Реферат по предмету "Психология"


Появление и выявление подростковой депрессии

Содержание
Введение
Глава 1. Психологические основыподростковой депрессии
1.1. Симптомы депрессивного состояния
1.2. Причины депрессий в школе
Глава 2. Профилактика и лечениедепрессий
2.1. Специфика поведения  подростков,страдающих скрытой депрессией
2.2. Профилактика депрессий  и помощьв лечении
Заключение
Литература
Приложение

Введение
Слово «депрессия» употребляют вразных смыслах — в науч­ном, общежитейском и литературном. В последних двухслучаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деле депрессией неявляется. Депрессия — это сильная тоска, сопровождающаяся чувством отчаяния итревоги. Помимо депрессии, бывает гипотимия (снижение настроения, знакомое едвали не каждому че­ловеку, но носящее кратковременный и невыраженный характер;гипотимия сопровождает почти все психические болезни и бывает также и усовершенно здоровых людей). У детей и подростков часто регистрируют дистимию —такое кратковременное наруше­ние настроения, которое проявляетсяраздражительностью, плак­сивостью, капризностью, вегето-сосудистымирасстройствами. Ес­ли человек встал утром «с левой ноги», т. е. злобен, раздра­жен,всем делает замечания, всем недоволен, ищет, на ком бы сорвать злобу, то втаких случаях говорят о дисфориях, которые бы­вают у больных эпилепсией и у лицс органическими поврежде­ниями головного мозга.
Как правило, в житейском илитературном смысле и дисфории, и дистимии, и гипотимии называют депрессиями ипотом удив­ляются, откуда это столько депрессий развилось!
    Истинные же депрессии, конечно,существуют, и не так редко. Они бывают не только при маниакально-депрессивномпсихозе, но и практически при всех душевных расстройствах. Например, нет и неможет быть ни одного выраженного невроза, который бы не протекал с пониженнымнастроением, в некоторых случаях де­прессивным. Нередко депрессивное настроениекак бы прикры­вается другими расстройствами, например соматическими. Начи­наютдавать такому больному, который долгое время маялся по терапевтическимкабинетам, препараты, снимающие депрессию (антидепрессанты), как егосоматическое состояние резко улуч­шается. Вот и говорят о депрессиях в маскесоматического заболевания.
        Чаще всего в практикедетского и подросткового психиатра встречаются невротические депрессии испецифические депрессии у подростков[7,139].
       В чем смысл невротическихдепрессий? Человек испытывает неблагоприятное психическое воздействие (ононеблагоприятно лишь для данного индивида, 99% других людей это воздействие невоспринимают как неблагоприятное), у него ухудшается на­строение, он испытываетчувство своей неполноценности, ущерб­ности, ругает себя, ищет у себявсевозможные недостатки и т. д. Все это сочетается с невротическими нарушениямисна, аппетита и пр. Но в любом случае на первый план выходит стойкое по­нижениенастроения, зависящее от ситуации. Вот это расстрой­ство ученый из ФРГ X.Фёлькель и назвал «невротической деп­рессией». В нашей стране оно было подробноописано Надеждой Дмитриевной Лакосиной в 1970 году. У детей невротическая деп­рессия— это не столько депрессия, сколько гипотимия и дистимии.
    Актуальность исследования.Депрессия у подростков — это совсем другое дело, до конца еще не изученное.Давно известно, что данный возрастной период, хотя то и «опьянение без вина»(Гете), часто сопровождается грустью и печалью, которые нередко достигают такойстепени, что подросток добровольно расстается с жизнью.
      Депрессии у подростков могутвыступать в «чистом» виде и в какой-то маске (скрытой). Обычно во втором случаеподростки жалуются на общую разбитость, пониженное настрое­ние, отсутствиеаппетита, непонятные боли в разных частях тела. Если жалобы затянулись, еслиповедение больного вызывает опа­сение у окружающих, то такого подростка лучшепроконсульти­ровать с педиатром, а тот уже решит, нужно ли обращаться кпсихиатру. Подобные депрессии обычно излечиваются без следа, нужно толькоправильно их лечить. Но если речь идет о деп­рессии, то всегда нужно бытьначеку: почти все самоубийства совершаются, когда настроение понижено, когдаодолела тоска и потерян смысл жизни. Всякое неуважение к школьнику, гру­бое кнему отношение (учитывая тем более повышенную рани­мость подростков, их чрезмернуючувствительность ко всякого рода замечаниям и нотациям) — это и многое другоемогут вызвать пониженное настроение или резко заострить его, а от этого до не­поправимойбеды один шаг.
Цель данной работы: рассмотретьпричины появления и выявления подростковой депрессии.
Для достижения поставленной цели,необходимо решить следующие задачи;
— выявить признаки депрессии уподростков;
— проанализировать причины появлениядепрессивного состояния  у подростков;
 - изучить методы лечения ипрофилактики подростковой скрытой депрессии.
Работа состоит из введения, двухглав, заключения, списка литературы.

Глава 1.Психологические основыподростковой депрессии
1.1.Симптомы депрессивного состояния
Одно из ярких проявлений горя вподростковом возрасте — депрессия. Ее глубину опреде­ляют по числу симптомов ипродолжительности их проявления. Горечь потери может способствовать ухудшениюуспеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своимиобязанностями дома или на работе, появлению неопрятности в одежде. Подросткимогут уйти в себя, проводить все больше вре­мени в одиночестве, даже начатьпитаться отдельно от других; могут предаваться размышлениям и фантазиям о своембывшем возлюбленном под сентиментальную музыку. Подросткам может казаться, чтоони больше уже никого не полюбят. Они могут даже попытаться найти утешение внаркотиках или алкоголе. Долж­ны вызывать пристальное внимание и те подростки,которые не демонстрируют какой-то особой реакции на свою утрату но при этомначинают вести бурный образ жизни, слишком поспешно завязывая новыеэмоционально окрашенные отношения. Поте­ря любви является также одной изосновных причин самоубийств среди подростков [8,71].
В трудных случаях депрессии лечатлекарствами (антидеп­рессантами) и психотерапевтическим воздействием, направлен­нымна ослабление влияния неблагоприятных факторов среды.
Почти все психические расстрой­ства,кроме протекающих с интеллектуальной недостаточностью, окрашены в печальные,грустные тона. Скрытая форма депрессии  сглаженная, смяг­ченная, не такбросающаяся в глаза. Зато обычно более дли­тельная, растянутая во времени.
Депрессии в детстве в основномразвивается постепенно, после более или менее длительного периодапредвестников, во время которого депрессивная симптоматика имеет стертый, фрагментарныйхарактер. На первый план выступают вегетативные расстройства, ограничивающиесянарушением сна, аппетита и повышением температуры, и отрывочные, непостоянныесоматические жалобы, сопровождающиеся слезливостью, неотчетливыми жалобами наскуку, периодами молчаливости и отгороженностью. Такие дети никогда не попадаютв поле зрения детского психиатра, поскольку начальные этапы депрессии обычнорасцениваются как соматическое заболевание или астеническое состояние послеперенесенного соматического заболевания.
Между тем на ранних стадиях болезниимеется ряд характерных для депрессии признаков, к которым, прежде всего,относится изменение поведения ребенка (или изменение «характера»):веселый, общительный, подвижный ребенок неожиданно становится плаксивым,медлительным, замкнутым; ласковый и доброжелательный — злым, драчливым,ворчливым; любознательный и активный — безразличным, чрезмерно послушным.
