Филиалнегосударственного образовательного учреждения высшего профессиональногообразования «Московский психолого — социальный»
в г. РославлеСмоленской области
Контрольнаяработа
Подисциплине:
«Методологические и теоретические основы психологии»
на тему:
« Построениенаучного исследования»
Выполнила студентка группы 05/ПЗ-51
Специальности: « Психология»
Сотова В.Ю.
Преподаватель Макарова К.В.
Содержание
Введение
I.Этапы психологического исследования
II. Постановка научной проблемы
III. Содержательный сравнительный анализ
IV.Методы психологии
Заключение
Список литературы
Введение
Дисциплина«Методологические основы психологии» предназначена для формированиямировоззренческой и методологической рефлексии, адекватной современномусостоянию и тенденциям развития психологической теории и практики.
Основной целью освоениядисциплины является методологическая грамотность специалиста, выражающаяся впонимании им специфики методологии науки и практической деятельности, ее целейи задач и ее соотношения с философией, философской гносеологией, научнойэпистемологией и философией науки.
Для достиженияпоставленной цели выделяются следующие задачи курса:
1) освоение основныхпонятий методологии науки и общим категориальным составом рефлектирующегомышления ученых.
2) освоение образцов иовладение навыками методологического мышления применительно к анализусовременного состояния психологии.
Методология психологии отвечает наосновные вопросы психологии: под влиянием чего обусловлено его поведение?Спонтанно оно или имеет определенные закономерности? Является прерогативойиндивидуальных особенностей или зависит от ситуации? Трудность изучения психикии поведения – в том, что нет двух одинаковых людей.
I. Этапыпсихологического исследования
1 этап
подготовительный
Формулировка задачи
Определение объекта Предмет исследования исследования
Кого изучать? Что изучать?
(возраст, пол. (Особенности личности
социальные ребенка и его психические
условия воспитания) процессы)
Гипотеза
(возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме)
правдоподобность
доступность для проверки
Подбор методов и их сочетания
Учесть!
-соответствие методов методологическим принципам,
-возможность проверки одних методов другими
2 этап
исследовательский
Сбор фактических данных с помощью разных методов
Этапы, серии исследований
З этап
Обработка данных исследования
Количественный и качественный анализ
данных исследования
— анализ каждого зафиксированного факта;
— установление связей факт- гипотеза;
— выделение повторяющихся фактов;
— Вариационно-статистическая обработка.
-Составление таблиц, построение графиков и др.
4 этап
Интерпретация данных и формулировка выводов
— Установление правильности:
или ошибочности гипотезы исследования
— Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями
Наподготовительном этапе определяется проблема, цель исследованиякакжелаемый точный результат. Она может быть теоретико-познавательной илипрактической, прикладной.
Основныевиды целей:
1.Определение характеристик явления (из литературы, жизни):
неполноеописание характеристик психического явления;
противоречиямежду эмпирическими данными разных авторов.
2. Выявление взаимосвязи психическихявлений:
определениехарактеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);
целостностьструктуры взаимосвязей.
3. Изучение возрастной динамикиявления:
исследованиепроцессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;
развитиев биологическом, психическом, социальном, историческом планах;
влияние жизненного опыта;
формированиеиндивидуальности;
рольокружения, обучения, видов деятельности и т. д.;
исследованиевозрастных «поперечных» или «продольных» срезов.
4.Описание нового феномена, эффекта:
прирешении гипотезы;
прирешении новых задач (как результат наблюдательности);
влияниефакторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы иразнообразия его проявления, условий существования, объяснения феномена.
Открытиеновой (другой) природы явления:
изучениепротиворечивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;
введениеновых терминов, которые бы приняло научное сообщество; создание теоретических построений, которые более просты, чемимеющиеся;
определениесферы действия закономерности.
5. Обобщения:
выведениеболее общих закономерностей, чем описанные в литературе
введениеновых понятий, новых определений, расширение значения
некоторыхтерминов, расширение области определения понятия;
конкретизацияпонятий в целом или какой-либо области психологии;
обобщениекак компонент исследовательской работы.
6. Созданиеклассификаций, типологии:
разработкаклассификаций;
соотнесениеклассификации с теорией, концепцией;
определениевидов, типов, групп и описание их отличительных признаков;
новоепонимание класса явлений;
созданиеболее эффективных диагностических процедур на основе
классификаций;
расширениевозможностей прикладной психологии.
