Реферат по предмету "Психология"


Понятие времени в экзистенциальной психологии

Содержание
Введение
Глава 1. Основные теории времени вэкзистенциональной психологии
1.1 Основные направления изученияэкзистенциональной психологии
1.2 Особенности подхода Л.Бинсвангера и М. Босса
1.3 Особенности восприятия временичеловеком
Глава 2. Особенности восприятиявремени в различных состояниях человека
2.1 Изменение восприятия времени,обусловленное сном
2.2 Изменение восприятия времени,обусловленное приближением гибели
2.3 Анализ личных ощущений людей прихолотропном дыхании
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Время представляет собойотражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательностиявлений действительности. Современная наука говорит о наличии у каждогочеловека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмомЗемли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешнимипризнаками и, соответственно, разными анализаторами.
С новой остротой ставитпроблематику психологии времени возросшее количество ситуаций неопределенности,риска, усложнение социально-психологического профиля жизненных задач,стремительность старения знаний на фоне роста информации и мн. др. Что влияет наумение и способность использовать время? Как человек распоряжается этимресурсом?
Обзор литературы попроблеме показал, что проблема восприятия времени и активности человеканаходила интересные методические решения и разнообразную нюансировку [5, 7, 9,15, др.].
Наиболее плодотворнымявляется направление, связанное со способом жизни (Л. Кублицкене, В.Ф. Серенкова,В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, др.). Например, было показано, что обыденный способжизни характеризуется суженностью временного кругозора, поверхностным,односторонним и стереотипным характером восприятия событий, социальнойпассивностью, зависимостью от обстоятельств, импульсивностью инепосредственностью реагирования, узостью социальных связей. Представителямболее действенного способа жизни — энергичным натурам с жесткимрационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным стилеммышления также присущ узкий, ограниченный и свернутый временной кругозор, ониживут, в основном, заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а ихболее отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер.Людям с созидательно-преобразующим отношением ко времени (и жизни в целом)присуще глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных ипротиворечивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени,продуктивность и плодотворность жизнедеятельности, оптимальное распределение ииспользование времени для различных дел. То есть, ценностные аспекты влияют наособенности восприятия и распоряжения временем.
Наряду с ценностно-потребностнымиориентациями, специфику восприятия времени определяют и другие факторы. Влияюттакие признаки, как преобладающее настроение, его знак, тип и уровеньвыраженности (С.В. Зимина); подвижность (многие из тех зон мозга, которыеотвечают за определение времени, играют ключевую роль в контроле движений и вподготовке к действию (Д. Кулл, Т. Шарма)); пол (мужчины и женщины по-разномувоспринимают время в разные периоды жизни (Б. Нойгартен, Н.Г. Черепанова));самооценка (если достижения человека опережают социальные ожидания по отношениюк нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста, если же человекдостиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствоватьсебя моложе (Е.В. Некрасова)); медикаменты и др. средства, оказывающиевоздействие на ритмику организма, влияют на восприятие течения времени (Д. Креч,Р. Крачфилд, Н. Ливсон). К другим факторам относят: взросление человека, егоприродно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образование,индивидуальные характеристики (тип ВНД, доминирующее полушарие в работе мозга,ведущий анализатор и др.), личностные характеристики (доминирующие отношения,определяющие направленность и степень продуктивности внимания, памяти,мышления, воображения, способности и др.) [1].
Тем не менее, отсутствуютработы, в которых ставилась бы проблема активности человека и восприятиявремени, определяемого через события. В психологии можно определять время черезсобытия (прошлые, настоящие, будущие) [4, 14 и др.]. Событием называют явлениеили действие, имеющее как психическую (ментальную, душевную) природу, так иприродно-материальную основу (поступок, общественно-исторический факт). В этойлогике событием можно считать «переживание» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник),«пиковое переживание» (Laski; Maslow).
Зависит ли восприятиевремени от жизненной активности человека? Можно ли выявить частоту событий вразличные возрастные периоды и по ним анализировать специфику восприятия иорганизации человеком времени собственной жизни? Как восприятие времени людьмиразного возраста влияет на распоряжение временем своей жизни, на оценку еекачества и продолжительности? Для ответа на эти вопросы было проведеноисследование.
Все это определяетактуальность данного исследования.
Цель исследования –рассмотреть понятие времени в экзистенциальной психологии.
Для реализации даннойцели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть основныенаправления исследований экзистенциональной психологии,
— проанализироватьпонимание времени в экзистенциональной психологии,
— рассмотреть конкретныеслучаи, описанные людьми, пережившими пограничные состояния.

Глава 1. Основные теории времени в экзистенциональной психологии
 
1.1 Основные направления изучения экзистенциональной психологии
Проблемы смысла жизнитрадиционно считаются предметом философии. Философы решают вопросы о том, чтоесть смысл человеческой жизни, каким он должен быть и т.п. Философия обращаетсвое внимание на содержание смысла. Однако вне ее внимания остаются иныеаспекты: как и при каких условиях, происходит обретение, изменение и утратасмысла жизни, какие функции он выполняет, и какое место он занимает в структуреличности. Иными словами, философия не занимается рассмотрением смысла в отрывеот его содержания. Эта часть является предметом психологии.
В рамках наличной системыпсихологических наук пока нет четко очерченной специальной дисциплины, котораяориентировалась бы на строго жизненно-смысловые проблемы (часть таковых беретна себя теория мотивации, которая рассматривает всю иерархию мотивов — отбиологических до идеологических).
