Министерство образованияи науки РФ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Владимирский государственныйуниверситет
Кафедра психологии
Курсовая работа
по дисциплине «Основыпсихологического консультирования»
на тему:
«Подход Берта Хеллингерапри формировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов»
Выполнила:
Студентка Анисимова А.С.
Проверила:
к.пс.н., доц. СергееваК.В.
Владимир 2010
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализосновных психологических подходов по системной психотерапии семьи
1.1 Метод системнойрасстановки Берта Хеллингера в психологическом консультировании
1.2 Теоретический анализпсихологических причин семейных кризисов
1.3.Понятие ненормативныхкризисов современной психологии
Глава II. Эмпирическое исследованиевозможности применения метода системных расстановок Б. Хеллингера в семейномконсультировании
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Исследованиененормативных кризисах в семьях и эффективности метода Б. Хеллингера в этотпериод
2.3 Психологическиерекомендации для семейного консультирования по подходу Б. Хеллингера
2.4 Анализ результатов ивыводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальностьработы.
В настоящеевремя проблема устойчивости семейной системы в условиях ненормативных кризисовявляется достаточно важной. Редко можно встретить супружескую пару, у которойвсе благополучно в отношениях друг с другом.
Все болееактуальной становится потребность семьи в профессиональной психологическойпомощи. Свидетельством данных негативных тенденций является увеличениеколичества обращений в психологические консультации, психологические службы ицентры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом.
Семья – однаиз важнейших и влиятельнейших систем. Ведь именно там мы можем получитьнеобходимую поддержку в трудную минуту или растратить душевные и физическиесилы в конфликтах и скандалах, выходя во внешний мир после них совершеннообескровленными.[1]
По –определению: «семейный кризис – это состояние семейной системы, которомухарактерно нарушение равновесия, что приводит к неэффективности привычныхспособов взаимоотношений в семье, и невозможности справиться с новой ситуацией,используя старые модели поведения». Семейные кризисы бывают нормативными (тоесть нормальные) и ненормативными (индивидуальные для каждой семьи).
Нормативныесемейные кризисы — это переходные моменты между стадиями жизненного цикласемьи. Ведь семья – это «живой организм», который рождается, развивается иумирает. Все семьи проходят стадии развития, и на каждом этапе перед ними стоятопределенные задачи. Их надо решать, иначе перейдя на следующий этап, этинерешенные проблемы будут тормозить прохождение семьей следующие стадииразвития. [2]
Ненормативныесемейные кризисы – это кризисы, возникновение которых потенциально возможно налюбом этапе жизненного цикла семьи и связаны с проживанием негативных жизненныхсобытий, которые переживаются, как кризисные. Это может быть: потеря работычленом семьи, переезд, измена, развод, тяжелая болезнь, смерть одного из членасемьи, ревность и т. д. Кризисное обострение внутрисемейных проблем очень частосопровождается конфликтными ситуациями. Напряжение возрастает, нервы напределе, вот и происходят эмоциональные столкновения интересов, точек зрения,жизненных принципов членов семьи. Умение конструктивно решать конфликтныеситуации или избегать разрастания разрушительных конфликтов, помогает нампреодолевать жизненные кризисы и продвигаться вперед. [22]
В связи сизменением семейных функций в современном обществе проблема качества бракастановится центральной проблемой при исследовании семьи. В литературе попроблемам семьи существует некоторая размытость в терминологии, в частности, вдефиниции устойчивости брака. В работах, посвященных этой проблематике, можновстретить такие понятия, как устойчивость, стабильность, качество брака,супружеское счастье, благополучие семейных отношений и т. д.
Цель: изучитьэффективность системно-семейной терапии Б. Хеллингера при формировании устойчивостисемейной системы в период ненормативных кризисов.
Задачи исследования:
1) Осуществитьтеоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования.
2) Провестиэмпирическое исследование устойчивости семейной системы в период ненормативногокризиса.
3) Определитьэффективность системного подхода Б. Хеллингера при формировании устойчивости семейнойсистемы в период ненормативных кризисов.
Объект исследования:системный подход Б. Хеллингера в консультировании.
Предмет исследования:эффективность системного подхода Б. Хеллингера в консультировании приформировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов.
Гипотеза: подходБ. Хеллингера эффективен при формировании устойчивости семейной системы впериод ненормативных кризисов.
Методология:в данной работе используются труды известных психологов: Андреева Т.В. Семейнаяпсихология, Хеллингер Б. «Порядки любви: разрешение системно-семейныхконфликтов и противоречий», Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А.,Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов, и т. д.
Методы исследования:
1. Теоретическийанализ;
2. Тестовый метод:
а) Опросникудовлетворенности браком, В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г.П. Бутенко (1984).
б) ОпросникПЭА (понимания, эмоционального притяжения, авторитетности), А.Н. Волкова.
Выборочнаясовокупность: супружеские пары в возрасте 22-35 лет, 6 женщин 6 мужчин, всего12 человек.
Практическая значимостьработы: результаты исследования могут быть использованы в оказании психологическойпомощи семейным парам. Правильно организованная работа в психологическомконсультировании позволит наладить отношения между супругами находящимися впериод ненормативного кризиса. Так же данная работа позволит развить у семейныхпар навыки правильного взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Структура исследования:содержание, введение, глава I, глава II, 48 страницы, заключение, списоклитературы.
Глава I.Теоретический анализ основных психологических подходов по системнойпсихотерапии семьи
1.1 Методсистемной расстановки Берта Хеллингера в психологическом консультировании
Семейнаярасстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера, и он развиваетэтот метод, соединив в нем два базовых положения:
1)Феноменологический подход – следование тому, что проявляется в работе, безпредварительных концепций и дальнейших интерпретаций.
2) Системныйподход – рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контекстевзаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).
Работаметодом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группевыбирались участники – заместители членов семьи клиента и расставлялись впространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств – тольконаправление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что примедленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членовсемьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они незнакомы и какая-либо информация о них отсутствует. [3] Этот феномен был назван«заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация – полем(знающим полем или морфическим полем — термин Руперта Шелдрейка). Научнаянедоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основнымкритическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее,в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяетрасстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе. Впроцессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулируетнесколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям(«динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первыйопыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок всистеме и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленнойпроблемы. Эти законы получили название Порядки Любви. [4]
Накопленныенаблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое)восприятие проявляются и в несемейных системах (организации, «внутренние частиличности», абстрактные понятия – такие как «война» или «судьба»), и не толькопри непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методахработы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столеили с большими предметами на полу). Все шире метод семейной расстановкиприменяется для принятия бизнес- решений и организационных решений(«организационные расстановки» или «бизнес- расстановки»).[5]
Как работаетметод расстановок.
В основеработы расстановки лежит тот феномен, что люди берут на себя роль другогочеловека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способнывоспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают. Феноменназывается «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, — «заместителями». Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяютпсихологу восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом,распутать клубок семейных взаимоотношений. Вернуть в систему исключенных,выстроить правильную иерархию, разобраться с балансом. Работа ведется припомощи добавления, перемещения заместителей в поле расстановки, применяютсяразличные техники и ритуалы. Показателем верности решения для данной системыявляется комфортное состояние всех участников расстановки (ровные чувства,отсутствие дискомфорта в теле...), признаки физического и психическогооблегчение у клиента. [23]
Работаведется на разных уровнях восприятия клиента (зрительном, тактильном,аудиальном, ментальном, эмоциональном). Общее во всех расстановках: проживаниеклиентом нового опыта в безопасном пространстве. Человек получает новуюинформацию о своей ситуации с точки зрения системы, проживает эту ситуацию врасстановке по новому, тем самым приобретая новую модель поведения и новоевосприятие.[6]
Видырасстановок.
