Реферат по предмету "Психология"


Память и ее классификация

--PAGE_BREAK--
Продуктивность запоминания в целом и по частям. В психо­логии известны3 способа заучивания:целостный, частичный и комбинированный. Первый способ состоит в том, что мате­риал (текст, стихотворение и др.) читается от начала до кон­ца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т.д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один илинесколько раз, в зависимости от объема и характера его, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, по­сле чего снова весь текст читается целиком. Если же матери­ал, например, стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала прочитывается 1-2 раза от начала до конца, выясняется общий смысл его, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

Из указанных способов наиболее целесообразным являет­ся комбинированный (исследования М. Н. Шардакова). Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей матери­ала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное. Такая деятельность осуществляется при большей coqpeдoтoчeннocти внимания, отсюда и большая ее продук­тивность. В опытах М. Н. Шардакова учащимся, которые за­учивали стихотворение комбинированным способом, потре­бовалось всего9 повторений, при заучивании в целом— 14, а при заучивании по частям— 16 повторений.

Способы заучивания следует применять в зависимости от ха­рактера материала. При заучивании связного текста лучше поль­зоваться комбинированным способом, частичный лучше при­менять при заучивании иностранных слов, географических на­званий. Небольшой по объему и легкий текст можно заучивать целиком.

Успех запоминания также обеспечивается самоконтролем. Очень важно при заучивании делать попытку воспроизводить материал. Это важно на всех этапах усвоения. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допу­стили при воспроизведении и на что следует обратить внима­ние в последующем чтении.

Продуктивность запоминания зависит и от характера мате­риала. Наглядно-образный материал запоминается лучше сло­весного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Существует различие в запо­минании описательных и объяснительных текстов: учащиеся младших и средних классов лучше запоминают художественные отрывки и естественнонаучные описания, хуже— общественно-исторические тексты; в старших классах это различие почти отсутствует.

Одним из условий успешного запоминания является так­же систематизация материала. Приведенный в систему, он легче запоминается, дольше хранится в памяти. Исследова­ния А.А. Смирнова, Л.В. Занкова выявили значительное пре­имущество в запоминании сгруппированного текста перед несгруппированным. Систематизация может протекать в раз­ных направлениях: путем объединения объектов запомина­ния по одному какому-либо признаку, например, распреде­ление предметов по группам в зависимости от цвета, вели­чины и формы и пр., путем объединения материала (напри­мер, по истории) в хронологическом следовании событий и путем систематизации его в соответствии с предложенной схемой, например, при обобщенной характеристи­ке географических зон и т.п.

¨      Кодирование

Процесс кодирования начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется во время передачи информации в кратковремен­ную память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого. Однако основной процесс кодирования про­исходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных характеристик информации.
¨      Хранение (архивизация)

Архивизация — это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввел Тульвинг.

В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благо­даря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти.

Несмотря на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга и в различной степени обе определяют, как будет организо­вана информация для хранения в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только класси­фицировать, но и быстро извлекать информацию. Можно выделить несколько способов «укладки» информации в памяти; они зависят от сложность и других особенностей запоминаемого материала.

Прежде всего, существуют такие формы организации памяти, кото­рые определяются чисто внешними причинами — самой сущностью того, что следуют запомнить. Во-первых, возможна пространственная органи­зация, позволяющая установить связи и «опорные точки» в нашем физического и социальным окружении. Именно такая организация лежит в основе построения «когнитивных карт». Линейная организация позво­ляет найти какое-либо слово в словаре или имя в телефонной книге благодаря тому, что мы знаем алфавит. Этот же принцип дает нам возможность ориентироваться в днях недели и месяцах или, например, находить нужную страницу в книге.

Имеются также формы организации материала, более или менее произвольно формирующиеся «изнутри». Во-первых, можно предполо­жить существование ассоциативной организации, при которой группируются совместно элементы с какими-либо общими признаками — на­пример, содной и той же первой буквой («Как там звали сотрудника Павлова на. «Б»? Нет; не Бандура...»), из одной и той же граммати­ческой категории (существительные с существительными, глаголы с глаголами и т.д.) или со сходными функциями (например, предметы одежды, пищевые продукты, музыкальные инструменты и т. п.).

