Реферат по предмету "Психология"


Понятие и виды чувств

СодержаниеЧто такое чувствоМоральные чувстваЭстетические чувства
Интеллектуальные чувства
Праксические чувства
Роль чувств в жизни человека
Мотивы поведений и эмоции
Школьный и младший школьный возраст
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Что такое чувство
Понятие «чувство»охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека.Человек живёт и действует в реальной действительности, познавая окружающий мир,природу, людей и их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, труда,общения с другими людьми – одним словом, в процессе его жизни – у негоскладываются с обществом в целом, с человеческими коллективами, с отдельнымилюдьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражаетсяв сознании индивидуального человека.
Появление чувств имеетсвоим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которымчеловек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональнаяжизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаютсясубъективные отношения человека к миру. В процессе взаимодействия с окружающейсредой у человека могут возникать различного рода ответные реакции наполученные воздействия. Многие из этих реакций эмоционально окрашены, Имеютустойчивый, повторяющийся характер и поэтому перерастают в стойкиеэмоциональные отношения к действительности, занимающие большое место в жизничеловека, оказывающее определённое влияние на его действия.
Основное в чувстве – этоэмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенномупредмету или к кругу явлений. Чувство всегда направлено на тот или иной объектдействительности.
Настроение жепредставляет собой эмоциональное самочувствие человека, окрашивающее в течениенекоторого времени (иногда длительного) всё его поведение, помыслы,переживания.
Для аффектов характерната стремительность, с которой они овладевают человеком. Основное в аффекте –это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение,сказывающееся на всей его жизнедеятельности в данный момент. Аффект – этовыраженная, стремительно развивающаяся эмоция.
Но под чувством мыподразумеваем также и устойчивое эмоциональное отношение, устойчивоепсихическое состояние человека; оно выступает как своеобразная «привязанность»к определённому кругу явлений действительности (или «отчуждённость» от них),Как стойкая «направленность» на них. Переживание чувства иногда может достигнуть большой силы, приобрести характераффекта.
У настроений, эмоций,аффектов есть общее – это всё виды эмоциональных реакций. В отличие от нихчувства – это те устойчивые отношения личности к окружающему, которыевыражаются в соответствующих эмоциональных реакциях.
Наряду с резко внешневыраженными эмоциями, мы можем встретиться с чувствами, в которых оченьотчётливо проявляется наше отношение к объекту и вместе с тем это отношениемало выражается вовне, проникнуто более интеллектуальным содержанием.
Чувства органическисвязаны с процессом познания, ориентировки и действия в окружающей обстановке.Благодаря связи с познанием действительности они пронизываются всё болееинтеллектуальным содержанием.
При классификации чувств,прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии, чтопсихика человека являет собой отражение им объективной действительности, существующейнезависимо от него. Чувства человека, будучи его личным откликом на окружающее,порождены прежде всего характером того явления, на которое направлены +субъективной интерпретацией данного явления.
Исходя из этого, чувстваразличаются:
1. По объекту действительности,на который они направлены (реальный или воображаемый и пр.)
2. По содержанию(сущность направленности чувства, характер эмоционального отношения к объекту иособенности возникающих при этом субъективных состояний).
Некоторые чувства следуетвыделить. Прежде всего те, которые называют высшими. Эти чувства связаны свосприятием и осознанием человеком многообразных явлений социальной жизни икультуры. Их особенности:
1. В своих развитыхформах они могут достигать большой степени обобщённости.
2. Они всегда связаны сосознанием общественных норм, относящихся к той или иной сторонедействительности.
Далее приведена иххарактеристика. /> Моральные чувства
Объектом моральных чувствявляются отдельные люди, человеческие коллективы, социальные институты,жизненные события, человеческие взаимоотношения и сам человек. Моральныечувства – это все те чувства, которые испытываются человеком при восприятии имявлений действительности под углом зрения нравственности, отправляясь откатегорий морали, выработанной обществом. Нравственное чувство возникает тогда,когда человек в своих действиях начинает исходить не из побуждений «своейволи», а из общественных требований. В результате воздействия общества напроцесс воспитания человека общественные требования к его поведению переходят всознание индивида, превращаются постепенно в его собственные требования к себе.И поэтому они входят в само переживание чувства как требования нравственногодолга. Моральное чувство часто возникает на основе конкретного случая,происшествия и может ограничиться лишь эпизодическим переживанием. А можетвозникнуть и на основе обобщённого восприятия многих явлений действительности./>Эстетические чувства
В процессе общественногоразвития, общественной практики человек приобрёл способность восприниматьявления окружающего мира не только с позиции морали, но и руководствуясьпринципами прекрасного, — это становится основой для возникновения эстетическихчувств.