В послевоенные годысформировалось новое течение – экзистенциализм. Зародилось оно в кругуучастников французского сопротивления немецкой оккупации, и его первымиавторами были Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Источниками их идей сталаэкзистенциальная философия, разработанная в конце 19 века датским философомСёреном Кьеркегором. Напряженный 20 век подкрепил интерес к данному направлениюи обогатил экзистенциональную психологию работами Э. Гуссерля, К. Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, Н. Бердяева, Л. Шестова.
Считается, чтоэкзистенциональная психология – это порождение социального и духовного кризисацивилизации, которое проявилось в 20 век. Однако данной направление психологииотражает идеи Ф. Ницше, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма. Также основные идеиэкзистенциональной психологии можно найти в работах Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, Ф. Кафки.
Существенные предпосылкиэкзистенциальной психологии были разработаны в концепции «человеческогопроекта» испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (Ortega уGasset; 1883 — 1955) и в экзистенциальной аналитике немецкого философаМартина Хайдеггера. Хайдеггер, будучи учеником Гуссерля, создал свою версиюфеноменологии, которая стала конкурировать с концепцией учителя. Отличиефеноменологии Хайдеггера состоит в том, что он применил категориюинтенциональности не к сознанию, а к бытию. По Хайдеггеру, бытиеинтенционально, то есть нет и не может быть чистого бытия (ложной абстракции,которая была введена Сократом и Платоном), но бытие всегда обращено на какое-тоиное бытие. В свете этого главным предметом философствования(«фундаментальной онтологии») становится человеческое существование — экзистенция. Хайдеггер стал основоположником и крупнейшим представителемэкзистенциализма. Интенциональность бытия человека выражается в егоэкзистенциалах, к которым относятся страх, надежда, забота и т.п. Это значит,что нельзя просто существовать, но существование всегда есть забота о чем-то,страх чего-то, надежда на что-то и т.п. Бытие, таким образом, всегда выступаеткак включенность в некое иное бытие, как присутствие, «вот-бытие»,«здесь-бы-тие», «бытие-в-мире» - Daseln. To же,что понималось под бытием в западной философии, есть не подлинное бытие, асущее, то есть разрозненное, атомарное «прозябание» предметов,лишенных своего места в бытии. Различение подлинного бытия и сущего касается ичеловека, который может забыть о своей экзистенции и воспринимать свою собственнуюжизнь как совокупность фрагментов времени, наполненных фрагментарными же,разрозненными предметами и отношениями. Такое состояние Хайдеггер определяеткак безликость (Man); при этом человек, например, не воспринимает конечностьсвоего существования, смертность, поскольку череда фрагментов не предполагаетсвоего окончания (оно может быть видно лишь с точки зрения целостности жизни);умирают только другие. Поворот человека «лицом к смерти» должен, поХайдеггеру, вернуть человеку его экзистенцию [по 3].
Dasein -фундаментальноепонятие экзистенциальной психологии. Вся структура человеческого существованиябазируется на этом понятии. Dasein — не принадлежность или свойство человека,не часть бытия наподобие фрейдовского Я или юнговской анимы; это человеческоесуществование, взятое как исчерпывающая целостность. Когда, например, МедардБосс использует термин Daseinanalysis, он имеет в виду тщательное рассмотрениеспецифической природы человеческого существования или бытия-в-мире. Dasein — немецкое слово, используемое Хайдеггером в противопоставление Vorhandsein,которое относится к существованию предметов, а не людей.
Вопрос о подлинномсуществовании находится в центре внимания экзистенциализма какфилософского течения. То, что экзистенциализм возник как отражение социальногои духовного кризиса цивилизации, не отрицают и западные авторы. Как писал одиниз них, «экзистенциализм находит аудиторию и приверженцев там и в товремя, когда индустриализированная страна глубоко потрясена, важные социальные вопросытребуют решения, а агонизирующие люди, поставленные спиной к стене, должныпереосмыслить все свое мировоззрение» [по 4]. Такое переосмыслениепредшествующих философских систем и места человека в мире осуществлялосьэкзистенциалистами таким образом, что все «важные социальные вопросы»были истолкованы как производные от переживаний индивида. Социальный мир былпротивопоставлен им как «неподлинный». Человек существует подлинно врадикальном одиночестве — к такому выводу пришли философы, для которых стоящийлицом к лицу с Богом, собственной смертью или абсурдом человек стал главнымпредметом философии.
Экзистенциальнаяпсихология сейчас наиболее распространена в том виде, в каком она представленав трудах В. Франкла, Д. Бюдженталя, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя, И. Ялома.В данной работе нас будет больше интересовать труды швейцарских психиатровЛюдвига Бинсвангера (Binswanger, L.) и Медарда Босса (Boss, М.).
Бинсвангер был одним изпервых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, несмотряна оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (однимиз виднейших оппонентом психоанализа был его родной дядя — Отто Бинсвангер).Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX в. была довольнозначительной, а в 1910 г. он даже был избран президентом Швейцарскогопсихоаналитического общества.
В психоанализе Бинсвангервидел, прежде всего, средство проникновения на уровень субъективных смыслов,верований и ценностей больного. В этой связи он приветствовал отказ Фрейда отфизиологической интерпретации психических явлений, но полагал, что отход этотво фрейдизме не был доведен до конца.
Бинсвангер исходит изэкзистенциалистского представления о свободном выборе, об экзистенции,проектирующей саму себя. Обусловленность настоящего прошлым, причинностьпонимаются им как результат самоотчуждения свободной экзистенции, котораяпревращает саму себя из возможности в необходимость, в предмет, частьобъективного мира. Это то, что все философы-экзистенциалисты считалинеподлинным существованием [4].