Вегетативные, соматическиерасстройства и боли являются наиболее частыми и на высоте депрессии. Нарушения сназаключаются в нарушении его продолжительности, затрудненности засыпания,чуткости, беспокойстве ночного сна, прерывающегося кошмарными сновидениями счастым пробуждением и плачем, нарушении ритма «сна-бодрствования».
Наряду с нарушением сна часто возникаетрасстройство питания, чаще всего в форме резкого снижения аппетита илиизбирательности в пище, предпочтения однородных видов пищи, например, сладкогоили фруктов, упорных тошнот и рвот с последующим иногда весьма значительнымснижением массы тела. В некоторых случаях ведущим в картине болезни являетсяполное отсутствие аппетита, приводящее к резкому физическому истощению; приэтом депрессивные расстройства на протяжение многих месяцев не выявляются, чтослужит поводом для многократных обследований в соматических больницах.
Реже отмечается расстройство аппетитав виде прожорливости, неразборчивости в еде с отсутствием чувства насыщения ичрезмерной прибавкой в весе. Среди других вегетативных расстройств наиболеечастым является нарушение терморегуляции: длительный период слегка повышеннойтемпературы — до 37,1 — 37,3 (субфебрилитет) или кратковременные необъяснимыеподъемы температуры до 39-42). Запоры, потливость, зябкость, похолоданиеконечностей наиболее часты при депрессивных состояниях у подростков.
Несколько чаще у них отмечаютсяучащенное сердцебиение (тахикардия), склонность к понижению или повышениюартериального давления и расширение зрачков. Уже в первые дни и недели посленачала депрессии, на фоне еще неразвернутого стертого снижения настроениябольшинство детей обнаруживает признаки физического недомогания и высказываютжалобы на неприятные телесные ощущения (сердцебиение, головокружение,распирание барабанных перепонок, чувство жжения в груди,«неудобство», «беспокойство» в ногах и руках) и боли (болив сердце, при мочеиспускании, головную боль, боли в животе, спине, конечностяхи т.п.). Эти расстройства являются либо крайне разнообразными, нестойкими,часто сменяющими друг друга, либо, напротив, монотонными, однозначными,элементарными, ограниченными одной изолированной жалобой.
 Названные вегетативные и болевыерасстройства в сочетании с вялостью, повышенной утомляемостью, похуданием,изменением всего облика ребенка (землистый цвет лица, бледность слизистых,синева под глазами, понурый вид, согбенная поза, шаркающая походка и т.д.)создают видимость картины тяжелого физического недуга и в первое время являютсяпредметом пристального внимания педиатров или хирургов. Соматическиерасстройства в рамках детской депрессии имеют две тенденции развития: они либонарастают, формируя на высоте состояния картину развернутой соматизированнойдепрессии, либо постепенно становятся все более стертыми и уступают местоочевидным депрессивным расстройствам. При повторных депрессивных состояниях удетей и подростков соматические и вегетативные расстройства нередко ослабеваютот приступа к приступу, постепенно замещаясь собственно депрессивнойсимптоматикой[12,136].
Депрессивные расстройства неисчерпываются тоской, тревогой, страхом, скукой: нередко на первый планвыступает так называемый дисфорический фон настроения, при котором преобладаетраздражительность с гневливостью, злобностью и агрессией. При этом вспышкиярости, активного сопротивления с драчливостью, грубостью, бранью, как правило,провоцируются извне и чередуются с периодами слезливости и подавленности.Тяжелое, мрачное, угрюмое, безрадостное настроение с отсутствием удовольствияот любого вида деятельности, брюзгливым недовольством собой и окружающими, всеммиром, враждебностью нередко выступает в сочетании с замкнутостью,напряженностью, малодоступностью, ворчливостью; при этом доминируютвысказывания типа: «Я злой», «Всех ненавижу», «Вокругвсе грязное, мерзкое, и я сама не лучше», «Всех бы разорвал», «Дайтеавтомат — всех перестреляю и себя убью» и т.п.
При этом часто возникает необъяснимаяи необоснованная неприязнь по отношению к самым близким людям, чаще всего кматери.
Сензитивные идеи отношения особеннораспространены у детей подросткового возраста при депрессиях с нарушениемуспеваемости и страхом перед школой: дети считают, что учителя их недолюбливаютза тупость, сверстники презирают, не хотят дружить, стремятся обидеть, смеютсянад их неуклюжестью, плохой успеваемостью, неумением играть, что сами онинеинтересны, неприятны даже родителям, которые отдают предпочтение другим детямв семье[9,84].
     Так, печальные, подавленные,молчаливые дети, часы и дни проводят в мечтах о счастье и радости, представляясебя «принцессой», «красавицей с золотыми волосами»,могущественной феей и т.п. Депрессивные идеаторные расстройства(заторможенность, замедленность мышления) с трудом выявляются у дошкольников; оих существовании скорее можно судить по косвенным признакам: замедленностиречи, односложности и долгом обдумывании ответов, отказе от игр, требующихумственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимое чтениекниг[9,73]
   Дети все больше времени тратят наприготовление домашних заданий, не понимают прочитанного, много раз пересказавтекст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решитьпростейших задач, путают счет, делают ошибки в элементарных вычислениях,жалуются, что не понимают объяснений учителя, уроки учат в течение всего дня спомощью родителей или совсем прекращают выполнять домашние задания. При этоммного плачут, причитая, что «все равно будет двойка». Не могутсосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки,принести в школу тетради и учебники, жалуются на поглупение: «Памятьиспортилась, совсем глупая стала», «не умею учиться»,«силюсь понять и не понимаю». Изредка отмечаются неясные, слишкомсложные для словесного отчета ребенка ощущения, когда «что-то происходит смыслями, головой», сопровождающиеся страхом «сойти с ума» ибеспокойством. Степень выраженности двигательной заторможенности у большинствадетей в депрессии является незначительной, колеблющейся на протяжении суток.
   В некоторых случаях нанепродолжительном отрезке времени обнаруживаются резкие колебания вдвигательной сфере — от явной заторможенности до повышенной двигательнойактивности, особенно выраженной в приступах тревожного возбуждения иистерически окрашенных эпизодах. Постоянная двигательная заторможенность,достигающая почти полной обездвиженности, в детстве очень редка и проявляется восновном в коротких депрессиях психотического уровня.
   Депрессивные состояния у детей иподростков имеют сложную структуру, представляя собой сочетание истиннойдепрессивной симптоматики, своеобразно преломленной в соответствии с возрастомребенка, и личностной защитной реакции, наступающей в ответ на собственнуюнесостоятельность, невозможность по-прежнему усваивать школьную программу,свободно держаться в детском коллективе и на те социальные меры воздействия, скоторыми из-за нераспознанности болезненного состояния подходят к таким детямвзрослые. К таким личностным реакциям относятся отказ от посещения школы,различного рода истерические состояния, конфликтность, нарушения поведения сантидисциплинарными поступками, прогулами уроков, агрессивностью, тягой к асоциальнымгруппировкам.
На фоне затяжных депрессивныхсостояний у детей нередко возникают расстройства, напоминающие невротическиесимптомы: тики, навязчивые действия, навязчивые страхи и особенно«школьные фобии» — страх перед школой, учителями, скоплением детей,ответами у доски, иногда сопровождаждающиеся заиканием и частичной утратойактивной речи (мутизмом), уходами, побегами и полным отказом от посещенияшколы. «Школьные фобии» имеют свойство не исчезать сразу даже приполном исчезновении депрессивной симптоматики. В период улучшения, обычновечером, ребенок дает слово завтра же отправиться в школу, готовит уроки,собирает портфель, а наутро либо наотрез отказывается выполнять свое обещание,либо доходит до ворот школы и возвращается домой. Ребенок чаще всего не можетсвязно объяснить свое поведение, в ответ на все вопросы лишь повторяя: «немогу», «не хочу», «не буду учиться» или каждый разссылаясь на новые несущественные причины. Он весел и спокоен, когда в связи ссоматическим заболеванием или каникулами родители прекращают обсуждать вопрос ошколе.