Какую именнопроводить расстановку — зависит от содержания клиентского запроса: семейныерасстановки — работа с семейными проблемами; сюда же относятся расстановкисубличностей (работа с внутриличностным конфликтом) и расстановки линии рода(при прояснении родовых посланий, семейных установок, негативно влияющих нажизнь...); структурные расстановки — позволяют работать с такими явлениями(структурами), как работа, деньги, болезни, страхи и др., к ним же относятсясимптомные расстановки; организационные расстановки — для разрешения проблем втрудовых коллективах; [7] специальная область применения: используются в работес авторами сценариев, бизнес-консультантами, учеными. К ним относятся такжерасстановки ролей, расстановки основных черт характера, расстановки структурныхформул историй. Клиентские расстановки (относятся к орграсстановкам) — расстановки для людей помогающих профессий (врачей, психологов, педагогов,социальных работников...). Этот вид расcтановки позволяет увидеть отношения того,кто помогает и того, кому помогают. Здесь можно увидеть насколько действенна иэффективна помощь и скорректировать ее, прояснить истинные мотивы помощи,прояснить цели участников процесса, внести ясность в ситуацию.
Сценарныерасстановки тетралеммные расстановки — расстановки для ситуаций принятиярешения. Применяются для поиска новых путей решения проблем, при блокировкекреативности. [8]
В случае,если клиенту некомфортно говорить о своей проблеме на группе, проводитсяскрытая расстановка, т. е. без озвучивания какой-либо информации. Cтепеньоткрытости своей работы регулирует сам клиент. Вся информация, полученная вконсультировании и в процессе расстановки — строго конфиденциальна и неподлежит обсуждению. Все материалы на сайте, связанные с реальнымирасстановочными работами не содержат информации, нарушающей анонимностиклиентов, тексты публикуются только с их согласия.[34]
Возрастныерамки.
Возрастклиента (из моего расстановочного опыта) может быть разным: в целом от 14 до 65лет. Основной критерий здесь — осознанность решения сделать расстановку и серьезнаямотивация. Насколько человек понимает, чего он хочет для себя в жизни от этойработы и зачем ему это. Недопустимо относиться к методу, как к гаданию, идействовать из любопытства; предъявлять запросы, которые не имеют к Вамкакого-либо отношения (в таких случаях расстановка не проводится!).[24]
Если проблемнаяситуация касается маленького ребенка или взрослого человека, который покаким-то серьезным причинам не может сам участвовать в работе как клиент (нодает на это свое согласие), можно работать в расстановке с членами его семьи.
Возрастзаместителей тоже имеет широкий диапазон. Достаточно редко встречаются люди,которые не могут быть заместителями. Причины: сильная зажатость, напряжение в теле,которое мешает чувствовать, ловить телесные ощущения. Либо сильнаяэмоциональная вовлеченность в определенную проблему (если в жизни самогозаместителя есть что-то подобное). И то, и другое можно (и нужно!) прорабатывать.
1.2Теоретический анализ психологических причин семейных кризисов
Наряду собъективными условиями, которые могут привести к возникновению кризиса в семье,выделяются также субъективные факторы, связанные с личностными особенностямисупругов и изменением чувства любви, которые также могут стать причинойкризисных отношений в браке. Почему случается так, что любовь через некотороевремя превращается в безразличие, а может быть, и в ненависть?[9]
Стало ужетривиальной истиной, что брак – вещь сложная и требования, предъявляемыепартнеру, постоянно растут. Сегодня для счастливого брака уже мало того, чтомужчина приносит в дом столько денег, сколько нужно для безбедной жизни, а женахорошо ведет домашнее хозяйство. Не секрет, что со временем растут проблемы,которые становятся для супругов непреодолимым препятствием и ведут к семейномукризису. Приведем некоторые из них.
1.Несерьезное отношение к заботам и проблемам спутника жизни. Муж и жена так и немогут выбраться из состояния детского восприятия друг друга и по любому поводуобижаются на то, что другой не смог (не захотел) исполнить их «заветноежелание». [10]
2.Забывчивость и пренебрежительность в отношениях между супругами. Женщины приэтом страдают от того, что мужья со временем частенько забывают важные датысовместной жизни, дни рождения близких людей. Оттого, что муж много времениуделяет работе, а ей приходится ограничивать свою деловую жизнь. Жена хочет,чтобы муж давал ей понять, что он помнит о супруге и считает ее вернойпомощницей во всех своих начинаниях. Мужьям со своей стороны также не нравится,когда о них забывают. Мужчина иногда даже более обидчив, чем женщина. Он думаеттак: сделать прическу и макияж у нее всегда есть время, а на меня нет…
3. Завышенныетребования к супругу (от спутника жизни ждут того, чего он дать не может).Сейчас среди большого числа женщин преобладает такая точка зрения: «Теперь язамужем, и муж обязан сделать меня счастливой, чего бы ему это ни стоило».Выдвигаются требования: зарплата у супруга должна быть высокой, а сам он –нежным и заботливым. Мужья в свою очередь также не прочь поднять планкутребований к своей половине. Жена должна быть отличной хозяйкой и матерью,вовремя накормить мужа, всегда хорошо выглядеть, соответствовать сексуальнымустремлениям мужчины. Если женщина не отвечает этому набору «стандартных»качеств, мужчина считает, что имеет моральное право развестись или завестилюбовницу.[11]
4.Несовпадение сексуальных желаний партнеров. Иногда женщине не нравится, еслимужчина требует от нее того, чего она не хочет. Другая, наоборот, стремится ктому, к чему не готов супруг. Брак может спасти только полная откровенностьсупругов по поводу своих притязаний в сексе и отказ от завышенных требованийили слишком бурных фантазий. Однако останется ли этот брак счастливым – большойвопрос. [25]
5. Чувствозависти к успехам партнера. В наше время оно может появиться у обоих партнеров– по поводу удачной карьеры, большой зарплаты и т. п. Если успешен муж, женапорой начинает испытывать страх, что она не нужна преуспевающему супругу,отодвинута на задний план, что ему теперь интереснее с другими женщинами.Наряду с завистью появляется чувство ревности. Эти же эмоции свойственны имужчинам. Как следствие – совместная жизнь начинает разлаживаться.
6. Партнердает понять другому, что тот его больше не привлекает. Действительно, стоиттолько сказать мужчине или женщине, что он (она) потерял (а) для вас всякийинтерес, что есть другие, гораздо более привлекательные, умные, сексуальные,как пропасть начинает расширяться так стремительно, что надежд навосстановление не остается.
Психологиутверждают, что у любви есть свои биоритмы: она зарождается, растет, а потомможет угаснуть. [12] Самые «пиковые» моменты охлаждения чувств в семье выпадаютна первый, третий, седьмой и четырнадцатый годы совместной жизни (приложение 1).[40]
Следуетзаметить, что избежать таких кризисов, как правило, нельзя, но сознательноуправлять их протеканием в интересах дальнейшего укрепления семьи, возможно.Для этого супругам необходимо знать, что к возникновению серьезных семейныхпроблем ведут три основные ошибки супругов.[26]
1. Семейныепары не хотят признать существование проблемы, а значит, они не делают ничегодля ее преодоления ни в момент возникновения, ни позже. Они делают вид, чтопроблемы не существует. Например, муж сердится, потому что теща постоянно даетсоветы его жене, как жить с мужем. Однако он ничего не говорит своей жене. Аесли и намекает робко относительно неприятной для него позиции тещи, то егожена просто отвечает: «Такова уж мама». А когда появляются дети, теща забираетвсе бразды правления в свои руки и начинает командовать не только дочерью, но ивсей семьей. Муж с женой ссорятся из-за чрезмерного вмешательства матери жены вих семейную жизнь. Теперь у них большая проблема, решать которую следовало в самомначале семейной жизни. [13]
2. Супруги необсуждают друг с другом вопросы финансов. Жена уступает мужу или, наоборот,сама ведет все финансовые дела семьи. Но может возникнуть ситуация, при которойсемье срочно нужны деньги, а их нет. В адрес друг друга следуют обвинения, инеожиданно возникает серьезная кризисная ситуация, которую можно было быизбежать, если бы они вместе обсуждали финансовое состояние своей семьи.Финансы должны быть общим предприятием, вне зависимости от того, кто приносит вдом деньги.