Целью Бинсвангера былпоиск нового основания для психологической науки и психиатрической практики,преодоление кризиса современной психологии. «Болезнь» и«здоровье», «нормальность» и «ненормальность» — значение этих понятий в немалой степени зависит от понимания человека в целом,то есть от философского, а не специально научного подхода [3]. Поэтому, какписал один из исследователей творчества Бинсвангера, историю его попыток понятьчеловека в здоровье и в болезни следует рассматривать в свете того, как ониспользовал и развивал положения, обнаруженные им в философских учениях,классических и современных [5]. Отказываясь от биологического критерияпсихического «здоровья» или «болезни», Бинсвангер понимаетих в духе хайдеггеровского учения о «подлинном» и«неподлинном» существовании.
Экзистенциальнаяпсихология изучает:
1) проблемы времени,жизни и смерти;
2) проблемы свободыответственности и выбора;
3) проблемы общения,любви и одиночества;
4) проблемы поиска смысласуществования.
Главный предметэкзистенциальной психологии — смысл человеческой жизни, условия его обретения,изменения и утраты. [8].
1.2 Особенности подхода Л. Бинсвангера и М. Босса
Бинсвангер известен каксоздатель разработка системы экзистенциального анализа. Согласно Бинсванегру«экзистенциальный анализ — это метод анализа личности во всей полноте иуникальности ее существования (экзистенции)». То есть экзистенциальный анализ –это своего рода феноменологический анализ актуального человеческого существования.Целью экзистенциального анализа является реконструкция внутреннего мира опыта.Благодаря данному анализу, подлинное бытие личности обнаруживается посредствамуглублению ее в себя с целью определения и выбора «жизненного плана», независимого ни от чего внешнего.
Бинсвангер считал, что«душевная жизнь человека заключается в жизни его сознания, и что нет в этомсознании другой реальности, нежели как реальности, конституируемой активностьюинтенциональных актов: “Интенциональность есть существеннейшее(Eigenwesentllche) жизни сознания”». Занимаясь соотношением методов научного ифеноменологического познания, Бинсвангер указывает, что «теорией как способом“чистого дескриптивного познания” является не деятельность с предметамивнешнего мира и его самого безосновное произвольное конструирование, нообращение к самим сущностям (т.е. освобожденным от спекулятивного разума формами видам чистого сознания) и выработка идеальной методологии этого обращения(т.е. ограничение понятийного анализа действительно содержащимся в сознании,имманентным сознанию; идеирующее движение от в реальности сущего черезединичные сущности к сущностям всеобщим)».
Однако следует указать,что главным в феноменологии Бинсвангера считает утверждение значимости, а также«последовательное использование в философском исследовании актовкатегориального (сущностного) созерцания».
Сам Бинсвангер отмечает,что «когда он обратился к феноменологии и Dasein-анализу, для него расшириласьи углубилась сама проблема бессознательного, поскольку на этих этапах проблемабессознательного встает с меньшей силой лишь в противоположность проблеме“сознательного”, которым “бессознательное” во многом — как всегда это бывает вслучаях подобных простых противостояний — определяется и в психоанализе».
«B противоположностьDasein-аналитике, которая, верная еще Гегелем установленному факту, чтоличность есть то, что есть ее мир (весь ее мир) как ее мир, стремится работатьсо всеми возможными мировыми проектами человеческого Dasein, психоанализ,по-преимуществу, ограничивается эфирным миром фантазии и сна”» (S.I 37).
Исходя из работБинсвангера, можно сделать вывод, что бессознательное, в строгомпсихоаналитическом смысле, направлено на сущее, но никогда на Dasein. «Ибо оно(Dasein) обозначает бытие, как сущее на своем месте и способное осуществлятьсяэтим своим “Da” (das da ist und sein Da hat), т.е. знает об этом и сообразноэтому ведет себя. Это “Da” есть его открытость, его мир. Бессознательное же неимеет мира, мир ему не открыт, и даже не был “обещан”, как это бывает в ясныхсновидениях, и оно не понимает себя из своего мира» (S.148-149).
Понятия «бытие вмире», «трансценденция», «миро-проект» почерпнутыБинсвангером прямо из хайдеггеровского «Бытия и времени». Эти понятияфигурируют практически у всех авторов экзистенциального направления; с нимисвязана трактовка проблем свободы воли, личной ответственности [4].
По замыслуэкзистенциалистов, понятие «бытие-в-мире» предназначено для того,чтобы подчеркнуть неразрывную целостность субъективного и объективного.Дихотомия «объект — субъект» признается как ошибка Декарта, акартезианская картина мира — как следствие отчужденного восприятиядействительности, порождаемого техническим прогрессом. С точки зренияэкзистенциалистов, ни субъективное, ни объективное не изначально. Мир — этоструктура значимых отношений, которую создает сам субъект.
Бытие в мире, поБинсвангеру, имеет три модуса:
1. Umwelt — ландшафт,физический мир, который с нами разделяют все живые организмы;
2. Mitwelt — социальныймир, сфера общения с другими людьми, четко отделяемая от социального мираживотных;
3. Eigenwelt — мирсамости (в том числе телесной), присущий только человеку; это не простосубъективный мир, а основа, на которой строится отношение к двум другиммодусам.
В приведенном разделениимира натри формы содержится мысль о несводимости друг к другу восприятиясоциального окружения и физического мира, подчеркивается важнейшая рольсамосознания в оценке действительности.
«Трансценденция»буквально означает выход за пределы чего-либо. Психологами-экзистенциалистамитрансценденция рассматривается в качестве фундаментальной способностичеловеческого существа, заданной онтологической структурой и находящейся внерамок причинного объяснения. При этом гомеостатические модели личности признаютсянеадекватными. Человек не только находится в мире, он постоянно движется в нем,вовлечен в творение каждого момента. Трансценденция подразумевает отношение ксебе как к объекту и субъекту одновременно, способность взглянуть на себя состороны. Благодаря трансценденции преодолеваются непосредственные границывремени. Временная связь, то есть способность переносить прошлое в настоящее,вместе со способностью действовать во временной перспективе составляет сущностьразума и личности. Экзистенциалистам удается благодаря понятию трансценденцииподчеркнуть активность человеческой личности, ее творческое начало. Процесстворчества на самом деле обладает высокой степенью непредсказуемости, но это,конечно, не дает основания к разрыву с детерминизмом.
