Содержание
Введение
Глава 1. Психологические основыподростковой депрессии
1.1. Симптомы депрессивного состояния
1.2. Причины депрессий в школе
Глава 2. Профилактика и лечениедепрессий
2.1. Специфика поведения подростков,страдающих скрытой депрессией
2.2. Профилактика депрессий и помощьв лечении
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Слово «депрессия» употребляют вразных смыслах — в научном, общежитейском и литературном. В последних двухслучаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деле депрессией неявляется. Депрессия — это сильная тоска, сопровождающаяся чувством отчаяния итревоги. Помимо депрессии, бывает гипотимия (снижение настроения, знакомое едвали не каждому человеку, но носящее кратковременный и невыраженный характер;гипотимия сопровождает почти все психические болезни и бывает также и усовершенно здоровых людей). У детей и подростков часто регистрируют дистимию —такое кратковременное нарушение настроения, которое проявляетсяраздражительностью, плаксивостью, капризностью, вегето-сосудистымирасстройствами. Если человек встал утром «с левой ноги», т. е. злобен, раздражен,всем делает замечания, всем недоволен, ищет, на ком бы сорвать злобу, то втаких случаях говорят о дисфориях, которые бывают у больных эпилепсией и у лицс органическими повреждениями головного мозга.
Как правило, в житейском илитературном смысле и дисфории, и дистимии, и гипотимии называют депрессиями ипотом удивляются, откуда это столько депрессий развилось!
Истинные же депрессии, конечно,существуют, и не так редко. Они бывают не только при маниакально-депрессивномпсихозе, но и практически при всех душевных расстройствах. Например, нет и неможет быть ни одного выраженного невроза, который бы не протекал с пониженнымнастроением, в некоторых случаях депрессивным. Нередко депрессивное настроениекак бы прикрывается другими расстройствами, например соматическими. Начинаютдавать такому больному, который долгое время маялся по терапевтическимкабинетам, препараты, снимающие депрессию (антидепрессанты), как егосоматическое состояние резко улучшается. Вот и говорят о депрессиях в маскесоматического заболевания.
Чаще всего в практикедетского и подросткового психиатра встречаются невротические депрессии испецифические депрессии у подростков[7,139].
В чем смысл невротическихдепрессий? Человек испытывает неблагоприятное психическое воздействие (ононеблагоприятно лишь для данного индивида, 99% других людей это воздействие невоспринимают как неблагоприятное), у него ухудшается настроение, он испытываетчувство своей неполноценности, ущербности, ругает себя, ищет у себявсевозможные недостатки и т. д. Все это сочетается с невротическими нарушениямисна, аппетита и пр. Но в любом случае на первый план выходит стойкое понижениенастроения, зависящее от ситуации. Вот это расстройство ученый из ФРГ X.Фёлькель и назвал «невротической депрессией». В нашей стране оно было подробноописано Надеждой Дмитриевной Лакосиной в 1970 году. У детей невротическая депрессия— это не столько депрессия, сколько гипотимия и дистимии.
Актуальность исследования.Депрессия у подростков — это совсем другое дело, до конца еще не изученное.Давно известно, что данный возрастной период, хотя то и «опьянение без вина»(Гете), часто сопровождается грустью и печалью, которые нередко достигают такойстепени, что подросток добровольно расстается с жизнью.
Депрессии у подростков могутвыступать в «чистом» виде и в какой-то маске (скрытой). Обычно во втором случаеподростки жалуются на общую разбитость, пониженное настроение, отсутствиеаппетита, непонятные боли в разных частях тела. Если жалобы затянулись, еслиповедение больного вызывает опасение у окружающих, то такого подростка лучшепроконсультировать с педиатром, а тот уже решит, нужно ли обращаться кпсихиатру. Подобные депрессии обычно излечиваются без следа, нужно толькоправильно их лечить. Но если речь идет о депрессии, то всегда нужно бытьначеку: почти все самоубийства совершаются, когда настроение понижено, когдаодолела тоска и потерян смысл жизни. Всякое неуважение к школьнику, грубое кнему отношение (учитывая тем более повышенную ранимость подростков, их чрезмернуючувствительность ко всякого рода замечаниям и нотациям) — это и многое другоемогут вызвать пониженное настроение или резко заострить его, а от этого до непоправимойбеды один шаг.
Цель данной работы: рассмотретьпричины появления и выявления подростковой депрессии.
Для достижения поставленной цели,необходимо решить следующие задачи;
— выявить признаки депрессии уподростков;
— проанализировать причины появлениядепрессивного состояния у подростков;
- изучить методы лечения ипрофилактики подростковой скрытой депрессии.
Работа состоит из введения, двухглав, заключения, списка литературы.
Глава 1.Психологические основыподростковой депрессии
1.1.Симптомы депрессивного состояния
Одно из ярких проявлений горя вподростковом возрасте — депрессия. Ее глубину определяют по числу симптомов ипродолжительности их проявления. Горечь потери может способствовать ухудшениюуспеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своимиобязанностями дома или на работе, появлению неопрятности в одежде. Подросткимогут уйти в себя, проводить все больше времени в одиночестве, даже начатьпитаться отдельно от других; могут предаваться размышлениям и фантазиям о своембывшем возлюбленном под сентиментальную музыку. Подросткам может казаться, чтоони больше уже никого не полюбят. Они могут даже попытаться найти утешение внаркотиках или алкоголе. Должны вызывать пристальное внимание и те подростки,которые не демонстрируют какой-то особой реакции на свою утрату но при этомначинают вести бурный образ жизни, слишком поспешно завязывая новыеэмоционально окрашенные отношения. Потеря любви является также одной изосновных причин самоубийств среди подростков [8,71].
В трудных случаях депрессии лечатлекарствами (антидепрессантами) и психотерапевтическим воздействием, направленнымна ослабление влияния неблагоприятных факторов среды.
Почти все психические расстройства,кроме протекающих с интеллектуальной недостаточностью, окрашены в печальные,грустные тона. Скрытая форма депрессии сглаженная, смягченная, не такбросающаяся в глаза. Зато обычно более длительная, растянутая во времени.
Депрессии в детстве в основномразвивается постепенно, после более или менее длительного периодапредвестников, во время которого депрессивная симптоматика имеет стертый, фрагментарныйхарактер. На первый план выступают вегетативные расстройства, ограничивающиесянарушением сна, аппетита и повышением температуры, и отрывочные, непостоянныесоматические жалобы, сопровождающиеся слезливостью, неотчетливыми жалобами наскуку, периодами молчаливости и отгороженностью. Такие дети никогда не попадаютв поле зрения детского психиатра, поскольку начальные этапы депрессии обычнорасцениваются как соматическое заболевание или астеническое состояние послеперенесенного соматического заболевания.
Между тем на ранних стадиях болезниимеется ряд характерных для депрессии признаков, к которым, прежде всего,относится изменение поведения ребенка (или изменение «характера»):веселый, общительный, подвижный ребенок неожиданно становится плаксивым,медлительным, замкнутым; ласковый и доброжелательный — злым, драчливым,ворчливым; любознательный и активный — безразличным, чрезмерно послушным.