3. Муж и женане слушают, а поэтому не слышат друг друга. Супруги не обращают внимания напотребности друг друга, и когда возникает кризис, то каждый пытается найтирешение, отвечающее исключительно его собственным интересам и потребностям. Ониначинают ссориться вместо того, чтобы вместе разрешить проблему.
Дляразрешения возникающих финансовых, сексуальных и социальных кризисов можнопользоваться простыми психологическими приемами.[14]
Правилаповедения в ситуации кризиса
1. Будьтеготовы отдать 60 % и ожидайте, что вам вернут только 40. Когда пара пытаетсястроить свои отношения на паритетных началах, то каждый ожидает, как бы емупервому получить свои 50 %. Но если каждый будет готов отдать 60 %, то они современем научатся делать постоянно приятное друг другу.[27]
2. Предваритеначало серьезного разговора успокаивающей и ободряющей фразой: «Я тебя люблю».Это помогает сдерживать импульсивные проявления темперамента. Вы напомнитесвоей половине, что, несмотря на проблемы, в душе заботитесь о ее покое иблагополучии.3. Ведите переговоры с открытыми картами. Скажите: «Я хотел быто-то и то-то» или «Вот что я думаю…». Это облегчит вам поиски компромиссногорешения.[33]
Успешностьразрешения семейного кризиса во многом зависит от степени его тяжести. Психологиразличают несколько степеней супружеского кризиса. Легкий кризис обычноначинается внезапно и также неожиданно прекращается. Повторных серьезныхконфликтов, как правило, не бывает: обжегшись в пламени ссоры, стороны начинаютвести себя более осторожно, осмотрительно. Кризис средней тяжести продолжаетсяне менее трех месяцев. Посторонние могут его и не заметить: внешне в семьецарит покой. Но это – затишье перед бурей, полное враждебного и неприязненногомолчания. Тяжелый семейный кризис не проходит в течение полугода. Тут уж нетолько может исчезнуть любовь, но часто возникает взаимная ненависть. Семьяперестает существовать. [15]
Чтобыизбежать семейных кризисов по причине взаимного охлаждения или отсутствиявзаимопонимания, супругам не следует превращать свой брак в привычку, всовместное прозябание. Необходимо всегда показывать партнеру, как он вам дорог,как он значим для вас, что он ваша частица, без которой вам будет очень плохо.Для этого нужно работать над собой, ведь счастье само не приходит, а создаетсядвумя любящими людьми.
1.3 Понятиененормативных кризисов современной психологии
Кроменормативных кризисов — трудностей, связанных с прохождением семьей основныхэтапов жизненного цикла, — семейная система может переживать и ненормативные кризисы.
Ненормативныйсемейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно налюбом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативныхжизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группыфакторов, приводящих к возникновению семейных кризисов:
1. Внешниезатруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).
2.Неожиданныесобытия, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвойтеррористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы идр.).[28]
3.Внутренняянеспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие,рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового(серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена,развод и др.). [16]
Первая группафакторов обычно является сферой деятельности социальных работников и социальныхпедагогов. С последствиями действия второй группы факторов имеют дело кризисныепсихологи, врачи, психотерапевты. Факторы третьей группы чаще всего приводятсемью к специалисту в области семейной психологии и психотерапии.
Ненормативныесемейные кризисы – это кризисы, возникновение которых потенциально возможно налюбом этапе жизненного цикла семьи и связаны с проживанием негативных жизненныхсобытий, которые переживаются, как кризисные. Это может быть: потеря работычленом семьи, переезд, измена, развод, тяжелая болезнь, смерть одного из членасемьи, ревность и т. д. Кризисное обострение внутрисемейных проблем очень частосопровождается конфликтными ситуациями. Напряжение возрастает, нервы напределе, вот и происходят эмоциональные столкновения интересов, точек зрения,жизненных принципов членов семьи. Умение конструктивно решать конфликтныеситуации или избегать разрастания разрушительных конфликтов, помогает нампреодолевать жизненные кризисы и продвигаться вперед.
Перечислимосновные кризисные периоды жизненного цикла семьи, которые могут привести ккризисам отношений, а также задачи, которые необходимо решать семье на каждомиз этих этапов. [17]
1. Принятиена себя супружеских обязанностей. Его переживает молодая семья без детей.
2. Рождениепервого ребенка. Освоение супругами родительских ролей и принятие фактапоявления в семье новой личности.
3.Поступление ребенка в школу. Очередное перераспределение обязанностей междусупругами, связанное с появлением школьника в семье.
4. Вступлениеребенка в подростковый возраст. Пересмотр правил и форм общения с подрастающимребенком.
5. Покиданиевыросшими детьми, отчего дома.
6. «Опустевшее гнездо», когда последний выросший ребенок покидает родительский дом.Нахождение новых способов и смыслов супружеского взаимодействия и общения. [29]
7. Период,когда кто-то из партнеров остается один после смерти другого. В этот периодважно найти силы и по-новому простроить отношения с семьями детей, найти новыеинтересы и смыслы в жизни.
Признакамисемейного кризисного события могут выступать:
•сверхнормативностьдля данной семьи;
•угрожающийфункционированию семьи характер события;
•резкоевозрастание внутриличностной напряженности, кризисное состояние членов семьи;
•возникновениемежличностных конфликтов в семье, требующих их разрешения и отсутствие у членовсемьи опыта решения конфликта такого уровня;
•истощениеадаптационных ресурсов членов семьи;
•прогрессирующиенегативные изменения в семейной ситуации;
•затрудненияфункционирования семьи в связи со столкновением с ситуациями, аналогичныхкоторым не было в семейном опыте;
•нарушениестереотипов поведения членов семьи.[30]
В каждомненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанныекомпоненты:
1. Кризисноесобытие.
2. Восприятиеи понимание членами семьи происходящего.
3. Отношениечленов семьи к данному событию и особенности его переживания ими.
4. Измененияв семейной системе.
5. Возможныеиндивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.
Большинствоненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, знания окоторых необходимы психологу для организации адекватной психологической помощи.[18]
Стрессоры,вызывающие ненормативные кризисы семьи, разделяют на сверхсильные ихронические. К сверхсильным стрессорам относят: смерть одного из супругов,родителя или ребенка; супружескую измену; резкое и кардинальное изменение всоциальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса,материального положения семьи); тяжелое хроническое заболевание кого-то из еечленов. Хронические стрессоры (длительные) действуют по принципу «капля каменьточит» и включают такие факторы: неблагоприятные жилищные и материальныеусловия; высокая эмоциональная напряженность и значительные хроническиенагрузки в профессиональной деятельности; чрезмерные бытовые нагрузки;нарушение межличностной коммуникации и длительно сохраняющаяся конфликтность, какв супружеской, так и в детско-родительской подсистемах. [19]
Значительнойстрессогенностью характеризуются также факторы резкого изменения стереотипажизни семьи и суммирования трудностей (эффект «последней капли»). Способностьсемьи противостоять стрессогенным факторам определяется ее сплоченностью иналичием внутренних и внешних ресурсов противодействия стрессу. Возникновениенеожиданного кризисного события приводит к дисбалансу семейной системы итребует адаптации к новой реальности. Психологическим механизмом такойадаптации, согласно Дж. Сандлеру, является отказ от достижения прежнегоидеального образа семьи и замена его новым идеалом, приближенным к реальности.Процесс индивидуализации семьи выступает как условие ее нормального развития,устремленного в будущее и препятствующего «застреванию» и регрессии к ранеесуществовавшим идеальным состояниям.
