Содержание
Введение
Глава 1. Понятие социальной перцепции
Глава 2. Межличностная перцепция
2.1 Содержание и эффекты межличностного восприятия
2.2 Точность межличностной перцепции
2.3 Межличностная аттракция
Глава 3. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Социальная психология — наука, изучающая механизмы и закономерностиповедения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группыи общности, а также психологические особенности этих групп и общностей
Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении,а социальная психология — как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием.Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематическогонаблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описанияи объяснения человеческого взаимодействия.
Это традиционное видение научного закона повторяется в том илиином виде во всех фундаментальных трактовках целей и задач психологической науки.
Социальные психологи хотят раскрыть причинные связи с тем, чтобыустановить основные принципы, который объяснят социально-психологические феномены.
Само сочетание слов «социальная психология» указываетна специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания.Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сихпор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских»дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначностьположения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них являетсяобъективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые самипо себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологиии социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический»аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельностьлюдей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.
С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникаютсовершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализих невозможен вне системы психологического знания.
Актуальность темы обусловлена тем, что процесс восприятияодним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условноможет быть назван перцептивной стороной общения.
Объектом исследования настоящей работы является взаимодействиелюдей между собой посредством перцептивной стороны общения.
Предмет исследования — социальная перцепция, как социально-психологическийаспект взаимодействия.
Целью работы является изучение структуры и механизмовсоциальной перцепции. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:рассмотреть понятие социальной психологии, изучить перцептивную сторону общения,а также ее структуру и механизм.
Практическая значимость данной работы заключается в том,что подробное изучение социальной психологии и социальной перцепции, как ее аспектапозволяют лучше понимать механизмы, которые работают в социально среде.
Глава 1. Понятие социальной перцепции
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможнолишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, вкакой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других,а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиесямежду партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность.Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает какобязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивнойстороной общения.
Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизнимы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения,целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из насоказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимсяк собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, какмы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оцениваеткаждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделаннойоценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводыо его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человекомдругого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции.Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когдабыл разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.
Социальная перцепция — процесс, который возникает при взаимоотношениилюдей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальныхобъектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.
Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленнойсистемой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результатетаких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание иизучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определенииформирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфическийпроцесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как«познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятиядля характеристики процесса восприятия человека человеком.
Специфика познания человеком другого человека заключается в том,что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристикидруг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формированиесуждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создаетсяпредставление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия.Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов,которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъектвосприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установитьсогласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлогоопыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений,установок, пристрастий и предубеждений.
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаковчеловека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозированиена этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепциинепременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости отэтой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональноми поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оцениваниеего и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческогообщения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.
Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познаниесебя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основевзаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопониманиеэто социально-психическое явление, центром которого является эмпатия.
Эмпатия — способность к сопереживанию, желаниепоставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояниена основе поступков, мимических реакций, жестов.
Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношениямежду субъектом восприятия и объектом восприятия.
Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющиепознание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступаетиндивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннююгруппу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когдасубъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становитсяеще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самойсебя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму инуюгруппу в целом.
Существуют следующие социально — перцептивные механизмы, то естьспособы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакцийобъекта
2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набораего социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмыэмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Познание других людей зависит также и от уровня развития представлениячеловека о самом себе (Я — концепция), о партнере по общению (Ты — концепция) ио группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы — концепция).Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом иличерез рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает егосамого. В результате между участниками общения достигается определенный уровеньвзаимопонимания.
Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуальногокомпонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания)различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляетсяанализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции идругие).
В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложныймеханизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находитсяпод влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности,эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.
Все сказанное означает, что термин «социальная перцепция»,или, в более узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятиедругого человека» употребляется в литературе в несколько вольном, даже метафорическомсмысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуютсяизвестным сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общемплане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешнихпризнаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивидаи интерпретацию на этой основе его поступков.