7.Создание методики:
дляповышения точности, надежности измерения;
болееполной характеристики качеств;
сокращениявремени обследования;
расширенияконтингента испытуемых (возраст, пол, уровень образования,
состояниепсихического здоровья и т. д.);
облегченияобработки результатов (упрощение, алгоритмизация);
психометрическойпроверки метода.
8. Адаптацияпсиходиагностической методики:
модификацияметодики применительно к новой культуре, этносу, языковой
среде;
II. Постановканаучной проблемы
Постановканаучной проблемы — творческийакт, требующий особого видения, специальных знаний и соответствующейквалификации.
Ставитьвопросы, увидеть проблему гораздо труднее и важнее, чем найти ее решение.
Теории вэксперименте непосредственно проверить нельзя.
Теоретическиевысказывания универсальны. Из них выделяют следствия, которые называют гипотезами
Гипотеза
(это научное предположение, вытекающее из теории»
которое еще не подтверждено и не опровергнуто) ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ
Входит в структуры теории в качестве основных частей для устранения внутренних противоречий в теории, для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов. Инструмент совершенствования теоретических знаний Предположение, подлежащее экспериментальной проверке.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА
выдвигается для решения проблемы методом экспериментального
исследования
По происхождению
1. Для проверки
следствий конкретной
теории, модели 2 Основывается не на 3 Для данного случая
теории, а на
принципе:
«А почему бы не так?»
В результате — ФАКТ
для данного случая
По содержанию
Явления (факты)
Установка истины:
«А был ли мальчик?»
«Может быть его и не
было?»
СКОЛЬКО СИМВО-
ЛОВ удерживает
человек
одновременно в
кратко-
временной памяти?
Связи между явлениями
Проверка в
корреляционных
исследованиях
Напр., какая зависи-
мость мелкду интеллек-
том детей и их
родителей?
Причинные связи между явлениями
Включаются
независимые
переменные и
зависимая
переменная Гипотезы
Научные
Предполагаемые
решения проблем
Статистические
Утверждение в отношении названного
параметра, сформулированного па языке статистики. Гипотеза требует перевода на
язык статистики /> /> /> /> />
Гипотезыдолжны быть:
а)содержательными;
б)операциональными (потенциально опровергаемыми);
в) формулироватьсяв виде их альтернатив.
Гипотезаможет отвергаться, но не может быть
принятойокончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:
Процессвыдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этапдеятельности исследователя.
Количество«и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя.
Вопрос.Чем отличается экспериментальная гипотеза от теоретической?
Ответ.Экспериментальная гипотеза формулируется в виде высказывания типа: «Если...,то...». Кроме того, ее нужно конкретизировать и операционализировать.
Входящиев высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться вэксперименте:
а)управляться экспериментатором,
б)регистрироваться непосредственно (или аппаратурой).
Длядоказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести многообъяснений.
В ходеэксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной иальтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретацииданных.
Этапроцедура сводится к оценке их сходства и различия.
Ситуация.Критерий эффективности — величайшая проблема в любой деятельности. Из-заошибочного выбора критериев не может быть достигнуто достаточно точногорезультата.
По какимкритериям производится оценка психического явления?
Решение:Критерии в эксперименте выбираются особенно тщательно. Их необходимо проверятьна «работоспособность».
Попредварительным результатам прикинуть, какой контингент обучаемых, сколькоклассов, групп необходимо будет включить в экспериментальную работу, чтобыполучить статистически достоверные результаты.
Критериидолжны удовлетворять следующим признакам:
1)Критерии должны быть объективными (настолько,насколько это возможно в психологии). Оцениваемый признак должен оцениватьсяоднозначно.
2) Критериидолжны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что экспериментаторхочет оценить. Например, если в основе переключаемости внимания лежитподвижность нервных процессов, то они и должны являться критерием оценки.
3) Критериидолжны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям. Например,критерий ответа студентов на вопрос «Понравились ли занятия по информатике и вычислительнойтехнике?» некорректен:
а)отвечающие могут «подыграть» исследователю,
б) невсегда учение должно нравиться. Успешность выполнения какого-либо задания может оцениваться по времени, затраченномустудентом, и количеству допущенных ошибок.