Эмоциональное отношение,переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства, когдачеловек подходит к окружающим предметам и явлениям с особой оценкой – исходя изкатегорий прекрасного. При этом и возникает переживание, характеризующееся специфическимичертами.
Благодаря отличиювосприятия отличия явлений жизни от восприятия созданий искусства эстетическиечувства, порождённые ими, приобретают специфические черты в самом переживании.Человек в произведении искусства воспринимает не саму реальность, но еёотражение, в восприятии коей отсутствуют практические житейские установки исоображения.
То обстоятельство, что вэстетическое чувство включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняеттот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человекахудожественное наслаждение, но и побудить к определённым действиям и поступкам./>Интеллектуальные чувства
Интеллектуальные чувства– это чувства, связанные с решением тех или иных теоретических и практическихзадач, с процессом приобретения знаний.
По своей сутиинтеллектуальные чувства близки к моральным.
/>Праксические чувства
К праксическим относятсяте чувства, которые связаны со всеми видами практической деятельности человека,делающимися объектами эмоционального отношения. Это чувства, вызываемыедеятельностью. Изменением её в ходе работы, её успешностью или неуспешностью,трудностями её осуществления, завершением.
Поскольку труд связан скоренными жизненными запросами человека, он вызывает многообразные чувства,связанные с процессом его осуществления. При этом в эмоциональном отношении кпроцессу труда очень отчётливо выделяется условность выделения в целостномэмоциональном отношении к сложному социальному явлению отдельных видов чувств:моральных, эстетических, праксических.
Чем сложнее деятельность– тем многообразнее чувства, с нею связанные.
В сфере праксическихчувств можно выделить творческие чувства. Когдачеловек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение внеё элементов нового, приводящего к повышению ценности создаваемого продуктадеятельности. Это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств.
Подытоживаявышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация чувств являетсяусловной и создана для удобства изучения психических явлений. Психика, каксложная и целостная система, состоит из множества взаимосвязанных элементов ипроцессов, влияющих друг на друга. /> Роль чувств в жизни личности
Невозможно изолированновоздействовать на эмоциональную сферу вне личности. Процесс изменения чувстввсегда связан с изменениями самой личности. Чувства, как и все психическиепроцессы, является отражением действительности. Однако такое отражение носитсубъективный характер. Впрочем, субъективность чувственного отражения неподразумевает искажённость: если рассматривать чувства в целом, станет видно,что они отражают именно те явления и события которые затрагивают человека.Более того, чувства отдельного человека часто формируются как производная отментальности того общества, в котором живёт человек.
Каждая личностьхарактеризуется своеобразным отношением к действительности. Это сформировалосьв процессе жизни человека. Восприятие человеческих отношений сквозь призмусложившихся убеждений характерно не только для взрослого, но и для ребёнка.
По степени интенсивностивлияния на личность чувства бывают:
1 Эпизодическимипереживаниями – мало затрагивающие сущность человека; находятся как бы напериферии внутреннего мира человека.
2 Глубокими чувствами –связанными с существенными устремлениями личности, с идеалами, мечтами… Могутбыть конфликтные чувства, идущие вразрез с основными устремлениями личности.Такие конфликты могут привести к изменению некоторых личностных установок.
Превращение чувства впобудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводятк тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении.Создаёт «нравственные привычки»; человек знает, какие чувства ему присущи.
Чувства играют большуюроль и в самопознании человека, поскольку оно возникает не только на основеосмысления собственных поступков и действий, но и на основе осмысленияпережитых чувств. Чем значительнее эмоциональная жизнь человека – теминтенсивнее такое самопознание. /> 
Мотивы поведения и эмоции
Мотивы – это движущиесилы поведения и поступков. Мотивом может стать возникшая у человекапотребность в каких – либо предметах или вещах; мотивом может быть интерес илипривычка следовать распорядкам. Некоторые чувства могут являться мотивамиосуществления какой – либо деятельности, ведут к изменению поведения, поступковчеловека. Такие чувства носят действенный характер. Эмоции, ограничивающиесялишь переживанием, называются недейственными. Действенные чувства могут бытькак отрицательными (зависть, злость, гнев и т.д.) так и положительными(сочувствие, отзывчивость, преданность, любовь и др.).