Вегетативные, соматическиерасстройства и боли являются наиболее частыми и на высоте депрессии. Нарушения сназаключаются в нарушении его продолжительности, затрудненности засыпания,чуткости, беспокойстве ночного сна, прерывающегося кошмарными сновидениями счастым пробуждением и плачем, нарушении ритма «сна-бодрствования».
Наряду с нарушением сна часто возникаетрасстройство питания, чаще всего в форме резкого снижения аппетита илиизбирательности в пище, предпочтения однородных видов пищи, например, сладкогоили фруктов, упорных тошнот и рвот с последующим иногда весьма значительнымснижением массы тела. В некоторых случаях ведущим в картине болезни являетсяполное отсутствие аппетита, приводящее к резкому физическому истощению; приэтом депрессивные расстройства на протяжение многих месяцев не выявляются, чтослужит поводом для многократных обследований в соматических больницах.
Реже отмечается расстройство аппетитав виде прожорливости, неразборчивости в еде с отсутствием чувства насыщения ичрезмерной прибавкой в весе. Среди других вегетативных расстройств наиболеечастым является нарушение терморегуляции: длительный период слегка повышеннойтемпературы — до 37,1 — 37,3 (субфебрилитет) или кратковременные необъяснимыеподъемы температуры до 39-42). Запоры, потливость, зябкость, похолоданиеконечностей наиболее часты при депрессивных состояниях у подростков.
Несколько чаще у них отмечаютсяучащенное сердцебиение (тахикардия), склонность к понижению или повышениюартериального давления и расширение зрачков. Уже в первые дни и недели посленачала депрессии, на фоне еще неразвернутого стертого снижения настроениябольшинство детей обнаруживает признаки физического недомогания и высказываютжалобы на неприятные телесные ощущения (сердцебиение, головокружение,распирание барабанных перепонок, чувство жжения в груди,«неудобство», «беспокойство» в ногах и руках) и боли (болив сердце, при мочеиспускании, головную боль, боли в животе, спине, конечностяхи т.п.). Эти расстройства являются либо крайне разнообразными, нестойкими,часто сменяющими друг друга, либо, напротив, монотонными, однозначными,элементарными, ограниченными одной изолированной жалобой.
Названные вегетативные и болевыерасстройства в сочетании с вялостью, повышенной утомляемостью, похуданием,изменением всего облика ребенка (землистый цвет лица, бледность слизистых,синева под глазами, понурый вид, согбенная поза, шаркающая походка и т.д.)создают видимость картины тяжелого физического недуга и в первое время являютсяпредметом пристального внимания педиатров или хирургов. Соматическиерасстройства в рамках детской депрессии имеют две тенденции развития: они либонарастают, формируя на высоте состояния картину развернутой соматизированнойдепрессии, либо постепенно становятся все более стертыми и уступают местоочевидным депрессивным расстройствам. При повторных депрессивных состояниях удетей и подростков соматические и вегетативные расстройства нередко ослабеваютот приступа к приступу, постепенно замещаясь собственно депрессивнойсимптоматикой[12,136].
Депрессивные расстройства неисчерпываются тоской, тревогой, страхом, скукой: нередко на первый планвыступает так называемый дисфорический фон настроения, при котором преобладаетраздражительность с гневливостью, злобностью и агрессией. При этом вспышкиярости, активного сопротивления с драчливостью, грубостью, бранью, как правило,провоцируются извне и чередуются с периодами слезливости и подавленности.Тяжелое, мрачное, угрюмое, безрадостное настроение с отсутствием удовольствияот любого вида деятельности, брюзгливым недовольством собой и окружающими, всеммиром, враждебностью нередко выступает в сочетании с замкнутостью,напряженностью, малодоступностью, ворчливостью; при этом доминируютвысказывания типа: «Я злой», «Всех ненавижу», «Вокругвсе грязное, мерзкое, и я сама не лучше», «Всех бы разорвал», «Дайтеавтомат — всех перестреляю и себя убью» и т.п.
При этом часто возникает необъяснимаяи необоснованная неприязнь по отношению к самым близким людям, чаще всего кматери.
Сензитивные идеи отношения особеннораспространены у детей подросткового возраста при депрессиях с нарушениемуспеваемости и страхом перед школой: дети считают, что учителя их недолюбливаютза тупость, сверстники презирают, не хотят дружить, стремятся обидеть, смеютсянад их неуклюжестью, плохой успеваемостью, неумением играть, что сами онинеинтересны, неприятны даже родителям, которые отдают предпочтение другим детямв семье[9,84].
Так, печальные, подавленные,молчаливые дети, часы и дни проводят в мечтах о счастье и радости, представляясебя «принцессой», «красавицей с золотыми волосами»,могущественной феей и т.п. Депрессивные идеаторные расстройства(заторможенность, замедленность мышления) с трудом выявляются у дошкольников; оих существовании скорее можно судить по косвенным признакам: замедленностиречи, односложности и долгом обдумывании ответов, отказе от игр, требующихумственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимое чтениекниг[9,73]
Дети все больше времени тратят наприготовление домашних заданий, не понимают прочитанного, много раз пересказавтекст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решитьпростейших задач, путают счет, делают ошибки в элементарных вычислениях,жалуются, что не понимают объяснений учителя, уроки учат в течение всего дня спомощью родителей или совсем прекращают выполнять домашние задания. При этоммного плачут, причитая, что «все равно будет двойка». Не могутсосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки,принести в школу тетради и учебники, жалуются на поглупение: «Памятьиспортилась, совсем глупая стала», «не умею учиться»,«силюсь понять и не понимаю». Изредка отмечаются неясные, слишкомсложные для словесного отчета ребенка ощущения, когда «что-то происходит смыслями, головой», сопровождающиеся страхом «сойти с ума» ибеспокойством. Степень выраженности двигательной заторможенности у большинствадетей в депрессии является незначительной, колеблющейся на протяжении суток.
В некоторых случаях нанепродолжительном отрезке времени обнаруживаются резкие колебания вдвигательной сфере — от явной заторможенности до повышенной двигательнойактивности, особенно выраженной в приступах тревожного возбуждения иистерически окрашенных эпизодах. Постоянная двигательная заторможенность,достигающая почти полной обездвиженности, в детстве очень редка и проявляется восновном в коротких депрессиях психотического уровня.
Депрессивные состояния у детей иподростков имеют сложную структуру, представляя собой сочетание истиннойдепрессивной симптоматики, своеобразно преломленной в соответствии с возрастомребенка, и личностной защитной реакции, наступающей в ответ на собственнуюнесостоятельность, невозможность по-прежнему усваивать школьную программу,свободно держаться в детском коллективе и на те социальные меры воздействия, скоторыми из-за нераспознанности болезненного состояния подходят к таким детямвзрослые. К таким личностным реакциям относятся отказ от посещения школы,различного рода истерические состояния, конфликтность, нарушения поведения сантидисциплинарными поступками, прогулами уроков, агрессивностью, тягой к асоциальнымгруппировкам.