     Постепенно возобновляютсяконтакты с одноклассниками, ребенок становится все более активным, подвижным,много гуляет, бегает и ничем не отличается от сверстников, но по-прежнемуактивно протестует против посещения школы. Такие состояния с затянувшейся«школьной фобией» иногда продолжаются долгое время — до 3-4 лет, всеболее отдаляя ребенка от реальной возможности наверстать упущенное.Отграничение собственно депрессии от следовой «школьной фобии» являетсяпорой весьма затруднительным. Патологическое состояние, представляющее собойсовокупность депрессии и порожденной ею «школьной фобии», неисчезающей по завершении депрессии, обычно начинается в начале сентября изаканчивается в конце мая, незадолго до летних каникул («9-месячнаядепрессия»).
При депрессии у детей любого возраставозможно возникновение так называемых регрессивных (точнее — псевдорегрессивных) расстройств, т.е. возврата к формам поведения и навыкам,свойственным младшему возрасту. Псевдорегрессивные расстройства при детскойдепрессии выражаются во временной приостановке развития, когда на недели имесяцы прекращается пополнение словарного запаса, приобретение новыхдвигательных функций, навыков самообслуживания, более сложных форм игры. Вединичных случаях отмечается утрата навыков ходьбы. Псевдорегрессивныерасстройства отмечаются иногда в форме пуэрилизма (детскости): дети школьноговозраста и даже подростки не отпускают от себя мать, не обращая внимания напосторонних и не испытывая чувства стыда, просят взять их «на ручки»,покачать, «посадить на горшочек»; в речи появляются младенческиеинтонации, косноязычие, подражание произношению младших братьев и сестер,неряшливость в еде и одежде[3,109].
      Депрессивная симптоматика вдетстве очень редко является устойчивой и формирует картину цельного,очерченного депрессивного приступа. Для большинства детей характернаизменчивость симптоматики, насыщенность множеством расстройств, фрагментарных,временных и незавершенных, в сочетании слагавшихся в сложную и мозаичнуюкартину. Многообразием отличаются и собственно аффективные расстройства(основные оттенки настроения): так, при ведущем тоскливом настроении неисключено его сочетание с тревогой, страхом, дисфорией; тревога часто выступаетв сочетании со страхом, реже с тоской и дисфорией и т.п. Преобладание того илииного настроения и его напряженность у ребенка в течение суток являютсянепостоянными и зависят как от внешних обстоятельств, так и от времени суток.Изменчивым является и состояние двигательной сферы с чередованиеммалоподвижности и резкого двигательного возбуждения.
     Депрессии с постоянной вялостью,молчаливостью или мутизмом, нарушением контактов с окружающими, отсутствиемпобуждений в детстве крайне редки и кратковременны. В преобладающем большинствеслучаев отмечается непрерывныя «пульсация» в настроении, самочувствиии состоянии моторики. В результате лабильности и неустойчивости симптоматикиклиническая картина депрессии у ребенка отличается непрерывной сменой оттенков,чередованием наиболее яркой симптоматики с относительно спокойнымипромежутками, что создает картину «аффективного шторма»[6,97].
       Суточные изменения настроенияу детей при депрессиях являются более сглаженными, чем у больных подростковогои зрелого возраста. Улучшение самочувствия и настроения во второй половине дняпочти всегда отсутствует. В первой половине дня в основном преобладаютслабость, вялость, медлительность, заторможенность, чувство грусти, печали,тоски или скуки; днем отмечаются усталость, сонливость, головные боли; к вечерунарастают слезливость, двигательное беспокойство, раздражительность, злобность.Очерченные, кратковременные эпизоды возбуждения наблюдаются преимущественно ввечернее время. Поздним вечером и ночью превалирующими становятся тревога истрах, сопровождающиеся иногда иллюзиями и бессонницей. При субъективной оценкесвоего состояния дети обычно отмечают ухудшение самочувствия к вечеру, боятсяприближения темноты, наступления ночи в связи со «страхом страха». Удетей школьного возраста работоспособность не восстанавливается во второйполовине дня, как это происходит при неглубокой депрессии у взрослых. Этоопределенно связано как с нарастающими к вечеру тревогой и беспокойством, так ис повышенной утомляемостью депрессивного ребенка. Такой суточный ритм в немалойстепени способствует дизадаптации ребенка, лишенного возможности хотя бычастичной компенсации в течение суток.
     Изменчивость, подверженностьвнешним влияниям отражается не только на характере настроения и двигательныхрасстройств в течение суток, но и на всей депрессии в целом. Интенсивностьдепрессивной симптоматики у детей и подростков, но особенно у детейдопубертатных возрастных групп, отличается непостоянством и во многом зависитот внешних обстоятельств и физического состояния ребенка. На фоне длительнойтусклой депрессии обычно отмечаются короткие (от нескольких дней до 1 мес.)эпизоды более тяжелых депрессивных расстройств, провоцируемые, особенно наранних стадиях болезни, психотравмирующей ситуацией или тяжелым соматическимзаболеванием. В среднем длительность депрессии в детском возрасте оказываетсяменьше, чем у взрослых и у подростков, и равна 79,2 дня, т.е. 2,6 мес. При этомкороткие (до 14 дней) и затяжные (1-2 года) депрессии встречаются приблизительнос одинаковой частотой, но более частыми являются депрессии длительностью 1-5мес[8,104].
Среди провоцирующих факторов,предшествующих первой депрессии у ребенка, присутствуют психотравмы,соматические заболевания и их сочетания, но преобладающими все же являютсяпсихотравмирующие ситуации.
1.2. Причиныдепрессий в школе
Одним из серьёзных и неразрешённых во­просовсовременной школы остаётся вопрос о психологической комфортности и защи­щённости.В чём его важность? Длительное состояние эмоционального дискомфорта иэмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокойтревожности, скрытой депрессии.
Но тем не менее хотелось бы рассмот­ретьпричины, вызывающие состояние беспо­мощности, эмоциональной напряжённости,школьной тревожности, приводящие к дли­тельному состоянию уныния, упадка духа,обескураженности, изоляции и одиночеству, первые признаки скрытой депрессии.
   Порой причины имеют явно врождён­ныйхарактер и обусловлены складом харак­тера. Такие подростки вообще избегают ком­пании,тяжело переживают неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрес­сивноесостояние. Им часто кажется, что они неполноценны и не нужны.
Каковы объективные причины? Пере­грузкаучебной деятельности, отставание в учёбе, завышенная требовательность, несложившиеся взаимоотношения со свер­стниками. Эти проблемы обостряются при пе­реходеиз начальной в среднюю школу, в пе­риод подросткового кризиса.
Остановимся чуть подробнее на 5-6-хклассах, ведь становление личности подрост­ка во многом зависит от того,насколько ус­пешно будет пройден этот этап.
    На рубеже начальной и средней шко­лыпроисходит снижение интереса к учёбе, так называемый мотивационный кризис. Квнешним проявлениям относятся отрица­тельное отношение к школе вообще, неже­ланиееё посещать, выполнять учебные за­дания на уроках и особенно дома, конфлик­ты сучителями и нарушение правил поведе­ния в школе; к внутренним — эмоция стра­дания,различные комбинации гнева, отвращения и презрения, враждебность, на­правленнаяна себя и вовне, страх, чувство вины и застенчивость.