Глава 2. Межличностная перцепция
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постолькуон воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность.На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека,расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960. С.180). Впечатления,которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых,потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успехорганизации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственногосамосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самомсебе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чемболее полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик),тем более полным становится и представление о самом себе. Этот вопрос в свое времяна философском уровне был поставлен Марксом, когда он писал: «Человек сначаласмотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу какк себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».По существу ту же мысль, на уровне психологического анализа, находим у Л.С. Выготского:«Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляетсобой для других» (Выготский, 1960.С. 196). Как мы видели, сходную по формеидею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ «генерализованногодругого». Однако если у Мида этот образ характеризовал лишь ситуацию непосредственноговзаимодействия, то в действительности, по мысли Б.Ф. Поршнева, «Петр познаетсвою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество,огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений» (Поршнев,1968. С.79).
Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения,то можно сказать, что представление о себе через представление о другом формируетсяобязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамкахдостаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие сним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего преломляяэто соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человекаодновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого,и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения егоповедения, и построение стратегии своего собственного поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждыйиз них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляетсякак бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построениистратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности,мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы,установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включаетдве стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специальногообсуждения,
Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествлениесебя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простыхспособов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется,не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуютсятаким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основепопытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качествеодного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальныхисследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности,установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением- эмпатией.
Описательно эмпатия также определяется как особый способпонимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмыслениепроблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на егопроблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используетсяв данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание».Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека,партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там,и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи сего точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательноозначает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то,это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой».Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения(отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.И в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведениядругого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело- понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело- понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей", но действуяпо-своему.
Впрочем, оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будеттот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будетзависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняетсяявлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальнойпсихологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как онвоспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого,но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальныхотражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержаниемкоторого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причемв этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя»(Кон, 1978.С. НО).
Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточностара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общениянеких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны какминимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально«каким его сотворил Господь Бог»); Джон, каким он сам видит себя; Джон,каким его видит Генри. Соответственно три «позиции» со стороны Генри.Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще:Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то жедля Генри. В принципе, конечно, можно предположить сколь угодно много таких взаимныхотражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваютсяфиксированием двух ступеней этого процесса. Г. Гибш и М. Форверг воспроизводят предложенныемодели рефлексий в общем виде. Они обозначают участников процесса взаимодействиякак А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадическоговзаимодействия может быть представлена следующим образом (Гибш, Форверг, 1972).
2.1 Содержание и эффекты межличностного восприятия
Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализупроцесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можноразделить на два больших класса:
1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристикисубъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);
2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ еемеханизмов, сопровождающих ее эффектов).
Содержание межличностного восприятия зависит от характеристиккак субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие,имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик другдруга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействиеможно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремитсяпостроить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин.Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этогоповедения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошьи рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно.Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причиныповедения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики.Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лицас каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либона основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (вэтом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникаетцелая система способов такого приписывания (атрибуции).
Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальнойатрибуции, анализирует именно эти процессы (Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз,Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучениепопыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причинуи следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включаеттакже интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частьюмежличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шлалишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучатьсяспособы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качествличности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицитинформации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.
Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятиязависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и отстепени его социальной «желательности» или «нежелательности».В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение,предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации.Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно,дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае:под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальными культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушениитаких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объясненийрасширяется. Этот вывод близок рассуждению С.Л. Рубинштейна о «свернутости»процесса познания другого человека в обычных условиях и его «развернутости»в случаях отклонения от принятых образцов.
В других работах было показано, что характер атрибуций зависити от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события илиего наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции.Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписываетсялично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается томуобъекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причинасовершающегося приписывается обстоятельствам) (Келли, 1984. С.129). Было выявлено,что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большеймере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляетсяпри приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» внеудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит»за неудачу прежде всего самого исполнителя (Андреева, 1981. С.35-42). Особый интерестакже представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписыванииответственности за какие-либо события, что тоже имеет место при познании человекачеловеком (Муздыбаев, 1983).
