Реферат по предмету "Психология"


Подростковая преступность как проблема современного общества

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАКПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Проблемаподростковой преступности в современной России
1.2 Психологическиеособенности подростков, совершивших правонарушения
1.3 Психологическоесодержание подросткового периода
2. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СПОДРОСТКАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
2.1 Основныенаправления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения
2.2 Меры профилактикиправонарушений среди подростков методами психосоциальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
Даннаяработа рассматривает проблему современности — преступности несовершеннолетних.Выделим основные понятия, которыми будем оперировать в работе.
Преступлениемсчитается предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасноедеяние (действие или бездействие), посягающее на общественное илигосударственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему,государственную, общественную и частную собственность, личность, политические,трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновносовершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.
Важноотметить, что к преступлениям относятся только деяния, предусмотренныеуголовным законом. Деяние, не указанное в законе, к разряду преступлений неотносится и может считаться дисциплинарным, административным или аморальнымпроступком.
Общественнаяопасность является критерием, который определяет деяние как преступление, тоесть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественнымотношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этимотношениям должно расцениваться как преступление. Общество оказалось передфактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет,коренным образом меняется ее структура и характер.
Такимдетям нужна материальная, юридическая, психосоциальная помощь. Психологическиеособенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику ихповедения.
Объектомисследования данной курсовой работы является проблема подростковой преступностив современной России.
Предметомисследования данной курсовой работы являются психологические особенностиподростков-правонарушителей.
Цельданной курсовой работы — анализ основных направлений психосоциальной работы сподростками — правонарушителями.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые нашлиотражение в названиях глав и параграфов.
В первойглаве под названием «Подростковая преступность как проблема современногообщества» решаются следующие задачи:
- рассмотретьпроблемы подростковой преступности в современной России;
- изучитьпсихологическое содержание подросткового периода; -выяснить психологическиеособенности подростков — правонарушителей;
Вовторой главе под названием «Психосоциальная помощь сподростками-правонарушителями» решаются следующие задачи:
-рассмотретьосновные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями;
-изучитьмеры профилактики правонарушений среди подростков. Практическая значимостьработы заключается в возможности использовании результатов для дальнейшего изученияподростковой преступности и психосоциальной помощи им.
Даннаякурсовая работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы, двухглав, пять параграфов, заключения и библиографического списка.

1.ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1.1Проблема подростковой преступности в современной России
Подросток- растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечаетсянаправленность на новый характер общественных наблюдений.
Внастоящее время общество оказалось перед фактом: преступность срединесовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ееструктура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему таквсе происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества игосударственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и нетолько в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывалии указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковойпреступности, не знаем, что она из себя представляет.[1]Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. Приэтом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительныхорганов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда — серьезныеупущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристикиподростково-юношеской преступности.
Преступностьнесовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступностисопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такаязакономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшениюнаселения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности средиподростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции:преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в двараза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по даннымнашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно,поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когдапреступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно.Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж,мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства.Причины разные, зависящие от характера совершенного преступления, так, приизнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себекомпрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителяминасильников родителям пострадавших «откупных»; чувство неловкости, испытываемоедевушкой перед следователем (большинство из которых мужчины) и т.п. При рэкете,карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто — этоневерие в возможности милиции изловить и привлечь к уголовной ответственностипреступников; выбор наименьшего зла («по следствию и судам затаскают»). Даже необо всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что-тоиз своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводчиковузнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами.