Есть ли выход из этой ситуации? Ихдва: либо кризис преодолевается и становит­ся стимулом к самовоспитанию, либоон при­водит к блокировке эмоционального разви­тия: отставанию в учёбе,конфликтам с окру­жающими, установке противодействия и аг­рессии, тревоге,замкнутости.
Эти проявления неудовлетворённостидетей учением имеют различные причины, которые в основном можно свести к трём.Во-первых, неблагополучный статус ребёнка в системе отношений класса;во-вторых, пло­хие результаты учёбы, их чрезмерная критика и как следствиенедовольство собой; в-тре­тьих, невнимание педагогов и родителей к переживаниямдетей.
   В более старшем возрасте чувствоне­уверенности, напряжённости, тревоги, де­прессии, являющиеся следствиямипсихоло­гической незащищённости, приводит к от­чуждению. Отчуждение не проходитдля ре­бёнка бесследно. Оно деформирует лич­ность, ведёт к деструктивным формамповедения, асоциальному поведению или неспособности впоследствии строить полно­ценныеотношения с окружающими людьми, то есть вызывает психические и социальныеотклонения в личности. Результатом пере­живания подростками одиночества и отчуж­дённостистановятся глубокие эмоциональ­но-негативные проявления, осознание сво­ей«никчёмности», «ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток мо­жетстать изгоем, эгоистом, отшельником или чужаком.
Проблема комфортности подростка вшколе достаточно серьёзная. И чтобы ре­шить её, недостаточно только«воспитатель­ной работы» учителей, школьных психологов. Родители тоже должны«подставить своё крыло». И тогда общими усилиями можно бу­дет решить проблемуэмоциональной безо­пасности учащихся.
Помните, что:
• каждое следующее поколениевзрослеет раньше и стремление к независимой жизни у них тоже появляется раньше!
• подростку нужны деньги: пригласитьде­вочку в кино, купить новую кассету, сходить на дискотеку, да мало ли на что(кстати, сов­сем не обязательно сразу думать о наркоти­ках). Но если он или онабудет зарабатывать эти деньги честным трудом, а не просто по­лучать их отродителей, то и отношение бу­дет совсем другое. Так, опрос, проведённый среди100 ведущих менеджеров Америки, по­казал, что 70% из них с 14 лет работали ле­томв кафе Макдональдс. Они утверждали, что это их научило дисциплине и порядку;
• без преодоления трудностейподростку нельзя вырасти полноценной личностью. Не скрывайте от ребёнкатрудностей своей жизни, обращайтесь к нему за помощью и советом в труднуюминуту, рассказывайте о своей профессии — вдруг заинтересуется[5,82].

Глава 2. Профилактика и лечениедепрессий
2.1. Специфика поведения подростков,страдающих скрытой депрессией
Различают активную и реактивнуюдепрессию. Активная вы­зывается психическими и общими заболеваниями. Ареактивная депрессия связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неуда­чами,обидами, смертью близких людей, сопровождается тягост­ными переживаниями,страхами. Ребенок становится мнитель­ным, мрачным, необщительным,пессимистически ко всему настроенным. Снижается самооценка. Успехи в учебе и вдругих областях деятельности падают. Возникает отклоняющееся пове­дение.
    Депрессивное состояние обычнопроходит по прекращению действия основной причины. А если причина не устранена,то де­прессия переходит в устоявшееся эмоциональное состояние, ко­торое может сохранятьсядолго и требует специальной психоло­го-педагогической коррекции. Учитель должензнать, что когда дети переживают тяжелые стрессы, семейные неурядицы, суро­выенаказания, потери родных, неудачи в учебе, то они могут лег­ко оказаться всостоянии депрессии. Социальные психологи от­мечают, что люди, находящиеся вдепрессии, обычно вспомина­ют, что родители отвергали и наказывали их. Из этогоможно сделать вывод, что главной причиной детской депрессии являетсяотвержение, неласковость, слишком суровые наказания.
Сильным источником детскойдепрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны к депрессии,когда:
— боятся учителей, администрации;
— общаются с учителем, чье мнение дляних важно или имеет значение, например, при выставлении годовых оценок;
— их успехи оценивает комиссия;
— их поведение разбирается в классе,на собраниях;
— они находятся в новых илинезнакомых ситуациях и не знают, как правильно себя вести;
— готовятся к чему-то новому,необычному, например, к поступ­лению в школу, переходу в новый класс.
Для детей в состоянии депрессиихарактерен негативизм. Их взгляд на жизнь окрашен в мрачные тона. Депрессивныедети, как и взрослые, больше внимания обращают на печальные стороны жизни. Они,как им кажется, больше уже ничего хорошего не ждут, склонны смотреть на всепессимистически. Это противоестествен­но, дети должны быть оптимистами. Когдадети счастливы, мир кажется им более дружелюбным, решения принимаются легче,мыслят они тогда радостно и широко, на ум идет только хорошее.
Обычно у депрессивных детей нетнастроения. Это тоже про­тивоестественно. Дети без настроения — это патология.Они без­деятельны, социальны пассивны, у них выражение нежелание учиться,иногда открытая враждебность. Депрессивные дети со­средоточены на себе, задумчивыи несчастны. Они недоверчивы, необщительны и неотзывчивы. Они прощаютоскорбления, заме­чания, недружелюбное обращение. Ребенок как будто не замечаеттолчков, обидных слов.
В тяжелой форме депрессия можетприводить к саморазрушению:
дети и подростки остро чувствуют иусиленно переживают свою не­значительность. Для них характерны апатия,нежелание что-либо де­лать. безразличие к друзьям и к семье, плохой сон иаппетит. Чрез­мерно пессимистический взгляд на мир заставляет их преувеличеннопереживать плохое и сводить до минимума хорошее. При депрессии ребенок, как ивзрослый, прячет розовые очки и надевает темные.
Конечно же, депрессивное настроениене может не влиять на поведение. Оно становится отклоняющимся и приобретает на­правленностьв зависимости от характера ребенка. У большинства депрессия выражается какпассивный протест, но встречаются и случаи отчаяния, когда ребенок отбезысходности способен на де­структивные действия. Это наблюдаетсяпреимущественно в тех случаях, когда длительная депрессия вызвана депривацией —обездоленностью, безысходностью[7,89].
Депрессия всегда ведет к нарушениюактивности ребенка. Вя­лость, заторможенность, безразличие ко всему — еепостоянные спутники. Нередко депрессия соседствует с аутизмом — заболевани­ем,которое характеризуется погруженностью в свои переживания.
Депрессия проходит после устранениявызвавших ее причин. Но только незначительное количество таких причин можетустра­нить учитель, остальные не в его власти. Педагог не оставит без помощипопавшего в беду, страдающего ребенка. Оказывая по­мощь депрессивным детям, онпозаботится прежде всего о том, чтобы создать хорошее настроение. Мы малоуправляем настрое­нием детей, а часто и вовсе не обращаем на него внимание. Меж­дутем поведение ребенка очень от него зависит. Постепенно улучшая настроениеученика, окружив его заботой и вниманием, можно способствовать еговыздоровлению. Важно, чтобы все дети класса приняли участие в судьбе своеготоварища.
Для коррекции депрессии полезныотвлечения, связанные с положительными эмоциями. Рекомендуется сменаобстановки, усиление разнообразной трудовой нагрузки. Следует больше во­влекатьребенка в игры, приучать его к общению, активнее зани­маться с нимфизкультурой.
Весьма важно ограждать детей (и нетолько депрессивных) от плохих новостей. Установлено, что постоянно плохиесообщения ввергают в пессимизм и уныние даже самых крепких и эмоцио­нальноустойчивых людей.
