вы, как это сделать?
Клиент: Еще не зашел так далеко.
Такая постепенность опроса дает возможность точнее узнать, какдалеко зашел клиент в своих мыслях о смерти. В данном случае клиент имеет явныесуицидные намерения, однако прямой угрозы самоубийства пока нет.
Основатель логотерапии V. Frankl предлагает оценивать вместо вероятностисамоубийства величину жизненного потенциала и спрашивать клиента не о причиненежелания жить, а о смысле жизни для него. Чем больше находится нитей,связывающих клиента с жизнью, тем менее вероятно самоубийство. Существуютопределенные правила консультирования лиц, намеревающихся совершитьсамоубийство:
1.С такими клиентами нужно чаще встречаться.
2.Консультант должен обращать внимание суицидного клиента на позитивныеаспекты в его жизни. Например: «Вы упоминали, что прежде многим интересовались.Расскажите о своих пристрастиях» или «Всегда есть ради чего жить. Что Выдумаете об этом?». Такие вопросы помогают клиенту изыскать ресурсы дляпреодоления трудного этапа жизни.
3.Узнав о намерении клиента совершить самоубийство, не следует паниковать,пытаться отвлечь его каким-то занятием и прибегать к морализированию («От этогоничего не изменится», «Знаете ли Вы, что все религии считают самоубийствовеличайшим грехом?»). Такая тактика лишь убедит клиента, что его никто непонимает и консультант – тоже.
4.Специалист должен привлечь к работе с клиентом между консультативнымивстречами значимых для него людей (близких, друзей).
5.Клиент должен иметь возможность в любое время позвонить консультанту,чтобы тот мог контролировать его эмоциональное состояние.
6.При высокой вероятности самоубийства следует принять мерыпредосторожности – проинформировать близких клиента, обсудить вопрос огоспитализации. Консультанту не всегда легко это выполнить. Клиент нередконачинает отрицать свои намерения и утверждает, что нечего за него беспокоиться.Тем не менее консультанту лучше понадеяться на свою интуицию и учесть опасныепризнаки в поведении клиента, поскольку утешительные заявления могут носитьотвлекающий характер. В случаях явного суицидного риска консультант долженпотребовать немедленной госпитализации, хотя большинство клиентов категорическипротестуют против помещения в психиатрическую клинику. Некоторые психотерапевты(Storr, 1980) считают, чтоклиента шокирует изменение поведения консультанта. Человек, побуждающий кнезависимости и свободному выбору, вдруг берет на себя полномочия ограничитьсвободу клиента, запереть его в психиатрической клинике. Нам думается, чтоправо окончательного выбора имеет каждый человек, но обязанность консультанта вслучае угрозы самоубийства – сделать максимум возможного, чтобы повлиять навыбор клиента в пользу жизни.
7.Консультант не должен позволять клиенту манипулировать собойпосредством угрозы самоубийства.
8.Консультант обязан не забывать, что он не Бог и, невзирая на самыелучшие побуждения, не всегда способен воспрепятствовать самоубийству. Наибольшуюответственность за собственные действия несет сам клиент.
Консультант не может полностью и единолично отвечать за клиента.Он лишь профессионально ответственен за пресечение реализации суицидныхнамерений. Однако неопровержима аксиома – если клиент действительно хочетпокончить с жизнью, никто не способен остановить его. Как отмечает Kennedy (1977), мы говорим «да»жизни клиента, но должны быть готовы к тому, что некоторые клиенты все-такискажут своей жизни «нет».
9. Консультант обязан подробно, в письменной форме,документировать свои действия, чтобы в случае несчастья он смог доказать себе идругим, что действовал профессионально и принял все меры для избежаниякатастрофы.
Консультант должен знать специфику консультирования лиц,пытавшихся совершить самоубийство. Консультирование направляется на преодолениепобуждений к самоубийству, которые еще остаются после неудавшейся попытки. Hamilton и Moss выделяют три этапаконсультирования: в острой фазе, в фазе выздоровления и после выздоровления.Особенно значима работа консультанта в двух первых фазах.
Во время первого контакта после неудавшегося самоубийства напервый план выступают уникальность ситуации и самочувствие«самоубийцы-неудачника». Человек, испытавший максимальное напряжение духовныхсил, понимает, что не умер, но обстоятельства, приведшие к попытке уйти изжизни, у него остались. Момент «пробуждения» – начало нового этапа жизни этоголица. Поэтому важно, какое «воздействие» будет вписано в «чистый лист» сознанияклиента. Время первого контакта не должно ограничиваться, клиенту надопозволить выговориться. От консультанта, встречающегося с таким клиентом,требуется неподдельная искренность, сосредоточение и отдача всех своих духовныхсил. Имеется в виду нечто большее, чем обязанность консультанта. После попыткисамоубийства клиент максимально обнажен и очень раним, он ясно чувствуетвнутреннее состояние консультанта. В первой фазе не следует начинать обсуждениеосновного конфликта и лишь постепенно можно перейти к причинам ипсихосоматическому смыслу самоубийства. Само консультирование должно бытьнаправлено на уменьшение тревоги и безнадежности.