На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивныхпроцессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностноговосприятия. И хотя этот вывод не разделяется всеми исследователями (некоторые полагают,что нельзя полностью отождествлять атрибутивный процесс и процесс межличностногопознания), важность открытия явления атрибуции очевидна для более углубленного представленияо содержании межличностного восприятия.
Дополнительные знания были получены и о том, что процесс этотопределяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мерев процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда«сфера» приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимущественнопсихологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый«простор» для приписывания. Выявлена также зависимость приписываемых характеристикот предшествующей оценки объектов восприятия. В одном из экспериментов регистрировалисьоценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составленаиз «любимых», а другая — из «нелюбимых» детей. Хотя «любимые»(в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнениизадания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, воспринимающий приписывалположительные оценки «любимым», а отрицательные — «нелюбимым».
Это соответствует идее Ф. Хайдера, который сознательно ввел всоциальную психологию правомерность ссылок на «наивную» психологию«человека с улицы», т.е. на соображения здравого смысла. Согласно Хайдеру,людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладаетплохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т.д.Поэтому приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой жемодели: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим»- хорошие.
Правда, наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделяетсявнимание и идее контрастных представлений, когда «плохому» человеку приписываютсяотрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителясамых положительных черт. Все подобного рода экспериментальные исследования поставиличрезвычайно важный вопрос более общего плана — вопрос о роли установки в процессевосприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первоговпечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева(Бодалев, 1982). Двум группам студентов была показана фотография одного и того жечеловека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленнойфотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человекебыло сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составитьсловесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующиехарактеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийсяподбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственново второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийсяподбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
Подобного рода исследования пытаются найти ответ на вопрос ороли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия: какие именнохарактеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т.д. Другойряд экспериментальных исследований посвящен характеристикам объекта восприятии.Как выясняется, от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностнойперцепции. Индивидуальные психологические особенности различных людей различны,в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятиядругими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко(«он — скрытный», «он — себе на уме» и т.д.). Однако эти соображенияздравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит,и при построении прогноза успешности межличностного восприятия.
Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностноговосприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связанас выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми другдруга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола(«гало-эффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление,стереотипизации.
Сущность «эффекта ореола» заключается в формированииспецифической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенныхкачеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определеннымобразом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее.Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видетьдействительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатленияо человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценками неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатлениеспособствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено,что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальнуюинформацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играетроль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.
Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности»и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявленияинформации о человеке для составления представления о нем. В одном экспериментечетырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о которомбыло сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт;в 3-й группе — сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе- то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомцав терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблемс таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомцеточно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала.Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрированв тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятиязнакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том,что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.
В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявленияособого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процессастереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманомв 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный сложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более жешироком смысле слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явленияили человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействиис этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьмидруг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило,стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результатестремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотипвозникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежностиего к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченныхв прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякомупредставителю этой профессии («все учительницы назидательны», «всебухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекатьсмысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующимопытом, не смущаясь его ограниченностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привестик двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процессапознания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себеоценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига»в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенныйподход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляетзаменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогаетсокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновениюпредубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, аопыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группыокрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленныхэкспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляютсебя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанестисерьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особеннораспространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информацииоб отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводыотносительно всей группы (Стефаненко, 1987. С.249-250).
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайносложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностьюисследовать проблему точности восприятия человека человеком.
2.2 Точность межличностной перцепции
Этот вопрос связан с решением более общей теоретико-методологическойпроблемы: что вообще означает «точность» восприятия социальных объектов.При восприятии физических объектов мы можем проверить точность восприятия, сопоставивего результаты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов.В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающимсубъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрациимногочисленных качеств личности другого человека. Конечно, определенную помощь могутв данном случае оказать различные личностные тесты, но, во-первых, не существуеттестов для выявления и измерения всех характеристик человека (следовательно, сопоставлениеесли и возможно, то только по тем характеристикам, для которых существуют тесты);во-вторых, как это уже отмечалось, тесты нельзя рассматривать как единственный инструментисследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения.