III. Содержательныйсравнительный анализ
Любойпоказатель, взятый изолированно, без проведения содержательного анализа, безсравнения с другими, малоинформативен. Все познается в сравнении явлений, присопоставлении различных психологических фактов, устанавливается их общие чертыи признаки, отмечаются противоположности, противоречия
Можно:
1)Сравнивать, когда имеют место одноименные пиления. Сравнивать информацию,абсолютные величины.
В психологии,имея дело с усредненными показателями, необходимо определять их достоверность.Для проверки достоверности собранных данных применяется логический контрольпосредством сравнения.
а) анализдинамики развития одного и того же или однопорядкового параметра для выборок, находящихсяв различных условиях.
2)Сопоставлять, когда явления разноименные. Могут быть выделены следующиесопоставления:
— междуцелым и частью,
— междуобщим и особенным,
— междупсихическими процессами и источниками их осуществления,
— междупсихологическими явлениями, находящимися в определенных причинно-следственныхзависимостях.
Видсопоставления определяется исходным материалом.
Так,наличие частей и целого ведет к их сопоставлению и получению удельного веса.
Важнойзадачей качественного анализа является приведение к единому уровнюсопоставления информации, полученной различными исследовательскими методами.
1. Рекомендуетсякратко и в общем виде сформулировать основные выводы и результаты, полученные в каждом из примененныхметодов. При необходимости краткие качественные выводы подтверждаютсясоответствующими количественными показателями.
2. Осуществитьсопоставительный анализ этих выводов.
Наосновании сопоставительного анализа выводов формулируется итоговый вывод поданному вопросу. Его соотносят с исследовательскими целями и рабочимигипотезами.
Такимобразом, сравнительныйанализ позволяет сосредоточить в едином пространстве психологическуюинформацию, полученную из разных источников. Сделать обобщенные выводы покаждому изучаемому вопросу и исследованию в целом, перейти к разработкепредложений и рекомендаций.
Качественныйанализ исследовательских данных
Простоенакопление фактов не дает прироста научных знаний, если не сопровождаетсявдумчивым и всесторонним анализом.
Качественныйанализ строится на «методологическом фундаменте». Анализ исходит из реальныхжизненных фактов, всестороннего рассмотрения их связей. Факты должны бытьподвергнуты проверке на достоверность, представительность и надежность;сопоставлены с соответствующими статистическими показателями, психологическиминаблюдениями и опросами.
В ходекачественного анализа результатов исследований выявляются причины возникновениятого или иного психологического явления, вскрываются его существенные свойства,устанавливаются тенденции развития, определяются противоречия функционирования.
Продукткачественного анализа — теоретическая модель изучаемого явления, научнообоснованные рекомендации.
Опыткачественной обработки позволяет выделять следующие общие компоненты:предварительный анализ исследуемых данных, группировку однопорядковыхрезультатов исследования, анализ взаимосвязей различных группировок, обобщающиевыводы.
IV.Методы психологии
Методы научныхисследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получаютдостоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий ивыработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит отсовершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, какбыстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать усебя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Метод — это способ, путьизучения объективной действительности, познания истины. В переводе с греческого» methodos " означает «путь».
Методы психологии имеютцелью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность.
Основными методамипсихологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — это такой способ, при которомявления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают вдействительной жизни. На основе наблюдения делаются выводы о тех или иныхпсихических процессах. Различают два вида наблюдения — сплошное и выборочное.Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявленияпсихической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. Вотличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на тефакты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение кизучаемому вопросу. Результаты наблюдений, проводимых с исследовательскойцелью, как правило, фиксируются в специальных протоколах.
Своеобразной формойнаблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель — выяснитьограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению.Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой примененияпозволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и не основного,метода психологии.
Беседа должна проводитьсяв виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования.Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением рядаосновных требований. Необходимо заранее определить содержание беседы ипродумать план выяснения намеченного круга вопросов. Очень важно перед беседойобеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать у негонапряженность, настороженность или неискренность. Задаваемые вопросы должныбыть понятными. Наряду с прямыми вопросами могут ставиться и косвенные. Такназываемые наводящие вопросы следует задавать продуманно, чтобы они неподсказывали ответы. Иногда в беседе ставятся неожиданные вопросы. Во времябеседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результатынаблюдения с полученными ответами. Содержание беседы следует запоминать дляпоследующих записей и анализа. Делать записи в процессе самой беседы нерекомендуется, так как это обычно лишает беседу непринужденности, настораживаетчеловека и делает его ответы искусственными, надуманными.