2.2. Профилактикадепрессий  и помощь в лечении
Как помочь подросткам в эмоциональномплане? Прежде всего надо постоянно помнить, что подростки — эмоционально ещёдети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Это еще не взрослые,пусть и молодые. Их потребности, в первую очередь эмо­циональные, по-прежнемутакие же, как и у детей. Одна из наиболее распространённых ошибок родителей,учителей и других взрослых — рассматривать подростков как полно­правныхвзрослых членов общества. Многие люди, работающие с подростками по долгу своейслужбы, пренебрегают их детскими эмоциональными потребностями. Что же подросткамдействительно необходимо? Чтобы их любили безоговорочно и принима­ли такими,какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были ласковы, но при этомуважали, принимали всерьёз. Очень важно, чтобы сами подростки ощущали заботу илюбовь окружающих.
Взрослые, предпочитающие приказнойтон в своих отношениях с детьми, уверен­ные, что их требования не подлежатникаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, по мнению английскихпсихологов, сильно рискуют здоровьем детей. В ре­зультате такого суровоговоспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, часто концентрируются наотрицательных эмоциях, склонны к депрессии. Во взрослой жизни они подверженыгораздо большему риску возникновения хронических заболеваний (в первую очередьсердечно-сосудистых) по сравнению с теми детьми, которые росли в атмосференежности и доверия.
В результате у многих подростковвозникают чувство собст­венной никчёмности, самоуничижения, а также низкаясамооцен­ка. Это, естественно, приводит к депрессии. Современных подро­стковмногие описывают как «апатичное поколение». Почему? Потому что у них чаще всегоотрицательное самовосприятие и чувствуют они себя непонятыми, никому не нужнымис самого раннего детства.
Многие взрослые понимают, что как быхорошо (с их точки зрения!) они ни выполняли свои обязанности родителей, учите­лей,их усилия практически не оказывают никакого влияния на де­тей. Но на самом делеправда как раз в обратном. Психологи под­тверждают, что дом, полный любви,тёплый и дружеский Домаш­ний Очаг, побеждает без всяких усилий практически влюбом случае.
Подросток может быть сильнее,сообразительнее и даже ум­нее своих родителей или может превосходить их вдругих отно­шениях, например, прекрасно разбираться в технике или бытьспециалистом по компьютерам (каждое следующее поколение развивается всёбыстрее). Но эмоционально он — всё ещё ребё­нок. У него по-прежнему сильнапотребность, чтобы родители лю­били его и принимали таким, какой он есть. Дотех пор, пока под­росток не почувствует бесценную поддержку безусловной любви ипринятия его как личности со стороны родителей, он не станет таким хорошим, кактолько может, и не будет стараться изо всех сил вести себя как следует. А безэтого он не сможет достигнуть своего наивысшего потенциала как личность.
Большинство родителей испытываютглубокое чувство любви к своим подросткам и предполагают, что способны передатьэту любовь своим детям. Но на самом деле они заблуждаются. Чаще всего родителипросто не умеют передать и выразить свою искреннюю любовь к подросткам, потомучто не знают, как это сде­лать. Каковы принципы удовлетворения эмоциональныхпотребно­стей подростков? Это контакт «глаза в глаза», физический контакт,пристальное внимание, активное слушание. И только потом уже — дисциплина. Ночтобы научиться этим простым правилам общения с детьми, нужно потратить массусил, энергии и времени.
Многие проблемы, связанные сподростковым возрастом, можно решить, если снять напряжение и скорректироватьотноше­ния родителей и детей, учителей и детей. Однако некоторые про­блемыэтого периода связаны с неврологическими заболеваниями или физиологическойдепрессией. Диагностирование, лечение бо­лезней и преодоление депрессивныхсостояний поможет лучше корректировать отношения родителей, учителей иподростков.
К сожалению, профилактика депрессии уподростков не всегда возможна. Если сделано всё, чтобы справиться с депрессиейсамо­стоятельно, но нет положительного результата, надо искать квали­фицированнойпомощи. А если сам родитель страдает депрессией, даже в мягкой форме, не говоряо тяжёлых случаях, то он не спосо­бен общаться даже с нормальным подростком итем более помочь.
Увеличение количества разводов,экономические и финан­совые кризисы, снижение качества образования, потерядоверия к власти, криминальная ситуация в стране — всё это сказывается наэмоциональном настрое каждого. И по мере того как взрослые, родители и учителявсё больше страдают от постоянно растущего физического, эмоционального идуховного напряжения, им стано­вится всё труднее и сложнее заботиться оподростках. Ребёнок, особенно подросток, платит самую страшную цену — он самыйуязвимый член нашего общества и больше всего нуждается имен­но в эмоциональномкомфорте.
Многие родители испытывают серьёзныетрудности в воспи­тании своих детей. И чаще всего это связано с непониманиемсво­его воздействия на детей в различные периоды их развития, пока те, наконец,не станут взрослыми. Большинство родителей на са­мом деле имеют довольносмутное представление о том, что нуж­но их ребёнку — защита, жилище, еда, одежда,образование, ру­ководство, любовь и пр. Они стараются по мере своих сил и воз­можностейудовлетворять самые существенные потребности своих детей. Каковы обязанностиродителей? Во-первых, создать любящий и счастливый Домашний Очаг. Поэтому влюбом доме
отношения между супругами даже болеесущественны, чем между родителями и детьми. Ощущение безопасности у подростка ито, насколько глубокая эмоциональная связь установилась между ро­дителями идетьми, в основном зависят от того, какие тёплые и ис­кренние человеческиеотношения существуют между супругами. Именно эмоциональная связь между мужем иженой, которую на­до постоянно укреплять и углублять, является основой, безкото­рой крайне сложно улучшить отношения с подростками. Семья может помочьребёнку обрести душу и укрепить дух, чтобы спра­виться с депрессией и найтисвоё место в мире. Всем нам искрен­не хочется, чтобы в семье были мир и лад,здоровье и процвета­ние, но надо осознать, что изменить мир можно, толькоизменяя самого себя. Но если мы научимся избавляться от всех наших прежнихнезавершённых эмоциональных и духовных проблем, в том числе и от болезней,тогда мы сами сможем обрести ощуще­ние внутреннего мира и помочь своимподросткам жить в эмоцио­нальном мире, душевном согласии и физическом здоровье.
В неполных семьях труднее создатьсчастливый Домашний Очаг. Бывают ситуации, когда депрессия у родителя, водиночку вос­питывающего ребёнка, может спровоцировать депрессию у подрост­ка.Из-за одиночества, чувства неполноценности и неадекватности, состояниядепрессии или по другим причинам одинокие родители порой общаются со своимидетьми как со взрослыми. Они стремятся быть «лучшими друзьями», «своим парнем»,вместо того чтобы уста­новить здоровые полноценные отношения «родителей идетей». Но если взрослые нарушают естественный порядок вещей и пытают­ся, чтобыдети эмоционально поддерживали и «подпитывали» роди­телей, то они травмируют ихи разрушают отношения с ними.
Рецепт профилактики депрессии вподростковом возрасте «прост»: безусловная любовь, пристальное внимание,обучение навыкам общения с подростком (это совсем другое, чем с малень­кимребёнком!), умение поддержать любые стремления подростка к независимости исамостоятельности, способность понять и раз­делить его интересы. Приглашайтеего друзей домой, постоянно разговаривайте с подростком, будьте в курсе всехсобытий его жизни, не навязывая ему своего авторитарного мнения, постарай­тесьобеспечить ему интересную жизнь (это вовсе не означает одобрения постоянныхразвлечений: дискотеки, кино и пр.), по­ощряйте любые его творческие интересы.