Фаза выздоровления начинается, когда клиент может возвратиться всвое прежнее окружение. Во время второй фазы, как, кстати, и после полного восстановления,возможно повторение суицидных побуждений. Провоцирующее влияние оказываетименно окружение, непосредственно связанное с травмирующим фактором. Поэтому навтором этапе очень важна работа консультанта с семьей клиента. Помощь семьенередко разрешает проблематичные обстоятельства. Вообще попытка самоубийства – существеннаяпричина для изменений в семейной жизни, точнее говоря, такие изменениястановятся неизбежными. Только перемена условий жизни по-настоящему целебна.
Попытка клиента совершить самоубийство, а тем более осуществленноесамоубийство представляют для консультанта очень тяжелую психическую травму. Collins описывает своипереживания после самоубийства пациента: «Вначале тяготило острое чувство виныи не осознавалась неприязнь к пациенту за совершенное самоубийство. Лишьпостепенно пришло осознание озлобленности из-за утраченной перспективы.Озлобленность в свою очередь провоцировала вину. Одновременно довлело чувствостыда перед коллегами. Процесс скорби переплетался с повторяющимисявоспоминаниями и снами. В первые дни после несчастья покончивший с собойпациент не выходил из головы, черты пациента виделись у большинства встреченныхлюдей. Все это время ощущалась обязанность объясняться с коллегами – рассказыватьим о своей последней беседе с пациентом и выражать сожаление, что не заметилпризнаков надвигающегося самоубийства. Collins так обобщает свой опыт:«Моей самой большой поддержкой был эмпатичный слушатель».
Руководитель известной в США клиники W. Menninger (1991) предлагает советыспециалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдаетиз-за самоубийства пациента.
1.       Мировоззренческие установки:
-  специалист не может нестиответственность за то, что говорит и делает пациент вне стен терапевтическогокабинета;
-  самоубийство иногдапроисходит вопреки заботливому отношению;
-  нельзя предотвратитьсамоубийство, если пациент действительно принял решение;
2.       Тактика при консультировании пациентов с суицидныминамерениями:
-  необходима бдительность иготовность к неудаче;
-  в рискованных случаяхобязательно консультируйтесь с коллегами;
-  необходимо обсудить сколлегами самоубийство пациента как возможный вариант его выхода из кризиса.Следует помнить, что роль консультанта состоит в том, чтобы предостеречьпациента от самоубийства и помочь ему найти другие способы разрешения проблем.
3.       Как реагировать на самоубийство пациента:
-  исходите из того, чтосамоубийство всем причиняет боль;
-  вы обретаете потрясающийопыт;
-  не удивляйтесьподавленному настроению, чувствам вины и злобы.
4.       Преодоление последствий самоубийства пациента:
-  скорбь – естественнаяреакция, и все переживают одинаково;
-  говорите и переживайте,но без излишнего самообвинения;
-  позвольте себевыговориться с коллегами, друзьями, в семье;
-  помните годовщинугорестного происшествия, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох.
Jones (1987), вспоминая, что китайский иероглиф, означающий кризис,составляют символы «опасности» и «возможности», обобщает: «Когда пациентсовершает самоубийство, над терапевтом нависает угроза. Помимо личных и профессиональныхпереживаний из-за утраты он может подвергнуться увольнению вследствиехалатности. Однако трагедия самоубийства пациента предоставляет и возможностьпрофессионального роста в смысле навыков преодоления суицидных кризисов.Расширяется и углубляется поддержка коллег и наша самоотдача, мы начинаембольше ценить дар жизни и помогать полноценно жить другим. Все работающие слюдьми, отягощенными серьезными проблемами, должны быть готовы принять на себяответственность за их самоубийство. Если случается такое несчастье, всегдалегче перенести его с помощью других».