На фоне затяжных депрессивныхсостояний у детей нередко возникают расстройства, напоминающие невротическиесимптомы: тики, навязчивые действия, навязчивые страхи и особенно«школьные фобии» — страх перед школой, учителями, скоплением детей,ответами у доски, иногда сопровождаждающиеся заиканием и частичной утратойактивной речи (мутизмом), уходами, побегами и полным отказом от посещенияшколы. «Школьные фобии» имеют свойство не исчезать сразу даже приполном исчезновении депрессивной симптоматики. В период улучшения, обычновечером, ребенок дает слово завтра же отправиться в школу, готовит уроки,собирает портфель, а наутро либо наотрез отказывается выполнять свое обещание,либо доходит до ворот школы и возвращается домой. Ребенок чаще всего не можетсвязно объяснить свое поведение, в ответ на все вопросы лишь повторяя: «немогу», «не хочу», «не буду учиться» или каждый разссылаясь на новые несущественные причины. Он весел и спокоен, когда в связи ссоматическим заболеванием или каникулами родители прекращают обсуждать вопрос ошколе.
Постепенно возобновляютсяконтакты с одноклассниками, ребенок становится все более активным, подвижным,много гуляет, бегает и ничем не отличается от сверстников, но по-прежнемуактивно протестует против посещения школы. Такие состояния с затянувшейся«школьной фобией» иногда продолжаются долгое время — до 3-4 лет, всеболее отдаляя ребенка от реальной возможности наверстать упущенное.Отграничение собственно депрессии от следовой «школьной фобии» являетсяпорой весьма затруднительным. Патологическое состояние, представляющее собойсовокупность депрессии и порожденной ею «школьной фобии», неисчезающей по завершении депрессии, обычно начинается в начале сентября изаканчивается в конце мая, незадолго до летних каникул («9-месячнаядепрессия»).
При депрессии у детей любого возраставозможно возникновение так называемых регрессивных (точнее — псевдорегрессивных) расстройств, т.е. возврата к формам поведения и навыкам,свойственным младшему возрасту. Псевдорегрессивные расстройства при детскойдепрессии выражаются во временной приостановке развития, когда на недели имесяцы прекращается пополнение словарного запаса, приобретение новыхдвигательных функций, навыков самообслуживания, более сложных форм игры. Вединичных случаях отмечается утрата навыков ходьбы. Псевдорегрессивныерасстройства отмечаются иногда в форме пуэрилизма (детскости): дети школьноговозраста и даже подростки не отпускают от себя мать, не обращая внимания напосторонних и не испытывая чувства стыда, просят взять их «на ручки»,покачать, «посадить на горшочек»; в речи появляются младенческиеинтонации, косноязычие, подражание произношению младших братьев и сестер,неряшливость в еде и одежде[3,109].
Депрессивная симптоматика вдетстве очень редко является устойчивой и формирует картину цельного,очерченного депрессивного приступа. Для большинства детей характернаизменчивость симптоматики, насыщенность множеством расстройств, фрагментарных,временных и незавершенных, в сочетании слагавшихся в сложную и мозаичнуюкартину. Многообразием отличаются и собственно аффективные расстройства(основные оттенки настроения): так, при ведущем тоскливом настроении неисключено его сочетание с тревогой, страхом, дисфорией; тревога часто выступаетв сочетании со страхом, реже с тоской и дисфорией и т.п. Преобладание того илииного настроения и его напряженность у ребенка в течение суток являютсянепостоянными и зависят как от внешних обстоятельств, так и от времени суток.Изменчивым является и состояние двигательной сферы с чередованиеммалоподвижности и резкого двигательного возбуждения.
Депрессии с постоянной вялостью,молчаливостью или мутизмом, нарушением контактов с окружающими, отсутствиемпобуждений в детстве крайне редки и кратковременны. В преобладающем большинствеслучаев отмечается непрерывныя «пульсация» в настроении, самочувствиии состоянии моторики. В результате лабильности и неустойчивости симптоматикиклиническая картина депрессии у ребенка отличается непрерывной сменой оттенков,чередованием наиболее яркой симптоматики с относительно спокойнымипромежутками, что создает картину «аффективного шторма»[6,97].
Суточные изменения настроенияу детей при депрессиях являются более сглаженными, чем у больных подростковогои зрелого возраста. Улучшение самочувствия и настроения во второй половине дняпочти всегда отсутствует. В первой половине дня в основном преобладаютслабость, вялость, медлительность, заторможенность, чувство грусти, печали,тоски или скуки; днем отмечаются усталость, сонливость, головные боли; к вечерунарастают слезливость, двигательное беспокойство, раздражительность, злобность.Очерченные, кратковременные эпизоды возбуждения наблюдаются преимущественно ввечернее время. Поздним вечером и ночью превалирующими становятся тревога истрах, сопровождающиеся иногда иллюзиями и бессонницей. При субъективной оценкесвоего состояния дети обычно отмечают ухудшение самочувствия к вечеру, боятсяприближения темноты, наступления ночи в связи со «страхом страха». Удетей школьного возраста работоспособность не восстанавливается во второйполовине дня, как это происходит при неглубокой депрессии у взрослых. Этоопределенно связано как с нарастающими к вечеру тревогой и беспокойством, так ис повышенной утомляемостью депрессивного ребенка. Такой суточный ритм в немалойстепени способствует дизадаптации ребенка, лишенного возможности хотя бычастичной компенсации в течение суток.
Изменчивость, подверженностьвнешним влияниям отражается не только на характере настроения и двигательныхрасстройств в течение суток, но и на всей депрессии в целом. Интенсивностьдепрессивной симптоматики у детей и подростков, но особенно у детейдопубертатных возрастных групп, отличается непостоянством и во многом зависитот внешних обстоятельств и физического состояния ребенка. На фоне длительнойтусклой депрессии обычно отмечаются короткие (от нескольких дней до 1 мес.)эпизоды более тяжелых депрессивных расстройств, провоцируемые, особенно наранних стадиях болезни, психотравмирующей ситуацией или тяжелым соматическимзаболеванием. В среднем длительность депрессии в детском возрасте оказываетсяменьше, чем у взрослых и у подростков, и равна 79,2 дня, т.е. 2,6 мес. При этомкороткие (до 14 дней) и затяжные (1-2 года) депрессии встречаются приблизительнос одинаковой частотой, но более частыми являются депрессии длительностью 1-5мес[8,104].
Среди провоцирующих факторов,предшествующих первой депрессии у ребенка, присутствуют психотравмы,соматические заболевания и их сочетания, но преобладающими все же являютсяпсихотравмирующие ситуации.
1.2. Причиныдепрессий в школе
Одним из серьёзных и неразрешённых вопросовсовременной школы остаётся вопрос о психологической комфортности и защищённости.В чём его важность? Длительное состояние эмоционального дискомфорта иэмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокойтревожности, скрытой депрессии.
Но тем не менее хотелось бы рассмотретьпричины, вызывающие состояние беспомощности, эмоциональной напряжённости,школьной тревожности, приводящие к длительному состоянию уныния, упадка духа,обескураженности, изоляции и одиночеству, первые признаки скрытой депрессии.
Порой причины имеют явно врождённыйхарактер и обусловлены складом характера. Такие подростки вообще избегают компании,тяжело переживают неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрессивноесостояние. Им часто кажется, что они неполноценны и не нужны.
Каковы объективные причины? Перегрузкаучебной деятельности, отставание в учёбе, завышенная требовательность, несложившиеся взаимоотношения со сверстниками. Эти проблемы обостряются при переходеиз начальной в среднюю школу, в период подросткового кризиса.
Остановимся чуть подробнее на 5-6-хклассах, ведь становление личности подростка во многом зависит от того,насколько успешно будет пройден этот этап.