Сегодняв среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком илиюношей. По не которым регионам — каждое четвертое. В последние годы отмечаетсязначительный рост преступности среди детей до 14 лет. Имеют место случаи, когда11-12-летние дети имеют большой опыт карманных краж, крадут из автомобилей,угоняют велосипеды. Зачастую такие дети промышляют «обуванием» на вокзалахдругих детей — окружают их и отбирают деньги. Как правило, такие дети растут внеблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишеныродительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедностьвыталкивают детей на улицу. Кто-то сдает бутылки и продает газеты, кто-тозанимается воровством. Многие малолетние воришки попадаются по нескольку раз.После возвращения домой они вновь принимаются за свой промысел. Случаи, когдадети в 13 лет никогда не учились в школе, не умеют читать и писать, встречаютсядостаточно часто. Обычно 13-14-летние дети заканчивают 5-6 классов и большеучиться не хотят. Распространенным явлением среди этих детей являетсятоксикомания.[2] Наивысший уровеньпреступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдается вРеспублике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300-500 преступниковна 10 тыс. Населения в возрасте 14-17 лет). В 1994 году этой группой населениябыло совершено свыше 210 тысяч преступлений. Что скрывается за этой цифрой? То,что очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает впреступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшаявероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстреедостигает уровня особо опасного рецидивиста. Это -закономерность.
Поэтомуза последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5лет (с 28-30 лет до 23-25 лет). Рецидивист опасен не только и не столькопотенциальной возможностью совершения им нового преступления, скольковозможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образужизни.[3] Он в одиночку недействует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е.начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичнуюпреступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков в сферепреступной деятельности. Молодой рецидивист опасен и тем, что по возрасту(23-25 лет) он не далеко «ушел» от подростков и поэтому как личность онпсихологически им интересен. Значит, чем больше несовершеннолетних становится, напуть преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. еесамопорождения, саморазвития по присущим ей законам. Известно, что истокиформирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся всемейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении впервичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципасоциальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованностиработы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» всреде таких же отвергнутых и непонятых.
Именнопотребность в общении (у подростков она особенна, обострена), потребность всамоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих,поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязанийокружающих, заставляет их объединяться в группы.
Хотя оподростковой преступности можно услышать, увидеть и даже можно испытать насебе, большинство людей все еще не восприняли всерьез эту проблему. Конечно,экономика, социальная политика, духовная сфера не развиты в нашей стране надолжном уровне и вовсе не располагают к искоренению преступности.
Такимобразом, исследование проблем подростков показало, что в условиях нестабильностиразвития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков,связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом и наркоманией, увеличениембеспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что порождает увеличениемдетской преступности.
подросток преступность психосоциальный

1.2Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения
Ещенедавно внимание специалистов в области права, психологии и криминологии былососредоточено главным образом на тех особенностях подростков, которыехарактеризуются личностью в «норме». Психологические особенностинесовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.
Подросток,совершивший преступление, имеет следующие психологические свойства: отсутствиесдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам,упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся смощным механизмом психологической защиты,- проекцией своих собственных проблем,чувств, эмоций на окружающих, склонность к асоциальному поведению ипренебрежение к морально-этическим нормам, обычаям, правилам, способность кстойкой реализации такой тенденции на фоне нарушенных социальных связей.
Нормативноеповедение личности характеризуется радом психологических особенностей изакономерностей.[4] Оно развертывается всоциально проблемной ситуации, включает процессы выработки и принятие нормативныхрешений, ему присущи сложные сочетания сознательных и несознательныхкомпонентов и уровней психической деятельности, и оно включает сложныепсихические операции и действия с нормами как условиями нормативной задачи иповедения. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения инормативно-ценностной системы.
Приформировании личности в нормальных условиях социализации правовые запретыпринимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенноскладывается социальный стереотип личности. В основе этого стереотипа лежитиндивидуальное правонарушение, базирующееся на общественном правосознании. Учеловека формируется механизм социального саморегулирования, т.е. привычнаяготовность действовать в данной обстановке определенным образом.
Практическивсе высшие психические процессы влияют на специфику организации сознания.[5]
Отклоненияот норм сознания и поведения подростков- правонарушителей зависят от целогоряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательныхфакторов на формирование сознания личности.