Идеальныеотношения в браке возможны только тогда, когда они не являются необходимымусловием выживания человека. И. Ялом. «Когда Ницше плакал»[32]
Семья в еесинхронном функционировании является системой, находящейся в некоторомравновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие являетсяподвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации,развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системывнутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностейпостроения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных. [20]
Семейныйкризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатическихпроцессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи иневозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
В семейномкризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:
1.Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасностьдля их существования. [21]
2.Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи нановый уровень функционирования.
Наиболеераспространенными и опасными формами ненормативных кризисов являются ревность исупружеские измены. Отличительной особенностью подобных кризисов является то,что они касаются только супружеской пары, однако оказывают деструктивноевлияние на всю семью в целом и в первую очередь на воспитывающихся в ней детей.К сожалению, довольно распространенным вариантом разрешения таких кризисовявляется распад семейной системы (развод), влекущий за собой появление новыхсоциальных и психологических проблем у каждого члена распавшейся семьи.[31]
Выводы поглаве № 1.
Средисемейных деструкций, которые наряду с ревностью и изменами разрушают семейныеузы, конфликты занимают особое место. Если ревность и измена – это незавиднаяучасть лишь части семей, то конфликты неизбежны в любой из них. Однако следуетиметь в виду, что конфликты бывают разными. Все зависит от мудрости супругов,их желания идти навстречу друг другу и умения находить эффективные путиразрешения трудных жизненных ситуаций, объединять свои усилия для совместногоразрешения возникшей проблемы. Ссориться можно и иногда даже полезно «выпуститьпар», но делать это надо психологически грамотно, чтобы не унижать, неоскорблять и «не доставать» своими упреками близкого человека/
Глава II.Эмпирическое исследование возможности применения метода системных расстановокБ. Хеллингера в семейном консультировании
2.1 Организацияи методы исследования
Теоретическийанализ по проблеме исследования показал, что метод системных расстановок Б.Хеллингера является одним из наиболее применяемых способов работы в семейномконсультировании, однако исследований его эффективности в период ненормативныхкризисов нет. В связи с этим целью эмпирической части исследования сталоизучение эффективности системно-семейной терапии Б. Хеллингера при формированииустойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов.
Дляреализации поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Изучитьсостояние семейной системы в период ненормативного кризиса.
Апробироватьметод системных расстановок Б. Хеллингера в период ненормативных кризисов.
Определитьэффективность системно-семейной терапии Б. Хеллингера.
Висследовании приняли участие супружеские пары в возрасте 22-35 лет, 6 женщин 6мужчин, всего 12 человек. Вместе 5 лет, период ненормативного кризиса длится напротяжении 1 года.
Исследованиепроводилось в ряд этапов:
I этап.Психодиагностическое исследование особенностей семейных систем в периодненормативного кризиса.
II этап.Апробация метода системных расстановок Б. Хеллингера в период ненормативныхкризисов.
III этап.Анализ результатов и интерпретация.
Висследовании применялись следующие методики:
а) Опросникудовлетворенности браком, В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г. П. Бутенко (1984).
б) ОпросникПЭА (понимания, эмоционального притяжения, авторитетности), А.Н. Волкова.
Опросникудовлетворенности браком, В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г.П. Бутенко. Назначениеметодики — экспресс-диагностика степени удовлетворенности—неудовлетворенностибраком у каждого из супругов, а также совпадения или рассогласования полученныхоценок. Авторами данной методики являются В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г.П.Бутенко (1984).
В основеопросника лежит представление об удовлетворенности браком как о достаточностойком эмоциональном явлении, заключающем в себя, прежде всего, чувство,обобщенную эмоцию, генерализованное переживание, нежели рациональную оценкууспешности брака по тем или иным параметрам, которое может проявляться какнепосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и вразнообразных мнениях, оценках, сравнениях.
Предлагаемыйопросник может быть использован везде, где необходима экспресс-диагностикаудовлетворенности браком: при проведении научного исследования в областипсихологии семьи, при психопрофилактических обследованиях, при работе сразводящимися в загсах и судах, а также в сфере семейного консультирования ипсихотерапии. Опросник удовлетворенности браком можно с успехом применять длядиагностики кризисного состояния супружеской подсистемы на любом этапежизненного цикла семьи.
Описаниеметодики.
Текст методикисостоит из 24 утверждений, (первоначальный вариант содержал 29 утверждений),которые могут быть сведены к шести следующим типам:
1. Сравнениесвоего брака с другими браками.
2.Предположение об оценке собственного брака со стороны.
3.Констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом.
4.Собственная оценка супруга по ряду параметров.
5. Установкана изменение характера супруга.
6. Мнение,позитивное или негативное, относительно брака вообще.
Каждомуутверждению соответствуют три варианта ответа: «верно», «трудно сказать»,«неверно» (или их семантические аналоги). Утверждения содержат какположительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как впозитивной, так и в негативной форме.
Заполнениеопросника занимает не более 10 минут. Вопросы не касаются излишне интимныхфактов и подробностей.
Возможныйдиапазон тестового балла — от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит обудовлетворенности браком.
Вся осьсуммарных баллов теста разбивается на 7 категорий, образуя следующую шкалуоценок взаимоотношений:
0—16 баллов —абсолютно неблагополучные,
17—22 баллов— неблагополучные,
23—26 баллов— скорее неблагополучные,
27—28 баллов— переходные,
29 — 32баллов — скорее благополучные,
33—38 баллов— благополучные,
39 — 48 баллов— абсолютно благополучные отношения.
Опросник ПЭАВолкова А.Н. Цель опросника — оценка степени понимания, эмоциональнойпритяжения и уважения партнеров в браке.
Стимульныйматериал: опросник из 45 вопросов-утверждений. Описание методики: опросник состоитиз 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. Втекст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики:понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкалавключает по 15 вопросов-утверждений.
Процедураисследования: Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с наборомутверждений и выразить свое согласие или несогласие с каждым из них.
Количественнаяобработка заключалась в подсчете баллов, который производился отдельно покаждой шкале в соответствии с ключом. 2 балла присваивается за соответствие сключом, 1 балл присваивался за ответ «Не знаю» (затрудняюсь сказать); 0 баллов– за ответ, не совпадающий с ключом.
2.2Исследование ненормативных кризисов в семьях и эффективность метода Б.Хеллингера в этот период
На первомэтапе исследовании определялась степень удовлетворенности-неудовлетворенностибраком супругов находящихся в периоде ненормативных кризисов в нашем случае эторевность. До проведения консультации, в которой мы использовали системнуюмодель консультирования Берта Хеллингера, мы получили следующие результаты,наглядно представленные в рисунке 1, а также в таблице 2 приложения 2.
/>
Рис. 1.Удовлетворенность браком супругов, находящихся в период ненормативного кризиса
Итак, при исследованииудовлетворенности браком, как мужчин, так и женщин были получены следующие данные,указывающие на то, что испытуемые, в частности мужчины, считают свои отношения абсолютнонеблагополучными 66,6%-15,3 балла, это говорит о том, что мужчины неудовлетворены своими отношениями. В данный период, со своими супругами у нихпостоянные конфликты, возникающие на почве ревности. Так же из графика видно,что 16,6% опрошенных — 14,4 балла, считают свои отношения скорееблагополучными, и 16,6 %- 14 –считают свой брак неблагополучным. Что касаетсяженщин, то можно сказать, что они тоже не удовлетворены своим браком, но вменьшей степени, чем мужчины так как, они считают свои отношениянеблагополучными — 83,3 % — 21,5 балла, а абсолютно неблагополучными — 16,6% — 15,3,опрошенных.
На этом жеэтапе исследования применялся методика опросник ПЭА Волкова А.Н. Для выявлениястепени понимания, эмоционального притяжения и уважения партнеров в браке.Результаты исследования представлены в рисунке 2 и в таблице 3 приложения 3.