На рубеже начальной и средней школыпроисходит снижение интереса к учёбе, так называемый мотивационный кризис. Квнешним проявлениям относятся отрицательное отношение к школе вообще, нежеланиееё посещать, выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты сучителями и нарушение правил поведения в школе; к внутренним — эмоция страдания,различные комбинации гнева, отвращения и презрения, враждебность, направленнаяна себя и вовне, страх, чувство вины и застенчивость.
Есть ли выход из этой ситуации? Ихдва: либо кризис преодолевается и становится стимулом к самовоспитанию, либоон приводит к блокировке эмоционального развития: отставанию в учёбе,конфликтам с окружающими, установке противодействия и агрессии, тревоге,замкнутости.
Эти проявления неудовлетворённостидетей учением имеют различные причины, которые в основном можно свести к трём.Во-первых, неблагополучный статус ребёнка в системе отношений класса;во-вторых, плохие результаты учёбы, их чрезмерная критика и как следствиенедовольство собой; в-третьих, невнимание педагогов и родителей к переживаниямдетей.
В более старшем возрасте чувствонеуверенности, напряжённости, тревоги, депрессии, являющиеся следствиямипсихологической незащищённости, приводит к отчуждению. Отчуждение не проходитдля ребёнка бесследно. Оно деформирует личность, ведёт к деструктивным формамповедения, асоциальному поведению или неспособности впоследствии строить полноценныеотношения с окружающими людьми, то есть вызывает психические и социальныеотклонения в личности. Результатом переживания подростками одиночества и отчуждённостистановятся глубокие эмоционально-негативные проявления, осознание своей«никчёмности», «ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток можетстать изгоем, эгоистом, отшельником или чужаком.
Проблема комфортности подростка вшколе достаточно серьёзная. И чтобы решить её, недостаточно только«воспитательной работы» учителей, школьных психологов. Родители тоже должны«подставить своё крыло». И тогда общими усилиями можно будет решить проблемуэмоциональной безопасности учащихся.
Помните, что:
• каждое следующее поколениевзрослеет раньше и стремление к независимой жизни у них тоже появляется раньше!
• подростку нужны деньги: пригласитьдевочку в кино, купить новую кассету, сходить на дискотеку, да мало ли на что(кстати, совсем не обязательно сразу думать о наркотиках). Но если он или онабудет зарабатывать эти деньги честным трудом, а не просто получать их отродителей, то и отношение будет совсем другое. Так, опрос, проведённый среди100 ведущих менеджеров Америки, показал, что 70% из них с 14 лет работали летомв кафе Макдональдс. Они утверждали, что это их научило дисциплине и порядку;
• без преодоления трудностейподростку нельзя вырасти полноценной личностью. Не скрывайте от ребёнкатрудностей своей жизни, обращайтесь к нему за помощью и советом в труднуюминуту, рассказывайте о своей профессии — вдруг заинтересуется[5,82].
Глава 2. Профилактика и лечениедепрессий
2.1. Специфика поведения подростков,страдающих скрытой депрессией
Различают активную и реактивнуюдепрессию. Активная вызывается психическими и общими заболеваниями. Ареактивная депрессия связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неудачами,обидами, смертью близких людей, сопровождается тягостными переживаниями,страхами. Ребенок становится мнительным, мрачным, необщительным,пессимистически ко всему настроенным. Снижается самооценка. Успехи в учебе и вдругих областях деятельности падают. Возникает отклоняющееся поведение.
Депрессивное состояние обычнопроходит по прекращению действия основной причины. А если причина не устранена,то депрессия переходит в устоявшееся эмоциональное состояние, которое может сохранятьсядолго и требует специальной психолого-педагогической коррекции. Учитель должензнать, что когда дети переживают тяжелые стрессы, семейные неурядицы, суровыенаказания, потери родных, неудачи в учебе, то они могут легко оказаться всостоянии депрессии. Социальные психологи отмечают, что люди, находящиеся вдепрессии, обычно вспоминают, что родители отвергали и наказывали их. Из этогоможно сделать вывод, что главной причиной детской депрессии являетсяотвержение, неласковость, слишком суровые наказания.
Сильным источником детскойдепрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны к депрессии,когда:
— боятся учителей, администрации;
— общаются с учителем, чье мнение дляних важно или имеет значение, например, при выставлении годовых оценок;
— их успехи оценивает комиссия;
— их поведение разбирается в классе,на собраниях;
— они находятся в новых илинезнакомых ситуациях и не знают, как правильно себя вести;
— готовятся к чему-то новому,необычному, например, к поступлению в школу, переходу в новый класс.
Для детей в состоянии депрессиихарактерен негативизм. Их взгляд на жизнь окрашен в мрачные тона. Депрессивныедети, как и взрослые, больше внимания обращают на печальные стороны жизни. Они,как им кажется, больше уже ничего хорошего не ждут, склонны смотреть на всепессимистически. Это противоестественно, дети должны быть оптимистами. Когдадети счастливы, мир кажется им более дружелюбным, решения принимаются легче,мыслят они тогда радостно и широко, на ум идет только хорошее.
Обычно у депрессивных детей нетнастроения. Это тоже противоестественно. Дети без настроения — это патология.Они бездеятельны, социальны пассивны, у них выражение нежелание учиться,иногда открытая враждебность. Депрессивные дети сосредоточены на себе, задумчивыи несчастны. Они недоверчивы, необщительны и неотзывчивы. Они прощаютоскорбления, замечания, недружелюбное обращение. Ребенок как будто не замечаеттолчков, обидных слов.
В тяжелой форме депрессия можетприводить к саморазрушению:
дети и подростки остро чувствуют иусиленно переживают свою незначительность. Для них характерны апатия,нежелание что-либо делать. безразличие к друзьям и к семье, плохой сон иаппетит. Чрезмерно пессимистический взгляд на мир заставляет их преувеличеннопереживать плохое и сводить до минимума хорошее. При депрессии ребенок, как ивзрослый, прячет розовые очки и надевает темные.
Конечно же, депрессивное настроениене может не влиять на поведение. Оно становится отклоняющимся и приобретает направленностьв зависимости от характера ребенка. У большинства депрессия выражается какпассивный протест, но встречаются и случаи отчаяния, когда ребенок отбезысходности способен на деструктивные действия. Это наблюдаетсяпреимущественно в тех случаях, когда длительная депрессия вызвана депривацией —обездоленностью, безысходностью[7,89].
Депрессия всегда ведет к нарушениюактивности ребенка. Вялость, заторможенность, безразличие ко всему — еепостоянные спутники. Нередко депрессия соседствует с аутизмом — заболеванием,которое характеризуется погруженностью в свои переживания.
Депрессия проходит после устранениявызвавших ее причин. Но только незначительное количество таких причин можетустранить учитель, остальные не в его власти. Педагог не оставит без помощипопавшего в беду, страдающего ребенка. Оказывая помощь депрессивным детям, онпозаботится прежде всего о том, чтобы создать хорошее настроение. Мы малоуправляем настроением детей, а часто и вовсе не обращаем на него внимание. Междутем поведение ребенка очень от него зависит. Постепенно улучшая настроениеученика, окружив его заботой и вниманием, можно способствовать еговыздоровлению. Важно, чтобы все дети класса приняли участие в судьбе своеготоварища.