Ограниченность тестов, связанная как с ограниченным репертуаромзамеряемых характеристик, так и с их общими познавательными возможностями, порожденатем, что в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то,что есть «на самом деле». Поэтому всякое сопоставление, которое можносделать подобным образом, есть всегда сопоставление с данными некоторого третьеголица, которые в свою очередь есть результаты чьего-то познания другого человека.Аналогичная проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертныхоценок. В качестве экспертов выбираются люди, хорошо знающие того человека, которыйвыступает объектом восприятия. Их суждения о нем («экспертные оценки»)сопоставляются с данными субъекта восприятия. По сравнению с тестами экспертныеоценки обладают важным преимуществом: здесь мы имеем дело с критерием, практическине лимитирующим выбор параметров межличностного восприятия (Жуков, 1977. С.31),как это имеет место в случае применения тестов. Эти экспертные оценки играют рольтого внешнего критерия, который представляет собой «объективные данные».Но и в этом случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъектавосприятия и эксперта (который тоже выступает субъектом восприятия, и, значит, егосуждения отнюдь не исключают элемента оценки).
Тем не менее и тесты, и экспертные оценки в определенных случаяхпринимаются в качестве внешнего критерия, хотя их применение не снимает основнойтрудности. Эта трудность — отсутствие возможности проверить точность восприятиядругого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик — заставляетискать иные подходы к самому пониманию проблемы и путям ее решения.
Один из таких путей — осмысление всей совокупности «помех»,стоящих на пути межличностной перцепции. К таким «помехам» могут бытьотнесены все рассмотренные нами механизмы, эффекты, возникающие в этом процессе.Конечно, знание того факта, что впечатления о человеке категоризуются в основномна основе прошлого опыта, или что при формировании их действует эффект первичности,косвенным образом помогает в установлении неточности межличностного восприятия.
То же относится и к другому ряду средств, а именно — к болеепристальному изучению перцептивных способностей субъекта восприятия. В этом случаеможно установить (и сделать это достаточно точно), каково соотношение характеристиквоспринимающего и объекта восприятия. В экспериментах по межличностной перцепцииустанавливаются четыре группы факторов: а) переменные, при помощи которых субъектвосприятия описывает самого себя; б) ранее знакомых личностей; в) отношения междусобой и объектом восприятия, наконец, г) ситуационный контекст, в котором осуществляетсяпроцесс межличностной перцепции. Соотнеся между собой эти четыре группы факторов,можно по крайней мере определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятиюв каждом конкретном случае. Важным фактором повышения точности восприятия другогочеловека является получение от него обратной связи, что помогает откорректироватьобраз и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению (Соловьева,1992).
Довольно давно в социальной психологии родилась заманчивая идеяотыскать средства развития перцептивных способностей различных людей. Целый рядэкспериментов был поставлен для того, чтобы выявить, обладает ли определенной стабильностьюспособность отдельных индивидов «читать» характеристики других людей.Эти эксперименты не дали однозначного ответа на вопрос: примерно в 50% случаев такаястабильность была зафиксирована, а в других 50% случаев ее не удалось выявить. Такиеже противоречивые результаты были получены и относительно того, можно ли обучитьискусству более точного восприятия другого человека. Несмотря на то что вопрос этотостается дискуссионным, ряд усилий тем не менее предпринимается.