Существенным моментом,характеризующим процесс развития чувств человека, является то серьёзноеизменение, которое происходит с его нравственными чувствами.
Со временем в результатесложных, в значительной мере неосознанных психических процессов нравственныечувства могут приобрести характер «природного» чувства. И это сказывается накачестве и на особенностях проявления переживаемых чувств.
Существует связь междууровнем притязаний личности и качеством переживаемых чувств. Закономерно, чтостепень успешности продвижения человека к поставленной цели прямопропорциональна количеству положительных чувств и эмоций.Школьный и младший школьный возраст
Наилучшее пониманиеспецифики чувств, характерных для данного периода, возможно только при изученииизменений, проходящих на протяжении всего этого возраста. Анализ доминирующихчувств позволяет увидеть те тенденции, которые характерны для наиболеесущественных сторон и вызывающих наибольшие по интенсивности эмоциональныереакции.
Младенческий возраст. Эмоциональная жизнь младенца преждевсего сосредоточена на том что связано с удовлетворением \ неудовлетворениемего витальных потребностей, что выражается в испытываемых им чувствах по этомуповоду. Для младенца характерна импульсивная реакция на неудовлетворение тойили иной потребности, общение и т.д. Эта импульсивность меняется с годами подвлиянием окружающих. В младенческом возрасте формируется устойчивоеэмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.
Чувства дошкольника. По мере развития ребёнок начинаетпо-новому воспринимать окружающую действительность, изменяются и егоэмоциональные реакции. Ребёнок становится более самостоятельным. Отмечается,Что ведущую роль в формировании эмоциональной сферы личности, как и всейличности вообще, играет система общественного порицания или одобрения тех илииных действий. Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимаютпереживания, носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными, частослучайными впечатлениями. Игры, сперва предметные, а потом ещё и ролевые, такжепринимают участие в формировании эмоциональной сферы.
Эмоциональная жизньмладшего школьника. Этотвозраст охватывает период от 7 – 8 до 11 – 12 лет и характеризуется интенсивнымбиологическим и психическим развитием. Все эти изменения непосредственно влияютна эмоциональную сферу. Возникают новые социальные связи, появляются новыеобязанности, усложняется поведение, в частности – способность владеть своимичувствами становится лучше год от года. На протяжении младшего школьноговозраста нарастает организованность эмоционального поведения ребёнка. Живость инепосредственность проявления чувств младшим школьником говорят не только о егоэмоциональной сфере, но и о том, что следует развивать, а что – искоренять.
В этом периоде у ребёнкаинтенсивно формируются моральные чувства. Происходит это под влияниемконкретных воздействий, увиденного примера, собственного действия – в общем,всего того, что задевает его эмоционально. Чувства как мотивы поведениямладшего школьника занимают большое место в его жизни и получают при этом иную форму,чем у дошкольника.
Помимо всего прочегоразвиваются у младшего школьника и эстетические переживания. Примерно с 8 – 10лет они становятся глубокими и стойкими. />Подростковый возраст
Подростковый возраст (11– 12 – 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены вфизиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общемразвитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мог решатьмладший школьник. И в то же время эти изменения приводят к замкнутостиподростка.
Взрослые и подростки.Изменяется эмоциональное самочувствие подростка. Это относится и к его общемуэмоциональному тону и к смене настроений и душевных состояний. На основевозникновения новых социальных отношений появляются и закрепляются новые видыпереживаний, рождается новое эмоциональное отношение к тому, что ранее былобезразлично ребёнку.
Прежде всего у подросткавозникает круг острых переживаний в связи с его отношениями со взрослыми ипредставлений как к нему относятся взрослые. Серьёзное место в эмоциональнойжизни подростка занимает также его тяга к общению со сверстниками и всесвязанные с этим переживания. У старшего подростка в эмоциональной жизни могутзначительное место занимать переживания, связанные с его влюблённостью. Нельзяне отметить и его чувств и устремлений социального характера.
Подросток в своихпритязаниях на то, что ему может быть доверено, разрешено, часто «забегает вперёд»по сравнению со своим действительным развитием. И это обстоятельство вызывает унего иногда желания и побуждения, направленные на изменения сложившихся совзрослыми отношений.