Для коррекции депрессии полезныотвлечения, связанные с положительными эмоциями. Рекомендуется сменаобстановки, усиление разнообразной трудовой нагрузки. Следует больше вовлекатьребенка в игры, приучать его к общению, активнее заниматься с нимфизкультурой.
Весьма важно ограждать детей (и нетолько депрессивных) от плохих новостей. Установлено, что постоянно плохиесообщения ввергают в пессимизм и уныние даже самых крепких и эмоциональноустойчивых людей.
2.2. Профилактикадепрессий и помощь в лечении
Как помочь подросткам в эмоциональномплане? Прежде всего надо постоянно помнить, что подростки — эмоционально ещёдети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Это еще не взрослые,пусть и молодые. Их потребности, в первую очередь эмоциональные, по-прежнемутакие же, как и у детей. Одна из наиболее распространённых ошибок родителей,учителей и других взрослых — рассматривать подростков как полноправныхвзрослых членов общества. Многие люди, работающие с подростками по долгу своейслужбы, пренебрегают их детскими эмоциональными потребностями. Что же подросткамдействительно необходимо? Чтобы их любили безоговорочно и принимали такими,какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были ласковы, но при этомуважали, принимали всерьёз. Очень важно, чтобы сами подростки ощущали заботу илюбовь окружающих.
Взрослые, предпочитающие приказнойтон в своих отношениях с детьми, уверенные, что их требования не подлежатникаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, по мнению английскихпсихологов, сильно рискуют здоровьем детей. В результате такого суровоговоспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, часто концентрируются наотрицательных эмоциях, склонны к депрессии. Во взрослой жизни они подверженыгораздо большему риску возникновения хронических заболеваний (в первую очередьсердечно-сосудистых) по сравнению с теми детьми, которые росли в атмосференежности и доверия.
В результате у многих подростковвозникают чувство собственной никчёмности, самоуничижения, а также низкаясамооценка. Это, естественно, приводит к депрессии. Современных подростковмногие описывают как «апатичное поколение». Почему? Потому что у них чаще всегоотрицательное самовосприятие и чувствуют они себя непонятыми, никому не нужнымис самого раннего детства.
Многие взрослые понимают, что как быхорошо (с их точки зрения!) они ни выполняли свои обязанности родителей, учителей,их усилия практически не оказывают никакого влияния на детей. Но на самом делеправда как раз в обратном. Психологи подтверждают, что дом, полный любви,тёплый и дружеский Домашний Очаг, побеждает без всяких усилий практически влюбом случае.
Подросток может быть сильнее,сообразительнее и даже умнее своих родителей или может превосходить их вдругих отношениях, например, прекрасно разбираться в технике или бытьспециалистом по компьютерам (каждое следующее поколение развивается всёбыстрее). Но эмоционально он — всё ещё ребёнок. У него по-прежнему сильнапотребность, чтобы родители любили его и принимали таким, какой он есть. Дотех пор, пока подросток не почувствует бесценную поддержку безусловной любви ипринятия его как личности со стороны родителей, он не станет таким хорошим, кактолько может, и не будет стараться изо всех сил вести себя как следует. А безэтого он не сможет достигнуть своего наивысшего потенциала как личность.
Большинство родителей испытываютглубокое чувство любви к своим подросткам и предполагают, что способны передатьэту любовь своим детям. Но на самом деле они заблуждаются. Чаще всего родителипросто не умеют передать и выразить свою искреннюю любовь к подросткам, потомучто не знают, как это сделать. Каковы принципы удовлетворения эмоциональныхпотребностей подростков? Это контакт «глаза в глаза», физический контакт,пристальное внимание, активное слушание. И только потом уже — дисциплина. Ночтобы научиться этим простым правилам общения с детьми, нужно потратить массусил, энергии и времени.
Многие проблемы, связанные сподростковым возрастом, можно решить, если снять напряжение и скорректироватьотношения родителей и детей, учителей и детей. Однако некоторые проблемыэтого периода связаны с неврологическими заболеваниями или физиологическойдепрессией. Диагностирование, лечение болезней и преодоление депрессивныхсостояний поможет лучше корректировать отношения родителей, учителей иподростков.
К сожалению, профилактика депрессии уподростков не всегда возможна. Если сделано всё, чтобы справиться с депрессиейсамостоятельно, но нет положительного результата, надо искать квалифицированнойпомощи. А если сам родитель страдает депрессией, даже в мягкой форме, не говоряо тяжёлых случаях, то он не способен общаться даже с нормальным подростком итем более помочь.
Увеличение количества разводов,экономические и финансовые кризисы, снижение качества образования, потерядоверия к власти, криминальная ситуация в стране — всё это сказывается наэмоциональном настрое каждого. И по мере того как взрослые, родители и учителявсё больше страдают от постоянно растущего физического, эмоционального идуховного напряжения, им становится всё труднее и сложнее заботиться оподростках. Ребёнок, особенно подросток, платит самую страшную цену — он самыйуязвимый член нашего общества и больше всего нуждается именно в эмоциональномкомфорте.
Многие родители испытывают серьёзныетрудности в воспитании своих детей. И чаще всего это связано с непониманиемсвоего воздействия на детей в различные периоды их развития, пока те, наконец,не станут взрослыми. Большинство родителей на самом деле имеют довольносмутное представление о том, что нужно их ребёнку — защита, жилище, еда, одежда,образование, руководство, любовь и пр. Они стараются по мере своих сил и возможностейудовлетворять самые существенные потребности своих детей. Каковы обязанностиродителей? Во-первых, создать любящий и счастливый Домашний Очаг. Поэтому влюбом доме
отношения между супругами даже болеесущественны, чем между родителями и детьми. Ощущение безопасности у подростка ито, насколько глубокая эмоциональная связь установилась между родителями идетьми, в основном зависят от того, какие тёплые и искренние человеческиеотношения существуют между супругами. Именно эмоциональная связь между мужем иженой, которую надо постоянно укреплять и углублять, является основой, безкоторой крайне сложно улучшить отношения с подростками. Семья может помочьребёнку обрести душу и укрепить дух, чтобы справиться с депрессией и найтисвоё место в мире. Всем нам искренне хочется, чтобы в семье были мир и лад,здоровье и процветание, но надо осознать, что изменить мир можно, толькоизменяя самого себя. Но если мы научимся избавляться от всех наших прежнихнезавершённых эмоциональных и духовных проблем, в том числе и от болезней,тогда мы сами сможем обрести ощущение внутреннего мира и помочь своимподросткам жить в эмоциональном мире, душевном согласии и физическом здоровье.
В неполных семьях труднее создатьсчастливый Домашний Очаг. Бывают ситуации, когда депрессия у родителя, водиночку воспитывающего ребёнка, может спровоцировать депрессию у подростка.Из-за одиночества, чувства неполноценности и неадекватности, состояниядепрессии или по другим причинам одинокие родители порой общаются со своимидетьми как со взрослыми. Они стремятся быть «лучшими друзьями», «своим парнем»,вместо того чтобы установить здоровые полноценные отношения «родителей идетей». Но если взрослые нарушают естественный порядок вещей и пытаются, чтобыдети эмоционально поддерживали и «подпитывали» родителей, то они травмируют ихи разрушают отношения с ними.