Исследованиелиц, совершивших преступление, позволили выявить следующие закономерности:
-правосознаниелица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает ссуществующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;
- преступникотрицает конкретную правовую норму и группу норм, защищающих общественныеотношения, на которые он посягнул;
- преступникпринимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, всоответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однакосчитает несправедливым (обычно, излишне суровым) в отношении себя.
Следовательно,при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением неправосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены илиотрицаются данной личностью.
Передпсихологом, и психосоциальным работником, практикующим в учреждениях социальнойизоляции, стоит серьезная задача индивидуального планирования диагностической икоррекционной работы с подростком-правонарушителем.
Реализациязадачи по развитию правосознания у подростков-правонарушителей с применениемпринципа активности изучения включает в себя актуализацию эвристическойдеятельности у учащихся.
Во-первых,нужно отказаться от распространенной формы передачи готовых знаний подростку осуществующих правовых нормах.
Во-вторых,последствия нарушения нормы не следует, рассматривать с преобладанием мотивовзапугивая, за возможное преступление.
Преодолениедефектов правового сознания у подростков-правонарушителей предполагаетактуализацию рефлексии у подростков, без которых невозможно осмыслениесобственных действий и их законов.
Такимобразом, к психологическим особенностям подростков-правонарушителей относятся:отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностнымконфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации,сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты, проекцией своихсобственных проблем, чувств, склонность к асоциальному поведению ипренебрежение к морально-этическим нормам.
1.3 Психологическоесодержание подросткового периода
Подростковыйвозраст — один из самых сенситивных и критических периодов развития истановления человека как биологического вида и как личности. В этот период ворганизме человека и в его психике происходят революционные изменения. Убольшинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе,независимости, удовольствиям, переживанием выбора жизненного пути иперспективами.
Периодпубертата — это период полового созревания. С точки зрения онтогенеза в этовремя происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшимибиологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные сгормональным дисбалансом в период полового созревания, тяжело переживаютсяподростками. И телесные проблемы — одна из составляющих подросткового кризиса.Подростки чутко воспринимают несовершенство своего тела, угри, диспропорцииконечностей, запаздывание формирования вторичных половых признаков, задержкуформирования механизмов нервной регуляции. Подобные недостатки часто приводят кформированию дисморфофобии, т.е. страху и раздражению против своей внешности.Крайним проявлением этой проблемы может быть подростковое аутоагрессивное илинасильственное поведение, в основе которого лежит гиперкомпенсация субъективнопереживаемых телесных недостатков. Основным биологическим содержанием пубертатаявляется половое созревание и, как следствие этого, усиление полового влечения,с которым подросткам трудно справиться.[6] Эта биологическаяплатформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиленияконфликтности в поведении, характерного для данного возрастного периода.
Психологическимсодержанием подросткового периода (12-18 лет) является, по Э. Эриксону, кризисидентичности. Под идентичностью понимается определение себя как личности, какиндивидуальности. Ее кризис наступает после распада детского Я, когда ребенокеще не отделяет себя от родителей в психологическом и социальном плане.Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения.[7]Меняется тело, поскольку именно в этом возрасте начинается новый этапфизического созревания. Он перестает ощущать себя ребенком, у него появляетсямасса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и большехочется привлечь к себе внимание. Он перестает ощущать себя ребенком, у негопоявляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все большеи больше хочется привлечь к себе внимание. Он становится очень чувствительным кмнениям и оценкам окружающих людей.
Какправило, подросток в этом возрасте идентифицирует себя с тем человеком, которыйявляется носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищеттого, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы своипоступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость отих отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличаетсяэпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения.Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуациибольше всех страдают родители.
Когнитивноеразвитие подростков в этот период также претерпевает существенные изменения.Меняется уровень мышления, человек уже способен мыслить на высоком уровнесложности, формируется абстрактно- логическое мышление. В подростковом возрастедети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новымивозможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых, выискиваниередкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятымточкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можноохарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых,направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Тем неменее, для подросткового мышления характерны определенные особенности,накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и наповеденческую сферу.