Можно думать, однако, что оптимальную деятельность семанти­ческой памяти обеспечивает иерархическая организация. При такой организации мы относим каждый элемент к тому или иному уровню в зависимости от того, соответствует ли он какой-то общей или более специальной категории. Например, воробей сначала относится к категории «птиц» (т.е. не рыб и не млекопитающих), затем учитывается, что он маленький, серый и не умеет петь (в отличие, скажем, от канарейки, которая тоже относится к птицам, но желтого цвета и петь умеет). Такого рода иерархическая организация семантической памяти представлена на рис.1.
 


                                                                                                                                       Ест

                                                                                                                                       Перемещается

                                                                                                                                       Обладает кожей

     


Плавает                                                                                                                                                                             Покрыта

Имеет                                                                                                                                                                                перьями

Плавники                                                                                                                                                                            Имеет

                                                                                                                                                                                      крылья





                                                        Покрыто шерстью

                                                        Имеет четыре ноги

                                                        Обладает зубами
                                                           

                                         Маленький                                                                                                                         Маленький

                                         Серый                                                                                                                                  Серый

                                         Не поет                                                                                                                               Поет
Рис. Иерархическая организация семантической памяти, позволяющая расположить различные категории на разных уровнях в соответствии с их особенностями и существующими между ними связями.

Более поздние исследования, однако, показали, что память не всегда организована столь рационально по принципу «от общего к частному» (как организованы, например, науки). Так, было обнаружено, что если испытуемые быстрее воспринимают  утверждение типа «собака-жи­вотное», чем «собака-млекопитающее», то они, напротив, дольше анализируют фразу «канарейка-животное», чем «канарейка-птица». Из этого ясно, что форма иерархической организации в значительной степени зависит от большей или меньшей привычности тех или иных понятий, а также от информации, накопленной в эпизодической памяти.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение мо­жет бытьдинамическим и статическим. Динамическое сохране­ние проявляется, в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изме­няется мало, при статическом, наоборот, он обязательно под­вергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной па­мятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в раз­личных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материа­ла, в обобщении его; Все это обнаруживается при воспроизве­дении. Например, ученик припоминает учебный материал в иной последовательности, чем заучивал его, упускает детали,- при­вносит что-то новое, обобщает. Обобщение характеризует бо­лее высокую ступень осмысления изучаемого материала.

О сохранении информации и ее видоизменении можно су­дить только по следующим двум процессам памяти— узнава­нию и воспроизведению.
¨      Узнавание и воспроизведение.

 Эффективность извлечения информации тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти. Действительно, информация всегда воспроизводится на основе той структуры, и составе, которой она запоминалась. Идет ли речь о том, чтобы назвать пятый месяц года, вспомнить, кто такой Фрейд или что такое теория относительности, — в каждом из этих случаев приходится обращаться к тому контексту, в который «встроен» извлекаемый из памяти элемент. Так, первом случае, очевидно, потребуется пересчитать все месяцы, начиная с января (или, наоборот, в обратном порядке — с июня, если мы знаем, что это шестой месяц); во втором случае надо будет вспомнить эпоху и родину ученого и ту область, в которой он работал, а в третьем — вспомнить особенности именно той из множества теорий, о которой требуется рассказать.

На все это, разумеется, наслаивается содержимое эпизодической памяти, в которой хранятся те события, что происходили в момент кодирования искомых элементов, или те воспоминания о прошлом, которые в то время возникали.

Именно потому, что в извлечении информации из памяти столь важную роль играет контекст, нам всегда легче узнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить что-то без каких-либо опорных точек или объектов для сравнения. Это касается людей всех возрастов, но в наибольшей степени — пожилых. Видимое ослабление памяти (особенно кратковременной) у стариков, которые часто видят в этом начало «склероза», нередко бывает связано не с нарушение самой памяти, а с уменьшением способности извлекать из нее информацию. Очевидным подтверждением этого служит тот  факт, что способность к узнаванию практически не из­меняется.