Рецепт профилактики депрессии вподростковом возрасте «прост»: безусловная любовь, пристальное внимание,обучение навыкам общения с подростком (это совсем другое, чем с маленькимребёнком!), умение поддержать любые стремления подростка к независимости исамостоятельности, способность понять и разделить его интересы. Приглашайтеего друзей домой, постоянно разговаривайте с подростком, будьте в курсе всехсобытий его жизни, не навязывая ему своего авторитарного мнения, постарайтесьобеспечить ему интересную жизнь (это вовсе не означает одобрения постоянныхразвлечений: дискотеки, кино и пр.), поощряйте любые его творческие интересы.
Очень полезно обратиться к психологу,чтобы заранее определить профориентацию ребёнка. Вкладывайте деньги в образованиеподростка, хотя вам может показаться, что ещё рано думать о будущем. Например,пусть обязательно позанимается на компьютерных курсах, хотя в силу своейстаромодности вы можете испытывать панический ужас перед этой техникой. Сейчасэто так же необходимо, как в своё время учиться грамоте. Да и лишний диплом одополнительном образовании не помешает. Разрешите подростку (кстати, идевочкам это полезно) учиться водить машину. В будущем им это может оченьпригодиться. Учите их правилам самообороны, плавать, кататься на велосипеде,заниматься боксом, каратэ. Да мало ли какие новые интересы появятся у нашихдетей, которые и внутренне, и внешне более свободны, чем предыдущие поколения.Чем больше они будут заняты, тем спокойнее вы будете за их будущее. Депрессиязачастую может явиться следствием скуки, так что лучше, чтобы у подростка небыло свободного времени на пустые развлечения.
Как успела подсчитать безжалостнаястатистика, чаще всего родители, с утра до ночи занятые тем, чтобы заработатьденьги и прокормить свою семью, общаются с детьми не больше часа в день. Утром,в спешке, засовывая бутерброд в рот ещё сонному ребёнку, некогда обратитьвнимание на его состояние. Вечером надо помочь приготовить уроки, сварить обед,убраться, да мало ли еще обязанностей, которые тяжким грузом ложатся нахрупкие плечи наших выносливых женщин, в том числе и учителей, которым некогдапозаботиться и о своих детях. Другое дело, когда ребёнок сильно кашляет или унего высокая температура, тут уже волей-неволей необходимо принимать срочныемеры.
На самом деле гораздо важнее обращатьвнимание на эмоциональное состояние ребёнка. Любой учитель, особенно опытный,сразу же чувствует, в каком настроении ребёнок пришёл в класс. Когда учительзаходит в класс и обводит взглядом своих учеников, это и есть тот мгновенныйзаряд, который включает эмоциональный контакт с каждым ребёнком.Доброжелательный взгляд «глаза в глаза» — самая главная составляющая установленияэмоционального контакта с учеником, впрочем, как и с любым человеком.Используйте это мощное, хотя и безобидное оружие! Если ребёнок не смотрит вглаза, если он не отвечает доброжелательным взглядом на ваше приветствие, еслине улыбается на улыбку, если у него постоянно опущены уголки губ, если хмурится,если сутулится, если не бегает на переменке и не общается со сверстниками,обратите на это самое серьёзное внимание. Всё это внешние признаки, явныесимптомы скрытой депрессии, от которой может страдать ребёнок. Обязательновыясните, в чём дело: поговорите с ребёнком, посоветуйтесь с врачом, школьнымпсихологом и родителями. Дети должны ощущать искреннюю любовь родителей.
Переходный возраст — это время «бурии натиска», время буйных, неудержимых страстей, когда подросток может с лёгкостью,как на качелях, «перелетать» с детского состояния на взрослое, переходить отулыбки к слезам, от веселья к мрачности, от разумного поведения к совершеннонелогичному. Неожиданные перепады настроения могут меняться буквально в течениедня или даже часа. Эти взлёты и падения происходят резко и чаще всего родителии учителя знают точно, почему эти вспышки происходят[8,93].
В подростковые годы мальчишки идевчонки пытаются разрешить все конфликты, которые происходили с ними раньше,особенно в отношениях с родителями. Хотя подростки на самом деле не осознаютэтого желания, это внутреннее стремление настолько сильно в их душе, чтоокружающим кажется, будто подростки выбрали определённый путь, действуя толькоим назло. Именно с этим связаны необъяснимые перепады настроений. Прежде чемугловатый подросток станет девушкой или юношей, спокойно и естественно отделитсяот родителей, превратившись в ответственного и независимого взрослого человека,он должен в прямом смысле слова расчистить завалы своего прошлого от проблем иконфликтов, в которые он вступал с разными людьми, особенно с родителями.
Что ещё может способствовать депрессии?Как ни странно — ум. Чем вы умнее, тем больше вероятность того, что вы подверженыдепрессии. Так, например, дети, коэффициент интеллекта которых выше 160,оказываются менее приспособленными и счастливыми, чем дети среднего интеллекта.Осознание своего высокого интеллектуального уровня может вызвать чувстваобособленности и одиночества.
Очень важно своевременно сделатьанализ на микроэлементы по волосам, чтобы заранее знать, какие биологическиактивные вещества нужно добавить в рацион ребёнка ещё до трудного переходногопериода.
Начинайте с биологических активныхдобавок, это не лекарства! Они не могут дать отрицательных побочных эффектов.Используйте также гомеопатию, цветочные настои, которые воздействуют наэмоциональную сферу, способствуя саморегуляции, и успокаивают нервную систему.
Еда для детей и подростков должнабыть полноценной, с достаточным количеством белков. К сожалению, за пределамидома их ожидает множество соблазнов. Но будем надеяться, что дома их всегдаждёт горячий обед и ласковая улыбка. Постарайтесь утром после вкусногозавтрака с самого детства давать своим детям необходимые витамины имикроэлементы: особенно важны витамины группы В — для укрепления нервнойсистемы, а также препараты кальция — чтобы поддержать быстрый рост.Постарайтесь на ночь давать подросткам 2 таблетки экстракта валерианы илиуспокоительный травяной чай + ложку меда + комплекс кальция, поскольку он лучшевсего усваивается ночью. Тем самым вы поможете им легче справиться с периодом«бури и натиска»[8,93].
Молодые люди всё больше привыкаютпостоянно жевать или грызть что-то, или пить пиво, вместо того чтобы регулярноесть полноценную пищу. Естественно, это приводит к нежелательным последствиямкак с точки зрения питательной ценности беспорядочно поглощаемой пустопорожнейпищи, так и с точки зрения социальных последствий, поскольку совместныетрапезы, играющие важную психологическую роль в сплочении семьи, уходят вдалёкое прошлое.
Надо обязательно кормить детей,особенно подростков, полноценной пищей хотя бы утром и вечером. Детям нужныбелки, обеспечивающие организм незаменимыми аминокислотами (молочнокислыепродукты, творог, сыр, орехи, фасоль, горох, чечевица, соевые продукты, яйца,рыба, мясо), витамины А, группы В, С, Е, рыбий жир, кальций, йод и другиемакро- и микроэлементы. Усиленный рост и нарушение гормонального равновесия впериод полового созревания вызывают большую потребность в витаминах иминеральных солях, которые не удовлетворяются пустопорожней едой, наспехпроглоченной в закусочных, или стандартными патентованными синтетическимивитаминами и микроэлементами, обычно предлагаемыми в аптеках, так как содержатслишком много меди.