/>
Рис. 2.Степень понимания, эмоциональной притяжения и уважения партнеров в бракенаходящихся в условиях ненормативного кризиса
До проведенияконсультации, в которой мы использовали системную модель консультирования БертаХеллингера, мы получили следующие результаты, наглядно представленные вгистограмме №3 Опросник ПЭА Волкова А.Н. 12 человек в возрасте 22-35 лет,мужчины и женщины. По результатам, изображенным на рисунке 2, мы видим, что у мужчинуровень понимания – 19 баллов, эмоционального притяжения — 15 баллов,авторитетности – 12 баллов.
У женщинуровень понимания – 18 баллов, эмоционального притяжения — 14 баллов,авторитетности – 13 баллов.
У испытуемыхнами мужчин уровень понимания (19 баллов) выше, чем уровень понимания (18баллов) женщин.
Следующийпараметр – эмоциональное притяжение, здесь уровень так же выше у мужчин (15),чем у женщин (14). И третий параметр, авторитетность, здесь уровень у мужчин(12) ниже, чем у женщин (13), Все отличия незначительные.
Такимобразом, степень понимания и эмоционального притяжение выше у мужчин, чем уженщин, что касается уважения то эти шкалы выше у женщин, чем у мужчин. Этоговорит о том, что мужчины в большей степени понимают женщин и болееэмоционально привязаны, а что касается уважения то со стороны женщин онопроявляется в большей степени, т.е женщины более уважительно относятся к своимсупругам.
Далеепроводилась системная психотерапия по методу Б. Хеллингера. Системная терапияБерта Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляетсобой плод многолетней практической работы с людьми. Метод расстановок по БертуХеллингеру позволяет за невероятно короткое время не только выявить причинупроблемы, но и найти её решение.
Метод Б.Хеллингера — это метод семейно-системных расстановок. Его трудно объяснитькакими-либо законами физики, химии и т.п. Это групповой метод работы, хотяможет применяться и в индивидуальной терапии и сам по себе является работой,которую участники группы помогают делать для каждого, кто делает своюрасстановку. Расстановки могут быть эффективны и в случаях психосоматическихзаболеваний.
В основанииметода расстановок находится подход, в котором проблемы клиента связаны нетолько с ним самим и с его личной историей, а имеют корни в истории его семьи(или связаны с историей организации — в случае организационных расстановок). Тоесть любая сложность, с которой Вы сталкиваетесь является выражением нарушениемопределенных порядков в семейной или организационной системе — переплетением, вкоторое Вы попадаете неосознанно.
Дляподтверждения эффективности изучаемого метода нами проводилось повторноепсиходиагностическое исследовании по тем же методикам.
Послепроведения психологической консультации, в которой мы использовали системнуюмодель консультирования Берта Хеллингера, мы получили следующие результаты,наглядно представленные в рисунке №3. Опросник удовлетворенности браком 12человек в возрасте 22-35 лет, мужчины и женщины. Результаты повторногоисследования представлены в рисунке 3 и в таблице 4 приложения 4.
/>
Рис. 3Эффективность метода системных расстановок по Б. Хеллингеру при формированииудовлетворенности браком в период ненормативного кризиса
Итак, при повторномисследовании удовлетворенности браком, как мужчин, так и женщин были получены следующиеданные, указывающие на то, что испытуемые, в частности мужчины, считают своиотношения абсолютно благополучными 30% — 38 балла, благополучными – 50% — 34балла, переходными – 35% — 26 баллов и скорее благополучными – 15%- 30 баллов.Это говорит о том, что консультирование помогло мужчинам понять и осознатькакие-либо проблемы, причины кризисов, которые у них выступали в семье и спомощью подхода Б. Хеллингера преодолевали их.
Что касаетсяженщин, то можно сказать, что они тоже удовлетворены своим браком, об этомговорят следующие данные. Абсолютно благополучными 34% — 39 балла,благополучными – 54% — 36 балла и скорее благополучными – 12%- 29 баллов. Этотак же говорит о том, что женщины осознали и поняли свои ошибки после консультирования,которые они допускали во взаимоотношениях со своим супругом.
Далееиспользовался Опросник ПЭА Волкова А.Н. Результаты повторного исследованияпредставлены в рисунке 4 и в таблице 5 приложения 5.
/>
Рис. 4.Эффективность метода системных расстановок по Б. Хеллингеру при формированиипонимания, эмоциональной притяжения и уважения супругов находящихся в условияхненормативного кризиса
Порезультатам, изображенным на гистограмме №4, мы видим, что у мужчин уровеньпонимания – 22 баллов, эмоционального притяжения — 19 баллов, авторитетности –18 баллов.
У женщинуровень понимания – 21 баллов, эмоционального притяжения – 20 баллов,авторитетности – 19 баллов.
У испытуемых намимужчин уровень понимания (22 баллов) выше, чем уровень понимания (21 баллов)женщин.
Следующийпараметр – эмоциональное притяжение, здесь уровень так выше у женщин (20), чему мужчин (19). И третий параметр, авторитетность, здесь уровень у мужчин (18)ниже, чем у женщин (19), Все отличия незначительные.
Мы видим, чтопосле проведения консультации по использованному нами системному методу Б.Хеллингера результаты изменились в лучшую сторону. Таким образом, выбранный ипроведенный нами подход является эффективным при формировании устойчивости семейнойсистемы в период ненормативных кризисов.
2.3Психологические рекомендации для семейного консультирования по подходу Б.Хеллингера
Содержаниепсихологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой иэкзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в кризисных ситуациях.
Определение необходимостиконсультирования и прогноз эффекта воздействия на семью — это начальнаядиагностическая стадия коррекции супружеских отношений.
Вторым этапомконсультирования семей является восстановление супружеских отношений.Успешность перехода к нему зависит от снижения психической напряженностиконсультируемого. Иногда в супружеском конфликте сложившиеся отношениявоспринимаются как неизбежные, из-за чего появляются чувства беспокойства,безысходности, жалости к себе. Важно стремиться изменить пессимистичноеотношение супругов к ситуации.
Частовозникают разногласия по поводу различий во взглядах и позициях супругов. Так,например, жена считает, что пол на кухне надо мыть четыре раза в неделю, а муж —что достаточно и одного. Соответственно, он и моет его только один раз, в товремя как жене, исходя из ее взглядов и представлений, приходится делать этоеще три раза в течение недели. Конечно, это мелочь, но часто конфликтнымистановятся и более серьезные ситуации, в основе которых также лежит разница вовзглядах, — в каком возрасте отдавать ребенка в детский сад, как лучше всегопровести отпуск, стоит ли копить деньги на машину или лучше купить новый мебельныйгарнитур и т.д. Семейная жизнь изобилует поводами для подобных разногласий.
Естественно,что консультант ни в коем случае не должен занимать позицию судьи, решая, чьивзгляды более правильны, а чьи нет. К тому же, чаще всего за такими конфликтамискрывается простое неумение супругов выслушать друг друга и договориться. Втакой ситуации консультанту следует попробовать провести с супругамиконструктивные переговоры, которые, с одной стороны, позволили бы имдоговориться по какому-то вопросу, а с другой — продемонстрировали бы самувозможность и способы решения разногласий и проблем.
Для улучшенияпсихологического климата в семье можно использовать домашние задания.Конкретное содержание домашнего задания бывает различным и определяется, преждевсего, проблемами супругов, но именно наличие задания наиболее эффективновключает клиентов в работу и обеспечивает консультанта хорошим материалом длябеседы во время приема. Так, уже на первой встрече можно предложить супругамзавести дневники, для того чтобы вести записи по одной или двум из следующихтем (домашнее задание с большим количеством тем вряд ли выполнимо):
1. Чтораздражало в супруге в течение недели (или в течение любого другого отрезкавремени, определенного в ходе приема).