Понятие трансценденцииимеет значение в аспекте критики экзистенциалистами фрейдизма. Бинсвангер идругие психологи-экзистенциалисты вслед за Хайдеггером подчеркивают, чтобудущее в контраст к настоящему и прошлому — основной образец времени длячеловека. Прошлое приобретает значение только в свете проекта будущего, событияизбирательно черпаются из памяти. Значение событий прошлого, таким образом, нефатально, как считают сторонники ортодоксального психоанализа. Можносогласиться с тем, что мобилизация психических процессов личности зависит отпланов, которые она строит, и объяснение ее поступков следует делать, преждевсего, в свете преследуемых ею целей, а не только исходя из прошлогоопыта.
Основная идеяDasein-анализа состоит в том, что «само Dasein не полагает собственногооснования, но, напротив, знает о том, что имеет основанием свободу (Frei-heitzum Gnmde), свободу в смысле ответственности за себя, в смысле свободногорасположения человеком себя в отношении своего “характера”, и знает о даресвободной встречи Я и Ты в любви».
Отвечая на вопрос “чтотакое Dasein-аналитическое направление в психиатрии?” (доклад в Швейцарскомпсихиатрическом обществе в октябре 1945 г.), Бинсвангер говорит, что это имя ифилософское основание направления заимствованы из экзистенциальной аналитикиХайдеггера.
Два фундаментальныхтезиса, положенных Хайдеггером в его главном произведении: что бытие человекакак Dasein есть бытие-в-мире; и что становление человека личностью естьтрансценденция, преодоление (Ueberstieg) мира, способность, коренящаяся всущности времени, в его самораскрывании в настоящем, прошлом и будущем — тооснование, на котором Бинсвангер задумал построить здание онтологическойантропологии. Однако при этом он интерпретировал собственное призвание Daseinне как заботу, но как любовь (Ueber-dle-Welt-hinaus-Sein), трансценденцию же некак чрезмерность заботы (Ueberstiegs der Sorge), но как чрезвычайность любви(Ueberschwungs der Uebe).
Данные идеи Л.Бинсвангера развивал в своих работах М. Босс. Иногда даже кажется, что ихподходы близки. Однако разница заключается в позиции исследователя и в конечныхцелях исследования.
Так для Бинсвангера мирпациента – объект изучения, а цель анализа – «экспликация экзистенциальноаприорной структуры как своего рода квинтэссенции мира пациента, инвариантнойсмысловой матрицы». Анализируя его работы, можно сказать, что Бинсвангер«пытается анализировать противопоставленное себе человеческое существо длятого, чтобы выйти к сущностным основаниям его бытия».
Для Босса же позицияисследователя и позиция терапевта – это одно и тоже, отношения терапевт-пациент– это «есть само по себе определенная целостность – Бытие-вместе». Целью дляБосса является «освобождение пациента, «расчищение того просвета в бытии»,каковым является его Dasein, для того чтобы сущие, с которыми встречаетсяпациент, могли свободно высвечиваться, переходя из состояния сокрытости вявленность бытия. Обратной стороной этого процесса будет свободная реализациячеловеком возможностей, которые ему открываются».
1.3 Особенности восприятия времени человеком
Время – такая жеобъективно имеющая действительность, как и пространство, ввиду того, что всеявления реальности наблюдаются и во времени и в пространстве. Сам объектпознания – время является весьма разносторонним аспектом окружающейдействительности.
Особенности восприятиявремени вызваны, в основном, самой сущностью времени как объекта отражения иего ролью в жизни людей [7].
Время текуче. Время неможет быть воспринято сразу, а лишь последовательно (но не одномоментно):начало, только потом конец. Это относится ко всем «частицам» времени, даже ксамым маленьким.
Для восприятия времени учеловек нет специального анализатора. Время может быть обнаружено только черездвижении, или ритм жизненных процессов или с помощью измерителей времени –часов, то есть время познается опосредованно. У взрослого, сформировавшегочеловека восприятие времени происходит благодаря слаженной работе единойсистемы анализаторов. У детей такой слаженной системы пока нет
Восприятие времениизменяется внутренними факторами субъекта восприятия времени: значимостью длясубъекта временного промежутка, его наполненность, состоянием самого субъекта(увлеченность, ожидание).
Обозначение временныхотношений изменчиво. То, что было «скоро», становится через некоторое время«сейчас», а затем – «недавно». Эта отвлеченность, текучесть, незримостьвремени, его слитность с теми же событиями, важными для жизни, которые ребенокнаблюдает, крайне осложняют его выявление и познание.
Механизм />восприятия времени человеком/>/> до сих пор до конца и полностью не изучен. Затруднения вего исследовании связаны с тем, что у человека не существует данного ему отприроды органа чувств, приспособленного именно для восприятия времени. Тем неменее человек может это делать, причем порой достаточно точно оценивая такиепараметры времени, как его продолжительность, скорость течения, ускорение илизамедление.