Очень полезно обратиться к психологу,чтобы заранее опре­делить профориентацию ребёнка. Вкладывайте деньги в образова­ниеподростка, хотя вам может показаться, что ещё рано думать о будущем. Например,пусть обязательно позанимается на ком­пьютерных курсах, хотя в силу своейстаромодности вы можете испытывать панический ужас перед этой техникой. Сейчасэто так же необходимо, как в своё время учиться грамоте. Да и лиш­ний диплом одополнительном образовании не помешает. Разре­шите подростку (кстати, идевочкам это полезно) учиться водить машину. В будущем им это может оченьпригодиться. Учите их правилам самообороны, плавать, кататься на велосипеде,заниматься боксом, каратэ. Да мало ли какие новые интересы появят­ся у нашихдетей, которые и внутренне, и внешне более свобод­ны, чем предыдущие поколения.Чем больше они будут заняты, тем спокойнее вы будете за их будущее. Депрессиязачастую мо­жет явиться следствием скуки, так что лучше, чтобы у подростка небыло свободного времени на пустые развлечения.
Как успела подсчитать безжалостнаястатистика, чаще всего родители, с утра до ночи занятые тем, чтобы заработатьденьги и прокормить свою семью, общаются с детьми не больше часа в день. Утром,в спешке, засовывая бутерброд в рот ещё сонному ребёнку, некогда обратитьвнимание на его состояние. Вечером надо помочь приготовить уроки, сварить обед,убрать­ся, да мало ли еще обязанностей, которые тяжким грузом ло­жатся нахрупкие плечи наших выносливых женщин, в том чис­ле и учителей, которым некогдапозаботиться и о своих детях. Другое дело, когда ребёнок сильно кашляет или унего высокая температура, тут уже волей-неволей необходимо принимать срочныемеры.
На самом деле гораздо важнее обращатьвнимание на эмо­циональное состояние ребёнка. Любой учитель, особенно опыт­ный,сразу же чувствует, в каком настроении ребёнок пришёл в класс. Когда учительзаходит в класс и обводит взглядом своих учеников, это и есть тот мгновенныйзаряд, который включает эмоциональный контакт с каждым ребёнком.Доброжелательный взгляд «глаза в глаза» — самая главная составляющая установле­нияэмоционального контакта с учеником, впрочем, как и с лю­бым человеком.Используйте это мощное, хотя и безобидное ору­жие! Если ребёнок не смотрит вглаза, если он не отвечает добро­желательным взглядом на ваше приветствие, еслине улыбается на улыбку, если у него постоянно опущены уголки губ, если хму­рится,если сутулится, если не бегает на переменке и не общает­ся со сверстниками,обратите на это самое серьёзное внимание. Всё это внешние признаки, явныесимптомы скрытой депрессии, от которой может страдать ребёнок. Обязательновыясните, в чём дело: поговорите с ребёнком, посоветуйтесь с врачом, школьнымпсихологом и родителями. Дети должны ощущать искреннюю любовь родителей.
Переходный возраст — это время «бурии натиска», время буйных, неудержимых страстей, когда подросток может с лёгко­стью,как на качелях, «перелетать» с детского состояния на взрослое, переходить отулыбки к слезам, от веселья к мрачнос­ти, от разумного поведения к совершеннонелогичному. Неожи­данные перепады настроения могут меняться буквально в тече­ниедня или даже часа. Эти взлёты и падения происходят резко и чаще всего родителии учителя знают точно, почему эти вспышки происходят[8,93].
В подростковые годы мальчишки идевчонки пытаются разре­шить все конфликты, которые происходили с ними раньше,особенно в отношениях с родителями. Хотя подростки на самом деле не осо­знаютэтого желания, это внутреннее стремление настолько сильно в их душе, чтоокружающим кажется, будто подростки выбрали оп­ределённый путь, действуя толькоим назло. Именно с этим связаны необъяснимые перепады настроений. Прежде чемугловатый подрос­ток станет девушкой или юношей, спокойно и естественно отделит­сяот родителей, превратившись в ответственного и независимого взрослого человека,он должен в прямом смысле слова расчистить завалы своего прошлого от проблем иконфликтов, в которые он вступал с разными людьми, особенно с родителями.
Что ещё может способствовать депрессии?Как ни странно — ум. Чем вы умнее, тем больше вероятность того, что вы подверже­ныдепрессии. Так, например, дети, коэффициент интеллекта кото­рых выше 160,оказываются менее приспособленными и счастливыми, чем дети среднего интеллекта.Осознание своего высокого интеллектуального уровня может вызвать чувстваобособленнос­ти и одиночества.
Очень важно своевременно сделатьанализ на микроэлемен­ты по волосам, чтобы заранее знать, какие биологическиактив­ные вещества нужно добавить в рацион ребёнка ещё до трудного переходногопериода.
Начинайте с биологических активныхдобавок, это не лекар­ства! Они не могут дать отрицательных побочных эффектов.Ис­пользуйте также гомеопатию, цветочные на­стои, которые воздействуют наэмоциональную сфе­ру, способствуя саморегуляции, и успокаивают нервную систему.
Еда для детей и подростков должнабыть полноценной,   с достаточным количеством белков. К сожалению, за пределамидома их ожидает множество соблазнов. Но будем надеяться, что дома их всегдаждёт горячий обед и ласковая улыбка. Постарай­тесь утром после вкусногозавтрака с самого детства давать сво­им детям необходимые витамины имикроэлементы: особенно важны витамины группы В — для укрепления нервнойсистемы, а также препараты кальция — чтобы поддержать быстрый рост.Постарайтесь на ночь давать подросткам 2 таблетки экстракта валерианы илиуспокоительный травяной чай + ложку меда + комплекс кальция, поскольку он лучшевсего усваивается но­чью. Тем самым вы поможете им легче справиться с периодом«бури и натиска»[8,93].
Молодые люди всё больше привыкаютпостоянно жевать или грызть что-то, или пить пиво, вместо того чтобы регулярноесть полноценную пищу. Естественно, это приводит к нежела­тельным последствиямкак с точки зрения питательной ценности беспорядочно поглощаемой пустопорожнейпищи, так и с точки зрения социальных последствий, поскольку совместныетрапезы, играющие важную психологическую роль в сплочении семьи, уходят вдалёкое прошлое.
Надо обязательно кормить детей,особенно подростков, пол­ноценной пищей хотя бы утром и вечером. Детям нужныбелки, обеспечивающие организм незаменимыми аминокислотами (мо­лочнокислыепродукты, творог, сыр, орехи, фасоль, горох, чече­вица, соевые продукты, яйца,рыба, мясо), витамины А, группы В, С, Е, рыбий жир, кальций, йод и другиемакро- и микроэлементы. Усиленный рост и нарушение гормонального равновесия впериод полового созревания вызывают большую потребность в витаминах иминеральных солях, которые не удовлетворяются пустопо­рожней едой, наспехпроглоченной в закусочных, или стандарт­ными патентованными синтетическимивитаминами и микроэле­ментами, обычно предлагаемыми в аптеках, так как содержатслишком много меди.