2. Какиеконфликтные ситуации возникали в течение недели.
Домашниезадания могут быть различными, их основная цель — уточнение и детализацияситуации в семье.
Супругамможно предложить в промежутке между встречами с консультантом фиксировать: 1)все то “неприятное”, что говорится каждому партнером; 2) все то “неприятное”,что каждый сам говорит партнеру (не остановился вовремя, не сдержался и т.п.).В качестве задания могут быть использованы и оба пункта одновременно либочто-то еще, требующее от супругов постоянного контроля и понимания того, что икак они говорят друг другу. Такое домашнее задание приводит к тому, что супругиначинают больше сдерживаться и задумываться о том, насколько неприятны партнеруте или иные их высказывания. Обсуждение этих домашних заданий может послужить основаниемдля более глубокого анализа того, каковы позиции супругов в процессе общениядруг с другом, что и зачем они друг другу говорят.
Огромноезначение в нормализации межличностного общения супругов имеет переориентация ихс самого текста высказывания на те чувства, которые переживаются ими в товремя, когда они что-то говорят или слушают друг друга. Умение передать другомусвои чувства и переживания по поводу сказанного и сделанного им/ею и, в своюочередь, понять то, что он/она чувствует и говорит, является основой успешногообщения. Но людям, которые уже давно общаются, не обращая внимания ни на свои,ни на чужие эмоции, совершить такой переход бывает сложно. Помогая импереориентироваться, консультант может попросить их: “Расскажите о том, что вы чувствуете,когда муж говорит вам, что вы ничего в этом не понимаете” илипрокомментировать: “Говоря так, вы оцениваете ее, а не рассказываете о своихпереживаниях”. Супруги сами должны почувствовать, чем отличается высказывание“Ты меня не понимаешь” от “Когда ты говоришь так, у меня возникает чувство, чтотебе не хочется понять меня, и мне самой становится обидно и трудно говорить стобой”.
Одна изэффективных техник налаживания межличностного общения супругов — разговор междуними “глаза в глаза”, особенно, когда затрагивается или обсуждается что-тодействительно важное для обоих. В этом случае консультант может попросить ихобращаться непосредственно друг к другу, глядя в глаза партнера и подробноописывая собственные чувства. При такой форме взаимодействия все, что имиговорится, получает больший вес, глубже понимается обоими, оставляя след в душекаждого. Конечно, супругам бывает далеко не всегда привычно и удобно говоритьдруг с другом именно таким образом, и часто консультанту приходится напоминатьи подчеркивать: “Смотрите в глаза друг другу”, “Говорите только о чувствах!”
Консультантможет попробовать разобраться в проблемах общения супругов, анализируя вместе сними, что мешает им более доверительно говорить друг с другом. С этой целью онможет предложить им вспомнить и попытаться сформулировать претензии, которыеобычно возникают у них к партнеру в ситуациях межличностного общения. Важно,чтобы замечания и недовольство, связанные с партнером, были сформулированы некак требования, а как рассказ о том, почему и как в общении с ним постоянновозникают чувства напряженности и тревоги. Если супругам удается в разговоредруг с другом перейти на уровень более глубоких переживаний, то каждый из нихполучает возможность услышать много важного и нового о внутреннем мире другогои о том, как воспринимается партнером он сам.
2.4 Анализрезультатов и выводы
В настоящеевремя проблема устойчивости семейной системы в условиях ненормативных кризисовявляется достаточно важной. Редко можно встретить супружескую пару, у которойвсе благополучно в отношениях друг с другом.
Целью нашейкурсовой работы было изучение эффективности системно-семейной терапии Б.Хеллингера при формировании устойчивости семейной системы в периодненормативных кризисов.
С цельюизучения устойчивости семейной системы, мы использовали такие методики как:опросник удовлетворенности браком, В. В. Столин, Т. Л. Романова и Г.П. Бутенко(1984), опросник ПЭА (понимания, эмоционального притяжения, авторитетности),А.Н. Волкова.
Опросникудовлетворенности браком содержащий 7 шкал: абсолютно неблагополучные,неблагополучные, скорее неблагополучные, переходные, скорее благополучные,благополучные, абсолютно благополучные отношения. У супругов были полученыследующие результаты.(см. рис №1,2).
До проведенияконсультации, в которой мы использовали системную модель консультирования БертаХеллингера, мы получили следующие результаты (рис. №2) Итак, при исследовании удовлетворенностибраком, как мужчин, так и женщин были получены следующие данные, указывающие нато, что испытуемые, в частности мужчины, считают свои отношения абсолютнонеблагополучными 66,6%-15,3 балла, это говорит о том, что мужчины неудовлетворены своими отношениями. В данный период, со своими супругами у нихпостоянные конфликты, возникающие на почве ревности. Так же из графика видно,что 16,6% опрошенных — 14,4 балла, считают свои отношения скорееблагополучными, и 16,6 %- 14 –считают свой брак неблагополучным. Что касаетсяженщин, то можно сказать, что они тоже не удовлетворены своим браком, но вменьшей степени, чем мужчины так как, они считают свои отношениянеблагополучными — 83,3 % — 21,5 балла, а абсолютно неблагополучными — 16,6% — 15,3, опрошенных.
Послепроведения психологической консультации, в которой мы использовали системнуюмодель консультирования Берта Хеллингера, мы получили следующие результаты(рис. №3)
Итак, при повторномисследовании удовлетворенности браком, как мужчин, так и женщин были получены следующиеданные, указывающие на то, что испытуемые, в частности мужчины, считают своиотношения абсолютно благополучными 30% — 38 балла, благополучными – 50% — 34балла, переходными – 35% — 26 баллов и скорее благополучными – 15%- 30 баллов.Это говорит о том, что консультирование помогло мужчинам понять и осознатькакие-либо проблемы, причины кризисов, которые у них выступали в семье и спомощью подхода Б. Хеллингера преодолевали их.
Что касаетсяженщин, то можно сказать, что они тоже удовлетворены своим браком, об этомговорят следующие данные. Абсолютно благополучными 34% — 39 балла,благополучными – 54% — 36 балла и скорее благополучными – 12%- 29 баллов. Этотак же говорит о том, что женщины осознали и поняли свои ошибки послеконсультирования, которые они допускали во взаимоотношениях со своим супругом.
Опросник«ПЭА»
До проведенияконсультации, в которой мы использовали системную модель консультирования БертаХеллингера, мы получили следующие результаты, наглядно представленные вгистограмме №3
Порезультатам, изображенным на гистограмме №3, мы видим, что у мужчин уровеньпонимания – 19 баллов, эмоционального притяжения — 15 баллов, авторитетности –12 баллов.
У женщинуровень понимания – 18 баллов, эмоционального притяжения — 14 баллов,авторитетности – 13 баллов.
У испытуемыхнами мужчин уровень понимания (19 баллов) выше, чем уровень понимания (18баллов) женщин.
Следующийпараметр – эмоциональное притяжение, здесь уровень так же выше у мужчин (15),чем у женщин (14). И третий параметр, авторитетность, здесь уровень у мужчин(12) ниже, чем у женщин (13), Все отличия незначительные.
Такимобразом, степень понимания и эмоционального притяжение выше у мужчин, чем уженщин, что касается уважения то эти шкалы выше у женщин, чем у мужчин. Этоговорит о том, что мужчины в большей степени понимают женщин и болееэмоционально привязаны, а что касается уважения то со стороны женщин онопроявляется в большей степени, т.е женщины более уважительно относятся к своимсупругам.
Послепроведения психологической консультации, в которой мы использовали системнуюмодель консультирования Берта Хеллингера, мы получили следующие результаты,наглядно представленные на рис. №4.
Мы видим, чтопосле проведения консультации по использованному нами системному методу Б.Хеллингера результаты изменились в лучшую сторону. Таким образом, выбранный ипроведенный нами подход является эффективным при формировании устойчивости семейнойсистемы в период ненормативных кризисов.