О результатах беседысудят не только по содержанию и полноте ответов на вопросы, но и по их«подтексту»: замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по всемуповедению человека.
В современной психологииэтот метод известен также как опрос. Устный опрос позволяет глубже, чемписьменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, однакотребует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат временина проведение исследования.
Используемые иногда длямассового заполнения анкеты являются своего рода «заочной» беседой(или письменным опросом). Получаемые материалы, если можно так сказать,проигрывают в глубине и достоверности отдельных ответов, но выигрывают вмассовости, экономят время.
Интересный материалпсихологии дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человекапо тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот методдоступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с егостороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий частоискажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самихсотрудников.
Кроме пассивныхнаблюдений в психологии используются специально организуемые опыты (илиэксперименты).
Психологическийэксперимент – этоизучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленнымизменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности.
Эксперимент можетпроводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Руководитель всвоей практике широко использует метод естественного эксперимента. Знание сутии правил лабораторного эксперимента помогает ему в этом.
Лабораторный экспериментизучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Он строитсяпо принципу психологического моделирования этой деятельности, что позволяет влабораторных условиях изучать какую-либо изолированную часть целостнойдеятельности с большой точностью регистрации и замеров и с необходимой степеньюглубины и, главное, повторно. Однако результаты, полученные этим методом,всегда желательно проверять дополнительно в экспериментальных исследованиях илихотя бы сопоставлять с материалами неоднократных наблюдений.
Метод лабораторногоэксперимента может быть направлен на исследования отдельных процессов(аналитический подход) и деятельности в целом (синтетический подход). Этотметод может быть без аппаратурным или аппаратурным, с объективной регистрациейили без нее и т. д.
В последнее время всебольшую популярность приобретает выделившийся из лабораторного психологическогоэксперимента метод тестирования.
Термин «тест»(по-английски — задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тестыполучили широкое распространение в детской психологии после 1905 г., когда воФранции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и впрактике психодиагностики после 1910 г., когда в Германии была разработанасерия тестов для профессионального отбора. Применяя тесты, можно получитьотносительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкуюпроцедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие ихпоследующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать междусобой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Наиболее распространенныеварианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест. Тест-опросникоснован на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных сточки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можносудить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагаетоценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестахэтого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогамвыполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития(выраженности, акцентуации) у него изучаемого качества.
Кроме перечисленныхметодов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широкоприменяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического иматематического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов ивыводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Дляэтой цели применяются, в частности, разнообразные методы математическойстатистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информациюоб изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
Не все методы психологиинужны руководителю в его работе с персоналом, подчиненными. Он выбирает те изних, которые наиболее оправданы в конкретных условиях. С помощью методовпсихологической науки можно решать целый ряд важных практических задач. Приэтом необходимо к выбору и использованию методов подходить творчески, с учетомспецифики деятельности.
Заключение
Важность изучения методовисследования трудно переоценить. Сила науки во многом зависит от совершенстваметодов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро иэффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя всесамое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где этоудается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Для психологии изучение методовисследования особенно актуально. Ее явления настолько сложны и своеобразны,настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этойнауки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методовисследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разныхнаук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики икибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методовестественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого векавыделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этогомомента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения(интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением другихлюдей.
Современные социально-психологическиеметоды учитывают сложность психических явлений, их своеобразие подчиненотребованию объективности конкретного психологического исследования. Хотя всеметоды имеют своей целью раскрытие закономерностей и механизмов психики иповедения человека, каждый метод обладает своими преимуществами и недостатками.
Список литературы
1. Берулава Г.А. « Методология современной психологии»Монография/ Г.А. Берулава. – М.: Издательство Московского психолого –социального института; Воронеж.: Издательство НПО « МОДЭК», 2009.
2. Веракса Н.Е. «Методологические основы психологии».Учебноепособие-2е изд., — М.: Издательство НПО « МЛДЭК»,2007.
3. Любовский Д.В. «Введение в методологические основыпсихологии» учебн.пособие / Д.В. Любовский. – 2-е изд., стер. – М.: ИздательствоМосковского психолого – социального института; 2007.
4.Никандров В.В. «Методологические основы психологии».Учеб. для студ. Высш.пед. учеб. Заведений: 3-е изд., — М.: Издательство центр ВЛАДОС,2005.