Они связаны с использованием для этих целей социально-психологическоготренинга. Наряду с тем что тренинг применяется для обучения искусству общения вцелом, его специальные приемы ориентированы на повышение перцептивной компетентности,т.е. точности восприятия (Петровская, 1989). Программы тренинга, применяемые в этомслучае, весьма разнообразны. Самой простой и неожиданной из них является фиксированиевнимания лиц, для которых точность восприятия других людей особенно значима (учителя,врачи, руководители разных рангов), на таком простом факте, как чрезвычайная распространенностьразличных «ходячих представлении» относительно связи физических характеристикчеловека и его психологических особенностей. Произвольные представления о связиразличных характеристик человека получили название «иллюзорных корреляций».Эти своеобразные «стереотипы» основываются не только на «жизненном»опыте", но часто на обрывках знаний, сведений о различных психологических концепциях,имевших распространение в прошлом (например, идей Кречмера о связи типов конституциичеловека с чертами его характера, идей физиогномики о соответствии черт лица некоторымпсихологическим характеристикам и т.д.). Само привлечение внимания к этим обстоятельствамимеет очень большое значение, поскольку обычно мало кто отдает себе отчет в том,насколько эти факторы осложняют процесс межличностного восприятия.А. А. Бодалевполучил в этом отношении весьма интересные данные: из 72 опрошенных им людей относительнотого, как они воспринимают внешние черты других людей, 9 ответили, что квадратныйподбородок — признак сильной воли, 17 — что большой лоб — признак ума, 3 отождествляютжесткие волосы с непокорным характером, 16 — полноту с добродушием, для двух толстыегубы — символ сексуальности, для пяти малый рост — свидетельство властности, дляодного человека близко посаженные друг к другу глаза означают вспыльчивость, а дляпяти других красота — признак глупости (Бодалев, 1982. С.118). Никакой тренинг вполной мере не сможет снять эти житейские обобщения, однако он может хотя бы озадачитьчеловека в вопросе о «безусловности» его суждения по поводу других людей.
Другой прием, применяемый, в частности, в видеотренинге, состоитв том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем,как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет набор понятий, категорий,при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближениесобственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышениюточности восприятия. Однако в этой связи встает принципиально важный вопрос относительнотого, в каких группах есть смысл заниматься тренингом. Большой опыт организацииэтой работы показал, что навыки, приобретенные в специальных группах тренинга, необязательно удерживаются потом в реальных ситуациях взаимодействия. Поэтому особенноцелесообразным является тренинг на точность восприятия в реальных группах, объединенныхсовместной деятельностью.Г. Гибш и М. Форверг в свое время обратили внимание натот факт, что, например, близость собственного и чужого представлений об одном человекезначительнее в долго существующих группах, связанных единой системой деятельности.Однако вопрос о том, способствует ли повышению точности восприятия длительное общениес человеком, заданное совместной деятельностью, нельзя считать полностью решенным.Ряд экспериментальных исследований показывает, что по мере существования длительногоконтакта возникающая пристрастность к объекту восприятия, напротив, служит источникомразличного рода искажений образа воспринимаемого. Исследование этого частного вопроса,относящегося к характеристике общения, демонстрирует необходимость дальнейшего егоисследования в контексте конкретных групп и конкретной деятельности этих групп.
2.3 Межличностная аттракция
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связис включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не простовоспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения.На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия тогоили иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанныхс выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемомучеловеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция — привлечение,но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всегосодержания понятия «аттракция». Аттракция — это и процесс формированияпривлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса,т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнутьи иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей,перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизмформирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятиидругого человека, а с другой — какова роль этого явления (и процесса, и «продукта»его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающейв себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особойчеткостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечаласьвыше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений(как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этимвторым типом отношений, реализуемых в общении.
Исследование аттракции в социальной психологии — сравнительноновая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгоевремя считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь,не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературыи т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукойнаталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемыхявлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установкина другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987),когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственныхаффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главнымобразом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительныхэмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходствахарактеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, ороли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеровпо общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракциейи особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях«помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции неможет быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процессаттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения привосприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба,любовь. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяютговорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественнойсоциальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интереснапопытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок,которые разработаны здесь для анализа групп.
Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открываетширокую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функцииэмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишьначинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии.Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трехсторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидовв группе.
Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает,что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые»образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента,особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенноезначение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Онивскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционнаясоциальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ееметодические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Междутем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей.Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом»имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессыобщения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этихпроцессов приобретают совершенно различное значение. Кроме того, те два плана общения,которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждомотдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, чтоона вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения вразличных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Принципединства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристикпроцесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.