2.1 Социологическое исследование предрасположенности подростков ксуицидным попыткам
В исследовательской части нашей курсовой работы, приняли участиеподростки в возрасте от 13 до 16 лет, в количестве 24 человека: 12 мальчиков и12 девочек. Для исследования подросткам была предложена анкета, предварительносоставленная нами. В анкете всего 8 вопросов и несколько вариантов ответов,которым необходимо было выбрать. Часть составленных вопросов, направлены навыявление представлений подростка о суициде, а часть вопросов напредрасположенность к суицидальным намерениям. В результате чего у насполучилось (таб. №2)

Таблица №2. Результатытестирования подростков№ Вопрос и варианты ответов Мальчики, % Девочки, % 1 Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь? «Да» 66,6 41,6 «Нет» 16,6 16,6 «Не совсем» 33,3 41,6 2 Какие чувства у вас вызывают мысли о будущем? «С чувством надежды и оптимизма» 58,3 75 «Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду» 33,3 8,3 «С тревогой и не уверенностью» 8,3 16,6 «Скорее со страхом и отчаянием» 3 Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов? «Скорее, Да» 75 91,6 «Скорее, Нет» «Затрудняюсь ответить» 25 8,3 4 Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит? «Материальные трудности» 33,3 8,3 «Равнодушие / Жестокость» 25 8,3 «Вич и Спид, гепатит, др.» 16,6 «Личностные проблемы» 33,3 «Семейные проблемы» 25 50 5 Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)? «Да» 58,3 83 «Нет» 41,6 16,6 6 Встречались ли вы с такой проблемой как суицид? «Да» 8,3 58,3 «Нет» 91,6 41,6 7 Что может толкнуть человека на самоубийство? «Личностные проблемы» 75 83,3 «Равнодушие со стороны окружающих» 8,3 8,3 «Другое» 16,6 8,3 8 Какие пути решения проблем вы видите? «Разговор с другом» 25 8,3 «Разговор с родителями» 58,3 25 «Беседа с психологом» 41,6 «Употребление алкоголя и наркотиков» «Другое» 16,6 25 /> /> /> /> />
Таким образом, из данной таблицы видно, что девочки подросткиболее подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики. Это стало ясно исходяиз следующих шкал: №4 «Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов?»,показатели расположились в следующем порядке значимости: (Девочки) «Семейныепроблемы» – 50%, «Личностные проблемы» – 33,3%, «Материальные трудности» – 8,3%,«Равнодушие / Жестокость» – 8,3%. У мальчиков общие показатели болееровные: «Материальные трудности» – 33,3, «Равнодушие / Жестокость» – 25,«Семейные проблемы» – 25, «Вич и Спид, гепатит, др.» – 16,6. Шкала №5 «Знакомыли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)?», девочки ответилиположительно 83%, в то время как мальчики 58,3%, 6 шкала «Встречались ли вы стакой проблемой как суицид?», 58,3% девочек, ответили, что встречались, умальчиков 8,3%. По 7 шкале «Что может толкнуть человека на самоубийство?»видно, что разница в показателях не велика, и на первом месте стоят «Личностныепроблемы», у девочек – 83,3%, у мальчиков 75%, «Равнодушие со стороны окружающих»,показатели одинаковы – 8,3%, «Другое» ответили 16,6% мальчиков и 8,3% девочек.
Данные, полученные в результате исследования нельзя считатьрепрезентативными, т. к. они не соответствуют статистической норме (50 чел.и более). Полученные данные дают возможность для дальнейшего и тщательногоисследования настоящего вопроса.

Заключение
Рассмотренная нами тема «Подростковый суицид как один из вариантоврешения конфликтов, вследствие нарушения воспитательной функции» дала возможностьпроследить, как нарушение воспитательной функции влечет за собой такиепоследствия как конфликты (между родителями и детьми), возникновениенепонимания, а иногда и деструктивное разрешение конфликтной ситуации(впоследствии кризисной ситуации) – алкоголизм, наркомания, суицид и пр. средидетей и подростков. Изначально, следуя из определения семьи (семья – историческисложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми,обусловлена общностью бытия, взаимной моральной ответственностью),обусловленная взаимной моральной ответственностью, к сожалению, на сегодняшнийдень постепенно угасает, в результате чего многие подростки становятся «самисебе предоставлены».
Так же мы выяснили, что причинами суицида у подростков являются;1) сложная внутрисемейная ситуация; 2) ограниченный и не гибкий подход взрослыхк решению проблем, встающих перед подростками; 3) депрессия, сопровождающаясячувством безнадежности. Так же можно выделить следующую классификацию причин:1) взаимоотношения с родителями, степень понимания ими своих детей,сопереживания, нормативность отношений; 2) проблемы в школе, связанные сличностью учителя и его социометрического статуса в классе и личностнымотношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив; 3) взаимоотношениясо сверстниками, друзьями, представителями противоположного пола.
Таким образом, из многочисленных причин на первое место по всемклассификациям выходит взаимоотношения в семье, т.е. нарушение воспитательнойфункции влечет за собой нарушение эмоциональной и т.д. В результате происходит«цепная реакция», результатом которой может оказаться любое действие со стороныподростка в силу его переходного (маргинального) периода.

Список используемой литературы
1. КочюнасР. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.– 256 с.
2. Шапарь В.Б. Словарьпрактического психолога. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 734 с.
3. Осипова А.А. Справочникпсихолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 315 с.
4. Демьянов Ю.Г. Основыпсихопрофилактики и психотерапии. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
5. Малкина-Пых И.Г. Экстремальныеситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.
6. Малкина-Пых И.Г. Виктимиология:психология поведения жертвы. – М.: Из-во Эксмо, 2007. – 1006 с.
7. Кравченко А.И. Социология.– М.: ПЕРСЭ, Логос, 2002. – 640 с.
8. Верб Л.Я. Пододним одеялом. Советы семейного психолога. – СПб: Питер, 2003. – 256 с.
9. ИльинВ. Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни. – М.: НФКласс, 2000. – 208 с.
10. Андреева Т.В. Семейная психология:Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
11. Мухина В.С. Возрастнаяпсихология. – М.: Академия, 1999. – 257 с.
12.  Райс Ф. Психология подросткового июношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. – 178 с.
13. ДюркгеймЭ. Самообийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
14. Эйдемиллер Э.Г. Психологияи психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.