Высококвалифицированные специалисты вобласти про­филактической медицины видят выход из сложившейся в на­стоящеевремя ситуации с неполноценным питанием и плохой экологией в том, чтобывключать в пищу детям и подросткам биологически активные пищевые добавки (БАД),сделанные с помощью самых современных высоких технологий из нату­ральныхпродуктов: шиповника, лимонов, морских водорослей (спирулина, хлорелла),высушенного сока зелёного ячменя и пшеницы, маточного молочка, перги и другихпродуктов пче­ловодства, растений, являющихся иммуномодуляторами и т.д
Особенно нужны натуральные пищевыедобавки подросткам в период активного полового созревания. Учёные во всём миресейчас используют большие дозы витаминов и других питатель­ных веществ прилечении алкоголиков и наркоманов. Не лучше ли заранее для профилактики даватьподросткам качествен­ную полноценную пищу + биологически активные пищевыедобавки, не дожидаясь, пока гром грянет?
Одна из причин наркомании (увы, неединственная!) — го­дами накапливающийся у детей дефицит жизненно важных пита­тельныхвеществ. Если постоянно будет восполняться дефицит витаминов и микроэлементов ссамого детства с помощью БАД, дети смогут преодолеть трагический соблазннаркомании. Конеч­но, это только один из четырёх аспектов (есть еще эмоциональ­ный,духовный и интеллектуальный) профилактики наркомании, но это-то — в нашихсилах!
Как помочь детям справиться сразлукой и вызванной этим депрессией
• Для успокоения — слушать тихую музы­ку.Тревожность снижается медленно. Страх темноты сохраняется на многие годы, могутбыть ночные кошмары.
• 1/3 детей становятся гиперактивнымии агрессивными. Отрицание — ребёнок от­рицает, что что-то произошло (ищетотца). Гиперактивность — как форма протеста. По­иск старых отношений.Непоседливость, по­пытки время от времени восстанавливать связи. Нашастандартная реакция на потерю любимого существа — сначала вернуть его, а потом— ругать. И это не зависит от того, можно ли восстановить потерю или нет, да­жеесли потеря безнадёжна, даже через дли­тельное время. Обещание ребёнка быть все­гдахорошим — часть этой мании.
• Сильные чувства обязательны. Нельзяго­ворить ребёнку: «Не плачь!» Надо дать про­цессу горя пройти, ребёнок долженпере­жить потерю и принять её. Нельзя слишком отвлекать и развлекать. Гнев ивраждеб­ность — неизбежны, их не надо сдерживать (показывать гнев, действоватьгневно). У де­тей может появиться ощущение, что их пре­дали, что их оставил,бросил тот, кому они доверяли. Их гнев выражается в забывчивос­ти, мечтах,потерях и пр. В гневе у каждого ребёнка своя зона проявления: рот (кусать),руки (рвать), ногти (ломать). Необходимо дать физический выход гневу. Горециклич­но. Даты — напоминают о пережитом.
• Потеря родителя или развод можетзанес­ти удар по чувству доверия и самооценки, вы­зывая чувства беспомощности ивины. Роди­тели «учат» детей, что быть отрицательным гораздо легче, чем положительным.Надо хва­лить за положительное. При потере появля­ется чувство беспомощности,слабости, нена­дёжности. Надо учить самоконтролю.
Развитие самооценки
• Ребёнок должен понять, что онрождён ро­дителями, кто они, почему расстались (он не должен себя винить), ондолжен испытывать чувство гнева, печали.
• Ребёнок должен знать, что естькто-то, кто заботится о нём.
• Ребёнок должен попрощаться спрошлым.
• Ребёнок должен быть счастливсейчас, его должны любить сейчас.
• Он должен встретить будущее с уверенно­стью,что прошлое ушло и с этим надо при­мириться[9,173].
Подросток может восстановить потерю приследующих условиях:
• Ребёнок имел относительно ровныеотно­шения с родителями до потери.
• Его сразу информируют о том, чтослучи­лось, и он задает любые вопросы, на которые получает честные ответы.
• Он участвует в семейном горе.
• У него есть утешающее присутствиероди­теля или ребёнка, которому он доверяет и на которого можно положиться вдальнейшем[4,82].
Любить ребенка
• Несмотря на то, как подростоквыглядит.
• Несмотря на то, каковы егодостоинства, дурные склонности, физические или психи­ческие недостатки.
• Несмотря на то, как он себяведёт[9,82].
надо постоянно напоминать себе, что,
 • Подростки — это дети, а невзрослые.
• Подростки стремятся действовать,как все подростки, делая всё наоборот.
• Чаще всего в поведении подростковмало приятного.
• Если вы как следует выполняете своиобя­занности родителей и любите своих детей независимо от их неприглядногоповедения в данный конкретный момент, они смогут стать более зрелымиличностями.
• Если вы любите их только в техслучаях, когда они радуют вас (а это и есть условная любовь), и выражаете своюлюбовь к ним только в эти минуты, дети не будут ощу­щать, что их искренне инежно любят. Это в свою очередь заставит их чувствовать себя неуверенно,нарушит их самооценку и иска­зит их представление о себе самом, приведёт кдепрессии и действительно помешает им развиваться как следует и становитьсяболее взрослой и ответственной личностью. Тем самым вы отвечаете за их развитиеи поведе­ние в такой же степени, как и они сами.
• Если вы любите их безоговорочно ибезус­ловно, они будут себя хорошо и уверенно чувствовать в эмоциональномплане. Это позволит подросткам контролировать свои беспокойные состояния и,соответственно, поведение.
• Если вы любите своих подростковтолько тогда, когда они выполняют ваши требования и соответствуют вашиможиданиям, у них по­явится комплекс неполноценности, они нач­нут чувствоватьсебя некомпетентными, нику­да не годными. Дети будут считать, что бес­смысленностараться, потому что этим «пред­кам» никогда не угодишь. Неуверенность,тревожность и низкая самооценка будут му­чить и преследовать их — отсюда идепрессия[7,92].
Подростки и их пища
• 36% современных детей едят как минимумчетыре разных типа «пустопорожней пищи» (так называемые перекусы — чипсы, конфе­ты,гамбургеры, сникерсы, кока-кола и др.).
• Отсутствие полноценного домашнегозавт­рака приводит к снижению способности к обучению (16% школьников пятых клас­соввообще не завтракают).
• 82,7% подростков употребляют самуюал­лергенную пищу — молочные (а не молочно­кислые, как следовало бы!) продукты.И это при том, что почти половина людей не усваи­вает молока, которое образуетбольшое ко­личество слизи, отсюда постоянный насморк и кашель. Исключительнополезные молоч­нокислые продукты (бифидок, биокефир, биолайф, биойогу оты),наоборот, содер­жат живые молочнокислые (бифидо-и лакто-) бактерии, повышаютиммуни­тет и улучшают пищеварение.
• Воспалительные заболевания желудочно-кишечноготракта — одни из наиболее серь­ёзных хронических заболеваний детей. Кро­метого, практически у всех детей дисбактериоз, поэтому даже те витамины, которыеони получают, гораздо хуже усваиваются, тем более что чаще всего эти витамины —синтетические.
У подростков дела обстоят не лучше.Как мы знаем, подростковый период — это период полового созревания, когдапотреб­ность во всех питательных веществах значи­тельно возрастает. Обратитевнимание на следующие данные:
• Мясо способствует кальциевомудефициту, а используют в пищу его 66,3% подростков. Поэтому мясоедам нужнобольше молочно­кислых продуктов и биологически активных пищевых добавок,содержащих кальций.
• 77% подростков предпочитаютбисквиты, сладости и шоколад.
• Только 44,2% подростков едятзелёные и корневые овощи 4-6 раз в неделю.
• 73,4% подростков питаются вне дома4-6 раз в неделю и в основном употребляют так называемую «пищу быстрогоприготовле­ния», в которой очень мало ценных пита­тельных веществ.