Все эти соображения — одна из причин того, что именно узнавание, а не вспоминание считают более чувствительным показателем факти­ческого объема усвоенного материала. Поэтому тесты на выбор правильных ответов вернее отражают уровень знаний, чем прямые вопросы, при которых подчас можно отделаться простым повторением заученных слов из лекции или учебника.

Узнавание какого-либо объек­та происходитв момент его восприятия и означает, что проис­ходит восприятие объекта, которое сформировалось человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памя­ти), или на основе словесных описаний (представление вообра­жения).

Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов. Заметив в небе движущуюся точку, человек отмечает про себя: «Это— птица или самолет»; тем самым он относит восприятие к одной из двух категорий пред­метов (птицы— летающие машины). Узнавание бывает раз­ным по, степени точности и полноты. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда чело­век не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания, или полное узнавание, не вызывает у воспринимающего субъекта ника­ких сомнений в знании объекта восприятия; при полном уз­навании человек безошибочно относит объект, к определен­ной категории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним.

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне  его. Воспроизведение об­раза объекта труднее чем узнавание. Так, человеку легче узнать текст книги при повторном его чтении (при по­вторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить со­держание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это— активный волевой процесс. Припоминания что-либо, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения, но это дейст­вие носит иной характер, чем перебор информации, зафик­сированной в запоминающем устройстве кибернетической ма­шины. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не «наткнет­ся» на нужный факт.

Припоминанию материала помогают вопросы. Вопросы вызывают промежуточные ассоциации, подводящие людей все ближе к цели. Однако вопросы могут и мешать припоминанию, если они заданы неумело и порождают побочные ассоци­ации.  Припоминание требует сосредоточенности внимания, оно совершается иногда с большим трудом. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание— это произвольное преднамеренное воспроизведение: человек заранее имеет цель вспомнить и для этого применяет усилия мысли и воли. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само со­бой. Основой его являются ассоциации по смежности во време­на или в пространстве, в некоторых случаях также ассоциации по сходству и контрасту.

Различаютвоспроизведение непосредственное и опосредован­ное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежу­точных ассоциаций (так воспроизводится, например, заученная таблица умножения). При опосредованном воспроизведении че­ловек опирается на промежуточные ассоциации— слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.

Воспроизведение учебного материала может осуществляться после его полного заучивания ив его процессе, (в виде пересказывания) с целью самоконтроля. Опыт говорит о том, что зау­чивание, сопровождаемое многократным воспроизведением, эф­фективнее, чем многократное чтение учебного материала без самоконтроля.

¨      Забывание

Как уже отмечалось, нельзя говорить о памяти, не касаясь при этом забывания и его причин. Забывание может быть связано с различными факторами. К ним относится, например, возраст, в котором запомина­ется то или иное событие,  неиспользование усвоенного материала или, наконец, характер этого материала. Важную роль играет также интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешают предшествующие или последующие события. Забывание может быть связано и с некоторыми бессознательными мотивациями. Наконец, целые «блоки памяти» стираются порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к утрате функции некоторых тканей.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической ос­новой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нер­вных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

От полного воспроизведения до полного забывания имеются промежуточные стадии узнавания. Некоторые исследователи на­зывают их «уровнями памяти». Таких уровней3:

1)      память вос­производящая,

2)      память опознающая,

3)      память облегчаю­щая.

Например, человек заучил стихотворение. Если через не­которое время он может воспроизвести его безошибочно,— это первый уровень памяти, самый высокий, если он не может при­помнит заученное, но легко опознает (узнает) стихотворение в книге или на слух,— это второй уровень памяти; если же уча­щийся не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворения, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз,— то третий уровень.

Забываниепроявляется в схематизации материала, отбрасы­вании отдельных частей его, иногда существенных, сведения новых представлений к привычным старым представлениям. Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протека­ния. Эти закономерности следующие.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.