Высококвалифицированные специалисты вобласти профилактической медицины видят выход из сложившейся в настоящеевремя ситуации с неполноценным питанием и плохой экологией в том, чтобывключать в пищу детям и подросткам биологически активные пищевые добавки (БАД),сделанные с помощью самых современных высоких технологий из натуральныхпродуктов: шиповника, лимонов, морских водорослей (спирулина, хлорелла),высушенного сока зелёного ячменя и пшеницы, маточного молочка, перги и другихпродуктов пчеловодства, растений, являющихся иммуномодуляторами и т.д
Особенно нужны натуральные пищевыедобавки подросткам в период активного полового созревания. Учёные во всём миресейчас используют большие дозы витаминов и других питательных веществ прилечении алкоголиков и наркоманов. Не лучше ли заранее для профилактики даватьподросткам качественную полноценную пищу + биологически активные пищевыедобавки, не дожидаясь, пока гром грянет?
Одна из причин наркомании (увы, неединственная!) — годами накапливающийся у детей дефицит жизненно важных питательныхвеществ. Если постоянно будет восполняться дефицит витаминов и микроэлементов ссамого детства с помощью БАД, дети смогут преодолеть трагический соблазннаркомании. Конечно, это только один из четырёх аспектов (есть еще эмоциональный,духовный и интеллектуальный) профилактики наркомании, но это-то — в нашихсилах!
Как помочь детям справиться сразлукой и вызванной этим депрессией
• Для успокоения — слушать тихую музыку.Тревожность снижается медленно. Страх темноты сохраняется на многие годы, могутбыть ночные кошмары.
• 1/3 детей становятся гиперактивнымии агрессивными. Отрицание — ребёнок отрицает, что что-то произошло (ищетотца). Гиперактивность — как форма протеста. Поиск старых отношений.Непоседливость, попытки время от времени восстанавливать связи. Нашастандартная реакция на потерю любимого существа — сначала вернуть его, а потом— ругать. И это не зависит от того, можно ли восстановить потерю или нет, дажеесли потеря безнадёжна, даже через длительное время. Обещание ребёнка быть всегдахорошим — часть этой мании.
• Сильные чувства обязательны. Нельзяговорить ребёнку: «Не плачь!» Надо дать процессу горя пройти, ребёнок долженпережить потерю и принять её. Нельзя слишком отвлекать и развлекать. Гнев ивраждебность — неизбежны, их не надо сдерживать (показывать гнев, действоватьгневно). У детей может появиться ощущение, что их предали, что их оставил,бросил тот, кому они доверяли. Их гнев выражается в забывчивости, мечтах,потерях и пр. В гневе у каждого ребёнка своя зона проявления: рот (кусать),руки (рвать), ногти (ломать). Необходимо дать физический выход гневу. Горециклично. Даты — напоминают о пережитом.
• Потеря родителя или развод можетзанести удар по чувству доверия и самооценки, вызывая чувства беспомощности ивины. Родители «учат» детей, что быть отрицательным гораздо легче, чем положительным.Надо хвалить за положительное. При потере появляется чувство беспомощности,слабости, ненадёжности. Надо учить самоконтролю.
Развитие самооценки
• Ребёнок должен понять, что онрождён родителями, кто они, почему расстались (он не должен себя винить), ондолжен испытывать чувство гнева, печали.
• Ребёнок должен знать, что естькто-то, кто заботится о нём.
• Ребёнок должен попрощаться спрошлым.
• Ребёнок должен быть счастливсейчас, его должны любить сейчас.
• Он должен встретить будущее с уверенностью,что прошлое ушло и с этим надо примириться[9,173].
Подросток может восстановить потерю приследующих условиях:
• Ребёнок имел относительно ровныеотношения с родителями до потери.
• Его сразу информируют о том, чтослучилось, и он задает любые вопросы, на которые получает честные ответы.
• Он участвует в семейном горе.
• У него есть утешающее присутствиеродителя или ребёнка, которому он доверяет и на которого можно положиться вдальнейшем[4,82].
Любить ребенка
• Несмотря на то, как подростоквыглядит.
• Несмотря на то, каковы егодостоинства, дурные склонности, физические или психические недостатки.
• Несмотря на то, как он себяведёт[9,82].
надо постоянно напоминать себе, что,
• Подростки — это дети, а невзрослые.
• Подростки стремятся действовать,как все подростки, делая всё наоборот.
• Чаще всего в поведении подростковмало приятного.
• Если вы как следует выполняете своиобязанности родителей и любите своих детей независимо от их неприглядногоповедения в данный конкретный момент, они смогут стать более зрелымиличностями.
• Если вы любите их только в техслучаях, когда они радуют вас (а это и есть условная любовь), и выражаете своюлюбовь к ним только в эти минуты, дети не будут ощущать, что их искренне инежно любят. Это в свою очередь заставит их чувствовать себя неуверенно,нарушит их самооценку и исказит их представление о себе самом, приведёт кдепрессии и действительно помешает им развиваться как следует и становитьсяболее взрослой и ответственной личностью. Тем самым вы отвечаете за их развитиеи поведение в такой же степени, как и они сами.
• Если вы любите их безоговорочно ибезусловно, они будут себя хорошо и уверенно чувствовать в эмоциональномплане. Это позволит подросткам контролировать свои беспокойные состояния и,соответственно, поведение.
• Если вы любите своих подростковтолько тогда, когда они выполняют ваши требования и соответствуют вашиможиданиям, у них появится комплекс неполноценности, они начнут чувствоватьсебя некомпетентными, никуда не годными. Дети будут считать, что бессмысленностараться, потому что этим «предкам» никогда не угодишь. Неуверенность,тревожность и низкая самооценка будут мучить и преследовать их — отсюда идепрессия[7,92].
Подростки и их пища
• 36% современных детей едят как минимумчетыре разных типа «пустопорожней пищи» (так называемые перекусы — чипсы, конфеты,гамбургеры, сникерсы, кока-кола и др.).
• Отсутствие полноценного домашнегозавтрака приводит к снижению способности к обучению (16% школьников пятых классоввообще не завтракают).
• 82,7% подростков употребляют самуюаллергенную пищу — молочные (а не молочнокислые, как следовало бы!) продукты.И это при том, что почти половина людей не усваивает молока, которое образуетбольшое количество слизи, отсюда постоянный насморк и кашель. Исключительнополезные молочнокислые продукты (бифидок, биокефир, биолайф, биойогу оты),наоборот, содержат живые молочнокислые (бифидо-и лакто-) бактерии, повышаютиммунитет и улучшают пищеварение.
• Воспалительные заболевания желудочно-кишечноготракта — одни из наиболее серьёзных хронических заболеваний детей. Крометого, практически у всех детей дисбактериоз, поэтому даже те витамины, которыеони получают, гораздо хуже усваиваются, тем более что чаще всего эти витамины —синтетические.