Механизм восприятиявремени ученые связывают с наличием у человека так называемых «биологическихчасов». Это строго выверенные во времени ритмические или обменные процессы,происходящие в организме человека. На роль биологических часов могутпретендовать сокращения сердечной мышцы, ритмика дыхания человека, ритмическиедвижения голосовых мышц при порождении речи, ритмические движения рук и ногчеловека во время ходьбы, ритмика суточных обменных процессов (циркадный ритм).Участие обменных процессов, происходящих в организме, в оценке времени экспериментальноподтверждается тем, что при воздействии биохимических веществ, ускоряющих илизамедляющих эти процессы, соответственно изменяются и оценки человеком времени:имеют место или его переоценка, или недооценка. К примеру, хинин или алкогользамедляют воспринимаемый ход времени, а кофеин, напротив, ускоряет его.
Субъективновоспринимаемая продолжительность времени зависит от того, чем оно у человеказанято. Быстро текущей и более короткой по времени кажется нам интересная иосмысленная деятельность; гораздо дольше для нашего восприятия продолжается тадеятельность, которая заполнена бессмысленными и неинтересными для человеказанятиями.
Сегодня очевидно, чтовосприятием времени что-то случилось. Симптомы неполадок с восприятием временизаявляют о себе не только работами историков и социологов с такими говорящиминазваниями, как, например, «Неполадки с темпоральностью». И не только прочтениеПруста сквозь призму Хайдеггера Юлией Кристевой, прочтение «Пиковой дамы»сквозь призму «Игрока» Достоевского Александром Эткиндом, чтение изсовременности, к которому призывал экспериментатор Борхес, свидетельствуют о«неполадках с темпоральностью» [1].
По мнению создателя этойконцепции Франсуа Артога, в восприятии времени наступил резкий перелом.Особенностью нового восприятия времени, характерного для наших дней, являетсяподавление настоящим двух других членов временной триады. Поглощение настоящимпрошлого и будущего превращает настоящее в собственный самодостаточный горизонти делает невозможным выход за его пределы «в другое время».
Другая особенность новоговосприятия времени — это распад связи времен, разрыв непосредственнойпреемственности между прошлым, настоящим и будущим.
Идея прерывности времени,которая никогда раньше не воспринималась социальными науками всерьез, теперь нетолько сделалась фигурой мысли, освоенной историками, социологами илиантропологами.
Важно подчеркнуть, чтоновый способ восприятия времени рождается не в последнее десятилетие. Его«предвестники» появляются в разнородных и не соотносимых между собойнаправлениях мысли конца XIX — начала XX в. Символические разрывы втрадиционном образе времени обнаруживаются в столь далеких друг от другаобластях, как физика и литература. Поэтому попытка построить их общуюинтеллектуальную генеалогию, найти между ними «идейную преемственность» кажетсяобреченной на провал. Конечно, Пруст знал о теории относительности Эйнштейна ичитал Бергсона, но было бы преувеличением сказать, что они определилинаправление его «Поисков».
Внутреннее время, чьеродство с феноменологическим временем Гуссерля далеко не однозначно, становитсяглавной структурой Бытия-здесь (Dasein) в философии Мартина Хайдеггера. Чтобыутвердить подлинность внутреннего времени, Хайдеггеру, так же как и другимфилософам, приходится бороться против идеи «вульгарного времени» — объективногохронологического времени «науки». Подлинная субъективная темпоральность дляХайдеггера характеризуется конечностью, тогда как «вульгарное время»бесконечно, униформно и неопределенно направлено в неопределенное будущее.Прошлое, настоящее и будущее перестают рассматриваться как неразрывное единствои противопоставляются друг другу.
В одном экспериментечеловек провел в изоляции два дня, находясь в звуконепроницаемой комнате изанимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени с нимсвязывался экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемогочасов не было). Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этихусловиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, егосубъективное время шло с ускорением и опережало реальное время почти на четыречаса. Затем «внутренние часы» человека начали постепенно отставать, и к концучетвертого дня пребывания в изоляции он ошибался по сравнению с реальнымвременем примерно на 40 мин [10].
Также необходимо отметитьнемалое число факторов, влияющих на восприятие человека. Многие факты указываютна большую роль, которую в восприятии пространства и времени играют движения,причем это относится в основном к зрительному, слуховому и осязательномувосприятию. Без движений внешних органов чувств или заменяющего их движениявнутренних органов формирование адекватного образа воспринимаемого предмета,по-видимому, не происходит. Характер движений, совершаемых в перцептивной(воспринимающей) системе, играет важную роль в точном установлении реальнойкартины мира. Было, например, замечено, что создание искусственных препятствий,исключающих движение изображения зрительно воспринимаемого объекта поповерхности сетчатки глаза, приводит либо к искажению, либо к полномуисчезновению образа соответствующего объекта. Происходит это, вероятно, попричине адаптации зрительных элементов, палочек и колбочек к воздействующимстимулам или торможения их активности.

Глава 2. Особенности восприятия времени в различных состояниях человека
 
2.1 Изменение восприятия времени, обусловленное сном
Существует многосвидетельств странного состояния: точно знаешь, что засыпаешь на очень короткоевремя, но в эти моменты успевает присниться длинное, наполненное сюжетомсновидение? Оказывается, феномены искажения хода субъективного времени припротекании сновидений известны давно.
Так приведем один пример,опубликованный в журнале в январе 1996 г.:
«В университете, где яранее учился, проходит занятие физкультурой. Преподаватель комического вида, сбрюхом, в белом халате, с тонкими ножками и с рупором в руке громким голосомкомандует колонной бегущих студентов. Бегущая колонна делает круги вокругнового здания университетской библиотеки. А в это время преподаватель долгорассказывает об организации занятий, о бассейне университета, о том, какой этоуникальный бассейн и т.п., фактически читая долгую лекцию, вместо того, чтобысухо и кратко руководить пробежкой. В этом чувствуется нечто несуразное. Но вотголова колонны студентов уже сворачивает за угол здания, и преподавательпонимает, что туда звук его слов не достигнет. Он начинает суетиться, быстрееперебирая ножками, и стараясь не терять контроля за студентами. Речь егостановится торопливой, голос повышается до визга. Ножки комичного преподавателясеменят все быстрее и быстрее, и у меня возникает вначале изумление, а затем исомнение, может ли человек так быстро перебирать ногами? Кажется даже, что этоуже не человек, а механическая курица. Но вот преподаватель споткнулся и упал.Его массивное пузатое тело с развевающимся белым халатом с грохотом и скрежетомпроехало по асфальтовой дорожке. Это был настоящий металлический скрежет,сильный звук, от которого я проснулся. Когда же я проснулся, то понял, что звукбыл в ванной. Пришлось встать и посмотреть. Обнаружилось, что в самой ваннесоскользнул с края и скатился вниз кусок камня-пемзы.