Порезультатам исследования можно сформулировать ряд выводов:
1. Нами былопроведено психодиагностическое исследование особенностей семейных систем впериод ненормативного кризиса.
2. Достиглицели поставленной в рамках курсовой работы т.к мы изучили эффективностьсистемно-семейной терапии Б. Хеллингера при формировании устойчивости семейнойсистемы в период ненормативных кризисов и получили соответствующие данныенаглядно представленные на рис.1, рис.2, рис.3, рис.4
3. — Осуществили теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования.
— Провелиэмпирическое исследование устойчивости семейной системы в период ненормативногокризиса.
— Определиэффективность системного подхода Б. Хеллингера при формировании устойчивости семейнойсистемы в период ненормативных кризисов.
Заключение
В настоящеевремя проблема устойчивости семейной системы в условиях ненормативных кризисовявляется достаточно важной. Редко можно встретить супружескую пару, у которойвсе благополучно в отношениях друг с другом.
Чтобыизбежать семейных кризисов по причине взаимного охлаждения или отсутствиявзаимопонимания, супругам не следует превращать свой брак в привычку, всовместное прозябание. Необходимо всегда показывать партнеру, как он вам дорог,как он значим для вас, что он ваша частица, без которой вам будет очень плохо.Для этого нужно работать над собой, ведь счастье само не приходит, а создается двумялюбящими людьми.
Подводя итогиданной работы, нужно отметить, что цель данного исследования была достигнута:была изучена эффективность системно-семейной терапии Б. Хеллингера приформировании устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов, ивыполнены все поставленные перед нами в рамках исследования задачи:
1)Осуществили теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования.
2) Провелиэмпирическое исследование устойчивости семейной системы в период ненормативногокризиса.
3) Определилиэффективность системного подхода Б. Хеллингера при формировании устойчивости семейнойсистемы в период ненормативных кризисов.
Организованноеи проведенное нами исследование не подтвердило, выдвинутую нами гипотезу, отом, что подход Б. Хеллингера эффективен при формировании устойчивости семейнойсистемы в период ненормативных кризисов.
Надостигнутом мы не останавливаемся, и дальнейшая повторная диагностика,устойчивости семейной системы в период ненормативных кризисов при использованииподхода. Б Хеллингера, через некоторое время так же подтвердит выдвинутую нами гипотезу.
Списоклитературы
1. АбрамоваГ.С. Практикум по психологическому консультированию. — М.: Академия, 1995.
2. АлланД. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах иклиниках / Под общ. ред. В.В.Зеленского — СПб.-Мн., 1997. — 256 с.
3. АлешинаЮ.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.
4. АлешинаЮ.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследованиясупружеских отношений. М., 1997.
5. АлтуховН.И. «Самозащита» психолога в процессе консультирования илипсихотерапии // Психиатрия на рубеже тысячелетий: Сб. тез. конф. — Ростов-на-Дону, 1999.
6. АндрееваТ. В. Семейная психология. СП6.: Речь, 2004.
7. АнтоновA.M., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
8. БраунДж., Кришенсен Д. Семейная психотерапия и семейное консультирование. — М.,2001.
9. ВаргаА.Я. Системная семейная психотерапия. СП6:. Речь, 2001.
10. ВитекК. Проблемы супружеского благополучия. М., 1998.
11. Вопросыпрактической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Подред. Н.Н. Обозова. — Л.: ЛГУ, 1999.
12. ГавриловаТ.П. Психологиясемьи. М., 2002.
13. ГлэддингС. Психологическое консультирование. — СПб.: Питер, 2002.
14. ГорностайП.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. — Киев: Наукова думка, 1995.
15. ГулинаМ.А. Терапевтическая и консультативная психология. — СПб.: Речь, 2001.
16. КапустинС.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросыпсихологии. — 1993. — № 5. — С. 50-56.
17. ДомбровскийА., Велента Т. Кризис семьи // Семейная психология и семейная терапия. 2005. №3.
18. КарабановаО. И. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., Гардарики, 2005. — 320с.ISBN 5-8297-0189-8 (в пер.)
19. КовалевС.В: Психологиясовременной семьи. М., 1998.
20. КочюнасР. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 2000.
21. КочюнасР. Психотерапевтические группы: теория и практика. — М.: Академический проект,2000.
22. МеновщиковВ.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М.: Смысл, 2000. — 109 с.
23. МеновщиковВ.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемнымиситуациями. — М., 2002. — 528 с.
24. МэйР. Искусство психологического консультирования. — М.: Класс, 1994.
25. Нельсон-ДжоунсР. Теория и практика консультирования — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
26. НемовР.С. Основы психологического консультирования. — М.: Владос, 1999.
27. ОбозовН.Н. Психологическое консультирование. — СПб., 1993.
28. Общаяпсиходиагностика: основы психодиагностики, немедицинской психотерапии ипсихологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.:МГУ, 1987. — 304 с.
29. ОлифировичН.К., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Семейные кризисы. СПб., из-во Речь2006г. 260 стр. ISBN-5-9268-0416-7.
30. Психологическаяпомощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной.- СПб., 1999.
31. Психологическоеконсультирование и психологическая терапия. Хрестоматия. / Под ред. А.Б.Фенько, Н.С. Игнатьевой. — М., 1999. — Т.1. Теория и методология.
32. Психолого-медико-педагогическаяконсультация / Под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб., 2001.
33. ПэйджС. Супружеская жизнь: путь к гармонии. М., 1995.
34. Психологическиетесты для профессионалов / авт. – П86 сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк.,2007. – 496 с. ISBN 978-985-6807-75-9.
35. СидоренкоЕ.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. –350 с., ил. ISBN 5-9268-0010-2.
36. Семьяв психологической консультации: Опыт и проблемы психологическогоконсультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика,1989.
37. Социально-психологическаяи консультативная работа с семьей: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнайдер: В 2 ч. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. — Ч.1. — 712 с.
38. Социально-психологическаяи консультативная работа с семьей: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнайдер: В 2 ч. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. — Ч.2. — 728 c.
39. СысенкоВ.А. Супружескиеконфликты. М, 1999.
40. ХазановаМ.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросыпсихологии. — 1993. — №2.
41. ХухлаеваО.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. — М.: Академия, 2001.
42. ЦелуйкоВ. М. Психология современной семьи. М., 2004 (2006).