Глава 3. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постолькуон воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность.На основе внешней стороны поведения мы как бы«читаем» другого человека,расшифровываем значение его внешних данных(Рубинштейн, 1960. С.180). Впечатления,которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых,потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организациис ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственногосамосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самомсебе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чемболее полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик),тем более полным становится и представление о самом себе. Этот вопрос в свое времяна философском уровне был поставлен Марксом, когда он писал: «Человек сначаласмотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу какк себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».По существу ту же мысль, на уровне психологического анализа, находим у Л.С. Выготского:«Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляетсобой для других» (Выготский, 1960.С. 196). Как мы видели, сходную по формеидею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ «генерализованногодругого». Однако, если у Мида этот образ характеризовал лишь ситуацию непосредственноговзаимодействия, то в действительности, по мысли Б.Ф. Поршнева, «Петр познаетсвою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество,огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений» (Поршнев,1968. С.79).
Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения,то можно сказать, что представление о себе через представление о другом формируетсяобязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамкахдостаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие сним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего преломляяэто соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человекаодновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого,и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения егоповедения, и построение стратегии своего собственного поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждыйиз них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляетсякак бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построениистратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности,мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы,установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включаетдве стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специальногообсуждения.
Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествлениесебя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простыхспособов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется,не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуютсятаким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основепопытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качествеодного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальныхисследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности,установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением- эмпатией.
Описательно эмпатия также определяется как особый способ пониманиядругого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблемдругого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используетсяв данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание».Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека,партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там,и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи сего точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательноозначает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то,это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой».Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения(отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.И в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведениядругого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело- понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело- понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей", но действуяпо-своему.
Впрочем оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будеттот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будетзависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняетсяявлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальнойпсихологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как онвоспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого,но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальныхотражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержаниемкоторого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причемв этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя»(Кон, 1978.С. НО).
Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточностара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общениянеких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны какминимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально«каким его сотворил Господь Бог»); Джон, каким он сам видит себя; Джон,каким его видит Генри. Соответственно три «позиции» со стороны Генри.Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще:Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то жедля Генри. В принципе, конечно, можно предположить сколь угодно много таких взаимныхотражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваютсяфиксированием двух ступеней этого процесса.Г. Гибш и М. Форверг воспроизводят предложенныемодели рефлексий в общем виде. Они обозначают участников процесса взаимодействиякак А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадическоговзаимодействия может быть представлена следующим образом (Гибш, Форверг, 1972).
/>Заключение
Таким образом, в данной работе мы выяснили, что социальная перцепция- это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самихсебя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунердля обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости нетолько от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений,от значимости ситуации.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формированияобраза другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристикамипартнера его психологических свойств и особенностей поведения.
Социальными психологами установлено, что восприятие социальныхобъектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходитпотому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношениюк воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человекстремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целейсторону.
Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточенопрежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемойреальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, втом числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуетсябольшей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большейзависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.
Мы выяснили, что область исследований, связанная с выяснениеммеханизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку- это исследование аттракции. А аттракция как механизм социальной перцепции рассматриваетсяв трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека, результатданного процесса, качество отношений. И результатом действия этого механизма являетсяособый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональныйкомпонент.
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб.- М.: МГУ, 2006.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов /Под ред.В.А.Сластенина. — М.: Академия, 2005.
3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В.М. Избранные работыпо социальной психологии. — М., 2004.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 2004.
5. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современнойпсихологии. — М., 2002.
6. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / сост.: А.В. Мокашенцева.- Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2007.
7. Интернет-ресурсы:
8. http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html? word=654
9. http://otvety. google.ru/otvety/thread? tid=1d389eb8df48ad15
10. http://opsychology.ru/tag/mezhlichnostnaya-percepciya/
11. http://psylist.net/socpsy/00080. htm