• У физически активных подростковэнерге­тические затраты гораздо выше, чем у тех, кто ведёт сидячий образ жизни.К сожале­нию, следят за своим питанием только те подростки, кто заботится освоей внешности, или молодые спортсмены, стремящиеся за счёт болеекачественного питания улучшить свои спортивные достижения.
каковы потребности подростков ввитаминах?
• Витамин С — до двух граммов в день(не чисто синтетическая аскорбиновая кислота, а натуральный источник витаминаС, кото­рый содержит биофлаваноиды, без которых витамин С не усваивается какследует).
• Витамин В-6 в форме пиридоксина илипиридоксаль фосфата (дозы дробить и уве­личивать постепенно).
• Комплекс микроэлементов, содержащихцинк и марганец.
• Кальциевый комплекс, где кальцийсоче­тается с магнием, цинком, хромом, бором и витамином Д-3,
• Кодированная соль или таблеткипрессо­ванной морской капусты или ламинарии.
• Девочки, которые в подростковомвозрасте почти не едят мяса, должны принимать ком­плекс поливитаминов имикроэлементов, со­держащих, в частности, железо, чтобы пре­дотвратить анемию,и важный микроэлемент молибден, который помогает сбалансировать рост костей впериод полового созревания.

Заключение
Депрессия (от лат. — подавление,угнетение) — это по­давленное, угнетенное, тоскливое состояние, возникающее какреакция на тяжелые и неприятные ситуации. Заторможенность движений,замедленность мышления, снижение активности, бе­зынициативность — таковыхарактерные признаки депрессии.
Нарушения в эмоциональной исоответственно физической сфере у подростка могут возникнуть из-за самыхразличных стрессов, характерных именно для этого возраста: экзамены, пе­реход вдругую школу, первая любовь, конфликты в школе — для подростка всё это крайнесерьёзно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся «ерундой». Не забывайте,пожалуйста, что жизнь ребёнка — это «драма», как считал педагог Януш Корчак, ав нашей стране, особенно в горячих точках, — это и трагедия. Я. Корчак писал:«Но и у взрослого много таких минут, когда ему тоскливо без матери, без отца,когда ему кажется, что только ро­дители могли бы его выслушать, посоветовать,помочь, а если на­до, то и простить и пожалеть. Значит, и взрослый можетчувствовать себя сиротой»[3,187].
Плохая успеваемость, задержкаполового созревания или, наоборот, чрезмерно ранняя сексуальная активность,подростко­вая депрессия, склонность к правонарушениям, даже аллергичес­киесимптомы могут быть вызваны тем, что организм подростка физически несправляется с чрезмерными стрессами, истощаю­щими внутренние резервы организма.Стрессовой ситуацией для подростка может быть первая любовь, потерядевственности, ощущение паники при сексуальных покушениях лиц одного пола,отъезд из дома при поступлении в колледж или институт, жизнь в общежитии. Армия— тоже невероятно сильный стрессовый фактор: не привыкшие к стрессовымситуациям и слишком залас­канные маменькины сынки способны даже насамоубийство.
Многим взрослым трудно предугадать иобнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Но всё-та­ки,если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладить стресс ивсегда быть на стороне своих детей.
Любите подростков, смотрите на них снежностью, уделяй­те им больше внимания, спрашивайте их, разговаривайте с ними,слушайте их внимательно и сосредоточенно, заботьтесь о них, кормите их здоровойпищей и постоянно с самого детства давайте им витамины, а они, когда вырастут изаведут свою семью, поне­сут эту нелёгкую эстафету безоговорочной родительскойлюбви к детям — дальше!
Список используемойлитературы:
1.           АлександровскийЮ. А. Глазами психиатра. М., 1977.
2.           Буянов М.И.Беседы о психиатрии.-М.: Просвещение, 1986-208с.
3.           Богданович Л. А.Записки психиатра. М., 1956.
4.           Гарбузсв В. И.,Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детейи их ле­чение. Л., 1977.
5.           Журавлев Д.Причины депрессии в школе //Народное образование.- 2002- №6 – С.182
6.           Захаров А. И.Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
7.           Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста. М., 1979.
8.           Коркина М. В.Дисморфомания в подростковом возрасте. М., 1984.
9.           Леей В. Л.Нестандартный ребенок. М., 1983.
10.        Личко А. Е.Подростковая психиатрия. 2-е изд. Л., 1985.
11.        Психологияподростка/Под ред.А.А.Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК,2003- 480с.
12.        Подласый И.П.Курслекций по коррекционной педагогике.- М.: ВЛАДОС,2002.- 352с.
13.        Ушаков Г. К.Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.
14.        Фрейд З. Детскаяпатология. М., — 1998 г.

Приложение
ТЕСТ
Определение степень депрессии
Хотите ли вы самостоятельноопределить уро­вень вашей депрессии? Если да, тогда про­верьте себя поизвестному тесту, разработан­ному в Центре эпидемиологических исследо­ваний«Депрессия» Национального Института психического здоровья США д-ром ЛеноромРадлофом. Для каждого из перечисленных в таблице пунктов выберите и отметьтеодин из вариантов ответа, который наиболее точно от­ражал ваше состояние запрошедшую неделю.
Ключ к тесту
Чтобы подвести итог, сложите всеполучен­ные баллы. Чем больше число, тем в большей степени нарушен ваш душевныйпокой. Если у Вас от 15 до 21 баллов, то это означает «ма­лую депрессию». Тогдасамое время обратить­ся к врачу за помощью. Если же Вы набрали 22 балла илибольше, то вероятнее всего Вы находитесь в состоянии истинной («боль­шой»)депрессии и Вам нужна скорая помощь специалиста. Если Вас преследуют мысли осамоубийстве и Вы чувствуете, что измуче­ны депрессией, немедленно обратитесьза по­мощью к психиатру, психоневрологу или пси­хотерапевту. часть дня Недолг (1-2дня) Изредка (3-4 дня) Часто или постоянно(5-7 дней) 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 1. Я был взволнован событиями, которые обычно меня не беспокоят. 2. Мне не хотелось есть; у меня был плохой аппетит. 3. Я чувствовал, что не могу выйти из тревожного состояния даже при помощи родных и друзей. 4. Я думал, что я хуже, чем другие. 5.  Я переживал, думая о том, что сделал что-то неправильно. 6. Я чувствовал себя подавленным. 7. Я думал о том, что всё, что я сделал, было ошибкой. 8. Я чувствовал бессмысленность своего будущего. 9. Я считал свою жизнь неудавшейся.
10. Мне было страшно.
11. Мой сон был беспокойным. 12. Я чувствовал себя несчастным. 13. Я говорил меньше, чем обычно. 14. Я чувствовал себя одиноким. 15. Окружающие были недружелюбны ко мне. 16. Меня не радовала жизнь  17. Мои глаза были «на мокром месте». 18. Я был расстроен.  19. Я чувствовал, что меня никто не любит. 20. Я не мог продуктивно работать.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Are Religion And Science One Essay Research
Реферат Индийская аннексия Гоа 1961
Реферат Владимир Андреевич Храбрый
Реферат Управление смарт-картами с применением персонального компьютера
Реферат Эпоха дворцовых переворотов 5
Реферат Поняття дози радіоактивного випромінювання Характеристики потужності дози
Реферат South American Rainforest Destruction Essay Research Paper
Реферат Педагогический совет как форма реализации принципа сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении ДОУ
Реферат Модемы использование в сетях, различия в архитектуре, сравнительные характеристики, особенности
Реферат Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Реферат Этика и ответственность в PR
Реферат Mary Shelley Wollstonecraft Essay Research Paper Mary
Реферат Херер, Джек
Реферат Alcoholism An Intrepretation Essay Research Paper Alcoholism
Реферат Экологическое картографирование