Приложение 1
Проявлениесемейных кризисов (таблица 1)Вид кризиса Особенности Сфера проявления Сфера проявления Психологические рекомендации Интимная Бытовая Вкусы Привычки Год первый: притирка характеров Охлаждение чувств связано с явлением, которое в психологии называется «снятие масок», когда романтический, идеализированный образ любимого (любимой) начинает расходиться с реальным Через полгода на смену влюбленности приходит либо ровное стабильное чувство, либо вы с ужасом начинаете понимать, что ваш избранник далеко не идеал. Неприятным открытием может стать и то, что ваш супруг (супруга) не так сексуален, как казалось, и бурному сексу предпочитают здоровый сон. Вы начинаете комплексовать и каждый раз после ночи любви задаетесь вопросом «Было ли это так же хорошо, как и раньше?» Увы, никуда не денешься от грязной посуды, материальных проблем, стирки и генеральной уборки. Повседневные бытовые проблемы ослабляют способность воспринимать друг друга с прежним волнением. До свадьбы вам казалось, что ваши вкусы идеально совпадают. Со временем вы начинаете понимать, что на самом деле оба подстраиваются один под другого Вы оба делаете «страшные» открытия: «Он курит прямо в комнате!» «Она забывает выключить газ!» Будьте реалистичными. Любовь, страсть – это не средства решения житейских проблем. Они лишь подкрепляют ваш союз, а быт испытывает его на прочность. Монотонность и однообразие — зловещие спутники семейной жизни, от них никуда не денешься. Введите в вашу жизнь хотя бы небольшие разнообразие. Устройте романтический ужин в спальне, или прогулку «по местам любовной славы» Год третий: испытание чувств Появление в семье ребенка может стать не только большой радостью, но и катализатором ссор. Жена погружена в быт, поглощена заботой о ребенке и бесконечно одинока. Муж страдает от дефицита внимания со стороны жены и чувствует себя лишним. Страсть, влюбленность исчезают. Река семейной жизни уходит под землю, и ее течение становится размерным. Супруги уже прекрасно изучили физиологические особенности друг друга и больше не задаются вопросами: «Все ли я делаю правильно?» Но с появление ребенка жене часто «не до этого».У молодого, полного сил мужа возникают неудовлетворительные сексуальные фантазии. Споры о том, кому выносить мусор или готовить обед в прошлом. Но время от времени каждому из супругов кажется, что круг его обязанностей – шире. Периодически возникает «бунт на корабле» Вы уже способны смотреть ненавистный футбол вместе с мужем, а супруг, страдая и ворча отправляется с вами в театр. Правда вас раздражает, когда муж высказывает свое мнение о спектакле, а его возмущает ваш комментарий матча. На данном этапе совместной жизни на привычки второй половины начинают смотреть сквозь пальцы Слегка сместите акценты в шкале семейных ценностей: бурную страсть с успехом компенсирует душевный комфорт, который вы приобрели за эти годы. Не замыкайтесь на себе. Дарите друг другу радость добрых слов. Помните что сохранение любви не мыслимо без материального подкрепления, даже если это будет небольшой подарок, сделанный без всякого повода. Год седьмой: переоценка Супруги еще молоды, но уже опытны. Они определились в профессии, чего-то достигли в карьере. Но кажется, что настоящая жизнь проходит мимо, а в том, что не изведано еще столько радостей, виноват «вторая половина». Заботы о ребенке отходят на второй план, и жене теперь хочется испытать всю радость супружества, сексуальных отношений. Ее самооценка повышается она чувствует, что еще способна нравиться мужчинам. Чувства к собственному супругу из-за недостатка его внимания к ней охладевают Секс становится чем-то сродни спорту- та же добросовестная четкость движений и эмоций. Вы знаете, что это полезно для здоровья и самочувствия, как зарядка по утрам, и стараетесь быть если не по-юношески страстным, то по крайней мере дисциплинированным. Бурные сексуальные фантазии одолевают обоих. И если вы по-прежнему откровенны друг с другом, их нужно воплотить в жизнь. Но бывает, что, предлагая мужу (жене) что-то изменить в любовном поведении вы попадаете под подозрение: а не попробовали ли вы это с кем-то другим? Быт -это гиря вашей обновленной сексуальности. Именно теперь он «заедает» как никогда. Если раньше муж снисходительно намазывал маслом хлеб, зная, что приготовить завтрак в семь часов утра вас не заставишь и под угрозой расстрела, то теперь он постоянно ставит вам в примет жену Ивана Ивановича, священнодействующую на кухне уже с шести часов утра Вы яростно осмеиваете друг друга, повторяя при любом удобном случае: «Моя мама была права!» Вы бессознательно идете на конфликт, а вкусы супруга- прекрасный повод придраться. Привычки могут стать веской причиной для развода. Именно они позволят сформулировать расхожую фразу «Не сошлись характерами» Не торопитесь делать выводы, что жизнь дала трещину. Лучший выход из семейных тупиков — попытаться сохранит любовь. Контролируйте свои слова, поступки и эмоции. Не идите на конфликт. Переключите свою энергию на выполнение какой-либо работы вне дома Стройте отношения на взаимном доверии. Безоснованная ревность и подозрительность ведут к дальнейшему охлаждению отношений. Не спешите раскрывать семейные тайны и обиды посторонним. Год четырнадцатый: лучшие друзья Чувства супругов становятся стабильными, любовь больше напоминает дружбу. Кризисный пик завышенной самооценки женщины миновал- теперь у мужчины наступает период самоутверждения. На этой стадии жена больше дорожит мужем, чем он ею. Еще одна причина охлаждения чувств- ощущение «середины жизни». Это один из самых тяжелых периодов в браке С мужчинами происходит то, о чем говорится в пословице: «Седина в бороду – бес в ребро». Любое новое увлечение может быть принято за начало новой любви Быт налажен и стабилен, способен удержать супругов лоне семьи – им не хочется вновь все начинать с нуля Отношение к вкусам другого стало терпимым. Вы, наконец, согласились с тем, что «о вкусах не спорят» и допускаете возможность другому иметь иную точку зрения на тот или иной предмет На «мелочи», когда-то служившие поводом для споров и ссор супруги просто перестают обращать внимание. Хотя каждый из партнеров может с удивлением обнаружить, что в точности повторяет привычку другого. Ответьте себе на один мудрый вопрос: хотел (а)я состариться с этим человеком? Если да, отбросьте сомнения и придирки. Посмотрите на своего спутника(спутницу) новым взглядом: он не «снабженец», а ваш любимый мужчина, она – не «обслуга», а желанная женщина. Не стесняйтесь проявлять свои чувства и эмоции, подкрепляйте их поступками. Вместе вы научитесь самому ценному – любить!
Приложение 2
Таблица 2.Результаты методики «Опросник удовлетворенности браком» В.В. Столин, Т.Л.Романова и Г.П. Бутенко (1984). До проведения консультации, женщины.Испытуемые Абсолютно благопол Благополучные Скорее благопол. Переходные Скорее не благопол Неблагополуч. Абсолютно неблагопол F1 17 15 F2 17 12 F3 18 9 F4 21 11 F5 22 6 F6 17 6
До проведенияконсультации, мужчины.Испытуемые Абсолютно благопол Благополучные Скорее благопол. Переходные Скорее не благопол Неблагополуч. Абсолютно неблагопол F1 29 19 16 F2 29 21 16 F3 30 19 15 F4 30 17 15 F5 29 18 16 F6 31 17 15
Приложение 3
Таблица 3. Результатыметодики ПЭА Волкова А.Н. до проведения консультации, женщины.Испытуемые Понимание Эмоц. притяжение Авторитетность F1 12 14 11 F2 13 10 17 F3 13 10 16 F4 14 12 12 F5 13 11 13 F6 15 13 11
Мужчины Испытуемые Понимание Эмоц. притяжение Авторитетность F1 11 11 11 F2 14 9 13 F3 11 10 12 F4 16 11 15 F5 12 13 12 F5 10 12 11
Приложение 4
Таблица 4. Результатыметодики « Опросник удовлетворенности браком» В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г.П.Бутенко (1984). После проведения консультации, женщины.Испытуемые Абсолютно благопол Благополучные Скорее благопол. Переходные Скорее неблагопол Неблагополуч. Абсолютно неблагопол F1 40 34 23 F2 41 38 23 F3 43 37 24 F4 45 38 25 F5 44 38 23 F6 40 38 24
До проведенияконсультации, мужчины.Испытуемые Абсолютно благопол Благополучные Скорее благопол. Переходные Скорее не благопол Неблагополуч. Абсолютно неблагопол F1 40 33 27 23 F2 40 38 28 23 F3 41 37 27 25 F4 39 37 28 24 F5 43 38 27 26 F6 40 37 29 23
Приложение 5
Таблица 5. Результатыметодики ПЭА Волкова А.Н. после проведения консультации, женщины.Испытуемые Понимание Эмоц. притяжение Авторитетность F1 14 15 12 F2 15 12 16 F3 14 12 17 F4 16 13 15 F5 14 14 14 F6 17 14 15
Мужчины Испытуемые Понимание Эмоц. притяжение Авторитетность F1 14 13 13 F2 15 12 14 F3 14 15 15 F4 17 14 16 F5 13 14 17 F5 13 15 15