Анализируя этосновидение, я тогда же пришел к выводу, что начало соскальзывания камня совпалос началом сюжета, когда преподаватель кричал громким голосом в рупор, а конец — с моментом падения преподавателя. Таким образом, краткий миг падения камнявместил довольно длительное, логически связанное сновидение».
Такие психологическиенаблюдения, по всей видимости, не противоречат физиологическим особенностямсна. Физиология сна, как известно, различает несколько периодическичередующихся фаз — медленного сна и быстрого сна, смена которых приводит ксущественным изменениям состояния головного мозга и всего организма человека.Медленный сон длится 60-90 мин и сменяется быстрым сном, протекающим всего за20-30 мин. Во время медленного сна отсутствуют движения глаз, расслабляютсяскелетные мышцы, понижается электрическая активность мозга. В течение жебыстрого сна регистрируются быстрые движения глаз и напряжение скелетных мышц,электроэнцефалограммы мозга становятся похожими на электроэнцефалограммыбодрствующего человека. В это же время возникают сновидения.
Рассматривая сновидение,как феномен, связанный со значительными изменениями физиологического состоянияорганизма, не трудно включить в общую картину отдельные случаи искажения ходапсихологического времени сновидца. Существенное же, скачкообразное изменениепсихологического состояния сновидца, когда он проваливается в сон, или выходитиз сна, можно рассматривать как пример катастрофы.

2.2 Изменение восприятия времени, обусловленное приближением гибели
Но не только во время снамозг прибегает к обработке информации в ускоренном темпе. Обратимся кпрофессору Гейму, который в 1895 году в цюрихском альпийском клубе рассказал овпечатлении людей, переживших падение в горах. Характерной особенностьюописания всеми участниками своих ощущений было то, что в эти короткие мгновенияпред их мысленным взором проносилась вся жизнь.
Об аналогичном явленииговорит и Теокюль Рибо (СПб., 1881) в книге «Болезни памяти». Для нашегоисследования характерно описание ощущений человека, «избежавшего смерти лишьпотому, что он успел лечь между железнодорожными рельсами. За время следованиянад ним поезда он снова пережил свою жизнь».
 Однако, видимо, нетолько необычная скорость и ясность мышления свойственны организмам в подобныхситуациях. Так, известны факты поразительной мгновенной мощности мышц людей всостоянии стресса. Так, например, во время пожара хрупкая старушка сумелакаким-то непостижимым образом вытащить из своей квартиры, расположенной навтором этаже, громадный сундук с принадлежащим ей имуществом. Потом, поминовании беды, двое здоровенных пожарных с трудом и передышками смогливодрузить его на место! Но, можно полагать, не только громадную мгновеннуюмощность способна развивать мышца в режиме стрессового форсирования. Как можнодумать, эффективное управление мышцами возможно лишь при соответственном ростескорости распространения команд по нервам, управляющим форсируемыми мышцами?
А теперь скажем несколькослов о возможном физиологическом механизме ускорения психологического времениумирающего. Предполагаемый ответ можно искать в направлении, предложенным А.Т. Филипповым.Обсуждая солитонную природу распространения нервных импульсов, Филипповвысказывает очень интересную гипотезу: нервные волокна при определенныхусловиях могут проводить сверхбыстрые взрывные нервные импульсы, подобныеударным волнам, как это обнаружилось при изучении солитонов в различныхфизических средах; этими определенными условиями могут быть минуты смертельнойопасности, когда включается механизм более быстрой передачи информации, ивозникает ощущение, что время растягивается, а также состояние умирания [11].
2.3 Анализ личных ощущений людей при холотропном дыхании
Описание ощущенийчеловека при холотропном дыхании:
«Такое мышлениехарактеризуется хаотичностью работы сознания. Люди с таким мышлением находятсяпостоянно в состоянии возбуждения и гиперактивности. Им очень труднососредоточиться на одном предмете и удерживать внимание. У них наблюдаетсянарушение восприятия времени.
Люди, практикующиехолотропное дыхание «все более утрачивают способность быть исследователями,лишаясь тонкой балансировки, кропотливо нарабатываемой жизненным опытом, аограничиваются быстрым, поверхностным стилем мышления. Они могут кичиться своейбыстротой и эффективностью, быть свободными от раздумий, сомнений инеуверенности, но это — за счет утраты другой, совершенно необходимойтворческим людям возможности», под которой здесь подразумевается способность канализу и размышлению».
Другое впечатление: «Опытпредельной близости с собой, опыт беспредельной свободы, безграничности времени…»(Алиса)
Или вот еще одно описаниетакого состояния:
«Здесь рушатся привычныепредставления о счастье и горе, которые ты испытывал раньше, обретая новый,высший уровень эмоций, раскрывая свой потенциал, начинаешь дышать вселенной.Время растворяется: оно то еле движется, то убыстряется, как я этого хочу.