У подростков дела обстоят не лучше.Как мы знаем, подростковый период — это период полового созревания, когдапотребность во всех питательных веществах значительно возрастает. Обратитевнимание на следующие данные:
• Мясо способствует кальциевомудефициту, а используют в пищу его 66,3% подростков. Поэтому мясоедам нужнобольше молочнокислых продуктов и биологически активных пищевых добавок,содержащих кальций.
• 77% подростков предпочитаютбисквиты, сладости и шоколад.
• Только 44,2% подростков едятзелёные и корневые овощи 4-6 раз в неделю.
• 73,4% подростков питаются вне дома4-6 раз в неделю и в основном употребляют так называемую «пищу быстрогоприготовления», в которой очень мало ценных питательных веществ.
• У физически активных подростковэнергетические затраты гораздо выше, чем у тех, кто ведёт сидячий образ жизни.К сожалению, следят за своим питанием только те подростки, кто заботится освоей внешности, или молодые спортсмены, стремящиеся за счёт болеекачественного питания улучшить свои спортивные достижения.
каковы потребности подростков ввитаминах?
• Витамин С — до двух граммов в день(не чисто синтетическая аскорбиновая кислота, а натуральный источник витаминаС, который содержит биофлаваноиды, без которых витамин С не усваивается какследует).
• Витамин В-6 в форме пиридоксина илипиридоксаль фосфата (дозы дробить и увеличивать постепенно).
• Комплекс микроэлементов, содержащихцинк и марганец.
• Кальциевый комплекс, где кальцийсочетается с магнием, цинком, хромом, бором и витамином Д-3,
• Кодированная соль или таблеткипрессованной морской капусты или ламинарии.
• Девочки, которые в подростковомвозрасте почти не едят мяса, должны принимать комплекс поливитаминов имикроэлементов, содержащих, в частности, железо, чтобы предотвратить анемию,и важный микроэлемент молибден, который помогает сбалансировать рост костей впериод полового созревания.
Заключение
Депрессия (от лат. — подавление,угнетение) — это подавленное, угнетенное, тоскливое состояние, возникающее какреакция на тяжелые и неприятные ситуации. Заторможенность движений,замедленность мышления, снижение активности, безынициативность — таковыхарактерные признаки депрессии.
Нарушения в эмоциональной исоответственно физической сфере у подростка могут возникнуть из-за самыхразличных стрессов, характерных именно для этого возраста: экзамены, переход вдругую школу, первая любовь, конфликты в школе — для подростка всё это крайнесерьёзно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся «ерундой». Не забывайте,пожалуйста, что жизнь ребёнка — это «драма», как считал педагог Януш Корчак, ав нашей стране, особенно в горячих точках, — это и трагедия. Я. Корчак писал:«Но и у взрослого много таких минут, когда ему тоскливо без матери, без отца,когда ему кажется, что только родители могли бы его выслушать, посоветовать,помочь, а если надо, то и простить и пожалеть. Значит, и взрослый можетчувствовать себя сиротой»[3,187].
Плохая успеваемость, задержкаполового созревания или, наоборот, чрезмерно ранняя сексуальная активность,подростковая депрессия, склонность к правонарушениям, даже аллергическиесимптомы могут быть вызваны тем, что организм подростка физически несправляется с чрезмерными стрессами, истощающими внутренние резервы организма.Стрессовой ситуацией для подростка может быть первая любовь, потерядевственности, ощущение паники при сексуальных покушениях лиц одного пола,отъезд из дома при поступлении в колледж или институт, жизнь в общежитии. Армия— тоже невероятно сильный стрессовый фактор: не привыкшие к стрессовымситуациям и слишком заласканные маменькины сынки способны даже насамоубийство.
Многим взрослым трудно предугадать иобнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Но всё-таки,если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладить стресс ивсегда быть на стороне своих детей.
Любите подростков, смотрите на них снежностью, уделяйте им больше внимания, спрашивайте их, разговаривайте с ними,слушайте их внимательно и сосредоточенно, заботьтесь о них, кормите их здоровойпищей и постоянно с самого детства давайте им витамины, а они, когда вырастут изаведут свою семью, понесут эту нелёгкую эстафету безоговорочной родительскойлюбви к детям — дальше!
Список используемойлитературы:
1. АлександровскийЮ. А. Глазами психиатра. М., 1977.
2. Буянов М.И.Беседы о психиатрии.-М.: Просвещение, 1986-208с.
3. Богданович Л. А.Записки психиатра. М., 1956.
4. Гарбузсв В. И.,Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детейи их лечение. Л., 1977.
5. Журавлев Д.Причины депрессии в школе //Народное образование.- 2002- №6 – С.182
6. Захаров А. И.Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
7. Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста. М., 1979.
8. Коркина М. В.Дисморфомания в подростковом возрасте. М., 1984.
9. Леей В. Л.Нестандартный ребенок. М., 1983.
10. Личко А. Е.Подростковая психиатрия. 2-е изд. Л., 1985.
11. Психологияподростка/Под ред.А.А.Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК,2003- 480с.
12. Подласый И.П.Курслекций по коррекционной педагогике.- М.: ВЛАДОС,2002.- 352с.
13. Ушаков Г. К.Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.
14. Фрейд З. Детскаяпатология. М., — 1998 г.
Приложение
ТЕСТ
Определение степень депрессии
Хотите ли вы самостоятельноопределить уровень вашей депрессии? Если да, тогда проверьте себя поизвестному тесту, разработанному в Центре эпидемиологических исследований«Депрессия» Национального Института психического здоровья США д-ром ЛеноромРадлофом. Для каждого из перечисленных в таблице пунктов выберите и отметьтеодин из вариантов ответа, который наиболее точно отражал ваше состояние запрошедшую неделю.
Ключ к тесту
Чтобы подвести итог, сложите всеполученные баллы. Чем больше число, тем в большей степени нарушен ваш душевныйпокой. Если у Вас от 15 до 21 баллов, то это означает «малую депрессию». Тогдасамое время обратиться к врачу за помощью. Если же Вы набрали 22 балла илибольше, то вероятнее всего Вы находитесь в состоянии истинной («большой»)депрессии и Вам нужна скорая помощь специалиста. Если Вас преследуют мысли осамоубийстве и Вы чувствуете, что измучены депрессией, немедленно обратитесьза помощью к психиатру, психоневрологу или психотерапевту. часть дня Недолг (1-2дня) Изредка (3-4 дня) Часто или постоянно(5-7 дней) 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 1. Я был взволнован событиями, которые обычно меня не беспокоят. 2. Мне не хотелось есть; у меня был плохой аппетит. 3. Я чувствовал, что не могу выйти из тревожного состояния даже при помощи родных и друзей. 4. Я думал, что я хуже, чем другие. 5. Я переживал, думая о том, что сделал что-то неправильно. 6. Я чувствовал себя подавленным. 7. Я думал о том, что всё, что я сделал, было ошибкой. 8. Я чувствовал бессмысленность своего будущего. 9. Я считал свою жизнь неудавшейся.
10. Мне было страшно.
11. Мой сон был беспокойным. 12. Я чувствовал себя несчастным. 13. Я говорил меньше, чем обычно. 14. Я чувствовал себя одиноким. 15. Окружающие были недружелюбны ко мне. 16. Меня не радовала жизнь 17. Мои глаза были «на мокром месте». 18. Я был расстроен. 19. Я чувствовал, что меня никто не любит. 20. Я не мог продуктивно работать.