Во-первых,им свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий — преувеличение или преуменьшение.
Во-вторых,подростки стремятся к глобализации мышления и делают решительные иокончательные выводы из неполной, единичной информации.
В-третьих,свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различаянюансов. Для них существует только черное или белое. Это черно-белое мышление,максимализм являются яркой отличительной характеристикой подростковоговозраста. Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-тообозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолеваетсильнейшее сопротивление взрослых, которые не хотят появления в своем миреконкурентов. Для подростка это его первый опыт, поскольку раньше, будучиребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и нехочет, чтобы в него вторгались без его решения. Подростку хочется доказать своюнезависимость и самостоятельность, доказать, что он уже ребенок. Начинаетсяпоиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Межличностныепроблемы подростков как раз и базируются на поиске глубоких интимных отношенийс другим человеком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки.Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, «сражаясь» противвзрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает их на пъедистал и чтит ихбольше всех, беспрекословно все, что скажет «учитель». Авторитетный взрослыйпоявляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как дляподростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились толькосейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так какносят разные функции. Кумир — это идеал, часто недостижимый, к которому нужностремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцруемыесексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания.Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.
Многиеподростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенносо сверстниками, важно быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себясо сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации отродителей.
Многиеподростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенносо сверстниками, важно быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себясо сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации отродителей.
Подростковыйкризис — это кризис перехода в новую возрастную страту, который ведет к сильнымкультурным изменениям в окружении человека. Меняется даже тип ведущейдеятельности — на смену учебной приходит трудовая. В архаических культурах этоткризис характеризовался меньшим расхождением между наступлением физической исоциальной зрелости, а также находил конструктивное разрешение в системеинициации, практически уничтоженной с развитием западной цивилизации.
Подведяитог, можно сказать, что подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиесяинтеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такиеявления, как поиск ошибок у взрослых, выискивание редкой интересной информации,особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление еекому-либо из взрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранеевыработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной нишив мире взрослых.
Тем неменее, для подросткового мышления характерны определенные особенности,накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и наповеденческую сферу.

2. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬС ПОДРОСТКАМИ,СОВЕРШИВШИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
2.1Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившимиправонарушения
Эффективностьпсихосоциальной работы с подростками-правонарушителями зависит от коллективасотрудников. Структурными звеньями являются работники различных отделов и служб,психосоциальный работник, работники общеобразовательной школы, социальныйработник, профессионально-технического училища и медицинской части.Психосоциальная работа с подростками-правонарушителями направлена напсихологическую поддержку и эмоциональную нестабильность подростков. Взависимости от направленности психосоциальной работы сподростками-правонарушителями можно выделить следующие стратегии:
-работас «группами риска» в медицинских и медико-социальных учреждениях; создание сетисоциально-поддерживающих учреждений;
работа вшколе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий вучебные программы всех школ;
-работас семьей.
Но можновыделить наиболее эффективные направления работы сподростками-правонарушителями, которые могут лежать в основе составленияреабилитационных и психокоррекционных программ.[8]
1. Игротерапия,т. е. использование разного рода игр. Игра — это естественная обстановка длясамовыражения подростка. То, что подросток делает во время игры,символизируются его эмоции и страхи. Бессознательно ребенок выражает эмоциями вигре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляетсяс ними. Игра помогает строить хорошие отношения между подростком-правонарушителеми психологом и его поведение будет спонтанное. Игра позволяет психологу большеузнать об истории жизни подростка-правонарушителя. Для работы с подросткамипсихолог может использовать свободную игру и директивную (управляемую).
2. Арттерапия.Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности.Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционноговоздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функциюреконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода черезпереконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетическойреакции, позволяющей изменить реакцию проживания негативного аффекта поотношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работес подростками психолог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическимиметодами.
3. Музыкотерапияпозволяет работать с подростками-правонарушителями, испытывающими страхи,тревожность, беспокойство, Например: при предъявлении спокойной музыки, котораявызывает приятные ощущения, подростку дают инструкцию думать о предметах,которые вызывают у него страх, тревожность и т. д.
4. Библиотерапия.Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощичтения книг. С этой целью психолог подбирает литературные произведения, вкоторых описаны страхи подростков, формы переживания стрессовых ситуаций, выходиз страшной для подростков ситуации. Для проведения такого вида работы можнопорекомендовать для подростков разных возрастов использование произведенийклассиков литературы.
5.Логотерапия— это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам,направленного на установление доверия между взрослым и подростком. Логотерапия предполагаетразговор с подростком, направленный на вербализацию его эмоциональныхсостояний, словесное описание эмоциональных переживаний.
6. Психодрама,или драмотерапия — это использование в работе психолога кукольной драматизации.Взрослые (или старшие дети) разыгрывают кукольный спектакль, «проигрывая»конфликтные и значимые для подростка ситуации, предлагая ему как бы со стороныпосмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней. С подростками, проявляющимитревогу, страх, пережившими стресс, различного вида травмы, наибольший эффектдает применение метода биодрамы. Суть его в том, что подростки готовятпредставление, но все действующие лица в нем — звери. Переживания подростков,реализуемые через образы животных, отличаются от человеческих и в то же времяпомогают понять чувства других.
7. Моритатерапия.Метод, с помощью которого психолог ставит ребенка в ситуацию необходимостипроизводить хорошее впечатление на окружающих. Психолог предлагает ребенкувысказать свое мнение о чем-то, а затем корректирует его умение высказываться,давать оценку, соответственно принимать позу, использовать мимику, жесты,интонацию и. д. Другими словами, этот метод помогает воспитывать правилахорошего тона, соответствовать нормам и правилам культуры общества, в которомнаходится ребенок в настоящее время. Психолог может порекомендоватьвоспитателям и социальным педагогам, как изучить ребенка вести себя вконкретной ситуации, в которую он попадет.
8. Гештальттерапия.Этот метод может быть применен психологом для индивидуальной работыподростками, в беседах по душам. Проводится он как преобразование рассказаребенка в действие. Примером может служить такой вид работы, как «Незаконченныедела», «У меня есть тайна», «Мои сновидения». Ребенок рассказывает психологу,что ему приснилось, а психолог просит показать, что снилось, с помощьюдвижений, действий, материала, игрушек, масок, пластилина и т. д.
9. Поведенческаяпсихотерапия — это систематическое устранение страхов, вредных привычек, неодобряемого поведения отдельных подростков. Данный метод используется виндивидуальной работе с подростками или в работе с небольшими подгруппами.Такой метол можно рекомендовать психологу использовать для работы попреодолению страхов. С этой целью используется просмотр диапозитивов,кинофильмов, видеофильмов, которые вызывают у подростков переживание чувствастраха, до тех пор, пока страх не уменьшится. Психолог может усиливатьпереживания страха у подростков, пока они не приобретут комические формы.Результатом данной работы будет смех психолога и ребенка, юмор, радостьсовместных переживаний, которые и являются своего рода катарсисом.
Такимобразом, психологу в работе с подростками-правонарушителями, детских домов,кризисных центров, школ-интернатов, социальных гостиниц необходимо продумыватьразнообразные формы занятий и методику их проведения. Использование разногорода игр, арттерапии, музыкотерапии, библиотерапии, логотерапии, драмотерапия,моритатерапии, гештальттерапия, поведенческой психотерапии.
Психологучреждений социально-педагогической поддержки должен работать не только сподростками-правонарушителями, но и со всеми сотрудниками в тесном единстве: своспитателями, социальными педагогами и социальными работниками, педагогами,медиками, руководителями кружков и т. д. Далее рассмотрим распространенные мерыпрофилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной работы.
2.2 Мерыпрофилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной работы
Профилактикаподростков-процесс длительный и кропотливый, не терпящий форсирования событий,а потому позволяющий не только решать единичные сиюминутные проблемы детей и ихродителей, но и предотвращать те, которые, будучи предсказуемы, тем не менеееще не получили своего окончательного выражения. Всемирной организациейздравоохранения принята классификация профилактики, предусматривающаяпервичную, вторичную и третичную ее формы.
Первичнаяпрофилактика — это система действий, направленная на формирование позитивныхстрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением дезадаптивных, ужесформированных нарушенных форм поведения. Первичная профилактика — работа с подростками.
Вторичнаяпрофилактика предназначена подросткам, у которых поведение риска ужесформировано. Это система действий, направленная на изменение уже сложившихсядезадаптированных форм поведения и позитивное развитие личности ресурсов иличностных стратегий.
Третичнаяпрофилактика — это профилактика рецидивов через систему действий, направленнуюна уменьшение риска совершения асоциальных поступков или возобновленияупотребления алкоголя, наркотиков, а также на активизацию личностных ресурсов,способствующих адаптации к условиям среды и формирование социально-эффективныхстратегий поведения.[9]
Кспециальным психолого-педагогическим мерам относятся:
- психодиагностические:изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышеннымкриминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоящих научете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывших из спецшкол иликолоний), выявление их дружеских связей внутри школы (училища) и за еепределами.
- психокоррекционных:систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованиеминдивидуальных и коллективных форм работы, наблюдения за их межличностнымиотношениями;
психопрофилактические:использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповыхправонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, атакже из учебных групп; обеспечение систематического контроля за их поведениемвнутри школы, училища и за их пределами.
В работес подростками важно помнить, что подавляющее большинство из них в силувозрастных способностей не в состоянии выполнять какую-либо однообразную работуили долго находиться в одном и том же окружении. В силу возраста им необходимапостоянная смена впечатлений. Наибольшее количество разного рода поведенческихдевиаций наблюдается при привлечении подростков к рутинным, тяжелымнеквалифицированным работам, не соответствующим их физическим возможностям, атакже к монотонному, однообразному труду. Интересная, увлекательная, требующаятворческого отношения деятельность, соответствующая психическим и физическимвозможностям несовершеннолетних, правильно стимулируемая достижением личностнозначимых и коллективных (групповых) перспектив — важное средство профилактики.Отказ от труда — основной показатель претензий несовершеннолетних на высокийстатус в неформальной социальной структуре.
В работес подростками необходимо использовать и их стремление к группированию, причем вэтой ситуации можно работать как со сложившимися устойчивыми группами, так исоздать другие. Очень трудно в работе с преступниками избегать оцениванияпоступков, которые они совершили. При организации психологической помощинесовершеннолетним правонарушителям важно руководствоваться не только этическимкодексом психолога и международными и государственными документами, касающимисязащиты прав и интересов детей и подростков, но и уголовным,уголовно-исполнительным законодательством и ведомственной нормативно-правовойбазой.
Дляпрофилактики развития астении, апатии, реактивных психозов и связанных с нимиконфликтов важно большое внимание уделить физической культуре (в частности,бодибилдингу) как психокорригирующему фактору воздействия на воспитанников.Помимо этого, многим подросткам необходимо прививать элементарныесанитарно-гигиенические навыки.
Такимобразом, анализ современных подходов к организации социальной профилактикидезадаптированных детей свидетельствует о том, что в социальной практикеформируются самые разнообразные модели для социальной поддержки и помощи даннойкатегории населения. Развитие различных моделей социальной профилактики дезадаптированныхподростков, на наш взгляд, поможет в значительной степени снизитьбезнадзорность и беспризорность среди несовершеннолетних.

Заключение
Данноеисследование проводилось с целью изучения проблем подростковой преступности всовременном обществе, психологические особенности подростков-правонарушителей иосновные направления работы с ними. Хотя о подростковой преступности можноуслышать, увидеть и даже можно испытать на себе, большинство людей все еще невосприняли всерьез эту проблему. В ходе исследования были достигнутыпоставленные задачи:
— рассмотрены проблемы подростковой преступности в современной России;
-изучитьпсихологическое содержание подросткового периода;
— выяснены психологические особенности подростков — правонарушителей;
— рассмотрены основные направления психосоциальной работы сподростками-правонарушителями;
-изученымеры профилактики правонарушений среди подростков. Из проведенного исследованияможно сделать следующие выводы:
1)Исследование проблем подростков показало, что в условиях нестабильностиразвития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков,связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом и наркоманией, увеличениембеспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что порождает увеличениемдетской преступности.
2) Вподростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальныевозможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поискошибок у взрослых, выискивание редкой интересной информации, особенно если онапротиворечит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо извзрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанныхрешений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в миревзрослых.
3) Кпсихологическим особенностям подростков-правонарушителей относятся: отсутствиесдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам,упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся смощным механизмом психологической защиты, проекцией своих собственных проблем,чувств, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение кморально-этическим нормам.
Тем неменее, для подросткового мышления характерны определенные особенности,накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и наповеденческую сферу.
4) Психологув работе с подростками-правонарушителями, детских домов, кризисных центров,школ-интернатов, социальных гостиниц необходимо продумывать разнообразные формызанятий и методику их проведения. Использование разного рода игр, арттерапии,музыкотерапии, библиотерапии, логотерапии, драмотерапия, моритатерапии,гештальттерапия, поведенческой психотерапии.
5) Анализсовременных подходов к организации социальной профилактики дезадаптированныхдетей свидетельствует о том, что в социальной практике формируются самыеразнообразные модели для социальной поддержки и помощи данной категориинаселения. Развитие различных моделей социальной профилактики дезадаптированныхподростков, на наш взгляд, поможет в значительной степени снизитьбезнадзорность и беспризорность среди несовершеннолетних.
В даннойработе были исследованы истоки и причины формирования самой проблемы. Исходя изэтого, можно сделать вывод: бороться с рецидивной преступностьюнесовершеннолетних можно посредством обеспечения социальной адаптацииподростков, огромную роль играют в жизни подростков родители. Им нужно понять,что не надо забывать о духовной и о моральной сторонах воспитания. Ведь детихотят быть понятыми, чувствовать себя нужными и иметь равные со всеми права.Надо, чтобы дети становились взрослыми на глазах родителей, при их помощи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Василькова, Ю.В. [Текст] Соц.педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ю. В.Василькова, Т.А. Василькова.-7-е изд., стер. — М.: Издательский центр«Академия», 2008.-448с.
2. Гулина, М.А., [Текст] Психологиясоциальной работы/ О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др; подред. М.А. Гулиной. -СПб.: Питер,2002. — 352с.
3.  Горькая случайность/ //Подмосковныеизвестия. 1995. с- 104.
4.  Еникеев, М.И., [Текст] Общая и соц.психолог: учеб.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008.-440с.
5.  Журавлев, А.Л., Соснин, В.А,Красников, М.А. [Текст] Социальная психология: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ:ИНФРА — М, 2006.- 416 с.
6.  Змановская, Е.Е. Девиантология:(Психология отклоняющего поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учебн.заведний/ Елена Валерьевна Змановская. -3-3 изд., испр. И доп. — М.:Издательский центр «Академия»,2006. — 183с.
7.Иншаков, С.М. [Текст] Зарубежнаякриминология. М., 1997.250с.
8. Рубинштейн С.Л.Принципы и пути развития психологии.: Прогресс, 1959. 235 с.
9. Сафонова, Л.В.[Текст] Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Л.В. Сафонова.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр«Академия», 2008.- 224с.
Ю. Холостова, Е.И.[Текст] Социальнаяработав: учеб. пособие для вузов/Е.И. Холостова. — М.: «Дашков и к», 2004. — 692с.
11. Фирсов, М.В., Шапиро, Б.К [Текст]Психология соц. раб.: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб.пособие для студ. высш. Учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2002с-192с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.