Первоначально у менявключился разум, я пытался отключиться от этого. Я стал пустой, стою передчистым листом и мне захотелось туда войти. Я вошел туда, прошелся по нему истал чувствовать поле свое, с ногами поработал. В ладонях у меня появилосьпламя холодного синего цвета. Я не знал, что с ним делать. Я отдал его ситтеру.Какое-то время прошло, и у меня появились два шара оранжевого-желтого-синегоцвета. Я опять отдал, и у меня, в конечном итоге, появился большой шар. Язапустил его наверх, и после этого у меня ощущения были простобесподобные…» (Маша).
А вот благодарность наодном из сайтов: «Огромное спасибо всем, кто прикоснулся к созданию этого мира…Вы дарите людям свободу во времени и пространстве…» (Ольга).
Приведем еще однублагодарность, более подробно описывающую ощущения: «Переживаний, состоянийбыло множество, но самое главное, что за эти дни случилось – возрождениечувства, словно весь мир для тебя, а ты для всего мира, когда подходишь к«краешку края», и шагаешь, казалось бы в бездну, а на самом деле в жизнь вовсей ее полноте. Ты управляешь временем и у тебя все получается. Всем моясердечная благодарность!» (Александр, 31 год).
А вот более точные описаниядостижений, которые стали доступны с помощью данного метода:
«С методом я знаком ужепорядка двух лет. За это время прошел три курса холотропного дыхания. Ключевыеперемены в моей жизни (на мой взгляд) являющиеся результатом прохождения курса:
— легко бросил курить(ранее не мог этого сделать 10 лет)
— без изменения пищевогорациона и режима снизился (на 9 кг.) и стабилизировался (1.5 года) вес.
— улучшилось здоровье,самочувствие (самоощущение), гармонизировался внутренний мир (душевный покой),наметились, определились (и реализуются!) дальнейшие жизненные цели.
— занялся новым,интересным для меня, бизнесом.
— стал всюду успевать,появилось свободное время.
— стал лучше общаться слюдьми, родственниками, обрел хороших друзей.
Спасибо методу, спасибоТатьяне! (Андрей, 42 года, предприниматель)
Еще одно описаниедостижений:
«1. Ощущение покоя.
2. Если место (ощущение)которое беспокоит «продышать», то беспокойство совсем уходит.
3. Перестала остробеспокоить потеря близкого человека.
4. Во время сеансовзапомнилось ощущение себя как души, пространства и времени».
5. Интересно былонаблюдать, как во время сеансов тело само делало танцевальные движения» (Оксана29 лет, домохозяйка)
Вот уже более подробноеописание того, что удалось пережить:
«Моё РЕАЛЬНОЕ ощущение откатарсиса…
Тот фейерверк негативныхчувств, который преобладает в сознании изложить на бумагу сложно. Тот, кто непережил, может не поймет. Мне во время сеансов было очень тяжело. Потому чтопереживаешь заново, все то, что ты загнал вовнутрь. Открывается та же боль,которую ты прожил раньше. Она всплывает в памяти и ощущениях с новой силой. Еёнужно заново пережить! Она идет рядом, ведя тебя к депрессии и неверию в своисилы!
Но зато после сеансов,такое ощущение, что это было не с тобой. О чем раньше вспоминалось с болью всердце, отпустило тебя. Эта боль не тревожит, ЕЁ ПРОСТО НЕТ! Время сдвигается,оно то удаляется, то приближается, когда я это хочу.
Я начала жить своейжизнью, без боли и обид. У меня появилась вера в собственные силы. Теперь я непозволю никому себя предать, и знаю, что я могу намного больше!
Большое спасибо ТатьянаСергеевна, за то, что ВЫ помогли мне освободиться! (Ирина 26 лет, маркетолог(пока что, но теперь все впереди!)»
«Очень ВСЕ понравилось!!!Летал – класс! Перевоплощался в животных. Избавился от страхов. Управлял скоростьювремени. Сейчас чувствую себя замечательно и легко. Понравилась, особенно,шаманская часть курса – ощущал себя в образе настоящего шамана. Хочу еще!!! (Максим33 года, бизнесмен)»
«После холотропногодыхания почувствовал неимоверное облегчение, полет мысли. Все движения ипоступки стали естественными. Жизненные проблемы стали решаться сами собой. Сталвезде успевать, все помнить. Почувствовал себя в начале большого и интересногопути. Хочется что-то полезное сделать людям. (Сергей)»
«Мощная сила холотропногодыхания помогает снять блоки и решить множество проблем. С помощью холотропногодыхания я научилась высказывать свои мысли и проявлять чувства. Это была мояпроблема – я загоняла эмоции внутрь и как следствие – много болезней. Послесеансов холотропного дыхания у меня прошли боли в спине и суставах, пересталаболеть печень, прошла мастопатия, нормализовался вес (похудела). Ощущения отхолотропа незабываемые – видишь свои проблемы и тут же их решаешь. Переносишьсяв ситуации, которые долго не мог решить и поживаешь их снова, но уже впозитиве. Перескакиваешь в прошлое и настоящее, такое впечатление, что тыруководишь стрелками на часах. После сеансов идет такое мощное омолаживание, иогромный прилив сил.
Холотропное дыхание невсегда легко, зато всегда эффективно! (Екатерина, 45 лет, предприниматель)

Заключение
Механизм восприятиявремени человеком до сих пор до конца и полностью не изучен. Затруднения в егоисследовании связаны с тем, что у человека не существует данного ему от природыоргана чувств, приспособленного именно для восприятия времени. Тем не менее,человек может это делать, причем порой достаточно точно оценивая такиепараметры времени, как его продолжительность, скорость течения, ускорение илизамедление.