Жажда самостоятельности,свойственная подросткам и невозможность её полного удовлетворения со сторонывзрослых порождают у подростка неприязненные чувства к взрослым, такие какнедовольство, раздражение, холодность… Непонимание внутренней жизни подростковсо стороны взрослых порождает так называемый «конфликт отцов и детей». Вероятно,всему виной несовершенство памяти – взрослые имеют тенденцию забывать о том,что сами когда-то были подростками. Отсюда неумение и нежелание поставить себяна место другого.
Чувство коллективизма,дружба подростков. Желание иметь друзей и потребность в общении, возникающаякак бы в противовес замкнутости, обусловлена у подростка в основном от ощущениятого, что ему открывается очень много нового в жизни. Хочется быть понятым,кому-то доверять.
Наряду с тягой к общениюсо сверстниками нельзя забывать и о чувстве симпатии, о внимании к сверстникамдругого пола. В условиях совместного обучения в подростковом коллективе умальчиков и девочек возникает значительно больший интерес друг к другу, чем,например, у школьников 4 класса. Это период возникновения большой симпатии другк другу, иногда и влюблённости.
Рост самосознания,социальные и асоциальные чувства подростков. Рост самосознания подростковприводит не только к тому, что он начинает отчётливее осознавать себя какличность, отличная от других, но и к тому, что он начинает думать о себе, освоих свойствах, чертах характера, оценивать их плохие и хорошие стороны. Уподростка возникает определённое отношение к своим чувствам. Развитие подросткав этом отношении выражается не только в возросшем внимании к своему внутреннемумиру, но и в стремлении получать больше знаний, больше впечатлений отокружающего. Эмоции и чувства подростка часто противоречивы, изменчивы. Ростсамосознания у подростков может приводить к приступам повышенной рефлексии,которая в свою очередь приводит к депрессиям. Это очень конфликтный возраст,названный «трудным», своё название, исходя из вышесказанного, он оправдывает./>Юношеский возраст
Это период жизни человекаот 15 до 22 лет. Годы обучения в школе – от 15 до 18 лет называют раннейюностью.
Характеризуется периодранней юности тем, что в этот период заканчивается известная ломка вбиологическом развитии человека – заканчивается половое созревание. У девочек –раньше, у мальчиков – позже. Иногда встречаются случаи задержки, но это –редкость.
Характерной чертойюношеского возраста является устремлённость в будущее. Эта устремлённостьсвязана с их представлениями о нераскрытых возможностях, о способностипреодолеть жизненные препятствия.
Общее эмоциональноесамочувствие в этот период становится более ровным, чем у подростков; какправило, нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникают уподростков; нет также и скоропалительных суждений о людях.
Происходящие в годыюности серьёзные сдвиги в физическом и умственном развитии ведут к повышениюинтереса к своей личности. Это в свою очередь приводит к тому, что в юношескомвозрасте возникает часто неточное представление о себе и о своём месте средиокружающих.
Юношеский возраст – это периоднаибольшего расцвета возможностей, таких как овладевание своими чувствами,эмоциональной и эстетической восприимчивостью, способности к сопереживанию.
Конечно, это времясвязано с дружбой и влюблённостью. Влюблённость – это такое эмоциональное отношение,которое характеризуется общим душевным подъёмом и взволнованностью влюблённогочеловека. Вся его внутренняя жизнь окрашивается новым светом. Дружба-любовьболее сдержанна, рождена симпатией и общностью духовных интересов друзей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лексические средства выражения авторского я в публицистике
Реферат Компьютерные вирусы и борьба с ними 5
Реферат Структура и функции клеточного ядра
Реферат Перспектива развития дистанционного образования через Интернет в разных регионах мира
Реферат Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами
Реферат Цифровая волоконно оптическая система передачи со скоростью 422 Мбит с для кабельного телевидения
Реферат Державне регулювання зайнятості населення в Україні
Реферат Почему именно повесть Фаталист завершает роман Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова
Реферат Політичний портрет гетьмана Павла Скоропадського
Реферат М.Е.Кольцов . История отечественного журнала
Реферат How Adolf Hitler Got To The Top
Реферат Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Реферат Бретонский адхолодный и мокрый
Реферат Этика бизнеса и благотворительности
Реферат Билеты по инфраструктуре рынка