Также необходимо отметитьнемалое число факторов, влияющих на восприятие человека. Многие факты указываютна большую роль, которую в восприятии пространства и времени играют движения,причем это относится в основном к зрительному, слуховому и осязательномувосприятию. Без движений внешних органов чувств или заменяющего их движениявнутренних органов формирование адекватного образа воспринимаемого предмета,по-видимому, не происходит. Характер движений, совершаемых в перцептивной(воспринимающей) системе, играет важную роль в точном установлении реальнойкартины мира. «Трансценденция» буквально означает выход за пределычего-либо. Психологами-экзистенциалистами трансценденция рассматривается вкачестве фундаментальной способности человеческого существа, заданнойонтологической структурой и находящейся вне рамок причинного объяснения. Приэтом гомеостатические модели личности признаются неадекватными. Человек нетолько находится в мире, он постоянно движется в нем, вовлечен в творениекаждого момента. Трансценденция подразумевает отношение к себе как к объекту исубъекту одновременно, способность взглянуть на себя со стороны. Благодарятрансценденции преодолеваются непосредственные границы времени. Временнаясвязь, то есть способность переносить прошлое в настоящее, вместе соспособностью действовать во временной перспективе составляет сущность разума иличности. Экзистенциалистам удается благодаря понятию трансценденцииподчеркнуть активность человеческой личности, ее творческое начало. Процесстворчества на самом деле обладает высокой степенью непредсказуемости, но это,конечно, не дает основания к разрыву с детерминизмом.
Субъективновоспринимаемая продолжительность времени зависит от того, чем оно у человеказанято. Быстро текущей и более короткой по времени кажется нам интересная иосмысленная деятельность; гораздо дольше для нашего восприятия продолжается тадеятельность, которая заполнена бессмысленными и неинтересными для человеказанятиями.
Понятие трансценденцииимеет значение в аспекте критики экзистенциалистами фрейдизма. Бинсвангер идругие психологи-экзистенциалисты вслед за Хайдеггером подчеркивают, чтобудущее в контраст к настоящему и прошлому — основной образец времени длячеловека. Прошлое приобретает значение только в свете проекта будущего, событияизбирательно черпаются из памяти. Значение событий прошлого, таким образом, нефатально, как считают сторонники ортодоксального психоанализа. Можносогласиться с тем, что мобилизация психических процессов личности зависит отпланов, которые она строит, и объяснение ее поступков следует делать, преждевсего, в свете преследуемых ею целей, а не только исходя из прошлого опыта.

Список использованной литературы
1.        Бодалев А.А.Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые ихопределяют. // Мир психологии. — 1999. — № 4 (20). — С. 26-29.
2.        Братченко С.Л.«Экзистенциально-гуманистическая психология глубинного общения». Уроки ДжеймсаБюджентала, Москва: изд. «Смысл», 2001, institut.smysl.ru/
Сайт: Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества.
3.        Братченко С.Л.«Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии». Сайт: Институтэкзистенциальной психологии и жизнетворчества,institut.smysl.ru/teach/teacher.php?id_teacher=3
4.        Бурлачук Л.Ф.,Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 1998.
5.        Головаха Е.И.,Кроник А.А. Психологический возраст личности / А.А. Кроник, Е.И. Головаха //Психологический журнал. – М., 1983. — №5. — С.57 – 65.
6.        Горбунова Г.П.Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека. [Электронныйресурс] // hpsy.ru/public/x2461.htm.
7.        Dasein-анализ вфилософии и психологии/ Под ред. Г.М. Кучинского, А.А. Михайлова. – М., 2001-204 с.
8.        Зимина С.В.Клинико-характерологические аспекты восприятия времени человеком. [Электронныйресурс] // www.trames.ru/eoireitumdem/library/hronos/zimina_kliniko.html
9.        Креч Д., КрачфилдР., Ливсон Н. Восприятие движения и времени (D. Krech, R. Crutchfield and N.Livson. Elementsof psychology. N. Y., 1969, pp.219-229.) [Электронный ресурс] // log-in.ru/articles/87/
10.     Лебедева Е.В.Особенности восприятия времени людьми пожилого и старческого возраста: Автореф.…канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2004.
11.     Митина Л.М.Восприятие времени в зависимости от сложной деятельности // Сенсорные исенсомоторные процессы. — М., 1972.
12.     Моуди Р. Жизньпосле жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. 1991. — 159 с.
13.     Некрасова Е.В.Пространственно-временная организация жизненного мира человека: Автореф. …док.психол. наук. – Барнаул, 2005.
14.     Скука и время. /Научно-медицинский журнал Cen.Med.ru. [Электронный ресурс] // www.genmed.ru/med_p_811_03.html
15.     Семенова М.Н.Ментальные репрезентации времени и пространства: Автореф. канд. психол. наук. –Екатеринбург, 2008.
16.     Тихонравов Ю.В.Экзистенциальная психология", сайт «Институт психотерапии и клиническойпсихологии», www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1253
17.     Удачина П.Ю.Личность как субъект организации времени: Автореф. канд. психол. наук. – Краснодар,2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вооруженные силы Канады, Швеции и Норвегии
Реферат Inherit The Wind A Comparison Of Brady
Реферат Advertising Essay Research Paper AdvertisingSex Sells Rich
Реферат Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова (по произведениям Ф.М. Достоевского)
Реферат Вульвовагинальный кандидоз
Реферат Us History Essay Research Paper US History1
Реферат Методы комплексного исследования состояния шинного рынка в системе маркетинга
Реферат Основы построения экономических информационных систем
Реферат Виконання наказу або розпорядження в кримінальному праві
Реферат Основные особенности ведения бухгалтерского учета на несостоятельных предприятиях
Реферат переход человечества в ноосферу
Реферат Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников
Реферат Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в cредние века
Реферат Планирование численностью
Реферат Изучение мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве